Почему древнеегипетский бог Себек имел голову крокодила? Город гадов Крокодилополь: Как египтяне поклонялись богу с головой рептилии и зачем им тысячи мумий крокодилов.

Еще на заре зарождения человеческой истории сформировалась одна из самых древних религий мира. По просуществовавшей значительно больший промежуток времени, нежели христианство, в роли божества выступали птицы или животные, с которыми было связано множество легенд.

На протяжении многих веков пантеон египетских богов постоянно менялся, кого-то забывали, а другие фигуры выходили на первый план. Современных ученых интересует старейшая религия, управлявшая многими сторонами жизни людей.

Священная река

В Древнем Нил всегда почиталась как священная, ведь она позволила сформироваться обществу. На ее берегах строились гробницы и храмы, а в водах, которые питали поля, могущественные жрецы проводили таинственные ритуалы. Простые жители боготворили реку и боялись ее разрушительной силы, поэтому неудивительно, что бог Себек в Древнем Египте играл особую роль.

Крокодилообразный бог

Покровитель обитателей Нила и защитник рыбаков имел необычный облик: сначала его изображали в виде крокодила, а позднее очеловечили. Как утверждают исследователи, мифический образ в религию пришел из древних верований и занял главенствующее место в божественном пантеоне.

Опасный крокодил, который олицетворял собой природные силы, всегда был угрозой для жизни человека, и население старалось сделать все, чтобы договориться с ним. Известен факт обожествления хищников на северо-востоке Африки, когда племена объявляли зубастых животных своими родственниками. Так и возник египетский бог Себек, дух которого вселялся в крокодилов Нила.

Особое почитание аллигаторов

Во многих городах древнейшей мировой цивилизации держали предварительно выловленного в реке. Особенно почитали хищника в некоторых областях Древнего Египта, например, в Файюмском оазисе, где в честь бога были построены храмы и вырыты священные озера, в которых жили крокодилы. Рептилий украшали драгоценностями, золотом и серебром, а их естественная смерть не являлась проблемой для жителей: из хищника делали мумию и погребали в саркофагах, как и людей. Существовали даже специальные жрецы, которые помещали тело аллигатора на носилки и бальзамировали его.

После смерти одного священного крокодила находился новый, олицетворявший дух бога, правда, никто не знает, по каким критериям отбирали рептилию, на которую молились люди.

Ученых удивила необычная археологическая находка вблизи одного поселения: в некрополе были обнаружены более двух тысяч мумий крокодилов, забальзамированных, завернутых в папирусы и похороненных с особыми почестями.

Святость крокодила и его жертв

Интересны верования египтян, считавших, что святость крокодила распространяется и на его жертвы. Еще Геродот писал о том, как трупы пострадавших от свирепых животных бальзамировали, богато одевали и хоронили в гробницах. Касаться погибших никто не имел права, кроме жрецов, которые погребали мертвых. Тело человека, убитого крокодилом, становилось священным.

Свидетельства о человеческих жертвоприношениях отсутствуют

В романе И. Ефремова «Таис Афинская» есть описание того, как главная героиня, принесенная в жертву, с испугом ожидает нападения крокодила. Правда, многие исследователи считают это литературным вымыслом, ведь хищников кормили хлебом, мясом животных и вином, а не человечиной, и никаких свидетельств о кровавых жертвоприношениях не было найдено.

Египтяне, желающие, чтобы им покровительствовал бог Себек, пили из озера, где жил аллигатор, и кормили его различными деликатесами.

Загадочная родословная

Как известно, в можно проследить родословную каждого божества, а вот сделать это с Себеком крайне сложно. История его происхождения очень загадочна, и существуют несколько вариантов, о которых не перестают спорить исследователи.

Многие ученые склоняются к версии, что бог Себек представлял собой поколение самых древних божеств: покровитель речной живности был рожден первичным океаном (Нуном). Однако есть и теории относительно того, что он являлся потомком покровителя всех фараонов - Ра, с которым Себек никак не мог соперничать по степени своего влияния.

Солнцепоклонники и почитатели крокодилов

Огромная рептилия вызывала не только священный страх, но и сильное отвращение, и достоверно известно, что не все египтяне становились крокодилопоклонниками. В стране существовала интересная ситуация, когда богобоязненные люди из-за своего негативного отношения к аллигатору не могли поклоняться божеству с лицом хищника.

Различия во взглядах создали уникальную ситуацию, при которой египтяне делились на две группы: для одних главным являлся бог Себек, а другие свято почитали воплощение солнца - создателя мира Ра. Фараон XII династии даже возвел огромный храм в Файюме, который посвящался покровителю рыбной ловли. Там же обнаружили и мумии животных. А о популярности божества говорили найденные письма, начинавшиеся словами: «Пусть тебя хранит Себек». Бог Египта защищал людей, почитавших его, и дарил необходимое изобилие землевладельцам.

А вот жители древнего города Дендеры на западном берегу Нила ненавидели аллигаторов, истребляли их и враждовали с теми, кто поклонялся хищнику.

Культ бога

Расцвет культа бога пришелся на то время, когда правила XII династия фараонов, и цари подчеркивали почитание Себека тем, что добавляли его имя к своему (Себекхотеп, Нефрусебек). Постепенно покровителя водной стихии стали считать воплощением Амона-Ра. Как поясняют ученые, поклонники солнца все-таки победили тех, кто обожествлял рептилию.

Бог Себек, принимавший обличье крокодила, всегда помогал простым египтянам. Его голова была увенчана сверкающей, словно солнце, короной, что говорило о высоком положении защитника рыбаков. В найденных папирусах ее восхваляли и считали главным оружием против всех недругов.

Многоликий Себек - бог воды

Любопытно, что в разных мифах божество считали добрым и одновременно опасным. В легенде об Осирисе - царе загробного мира - именно крокодил выносит тело сына Геба. Египетский бог Себек помогал Ра бороться с мраком и делал это успешно. По другим преданиям, он был в свите злобного Сета-разрушителя, сеющего смерть и хаос. Известен миф о вступившем в схватку со всемогущим Ра.

Частенько бог Себек, фото изваяний которого удивляют необычным внешним видом, отождествлялся с Мином, отвечавшим за хороший урожай. Считалось, что разлившийся Нил «оплодотворяет» землю, и именно в этот период из отложенных яиц вылуплялись маленькие крокодильчики. Это обстоятельство связывало представления о хорошем урожае с аллигатором.

Себек являлся и настоящим изобретателем, подарившим людям рыбацкую сеть. Кроме того, жители считали, что бог помогает душам мертвых попасть к Осирису. А найденная запись, в которой мужчина просил помощи в завоевании женщины, свидетельствует об управлении бога многими сторонами жизни египтян. Его называли тем, кто слышит молитвы, и надо сказать, что таким титулом из всего пантеона был удостоен один Себек.

Бог Египта имел жену - Себекет, которую изображали в виде властной женщины с головой льва. Центром ее культа являлся Файюмский оазис, где почитали великую госпожу.

Крокодилы и египетская мифология

Египетская мифология не могла пройти мимо такого животного, как нильский крокодил. Это крупное пресмыкающееся, достигающее в длину 6 метров, вес самых больших особей превышает тонну.

Нильский крокодил вызывал священный трепет у древних египтян – вся их жизнь была связана с Нилом, а настоящими хозяевами реки были именно крокодилы. Одним ударом могучего хвоста голодный крокодил мог опрокинуть рыбацкую лодку и утащить под воду незадачливого рыбака.

И на суше, вблизи воды и болот, нельзя было чувствовать себя в безопасности – крокодилы, в том числе и нильские, могут даже бегать своеобразным галопом, проявляя удивительную резвость для таких, на первый взгляд, неповоротливых вне воды животных.

Страшные челюсти с огромными зубами, смыкаясь с огромной силой, ломают кости крупных животных и раскалывают панцири черепах. Интересно, что зубы у крокодилов меняются в течение жизни много раз – на смену старым и сточенным вырастают новые и острые.

Крокодил может обходиться без пищи очень длительное время – до года, ни одно млекопитающее не может в этом с ним сравнится. И еще одна особенность – у крокодилов нет языка в привычном понимании – его язык распластан вдоль нижней челюсти и плотно прилеплен к ней.

То есть в отличие от ряда животных, наделяемых во многом фантастическими чертами, крокодилы обладают такими реально существующими качествами и свойствами, которые просто не могли не сделать их важными персонажами египетских мифов, начиная с древнейших времен.

Первые упоминания о Себеке

Египетский бог с головой крокодила почитался с древнейших времен.

В Ком Омбо храм Себека уникален тем, что является частью дубль-храма, построенного в греко-римскую эпоху. Северная часть посвящена триаде богов во главе с Гором (Гор, Тасенетнофрет и их сын Панебтави), а южная - триаде богов во главе с богом-крокодилом (Себек, Хатхор и их сын Хонсу).

Помимо этих больших храмов по всему Египту имелись многочисленные святилища и храмы меньшего размера, посвященные египетскому богу воды. Среди них следует отметить храмы в Гебель эль-Cильсилe и Гебелине.

Двойственное отношение к крокодилам

Греческий писатель Геродот отмечал, что крокодилы в некоторых частях Египта почитались как священные животные. Храмовые комплексы, посвященные богу-крокодилу, включали специальные бассейны, в которых жили священные рептилии.

Их головы украшали серьги, а лапы - браслеты с драгоценными камнями. После смерти их тела мумифицировали и хоронили на специальном кладбище (такое кладбище было найдено в Ком Омбо).

Однако в Египте были и области, где на крокодилов охотились и убивали.

Такая полярность нашла свое объяснение и отражение в мифах. Египетский бог Себек в них очень многогранен и неоднозначен. Он может сливаться с образом Амона или солнечного бога Ра , иногда в виде бога Себека-Ра, может выступать как ипостась бога Хнума или Осириса , а может ассимилироваться с образом Сета – злейшего врага Осириса и Гора.

В других мифах Себек делит с Гором титул «короля Египта» и оказывает ему помощь (в частности находит в водах Нила и приносит его руки, отрезанные у Гора в порыве гнева его матерью Исидой , которые потом сама же Исида с помощью магии возвращает на место).

Мифологическое сознание не подчиняется законам формальной логики и в том, что один и тот же бог может быть как добрым, так и злым, для него нет противоречия.

Себек – покровитель фараонов

Когда в период Среднего царства в Египте начали править фараоны XII династии, происходившие из Фаюма, Себек стал почитаться и как бог-покровитель фараонов.

Легендарная женщина-фараон из этой династии носила имя Себекнеферу – «Себек красивый» (ок. 1790-1786 гг. до н.э.). Ее пирамидный комплекс, построенный в Мазгуне (4 км южнее Дашура), является одной из последних пирамид , возведенных в Египте.

Традиция включать имя Собека в свои имена была продолжена фараонами XIII династии, многих из которых звали Себекхотеп – «Себек довольный» (Себекхотеп I, II, III, IV, V).

Некоторые фараоны XVII династии (ок.1650 – 1567 гг. до н.э.) тоже носили подобные имена – Себекемсаф I и Себекемсаф II. Включение имени бога в состав имени фараона говорит об огромной значимости культа Себека в тот период.

С наступлением периода Нового царства египетские фараоны уже не носят имени бога-крокодила. Однако статуя, изображающая сравнительно маленького по размерам девятого фараона XVIII династии Аменхотепа III (ок. 1402 – 1364 гг. до н.э.) и сидящего рядом с ним значительно более крупного Себека (находится ныне в Луксорском музее), говорит о том, что бог-крокодил и в этот период не утратил свои функции покровителя и защитника египетских фараонов. Эти же черты сохранились у него практически до конца эпохи фараонов, включая царей-фараонов греко-римского периода.

Родственные связи бога-крокодила

Если матерью Себека считалась Нейт, то с остальными родственными связями все более сложно. Супругой бога-крокодила могли быть Хатхор, иногда богиня урожая Рененутет .

Его сыном от богини Хатхор в триаде Ком Омбо был бог Хонсу, а в Фаюмском оазисе от супружеского союза с Рененутет сыном у него являлся бог Гор.

В ряде мифов Гор сам выступает в образе крокодила во время поисков в Ниле частей тела своего отца Осириса, коварно убитого и расчлененного жестоким Сетом.

Почему у крокодилов нет языка?

И на этот вопрос египетские мифы дают свой ответ.

Когда Сет убил и изрубил Осириса, он разбросал части тела своего убитого брата по всему Египту, а его фаллос бросил в воды Нила.

Себек, несмотря на неоднократные предупреждения богов не употреблять мясо в пищу, пренебрег этими словами и, увидев фаллос, проглотил его.

Хотя он не знал в тот момент, кому принадлежала эта часть тела, наказание богов было жестоким – Себеку отрезали язык.

Именно поэтому, как верили египтяне, крокодилы не имеют языка.

Египетский бог с головой крокодила

Поскольку с Себеком связаны многие мифологические образы, то его изображения существенно различаются.

Традиционно Себек изображался как человек с головой крокодила, с головным убором, включающим в себя диск солнца с высокими перьями, урей (иногда два), нередко рога вычурной формы.

Характерным для такого изображения бога-крокодила является наличие у него трехстороннего парика.

Чуть реже в качестве головного убора изображается корона-атеф (высокая кеглеобразная корона с двумя перьями по бокам) или объединенная корона Верхнего и Нижнего Египта.

Египетский бог воды мог изображаться и в зооморфной форме – в виде крокодила с аналогичным головным убором.

В образе Собека-Ра изображается в виде крокодила с солнечным диском и уреем на голове.

В качестве Гора мог изображаться в виде крокодила с головой сокола.

Помимо этого египетский бог Себек мог изображаться с головой барана, льва или быка.

Защитные амулеты в виде крокодила были широко распространены в Египте не только среди знати, но и у простых людей.

В греко-римский период солярные аспекты в Себеке были столь значимы, что греки нередко идентифицировали его с Гелиосом – греческим богом солнца.

Себек — бог водной пучины, олицетворение разлива Нила. Почитался в образе крокодила. Один из старейших богов Древнего Египта, чаще всего изображался в виде человека с головой крокодила. Известны также обратные варианты его изображения – крокодил с человеческой головой. В иероглифической записи изображение Себека представлено в виде крокодила, лежащего на почетном пьедестале, наподобие того, как Анубис изображался собакой на постаменте. Единого варианта правильного произношения нет, наибольшее распространение получили два его имени: Себек и Собек.
Ему молились и рыбаки, и охотники, ведущие свой промысел в камышовых зарослях. Его просили посодействовать душам мертвых на их пути к чертогам Осириса. Сохранились записи, в которых к Себеку, как к оракулу, обращается некий мужчина и просит сообщить, будет ли принадлежать ему какая-то женщина. Очевидно, Себек, по мнению древних египтян, имел влияние на очень многие стороны человеческой жизни. Причем в одном из восхваляющих гимнов он удостаивается титула «прислушивающегося к молитвам», чего не замечено ни за одним из прочих богов Древнего Египта.


Происхождение Себека туманно. Существует две основных версии (по количеству известных источников). Первая: Себека создал или родил Ра, как и прочих богов первого поколения. Вторая: Себека, как и Ра, и всех остальных, породил первичный океан Нун. Существуют также исторические свидетельства, называющие его сыном Нейт, но таких источников очень мало. И совсем ничего не известно о том, была ли у него жена. Вот такой вот загадочный бог, напоминающий своими повадками хитрого контрразведчика на службе у Ра, но пользующийся симпатиями со стороны смертных, о чем говорит и повсеместное распространение миниатюрных амулетов.


Если в Древнем Египте и было животное, достойное войти в пантеон, то это, несомненно, крокодил. Под именем Себек, он быстро стал весьма почитаемым, грозным и внушающим доверие божеством. Египтяне верили, что это пресмыкающееся было сотворено одним из первых. До недавних пор оно в изобилии встречалось в болотах Дельты и на берегах Нила.
Лучшие из известных изображений Себека были найдены в Ком-Омбо. Эти выразительные портреты изображают яростного бога, порой становящегося жертвой собственной ненасытности. Однако Себек был не только грозным, но и весьма уважаемым богом египетского пантеона. Себек может принимать обличье крокодила или же человека с головой крокодила. Разумеется, его изображению приписывались магические свойства.

Чаще всего египетские художники изображали его в солнечном венце, состоящем из двух перьев, солнечного диска, покоящегося на двух горизонтальных рогах, и двух стражей-уреев. Эту необычную корону носили два бога: Себек и Татенен. Также Себек мог изображаться в короне атеф; этот атрибут считался почетным, ведь он принадлежал самому Осирису.

Храм в Ком Омбо был построен при Птолемеях с 180 по 47 гг. до нашей эры, однако, возможно, он имеет и более древние корни. Расположился храм на правом берегу Нила в 40 километрах севернее Асуана. Обычно его посещают туристы, которые в обязательном порядке останавливаются тут, путешествуя по Нилу на теплоходе.

Себек - бог, изображаемый с головой крокодила, считается богом-создателем и защитником от злых сил. Его женой (по одной из версий) считается Хатхор - богиня любви и красоты, а сыном - Хонсу - бог луны и мудрости. Правда, Хатхор считается и женой Гора. Главным местом поклонения Себеку считается Фаюмское озеро на севере Египта, где находился город Крокодиполь (Шедит), но от него практически ничего не осталось, кроме нескольких тысяч мумий крокодилов. Поэтому храм Себека, да еще и в Верхнем Египте, он единственный, а потому уникален.

Однако уникальность храма Ком Омбо не заканчивается на этом, это двойной храм, правая сторона которого посвящена богу Гору, то есть богу солнца и неба, одному из главных богов в египетском пантеоне. Как и в случае с Себеком, место в храме нашлось и его жене, и его сыну. По некоторым мифам Гор и Себек - братья, что объясняет такое наполнение храма.

После постройки храма о нем почти ничего не известно, после распространения в Египте христианства его какое-то время использовали копты, но затем он был окончательно заброшен. Так как храм находился вблизи от Нила, река во время разливов разрушила ворота храма и часть фасада. А в 1893 году его случайно обнаружил французский археолог, храм был по самую крышу занесен песком.


С другой стороны храма все еще приличного размера бархан


Справа остатки ворот


На переднем плане все, что осталось от пилона

На всякий случай даю вам рисунок плана храма

От двора с колоннами по периметру остались только основания колонн


Вход в храм, как видно, двойной - слева для Себека, справа для Гора

Как видно на плане и по первым фото фасада храма - храм достаточно сильно разрушен, для Египта это достаточно плохая сохранность, хотя центральные залы, потеряв крышу, все-таки, более или менее сохранились. Но что сохранилось точно хорошо - это рисунки и изображения на стенах, некоторые вырезаны будто вчера.


Вход в часть храма Себека


Угол Гора


Себек

Основная часть надписей на стенах рассказывает о богах, а в некоторых частях идет перечисление того, что было пожертвовано святилищу


Коридор справа


Гипостильный зал


Слева от изображения богини Сехмет находится календарь, в кадр попал только небольшой кусочек, а так там целая стена


Календарь


На некоторых частях крама, в основном потолочных балках, остались следы оригинальной цветной росписи


Вестибюль перед алтарной частью


Вид с конца храма

В конце храма находились, как я понимаю, два алтарных камня. До наших дней сохранился только один. Расположен он в части Себека

В самом конце храма находится ряд небольших помещений, закрытых железной решеткой, но туда можно заглянуть

Как и положено египетским храмам, по внешнему периметру их огораживала стена, здесь на стенах храма хорошо сохранились рельефы


Проход слева от храма


Проход за храмом


Звезда. Похожими украшали своды гробниц в пирамидах за 2.5 тысячи лет до постройки этого храма


Проход справа от храма

Слева от основного задния храма и за храмом активно ведутся какие-то раскопки, но, если за храмом на холме походить нельзя, то на площадке слева можно. Тут есть маленький храм Себека (развалины), а также два нилометра.

Нилометры играли важную функцию в жизни древних египтян, во-первых, глубокая яма четко показывала уровень воды в реке, а во-вторых, исходя из этого взимались налоги - засуха - меньше, разлив - больше.

Еще один нилометр, похоже, был и у входа в комплекс

Назначение этих сооружений (ступеней) и небольшого домика позади него неизвестно, некоторые считают, что это источник воды, другие считают, что здесь жили священные животные, то есть, крокодилы.


Храм, вид слева

Справа от храма у небольшого храма Хатхор была найдена голова римского императора Марка Аврелия и статуя без головы


Мини-храм Хатхор


Вид на на храм справа

Из интересных рисунков в храма можно отметить изображение хирургических инструментов, но я, к сожалению, не обратил на них внимания

Но в мою коллекцию интересных изображений попал вот этот зверь - смесь пчелы, кошки и козы

На фото видно, что в храме дежурит несколько полицейских и смотрителей. Но тот редкий случай, когда конкретно нам они не пытались впарить свои услуги гида.

Как и все другие объекты в Египте, храм открыт до заката. Цена билета - 80 египетских фунтов, для студентов 40 фунтов. В стоимость билета входит и музей Собека, это небольшой зал, где выставлены мумия крокодилов и ряд ритуальных принадлежностей. Цена съемки тут - 50 фунтов, но никто особо не следит.

В Новое царство проживание тотемных животных при храмах было частой традицией. В случае с крокодилами они жили при храмах всю жизнь, о них заботились и хорошо кормили, а когда они умирали, их мумифицировали и хоронили. Крокодилы из этого музея были найдены в храме Хатхор при основном храме, а также в некрополе El-Shatb неподалеку


Бронзовая статуэтка Себека


Приспособления для мумификации крокодилов


Мумии крокодилов


Мумии крокодилов - макет


Крокодильи яйца

На набережной теплоходы с туристами ждут толпы торговцев. Меня один активно пытался развести на покупку. Предложил футболку за 5 фунтов (30 центов), цена отличная, думал прибарахлиться, сказал, какой размер нужен и ушел смотреть храм. На выходе продавец меня ждал, только теперь он за майку хотел 200 фунтов (12 долларов). А про 5 фунтов он сознался, что типа британских фунтов. Такой себе развод для простачков в надежде на то, что, типа, я оценю его старания и все равно куплю. В итоге последняя цена, которую он мне предлагал, была, по-моему - 80 фунтов - 5 долларов. Можно купить, если она тебе нужна, но мне была не нужна.


Круизный теплоход пришвартован у берега


Набережная перед храмом

Если будете останавливаться в Асуане, то для проживания рекомендую небольшой отель в нубийском стиле