Николая чудотворца в подкопаях, храм. Церковь николы в подкопаеве

В исторических источниках Никольский храм близ великокняжеской резиденции у основания Ивановской горки упоминается начиная с конца ХV в. А переулок, в котором стоял храм, одно время так и назывался - Никольский. С течением времени внешний вид храма изменялся. В 1700 г. возвели уникальное изящное шестигранное завершение, которое и сейчас украшает храм. Спустя полвека на средства прихожан была построена колокольня, при ней отдельно стоящая кладовая палата. Входили тогда в храм не так, как сейчас, со стороны Подкопаевского переулка - главный вход был южным и располагался в Подколокольном переулке.

После войны с Наполеоном храм стоял закрытым почти полвека, потом пришло решение о передаче храма Александрийскому патриарху. В 1858 г. храм свят. Николая в Подкопаях был освящен прославленным впоследствии в лике святых митрополитом Филаретом Московским и епископом Фиваидским Никанором. Через год придел в честь Казанской Божьей матери становится в храме главным. Вскоре с восточной стороны по линии улицы пристроили шатровую часовню. На этом и завершилось формирование ансамбля храма.

В тревожные послереволюционные 1920-е годы храму удалось избежать закрытия благодаря тому, что в нем зарегистрировалась греческая община. Храм был закрыт в 1930-е годы.

Возвращенный Церкви в 1991 г., храм свт. Николая в Подкопаях восстанавливается и хорошеет.



Николая, святителя, в Подкопаях церковь (Подкопаевский переулок, дом № 15/9).

В конце XV в. на берегу речушки Рачки, под горой был поставлен небольшой, видимо, деревянный храм. Рядом находился карьер, в котором добывали глину, подкапывая гору, что отразилось и в названии местности, и в названии храма. Существующее ныне церковное здание построено в 1625 г. В 1700 г. церковь перестраивается. Вероятно, тогда возвели ее уникальное шестигранное завершение. Престол во имя Казанской иконы Божией Матери значится как придельный с 1722 г.

Пожары первой половины XVIII века причинили храму значительные разрушения, поэтому, начиная с 1750 г., в течение девяти лет его ремонтировали. Возвели отдельно стоящую колокольню с одноэтажной «кладовой палаткой». Для южного, главного тогда входа, сделали крытое крыльцо, которое позднее, в 1786 г., сменили на открытую паперть. Такая же паперть появилась и у противоположного, северного входа.

Храм вновь был основательно поврежден во время пожара Москвы 1812 г. Он долго бездействовал и пустовал. Наконец в 1855 г. его передали для подворья патриарха Александрийского. Восстановительные работы по проекту Н.И. Козловского продолжались до 1858 г. В январе 1858 г. освятили восстановленный храм: южный придел во имя святителя Николая, северный - преподобного Сергия Радонежского. В 1859 г. придел в честь Казанской иконы Божией Матери был освящен как главный престол. Центральный объем храма - небольшой четверик с одной большой апсидой. Он перекрыт сферическим куполом с восьмигранным барабаном и сложной барочной главкой на нем. Трапезная с приделами обхватывает четверик с запада, она несколько ниже храма, архитектор ввел элементы барочного декора, желая сделать ансамбль более единым. В 1885 г. построили шатровую часовню, стилизованную под архитектуру XVII века.

Храм закрыли в 1920-е гг., часовню - в 1929 г., крест с главы и главки на приделах сломали, к зданию сделали пристройки. Внутри церкви проложили междуэтажные перекрытия для оборудования инструментального цеха завода «Полиэтилен». В колокольне поставили заводскую гальваническую печь, а в часовне разместили раздевалку для рабочих. Деревянный шатер часовни сохранялся до 1970-х гг., когда подгнил и накренился над расположенной рядом автобусной остановкой. Тогда, вместо того чтобы шатер починить, его сломали, оставив сверху только два ряда кокошников. В 1991 г. храм возвратили Русской Православной Церкви и вновь освятили.

Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни. http://iknigi.net/avtor-mihail-vostryshev/



Церковь Николая чудотворца «Подкопаева» находится близ Хитрова рынка, угол Подколокольного и Подкопаевского переулков. В 1493 г. к этой церкви удалился вследствие пожара в Кремле Иоанн III и жил здесь некоторое время в крестьянских домах.

В 1657 г. храм был каменный; в 1690 г. упоминается придел св. Екатерины. В 1700 г. было обновление и освящение. В 1722 г. показан придел Казанской Божией Матери; в 1731 г. он был расширен вместе с трапезной на средства гр. А. Е. Матвеевой. В 1750 г. этот же придел и придел св. Екатерины перестроены на средства А.М. Губина.

После 1812 г. церковь приписана к Ивановскому монастырю. Было обновление в 1821 г. В 1848 г. показан придел Димитрия Ростовского. В 1855 г. церковь отдана для подворья папы Александрийского. В 1858 г. обновлена.

В настоящее время главный престол - Казанской Божией Матери, а приделы Николая чудотворца и преп. Сергия. Нижние части стен главной церкви сохранились от того здания, которое было в 1657 г. Купол по своей форме соответствует 1700 г.; нечто подобное есть у церкви Панкратия (1700 г.) и церкви Александра Свирского в Симонове (1700 г.) и церкви Николы Дербенского (1715 г.). Трапезная с приделами и отдельная колокольня - 1750 г. К 1858 г. относится форма глав церкви и колокольни. При подворье есть часовня.

Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г.

Храм Свт. Николая в Подкопаях, в Подкопаеве, или просто Николай Подкопай – один из многочисленных храмов Первопрестольной, посвященных Николаю Угоднику. Каких только нет среди них: и Николы в Пыжах, и в Звонарях, и на Болвановке. Когда-то был даже Никола на Курьих ножках. Однако наш Подкопаевский нам особенно близок и дорог. Расположенный поблизости от современной станции метро «Китай-город», он невелик, но уютен. В нем три престола: Казанской Божьей Матери, Святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского.

Жизнь храма можно уподобить горящей свече. Наша подкопаевская свеча загорелась в Белом городе, за Китайгородской стеной, почти шесть веков назад. В исторических источниках Никольский храм близ великокняжеской резиденции у основания Ивановской горки, упоминается, начиная с конца ХУ в. А переулок, в котором стоял храм, одно время так и назывался – Никольский. С течением времени внешний вид храма изменялся. В 1700 г. возвели уникальное изящное шестигранное завершение, которое и сейчас очень украшает храм. Спустя полвека на средства прихожан была построена колокольня, а при ней отдельно стоящая кладовая палата. Входили тогда в храм не так, как сейчас, со стороны Подкопаевского переулка – главный вход был южным и располагался в Подколокольном переулке. А названия-то какие чудесные: Подколокольный – значит явно под колоколами, к церковному звону прислушивается, а Подкопаевский почему – неизвестно. Только догадки всякие существуют. Одни связывают его с фамилией владельца соседнего двора, другие с глиняным карьером, а третьи – ни с чем иным, как с подкопом. Как бы то ни было, название закрепилось прочно, и не только за переулком. Подкопаевцами называют себя и постоянные прихожане храма, и бойцы военно-патриотической дружины, вот уже почти девять лет существующей при храме. Подкопаевцам хорошо известны связанные с этим названием легенды. Одна из них так и называется Николай-Подкопай. Это очень необычная история.

В храме всегда в великом почитании была икона Святителя Николая. Церковной старостой в то время был богатый купец. Было у него свое правило: каждый день читал он акафист Святителю. Но вдруг: разорился купец. Приуныл он от такого испытания и стал горевать да с плачем Николая Угодника на помощь призывать.:?- Святителю, отче Николае, помоги! Почто ж ты меня оставил? Я ль тебе не веровал? Я ль тебе не молился и не служил? А теперь должен идти по миру…?И вот ночью после усиленной молитвы видит он сон: приходит к нему Святитель Николай и говорит:?- Я пришел помочь тебе за твою ко мне любовь и веру. На иконе моей, что в вашей церкви, риза золотая и много драгоценных каменьев: сними ризу с каменьями, продай их и начинай опять торговать; а как разживешься, сделай на икону новую ризу, чтоб была точь-в-точь как старая.?Купец смутился: не прелесть ли вражия.?- Как же,- говорит, - могу это сделать? Первое - это святотатство, а второе- как снять? Днем народ, а ночью храм заперт.?- А ты, - отвечает ему Святитель, - приди ночью, да под стену, что против моей иконы, и ПОДКОПАЙ, а в подкоп пролезь, да и сними ризу.?Проснулся купец; подушка вся мокрая от слез. Дивится сну: верить или не верить. Опять молится, плачет. И снова является ему во сне Святитель и опять говорит те же слова.?- Не могу,- отвечает купец, - в ворах я никогда не был.?- Воровства тут, - говорит Святитель, - никакого нет: икона моя, и ризе я хозяин; делай так, как я говорю.?И в третий раз явился Святитель во сне купцу и опять повторил приказание. И тогда решился купец поступить, как велел ему Святитель… А как встал купец в силу, приходит к батюшке настоятелю и говорит:?- Есть у меня усердие новую ризу на икону Святителя соорудить. Благословите… Как старую, в точности, с рисунками и каменьями, чтобы и отличить было нельзя от настоящей.?- Ну, к чему ж такую же точно??- Нет, уж благословите, как хочу: таково мое усердие.?Пришлось благословить. Поделали ризу… Стал мастер прилаживать новую ризу к иконе, а народ смотрит и удивляется: накладывают новую ризу на старую, а она точно такая же, как и старая, и старую не снимают; что такое - понять не могут… Когда стал народ подходить ко кресту, а купец встал около батюшки и около иконы и говорит:?- Обождите, батюшка, и благословите мне доброе слово сказать!?- Говори!?И поведал купец православным чудо, что сотворил ему Святитель Николай.?- Вижу, не верите вы мне. Ну, мастер, снимай с иконы твою ризу.?Тот снял, а под новой ризой-то старой нет… Что тогда в храме было?!..?С тех пор храм в Москве зовется НИКОЛАЙ ПОДКОПАЙ».

Этот легендарный случай был записан замечательным духовным писателем Сергеем Нилусом со слов архимандрита Оптиной пустыни, о. Ксенофонта. Откуда оптинский старец слышал о Подкопаях, сказать трудно. Однако, доподлинно известно то, что примерно в это же время, т.е. спустя сотню с лишним лет назад протянулись ниточки из Оптиной к Подкопаевскому храму, и как-то сокровенно стала укрепляться духовная связь между старцами и общиной храма. Она очень поддержала молодых пастырей: иеромонаха Андрея (Эльбсона) и его верного сподвижника иерея Петра Петрикова, которые появились в храме в период гонений на Церковь, в 20-е годы, и которым суждено было принять мученические венцы в страшном 1937.

С их именами связана новая, послереволюционная страница истории Подкопаевского храма. Однако прежде чем раскрыть ее, следует вспомнить, что нового принес храму прожитый им ХIХ век. После войны с Наполеоном он стоял закрытым почти полвека, а потом вдруг пришло решение о передаче храма Александрийскому патриарху. Так и стал наш Подкопай Александрийским подворьем. Привели его тогда в надлежащее благолепие и снабдили всей необходимой утварью. В 1858 г. храм Свят. Николая в Подкопаях был освящен прославленным впоследствии в лике святых митрополитом Филаретом Московским и епископом Фиваидским Никанором. Через год придел в честь Казанской Божьей матери становится в храме главным. Вскоре с восточной стороны по линии улицы пристроили шатровую часовню. На этом и завершилось формирование ансамбля храма. Однако, испытаниям только суждено было начаться. Приближался ХХ век…

В тревожные послереволюционные 20-ые годы храму удалось избежать закрытия, благодаря тому, что в нем зарегистрировалась греческая община. Не удалось тогда затушить окончательно нашу подкопаевскую свечу. Через год после роспуска общины в 1926 г., не без промысла Божьего сюда, в Подкопаи, приходят чада оптинских старцев о. Андрей (Борис Яковлевич Эльбсон), сестры Мироновичи (Вера и будущая монахиня Любовь), а впоследствии и о. Петр Петриков, сплотившие вокруг себя единомышленников.

Пламя свечи вспыхивает, жизнь храма продолжается. Иеромонах Андрей принимает на свои плечи окормление монашеской женской общины, сестры которой становятся активными участницами жизни храма. О. Петр самоотверженно помогает ему в служении.

В 1931 г., когда священников и активных прихожан арестовали, над Подкопаем вновь нависла угроза закрытия. Однако, у храма вдруг появился новый защитник – за него начинает ходатайствовать не кто иной, как представитель Вселенского и Александрийского патриарха, архимандрит Синайской горы, о.Василиий Демаполо. Недавно стало известно, что митр. Сергий примерно в это же время командировал в Подкопаевский храм священника Дорогимоловского собора о. Иоанна Павловского. А дальше уже ничего не знаем. Не известно, добрался ли он в храм, не известно, когда в последний раз праздновалась Пасха в Подкопаях: в 1932 или 1933гг. Догорала наша Подкопаевская свеча.

Наступал 1937 год… Советская власть готовила беспощадную расправу с теми, кто не смирился с атеистической пропагандой. Прошедшие сквозь аресты и ссылки наши священники, о. Андрей и о. Петр, вместе с несколькими сестрами общины были вновь арестованы по делу бывшего настоятеля Чудова монастыря в Москве, архиепископа Арсения (Жадановского). Последовали семь месяцев заточения, допросов, пыток и … страшные рвы Бутовского полигона.

ТАИНСТВО ЖИЗНИ НАРУШЕНО: ТЫ НЕ УГОДЕН – РАССТРЕЛ,
ВЗДРОГНУЛО С УЖАСОМ БУТОВО, СТАВ УСЫПАЛЬНИЦЕЙ ТЕЛ.
НЕТ НИ СЕСТРЫ И НИ МАТЕРИ, БЛИЗКОГО НЕТ НИКОГО.
ДУШУ ВОСПРИНЯЛИ АНГЕЛЫ – МИР ОПУСТЕЛ И ЗАМОЛК…

Вместе с пастырями в праздник Крестовоздвиженья были расстреляны две инокини, прихожанки Подкопаевского храма, Вера (Рожкова) и Валентина (Засыпкина). Келейница о. Петра Вера Миронович была сослана под Тынду, где умерла в 1941 г., до конца дней работая в лазарете медсестрой. На долгие десятилетия в бывшем Подкопаевском храме залег мрак, смешавшийся с вонью полиэтиленового завода, который здесь разместили.

В августе 2000 г. о. Петр Архиерейским Собором Русской Православной Церкви был прославлен в лике новомучеников и исповедников российских как священномученик Петр Подкопаевский. Его память совершается дважды: на следующий день после Крестовоздвиженья (28 сентября), а также в составе Собора новомучеников, в Бутове пострадавших, в четвертую субботу по Пасхе. Кровавые ужасы, слава Богу, ушли в прошлое. Возвращенный Церкви в 1991 г., храм Свт. Николая в Подкопаях восстанавливается и хорошеет, Дай Бог, чтоб нашими совместными усилиями крепла память об истории храма и его святых о подвижниках – наших молитвенниках!

Адрес: Подкопаевский пер., 15/9

Как добраться до церкви Николая Чудотворца в Подкопаях: ст. метро Китай-город

Церковь святого Николая в Подкопаях находится в Басманном районе Москвы, на углу Подколокольного и Подкопаевского переулков, вблизи Хитровской площади. В Москве Николаю угоднику посвящено большое количество храмов, церковь Николая Чудотворца в Подкопаях, которую также называют Николая в Подкопаеве или даже Николай Подкопай – одна из многих. Главный престол церкви освящен в честь иконы Казанской Божией Матери, еще в храме действуют приделы Сергия Радонежского и Николая Чудотворца.

В документальных источниках церковь Николая Чудотворца в Подкопаях впервые встречается в 1493 году. Запись была сделана в связи с тем, что именно сюда переселился великий князь Иван III после того, как во время пожара сгорели его кремлевские палаты. Уже в 1686 году при церкви появился погост, и известно, что храм в это время был каменным.

По поводу происхождения названия Подкопаи существует несколько предположений. Возможно, что это название появилось благодаря человеку с фамилией Подкопаев, который имел какое-либо отношение к строительству древней церкви. По старинному преданию, которое можно принять за вторую версию, однажды воры совершили подкоп под церковную стену, влезли внутрь и похитили серебряную ризу с иконы святого Николая. Когда похитители возвращались с добычей обратно, один из них будто бы был задавлен камнями, поток что подкоп рухнул. Еще одна легенда рассказывает как один богатый купец, бывший церковным старостой, ежедневно молился святому Николаю, а, когда на него обрушились неприятности и он разорился, то обратился к святому со словами укоризны. В ответ на это Николай Чудотворец будто бы разрешил купцу сделать подкоп и снять ризу с его иконы, чтобы она помогла ему вернуть благополучие. Позже, когда купец вновь "встал на ноги", он сделал новую ризу для иконы св. Николая, а церковь с тех пор стали называть Подкопаевской. Ближе к реальности версия, которая объясняет происхождение названия тем фактом, что раньше на этом месте, на берегах реки Рачки, существовал карьер, в котором добывали глину. Кроме того, когда во время последней реставрации церкви в ней вскрывали пол, то под храмом обнаружилось сводчатое помещение, с засыпанными подземными ходами, ведущими в разные стороны.

Исследования, проведенные при восстановительных работах, показали, что существующий сейчас четверик церкви был построен приблизительно в 1550-е годы. Он возведен из тонкого кирпича, который называют Грозненским маломером – его использовали для строительства приделов кремлевского Благовещенского собора в период правления Ивана Грозного. Позднее храм Николая Чудотворца несколько раз перестраивали. Первый раз в период с середины 17 века по начало 18, в это время был установлен шестигранный барабан купола, который и сейчас служит украшением этого храма. Затем церковь перестраивали в 1750-1759. На средства, пожертвованные прихожанами, была достроена колокольня и отдельная кладовая палата. Вход в церковь Николая Чудотворца в те годы находилася не со стороны Подкопаевского переулка, как сейчас, а со стороны Подколокольного.

Храм святого Николая в Подкопаях сильно пострадал во время нашествия армии Наполеона на Москву, и из-за отсутствия прихода был закрыт. Почти 50 лет эта московская церковь бездействовала, и лишь в 1855 году ее передали Александрийскому патриархату для организации подворья. В связи с этим событием церковь Николая Чудотворца начали восстанавливать по проекту Н.И. Козловского (1855-1858 гг.). С тех пор храм превратился в Александрийское подворье. Его снабдили утварью, и в 1858 году по окончанию восстановительных работ, его освятили митрополит Филарет Московский и епископ Никанор Фиваидский. Спустя несколько лет с восточной стороны к церкви пристроили шатровую часовню, что послужило завершающим штрихом в формировании архитектурного ансамбля храма. Средства на постройку часовни предоставил настоятель Александрийского подворья Архимандрит Геннадий.

В послереволюционные годы в церкви зарегистрировалась греческая община, что помогло избежать закрытия храма. После роспуска общины (1926 г.) в храме расположилась женская монашеская община, руководили которой отец Андрей (в миру Борис Яковлевич Эльбсон) и отец Петр Петриков, пришедшие сюда из Оптиной пустыни.

В 1931 году священников церкви Николая Чудотворца в Покопаях, а также активных прихожан арестовали, но храму снова удалось избежать закрытия. На этот раз судьбой церкви озаботился представитель Вселенского и Александрийского патриарха, архимандрит Синайской горы, отец Василиий Демаполо. В 1937 году священников и некоторых инокинь арестовали и расстреляли, храм закрыли, долгие десятилетия здесь работал гальванический цех.

В 1991 году храм Николая Чудотворца в Подкопаях вернули церкви, отреставрировали и заново освятили. Сейчас мы можем увидеть, раскрытые реставраторами фрагменты декора 17-18 века. При церкви работает воскресная детская школа, а также взрослая православная школа риторики.


Историческая справка:

1493 г. – первое документальное упоминание о церкви Николая Чудотворца в Москве
1686 г. - при церкви появился погост
1700 г. – церковь святого Николая перестраивают
1750-1759 г.г. - на средства, пожертвованные прихожанами, была достроена колокольня и отдельная кладовая палата
1812 г. – храм был значительно разрушен во время пожара и упразднен
1855 г. – церковь святого Николая в Подкопаях передали Александрийскому патриархату для организации подворья
1855-1858 гг. - церковь Николая Чудотворца начали восстанавливать по проекту Н.И. Козловского
1858 г. - по окончанию восстановительных работ церковь освятили митрополит Филарет Московский и епископ Никанор Фиваидский
20-е г. 20 в. – в храме зарегистрировалась греческая община
1926 г. – греческая община была распущена
1931 г. – при церкви организовалась женская монашеская община
1937 г. - священников и некоторых инокинь арестовали и расстреляли, храм закрыли
1991 г. - храм Николая Чудотворца в Подкопаях вернули церкви

Черниговская-Гефсиманская икона Божией Матери является списком с прославленной Черниговской-Ильинской иконы Божией Матери, которая находилась в Троицком Ильинском монастыре близ Чернигова, на Болдиной горе, где в XI в. некоторое время подвизался преподобный Антоний Печерский. Описанию чудес от этой иконы, начавшихся 16 - 24 апреля 1662 года, Святитель Димитрий Ростовский посвятил книгу "Руно Орошенное", заканчивая которую он писал: "Конец книжки, но не чудес Пресвятой Богородицы, ибо кто может их исчислить". Благодатная сила этой иконы проявилась и в ее списках.

Икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская была написана на полотне в XVIII в. и передана в 1852 году в Троице-Сергиеву Лавру Александрой Григорьевной Филипповой, благоговейно хранившей ее у себя четверть века. (К ней эта икона перешла как благословение хотьковского священника Иоанна Алексеева, которому, в свою очередь, она досталась от одного из монахов Троице-Сергиевой Лавры.) По совету наместника Лавры архимандрита Антония (+ 1мая 1877) икона была помещена в новоустроенном пещерном храме в честь святого Архистратига Михаила, который был освящен 27 октября 1851 года митрополитом Московским Филаретом (+ 19 ноября 1867), принимавшим деятельное участие в строительстве Гефсиманского скита. Таким образом, икона впитала благодатные токи всей истории Русской Церкви, она стяжала благословения преподобного Антония Печерского, Преподобного Сергия Радонежского, его родителей, схимонахов Кирилла и Марии (+ 1337; заупокойная литургия по ним с чтением специальной молитвы совершается 28 сентября и в четверток седмицы мытаря и фарисея), и, наконец, подвижников XIX в. Эти духовные связи промыслительно обнаружились через Черниговскую-Гефсиманскую икону Божией Матери.

Знаменательно, что первое чудо от этой иконы было засвидетельствовано в день церковного Новолетия - 1 сентября 1869 года, когда от полного расслабления, продолжавшегося в течение 9 лет, исцелилась 28-летняя крестьянка Тульской губернии Фекла Адрианова. Прожив в гостинице при пещерах, а потом в Лавре до празднования преставления Преподобного Сергия (25 сентября), Фекла совершенно выздоровела. Святитель Иннокентий, митрополит Московский (1797 - 1879; память 23 сентября и 31 марта), узнал о чуде от своей дочери, казначеи Борисовской пустыни, монахини Поликсении. На празднике Преподобного Сергия он сам встретился с Феклой и расспрашивал ее обо всех обстоятельствах исцеления. 26 сентября 1869 года Святитель Иннокентий прибыл в Гефсиманский скит и благословил совершить молебное пение пред прославившейся иконой и сам молился со слезами.

До 26 сентября произошло еще три благодатных исцеления и целый ряд чудес в ноябре того же года. Слава иконы Божией Матери распространялась с необычайной быстротой. Измученные страданиями и болезнями, жаждущие телесного и духовного исцеления, люди самых разных сословий с твердой верой шли к чудотворной иконе, и милость Божия не оставляла их. К началу XX в. было засвидетельствовано более 100 чудес. Большим почитанием пользовалась икона у подвижников Гефсиманского скита: у схимонаха Филиппа (+ 18 мая 1868), основавшего пещеры, у его трех сыновей - иеросхимонахов Игнатия (+ 1900), Порфирия (+ 1905?) и Василия (+ 1 апреля 1915). Сохранились сведения о той глубокой любви, которую проявлял к Черниговской-Гефсиманской иконе старец иеромонах Исидор (+ 3 февраля 1908). Первоначально празднование иконе было установлено 16 апреля, в тот же день, что и празднование Черниговской-Ильинской иконе, а затем перенесено на день прославления - 1 сентября. Ныне в Троице-Сергиевой Лавре известны чтимые списки с Черниговской-Гефсиманской иконы в храме в честь Преподобного Сергия, в монастырской трапезной и в притворе Троицкого собора, писанные старцами Гефсиманского скита и Зосимовой пустыни.