Старообрядцы староверы кто они особенности их веры. Староверы и старообрядцы: кто они такие

В ХVII веке Патриарх Никон провел реформы, которые были вызваны необходимостью привести богослужебную практику Русской Церкви к единому образцу. Часть духовенства вместе с мирянами отвергли эти изменения, заявив, что не отступят от старых обрядов. Они назвали Никоновскую реформу «порчей веры» и заявили, что сохранят в богослужении прежние уставы и традиции. Человеку непосвященному трудно отличить православного от старовера, поскольку не так велика разница между представителями «старой» и «новой» веры.

Кто такие староверы и православные христиане

Староверы – христиане,отошедшие от православной церкви вследствие своего несогласия с реформами, проводимыми Патриархом Никоном.
Православные христиане – верующие люди,признающие догматы Православной Церкви.

Сравнение староверов и православных христиан

В чем же разница между староверами и православными христианами?
Староверы более отрешены от мира, нежели православные христиане. В быту у них сохранились древние традиции, которые, по сути своей, стали определенным ритуалом. Быт православных христиан лишен многих утяжелющих его религиозных обрядов. Главное, о чем никогда не следует забывать, – это молитва перед каждым делом, а также соблюдение Заповедей.
В православной церкви принято троеперстное крестное знамение. Оно означает единство Пресвятой Троицы. При этом мизинец и безымянный палец прижимаются вместе к ладони и символизируют веру в богочеловеческую природу Христа. Старообрядцы средний и указательный палец складывают вместе, исповедуя двойственную природу Спасителя. Большой, безымянный палец и мизинец прижимают к ладони, как символ Пресвятой Троицы.
У старообрядцев принято двукратно возглашать «Аллилуия» и добавлять «Слава Тебе, Боже». Так, утверждают они, возглашала древняя церковь. Православные «Аллилуия» возглашают трижды. Само это слово в переводе означает «хвалите Бога». Троекратное произношение, с точки зрения православных, прославляет Пресвятую Троицу.
Во многих староверских течениях принято для участия в богослужении надевать одежду в древнерусском стиле. Это рубаха или косоворотка для мужчин, сарафан и большой платок для женщин. Мужчины, как правило, отращивают бороду. У православных христиан особый стиль одежды полагается только священству. Миряне приходят в храм в скромной, не вызывающей, но обычной светской одежде, женщины – с покрытой головой. К слову сказать, в современных староверских приходах нет строгих требований к одежде молящихся.
Во время богослужения староверы держат руки не по швам, как православные, а скрещенными на груди. И для одних, и для других это – знак особого смирения перед Богом. Все действия во время службы верующие старообрядцы совершают синхронно. Если нужно кланяться, то это одновременно делают все присутствующие в храме.
Староверы признают только восьмиконечный крест. Именно такую его форму они считают совершенной. Православные, кроме этого, еще и четырехконечный, и шестиконечный.
При богослужении старообрядцы совершают земные поклоны. У православных во время службы приняты поясные. Земные же совершаются только в особых случаях. Причем, в воскресенье и праздники, а также а святую Пятидесятницу, земные поклоны строго запрещены.
Старообрядцы имя Христа пишут как Исус, а православные – Ии сус. Также отличаются самые верхние начертания на кресте. У староверов это ЦРЬ СЛВЫ (Царь Славы) и IС ХС (Исус Христос). На православном восьмиконечном кресте написано ИНЦИ (Иисус Назорей Царь Иудейский) и IИС ХС (Ии сус Христос). На нательном восьмиконечном кресте староверов нет изображения распятия.
Как правило, на могилах староверов ставятся восьмиконечные кресты с двухскатной крышей, так называемые голубцы, – символ русской старины. У православных не приняты кресты, накрытые сверху крышей.

TheDifference.ru определил, что отличие староверов от православных христиан заключается в следующем:

Приверженцы старой веры в быту более отрешены от мира, нежели православные христиане.
Староверы совершают двоеперстное крестное знамение, православные – троеперстное.
Во время молитвы у староверов принято двукратное возглашение «Аллилуйя», у православных – трехкратное.
При богослужении староверы держат руки скрещенными на груди, православные – опущенными по швам.
Все действия во время службы староверы совершают синхронно.
Как правило, для участия в богослужении староверы надевают одежду в старорусском стиле. У православных только для священства существует особый тип одежды.
При богослужении староверы совершают земные поклоны, православные – поясные.
Староверы признают только восьмиконечный крест, православные – восьми-, шести- и четырехконечный.
Различно у православных и староверов написание имени Христа, а также начертание букв над восьмиконечным крестом.
На нательных крестах староверов (восьмиконечные внутри четырехконечного) нет изображения распятия.

Старообрядчество возникло в середине 17 века в ответ на предпринятую в 1653 – 56 годах патриархом Никоном унификацию богослужения и церковных текстов. Приняв через Византию христианство, Русь восприняла от Константинопольской Церкви богослужение и уставные тексты. За 6,5 веков возникло немало разночтений в текстах и различий обрядового характера. За основу для нового славянского текста были приняты новопечатные греческие книги. Затем приводились варианты и параллели по рукописям. Что касается обряда, изменения реально затронули лишь некоторые незначительные элементы: двоеперстное крестное знамение было заменено на троеперстное, вместо «Исус» стали писать «Иисус», хождение совершать навстречу солнцу, а не «посолонь», наряду с восьмиконечным крестом стали признавать четырехконечный. Можно согласиться, что эти шаги были сделаны без достаточной подготовки и необходимой…

После церковного раскола XVII века прошло уже больше трех столетий, а большинство так и не знают, чем отличаются старообрядцы от православных христиан. Давайте разбираться.

Терминология. Разграничение понятий «старообрядчество» и «православная церковь» достаточно условно. Сами старообрядцы признают, что именно их вера православная, а РПЦ называют нововерцами или никонинанами.

В сочинениях старообрядческих начетчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь». Широкое распространение термин «старообрядчество» получил только к концу XIX века. При этом старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга и, строго…

Чем отличается старообрядческая церковь от православной?

Богослужебная реформа Патриарха Никона 1650-1660-х годов вызвала в Русской Православной Церкви раскол, вследствие которого от основной массы верующих отделились несогласные с новыми правилами богослужебной жизни духовенство и миряне. Старообрядцев стали считать раскольниками, их преследовали, часто жестоко. В ХХ веке позиция РПЦ по отношению к старообрядцам смягчилась, однако к молитвенному единению верующих это не привело. Старообрядцы продолжают считать истинным свое учение о вере, относя РПЦ к инославным.

Что такое старообрядческая и православная церковь

Старообрядческая церковь – совокупность религиозных организаций и течений, возникших в русле православной церкви, но отделившихся от нее вследствие несогласия с реформами, проведенными Патриархом Никоном.

Православная церковь – объединение верующих, относящихся к восточной ветви христианства, принимающих догматы и…

Крест - символ искупительной жертвы Христа — не только знаменует нашу принадлежность к христианству, но через него нам ниспосылается спасительная Благодать Божья. Поэтому он является важнейшим элементом веры. Будь то старообрядческий крест или один из тех, что приняты в официальной церкви - они в равной степени благодатны. Их отличие чисто внешнее, и обусловлено лишь сложившейся традицией. Постараемся разобраться, в чём оно выражено.

Отход старообрядцев от официальной церкви

В середине XVII века Русская Православная Церковь пережила сильнейшее потрясение, вызванное реформой, проводимой её предстоятелем Патриархом Никоном. Несмотря на то что реформа затрагивала лишь внешнюю обрядовую сторону богослужения, не касаясь главного - религиозной догматики, она привела к расколу, последствия которого не заглажены по сей день.

Известно, что, войдя в непримиримые противоречия с официальной церковью и отделившись от неё, старообрядчество недолго оставалось единым…

Видно не все знают, что такие шаги Русская Православная церковь уже сделала четверть века назад. На Поместном Соборе Русской православной Церкви 1971г. было утверждено решение Патриаршего Священного Синода от 23/10 апреля 1929г. о “признании старых русских обрядов спасительными, как и новых обрядов, и равночестных им… об отвержении и вменении, яко не бывших порицательных выражений, относящихся к старым обрядам и, в особенности, к двуперстию, где бы они не встречались и кем бы они не изрекались…об упразднении клятв Московского Собора 1656г. и Большого московского Собора 1667г., наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие…”

Таким образом, Русская Православная церковь повернулась лицом к старообрядчеству в стремлении преодолеть раскол, возникший 300 лет назад.
Все знают, что причиною раскола послужили церковные реформы, проводившиеся патриархом Никоном. Чем они были вызваны?…

Различия в вере Старообрядцев и Староверов

Очень часто старообрядцев путают со староверами, пририсывая им одинаковое мировозрение. Однако существуют большое количество отличий старообрядцев от староверов. Путаницу в в этих понятиях создают средства массовой информации, которые не зная русской терминологии трактают определения неверными понятиями.

Староверы являются хранителями старой веры предков — дохристианской веры, веры в Православные Веды. Старообрядцы же являются представителями старого христианского обряда и отказываются принимать нововведения Христианской церкви.

Также существует и вторая причина, по которой сейчас происходит путаница в понятии староверов и старообрядцев. В 1653 под руководстком царя Алексея Романова были начаты церковные реформы, которые встретили сильное сопротивление сторонников старых обрядов. Все старообрядцы были объявлены вероотступниками и отлучены от церкви. Под страхом физической расправы (в это время происходило…

Трагедия раскола 1661 года быда вызвана Никонским Собором, который принес в РПЦ целый ряд изменений касательно каноники, литургики, обрядов и чтений священных молитв, канонов и даже, Священного Писания. Все эти изменения были вызваны, по сути, необоснованным желанием полностью подражать Константинопольской церкви без понимания того, что те изменения, которые уже произошли в Константинопольской церкви до 1661 года, по сути, были результатом постоянного давления как со стороны католицизма, так и со стороны монофизиства и, даже, ислама.

Желание Патриарха Никона внедрить все эти «новшевства» Константинопольской церкви не могло не вызвать смуты в рядах простых мирян и многих священнослужителей, которые, не желая мириться с сомнительными нововведениями были вынуждены отойти от единства церкви. Так появилось старообрядчество.

Основными каноническими отличиями (самыми главные — выделены черным), после нововведений Никона, стали:

троеперстие вместо двоеперстия. (До…

russian7.ru 3.09.2015 Алексей Рудевич.

После церковного раскола XVII века прошло уже больше трех столетий, а большинство так и не знают, чем отличаются старообрядцы от православных христиан. Не надо так.

Терминология

Разграничение понятий «старообрядчество» и «православная церковь» достаточно условно. Сами старообрядцы признают, что именно их вера православная, а РПЦ называют нововерцами или никонианами.

В старообрядческой литературе XVII - первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался.

Старообрядцы называли себя по-разному. Староверами, древлеправославными христианами…Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие».

В сочинениях старообрядческих начетчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь». Широкое распространение термин «старообрядчество» получил только к концу XIX века. При этом старообрядцы различных согласий взаимно…

В чем заключаются различия между Православием и старообрядчеством?

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря

Старообрядчество возникло в середине 17 века в ответ на предпринятую в 1653 - 56 годах патриархом Никоном унификацию богослужения и церковных текстов. Приняв через Византию христианство, Русь восприняла от Константинопольской Церкви богослужение и уставные тексты. За 6,5 веков возникло немало разночтений в текстах и различий обрядового характера. За основу для нового славянского текста были приняты новопечатные греческие книги. Затем приводились варианты и параллели по рукописям. Что касается обряда, изменения реально затронули лишь некоторые незначительные элементы: двоеперстное крестное знамение было заменено на троеперстное, вместо «Исус» стали писать «Иисус», хождение совершать навстречу солнцу, а не «посолонь», наряду с восьмиконечным крестом стали признавать четырехконечный. Можно согласиться, что эти шаги были сделаны…

Ксения Кончаревич (Белград)

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРООБРЯДЦЕВ

О старообрядчестве написано очень много… и очень мало. Обширную библиотеку составляют богословские сочинения, направленные на каноническое, догматическое, церковно-историческое обличение или оправдание старообрядческой доктрины, богослужебной практики, культуры, быта. Довольно велика библиография культурологических научных работ о старообрядчестве – труды археографов, историков, работы, посвященные изучению философского содержания старообрядческой мысли (ее онтологических, гносеологических, историософских, эстетических концепций). Но изучение лингвистических аспектов старообрядчества, за исключением вопроса о «Никоновой справе», преимущественно в ее историческом и текстологическом аспектах, практически не развилось из самого зачаточного состояния, несмотря на то, что по сути дела раскол в Русской Православной Церкви был вызван именно филологическими соображениями – разным…

«РОССИЙСКОЕ ПОДВОРЬЕ»

В №13 газеты «Знание-Власть» за 2000 год была опубликована статья «Славянское жречество в глобальной структуре управления», в которой речь шла о «Глобальном Предикторе» и о роли и месте Славянского Жречества тайной, «теневой» старообрядческой структуры «Российском Подворье» в Глобальной Системе Управления Социумом «Глобального Предиктора».

Статья была подготовлена редакцией газеты на основе материалов, переданных мной им. Но в силу естественного ограничения возможностей газеты, выходящей в бумажном виде, по объему публикуемой информации, очень многое из переданного, не вошло в статью. И тем не менее, по данным редакции газеты, статья вызвала определенный интерес читателей. Поэтому продолжаю публикацию информации о «Российском Подворье». И не только о нем…

СтароВеры и СтароОбрядцы.
История древняя…

Что современное цивилизованное общество знает о СтароВерстве и …

Во что верят староверы и откуда они взялись? Историческая справка

В последние годы все большее количество наших сограждан интересуются вопросами здорового образа жизни, экологически чистых способов хозяйствования, выживания в экстремальных условиях, умения жить в гармонии с природой, духовного совершенствования. В этой связи многие обращаются к тысячелетнему опыту наших предков, сумевших освоить огромные территории нынешней России и создавших сельскохозяйственные, торговые и военные форпосты во всех отдаленных уголках нашей Родины.

Не в последнюю очередь в этом случае речь идет о староверах - людях, заселивших в свое время не только территории Российской империи, но и принесших русских язык, русскую культуру и русскую веру на берега Нила, в джунгли Боливии, пустоши Австралии и на заснеженные сопки Аляски. Опыт староверов поистине уникален: они смогли в самых сложных природных и политических условиях сохранить свою религиозную и культурную идентичность, не…

Старообрядчество

Мифы и правда о церковном расколе.

Когда возникло старообрядчество и в чем его суть?

Раскол возник при царе Алексее Романове и его друге патриархе Никоне в середине ХVII века. Церковной реформе предшествовала столетняя изоляция Московской митрополии, которая до конца правления Ивана Грозного не получала признания от восточных патриархов. После восстановления церковных связей с Востоком греческая и русская традиции обнаруживали уже контрастные различия. Русь все чаще смотрела на Запад как на объект подражания. Но борьба Никона с итальянскими иконами не была понята народом — когда патриарх в кремлевском соборе пронзил ножом неканоничный образ Богоматери, в нем признали предвестника конца света. Поэтому старообрядчество возникло и как личное противление патриарху, и как борьба за сохранение привычного порядка вещей. Изолированные старообрядцы ощущали себя центром мирового христианства, а начавшиеся государственные гонения только укрепили их в этой…

В наше время большинство людей на вопрос о том, кем являются староверы, вряд ли дадут внятный ответ, ведь сегодня понятие «староверы» ассоциируется с чем-то дремучим, очень древним, оставшимся где-то далеко в прошлом. Конечно, сегодня на улицах города уже не встретить мужчин с особой стрижкой «горшок» и окладистой бородой, да и женщин в длинных юбках с платком, завязанным под подбородком не найти. Но приверженцы старообрядчества есть и их в разных городах Росси не мало.

Особенности староверов

Рассмотрим таких людей, как староверы, кто они и чем занимаются. Это общины людей, которые поддерживают традиции православной церкви со времен крещения Руси, и остаются верны, по сей день древним церковным обрядам.

По сути, между новой и старой верой нет особых отличий, но учение староверов гораздо строже православных. А кроме этого есть и еще несколько отличий, а именно:

Староверы крестятся двуперстием. Имя Христа на иконах староверов пишется «Исус», с одной «И»….

Видно не все знают, что такие шаги Русская Православная церковь уже сделала четверть века назад. На Поместном Соборе Русской православной Церкви 1971г. было утверждено решение Патриаршего Священного Синода от 23/10 апреля 1929г. о “признании старых русских обрядов спасительными, как и новых обрядов, и равночестных им... об отвержении и вменении, яко не бывших порицательных выражений, относящихся к старым обрядам и, в особенности, к двуперстию, где бы они не встречались и кем бы они не изрекались...об упразднении клятв Московского Собора 1656г. и Большого московского Собора 1667г., наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие...”

Таким образом, Русская Православная церковь повернулась лицом к старообрядчеству в стремлении преодолеть раскол, возникший 300 лет назад.
Все знают, что причиною раскола послужили церковные реформы, проводившиеся патриархом Никоном. Чем они были вызваны? Состояние церкви после Смутного времени было плачевным. Обеспокоенность за сохранение благочестия на Руси нашла выражение в деятельности кружка “ревнителей благочестия”, в который среди прочих входил царь Алексей Михайлович, архимандрит Никон (будущий патриарх), протопоп Аввакум (главный поборник старообрядчества) и другие. Среди прочих вопросов ставился и вопрос о «правке» рукописных богослужебных книг для подготовки текста к книгопечатанию. Были найдены противоречия в различных книгах то ли по вине переводчиков, то ли переписчиков, и с целью унификации текста, принято решение выверить его с греческими оригиналами. Вопрос был только в том, насколько бережно и осторожно провести эту работу и другие церковные преобразования. И тут чисто церковные дела стали сферой политических интересов.

Усилилась борьба за централизацию власти, что отмечалось еще при Иоанне Грозном, а было завершено при Петре I. Тактикой царя Алексея было выдвигать сильных людей, которые брали на себя весь удар, а потом смещать их. На первых порах это были бояре Морозовы, затем их сменил патриарх Никон, которому вначале царь дал неограниченную власть. Но позднее представил на церковный суд, лишив всего, и отправил в ссылку. Церковная реформа проводилась силовыми методами, поддержка ее считалась признаком лояльности царской власти, с несогласными жестоко расправлялись как с бунтарями против царя. За короткий срок было изолировано, а потом уничтожено все старообрядческое духовенство. Последний оплот старообрядчества - Соловецкий монастырь, как вражескую крепость брал штурмом военный флот. Разгром русской православной церкви продолжался и при Петре I. Жестоко преследовались старообрядцы, не принявшие западнических реформ, не менее жестоко православные священнослужители и монахи. Петр I перестал доверять русскому духовенству, и на руководящие должности в церкви были призваны иерархи из Украины. Украинское духовенство сохраняло чистоту Православия в условиях католического засилия. Однако, западное влияние сказалось на внешних обрядах: схоластичном богословии, стиле иконописания, пения и т.д. Тем не менее, благодаря мудрости первоиерарха митрополита Стефана, Петру I не удалось до конца выполнить свой замысел превратить церковь по образцу протестантских государств в одно из государственных ведомств. Несмотря на упразднение Патриаршества и установление вместо него власти Священного Синода во главе с обер-прокурором, олицетворявшем власть царя, церковь сохранила в главном свою духовную самостоятельность. Начался 200-летний Синодальный период Русской церковной истории, закончившийся только после революции 1917 года, когда было восстановлено патриаршество. В этот период продолжалась секуляризация (отпадение от церкви) общества, массовые массонско-просветительские увлечения и т.д. К началу XIX века большая часть аристократии и аристократической интеллигенции были пропитаны массонством и западничеством. Даже император Павел I был гроссмейстером мальтийского Ордена. Таким образом, многие современные церковные историки и деятели русской культуры считают церковный раскол Русской Православной Церкви и алексеево-никоновско-петровские реформы губительными для русского православного благочестия.

Как же сложилась судьба старообрядчества? В старообрядчество ушли люди, приверженные старым устоям жизни, часто сильные и волевые по характеру, что и дало им возможность выстоять в условиях жестокого натиска со стороны государства. Долгое время старообрядчество выделялось высокими моральными качествами, трезвостью, сохранением традиционного старинного склада жизни, устойчивыми семьями, почитанием родителей. Огромное влияние старообрядчество оказало на русскую хозяйственную жизнь, промышленность, торговлю, сельское хозяйство. Например, к XIX веку значительная часть российского капитала находилась в руках старообрядцев. Старообрядцами были крупнейшие династии российских промышленников и торговцев. Старообрядчество воспитывало в своих последователях энергию и жизненную устойчивость. Старообрядческие семьи отличала особая бережливость, домовитость, честность и верность слову. Многие обычаи старообрядцев, хотя и носили религиозное обоснование, но, по сути дела, были проявлением практической мудрости. Например, выделение посуды, запрет пить воду в бане, запрет в колодце черпать воду своим ведром, пить из ведерного ковша и т.д. Все это важные гигиенические запреты, часто спасавшие старообрядцев от эпидемий. Член Государственной Думы Уваров писал в начале нашего века: “Когда вы проезжаете по деревне далекой и глухой и видите хорошие дома, богатые постройки, людей не пьяных, занятых работой, людей, нравственных и трезвых, вы всегда можете сказать вперед - старообрядцы”. Эта характеристика православного исследователя совершенно подходила и старообрядцам Горного Алтая, что было отмечено многими авторами. Так в начале века православный священник Катанды с горечью пишет о религиозном безразличии и часто низком уровне местных жителей, считавших себя православными и противопоставляет им старообрядцев, крепко соблюдавших свою веру и поведением своим подтверждавших ее.

Старообрядчество, особенно беспоповцы, сохраняя старинную культуру, нередко оберегали то, что корнями уходило еще в дохристианскую Русь. Например, обычай вместо освящения воды в храме брать ее в Крещенскую ночь из природных источников, освящение посуды проточной водой и т.д. Также и поморский обычай «христосования с природой», пение особым образом «Христос Воскресе», чтобы вызвать эхо в лесу, поле, водных источниках. Обычай на Радоницу совершать обряд «свистопляски», т.е.под переливчатое пение особых глиняных свистулек в старинных одеждах с пением пасхальных стихир совершать хороводный крестный ход вокруг кладбищ и т.д.

Старообрядческая культура привлекала и привлекает внимание многих отечественных исследователей, которые говорят об особой ценности ее для русского народа.
Что же в отношении религиозной жизни? Раскол от Русской православной церкви имел последствия продолжающихся трещин в среде самих старообрядцев, в результате чего образовалось полсотни «толков», не признающих друг друга и относящихся друг к другу часто с еще большим отрицанием, чем к «новообрядцам». Часть старообрядцев обрели в Австрии изверженного из сана по политическим соображениям епископа и, вопреки каноническим правилам, создали духовенство Белокриницкого Австрийского согласия, ныне возглавляемого Старообрядческим Архиепископом Московским и всея Руси.

Но многие старообрядцы этого не приняли. Другая часть старообрядцев принимала священников, рукоположенных в православной церкви, так называемых «беглопоповцев». После революции к ним из обновленчества перешел епископ, с тех пор это Древнеправославная церковь, возглавляемая Архиепископом Новозыбсковским и всея Руси, не признающая других старообрядцев. Но только половина старообрядцев тем или иным способом восстановили церковную организацию, другие же стали беспоповцами. Различные группы беспоповцев возглавлялись наставниками, которые вносили свои правила, не принимаемые другими. Так и образовалось около 50 толков, каждый из которых только свои обычаи считает верными, а других - «антихристовыми». К настоящему времени большинство толков вымерло и осталось их около десятка. Наиболее известные среди оставшихся: поморский, кержацкий, рижский, гребенщиковский, федоровский, федосеевский, семейственных.

Характерный эпизод приводит один исследователь старообрядчества:
«В одной деревне произошел разговор со старухой:
- Как вы молитесь?
- А я с этими старообрядцами не молюсь, потому что мы другого толка, очень редкого, так что осталась только я, да и один дед из соседней деревни.
- А в чем же ваше отличие?
- Этого я и сама не помню, а только знаю, что с местными старообрядцами молиться грех!»

Сходный эпизод произошел недавно и в наших местах. Перевезли бабушку-старообрядку в новую деревню, где она вскоре умерла. Местные старообрядцы отказались ее отпевать, так как сомневались в чистоте ее веры: «с нами не молилась».
Итак, с чем же мы пришли к сегодняшнему дню? Русская Православная Церковь, несмотря на все издержки и ошибки, сохранила главное: благодатно-литургическую жизнь, установленную Самим Господом Иисусом Христом (Ин.6) и Апостолами. Тем самым в главном не изменила Евангельской Правде. Доказательством этого является богатейшее богословское наследие последних столетий после раскола, в том числе и нашего времени. Главное же доказательство благодатной спасительности пути Русской Церкви - многочисленные примеры святости, известные в России и по всему миру. Преп. Паисий Величковский возродил древнюю практику «творения молитвы Иисусовой», что и было воспринято от него многими монахами, в том числе старцами Оптиной пустыни, куда собиралась вся Россия. Всех святых Русской Православной церкви не перечислить. Достаточно в этом сонме назвать преп. Серафима Саровского и прав. Иоанна Кронштадского, прославленных по всей России и всему миру. А новомученики и исповедники Российские, повторившие в наши дни подвиг ранних христиан!
А как приводила к святости духовная жизнь старообрядчества? Обычно старообрядцы затрудняются в ответе на этот вопрос, называя лишь имена протопопа Аввакума и прочих пострадавших в первый период гонения. А последующие 300 лет?

70 лет гонений на веру, к сожалению, сказались и на старообрядчестве, когда одновременно с разрушением православных храмов уничтожались храмы и молитвенные дома старообрядцев, богослужебные книги. Все меньше остается грамотных наставников. Современная жизнь также наложила свой отпечаток. Изменился быт старообрядцев и внешне стал мало отличаться от быта других российских людей. Нередко в старообрядческих семьях мы можем наблюдать то же пьянство, табакокурение, употребление наркотиков у молодежи, те же конфликтные ситуации и т.д. Осталось лишь чувство своей особенности и противопоставления себя другим. На чем оно основано?

Обычно старообрядцы в адрес православных выдвигают следующие обвинения:

Реформа книг и обрядов.
Здесь поднимается следующий вопрос: допустимы ли церковные реформы в принципе, или христианская вера хранит архаичность и неизменность. Однако, опыт Древней церкви говорит о закономерности реформ. При сохранении неизменной сути, форма исторически менялась. Примером могут служить литургические реформы Иоанна Златоустого и Василия Великого, принятые и старообрядцами. Вопрос о том, насколько удачны «никоновские» правки богослужебных книг, остается до сих пор спорным и нуждается в дальнейшем исследовании. Все это время продолжается выверение текстов и возможно некоторые исправления будут близки к старообрядческому пониманию. Но если мы сравним тексты православных и старообрядческих богослужебных книг, то увидим, что различия носят непринципиальный, частный характер. И если не быть формалистом-буквоедом: «за единый аз умрем», то исчезает почва для споров.

Двуперстность или трехперстность крестного знамении.
Два перста - символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек), три перста - символ Святой Троицы. При крестном знамении православные и старообрядцы всего лишь меняют их местами. Сложенные же персты на иконах Спасителя и Святых – знак не крестного знамения, как считают старообрядцы, а благословения именем Господним, по мнению православных, с начертанием греческих букв И Х - имени Спасителя. Так и священнослужители благословляют верующих. Трехперстное знамение было принято Вселенской Православной Церковью, состоявшей к тому времени из десятка самостоятельных Автокефальных Церквей, после того, как в римских катакомбах нашли сохранившиеся тела мучеников-исповедников христианства первых веков со сложенными перстами трехперстного Крестного знамения. Аналогичны примеры обретения мощей святых Киево-Печерской лавры. Но самым главным в этом вопросе является то, что после долгих дисскусий двуперстное и трехперстное знамения признаны равночестными, и этим устранена причина для споров.

Действительность Крещения лишь полным погружением.
Крещение полным погружением и Православной церковью считается более правильным. Сейчас повсеместно строятся особые купели, чтобы проводить подобное Крещение, а по возможности даже крестят на водоемах. Но, в случае невозможности крестить полным погружением, допустимо ли крестить “обливанием”, совершается ли при этом Таинство? Да, совершается, говорят нам древние книги: «Учение двенадцати апостолов» (Дидахе, глава 7), Правило 12-е Неокесарийского Собора, Правило 47-е Леодикийского Собора. Об этом же пишут многие святые отцы, рассказывают жития мучеников, одним словом, источники, задолго предшествующие Крещению Руси.

Написание имени Спасителя: ИСУС (старообрядческое) или ИИСУС (православное).
Как написание, близкое к греческому первоисточнику, правильным будет старообрядческий вариант. Но как звучание - правильнее православный. Удвоенным звуком «и» передается длительность, «тянущееся» звучание первого звука, что в греческом языке обозначается особым знаком, аналогии которому нет в славянском языке. Поэтому произношение имени Спасителя ИИСУС более соответствует Вселенской практике звучания Имени Господнего.

Точно таким же образом, спокойно и без взаимных обвинений, можно объяснить и все другие противоречия, возникшие между православием и старообрядчеством.
В завершении хочется еще раз сказать о том, что сегодня наметился процесс к сближению, преодолению исторической неправды раскола. Сто лет назад возникли старообрядческие единоверческие храмы и монастыри, где при полном сохранении старых обрядов был преодолен раскол. Сейчас аналогичное движение наблюдается со стороны православных людей. В ряде православных храмов по разрешению Патриарха проводятся богослужения «ревнителей старины» полностью по старообрядческому чину. Заходя в православные храмы старообрядцы могут креститься двуперстно. Разрешены служения старообрядцев у древних святынь.
Многие мыслящие старообрядцы также задумываются над преодолением раскола при сохранении всего, что дорого им. Но бывает и другое понимание. Один молодой мужчина из старообрядческой семьи сетовал мне на то, что хотел бы прийти в храм, но не может из-за клятвы, данной в свое время бабушке. Умирая, она сказала ему: «Греши, если не можешь иначе, хоть пей, хоть блуди, - Господь простит, а вот если войдешь в Никонианский Православный храм или в Старообрядческую «Австрийскую»церковь - будешь проклят Богом!»

Сегодня, к сожалению, очень часто не нравственность и четкое знание устоев своей веры отличает старообрядцев, а привычное недоверие к Православной церкви. Соответствует ли это проповеди Евангельской, основам Веры Православной христианской? Разве на ненависти может утверждаться истинная Вера?
В наше время разгула различных сект и ересей не пришла ли пора нам вспомнить братскую любовь нашей единой Веры и преодолеть неправду раскола?

Староверов нередко называют старообрядцами (раскольниками) или наоборот. Многим людям и в голову не приходит, что речь идёт о совершенно разных направлениях. «Староверы и старообрядцы: в чём разница между этими людьми?» – задаются вопросом несведущие.

Как возникла путаница?

Староверы и старообрядцы имеют разное мировоззрение. Путаницу в терминологии создали не слишком образованные работники СМИ, сделав эти слова синонимами. Неправильному их употреблению также способствовал тот факт, что раскольники вынуждены были бежать на Беловодье и в Приморье после проведения реформ Никона. Староверы дали старообрядцам приют и помогли укрыться от гонений. Этих людей связала не общая вера, а принадлежность к одному этносу.

Старообрядцы и староверы : отличия

Чтобы понять, в чём отличие между этими людьми, для начала нужно уяснить, к какому мировоззрению принадлежат представители одного и второго направления. Старообрядцами называют русских христиан, отказавшихся принять реформы патриарха Никона. Людей, которые не захотели подчиниться новым правилам, называли раскольниками. Их всячески преследовали и притесняли. Многие семьи были вынуждены бежать за границу. Современных потомков старообрядцев можно встретить даже в Бразилии. Только в ХХ веке к «вероотступникам» стали относиться более снисходительно. В 1905 году Николай II подписал указ, согласно которому неполиткорректное слово «раскольник» было заменено более нейтральным «старообрядец».

Нежелание части православного населения страны принять нововведения Никона было связано со значительными изменениями в проведении обрядов. Эти изменения, по мнению раскольников, оскверняли истину:

  • В старообрядческих книгах имя Спасителя пишется с одной буквой «и», то есть, Исус. После проведения реформ имя получило современное написание.
  • До нововведений Никона креститься полагалось двумя пальцами. Согласно новому канону, крестное знамя накладывалось тремя пальцами.
  • Патриарх-реформатор постановил, что ходить вокруг церкви можно только против часовой стрелки.
  • При Никоне были переписаны богослужебные книги. Различия появились не только в проведении богослужений. Некоторые термины были заменены: слово «правоверный» было заменено на «православный». Были и другие значительные перемены.

Староверами называют приверженцев дохристианского мировоззрения. Эти люди верят в Славянские Веды. Последователей традиции не стоит считать отсталыми, невежественными людьми. Их мировоззрение намного более масштабно, чем у христиан. Староверы ближе к природе и лучше понимают её законы.

Раскольники, как и любые христиане, разделяют Творца и то, что им создано. Дохристианская традиция роднит человека с природой, заставляет вернуться к ней. Соединение с естественной средой необходимо для самопознания и нахождения своего места в этом мире. Веды зачастую называют не религией, а древним мудрым знанием. Согласно староверческому летоисчислению, в настоящее время жители планеты проходят через эпоху, которая называется ночь Сварога. Это один из самых трудных периодов в истории человечества, характеризующийся всевозможными бедствиями и кризисами. С точки зрения Славянских Вед, всё происходящее сегодня в мире вполне объяснимо и не должно вызывать удивления или недоумения.

Знания, полученные нами в школе, не всегда находят своё применение в жизни. Давая готовый материал, учитель не всегда может ответить на вопрос ученика. Например: «Староверы и старообрядцы: в чём разница?». Эти термины не синонимичны. Знание родной истории поможет избежать недоразумений.

Человеку маловоцерковленному или мало знающему историю православия порой трудно отличить от новообрядческого (никонианского). Иногда прохожий случайно заходит в какой-то храм и пытается совершать молитвенные и обрядовые действия «по новому стилю» (например, бросается целовать все подряд иконы), а оказывается, что этот храм старообрядческий и подобные обычаи тут не одобряются . Может возникнуть некомфортная, конфузная ситуация. Конечно, о принадлежности храма можно спросить у привратника или свечницы, однако, помимо этого, надо знать и некоторые признаки, которые отличают старообрядческий храм.

Внешняя архитектура старообрядческого храма. Безпоповские храмы

Внешняя архитектура старообрядческого храма в подавляющем большинстве случаев никак не отличается от архитектуры новообрядческих, униатских и других церквей. Это может быть здание, построенное в новгородском или новорусском стилях с использованием элементов классицизма, а может быть и вовсе небольшой домик или даже импровизированный храм в деревянном вагончике.

Исключения составляют старообрядческие безпоповские храмы . У некоторых из них (главным образом в Прибалтике, Белоруссии и Украине) нет алтарной апсиды, поскольку и нет самого алтаря.

Восточная часть таких старообрядческих храмов не имеет алтарного выступа и заканчивается обычной стеной. Однако это не всегда видно. Есть алтарь или его нет — определенно можно сказать лишь оказавшись внутри храма. В России и некоторых других местах безпоповцы продолжают строить храмы с апсидами, поддерживая традицию старины.

Что касается внутреннего вида, то в безпоповских храмах, во всех без исключения, отсутствует алтарь. Иконостас закрывает стену, но не алтарь, престол вынесен на солею. В некоторых безпоповских храмах по центру солеи, напротив царских врат, установлен большой запрестольный крест.

Двери в алтарь имеют декоративную функцию и не открываются. Впрочем, в большинстве безпоповских храмов вовсе нет ни царских, ни диаконских дверей. Существует несколько безпоповских храмов, здания которых были построены в древности, в таких алтари имеются, но используются как дополнительные помещения: крестильни, малые моленные, хранилища икон и книг.

Восьмиконечный крест

На всех старообрядческих храмах установлены восьмиконечные кресты безо всяких украшений . Если на храме находится крест какой-то другой формы, в т.ч. и с «полумесяцем», «якорем», то этот храм не старообрядческий . И дело тут не в том, что старообрядцы не признают четвероконечный или иные формы крестов, а в том, что по причине гонений на восьмиконечный крест именно он и получил в старообрядчестве преимущественное положение.




Внутри старообрядческого храма. Свечи и паникадила

Оказавшись внутри старообрядческого храма, нужно осмотреться. В старообрядческих храмах во время Богослужения практически не используется электрический свет (за исключением клироса). Лампады в подсвечниках и паникадилах горят за счет натурального растительного масла.

Свечи для использования в старообрядческих храмах изготавливаются из чистого воска естественного цвета. Использование окрашенных свечей — красных, белых, зеленых и пр. — не допускается.

Внутри старообрядческого храма. Иконы

Важный признак старообрядческого храма — это особенные иконы: меднолитые или рукописные, написанные в т.н. «каноническом стиле».

Если в храме есть иконы известных новообрядческих святых — царя Николая II, Матроны, Серафима Саровского, то храм однозначно нестарообрядческий. Если же таких икон нет, то следует приглядеться к головным уборам преподобных и святителей, изображенным на иконах. Если их венчают черные или белые клобуки в форме «вёдер», то этот храм явно не старообрядческий. Такие клобуки вошли в моду после реформ патриарха Никона, в древнерусской церкви иноки и святители носили совсем иные головные уборы.

Внутри старообрядческого храма. Подручники

В старообрядческих храмах также можно встретить подручники — специальные коврики для земных поклонов. Подручники, как правило, сложены в аккуратные стопки на лавках старообрядческого храма.

Вопреки расхожему мнению, якобы в старообрядческих храмах никогда не бывает стульев или сидений (как у католиков или униатов), на самом деле подобные сиденья имеются во многих (но не всех) старообрядческих безпоповских храмах прибалтийских стран.


Унисонное пение и одежда верующих

Если в церкви происходит Богослужение, то старообрядческий храм легко отличить по характерному унисонному пению певчих . Аккорды, трезвучия и вообще любые гармонические лады на старообрядческом Богослужении запрещены. Также определенную информацию о принадлежности храма может дать одежда верующих, которая отличается своей строгостью.