Что важно знать о подготовительных курсах. Как готовиться к поступлению в вуз: пошаговая инструкция

Образование играет важную роль в жизни любого человека. Родители стремятся дать своему ребёнку наиболее качественное образование, поэтому с детских лет ребёнок начинает трудный путь через тернии к знаниям, преодолевая все возникающие препятствия и жертвуя свободным временем. Ребята вкладывают столько усилий для изучения различных предметов школьной программы, чтобы в будущем стать студентами престижных вузов или колледжей.

Подготовка к поступлению в любое учебное заведение будь то техникум, колледж или вуз – в любом случае процесс изматывающий. С одной стороны, от абитуриента требуется точность и внимательность при оформлении различных документов. С другой – важно показать все свои достоинства и применить все свои знания и умения в ходе вступительных экзаменов, ГИА или ЕГЭ. Подготовка к поступлению в колледж требует не менее усилий, чем подготовка к поступлению в вуз. Так что для многих абитуриентов этот процесс с постоянными переживаниями может стать тяжёлым нервным стрессом. Как сделать так, чтобы все усилия не оказались напрасными, и процесс поступления был спокойным и успешным?

Выбирать учебное заведение, в котором Вы хотели бы проходить дальнейшее обучение следует заранее. Заранее – это не за 2-3 месяца, а как минимум за год. Как не странно, самое сложное здесь – это определиться с учебным заведением. Необходимо составить список, в который войдут учебные заведения, в которые Вы хотели бы поступить. Внесите туда все возможные варианты от самых престижных и до «последнего шанса». Далее необходимо владеть всей возможной информацией о выбранных учебных заведениях. Можно составить таблицу, в которую будут внесены даты приёма документов, вступительные экзамены, пометки о преимуществах, проходные баллы по экзаменам. В процессе заполнения таблицы необходимо выбрать несколько образовательных учреждений, поступление в которые будет оптимальным вариантом, на которые делаете основную ставку. Желательно так же предусмотреть запасные варианты в случае неудачного поступления.

Теперь можно начать непосредственную подготовку к поступлению: сконцентрировать внимание на тех предметах, которые понадобятся во время вступительной кампании и обучения в университете. Готовиться можно самостоятельно, занимаясь дополнительно с помощью различной литературы. Сейчас все университеты предоставляют занятия на подготовительных курсах по разным предметам. Но чаще всего абитуриенты предпочитают прибегнуть к помощи репетиторов. Неудивительно, занятия с репетитором имеют очевидные плюсы и являются более результативными. Есть сервисы, которые предлагают заниматься с репетитором онлайн, что экономит время и позволяет сделать подготовку к поступлению наиболее качественной.

Тutoronline.ru – сервис, предоставляющий возможность дистанционного образования для школьников. В любое время и в любом месте ученик может обратиться за помощью к онлайн репетитору и получить консультацию по любому предмету школьной программы. Обучение проходит посредством специально разработанного программного обеспечения. Квалифицированные педагоги оказывают помощь при выполнении домашних заданий, объяснении непонятного материала; помогают подготовиться к ГИА и ЕГЭ. Ученик выбирает сам, проводить занятия с выбранным репетитором на протяжении длительного времени, или использовать помощь педагога только в конкретных ситуациях, когда возникают сложности с определённым заданием.

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Подготовительные долгосрочные курсы существуют при многих государственных и негосударственных вузах. Одни целенаправленно готовят абитуриентов к поступлению в свой вуз (факультет довузовской подготовки Государственного университета – Высшей школы экономики, подготовительные курсы Московского педагогического государственного университета). Другие специализируются на подготовке к экзаменам в различных вузах (учебный центр "Азъ" при Государственном университете управления, "Университеты для всех" Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, Центр довузовского образования "Реальные знания" при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова (МГУ).

Существуют и самостоятельные образовательные центры, которые предлагают длительные программы подготовки к поступлению в разные вузы – Учебный центр "Готовим в вуз", Репетиционный центр при Высшей школе экономики и сервиса (ВШЭС), Центр довузовской подготовки "Интеллект" и т.д. Занятия в них ведут преподаватели ведущих университетов: МГУ, Российского государственного гуманитарного университета, Московского государственного института международных отношений (Университет) – МИД России, Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ). "Курсы подготовки учитывают специфику экзаменов в вузах, куда планируют поступать слушатели, – говорит Александр Могилевский, директор Учебного центра "Готовим в вуз". – Обучение ведется по всем общеобразовательным предметам, по которым проводятся вступительные испытания".

Неоспоримые плюсы

Долгосрочные курсы имеют ряд достоинств перед другими формами подготовки.

  • Длительный срок обучения
    Это основное преимущество долгосрочных курсов. На среднесрочных и интенсивных курсах обучение сводится к повторению, натаскиванию и зубрежке материала. А вот за год-два занятий можно наверстать пропущенное из школьной программы, детально проработать все темы и вопросы, разобраться в сложных случаях. "Обычно "хромают" именно базовые знания школьников, – замечает Ирина Литвинова, репетитор по математике. – Необходимо время, чтобы новый материал уложился в голове, поэтому долгосрочная подготовка – оптимальный вариант".
    Многие преподаватели отмечают, что зачастую абитуриенты не умеют правильно применять знания. На длительных курсах есть время научиться анализировать, делать выводы, адаптироваться к вузовской системе обучения, рассчитанной на большие объемы нового и сложного материала. "Чем раньше абитуриент начинает заниматься, тем лучше результаты на экзаменах. Ребята привыкают к требованиям вуза, – убеждена Марина Акулова, директор Центральных подготовительных курсов (ЦПК) МАТИ – Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского. – Преподаватели не только закладывают фундамент знаний, но и делают упор на темы и вопросы, которые пригодятся на первом курсе".
    Один-два пропуска не скажутся на качестве подготовки, тогда как на краткосрочных курсах они могут обернуться сильным отставанием – нагнать упущенное будет проблематично.
  • Равномерность нагрузки
    Длительное обучение позволяет более последовательно, без рывков и перегрузок изучать материал – и не в ущерб школьной программе. Совсем другое дело – подготовка к поступлению в вуз за короткий срок. Выпускники бросают все силы на краткосрочные курсы, и оценки в школе начинают "хромать".
  • Отработанная методика преподавания
    Преподаватели работают по проверенным авторским методикам, которые позволяют эффективно усваивать учебный материал. Они хорошо знают, какие темы и задания часто вызывают затруднения и подробно останавливаются именно на них.
  • Проводятся тренинги
    Слушатели выполняют творческие работы, выступают с докладами, пишут сочинения (если оно входит в набор вступительных испытаний). Абитуриенты учатся эффективно распределять время, правильно писать тезисы, выстраивать логику ответа и преодолевают страх перед экзаменами . А вот на занятиях с далеко не все смогут тренироваться писать сочинение – один час занятий стоит от 500 р. Поэтому те, кто брал частные уроки, часто не успевают переписать на чистовик и проверить ошибки на экзамене, а ведь пропущенные элементарные ляпы и описки снижают оценку.
    На заключительном этапе подготовительных курсов многие вузы проводят выпускные экзамены. В большинстве случаев они не засчитываются как вступительные. Тем не менее, как отмечает Александр Могилевский, "некоторые вузы по итогам этих олимпиад и экзаменов зачисляют абитуриентов на первый курс, и такая возможность поступить еще весной привлекает многих".
  • Учитывается специфика вуза
    Экзаменационные билеты по одним и тем же предметам отличаются в разных вузах: у некоторых есть любимые темы, из года в год предлагаемые абитуриентам. Например, на физфак МГУ незачем повторять интегралы, векторы, производные – эти темы не включаются в вопросы экзамена. Кроме того, вузы предпочитают разные формы проведения вступительных испытаний (так, по русскому языку может быть изложение, диктант, тест или ЕГЭ), и у каждой свои нюансы, которые необходимо учитывать при подготовке.
    Педагоги вузов лучше других знают процесс проведения вступительных экзаменов, требования к оформлению работ, типы задач и вопросов, структуру билетов; они в курсе последних изменений и нововведений. Поэтому те, кто окончил курсы, на экзамене не тратят драгоценное время на то, чтобы вникнуть в правила выполнения заданий? и на другие организационные моменты.
  • Чувствуется атмосфера вуза
    Занятия в стенах самого университета дают возможность почувствовать атмосферу будущей alma-mater, пообщаться со студентами, узнать любимые темы экзаменаторов и взять конспекты. Кстати, не лишним будет убедиться, что это действительно курсы самого вуза, а не конторы, арендующей здесь помещение. Знакомство с институтом поможет избежать дополнительного стресса. В то время как другие абитуриенты, впервые перешагнув порог вуза, будут искать нужную аудиторию, вы уверенно направитесь по знакомым уже коридорам и лестницам.

Поговорим о минусах

Несмотря на все положительные стороны, у долгосрочных курсов есть недостатки.

  • Обучение поставлено на поток
    Занятия проходят в больших аудиториях, на потоке от 50 человек – преподаватель не в силах уделить внимание каждому абитуриенту. Правда, на многих курсах педагоги соглашаются задержаться после занятий, чтобы ответить на вопросы, или даже назначают дополнительное время для бесплатной консультации.
    Разумеется, индивидуальный подход гораздо эффективнее, поскольку преподаватель учитывает уровень знаний абитуриента, его психологические особенности. Но чтобы не переплачивать деньги за обучение тет-а-тет, можно заниматься в небольших группах. Такой подход практикуют негосударственные вузы и коммерческие учебные центры, которые формируют группы численностью до 12 человек. Многие преподаватели считают такие занятия даже более результативными, поскольку всегда есть лидер, на которого равняются отстающие.
  • Недостаток контроля
    "Существенный минус подготовительных курсов – проверять и контролировать выполнение домашних заданий преподавателям некогда. Вот абитуриенты и не выполняют их, – рассказывает Ирина Литвинова. – Хотя ребята должны постоянно работать самостоятельно: к каждому занятию выполнять домашние работы и сразу же обсуждать возникшие вопросы с педагогом, а не спохватываться после плохо написанной контрольной. Мало просто списать с доски – пока ученик сам не прорешает задачу, он не усвоит материал. Кроме того, гораздо легче и эффективнее разбирать пару упражнений ежедневно, чем решать 30-50 заданий к большой зачетной работе".
    С репетитором или в небольшой группе абитуриенты сдают зачеты после прохождения каждой темы, на каждом занятии задают и проверяют домашние задания. Кроме того, если слушатель пропускает уроки, не выполняет заданное на дом, то педагоги ставят в известность родителей.
  • Одни лекции...
    Многие сетуют, что на занятиях всего лишь начитывают материал, который есть в учебниках. "На курсах при вузах в больших группах обучение строится в форме лекций и семинаров, –говорит Александр Могилевский. – Такая учеба хороша для студентов, но мало эффективна для школьников, которым важно иметь постоянную обратную связь с преподавателем".
  • Нет возможности поменять преподавателя
    Если манера подачи материала вас не устраивает, то поменять можно сами курсы, но не педагога. Редко когда обучение по одному предмету ведут разные люди. Занимаясь в небольших группах или у репетитора, всегда можно отказаться от преподавателя, с которым не складываются отношения.
  • Оплата и место занятий
    Коммерческие учебные центры взимают плату за каждый месяц (при индивидуальном обучении оплачивается каждый урок), при этом можно выбрать удобное место занятий: на дому, у репетитора или в аудиториях центра. На курсах при вузах, как правило, нужно внести деньги за весь срок обучения вперед. Многие абитуриенты, даже разочаровавшись в курсах, продолжают ходить именно из-за того, что родители оплатили учебу. И ездить им приходится в вуз, даже если на дорогу уходит несколько часов.
    Ещё один нюанс – как только закончился набор, попасть на курсы при вузах нереально. В учебных центрах к этому подходят более гибко. После того, как преподаватель оценит уровень подготовки абитуриента, ему предлагают компенсировать отставание самостоятельно (педагог дает конспекты) или на дополнительных индивидуальных занятиях, после чего слушатель подключается к группе.

Оптом или в розницу

Зачастую программа подготовки включает несколько предметов, поэтому учиться и оплачивать придется весь набор дисциплин. "Мы предлагаем изучать предметы единым пакетом, – говорит Ольга Рябцова, секретарь приемной комиссии Московской финансово-юридической академии (МФЮА). – В зависимости от выбранной специальности слушатели занимаются по русскому языку и математике или русскому и истории России. По желанию они могут пройти обучение по информатике, английскому и другим предметам". Такая же ситуация на курсах "Азъ", где проводят занятия по русскому языку, математике, информатике и обществознанию. С одной стороны, такой комплексный подход гарантирует полную подготовку по всем вступительным испытаниям. Согласитесь, блестяще сдать обществознание, но срезаться на математике – обидно. С другой точки зрения, это выйдет дороже, чем занятия по отдельным предметам.

Но можно найти курсы, где абитуриентам дают возможность выбирать конкретные дисциплины, по которым они хотели бы заниматься. Например, в ЦПК при МАТИ – РГТУ им. К.Э. Циолковского и др.

Преподаватели, но не экзаменаторы

Записываясь на курсы, многие абитуриенты рассчитывают на определенные преимущества при поступлении – неплохо заранее познакомиться с преподавателями, которые будут принимать экзамены. "Преподаватели курсов могут и не входить в число экзаменаторов, – комментирует Марина Акулова. – Мы не влияем на позицию вуза по этому вопросу. Бывает, что занятия проводят преподаватели из других вузов. Так, с нами сотрудничает профессор, заведующий кафедрой МАМИ".

В некоторых учебных заведениях, например, ГУ-ВШЭ, посещение довузовской программы не дает никаких формальных преимуществ при поступлении. Другие вузы отдают предпочтение слушателям своих подготовительных программ. В центре довузовской подготовки МГЛУ, ЦПК МАТИ – РГТУ им. К.Э. Циолковского, МФЮА выдается документ об окончании курсов. Это свидетельство может сыграть решающую роль при поступлении – по правилам приема некоторых вузов оно дает преимущество слушателям при прочих равных условиях и засчитывается как полупроходной балл.

Негосударственные вузы практикуют зачисление по итогам обучения на подготовительных курсах. Так, в МФЮА и Московском открытом социальном университете можно стать студентом, если вы постоянно посещали занятия и показали хорошие результаты по итоговым работам. "Такие абитуриенты не сдают вступительные экзамены с общим потоком, а зачисляются на основании сертификата о прохождении курсов", – говорит Ольга Рябцова.

Начинаем заниматься

Долгосрочные курсы предлагают два режима обучения: два-четыре раза в неделю в будние дни по вечерам (с 17.00 до 20.00) и один-два раза в выходные (с 10.00 до 15.00).

При выборе графика учебы стоит учитывать, что посещать лекции после школы непросто. Но и занятия в выходные потребуют усилий и усидчивости, поскольку добавится еще один полноценный учебный день. Второй вариант может оказаться самым удобным для иногородних абитуриентов или тех, кто загружен в школе или секциях.

Стоимость обучения зависит от статуса вуза, набора предметов, продолжительности обучения и количества слушателей в группе. Так, за 8 месячные курсы по двум предметам в МФЮА вы заплатите 10 тыс. р., а в Учебном центре довузовского образования "Азъ" – 12 тыс. р., занятия в выходные дни обойдутся в 10,5 тыс. р.

Если слушатель курсов "Готовим в вуз" занимается по трем-четырем предметам, то одно занятие (3 акад. ч) будет стоить 250 р. Стоимость занятий только по одной дисциплине, но в группе, возрастет до 400 р. Индивидуальное трехчасовое занятие намного дороже – около 1,2 тыс. р.

Обучение на курсах при ВШЭС стоят 13,68 тыс. р. (30 акад. часов) при индивидуальной форме занятий. Если учеба проходит в небольшой группе (два-три человека), цена снижается на 1-1,5 тыс. р.

Обучение на долгосрочных подготовительных курсах значительно повышает шансы на поступление в вуз. По статистике МАИ, ГУУ и других университетов, 60-80% их первокурсников посещали различные программы довузовской подготовки.

Курсы для выпускников школ рассчитаны на 8-9 месяцев или год обучения, для учащихся 9-10 классов предусмотрен двух-трехгодичный цикл занятий. Зачастую это даже не курсы, а целая отдельная программа "Школа – вуз". Такая 16-месячная подготовка есть в Московском авиационном институте, МГУ, МФЮА.

Самый лучший вариант подготовки – курсы вуза, куда вы нацелились поступать, или занятия с преподавателями этого учебного заведения. Если вуз еще не выбран – занимайтесь на курсах, которые славятся своей сильной программой и готовят к поступлению в престижные учебные заведения.

Некоторые курсы проводят конкурсный набор: учебный центр "Азъ" принимает учащихся по итогам тестирования по математике, а прежде чем стать слушателем курсов факультета иностранных языков МГУ, нужно пройти собеседование.

Для того чтобы успешно сдать ЕГЭ и набрать достаточное количество баллов, выпускники должны долго и тщательно готовиться. Определиться с будущей профессией стоит заранее, ведь именно от этого решения зависит список дисциплин, которые вам предстоит сдать в формате ЕГЭ. Как только выбор специальности сделан, необходимо продумать план подготовки к поступлению в вуз. Для этого некоторые обращаются к услугам репетитора и работают в индивидуальном порядке, другие - записываются на подготовительные курсы.

Целью подготовительных курсов для поступления является комплексное повторение всего материала, более детальное разъяснение тем, а также решение типичных заданий по ЕГЭ. Это серьезная дополнительная подготовка для будущих выпускников школ, которая значительно увеличивает шансы поступления в вуз. Курсы могут проводиться на базе школы или вуза, а также частными учреждениями.

Виды и предназначение подготовительных курсов

  1. Очные курсы . Представляют собой стандартные подготовительные курсы для поступления в вуз по выбранному предмету, которые проводятся 3-4 раза в неделю в вечернее время. Продолжительность данной программы может занимать от 6 до 8 месяцев. В процессе подготовки к поступлению слушатели решают задания по ЕГЭ, осваивают новые темы и повторяют уже пройденные.
    • преимущества - повторение всего учебного материала, доведение до автоматизма решения заданий, удобное время для посещения;
    • недостатки - отсутствие индивидуального подхода.
  2. Очно-заочные курсы . Данная форма подготовки к поступлению в вуз предполагает занятия по выходным дням, которые проводятся 3-4 раза в месяц. Срок всей программы занимает 8 месяцев. Продолжительность каждого занятия составляет от 6 до 8 часов. За это время будущие абитуриенты изучают необходимые материалы, решают контрольные работы, которые проверяются квалифицированными преподавателями. Такой вид курсов подойдет слушателям, проживающим в других городах (селах), а также школьникам с большой учебной нагрузкой, у которых нет возможности посещать курсы в будние дни.
    • преимущества - удобны для иногородних слушателей, проводятся один раз в неделю, осуществляют комплексную подготовку слушателей;
    • недостатки - освоение большого объема материала за несколько часов, отсутствие индивидуального подхода, большая часть программы требует самостоятельного изучения.
  3. Дистанционные курсы . Данная программа подготовки поступления в вуз предполагает изучение материала и решение контрольных работ и тестов в режиме онлайн. При этом слушатели не ограничиваются определенными временными рамками, что дает им полную свободу в выборе режима обучения. Тем не менее все абитуриенты четко следуют учебному плану, контроль за выполнением которого обеспечивают преподаватели. Педагоги постоянно находятся в интерактивном контакте со слушателями, делают записи об их посещаемости, проверяют выполненные ими тесты и задания, а также организуют онлайн-форумы и семинары, на которых оказывают необходимую помощь и разъясняют все темы, вызвавшие вопросы. Дистанционные курсы - отличный способ закрепить материал и всесторонне подготовиться к поступлению в вуз.
    • преимущества - возможность самостоятельно выбирать время уроков, подготовка проводится в привычной домашней обстановке, освоение комплексной программы, наличие контроля со стороны преподавателей.
    • недостатки - самостоятельное освоение большого количества материала, необходима постоянная самодисциплина и контроль.
  4. Краткосрочные курсы . Сроки данной программы составляют от 1 до 2 месяцев. Ее цель - решение типичных задач по ЕГЭ и проведение контрольных работ. Обычно такие курсы организуются за 2 месяца до выпускных экзаменов и предполагают ежедневное проведение занятий. Такой вариант подойдет тем, кто своевременно не записался на более углубленную и продолжительную программу.
    • преимущества - повторение всего учебного материала за короткий срок, возможность «освежить» знания непосредственно перед ЕГЭ, небольшая стоимость обучения.
    • недостатки - требует ежедневного посещения занятий, освоение большого объема информации за короткий срок (большие нагрузки), отсутствие индивидуального подхода.
  5. Курсы для десятиклассников . Это, пожалуй, наиболее комплексная и продолжительная программа, предлагающая подготовку в течение двух лет. Чем раньше вы начнете готовиться к ЕГЭ, тем больше шансов поступить в желаемый вуз. Обычно встречи в таком формате проводятся дважды в неделю, а продолжительность каждого занятия составляет 3 часа.
    • преимущества - комплексная двухлетняя программа, доскональное изучение всего материала в приемлемые сроки, возможность решить большое количество заданий по ЕГЭ.
    • недостатки - высокая стоимость, подготовка будет занимать много времени (возможно, отразится на успеваемости в школе), подходит только для десятиклассников.
  6. Индивидуальные курсы . Такая форма обучения идентична репетиторству, но проходит она не в домашних условиях, а в рамках выбранного вами подготовительного курса. Здесь слушатель сам определяет количество необходимых ему часов, самостоятельно устанавливает продолжительность программы и время занятий. Индивидуальные занятия всегда более эффективны, поскольку преподаватель имеет возможность оценить уровень подготовки абитуриента и разработать для него специальную программу.
    • преимущества - индивидуальный подход, возможность проработать все непонятные темы, самостоятельный выбор программы и количества часов посещения, всесторонняя помощь в поступлении.
    • недостатки - высокая стоимость.

Какие курсы выбрать

Чтобы принять правильное решение, нужно проанализировать ряд критериев:

  • стоимость подготовительных курсов;
  • сроки программы и продолжительность занятий;
  • время проведения занятий;
  • численность слушателей в группах;
  • преподавательский состав;
  • объемы материалов для изучения совместно с преподавателем и для самостоятельного освоения.

Кроме того, необходимо получить информацию о самом учебном заведении, предлагающем подготовительные курсы. Посмотрите отзывы о нем в интернете, поинтересуйтесь, в каком учреждении идет более качественная подготовка, сравните цены и сделайте правильный выбор.

Выбор современных выпускников после окончания средней школы часто падает на обучение в вузе. Получить высшее образование и уже после работать – стандартная схема для российских школьников. Но как готовиться к поступлению в вуз, данный вопрос задает, по меньшей мере, каждый второй старшеклассник.

0

Arenanews.com.ua

Если вы готовитесь к поступлению в вуз, нужно объективно оценить свои силы. Стоит рассмотреть предложения учебных заведений, сравнить количеств баллов, необходимых для зачисления на бюджетные места.

Практика показывает, что знаний, полученных в средней общеобразовательной школе, не всегда хватает для сдачи ЕГЭ на высокий балл. Как не всегда достаточно и только практических занятий по решению стандартизированных тестов. Необходима дополнительная подготовка к поступлению в вуз: занятия с репетитором, специальные курсы в университете и пробные тестирования по ЕГЭ.

Дополнительные занятия по конкретным дисциплинам позволяют выявить тематические пробелы у школьника и подобрать подходящий формат подготовки. За счет этого возможность получить высокий балл по предмету и претендовать на бюджетное место увеличивается.

Чтобы готовиться к поступлению в вуз, используйте разноплановые учебные форматы: просматривайте видеоуроки, учите теорию (по рекомендованным источникам), закрепляйте полученные знания с помощью решения демонстрационных тестов. При комплексном подходе уровень знаний зависит от усердия школьника и качества контента, по которому происходит подготовка. Ориентируйтесь только на достоверные источники информации: сайт ФИПИ и официальный сайт единого государственного экзамена.

Последние два-три года обнаружили отрадную тенденцию: число желающих поступить в вузы растет. Высшее образование вновь перестает быть малопонятной прихотью, а становится насущной необходимостью для множества молодых людей. Особенно увеличился конкурс в институты научно-технических специальностей - на физический и химический факультеты МГУ, в Технический университет им. Н. Э. Баумана, Физико-технический институт. Это повышает требования к подготовке абитуриентов.

Однако изменения, произошедшие в стране за последнее десятилетие, сказались катастрофическим образом и на знаниях учащихся. С сожалением приходится признавать, что уровень преподавания в общеобразовательных школах, как правило, не соответствует требованиям при поступлении в вузы. Подавляющему большинству абитуриентов необходима дополнительная подготовка. Уже сейчас сотни выпускников средней школы задаются вопросом: "Куда пойти учиться?".

Б. Спиноза писал: "Для того, кто не знает, куда плывет, никакой ветер не будет попутным". Уверенность в правильности выбора окажется первым шагом к победе, а вероятность поступления всегда прямо пропорциональна уровню подготовки и времени, затраченному на нее.

Статья подготовлена совместно с редакцией журнала "Абитуриент" (подписной индекс по каталогу Роспечати 73004).

Первый способ выглядит наиболее привлекательным при наличии огромного желания вкусить прелести студенческой жизни и постоянного безделья. Но скажем сразу: не обольщайтесь, шансов поступить у вас маловато.

При втором варианте неудача может постигнуть хотя бы по той причине, что, занимаясь более чем упорно, но самостоятельно, вы не узнаете требований и специфики вступительных экзаменов в выбранный вуз. А знать их нюансы просто необходимо.

Третий вариант, пожалуй, наиболее надежный. Правда, подходит он только для состоятельных родителей, и тратить деньги на обучение могут не многие. Важно и то, что далеко не все платные вузы могут похвастаться хорошим образованием. К тому же не надо думать, что оплата гарантирует стопроцентное поступление еще до того, как вы начнете проходить вступительные испытания, и поможет избежать нервного напряжения и моральных потерь. В некоторые платные вузы существует конкурс, а следовательно, не все абитуриенты при большом желании и деньгах имеют шанс на поступление.

Остаются, пожалуй, два самых эффективных способа реализовать свою заветную мечту и оказаться в числе студентов - это занятия с репетитором и обучение на подготовительных курсах.

Занятия на подготовительных курсах имеют ряд позитивных моментов. Во-первых, там нередко преподают педагоги, которые могут оказаться вашими экзаменаторами. Если вы себя хорошо зарекомендуете на занятиях и преподаватель вас запомнит, это может положительно сказаться на результатах экзамена. Во-вторых, курсы готовят абитуриентов по профилирующим предметам именно данного вуза. И, в-третьих, обучение на курсах обходится значительно дешевле, нежели занятия с репетитором, что сегодня немаловажно.

Конечно, здесь есть и свои минусы. Поскольку обучение на курсах групповое, его эффективность порой оставляет желать лучшего. Кроме того, не так давно отменено положение Министерства образования РФ, согласно которому результаты выпускных экзаменов на курсах засчитывались в качестве вступительных. Но, несмотря на это, подготовительные курсы - вещь полезная. Правда, рассчитаны они на тех, кто имеет хорошие знания в объеме школьной программы. На курсах не обучают с "нуля", а только помогают будущим студентам отшлифовывать имеющиеся знания. Следовательно, именно при обучении на подготовительных курсах вам пригодятся ваши навыки самостоятельной работы.

О репетиторстве следует поговорить подробнее. Повышенный интерес к нему объясняется тем, что в период экономического кризиса особую актуальность приобретает вопрос об эффективности затраченных на подготовку денег. Для людей с высоким материальным достатком, вероятно, нет лучшего способа распорядиться капиталом, чем вложить его в образование своих детей. Однако было бы ошибочно полагать, что деньги решают всё. Главная проблема состоит в том, чтобы найти хорошего репетитора.

Сегодняшний рынок репетиторских услуг довольно обширен, и предложение явно превышает спрос. Даже те, кто раньше не имел ни сил, ни знаний для занятий с учениками, теперь тоже пытаются прокормиться частными уроками. Появилось множество псевдорепетиторов, берущих деньги не за знания, а за "стопроцентную гарантию" поступления в вуз.

При этом всегда необходимо помнить, что среди репетиторов существует своя "элита". Ее представители - подлинные виртуозы своего дела. Найти такого специалиста очень сложно, но еще сложнее уговорить его заниматься с вами. Такой человек, как правило, имеет ученое звание, преподает в ведущем вузе, он в курсе всех нюансов и тонкостей вступительных испытаний. Это - идеальный вариант.

Репетиторы подобного ранга, как правило, натуры творческие, удовлетворение от работы - одно из основных условий их деятельности. Опытный педагог в короткой беседе может точно определить наличие способностей у абитуриента и решить, хочется ли ему с ним работать. Поэтому желательно, чтобы кто-либо из знакомых смог порекомендовать вас такому педагогу. Конечно, можно усомниться в самом факте существования таких репетиторов. Но они существуют, поверьте. И вам крупно повезет, если они встретятся на вашем пути.

Ну, а если не удалось найти педагога из профессорско-преподавательской среды, можно совершенно спокойно доверить свои знания и деньги студентам-старшекурсникам и аспирантам, среди которых много добросовестных и знающих людей. К тому же они согласны работать за более низкую цену.

В поисках хорошего репетитора не следует звонить по случайным объявлениям в газете: можно напасть на шарлатана или проходимца, который мало чем сможет вам помочь. Лучше отправиться в тот вуз, куда вы желаете поступить. Там поиск наверняка увенчается успехом, и вы найдете необходимого педагога. Ну и, на худой конец, всегда можно обратиться к выпускникам вуза с просьбой рассказать о секретах поступления.

Говоря о материальном аспекте проблемы, заметим, что у каждой дисциплины своя цена. И, конечно же, стоимость услуг репетитора напрямую зависит от предмета. Английский язык ценится дороже немецкого и французского. Диапазон расценок старшекурсника или выпускника может колебаться от 100 до 300 рублей за час занятий английским языком, а 1,5 часа французского языка стоят всего 170 рублей. В пять раз выше могут стоить услуги преподавателя вуза, и один час штудий английского языка обойдется уже тысячи в полторы.

Занятия по физике или математике могут стоить от 100 до 900 рублей за час, по русскому языку и литературе (подготовка к сочинению) - от 100 до 300 рублей за час-полтора. Столько же стоят и занятия по химии. При этом цена заметно возрастает по мере приближения экзаменов. Если вы обратитесь к репетитору весной, он обойдется в два раза дороже.

Основным методом работы репетитора должен стать диалог с вами, который, как правило, гораздо эффективнее монолога. Постоянное ведение занятий в форме надиктовки материала, конспектирования не приносит желаемых результатов. Зачастую будущие студенты, учащиеся выпускных классов, исписав конспектами горы тетрадей, оказываются не в состоянии мобилизовать свои знания и ответить на элементарный вопрос. Конечно, мы не против конспектирования обсуждаемого материала. Однако разумнее использовать готовые пособия и делать необходимые пометки на полях по ходу занятий.

Одним из основных качеств репетитора должна быть универсальность. Хороший репетитор ориентируется во всех вопросах преподаваемой дисциплины. Если педагог - узкий специалист и прекрасно знает только один из разделов программы, он может дать лишь весьма одностороннюю подготовку.

Но самое основное состоит в следующем. Хороший репетитор никогда не будет уговаривать вас заниматься, ругать других преподавателей, многое обещать и, самое главное, брать деньги вперед. По-настоящему знающий репетитор всегда предоставит вам право одного пробного (бесплатного) урока. Он знает: после этого урока вы будете "очарованы" и ваше желание заниматься именно с ним стократно возрастет.

Очень важно понять, что занятия с репетитором ни в коем случае не заменяют самостоятельной работы. Они только умело направляют ее, стимулируют и контролируют, помогают ориентироваться в лабиринтах изучаемой науки. Выучить же предмет за вас никто не сможет! Учиться придется самостоятельно.

А вот если педагог не вдохновляет вас на постижение предмета, следует задуматься над вопросами: того ли репетитора вы выбрали, ту ли специальность решили освоить.

Но не огорчайтесь. Неталантливых людей нет и быть не может. Способностей у человека очень много, и все они развиты в разной степени. Бальзак говорил: "Если не верить в себя, нельзя быть гением". Главное - поверьте в себя, в свои силы и возможности. Стремитесь к заветной мечте и творите. Творить - значит мыслить нетривиально, увлеченно, уметь испытывать чувство вдохновения и озарения. Вдохновения вам и успехов!