Что является средством связи в сложноподчиненном предложении. Московский государственный университет печати

Расширить знания о СПП, средствах связи в СПП, формировать умения находить главное и придаточное предложение и устанавливать смысловые отношения между ними с помощью вопроса, определять средства связи. Развивать умение находить СПП в тексте, выяснять их роль, правильно расставлять знаки препинания в СПП. Воспитывать стремление к совершенствованию грамотной устной и письменной речи.




А) Никто не знал ни его состояния ни его доходов и никто не осмеливался о том его спрашивать. б) Вмиг вылетел он из печки перебежал им дорогу и начал разрывать со всех сторон кучи замёрзшего снега. в) В саду было тихо и лишь откуда-то издалека доносился шум колёс. г) Они весело болтали и пытались меня вовлечь в разговор. Ответ: а, в.


А) Зелёные стены леса раздвинулись и перед нами раскинулось пшеничное поле. б) Весной жилище суслика прогревается и хозяин выходит из своего зимнего заточения. в) Цвели кувшинки и было много камыша. г) Строители подойдут к реке и начнётся переправа на другой берег. Ответ: б.


А) Наступила весна, но было ещё холодно. (Противопоставление.) б) Потёмки всё более сгущались, и предметы теряли свои контуры. (Чередование.) в) Урожайный сгибается колос, и пшеница стеною встаёт. (Последовательность.) г) Душно стало в комнате, и мы вышли на балкон. (Причинно-следственные отношения.) Ответ: б.








Сложноподчинённые предложения – это … предложения,... части которого соединены … связью, поэтому оно состоит из... и... частей.... часть присоединяется к... при помощи...,... слов и интонации. Союзы и... слова входят в... часть. Придаточная часть может стоять...,... и... главного предложения.






Союз: - служебная часть речи; - не отвечает на вопрос; - союз можно в некоторых случаях опустить; - можно заменить другим союзом; - не является членом предложения. Союзные слова: - союзное слово опустить нельзя; - являются членами предложения; - на союзное слово падает логическое удазрение; - придаточную часть с союзным словом можно преобразовать в вопросительное предложение.


Физика – основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы: физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований.


1. Писатель должен много писать, но должен спешить. 2. В поезде экстренной работы не было, и часть персонала разошлась. 3. Все только и говорили о том, что произошло вчера в городе. 4. Я всю жизнь провёл на берегу озера и знаю как ставить сети. 5. Подул ветерок с заречья, и сразу же из-за туч выглянуло солнце. 6. От восхода до заката вёсел плеск да скрип канатов. 7.Холодно, так что надо одеться потеплее. 8.Пётр Петрович погрузился в работу и о посетителе совершенно забыл. 9. Когда из школы пришёл брат, семья села обедать. 10. Большие совы бесшумно взвивались с дороги, и лошади, всхрапывая, шарахались в сторону.



Основным синтаксическим средством связи в сложноподчиненном предложении являются специальные связующие элементы, формальные показатели взаимосвязанности частей. Это:

  • § подчинительные союзы,
  • § относительные (союзные) слова,
  • § соотносительные слова (определительные и указательные местоимения и местоименные наречия).
  • § Интонация

Средства связи простых предложений в СПП:

  • § Подчинительные союзы;
  • § Союзные слова;
  • § Интонация;
  • § Указательные слова в главном предложении;
  • § Неполнота одного из предложений;
  • § Повторяющиеся слова и местоимения и др

Соотносительные (указательные) слова. В качестве соотносительных слов в главной части обычно употребляются указательные местоимения различных лексико-морфологических разрядов и местоименные наречия: тот, такой; там, туда, оттуда, тогда, так, потому, оттого и др.

Находясь в главной части, указательные слова формально завершают ее, занимают место необходимого по смыслу члена, но в то же время, не являясь полно знаменательными словами, не выражают самого смысла, а лишь сигнализируют о том, что этот смысл выражен в идущей далее придаточной части. При этом уже само наличие указательного слова в главной части лишает его смысловой независимости, заставляет ждать продолжения -- соответствующей придаточной части. Например: Но я делал то, что считал необходимым (Горький); Она столько рассказывала им [врачам] о своих недомоганиях, что ее немедленно клали в больницу и начинали делать различные исследования (Панова) и т. п.

В роли соотносительных слов могут выступать и другие местоимения и местоименные наречия: указательные (этот), определительные {все, всё, каждый, всякий, везде, всюду, всегда и др.), отрицательные (никто, ничто, нигде и др.), неопределенные (кто- то, что-то, где-то и др.), однако они при этом сохраняют и свойственные им значения (обобщения, неопределенности и др.). Например: Он писал всюду, где его заставала жажда писать (Паустовский); Каждому , кто знает книги Грина и знает Севастополь, ясно, что легендарный Зурбаган -- это почти точное описание Севастополя... (Паустовский); Похоже на то, как будто я трушу, но это не трусость, а что-то другое, чего я не в состоянии ни назвать, ни описать (Чехов).

Во всех предложениях нерасчлененной структуры соотносительные слова с союзом не сливаются.

В сложноподчиненных предложениях расчлененной структуры соотносительные слова, как и придаточные, имеют значения внешних обстоятельств и относятся ко всей главной части или к одному из ее предикатов. Это создает условия для перемещения соотносительных слов в придаточную часть и слияния их с подчинительными союзами; при этом возникают союзы более тонких, дифференцированных значений. В одних случаях указательные слова окончательно слились с союзами, образовав неделимое единство (союзы так как, так что); в других -- сохраняется возможность акцентирования указательного слова в главной части (союзы потому что, для того чтобы, ввиду того что, благодаря тому что, после того как и др.). Например: 1) Талант создан, чтобы давать людям радость, а совсем не... для того, чтобы этот талант разрастался, как ядовитый гриб (Паустовский) и Она положила на раскрытую книгу морской полыни, для того чтобы ветер не переворачивал страницы... (Паустовский); 2) Разошлись по домам после того, как отряд остановился в центре города и начал размещаться по квартирам (Н. Островский) и После того как взошло солнце, снова задремал и проснулся часов около семи от полнозвучного орудийного выстрела (Шолохов).

В современном литературном языке все чаще употребляются в качестве соотносительных слов имена существительные, по своему лексическому значению сходные со значением придаточных, а также цельные сочетания таких существительных с указательными местоимениями. Так, в роли соотносительных слов употребляются такие существительные и словосочетания: при условии (что, если, когда), в то время (когда), в том случае (когда, если), по той при- чине (что), с той целью (чтобы) и др. Например : Степан сам грозил прийти в Вешенскую, в случае если Аксинья не явится в сотню (Шолохов).

Необходимость употребления в главном предложении соотносительных слов обусловливается не только их ролью в организации связи главной и придаточной частей в определенных моделях, но и целым рядом других, общих для всех сложноподчиненных предложений причин:

  • 1. Соотносительные слова употребляются в главной части, если придаточные соотносятся как однородные с другими членами главной части. Например: Обеспокоенный анонимным письмом и тем, что каждое утро какие-то мужики приходили в людскую и кухню... я работал вяло и неуспешно (Чехов).
  • 2. При отрицании, усилении, выделении или ограничении с по- мощью специальных частиц не, только, лишь, даже, же и др. того, о чем говорится в придаточной части. Например: Я в мастерские иду не для того, чтобы мешать работать Цветаеву (Н. Островский); Я всегда замечал, что людям нравятся интересные рассказы толь- ко потому, что позволяют им забыть на час времени тяжелую, но привычную жизнь (Горький). При выражении с помощью вводных слов отношения к тому, о чем говорится в придаточной части. Например: Подобные факты происходят, должно быть, потому, что до сих пор учет не поставлен на должную высоту (Из газет).
  • 3. Общим условием употребления указательных слов, хотя и не столь обязательным, является включение придаточной части в обо- рот, имеющий уточнительное значение. Например: Ведь и Михаил Леонтьевич, тот, с которым мы теперь беседовали на лавочке, оказывается Зимний штурмовал... (Солоухин); На голой акации, там, где качалась тень от крыши, топорщились перышками, теснились, хвастались друг перед другом воробьи (А. Н. Толстой).

Наоборот, условием, запрещающим употребление указательных слов, является присоединительное значение придаточной части или оттенки присоединительного значения, которые могут появляться в различных типах сложноподчиненного предложения. Указательное слово, входящее в состав главной части как посредник придаточной, прямо противоречит самой идее присоединения (добавочного сообщения, замечания по поводу). Так, нельзя употребить указательное слово в сложноподчиненных предложениях с придаточной присоединительной частью (типа: Отца долго не было, что нас всех очень беспокоило) , а также в предложениях, где придаточная часть имеет присоединительный оттенок и присоединяется союзами так что, благо, ибо, лишь бы, только бы, как с частицей и, союзными словами где, куда, откуда с частицей и. Например: Ослабев от потери крови, Бенни пал на поле битвы, где и был отыскан в бесчувственном состоянии (Лесков). Придаточная часть в таких случаях может быть только в постпозиции.

Предложения в тексте связаны между собой и по смыслу, и грамматически. Грамматическая связь означает, что формы слов зависят от других слов, находящихся в соседнем предложении, что согласуются между собой.

Лексические средства связи:

Лексический повтор – повторение одного и того же слова.
Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.
Однокоренные слова.
Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости. (В.Белов)
Синонимы.
В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.
Антонимы.
У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.
Описательные обороты.
Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)
Грамматические средства связи:

Личные местоимения.
1) А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком. 2) Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. (Л.Леонов) 3) Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.(А.Чехов)
2) указательные местоимения 1) Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев) 2) Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.Зайцев) – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти».
Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.)
Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой «Война и мир»).
Союзы (преимущественно сочинительные)
Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. (А.Алексеев). Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой)
Частицы
Вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.)
Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко. (А.Пушкин).
Единство видовременных форм глаголов - использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.
Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. (А.Пушкин) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.
Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста:
Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь (И.Шмелёв)
Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.
Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)

§ 10. Средства связи частей
сложноподчинённого предложения
Придаточные предложения присоединяются к
главному или к другому придаточному подчинитель
ными союзами и союзными словами. Подчинитель
ные союзы не являются членами придаточных пред
ложений, а служат только для присоединения при
даточных к главному или другому придаточному:
Не забывай, что рядом с тобой человек.
Союзные слова не только прикрепляют придаточ
ное предложение к главному или другому придаточ
ному, но и являются членами придаточных предло
жений: Вспомни песни, что пел соловей.
(И. Бунин)
Что - дополнение.
Чтобы отличить союз от союзного слова, надо пом
нить:
1) в некоторых случаях союз можно опустить,
а союзное слово нет: Когда он приедет, я поговорю
с ним
(Он приедет - я поговорю с ним );
2) союз можно заменить только другим союзом,
союзное слово можно заменить только словом само

51
стоятельной части речи: Когда он приедет, я не знаю
(например, скоро , завтра , поздно и др.);
3) к союзному слову можно задать вопрос и опре
делить, каким членом предложения оно является:
Зайцы отлично понимали, что значат следы со
бачьих лап на дороге.

(Д. Мамин Сибиряк)
(значит
что? - что );
4) кроме того, на союзное слово падает логическое
ударение: Кто может знать, что ждёт меня?
(А. Пушкин)
73. Внимательно изучите таблицу. Пользуясь данной информаци
ей, расскажите о средствах связи частей сложноподчинённого
предложения. Составьте и запишите предложения с несколькими
союзами и союзными словами, представленными в таблице.
74. Спишите, вставляя подходящие по смыслу подчинительные
союзы. Поставьте вопросы к придаточным предложениям .
1) Мы с Алёнкой очень хотели, ... отец как следует от
дохнул.
(В. Козлов )
2) Уже солнце начинало прятаться за
снеговой хребет, ... я въехал в Койшаурскую долину.
(М. Лермонтов )
3) Теперь то мы точно знаем, ... остров не
обитаемый.
(В. Козлов )
4) Герасим вырос большой и могу
чий, ... дерево растёт на плодородной почве.
(И. Тургенев )
Только подчинительные союзы
Только
союзные
слова
И союзы,
и союзные
слова
простые
составные
Чтобы, пока,
будто, словно,
если, раз,
лишь, точно
Оттого что, как буд
то, потому что, так
как, с тех пор как,
в связи с тем что,
лишь только с тем
чтобы, ввиду того
что, вследствие того
что
и др.
Кто, какой,
который,
каков, чей,
сколько, где,
куда, отку
да, почему,
зачем
и др.
Что,
когда, как

52
5) Журавли летели быстро быстро и кричали грустно, ...
звали с собой.
(А. Чехов )
6) В сенях дуло со всех сторон, ...
... едва не погасла свеча.
(А. Чехов )
7) В степи было тихо,
пасмурно, ... ... ... солнце поднялось.
(А. Чехов )
8) Я надел
старую шинель и взял зонтик, ... ... шёл дождь.
(Н. Гоголь )
Союзы для вставок
: чтобы, что, почему, когда, как,
хотя, потому что, так что, будто, несмотря на то что.
75. Спишите, вставляя вместо точек союзное слово который или
какой
в нужной форме . Укажите, какими членами предложения
являются союзные слова в придаточном предложении.
Образец: Был тот особенный вечер,

только на Кавказе.

(Л. Толстой)
1) В октябре установилась такая тёплая погода, ... бы
вает только в горных долинах. 2) Материал, ... был со
бран юными следопытами, заинтересовал редакцию га
зеты. 3) Больших успехов добиваются люди, ... отдают
все силы. 4) Внимание его привлёк звук, ... послышался
сверху. 5) Облака, ... медленно плыли по небу, исчезали
за лесом. 6) По вечерам из ущелья дует ветер, ... приносит
прохладу. 7) Спортсмены, ... успешно закончили состяза
ния, собрались улететь на родину. 8) Перед ним раскину
лось холмистое поле, ... заросло травой. 9) Пустынная по
левая дорога, по краям... росли абрикосы, яблони, тутов
ник, привела нас к прудам, заросшим камышом.
76. Прочитайте и сравните два предложения. Определите, в каком
из них что является союзным словом (на него падает логическое
ударение, оно отвечает на вопрос и является членом придаточного
предложения), в каком - подчинительным союзом (не отвечает на
вопрос, не является членом предложения, на него не падает логи
ческое ударение).
1) Я не знаю, что будет со мною.
(С. Есенин )
2) Воздух так чист, что видна каждая ветка.
(В. Инбер )
какой бывает

53
77. 1. Запишите предложения, распределив их на две группы:
а) предложения с союзами; б) предложения с союзными словами.
Вставьте пропущенные буквы. Составьте схемы предложений.
1) С уд..вител..ной любовью и тонким вкусом укра
шали карелы бытовые предметы, которые окружали их в
повседневной жизни. 2) Очень красива восточная часть
края коми, где много холмов, реки довольно быстры,
чисты и пр..зрачны. 3) В 1930 году был создан Печо
ро Илычский заповедник, чтобы охр..нять и изучать
уникал..ную природу этих мест. 4) В начале XX века
промышленность в северных регионах России носила
кустарный и полукустарный характер, поэтому пр..д
приятий фабрично заводского типа было мало. 5) Мордо
вия - индустриально аграрная республика, чей вклад
в народно хозяйственный комплекс Российской Федера
ции занимает важное место. 6) У манси сохраняются по
стоя..ые и време..ые пос..ления, так как промысловое
хозяйство требует пер..езда с одного места на другое .
(Из сборника «От Карелии до Урала» )
2. Определите, каким членом предложения являются союзные сло
ва в сложноподчинённых предложениях.
78. Прочитайте предложения вслух с нужной интонацией. Спи
шите, определяя, чем придаточная часть присоединяется к глав
ной - союзом или союзным словом. Сравните произношение пред
ложений с союзами и союзными словами.
1) Павел Петрович спросил Аркадия, где его новый
приятель.
(И. Тургенев )
2) Всю ночь казалось, что кто то
ломится в дверь.
(И. Ильф, Е. Петров )
3) Теперь пусть са
мый сообразительный из вас скажет, какая разница
между буквой и звуком. 4) Зарядив винтовку, Андрей
вновь поднялся над грудой камней, соображая, куда на
до стрелять.
(М. Бубённов )
5) Неравнодушен я к ней толь
ко потому, что она ко мне неравнодушна.
(И. Эренбург )

54
6) Я вернусь, когда раскинет ветви по весеннему наш бе
лый сад.
(С. Есенин )
7) Павлик остановился, раздумывая,
куда ему теперь направиться.
(А. Гайдар )
8) Всякий че
ловек знает, что значат добрые семена для хозяйства.
(В. Песков )
9) По колыхавшимся верхушкам лопухов
можно было догадаться, что кто то осторожно ползёт по
земле.
(А. Гайдар )
10) Не помню, где я слышал эту притчу,
но очень люблю её.
(В. Астафьев )
79. Прочитайте стихотворение, определите его основную мысль.
Найдите в тексте сложноподчинённые предложения. Укажите
средства связи придаточных предложений с главными. Выучите
стихотворение наизусть.
РАЗГОВОР С РОССИЕЙ
Окрасилась ярким румянцем осина,
Пылают рябины багряного дня.
- В чём сила твоя?
Отвечай мне, Россия!
- В том сила моя, что ты любишь меня!
Работают н
ˆа поле люди простые,
А в небе звучит журавлиная грусть.
- В чём слава твоя?
Отвечай мне, Россия!
- В том слава моя, что я честно тружусь.
(В. Боков )
80. Спишите, расставляя знаки препинания. Выделите союзы и со
юзные слова. Укажите, на какие вопросы отвечают союзные слова
и какими членами предложения являются.
1) Дайте дело такое чтобы сердце горело.
(Л. Ошанин )
2) Владимир с ужасом увидел что он заехал в незна
комый лес.
(А. Пушкин )
3) До Пушкина ещё никто не
писал таким лёгким и живым языком в котором соеди
нялись бы простота и поэтическая прелесть.
(Н. Чернышев

55
ский
4) Я ему молвить боялась как я любила его.
(Н. Не
красов
5) Что в ней тогда происходило я не берусь вам
объяснить.
(М. Лермонтов )
6) Он говорил о временах гря
дущих когда народы распри позабыв в великую семью
объединятся.
(А. Пушкин )
7) Я помню как детьми с румя
ными щеками по снегу хрупкому мы бегали с тобой.
(Я. Полонский )
8) Что она натура честная это мне ясно .
(И. Тургенев )
9) Я пригласил вас господа с тем чтобы сооб
щить вам пренеприятное известие.
(Н. Гоголь )
10) Из лес
ного оврага на дне которого бежал маленький родничок
неслось воркованье диких голубей.
(С. Аксаков )
81. Спишите пословицы, расставляя знаки препинания и опреде
ляя средства связи. Союзы заключите в овал, союзные слова под
черкните как члены предложения.
1) Не откладывай на завтра то что можно сделать се
годня. 2) Кто любит трудиться тому без дела не сидится.
3) Чтобы рыбку съесть надо в воду лезть. 4) Куда ветер
дует туда и тучки бегут. 5) Если весело живётся работа
спорится. 6) Не всё то золото что блестит. 7) Каков у тебя
друг, таково к тебе и уважение. 8) Скучен день до вечера
если делать нечего. 9) Где силой взять нельзя там надоб
на ухватка. 10) Каков корень, таков и плод.
82. Составьте и запишите сложноподчинённые предложения:
а) с союзами: чтобы, если, так как, пока ; б) с союзными словам: где,
куда, откуда
; в) с союзами / союзными словами: что, как, когда .
83. Прочитайте. Найдите сложноподчинённые предложения с сою
зами и союзными словами. Укажите, какими членами предло
жения являются союзные слова в придаточных предложениях.
МЕДИЦИНА
В Древней Греции поклонялись многим богам, среди
которых был бог, ведавший вопросами медицины , Аск
лепий.

56
У бога врачевания было много детей. Среди них бы
ли две дочери богини, которые помогали отцу враче
вать.
Одну звали Панацея, в её обязанности входило исце
ление больных. Её именем начали называть все силы,
способные оказывать помощь страдающим. Мы и сейчас
нередко говорим панацея от всех бед , понимая под этим
средство, помогающее во всех случаях жизни.
Вторую дочь звали Гигиея. Её задачей было следить,
чтобы люди не теряли здоровья. Гигиея изображалась
молодой женщиной со змеёй, которую она кормила из
чаши. В наши дни чаша со змеёй - эмблема медицины.
Отрасль медицины, которой ведала богиня Гигиея, стали
называть гигиеной.
Так уже задолго до нашей эры люди догадались,
что медицина должна иметь два направления: одно -
лечить больных, второе - сохранять здоровье здоро
вых.
(Из Интернета )
§ 11. Роль указательных слов
в сложноподчинённых предложениях
В главной части сложноподчинённого предложе
ния иногда употребляются указательные слова: тот,
там, туда, тогда, оттуда, столько, все, всё,
каждый, всякий, везде, никто
и др. Они являются
членами главного предложения, указывают на то,
что при главной части имеется придаточная, помога
ют выяснить тип придаточного, выделить в главном
то слово или словосочетание, которое поясняется
придаточным. Например: Успевает всюду тот
(кто?), кто никуда не торопится .
(М. Булгаков)

57
84. Прочитайте предложения. Достаточно ли представленной в них
информации для понимания смысла? Какие слова указывают на то,
что ситуация отражена неполно и требует пояснения? Поясните глав
ные предложения с помощью придаточных предложений в скобках.
Укажите, к какому слову в главном относится придаточное.
1) Важно было то...
2) Слово должно соответствовать тому...
3) Мы все любили его за то...
4) Дождь прошёл так быстро...
5) Он взглянул туда...
6) Река так ярко блестит на солнце...
7) Ветер дул с такой силой ...
(что глазам больно, куда показала Ольга, что земля
не успела промокнуть, что стоять было невозможно, что
он не похож на всех, что оно выражает, что его никто не
заметил).
85. Найдите в предложениях указательные слова. Определите, ка
кими членами предложения они являются и какими частями речи
выражены.
1) Было так тихо, что жук слышал шелест листа пе
ред собой.
(К. Паустовский )
2) Пустыня покоряется тем,
кто не боится её суровых будней.
(В. Песков )
3) Грей так
задумался, что позабыл о хозяине.
(А. Грин )
4) Половину
царства я отдам тому, кто меня вылечит.
(Л. Толстой )
5) Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.
(Л. Толстой )
6) Близкого человека только тогда и поймёшь
вполне, когда расстанешься с ним.
(И. Тургенев )
7) Вы
стрелы раздавались на дворе того барского дома, в кото
ром Петя был вчера ночью с Долоховым.
(Л. Толстой )
8) Простое человеческое горе так наполнило мою жизнь,
что для других чувств места больше не было.
(В. Набоков )
9) Вещи лежали в тех небрежных положениях, которые
они принимают в отсутствие людей.
(В. Набоков )
10) О та

58
кой дружбе, которая не выдерживает прикосновения го
лой правды, не стоит и жалеть.
(Д. Писарев )
86. Прочитайте текст. Найдите сложноподчинённые предложения
с указательными словами и дайте им полную характеристику.
Перед человеком раскинулся большой город, кото
рый легко помещается на письменном столе. Это только
макет. Но архитектор уже видит движение на его ули
цах. Он думает, что вот этот перекрёсток, который нахо
дится в центре города, нужно раздвинуть, чтобы свобод
но проходили автомашины. Детский сад придвинуть
ближе к тому большому дому, в котором будет жить мно
го ребятишек. А в пространстве между домами хорошо
бы предусмотреть такую спортивную площадку, чтобы
хватило места ребятам и зимой, и летом.
Чтобы замыслить новый город, нужно знать не толь
ко законы архитектуры. Архитектор должен хорошо
знать и любить тех, для кого он «придумывает» город.
(Из газеты )
87. Прочитайте. Укажите главные и придаточные предложения.
Спишите, расставляя знаки препинания и включая, где это необ
ходимо, в главное предложение указательное слово. Подчеркните
указательные слова как члены предложения, сверху укажите, ка
кой частью речи они выражены.
1) Я не сразу обнаружил на небе... созвездие о кото
ром нам рассказывали в планетарии. 2) Мы шли по...
тропинке, которая вела к реке. 3) Он рассказал нам...
как живут оленеводы. 4) Я... устал что не мог идти.
5) Нас встречали... где был назначен общий сбор участ
ников соревнований. 6) Мать была довольна... как я
отлично закончил полугодие. 7) Докладчик начал своё
выступление с... что задал нам несколько вопросов.
8) Ты должен мне помочь... когда я тебя попрошу.

59
ЧИТАЕМ, ГОВОРИМ, ПИШЕМ
88. 1. Прочитайте текст.
Начинался подъём на хребет. Я взял направление по
отрогу
, покрытому осыпями. Интересно наблюдать,
как приспосабливаются деревья, растущие на камнях.
Кажется, будто они сознательно ищут землю и посыла
ют к ней корни по кратчайшему направлению. Через час
мы вступили в область произрастания мхов и лишай
ников
.
Откуда мхи и лишайники добывают влагу? Вода
в камнях не задерживается, а между тем мхи растут
пышно. На ощупь они чрезвычайно влажны. Если мох
выжать рукой, то из него капает вода. Ответ на заданный
вопрос нам даёт туман, потому что он то и есть постоян
ный источник влаги. Мхи получают воду не из земли,
а из воздуха. Так как в Зауссурийском крае летом и вес
ною туманных дней несравненно больше, чем солнеч
ных, то пышное развитие мхов среди осыпей становится
вполне понятным.
Но вот и мхи остались позади. Теперь начались гольцы .
Это не значит, что камни, составляющие осыпи на вер
шинах гор, голые. Они покрыты лишаями, которые тоже
питаются влагой из воздуха. В зависимости от времени
года они становятся или сухими, или делаются мягкими
и влажными.
(По В. Арсеньеву )
Отр
ˆог - боковая часть горной цепи, отделившаяся
от главного хребта.
Лиш
ˆайник - растение, растущее на камнях, коре де
ревьев.
˜Осыпь - осыпавшиеся обломки горных пород.
Гольц
ˆы - название безлесных горных вершин в Си
бири.

60
2. Найдите в тексте ответы на вопросы.
1) Что было интересно наблюдать, поднимаясь на хре
бет?
2) Что загадочно во мхах?
3) Откуда мхи берут влагу?
4) Что одинаково в произрастании мхов и лишайников?
3. Озаглавьте текст.
4. Укажите сложноподчинённые предложения. Назовите средства
связи их частей. В каких предложениях использованы двойные
союзы?
5. Смысл приведённых предложений выразите сложноподчинён
ными предложениями.
1) Я взял направление по отрогу, покрытому осыпя
ми. 2) Камни, составляющие осыпи на вершинах гор, не
голые, они покрыты лишаями.
6. Из простых предложений составьте сложноподчинённые с сою
зом или союзным словом, используя указательные слова.
1) Мхи растут пышно. Весною много туманных дней.
2) Путешественники шли. Вершины гор покрыты ли
шаями.
3) Интересно наблюдать. Деревья, растущие на кам
нях, приспосабливаются.
7. Перескажите текст, употребляя сложноподчинённые предложе
ния.
8. Составьте и запишите сложноподчинённые предложения, ис
пользуя указательные слова, а также союзы и союзные слова.
1) тот - кто
5) там - где
2) то - что
6) туда - где
3) такой - какой
7) туда - куда
4) такой - который
8) так - чтобы
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
1. Найдите сложноподчинённое предложение. (Знаки препи
нания не расставлены.)

61
а) Странный старичок говорил очень протяжно звук
его голоса также изумил меня.
б) Лось ушёл зато рядом раздавался звук, издаваемый
слабым существом.
в) Живопись Левитана как считают искусствоведы
отражает неброскую красоту средней полосы России.
г) Деревья кругом куда ни взглянешь были все золо
тые или красные.
2. Укажите сложноподчинённое предложение.
а) Погода была холодная, ветреная, так что сугробы
намело выше окон.
б) То падал как будто туман, то вдруг припускал ко
сой крупный дождь.
3. Укажите сложноподчинённое предложение.
а) С приближением к морю всё больше исчезали ши
роколиственные древесные породы, зато преобладаю
щим сделались славянская ель, белокорая пихта.
б) Я давно мой край оставил, где цветут луга и чаши.
4. Укажите, какая часть сложного предложения является при
даточной.
(1) Я опустил руку в воду, (2) чтобы узнать направле
ние течения.
(В. Арсеньев )
а) 1;
б) 2.
5. Укажите, какая часть сложного предложения является
главной.
(1) Через окно я увидел, (2) как большая серая птица
села на ветку клёна в саду.
а) 1;
б) 2.

62
6. В каком ряду все перечисленные слова являются подчини
тельными союзами?
а) который, куда, также;
б) если, так как, чтобы;
в) и, однако, откуда.
7. Определите, чем являются выделенные слова - союзами
или союзными словами.
а) И на этой земле угрюмой счастлив тем, что я ды
шал и жил.
б) Больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он
гостил этим летом.
в) Чем проще было то, что он видел, тем труднее оно
ложилось на музыку.
г) Тот, кто видел хоть однажды этот край, никогда его
не сможет забыть.
8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на

Я вернулся на уютную полянку (1) около (2) которой
(3) недавно собирал грибы.
а) 1;
б) 1, 3;
в) 3;
г) 2, 3.
9. Определите место придаточной части в предложении.
Никогда не забывайте, что театр живёт не блеском ог
ней, роскошью декораций и костюмов, эффектными ми
зансценами, а идеями драматурга.
а) перед главным предложением;
б) после главного предложения;
в) в середине главного предложения .

63
10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на
месте которых в предложении должны стоять запятые?
Нам понадобится проводник (1) в надёжности
(2) которого (3) не было бы сомнений.
а) 1;
б) 2, 3;
в) 3;
г) 1, 3.
11. В каком предложении допущена пунктуационная ошиб
ка?
а) Для того чтобы правдиво сыграть любую роль,
прежде всего нужно найти зерно художественного обра
за.
б) Особенно мне нравится ночное пение соловья, когда
над головой светят звёзды и всё в лесу примолкает.
в) На задаваемые вопросы Дерсу объяснял, что если
в тихую погоду туман поднимается кверху, непременно
надо ждать затяжного дождя.
12. Сделайте синонимическую замену простого предложе
ния с причастным оборотом сложноподчинённым предложе
нием.
На речной пойме, заливаемой в половодье, бывают
богатые урожаи кукурузы.
13. Какое предложение соответствует схеме: (), ?
а) Если вы будете изучать русский язык, страстно лю
бить его, то вам откроется мир безграничных радостей,
ибо безграничны сокровища русского языка.
б) Когда идёт снег, не очень то хочется идти домой.
14. Какая схема соответствует предложению? (Знаки препина
ния не расставлены.)

64
Пока я одевался солнечное пятно на полу исчезло сов
сем.
а) (), .
б) , ().
в) [, (), ].
15. Спишите предложение, расставьте знаки препинания.
Умение сказать именно то что нужно и именно так
чтобы нас слушали и понимали есть без сомнения вели
кое умение которое даётся очень немногим и которым
никто не имеет права пренебрегать.
16. Придумайте начала и запишите полученные предложе
ния.
а) ..., как будто хотел мне что то сказать.
б) ..., что слушали, не проронив ни слова.
17. Допишите сложноподчинённые предложения.
а) Узнайте, пожалуйста, ... .
б) С тех пор как мы поселились у озера , ... .
в) Девушка так мило улыбалась, ... .
г) Мне нравятся песни, ... .
18. Соедините придаточные предложения с главными.
1) Через 10 лет я приехал туда,
а) комната наполнилась арома
том сирени.
2) Когда я открыл окно,
б) мы выбежали босиком на
улицу.
3) Я не знаю,
в) где прошло моё детство.
4) Как только кончился тёплый
летний ливень,
г) где проходит граница между
Европой и Азией.

65
19. Расставьте запятые, начертите схемы предложений.
а) Уже смеркалось когда мы приехали домой.
б) С тех пор как я себя помню помню и Наталью Са
вишну.
в) Вот и теперь когда я вошёл в комнату Карл Ивано
вич взглянул на меня исподлобья.
г) Где любовь и совет там и горя нет.
20. Из двух простых предложений составьте сложное.
а) Я учился в школе. Брат работал на заводе.
б) Кончился дождь. Всё стихло, как будто замерло.
в) Вечерняя заря погасла. Мы вернулись из леса.
21. Сконструируйте из двух простых предложений сложнопод
чинённые, начертите схемы.
а) Мы прибежали на вокзал. Поезд уже отправлялся.
б) Ночная роса и горный воздух освежили мою горя
чую голову. Мысли пришли в обычный порядок.
в) Сломя голову он кинулся туда. Доносились крики
о помощи.
г) Я нашёл гриб. Гриб оказался боровиком.
22. Дополните простые предложения придаточными. Преобра
зуйте предложения.
а) Я летел самолётом туда...
б) Они свернули в сторону и шли по скошенному
лугу...
в) В школе сообщили о том...
г) Из результатов опыта ясно...

66
Виды сложноподчинённых
предложений в русском языке
По значению и строению сложноподчинённые
предложения делятся на три группы, которые соотно
сятся с тремя группами второстепенных членов пред
ложения: определительные, изъяснительные, обсто
ятельственные.

Тема. Средства связи частей сложносочиненного предложения. Подчинительные союзы и союзные слова. (9 класс)


Тип урока. Открытие новых знаний.

Цели урока:

1.Сформировать понятие о средствах связи в сложноподчиненном предложении.

2. Формировать умение находить средства связи в сложноподчиненном предложении и разграничивать подчинительные союзы и союзные слова.

3.Совершенствовать пунктуационные умения, навыки составления графических схем сложноподчиненных предложений.

Демонстрационный материал.

1.Задания для актуализации знаний.

Что, когда, который, чей, потому что, откуда, кто, куда, где, какой, если, пока, как.

2.Задание для пробного действия.

1)Можно сказать, что А.С.Пушкин с помощью романтической образности воссоздает характерный духовный портрет романтического поэта.

3.Таблица «Приемы разграничения подчинительных союзов и союзных слов».

Подчинительные союзы

4. Алгоритм «Определение средств связи в сложноподчиненном предложении».

есть нет

а) является союзом

3. Использовать 3 приема:

да нет

союзное слово союз

5.Задание для первичного закрепления.

Анализ СПП: найти главную и придаточную часть СПП, определить средство связи частей на основе алгоритма.

6.

1 вариант.

    Марина видела как идет подготовка к выставке.

    Хотя постояльцы были напуганы они ничего никому не сказали.

    Впереди где стояли березы начиналась небольшая роща.

2 вариант.

7.

1 вариант.

3) Впереди, где (союзное слово, не имеет омонима, наречие) стояли березы, начиналась небольшая роща.

2 вариант.

Ход урока.

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности

(«надо»).

2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»): продолжить знакомство с группами сложных предложений.

3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную

деятельность («хочу»).

Организация учебного процесса на этапе 1.

1. Диалог.

Здравствуйте, ребята! Какую тему мы с вами изучаем? (Сложное предложение).

Какой группе сложных предложение были посвящены предыдущие уроки? (На прошлых уроках мы изучали группу сложносочиненных предложений).

Каковы ваши предположения по теме сегодняшнего урока? (Я предполагаю, что сегодня мы будем изучать сложноподчиненные предложения)

Почему вы так думаете? (1. Не знаю. 2.Посмотрел в учебнике. 3. Это следующая группа сложных союзных предложений)

2. Обобщение.

Вы правы. Мы действительно начинаем изучение большой темы – «Сложноподчиненные предложения».

II . Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Цель:

    Организовать актуализацию учебного содержания, достаточного для построения нового знания: повторить признаки сложноподчиненного предложения, признаки различения самостоятельных и служебных частей речи

    Зафиксировать актуализированное содержание в речи.

    Зафиксировать актуализированное содержание в знаках.

    Организовать обобщение актуализированных знаний.

    Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания: наблюдение, сравнение, анализ, классификация, обобщение.

    Мотивировать к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу»).

    Организовать выполнение индивидуального пробного учебного действия.

    Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2.

1. Диалог.

С чего начнем работу? (С повторение того, что нам сегодня потребуется для открытия нового знания. Сначала необходимо повторить признаки сложноподчиненного предложения. Мы должны дать определение сложноподчиненного предложения).

2. Повторение признаков СПП.

Кто может дать определение сложноподчиненного предложения? (1. СПП – это сложное ПР, которое состоит из главного и придаточного предложений. 2. СПП – это сложное ПР, которое состоит из главного и придаточного предложений, связанных между собой подчинительными союзами. 3. СПП – это сложное союзное ПР, части которого соединены подчинительной связью и которое состоит из главного и придаточного предложений).

Исходя из данных определений, кто может обобщить признаки СПП и показать их в виде графической схемы? (Один ученик выполняет работу на доске, остальные – в тетрадях).

а)

, союз …

главное ср-во придаточное

ПР связи ПР

В чем состоит различие между главным и придаточным предложениями? (Придаточное зависит от главного, к придаточному ставится вопрос от главного, средство связи находится в придаточном ПР).

Только ли такая структура СПП бывает? Покажите графическими схемами. (Два ученика работают на доске, остальные – в тетрадях).

б) в)

Напомним друг другу пунктуационное правило для СПП и функции запятой в СПП? (В СПП главное и придаточное ПР разделяются запятой. Если придаточное ПР стоит внутри главного ПР, то оно выделяется запятыми. Функции запятой: разделительная и выделительная).

Молодцы! Идем по пути повторения дальше.

3.Повторение признаков различения служебных и самостоятельных частей речи.

Распределите слова на три группы. Сформулируйте основание, по которому вы сгруппировали слова. (По принадлежности к определенной части речи)

что что когда

когда который откуда

если чей куда

потому что кто где

пока какой как

как

подчинит-е относительные наречия

союзы местоимения

служебная часть самостоятельные части речи

речи

Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?

Как вы думаете, какое отношение имеет этот материал повторения к нашей теме? (Слова данных частей речи являются средствами связи с СПП).

Молодцы! Итак, назовите, какие слова используются в качестве средств связи в СПП? (1.Это подчинительные союзы, относительные местоимения и наречия. 2.Это подчинительные союзы и союзные слова).

Что же мы повторили? (Признаки СПП и средства связи в СПП).

Что вы должны сделать дальше? (Выполнить пробное действие).

4. Индивидуальное задание с затруднением (пробное действие).

Записать предложения под диктовку. Найти и определить средство связи в каждом СПП, графически обвести, подписать.

1) Можно сказать, что А.С.Пушкин с помощью романтической образности воссоздает характерный духовный портрет романтического поэта.

2) Все, что составляет душевный мир лирики А.С.Пушкина, отражено и в его поэмах.

Кто не выполнил этого задания? Что вы не смогли сделать? (Я не смог найти и определить средства связи в СПП)

Кто выполнил это задание полностью? Вы можете обосновать свой выбор?

(1 гр. – в каждом этом СПП есть средство связи слово «что» - это подчинительный союз.

2 гр. – в каждом СПП средство связи – слово «что», но в 1-м ПР это подчинительный союз, а во 2-м ПР – это союзное слова. Я не могу это обосновать).

III . Выявление места и причины затруднения.

Цель:

1) организовать восстановление выполненных операций;

2) организовать выявление и фиксацию во внешней речи места затруднения;

3) организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения;

4) согласовать цель и тему урока.

Организация учебного процесса на этапе 3

Какое задание вы выполняли? (Определяли средство связи в СПП).

В чем заключалось ваше затруднение? (Не смогли различить, когда слово «что» является подчинительным союзом, а когда – союзным словом)

Почему вы испытали затруднение? (Потому что мы не знаем, по каким признакам различаются омонимичные подчинительные союзы и союзные слова).

Какова цель нашей деятельности?

Цель урока:

(1.Сформулировать приемы различения омонимичных подчинительных союзов и союзных слов.

2. Вывести алгоритм определения средств связи в СПП.

3. Учиться определять средства связи в СПП с применением алгоритма.)

Тема урока:

Какова тема урока? (Средства связи в сложноподчиненном предложении.Подчинительные союзы и союзные слова) (Тема записывается на доске и в тетрадях).

IV . Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

    организовать коммуникативное взаимодействие для определения способа выхода из затруднения по определению средств связи в СПП;

    построить план достижения цели деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 4

Каким образом предлагаете решить 1-ю и 2-ю цели уроков? (1.Прочитать материал в учебнике. 2. Спросить у учителя. 3. Самостоятельно проанализировать языковой материал).

Какой путь все же интереснее и продуктивнее? (Открыть новое знание самим на основе наблюдения и анализа языкового материала).

V . Реализация построенного проекта.

Цель:

1) организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом на открытие нового знания: приемы различения омонимичных союзов и союзных слов и определения средств связи в СПП;

2) организовать фиксацию нового способа действия в речи;

3) организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона);

4) организовать фиксацию преодоления затруднений;

5) организовать уточнение общего характера нового знания.

Я предлагаю вам провести следующие действия по наблюдению и анализу средств связи в сложноподчиненных предложениях из задания пробного действия для их разграничения.

1. Наблюдение над материалом, анализ предложений, сопоставление языковых явлений, побуждающий к открытию новых знаний диалог.

Учитель

Что мы выяснили из пробного действия?

Как вы можете обосновать эту точку зрения?

Попробуйте определить.

Какой частью речи является это союзное слово?

Давайте проведем лингвистический эксперимент: попробуйте опустить в ПР союз и союзное слово. Что получилось? Какой вывод можете сделать?

Ещё раз вслух прочитайте эти предложения. Какие различия вы заметили в интонационном плане этих предложений?

Для чего мы провели с вами сопоставительную работу? Какую цель решали?

На основе проведенных наблюдений, сопоставлений и анализа назовите приемы разграничения союзов и союзных слов и зафиксируйте ваши выводы в письменном виде, составив таблицу.

1гр.: слово «что» - союз

2 гр.: слово «что» в 1-ом ПР – союз, во 2-ом ПР – союзное слово. Это слова разных частей речи.

Нужно определить значение и синтаксическую функцию.

В 1-ом ПР слово «что» не имеет самостоятельного значения, к нему нельзя поставить вопрос, не является членом предложения. Значит, это - союз.

Во 2-ом ПР слово «что» 1) отвечает на вопрос что?2) оно заменяет слово «всё» из главного ПР, обозначает предмет (содержание, настроение, переживание, оценка и т.п.), 3) является подлежащим. Значит, это - союзное слово.

Слово «что» - это относительное местоимение.

Читают ПР без средств связи. Вывод: союз опустить в 1-ом ПР можно. Союзное слово во 2-ом ПР – нельзя опустить.

В 1-ом ПР на слово «что» логическое ударение не падает, а во 2-ом ПР на слово «что» падает логическое ударение.

Выявляли приемы разграничения омонимичных союзов и союзных слов.

Называют приёмы и составляют таблицу.

2 . Самостоятельное формулирование приемов разграничения подчинительных союзов и союзных слов. Составление таблицы.

Подчинительные союзы

3. Сравнение самостоятельно выведенных признаков СПП и приемов разграничения союзов и союзных слов в качестве средств связи в СПП с материалом учебника.

1) Чтение текста учебника в рамке на с.50.

2) Фронтальная беседа по материалу текста учебника:

Какую новую для себя информацию вы выделили?

Сравните предложенные в тексте приемы разграничения союзов и союзных слов с установленными вами. Есть ли какие-то добавления, замечания?

Всегда ли, на ваш взгляд, представляет сложность разграничение союзов и союзных слов? (Сложность возникает только в случае омонимии служебных и самостоятельных частей речи – союз и относительное местоимение «что» , союз и наречие «как» и «когда» .Именно для них необходимо применять и другие приемы разграничения);

В каких случаях достаточно только первого приема? (1. Являются служебной или самостоятельной частью речи - подчинительными союзами, относительными местоимениями или наречиями. 2. Есть слова, которые всегда являются только подчинительными союзами, есть слова, которые всегда являются или относительными местоимениями, или наречиями. Трудность в их разграничении как союзов и союзных слов не возникает);

Для каких слов недостаточно первого приема? (Если в роли средств связи используются слова «что», «как», «когда»);

Что же нужно сейчас сделать, чтобы правильно определить средства связи в СПП? (Составить алгоритм).

4. Составление алгоритма для определения средств связи в СПП (Запись на доске и в тетрадях) Алгоритм «Определение средств связи в сложноподчиненном предложении».

1. Найти средство связи в придаточной части.

2. Определить, если у слова омонимы среди служебных и знаменательных

частей речи (что, как, когда)

есть нет

использовать 1-й приём и сделать вывод:

а) является союзом

б) является союзным словом (отн.мест. или нареч.)

3. Использовать 3 приема:

Является членом предложения;

Имеет значение, можно заменить словом самостоятельной части речи;

Может иметь логическое ударение

да нет

союзное слово союз

5. Фиксация преодоления затруднения.

Какое было затруднение? (Не смогли разграничить слово «что» в роли подчинительного союза и союзного слова).

Теперь вы сможете преодолеть это затруднение и правильно определить средство связи в СПП с омонимичными частями речи? Что вам в этом поможет? (Сможем разграничить омонимичные слова в роли средств связи СПП, т.к. вывели алгоритм определения средств связи в СПП).

VI . Первичное закрепление во внешней речи.

Цель:

1) зафиксировать открытое учебное содержание во внешней речи;

2) организовать усвоение детьми нового способа действий при выполнении типовых заданий с проговариванием во внешней речи:

Фронтально.

Организация учебного процесса на этапе 5

1. Диалог.

Напомните следующую цель нашей деятельности на уроке? (Учиться определять средства связи в СПП с применением составленного алгоритма).

Думаю, что вы с этим хорошо справитесь.

2. Устная работа. Анализ СПП: найти главную и придаточную часть СПП, определить средство связи частей на основе алгоритма.

1) Многие стихотворения А.С.Пушкина, которые написаны в жанре дружеского послания, посвящены лицеистам.

2) В стихотворениях петербургского периода поэт утверждал, что свобода – абсолютная общечеловеческая ценность.

3) Лирика любви А.С.Пушкина восхитительна, потому что в ней выражено представление поэта о Женщине как источнике красоты и гармонии.

VII . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2) организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки.

    организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки;

    по результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия;

    создать условия для ситуации успеха каждого ученика.

Организация учебного процесса на этапе 7

Как проверим, усвоили вы алгоритм определения средств связи в СПП? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить её с эталоном для самопроверки).

1.Выполнение самостоятельной работы (по вариантам)

2. Самопроверка по эталону.

3.Самооценка: нет ошибок – «отлично», одна ошибка – «хорошо», две ошибки – «удовлетворительно».

VIII .Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) тренировать навык использования нового содержания с ранее изученными темами: различение сложноподчиненные предложения от других типов предложений, анализ средств связи в каждом виде сложных предложений, составление грамматических схем;

2) совершенствовать пунктуационные навыки в сложных предложениях.

Организация учебного процесса на этапе 8

Что мы должны делать дальше? (Необходимо выполнить задания на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока).

1.Выполнение тестовых заданий с анализом предложений.

1) Укажите СПП, докажите свой выбор. Охарактеризуйте остальные предложения. (Знаки препинания не расставлены)

1. В корзине лежали грибы, и пестрели мелкие цветы

2. Раньше я радовался солнцу и любил больше всего лето.

3. Бледный свет, похожий на чуть разбавленный синькой воздух, заливал восточную часть горизонта.

4. В том краю, где желтая крапива и сухой плетень, приютилась к вербам сиротливо избы деревень.

Дополнительно: объяснить постановку необходимых знаков препинания в данных предложениях.

2) Укажите, в какой строке даны слова, которые могут быть и союзами, и союзными словами.

1. Чтобы, потому что, словно, если.

2. Что, как, когда.

3. Оттого что, чей, до тех пор как.

4. Едва, где, который, ввиду того что.

Дополнительно: охарактеризовать слова других рядов с точки зрения средств связи.

3)Укажите СПП, в котором средством связи является союзное слово. Докажите свой выбор. (Знаки препинания не расставлены)

1. Кто смел, тот и уверен в себе.

2. Синее утро вставало за окном, когда мы стали расходиться.

3. В степи было пасмурно, несмотря на то что солнце поднялось.

4. Приглушенными были голоса ручьев, словно они только ещё разучивали свои песни.

Дополнительно: объясните знаки препинания, составив графические схемы СПП.

- Чем отличаются данные задания от задания самостоятельной работы? (В данном случае необходимо было анализировать СПП в системе других видов простых, простых осложненных и сложносочиненных предложений, нужно было выполнять пунктуационный разбор разных видов предложений: простых и сложных).

IX . Рефлексия учебной деятельности. Цель: 1) организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимися.

3) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

4) организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

5) организовать обсуждение и запись домашних заданий.

Организация учебного процесса на этапе 9

1.Обобщающий диалог с учащимися.

- Давайте подведем итог сегодняшнего урока. - В чем состояло затруднение при открытии новых знаний? (Не смогли определить или обосновать средства связи в СПП). - Какие цели ставили в своей деятельности? - Каким способом мы открывали новое знание?

- Что нового узнали? (1. Узнали, что одни средства связи в СПП могут быть только подчинительными союзами, другие – только союзными словами, в роли которых используются относительные местоимения и наречия, третьи – и союзами, и союзными словами: что, как, когда. 2. Узнали о приемах различения омонимичных союзов и союзных слов).

- Какие разделы морфологии нужно знать при изучении сложноподчиненного предложения?

2. Рефлексия.

- Была ли работа успешной? Достигли ли вы поставленных целей? Сможете определить средства связи в СПП и различить омонимичные части речи в роли средств связи?

3.Обсуждение и запись домашнего задания.

- А теперь ваши прогнозы на домашнее задание? (Нужно выучить теоретический материал, выполнить практическое задание).

1) Выучить текст в рамке на с.50, алгоритм по тетради.

2) Выписать из разных учебников 5 СПП, состоящих из 2-х ПР, с разными средствами связи. Составить схемы.

1в. – из учебника истории; 4в. – из учебника физики;

2в. – из учебника обществознания; 5в. – из учебника математики;

3в. – из учебника географии; 6в. – из учебника литературы.

Задание для самостоятельной работы.

Найти и определить средство связи в СПП; подчеркнуть грамматические основы и составить графическую схему; письменно применить алгоритм (в скобках указать примененные приемы). Расставить знаки препинания.

1вариант.

1)Марина видела как идет подготовка к выставке.

2)Хотя постояльцы были напуганы они ничего никому не сказали.

.

Задание для самостоятельной работы.

Найти и определить средство связи в СПП; подчеркнуть грамматические основы и составить графическую схему; письменно применить алгоритм (в скобках указать примененные приемы). Расставить знаки препинания.

2 вариант.

    Комната где сидели и тихо разговаривали гости была очень просторной и светлой.

    Калатуров сюда пришел чтобы помочь своему другу.

    Точно никто не мог сказать когда вернется экспедиция.

Задание для самостоятельной работы.

Найти и определить средство связи в СПП; подчеркнуть грамматические основы и составить графическую схему; письменно применить алгоритм (в скобках указать примененные приемы). Расставить знаки препинания.

1вариант.

3) Впереди где стояли березы начиналась небольшая роща

.

Задание для самостоятельной работы.

Найти и определить средство связи в СПП; подчеркнуть грамматические основы и составить графическую схему; письменно применить алгоритм (в скобках указать примененные приемы). Расставить знаки препинания.

2 вариант.

    Комната где сидели и тихо разговаривали гости была очень просторной и светлой.

    Калатуров сюда пришел чтобы помочь своему другу.

    Точно никто не мог сказать когда вернется экспедиция.

Задание для самостоятельной работы.

Найти и определить средство связи в СПП; подчеркнуть грамматические основы и составить графическую схему; письменно применить алгоритм (в скобках указать примененные приемы). Расставить знаки препинания.

1вариант.

1) Марина видела как идет подготовка к выставке.

2) Хотя постояльцы были напуганы они ничего никому не сказали.

3) Впереди где стояли березы начиналась небольшая роща

.

Задание для самостоятельной работы.

Найти и определить средство связи в СПП; подчеркнуть грамматические основы и составить графическую схему; письменно применить алгоритм (в скобках указать примененные приемы). Расставить знаки препинания.

2 вариант.

    Комната где сидели и тихо разговаривали гости была очень просторной и светлой.

    Калатуров сюда пришел чтобы помочь своему другу.

    Точно никто не мог сказать когда вернется экспедиция.

Эталон для проверки задания самостоятельной работы.

    вариант.

1) Марина видела, как (союзное слово, т.к. явл-ся членом ПР, имеет значение и можно заменить словом сам. части речи – хорошо, имеет лог. удар.) идет подготовка к выставке.

2) Хотя (союз, не имеет омонима), постояльцы были напуганы, они ничего никому не сказали.

роща.

Эталон для проверки задания самостоятельной работы.

2 вариант.

1)Комната, где (союзное слово, не имеет омонима, наречие) сидели и тихо разговаривали гости, была очень просторной и светлой.

2) Калатуров сюда пришел, чтобы (союз, не имеет омонима) помочь своему другу.

3) Точно никто не мог сказать, когда (союзное слово, т.к. явл-ся членом ПР, имеет значение и можно заменить словом сам. части речи – завтра, имеет лог. удар.) вернется экспедиция.

Эталон для проверки задания самостоятельной работы.

    вариант.

1)Марина видела, как (союзное слово, т.к. явл-ся членом ПР, имеет значение и можно заменить словом сам. части речи – хорошо, имеет лог. удар.) идет подготовка к выставке.

2) Хотя (союз, не имеет омонима), постояльцы были напуганы, они ничего никому не сказали.

3) Впереди, где (союзное слово, не имеет омонима, наречие) стояли березы, начиналась небольшая

роща.

Эталон для проверки задания самостоятельной работы.

2 вариант.

1)Комната, где (союзное слово, не имеет омонима, наречие) сидели и тихо разговаривали гости, была очень просторной и светлой.

2) Калатуров сюда пришел, чтобы (союз, не имеет омонима) помочь своему другу.

3) Точно никто не мог сказать, когда (союзное слово, т.к. явл-ся членом ПР, имеет значение и можно заменить словом сам. части речи – завтра, имеет лог. удар.) вернется экспедиция.


Негосударственное образовательное учреждение «Общеобразовательная средняя школа №23 «Менеджер»

Технология деятельностного метода «Школа - 2100»

Урок открытия новых знаний

«Средства связи частей сложноподчиненного предложения. Подчинительные союзы и союзные слова»

(Урок русского языка в 9 классе)

Разработала и провела учитель 1 квалификационной категории Мосенкова Елена Владимировна

Альметьевск, 2012