«теперь система образования в крыму похожа на казарму.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени В.И. ВЕРНАДСКОГО

На правах рукописи

ГОНЧАРОВА НАТАЛЬЯ ГЕОРГИЕВНА

УДК 911.3:316

ОПТИМИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КРЫМУ

25.00.24 - экономическая, социальная, политическая и рекреационная география

Диссертации на соискание ученой степени кандидата географических наук

Симферополь - Диссертация является рукописью

Работа выполнена в Таврическом национальном университете имени В. И.

Вернадского Швец Александра Борисовна, кандидат Научный географических наук, доцент, кафедра экономической и руководитель:

социальной географии и территориального управления географического факультета, Таврический национальный университет имени В.И. Вернадского (г. Симферополь, Республика Крым) 1. Попкова Людмила Ивановна, доктор Официальные географических наук, доцент, заведующая кафедрой оппоненты:

экономической и социальной географии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Курский государственный университет»

2. Чеглазова Мария Евгеньевна, кандидат географических наук, доцент, заведующая филиалом Добровской средней школы (Симферопольский район, Республика Крым)

Защита состоится «25» декабря 2014 г. в 11.00 часов на заседании диссертационного совета К 52.051.03 в Таврическом национальном университете им. В. И.

Вернадского по адресу: 295007, г. Симферополь, ул. Ялтинская, 20, зал заседаний.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Таврического национального университета им. В. И. Вернадского (295007, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского), и в сети Интернет по адресу: http://science.crimea.edu/zashita/goncharova/index.html

Ученый секретарь диссертационного совета доктор географических наук, профессор Е. А. Позаченюк

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность работы. Образование, как система, является объектом исследования, различных наук, прежде всего педагогики, социологии, философии. В отечественной социально-экономической географии система образования редко становится объектом изучения как одна из функционирующих территориальнообщественных структур, оказывающая влияние на территориальную организацию жизни общества. Между тем, выявление внутренних и внешних связей системы образования как разновидности территориальной социально-экономической системы крайне важно для понимания социальных механизмов развития производительных сил общества и формирования общественного сознания.

В общественно-географической науке отсутствуют примеры теоретического изучения и применения на практике представлений об особенностях пространственной дифференциации территориальной системы общего образования (ТСОО) Крыма с целью оптимизации параметров её территориального развития.

Системное использование понятия территориальной структуры общего образования в условиях Крыма не осуществлялось.

Недостаточно полно рассмотрен вопрос о возможности анализа ТСОО при помощи современного картографического аппарата, геоинфрмационных технологий.

Актуальность вопроса изучения ТСОО Крыма, дискретность и фрагментарность теоретической базы, недостаточная методологическая и практическая разработанность обосновывают тему исследования, ее актуальность, практическую ценность работы, цель, задачи и структуру диссертации.

Объект исследования - территориальная система общего образования.

Предмет исследования – региональные аспекты развития и оптимизации территориальной организации системы общего образования Крыма.

Цель диссертационного исследования - выявление территориальных особенностей современного процесса развития системы общего образования в Крыму для выяснения возможности оптимизации её территориальной организации.

Гипотеза исследования: система общего образования региона, достигая определённого уровня развития, приобретает трансформационный потенциал, способный изменить её территориальную структуру по негативному или позитивному сценарию.

Задачи исследования:

Рассмотрены общественно-географические основы изучения территориальной системы общего образования в регионе;

- раскрыты сущность и структура понятия «территориальная система образования»;

Выявлены методы изучения и оценки уровня эффективности функционирования территориальной системы образования;

Выяснена региональная специфика современных условий и факторов развития территориальной системы общего образования Крыма;

- выявлены особенности территориальной организации современной системы общего образования Крыма;

- произведена типизация территории Крыма по характеру развития системы образования Крым;

- определены перспективы оптимизации территориальной организации системы общего образования Крыма.



Научная новизна полученных результатов состоит в дальнейшем развитии методических подходов и практических рекомендаций по оптимизации территориальной организации системы общего образования Крыма:

Предложен комплекс пространственно локализованных направлений и мероприятий по оптимизации территориальной организации системы общего образования Крыма:

Произведено районирование и типизация территорий Крыма на основе определения рейтинга уровня развития системы общего образования в регионе;

Разработана база данных параметров уровня развития территориальной системы образования Крыма, включающая 37 электронных слоев геоинформационной базы данных, среди них демографические показатели – тематических слоев; социально-экономические показатели – 4 тематических слоя, инфраструктурные показатели - 13 тематических слоев; квалификационно-штатнодолжностные показатели - 7 тематических слоев; деятельностно-результатирующие показатели - 7 тематических слоев. Проведен детальный анализ каждого слоя с указанием параметра, названия слоя, единицы измерения параметра;

усовершенствовано:

Применение принципов формирования представлений о территориальной организации системы общего образования, её сущности, структуре и целевом назначении в обществе;

Методика общественно-географического исследования территориальной организации системы общего образования региона с трансформирующимся геополитическим и геоэкономическим пространством;

Выявление критериев формирования информационной базы, необходимой для выяснения оптимизационных действий по перспективному развитию территориальной системы общего образования в Крыму.

получило дальнейшее развитие:

Методическое обеспечение комплексного анализа системоформирующей роли географических условий и факторов на процесс развития специализированной общественно-географической системы;

Применение общественно-географического подхода в изучении типов регионального развития системы общего образования;

Использование геоинформационного подхода к процессу оптимизации территориальной организации системы общего образования для улучшения её эффективности и повышения уровня образовательного процесса.

Методология и методы исследования.

В основу методологии исследования территориальной системы общего образования положены результаты научных исследований, содержащиеся в трудах ведущих отечественных и зарубежных ученых.

В работе использованы общенаучные и специальные методы исследования:

сравнительного анализа – для детализации сущности основных категорий ТСОО, ее свойств и принципов организации; диалектический – для раскрытия теоретических основ функционирования ТСОО, определения связей между территориальной, функционально-отраслевой и управленческой структурами ТСОО, системного анализа – для разработки методологических вопросов районирования ТСОО;

картографический метод, компьютерное моделирование и картографирование, геоинформационные технологии для пространственного анализа факторов и условий формирования ТСОО, определения пространственных характеристик функционально-отраслевой структуры ТСОО, методы моделирования траектории развития общественно-географических объектов в многомерном нормированном пространстве, метод многомерной классификации общественно-географических объектов и ранжирование общественно-географических объектов по показателю их суммарного рейтинга для выявления территориальных особенности оптимизации развития системы общего образования Крыма, в исследовании пространственной дифференциации условий и факторов формирования ТСОО Крыма.

Исходные материалы. Информационный базис исследования составляют законодательные и нормативно-правовые акты, материалы статистических ежегодников, информационно-аналитических бюллетеней и сборников, справочной литературы, монографических изданий по проблемам развития и современного состояния образования, картографические материалы и электронные базы данных.

Практическое значение работы заключается в разработке теоретических, методических и практических рекомендаций по районированию, типологизации и оптимизации элементов функциональной и территориальной структур системы общего образования Крыма.

Практическое значение имеют: теоретико-методические основания схемы районирования территории Крыма с позиций характера развития системы общего образования, выявленного на основе ранжирования уровня развития элементов функционально-отраслевой структуры; методика территориальной дифференциации и анализа параметров, характеризующих факторы и условия формирования ТСОО;

результаты картографирования 37 электронных слоев геоинформационной базы показателей территориальной системы общего образования Крыма.

Внедрение. Связь работы с научными программами, планами, темами.

Основные научные и методологические положения работы используются в учебном процессе Таврического национального университета В.И. Вернадского при преподавании специальных дисциплин на кафедре экономической и социальной географии и территориального управления географического факультета и при выполнении научно-исследовательской темы «Географическое обеспечение процесса управления устойчивым ноосферным развитием Крыма» (2011-2015 г.г.) (номер госрегистрации: № 0111U001803).

Личный вклад соискателя в работу. Основные положения , изложенные в диссертации, были сформулированы автором самостоятельно.

Апробация работы . Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на Международной конференции «В. И. Вернадский и глобальные проблемы современной цивилизации» (21-27 апреля 2013, Симферополь), V международном симпозиуме «Трансфер технологий: от науки к бизнесу»: (16-20 сентября 2013, Алушта), XLII научной конференции профессорскопреподавательского состава, аспирантов и студентов ТНУ им. В. И. Вернадского (21-22 апреля 2013, Симферополь), XLIII научная конференции профессорскопреподавательского состава, аспирантов и студентов ТНУ им. В. И. Вернадского (23-25 апреля 2014), Межрегиональной конференции «Роль технологических платформ в формировании и реализации региональных инновационных стратегий устойчивого развития» (24 -25 июня 2014, Алушта).

Публикации результатов. Основные идеи, положения и результаты диссертации опубликованы в 5 научных работах общим объемом 1,8 п.л., из которых лично автору принадлежит 1,8 п.л., среди них 5 статей в специализированных научных изданиях.

Структура и объем работы . Диссертация включает введение, 3 раздела, выводы по каждому разделу, заключение и приложение (объем основного текста 142 страницы). Список использованных литературных источников составляет изданий. Общий объем работы 174 страницы. Работа содержит 32 рисунка, таблиц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность выбранной темы диссертации, сформулированы цель и задачи, определен объект, предмет, методы исследования, охарактеризована научная новизна и практическая значимость полученных результатов и приведены данные об апробации и публикациях результатов исследования.

В первом разделе «Общественно-географические аспекты исследования территориальной организации системы общего образования» рассмотрены вопросы формирования представлений о территориальной системе общего образования и направлениях её исследования.

Отмечено, что основа для разработки теоретических представлений об образовании в разрезе социально-экономической географии произведено в работах А. И. Алексеева, Н. Н. Баранского, Л. Л. Букина, Г. М Лаппо, В. Я. Матвиенко, И. А.

Родионовой, Ю. А. Самагина, Ю. Г. Саушкина, А. Г. Топчиева, Б. С. Хорева, В. М.

Юрковского.

Теоретические, методологические и практические вопросы изучения территориальных систем общего образования нашли отражение в работах отечественных и зарубежных ученых Е. А. Алисова, Л. М. Дадаева, Дж. Дьюи, Э.

Дюркгейма, Б. М. Жебровского, И. В. Захаровой, О. Г. Заячук, М. Ю. Иванова, А. М.

Ильив, А. П. Катровского, Л. В. Ключко, С. Г. Лукина, Л. В. Любезновой, Т. Ю.

Мельниченко, С. В. Никитиной, Д. А. Новикова, И. Г. Осадчего, В. В. Панкратьевой, Т. Парсонса, В. В. Покшишевского, К. А. Сичкаренко, В. В. Стецкого. Значимый вклад в исследование практических аспектов развития региональных социальноэкономических систем, в том числе и системы образования, внесли крымские экономико-географы Н. В. Багров, И. Н. Воронин, С. А. Карпенко, М. В. Кузнецов, Н. С. Сахнова, И. Т. Твердохлебов, А. Б. Швец, В. М. Шумский, и др.

В разделе сформулирована сущность территориальной системы общего образования как исторически сложившегося сочетания разнородных компонентов образовательной отрасли, сформировавшегося в уникальной социокультурной среде региона для поддержания комфортных условий выполнения функций образования, воспитания, социализации личности на дошкольном и школьном уровнях образовательного процесса в территориальной общности людей.

Территориальная система общего образования характеризуется взаимосвязью в пределах конкретной территории трёх блоков компонентов: фунциональноотраслевого, управленческого и территориального, в совокупности образующих определённую группу социально-экономических подсистем. Данная система обязательно приурочена к конкретной территории различного пространственного уровня.

Функционально-отраслевая структура ТСОО представляет совокупность таких социально-экономических образований, которые при взаимодействии придают системе образования определенные характеристики в регионе и определяют выполнение системой её целевой функции.

В число компонентов функционально-отраслевой структуры ТСОО отнесем (рис.1.): демографические, социально-экономические, инфраструктурные, штатноквалификационно-должностные, деятельностные.

Территориальная структура ТСОО имеет сложное строение и несколько пространственных уровней организации. Локальный (неделимый) уровень территориальной структуры ТСОО представлен единичным населенным пунктом (сельским или городским), в котором функционирует одно или несколько учреждений системы общего образования.

Микрорегиональный уровень территориальной структуры системы общего образования представлен образовательным центром. Мезорегиональный уровень территориальной структуры системы общего образования представлен образовательным округом и помимо точечных объектов, имеет площадные характеристики. Макрорегиональный уровень территориальной структуры системы образования составляют образовательные районы, которые формируются как площадные объекты, границы которых ограничиваются рубежами групп административных районов, характеризующихся сходными характеристиками системы образования.

Управленческая структура ТСОО достаточно устойчива и регулируется на государственном уровне. Управление системой образования проводится на основе Конституции государства и профильных законов, связанных с образованием.

Реализация государственной политики в сфере образования возлагается на органы исполнительной власти страны и регионов. Управленческая структура ТСОО имеет иерархичное территориальное строение в регионах.

В разделе рассмотрены принципы и факторы методологии и методики исследования территориальной организации системы общего образования.

Во втором разделе «Региональное своеобразие условий и факторов развития территориальной системы общего образования в Крыму» рассмотрены вопросы изменения демографических и социально-экономических факторов развития территориальной системы общего образования Крыма, выяснено влияние географических условий на её функционирование. Весь рассматриваемый в работе Рис. 1. Функционально-отраслевая структура ТСОО (Гончарова Н. Г., 2014) спектр условий и факторов включает 37 показателей. Каждый из показателей рассмотрен в динамике за период 2009-2013 годов, произведено картографирование исследуемых показателей.

Выяснено, что современные демографические процессы оказывают влияние на возрастной состав населения Крыма, что сказывается на численности всех групп детей, подростков и молодых людей – главной целевой аудитории системы общего образования. На протяжении последних десятилетий численность этих групп в Крыму испытывала незначительные колебания, которые происходили на общем фоне тенденции сокращения численности населения.

Одно из неизбежных последствий современных демографических процессов старение трудовых ресурсов системы образования в Крыму, изменение соотношения младших и старших рабочих возрастов в пользу старших.

Социально-экономические факторы, выступают в качестве весомой причины и основной мотивирующей силы процесса организации ТСОО, определяя ее характер или отдельные черты. Социально-экономические факторы связаны с системой финансирования ТСОО и капиталовложениями в ее материально-техническую базу.

Отмечено, что система финансирования системы общего образования в Крыму в целом позволяла ей экстенсивно развиваться. Однако, каждый регион Крыма имел свою формулу материального благополучия в системе общего образования. Линия различий проходила по разным системам расселения населения: в городах финансирование общего образования позволяло создавать предпосылки для перспективного роста, а в сельской местности – для поддержания определённого уровня существования. Пространственная дифференциация таких факторов, как обеспеченность жильем педагогических работников, выделение им нового жилья, награждение работников образования, среднемесячная заработная плата в отрасли представлены на рис. 2.

В работе рассмотрены основные показатели функционирования системы дошкольного образования, основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительного образования Крыма. Пространственные характеристики каждой из отраслевых структур представлены на рис. 3, 4.

Финансирование и инфраструктурное обеспечение системы общего среднего образования Крыма играет крайне важную роль в формировании ТСОО.

Пространственные характеристики данного блока функционально-отраслевой структуры ТСОО Крыма представлены на рис. 5.

Рис. 2. Пространственная дифференциация основных социальноэкономических факторов развития ТСОО Крыма (Гончарова Н. Г., 2014) В течение последних пяти лет в Крыму сохраняется отрицательная диспропорция в функционировании инфраструктуры учреждений системы общего образования сельской и городской местности. Это связано с тем, что финансовые ресурсы учреждений системы общего образования Крыма сокращала инфляция и ненормативное распределение, осуществляемое без учёта количества детей, обучающихся в дошкольных и школьных учебных заведениях различных регионов Крыма.

Сеть дошкольных учебных заведений в Крыму (далее - ДУЗ) составляла в 2013 г. 604 единицы (в 2009 – 602, 2010 – 607, 2011 – 600, 2012 - 602), из которых функционируют 500 (83%). В них воспитывается 57912 детей в возрасте от 1 до лет. По состоянию на 01.01.2013 г. не работали 104 дошкольных учебных заведения (в 2011 году -109 ДУЗ, в 2009 - 100), из них 39 ДУЗ не пригодны для целевого использования.

Рис. 3. Основные показатели дошкольных и учреждений дополнительного общего Пространственный рисунок сети дошкольных учреждений носит в Крыму унаследованный характер: этот тип компонентов территориальной системы общего образования сохранился в разветвлённом состоянии в тех населенных пунктах Крыма, которые ещё в советский период сформировались как административные центры (Симферополь, Севастополь, Керчь), крупные рекреационные поселения (Ялта, Евпатория), транспортные центры (Джанкой), поселения специализированного профиля в какой-либо отрасли промышленности (Армянск, Красноперекопск).

Между сельской местностью и городами Крыма обнаруживаются принципиальные количественные отличия в системе дошкольного образования.

Суть этих различий можно определить как разность в возможностях удовлетворения сельских и городских жителей в дошкольном образовании. В городской местности дошкольных учреждений меньше, а детей в них больше, чем в аналогичных учреждениях сельских районов. Сказываются различия в социокультурных Рис. 4. Пространственная дифференциация основных показателей учреждений общего среднего образования Крыма (Гончарова Н. Г., 2014) Рис. 2.12. Пространственная дифференциация основных показателей инфраструктурного обеспечения системы общего среднего образования Крыма установках городских и сельских жителей относительно дошкольного воспитания детей. В сельской местности этот тип образования и воспитания воспринимается как необязательный в условиях отсутствия постоянной занятости родителей на производстве.

В 2012/2013 учебном году в Крыму функционировало общеобразовательных учебных (в 2011/2012 – 598, в 2010/2011 – 609, в 2009/2010 – 612) заведения различных форм собственности и ведомственной принадлежности с контингентом 180176 учащихся, в т.ч. 548 дневных общеобразовательных учебных заведений коммунальной собственности (172002 учащихся), общеобразовательных школ других ведомств, 10 общеобразовательных учебных заведений негосударственной собственности (1002 учащихся) Обеспеченность учебниками учащихся в среднем по автономии составляет 94,2 %, в том числе в классах с украинским языком обучения- 94,0%, с русскимс крымскотатарским-92,7% (в 2011 году-95,1%, 87,9%, 95,4% и 75,3% соответственно, в 209 году-92,1%, 87,7%, 92,3% и 75,8% соответственно).

Функционируют 4958 учебных компьютерных комплекса. Всего компьютеризировано 98,2% общеобразовательных учебных заведений, в том числе 98%-городских, 99,2%-сельских. На 1 компьютер приходиться 20,3 учащихся.

общеобразовательных учебных заведений Бесплатное горячее питание организованно для 98,0% учащихся 1-4 классов, средняя его стоимость по регионам составляет 5,9 грн. (в 2011 году -95,1% и 4, грн. соответственно), натуральные нормы питания выполняются в среднем по автономии на 75% (в 2011 году-71,4%). Бесплатное питание также организовано для 99% детей-сирот и 89% детей из малообеспеченных семей (в 2011 году-для 98,8% и 76% соответственно). Натуральные нормы питания для вышеуказанных категорий учащихся выполняются в среднем на 76%. Всеми видами питания охвачено 97% учащихся (в 2011 году-95%).

Организован подвоз в сельской местности к месту обучения и домой чел., из них 15629 школьников (100% от потребности), 941 воспитанника дошкольных учебных заведений, 759 педагогических работников.

В 2009-2013 году учебные заведения Крыма работали практически со 100% обеспеченностью педагогическими кадрами. Качественный состав педагогов улучшается. Полное высшее образование имеют: по общеобразовательным учебным заведениям - 88,5% педагогических работников (в 2011 году -87,2%), дошкольным - 53,6% (2011 - 50,9%), профессионально-техническим -64,8% (2011 внешкольным - 69,2% (69,4%). Сокращается количество учителейнеспециалистов - 339 человек (в 2011 году - 381 чел.), 20% из которых обучается заочно в педагогических вузах.

Численность выпускников, поступающих в ВУЗы, составляет в среднем – 63,3%, при этом с 2009 по 2011 год данная величина достаточно существенно росла, в указанные годы её прирост составил 12,3%. Это, прежде всего, связано с демографической ситуацией и отсутствием конкурса в учебные заведения.

В третьем разделе «Особенности современной территориальной организации системы общего образования Крыма: проблемы и перспективы развития» отмечается, что основой оптимизации территориальной структуры системы общего образования Крыма является осуществление районирования функционально-отраслевых компонентов системы общего образования. Схема такого районирования позволит дифференцировать административнотерриториальные районы Крыма относительно уровня развития исследуемых компонентов, выявить перспективные и депрессивные районы.

Основу территориальной структуры системы общего образования Крыма составляют образовательные районы, которые формируются как площадные объекты, границы которых ограничиваются рубежами одного или нескольких административных районов Крыма, имеющими сходные характеристики системы общего образования. Принцип совмещения социально-экономических и административных границ позволяет внести в изучение системы общего образования элемент управления.

Процесс разработки схемы районирования отраслевых компонентов системы общего образования реализован при помощи программного аппарата ГИСтехнологий на следующих этапах:

1. Создание базы данных значений факторов и условий развития территориальной структуры системы общего образования. Для этого на основе статистической информации (по состоянию на 2013 год) о показателях, характеризующих условия и факторы организации территориальной структуры общего образования в разрезе административных районов и городов Крыма сформирована группа пространственных слоев, увязанных с соответствующими таблицами параметров. Для данной цели использован современный программный продукт ARCGIS 10.1.

2. Картографическая визуализации схемы районирования системы общего образования. Выделено 38 слоев, отображающих пространственные параметры демографических, социально-экономических, инфраструктурных, квалификационно-штатно-должностных и деятельностно-результатирующих критериев функционально-отраслевой структуры ТСОО.

3. Выявление территориальных особенностей развития системы общего образования Крыма.

Для анализа отобраны параметры, которые предварительно были включены в соответствующую базу данных:

1. Демографические показатели – 6 тематических слоев;

2. Социально-экономические показатели – 4 тематических слоя 3. Инфраструктурные показатели - 13 тематических слоев;

4. Квалификационно-штатно-должностные показатели - 7 тематических слоев;

5. Деятельностно-результатирующие показатели - 7 тематических слоев.

По каждому параметру осуществлено ранжирование районов и городов Крыма за период 2009-2013 г.г. и рассчитан их суммарный рейтинг как среднее арифметическое значение рейтингов по каждому из блоков (по шкале от -10 до баллов). По значению суммарного рейтинга проведено ранжирование районов и городов. Итоговый рейтинг представляет собой сумму рейтингов социогеосистем по значению их суммарных рейтингов по каждому параметру. Известно, что чем меньше значения рейтинга, тем состояние развития системы хуже.

Рассмотрение пространственной дифференциации каждого из блоков показателей позволяет сделать вывод о том, что в пределах Крыма присутствуют районы, как с отрицательными, так и с положительными характеристиками развития территориальной системы общего образования в пределах конкретных операционно-территориальных единиц.

Представленные территориальные различия позволяют провести районирование территории Крыма в ранге образовательных районов с различной степенью развития системы общего образования.

Результаты районирования и соответствующая схема для территории Крыма представлены на рис. 6 в совмещении с показателями итоговой рейтинговой оценки уровня развития функционально-отраслевой структуры для каждого из выделенных районов (табл. 1).

Рис. 6. Совмещение районирования с результатами оценки итогового рейтинга уровня развития системы образования Крыма (Гончарова, 2014) I - Северо-западный образовательный район VII - Керченский образовательный район II - Северо-восточный образовательный район VIII - Красноперекопский образовательный ареал III - Восточный образовательный район IX - Евпаторийский ареал IV - Центральный образовательный район X - Симферопольский ареал V - Восточный приморский образовательный район XI - Керченский ареал VI - Западный приморский образовательный район XII - Джанкойский ареал Анализ результатов районирования позволяет выявить в пределах Крыма образовательных районов: Северо-Западный, Северо-Восточный, Восточный, Центральный, Восточный Приморский, Западный Приморский, Керченкий и территориальных единиц, которые могут быть представлены в ранге образовательных ареалов: Красноперекопский, Евпаторийский, Керченский, Симферопольский, Джанкойский.

Характеристика образовательных районов Крыма (Гончарова Н. Г., 2014) № Название района Порядковый Характеристика Итоговый Включает 6 Западный Приморский VI достаточный 13-16 Ялтинский, образовательный район образовательный ареал образовательный ареал образовательный ареал образовательный ареал Характеристика уровня развития системы общего образования проводилась по 4 позициям:

Для типизации регионов территориальной системы общего образования Крыма образовательные районы рассмотрены с точки зрения уровня развития системы общего образования в их пределах, достоинств и недостатков этой системы, качества предоставляемых образовательных услуг, их целесообразности в пределах конкретной территории.

В зависимости от специфики территориальных характеристик конкретных административных районов Крыма, входящих в состав образовательного района, последние могут включать:

- сельские муниципалитеты;

- сельские муниципалитеты и малый город;

- большой город.

Рассматривая детально проблемы, для решения которых выделены образовательные районы, отметим основные характеристики образовательных районов, посредством которых будет происходить их характеристика:

1. Полнота и качество образовательных услуг, предоставляемых территориальной образовательной системой образования при эффективном использовании ресурсов;

2. Эффективное взаимодействие элементов отраслевой структуры образовательных учреждений;

3. Ориентация территориальных систем образования на местные рынки труда и высшие учебные заведения;

4. Соответствие объектов управления, органам управления и механизмам их влияния на территориальные системы образования;

5. Обеспечение эффективных механизмов использования ассигнований в систему общего образования и их соответствие уровню и потребностям граждан в образовании;

6. Степень эффективности использования предоставляемых ресурсов системы образования;

7. Экономическая целесообразность деятельности территориальных органов управления образованием.

Первой категорией образовательных районов выступают районы со слабым уровнем развития системы общего образования: Северо-Западный, Восточный, Керченский образовательные районы, Джанкойский образовательный ареал.

Второй категорией образовательных районов выступают районы с умеренным уровнем развития системы общего образования: Северо-Восточный, Центральный, Восточный Приморский образовательный район, Красноперекопский, Евпаторийский и Керченский образовательные ареалы.

Третья категория образовательных районов с достаточным уровнем развития системы общего образования. В пределах Крыма данная категория представлена одним образовательным районом - Западный Приморский образовательный район, включающий Ялтинский и Севастопольский горсоветы.

Четвёртая категория единиц территориальной дифференциации ТСОО Крыма с высоким уровнем развития системы общего образования. В пределах Крыма данная категория представлена одним образовательным ареалом – Симферопольский образовательный ареал, локализированный в пределах территории г. Симферополь.

Оптимизация системы, в общем понимании представляет собой модификацию системы для улучшения её эффективности. Целью оптимизации является получение оптимальных параметров.

Следовательно, под оптимизацией территориальной организации системы общего образования Крыма понимается модификация пространственных составляющих функционально-отраслевой и управленческой структуры системы общего образования для улучшения её эффективности и повышения уровня общего образования.

Проведенная в предыдущих разделах оценка и выявленные в результате недостатки в уровне развития ТСОО Крыма в каждом конкретном образовательном районе, позволили выявить перспективные направления оптимизации территориальной организации системы общего образования Крыма (рис. 7).

Основной задачей оптимизации территориальной структуры системы общего образования Крыма, в результате сложившейся функционально-отраслевой структуры образования, является необходимость сохранения и упрочнения позиций системы образования в современных социально-экономических условиях путем планирования образовательной деятельности на основе принципов устойчивого развития, которые предусматривают государственные инвестиции в образовательную сферу и имеют четкую региональную привязку в конкретных образовательных районах.

Первая группа районов по типу мероприятий по оптимизации включает Северо-Западный, Восточный и Керченский образовательные районы. Здесь необходимо комплексное развитие территориальной структуры ТСОО, с целью расширения её функционального разнообразия.

Вторая группа районов по типу мероприятий по оптимизации включает:

Северо-Восточный, Центральный, Восточный Приморский образовательные районы, Красноперекопский, Керченский образовательные ареалы, где смысл оптимизации связан с интенсификацией образовательных функций в сочетании с мероприятиями по оптимизации материально-технической базы учреждений образования.

Рис. 7. Перспективные направления оптимизации территориальной организации системы общего образования Крыма (Гончарова Н. Г., 2014) Третья группа районов по типу оптимизационных мероприятий включает Западный Приморский образовательный район, где необходимо выявление таких образовательных функций у существующих образовательных центров, которые будут способствовать развитию уже сложившейся территориальной структуры системы образования.

Четвертая группа районов по типу мероприятий по оптимизации включает Симферопольский образовательный ареал, с целью такой оптимизации его функциональной структуры, которая поддержит его сформировавшиеся образовательные функции.

Реализация представленных групп мероприятий и их возможных показателей результативности позволит обеспечить ликвидацию существенных территориальных отличий в уровне развития системы общего образования Крыма, стимулирует развитие недостающих отраслевых и функциональных элементов в пределах соответствующих территорий с низким уровнем развития ТСОО, обеспечит стабильные показатели системы образования в районах с высоким уровнем развития системы общего образования.

1. Проведенный анализ теоретических и методологических исследований в сфере образовательно-географического анализа территорий позволяет сформировать теоретико-методологическую базу изучения системы общего образования на территории Крыма. Очевидна необходимость исследования подходов к планированию стратегического развития системы общего образования Крыма, разработка подходов к географическому районированию системы общего образования Крыма на различных пространственных уровнях.

2. Территориальная система образования (ТСОО) может быть представлена как исторически сложившееся сочетание разнородных компонентов образовательной отрасли, сформировавшееся в уникальной социокультурной среде региона для поддержания комфортных условий выполнения функций образования, воспитания, социализации личности на дошкольном и школьном уровнях образовательного процесса в территориальной общности людей.

3. Территориальная система образования характеризуется взаимосвязью в пределах конкретной территории трёх компонентов: фунционально-отраслевых, управленческих и территориальных, в совокупности образующих определённую группу социально-экономических систем.

4. Основными принципами методологии исследования территориальной организации системы общего образования, должны стать принцип комплексности изучения указанной системы, объективности её исследования, структурирования и визуализации её структурных компонентов.

5. К факторам развития ТСОО можно отнести демографические и социальноэкономические предпосылки формирования системы общего образования, к условиям следует отнести инфраструктурные, квалификационно-штатнодолжностные и деятельностно-результатирующие причины развития ТСОО..

6. Рассмотрение демографических и социально-экономических факторов развития ТСОО на территории Крыма показало, что эта система подвержена всем тем воздействиям, которые привнесла в жизнь современного общества трансформация постсоветского пространства.

7. На показатели функционирования системы общего образования в значительной мере влияют величины финансирования отрасли и ассигнования на поддержания её инфраструктуры. В течение последних пяти лет в Крыму сохранялась отрицательная тенденция развития инфраструктуры общего образования.

8. Оптимизация территориальной организации системы общего образования Крыма представляет собой модификацию пространственных составляющих функционально-отраслевой и управленческой структуры системы общего образования для улучшения её эффективности и повышения уровня общего образования. Основной задачей оптимизации территориальной структуры системы общего образования Крыма является необходимость сохранения и упрочнения позиций системы образования в современных социально-экономических условиях 9. Основу территориальной структуры системы образования Крыма составляют образовательные районы, которые формируются как площадные объекты, границы которых ограничиваются границами одного или нескольких административных районов Крыма, характеризующихся сходными характеристиками системы образования. Принцип совмещения социальноэкономических и административных границ позволяет внести в изучение системы образования элемент управления.

10. Районирование территориальных компонентов системы общего образования Крыма по критерию уровня развития образования позволил выявить образовательных районов в пределах Крыма: Северо-Западный, Северо-Восточный, Восточный, Центральный, Восточный Приморский, Западный Приморский, Керченский и 5 территориальных единиц, которые могут быть представлены в ранге образовательных ареалов: Красноперекопский, Евпаторийский, Керченский, Симферопольский, Джанкойский.

11. Для каждого из районов дана характеристика уровня развития системы общего образования по 4 позициям. Для типизации регионов территориальной системы общего образования Республики Крым рассмотрены образовательные районы с точки зрения уровня развития системы общего образования в их пределах, достоинств и недостатков, качества предоставляемых образовательных услуг их целесообразности в пределах конкретной территории.

12. В целом территориальная система общего образования Крыма, достигнув разноуровенного развития в пределах автономии, имеет лишь одну территорию, вступившую в процесс позитивной трансформации: Симферопольский образовательный район, где все компоненты ТСОО продемонстрировали высокий или средний уровень развития. Такая монополюсность ТСОО Крыма должна быть преодолена в процессе дальнейшего развития исследуемой системы в составе образовательного пространства Российской Федерации.

СПИСОК РАБОТ ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

дифференциации результативности системы общего образования Крыма / Н. Г.

Гончарова // Ученые записки Таврического национального университета имени В.

И. Вернадского. – Серия: География. – 2013. – Т. 26 (65), № 4. – С. 194–202.

2. Гончарова Н. Г. Географический подход к изучению территориальной системы общего образования / Н. Г. Гончарова // Геополитика и экогеодинамика регионов. – 2013. – Том 6, Вып. 2,Часть 1. С. 127- 135.

3. Гончарова Н. Г. Территориальная организация системы общего образования Крыма / Н. Г. Гончарова // Ученые записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского. – Серия: География. – 2014. – Т. 27 (66), № 1. – С. 54–62.

4. Гончарова Н. Г. Экономико-географический анализ системы общего образования Автономной Республики Крым / Н. Г. Гончарова // Геополитика и экогеодинамика регионов. – 2014. – Том 10, Вып. 1. С. 464- 5. Гончарова Н. Г. Рейтинговая оценка компонентов функциональноотраслевой структуры системы общего образования Крыма / Н. Г. Гончарова // Геополитика и экогеодинамика регионов. – 2014. – Том 10, Вып. 2. С. 468- 476.

Abstract

Goncharova N. G. Optimization territorial organization of the general education system in Crimea - Manuscript.

Thesis for PhD on Geography, specialty 25.00.24 - economic, social, political and recreational geography. – Tavrida V. I. Vernadsky National University, Simferopol, 2014.

The dissertation systematically examined theoretical positions, methodological bases and practical recommendations on optimization of the territorial structure of the system of general education in Crimea.

Aim of this study is to analyze the TES spatial distribution of regional population education to optimize the territorial educational complex.

The basic principles of the methodology of the study of the territorial organization of the system of general education, the aggregate of which determines the range of factors that should be considered in the study of TES are shown. Methodological stages of sociogeographical study of the territorial organization of the general education system at different spatial and temporal levels are discribed.

The demographic and socio-economic factors in the Crimea, as important indicators that provide a level of education of the population are shown. The basis of assessment laid geographical type of site assessment. The dynamics and spatial differentiation of basic demographic indicators are discribed..

Produced identification territorial characteristics of the general education system of the Crimea. For analysis of selected parameters which had previously been included in the appropriate database: demographics - 6 thematic layers of socio-economic indicators - 4 thematic layer, infrastructure indicators - 13 thematic layers, qualification and nominallyjob performance - 7 thematic layers dejatelnostno -rezultatiruyuschie indicators - thematic layers. For each parameter carried ranking of districts and towns of the ARC for the period 2013 and calculated their overall rating.

For each of the areas of the characteristic of the level of development of the general education system is held by four positions. For typing regions territorial general education system of the Republic of Crimea considered educational areas in terms of the level of development of general education in their limits, strengths and weaknesses, the quality of the educational services of their appropriateness to a particular territory.

Keywords: territorial system of general education level, zoning, general education, the territory of Crimea Оптимизация территориальной организации системы общего образования 25.00.24 - экономическая, социальная, политическая и рекреационная география



Похожие работы:

«ХАЛИКОВ РАВШАН ОДЫЛОВИЧ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТА: ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ЦИФРОВОЙ ПОДПИСИ Специальность 12.00.03. - Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право Автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук Казань – 2006 Работа выполнена на кафедре гражданского права Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Академии управления ТИСБИ Научный...»

«Орешина Ирина Александровна ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ ГРУППЫ НА СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МОЛОДЕЖИ О МЕЖПОЛОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ Специальность 19.00.05 – социальная психология Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук Курск – 2013 Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования Курский государственный университет Научный руководитель: Чернышев Алексей Сергеевич –...»

«ДМИТРИЕВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ У УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (информатика) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Челябинск – 2009 Работа выполнена на кафедре информатики и методики преподавания информатики Государственного образовательного учреждения высшего...»

«Самсонов Дмитрий Сергеевич Электроимпульсная технология получения ультрадисперсных материалов 05.09.10 – Электротехнология АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук Санкт-Петербург – 2014 Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет “ЛЭТИ” им. В. И. Ульянова (Ленина) Научный руководитель: доктор...»

«ВАСЬКЕВИЧ ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СПОРТА Специальность: 12.00.03.: гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право. АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук К а з а н ь – 2006 2 Работа выполнена на кафедре гражданского и предпринимательского права Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования...»

«БУЛЫГИНА Лариса Николаевна ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Тюмень – 2013 Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования Тюменский государственный университет Научный руководитель – доктор педагогических наук, доцент...»

«КОНДРАКОВ Олег Викторович РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ И АЛГОРИТМОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА И ДИСПЕТЧЕРИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ВОЗДУШНОГО БАССЕЙНА 05.13.06 – Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (промышленность) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук Тамбов Работа выполнена в Тамбовском государственном техническом университете на кафедре Химия и промышленная экология. Научный руководитель доктор...»

«ВАСИЛЬЕВ АЛЕКСАНДР ВИТАЛЬЕВИЧ МАГНИТОРЕЗИСТИВНЫЕ СТЕКЛОКЕРАМИЧЕСКИЕ КОМПОЗИТЫ НА ОСНОВЕ МАНГАНИТОВ ЛАНТАНА - СТРОНЦИЯ Специальность 02.00.21 – химия твёрдого тела АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата химических наук Москва – 2010 Работа выполнена на Факультете наук о материалах и кафедре неорганической химии Химического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Научный руководитель: доктор химических наук Казин Павел...»

«Тимашкова Татьяна Евгеньевна ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ИНТЕРЕСАХ СОЦИУМА ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством Специализация: 12 - Экономика природопользования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Москва - 2010 2 Работа выполнена на кафедре Экономика, экономико-математические методы и информатика Обнинского института атомной энергетики -...»

« исследования Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук Казань 2010 1 Работа выполнена на кафедре новой и новейшей истории Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор Смоленский Николай Иванович...»

«ДУШЕВИН Алексей Алексеевич ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕРНОВОГО РЫНКА (по материалам Краснодарского края) 1 Специальность 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами - АПК и сельское хозяйство) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Краснодар – 2011 Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего...»

«Григорьев Игорь Николаевич ОБОСНОВАНИЕ ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ СХЕМ УЗЛА СОПРЯЖЕНИЯ ВОДОКЛИНОВОГО СУДОПОДЪЕМНИКА С ВЕРХНИМ БЬЕФОМ Специальность 05.23.07 – “Гидротехническое строительство” Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук Санкт-Петербург – 2004 1 Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, на кафедре Морских и...»

«РИЗАХАНОВ Ражудин Насрединович ТРАНСПОРТИРОВКА ЗАРЯЖЕННОЙ ПЛАЗМЫ В МАЛОГАБАРИТНЫХ ЭЛЕКТРОННО- ЛУЧЕВЫХ ГЕНЕРАТОРАХ ДЛЯ ВНЕВАКУУМНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ Специальность: 01.04.08. - Физика плазмы Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора физико-математических наук. Москва 2009 Работа выполнена в Федеральном государственном унитарном предприятии Исследовательский центр имени М.В. Келдыша Научный консультант - академик РАН, доктор технических наук, профессор, Коротеев...»

«МУТИНА Альбина Ришатовна ВН УТРЕННИ Е ГРАДИ ЕН ТЫ МАГНИ ТНОГО ПОЛЯ В ПОРИС ТЫ Х СРЕДАХ: Э КСПЕРИМ ЕН ТАЛЬНО Е ИССЛ ЕДОВАНИ Е Специальность 01.04.07 – физика конденсированного состояния Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук Казань 2007 Работа выполнена на кафедре молекулярной физики...»

«Амирова Тая Фаилевна ТИПОЛОГИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТРУДА: ПРОСТРАНСТВЕННО-ОТРАСЛЕВОЙ ПОДХОД Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (Экономика труда) Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Челябинск – 2013 Диссертационная работа выполнена на кафедре экономической теории и мировой экономики ФГБОУ ВПО Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)....»

«Данилова Елена Георгиевна ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ВРОЖДЕННЫМИ СИНДАКТИЛИЯМИ КИСТИ 14.00.22 – травматология и ортопедия АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук Уфа - 2007 год Работа выполнена в Государственном общеобразовательном учреждении Высшего профессионального образования Башкирском Государственном медицинском Университете Росздрава Научный руководитель: доктор медицинских наук, профессор Еникеев Рафаэль Исхакович...»

«ТОПОРОВ Андрей Викторович НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ КАК СУБЪЕКТЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 12.00.14 - административное право; финансовое право; информационное право АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Саратов - 2012 2 Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования Саратовская государственная юридическая академия Научный руководитель - кандидат юридических наук, доцент...»

«Орлова Елена Юрьевна РУССКИЙ СТИЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ И НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ (XVI-XX ВВ) Специальность 17.00.04.-изобразительное искусство, декоративноприкладное искусство и архитектура АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения Барнаул - 2009 Работа выполнена на кафедре реконструкции и реставрации архитектурного наследия РИРАН Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия Научный руководитель: Доктор архитектуры,...»

«СКОМОРОХОВ Виктор Викторович АППРОКСИМАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ ВКЛЮЧЕНИЙ Специальность 01.01.02 - дифференциальные уравнения АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук Ижевск 2003 Работа выполнена на кафедрах высшей математики Тамбовского государственного технического университета, алгебры и геометрии Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. Научные руководители: доктор физико-математических наук, профессор А.И....»

«ГУРСКАЯ АНАСТАСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ И СРЕДСТВ КОНТРОЛЯ ВЫСОКОЧИСТОГО СИНТЕТИЧЕСКОГО КОРУНДА И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СРЕД ДЛЯ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ Специальность 05.11.13 – Приборы и методы контроля природной среды, веществ, материалов и изделий АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук МОСКВА – 2008 Работа выполнена на кафедре общей химии и экологии Московского государственного института электронной техники (техническом университете)...»

Код региона: Точное время в регионе:

Республика Крым -

(укр. Республіка Крим, крымскотат. Къырым Джумхуриети, Qırım Cumhuriyeti) - республика, субъект Российской Федерации, входящий в состав Южного федерального округа.
Столица Республики Крым - город Симферополь .

16 марта 2014 года состоялся общекрымский референдум, в ходе которого подавляющее большинство проголосовавших высказалось за присоединение к России.
18 марта 2014 года был подписан договор о вхождении Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации на правах субъектов Российской Федерации.
21 марта 2014 года президент России Владимир Путин подписал федеральный конституционный закон о вхождении Крыма в состав РФ и образовании в стране новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

География

Площадь территории республики - 26 081 км².
Северная граница Республики Крым совпадает с бывшей административной границей Автономной Республики Крым. C запада, юга и северо-востока полуостров омывают Чёрное и Азовское море, на востоке Республика Крым имеет морскую границу с Краснодарским краем. На юго-западе полуострова проходит граница с ещё одним субъектом РФ - городом федерального значения Севастополем.

Крым входит в часовую зону EET (восточноевропейское время) - зимой там используется время часового пояса UTC+2, летом - UTC+3. 17 марта 2014 парламент Республики Крым принял решение о переходе с 30 марта 2014 года на московское время (UTC+4), действовавшее на территории АР Крым в первой половине 1990-х годов.

Природно-заповедный фонд включает 158 объектов и территорий (в том числе 46 общегосударственного значения). Основу заповедного фонда составляют 6 природных заповедников общей площадью 63,9 тыс. га: Крымский с филиалом «Лебяжьи острова», Ялтинский горно-лесной, Мыс Мартьян, Карадагский, Казантипский, Опукский.
Основные полезные ископаемые - железная руда, горючий газ, минеральные соли, строительное сырьё. Наибольшее значение имеют природные рекреационные ресурсы: мягкий климат, тёплое море, лечебные грязи, минеральные воды, живописные пейзажи.
Известные курортные районы:

  • Южный берег Крыма - территории Ялтинского и Алуштинского горсоветов;
  • Западное побережье - территории Евпаторийского и Сакского горсоветов;
  • Юго-Восточное побережье - территории Феодосийского и Судакского горсоветов;
  • Керченский полуостров.

Население

Население республики - 1 958 500 чел. постоянного населения (2014). Средняя плотность населения - 75,43 чел./км². Среди населения около 58% - русские, 24% - украинцы, 12% - крымские татары, 6% - другие народности.

В 2012/2013 учебном году в средних общеобразовательных школах Республики Крым (без учеников специальных школ (школ-интернатов) и специальных классов, организованных при общеобразовательных школах) 89,32 % учащихся получали образование на русском языке, 7,41 % - на украинском языке, 3,11 % на крымскотатарском языке, кроме того 0,15 % получали образование на английском языке.

11 марта 2014 года парламент Крыма принял резолюцию о гарантиях в отношении крымско-татарского населения. Согласно документу, крымско-татарский язык становится государственным языком Крыма наряду с русским и украинским. Кроме того, татарам гарантируется пропорциональное представительство в парламенте республики и других правительственных органах, признание органов национального самоуправления крымскотатарского народа, содействие развитию системы дошкольного, школьного и высшего образования и развитию СМИ на крымскотатарском языке, сохранение и восстановление памятников истории и культуры крымских татар, а также содействие при возвращении крымских татар в Республику Крым из мест депортации.

Административно-территориальное устройство

В настоящее время в Республике Крым в основном сохраняется административно-территориальное устройство, сложившееся в период существования СССР. Реформа местного самоуправления в России, в результате которой местное самоуправление осуществляется посредством муниципальных образований двух уровней, на территории Республики Крым не проводилась, так как она в этот период входила в состав Украины.

В административном отношении Республика Крым состоит из 25 регионов:

  • 14 районов (с преимущественно сельским населением),
  • 11 территорий, подчинённых городским советам городов республиканского подчинения (с преимущественно городским населением).

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Учитель истории МБОУ«Шелковичненская средняя школа» Байрашевская З.С. «СИСТЕМА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРЫМА ВО II ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА».

2 слайд

Описание слайда:

Образование - это крылья, позволяющие человеку подняться на высокую интеллектуальную орбиту. Н.И. Мирон Актуальность темы. Республика Крым находится сегодня в состоянии больших преобразований. Возникшая ситуация требует разумных, глубоко продуманных действий во всех отраслях жизнедеятельности страны, в том числе и в области образования, которая напрямую связана с социально-экономическим, политическим, духовным развитием общества. Крымская земля- многонациональна. Изучение тенденций развития образования второй половины XIX –начала ХХ века дает возможность ярче представить проблемы народного образования, помогает объединить в одну систему как общероссийские, так и местные особенности.

3 слайд

Описание слайда:

Целью работы является изучение развития системы образования в Крыму второй половины XIX –начала ХХвв. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: - Дать представление о системе начального образования в Крыму во второй половине ХІХ века; - рассказать об учреждениях образования в Крыму в начале ХХ века; -исследовать развитие школьного дела в период революции и гражданской войны.

4 слайд

Описание слайда:

Структура работы. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, приложений и списка использованных источников и литературы. Научной базой исследования стали монографии и статьи ученых – крымоведов, материалы Государственного Казенного Учреждения Республики Крым «Государственный Архив Республики Крым».

5 слайд

Описание слайда:

РАЗДЕЛ I. Особенности начального образования в Крыму во второй половине ХІХ века Система начального образования включала церковно-приходские и земские училища, городские школы, школы грамотности, воскресные школы, начальные народные училища (одноклассные и двуклассные, сельские и городские), высшие начальные училища. Только последние давали законченное начальное образование. Три четверти земских школ имели трёхлетний срок обучения и являлись однокомплектными, в которых обучалось не более 50 учащихся, остальные земские школы имели четырёхлетний срок обучения и были двухкомплектными, в них обучалось более 50 детей с 2 учителями.

6 слайд

Описание слайда:

В конце ХІХ века в крымских уездах Таврической губернии существовали также и министерские начальные русско-татарские школы, но они не пользовались популярностью у крымских татар, так как изучение родного и русского языков не стояло на высоком уровне. Развитие начального образования в Крыму в конце XIX начале XX века существенно отличается от других регионов спецификой этнорелигиозных своеобразностей. Этноконфессиональная ситуация на территории Крыма складывалась достаточно сложно. Общегосударственные начальные учебные заведения играли большую роль, так как в них получали образование все представители этнических групп, различных конфессий, различные слои крымского населения, но преобладало христианско-православное (русские, украинцы и белорусы, греки, болгары, армяне) и восточнославянское (русские, украинцы и белорусы) население.

7 слайд

Описание слайда:

По конфессиональня принадлежность жителей полуострова выделяются такие духовные учебные заведения: І. Христианские конфессии: христианские религиозные начальные учебные заведения разных типов и направлений а) православные – духовная семинария, епархиальное училище, церковноприходские школы и школы грамоты; б) католические – римско-католические приходские училища, армяно-католические начальные приходские училища; в) протестантские – евангельско-лютеранские училища, менонитские учебные заведения; г) древневосточные – армяно-григорианские церковноприходские школы; д) старообрядческие начальные учебные заведения. ІІ. Иудаистская конфессия: иудейские религиозные начальные учебные заведения разных типов и направлений: а) караимские религиозные учебные заведения – мидраши; б) крымчакские религиозные учебные заведения – хедеры; в) еврейские религиозные учебные заведения – талмудторы и хедеры. ІІІ. Исламская конфессия: крымскотатарские начальные учебные заведения – мектебе и медресе.

8 слайд

Описание слайда:

1.3. Отражение событии 1905 год на учебных заведениях Сделаны удачные шаги в деле преобразования мектебе в так называемые новометодные мектебе, а затем мусульманские общественные организации стали открывать в Крыму мектебе-руштие, то есть училища повышенного типа, с преподаванием общеобразовательных предметов. Такие руштие появились в городах Симферополе, Бахчи-сарае, Карасубазаре и Евпатории и деревнях Сараймин, Дерекой и Корбекли. Кроме того, мусульмане добились издания правил, разрешавших в инородческих училищах преподавание в течение двух первых лет на татарском языке. В связи с этим число учащихся стало быстро расти. 1 января 1905 года - татар в русских училищах 988 детей, 1 января 1913 года -до 2 583, т.е. увеличивается почти в три раза.

9 слайд

Описание слайда:

Значительный вклад в реформирование Национально-конфессиональной крымскотатар- ской школы внёс Исмаил Гаспринский (1851-1914), выдающийся просветитель, общественный и культурный деятель. Им была разработана методика начального обучения крымских татар, основанная не на буквослагательном принципе, а на звуковом, где каждой букве соответствовал определенный звук. Первая национальная крымскотатарская школа с использованием звукового метода была открыта И. Гаспринским в 1884 году в Бахчисарае. Методы И. Гаспринского с успехом использовались не только в Крыму. Педагогические идеи И. Гаспринского в полной мере отражают проблемы развития многонациональной культуры и образования Крыма конца ХІХ – начала ХХ века.

10 слайд

Описание слайда:

Этноконфессиональное народное образование было на весьма высоком уровне и удовлетворяло запросы населения Таврической губернии разных конфессий. Так, к 1882 году начальных национальных школ было всего 930. Из них: русских школ для представителей восточнославянских этносов христианско-православного исповедания -340; русских старообрядческих молоканских – 6; болгарских христианско-православных – 30; греческих христианско-православных – 8; крымскотатарских мусульманских – 314; немецких протестантских и католических – 186, еврейских иудаистских школ – 31; караимских иудаистских – 7; армянских григорианских и католических – 5; чешских протестантских – 2; польско-литовских католических – 2; эстонских протестантских – 1 .

11 слайд

Описание слайда:

РАЗДЕЛ II. Учреждения образования в Крыму в начале ХХ века В начале ХХ века появляется тенденция роста начальных школ. В январю 1910 года в городах их было 248 и в селениях – 1406. Их них земских училищ было 548. Крестьянские дети обучались и в городских училищах; например, в Феодосии – крестьян 139 человек, мещан 217, в Ялте – крестьян 649, мещан 955. Доступ в высшее учебное заведение, как правило, мог быть возможен для человека, окончившего гимназию. Нормальный курс начальных народных училищ продолжался 3 года, и расходы на их содержание брали на себя органы городского самоуправления, также деньги поступали из различных источников: в 1908 г., например, 41,8% – от казны, 31,4% – от городов, 6,8% – от земства, 0,5% – от частных лиц. Плата за обучение, которая существовала во всех училищах, составляла для учащихся 17% от затрат учебного заведения.

12 слайд

Описание слайда:

РАЗДЕЛ III. РАЗВИТИЕ ДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ. 3.1. Организация образования взрослого населения. 1917 – 1920гг. - период революции и Гражданской войны на территории полуострова продолжается процесс обучения грамоте. Доказательством сего служат «Постановления ЕвпаторийскогоУездного Совета по Народному Образованию и переписка с ним об организации и работе Совета, приглашения на заседания. 08.08.1918-март 1919г..» Евпаторийская Уездная Земская Управа, придавая большое значение делу обучения грамоте взрослого населения, согласно постановления Земского Собрания, постановила открыть вечерние занятия со взрослыми с января 1919г.

13 слайд

Описание слайда:

3.2.Подготовка педагогических кадров. Осуществление планов и рекомендаций по обучению населения,как детского,так и взрослого, не было возможным без подготовки педагогических кадров. Особое внимание уделялось образованию детей, так как необходимо было обеспечить их всестороннее развитие. Следовательно насущным вопросом текущего момента было создание таких курсов, которые дали бы слушателям те необходимые знания, без которых не возможна работа в нормальной школе. Исходя из этого, Правление Секции народных учителей организовало курсы со следующей программой: 1.Природоведение с практическими работами. 2. География (Крымоведение). 3. История (Первобытная культура). 4. Рисование и лепка. 5. Ручной труд: а) переплетное дело, б) картонажное дело, в) иллюстративная работа, 6. Гимнастика. 7. Школьная гигиена.

14 слайд

Описание слайда:

РАЗДЕЛ 4. РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ В КРЫМСКОЙ АССР В 20-х годах ХХ ВЕКА. Крым всегда отличался многообразием национального состава населения. Поэтому вопрос создания национальных школ в период культурного строительства 20-х годов ХХ века был одним из наиболее актуальных. Организационное управление работой школ осуществлял Народный комиссариат просвещения АССР. Руководство Наркомпроса стремилось к тому, чтобы в дело создания национальных школ были вовлечены даже самые малые народы Крыма. Национальные школы в Крыму имели эстонцы,греки, евреи, крымчаки поляки, чехи, болгары, украинцы, немцы, итальянцы, цыгане. Наркомпрос тщательно следил за тем, чтобы преподавание в этих школах (какими бы малочисленными они не были) велось квалифицированными кадрами

15 слайд

Описание слайда:

ВЫВОД. Процесс образования продолжается в течение всей жизни человека. При помощи образования он удовлетворяет свои потребности в познании окружающего мира, меняет профессию, род занятий. Человек всю жизнь пополняет и обновляет свои знания и умения, совершенствует себя как личность. Большое внимание образованию уделялось во второй пол. XIX –нач. ХХ века. Даже в 1917 – 1920гг. - период революции и Гражданской войны на территории полуострова продолжается процесс обучения грамоте, причем не только детей, но и взрослого населения. Особое внимание уделяется педагогическим кадрам. Организуются платные курсы подготовки учащих. Таким образом, рассмотрев вопрос становления образования в Крыму на рубеже XIX – XX веков, можно сделать вывод о том, что государством уделялось достаточно серьезное внимание процессу формирования образовательных учреждений в которых обучались представители различных этнических и возрастных групп, проживавших на полуострове. И в настоящее время прослеживаются идентичные тенденции развития системы образования с рассматриваемым нами периодом.

16 слайд

Описание слайда:

Профессор крымского университета - о своём увольнении из-за критики системы высшего образования полуострова и об изменениях после присоединения к России.

Заведующего кафедрой русской и зарубежной литературы Таврической академии Крымского федерального университета им. Вернадского (КФУ), профессора Владимира Казарина уволили после того, как на конференции в Праге он сказал, что присоединение полуострова «абсолютно опустошило образовательное поле Крыма». Об этом профессор рассказал «Йоду». После выступления Казарина в Праге в крымских СМИ директор Таврической Академии КФУ Игорь Воронин заявил, что «по крайней мере, странно слышать подобные заявления от человека, который много лет позиционировал себя русским человеком, слыл „пушкинистом“ и „сеял разумное, доброе, вечное“ в умах крымской молодежи, преподавая именно русскую литературу». Председатель комитета по образованию, науке, молодежной политике и спорту Государственного совета РК Владимир Бобков вовсе призвал не продлевать с Казариным контракт о работе. «Йод» узнал у профессора, какие изменения происходят в сфере высшего образования в Крыму.

- Вас действительно уволили из-за критики высшего образования в Крыму? Другие сотрудники КФУ сказали, что ваше увольнение им объяснили тем, что вы неправильно заполнили документы для участия в выборах преподавателей вуза, которые проводятся каждые пять лет.

Мне сказали, что я не прошел выборы преподавателей и в конце октября буду уволен. Но я не сильно на эту тему переживаю. Я больше тридцати лет работал совсем не в том университете, которым сегодня мой вуз стал. Интересно, что о неблагополучии высшего образования в Крыму я говорил публично и регулярно больше года, но обратили внимание на мои слова только после того, как я выступил на конференции в Праге. Мы вернулись в советские времена, когда, с одной стороны, Запад критиковали и отвергали, а с другой, за тем, что там происходит, пристально следили.

- С вами не пытались до увольнения провести «разъяснительную работу»?

Нет, видимо, понимали, что это бесполезно. Двух моих коллег, которые в социальных сетях обменялись острыми репликами по украинскому вопросу, вызывали к проректору и посоветовали вести себя более сдержанно.

- Какой была система образования в Крыму до того, как его присоединили к России?

В Крыму, как и во всей Украине, сохранилась в основе советская система высшего образования. Она даже в большей степени походила на советскую, чем российская. В то же время в украинском образовании была такая чрезмерная в духе махновского гуляйполя свобода. Можно было легко создавать и учреждать вузы, иногда на особых условиях. В Крыму, например, было 93 вуза, а в Севастополе больше 33. Среди них известные и очень сильные университеты, например, наш прославленный медицинский университет и крымский агротехнологический университет. В Крыму работали филиалы большого количества украинских вузов, отделения всех ведущих российских высших школ, многих европейских университетов. Создавались, конечно, и всякие шарашкины конторы, где можно было не учиться, но получить диплом. С одной стороны, эта свобода не позволяла контролировать рынок образовательных услуг, с другой, побуждала к соревновательности. В результате, некоторые маленькие вузы из-за сильных коллективов заслужили себе очень хорошую репутацию и могли конкурировать с большими университетами.

- Что изменилось после того, как Крым вошел в состав России?

Теперь система образования в Крыму больше похожа на большую казарму. Количество вузов очень сильно сократили. В Крыму остался Крымский федеральный университет, инженерно-педагогический университет, который создали крымские татары, и университет культуры, искусств и туризма.

«ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ПРИХОДИТСЯ ДВА ЧАСА ОТ ОДНОГО ЗАНЯТИЯ НА ДРУГОЕ ДОБИРАТЬСЯ»

- Что произошло, например, с медуниверситетом?

Теперь он называется медицинской академией имени С.И. Георгиевского. Ее слили с аграрнотехнологической академией, строительным университетом, экономическим вузом и несколькими научными центрами. Все вместе это теперь называется Крымским федеральным университетом им. Вернадского.

- Процесс реорганизации вузов идет по всей России. Почему это плохо?

Вузы были против такого слияния. Особенно медуниверситет имени С.И. Георгиевского, который всегда готовил очень профессиональные кадры. Преподавателей из вузов в процессе этой реорганизации уволили. Сотрудники медуниверситета выходили на митинги, бастовали. Безрезультатно. В итоге создали конгломерат. Между некоторыми факультетами вуза расстояние - 110 километров. То есть преподавателям приходится два часа от одного занятия на другое добираться. У нас пять-шесть лет уйдет на внутреннюю перестройку системы образования. В Крыму сейчас очень много разных проблем, которые нужно срочно решать, и нет времени на такие масштабные и бессмысленные изменения. Система образования Крыма стала очень бюрократичной, у каждого вуза, который слили с КФУ, свой ректор и проректоры, а над ними общий ректор с проректорами. У нас административная часть превратилась в чудовищно разросшийся организм, через который нельзя пробиться. Он живет своей собственной жизнью и мы, преподаватели, ему не нужны. Зарабатывают доценты и профессора примерно в два раза меньше, чем младшие административные работники с незаконченным высшим образованием. У многих проректоров КФУ нет ни то что докторской или кандидатской научной степени, даже опыта работы в вузе нет.

«СЕЙЧАС В КРЫМУ НЕТ НИ ОДНОЙ ПРОГРАММЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБМЕНА, МЫ ЖЕ В ПОЛНОЙ ИЗОЛЯЦИИ»

- Как эти изменения отражаются на студентах?

Студенты-иностранцы, которых раньше было много в медуниверситете, покинули его. Первый отток студентов и преподавателей произошел сразу после присоединения Крыма, часть уехала на Украину. В Киевский университет первое время переводили без экзаменов. Другие перевелись в российские вузы. Некоторые - в зарубежные.

Сейчас в Крыму нет ни одной программы международного обмена, мы же в полной изоляции. До присоединения Крыма на наш факультет приезжали преподаватели из афинского университета. На турецком факультете преподавали носители языка, с американскими и европейскими вузами были тесные отношения. Сейчас это все ликвидировано. Недавно нашего очень серьезного специалиста пригласили в Польшу читать спецкурс, а потом организаторы отменили приглашение, потому что Крым теперь часть России. Для высшего образования такая ситуация полный тупик - вузы не могут развиваться без постоянного обмена с университетами других стран.

- Вам объяснили, почему вас увольняют?

Руководство поступило очень осторожно, они прислали преподавателя, и он сказал, что ученый совет меня, скорее всего, не выберет. Я ему ответил, что тоже не желаю работать в этом вузе. Мне не хочется мириться с разными странными требованиями. Например, недавно нам было сказано высокопоставленным чиновником, что преподаватели должны в восемь утра приходить на работу, а в шесть уходить. Даже если в этот день нет занятий. Преподаватели в шутку ответили - у нас столько стульев нет на кафедре. Чиновники предложили поставить стулья в коридоре.

В одном из украинских вузов.

- Почему вы не уехали в Украину сразу после присоединения Крыма?

У меня не было возможности, надо было закончить дела. Теперь планирую это сделать.

Дарина ШЕВЧЕНКО

  • < Назад
  • Вперёд >

Генассамблея ООН в новой декабрьской резолюции продолжает обвинять Россию в ущемлении человеческих прав в Крыму. Федеральное агентство новостей проверило на практике, как реализуется одно из базовых прав - гражданского права на образование - в современном российском Крыму в сравнении с украинскими временами.

Главная беда украинского Крыма проявлялась во всех отраслях - это практически полное отсутствие финансирования, деньги на развитие не выделялись десятки лет. В 2014 году России перешли вместе с другими крымскими объектами 530 школ. Процентов 90 зданий, по оценке министерства образования республики, были в изношенном состоянии, со старыми пищеблоками, ветхими кровлями и окнами, устаревшим оборудованием. Немногочисленные финансовые вливания перепадали некоторым школам от родителей или спонсоров, но не от государства. Учителя были - на них Крым никогда не жаловался - но получали они среднюю зарплату в 1500 гривен (примерно 4800 рублей на 2014 год).

Дошкольниками занимались очень мало, в некоторых районах Крыма не занимались от слова «совсем». После перехода к России в министерстве образования республики создали электронную очередь, чтобы понять, сколько детей находится в очереди для получения места в детских садах. Упорядочить и зарегистрировать всех, у кого есть право на дошкольное образование, оказалось делом небыстрым.

Многие родители поначалу даже не поставили своих детей в эту очередь - давно разочаровались в дееспособности государства - и спохватились только в процессе. Также в очередь встали дети российских военных, сотрудников правоохранительных органов и тех, кто переехал в Крым с материковой части России после 2014 года, а также беженцев с Украины. По всему полуострову стали устанавливать модульные детские сады на разное количество мест - от 80 до 250. Здания возводились за три месяца на территории уже существующих учебных заведений (без волокиты с выделением новой земли под строительство) и сразу подключались к их инфраструктуре. Для мегаполиса событие рядовое, но в Крыму каждый новый детский сад - это как долгожданный запуск новой станции метро в большом городе. Корреспонденты ФАН наблюдали за строительством детских садов под Бахчисараем и под Евпаторией, в районах компактного проживания крымских татар, где при Украине люди отчаялись ждать даже асфальтированных подъездов к своим домам, а на строительство детских садов они и вовсе не надеялись.

С 2014 года по всему Крыму поставили 19 модульных детских садов, 11 детских садов, не функционировавших более 15 лет, вернули в сеть (сегодня они находятся в разных стадиях восстановления), другие - основательно отремонтировали, и эта работа продолжается. Как рассказали ФАН в министерстве образования республики, в 13 регионах очередь уменьшилась на 90%, а некоторые поселки обеспечили местами для дошкольников полностью. На полуострове за это время появилось 14 000 дополнительных мест в садах, общая очередь уменьшилась на 23 000 человек. Не менее 19 новых зданий детских садов сейчас строится на крымской земле с нуля, в рамках ФЦП. В следующем году Крым освоит еще 2,5 млрд рублей в рамках строительства модульных детских садов.

«Кроме того, глава Крыма принял беспрецедентное решение заложить в бюджет на 2018 год 500 миллионов рублей на стопроцентную компенсацию за присмотр и уход за ребенком в детском саду в сельской местности. Сегодня родители платят в среднем по Крыму 105 рублей за ребенка в день. Мы понимаем, что в сельской местности доходы населения значительно ниже, поэтому была принята такая мера поддержки - сумма, затраченная родителями в следующем году, будет каждый месяц возвращаться родителям в виде компенсации», – говорит министр образования, науки и молодежи Наталья Гончарова .

Крымские школьники начали учебный год 2014-го в одной стране, а закончили - в другой. В летние каникулы отдыхали только они, а учителя, методисты и чиновники экстренно изучали новые правила лицензирования и аккредитации, осваивали учебные программы и в рекордные сроки писали новые. К 1 сентября Россия привезла во все крымские школы комплекты учебников по всем предметам. Как рассказали нам в министерстве образования, науки и молодежи Крыма, сложности возникли с учебниками на крымско-татарском языке, который указом президента России был закреплен как официальный язык республики вместе с русским и украинским.

«У нас не было полноценного доступного обучения на крымско-татарском языке при Украине, - говорят в министерстве, - Это была выдуманная, наигранная проблема, но решить ее удалось только в составе России. Мы учились по устаревшим учебникам на крымско-татарском - Киев переводил примерно по одному в год, а срок жизни учебника – всего пять лет. В течение 2015 года мы разработали четыре программы изучения крымско-татарского языка, перевели и издали 44 наименования школьных учебников для школьников с первого по девятый классы по всем предметам. Это была титаническая работа, аналогов которой нет ни у кого, нам пришлось самим создавать ее. Зато этот шаг позволил снять многолетнее напряжение, возникшее на национальной почве. Норму закона мы привели в фактическое исполнение - официальный язык республики стал доступным в школах».

Когда родитель отдает ребенка в школу российского Крыма, он выбирает, на каком языке будет проходить его обучение с первого по девятый класс. По сведениям Минобразования, наблюдается снижение интереса к украинскому языку (сейчас на нем обучается 371 ученик - это 0,2% от общего числа крымских школьников) и увеличение интереса к крымско-татарскому (5600 учеников - 3% от общего числа). В республике действуют 15 школ с крымско-татарским языком в качестве основного и одна школа с украинским языком. Кроме того, сохранять, использовать и изучать свои родные языки в Крыму могут представители армянской, греческой, болгарской, немецкой диаспор.

России пришлось серьезно вложиться в крымские школы, чтобы дотянуть их до госстандартов лицензирования и аккредитации. Срок получения лицензии заканчивается для крымчан 1 сентября 2018 года - за это время еще 16% школ должны будут продемонстрировать свою обновленную материально-техническую базу. Охрана, ограждения вокруг зданий, камеры наблюдения, пожарные сигнализации появляются в школах, где несколько лет назад сыпались потолки и обваливалась кровля. Пока что 114 крымских школ не могут получить положительное заключение Роспотребнадзора из-за своего плачевного состояния, в котором они встретили русскую весну.

«Но больше нас заботит процедура государственной аккредитации, - признаются в Минобразования. - Наполнение и содержание школьной программы должно соответствовать российским стандартам, а это и учебные планы, и их правильная реализация. Каждой школе дано 105 дней на прохождение аккредитации, сегодня положительное заключение есть у 356 школ Крыма».

Крымские учителя с 2014 года проходят курсы повышения квалификации и переподготовки, а школьники – постепенно знакомятся с ЕГЭ. В следующем году крымчане в последний раз смогут выбирать между ЕГЭ или ГВЭ (государственным выпускным экзаменом), после чего полностью перейдут на сдачу единой для России аттестации по нормам ЕГЭ. В 2014 году на единый государственный экзамен решились 5% крымских выпускников, а предварительные подсчеты 2018 года предсказывают, что ЕГЭ готовых сдавать 78% учащихся.

«С одной стороны, этот процент говорит о том, что крымские школьники стали более уверены в своих знаниях, - считают в Министерстве. - С другой, понятно, что многие перестраховываются и не хотят связываться с дополнительными испытаниями от вузов при предъявлении результатов ГВЭ. С баллами ЕГЭ поступать намного проще, да и уровень образования в Крыму уверенно выходит на уровень среднего по России. У нас регулярно проводятся срезы знаний и проверочные работы, как по всей стране, и мы, начиная с четвертых классов, видим объективную картину, и уже понимаем, по каким предметам подтянуться, как перестроить систему обучения, чтобы к 11 классу не удивиться, что ребенок ничего не знает. Теперь мы можем продуктивно использовать образовательное время, а не просто рисовать оценки в аттестатах, как раньше».

Названия крымских школ, имена крымских школьников уже звучат на всероссийских олимпиадах, конкурсах и соревнованиях. С главными призами в Крым возвращаются школьники всех классов - от первоклашек до выпускников. Но главную «пятерку» российскому полуострову точно можно ставить за патриотизм, считают в республиканском министерстве.

«Крым точно отличен своим самым большим патриотизмом, - говорят в Минобразования Крыма. - Через все невзгоды мы вернулись на родину, видим у крымских семей практически стопроцентную поддержку этого исторического решения и очень благодарны всей России, каждому субъекту Российской Федерации, за внимание и поддержку полуострова».