Можно ли и как православным отмечать новый год. Почему православные не празднуют Новый год

Приближение Нового года – событие радостное и в то же время очень волнительное для каждого. Православные верующие тоже ждут этого дня, готовятся к нему. Если по восточному календарю образ каждого года ассоциируется с определенным животным, то у православных позиция одна – нельзя унижать образ Божий до зверя или птицы.

Многие верующие задают вопрос – как же правильно отмечать Новый год православным? Какие традиции следует соблюдать, а от каких напрочь отказаться. Многих волнует, как встречать Новый год в период Рождественского поста.

Изучая первоисточники


Обратившись к «Правилам» Православной Церкви, можно выяснить, что празднование категорически запрещено. В апостольских писаниях сказано, что поступать следует, прежде всего, по удостоверению своего ума.

На самом деле существует возможность совместить годами установленную традицию посещения родственников на новогодние праздники и правильное выполнение постовых предписаний.

Иногда можно встретить предложение о переносе даты Рождества. Но по большому счету смысла в этом нет. 7 января или 25 декабря по старому стилю – православное Рождество. Бытует мнение, что Новый год является неудавшейся пародией на Рождество Христово. Есть ряд теорий, по которым этот праздник относится к языческим, неправославным.

Но было бы неправильно отвергать такой большой и к тому же любимый народом праздник. Если с детства внушать ребенку, что Новый год – не тот день, который заслуживает большого внимания, скорее всего в зрелом возрасте он просто отвернется от Церкви и Православия. Поэтому родителям, соблюдающим все православные традиции, следует дать ребенку возможность выбора. В этом случае хорошо применяется правило – «что чрез меру – то от лукавого».

Употребление алкоголя в новогодние праздники



В последнее время празднование Нового года ассоциируется с чрезмерным употреблением спиртных напитков. В магазинах наблюдается повышенный спрос на алкоголь, да и встретить в начале дня нетрезвого человека в эти дни – тоже не редкость. Конечно, такая модель поведения не способствует нравственному воспитанию и становлению личности.

Просто запрет на чрезмерное употребление алкоголя не приведет к решению этой проблемы. Здесь следует добавить и другой метод – объяснения и толкования.

Зачем и для чего соблюдать пост



Пожалуй, главный смысл поста – память, что все мы пред Богом ходим. Если человек съест в пост что-то скоромненькое, это не станет самым большим грехом. Гораздо хуже показывать свою насупленность, показательно соблюдать запреты и стремление сделать из личности праведника-наблюдателя, осуждающего всех, кто с размахом встречает Новый год. Самое главное – не заниматься собой, а служить другим.

Если с детства ребенок чувствует себя неполноценным из-за того, что родители неукоснительно соблюдают все православные традиции, в частности лишают его новогодних праздников, вряд ли в будущем он захочет регулярно посещать Церковь по собственному желанию.

Рождественский пост необходим для личного спасения. Но он станет таким только тогда, когда принесет радость и свет, а не горе и озлобленность. Как же сочетать новогодние торжества с ожиданием светлого праздника Рождества Христова?


Вспоминаем самый главный атрибут Нового года - Дедушку Мороза, который приносит всем подарки. Образ Деда списан с Николая Чудотворца, который делает нужные подарки каждому просящему. Елочные гирлянды напоминают Вифлеемскую звезду, которая зажглась в преддверии Рождества. Хороводы под елками ассоциируются с ангельским пением. Таких параллелей можно провести еще очень много.

Если празднование Нового года несет людям радость, оно допустимо в разумных пределах. Главное, чтобы все было в меру. Лучше придерживаться середины. Сам праздник не является грехом. Все дело в том, как праздновать. Если в начале новогодней ночи помолиться, в полночь можно пригубить бокал шампанского, а потом и покушать немного. Господь обязательно возрадуется, ведь он увидит счастье и улыбку на радостных лицах.

На Новогоднем торжестве можно не произносить обычный тост, а прочитать отрывок из писаний. Это будет действительно православное празднование Нового года.

Так получается, но заснуть в Новогоднюю ночь в привычное время практически невозможно из-за шума вокруг. Поэтому православные тоже могут собраться вместе и пообщаться за постным столом. В Новый год самое время подвести итоги, построить планы на будущее.

Новый год не является церковным праздником, но это не значит, что его нельзя наполнить духовным смыслом. Некоторые православные просто ограничиваются новогодним молебном – и это тоже правильно.

Как бы ни отмечали православные Новый год, главное помнить, что все поступки должны исходить от чистого сердца.

Люди, делающие первые шаги на пути религиозности, часто задаются вопросом: «Можно ли справлять православный Новый год, который является самым волшебным торжеством атеистического прошлого?» Этого праздника ждет всё население Российской Федерации, тщательно готовясь и планируя большие финансовые расходы.

Разница между умонастроениями светских и православных людей в том, что последние не принижают образ Всевышнего до символа в виде зверя или птицы, тогда как первые называют новый цикл в честь какого-то животного.

Современное мнение церкви

Этот праздник приходится на время Рождественского поста, в период которого запрещено употребление в пищу мяса и молочных продуктов. Такая умеренная аскетичность идет вразрез с устоявшимися традициями, принятыми светскими людьми.

Сегодня Новый год стал символом одержавшего победу над умеренностью «культа потребления». Уставшие от тяжелой работы и тревог граждане стремятся полноценно развлечься, не отдавая отчетов о благочестивой норме и разрешая плоти совершать непотребности.

Ортодоксальные служители религии часто презрительно относятся к празднованию Нового года. Для них он есть бесовское и богомерзкое торжество, и их можно понять, если рассматривать ситуацию критично. Однако полное отрицание и видение в праздновании только греховность не совсем правильно.

Православный Новый год вполне закономерен, если избежать потребления алкоголя и отвратительного чревоугодия. Необходимо понимать, что он не является великим праздником, который приурочен к духовному или историко-общественному событию.

Церковь называет Новый год исключительно арифметической датой, которая позволяет определить веху земного существования, подвести суммарные итоги достижений и расстройств, а также спланировать будущее.

На заметку! В 20-е годы XX века большевистская власть яростно боролась с традицией установки и украшения праздничной ёлки на Новый год. Коммунисты ассоциировали это вечнозеленое дерево с Рождеством и, соответственно, религией. Разрешение на ёлки возобновились только в 1935 году.

Исторические корни

Различные человеческие эпохи справляли праздник в разное время. Этот критерий связывают как с историко-политическими предпосылками, так и желанием приспособиться к перемещению Солнца, Луны и других светил небосклона.

В православной традиции известно три Новых года.

  • Самый первый называли церковным Новолетием, оно праздновалось 1 сентября. В этот день Мессия вошел в священную синагогу Назарета и прочел слова пророка Исайи, возвеличивающие Господа и Его Сына. А 1 сентября 313 г. Великий император Константин одержал верх над своим врагом Максентием и издал документ, дарующий всем христианам полную свободу вероисповедания. Спустя 12 лет появилась традиция празднования Нового года как раз в первый день сентября.
  • Вторая дата приходится на 1 января (ст. ст.) и была официально утверждена в Российской империи (1700 г.) особым указом Петра Великого. Он взял за основу юлианский календарь, который изобрели во времена Юлия Цезаря.
  • Сейчас же общество живет в рамках григорианского летоисчисления, которое было введено Папой Григорием XIII в конце XVI столетия. В период гражданских столкновений 1918 года большевистская партия ввела этот календарь, чтобы противодействовать Церкви и создать некую «ловушку» для верующих. Последние должны воздерживаться, когда светское общество веселится, танцует и не отказывает себе в пище. При юлианском исчислении празднование не шло вразрез с Рождественским постом, а проходило после него.

Во всех мировых религиях присутствовала дата смены эпох и времен. Это показывает подсознательное стремление человеческой души ощутить соотношение проходящего времени и вечности, которая присуща нам при отсутствии мирских страданий.

Каждой личности необходимо видеть себя в определенных пространственных и временных рамках, знать, что он часть конкретной эпохи. В этом случае ему проще учится на ошибках прошлого и правильно выстраивать собственное будущее, благочестиво и смиренно живя в настоящем.

Интересно! Первого января почитают память христианского мученика Вонифатия, который вразумляет перед Всевышним пьяниц и хулиганов.

Согласно летописям, он принял мученическую смерть, проявив безграничное милосердие по отношению к христианским братьям. С помощью Ангела Хранителя он смог перенести самые страшные пытки, пока не был предан мечу. Из его ран текла кровь, смешанная с молоком. Увиденное поразило многих, и они поверили во Христа.

Традиции празднования Нового года

Каждый обычай имеет собственную историю и несет специфический смысл.

  • В центре торжества всегда находится новогодняя ёлка - неотъемлемый атрибут праздника. Традиция украшать дома еловыми ветвями берет начало со времен Петра Великого, который стремился во всем подражать Европе.
  • Украшать вечнозеленое дерево начали в конце XIX столетия. Обычай был взят у немецкого народа. В древности на ёлки вешали яблоки, орехи и различные самодельные игрушки. Каждые такой объект символизировал что-то конкретное.
  • В Германии XVII столетия появились стеклянные шары, послужившие прообразом сегодняшних украшений. В городе Лауше в 1867 г. построили первое предприятие по изготовлению ёлочных игрушек.
  • В Скандинавии появилась традиция украшать верхушку дерева фигурой Спасителя, которую позднее заменили ангелом. В СССР на этом месте горела красная коммунистическая звезда. Однако в христианской традиции звезда ассоциировалась с моментом рождения Мессии близ города Вифлеема.
  • Мода на внешний облик украшений постоянно менялась. На смену блестящей мишуре приходили игрушки в серебристых тонах или сделанные из картона.
  • Ни один Новый год не обходится без подарков, которые заворачивают в красивые коробочки и кладут под ёлку ночью. Утром их находят дети, преисполненные радости. Легенда гласит, что дары приносит Дед Мороз, прообразом которого является преподобный Николай Угодник, со своею внучкою Снегурочкой. Последняя была придумана писателем А. Островским.

Особенности торжества

В новогоднюю ночь семьи собираются за роскошным столом, украшенным различными лакомствами. Люди стремятся выглядеть торжественно и одеться в новые яркие одеяния. В светском обществе принято встречать этот день с большим размахом, что позволит создать благоприятный задел на будущее.

  • Сейчас большое распространение получает празднование в кафе или ресторанах. Сюда приглашаются профессиональные ведущие, устраиваются интересные конкурсы и интригующие мероприятия.
  • Множество людей верит, что желания, загаданные во время боя курантов, исполняются. С 1970 года в России ввели традицию поздравления от лица главы государства.
  • В новогоднюю ночь запускают фейерверки, окрашивающие небо затейливыми рисунками. Люди ходят по городу с бенгальскими огнями и взрывают специфические хлопушки. Такая традиция была известна еще в Китае и символизировала изгнание злых духов.

Как праздновать православным

Верующие люди, практикующие молитвы и песнопения и выработавшие привычки смиренного времяпровождения, могут отмечать Новый год по традициям церкви.

  • 31 декабря человек может отслужить молебен Господу, даровавшему сил прожить этот цикл и стать ближе к благочестию.
  • 1 января - подходящий день для чтения Литургии о начале необходимой добродетели. Нужно смиренно просить Всевышнего о силах в перенесении всяческих тягостей.
  • Празднование может проходить в кругу семьи, но без нарушения поста. Общаться должно лишь на благочестивые темы, не отклоняясь в неразумное осуждение. Дарить любовь в этот праздник - высшая цель каждого православного верующего.
  • Нет нужды произносить тосты и пить алкоголь, правильнее будет прочтение отрывка из Священного Писания, склоняющее умы пришедших к благочестивым размышлениям.
  • Если из-за шума православным не удается уснуть в эту ночь, следует собраться вместе и пообщаться на религиозные темы за постным столом. Есть прекрасная возможность подвести итоги ушедшего года и спланировать подвижническую деятельность в будущем.
  • Религия поощряет золотую середину в делах, поэтому не следует относиться ко всему с особым фанатизмом или уходить в порочные крайности. Верующий, действующий от чистого сердца, способен наполнить этот нецерковный праздник духовным смыслом.
Важно! Чтобы сохранить дружбу и взаимопонимание с друзьями и родными, верующему разрешено вкусить скоромную пищу, но в небольшом количестве. Чувство меры превыше всего, так как послабление приведет к скорому падению в собственных глазах.

Новый год приходится на время Рождественского поста, поэтому православные люди должны внимательно смотреть на искушения, происходящие извне. Несмотря на непозволительное пиршество со стороны светского населения, верующий способен сделать этот день духовным, а также найти время для благодарения Господа.

Посмотрите видео об отмечании Нового года в православии

Приближается Новый год и следующие за этим праздником продолжительные выходные. К сожалению, в это время вся страна без меры пьет и ест, и единственным отвлечением от застолья для многих становится просмотр всевозможных пошлых шоу и «голубых огоньков» по телевизору. Жизнь словно бы замирает.

Чтобы понять, отчего в современной России празднование Нового года возведено в культ, почему для нецерковных людей этот праздник стал чуть ли не самым главным праздником года, необходимо сделать небольшой исторический экскурс.

До Петра I и церковный, и гражданский календарь в России начинался с 1 сентября. Церковь и сейчас начинает церковный годичный круг сентябрем. Петр постановил отмечать Новый год с 1 января – на западный манер. Новый год был праздником светским и приходился на святки – дни после Рождества Христова. И поэтому не было никакого греха в череде святочных дней отмечать и новолетие, вкушая скоромную пищу и вино. После революции 1917 года была проведена еще одна календарная реформа: вместо юлианского был принят григорианский календарь (новый стиль), так что празднование Нового года стало выпадать на конец Рождественского поста. Поэтому возникла проблема для людей, соблюдающих духовные традиции: как праздновать Новый год и праздновать ли его вообще?

Празднование Нового года сейчас совершается с гораздо бо льшим размахом и сопровождается бо льшим пьянством и разгулом, чем в советское время. Оно и понятно. Сначала советская власть отняла у людей церковные праздники и насадила свои, пролетарско-революционные, которые народ, за неимением других, и отмечал. Но с падением советского строя революционные даты отошли в прошлое, и из прежних праздников остался практически один Новый год. «А душа, – как говорил герой В.М. Шукшина в фильме «Калина красная», – хочет праздника».

Но незнакомая с духовными русскими традициями душа, несчастная, лишенная настоящих праздников, думает, что отмечать торжество можно только пьянством и безудержным весельем.

Немного отвлекусь и расскажу небольшую историю, также связанную с утратой духовных традиций. Рассказал ее один священник.

Как-то, гуляя по кладбищу, он увидел на одной могиле открытку. Рядом в вазе стоял свежий букет цветов. Это была могила женщины, которая прожила чуть больше 30 лет. Он нагнулся и прочитал открытку. На ней было написано: «Дорогая мамочка! Поздравляем тебя с Днем рождения! Мы тебя помним и очень любим». И этот батюшка подумал: «Бедные советские дети! У них отняли веру, отняли Церковь. Они не знают, чего ждут от нас наши усопшие, как правильно относиться к смерти». В этом трагедия нашего народа – в разрыве с традициями, духовным опытом. Все это было почти полностью сметено бульдозером более чем 70-летнего атеизма.

Но вернемся к новогоднему празднику. Конечно, отмечать Новый год пьянкой и гулянкой – обычай советский, а никак не русский православный. И нужно нам от этой вредной традиции избавляться и возвращаться к праздникам настоящим, христианским. Тем паче что Рождество у нас сейчас, слава Богу, всегда является выходным днем, а значит, праздновать его никто не мешает. Не нужно придавать празднованию Нового года такое первостепенное, порой просто мистическое значение. Новый год в дореволюционной России всегда был неразрывно связан с Рождеством, просто этот праздник стоял в череде рождественских дней, и, конечно, никто его так широко и торжественно особо не отмечал.

Кстати, интересный факт: в 1920-е годы большевики боролись с традицией ставить и украшать на Новый год елки. Одна знакомая мне женщина, родившаяся еще до революции (ныне уже покойная), вспоминала, как советская власть вела борьбу с елками как с непременным атрибутом рождественского праздника. Ведь елку до революции наряжали перед Рождеством, и на Новый год она, естественно, уже была в доме. Так вот, был период, когда елка в целях борьбы с религией была запрещена. И вновь разрешили ставить елки уже в 1935 году.

Как же относиться людям православным ко всеобщему безудержному веселью и пьянству в новогодние дни? Никого не следует осуждать, но и самим в этом не участвовать. Мы готовимся к Рождеству, ожидаем этот второй по значимости и торжественности православный праздник и будем помнить, что идут дни поста Рождественского, который мы приносим как наш скромный дар к яслям родившегося Спасителя мира. Хотя, конечно, всероссийская новогодняя феерия порядком отвлекает нас от поста, создает нам определенные трудности. Например, в последних числах декабря люди начинают сметать с прилавков мясо, другие скоромные продукты и выпивку. В магазинах и на рынках в это время лучше не появляться: потеряешь уйму времени и сил. Также в новогоднюю ночь почти нереально уснуть из-за взрывов и хлопков петард и криков празднующих соседей. А у кого-то и в семье есть любители отметить с шумом приход Нового года. Но мы знаем, что православным христианам всегда было непросто и им всегда мешали праздновать праздники и соблюдать посты. Вспомним недавнее время, когда в сам день Рождества далеко не все желающие могли пойти в храм, если только праздник не приходился на субботу или воскресение. А так 7 января по новому стилю было обычным рабочим днем. Так что грех жаловаться, потому что можем мы сейчас и поститься, и молиться, и ходить ночью на Рождественскую службу.

Некоторые православные люди занимают очень крайнюю, строгую позицию: Новый год – праздник бесовский, богомерзкий. Эта позиция вполне объяснима, ведь Новый год всегда сопровождается телебеснованием и пьянством – об этом мы уже говорили. Однако полностью отрицать Новый год и видеть в его праздновании один грех нельзя. Просто не нужно подменять им Рождество и бесчинствовать постом. Ведь мы, православные люди, являемся гражданами своей страны. И хотим этого или не хотим, живем по новому, григорианскому, календарю, строим нашу жизнь и трудовую деятельность по календарю гражданскому. Например, отправляемся в отпуск, сдаем отчеты по работе в конце года по новому, а не по старому стилю. Поэтому не является грехом проводить старый год, подвести итоги, поблагодарить Бога и, конечно, помолиться, вступая в новолетие. «Благословиши венец лета благости Твоея!» (Пс. 64: 12). По всем храмам Русской Православной Церкви служатся молебны, чтобы мы все имели возможность попросить у Господа благословение на год грядущий. Знаете, весьма заезженная фраза – новогоднее пожелание: «Как встретишь Новый год – так его и проведешь» – содержит в себе немалую долю правды. Кто-то под Новый год идет в храм со всей своей семьейи молится за новогодним молебном, чтобы призвать благословение и помощь на все свои дела, и потом за скромной трапезой вспомнить с благодарностью уходящее лето (в этом году ночь под Новый год приходится на субботу, когда Уставом разрешается даже рыба). А кто-то проведет новогоднюю ночь (да и всю последующую неделю) в телеалкогольном угаре. И получится, как в одном анекдоте про миллениум: мужчина просыпается с ужасного похмелья после новогодней ночи, еле-еле разлепляет веки, идет к зеркалу и, долго глядя на свое опухшее, заплывшее, помятое лицо, говорит: «Так вот ты какой, человек третьего тысячелетия!» Очень не хочется, чтобы лицо русского человека третьего тысячелетия было именно таким. Плохо, неудачно начав какое-нибудь дело, мы долго не можем войти в правильный ритм, колею. И многие, начав год с пьянки и безделья, усваивают этот стиль на все последующие месяцы. И наоборот, как гласит пословица: «Хорошее начало – полдела откачло»: начав год с молитвы, с просьбы о помощи Божией, будем надеяться, что Господь не оставит нас в год грядущий и благословит наши труды и дела.

Позвольте, я немного расскажу о том, как обычно отмечает Новый год наша семья. 31 декабря вечером я служу в храме новогодний молебен. Супруга с детьми также, конечно, идет в церковь. А потом у нас есть традиция: каждый год мы с друзьями… нет, не идем в баню, а собираемся у них на даче в Подмосковье и отмечаем Новый год там. Мой кум и однокашник по семинарии протодиакон Алексий живет за городом и приглашает нас с детьми к себе. Семья у него большая – четверо мальчиков, и детям очень весело бывает вместе. За городом особенно хорошо встречать Новый год еще и потому, что в Москве в новогоднюю ночь заснуть практически невозможно, а в дачном поселке, хотя тоже шумновато, но гораздо спокойнее. Так вот. Обычно мы все вместе готовим постную трапезу и перед молитвой «Отче наш» поем еще «Царю небесный» и «Многая лета». После этого садимся и разделяем скромную дружескую трапезу, общаемся, вспоминаем уходящий год. А еще в эту ночь мы с детьми ходим в лес, где ребята делают из снега пещерки, ставят внутрь свечки и смотрят, чья свеча будет гореть дольше.

К сожалению, мы поставлены в такие условия, что в новогоднюю ночь, хочешь – не хочешь, приходится бодрствовать: уснуть можно разве что со снотворным и уже под утро. Поэтому и православные люди вполне могут посидеть вместе за столом, поговорить, но при этом, конечно, помня, что пост еще не окончен.

В дружеском застолье, общении нет ничего скверного, и Новый год тоже повод собраться вместе, подвести итоги, помянуть былое. Ведь праздники церковные мы празднуем и постом. Например, Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим всегда празднуются в пост. Но отмечаются они скромно, по-постному и, конечно, с молитвой. Они дают нам возможность подкрепиться перед следующей частью поста. Конечно, Новый год вовсе не церковный праздник, но его можно наполнить духовным смыслом и отметить вполне по-православному. Хотя можно, конечно, вообще не отмечать Новый год, ограничиться новогодним молебном. Это тоже допустимо.

Еще одна проблема: новогодние школьные каникулы – традиционно время всевозможных детских елок, утренников и театрализованных праздников. Как быть с детьми, можно ли им посещать эти мероприятия?

Обычно большинство новогодних елок в детских садах и школах проходят еще до Нового года, до начала каникул. Как правило, дети бывают задействованы в постановке этих праздников и поэтому волей-неволей в них участвуют. Я не вижу ничего душевредного в детском утреннике с Дедом Морозом, Снегурочкой и раздачей подарков; к тому же, если все дети принимают участие в празднике, а мы запретим нашим чадам его посещать, то они будут чувствовать себя обделенными. Хотя вполне допускаю, что современные детские праздники могут содержать какие-то неприемлемые для православных детей моменты. Это надо узнать заранее, и, если это так, лучше уклониться от участия в утреннике. Все детские мероприятия и праздники желательно посетить до 2 января (когда усиливается Рождественский пост).

Некоторые «ревнители Православия» принципиально не отмечают Новый год 1 января, но празднуют так называемый «старый Новый год» 14 января, то есть новолетие по старому стилю. Честно говоря, не вижу в этом никакого смысла. Ведь наша светская жизнь, а также жизнь страны и всего мира строится по новому, гражданскому календарю. А на святки и так приходится немало праздников: Собор Пресвятой Богородицы (26 декабря / 8 января), память преподобного Серафима Саровского (2/15 января) и, конечно, Обрезание Господне и память святителя Василия Великого – в сам день 1/14 января.

Интересно, что в Греции роль рождественско-новогоднего старца, который раздает детям подарки, традиционно усваивается не святителю Николаю (Санта Клаусу), как в западных странах, и не Деду Морозу, как в России, а святителю Василию. Так как его память приходится как раз на новолетие. Там он именуется Агиос Василис. Подобно Санта Клаусу, изображается с белой бородой и в красно-белом одеянии.

Напомню, что Греческая Церковь живет по новому стилю. Церковный календарь в Греции совпадает с гражданским, и Новый год они празднуют уже после Рождества.

Наши города и веси в новогодние каникулы цепенеют, очень сложно в это время заниматься какими-то делами вне дома, так как многие организации прекращают работу. Многих это всеобщее бездействие очень утомляет и раздражает. Но и это время можно провести с пользой. Современному семейному человеку остается очень мало времени для общения с семьей. Папы, да и многие мамы, целыми днями работают, а вечером сил и времени остается только на то, чтобы покормить детей, проверить у них уроки и уложить спать. И время довольно длительных зимних каникул очень хорошо посвятить общению с детьми и близкими. Можно также заняться изрядно запущенными делами домашними, навести порядок в доме перед Рождеством.

Думаю, что когда на Руси Новый год начинался 1 сентября, народ не проводил это время в праздности и безделье. Ведь Россия была страной, полностью зависящей от сельского хозяйства, а сентябрь – это время сбора урожая и подготовки к зимовке. А праздником, к которому было приурочено окончание полевых работ, был день празднования Покрова Богородицы (1/14 октября). Недаром традиционно на этот праздник приходилось много свадеб. Наступало время затишья в сельских работах до весны, и можно было подумать о создании семьи.

Как-то я размышлял над новогодними вопросами и пришел к выводу, что для нашей страны, конечно, сентябрьский Новый год являлся самым правильным. К сентябрю заканчивается годичный природный цикл. Плоды созревают, их убирают, и природа начинает готовиться к зимнему отдыху, чтобы весной вновь ожить для нового плодотворения.

Часто прихожане спрашивают меня, как быть, если в семье есть невоцерковленные родственники (иногда почти вся семья невоцерковлена), которые любят отмечать Новый год пышным застольем и не мыслят новогоднюю ночь без телевизора? Как не обидеть их, но и не навредить душе, не нарушить спокойное течение поста?

Здесь необходима немалая мудрость, рассудительность. Нужно найти золотую середину, чтобы и не обидеть родственников, не поссориться с ними, но и не повредить себе.

Представим, что какой-нибудь человек, православный христианин, живет с ближайшими родственниками в одной квартире (а ведь очень часто бывает, что и в супружеских парах одна половина верующая, а другая нет), и его нецерковные родные хотят отметить Новый год, «чтобы все было как у людей». С салатом оливье, холодцом, жареной курочкой и, конечно, обильной выпивкой. И, разумеется, главным украшением стола в Новый год, как когда-то заметил почтальон Печкин, для них является телевизор. Что же, верующему человеку забиться в самый дальний угол, демонстративно отвернуться от голубого экрана и, подобно фарисею из евангельской притчи, повторять про себя: «Я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи…»? Нет, это будет не по-христиански. У апостола Павла есть такие слова: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» (Рим. 15: 1–2). Конечно, все это очень непросто. Христианин, имеющий нецерковных родственников, находится как бы на передовой духовной борьбы. Нужно понимать, что привести их к Богу мы можем только любовью и молитвой за них. Люди они немощные, как говорит апостол, «бессильные», значит, нужно нам понести и их немощи. Нам уже дано познать радость православных праздников, а кому-то еще нет. Остается им только посочувствовать. Итак, что же нам делать? Думаю, что если мы немного посидим за столом, по возможности соблюдая пост (можно заранее помочь родственникам в приготовлениях к празднику и сделать пару постных салатов), греха в этом не будет. Также, подняв бокал с шампанским, можно произнести тост о благодарности Богу за все, что было в уходящем году. Ведь христианин, разделяя застолье с людьми, далекими от духовных вопросов, вполне может как-то одухотворить это празднование. Сказать людям о настоящем смысле празднования новолетия, побеседовать о грядущем Рождестве Христовом. Ведь люди сейчас просто разучились праздновать, даже не умеют говорить нормальные пожелания и тосты. Светские праздники – это зачастую сплошное празднословие и «перемывание костей» ближним.

Конечно, некоторые православные сочтут и выпитый бокал шампанского в новогоднюю ночь грехом, но, например, когда я учился в семинарии, после новогоднего молебна семинаристы шли в столовую на ужин (естественно, постный), где братии также предлагалось «утешение» – бокальчик шампанского.

Отмечая Новый год с нецерковными близкими, конечно, нужно соблюдать меру. Совершенно необязательно просиживать за столом всю ночь и до конца участвовать в шумном веселье. Отдав дань уважения близким, можно под предлогом усталости удалиться, чтобы отдохнуть (если получится) или помолиться, почитать.

Кстати, похожее предписание мы находим в канонических правилах для священников. Когда на свадьбе веселье уже переходит известную меру и начинаются всевозможные пляски, в которых недопустимо принимать участие священнослужителю, каноны предписывают батюшке откланяться и уйти с торжества. Но при этом не сказано, что священник должен обличать гостей и призывать всех к порядку.

Если родственники не очень возражают против вашего отсутствия в новогодний вечер, возможен такой вариант: пойти в гости к православным друзьям и отметить Новый год с ними.

Есть еще один выход, но он приемлем в основном для жителей Москвы. В нашем стольном граде уже не один год в нескольких приходах существует такой обычай: в ночь с 31 декабря на 1 января служится ночная служба. К литургии обычно присоединяют ектеньи, молитвы, Апостол и Евангелие из новогоднего молебна. Знаю, как минимум, три таких места. Это, конечно же, Сретенский монастырь, также храм Живоначальной Троицы в Хохлах и Николо-Перервинский монастырь. Вообще многие православные стремятся встретить наступление Нового года молитвой.

Некоторые священники специально ставят себя в богослужебное расписание 1 января. Весьма символично, что 1 января по новому стилю – память святого мученика Вонифатия. А 2 января – день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского. Обоим этим святым молятся за страдающих от недуга пьянства. Помолимся и мы о тех несчастных, кто, не зная меры, пьянствует в Новый год. А для многих такое «празднование» оканчивается в больнице или морге. В новогоднюю ночь в России замерзают до смерти тысячи пьяных людей, а еще большее количество остаются калеками, на всю жизнь теряют здоровье, лишаются рук, ног из-за обморожения.

Желаю всем посетителям сайта в новом году быть всегда с Богом, и Господь не оставит нас! Самое плохое происходит, когда человек отходит от Источника Жизни, от Отца Небесного. И еще хочется пожелать всем не каких-то земных благ, а самого главного: мира и любви в сердцах и семьях. Ведь только тогда, когда люди имеют мир и любовь, они счастливы.

И еще будет не лишним напомнить: пост еще не окончен и после Нового года будет продолжаться еще шесть дней, а в последние пять дней, даже в воскресный день, он станет строже – не благословляется вкушение рыбы.

Православные знают: конец поста часто сопровождается немалыми искушениями. Происходит это потому, что падшие духи хотят посмеяться над нами и испортить нам подвиг поста, вовлекая в ссору или искушая предаться печали и унынию. К тому же, условия для этого весьма благоприятные. К концу поста христианин может ослабеть или, наоборот, успешно пройдя почти весь пост, впасть в некую эйфорию. Этой-то самоуверенностью и пользуются бесы. Как говорится, «не говори “гоп!”, пока не перепрыгнешь». Так что будем на чеку, и дай нам всем Бог сил пройти остаток пути без преткновения и с радостью встретить Рождество Христово!

Для чего украшают ёлку?

Римляне-язычники при наступлении зимы срубали зелёные лавровые деревья, приносили их к себе в дом и таким образом верили, что весна остаётся в их домах. То же самое совершали древние германцы с елью. Эта традиция была широко распространена в Германии в 15-16 вв. Ель украшали разного рода сладостями. Переселившиеся в Америку в 17 веке немцы распространили эту традицию и здесь. После женитьбы в 19 веке Королевы Англии Виктории и немецкого принца Альберта, эта традиция стала распространяться и в Англии. Как видно из вышесказанного, ни 25–ое декабря, ни Дед Мороз, ни имеют ничего общего с рождением Исы ибн Марйам (мир ему!). Эти традиции являются традициями дохристианских языческих народов и цивилизаций. Это также подтверждается христианскими учёными. Так, например, в книге Энциклопедия католика 1911-го года, Оруген пишет: «Источником этих празднеств являются дни рождения таких тиранов, как Фирон и Немруд, которые силой заставляли народ поклоняться себе и называли себя «богами».

Новый Год не является мусульманским праздником!

Во времена правления коммунистов в нашей стране, многим мусульманским народам навязывались разные праздники, такие, как 7 ноября, 31 декабря, 1 Мая и т.д. – все они являются чуждыми для мусульман, их не праздновали наши предки. Если мусульманин хочет узнать о рождении пророка Исы (мир ему!), ему достаточно прочитать книги по истории пророков, в которых рассказываются коранические истории. История пророка Исы (в русской традиции его принято называть по-гречески Иисус) (мир ему!) приводится в Коране в суре Марйам, 22-26 аяты.

Аллах и Его Посланник Мухаммад (мир ему и благословение!) запретили нам походить, уподобляться в обычаях и традициях представителям других конфессий.

Религия учит человека уповать на своего Создателя. В Исламе, мусульманин должен во всех своих нуждах уповать на Всевышнего Аллаха. Поэтому нужно научить и детей тоже просить все у Всевышнего Аллаха и надеяться только на Его милость. Чтобы они не уповали на Деда Мороза или «доброго Санту», а уповали только на Всемогущего Аллаха.

Передаётся со слов Абу Саида аль-Худри (да будет доволен им Аллах!), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: "Поистине, если вы станете следовать обычаям живших до вас пядь за пядью и локоть за локтем, и (дело дойдёт до того, что) если они проникнут в нору ящерицы, то и вы обязательно последуете за ними!"- Мы спросили: " О Посланник Аллаха, (ты имеешь ввиду) иудеев и христиан??" - и он сказал: "А кого же ещё??"

(Сахих ал-Бухари, 3456).

А тем мусульманам, которые празднуют Новый Год, хотелось бы напомнить, что отмечать этот праздник и радоваться в этот день - не исламская традиция. Давайте проанализируем детали празднования Нового года мусульманами – это срубленное дерево в доме, накрытый стол, над которым возвышаются бутылки со спиртными напитками, и народ вокруг стола, желающий друг другу всех благ с бокалами в руках... Особо кощунственно выглядит картина празднования Нового Года, когда с бокалом шампанского в руках произносятся такие фразы: «Дай, Аллах, нам счастья в этом году!» - и все хором говорят: «Амин!», поднимая при этом бокалы. Это реальность дагестанских застолий наших дней - так совершается большой грех и при этом упоминается имя Всевышнего!

Запомнился случай, который случился тоже в Дагестане 31 декабря в 12:00 ночи, когда большинство людей, забыв Всевышнего, поднимают бокалы шампанского и смотрят на небо, которое пронзается фейверками и выстрелами – в это же время в одном из сельских медресе учащиеся собрались в 24:00 и поминали Всевышнего. Когда все забыли о Боге, они собрались и просили Всевышнего ниспослать милости и простить наши грехи. Во многом благодаря чистому поклонению любимцев Аллаха и таких учащихся, которые стремятся к исламским знаниям и их мольбам, Аллах уберегает нас всех от многих бед.

Вместо того, чтобы праздновать Новый год и уничтожать ели и сосны, уходить в «новогодний запой», мусульманам стоило бы проявить благодарность Создателю, задуматься о смысле жизни, стать лучше и приносить пользу обществу, помочь бедным и сиротам!

Новый год в России сложно назвать праздником - это десять дней запоя и простоя почти всего промышленного производства.

300 тысяч россиян могут скончаться в январе от причин, связанных с алкоголем. Ежегодно месяц, следующий за новогодними праздниками, становится пиковым по смертности, связанной с алкоголем, а 5, 6 и 7 января - днями максимального количества фиксируемых алкогольных психозов. Большинство погибших обычно составляют мужчины в возрасте от 30 до 54 лет, утверждают психиатры.

Заявления правительства об обуздании российского алкоголизма «в большей степени остаются словами, чем реальными мерами», заявил на пресс-конференции профессор московского НИИ психиатрии МЗ РФ Александр Немцов. По его словам, «сотни тысяч российских социальных сирот - это дети пьющих родителей». Немцов считает, что за январские выходные и в течение января от причин, связанных с алкоголем, могут погибнуть до 300 тысяч россиян.

Исследования данных об алкогольной смертности в 2000–2007 годы показывают, что смертность от алкоголя и косвенных причин, связанных с ним, различается по месяцам. Так, следующий после января пик алкогольного неблагополучия приходится на март, затем на май.

Лето бывает более спокойным, затем с октября начинается рост смертности от алкогольных отравлений (до 3 тысяч случаев в месяц), к которым добавятся случаи смертей от травм, осложнений сердечно-сосудистой патологии, панкреатитов, циррозов печени, насильственных смертей, связанных с распитием алкоголя.

Несомненно, алкоголь - фактор высочайшего риска не только насильственных смертей россиян, но и гибели людей от болезней, особенно при хроническом его употреблении. Фактически это будут непрямые алкогольные потери, или «скрытая алкогольная смертность».

Само возникновение таких проблем исключается в Исламе и решение всех этих проблем, возникших из-за забвения норм религии, тоже заложено в Исламе. Это - строгий заперт на употребление алкогольных и других психотропных веществ. Единственным правильным и спасительным шагом для тех, кто попал в зависимость от алкоголя или наркотиков, может быть шаг в сторону Ислама.

Кто такой Дед Мороз?

Что касается образа «деда-мороза», то историки русского фольклора говорят, что это – символ зловещий и устрашающий. Когда ребёнку надо было объяснить, как правильно вести себя зимой при наступлении холодов, родители рассказывали страшные истории про злого «деда-мороза», который кусает и щиплет детей, а непослушных вообще отправляет на тот свет. Одним словом, для русского народа в старину это образ смерти от холода! А «снегурочка» - девочка-подросток, жертва собственной глупости, которая не послушалась родителей и погибла в лесу, когда «дед-мороз» сковал её тело холодом.

Почему же эти образы смерти от холода и жертвы холода стали столь популярными в России в 20 веке? Первая причина – антигероев древнего фольклора романтизировали поэты и композиторы, они придали злому «деду-морозу» черты мудрого и доброго старца, явно под влиянием пришедшего с Запада культа «новогоднего Санта Клауса». Из этой смеси и возник нынешний облик «героев Нового года». Он стал частью буржуазной культуры рубежа 19-начала 20 веков. Вот почему с ним так безжалостно боролись коммунисты. Они видели в них следы как буржуазной символики, так и непреодолённого язычества.

Однако, они сами не смогли создать и укрепить в народе новогодний культ по-коммунистически и вынуждены были вернуть все атрибуты «новогодних праздников», правда с попыткой их осовечивания. Так, к примеру, вместо старых игрушек стали вешать на ёлку красные звёзды, трактора и машины. Вот в таком виде и дошёл до наших дней этот странный симбиоз, немыслимая смесь из язычества древних римлян, славян и германцев, плюс православно-народный культ Николы-угодника, плюс ещё… безудержная тяга к неумеренной выпивке. И чего сейчас в этом «празднике» больше – трудно сказать.

Известно, что являющийся неизвестной личностью, «дед-мороз» в различных странах известен под разными именами, такими, как Saint Nicolas, Nikolas of Mariya, Santa Klaus, Pere Noel и т.д. На территории современной Турции, в провинции Мугла, где находится город Патара, есть церковь Santa Klaus. Патара была одним из городов античной Гизии.

Пусть каждый разумный мусульманин, проанализировав все эти исторические сведения, решает сам для себя, для своей совести: каким обычаям, каким принципам следовать ему в эти декабрьско-январские дни?

Джаннат Сергей Маркус

31.12.2013 Светский праздник Новый год в Рождественский пост - совсем не новая тема для православных христиан, но волнует она людей, пришедших к вере, каждый год ничуть не меньше, чем в предыдущие годы. Вопросы верующие задают примерно одни и те же: Согрешает ли верующий, отмечая праздник Новый год? Как не нарушить Рождественский пост? Как встретить Новый год «по-христиански»? Отпускать ли детей на новогодние утренники? Почему у католиков Рождество раньше Нового года? Можно ли смотреть праздничные передачи? Ответить на них и рассказать о своем видении праздника мы попросили клирика московского храма иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке священника Димитрия Агеева.

Отец Димитрий, из года в год православные верующие задаются одним и тем же вопросом – как отметить Новый год, не нарушая Рождественский пост?

– Мне кажется, что праздник и пост – вещи не совсем взаимосвязанные. Ведь никому не приходит в голову, как отметить праздник Благовещения или Вход Господний в Иерусалим, если эти праздники выпадают на Великий пост. Или праздник Сретения Господня, если он выпадает на Первую Седмицу Великого поста. Если постная трапеза – единственный вопрос, который волнует верующих перед Новым годом, то здесь все просто – можно сделать вкусный стол, который будет абсолютно постным. Соблюсти все нормы постной трапезы мы можем и в Новый год, и в любой другой праздник. Если человек постится не впервые, то он уже знает, где можно купить постные продукты, где найти рецепт постного «Оливье», как приготовить постный торт – на разных православных сайтах есть множество статей на эту тему.

Многие верующие ограничивают себя в пост не только в пище, но и в развлечениях. В новогодние праздники наше телевидение выпускает множество развлекательных шоу и передач, которые, как мне кажется, совсем не постное зрелище…

– Большинство передач нашего телевидения – это зрелище не только не постное, но и не христианское, на мой взгляд. Поэтому я не думаю, что в новогодние праздники в программах идут какие-то особенно аморальные шоу, разгул, не совместимый с нормами христианской нравственности, а в остальные дни – высокоинтеллектуальные, высоконравственные передачи. В этом смысле «Голубой огонек» не хуже и не лучше передач «Пусть говорят» – «Пусть не говорят», «Пусть придут» – «Пусть не придут» – «Пусть уйдут», «Давай поженимся» – «Давай разведемся» и так далее. Уровень этих передач чрезвычайно низок, но ведь все их смотрят в любые дни. Если есть потребность, то можно посмотреть прекрасные новогодние передачи по телеканалу «Культура» с классической музыкой и непошлым контентом, ведь по этому каналу тоже идет новогодняя ночь non stop. Каждый, думаю, сможет найти себе программу по вкусу, к счастью, у нас сейчас не один телеканал – выбор есть.

Что касается самого праздника Нового года – мое твердое убеждение – кто хочет праздновать, пускай празднует. В принципе, есть две категории людей: которые отмечают праздники, и которые их не отмечают. Любые. Новый год, дни рождения… А среди тех, которые не отмечают, есть те, кто радуется тому, как это делают другие. А есть те, кто и сам не отмечает и осуждает других. Я думаю, основной поток вопросов идет от этой категории ревнителей.

Если вопрос стоит более широко – можно ли христианину праздновать Новый год как таковой, опять же, мое мнение – можно. Потому что вопрос времени в христианстве если не главный, то очень важный, а Новый год – это праздник времени. Церковь Христова существует на земле, обращена к небу, а живет в вечности. И Новый год – это некий рубеж, некая очередная ступень, через которую человек перешагивает в вечность. Очень важно делать этот шаг осознанно, отдавать себе отчет за все прошлые ступени, ставить какие-то цели для будущих шагов.

Жизнь – это не колесо сансары, которое возвращается на круги своя, жизнь – она очень короткая, и каждый новый год должен показывать, что нельзя жить так, будто сегодня пишешь черновик, а завтра перепишешь его набело. Новый год показывает, что многие вещи в жизни изменить уже нельзя. Можно похудеть, если ты не сделал этого в прошлом году, но нельзя вернуть тех людей, которых ты потерял, не всегда можно исправить те обиды, которые ты нанес. Вообще, я считаю, что Новый год – это очень христианский праздник. Мы говорим друг другу: «С Новым годом! С новым счастьем!». И это новое счастье, новая радость, само понятие «новое» – очень христианское пожелание, потому любой христианин ожидает, когда будет «новое небо и новая земля».

Если вернуться к вопросу о времени – православный календарь, как известно, не совпадает с григорианским. Мы отмечаем Рождество Христово уже после Нового года, который исчисляется от Рождества. На Ваш взгляд, стоило бы Православной Церкви перейти на новый стиль, чтобы Рождество отмечать 25 декабря?

– Подобные вопросы находятся не в моей компетенции и адресовать их нужно не мне, а священноначалию Русской Православной Церкви. Насколько мне известно, этот вопрос не рассматривается. На мой взгляд, это абсолютно надуманная проблема. Вопрос церковного календаря – не догматический, это просто сложившаяся традиция. Да, есть светский календарь, а есть церковный, который отстает, который несовершенен в силу разных причин и обстоятельств, но он остается таким, каков он есть, и нет никакой необходимости его менять. На данный момент в Церкви нет единодушия по этому вопросу, нет подготовленной почвы, а любые изменения в Церкви не могут и не должны вести к какому-то расколу, Церковь наоборот должна объединять людей.

Честно говоря, я не вижу никакой проблемы в том, что Рождество Христово мы встречаем после Нового года. Новый год для меня в этом смысле – выход на некую прямую, которая ведет к Рождеству, это ожидание Рождества.

Человеку проще всего, конечно, соблюдать пост именно в еде. Другие аспекты поста либо далеки, либо непонятны, либо трудны, а едим мы каждый день, нам легко определить, какие продукты постные, что можно есть сегодня, что нельзя. Собор 1917 года ставил вопрос о сокращении некоторых постов. Что думаете по поводу этого предложения?

– Я не большой специалист в решениях Собора 1917-1918 года. Насколько я знаю, там ставился вопрос об упорядочении постов. Многие предложения Собора не нашли поддержки среди соборян, поэтому были сняты с повестки дня. Мое убеждение – да, у нас действительно некий перебор с постами для мирян, потому что сегодня количество постов в жизни православного христианина, мирянина, зашкаливает. Как священник, который часто исповедует, я считаю, что понести все посты обычному человеку, в общем-то, невозможно. Это традиции, которые вошли в жизнь мирянина из монашеского устава, и, конечно, должна быть дифференциация. Иначе мы изначально толкаем человека на грех. Исполнить все невозможно, и человек постоянно живет с мыслью, что он совершает грех. В итоге, либо человек впадает в отчаяние из-за кажущейся невозможности спасения, либо он начинает воспринимать грех, как некую норму, которая является обычным жизненным поведением.

Ведь если рассматривать пост не только с точки зрения трапезы, но и, например, с точки зрения семейных отношений, то что тогда получается?.. Что мы скажем молодому человеку, которому двадцать пять лет? Что нужно соблюдать все посты в плане воздержания не только от еды, но и от семейной жизни? Пятьдесят дней – Великий пост, Светлая седмица, сорок дней – Рождественский пост, Успенский пост, Петропавловский пост, среда и пятница – на неделе, двунадесятые праздники, храмовые праздники, добавьте сюда те дни, когда женщина в силу физиологических причин не может общаться с мужчиной, и получится, что мы предлагаем молодым людям довольствоваться семейным общением тридцать дней в году. Это даже не смешно. Получается, что Церковь изначально ставит такие рамки, которые невозможно исполнить. Люди неизбежно будут преступать эти рамки и жить с ощущением вины.

Есть такая тенденция, она давняя, постная трапеза – как некий атрибут гламурной жизни. Очень много ресторанов, в том числе очень дорогих, предлагают своим посетителям обширное постное меню, и их посетители с удовольствием постятся постом приятным. При этом другой человек, который не может позволить себе зайти в ресторан, корит себя за съеденный кусок колбасы. Правильно ли это?

– Каждый решает для себя сам. Я не берусь судить людей, которые заказывают себе пищу в очень дорогих ресторанах. В нашей жизни существует огромная пропасть между людьми богатыми и людьми бедными. Это было всегда, это будет всегда, это нормально. Есть постное меню в дешевой столовой возле метро, и есть постное меню в ресторане «Пушкинъ». Разница в стоимости блюд, я думаю, составляет несколько десятков раз. Посетители есть и там и здесь. Просто их выбор зависит от уровня жизни, и я не считаю, что человек, заказывающий постные блюда в дорогом ресторане, поступает плохо.

Ведь не богатство само по себе осуждается, и не бедность возвеличивается, ни то ни другое не осуждает и не спасает человека. Главное – это отношение человека к человеку, и как ты распоряжаешься тем, что в жизни имеешь. Ведь человек может быть очень бедным и при этом злым и жестоким, а может быть очень богатым, состоятельным, и при этом добрым, отзывчивым, сердечным.

Смысл любого поста – это, прежде всего, внутреннее изменение человека. И когда ко мне люди приходят с вопросом, как поститься, я отвечаю, что надо начать с простого – отказаться от того, что ты больше всего любишь. Я, например, абсолютно равнодушен к мясу, поэтому для меня воздержание от скоромной пищи не является подвигом. Но я очень люблю кофе и сладкое, поэтому стараюсь воздерживаться во время поста от кофе и сладостей. Хотя формально это постные продукты. Откажи себе в том, к чему тяготеешь – не ешь сладкого, не пей кофе, откажись от просмотра телевизора, не сиди в социальных сетях, ограничь курение. На мой взгляд, это первый шаг, который поможет человеку внутренне собраться и понять смысл поста.

Как поститься детям? Многие православные родители не разрешают детям не только вкушать скоромное, но и посещать детские утренники и праздники в садах и школах.

– Боюсь, что мое мнение для родителей, не пускающих своих детей на елки, не будет авторитетно. Я вообще считаю, что многие православные родители калечат своих детей. Да и не православные тоже. Ведь это не вопрос поста, а вопрос воспитания своих детей, и он зависит от того, какие в семье установки и традиции. Если такие правила в семье, то естественно, что родители передают данную модель поведения своим детям. Я как отец никогда не стал бы ограничивать ребенка в праздновании Нового года. Повторюсь, я считаю Новый год совершенно христианским праздником.

Пожалуй, Новый год – единственный из всех светских праздников, который не создан искусственно, который органично входит в нашу жизнь. Он не навязан, не притянут за уши, как большинство наших праздников, призывающих, как правило, либо заменить что-то, либо оправдать что-то, либо поддержать что-то. Многие праздники остаются протокольными и официальными, не находя отклика в сердцах людей. А Новый год – это праздник, в который не вкладываются понятия, способные разделить людей – это новый год, новая жизнь, новое счастье.

Что с алкоголем? Встречать ли Новый год с шампанским или без него?

– Конечно, с шампанским!

Последний вопрос – что у Вас будет на Новогоднем столе? Какие блюда?

– Очень трудный вопрос. Наверное, его нужно адресовать моей жене, поскольку у нас дома именно она занимается приготовлением пищи. Я с того момента, когда женился, больше ничего не готовил. Я женился достаточно поздно – в тридцать лет, до этого лет пятнадцать жил один и готовил себе сам. Но после женитьбы больше не приготовил ни одного блюда. Моя жена прекрасно готовит, любит готовить, украшает праздничный стол.

Отмечаем ли мы Новый год? Да, мы отмечаем его в кругу семьи – с женой, с нашим сыном, с родителями жены, с моими родителями. Это наш семейный праздник. Обязательно наряжаем елку, поздравляем друзей, принимаем поздравления от них. Этот праздник тем и замечателен, что можно поздравить всех.

Я считаю, что вообще нужно использовать любую возможность, чтобы сказать человеку приятное, поздравить его, пожелать добра. Мы стали такими черствыми, нам всегда нужен повод, чтобы сказать что-то хорошее человеку, что-то подарить, похвалить. У нас не принято показывать чувства, хвалить ближнего, делать комплименты. Новый год – это прекрасная возможность сказать человеку все то доброе, что, может быть, неловко было высказать без повода. Это еще одна возможность растопить лед, простить обиды, попросить прощения, сделать подарок, обнять, поцеловать – ведь это так замечательно, это так уместно сделать именно в этот праздник! Я искренне поздравляю всех читателей портала «Приходы», всех православных христиан с Новым годом и Рождеством Христовым! Храни вас всех Господь!