География аристотель цель. Идеи Аристотеля о шарообразной форме Земли

Аристотель - это величайший философ античной Греции, создатель перипатетической школы, ученый. Любимый ученик Платона и наставник Александра Македонского - это также Аристотель.

Биография кратко для детей: о юношеских годах

В 384 году до н. э. в Стагире, греческой колонии поблизости Афона, появился на свет Аристотель - один из великих философов всех времен и народов.

Родители будущего ученого, которого часто именовали Стагиритом, имели благородное происхождение. Никомах, отец будущего ученого, потомственный лекарь, служил придворным врачом и обучал своего наследника азам врачебного искусства и философии, на то время нераздельной с медициной. Аристотель с детских лет был тесно связан с македонским двором и прекрасно знал своего ровесника, сына царя Аминты III, Филиппа.

Еще ребенком Аристотель осиротел и находился на воспитании родственника Проксена. Последний возложил на свои плечи заботы о юноше: помогал в получении образования, всячески поощрял любознательность подростка, тратил деньги на приобретение книг, являвшихся по тем временам очень дорогим удовольствием, практически роскошью. Благоприятствовало таким расходам состояние, оставшееся после смерти родителей. Биография Аристотеля, краткое содержание которой вызывает неподдельный интерес у современной молодежи, поистине внушает глубокое уважение к этому человеку, возложившему на свои плечи ответственность за просвещение остальных людей, заинтересованных в благоприятном будущем своей страны.

Платон мне друг

Биография Аристотеля кратко повествует о том, как с целью изучения философии в 367 году до н. э. Аристотель перебрался в Афины, где остался на два десятка лет. В прославленном греческом городе молодой человек поступил учеником в Академию, открытую великим философом Платоном. Наставник, обратив внимание на блестящие умственные достоинства ученика, стал выделять его среди остальных слушателей.

Аристотель же постепенно начал отступать от взглядов и идей своего учителя и опираться на собственное мировоззрение. Это не очень понравилось Платону, однако на личных отношениях двух гениев различие во взглядах никак не отразилось. Больше всего мнения двух великих умов расходились в учении об идеях, которыми, как полагал Платон, образован бестелесный мир. Для его ученика Аристотеля идеи являлись всего лишь сущностью происходящих материальных явлений, облаченных в эти самые идеи. По поводу данного спора Аристотелем была озвучена известная фраза, звучащая в сокращенном варианте как: «Платон мне друг, но истина дороже». О невероятном почтении Аристотеля к своему любимому наставнику Платону можно судить по тому факту, что юноша, имевший уже сложившуюся систему мировоззрения, а следовательно, и предпосылки для организации своей философской школы, не совершил этого при жизни наставника.

Биография Аристотеля кратко описывает, что в 347 году до н. э., после ухода в мир иной великого учителя, его место в качестве главы Академии было занято племянником Спевсипом. Аристотель, оказавшийся среди недовольных данным обстоятельством, покинул Афины и по приглашению тирана Гермия (ученика Платона) направился в город Ассос, расположенный в Малой Азии. Спустя 2 года за активное противостояние персидскому игу Гермий был предан и распят, в связи с чем Аристотелю пришлось в спешном порядке покидать Ассос. Также бежала Пифиада - родственница Гермия, ставшая впоследствии супругой греческого философа. Прибежище для молодой пары нашлось в городе Митилене (остров Лесбос). Именно здесь Аристотелю было предложено стать наставником сына Филиппа - Александра, на тот момент 13-летнего подростка.

О воспитаннике Аристотеля

Биография Аристотеля кратко показывает, что влияние греческого философа на характер своего ученика и образ его мыслей, за которым впоследствии закрепилась слава величайшего полководца, было огромным.

Аристотель, искусно умеряя страстность души подопечного, направлял молодого человека на серьезные мысли, пробуждал благородные стремления к совершению подвигов и славе, привил любовь к «Илиаде» - книге Гомера, которая сопутствовала Македонскому на протяжении всей его жизни. Александр получил классическое образование, в котором акцент был сделан на изучение политики и этики. Также молодой полководец хорошо разбирался в литературе, медицине и философии.

Основание школы

Биография Аристотеля кратко гласит о том, как греческий философ, оставив с Македонским своего племянника Каллисфена, в 335 году до н. э. возвратился в Афины, где основал философскую школу Ликей (лицей), именуемую иначе «перипатетической» (от «перипатос» - крытая галерея вокруг двора, прогулка). Это характеризовало место проведения уроков либо же манеру преподавателя в процессе изложения информации - прогуливание взад-вперед. Представители перипатетической школы наряду с философией занимались разными науками: физикой, географией, астрономией, историей. На утренних занятиях, именуемых «акроаматическими», присутствовали наиболее подготовленные воспитанники, после обеда послушать философа мог любой желающий.

Данный период в биографии греческого философа является ответственным этапом, ведь именно в это время в процессе исследований было сделано множество важных открытий и создана колоссальная часть трудов, во многом определивших и направивших в правильное русло развитие мировой науки. В эти годы умерла его супруга Пифиада. Второй раз Аристотель женился на ее бывшей рабыне Герпиллиде.

Последние годы жизни

Биография Аристотеля кратко и понятно описывает, что древнегреческий философ, увлеченно занятый миром науки, был совершенно далек от политических событий, но после кончины Александра Великого в 323 году до н. э. в стране началась волна антимакедонских гонений и репрессий, небо сгустилось и над головой греческого философа. Аристотелю предъявили обвинение в непочитании богов и кощунстве, что вынудило ученого, понимавшего необъективность предстоящего суда, отбыть с некоторыми учениками в Халкиду, на остров Эвбею, который стал последним пристанищем в его жизни. 62-летний философ умер от наследственной болезни желудка. На посту главы Ликея Аристотеля сменил его лучший ученик Теофраст. Род великого ученого был продолжен его дочерью Пифиалой (сына Никомаха, по некоторым предположениям, еще в молодые годы убили на войне).

Аристотель: краткая биография и его открытия

Имеет место мнение, что великий Аристотель был низкорослым и болезненным человеком. Его речь была очень быстрой и с дефектами: философ смешивал некоторые звуки, что нисколько не умаляло его грандиозный вклад в науку.

Как и большинство мыслителей древних времен, Аристотель помимо философии усердно занимался различными науками и стал основателем некоторых разделов: логики, научной риторики, грамматики. Также великий мыслитель установил большое количество важных фактов в анатомии и зоологии, первым создал философию искусства и теорию поэзии. Наиболее важными и известными трудами Аристотеля считаются «Политика», «Метафизика», «Поэтика», «Физика». Философская система греческого просветителя затрагивала различные стороны человечества и глобально повлияла на последующее развитие научного мышления.

В географии Аристотель высказал мысль о цельности и беспредельности Мирового океана. В биологии ученый описал около полутысячи видов животных и основал зоологическую систематику, первую в научной истории. Изучая животных, разделил их на 2 группы: бескровные и животные с кровью (во главе поставил человека), что практически соответствует сегодняшнему понятию: позвоночные и беспозвоночные. Великий философ считается отцом метеорологии (впервые этот термин был упомянут в трактате о небесных явлениях).

Из всех трудов Аристотеля до настоящего времени дошла только четвертая часть сочинений. По некоторым предположениям, богатая библиотека философа после его смерти перешла к Теофрасту и его потомкам, которые, будучи людьми необразованными, свалили книги в ящики и закрыли в подвале. Сырость и черви довершили начатое.

Основной вклад в науку античного философа и ученого изложен в этой статье.

Аристотель: вклад в науку

Какой вклад Аристотеля в философию?

Прежде чем говорить о том, какой вклад Аристотеля в развитие философии, следует отметить следующее. Вначале своего пути он был под впечатлением учений Платона. Но освободившись постепенно от его влияния, Аристотель даже подверг критике учения Платона и создал собственное учение в философии. Его философия проникла во все сферы наук. Основные философские работы – «Категории», «Физика», «Аналитика первая и вторая», «О душе», «О небесных явлениях», «Политика», «История животных», «Метафизика» и «Об искусстве поэзии».

Аристотель объединяет в бытие соотношение реального, логического и единичного. Аристотель впервые разработал учение о том, что философия должна изучать бытие, абстрагируясь от некоторых его свойств. Отличие философии от других наук — она исследует саму сущность самого бытия. В основе сущности бытия лежат: материя, форма и понятие, а также то, что состоит из формы и материи.

Аристотель вклад в биологию

Одной из важных заслуг Аристотеля касаются области биологии. На основе наблюдений за строением живых организмов он создал учение о биологической целесообразности. Образцами целесообразности являются развитие организмов из семени, взаимная приспособленность органов, действующие инстинкты животных и так далее.

Долгое время биологические работы Аристотеля служили источником по зоологии. Он создал классификацию и описал много видов животных. Ученый был первым, кто описал эмбриональное развитие дельфинов и китов, а также различительных особенности рыб. Из-за данных достижений некоторые ученые считают, что Аристотель отец биологии.

Какой вклад Аристотеля в психологию?

Аристотель считается основоположником психологии. Его трактат «О душе» долгое время был руководством по психологии. И вообще это была первая психологическая работа. Он считал, что душа это не вещество, как считалось ранее. Также ученый, в отличие от философ-идеалистов, утверждал, что душа неотрывна от материи или живого тела. Душа согласно Аристотелю является сущностью живых тел.

Какой вклад Аристотеля в медицину?

Аристотелю принадлежит введение в научный оборот термина «аорта». Также он описал легочную аорту. Считал, что сердце человека трехкамерное и является самым важным органом в теле. Поэтому имея такую важность для организма, оно не может серьезно болеть. Аристотель ввел понятие гниения. Очень много времени он уделял наблюдениям за перепадами температуры, временами года и средой, характеризуя их как причины возникновения некоторых болезней.

Какой вклад Аристотеля в логику?

Аристотеля называют отцом науки логики, которая исследовала формы мышления как познавательную деятельность. Он ввел понятия контрарной, контрадикторной и познавательной противоположностей. Ученый был первым, кто сделал описание некоторых логических операций, сформулировал законы противоречия, исключения третьего и мышления.

Какой вклад Аристотеля в педагогическую науку?

Аристотель вклад в педагогику которого характерен тем, что античный деятель создал учебное заведение в Афинах под названием Ликей. Он возглавлял учебное заведение целых 12 лет. За этот период он написал много сочинений, которые были основой для лекций и бесед учителя со своими учениками. Главной темой педагогических бесед были разговоры о том, что у человека 3 души – растительная, животная и разумная. Поэтому вопросы воспитания касались равностепенной заботы об этих 3 видах души. Его взгляды об образовании и воспитании наиболее полно описаны в трактате «Политика».

Какой вклад Аристотеля в естествознание?

Свои знания в сфере естествознания он изложил в трудах «Физика», «Метеорология», О возникновении и уничтожении», «Описание животных», «О душе», «О небе». Он систематизировал огромный естественно-научный материал, который собрал Аристотель и его предшественники. Систематизация была совершена на основе критического анализа наследной информации, собственных наблюдений и философского подхода.

Какой вклад Аристотеля в риторику?

Аристотель – автор трактата «Риторика», который он посвятил искусству убеждения. Написанный он в 355 году до нашей эры. Им и сегодня пользуются преподаватели, политики и медиа-персоны. Автор трактата делает упор на 5 важных уроках, которые следует усвоить всем, кто желает овладеть искусством риторики и убеждением в своей правоте. Итак, уроки Аристотеля:

  • доказательство – всему голова
  • тренируем логику
  • берем «страсти» под контроль
  • говорим о «прекрасном»
  • подготовка – речь – победа

Аристотель вклад в историю

Ученые опираются на его труд «Афинская полития» в изучении государственного строя государства Афин и системы правления его правителей.

Аристотель вклад в физику

В трактатах «О небе», «Физика», «Метеорологика»и «О возникновении и уничтожении» ученый дает ответы на некоторые физические вопросы, волнующие его. Он был первым, кто осознал тот факт, что физика существует только благодаря некой системе правил. С их помощью добываются знания о природе.

Аристотеля считают родоначальником физики. Ведь ему принадлежит разработка многих физических гипотез и теорий. И термин «физика» ввел в научный оборот тоже он. Ученый объединил и систематизировал знания о природе и создал физико-космологическую картину мира.

Какой вклад Аристотеля в географию?

Аристотель был первым, кто охарактеризовал природу океана и земли, пояснил цикл водоворота воды в природе. Также он описал действие и характер землетрясения, ветров, лучей, грома и радуги, метеоров и комет, Млечного пути. Ученый утверждал, что формирование Земли происходит постепенно и настолько растянуты во времени и пространстве, что человек не способен заметить данные изменения.

Аристотель вклад в экологию

Он написал трактат «История животных» и сделал описание больше 500 видов животных, известных ему. Также Аристотель поведал о поведении животных. Таким образом, труд Аристотеля охарактеризовал первый этап в развитии экологии – этап накопления фактического материала и первых попыток систематизации знания.

Какой вклад Аристотеля в культуру?

Культурное наследие ученого представлено двумя видами сочинений:

  • «экзотерические» сочинения – предназначенные для широкой публики
  • «эзотерические» — лекционный материал для слушателей, которые провели в школе не один день

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какой вклад внес Аристотель в развитие науки.

Аристотель родился в Греции на острове Эвбея, в 384 г. до н. э. Его отец занимался медициной, он и привил сыну страсть к изучению наук. В 17 лет Аристотель стал учеником Академии Платона, уже через несколько лет он начал преподавать сам и вступил в содружество философов-платоников.

После смерти Платона в 347 г. до н. э. Аристотель ушел из академии, проработав в ней 20 лет, и поселился в городе Атарней, в котором правил Платона – Гермий. Через некоторое время царь Филипп Второй пригласил его на учителя для сына Александра. Аристотель был к царскому дому и преподавал маленькому Александру основы этики и политики, вел с ним беседы на темы медицины, философии и литературы.

Школа в Афинах

В 335 году до н.э. Аристотель возвратился в Афины, а его бывший ученик взошел на престол. В Афинах ученый основал свою школу философии неподалеку от храма Аполлона Ликейского, которая стала называться «Ликей». Аристотель проводил лекции под открытым небом, прогуливаясь по дорожкам сада, ученики внимательно слушали своего учителя. Так добавилось еще одно название – «Перипатос», что переводится с греческого как «прогулка». Школа Аристотеля стала называться перипатетической, а ученики - перипатетиками. Помимо философии, ученый преподавал историю, астрономию, физику и географию.

В 323 году до н.э., готовясь к очередному походу, заболевает и умирает Александр Македонский. В это время в Афинах начинается антимакедонский мятеж, Аристотель попадает в немилость и бежит из города. Последние месяцы жизни ученый проводит на острове Эвбея, расположенном в Эгейском море.

Достижения Аристотеля

Выдающийся философ и ученый, великий диалектик древности и основоположник формальной логики, Аристотель интересовался очень многими науками и создал поистине великие : «Метафизику», «Механику», «Экономику», «Риторику», «Физиогномику», «Большую этику» и многие другие. Его знания охватывали все отрасли наук античного времени.

Именно с трудами Аристотеля появление основных концепций для пространства и времени. Его «Учение о четырех причинах», нашедшее свое развитие в «Метафизике», положило начало попыткам более глубинных исследований первоначал всего сущего. Уделяя большое внимание душе человека, ее потребностям, Аристотель стоял у истоков зарождения . Его научный труд «О душе» на многие века стал основным материалом при изучении психических явлений.

В трудах по политологии Аристотель создал свою классификацию правильных и неправильных государственных устройств. По сути, именно он и заложил основы политологии как самостоятельной науки о политике.

Написав «Метеорология», Аристотель представил миру одну из первых серьезных работ по физической географии. Также он выделил иерархические всего сущего, разделив их на : «неорганический мир», «мир растений», «мир животных», «человек».

Аристотель создал понятийно-категориальный аппарат, который и в наши дни присутствует в философском лексиконе и стиле научного мышления. Его метафизическое учение было поддержано Фомой Аквинским и впоследствии развивалось схоластическим методом.

В рукописных трудах Аристотеля отражен весь духовный и научный опыт Древней Греции, они оказали существенное влияние на развитие человеческой мысли.

Платон и Аристотель. Вклад в географию

Платон (428–348 гг. до н. э.) и Аристотель (384–322 гг. до н. э.) – два знаменитых древнегреческих философа – внесли важный вклад в развитие географической мысли. Платон, будучи основоположником дедуктивного метода, превосходно владел мастерством дедуктивных заключений; исходя из них, он утверждал, что все наблюдаемые на Земле вещи и явления суть лишь бледные копии идей, или совершенных (абсолютных) префекатов, поскольку они представляют собой ущербный продукт преобразования последних или находятся в процессе такого преобразования (Popper, 1945/1962: 18–34). Некогда, рассуждал он, Аттика (территория в пределах Древней Греции, главным городом которой были Афины) обладала очень плодородными почвами, обеспечивавшими безбедное существование ее жителей. Горы были покрыты лесами, которые не только кормили обитавших в них зверей, но и задерживали под своей сенью дождевые воды, не давая им бесполезно стекать по склонам в реки. «Вода не исчезала, как теперь, скатываясь в море по оголенной земле... То, что сохранилось, если сравнить это с тем, что существовало раньше, похоже на истощенное тело больного человека; все плодородные, мягкие земли растратились и исчезли, оставив лишь остов суши» (Glacken, 1967: 121). Объясняя с позиций общей теории частную ситуацию в Аттике, Платон использует это как пример упадка, или перерождения, вещей и явлений по сравнению с их исходным совершенным состоянием. Если бы рассуждения Платона шли от частного к общему, он мог бы прийти к выводу, что именно люди изменили облик той земли, на которой они поселились, и что эрозия почвы и разрушение природных ландшафтов сопровождают историю человеческой цивилизации, повторно обнаруживая себя во многих местах Земли. Но мысль о человеке как агенте преобразований на земной поверхности и тысячи лет спустя после Платона еще оставалась не сформулированной. Как указывает Глаккен, Платон упустил возможность изменить всю историю развития представлений о взаимоотношениях человека и природы, не увидев в человеке ее разрушителя.

Имя Платона связано с преданием об Атлантиде. Греческий мир, сообщал он, чуть было не оказался завоеванным в 9000 г. до н. э. людьми, обладавшими высокой цивилизацией и жившими где-то на западе. Но греческое войско вышло победителем в жестокой битве. К тому же сразу после поражения завоевателей их отечество было разрушено катастрофическим землетрясением и погрузилось в морскую пучину. Можно даже проплыть над затопленным городом Атлантидой, утверждал он, если только быть очень внимательным и не сесть на мель. С тех пор исследователи и популяризаторы ищут Атлантиду. Некоторые из них вообразили даже существование сухопутного моста между Африкой и Америкой (на котором якобы и находилась загадочная цивилизация). Только в 1966 г. стала оформляться другая гипотеза, основанная на том, что в Средиземном море между островом Крит и материковой частью Греции был обнаружен погрузившийся город – он вполне мог бы быть той самой Атлантидой, о которой говорил Платон.

Какая Земля – круглая или плоская? Подавляющее большинство людей, живших в те времена, не сомневались в том, что Земля плоская; лишь несколько философов, исходя из чисто теоретических посылок, полагали, что Земля имеет форму шара. Все греческие мыслители были согласны в том, что симметричная форма – один из атрибутов совершенства, а наиболее полной симметрией обладает сфера. Следовательно, доказывали они, созданная совершенной по форме Земля в своем качестве дома людей должна быть сферичной. Пифагор, живший в VI в. до н. э., возможно, был первым из философов, придерживавшихся такой точки зрения. Во всяком случае, им были разработаны математические законы кругового движения небесных тел, а его ученик Парменид применил их к наблюдениям, сделанным с поверхности шарообразной Земли. Что касается Платона, жившего столетием позднее Парменида, то он был, по-видимому, первым из философов, выдвинувшим гипотезу о расположенной в центре Вселенной шарообразной Земле с вращающимися вокруг нее небесными телами. Правда, не представляется возможным точно установить, был ли Платон автором этой гипотезы или же он заимствовал ее у Сократа, на которого ссылается. Современник Платона Евдокс Книдский (400–347 гг. до н. э.) создал теорию климатических зон, исходя из представления о возрастающем наклоне (klima) солнечных лучей относительно сферической поверхности Земли. Эти выводы были продуктом дедуктивных заключений из теории, согласно которой все доступные наблюдению вещи и явления созданы как образцы совершенной формы, а самой совершенной формой обладает сфера. И лишь Аристотель впервые стал искать реальные доказательства, которые могли бы поддержать теорию.

Аристотелю было семнадцать лет, когда он поступил в Академию Платона вблизи Афин. Тогда (367 г. до н. э.) ее временно возглавлял Евдокс, замещая отсутствовавшего Платона. Аристотель оставался в Академии до тридцати восьми лет, вплоть до смерти Платона. Следующие двенадцать лет он посвятил путешествиям по Греции и плаванию вдоль побережья Эгейского моря. В 335 г. до н. э., когда ему исполнилось сорок девять лет, он вернулся в Афины и основал там свою собственную школу, назвав ее Ликеем. К этому времени у него сложилось убеждение, что наилучший путь к построению теории лежит через наблюдение фактов, а наилучший способ проверки теории состоит в сопоставлении ее с результатами наблюдений. Тогда как Платон интуитивно создавал теоретический конструкт и размышлял, следуя от общего к частному, Аристотель в процессе теоретизирования шел от частного к общему. Два этих подхода соответственно называются дедукцией и индукцией.

Аристотель обнаружил, что наблюдения, ставшие нашим достоянием при помощи чувств, сами по себе не способны что-либо объяснить. Наши чувства, говорил он, могут сказать нам, что огонь горячий, но не могут сказать, почему он горячий. Аристотель вывел четыре основных принципа научного познания, которые даются в форме ответов на вопрос: «Что это за предмет и почему он существует?». Первый принцип состоит в описании природы, или сущности, рассматриваемого предмета, что позволяет выявить его главные особенности. Второй – в определении характера, вида вещества, из которого он состоит. Третий рекомендует установить, что вызывает процесс, в результате которого предмет становится тем, что он есть. Четвертый, дополняющий третий, должен раскрыть цель осуществления предмета. В противоположность Платону Аристотель полагал, что вещи и явления находятся в процессе физического изменения, ведущего к заключительному совершенному состоянию. Указанная модель научного объяснения представляет собой первую в мире парадигму, которой следовало руководствоваться всем ученым.

Во взглядах на вещество, или основную субстанцию, из которого построены все материальные тела, Аристотель следовал Эмпедоклу (490–430 гг. до н. э.). Эмпедокл, живший столетием раньше Аристотеля, сделал шаг вперед по сравнению с воззрениями Фалеса Милетского о единой первичной субстанции (воде). Он выделял четыре первовещества: землю, воду, огонь и воздух. Согласно ему, все тела на Земле состоят из этих главнейших элементов, присутствующих в них в разных пропорциях. Аристотель прибавил еще и пятую субстанцию – эфир; он отсутствует на Земле, но служит тем материалом, из которого созданы небесные тела.

Аристотель указывал, что каждый материальный объект на Земле или вне ее создается в результате некоего процесса изменения. Вначале же было пустое пространство. Философы того времени постулировали существование двух видов пространства – небесного и земного, или пространства земной поверхности. Существовало также несколько чисто умозрительных заключений о внутриземном пространстве, но знаний в этой области было слишком мало. Аристотель, развивая идеи Эмпедокла, предложил теорию естественных (натуральных) мест. Во Вселенной у каждого тела есть свое естественное место и при удалении его с этого места это тело будет стремиться к возвращению. Земное пространство – естественное место для земли и воды, и если поднять их над этой поверхностью, то они сами и вещества, слагающие их, будут падать на нее. У воздуха и огня естественные места находятся в небесном пространстве: вот почему они стремятся вверх. В то же время естественное место эфира – небесные тела, расположенные далеко от Земли.

Аристотель был согласен с той частью учения Платона, восходившей к Пифагору и Пармениду, в которой говорилось о том, что все тела подчиняются закону чисел, и основные законы Вселенной – это законы геометрии и алгебры (математики). Однако он выражал и недовольство, замечая, что «теперь все люди думают, что наука – это математика и что для того, чтобы понять абсолютно все, необходимо только изучить математику». Аристотель утверждал, что математику можно использовать для объяснения процесса изменения, который делает вещи такими, какие они есть, но с ее помощью нельзя ответить на четвертый вопрос – о целях или идеальных состояниях. Аристотель был первым телеологом в том отношении, что был убежденным сторонником точки зрения, согласно которой все в мире изменяется в соответствии с заранее предписанной схемой или планом. Все вещи, говорил Аристотель, не удаляются от идеального состояния, но, скорее, наоборот, развиваются в направлении идеала.

Разделяя представление Платона о сферичности Земли, Аристотель стал искать объяснение этой концепции и способы ее проверки путем наблюдений. Его объяснение было связано с теорией естественных мест: сфера должна была образоваться при падении к центральной точке твердого вещества, из которого сложена Земля. Аристотель был первым из ученых, кто понял важность для доказательства шарообразности Земли наблюдения о кругообразном крае тени, отбрасываемой Землей на Луну во время затмения. Он заметил также, что высота различных звезд над горизонтом возрастает в северном направлении – это может быть лишь в том случае, если наблюдатель перемещается вместе с выпуклой поверхностью сферы, на которой он находится. Странно, что он ни разу не упомянул о таком дополнительном подтверждении концепции шарообразности Земли, как феномен исчезновения судна за горизонтом, когда вначале скрывается корпус, а потом уже паруса. У него должно было быть достаточно случаев наблюдать это явление.

Метод научного объяснения, предложенный Аристотелем, не включал каких-либо соображений о контролировании экспериментов или проверке предварительных заключений. Он целиком строился на использовании логики для формулирования и подтверждения теории. И тем не менее некоторые из его основанных на логике объяснений считались в IV в. до н. э. столь неопровержимыми и были так безоговорочно восприняты учеными многих последующих поколений, что его влияние на историю западной мысли оказалось поистине огромным. Считается, что современная наука вообще не могла бы появиться без Аристотеля. Здесь хотелось бы отметить весьма характерную особенность развития идей: появление всякой новой концепции оказывает громадное стимулирующее воздействие на научную мысль и выражается в возрастании количества и качества наблюдений, но продолжительное ее исповедование становится препятствием для прогресса науки в следующих поколениях ученых.

В области географии примером сказанному служит концепция Аристотеля о различной пригодности Земли для жизни людей в зависимости от географической широты. Люди, жившие по берегам Средиземного моря, полагали, что степень пригодности Земли для обитания зависит от географической широты, что, казалось, подтверждается и наблюдениями. Если Земля – сфера и Солнце обращается вокруг нее, то в тех местах, где Солнце оказывается почти прямо над головой, должно быть много жарче, чем в местах, удаленных от этих условий. И в наши дни абсолютный максимум температуры, зарегистрированный в стандартной метеобудке и составляющий 136,4°F (+58°С), сохраняется за одним из пунктов современной Ливии, находящимся в 25 милях южнее Средиземного моря и удаленным от экватора к северу больше, чем на 32° широты. Если воздух так прогревается на этой широте, рассуждали греки, то у экватора должно быть намного жарче. Люди, живущие на севере Ливии, имеют черную кожу, и греки полагали, что они обгорели до черноты на жарком солнце. Следовательно, у экватора жизнь невозможна, так как все живое сгорело бы там под яростно жгучими лучами светила. Аристотель поэтому полагал, что части Земли, прилегающие к экватору (тропическая зона), были необитаемыми, как и части Земли, наиболее удаленные от него (полярная зона), где царствовал вечный холод; только умеренная зона, заключенная между этими двумя, была обитаемой частью Земли, или Ойкуменой. Однако и она, говорил Аристотель, была заселена не полностью из-за существования в ее пределах океана. Аристотель был убежден, что есть и южная умеренная зона, но греки не могут ее достигнуть из-за нестерпимой жары в тропической зоне. Многие античные ученые, разделявшие мнение Аристотеля о существовании южной умеренной зоны, были уверены в том, что она необитаема, так как тамошним людям – антиподам – пришлось бы ходить вниз головой. Представление о степени обитаемости как функции географической широты имеет длинную историю и до сих пор широко распространено, особенно среди негеографов.

Список литературы

  1. Джеймс П. Все возможные миры / П. Джеймс, Дж. Мартин / Под ред. и с послесл. А. Г. Исаченко. – Москва: Прогресс, 1988. – 672 с.

История географических идей насчитывает несколько тысячелетий. Ее невозможно отделить от истории человечества. Целенаправленное и систематическое изучение окружающей природы и взаимодействия с ней человека восходит ко времени зарождения научной мысли. Европейская наука берет свое начало в трудах античных мыслителей; однако ее корни идут еще глубже – в Древний Египет и Месопотамию. В «колыбели» наук – Египте – впервые возникли методы (способы, приемы) познания мира: наблюдение, измерение, обобщение. Египтяне умели определять линию меридиана (направление север – юг), они изобрели письменность, обладали математическими, астрономическими и другими знаниями. Самые первые из известных нам карт были созданы в Шумере около 2700 г. до н. э.

Военные походы, торговля и путешествия в цивилизациях Древнего мира расширяли кругозор человека. Но все же кругозор этот охватывал отдельные регионы Земли, т. е. он был региональным.

Развитие торговли и мореплавания в далекие времена было невозможно без специальных (географических) знаний об окружающих землях и народах. Потребность в этих знаниях удовлетворяли так называемые логографы. Они делали описания берегов (периплы) и стран (перигёзы). Первым научным приемом, с помощью которого человек познавал окружающий мир, был описательный метод. География как наука первоначально возникла как описание природы и населения различных местностей. Об этом напоминает само название науки география – «землеописание». Самые первые описания земель составлялись не столько специалистами, сколько торговцами, воинами и даже людьми, случайно оказавшимися на чужбине. Часто описания те были неточными и сделанными безо всякой цели; порой были фантастическими, т. к. составлялись на основе слухов и легенд.

Главными вопросами при описании были: что изучается (долина, остров, горы...)? Каков предмет описания (его форма, размер, цвет...)? Где он находится? Последний вопрос стал для географии одним из главных.

Постепенно практическое изучение мира сменяется стихийно-научным взглядом на природу и общество. Тогда же в Древней Греции впервые была создана модель научного познания мира, которая господствовала в Европе многие столетия. Некоторые из методов изучения мира, разработанные учеными античности, применяются и в наши дни. Все науки Древнего мира, в том числе и география, развивались в рамках философии. Поэтому теоретические географические представления того времени тесно связаны с философскими идеями.

Древнегреческие философы рассматривали мир как единое целое, а человека как часть природы. Но в связи с разрывом между умственным и физическим трудом в науке того времени в основном господствовали умозрительные (абстрактные) построения. Не случайно такой взгляд на мир назвали натурфилософией. Абстрактные общегеографические идеи были связаны с разработкой космогонических гипотез – гипотез об образовании Земли, Солнца, звезд и т. д.

Первым ученым, занимавшимся определением местоположения различных объектов на Земле, был Фалес (ок. 625–547 гг. до н. э.). Он жил в городе Милете и был известным путешественником и предприимчивым коммерсантом. Фалес первым указал на свойства магнитного железняка.

Будучи астрономом и философом, Фалес представлял Землю в виде диска, который плавает в воде. Это не удивительно: нечто подобное представляют собой многочисленные греческие острова в Средиземном море. Размышляя о том, из чего состоит Вселенная, он был уверен, что все существующее состоит из разных форм воды. Свои выводы Фалес пробовал проверить с помощью наблюдений, чем и противопоставил науку и веру.

Известно, что Геродота считают «отцом истории». В его 9-томной «Истории» содержатся также многочисленные описания мест, которые посетил ученый.

Геродота называют и «отцом этнографии», т. к. он подробно описал обычаи, традиции известных ему народов. Он первым применил исторический метод в географии. Так, Геродот реконструировал древнюю береговую линию в устье Нила и доказал, что речные наносы образовали дельту реки. Поэтому многочисленные портовые города оказались далеко от морского берега.

Огромный вклад в развитие географической мысли внесли Платон (428–348 гг. до н. э.) и его ученик Аристотель (384– 322 гг. до н. э.) – самые знаменитые философы Древней Греции.

Платон, как и Пифагор (VI в. до н. э.), полагал, что Земля не плоская, а имеет форму шара. Это было чисто теоретическое размышление. Греческие мыслители считали, что симметрия – одно из свойств совершенства, а сфера является носителем признаков симметричной формы. Платоном был предложен дедуктивный метод познания мира (что означает познание от общего к частному). Современники Платона, исходя из идеи совершенства сферы, создали представление о климатических зонах. Изменение наклона солнечных лучей на поверхности шарообразной Земли, по их мнению, приводит к изменению климата – жаркого, умеренного, холодного.

Первым, кто попытался обосновать теорию «истинными фактами», был энциклопедист древности – Аристотель. Ученик Академии Платона, он после смерти своего учителя и двенадцати лет путешествия по Эгейскому морю и Греции основал свою школу – Лицей. Аристотель предложил познавать мир методом от частного к общему. Данный метод исследования называется индукцией. Вместо выведения отвлеченных умозаключений из теории он призывал своих учеников: «Иди и смотри». Работами Аристотеля завершается античная натурфилософия и начинается опытное познание. Основной географический труд Аристотеля «Метеологика» – своеобразное общее землеведение древних греков, в котором систематизированы физико-географические знания.

В «Метеологике» Аристотель пытается выделить атмосферу как отдельную оболочку Земли. К атмосфере он относит воздушную и водную оболочки, т. к. в последней происходит влагооборот. Аристотель отдельно рассматривает вулканы и землетрясения, явления, происходящие на морях.

С его трудов берут начало истоки гидрологии, метеорологии и геоморфологии. Позднее взгляды Аристотеля были развиты его последователями, которые использовали метод учителя при изучении природы.

Метод научного объяснения мира, предложенный Аристотелем, основывался на использовании логики и не предполагал экспериментального исследования его результатов. Общеизвестно, что любые научные положения через некоторое время начинают в определенном смысле тормозить развитие научной мысли. Так, опираясь на опыт, Аристотель полагал, что в жарком климате жизнь невозможна, т. к. самое жаркое место – Ливия нагревается до 50–60 °С. Значит, южнее – около экватора все живое уничтожается солнцем. По Аристотелю, жизнь возможна только в умеренной зоне, а в холодном климате она гибнет из-за холода.

Более чем через век после Аристотеля обобщение многочисленных сведений, накопленных исследователями Земли, сделал главный хранитель Александрийского музея Эратосфен (около 276–194 гг. до н. э.). Это его впоследствии назовут «отцом географии», т. к. он первым предложил называть науку о Земле географией. Эратосфен является автором труда «Geographia hupomnemata» – «Географические записки». Эратосфен математически обосновал границы между климатическими поясами, создал карту мира, используя линии параллелей и меридианов. Книга его до нас не дошла, и о ее содержании известно по выдержкам из «Географии» древнеримского ученого Страбона.

В Древнем Риме географические знания греческих ученых были систематизированы. По трудам Страбона (65–64 гг. до н. э.– 23– 24 гг. н. э.) нам известно о географических идеях античности. Не случайно некоторые современные ученые ведут отсчет науки географии именно от Страбона. Интересно, что сохранилась 17-томная работа Страбона «География», а вот четыре десятка томов его «Истории» погибли. «География» Страбона была «открыта» только через 600 лет после написания.

Страбон критически относился к методам научного объяснения мира, предложенным Аристотелем и Платоном. Вместо объяснения мира Земли он ограничивался описанием ее различных регионов. Страбон создавал труд для государственных чиновников Римской империи – первый в мире справочник для управленческого аппарата.

В Древнем Риме описания различных стран, а также руководства для мореплавателей были довольно точными. Торговля с Занзибаром процветала, т. к. римские купцы не догадывались, какие ужасы, по мнению Аристотеля, ожидают того, кто отважится войти внутрь Жаркой зоны.

Античная география заканчивается трудами Клавдия Птолемея (II в. н. э.). Известно, что Птолемей – автор «Альмагеста» – классического астрономического произведения, в котором центром Вселенной (по Аристотелю) провозглашалась Земля. Он также создал «Руководство по географии», обобщив накопленные римлянами знания об ойкумене. По сетке параллелей и меридианов ученый математически вычислил местоположение сотен точек (географических объектов); 6 томов из 8 «Руководства» содержат таблицы широт и долгот. Последний том составляют карты, сделанные на основе этих таблиц (см. «Карту мира по Птолемею»), Карты Птолемея «подтолкнули» Колумба отправиться через Атлантику и открыть Америку, а Джеймса Кука – искать и найти Австралию (Неизвестную Южную землю – Terra Australis incognita).

Итак, античная география была в основном описательной наукой. В этом главная особенность первого этапа развития науки географии. Теоретические идеи (широкие обобщения) в географических трудах того времени тесно связаны с умозрительными положениями философии. Первоначально география развивается в рамках натурфилософии. После работ Аристотеля происходит выделение из натурфилософии различных наук, в том числе и географии. В Древнем Риме Страбон и Птолемей систематизировали представления античных географов. Именно в античное время были заложены основы страноведения (Гекатей, Страбон), математической географии (Эратосфен, Птолемей) и естественно-географических наук: гидрологии, метеорологии, геоморфологии (Аристотель).