Отличие философии от религии, мифа и науки. Разница между философией, мифологией и религией

Основанием для сопоставления философии, мифологии и религии служит то, что они являются особыми формами общественного сознания, отражающими духовные, культурные и мировоззренческие аспекты в осмыслении человеческой сущности, природы вещей и законов бытия. Эти аспекты по-разному проявляются в религиозных и философских учениях, корни которых уходят в индоевропейскую и восточную мифологию.Каталог конкурсов!

Мифология – особая образно-эпическая форма постижения мира, возникающая в ранний период развития общественных отношений у большинства народностей и этнических групп. В древних мифах картина мироздания сочетает в себе реальность и вымысел, знание и верования, естественное и сверхъестественное, мысль и эмоциональное восприятие действительности.
Религия – упорядоченная система взглядов и убеждений, основанная на вере в высший разум и божественное духовное начало, которым подчинена человеческая жизнь и все происходящее на земле. Религиозные представления формируются на определенном этапе становления общественных укладов и всегда соотносятся с их иерархической структурой.
Философия – высшая форма общественного сознания, проявляющаяся в интеллектуальной и духовной деятельности, направленной на постановку и анализ мировоззренческих вопросов. Философские учения, школы и направления складываются на основе практического опыта и глубокого осмысления закономерностей развития материального и нематериального мира.

Сравнение философии, мифологии и религии

В чем же разница между философией, мифологией и религией?
В мифологии отражается непосредственное, основанное на эмпирическом опыте коллективное мышление, нацеленное на определение места человека в мире природы. В мифах ему отводится скромная роль исполнителя воли богов, олицетворяющих могучие силы неба, земли и водной стихии.
Поэтика мифов строится на аллегорических образах и метафорах, имеющих многозначное толкование. Их эпическая форма представляет мир в обобщенном виде, как данность, не требующую объяснения.
Наивность мистических представлений и невозможность выделить в них предмет познания отнюдь не умаляет значение мифологии как мощного пласта духовной культуры. Именно на ее почве развилось философское мышление, в центре внимания которого оказались человек, его чувства, язык, мораль, творчество, закономерности исторических процессов и природных явлений.
Труды древнегреческих философов Пифагора, Платона и Аристотеля стали началом развития философии как науки. Ее главные направления определяются как онтология – учение о бытии, гносеология – учение о познании, логика – учение о формах мышления и эстетика – учение о гармоничном строении мира.
Религия отличается от философии тем, что объясняет бытие не с точки зрения его познаваемости и саморазвития, а как проявление воли высшего божества, непостижимого для человеческого сознания. Если философии присущи логический анализ, обобщения, аргументированные доказательства и выводы, религия основана на безоговорочной вере. Религиозное сознание проявляется на идеологическом уровне – в теологии, этике, теософских доктринах церкви, и на уровне психологическом – как стереотип поведения и эмоциональных состояний верующих. Социально значимой формой религии является культ, в котором складывается и утверждается система этических идеалов и ритуальных действий.

TheDifference.ru определил, что отличие философии от мифологии и религии заключается в следующем:

Мифология воссоздает образную картину мира. В религии представления о мироздании формируются на основе веры. Содержанием философии являются научно обоснованные мировоззренческие концепции.
В центре внимания мифологии и религии – боги. Внимание философии сосредоточено на человеке.
В мифологии и религии игнорируется способность человека к познанию. Суть философии – в познании и объяснении жизни во всех ее проявлениях.
Мифология – коллективное народное творчество. Религия – система взглядов и форма управления человеческим сознанием. Философия – гуманитарная наука.

ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ

(2017-18 учебный год)

Тема 1 . Введение .

а) Предмет философии.

б) Отличие философии от искусства и религии.

в) Отличие философии от конкретных наук.

Тема 2 . Мышление. Категории бытия .

а) Качество.

б) Количество.

Тема 3. Мышление. Категории сущности .

а) Существование.

б) Явление. Форма и содержание. Существенные связи.

в) Действительность.

Тема 4. Мышление. Категории понятия .

а) Определения понятия.

б) Суждения.

в) Умозаключения.

Тема 5. Природа. Небесная механика .

а) Пространство

в) Материя.

г) Движение.

Тема 6. Природа. Планета . (Пропускаем)

Тема 7. Природа. Биосфера .

а) Живое вещество (Пропускаем)

б) Царства живых организмов.

в) Особь (Пропускаем)

Тема 8. Природа. Тело человека .

а) Строение организма.

б) Процесс ассимиляции окружающей среды.

в) Родовой процесс.

Тема 9. Человек. Душа .

а) Природные качества.

б) Чувство самого себя.

в) Внешний облик.

Тема 10. Человек. Сознание .

а) Сознание как таковое.

б) Самосознание.

Тема 11. Человек. Интеллект .

а) Созерцание.

б) Представление.

в) Мышление.

Тема 12 . Человек. Воля .

а) Практическое чувство.

б) Влечения и произвол.

в) Счастье.

Тема 13 . Человек. Свобода.

Тема 14 . Общество. Право .

а) Собственность.

б) Договор.

в) Право на восстановление нарушенного права.

Тема 15 . Общество. Мораль .

а) Умысел и вина.

б) Намерение и благо.

в) Долг и совесть. Добро и зло. Аморальность. Моральные преступления.

Тема 16 . Общество. Нравственность .

б) Гражданское общество: экономика, правосудие, политика.

в) Государство.

Тема 17 . Общество. Философия всемирной истории .

ТЕМА 1. Введение

Предмет философии, или зачем она нужна?

Все добываемые человечеством знания о природе и о самом себе изначально пребывают в форме простого скопления множества рядоположенных фактов и сведений. Но поскольку сам мир представляет собой нечто целое, то, следовательно, все разрозненные знания о нём должны быть сведены в одну общую картину, показывающую его как целое. Спонтанно, сама собой такая целостная картина мира в сознании людей не возникает. Для её создания требуется целенаправленная деятельность интеллекта, задача которого заключается не только в производстве частных знаний, но и в приведении их к такому всеобщему единству. Вот эту работу по созданию единой картины мира, показывающей его как целое, призвана выполнять философия.


Но не одна она действует на этом направлении. Эту же цель преследуют искусство и религия.

Отличие философии от искусства и религии

Различие трёх данных форм выражения людьми своих знаний о мире, обусловлено тремя ступенями деятельности интеллекта человека. Интеллект – это внутренняя мастерская нашего духа. Его задача:

а) производить знания об окружающем мире,

б) хранить их,

в) преобразовывать их в различные планы и проекты по переустройству мира.

Ничего другого ему не дано. Интеллект и деятельность познания представляют собой одно и то же . Все интеллектуальные способности человека – созерцание, представление, воображение, память, мышление – не имеют никакого самостоятельного значения вне деятельности познания и представляют собой лишь её рабочие моменты.

Процесс познания включает в себя три ступени деятельности интеллекта:

а) созерцание,

б) представление,

в) мышление.

а) Созерцание

На первой ступени мы только непосредственно ощущаем интересующие нас предметы: видим их, слышим, осязаем, обоняем, пробуем на вкус.

б) Представление

На второй ступенииз воспринятых ощущений в нашем внутреннем представлении формируются образы предметов. При этом сам предмет мы можем уже не созерцать. Нам достаточно сохранившегося в нашем представлении его идеального образа.

Оказавшиеся в сфере представления человека образы предметов освобождаются от всех своих реальных связей. В силу этого наш интеллект получает возможность проявлять своё воображение : ассоциации и фантазии.

Ассоциативная способность воображения основана на схожести (тождестве) и различии образов предметов. Своеобразие ассоциаций зависит главным образом от состояния того человека, которому они принадлежат. Они возникают по принципу: "у кого чего болит, тот о том и говорит". Обычный разговор между людьми, собравшимися поболтать о том, о сём , развивается как раз в русле спонтанно возникающих в ходе него ассоциаций. Начинают говорить о погоде, затем переходят на одежду, от одежды – к ценам, от цен – к политике и т.д.

В ходе деятельности воображения создаются общие представления предметов. Например: яблоко как таковое, дерево вообще. Общие представления могут быть близко схожими со своими предметами, а могут совсем не походить на них. Чем выше уровень общности таких представлений, тем менее они начинают походить на свои реальные прототипы. Тем самым ассоциирующая сила воображения переходит в фантазию , создающую собственный мир искусственных образов.

Однако, попав в сферу внутреннего представления человека, образ предмета оказывается как бы в тупике. Для того чтобы мы смогли передать этот образ другим людям, его необходимо как-то вновь перенести во внешний мир. Решается эта задача посредством изготовления символов и знаков .

Когда для выражения сути своих представлений мы применяем образы реальных предметов, мы создаём символы . Лиса выражает хитрость. Бык – упорство, способность двигаться только вперёд. Лев – великодушие. И т.д. При этом из образа-символа берётся только одно какое-то его свойство, а именно то, которое совпадает с нашим представлением. Все остальные свойства не учитываются. Поэтому символ всегда многозначен. И надо ещё догадаться, что именно он обозначает.

Но не все из порождаемых нашим воображением представлений могут быть выражены посредством образов реальных предметов. Наше воображение в обилии создаёт такие представления, содержание которых не может вместиться в образы либо реально существующих предметов, либо в принципе не выразимыми посредством символов. Для овнешнения таких представлений интеллект вынужден создавать искусственные образы, которые называются знаками . Знаки изготавливаются из какого-либо внешнего материала. При этом в форму знака вкладывается содержание (смысл) представляемого человеком образа предмета. Например. Для обозначения образа вода , мы рисуем на бумаге или песке две волнистые линии.

Знак – это важная ступень в развитии нашего интеллекта. Если мы обозначили с помощью какого-то внешнего материала своё внутреннее представление, то тем самым мы придали этому материалу чуждое ему самому значение – значение своего представления. Этим обозначающая деятельность интеллекта отличается от символизирующей . Символом может выступать только такой предмет, собственное содержание которого в той или иной степени соответствует содержанию представления, которое он выражает. В знаке же внешний материал и вкладываемое в него значение (содержание представления) не имеют между собой уже ничего общего.

Соответственно, чтобы пользоваться знаками людям сначала приходится учиться понимать их значение . Для человека, который не знает значения какого-либо знака, его просто не существует. Об этом говорит и этимологическая цепочка слов: знак обозначение значение знать знание – познание и т.д.

В зависимости от материала, из которого создаются знаки, и придаваемых им пространственно-временных параметров, они подразделяются на две группы:

а) собственнознаки ,

б) знаки-слова .

Собственно знаки . В качестве примеров существования собственно знаков можно привести великое множество окружающих нас вещей: любая униформа, указывающая на принадлежность человека к какой-либо службе; калибр и число звёздочек на погонах, указывающих на его служебное положение; дорожные знаки; фирменный логотип, жесты рук и мимика лица, корона и другое царское обличье, президентский штандарт; школьный звонок, возвещающий о начале и конце занятий; обручальное кольцо на одной из рук; различные графики и линии кардиограмм и т.д. Общим для всех знаков является то, что они обозначают собой совсем не то, чем являются по своему природному материалу и форме.

Знаки-слова . Наиболее универсальным знаком является слово . Слова создаются из воздуха. Воздух представляет собой пластичное вещество, которое моментально изменяется под воздействием голоса и столь же моментально восстанавливает свою аморфность.

С помощью гортани, языка и губ мы производим звуки . Сочетание нескольких звуков становится словом . Слово, закреплённое за образом предмета, становится его именем . Сами слова не имеют имён, поскольку каждое само имя. Смысловая связь нескольких слов-имён образует самостоятельный фрагмент речи: повествовательное предложение , суждение , умозаключение . Последовательный ряд предложений составляет речь . А развитая во всех своих звеньях система речи представляет собой человеческий язык в целом. ("И повелел господь Адаму дать всем предметам имена.)

Письменность – это знак знака . Написанное на бумаге слово является графическим знаком звучащего слова. Письменность снимает преходящий характер разговорной речи и придаёт ей форму устойчивого существования в виде текста .

Единство слова-имени и содержания (смысла) обозначаемого им представления обеспечивает память человека. При упоминании имени память воспроизводит весь хранящийся в нашем представлении материал, относящийся к обозначаемому им предмету. Благодаря памяти имена и образы предметов сохраняют свою связь с реальным содержанием окружающего нас мира.

Знаки-слова позволили людям передавать свои внутренние образы и общие представления друг другу. Иначе говоря, благодаря употреблению слов люди обрели речь и научились разговаривать. Но в дополнение к этому благодаря словам люди развили третью ступень деятельности своего интеллекта – ступень мышления .

в) Мышление

Мышление происходит только посредством слов. Связывая слова между собой, мы создаём мысли. Слова составляют ткань мысли, а человеческий язык в целом является телом мышления. Бессловесного, так называемого невербального мышления, не существует. Только слова придают мыслям действительноесуществование, и мышление лишь в такой степени способно отражать содержание предметного мира, в какой оно оперирует словами.

На ступени мышления мы постигаем понятия вещей. После того, как понятие вещи станет достоянием нашего интеллекта, мы можем мысленно преобразовать его, изменить соотношение его сторон, частей и элементов. В итоге, мы создаём относительно новое понятие, которое становится проектом по изменению (переделке, обновлению) самого реального предмета. На этом завершается теоретическая деятельность познания. Ей на смену приходит практическая деятельность по преобразованию внешнего мира.

Таковы три ступени познавательной деятельности интеллекта: созерцание, представление, мышление. В соответствии с этими же ступенями наш интеллект выражает свои готовые знания о мире.

На первой ступени – созерцания – знания принимают форму произведений искусства . За счёт обработки какого-либо внешнего материала художник создаёт чувственно воспринимаемое творение, в образ которого вкладывает своё идеальное представление о мире.

На второй ступени – представления – знания выражаются в форме религиозной картины мироздания. Изложенная в Библии картина сотворения мира рассчитана не на мышление, а на образное представление человека. В силу этого она может приниматься только на веру.

На третьей ступени – мышления – знания выражаются в форме научной картины мира, которую создают конкретные науки в союзе с философией.

В разработке всех трёх перечисленных форм принимают участие все ступени деятельности интеллекта – и созерцание, и представление, и мышление. Однако определяющей для каждой из них является только одна. В искусстве – внешне созерцаемый образ. В религии – внутренне представляемая картина мира. В науке – отстраиваемое мышлением понятие мира.

Первое отличие философии (от мифологии и религии) - признание принципиальной проблематичности мира. Античные мудрецы поясняли, что философия начинается с удивления. Прежде всего перед тем обстоятельством, что мир, каким мы его знаем в обыденном опыте, и мир, как он есть на самом деле, различны. Картинка в электронном микроскопе разительно отличается от взгляда невооруженным глазом; космос невозможно описать привычными образами земных масштабов; поступки людей диктуются самыми разными мотивами, многие из которых неведомы им самим; и так далее, и тому подобное до бесконечности. Не случайно ребёнок в «чуковском» возрасте «от двух до пяти» становится завзятым «философом», донимает взрослых неожиданными вопросами («Что было, когда ничего не было?», и так до бесконечности). В общем, мир - вовсе не самоочевидность (как для обывателя), а предмет постоянного вопрошания, обдумывания (для мыслителя, ставящего перед собой сумму проблем). Эту упорную проблематизацию бытия и познания философия передала науке, но та мало-помалу специализировалась на множество более или менее узких специальностей. Отсюда - следующая принципиальная черта философии.

Второй критерий философствования - тотальность мышления, его устремлённость к обобщениям значительного масштаба. Не отдельные частные случаи, конкретные образцы, единичные ситуации (всё это хорошо только для поясняющих примеров), но всеобщие суждения - о мире в целом, всём человечестве, ходе его истории, судьбах целых цивилизаций, человеческой натуре и так далее. Ни одна специальная наука не изучает первоначал всей природы, общества как такового или же целого мира человеческой души, а философия стремится именно к этому - с её помощью происходит универсализация выводов относительно таких вопросов, которые достаточно масштабны для этого. Когда мы глубокомысленно изрекаем нечто вроде того, что человеческая природа не меняется через века, а разные культуры должны уживаться друг с другом (или прямо противоположные выводы на тот же самый счёт) - мы философствуем, то есть обобщаем и углубляем свои суждения до мыслимого предела.

Философия не только обобщает мысли, но ещё, в-третьих, обязательно углубляет их - до субстанционального предела. Субстанция (лат. substantia - подлежащее, находящееся в основе чего-то) как философское понятие означает, что за массой единичных предметов, за вечным калейдоскопом отдельных событий, мириадами различных свойств скрываются некие стабильные центры, вечные первоосновы. Они играют роль неизменной матрицы как для всего мира, так и для каждого класса предметов или ситуаций. Субстанция - не явление, а сущность. То, что существует благодаря самому себе, а не благодаря другому и в другом. Философы разных времен и народов по-разному определяли субстанцию (или несколько субстанций), но сама идея субстанциональности неотрывна от философствования.

Отсюда четвёртый признак философии - её принципиальная теоретичность, то есть признание чисто умозрительных, невыразимых в опыте визуального восприятия или практического действия сущностей. Их нельзя увидеть, потрогать, даже измерить - их можно только помыслить, «схватить» разумом. Примерами таких умозрительных реальностей являются числа, общие понятия (категории), разные другие идеи. Причём в отличие от разнообразных фантазий и догм, философские абстракции - закономерный продукт логического мышления, они одинаковы для всех здравомыслящих людей (то есть объективны). Вещество, энергия, информация; красота, добро, судьба; цивилизация, культура, история - вот образцы философских категорий - абстрактных умозрительных сущностей, за которыми стоит бесчисленное разнообразие вещей, событий, ситуаций.

Пятый критерий отличительности философии называется, как уже говорилось мной, рефлективностью - потому, что философия всегда имеет в виду мысль о мысли, размышление о размышлении. Учёный изучает что-то вне своего мышления, которое посвящено некоему объекту. Философ же наблюдает за тем, кто и как мыслит или делает, какие мыслительные приёмы способствуют истине, поступки - благу. Когда же сам учёный или практик анализирует свой интеллектуальный арсенал, он тоже волей-неволей философствует. Так что любая наука или профессия представляет собой мысль первого порядка, а философия - второго, будучи метатеорией или методологией науки и практики. Рефлексия означает мыслить себя мыслящим. Проще говоря, имеется в виду самоанализ - попытки человека разобраться в самом себе, взглянуть как бы со стороны на то, ради чего он живёт, стоит ли так жить…

Похожая ситуация с соотношением философии и практики, когда философ размышляет не столько над тем, что делает практик, сколько над тем, зачем на самом деле это делается, с какой целью и по каким мотивам.

Перечисленные критерии отличает философию от религии или богословия - те тоже претендуют изложить людям судьбы мира, некие универсалии культуры, сформулировать заповеди праведной жизни для всех, то есть совершить обобщения универсального масштаба. Однако религиозный и даже теологический подходы к знанию возводят его к откровению свыше - знание верующим и священнослужителям даётся всевышним в готовом по сути дела виде. Философии чужд такой догматизм. Философ сам приходит к своим выводам, опираясь на твёрдо установленные наукой или практикой факты и применяя к их истолкованию интеллект - логику, интуицию, всю силу своего духа. Философия всегда открыта новым вопросам, ведущим её вглубь и вширь универсума.

Эти два типа знания - религиозное и философское могут соединяться в той или иной пропорции и тогда мы получаем варианты религиозной философии. В христианстве, допустим, многие отцы этой церкви основывали по сути философские школы - Августин Аврелий, Фома Аквинский или Мальбранш. Их философичность состояла в том, что они, пользуясь собственным умом, обновляли идейную доктрину христианства, помогали церкви выйти из очередного кризиса. Однако большинство философских школ носило светский, свободный от конфессиональных пристрастий характер. Всякая религия обуздывает человека, его страсти, а философия поощряет свободный поиск своего призвания вопреки любым авторитетам.

Тут кроется ещё одна особенность философии. Только что отмечалась её проблематичность. Разные науки тоже ставят и решают проблемы, но всё время новые. А философия уже несколько тысячелетий снова и снова обсуждает близкий по содержанию набор «вечных тем», сходных проблем. А их решения представителями разных философских школ предлагаются тоже разные. Такая пестрота ответов на одни те же вопросы (о счастье и свободе человека, познаваемости или таинственности природы, конце или начале истории; так далее) вовсе не отбрасывает философию на интеллектуальную свалку, в мёртвый архив познания. Вспомним о принципиальной теоретичности и универсальности философии. Её предмет невозможно проверить эмпирически - загнать «под колпак» эксперимента или наблюдения. К тому же области философствования не гомогенны, как в природе (где, допустим, водород он и есть водород во всём мыслимом космосе). Предмет философии предельно противоречив. Природа остается одна и та же, но наша картина изучаемой реальности постоянно меняется с прогрессом науки и техники; человек вечен своими страстями и надеждами, но общество, в котором он живёт, периодически радикально меняется, а значит меняются самооценки людей. Так что относительное постоянство философской проблематики от века к веку, даже от тысячелетия к тысячелетию не означает, что у философии нет истории, что она не развивается. История философских идей полнее всего сочетает в себе традиции и новации. Здесь особая пропорция согласия и споров.

С отличиями философии связан вопрос о значении философских идей для человеческой жизни. В отечественных учебниках обычно перечисляются несколько функций философии - и познавательная, и воспитательная, и практическая, и целый ряд ещё. Но они же самые в принципе присущи любой области теоретического знания (физике или химии, истории или археологии), и не только его, но и противоположным - чувственно-интуитивным, мистическим сферам духовности (мифологии, религии, искусству). Те тоже расширяют кругозор, формируют убеждения, помогают жить и выживать. Привилегией именно философии остаётся однаединственная функция - углубление понимания. Напомню название одной из картин Поля Гогена из его таитянского цикла: «Кто мы? Откуда мы? Куда мы идём?» Мы с вами, а не древние греки, не средневековые жители, но и не будущие обитатели Марса. Поэтому-то философы и возвращаются постоянно к вечным темам человеческого бытия и познания, но каждый раз в новых интеллектуальных условиях.

Хотя философские идеи нельзя потрогать руками или рассмотреть глазами, они постоянно и настойчиво влияют на нашу жизнь, её практику. В условиях разных цивилизаций и культур эти идеи могут отличаться, порой весьма радикально, но влиятельности своей не теряют. Скажем, европейцами с самого начала их цивилизации двигали идеи истины, добра и красоты. Эти абстрактные идеи уже более двух тысячелетий прокладывают себе путь сквозь массу дичайших заблуждений, океан зла и ужасающие уродства. Всё новые и новые поколения европейских народов развивают науку и технику - с несомненным успехом; реформируют общественное устройство, экономику в поисках справедливости (и живут лучше всего остального населения Земли); гонятся за модой - идеалом телесной гармонии (и задают образцы моды всему свету). В абсолютном большинстве случаев вечная истина, идеальное государство, безупречная фигура - недостижимые фантомы. Но соответствующие идеи - философские абстракции истины, добра, красоты - продолжают вести нас за собой, не дают успокоиться в жизненной борьбе, завещают её потомкам. Так что философия не только теоретична, но и по-своему практична.

Поэт поясняет нам философский подтекст вполне житейской ситуации:

… Одинокий гитарист

С добрым Генделем на пару

Поднимают к небесам

Этот маленький трактир.

И витает, как дымок, Христианская идея, Что когда-то повезёт,

Если вдруг не повезло.

Он играет и поёт, Всё надеясь и надеясь, Что когда-нибудь добро

Победит в борьбе со злом.

Ах, как трудно будет нам, Если мы ему поверим:

С этим веком наш роман Бессердечен и нечист. Но спасает нас в ночи От позорного безверья

Колокольчик над дугой - Одинокий гитарист.

Ю.И. Визбор. 1982.

В соответствии со всеми перечисленными интеллектуальными претензиями выстраивается и дисциплинарная структура философии, т.е. состав её разделов как науки и учебного предмета.

Онтология (греч. «ontos» - «сущее») - учение о бытии мира и человека; о первоначалах всего сущего, выражаемых в универсальных принципах и категориях (вроде таких, как «мир», «природа», «материя», «дух», «пространство», «время», «развитие», «эволюция»).

Гносеология (греч. «gnosis» - знание) - теория познания, трактующая его сущность и возможности; условия достоверности и отношение к реальности; соотношение в нём истины и заблуждений; само понятие знания и его разновидностей.

Теория научного, особо сложного и ответственного познания нередко называется эпистемологией (греч. «episteme» - «мнение»). Впрочем, последнее время так всё чаще именуют всю теорию познания.

Метафизика - так, с лёгкой руки древних греков, называются онтология и гносеология вместе взятые. Название это возникло случайно - первый редактор сочинений Аристотель при их издании на первом месте поместил трактат «Физика», а вслед за ним («после физики») - сочинения о бытии, причинности и знании. Сам Аристотель называл эти последние сочинения первой философией, имея в виду, что она касается наиболее фундаментальных и существенных проблем человеческой мысли. Таким образом, метафизическими стали называть вопросы о разуме, душе, космосе, причинности, свободе выбора и т.п.

Логика (греч. «logos» - «слово», «понятие», «разумение») - часть теории познания, а именно учение о мышлении, его общечеловеческих формах и принципах, законах последовательного и доказательного чередования мыслей при точном обсуждении любой проблемы. Короче говоря, логику интересует правильное мышление (о чем бы то ни было), процедуры проверки этой самой правильности наших размышлений (на любые темы).

Методология (греч. «metodos» - путь, имеется в виду - исследования, порядок совершения умственных и практических действий) - учение об эффективных приемах работы, принципах рациональной деятельности учёного и профессонала-практика.

Социология (лат. «societas» - «общество») - объяснение законов развития и устройства общества, путей всемирной истории человечества.

Аксиология (греч. «axia» - “ценность”) - трактует понятие ценностей жизни и культуры, процедуры оценки значимых для человека явлений и событий (полезных, вредных или нейтральных).

Этика (греч. «ethos» - нрав, обычаи) - учение о морали, т.е. правилах поведения людей, счастье и долге человека, его обязанностях по отношению к обществу, государству, своим ближним и к себе самому.

Кроме общечеловеческой морали, существуют ее многоразличные модификации применительно к тем или иным группам людей и их практикам. Так, различаются этикет аристократии и обычаи трудового люда, этика предпринимательства и этика медицины, корпоративная этика и этический кодекс отдельной личности.

Медицинская этика со времён Гиппократа постулирует важнейшие принципы гуманного врачевания - постоянную готовность прийти на помощь больному, не вредить пациенту, соблюдать врачебную тайну, проявлять коллегиальность с другими медиками, не совершать эвтаназии, почитать своих учителей в искусстве борьбы в болезнями. Деонтология (de - повелительная частица + ontos - бытие, в сумме - как должно) - правила поведения на работе всего медицинского персонала конкретизируют клятву Гиппократа применительно к отдельным категориям медиков (доктора, фельдшеры, медицинские сёстры, фармацевты, все прочие) и, главное, направлениям врачевания (своя деонтология у хирургов, своя у педиатров, или, допустим, провизоров; и так далее). Среди основные разделов деонтологического регулирования - внешний вид, интонации речи, выражение лица, мимика и жесты, прочие манеры, правила поведения медика на рабочем месте. А главное - воля к победе над болезнями, оптимистический настрой в общении с коллегами и пациентами.

Достижения современной науки и технологии потребовали активизации этических решений для врачей и остальных медиков. Во второй половине XX столетия появилась новая - биомедицинская этика. Она, помимо вечных проблем жизни и смерти, здоровья и болезни, материнства и детства, старения и долголетия, рассматривает также проблемы (их социальные и психологические аспекты), как трансплантации органов человеческого организма; перемены пола; клонирования растений, животных и человека; наследственности и генетических заболеваний; суицида (самоубийства) и наркоманий; абортов и контрацепции, искусственного оплодотворения и суррогатного материнства; эвтаназии; хосписов; многие тому подобные. Все они не имеют однозначных решений в принципе, и тем более применительно к отдельным пациентам; должны обсуждаться не случайным консилиумом узких специалистов, но экспертными советами. В них на паритетных началах представлены представители медицины, церкви, государства (юристы, полицейские), общественности.

Эстетика (греч. «aistethicos» - ощущение, чувство) - учение о канонах красоты, формах её освоения и творчества, прежде всего в искусстве.

Теология или же по-русски богословие обосновывает идею Бога и веру в него; анализирует аргументы сторонников и противников религии, пути её исторического развития и роль в современном обществе.

Антропология (греч. «antropos» - «человек») как теоретическая или же социальная дисциплина синтезирует представления о природе и назначении человека, его месте в мире, смыслах жизни и смерти.

За последнее время от философии «отпочковался» целый ряд наук, до недавнего времени даже преподававшихся на философских факультетах. Они сохраняют наиболее тесные связи с философией. Это психология, культурология, политология, математическая логика, науковедение, праксеология и некоторые другие.

Все «большие» науки делятся на различные по тематике дисциплины, направления, разделы. Намеченная только что дисциплинарная структура философии более условна, чем в физике или математике. Большинство философских трактатов чем дальше, чем больше писалось на стыке отдельных из прежних тематичностей. Скажем, онтологии и антропологии, этики и эстетики, т.д. Ещё больше тематической гибридизации у философских субдисциплин с другими науками, гуманитарными и даже естественными. Дальше в этих лекциях речь пойдет о социобиологии, биоэтике, этологии и других, по сути междисциплинарных отраслях знания. Всё это закономерный процесс углубления теоретического познания.


Введение

Сущность философии и религии

Происхождение религии

Заключение

Список литературы


Введение


Во все времена важнейшим элементом цивилизации являлась духовная культура. В свою очередь, в структуре духовной культуры с древнейших времен тесно сосуществуют, помимо прочих, две такие составляющие, как философия и религия (философское и религиозное знание). В связи с этим представляется весьма важным и актуальным исследование специфики названных феноменов, а также их взаимосвязи и сходства, отличий.

Религия являет собой важный и необходимый феномен духовной жизни человека и общества. Помимо этого, религия является не только представлением о Боге, не только сознанием, это и реальная жизнь, действия людей - культ, богослужение, церковная организация, наконец, это формы и принципы организации общественной жизни, в той или иной степени основываются на религиозных основаниях. То есть религия - это соответствующее мировосприятие и определенная сфера жизни человека.

Отметим, что религия, как и философия, является мировоззрением, правда, специфическим и одновременно включает в себя определенное поведение и действия, которые основываются на вере в существование нескольких (политеизм) или одного (монотеизм) богов, то есть такого начала, которое является «священным», сверхъестественным, недоступным пониманию человеческим разумом.

Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория или наука. Она вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.

Философия - это свободное мышление и искание истины. Философия - учение о мире, и месте человека в нём; наука о всеобщих науках развития природы, общества.

Изучением религии занимаются, прежде всего, богословие, а также история и философия каждая под своим особым углом зрения. Богословие стремится к адекватному истолкованию фактов религиозного сознания, данных путем откровения. История религии исследует процесс возникновения и развития религиозного сознания, сравнивает и классифицирует различные религии с целью найти общие принципы их становления. Философия анализирует, прежде всего, сущность религии, определяет ее место в системе мировоззрения, выявляет ее психологические и социальные аспекты, ее онтологический и познавательный смысл, высвечивает соотношение веры и знания, анализирует проблемы отношения человека и Бога, нравственный смысл религии и ее роль в жизни общества, в развитии духовности как человека, так и человечества.

Целью данной работы является анализ сходства и различий философии и религии.

Сущность философии и религии


Исторически религия в форме мифа зародилась раньше философии, и с появлением последней, которая стала захватывать ту же область познания, что и религия, их взаимоотношения приобрели форму спора. Для начала необходимо дать четкое определение понятиям «религия» и «философия».

Религию следует рассматривать в качестве важнейшего атрибута любого социума, а именно как ценностную систему того или иного общества, обусловливающую вероятные цели его развития и опосредующую конкретную деятельность индивидов и общества в соответствии с целеполаганием этой системы. При этом связь ценностей, принимаемых тем или иным обществом, и целей, обусловливающих идею социального развития, выражающуюся в конкретной идеологии, самая прямая.

Слово «религия» означает «связываю», «соединяю», что можно понять как связь человека с высшими силами, с богом. Под религией чаще всего понимается совокупность взглядов и представлений система верований и обрядов. Религия - это «мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей и формы его концептуализации, определяемые верой в существование сверхъестественной сферы, артикулируемой в зрелых формах религии в качестве Бога, божества». «По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения».

Религия оказывает значительное влияние на мировоззрение, придающее смысловое содержание общественным реалиям, формирующее убеждения в отношении причин и целей как мира, так и социума. В качестве основных мировоззренческих аспектов выделим онтологический, гносеологический, аксиологический и праксиологический. Вполне понятно, что как части целого эти аспекты взаимообусловливают друг друга. Деятельность зависит от ценностных ориентаций, которые, в свою очередь, определяются отношениями к бытию и представлениями о его познаваемости. Однако и на систему ценностей, а значит, на онтологический и гносеологический аспекты мировоззрения оказывает влияние деятельностная сторона общественной жизни. К тому же нельзя отрицать и влияние теоретических концепций, формирующих онтологические и гносеологические мировоззренческие аспекты как на ценностные системы, так и на общественную деятельность. Несомненно также взаимовлияние онтологии и гносеологии в рамках теоретического осмысления действительности. И важно подчеркнуть, что все выделенные нами основные аспекты мировоззрения зависят от целевой установки, определяющей смысловое понимание и сущности бытия, и возможностей его постижения, и ценностных ориентиров деятельности.

Таким образом, религии как важнейшие факторы, обусловливающие различные мировоззрения, правомерно интерпретировать как ценностные системы, влияющие на миропонимание и задающие деятельностно-целевые ориентиры социального развития.

Философия - это «особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях. Философия стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем».

Традиционно философия определяется как исследование первопричин и начал всего сущего - универсальных принципов, в рамках которых существует и изменяется как бытие, так и мышление, как постигаемый Космос, так и постигающий его дух. Мыслимое в традиционной философии выступает в качестве бытия - одной из основных философских категорий. К бытию относятся не только реально происходящие процессы, но и умопостигаемые возможности. Поскольку мыслимое необозримо в своих частностях, философы, в основном, концентрируют своё внимание на первопричинах, предельно общих понятиях, категориях. В разные эпохи и для разных философских направлений эти категории свои (поэтому Гегель определял философию как «современную ей эпоху, постигнутую в мышлении).

Философия включает в себя такие различные дисциплины, как логика, метафизика, онтология, эпистемология, эстетика, этика и др., в которых задаются такие вопросы, как, например, «Существует ли Бог?», «Возможно ли объективное познание?», «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?» Фундаментальным методом философии является построение умозаключений, оценивающих те или иные аргументы, касающиеся подобных вопросов. Между тем, точных границ и единой методологии философии не существует. Споры идут и по поводу того, что считать философией, и само определение философии различно в многочисленных философских школах.


Происхождение религии


Происхождение религии - одна из важнейших проблем богословия и религиоведения. Согласно богословским воззрениям, которые господствовали в Европе на протяжении многих веков, религия имеет божественную природу, она возникла вместе с человеком и притом сразу же в виде монотеизма (веры в единого Бога). Распространенность и живучесть этих воззрений объясняются тем, что они находят свое подтверждение в текстах Священного Писания, авторитет которых не подлежит сомнению среди верующих людей.

Религия сменила собой более ранний тип мировоззрения - мифологическое. На протяжении всей человеческой истории сменилось много типов религий. Ранние религии выступали в формах фетишизма (поклонение каким- либо реальным предметам и наделение их сверхъестественными свойствами), тотемизма (веры в сверхъестественное родство животного и человека), анимизма (веры в духов в природе и души в человеке), магии, колдовства (веры в сверхъестественные свойства человека). Затем появились родоплеменные религии в формах культа предков, вождей, земледельческих культов.

На определенной стадии развития общества появляются языческие религии. В языческих религиях люди верили, что существует множество богов, вначале отвечавших за те или иные явления природы, а затем в развитых языческих культах - и за явления общественной жизни. Это называется политеизмом, или многобожием. У многих древних народов существовал свой пантеон богов. Каждый бог выполнял определенную функцию, «заведовал» той или иной стихией (громом, молнией, дождем, морем, рекой, озером, горами, затем присоединились и человеческие отношения: любовь, торговля, семейный очаг, правосудие, война и т. д.). Пантеоны возглавлялись наиболее влиятельным из богов, который играл роль правителя. Например, у греков пантеон богов возглавлял бог по имени Зевс, который повелевал такими стихиями, как гром и молния. Зевсу подчинялись другие боги. Постепенно главный бог становится единственным, появляется монотеизм, то есть единобожие. Наиболее ранняя монотеистическая религия - иудаизм.

Вопрос о происхождении религии представляется достаточно сложным, так как формирование человеческого общества происходило на протяжении длительного времени, в нем участвовали сотни поколений. Существует множество точек зрения, по-разному трактующих этот вопрос. Мы рассмотрим три основные концепции происхождения религии.

Первая концепция была сформулирована в околоцерковных кругах и вошла в историю изучения религии как концепция «прамонотеизма». Она утверждает, что сначала существовала вера в единого Бога. Сведения об этом периоде якобы находят в древних источниках. Затем, в силу того что все народы развивались своим путем, вера в единого Бога была забыта и заменена верой во многих богов. И только на следующем этапе у некоторых народов восстанавливается первоначальная вера в единого Бога.

Это точка зрения не подтверждается конкретными исследованиями. Археологические раскопки показывают, что в первобытном обществе люди поклонялись стихийным силам природы, которые олицетворялись в виде большого количество богов. Этот факт находит отражение и в мифологии. Затем, по мере классового разделения общества и появления государства, во главе которого стоял один человек, в общественном сознании складывается представление о том, что существует единый Бог на небе, как единый правитель на земле.

Вторая концепция утверждает, что существовал безрелигиозный период в истории человечества. Она основывается на предположении, что первобытный человек был слабо развит интеллектуально и не мог сформировать абстрактные представления о богах или божественных, сверхъестественных силах. Однако все исследования первобытных племен: археологические, этнографические и др. - показывают, что у всех племен существовали, хотя бы в зачаточном состоянии, элементы религиозных верований. Прежде всего, об этом говорят захоронения. Останки животных находят в беспорядочном состоянии, в то время как человеческие - покоятся с соблюдением определенных правил. Это говорит о существовании веры в потустороннюю жизнь, которая так или иначе связана с настоящим.

Третья концепция основывается на данных современной науки. Согласно ей простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад. Именно к этому времени относится появление человека разумного, который был способен к созданию определенного рода абстракций. О существовании религиозных воззрений в то время говорит практика захоронения первобытных людей, а также пещерные рисунки. Эти факты свидетельствуют о наличии у первобытного человека веры в большое количество богов, которые воплощали в себе стихийные силы природы.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что вопрос о том, как и когда возникла религия, является достаточно сложным, дискуссионным и ответ на него зависит во многом от мировоззренческих установок самих исследователей. На него можно в принципе дать два взаимоисключающих ответа: религия появилась вместе с человеком; религия - продукт человеческой истории. Религиозные представления прошли длительный путь развития, что доказывает многообразие видов религии.


Зарождение философии, ее взаимосвязь с религией в Древней Греции и на Древнем Востоке


Философия появилась, когда религия уже существовала и являлась неотъемлемой частью мировоззрения древнего человека. Это обусловило то, что философия хотя порой и скептически относилась к интерпретации божественного, но все-таки развивалась в неотделимой связи с Богом и активно использовала религиозные идеи. Религиозные идеи, облеченные в мифическую форму, в Грецию были перенесены с Востока. Они вошли в греческую религию, и лишь оттуда ими воспользовалась философия.

В античности научная деятельность всегда мыслилась в рамках и пределах религиозного мировоззрения, но древнегреческая религия не препятствовала свободному развитию научного мышления. Греческая религия не имела теологической систематизации и возникала на базе свободного соглашения о предмете веры. В собственном смысле слова в Греции не было общепризнанного религиозного учения, но только мифология».

Но древние религиозные идеи не были самоцелью философии. «Они подлежали трансформации и подчинению с целью обоснования рациональной социоэтической нормативности. Репрезентатором этой нормативности выступала «physis», сводящая в единый, подлежащий рациональному обоснованию узел богов, людей и природы. А уж рациональное обоснование человеческой жизни потребовало привлечения и огромного теокосмогонического материала, и эмпирических знаний, и дедуктивных наук».

Период интенсивного собирания сведений по самым различным областям знания характеризовался появлением милетской школы, в рамках которой создаются и развиваются рационалистические представления о мире. Милетцы впервые ставят вопросы о возникновении и устройстве мира в такой форме, на которую необходимо дать четкий и понятный ответ. Это проявлялось в отказе от традиционной религии (религиозный скепсис на взаимоотношения богов и людей и т. д.). Милетская школа впервые отменила мифологическую картину мира, основанную на противопоставлении небесного (божественного) земному (человеческому), и ввела всеобщность физических законов.

Эта традиция вызывает реакцию, проявившуюся, в частности, у пифагорейцев. Сущность ее состоит в том, чтобы оградить сферу традиционных авторитетов. «Это новое отношение к мудрости получает название философии и включает в себя благочестивое отношение к традиции. При этом рационалистические концепции лишаются их деструктивной силы и получают свое место, заключающееся в педагогическом процессе, включающем в себя формирование общественного благочестивого отношения человека к миру и божеству».

Пифагорейцы считались первыми философами, и в то же время они представляли собой религиозный союз. «Первоначальное ядро пифагореизма - религиозное. Оно слагалось из архаического слоя, который по своему существу древнее пифагореизма и был лишь усвоен последним, и некоторых нововведений, внесенных основателем пифагорейской религии». Цель, к которой должен стремиться человек, по их представлениям, - это уподобление богу, а развитие божественного элемента в себе происходит за счет понимания структуры божественного космоса, что возможно через философию.

Хотя некоторые софисты, такие как Протагор и Критий, считали, что Бог и религия являются выдумкой, последующие философы гармонично сочетали философию и религиозную картину мира, не противопоставляя их друг другу. Ярким примером такого соединения была метафизика (первая философия, или теология) Аристотеля, которую впоследствии переняли средневековые богословы. Поскольку Аристотель допускает два вида сущностей - природные и сверхприродные (божественные), то науками, изучающими эти сущности, будут физика и метафизика. Аристотель также включал в первую философию логику, тем самым создав возможность в дальнейшем использовать философию в целях объяснения религиозных постулатов.

Философские учения Запада в эпоху Древнего мира не превратились ни в одну из мировых или хотя бы распространенных в Древней Греции и Риме религий.

Восточная философия развивалась в тесном взаимодействии с религией: зачастую одно и то же философское течение предстает и как собственно философия, и как религия.

В отличие от Греции в Индии и Китае переход от мифологии к философии был осуществлен «на базе сильно оформленного и чрезвычайно укорененного ритуала. Незыблемость авторитета ритуала, его определяющая роль в генезисе индийской и китайской философской мысли жестко детерминировала границы философского дискурса. Если мифология допускала многовариантность моделей мира, открывавшую возможность разнообразия дискурса, методов теоретизирования, то ритуал жестко ограничивал такую вариативность, накрепко привязывая рефлексию к традиции».

Первыми свидетельствами самостоятельного систематического изложения индийской философии явились сутры. В Индии многочисленные философские школы так или иначе соотносились главным образом с брахманизмом и буддизмом. Размежевание на отдельные школы в Индии не привело к официальному признанию приоритета какого-либо одного из философских направлений. Вплоть до Нового времени индийская философия практически развивалась исключительно в русле шести классических систем, ориентировавшихся на авторитет Вед и неортодоксальных течений.

Разум, рациональное в человеке и его мышлении было поставлено на вершину конфуцианства. Чувства же и эмоции в человеке были сильно принижены. Но конфуцианство, несмотря на это, было основной и ведущей формой религии, хотя к проблемам религии как таковой (если иметь в виду ее метафизику и мистику) конфуцианство относилось весьма прохладно, порой даже вообще отрицательно.

Наряду с конфуцианством наиболее влиятельным в соперничестве «100 школ» был даосизм. «Первоначально философская теория даосизма и многочисленные народные верования и суеверия, магия и мантика не имели между собой почти ничего общего». Но со временем в даосизме произошел синтез этих двух сторон: поиски бессмертия и народные верования и обряды, «которые до того существовали и развивались чисто эмпирически, которые нуждались в поддержке и «теоретическом» оправдании и подкреплении» .

В Китае конфуцианство во II веке до н.э. добилось официального статуса государственной идеологии, сумев сохранить его до начала XX в. Таким образом, в Китае религия была подчинена тем традициям и нормам, которые были канонизированы конфуцианством.

философия религия сходство отличие

Сходство и отличия между философией и религией


В качестве основных форм духовной деятельности философия и религия оформились несколько тысячелетий назад. Одно время они были даже неразрывно связаны, поэтому довольно сложно провести грань между философскими и религиозными воззрениями древних. И все же между философией и религией существует не только сходство, но и различия.

Отмечая сходство философии и религии, следует сказать, что в религии, как и в философии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни; фундаментальные религиозные идеи - о Боге, о Божественном творении мира, о бессмертии души, о Божьих заповедях, которые человек должен выполнять, и т.д. - по своему характеру сходны с философскими. Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог), является формой общественного сознания.

Философия и религия стремятся ответить на вопросы о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира, источнике добра и зла. Как и религии, философии присуще трансцендирование, то есть выход за границы опыта, за пределы возможного, иррационализм, в ней есть элемент веры. Однако религия требует беспрекословной веры, в ней вера выше разума, в то время как философия свои истины доказывает, апеллирует к разуму, к разумным доводам. Философия всегда приветствует любые научные открытия, как условия расширения наших знаний о мире.

Как и философия, религиозное мировоззрение предлагает человеку систему ценностей - норм, идеалов и целей деятельности, в соответствии с которыми он может планировать свое поведение в мире, совершать акты оценки и самооценки. Как и философия, религия предлагает свою универсальную картину мира, в основе которой лежит акт божественного творчества. Ценностный и универсальный характер религиозного мировоззрения сближают его с философией, однако между двумя этими важнейшими сферами духовной культуры существуют принципиальные отличия.

Философия зиждется на понятиях и представлениях, а религия - в основном на представлениях (т.е. конкретно-чувственных образах). Поэтому философия может понять религию, а религия философию - нет. В религии делается упор на веру, культ, откровение, а в философии - на интеллектуальное постижение. Тем самым философия дает дополнительную возможность постижения смысла и осмысления мудрости, заложенных в религии. В религии на первом плане вера, в философии - мысль и знание. Религия догматична, а философия антидогматична. В религии есть культ в отличие от философии.

В религии существует культ, она связана с особым, связанным с культом сообществом людей и неотделима от мифа. Религии всегда присуща реальная связь человека с трансценденцией в образе встречающегося в мире святого, обособленного от непосвященного или того, кто лишен святости. Там, где этого уже нет или где от этого отказались, исчезает особенность религии.

Напротив, философия, как таковая, не знает ни культа, ни общины во главе со священником, ни изъятой из мирского существования святости в миру. Для нее повсюду и везде может присутствовать то, что религия где-либо локализует. Она сложилась для единичного человека в свободных, несоциологически-реальных связях, без гарантии, предоставляемой сообществом. Философии неведомы ни обряды, ни изначально реальные мифы. Она усваивается в свободном предании, всегда преобразуясь. Хотя она и принадлежит человеку как человеку, она остается делом отдельных людей.

Религия преимущественно стремится к воплощению, философия - только к действенной достоверности. Религии философский бог представляется убогим, бледным, пустым, она пренебрежительно называет позицию философов «деизмом»; философии религиозные воплощения представляются обманчивой маскировкой и ложным сближением с божеством. Религия обзывает философского бога пустой абстракцией, философия не доверяет религиозным образам Бога, считая их совращением, поклонением пусть даже величественным, но идолам.

В отличие от религии философия как форма ценностного нормативного сознания избрала своим ориентиром прежде всего и главным образом познавательную установку, опирающуюся на максимально возможное использование в поисках предельных, последних оснований бытия всех тех духовных и душевных сил и способностей, которые органически присущи самой природе человека. Это установка, ориентирующая на сознательный поиск подобных представлений, на их критическое осмысление, на принятие каких-либо из них на основе тщательного анализа и аргументации. Специфика философии как особого вида духовной деятельности может быть понята только с учетом плюрализма (множественности) философских установок, предпочтений и ориентаций, одновременно и из их диалога, и из их полемики. Это не дань каким-либо моральным соображениям, стремлению к благожелательности, толерантности и т. д. Здесь мы имеем дело с самой сутью философского мышления, философского сознания, с теми объективными особенностями и предпосылками, без которых философия не может творчески развиваться и обогащаться, при разрушении которых философское сознание необходимо деформируется и даже вовсе разрушается.

Религия сближается с философией при решении задачи доказательства бытия Божия, рационального обоснования религиозных догматов. Образуется особое философское направление - религиозная философия (теология, теоретическое богословие). Существуют различные религиозно-философские доктрины, в которых религиозное содержание подкрепляется философской аргументацией.

Всегда существовали различные варианты религиозной философии, в которых проблема взаимоотношений философии и религии либо вовсе не предстает как одна из кардинальных проблем, либо поворачивается своей оборотной стороной, а именно опасностью растворения философии в религии. Роль теистической философии в жизни общества: 1) положительная: а) раскрывает общечеловеческие нормы морали; б) утверждает идеалы мира; в) приобщает людей к знаниям особого рода; г) сохраняет традиции; 2) отрицательная: а) формирует одностороннюю картину мира; б) осуждает (преследует) людей за отказ от теистических взглядов; в) поддерживает устаревшие обычаи, нормы, ценности.

Таким образом, отношение между философией и религией представляет собой не только отношение взаимного отталкивания и борьбы, но и довольно широкий спектр сходства и общности. Исторический опыт обнаружил несостоятельность как попыток поглотить философию теологией, так и установок на поглощение религии философией или наукой. Сегодня все более утверждается мысль, что философия и религия являются автономными, несводимыми друг к другу формами духовной деятельности человека, которые должны свободно развиваться, взаимодополняя и взаимообогащая друг друга.


Заключение


Философия представляет собой сложно организованную систему знания, претендующую на обобщение, синтез всего наличного знания и совокупной человеческой культуры. Поэтому она вступает в сложные взаимодействия со всеми другими формами духовной деятельности человека - наукой, искусством, нравственным сознанием, идеологией и т. д.

Особенно сложным и многоплановым является взаимодействие философии с религией, религиозным сознанием.

Религия, в свою очередь, есть нечто высшее, абсолютное, сверхчеловеческое, и нельзя рассуждать о существовании религии без Бога. Подводя итог, можно сказать, что и философия, и религия стремятся ответить на вопрос о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира.

Но между ними есть и различия. Религия - сознание массовое. Философия - сознание теоретическое, элитарное. Религия требует беспрекословной веры, а философия свои истины доказывает, апеллирует к разуму. Философия всегда приветствует любые научные открытия как условия расширения наших знаний о мире.

Взаимоотношения между философией и религией меняются от эпохи к эпохе, от культуры к культуре, варьируясь от состояния мирного сосуществования и почти что растворения друг в друге (как в раннем буддизме) до непримиримой конфронтации, как это было свойственно Европе 18 века. В настоящее время набирает силу тенденция к диалогу между философией, религией с целью формирования синтетического мировоззрения, гармонично синтезирующего современные научные факты и теоретические обобщения с проверенными веками религиозными ценностями и фундаментальными ходами систематической философской мысли.

Список литературы


1.Алексеев П.В. Социальная философия: Учебное пособие / П.В. Алексеев. - М.: ООО "ТК Велби", 2003. - 256 с.

2.Драч Г.В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. -Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 448 с.

.Досократики. - Минск: Харвест, 1999. - 595 с.

.Кармин А.С. Культурология / А.С. Кармин. - СПб.: Лань, 2004. - 928 с.

.Лагунов А. А. Социально-философское определение религии // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №62. С.7-13.

.Моисеева Н.А. Философия: Краткий курс / Н.А. Моисеева, В.И. Сороковикова. - СПб.: Питер, 2004. - 352 с.

.Новейший философский словарь / под ред. А.А. Грицановой - Минск: Кн. дом, 2003., с. 824

.Романов И.Н. Философия. Исследования - тексты - схемы - таблицы - упражнения - тесты. Учебное пособие / И.Н. Романов, А.И. Костяев. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 352 с.

.Савицкая Т.В. Философия И религия: точки пересечения и демаркация И // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2010. №2. С.84-96.

.Философский энциклопедический словарь / под ред. В.М. Смолкиной [и др.]. - М.: Сов. энцикл., 1983.

.Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. - М.: Норма, 2005. - 673 с.

.Философско-религиозные истоки науки / под ред. П.П. Гайденко - М.: Мартис, 1997. - 319 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Философия и религия, несмотря на существующие между ними различия, совпадают в одном: каждое из этих направлений духовной практики реализуется только через призму Всевышнего, независимо от того, что он собой олицетворяет - разум или веру.

Если рассматривать религию и философию по отдельности, то религия представляется средством спасения заблудшей души, достижения удовлетворённости жизнью, обретения в ней радости и покоя. Верховным представителем этого средства, обладающим всеобъемлющей силой и способным решить эту непростую задачу, является Бог. Общение с ним и позволяет достичь все указанные цели. Путём к Богу становится Вера в его существование.

Философия как наука ставит перед собой, по сути, те же вопросы. Только верховный посредник здесь разум, а путь к цели прокладывает познание. Оно и выискивает в жизни её абсолютную первооснову, сводя воедино и выстраивая в стройную концепцию все достижения существующих в мире наук.

Исключением из этих двух направлений поиска всеобъемлющей спасительной истины является лишь буддизм. В нём путь к Богу прокладывается не через верование, а через сознательную деятельность, ведущим инструментом которой выступает медитация. Этот процесс концентрации сознания позволяет, отбрасывая все излишние мысли, сосредоточиться на главной цели и тем самым достичь нирваны - высшего счастья, доступного для человека и бога.

Какими понятиями оперирует философия и религия

Философия на пути продвижения к истине опирается на ряд категорий. Основные из них: бытие, материя, сознание и диалектика. Кратко их содержание можно выразить следующим образом.
Бытие в философской идеологии означает мир, окружающий человека, со всеми его материальными предметами и природными, а также духовными явлениями. Развитие этого мира обусловлено энергией, заложенной в материи и духе, сущность которых противоположна лишь внешне. В исходном принципе она всё равно едина и объясняется термодинамическими процессами, происходившими в истоке образования жизни и происходящими ныне по ходу её эволюции.

Основу материального бытия составляет материя. Исторически при научном определении материи сложилось несколько идеалистических подходов:

  • объективный, последователи которого утверждают, что материя возникает и существует независимо от какого-либо духовного абсолюта;
  • субъективный, где материя представляется лишь плодом воображения под влиянием идеально просвещённого духа, то есть Бога;
  • позитивистский, отвергающий материю как понятие вообще, поскольку оно недостижимо для эмпирического исследования.

Современный взгляд, которого придерживаются, например, российские философы, воспринимает материю в качестве объективной реальности и первопричины бытия. Высший дух, сам человек, его социальное окружение - всего лишь вторичное проявление материи, её производные.

Сознание образует духовную часть бытия. Единство взглядов современных философов по этому вопросу останавливается только на том, что оно существует и имеет нематериальную природу. В остальном наблюдается разность гносеологических подходов.

Так физикализм вообще не считает сознание самостоятельной субстанцией, а лишь порождением материи. Диаметрально противоположный ему солипсисм воспринимает материю как порождение сознания.
Нет общего понимания и вопросах о происхождении сознания. Оно полагается:

  • божественным, данным человечеству Богом;
  • космическим, привнесённым пришельцами из космоса;
  • всеобъемлющим, присущим всему живому на Земле.

Биологическая точка зрения опирается на предположение, что живые организмы, отличные от человека, тоже в той или иной степени обладают сознанием. На это указывает определённая организованность их действий: закономерности в поведении, привычках, склонность к лидерству и подчинению, а также внушаемость. В современной науке всё это в основном не принимается во внимание и относится просто к инстинктам, а вовсе не к проявлениям сознания.

Диалектика является теорией, отражающей развитие материи во времени и логику её познания на каждом этапе эволюции. В «Диалогах» Платона она выглядит как искусство вести мастерский диалог на философские темы в поисках истины. У Гегеля это уже способ мышления. Его диалектический «закон о переходе количества в качество» рассматривает материальный мир в качестве резерва, в котором неизменные вещи, никак не зависящие друг от друга, накапливаясь, в какой-то критической точке посредством сознания обретают новые качества.
Религия, согласно философско-религиозным воззрениям, являет собой особую организацию сознания, при которой материя воспринимается исключительно глазами Бога. Отсюда проистекают и основные постулаты всех мировых религий. Главный из них - возлюби Господа Бога и своего ближнего как его земное отражение.

Второй постулат мы находим в Евангелие от Матфея : «Ищите… Царства Божия и правды его». Иными словами, духовный идеал в этом мире должен главенствовать над прагматикой и управлять ею. В реальности этому способствуют храмы, иконы, предметы богослужения, молитвы.

Третий постулат говорит о том, что общественный и государственный статус духовной миссии в идеале должны совпадать [Основы социальной концепции Русской Православной церкви, с. 7]. В жизни это по множеству причин выходит не так, хотя государство чаще всего осознаёт, что соблюдение нравственных нормативов только способствует достижению земного благоденствия.
Четвёртый постулат Православной церкви провозглашает единство церкви, народа и власти. Исторические противоречия в этом вопросе, склонявшие власть и церковь к противостоянию с народом, как показала практика, являются неоправданными и бесперспективными. Если центральная власть и церковь сильны, они всегда должны советоваться с народом.
Пятый постулат призывает личность находиться в единстве с обществом. Только такая гармония позволяет обеим сторонам осуществить своё становление в Царствие Божием, а с этим и удовлетворение в обычной жизни.

Соотношение религии и философии

Как уже было сказано выше, религия и философия во многом схожи относительно предмета своего исследования: и тут и там - жизнь. Различны лишь методы исследования. Религия действует интуитивно, нередко просто иррационально, руководствуясь только непосредственным опытом и верой.

Философия опирается преимущественно на формальную логику и является не столько самой жизнью, сколько способом её познания. Однако и тут не обходилось без религиозной интуиции, она дополняла картину бытия деталями, недоступными ни одному из логических методов. Понимание таинственности бытия и его глубины служит только на пользу философии, открывает перед ней необозримые и манящие перспективы.

Гегель относился к религиозному учению как к незрелому философствованию. Его атеизм не позволял рассмотреть в религии высшую ступень эволюции человеческого духа. Великий философ-материалист полагал, что в перспективе религия ассимилируется с философией и станет такой же её частью, как и все остальные науки.
Такое мировоззрение было широко распространено среди учёных. Согласно ему, в соотношении этих двух практик, философия занимает главенствующее место уже в силу того, что основывается на глубоких естественнонаучных знаниях, свободном мышлении и логике. Религии остаётся лишь роль подчинённого, способного только слепо верить в постулаты философии и следовать им на практике.

Время показало поверхностность этих взглядов. По мере развития теологии, философии религиозного толка, теологами было доказано, что истинное верование отнюдь не слепо и также базируется на знании. Бог существует. Как люди к нему приходят - через веру или науку - особого значения не имеет. Просто путь через Веру короче, а значит, эффективней.
С другой стороны, нельзя не признать великую пользу и от научной философии. В поиске всеобъемлющих основ бытия, касающихся человека и природы, философия охватывает всю Вселенную в попытке найти в ней всеединство и таким образом вырывается за пределы, доступные Разуму.

В чём отличия философии от религии

Анализ исследований религиозных и светских философов позволяет выделить три основных отличия между философией и религией:

  1. Первое отличие в том, что философия рождает знание, осмысливая бытие и подвергая отдельные стороны его сомнению. , не требующую никаких доказательств.
  2. Второе отличие заключается в методике познания истины. Философия ищет ответы на вопросы, которые перед ней ставит бытие. Новые знания и опыт здесь только приветствуются, поскольку они обогащают исследовательский потенциал. У религии к бытию нет никаких вопросов, она уже знает ответы на каждый из них заведомо, без всякого опыта. Её знания исчерпывающи. Новое, если оно хоть в чём-то противоречит им, не приветствуется. Отступления от догм считается ересью, вероотступничеством.
  3. Третье отличие в практическом назначении этих направлений. Философия формирует собственное воззрение на мир - человека, природу и общество, учит самостоятельно мыслить. Религия умиротворяет людей, смягчает нравы, даёт надежду на лучшую жизнь.

Невзирая на разницу в подходах к мироустройству, философские и религиозные идеологии тесно связаны друг с другом в практической плоскости: их постулаты во многом схожи и в целом направлены на воспитание не только ума, но и души. Что из этого следует в том или ином случае предпочесть - уже суверенный выбор каждого.