Образование Древнерусского государства в IX-X веках, его первые правители.

В конце 9 века в восточной Европе сформировалось и окрепло новое могучее государство - Киевская Русь. Центрами, вокруг которого оно образовалось, стали Киев и Новгород. Эти два крупных культурных и торговых центра позволили объединить славянские племена в две основные группы. На севере сосредоточились словене, кривичи, а также выходцы из неродственных племен и варяжские переселенцы. На юге проживали племена полян, северян и вятичей. Эти две основные группы были объединены в единое государство с захватом новгородским князем Олегом Киева.

Русь в 10-ом веке, кратко описанная в данном разделе, начала активно развиваться. Территория Руси стала массово застраиваться городами, в 903 году, согласно летописям, был основан город Псков. Князь Олег, захвативший Киев, не стал останавливаться на достигнутом, и предпринял военный поход против Византии. Впечатленные греки поспешили заключить договор с русичами, который дал возможность купцам из Киевской Руси осуществлять торговлю в греческих городах без оплаты пошлин. С 912 года князем стал Игорь, сын Рюрика, его правление продлилось до 945 года. В 941 году и 944 году он осуществил новые походы против византийцев, однако они были неудачными, и купцы Руси утратили возможность торговать без пошлин. Это вызвало смуту в государстве, и в 945 году Игорь был убит древлянами. После этого бразды правления взяла на себя его супруга, единственная княгиня на Руси - Ольга. Она усмирила древлян, и сожгла их столицу, Искоростень (современный белорусский город Коростень).

В 964 году к власти пришел сын Ольги Святослав, который осуществил ряд успешных походов против соседних государств, и отразил нашествие хазар. Однако с востока пришли новые враги - печенеги, в одной из битв с которыми Святослав был убит. После него осталось трое сыновей, вступивших в междоусобную борьбу друг с другом. Победителем, в конце концов, вышел новгородский князь Владимир, впоследствии прозванный Великим. Именно его правление принесло на Русь наиболее значимые события в десятом веке. При нем была проведена попытка унификации славянского религиозного культа, позднее он, для заключения выгодного договора с Византией, решил ввести на Руси новую веру - Христианство. Это событие предопределило путь, по которому стала развиваться Киевская Русь, и все другие государства и народы, образовавшиеся и проживающие на ее территории. При этом Владимир проявил себя как талантливый правитель и полководец, при нем было отражено вторжение половцев, а внедрение новой веры было проведено мягко и без серьезных потрясений.

Во второй половине 10-го в. продолжали укреплять свои позиции киевские князья, сумевшие в годы правления Святослава Игоревича (964-972) подчинить себе все .

Переход к одной религии сопровождался становлением нового типа государственности на Руси. Православие задавало общий нормативный порядок для интеграции Древнерусского государства. Церковь оказывала большое влияние на политику киевских князей и государственное управление, на формирование древнерусского права.

Особенность геополитического положения Древней Руси была в том, что она граничила как с западно-христианской цивилизацией, так и с исламским миром, иудейским и степными кочевниками - язычниками.

Основным направлением внешней политики Древнерусского государства было «собирание» земель в единое территориальное целое, а также защита границ, обеспечение государственных интересов в международной торговле, организация завоевательных походов.

Ведя непрерывные войны, Древнерусское государство укрепило свои позиции в Причерноморье, Подонье, Прикубанье и на Тамани, где было создано Тмутараканское княжество. В результате похода киевского князя Святослава был разгромлен Хазарский каганат, который облагал данью Русь до середины 10-го в. Владимир I, продолжая политику Святослава, восстановил влияние на Северном Кавказе, посадив на княжение в Тмутаракани своего сына Мстислава.

После смерти Владимира в 1015 г. началось время . Его сын Святополк, убив своих братьев Бориса, Глеба и Святослава, объявил себя великим князем киевским. Но в 1019 г. оставшийся в живых брат Ярослав при поддержке варягов разгромил дружину Святополка на реке Альте и занял киевский великокняжеский престол. Именно на период правления Ярослава Мудрого пришелся расцвет русского государства. Одним из опаснейших его соперников был Мстислав Тмутараканский, который правил на левом берегу Днепра.

Ярославу удалось осуществить полное объединение земель только после смерти Мстислава.

При Ярославе Мудром Русь становится одним из сильнейших государств Европы.

Ярослав совершает успешные походы в прибалтийские земли, где закладывает г. Юрьев. Он предпринимает военные походы против Византии, добивается победы над печенегами в битве под Киевом в 1036 г.

Государственные реформы Ярослава Мудрого выразились в принятии первого письменного свода законов - , которая регулировала общественные отношения, устанавливала порядок разрешения различных споров и возмещения нанесенного ущерба.

Этими законами, в частности, регулировались взаимоотношения между княжескими дружинниками и населением Новгорода, предусматривались наказания за побои, увечья, укрывательство преступника, конфискацию имущества, изгнание в случае тяжких преступлений. «Русская Правда», опиравшаяся на нормы права и прежнее законодательство, вошла в историю Руси как сложный и значимый для своего времени юридический документ.

При Ярославе произошел значительный рост экономики. Заселялись новые места, воздвигались города. Были построены замечательные соборы святой Софии в Киеве и Новгороде, основаны многочисленные монастыри, наиболее значительным из которых является Киево-Печерская лавра, основанная в 1051 г.

Первым русским митрополитом был Илларион. Монастыри стали центрами просвещения и культуры, в них создавались русские летописи, развивалась грамотность, распространялось христианство.

В Новгороде было основано первое училище.

Для укрепления влияния церкви десятая часть введенного князьями оброка (церковная десятина) отдавалась на нужды церкви.

Существенная черта политики Ярослава - укрепление власти князей.

4. 1. Территориально – политическая структура. К концу IX века завершился процесс подчинения восточнославянских догосударственных общностей, союзов, племенных княжений власти Киева. В княжение Владимира Святославовича окончательно сложилось ДРГ. Внешние границы оставались практически неизменными до середины XIII века. Составной частью ДРГ стали территории «земли» или «волости», управляемые представителем киевской династии Рюриковичей. Относительно того, как соотносились понятия «земля» и «волость» в историографии единого мнения не существует: Грушевский, Пресняков, Фроянов считали, что эти понятия равны или иногда употребляли их сочленено земля-волость; Сергеевич, Ключевский – составные части Киевской Руси именовались волостями; Юшков, Владимирский – Буданов - называли землями. Большинство источников X – XII веков «землями» называли суверенные государства, кроме того, государства обозначались часто названиями, образованными от этнонима Русь, чехи, греки и т. д. эти два способа, по-видимому, уже существовали в X веке. В частности, в русско-византийском договоре 911 г. ДРГ 6 раз обозначается как русь и 1 как Русская земля, а Византия - 4 раза как греки и 1 раз – Земля Греческая. Термином «волость» в древнерусских памятниках именуется территория являющаяся составной частью ДРГ. В ПВЛ упоминается ряд волостей: волость связывается с конкретным княжеским владением, либо владетель является вассалом киевского князя, а волостью именуется управляемая им территория. Более того, во владении одного князя могло быть несколько волостей, сам же князь сидел в центре наиболее значительном, другие управлялись его посредниками. Вероятно, территория получила право именоваться волостью, когда там появляется княжеский стол. «Волость» в письменных источниках встречается с глаголом, обозначающим действия: волости можно раздавать, отнять и т. п. Таким образом, формирование понятия «волость» происходит вместе с формированием структуры ДРГ.

Таким образом, в X – начале XII вв. Русь состояла из волостей, управляемых представителем киевской княжеской династии.

Анализ этих терминов показывает, что волость – это княжеское владение, а не владение города или иного субъекта. К концу правления Владимира известно 9 волостей, к Ярославу Мудрому – 10, Мстиславу Владимировичу – 19. Со второй Половины XI в. волости начинают закрепляться за отдельными ветвями рода Рюриковичей. Потомки Святослава владели Черниговской, Изяслава – Полоцкой. Три княжества не закреплялись ни за какой ветвью: 1) Киевское – коллективный сузеринитет княжеской династии, 2) Новгород – общерусский стол (в X – XI вв. его занимал старший сын Киевского князя, в XII – боярство оказывало решающее влияние на выбор князя), 3) Переяславское – в XII в. потомки Мономаха.

Территория обособившихся князей с началом удельного периода стала именоваться землей, т. е. так было принято называть суверенные государства. К 1137 – Новгородская Земля, к 1142 – Черниговская, к 1148 – Суздальская и т. д. То есть во 2 / 3 XIII в. завершилось обособление волостей и происходит превращение их в самостоятельные княжества, которые стали именоваться землями.

4. 2. Социально – экономическое развитие. «Русская правда» называет основным населением страны свободных общинников - людинов или людей (от­сюда: сбор дани с крестьян-общинников - полюдье).«Русская правда», рассматривая людинов, указывает, что они объединились в сельскую общину - вервь. Вервь обладала определенной территорией, в ней выделялись отдельные экономически самостоятельные семьи.

Вторая большая группа населения - смерды. Это, воз­можно, не свободные или полусвободные княжеские дан­ники. Смерд не имел права оставлять свое имущество непрямым наследникам. Оно передавалось князю. С раз­витием феодальных отношений эта категория населенияувеличивалась за счет свободных общинников.

Третья группа населения - рабы . Они известны под разным названием: челядь, холопы. Челядь - это раннее название, холопы-более позднее. «Русская правда» по­казывает рабов полностью бесправными. Раб не имел права быть свидетелем на суде. За его убийство хозяин не нес ответственности. Наказанию за побег подвергался не только раб, но и все, кто ему помогал.

Рабство было 2-х видов - полное и неполное. Источ­ники полного рабства: плен, продажа себя в рабство, же­нитьба на рабыне или выход замуж за раба; поступление на службу к князю тиуном, ключником, ратайным старо­стой и не заключение договора и т.д.

Однако полное рабство было неоднородным. Основная масса рабов выполняла черную работу. Их головы оцени­вались в 5 гривен. Рабы-надсмотрщики, управляющие,ключники были на другой ступеньке социальной лестни­цы. Голова княжеского тиуна оценивалась в 80 гривен, онмог уже выступать свидетелем на суде.

Неполные рабы - закупы появились в ХП веке. Закуп- это разорившийся общинник, пошедший в долговую каба­лу за определенную ссуду (купу). Он работал слугой или в поле. Закуп был лишен личной свободы, но у него сохранялось свое хозяйство и он мог выкупиться, вернув долг.

Большинство историков считает, что рабство на Руси не получило широкого распространения. Другого мнения придерживаются А. П. Пьянков, М. Н. Покровский . «За­хватывать рабов и торговать ими было промыслом пер­вых властителей русской земли. Отсюда непрерывные войны между этими князьями, войны, целью которых было «ополониться челядью», т. е. захватить много рабов.Отсюда их сношения с Константинополем, где был глав­ный тогда ближайший к России невольничий рынок» (М. Н. Покровский).

Небольшой группой зависимого населения Руси были рядовичи. Их жизнь тоже была защищена пятигривенным штрафом. Возможно, это были не пошедшие в хо­лопство тиуны, ключники, старосты, мужья рабынь и т. д. Судя по «Русской правде», они были мелкими админист­ративными агентами.

Другая небольшая группа-изгои, люди, лишившиеся своего социального статуса: холопы, отпущенные на волю, общинники, изгнанные из верви и т. д. Видимо, изгои по­полняли ряды городских ремесленников или княжескуюдружину, особенно во время войны.

Довольно большой группой населения Руси были ре­месленники . Города по мере роста общественного разде­ления труда становились центрами развития ремесла. К ХП веку в них насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей; русские ремесленники иногда производи­ли более 150 видов железных изделий. На внешний ры­нок шли не только лен, пушнина, мед, воск, но и льняныеткани, оружие, изделия из серебра, пряслица и другие товары.

С ростом городов, развитием ремесленничества связа­на деятельность такой группы населения, как купцы . Уже в 944 г. русско-византийский договор позволяет ут­верждать существование самостоятельной купеческой профессии. Следует помнить, что каждый купец в те вре­мена был и воином. И у воинов, и у купцов был один по­кровитель - бог скота Велес. Через Русь пролегали важ­ные торговые пути по Днепру и Волге. Русские купцы торговали в Византии, в арабских государствах и в Европе.

Необходимо выделить и такую группу населения Древней Руси, как дружинники («мужи»). Дружинники жили на княжеском дворе, участвовали в военных похо­дах, в сборе дани. Княжеская дружина - это составная часть аппарата управления. Дружина была неоднородна. Наиболее приближенные дружинники составляли посто­янный совет, «думу». Они именовались боярами. С ними князь советовался по важным государственным делам(принятие православия Владимиром; Игорь, получив от Византии предложение взять дань и отказаться от похо­да, созвал дружину и начал советоваться и т. д.).

Стар­шие дружинники могли иметь и свою дружину. Впослед­ствии бояре выступали в роли воевод.

Младшие дружинники исполняли обязанности судебных исполнителей, сборщиков штрафов и т.д. Княжеские дру­жинники составляли основу нарождающегося класса фео­далов.

Дружина была постоянной военной силой, которая пришла на смену всеобщему вооружению народа. Но на­родные ополчения еще долгое время играли большую роль в войнах.

Князь властвовал и управлял не безраздельно. Кня­жеская власть была ограничена элементами сохранивше­гося народного самоуправления. Активно действовало на­родное собрание - вече - в IX - XI вв. (в Новгороде и Пскове значительно дольше). Народные старейшины при­нимали участие в княжеской думе.

Известны три линии, по которым шло развитие форм феодальной собственности и обращение сельского населения в зависимое от господствующего класса. Во-первых, происходило «окняжение» земли и обложение свободных общинников данью, перераставшей в фео­дальную ренту. Так складывалась государственная соб­ственность, получившая впоследствии наименование «черной». Во-вторых, наблюдалось расслоение соседской общины, из которой выделялись крестьяне - землевла­дельцы, превращавшиеся затем в феодалов, и беззе­мельные люди, труд которых присваивался землевла­дельцами. Наконец, в-третьих, собственники феодалы сажали на землю рабов, становившихся зависимыми крестьянами.

До середины XI - XII вв. господствующей формой фе­одальной собственности была государственная, господст­вующим видом эксплуатации - взимание дани. К XI в. складывается землевладение княжеское (домениальное), боярское, церковное, основанное на присвоении прибавоч­ного продукта, произведенного трудом зависимого кресть­янина и посаженного на землю холопа. Процесс расслое­ния древнерусского, общества (в том числе и общины) дает заметные результаты уже к началу X в. Так, в до­говорах Руси с ВизантиейXв. упоминаются «светлые ивеликие князи», «князи», «великие бояре», «бояре» («боляре»).

Наиболее ранней формой эксплуатации крестьян ки­евскими князьями являлась дань (продуктами сельского хозяйства, промыслов, деньгами), которой они облагали сельское население.

Присоединенные территории начинали рассматривать­ся верховными правителями как государственная собст­венность. Право на сбор дани с определенных территорий получали дружинники князя. Так, «мужу» Игоря Свенельду была пожалована для этих целей земля древлян. Первоначально взыскание дани производилось посредст­вом «полюдья», то есть поездок княжеских дружинников в подвластные земли, где они кормились за счет местногонаселения до тех пор, пока не соберут дани.

Термин «полюдье» имел два значения: форма взыска­ния дани и кормление дружинников.

Дань раскладывалась по погостам и взыскивалась с «дыма» - двора, «рала» - плуга, то есть с отдельных крестьянских хозяйств. В связи с этим погосты, как посе­ления соседских общин, приобретают новое значение - административно-фискальных округов. С именем княгиниОльги летопись связывает проведение в 946 - 947 гг. ряда мероприятий, направленных на укрепление княже­ской власти в пределах сельских территорий: нормирова­ние повинностей, получавших регулярный характер, уст­ройство погостов как постоянных центров сбора дани. Си­стема «полюдья» постепенно сменяется системой «сво­за» - доставки дани в погост.

Смерды и данники стали подчиняться княжеским су­дебным органам. Система штрафов в княжескую казну вытеснила платежи в пользу потерпевших.

4. 3. Культура и быт. История русской культуры начинается с Крещения Руси, языческое время остается за порогом истории. Это совсем не значит, что оно, это языческое прошлое, не су­ществовало. Оно было, и очень яркие его следы сохраняют­ся в памяти народа, в его быту, в самом народном складе.

Наиболее древний пласт язычества - одухотворение природы, вера в леших, водяных и т. д. Следующий пласт представлен общинными, аграрными и семейно-родовым культами. В период, предшествовавший приня­тию христианства, господствовали племенные культы. Каждое племя имело своих богов-покровителей. У полян таким покровителем был Перун, у словен - Велес и т. д.

С образованием единого государства была предприня­та первая попытка превратить Киев в религиозный центр восточных славян. В договоре Олега с греками (907 г.) упоминаются и Перун, и Велес. В это время почти все восточнославянские племена были присоединены Киевом.

В договоре Игоря с Византией (944 г.) назван уже только Перун, хотя в походе участие принимали те же племена. Скорее всего, здесь наблюдается попытка поста­вить Перуна выше всех богов: Киев - центр государства и Перун - главный бог.

В середине X века отношения Киева с «примученными» племенами резко меняются. После казни древлянами князя Игоря киевским властям в вопросе религии при­шлось отступить. В договоре Святослава с Византией (971 г.) Велес вновь упоминается наряду с Перуном.

Однако в 980 году князь Владимир предпринял новую религиозную реформу - «Постановление кумиров». Это было еще одно возвеличивание Перуна, а фактически - попытка перейти к единобожию. Она оказалась неудач­ной, так как верховенство Перуна навязывалось силой союзным племенам. Неудача этой реформы предопреде­лила необходимость новых преобразований. Это не было прихотью Владимира или его бояр и дружинников, еди­нобожие было нужно для укрепления государства.

Летописец Нестор сообщает подробно, как была кре­щена Русь. При выборе веры князь Владимир, выслушав представителей разных религий - иудейской, магометан­ской и христианской остановил свой выбор на христианской, учитывая, что христианство могло осуществляться с ориентацией, как на Рим, так и на Византию.

Каковы же причины выбора православия?

В IX в. наиболее важным и злободневным был вопрос взаимоотношения христианского мира с исламским Восто­ком. Мусульманство, восторжествовав на Востоке и в Африке, утверждалось в Европе. Из бассейна Каспий­ского моря мусульманское влияние проникает в Хазарию, где вступает в борьбу с христианством и иудаизмом, и поВолге устремляется на север. Создавалась угроза фланго­вого охвата Европы исламом, в связи с чем славянский мир, и прежде всего Русь, приобрел первостепенное зна­чение для судеб европейской христианской цивилизации. Не случайно, поэтому в IX - X вв. не только Константи­нополь, Рим, Ингельгейм, но и Багдад стремились разы­грать славянскую и русскую карту. Об этом свидетельст­вуют переходы некоторых славянских отрядов на сторонуарабов. По мнению И. Экономцева, нападение Руси на Константинополь в 860 г. было спровоцировано арабами, против которых в это время выступил византийский им­ператор Михаил III. Очарованный исламской культурой князь Святослав Игоревич в свое время даже хотелперенести столицу в низовье Волги. Так что запечатлен­ная в «Повести временных лет» легенда о выборе веры князем Владимиром исторически глубоко правдива.

Кроме этого были и другие причины. Римская церковь признавала богослужебным языком только латынь. Рим­ский папа требовал полного подчинения себе королей и императоров и тем самым возвышался над ними как в религиозном, так и в политическом отношении. ПатриархКонстантинопольский признавал определенную зависи­мость от императора и ставил церковь на службу государ­ству. Константинопольская православная церковь допуска­ла возможность использования любых языков. Киевский князь выбрал, естественно, то, что ему было выгоднее.

Определяя ориентиры, Русь учитывала еще и терри­ториальную близость Византии и то, что родственные ру­сичам болгары уже приняли православие. Выбор истори­чески был предрешен в пользу Византии - государства, аналогичного по социальной сущности и по политическо­му устройству, растущему Древнерусскому государству.

По данным летописи, крещение киевлян было летом 988 года. Оно явилось официальным началом христиани­зации Древней Руси.

Новую веру, ставшую государственной, необходимо было распространить на всю территорию. Это оказалось не так-то просто, хотя кроме византийских священников в крещении активное участие принимала княжеская власть. Судя по летописям, редко где крещение народа обходилось без насилия. Новгородцев в 991 г. крестили при помощи дружины из Киева. Первые два епископа Федор и Илларион (XI в.) ничего не могли сделать с ростовчана­ми-язычниками. Жителей Мурома не смогли приобщить к православию ни сын Владимира Глеб, ни его преемник. И так было по всей Руси. Даже обращенные в христиан­ство люди часто сохраняли веру в древних богов.

Принятие христианства имело важные последствия. Князь и его окружение получили идейную основу для единства древнерусского государства. Крещение укрепилосвязи Руси с Европой.

Владимир был женат на Анне, сестре византийского императора Василия П. После ее смерти он вступил вбрак с дочерью немецкого графа Куно фон Эннингена. Князь Святополк был женат на дочери польского короля Болеслава I, князь Ярослав Мудрый - на дочери швед­ского короля Олафа, князь Владимир Мономах - на доче­ри английского короля Геральда П. Дочери киевских кня­зей были замужем за правителями многих государств.

Византийское религиозное и гражданское влияние на древнерусскую культуру очевидно. Но ни о каком засилии Византии в древнерусской культуре говорить не приходится. Русь не была пассивным объектом приложения. Даже заимствованные культурные достижения под­вергались глубокой трансформации под воздействием местных традиций. Воздействие византийской культуры наиболее интенсивным было на высшие слои общества, гораздо меньше его испытывали народные массы.

Принятие христианства способствовало широкому рас­пространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры. Вместе с богослужебными книгами и богословской литературой на Русь из Болгарии, при­мявшей христианство на 120 лет раньше, проник и первый межславянский литературный язык - старославян­ский. Он стал языком культа и религиозной литературы.

На местной восточнославянской основе сформировался древнерусский литературный язык. Это язык деловой письменности, исторической и повествовательной литера­туры. На нем написаны «Русская правда», «Слово о пол­ку Игореве», русские летописи, «Поучения» ВладимираМономаха и т. д. О распространении письменности среди городского населения свидетельствуют берестяные грамо­ты, найденные при раскопках в Новгороде и других горо­дах. Первые фрагментарные летописные записи появи­лись в Киеве вскоре после изобретения славянских пись­мен Кириллом и Мефодием. Они относятся ко времени княжения Аскольда (867 - 875). Обнаруженная вторичнаяязыческая летопись, описывающая княжение Игоря и Ольги, относится к 912- 946 гг. Последний раздел киев­ской языческой летописи охватывает 946 - 980 гг. и, в основном, относится к княжению Святослава и Ярополка Святославича. В нем отмечались основные события того времени: приезд посольств, отношения с печенегами, не­обычные природные явления и пр.

При Ярославе Мудром по его инициативе создается летописный свод 1093 г. Содержание этого свода посте­пенно разрасталось и к началу XII в. составило обшир­ное систематическое повествование. «Повесть временныхлет» правомерно рассматривается как введение в рус­скую историю, как энциклопедия древнерусской жизни IX -XI вв.

В развитии русского летописания чувствуется опреде­ленная религиозно-историческая тенденция или идея. Митрополит Илларион, более известен как автор слова «О законе, Моисеем данном, и о благодати и истине», окотором Е. Е. Голубинский отозвался, как о «безупречной академической речи, с которой из новых речей идут в сравнение только речи Карамзина». Рядом с этим произведением Е. Е. Голубинский ставит также «Слово о полку Игореве». Это действительно превосходный образец ора­торского искусства, хотя авторы и находятся под опреде­ленным влиянием византийской письменности, повторяют чужие темы.

Центрами древнерусской культуры были города с их ремесленным производством. В IX - X вв. насчитывалось 25 городов, в XI - 89, к концу ХП в. - 224. В городах жили и трудились ремесленники разных специальностей. Большие успехи были достигнуты в выплавке и обработ­ке металлов. Железо выплавлялось из болотных руд в сыродутных «домницах». В городах было налажено мас­совое производство железных орудий: топоров, серпов, лопат и др. Своим мастерством славились русские ору­жейники. В Европе высоко ценились кольчуги и прямые русские мечи. Древнерусские ювелиры наладили массовое производство различных украшений. Археологи обнару­жили в Киеве целую мастерскую по изготовлению стек­лянных браслетов. Много ремесленников занималось об­работкой кожи и дерева, изготовлением тканей, одежды и обуви.

Существовало в Древней Руси и школьное образова­ние. Школы для детей бояр создавались при Владимире. Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей старост и духовных лиц. Имелись школы и для подготов­ки к государственной и церковной деятельности. В них наряду с богословием изучались философия, риторика, грамматика, географические и естественные науки.

После принятия христианства на Руси развивается монументальное каменное зодчество. Принципы строитель­ства каменных храмов были заимствованы из Византии. Первой каменной постройкой была Десятинная церковь, возведенная в Киеве в конце X века (она была разруше­на монголами в 1240 году). В 1031-1036 гг. в г. Черниго­ве был воздвигнут Спасо-Преображенский собор. Верши­ной южнорусского зодчества XI в. является Софийский собор в Киеве, построенный греческими и русскими мас­терами. Вслед за Киевской Софией были построены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке.

Эти соборы отличаются от византийских сохранностью традиций русского деревянного строительства дохристианской эпохи: многокупольностью, шлемовидными купо­лами и многим другим.

Из Византии на Русь пришли новые для нее виды мо­нументальной живописи - мозаика, фреска и иконопись.

Самые ранние из сохранившихся произведений древ­нерусской живописи были созданы в Киеве. Суровой красотой и монументальностью отличаются мозаики и фрески Софийского Собора. Они выполнены в строгой и торжественной манере, свойственной византийской мону­ментальной живописи. Среди фресок Софии два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого, на стенах двух башен изображены сцены княжеской охоты, цирковых состязаний и т. д.

Русская культура была подчинена единому стилю - стилю, отдаленным аналогом которого может быть указанроманский стиль на западе и юге Европы, а более близ­ким - стиль, господствовавший в Византии и странах еекультурного влияния.

Быт в Киевской Руси имел существенную разницу в образе жизни людей различных районов страны, города и деревни, феодальной верхушки и основного населения. Народы, расположенные по торговым путям, жили значительно лучше, чем жившие по дреговическим болотам и на территории Приуралья. Крестьяне жили в небольших домах. На юге это были полуземлянки, у которых даже крыши были земляные. На севере по лесам строились срубные наземные постройки с деревянными полами. Печи везде были глинобитные или каменные, но топилисьпо-черному. Окна были маленькие.

Горожане имели иные жилища. Почти не встречались полуземлянки. Часто это бывали двухэтажные дома, со­стоящие из нескольких комнат.

Значительно отличались жилые помещения князей, бояр, дружинников и священнослужителей. Под усадьбы отводились большие площади земли, строились хозяйст­венные постройки, срубы для слуг, ремесленников. Бояр­ские и княжеские хоромы представляли собой дворцы. Были и каменные княжеские дворцы.

И одевались разные слои общества по-разному. Кре­стьяне и ремесленники - и мужчины, и женщины - но­сили рубахи (у женщин они были длиннее) из домоткан­ного полотна. Мужчины кроме рубахи одевали штаны, аженщины - юбки. Верхней одеждой и у мужчин, и у женщин была свитка. Носили также разные плащи. Зи­мой носили обыкновенные шубы. Одежда знати по форме походила на крестьянскую, но качество, конечно, было иным: из дорогих тканей шилась одежда, плащи часто были из дорогих восточных материй, парчовые, вышива­лись золотом. Плащи застегивались на одном плече золо­тыми застежками. Зимние шубы шились из дорогих ме­хов. Обувь у горожан, крестьян и знати тоже отличалась. Крестьянские лапти дожили до XX века, горожане чаще носили сапоги или поршни (туфли), князья носили сапо­ги, часто украшенные инкрустацией.

Развлечением знати были охота и пиры, на которых решались многие государственные дела. Всенародно и пышно праздновались победы в походах. На эти пиры съезжались посадники и старейшины со всех городов и бесчисленное множество народа. Князь с боярами и дру­жиной пировал «на сенях» (на высокой галерее дворца), а на дворе ставились столы для народа. Столы для знати были уставлены богатой посудой - золотой и серебряной. Летописец Нестор сообщает, что из-за посуды у князя и дружинников даже возникали разногласия: последние требовали вместо деревянных ложек серебряные. Более простыми были общинные пиры (братчины). На пирах обязательно выступали гусляры или скоморохи. Знамени­тые пиры Владимира, являвшиеся также своеобразным методом вовлечения в дружину, воспеты в былинах в полном согласии с летописными записями.

Киевская Русь или Древнерусское государство - средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения восточнославянских племён под властью князей династии Рюриковичей.

В период наивысшего расцвета занимала территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере.

К середине XII века вступила в состояние раздробленности и фактически распалась на полтора десятка отдельных княжеств, управляемых разными ветвями Рюриковичей. Между княжествами сохранялись политические связи, Киев продолжал формально оставаться главным столом Руси, а Киевское княжество рассматривалось как коллективное владение всех Рюриковичей. Концом Киевской Руси считается Монгольское нашествие (1237-1240), после которого русские земли перестали составлять единое политическое целое, а Киев на долгое время пришёл в упадок и окончательно утратил свои номинальные столичные функции.

В летописных источниках государство называется «Русь» или «Русская земля», в византийских источниках - «Росия».

Термин

Определение «древнерусский» не связано с общепринятым в историографии делением древности и Средневековья в Европе по середине I тыс. н. э. Применительно к Руси оно обычно используется для обозначения т. н. «домонгольского» периода IX - середины XIII веков, чтобы отличить эту эпоху от следующих периодов русской истории.

Термин «Киевская Русь» возник в конце XVIII века. В современной историографии он используется как для обозначения единого государства, просуществовавшего до середины XII века, так и для более широкого периода середины XII - середины XIII веков, когда Киев оставался центром страны и управление Русью осуществлялось единым княжеским родом на принципах «коллективного сюзеренитета».

Дореволюционные историки, начиная с Н. М. Карамзина, придерживались идеи о переносе политического центра Руси в 1169 году из Киева во Владимир, восходящей к трудам московских книжников, или во Владимир и Галич. Однако, в современной историографии эти точки зрения популярностью не пользуются, так как не находят подтверждения в источниках.

Проблема возникновения государственности

Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства. Согласно норманской теории, опирающейся на Повесть временных лет XII века и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Русь была привнесена извне варягами - братьями Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 году. Основателями норманской теории считаются работавшие в Российской академии наук немецкие учёные-историки Байер, Миллер, Шлёцер. Точки зрения о внешнем происхождении русской монархии придерживался в общем следовавший за версиями «Повести временных лет» Николай Карамзин.

Антинорманская теория основывается на концепции невозможности привнесения государственности извне, на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов. Кроме того, существуют различные точки зрения на происхождение самих варягов. Учёные, относимые к норманистам, считали их скандинавами (обычно шведами), часть антинорманистов, начиная с Ломоносова, предлагает их происхождение из западнославянских земель. Существуют и промежуточные версии локализации - в Финляндии, Пруссии, другой части Прибалтики. Проблема этнической принадлежности варягов независима от вопроса возникновения государственности.

В современной науке преобладает точка зрения, согласно которой жёсткое противопоставление «норманизма» и «антинорманизма» во многом политизировано. Предпосылки исконной государственности у восточных славян не отрицались всерьёз ни Миллером, ни Шлёцером, ни Карамзиным, а внешнее (скандинавское или иное) происхождение правящей династии - достаточно распространённый в Средневековье феномен, никак не доказывающий неспособности народа к созданию государства или, конкретнее, института монархии. Вопросы о том, был ли Рюрик реальным историческим лицом, каково происхождение летописных варягов, связан ли с ними этноним (а затем и название государства) Русь , продолжают оставаться дискуссионными в современной российской исторической науке. Западные историки в целом следуют концепции норманизма.

История

Образование Киевской Руси

Киевская Русь возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен — ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей.

Основателями Киева летописная легенда считает правителей племени полян — братьев Кия, Щека и Хорива. По данным археологических раскопок, проводившихся в Киеве в XIX—XX веке, уже в середине I тысячелетия н. э. на месте Киева существовало поселение. Арабские писатели X века (аль-Истархи, Ибн Хордадбех, Ибн-Хаукаль) позднее говорят о Куябе как о крупном городе. Ибн Хаукаль писал: «Царь живет в городе, называемом Куяба, который больше Болгара… Русы постоянно торгуют с хозаром и румом (Византией)»

Первые сведения о государстве русов относятся к первой трети IX века: в 839 году упомянуты послы кагана народа Рос, прибывшие сначала в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого. С этого же времени становится известным и этноним «Русь». Термин «Киевская Русь» появляется впервые в исторических исследованиях XVIII—XIX веков.

В 860 году («Повесть временных лет» ошибочно относит его к 866 году) Русь совершает первый поход на Константинополь. Греческие источники связывают его с так называемым первым крещением Руси, после которого на Руси, возможно, возникла епархия, и правящая верхушка (возможно, во главе с Аскольдом) приняла христианство.

В 862 согласно «Повести Временных лет», славянские и финно-угорские племена призвали на княжение варягов.

«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене.»

В 862 (дата приблизительна, как и вся ранняя хронология Летописи) варяги, дружинники Рюрика Аскольд и Дир, плывшие в Константинополь, стремясь установить полный контроль над важнейшим торговым путем «из варяг в греки», устанавливают свою власть над Киевом.

В 879 в Новгороде умер Рюрик. Княжение было передано Олегу, регенту при малолетнем сыне Рюрика Игоре.

Княжение Олега Вещего

В 882 по летописной хронологии, князь Олег, родственник Рюрика, отправился в поход из Новгорода на юг. По пути захватив Смоленск и Любеч, установив там свою власть и поставив на княжение своих людей. Далее Олег с новгородским войском и наемной варяжской дружиной под видом купцов захватил Киев, убил правивших там Аскольда и Дира, и объявил Киев столицей своего государства («И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: „Да будет это мать городам русским“.»); господствующей религией было язычество, хотя в Киеве также было и христианское меньшинство.

Олег покорил древлян, северян и радимичей, два последних союза до этого платили дань хазарам.

В результате победоносного похода на Византию были заключены первые письменные договоры в 907 и 911, предусматривавшие льготные условия торговли для русских купцов (отменялась торговая пошлина, обеспечивалась починка судов, ночлег), решение правовых и военных вопросов. Были обложены данью племена радимичей, северян, древлян, кривичей. Согласно летописной версии, Олег, носивший титул Великого князя, правил более 30 лет. Родной сын Рюрика Игорь занял престол после смерти Олега около 912 и правил до 945.

Игорь Рюрикович

Игорь совершил два военных похода на Византию. Первый, в 941 году, завершился неудачно. Ему предшествовала также неудачная военная кампания против Хазарии, в ходе которой Русь, действуя по просьбе Византии, атаковала хазарский город Самкерц на Таманском полуострове, но была разбита хазарским полководцем Песахом, и тогда повернула оружие против Византии. Второй поход на Византию произошёл в 944 году. Он завершился договором, подтвердившим многие положения предыдущих договоров 907 и 911 годов, но отменявшим беспошлинную торговлю. В 943 или 944 году, был совершен поход на Бердаа. В 945 году Игорь был убит во время сбора дани с древлян. После смерти Игоря в силу малолетства его сына Святослава реальная власть оказалась в руках вдовы Игоря княгини Ольги. Она стала первым правителем Древнерусского государства, официально принявшим христианство византийского обряда (по наиболее аргументированной версии, в 957, хотя предлагаются и другие даты). Впрочем, Ольга около 959 приглашала на Русь германского епископа Адальберта и священников латинского обряда (после неудачи своей миссии они были вынуждены покинуть Киев).

Святослав Игоревич

Около 962 года возмужавший Святослав принял власть в свои руки. Его первым мероприятием стало подчинение вятичей (964), которые последние из всех восточно-славянских племён платили дань хазарам. В 965 году Святослав совершил поход на Хазарский каганат, взяв штурмом его основные города: Саркел, Семендер и столицу Итиль. На месте города Саркела построил крепость Белая Вежа. Также Святослав осуществил два похода в Болгарию, где намеревался создать собственное государство со столицей в придунайской области. Он был убит в бою с печенегами при возвращении в Киев из неудачного похода в 972 году.

После смерти Святослава разгорелась междоусобица за право на престол (972—978 или 980). Старший сын Ярополк стал великим киевским князем, Олег получил древлянские земли, Владимир — Новгород. В 977 году Ярополк разбил дружину Олега, Олег погиб. Владимир бежал «за море», но вернулся через 2 года с варяжской дружиной. В ходе междоусобицы свои права на престол отстоял сын Святослава Владимир Святославич (годы правления 980—1015). При нём завершилось формирование государственной территории Древней Руси, были присоединены червенские города и Карпатская Русь.

Характеристика государства в IX-X вв.

Киевская Русь объединила под своей властью обширные территории, населенные восточнославянскими, финно-угорскими и балтскими племенами В летописях государство называлось Русь; слово «русский» в сочетании с другими словами встречалось в различных написаниях: как с одной «с», так и с двойной; как с «ь», так и без него. В узком смысле под «Русью» понималась территория Киевской (за исключением древлянской и дреговичской земель), Чернигово-Северской (за исключением радимичских и вятичских земель) и Переяславской земель; именно в таком значении термин «Русь» вплоть до XIII века употребляется, например, в новгородских источниках.

Глава государства носил титул великого князя, князя русского. Неофициально к нему иногда могли прилагаться и другие престижные титулы, среди которых тюркский каган и византийский царь. Княжеская власть была наследственной. Помимо князей в управлении территориями участвовали великокняжеские бояре и «мужи». Это были дружинники, назначавшиеся князем. Бояре командовали особыми дружинами, территориальными гарнизонами (например, Претич командовал черниговской дружиной), которые в случае необходимости объединялись в единое войско. При князе также выделялся один из бояр-воевод, который зачастую выполнял функции реального управления государством, такими воеводами при малолетних князьях были Олег при Игоре, Свенельд - при Ольге, Святославе и Ярополке, Добрыня - при Владимире. На местном уровне княжеская власть имела дело с племенным самоуправлением в виде веча и «градских старцев».

Дружина

Дружина в период IX-X вв. была наемной. Значительную её часть составляли пришлые варяги. Также её пополняли выходцы из прибалтийских земель и местных племен. Размеры ежегодной оплаты наемника оцениваются историками по-разному. Жалование выплачивалось серебром, золотом и мехами. Обычно воин получал около 8-9 киевских гривен (более 200 серебряных дирхемов) в год, однако к началу XI века плата рядовому войну составляла 1 северную гривну, что гораздо меньше. Рулевые на кораблях, старосты и горожане получали больше (10 гривен). Кроме того, дружина кормилась за счет князя. Изначально это выражалось в форме столования, а затем превратилось в одну из форм натуральных налогов, «кормление», содержание дружины податным населением во время полюдья. Среди дружин, подчиненных великому князю, выделяется его личная «малая», или младшая, дружина, которая включала 400 воинов. Древнерусское войско включало в себя также племенное ополчение, которое могло достигать нескольких тысяч в каждом племени. Общая численность древнерусского войска достигала от 30 до 80 тысяч человек.

Налоги (дань)

Формой налогов в Древней Руси выступала дань, которую выплачивали подвластные племена. Чаще всего единицей налогообложения выступал «дым», то есть дом, или семейный очаг. Размер налога традиционно был в одну шкурку с дыма. В некоторых случаях, с племени вятичей, бралось по монете от рала (плуга). Формой сбора дани было полюдье, когда князь с дружиной с ноября по апрель объезжал подданных. Русь делилась на несколько податных округов, полюдье в киевском округе проходило по землям древлян, дреговичей, кривичей, радимичей и северян. Особый округ представлял собой Новгород, выплачивающий около 3000 гривен. Максимальный размер дани по поздней венгерской легенде в X веке составлял 10 тыс. марок (30 или более тысяч гривен). Сбор дани осуществляли дружины по несколько сотен воинов. Господствующая этно-сословная группа населения, которая называлась «русь» выплачивала князю десятую часть от своих годовых доходов.

В 946 году после подавления восстания древлян княгиня Ольга провела налоговую реформу, упорядочив сбор дани. Она установила «уроки», то есть размеры дани, и создала «погосты», крепости на пути полюдья, в которых жили княжеские администраторы и куда свозилась дань. Такая форма сбора дани и сама дань назывались «повоз». При уплате налога подданные получали глиняные печати с княжеским знаком, что страховало их от повторного сбора. Реформа содействовала централизации великокняжеской власти и ослаблению власти племенных князей.

Право

В X веке на Руси действовало обычное право, которое в источниках называется «Закон русский». Его нормы отражены в договорах Руси и Византии, в скандинавских сагах и в «Правде Ярослава». Они касались взаимоотношений между равными людьми, русью, одним из институтов была «вира» - штраф за убийство. Законы гарантировали отношения собственности, в том числе и собственности на рабов («челядь»).

Принцип наследования власти в IX-X веках неизвестен. Наследники были зачастую малолетними (Игорь Рюрикович, Святослав Игоревич). В XI веке княжеская власть на Руси передавалась по «лествице», то есть не обязательно сыну, а наиболее старшему в роду (дядя имел преимущество над племянниками). На рубеже XI-XII веков столкнулись два принципа, и разгорелась борьба между прямыми наследниками и боковыми линиями.

Денежная система

В X веке сложилась более-менее унифицированая денежная система, ориентированная на византийскую литру и арабский дирхем. Основными денежными единицами были Гривна (денежная и весовая единица Древней Руси), куна, ногата и резана. Они имели серебряное и меховое выражение.

Тип государства

Историки по-разному оценивают характер государства данного периода: «варварское государство», «военная демократия», «дружинный период», «норманнский период», «военно-торговое государство», «складывание раннефеодальной монархии».

Крещение Руси и её расцвет

При князе Владимире Святославиче в 988 году официальной религией Руси становится христианство. Став киевским князем, Владимир столкнулся с возросшей печенежской угрозой. Для защиты от кочевников он строит на границе линии крепостей. Именно во времена Владимира происходит действие многих русских былин, повествующих о подвигах богатырей.

В городах, древнейшими из которых были Киев, Новгород, Ладога, Смоленск, Полоцк, Изборск, Чернигов, Переяславль, Туров, Ростов, Белоозеро, Плесков (Псков), Тмутаракань, Муром, Овруч, Владимир-Волынский, и другие, развивались ремёсла и торговля. Создавались памятники письменности («Повесть временных лет», Новгородский кодекс, Остромирово евангелие, жития) и архитектуры (Десятинная церковь, Софийский собор в Киеве и одноименные соборы в Новгороде и Полоцке). О высоком уровне грамотности жителей Руси свидетельствуют дошедшие до нашего времени многочисленные берестяные грамоты). Русь вела торговлю с южными и западными славянами, Скандинавией, Византией, Западной Европой, народами Кавказа и Средней Азии.

После смерти Владимира на Руси происходит новая междоусобица. Святополк Окаянный в 1015 убивает своих братьев Бориса (по другой версии, Борис был убит скандинавскими наёмниками Ярослава), Глеба и Святослава. Борис и Глеб в 1071 году были причислены к лику святых. Сам Святополк оказывается побеждён Ярославом и умирает в изгнании.

Правление Ярослава Мудрого (1019 - 1054) стало порой наивысшего расцвета государства. Общественные отношения регулировались сборником законов «Русская правда» и княжескими уставами. Ярослав Мудрый проводил активную внешнюю политику. Он породнился с множеством правящих династий Европы, что свидетельствовало о широком международном признании Руси в европейском христианском мире. Разворачивается интенсивное каменное строительство. В 1036 году Ярослав наносит поражение печенегам под Киевом и их набеги на Русь прекращаются.

Изменения в государственном управлении в конце X - начале XII вв.

В ходе крещения Руси во всех её землях была установлена власть сыновей Владимира I и власть православных епископов, подчинявшихся киевскому митрополиту. Теперь все князья, выступавшие вассалами киевского великого князя, были только из рода рюриковичей. Скандинавские саги упоминают о ленных владениях викингов, но они располагались на окраинах Руси и на вновь присоединенных землях, поэтому во времена написания «Повести временных лет» они уже казались пережитком. Князья-рюриковичи вели ожесточенную борьбу с оставшимися племенными князьями (Владимир Мономах упоминает князя вятичей Ходоту и его сына). Это способствовало централизации власти.

Власть великого князя достигла наивысшего укрепления при Владимире, Ярославе Мудром и позднее при Владимире Мономахе. Попытки укрепить её, но менее успешно, предпринимал также Изяслав Ярославич. Положение династии укреплялось многочисленными международными династическими браками: Анны Ярославны и французского короля, Всеволода Ярославича и византийской царевны и др.

Со времени Владимира или, по некоторым сведениям, Ярополка Святославича, дружинникам вместо денежного жалования князь стал раздавать земли. Если изначально это были города в кормление, то в XI веке дружинники получали сёла. Вместе с сёлами, которые становились вотчинами, даровался и боярский титул. Бояре стали составлять старшую дружину, которая по типу являлась феодальным ополчением. Младшая дружина («отроки», «детские», «гриди»), находившаяся при князе, жила за счет кормления с княжеских сел и войны. Для охраны южных границ проводилась политика переселения «лучших мужей» северных племен на юг, а также заключались договоры с союзными кочевниками, «черными клобуками» (торками, берендеями и печенегами). От услуг наемной варяжской дружины в основном отказались в период правления Ярослава Мудрого.

После Ярослава Мудрого окончательно утвердился «лествичный» принцип наследования земли в роде Рюриковичей. Старший в роде (не по возрасту, а по линии родства), получал Киев и становился великим князем, все остальные земли делились между членами рода и распределялись по старшинству. Власть переходила от брата к брату, от дяди - к племяннику. Второе место в иерархии столов занимал Чернигов. При смерти одного из членов рода, все младшие по отношению к нему Рюриковичи переезжали в земли, соответствующие их старшинству. При появлении новых членов рода им определялся удел - город с землёй (волость). В 1097 году был закреплён принцип обязательного выделения удела князьям.

Значительной частью земли со временем стала обладать церковь («монастырские вотчины»). С 996 года население выплачивало в пользу церкви десятину. Число епархий, начиная с 4, росло. Кафедра митрополита, назначаемого константинопольским патриархом, стала находиться в Киеве, а при Ярославе Мудром митрополит впервые был избран из числа русских священников, в 1051 году им стал приближенный к Владимиру и его сыну Иларион. Большим влиянием стали обладать монастыри и их избираемые главы, игумены. Центром православия становится Киево-Печерский монастырь.

Бояре и дружина составляли при князе особые советы. Князь советовался также с митрополитом, епископами и игуменами, составлявшими церковный собор. С усложнением княжеской иерархии к концу XI века стали собираться княжеские съезды («снемы»). В городах действовали веча, на которые зачастую опирались бояре для поддержки собственных политических требований (восстания в Киеве 1068 и 1113 года).

В XI - начале XII века сформировался первый письменный свод законов - «Русская Правда», который последовательно пополнялся статьями «Правды Ярослава» (ок. 1015-1016 гг.), «Правды Ярославичей» (ок. 1072 г.) и «Устава Владимира Всеволодовича» (ок. 1113 г.). В «Русской Правде» отразилось усиление дифференциации населения (теперь размер виры зависел от социального положения убитого), регламентировалось положение таких категорий населения, как челядь, холопы, смерды, закупы и рядовичи.

«Правда Ярослава» уравняла в правах «русинов» и «словенинов». Это, наряду с христианизацией и другими факторами, способствовало формированию новой этнической общности, осознававшей своё единство и историческое происхождение.
С конца X века на Руси известно собственное монетное производство - серебряные и золотые монеты Владимира I, Святополка, Ярослава Мудрого и других князей.

Распад

Полоцкое княжество впервые обособилось от Киева уже в начале XI века. Сконцентрировав все остальные русские земли под своей властью лишь через 21 год после смерти своего отца, Ярослав Мудрый, умирая в 1054 году, разделил их между пятью пережившими его сыновьями. После смерти двух младших из них все земли сконцентрировались в руках троих старших: Изяслава Киевского, Святослава Черниговского и Всеволода Переяславского («триумвират Ярославичей»). После смерти Святослава в 1076 году киевские князья предприняли попытку лишить его сыновей черниговского наследства, и те прибегли к помощи половцев, набеги которых начались ещё в 1061 году (сразу после разгрома торков русскими князьями в степях), хотя впервые половцы были использованы в усобицах Владимиром Мономахом (против Всеслава Полоцкого). В этой борьбе погибли Изяслав Киевский (1078) и сын Владимира Мономаха Изяслав (1096). На Любечском съезде (1097 г.), призванном прекратить междоусобицы и объединить князей для защиты от половцев, был провозглашён принцип: «Каждый да держит отчину свою». Таким образом, при сохранении лествичного права, в случае смерти одного из князей перемещение наследников было ограничено их вотчиной. Это позволило прекратить усобицы и объединить силы для борьбы с половцами, которая была перенесена вглубь степей. Однако, это также открыло путь к политической раздробленности, так как в каждой земле утверждалась отдельная династия, а великий князь Киевский становился первым среди равных, теряя роль сюзерена.

Во второй четверти XII века Киевская Русь фактически распалась на самостоятельные княжества. Хронологическим началом периода раздробленности современная историографическая традиция считает 1132 год, когда после смерти Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха, власть киевского князя перестали признавать Полоцк (1132) и Новгород (1136), а сам титул стал объектом борьбы между различными династическими и территориальными объединениями Рюриковичей. Летописец под 1134 годом в связи с расколом в среде Мономаховичей записал «разодралась вся земля Русская».

В 1169 году внук Владимира Мономаха Андрей Боголюбский, захватив Киев, впервые в практике междукняжеских усобиц не стал княжить в нём, а отдал его в удел. С этого момента Киев начал постепенно терять политические, а затем и культурные атрибуты общерусского центра. Политический центр при Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо переместился во Владимир, князь которого также стал носить титул великого.

Киев, в отличие от других княжеств, не стал достоянием какой-либо одной династии, а служил постоянным яблоком раздора для всех сильных князей. В 1203 году он был вторично разграблен смоленским князем Рюриком Ростиславичем, боровшимся против галицко-волынского князя Романа Мстиславича. В битве на реке Калке (1223), в которой участвовали практически все южнорусские князья, произошло первое столкновение Руси с монголами. Ослабление южнорусских княжеств усилило натиск со стороны венгерских и литовских феодалов, но одновременно способствовало усилению влияния владимирских князей в Чернигове (1226), Новгороде (1231), Киеве (в 1236 году Ярослав Всеволодович на два года занял Киев, при этом его старший брат Юрий остался княжить во Владимире) и Смоленске (1236-1239). В ходе монгольского нашествия на Русь, начавшегося в 1237 году, в декабре 1240 года Киев был обращен в руины. Его получили владимирские князья Ярослав Всеволодович, признанный монголами старейшим на Руси, и позднее его сын Александр Невский. Однако, они не стали переезжать в Киев, оставшись в отчинном Владимире. В 1299 году туда же перенёс свою резиденцию киевский митрополит. В некоторых церковных и литературных источниках, например, в высказываниях константинопольского патриарха и Витовта в конце XIV века, Киев продолжал рассматриваться столицей и в более позднее время, однако к этому моменту он уже был провинциальным городом Великого княжества Литовского. Титул «великих князей всея Руси» с начала XIV века стали носить владимирские князья.

Характер государственности русских земель

В начале XIII века, накануне Монгольского нашествия на Руси было около 15 относительно территориально устойчивых княжеств (в свою очередь делившихся на уделы), три из которых: Киевское, Новгородское и Галицкое были объектами общерусской борьбы, а остальные - управлялись собственными ветвями Рюриковичей. Наиболее могущественными княжескими династиями являлись черниговские Ольговичи, смоленские Ростиславичи, волынские Изяславичи и суздальские Юрьевичи. После нашествия практически все русские земли вступили в новый виток раздробленности и в XIV веке количество великих и удельных княжеств достигало примерно 250.

Единственным общерусским политическим органом оставался съезд князей, который решал в основном вопросы борьбы с половцами. Церковь также сохраняла своё относительное единство (исключая возникновение местных культов святых и почитания культа местных мощей) во главе с митрополитом и боролась с разного рода региональными «ересями» путём созыва соборов. Однако позиции церкви были ослаблены усилением племенных языческих верований в XII-XIII вв. Религиозная власть и «забожни» (репрессии) были ослаблены. Кандидатура архиепископа Великого Новгорода предлагалась новгородским вечем, также известны случаи изгнания владыки (архиепископа)..

В период раздробленности Киевской Руси политическая власть из рук князя и младшей дружины перешла к усилившемуся боярству. Если ранее бояре имели деловые, политические и экономические отношения с целым родом Рюриковичей во главе с великим князем, то теперь - с отдельными семьями удельных князей.

В Киевском княжестве бояре для ослабления накала борьбы между княжескими династиями поддерживали в ряде случаев дуумвират (соправление) князей и даже прибегали к физическому устранению пришлых князей (Юрий Долгорукий был отравлен ядом). Киевское боярство симпатизировало власти старшей ветви потомков Мстислава Великого, но внешнее давление было слишком сильным, чтобы позиция местной знати стала определяющей в вопросе выбора князей. В Новгородской земле, которая, как и Киев, не стала вотчиной удельной княжеской ветви рода Рюриковичей, сохранив общерусское значение, и в ходе антикняжеского восстания был установлен республиканский строй - отныне князь приглашался и изгонялся вечем. Во Владимиро-Суздальской земле княжеская власть традиционно была сильной и иногда даже была склонна к деспотизму. Известен случай, когда боярство (Кучковичи) и младшая дружина физически устранили князя «самовластца» Андрея Боголюбского. В южнорусских землях городские веча играли огромную роль в политической борьбе, имелись веча и во Владимиро-Суздальской земле (упоминания о них встречаются вплоть до XIV века). В Галицкой земле имел место уникальный случай избрания князя из числа боярства.

Основным типом войска стало феодальное ополчение, старшая дружина получала в личные наследуемые права земли. Для обороны города, городской округи и слобод использовалось городское ополчение. В Великом Новгороде княжеская дружина фактически была наёмной по отношению к республиканской власти, особый полк имел владыка, горожане составляли «тысячу» (ополчение во главе с тысяцким), также имелось и боярское ополчение, образованное из жителей «пятин» (пять зависимых от новгородских боярских семей районов Новгородской земли). Войско отдельного княжества не превышало размеров в 8000 человек. Общая численность дружин и городского ополчения к 1237 году по оценкам историков составляла около 100 тыс. человек.

В период раздробленности сложилось несколько денежных систем: различают новгородскую, киевскую и «черниговскую» гривны. Это были слитки серебра различного размера и веса. Северная (новгородская) гривна была ориентирована на северную марку, а южная - на византийскую литру. Куна имела серебряное и меховое выражение, первая относилась ко второй как одна к четырём. В качестве денежной единицы использовались и старые шкурки, скрепленные княжеской пломбой (так называемые «кожанные деньги»).

Название Русь сохранялось в этот период за землями в Среднем Поднепровье. Жители разных земель обычно называли себя по столичным городам удельных княжеств: новгородцы, суздальцы, куряне и т. д. Вплоть до XIII века, по данным археологии, сохраняются племенные различия в материальной культуре, также не был единым и разговорный древнерусский язык, сохраняя регионально-племенные диалекты.

Торговля

Важнейшими торговыми путями Древней Руси были:

  • путь «из варяг в греки», начинавшийся из Варяжского моря, по озеру Нево, по рекам Волхов и Днепр выходивший в Чёрное море, Балканскую Болгарию и Византию (этим же путём, войдя из Чёрного моря в Дунай, можно было попасть в Великую Моравию);
  • Волжский торговый путь («путь из варяг в персы»), шедший от города Ладога на Каспий и далее в Хорезм и Среднюю Азию, Персию и Закавказье;
  • сухопутный путь, начинавшийся в Праге и через Киев выходивший на Волгу и далее в Азию.

Государство – организация политической власти общества, опирающаяся на механизмы управления и подавления.

Признаки:

1. Территория и границы

2. Аппарат управления

3. Государственный суверенитет

4. Законодательство

5. Сборы и налоги со стороны власти

Формирование древнерусского государства:

1. Началось в VI века и шло до XII века

2. Окончательно сформировалось в IX века, благодаря норманам

Предпосылки:

1. Переход от качевого образа жизни к оседлому

2. Рости численности населения

3. Разделение труда

4. Появление частной собственности и социального неравенства

5. Одинаковый уровень культурного развития племен

6. Возникновение городов

Город – любое поселение огороженое крепостной стеной

IX-X века – 25 городов

XI век – 90 городов

XII век – 134 города

Полюдье – ранняя форма сбора дани

Территория сбора полюдья обозначала границы

За счет полюдья пополнялась казна государства

Полюдье имело коммуникативную функцию (помогло выстроить вассальные отношения)

Полюдье было отменено в середине X века

Причины возникновения Древнерусского государства:

1. Создание единой военной силы, для борьбы с внешними врагами (печенеги, норманы)

2. Создание закона, для урегулирования социальных отношений

3. Необходимость единой экономической системы для дальнейшего развития

Среди славян постепенно формировался господствующий слой, основой которого являлась военная Знать киевских князей - дружина. Уже в 9 в., укрепляя позиции своих князей, дружинники прочно заняли ведущие позиции в обществе.

Именно в 9 в. в Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге и стали основой государства. Оно сложилось в результате объединения полян с центром в Киеве.

Славяне, кривичи и финоязычные племена объединились в районе озера Ильмень (центр - в г. Новгороде). В середине 9 в. этим объединением стал править выходец из Скандинавии Рюрик (862-879). Поэтому годом образования древнерусского государства считается 862 год.

Присутствие скандинавов (варягов) на территории Руси подтверждается археологическими раскопками и записями в летописях. В 18 в. немецкие ученые Г.Ф.Миллер и Г.З.Байер доказывали скандинавскую теорию образования древнерусского государства (Руси).

М.В.Ломоносов, отрицая норманское (варяжское) происхождение государственности, связывал слово «Русь» с сарматами-роксоланами, рекой Рось, протекающей на юге.

Ломоносов, опираясь на «Сказание о князьях Владимирских», доказывал, что Рюрик, являясь выходцем из Пруссии, принадлежал к славянам, коими являлись пруссы. Именно эта «южная» антинорманская теория образования древнерусского государства была поддержана и развита в 19-20 вв. учеными-историками.

Первые упоминания о Руси засвидетельствованы в «Баварском хронографе» и относятся к периоду 811-821 гг. В нем русские упоминаются как народ в составе хазар, населяющии Восточную Европу. В 9 в. Русь воспринималась как этнополитическое образование на территории полян и северян.

Рюрик, взявший на себя управление Новгородом, послал свою дружину во главе с Аскольдом и Диром править Киевом. Преемник Рюрика, варяжскии князь Олег (879-912), завладевший Смоленском и Лобечем, подчинил своей власти всех кривичей, в 882 г. обманным путем выманил из Киева и убил Аскольда и Дира. Захватив Киев, он сумел объединить силой своей власти два важнейших центра восточных славян - Киев и Новгород. Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей.

В 907 г. Олег, собрав огромное войско из славян и финнов, предпринял поход на Царьград (Константинополь), столицу Византийской империи. Русская дружина опустошила окрестности вынудила греков просить Олега о мире и заплатить огромную дань. Результатом этого похода стали очень выгодные для Руси мирные договора с Византией, заключенные в 907 и 911 гг.

Олег умер в 912 г., и его приемником стал Игорь (912-945), сын Рюрика. В 941 г. он совершил на Византию, нарушившую прежний договор. Войско Игоря разграбило берега Малой Азии, но потерпёло поражение в морской битве. Тогда в 945 г. в союза с печенегами он предпринимает новый поход на Константинополь и вынуждает греков вновь заключить мирный договор. В 945 г. при попытке собрать повторную дань с древлян Игорь был убит.

Вдова Игоря княгиня Ольга (945-957) правила за малолетством сына Святослава. Она жестоко отомстила за убийство мужа, разорив земли древлян. Ольга упорядочила размеры и места сбора дани. В 955 г. она посетила Константинополь и крестилась в православие.

Святослав (957-972) - самый храбрый и влиятельный из князей, подчинивший своей власти вятичей. В 965 г. он нанес ряд тяжелых поражений хазарам. Святослав победил северокавказские племена, а также волжских болгар и разграбил их столицу Булгар. Византийское правительство искало с ним союза для борьбы с внешними врагами.

Центром образования древнерусского государства стали города Киев и Новгород, вокруг них объединились восточнославянские племена, северные и южные. В 9 в. обе эти группы объединились в единое древнерусское государство, вошедшее в историю как Русь.

Последствия:

1. Гуманная идеология

2. Консолидация общества

3. Создание церковной организации

4. Рост грамотности

5. Возникновение литературы и церковного искусства

6. Развитие отношений с христианскими странами

Особенности Древнерусского государства:

1. Многоэтничный состав

2. Значительная территория

3. Официальная религия – восточное христианство

4. Княжеско-вечевая система власти

Билет №5

В исторической науке разделились мнения по поводу характера политического строя Древней Руси. Принято считать, что Древняя Русь (9-11 вв.) - раннефеодальное государство, сохранявшее пережитки родоплеменных отношений.

Великие князья постепенно утрачивали черты военных вождей (присущие им в 4-7 вв.) и, становясь светскими правителями, принимали участие в разработке законов, организации суда, торговли. В обязанности князя входили функции обороны государства, сбора налогов, судопроизводства, организации военных походов, заключения международных договоров.

Князь правил при помощи дружины, костяк которой составляла гвардия из наемников (вначале варяги, в киевский период - кочевники). Отношения между князем и дружинниками носили вассальный характер. Князь считался первым среди равных. Дружинники были на полном содержании и проживали на княжеском дворе. Они подразделялись на старших и младших. Старшие дружинники назывались боярами, из их числа назначались представители высших чинов княжеской администрации. Наиболее приближенные к князю бояре составляли княжеский совет, который принимал важнейшие решения.

К 10 в. в руках великого князя была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. Великий князь был представителем киевской династии, которой принадлежало верховное право на власть. Он правил в Киеве, а его дети и родственники являлись наместниками в подвластных ему землях. После смерти великого князя власть передавалась по старшинству от брата к брату. Это приводило к распрям, так как зачастую великий князь пытался передать власть не брату, а сыну. Во второй половине 11 в. важнейшие вопросы внутренней и внешней политики решались на княжеских съездах.

Постепенно племенные сходки превратились в вечевые собрания. Долгое время их роль была незначительна, но в 9 в. с началом раздробленности она резко возросла.

Русь 9-12 вв. представляла собой федерацию городов-государств во главе с великим киевским князем.

Значительную политическую роль играли вечевые собрания, на которых городские жители решали вопросы войны и мира, законодательства, земельного устройства, финансов и др. Руководили ими представители знати.

Вечевые собрания, являвшиеся элементом народного самоуправления, свидетельствуют о наличии демократии в древнерусском государстве. 14 великих киевских князей (из 50) были избраны на вече. По мере укрепления княжеской власти роль последних снижалась. К середине 12 в. за вече сохранилась лишь функция комплектования народного ополчения.

В древнерусском государстве не существовало разделения между административным, полицейским, финансовым и другими видами самоуправления. В практике управления государством князья опирались на собственное право.

В суде преобладал обвинительный процесс, применяемый как в гражданских, так и в уголовных делах. Каждая из сторон доказывала свою правоту. Главную роль играли показания свидетелей. Князья и их посадники выполняли функции посредников между сторонами, взимая за это плату.

Древнерусское законодательство формировалось по мере укрепления государственности. Первый свод законов, дошедший до наших дней, - «Русская Правда», составленная во времена княжения Ярослава Мудрого на основе еще более древнего свода законов.

Документ включал в себя свод уголовных и гражданских законов. По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных.

Закон не признавал телесных наказаний и пыток, а смертная казнь выносилась в исключительных случаях. Применялась практика денежных штрафов. «Русская Правда» пополнялась новыми статьями во времена правления Ярославичей (вторая половина 11 в.) и Владимира Мономаха (1113-1125 гг.)

Участвовали взрослые мужчины (с 12 лет)

Проходило на главной площади

С XI века стало собранием знати («300» поясов)

Князь из династии Рюриковичей

Был главой Вече

Мог захватывать новые территории

Мог получить титул князя по наследству (или от родственника)

Князь на Руси:

1. Военачальник

2. Главный судья

3. Главный сборщик подати

4. Главный дипломатический представитель

5. Основатель новых городов

6. Глава церкви

7. Главный законодатель

Формы передачи власти:

1. Лествичная

2. Отчинная

Княжеская власть – основа монархии

3. Дружина

Дружина – отряд профессиональных воинов

Возникла в V-VII веках

Структура:

1. Старшая дружина («Бояре» – изначально старшие дружинники)

2. Младшая дружина («Пасынки»)

Особенности:

1. Вассальные отношения

2. Дружинники не получали наделы (землю)

Социальная структура населения Руси:

1. Свободные люди: Знать и Смерды

2. «Полузависимое» население: закупы, изгои, «прощенники», «рядовичи»

3. Рабы: холопы(земледельцы), челядь(слуги), тиуны(управляющие)

Первые русские князья:

РЮРИК (862 - 879 г.г.)

Родоначальник династии Рюриковичей, первый древнерусский князь.

Согласно "Повести временных лет" призван на княжение в 862 г. ильменскими словенами, чудью и весью из варяжских земель.

Княжил сначала в Ладоге, а затем во всех новгородских землях.

Перед смертью передал власть своему родственнику (или старшему дружиннику) - Олегу.

ОЛЕГ (879 - 912 г.г.)

В 882 г. захватил Киев и сделал его столицей древнерусского государства, убив княживших там ранее Аскольда и Дира.

Подчинил себе племена древлян, северян, радимичей.

Упрочил внешнеполитическое положение. В 907 г. совершил успешный военный поход на Константинополь, итогом которого стали выгодные для Руси два мирных договора (907 и 911 г.г.).

ИГОРЬ (912 - 945 г.г.)

Отразил набеги кочевников-печенегов.

Организовал военные походы против Византии:

1) 941 г. - закончился неудачей;

2) 944 г. - заключение взаимовыгодного договора.

Убит древлянами при сборе дани в 945 г.

ОЛЬГА (945 - 969 г.г.)

Жена князя Игоря, правила на Руси в период малолетства сына Святослава и во время его военных походов.

Впервые установила четкий порядок сбора дани ("полюдья") путем введения:

1) уроков определения точных размеров дани;

2) погостов - установления мест сбора дани.

Посетила в 957 г. Византию и приняла христианство под именем Елена.

В 968 г. руководила защитой Киева от печенегов.

СВЯТОСЛАВ (964 - 972 г.г.)

Сын князя Игоря и княгини Ольги.

Инициатор и руководитель многих военных походов:

Разгром Хазарского каганата и его столицы Итиль (965 г.)

Походы в Дунайскую Булгарию. Войны с Византией (968 - 971 г.г.)

Военные столкновения с печенегами (969 - 972 г.г.)

Договор между Русью и Византией (971 г.)

Убит печенегами во время возвращения из Болгарии в 972 г. на днепровских порогах.

ВЛАДИМИР ПЕРВЫЙ СВЯТОЙ (978 (980)) - 1015 г.г.)

В 972 - 980 г.г. происходит первая междоусобная война за власть между сыновьями Святослава - Владимиром и Ярополком. Владимир побеждает и утверждается на киевском престоле.

980 г. - Владимир проводит языческую реформу. Создается пантеон языческих богов во главе с Перуном. Попытка приспособить язычество к потребностям Древнерусского государства и общества завершилась неудачей.

988 г. - принятие христианства на Руси.

(Причины принятия христианства:

Необходимость укрепления власти киевского князя и потребность государственного объединения на новой духовной основе;

Оправдание социального неравенства;

Необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, духовным и культурным ценностям.

Значение принятия христианства:

Укрепило государство и власть князя;

Способствовало приобщению Руси к византийской культуре.)

При Владимире идет дальнейшее расширение и укрепление Древнерусского государства. Владимир окончательно покорил радимичей, совершил удачные походы против поляков, печенегов, основал новые крепости-города: Переяславль, Белгород и др.

ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ (1019 - 1054 г.г.)

Утвердился на киевском престоле после длительных усобиц со Святополком Окаянным (прозвище получил после убийства своих братьев Бориса и Глеба, в дальнейшем причисленных к лику святых) и Мстиславом Тмутараканским.