Упражнения для развития наблюдательности. Описываем несколько предметов

Мы много чего видим, но при этом далеко не все замечаем, а все из-за того, что не развивали в себе навыки наблюдательности, которая, прежде всего, состоит в нашей способности видеть главные свойства различных предметов и людей.

Но есть и хорошая новость – заниматься саморазвитием никогда не поздно, можно начать прямо сейчас, а наша статься подскажет вам, в каком направлении двигаться.

Посторонний наблюдатель может иногда лучше понять положение,
чем тот, кто является частью его.
Роджер Желязны. Хроники Амбера

Как развивать наблюдательность?

Не нужно впадать в отчаяние лишь от того, что ваша наблюдательность оставляет желать лучшего. Это означает только то, что вам придется потратить некоторое количество времени на ее развитие.

Для этого, кстати, есть простые, но очень эффективные упражнения:

  1. Возьмите в руки любую вещь и внимательно рассмотрите ее, пытаясь запомнить даже самые незначительные детали . После этого закройте глаза и мысленно представьте эту вещь во всех подробностях. Потом вы можете открыть глаза и снова рассмотреть свой предмет, отметив, что именно вы не вспомнили – закрывайте глаза и дополняйте уже существующий образ новыми деталями. И так до тех пор, пока ваш мозг не отобразит предмет так, как он выглядит в реальности.
  2. Если первое упражнение получилось, то отложите выбранный вами предмет, и перенесите по памяти его образ на бумагу . Опять же, вы должны указать все подробности.
  3. Возьмите какую-то и вещь и обратите внимание на ее детали, а не на образ в целом . Таким образом вы научитесь запоминать отдельные части целого, а потом, на их основе, делать выводы.
  4. Пусть кто-то положит на стол десяток разных предметов, на которые вы посмотрите в течение нескольких секунд , а потом отвернетесь. Попытайтесь запомнить все эти предметы и подробно описать .
  5. По вечерам вспоминайте, как прошел ваш день, кого вы видели и что говорили, вспоминайте все детали и происшествия – это научит вас наблюдательности.

Наблюдательные люди могут охватить взглядом гораздо больше, чем другие. Именно благодаря развитию навыка наблюдательности они могут с легкостью понимать эмоции и чувства человека, о которых он не говорит вслух.

Как определять чужие эмоции?

Уже ни для кого не секрет, что язык тела у всех людей большей частью одинаков, и что бы они ни делали, изменить его не получится. Можно, конечно, научиться контролировать все эти проявления, но это доступно далеко не каждому человеку.

Поэтому, зная то, как проявляются основные эмоции людей, вы сможете дать характеристику их состоянию и выбрать подходящую линию общения:

  • Если человек зол, то его брови опускаются, он сжимает губы, а вдоль лба залегает глубокая морщина.
  • Если ваш собеседник испытывает отвращение, то уголки его губ приподнимутся, глаза он сощурит, а нос и лоб наморщит.
  • Испытывая страх человек широко распахнет глаза, приоткроет рот и поднимет брови.
  • Если он чувствует счастье, то уголки гуд подняты, а глаза суживаются.
  • Во время печали глаза тоже сужены, брови и рот опускаются, подбородок дрожит.
  • Если же человек удивлен, то его зрачки расширены, рот приоткрыт, брови поднимаются.
  • Презрение выражается в прищуре глаз и приподнимании одного уголка рта.

Что нужно помнить

При анализе помните, что человек крайне редко испытывает только одну какую-то эмоцию – как правило, вы можете видеть их комбинацию. Поэтому для начала нужно все же как следует изучить каждую эмоцию в отдельности, а потом – их сочетание, и тогда вы точно не ошибетесь.

Мы часто смотрим на самые обыденные вещи, но не замечаем их, не замечаем природу, здания, людей, предметы… Мы живем в своем мире не замечая, что происходит вокруг нас. А ведь мы не научимся хорошо запоминать предметы до тех пор, пока не улучшим свою наблюдательность.

Суть концентрации заключается вот в чем: мы должны научиться видеть предмет глазами, и одновременно понимать это.

А теперь прочтите:

ДЕРЕВЬЯ В

Итак, что вы увидели? «Деревья в лесу?»

А теперь еще раз хорошо посмотрите, что все-таки здесь написано. Вы считаете, что все-таки написано «деревья в лесу». Если так, то вам обязательно нужно работать над своей наблюдательностью, постепенно развивая ее.

Если же вы действительно внимательно на фразу, вы заметите в ней дополнительный предлог «в».

Так почему же мы не сразу можем заметить предлог? Потому, что мы не концентрируемся на том, что видим и наши глаза автоматически перепрыгивают вперед или в конец предложения. Конечно, часть вины можно свалить на привычку или особенности зрительного восприятия, однако основная причина того, что мы не замечаем многие вещи в том, что мы не достаточно наблюдательны, в том, что мы не пытаемся концентрировать свое внимание и тем самым развивать наблюдательность.

Приведем еще один пример. Вы посещаете кинотеатры? Или театральные постановки? Тогда наверняка вы обращали (или не обращали) внимание на то, что основная масса зрителей всегда покидает зал через один и тот же выход, а два или три других остаются свободными? Основная масса людей идет туда, куда движется толпа.

Большинство людей даже не замечают очевидных вещей, с которыми сталкиваются ежедневно, мимо которых проходят каждый день по пути на работу и обратно. Если вы с этим не согласны, значит для вас не должно составить труда ответить на следующие вопросы:

  • Можете ли вы вспомнить, в какую сторону вы поворачиваете ключ когда открываете дверной замок?
  • Вы можете назвать точную сумму денег, которая сейчас находится у вас в кошелке?
  • Вы знаете какие цифры у вас на часах: арабские или римские?
  • Вы можете сказать, какого цвета носки одеты у вас на ногах?

Если вы можете ответить на все вопросы, значит вы обладаете чертами наблюдательного человека. А если нет, значит ваша наблюдательность нуждается в коррекции.

Кстати, проверить свою наблюдательность вы можете в следующем тесте:

Первое, с чего нужно начать для развития наблюдательности, это научиться внимательно относиться к предметам и осознанно их воспринимать. Развитие наблюдательности всегда происходит за счет практики и упражнений.

Кстати об упражнениях. Возьмите лист бумаги и попробуйте выполнить следующее упражнение: перечислите все предметы, которые находятся в вашей комнате не глядя на них. Запишите все, что вы вспомните, в список на бумаге. После того, как вы составите список, посмотрите вокруг: обратите внимание на предметы, которые вы не указали в листке, и добавьте их в список. Попробуйте провести такое упражнение в других комнатах своего дома и через некоторое время вы заметите как улучшается ваша наблюдательность.

Есть еще одно похожее упражнение. Вспомните улицу по которой вы ежедневно ходите на работу. Сможете ли вы перечислить все магазины и торговые места, которые на ней расположены? Попробуйте перечислить их в том порядке, в котором вы их проходите ежедневно, а затем еще раз проверьте себя. Почему бы вам затем не взяться за другую улицу и перечислить магазины там? Загляните в витрину понравившегося вам магазина и попробуйте перечислить все то, что там увидели не подглядывая.

Есть еще одно интересное упражнение для развития наблюдательности: прочтите следующую фразу и сосчитайте все буквы «ч»:

ЧЕТЫРЕ ЧУМАЗЫХ ЧЕРТЕНКА РАСЧЕРТИЛИ ЛИСТОЧКИ И ЗАПИСАЛИ НА НИХ ПО ЧЕТЫРЕ ЦИФРЫ ЧЕРНЫМИ РУЧКАМИ

Итак, что у вас получилось? А теперь попробуйте медленно сосчитать все буквы и оценить собственную внимательность.

На самом деле существует множество способов проверить уровень своей наблюдательности и, чем больше вы будете ее проверять, тем более острой она станет.

Следующие статьи курса.

Доброго времени суток, уважаемые читатели! Современным людям, особенно с момента появления мобильных телефонов и социальных сетей, порой очень сложно концентрироваться на чём-то, слишком большой объём информации со временем расслабляет внимание человека, и порой доходит до абсурдных вещей, когда мы не помним, что ели утром или куда положили ключи от дома буквально час назад. Поэтому сегодня я расскажу, как развить внимательность, чтобы вы не упускали важных деталей и могли находить важное среди большого потока информации.

От чего зависит?

6.Раздражители

Каждый раз, когда вы отвлекаетесь, не стоит ругать себя, потому что это нормально. Попробуйте, когда вас отвлечёт какой-то раздражитель, не злиться и пытаться поскорее забыть, а, наоборот, на нём сосредоточиться. Прям даже мысленно представив, как вы его ловите руками, рассматриваете с разных сторон, задаваясь вопросом: «зачем он мне?», а потом отпускаете.

7.Внимание к мелочам

Каждый день осматривайте свою комнату или кабинет. Вроде бы это ваше привычное пространство, которым вы распоряжаетесь и всё знаете, но вы будете удивлены, как столько банальных и простых вещей не замечаете. Поэтому, когда у вас перерыв, или есть свободная минута, осмотритесь, а затем закройте глаза и попробуйте представить как можно больше деталей: что именно лежит на столе, каким образом…

8.Два полушария мозга

Отлично помогают развивать концентрацию способы, с помощью которых включатся в работу одновременно оба полушария мозга.

  • К примеру, возьмите лист бумаги и две ручки. Засеките время, допустим, 1 минуту, во время которой одновременно нарисуйте как можно больше кругов одной рукой, и треугольников другой. Круги должны быть ровными, а треугольники острыми. Минимальное количество пар должно составлять число 5.
  • В одной руке закрепите две ручки разными пальцами, которыми одновременно также следует нарисовать разные фигуры. Это упражнение сложнее, в таком случае, выделите себе не менее 5 минут, чтобы получилась хоть одна пара.

9.Незнакомец


Где-то на улице, либо в помещении, неважно, обратите внимание на незнакомого человека, посмотрев на него в течение 4-5 секунд, затем отведите взгляд и попробуйте вспомнить детали его внешности и одежды. Их должно быть не менее 10. Затем посмотрите на него обратно, чтобы сверить результат.

10.Концентрация

Положите перед собой какой-то предмет, к примеру, карандаш. И в течение 5 минут концентрируйтесь только на нём. Каждый раз, когда будете отвлекаться, ставьте галочку и возвращайтесь дальше выполнять задание. Со временем вы заметите, что этих галочек станет меньше, потому что благодаря постоянной практике вы будете улучшать свои результаты, к тому же отслеживать, в какой момент уровень вашей внимательности падает, а в какой возрастает.

Если вам недостаточно информации в статье, я рекомендую посмотреть вот этот курс .

Заключение

На этом всё, уважаемые читатели! Можете установить себе специальные программы и игры, с помощью которых будете практиковаться, комплексный подход принесёт более высокий результат, ваш мозг всегда будет в тонусе, и тогда вы быстрее и эффективнее будете выполнять работу, а соответственно, добиваться необходимых результатов. Подписывайтесь на блог, чтобы не упустить новой интересной информации. До скорых встреч.

Беглый но внимательный взгляд

(Девять эффективных упражнений для развития наблюдательности)
Вы удивитесь незначительности того, что вы можете припомнить сначала, и количеству того, что будете помнить после небольшой практики. Девять практических легко выполнимых упражнений для развития искусства наблюдательности, которые должен освоить каждый.

Упражнение 1. Одно из наиболее простых, но лучших упражнений для развития наблюдательности состоит в умении "видеть" обыденные вещи. Может быть, это и покажется легким, но попробуйте, и вы убедитесь в обратном.

Поставьте перед собой какую-нибудь самую обыкновенную вещь (лучше яркого цвета, потому что таковой легче запомнить). Положим, что это будет книга, яблоко или чернильница. Смотрите спокойно на нее в продолжение некоторого времени, но внимательно и разумно, стараясь запечатлеть ее в своей памяти.

Затем закройте глаза и попытайтесь припомнить эту вещь с максимальной точностью. Постарайтесь припомнить ее размер, подробности и запечатлейте все это в своем мозгу. Затем откройте глаза, взгляните еще раз на вещь и посмотрите, чего еще не хватает вашему умственному образу.

Внимательно отметьте эти опущенные подробности, потом снова закройте глаза и постарайтесь усовершенствовать изображение; снова смотрите на вещь и продолжайте таким образом до тех пор, пока вам не удастся составить вполне ясный умственный образ данной вещи во всех подробностях. Небольшая практика даст вам удивительный навык в подобных упражнениях: она вознаградит вас вполне за труд и подготовит к дальнейшей работе.

Упражнение 2. Вполне овладев первым упражнением, возьмите один из изученных вами предметов и постарайтесь нарисовать его форму и детали. Не страшитесь тем, что вы не художник; мы хотим лишь развить вашу наблюдательность и способность запоминать увиденное вами.

Для первого раза задайте себе что-нибудь легкое, и вы вряд ли разочаруетесь. Успешность ваших рисунков будет зависеть не от художественного дарования, но от подробностей, которые вы запомнили и нанесли на бумагу. Через короткое время вы будете способны взглянуть на вещь только раз, а затем сделать набросок со всеми главными деталями.

Конечно, для вас понятно, что вам должен служить моделью не самый предмет, но его "умственное" изображение. Заметив все подробности предмета, взгляните на него вторично и посмотрите, не забыли ли что-нибудь; словом, поступайте как в первом упражнении. В обоих упражнениях почаще меняйте предмет наблюдения, потому что это способствует успеху и даст отдых уму.

Упражнение 3. Начинайте с рассмотрения деталей, а не с запоминания общего вида предмета. Говорят, что разумное наблюдение - наиболее трудное искусство. Не старайтесь «воспринять» весь предмет целиком с первого взгляда. Это дело последующих опытов, по достижении вами уже некоторого прогресса. Воспринимайте отдельные подробности предмета, запечатлевайте их в своем уме, затем приступайте к следующим подробностям и т.д.

Например, возьмите лицо. Нет ничего досаднее, как забывать лица встречаемых нами людей. Многие обязаны своей неудачей лишь недостатку наблюдательности в этом направлении.

Ошибка многих из нас заключается в том, что мы пытались запомнить лицо в целом, но не в деталях. Начните упражняться на ваших знакомых, затем переходите на посторонних, и в скором времени вы удивитесь легкости, с которой запоминаете подробности в наружности других.

Внимательно рассмотрите нос, глаза, рот, подбородок, цвет волос, общую форму головы и т.д. Вы увидите, что вам легко будет припомнить нос у одного, глаза у другого, подбородок у третьего и т.д.

Однако еще до этого сядьте и попробуйте описать наружность кого-либо из ваших самых близких знакомых. Вы будете удивлены неясностью вашего представления. Вы ни разу хорошенько подробно не всматривались в них. Если это так, как можете вы надеяться припомнить посторонние лица? Начните с рассмотрения каждого встречного и со старательного изучения внешности, а затем берите карандаш и постарайтесь на словах описать наружность. Это упражнение очень интересно, и с первых же шагов вы заметите быстрое улучшение.

Подобным же упражнением является детальное наблюдение зданий. Сначала постарайтесь описать какое-нибудь здание, мимо которого вы ходите ежедневно. Вы сможете составить себе отдаленное понятие о его общем виде, форме, цвете и т.п. Но что касается числа окон в каждом этаже, местонахождения и размера дверей, формы крыши, ворот, труб, карнизов, украшений и т.д., то вы увидите, что не в состоянии дать себе в этом ясного отчета.

Вам будет казаться, что вы никогда в действительности не видели дома, не так ли? Вы просто смотрели на него. Начните же, приглядываясь к находящемуся на вашем пути зданию, воспроизводить позднее мысленно его подробности и посмотрите, многое ли вы запомнили.

На следующий день займитесь этим же зданием и рассмотрите новые детали (а их будет немало). Продолжайте таким образом, пока в вас не составится понятие о здании. Это очень ценный способ для развития наблюдательности.

Упражнение 4. Положите на стол по крайней мере семь предметов и накройте их платком. Снимите платок, сосчитайте до десяти, затем, опять закрыв вещи, попросите участвующих в этой игре как можно полнее описать на бумаге виденные предметы.

Присутствующих можно подводить к столу поодиночке и давать им записывать впечатления в другом конце комнаты. Со временем число лежащих на столе предметов может быть доведено до пятнадцати.

Удивительно, какого искусства в наблюдении достигают таким образом некоторые лица. Подобные упражнения очень обычны в Индии, где таким образом практикуются йоги. Развитые этим методом способности обостряют наблюдательность настолько, что вы без труда будете видеть много такого, чего другие не заметят, и тем получите значительную подмогу в делах.

К этому разряду упражнений можно отнести и упражнение Удэна, проходившего мимо витрин, а затем припоминавшего выставленные предметы. Эти упражнения разнообразят вашу работу и будут способствовать развитию наблюдательности и сосредоточения в то время, как наблюдатель бывает окружен посторонними звуками и сценами.

Упражнение 5. Я видел в деревне игру, которая является прекрасным средством для развития наблюдательности. Она несколько отличается от указанных выше упражнений в том смысле, что предметы меняются, и надо быстро сосредоточить на них внимание, чтобы получить ясное впечатление.

Дело вот в чем: кто-нибудь должен встать за ширму или занавес и на одну секунду показать оттуда какой-нибудь предмет стоящим по другую сторону. Развившие способность быстро схватывать, смогут описать предмет удивительно ясно и подробно. Можно одновременно показывать несколько вещей после того, как упражняющиеся достаточно напрактиковались.

Упражнение 6. Упражняющемуся показывают кость домино и просят его назвать число очков сразу, не считая. Потом кладут две кости и т.д. После небольшой практики всякий сможет мгновенно назвать общее число очков. Более легкая разновидность этого упражнения состоит в том, что быстро проводят перед глазами упражняющегося карту и просят его сказать ее масть и название. Сначала следует действовать медленно, увеличивая скорость постепенно, до тех пор, пока для упражняющегося достаточно будет бросить беглый взгляд на карту.

Упражнение 7. Многие лица могут схватывать содержание статьи с одного взгляда. Занятые люди, по необходимости просматривающие газеты, обладают такой способностью. Журналисты часто бывают способны схватить смысл статьи, лишь взглянув на последнюю. Рецензенты также обладают этой способностью. Все дело в практике.

Начните с прочтения одним взглядом нескольких слов, затем целых фраз, отрывков и т.п. При развитии психических способностей следует поступать, как поступают при развитии мускулов - сначала развиваем один мускул, затем доходим последовательно до целой группы мускулов.

Упражнение 8. Очень полезно составлять в уме описание комнаты и ее обстановки. Многие женщины делают это без всяких предварительных упражнений. Наблюдательность мужчин в этом направлении не велика и они нуждаются в развитии ее. Многие женщины, по-видимому, «видят» всякую интересующую их вещь и многие из них никогда не забывают увиденного.

Войдите в комнату и произведите быстрый осмотр ее обстановки, стараясь заполучить хорошую "мысленную фотографию" наибольшего числа предметов, размер комнаты, высоту, цвет обоев, число окон и дверей, стульев, столов, ковров, картин и пр.

Затем уйдите из комнаты и, записав виденное, сравните запись с оригиналом . Повторяйте, пока не добьетесь совершенного результата. С такой практикой вы в состоянии будете точно описать любое посещаемое вами место не затрудняясь нисколько, потому что ваша способность наблюдать автоматически заносит впечатления, будучи подвергнута вышеуказанной тренировке.

Упражнение 9. Вечером следует сделать обзор ваших дневных занятий и постараться припомнить и записать вещи и лица, с которыми вы встречались и которые вы видели. Вы удивитесь незначительности того, что вы можете припомнить сначала, и количеству того, что будете помнить после небольшой практики. Это не только искусство припоминать, но и искусство наблюдать. Ваша подсознательная область мышления поймет необходимость ясно замечать предметы и ставить их на должное место.

Джон Уильям Аткинсон

Однажды монах, исследующий глубины дзен-буддизма, отправился в дождливый вечер к известному мастеру дзена, чтобы набраться у него мудрости. На входе по правилам приличия он разулся, оставил зонтик и вошел к учителю. «Расскажи мне обо всем, о мудрый учитель!», - приветствовал он мастера. А тот спросил: «Когда ты вошел, ты оставил зонтик справа или слева от туфель?». Монах замешкался, и мастер велел ему отправляться домой и возвращаться лишь тогда, когда он будет не только смотреть, но и осознавать.

«Не только смотреть, но и осознавать», - основной принцип наблюдательности, и если бы бедный монах больше обращал внимание на бренную землю, а не на небесные философские дали, то у него был бы шанс побеседовать с мастером. Действительно, мастерство в любом деле во многом опирается на наблюдательность, ведь именно она дает нам информацию и пищу для размышлений.

Не отчаивайся, если считаешь себя ненаблюдательным человеком и не можешь вспомнить, какие магазины расположены на пути от дома до работы или какой стиль обуви предпочитают коллеги. Наблюдательность - та же мышца (не в прямом значении, само собой), которую можно «накачать», если постоянно ее нагружать, начиная от малых задач и переходя к сложным. Кроме того, будут полезны и общие , так как чем более гибкая и совершенная наша мыслительная деятельность, тем более наблюдательными мы можем стать. Хорошая наблюдательность помогает нам лучше понимать эмоции друг друга, узнавать больше информации, быстрее учиться и сопоставлять факты. С ее помощью нам проще общаться с другими людьми и, чего уж греха таить, лучше делать свою работу и быстрее продвигаться по службе.

Изучай до мелочей всё, с чем сталкиваешься в течение дня, особенно что-то новое. Если ты отправляешься на прогулку, то досконально изучи маршрут, интересуйся зданиями или деревьями вокруг. Представь, что снимаешь всё на камеру, встроенную тебе прямо в глаза, и собираешь с её помощью информацию для исторической хроники.

Не позволяй мозгу застаиваться и переходить на рутинный режим, когда какие-то дела совершаются в полуавтоматическом режиме. Старайся разнообразить даже самый скучный процесс, тогда будет проще запоминать любые детали.

Удаляй или изолируй все раздражающие факторы, которые отвлекают внимание. Чем больше ты отвлечена, тем меньше сможешь увидеть.

Постарайся обращать внимание на . Вообще, чем больше различных оттенков человек может различить и определить, тем более совершенен его мозг. Пройди курс колористики, делай зарисовки, если умеешь, и проводи цветовые ассоциации с предметами и явлениями. Например, если тебе не нравится какой-то коллега, то запоминай всё, с ним связанное, ассоциируя его с красным цветом или своим нелюбимым цветом.

Упражнение «Попался!»

Возьми в руку предмет, который видишь в первый раз. Посмотри на него, затем убери прочь с глаз и запиши все детали, которые ты смогла о нем запомнить: цвет, размер, детали, мелочи. Затем верни предмет и сравни его с тем, что ты записала. Забыла что-то? А может, перепутала? Наш мозг обладает интересным свойством: если он что-то не запомнил, но мы на него «поднажали», то он может сфабриковать ненастоящее воспоминание, которое мы примем за чистую монету. Так мы можем до хрипоты убеждать собеседника в том, что видели общего знакомого в синем галстуке, хотя он носил фиолетовый.

Усложняй предметы каждый раз, когда успешно справишься с заданием. Если сначала они должны быть простыми, тот потом - всё более сложными с большим количеством деталей. Можно даже пытаться запоминать внешний вид целых людей, интерьер комнат и фасады зданий, когда ты как следует потренируешься.

Упражнение «Фоторобот»

Вспомни людей, которых знаешь лучше всего: родных, близких, лучших друзей. Представь, что тебе нужно сделать их фоторобот для каких-то целей. Только не представляй откровенный негатив: никто из них не потерялся и его не ищут по улицам города. Фоторобот может быть нужен, например, для описания друга в рассказе или шуточного розыгрыша.

Без должной тренировки сделать это сложно, даже если мы помним человека хорошо. Как только ты сможешь описать словами близких людей - переходи на малознакомых, а затем и вовсе на незнакомых. Заодно потренируйся в описании эмоций, которые читаешь на их лицах. Это тоже будет полезно.

Упражнение «Мама спит»

Представь, что твоя мама очень сильно устала и спит рядом с тобой на диване. У тебя нет наушников, но очень хочется посмотреть какое-то видео. Что бы ты сделала в детстве, чтобы ее не разбудить? Правильно, подключила бы воображение и смотрела всё с выключенным звуком. Это можно сделать и сейчас, только подключать не воображение, а наблюдательность.

Выбери небольшой ролик или сценку (комедийные для начала будут полезнее всего) и по выражениям лиц, антуражу, месту действия и другим деталям попытайся понять, что за действие происходит в ролике, что персонажи говорят друг другу и чем всё может закончиться. Затем просмотри ролик и отметь, что именно тебе удалось предугадать и почему.

Упражнение «Лазерная коррекция»

Представь, что твоему лучшему другу сделали операцию по коррекции зрения, и теперь он несколько дней не может видеть и ходит в глухой повязке. Ему очень скучно, поэтому ты взяла его на прогулку и ведешь по улице или парку. Расскажи другу в красках всё, что видишь вокруг, до самых мелочей. Особое внимание обращай на цвета, двигающиеся и повторяющиеся предметы, названия деревьев, кустов, цветов, внешний вид людей, детей и собак - в общем, на детали.

Пара недель таких прогулок - и ты поймешь, что замечаешь невиданные раньше вещи, по которым прежде взгляд просто проскальзывал.