Родился первый русский царь Иван IV Васильевич. Первые русские цари

Первый русский царь Иван IV родился в августе 1530 года и был наследником Великого московского князя Владимира III. Сам Владимир происходил из династии Рюриковичей, их московской ветви. Мать Ивана, Елена, была литовской княжной из рода Глинских, берущего своё начало от темника Золотой Орды, жестокого и хитрого Мамая.

Когда будущему царю исполнилось всего три года, князь Владимир скончался, а ещё через пять лет и умерла и мать, Елена Глинская. Мальчик остался полным сиротой и был отдан на воспитание опекунов – бояр, между которыми постоянно шла борьба за воздействие на неокрепшую душу ребёнка.

Обстановка интриг, подлости и обмана, в которой рос Иван, имела сильнейшее влияние на развитие его характера и во многом сформировала дальнейшую политику управления государством.

Недаром впоследствии Иван IV получил устрашающее прозвище Грозный или Кровавый царь. Время правления Ивана Грозного было поистине кровавым и жестоким. Это был деспотичный, жёсткий правитель, который во всех своих решениях руководствовался исключительно собственными интересами, достигая цели любой ценой.

Подтверждением сильной воли и властности будущего правителя Руси может служить тот факт, что уже в 13 лет Иван восстал против бояр и приказал отдать Андрея Шуйского на растерзание псам. В дальнейшем Грозный не раз подтверждал своё прозвище, безжалостно устраняя соперников, устраивая показательные казни и не имея снисхождения даже к близким людям.

В то же время Иван Грозный запомнился современникам не только своим бурным и вспыльчивым, скорым на расправу нравом. Это был один из самых образованных людей того времени. Он писал музыку, составлял многочисленные литературные «послания», способствовал зарождению книгоиздательства, причём сам владел одной из лучших библиотек в Европе, имел глубокие познания в богословии и обладал феноменальной памятью.

Умер царь в 1584 году в возрасте всего 54 лет. По некоторым источникам, в последние годы жизни Ивана IV парализовало, причиной чему послужила болезнь позвоночника.

Год венчания на царство первого русского царя

Самым главным итогом царствования Ивана Грозного является введение единоличного правления и принятие царского титула. Понятие самые первые цари связано с византийской культурой и происходит от римского «цезарь».

Обратите внимание! В истории Руси Иван Грозный – первый, кого нарекли царём. До 1547 года все русские правители именовались князьями.

Когда Ивану исполнилось 17 лет, он был официально введён в статус самодержца, хотя номинально исполнял роль правителя государства ещё с трёх лет, после смерти отца — князя Владимира III.

Год венчания – 1547, дата — 25 января. Процедура проводилась в Успенском соборе Московского Кремля.

Во время этого торжественного действа на юного князя были возложены символы царской власти:

  • Крест Животворящего Древа.
  • Бармы – священное одеяние, прикрывающее плечи, инкрустированное драгоценными камнями и расписанное рисунками на религиозную тематику.
  • Шапка Мономаха – символ самодержавия и главная регалия русских князей, украшенная золотом и драгоценностями.

После этого будущий царь принял «помазание» и стал признанным правителем всея Руси.

Что дало государству провозглашение царской власти?

Вход во власть Иваном Грозным был выполнен в нарушение общепризнанных норм. Обряд «венчания на царство» совершил русский митрополит Макарий, тогда как по сложившимся канонам сделать это должен был папа Римский или Константинопольский патриарх.

Это стало причиной того, что законность титула несколько лет отрицалась другими государствами. Но уже в 1561 году Константинопольским патриархом Иосифом была подписана Соборная грамота, подтверждающая правоту нового статуса монарха.

Царский титул кардинально изменил положение государства в дипломатических отношениях:

  • Он уравнял авторитет власти Ивана Грозного с самой значительной фигурой на политической арене тех лет — императором Священной Римской Империи.
  • Страны Западной Европы безоговорочно признали рост влияния Руси, как развивающейся и сильной мировой державы.

Обратите внимание! Польско-Литовское государство долгое время отказывалось принимать правомерность коронации и, в течение XVI века, так и не признала титул самодержца.

Итоги правления Ивана Грозного

Нельзя не отметить, что именно во время правления Ивана Грозного на Руси ощущался небывалый подъём во многих сферах.

Перемены, которые произошли за почти сорокалетний период царствования Ивана IV, во многом укрепили роль Русского государства на международном уровне, да и во внутреннем курсе страны были произведены новаторские изменения:

  1. Благодаря политике централизованной власти, проводимой Иваном Грозным, появился сильный и действенный орган власти, что позволило укрепить внутренние позиции государства и поднять международный авторитет.
  2. Расширилась территория Московского государства — были присоединены Астраханское и Казанское ханство.
  3. Благодаря походу Ермака, началось освоение сибирских земель.
  4. Получило развитие книгопечатание.

Помимо этого, в Русском царстве проводилось большое количество реформ:

  • В 1550 году были внесены изменения в Судебник – главный сборник законов того периода. В них ликвидировались привилегии князей и были расширены права государственных судебных органов.
  • Внесены поправки в систему налогообложения.
  • Увеличилась численность и боеспособность русской армии.
  • Было ослаблено влияние монастырей и уменьшено их финансирование.
  • Произвелась денежная реформа, итогом которой стало создание единой платёжной системы государства.

Обратите внимание! После финансовых преобразований в обиход поступили новые чеканные формы, на которых был изображён всадник с копьём. Именно эти монеты и получили в народе название «копейка», которым мы пользуемся по сей день.

Жёны и дети Ивана Грозного

Первой женой Ивана IV стала Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева, венчание с которой состоялось через месяц после коронации царя — 13 февраля 1547 года. Этот брак был долгим, он продолжался более 13 лет, вплоть до кончины Анастасии.

После этого русский царь неоднократно заводил новую семью, помимо прочего имея многочисленные неузаконенные связи.

Участь остальных жён, с которыми Иван Грозный жил между этими тремя браками, сложилась трагически:

  • Марфа Собакина – умерла через две недели после свадьбы.
  • Анна Колтовская – насильно сослана в монастырь.
  • Анна Васильчикова – против своей воли пострижена в монахини.
  • Василиса Мелентьева – наложница, судьба неизвестна.

Взошедший на престол после смерти своего отца Фёдор I Иоаннович был последним из династии Московских царей – Рюриковичей. После этого, в 1613 году, русским царём стал Михаил Фёдорович из рода Романовых.

Споры о личности первого русского царя ведутся на протяжении последующих пяти веков после его правления. В конце ХХ столетия даже поднимался вопрос о канонизации его образа.

Но православная церковь выступила против этой идеи, посчитав фигуру Ивана Грозного слишком противоречивой и одиозной, что стало препятствием для присвоения ему святого чина.

Полезное видео

«Сама история говорит за нас. Пали сильные цари и государства, а наша Русь Православная ширится и процветает. Из разрозненных мелких княжеств составилось крупнейшее в Мире Царство, глава которого вершает судьбы не своего только народа, но к слову Которого прислушиваются и правители других царств » (Пятницкий П. П. Сказание о венчании русских царей и императоров . М., 1896. С.3)

Первый русский царь, сын великого князя Василия III и великой княгини Елены Глинской, Иван IV , родился в 1530 году. После смерти отца, Василия III в 1533 году, и непродолжительного правления матери, при которой шла борьба с удельными князьями, будущий царь стал свидетелем ожесточенной политической борьбы за власть преимущественно между наиболее знатными и могущественными боярскими группами, князьями Шуйскими и Бельскими в период с 1538-1547 гг. И только к 1547 году Иван IV становится самодержавным правителем огромной страны доставшейся ему от предков. Но молодому правителю предстояло не просто взойти на трон, ему была отведена роль стать первым, венчанным на царство царем. Теперь «древний обряд посвящения на царстве в России, выражавшийся «посаженiемъ на столъ» окончательно прекращается, уступив место новой форме царского венчания «по древнему цареградскому чиноположению, с прибавлением миропомазания» (Пятницкий П. П. Сказание о венчании русских царей и императоров. М., 1896. С.5). Но с чем были связаны такие изменения? Ответ на этот вопрос следует искать задолго до того, как появился на свет будущий царь.
Стоит вспомнить еще то время, когда русские земли и княжества находились в состоянии политической раздробленности. Когда окончательное объединение земель в единую, крепкую державу требовало целого ряда войн, дипломатических расчетов и многих других факторов, в конечном итоге приведших к тому, что появилось русское государство, в котором Москва была и остается важным политическим центром. Однако мало было только объединить земли вокруг единого, сильного центра, надо было еще подкрепить и привести обоснованные доводы в пользу стремительного сосредоточения в руках великого князя московского. Именно для того чтобы все осознали возросшее значение Московского государства и его роль, необходимо было найти и обосновать те идеи, которые впоследствии составили бы идеологию. Таким образом, началом формирования идеологии единого московского государства можно считать кон. XV нач. XVI века, период правления великого князя Ивана III и его сына - Василия III. В это время как раз складывается «на пространствах Восточной Европы мощное Русское государство» (Фроянов И. Я. Драма русской истории . М., 2007. С. 928) Какое же место могло оно занять в мире? И какова его дальнейшая роль в истории людей? На все эти вопросы следовало ответить. В таких условиях и появляется теория единодержавия московских великих князей, «Москва-Третий Рим» связанная с именем Филофея, старца Псковского Елеазаровского монастыря.
В этой теории немалая роль была отведена православной вере. Надо отметить, что «представления о Руси в христианском мире начали формироваться уже вскоре после принятия ею христианства»(Культурное наследие Древней Руси. М., 1976 . С.111-112) Раньше русские люди верили в языческих богов, но после крещения Руси они приравнивались ко всем остальным христианским странам. Но как показала история, не все христианские страны могли удержать веру, в том первоначальном виде, в котором она была. В 1054 году происходит «отделение Римской церкви от Вселенского православия»(Цыпин В. Курс церковного права . Клин. С.159) В 1439 году константинопольский патриарх заключает Флорентийскую унию с римской церковью. В 1453 году Константинополь пал под натиском турок. Эти события, повлияли на дальнейшее развитие не только европейских стран, но и России. Именно с падением Константинополя, некогда сильным и мощным христианским государством, начинается переосмысление роли русских правителей в событиях и дальнейшем развитии мировой истории. «С самой минуты взятия Константинополя турками московские великие князья начали считать себя приемниками императоров или царей византийских»(Голубинский Е. Е. История Русской церкви . Т. 2. М., 1900. С.756) Русское государство постепенно стремиться занять к этому времени то место, которое раньше принадлежало Византии.
С середины XV в. Слова «об особом назначении «избранной Богом» Русской земли, не только не являются новыми, но напротив приобретают новый еще более глубокий смысл: «новое положение Руси явилось результатом отступления греческих правителей от православия и одновременно - следствием укрепления «истинной веры» в Русской земле» (Культурное наследие Древней Руси. М., 1976. С.112-114) Вот в таких условиях мысль об избранности Московского государства и получает свое значение в идее «Москва - Третий Рим». «Старого убо Рима церкви падеся неверием..ереси, второго Рима, Константинова града..агаряне секирами..разсекоша..ныне третиаго, нового Рима, ..яко вся царства православныя христианьския веры снидошася в твое едино царство» (Библиотека литературы Древней Руси. Т.9. СПб, 2000 . С.301-302) - писал Филофей еще великому князю Василию III. Основные идеи этой теории сводились к следующему: 1. все, что происходит в жизни людей и народов, определяется Божьим промыслом. 2. пали два Рима, собственно ветхий Рим и Константинополь, Москва - последний третий Рим. 3. русский царь является единственным наследником власти правителей в двух предыдущих павших государствах. Таким образом, Москва как бы становится не только всемирным политическим центром, но и церковным, а московские цари теперь являются приемниками византийских императоров.
Мы видим, что XVI столетие становится переломным в сознании людей. «Образуется Русское Православное Царство, страна, в которой жизнь каждого, начиная от царя и заканчивая последним холопом, подчинена одной цели - быть достойным великой миссии, выпавшей на долю России, - завершить ход мировой истории»(Шапошник В.В. Церковно-государственные отношения в России в 30-80-е годы XVI века. СПб., 2006) Русское государство как будущая держава, становится в ряд с европейскими странами. Таким образом, Россия того времени была призвана сыграть особую историческую роль, к тому же она должна была стать единственной хранительницей истинного христианства.
Именно с этими воззрениями на произошедшие изменения в православном мире и столкнулся Иван IV. 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Ивана IV, «знаки царского сана - крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха - возложены были на Иоанна митрополитом. После приобщения Св.Тайн Иоанн был помазан миром»(Пятницкий П. П. Сказание о венчании русских царей и императоров. М., 1896. С.8-9) О том, что это событие не осталось просто красивым обрядом, но было глубоко воспринято царем, может служить тот факт, что через десять лет, после венчания, Иван IV чтобы подкрепить свое положение, стал «заботиться о том, чтобы испросить у восточной Церкви благословение на свое венчание», дело в том, что коронование совершенное в 1547 году, состоялось без благословения вселенского патриарха и, следовательно, в глазах иностранных государей считалось незаконным. В 1561 году в Москву была прислана от патриарха Иосафа соборная грамота, подписанная митрополитами и епископами греческими» (Пятницкий П. П. Сказание о венчании русских царей и императоров. М., 1896. С.9) В этой грамоте указывалось на родство московского царя с греческой царевной Анной и роль Владимира. В грамоте говорилось, что так как «московский царь, несомненно, происходит от рода и крови истинно царской, а именно от греческой царицы Анны, сестры Василия Багрянородного, и притом великий князь Владимир венчан был диадемой и другими знаками и одеждами царского сана, присланными из Греции, то патриарх и собор благодатию Св.Духа предоставили Иоанну быть и именоваться законовенчанным» (Пятницкий П. П. Сказание о венчании русских царей и императоров. М., 1896. С.9-10)
Таким образом, можно сделать вывод о том, что по восшествии на царский престол Иван IV реально осознавал свое положение. Как известно, «цари издревле называются «помазанниками Божьими». Самое это название свидетельствует о том, что цари не есть ставленники народные» (Пятницкий П. П. Сказание о венчании русских царей и императоров. М., 1896. С.3) В данное время это наиболее точно подчеркивает положение молодого царя. Ведь он получил не просто царский титул, который употреблял во внешних документах, при связях с западными государствами, он получил право стать первым правителем, осознавшим всю важность своего пребывания на царском престоле, и без духовного процветания страны, Москва как центр, Русского государства, не смогла бы в полном смысле стать преемницей Византии.

Рюриковичи являются княжеским родом на Руси, который идет от Рюрика. Семейство Рюриковичей было большим и многие из его представителей были правителями государства и княжеств, образованных после того, как русские земли были разделены.

Биография Рюрика

Началом правления Рюриков считают 862 год. Это великие князья новгородские, киевские, владимирские, московские. Потомками Рюрика считают всех русских царей до 16 века. Последнего из этой династии звали Федором Иоанновичем. Рюрик стал князем в 862 году. В период его правления установились феодальные отношения.

Одни из историков говорят о том, что Рюрик был скандинавом. Основанием этому является этимология имени, которое переводится с латинского как Король. Также известно, что имя Рюрик очень распространено в таких странах, как Швеция, Финляндия и другие. Но другие историки предполагают, что Рюрик все-таки исходит от славян.

Если верить летописям, то можно говорить о том, что княжеские земли получил не только Рюрик, но и его братья. Но многие из исследователей единогласно утверждают, что никаких братьев у него не было.

В летописях очень мало описано о его стремлениях в укреплении границ государства и возведении городов. Положительным моментом в отрезок времени его правления было - умение подавить мятеж. Тем самым он подкрепил свой царский авторитет. Еще из положительного можно сказать и о том, что на Руси была централизована власть.

В 879 г. Рюрик скончался, и князем стал Олег, опекун Игоря - сына Рюрика.

Список князей, правителей Руси

  • Игорь
  • Ольга «Святая»
  • Святослав Игоревич
  • Ярополк I, Святославович
  • Владимир Святославович «Святой»
  • Святополк I Владимирович «Окаянный»
  • Ярослав I Владимирович «Мудрый»
  • Изяслав I Ярославович
  • Всеслав Брячиславович Полоцкий
  • Изяслав I Ярославович
  • Святослав Ярославович
  • Изяслав I Ярославович
  • Всеволод I Ярославович
  • Святополк II Изяславович
  • Владимир Всеволодович «Мономах»
  • Мстислав Владимирович «Великий»
  • Ярополк II Владимирович
  • Всеволод II Ольгович Новгород–Северский
  • Игорь Ольгович
  • Изяслав II Мстиславович Владимиро–Волынский
  • Юрий Владимирович «Долгорукий»
  • Изяслав III Давидович Черниговский
  • Ростислав Мстиславович Смоленский
  • Мстислав Изяславович Владимиро–Волынский

Кто был первым русским царем на Руси?

Иван IV Васильевич по прозвищу «Грозный» первый царь Государства

Все мы изучали историю за школьной скамьей. Но не все мы помним, кто первый царь на Руси. Этот громкий титул в 1547 году стал принадлежать Ивану IV Васильевичу. За нелегкость своего характера, за крутость нрава и жестокость ему было дано прозвище «Грозный». До него всех, кто правил Русью, называли князьями. А Иван Грозный - 1-ый царь Государства.

Первый царь венчался на царство в 1547 г.

Биография

Год появления на свет Ивана - 1530. Его отцом был князь Москвы Василий III, а матерью - Елена Глинская. Очень рано Иван стал сиротой. Он - единственный наследник престола, у него был брат Юрий, но так как он умственно отсталый, возглавить княжество не мог. Править землями на Руси стал Иван Грозный. Это был 1533 год. Фактически правительницей считали его маму, так как сын был еще маленький. Но через пять лет не стало и ее. Став сиротой в возрасте восьми лет, Иван жил с опекунами, которыми были бояре Бельские и Шуйские. Их интересовала только власть. Он вырос, каждый день видя лицемерие и подлость. Стал недоверчивым, ожидая везде и во всем подвох и предательство.

Положительные итоги правления

1547 год стал тем временем, когда Грозным было объявлено намерение венчаться на царствование. Титул царя он получила 16 января. Местом, где было проведено венчание - Успенский собор Кремля. При царствовании Ивана Васильевича отмечено значительное усиление влияния православной церкви. Отмечалось и улучшение жизни духовенства.

Через девять лет после начала царствования на Руси, Иваном вместе с Избранной Радой было разработано «Уложение о службе». Благодаря этому документу, увеличилась численность русской армии. В этом документе говорилось о том, что за каждым феодалом стоит обязанность в выставлении со своей земли определенного количества солдат, имеющих при себе и коней и вооружение. Если помещиком было поставлено воинов больше, чем необходимо, то поощрение для него было денежное вознаграждение. Но в случае, если феодал, по каким бы то причинам не предоставлял то количество солдат, которое необходимо согласно документу, то ему приходилось выплачивать штраф. Благодаря этому документу улучшилась боеспособность армии. Это немаловажно, так как Иван Грозный вел активную внешнюю политику.

Отрицательные стороны правления

Страшный деспот на троне!

Так называли царя за жестокость, пытки, расправы над неугодными людьми его правлению и воли.

Список правителей Руси после царствования Ивана Грозного

  • Симеон Бекбулатович номинально Великий князь всей Руси Фёдор I Иванович
  • Ирина Фёдоровна Годунова
  • Борис Фёдорович Годунов
  • Фёдор II Борисович Годунов
  • Лжедмитрий I (предположительно, Григорий Отрепьев)
  • Василий IV Иванович Шуйский
  • Мстиславский Фёдор Иванович
  • Дмитрий Тимофеевич Трубецкой
  • Иван Мартынович Заруцкий
  • Прокопий Петрович Ляпунов
  • Дмитрий Михайлович Пожарский
  • Кузьма Минин

Первый русский царь из рода (семьи) династии Романовых

За династией Рюриковичей последовала династия Романовых. Как и в первой, так и в этой династии было много ярких представителей правительства. Одним из них был первый представитель Михаил Романов.

Биография Михаила Федоровича Романова

В 1613 году его избрали русским царем. Его мамой была Ксения Шестова, а папа - Федор Романов. После того, как Москва была освобождена Мининым и Пожарским. будущий царь и его мама стали жить в Ипатьевском монастыре.

Поляки, когда узнали о том, что избрали царя, хотели всячески помешать. Так, это дело стояло за небольшим отрядом, двинувшимся в сторону монастыря с целью устранения Михаила. Но Иван Сусанин проявил мужество и отряд поляков погиб, не найдя верной дороги. А Ивана они изрубили.

Положительные итоги правления

Хозяйство русских земель, находившихся в упадке после тех неудач, которые произошли в 7 веке, постепенно восстанавливалось. 1617 год стал годом заключения мирного договора с Швецией.

Далее следует возврат Новгородской области, которая была захвачена годами ранее. После того, как был подписан договор в 1618 году с Польшей, польским войскам пришлось уйти с русских земель полностью. Однако территории Смоленской, Черниговской и Смоленской областей стали утраченными.

Королевичем Владиславом не признавалась законность прав Михаила Романова. Он убежденно говорил, что именно он и есть русский царь.

Этот период известен и дружескими отношениями с персами. За счет того, что была покорена Сибирь, наметилось расширение русских территорий.

Посадские люди стали облагаться большими налогами. Также можно отметить попытку формирования регулярной армии. Во главе встали иностранцы. Последние годы правления Михаила Романова ознаменованы формированием драгунских полков, как одной из армейских единиц быстрого развертывания.

Список царей России после первого царя династии Романовых

В каком соборе проходила коронация русских царей?

Успенский собор в Кремле считают одним из древнейших храмов. Он находится на Соборной площади Кремля.

Со времен Руси Успенский собор - место, в котором проводились важнейшие государственные церемонии. Одной из таких церемоний, проходивших там, является коронация царей России.

Последний русский царь в истории России

Биография

Последним императором был Николай II, его отцом был Александр Третий. Николай отличался великолепным образованием, обучался разным иностранным языкам, изучал юриспруденцию, военное дело, экономику, историю и литературу. Так как его отец рано умер, ему пришлось еще в молодом возрасте взять в руки бразды правления.

Коронация Николая состоялась в Успенском соборе 26.05.1896 года. Эта дата ознаменована и плохими событиями. Этим ужасным событием были «Ходынки». В результате их погибло огромное количество людей.

Положительные итоги правления

Период правления Николая отличается множеством положительных событий. Наблюдался подъем экономики. Шло существенное усиление аграрного сектора. В этот период Россия была экспортером сельхозпродукции в Европе.

Также было отмечено введение золотой устойчивой валюты. Развитие индустрии было весьма интенсивным. Постройка предприятий, рост больших городов, стройка железных дорог - это все положительное влияние правления Николая Второго.

Введение нормированного дня для рабочих, обеспечение страховкой, проведение отличных реформ, касательно армии и флота оказали хорошее влияние на развитие государства в целом. Императором Николаем полностью поддерживалось развитие наук и культуры. Но, несмотря на то, что было столько положительного, что жизнь народа улучшалась, - волнения в народе не прекращались.

И в январе 1905 года Россия переживает революцию. Этому событию послужило событие, известное всем под названием «Кровавое воскресенье». 17.09.1905 года идет речь о принятии манифеста, в котором защищалась гражданская свобода. Было формирование парламента, включавшего в себя Госдуму и Государственный совет.

Отрицательные итоги правления и конец династии Романовых

После июньского переворота, который изменил правила выбора в Госдуму. Каждая неудача, которая случалась в войне, подрывала престиж Николая. С началом восстания в марте этого же года в Петрограде, народное восстание обрело грандиозные масштабы. Не желая, чтобы кровопролитие достигло еще больших масштабов, Николай отрекается от престола.

9 марта временным правительством наблюдается арест всей семьи Романовых. Затем они отправляются в царское село. В Екатеринбурге 17 июля Романовых в подвальном помещении приговаривают к смерти, и происходит расстрел. На этом завершается правление династии Романовых.


Им стал на Руси Иван Грозный. Его трудно однозначно назвать созидателем. Он блестяще начал и трагично для себя и страны закончил. Кем он был?

Конец XV - начало XVI века - время значительного укрепления идеи самодержавия в Русском государстве. Ведь "царь" и "самодержец" - это титулы такого правителя, который способен и свою державу, и весь мир привести к победе истинной веры.

Убеждение в том, что именно московский государь способен взять на себя исполнение божественных предначертаний, повести народ русский к всемирному величию и тем самым спасти остальной, духовно "изрушившийся" мир, утвердилось не в одночасье.

Именно в первой трети XVI века в России рождаются и утверждаются в качестве официального духовно-политического учения, легенды о происхождении рода Рюриковичей от римского императора Августа, о наследственном характере власти русских государей от византийских императоров, нашедшие выражение в "Сказание о князьях Владимирских".

При этом русские государи фактически объявлялись наследниками как "Первого", так и "Второго Рима". В послании великому князю, приписываемому старцу Филофею, на основе мистического образа "Третьего Рима" формулируются конкретные религиозно-политические задачи, стоящие перед русским государем, - русский государь обязан принять на себя обязанности вселенского православного государя. А сам царь и великий князь объявлялся "браздодержателем Святой Руси".

В такой напряженной духовно-политической обстановке в 1533 году вступил на престол новый великий князь Иван IV Васильевич, которому суждено было прослыть на Руси Иваном Грозным. Было ему тогда всего три года, а правил он Русской державой более полувека – 51 год…

Царский выбор

С малых лет Иван Васильевич воспитывался в духе ожидания восшествия на российский престол великого православного государя, истинного Помазанника Божиего. В годы малолетства великого князя государством управляла его мать Елена Глинская с Боярской думой. Но в 1538 году Елена Глинская внезапно умерла, и власть захватили бояре. Маленький Иван IV оказался в центре интриг и ожесточенной борьбы между различными боярскими группировками. Этот факт оказал значительное влияние на формирование характера молодого государя. Чуть позже, в 1551 году, в речи на Стоглавом соборе, Иван Васильевич скажет, что после смерти матери, когда "боляре наши улучиша себе время сами владеша всем царством самовластно", и сам государь поддался их влиянию "и навыкох их злокозненныя обычаи, и тояжде мудрствовах якоже и оне". "И от того времени и доднесь, - сокрушался Иван IV, - каких зол не сотворих пред Богом, и каких казней не послал на нас Бог, приводя нас на покаяние".

В качестве "казней Божиих" Иван Грозный приводит множество несчастий, постигших государство, в том числе и стихийных бедствий. Но главным событием, вернувшим Ивана на путь истинный, стали грозные события 1547 года, когда в Москве произошли три страшных пожара, последний из которых вылился в восстание горожан. Дело, как представляется, в том, что бедам, обрушившимся на Москву весной-летом 1547 года, предшествовало событие не только исторического, но и религиозно-мистического характера - 16 января 1547 года великий князь Иван IV Васильевич принял царский титул, а Московское великое княжество превратилось в Российское царство.

С исторический точки зрения, Иван IV решился на поступок, который не позволили себе совершить ни его дед, ни его отец. Став первым русским царем, он оказался приравненным к величайшим государям прошлого и настоящего и наконец-то исполнил долгожданную мечту, лелеемую в русском сознании, - Русское царство теперь стало полновластным наследником величайших христианских государств. Наверное, сам юноша-царь не понимал этого поначалу в полной мере. И только страшные события, последовавшие сразу же за венчанием на царство, убедили Ивана Васильевича в том, что он обязан покаяться в грехах и начать исполнять свое высочайшее предназначение неуклонно и ревностно. Иначе и он сам, и царство, ему вверенное, будут ввергнуты Господом в еще более страшные испытания.

Избранные и избранный путь

Озаботившись и приняв на себя этот груз ответственности, Иван IV приблизил к себе и новых советчиков. В первые годы царствования Ивана IV вокруг него образовался круг приближенных, которых с легкой руки современника царя и одного из его ближайших советников Андрея Курбского, стали называть "Избранной радой". "Избранной радой" руководили молодой боярин А.Ф. Адашев и священник Сильвестр. Активными ее участниками был митрополит Макарий, ближние бояре Д.И. Курлятев, И.В. Шереметев, М.Я. Морозов.

Душой "Избранной рады" был пресвитер Благовещенского собора и духовник царя Сильвестр. Влияние, которое оказывал Сильвестр на Ивана Васильевича, было велико, ведь беседы с Сильвестром образовывали у Ивана Васильевича определенную систему религиозных воззрений. А в силу того, что сам Сильвестр был близок к "нестяжателям", то и воззрения эти строились на фундаменте нестяжательского учения. Во всяком случае, во многих речах и делах Ивана Васильевича в первые годы царствования прослеживаются "нестяжательские" мотивы.

Сильвестр пытался привить Ивану Васильевичу и "нестяжательское" понимание сути царской власти. По убеждению "нестяжателей", "благочестивый царь" обязан править государством только с помощью "мудрых" советников. При исполнении этого условия и станет реальностью вековая мечта об "истинном" православном царстве, глава которого - "благочестивый царь" - понесет свет истины по всем земным пределам. И, судя по всему, Иван Васильевич поначалу поддавался такому влиянию, следуя советам своих духовных наставников из "Избранной рады". Именно в этот период и свершились важнейшие реформы, которые значительно укрепили Российское царство: военная, земская, приказная, законодательная, частично было отменено местничество в армии.

При этом "Избранная рада" старалась опираться на широкое народное представительство - именно в ее правление на Руси начали созываться Земские соборы, которые утверждали самые важные решения правительства. Таким образом, в политическом отношении "Избранная рада" стремилась возродить древнюю русскую традицию - плодотворное сочетание "Власти" с "Землей", сильной центральной власти с развитым местным самоуправлением. Иначе говоря, самодержавные основы российской государственной власти были укреплены поддержкой широкого земского самоуправления. И, кстати говоря, именно земское самоуправление, устроенное при царе Иване IV Грозном, спасет Россию через полвека, в страшное Смутное время.

Зримым следствием деятельности "Избранной рады" стала великая Казанская победа - завоевание Казанского царства в 1552 году. Сам смысл Казанского похода виделся и государю, и всему его окружению не только в его политическом значении, но и в значении религиозном - это был поход православного народа против "агарян". И здесь следует помнить, что завоевание и покорение Казанского царства было не только делом жизни Ивана IV, но делом всех его предков, московских государей. Более того, взятие Казани не только ознаменовало собой исполнение трехвекового чаяния русского народа, но и стало началом нового этапа в жизни России. Поэтому многим людям того времени и самому Ивану Васильевичу виделся в этом событии глубочайший мистический смысл - это был знак Божий, свидетельствующий об особом расположении Господа к русскому царю.

Смена курса

Но Казанская победа положила начало будущей пропасти, все более расширяющейся меж царем и его советниками. Ведь именно тогда Иван Васильевич заявил своим приближенным: "Теперь оборонил меня от вас Бог!". А это означало, что все больше и больше царь стал тяготиться советчиками. И все больше и больше приходил к убеждению, что только он, царь Иван, может быть исполнителем Божией воли. Недаром, несколько позднее, в первом послании Курбскому, Иван Васильевич писал о том, что никого не видит над собою, кроме Бога и Пресвятой Богородицы…

И вот, в конце 1550-х годов, между царем Иваном IV и его "Избранной радой" наступает явное охлаждение. В 1560 году и Сильвестра, и Адашева удалили из Москвы, а после смерти царицы Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой, обвиненные в ее отравлении, Сильвестр и Адашев были заочно осуждены и отправлены в ссылку. Тогда же начались и первые гонения Ивана Васильевича на "бояр и вельмож", многие из которых пытались скрыться от царского гнева за границей. Бежал за границу и бывший царский советник и воевода Андрей Курбский. В 1564 году, уже из Литвы, он написал свое первое послание царю, в котором публично обвинил его во всех грехах. В ответ Иван IV пишет свое послание, известное сегодня под названием "Первое послание А.М. Курбскому". И именно в нем царь формулирует уже совершенно устойчивую религиозно-мистическую концепцию царя-Помазанника Божиего, облеченного Высшей Благодатью на труды свои. Причем важно отметить, что эта концепция появилась, во-первых, еще до введения опричнины и, во-вторых, стала религиозно-мистическим обоснованием ее введения.

Принципы власти

Послания Ивана Грозного Андрею Курбскому - это уникальный религиозно-философский памятник, ибо в них впервые в русской истории сам государь полностью, в законченном виде сформулировал и религиозно-философски, духовно-политически обосновал основные принципы самодержавной власти русских монархов. Один из важнейших принципов - полнота самодержавной власти. Неслучайно в первом послании Курбскому государь Иван Васильевич приводит немало исторических доказательств того, что полная самодержавная власть намного более эффективна в достижении стоящей перед Россией великой мистической цели. Основываясь на этом историческом опыте, Иван Грозный и утверждает необходимость и возможность только неограниченно самодержавного, единовластного правления в России, если Российское царство хочет исполнить возложенную на него вселенскую миссию по утверждению истинного православия. В этом заключался кардинальный политический разрыв Ивана Грозного и с "Избранной радой", и с "нестяжательской" традицией.

Но главное место в рассуждениях Ивана Васильевича занимает осмысление собственной роли в борьбе за спасение мира. И здесь государь формулирует второй принцип - божественное происхождение самодержавной власти. Более того, Иван Грозный обосновывает тезис богоизбранности самого государя. С этой же точки зрения следует оценивать позицию Ивана Грозного по отношению к любым покушениям на его самодержавство. И это вовсе не жалкая попытка оправдать жажду власти, непомерно раздутое желание повелевать людьми. Власть в данном случае - это не прихоть царя, а обязанность, возложенная на него Господом. И воспринимает он эту власть не как способ самоутверждения, но как тяжелейшую повинность Божию, как подвиг служения Господу. И вот здесь Иван Грозный формулирует третий принцип самодержавной власти: главный смысл власти русского самодержавного государя состоит в том, чтобы нести свет истины по всему миру, устроить и свою страну, а то и весь мир по Божественным заповедям.

Словом, в первом послании Курбскому Иван Грозный впервые свел в единую систему основные принципы самодержавной власти русских государей. Но понимание методов воплощения этих принципов в реальную историческую практику связано уже исключительно с личными качествами Ивана Грозного, с его личным мировоззрением, как политическим, так и религиозно-мистическим.

Методы властвования

Важнейший из этих методов - внушение страха Божьего. По сути дела, программа действий Ивана Грозного заключалась в одной идее - страхом Божиим обратить людей к истине и свету, а значит, спасти их души. И в этом смысле русский царь вполне серьезно считал, что он должен исполнять и мирские, и духовные обязанности, ибо царская власть объединяет их в одно целое и неразрывное. Иван Грозный понимал суть царской власти в мистическом духе как разновидность монашеского подвига. Недаром в одном из посланий он говорит о себе - "наполовину я уже чернец...". Вот это мироощущение - "наполовину я уже чернец..." - и определяло избранную Иваном Грозным линию поведения в мирской жизни. Иван Грозный, судя по всему, возродил на Руси идею древнего аскетизма в том виде, как ее понимали самые первые русские монахи, - в виде "истязания плоти", и попытался перенести ее основы на мирскую жизнь. Создается впечатление, что, считая себя воплощением Божественного Замысла на земле, Иван Грозный внутренне уверился и в том, что он имеет полное и несомненное право относиться к собственному государству и к собственному народу, как к "телу", которое просто необходимо истязать, подвергать всяческим мучениям, ибо только тогда откроются пути к вечному блаженству. И только пройдя через страх Божий в его самом непосредственном выражении, Российское государство, ведомое своим государем-иноком, придет к "истине и свету".

Поэтому казни и преследования, совершаемые государем, вовсе не плод его больной воспаленной фантазии, не следствие самодурства и нравственной распущенности. Это - совершенно сознательная борьба с изменниками Богу, с теми, кто, по его мнению, предал истинную веру. Иван Грозный, карая измену, последовательно и целенаправленно отсекал от "плоти" Русского государства все греховное. И тогда открываются причины многих позднейших поступков царя. Так, осуществленное в 1565 году разделение государства на две части - земщину и опричнину - объясняется помимо всего прочего еще и тем, что земщина представляет собой часть "плоти" единой Русской земли, которую государь подверг жесточайшему истязанию, дабы проучить врагов православия и поселить в их душах страх Божий. Потому и войско опричное изначально строилось по принципу военно-монашеского ордена, главой которого является сам царь, исполнявший обязанности игумена.

Можно сказать, что уже в 1564 году в первом послании Курбскому Иван Грозный сформулировал собственную идею "богоизбранного инока-самодержца", которую выдвинул взамен идеи "благочестивого царя", столь трепетно лелеемой его бывшим окружением, близким к "нестяжательским" традициям.

Фактически сформулировав принципы российской самодержавной власти, Иван Васильевич довел их до крайнего предела, до абсолюта, и даже перешел некую таинственную грань, поставив лишь самого себя в центр чуть ли не всего мироздания. А в результате он начал войну с собственной страной, ибо не верил, что подданные его способны понять и исполнить его устремления. Однако если опричнина во много раз усилила личную самодержавную власть государя, то многочисленные и беззаконные погубления, совершенные как самим царем, так и простыми опричниками, нанесли государству огромный вред. И здесь следует помнить, что разорения времен опричнины и Ливонской войны значительно подорвали мощь Российского государства. Именно этими разорениями было вызвано и усиление крепостничества в конце XVI века, ибо люди во многих землях были или уничтожены, или бежали на вольные земли. Например, к концу XVI века только в Московском уезде пустовало 84% всей обрабатываемой земли. А у российского правительства не было иной возможности содержать дворянское поместное войско, кроме как наделять дворян землей. Но кому нужна земля без крестьян, на ней работающих? Усиление же крепостничества стало, в свою очередь, одной из причин крестьянских восстаний в начале XVII века, ставших прологом Смутного времени.

В конце жизни Иван Васильевич признал беззаконность убийств, совершенных по его приказу в годы опричнины. Свидетельством тому стал "Синодик опальных царя Ивана Грозного", составленный в начале 1580-х годов. В этот "Синодик" по личному распоряжению царя включили 4 тысячи имен казненных - для поминовения во всех монастырях. Этот факт говорит о многом, и в первую очередь о том, что к концу жизни Иван Грозный глубоко раскаялся в совершенных грехах.

Но дело, конечно, не в том, чтобы в который уже раз только осудить Ивана Васильевича. Важнее другое: понять, что Иван Грозный - это великая и трагическая фигура русской истории. И тайна Ивана Грозного скрывается в его духовной и душевной трагедии, подлинной трагедии человека, истово стремящегося к истине и свету, но так и не обретшего их в земной жизни.

Специально для Столетия

Царская власть окончательно оформилась в России в середине XVI века, когда в 1547 году Великий князь всея Руси Иоанн Васильевич Грозный первым официально принял титул царя. На первого русского царя торжественно возложили шапку Мономаха, знак царской власти, надели золотую цепь и вручили тяжелое золотое яблоко, которое олицетворяло собой российскую державу. Так Россия получила своего первого царя. Он был из династии Великого князя Рюрика. Царская власть передавалась по наследству старшему сыну.

У Ивана Грозного было три сына. Старший Иван, любимец отца, средний Федор — слабый и болезненный юноша и младший Дмитрий, совсем еще маленький мальчик. Престол должен был наследовать Иван, но в царской семье случилась трагедия. В ноябре 1581 года царь Иван Грозный поссорился со своим старшим сыном и в порыве гнева избил его. От страшного нервного потрясения и сильных побоев царевич Иван заболел и скоро умер. После этой трагедии царь Иван Грозный прожил тоже недолго и скончался в марте 1584 года, а в мае Москва торжественно праздновала коронацию нового царя. Им стал средний сын Ивана Грозного, Федор Иоаннович. Самостоятельно управлять Россией он не мог, поэтому все вопросы решал брат его жены Борис Годунов, который и стал царем после смерти Федора Иоанновича в 1598 году. Борис Годунов оставил трон своему сыну Федору Годунову, которому пришлось поцарствовать совсем недолго. В 1605 году он вступил на престол и в том же году был убит сторонниками Лжедмитрия, который выдавал себя за младшего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, погибшего в Угличе еще в раннем детстве. Лжедмитрию удалось захватить московский престол, но долго он на нем не удержался. Не прошло и года, как он тоже был убит заговорщиками, во главе которых стоял князь Василий Иванович Шуйский. С 1606 года он и стал очередным русским царем и правил до 1610 года, пока его вместе с женой постригли в монахи и заточили в Иосифо-Во-локоламский монастырь.

После низложения царя Василия в России в течение трех лет продолжался период междуцарствия. Бояре думали и гадали, кому бы предложить царскую корону, перебирали одного кандидата за другим, и так продолжалось до 1613 года, когда царем стал Михаил Романов. Это был первый русский царь из династии Романовых, представители которой правили в России вплоть до 1917 года, когда последний царь из этой же династии Николай II отрекся от престола и был расстрелян.

Михаил Романов был сыном патриарха Филарета и Ксении Ивановны Шестовой, постриженных в монастырь в 1601 году по приказу Бориса Годунова. После смерти Михаила Федоровича в 1645 году царем стал его сын Алексей Михайлович. У него было много детей, среди которых в дальнейшем и разгорелась борьба за царский престол. Сначала, после смерти отца Алексея Михайловича, царем был его сын Федор Алексеевич, а когда тот умер в 1682 году на престоле оказалось сразу два царя 16-летний Иоанн V Алексеевич и его брат, десятилетний Петр. У них были разные матери. По малолетству детей, к тому же старший Иван, как пишут историки, был слабоумный, Россией управляла их старшая сестра Софья, родная сестра Иоанна. В 1696 году после смерти брата Ивана Петр I стал царствовать единолично, заточив Софью в монастырь.

Впоследствии Петр I принял титул императора.

Первым из великих князей, которые правили в объединившейся уже Руси, стал называть себя царем Иван III Васильевич из династии Великого князя варяга Рюрика. Он также первым начал писаться в различных правительственных актах не Иваном, а Иоанном, как было принято церковными книжными правилами: «Иоанн, Божиею милостью государь всея Руси», и присваивает себе титул самодержца — так по-славянски звучал титул византийского императора. К тому времени Византию захватила Турция, императорский дом пал, и Иван III стал считать себя преемником византийского императора. Он женится на племяннице последнего византийского императора Константина Палеолога Софье Палеолог, которая считалась наследницей павшего императорского дома. Выйдя замуж за великого князя Иоанна III, она как бы разделила с ним свои права наследства.

С появлением царевны Софьи в Кремле меняется весь распорядок жизни великокняжского двора и даже облик Москвы. С приездом своей невесты Ивану Ш тоже перестала нравиться та обстановка, в которой жили его предки и, приехавшие вместе с Софьей византийские мастера и художники начали строить и расписывать церкви, сооружать каменные палаты. Правда, наши предки считали, что жить в каменных домах вредно, поэтому они сами продолжали жить в деревянных, а в каменных хоромах устраивали только пышные приемы.

Москва и по облику своему стала напоминать бывший Цареград, как называли Константинополь, столицу Византии, который тоже теперь стал турецким городом. По византийским правилам была теперь расписана и придворная жизнь, вплоть до того, когда и как выходить царю с царицей, кто их должен встречать первым и где в это время должны стоять остальные и т.д. Изменилась даже походка великого князя с тех пор, как он стал называть себя царем. Она стала более торжественной, неторопливой и величавой.

Но одно дело называть себя царем, а другое — быть им на самом деле. До середины XV века в Древней Руси царями называли, кроме византийских императоров, также ханов Золотой орды. Великие князья несколько веков находились в подчинении у татарских ханов и вынуждены были платить им дань, поэтому великий князь мог стать царем только после того, как перестанет быть данником хана. Но и в этом отношении ситуация изменилась. Татарское иго было свергнуто, и великий князь окончательно пресек попытки требовать дань от русских князей.

К концу XV века на печатях, которыми Иван III скреплял политические договоры и другие важные политические документы, появляется византийский императорский герб - двуглавый орел.

Но первым официально венчанным на царство царем стал все-таки не Иван III. Прошло еще некоторое время, когда великие князья, правившие Русью, стали называться официально царями и передавать этот титул по наследству.

Первым русским царем, которого официально стали так называть во всем мире, стал внук Ивана III, Иван IV Васильевич Грозный в 1547 году.

Царь — основной титул монархов Царства Русского с 1547 года по 1721 год. Первым царем был Иван IV Грозный, а последним Пётр I Великий

Неформально этот титул спорадически употреблялся правителями Руси начиная с XI века и систематически со времён Ивана III . Наследовавший Ивану III Василий III довольствовался старым титулом «великий князь». Его сын Иван IV Грозный по достижении совершеннолетия короновался как Царь Всея Руси утвердив таким образом в глазах подданных свой престиж как суверенного правителя и наследника византийских императоров. В 1721 году Пётр Великий принял в качестве основного титул император, неофициально и полуофициально титул «царь» продолжал употребляться до свержения монархии в феврале-марте 1917. Кроме того, титул входил в официальную полную титулатуру в качестве титула владетеля бывших Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, а затем Польши.

Источники: wikii.ru, otvetina.narod.ru, otvet.mail.ru, rusich.moy.su, knowledge.allbest.ru

Утепляем мансарду

Для отделки мансарды чаще всего используется гипсокартон. Листы этого материала следует монтировать на заранее собранный каркас. Другой...

Вавилонская башня. Предания, легенды о Вавилонской башне

Вавилонская башня - легендарное строение древности, которое должно было прославить его строителей на века и бросить вызов Богу. ...

Коморр и Трифина. Торжество справедливости

Проснувшись на следующее утро, Коморр понял, что его жена сбежала, и, вскочив на своего коня, отправился вдогонку. ...