Обряд исповеди в православной церкви правила. Как подготовиться к исповеди и причастию? Как исповедоваться в первый раз? Отвечают священники Андрей Ткачев и Андрей Конанос

Исповедь – это таинство, когда верующий исповедуются в своих грехах священнику. Представитель церкви наделён правом прощать грехи от имени Господа и Иисуса Христа.

По библейским сказаниям, Христос наделил такой возможностью апостолов, что после передалось священнослужителям. Во время покаяния человек не просто рассказывает о своих прегрешениях, но и даёт слово больше не совершать их.

Что такое исповедь?

Исповедь – это не только очищение, но и испытание для души. Она помогает снять груз и очиститься перед лицом Господа, примириться с ним и преодолеть внутренние сомнения. Ходить на исповедь необходимо раз в месяц, но если вы хотите делать это чаще, стоит следовать позывам души и каяться в любое время, когда вы захотите.

За особо тяжёлые грехи представитель церкви может назначить особое наказание, которое называется епитимья. Им может стать долгая молитва, пост или же воздержание, являющиеся способами очиститься. Когда человек нарушает законы Бога, это негативно сказывается на его душевном и физическом состоянии. Покаяние помогает набраться сил и бороться с соблазнами, толкающими людей на грех. Верующий получает возможность рассказать о своих проступках и снять груз с души. Перед исповедью необходимо составить список грехов, с помощью которого можно правильно описать грех и подготовить правильную речь для покаяния.

Как начать исповедь перед батюшкой с каких слов?

Семь смертных грехов, являющиеся основными пороками выглядят так:

  • чревоугодие (обжорство, чрезмерное злоупотребление пищей)
  • блуд (распутная жизнь, неверность)
  • гнев (вспыльчивость, мстительность, раздражённость)
  • сребролюбие (жадность, стремление к материальным ценностям)
  • уныние (лень, депрессия, отчаяние)
  • тщеславие (эгоизм, чувство самовлюблённости)
  • зависть

Считается, что при совершении этих грехов человеческая душа может погибнуть. Совершая их, человек всё дальше отдаляется от Бога, но все они могут быть отпущены во время искреннего покаяния. Считается, что именно мать – природа заложила их в каждого человека, и только наиболее сильные духом могут сопротивляться соблазнам и бороться со злом. Но стоит помнить, что каждый человек может совершить грех, переживая нелёгкий период в жизни. Люди не застрахованы от несчастий и сложностей, которые могут довести до отчаяния каждого. Нужно научиться бороться со страстями и эмоциями, и тогда никакой грех не сможет одолевать вас и сломать вам жизнь.

Подготовка к исповеди

К покаянию необходимо подготовиться заранее. Для начала нужно найти храм, в котором проводятся таинства и выбрать подходящий день. Чаще всего они проводятся в праздничные и выходные дни. В это время в храме всегда находится много людей, и не каждый сможет открыться, когда рядом находятся посторонние люди. В таком случае необходимо обратиться к священнику и попросить его назначить встречу в другой день, когда вы сможете остаться наедине. Перед покаянием рекомендуется прочесть Покаянный канон, что позволит настроиться и привести мысли в порядок.

Необходимо знать, что существует три группы грехов, которые можно записать и взять с собой на исповедь.

  1. Пороки, направленные против Бога:

К ним относятся хула и оскорбление Господа, кощунство, интерес к оккультным наукам, суеверие, размышление о самоубийстве, азарт и прочее.

  1. Пороки против души:

Леность, обман, употребление нецензурных слов, нетерпение, неверие, самообольщение, отчаяние.

  1. Пороки против ближних:

Неуважение к родителям, клевета, осуждение, злопамятство, ненависть, воровство и так далее.

Как правильно исповедаться что надо говорить батюшке в начале?

Прежде чем подойти к представителю церкви, выбросьте из головы плохие мысли и приготовьтесь раскрыть душу. Начать исповедь можно так, как правильно исповедоваться что говорить батюшке пример: « Господи, согрешил перед тобой», и уже после этого можно перечислять свои прегрешения. Нет никакой необходимости рассказывать священнику о грехе в мельчайших подробностях, достаточно лишь сказать « Совершил прелюбодеяние» или признаться в другом пороке.

Но к перечислениям прегрешений можно добавить «Согрешил завистью, постоянно завидую своему соседу….» и так далее. Выслушав вас, священник сможет дать ценный совет и помочь правильно поступить в той или иной ситуации. Подобные уточнения помогут выявить ваши наибольшие слабости и бороться с ними. Заканчивается исповедь словами «Каюсь, Господи! Спаси и помилуй мя грешного!».

Многим исповедующимся очень стыдно рассказывать о чём – либо, это абсолютное нормальное ощущение. Но в момент покаяния нужно преодолеть себя и понимать, что не священник осуждает вас, а Бог, и что именно Богу вы рассказываете о своих грехах. Священник – всего лишь проводник между вами и Господом, не стоит об этом забывать.

Список грехов для женщины

Многие представительницы прекрасного пола, ознакомившись с ним, принимают решение отказаться от исповеди. Выглядит он таким образом:

  • Редко молилась и приходила в храм
  • Во время молитвы думала о насущных проблемах
  • Вступала в половые связи до замужества
  • Имела нечистые мысли
  • Обращалась за помощью к гадалкам и магам
  • Верила в суеверия
  • Боялась старости
  • Злоупотребляла спиртными напитками, наркотиками, сладостями
  • Отказывала в помощи другим людям
  • Совершала аборты
  • Надевала откровенную одежду

Список грехов для мужчины

  • Хула на Господа
  • Неверие
  • Насмешки над теми, кто слабее
  • Жестокость, гордость, лень, жадность
  • Уклонение от армейской службы
  • Оскорбления и применение физической силы против других
  • Клевета
  • Неумение противостоять соблазнам
  • Отказ в помощи родным и другим людям
  • Воровство
  • Хамство, презрение, жадность

Мужчине необходимо более ответственно подходить к данному вопросу, так как он является главой семьи. Именно с него дети будут брать пример для подражания.

Существует также список грехов для ребёнка, который можно составить после того, как он ответит на ряд определённых вопросов. Он должен понять, насколько важно говорить искренне и честно, но это уже зависит от подхода родителей и их подготовке своего чада к исповеди.

Важность исповеди в жизни верующего

Многие святые отцы называют исповедь вторым крещением. Это помогает наладить единение с Богом и очиститься от скверны. Как гласит Евангелие, покаяние – это необходимое условие для очищения души. На протяжении всего жизненного пути человек должен стремиться побороть соблазны и не допустить порока. Во время этого таинства человек получает освобождение от оков греха, а все его прегрешения прощаются Господом Богом. Для многих покаяние – это победа над самим собой, ведь только истинно верующий человек может признаться в том, о чём люди предпочитают молчать.

Если вы исповедовались ранее, то не стоит заново рассказывать о старых грехах. Они уже отпущены и каяться в них больше нет смысла. Когда вы закончите исповедоваться, священник скажет свою речь, даст советы и наставления, а также произнесёт разрешительную молитву. После этого человек должен перекреститься два раза, поклониться, приложиться к распятию и Евангелие, затем перекреститься ещё раз и получить благословление.

Как исповедоваться в первый раз - пример?

Первая исповедь может показаться таинственной и не предсказуемой. Людей пугает ожидание того, что они могут быть осуждены священником, испытать чувство стыда и неловкости. Стоит помнить, что представители церкви – это люди, живущие по законам Господа. Они не осуждают, никому не желают зла и любят своих ближних, стараясь помочь им мудрым советом.

Они никогда не выскажут личную точку зрения, поэтому не стоит бояться того, что слова батюшки могут вас каким - то образом задеть, обидеть или пристыдить. Он никогда не выявляет эмоций, говорит негромким голосом и очень мало. Перед покаянием можно подойти к нему и попросить совета, как правильно подготовиться к этому таинству.

В церковных лавках существует масса литературы, которая также может помочь и дать много важной информации. Во время покаяния не стоит жаловаться на других и на свою жизнь, нужно говорить только о себе, перечисляя пороки, которым вы поддались. Если вы придерживаетесь поста, то это лучший момент для исповеди, ведь ограничивая себя, люди становятся более сдержанными и совершенствуются, способствуя очищению души.

Многие прихожане заканчивают свой пост исповедью, что является логичным завершением длительного воздержания. Это таинство оставляет в душе человека самые яркие эмоции и впечатления, которые никогда не забываются. Облегчая душу от грехов и получая их прощение, человек получает шанс начать жизнь заново, противостоять соблазнам и жить в согласии с Господом и его законами.

В чем смысл христианской жизни? Ответов может быть много, но никто не будет спорить, что конечной целью земного существования православные христиане видят в вечном пребывании в раю.

Никто не знает, в какой момент может оборваться пребывание человека на земле, поэтому к переходу в другой мир следует быть готовым ежесекундно.

Что такое исповедь

Лучшим средством избавления от греха является искреннее покаяние , когда мысль о нечистой жизни становится отвратительной.

«Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин.1:8, 9).

Тайна исповеди в православии дает христианам возможность оставить все свои прегрешения и приближает его к Познанию Бога и Царства Небесного. Смиренная молитва, частое исповедание - результаты покаяния, настоящего сокрушения духа, происходящего в постоянной борьбе со страстями.

О других Таинствах православной церкви:

Христос и грешница

Православные, пребывающие постоянно в молитве и раскаянии, приносящие свои плохие дела и помыслы на алтарь Божьей крови, не боятся смерти, ибо знают, что их плохие дела прощены во время исповедания.

Исповедь является Таинством, во время которого через священника, как посредника, человек общается с Творцом, отказывается от своей греховной жизни в покаянии и признании себя грешником.

Любой, самый малый грех, может стать огромным замком на двери вечности. Раскаянное сердце, положенное у алтаря Божьей любви, Создатель держит в Своих руках, прощая все прегрешения, без права их воспоминания, сокращающие земную жизнь и лишающие вечного пребывания в раю.

Плохие дела являются из ада, падший человек его проводит в существующий мир, выступая проводником.

Искреннее исповедание неправильных поступков не может быть насильственным, только по горячему покаянию, ненависти к совершенному прегрешению, умиранию для него и жизни в святости, Вседержитель открывает Свои объятия.

Прощение в христианстве

Тайна исповеди в православии гарантирует, что все было сказано при священнике, умирает и не выходит за ворота храма. Нет грехов больших и малых, есть нераскаянные прегрешения, самооправдание, отчуждающие человека от принятия прощения. Через искреннее покаяние человек постигает тайну спасения.

Важно! Святые отцы церкви запрещают вспоминать прегрешения, исповеданные перед Богом в искреннем покаянии, и навсегда оставленные человеком.

Для чего православные исповедуются

Человек состоит из духа, души и тела. Все знают, что тело превратится в прах, но забота о телесной чистоте занимает немаловажное место в жизни христиан. Душа, которой предстоит в конце жизни встретиться со Спасителем, также нуждается в очищении от грехов.

Смыть грязь с души может только исповедание греховных дел, мыслей, слов. Накопление нечистот в душе вызывает негативные эмоции:

  • раздражение;
  • гнев;
  • апатию.

Часто православные сами не могут объяснить своего поведения, даже не подозревают, что причиной всему неисповеданные прегрешения.

Духовное здоровье человека, спокойная совесть напрямую зависит от частоты исповедания своих порочных наклонностей.

Исповедь, принятая Богом, напрямую связана, вернее, является результатом искреннего покаяния. Кающийся человек искренне желает жить согласно заповедям Господним, он постоянно критически относится к своим заблуждениям и прегрешениям.

Исповедь в Православной церкви

По словам святителя Феофана Затворника, покаяние проходит четырьмя ступенями:

  • осознать грех;
  • признать свою вину в совершении проступка;
  • принять решение навсегда разорвать свои отношения с неправильными действиями или помыслами;
  • слезно молить Творца о прощении.
Важно! Исповедь должна быть проговорена вслух, ибо написанное знает Бог, а высказанное голосом слышат бесы.

В послушании идя на откровенное открытие своего сердца, которое происходит в присутствии священника, человек в первую очередь переступает через свою гордыню. Некоторые верующие утверждают, что можно исповедоваться непосредственно в присутствии Создателя, но по законам Православной Русской Церкви Таинство исповеди считается законным, если оно совершенно через ходатая, молитвенника и свидетеля в одном лице, через священнослужителя.

Главное при исповедании прегрешений не чин посредника, а состояние сердца грешника, его сердечное сокрушение и полный отказ от совершенного проступка.

Какие существуют правила исповеди

Люди, желающие совершить Таинство исповедания, подходят к священнику перед Литургией или во время ее проведения, но обязательно перед Таинством причастия . К больным людям, по предварительному соглашению, священники выезжают на дом.

Согласно церковному Уставу при очищении православной души нет никаких оговорок по поводу постов или молитвенных правил, главное, чтобы христианин верил и искренне раскаялся. Правильно делают люди, которые прежде, чем прийти в храм проводят время в осознании и записывании своих прегрешений, но эти записи следует оставить дома.

При священнике, как перед доктором, говорят о том, что болит, мучает, а для этого не нужны бумажки.

К смертным грехам относятся:

  • гордость, гордыня , тщеславие;
  • блуд;
  • желание чужого и зависть;
  • чрезмерное угождение своей плоти;
  • необузданный гнев;
  • унылый дух, который сушит кости.
Совет! Не стоит священнику рассказывать историю совершенного проступка, обстоятельства его совершения, пытаться найти себе оправдание. Что говорить на исповеди следует обдумать дома, покаявшись в каждой мелочи, которая тревожит сердце.

Если это обида, прежде, чем идти в храм, необходимо примириться с обидчиком и простить обижающего человека.

В присутствии священника следует назвать прегрешения, сказать, что каюсь и признать его. При исповедании мы приносим раскаянный грех к подножью великого Бога и просим о прощении. Не надо путать разговор по душам с духовным наставником и Таинство исповедания.

При консультировании с душепопечителем христиане могут говорить о своих проблемах, попросить совета, а при исповедании грехов следует говорить четко, ясно и коротко. Бог видит раскаявшееся сердце, Ему многословие не нужно .

Церковь указывает на грех бесчувствия при исповеди, когда человек не имеет страха перед Творцом, маловерен, а пришел в храм, ибо все пришли, чтобы соседи видели его «набожность».

Холодное, механическое исповедание без подготовки и искреннего раскаяния считается недействительным, оно оскорбляет Творца. Можно найти несколько священников, каждому сказать по одному плохому делу, но не раскаяться ни в едином, «надев» на себя грех лицемерия и обмана.

Первая исповедь и подготовка к ней

Приняв решение исповедоваться, следует:

  • четко уяснить всю важность этого события;
  • ощутить всю ответственность перед Всевышним;
  • раскаяться в совершенном;
  • простить всем должникам;
  • наполниться верой на прощение;
  • с глубоким раскаянием изложить все грехи.

Первое предстояние в прошении и раскаянии заставит мысленно «перелопатить» свою жизнь с точки зрения покаяния, если желание покаяния искреннее. При этом следует постоянно молиться, просить Бога открыть самые темные уголки души, вынести на свет Божий все плохие дела.

Таинство покаяния

Смертный грех приходить к исповеди, а затем причащаться, имея в душе непрощение. Библия пишет о том, что люди, недостойно пришедшие к причастию, болеют и умирают. (1 Кор. 11:27-30)

Священное Писание утверждает, что любой раскаянный грех Бог прощает, кроме хулы на Духа Святого. (Мат. 12:30-32)

Если совершенное злодеяние очень велико, то после исповедания до причащения Крови Иисуса священник может назначить епитимью - наказание в виде множества поклонов, многочасовых чтений канонов, усиленного поста и паломничества по святым местам. Не исполнить епитимию невозможно, ее отменить может тот священник, который наложил наказание.

Важно! После исповедания не всегда причащаются, а принять Причастие без исповедания невозможно.

Молитвы перед исповедью и причастием: Христос стучится в дверь

Только гордость и ложный стыд, который также относится к гордыне, закрывают важности полного доверия Творцу в Его милости и прощении. Праведный стыд рождается совесть, он дан Творцом, искренний христианин всегда будет стремиться как можно скорее очистить свою совесть.

Что нужно говорить священнику

Идя первый раз на исповедь, следует помнить, что впереди встреча не со священнослужителем, а с Самим Создателем.

Очищая свою душу и сердце от греховного наследия, следует в сокрушении, смирении и благоговении признаться в своей вине, при этом не затрагивать прегрешения других людей. Они сами дадут ответ перед Творцом. Исповедоваться надо в твердой вере, что Иисус пришел для того, чтобы спасти и омыть Своею кровью от грешных дел и помыслов Своих детей.

Открывая свое сердце Богу, надо покаяться не только в явных прегрешениях, но в тех хороших делах, которые можно было сделать для людей, церкви, Спасителя, но не сделали.

Небрежное отношение к доверенному делу является мерзостью перед Богом.

Иисус Своей земной смертью доказал, что путь очищения открыт для всех, пообещав разбойнику, который признал Его Богом, Царство Небесное.

Бог не смотрит на количество плохих дел в день исповедания, Он видит раскаянное сердце.

Признаком прощенное греха станет особый мир в сердце, умиротворение. В это время ангелы поют на Небеса, радуясь спасению еще одной души.

Как подготовиться к исповеди? Протоиерей Иоанн Пелипенко

Данный перечень — список рассчитан на начинающих церковную жизнь людей и желающих покаяться перед Богом.

Готовясь к исповеди, выпишите из списка обличающие Вашу совесть грехи. Если их много, нужно начать из самых тяжких смертных.
Причащаться можно только с благословения священника. Покаяние ПЕРЕД БОГОМ предполагает не равнодушное перечисление своих плохих поступков, А ИСКРЕННЕЕ ОСУЖДЕНИЕ СВОЕЙ ГРЕХОВНОСТИ И РЕШИМОСТЬ ИСПРАВЛЯТЬСЯ!

Перечень грехов для исповеди

Я (имя) согрешил(а) перед БОГОМ:

  • слабой верой (сомнением в Его бытии).
  • Не имею к Богу ни любви, ни должного страха, поэтому редко исповедуюсь и причащаюсь, (чем доводил(а) душу до окамененного нечувствия по отношению к Богу).
  • Редко посещаю Церковь в воскресенья и праздники (работой, торговлей, развлечением в эти дни).
  • Каяться не умею, грехов не вижу.
  • Не вспоминаю о смерти и не готовлюсь предстать на Суд Божий (Память о смерти и будущем суде помогает избегать греха).

Согрешил(а) :

  • НЕ благодарю Бога за Его милости.
  • Не покорностью воле Божьей (желаю, чтобы всё было помоему). По гордости надеюсь на себя и людей, а не на Бога. Приписыванием успехов себе, а не Богу.
  • Боязнью страданий, нетерпением скорбей и болезней (они попущены Богом для очищения души от греха).
  • Ропотом на жизненный крест (судьбу), на людей.
  • Малодушием, унынием, печалью, обвинением Бога в жестокости, отчаянием в спасении, желанием (попыткой) самоубийства.

Согрешил(а) :

  • Опаздыванием и ранним уходом из церкви.
  • Невниманием во время службы (к чтению и пению, разговорами, смехом, дреманием…). Хождением по храму без нужды, толкаясь и грубя.
  • По гордости уходил (а) с проповеди критикуя и осуждая священника.
  • В женской нечистоте дерзала прикасаться к святыне.

Согрешил(а) :

  • по лености не читаю утренние и вечерние молитвы (полностью из молитвослова), сокращаю их. Молюсь рассеянно.
  • Молилась с непокрытой головой, имея неприязнь на ближнего. Небрежным изображением на себе крестного знамения. Не ношением нательного креста.
  • Неблагоговейным почитанием св. икон и святынь Церковных.
  • В ущерб молитве, чтению Евангелия, Псалтири и духовной литературы смотрел(а) телевизор (Богоборцы через фильмы учат людей нарушать заповедь Бога о целомудрии до брака, супружеской измене, жестокости, садизму, повреждают психическое здоровье молодежи. Прививают им через «Гарри Потер…» нездоровый интерес к магии, чародейству и незаметно втягивают в гибельное общение с дьяволом. В СМИ, это беззаконие перед Богом, преподносится как нечто положительное, в цвете и романтическом виде. Христианин! Уклонись от греха и сохрани себя и своих детей для Вечности!!!).
  • Малодушным молчанием, когда при мне богохульствовали, стыдом креститься и исповедовать Господа при людях (это один из видов отречения от Христа). Хулой на Бога и на всякую святыню.
  • Ношением обуви с крестами на подошве. Употреблением для бытовых нужд газет…, где написано о Боге…
  • Называл(а) животных именами людей «Васька», «Машка». О Боге говорил(а) не благоговейно и без смирения.

Согрешил(а) :

  • к Причастию дерзал (а) приступать без должной подготовки (не читая каноны и молитвы, утаивая и умаляя грехи на исповеди, во вражде, без поста и благодарственных молитв…).
  • Дни Причастия не проводил(а) свято (в молитве, чтении Евангелия…, а предавался(лась) развлечениям, объедению, многоспанию, празднословию…).

Согрешил(а) :

  • нарушением постов, а также среды и пятницы (Постясь в эти дни, мы почитаем страдания Христовы).
  • Не (всегда) молюсь перед едой, работой и после (После еды и работы читается благодарственная молитва).
  • Пресыщением в пище и питии, упиванием допьяна.
  • Тайноядением, лакомством (пристрастие к сладкому).
  • Ел(а) кровь животных (кровянку…). (Запрещено Богом Левит 7,2627; 17, 1314, Деян. 15, 2021,29). В постный день праздничный (поминальный) стол был скоромным.
  • Усопших поминал(а) с водкой (это язычество и с христианством не согласуется).

Согрешил(а) :

  • празднословием (пустые разговоры о житейской суете…).
  • Рассказом и слушанием пошлых анекдотов.
  • Осуждением людей, священников и монахов (а своих грехов не вижу).
  • Слушанием и пересказом сплетен и кощунственных анекдотов (о Боге, Церкви и священнослужителях). (Этим через МЕНЯ сеялся соблазн, и хулилось имя Божие среди людей).
  • Поминанием имени Божия всуе (без нужды, в пустых разговорах, шутках).
  • Ложью, обманом, неисполнением данных Богу (людям) обещаний.
  • Сквернословием, матерной (это хула на Божью Матерь) руганью с упоминанием нечистой силы (призываемые в разговорах злобные демоны нам же и навредят).
  • Клеветой, распространением худых слухов и сплетен, разглашением чужих грехов и слабостей.
  • Слушал(а) злословие с удовольствием и согласием.
  • По гордости унижал (а) ближних насмешками (подколки), глупыми шутками… Неумеренным смехом, хохотом. Смеялся над нищими, калеками, чужим горем… Божбою, лживой клятвой, лжесвидетельством на суде, оправданием преступников и осуждением невиновных.

Согрешил(а) :

  • леностью, не желанием работать (жизнь за счет родителей), исканием телесного покоя, негою в постели, желанием наслаждаться греховной и роскошной жизнью.
  • Курением (у американских индейцев, воскурение табака имело ритуальное значение поклонение духамдемонам. Курящий христианин предатель Бога, демонопоклонник и самоубийца вредит здоровью). Употреблением наркотиков.
  • Слушанием эстрадной и рокмузыки (воспевая человеческие страсти, возбуждает низменные чувства).
  • Пристрастием к азартным играм и зрелищам (карты, домино, компьютерные игры, телевизор, кинотеатры, дискотеки, кафе, бары, рестораны, казино…). (Богоборческая символика карт, при игре или гадании, призвана кощунственно издеваться над страданиями Христа Спасителя. А игры разрушают психику детей. Они, стреляя и убивая, становятся агрессивными, склонными к жестокости и садизму, со всеми вытекающими для родителей последствиями).

Согрешил(а) :

  • растлевал(а) свою душу чтением и рассматриванием (в книгах, журналах, фильмах…) эротического бесстыдства, садизма, нескромных игр, (Растленный пороками человек отображает в себе качества демона, а не Бога), танцев, сам(а) танцевал(а), (Они привели к мученической кончине Иоанна Крестителя, после которой танцы для христиан глумление над памятью Пророка).
  • Услаждением блудными мечтами и воспоминанием прежних грехов. Не удалением от греховных свиданий и соблазна.
  • Похотным воззрением и вольностью (нескромность, объятия, поцелуи, нечистые осязания тела) с лицами другого пола.
  • Блудом (половая связь до венчания). Блудными извращениями (рукоблудие, позы).
  • Содомскими грехами (гомосексуализм, лесбиянство, скотоложство, кровосмешение (блуд с родственниками).

Вводя в соблазн мужчин бесстыдно одевалась в короткие и с РАЗРЕЗАМИ юбки, брюки, шорты, облегающую и просвечивающуюся одежду, (этим попиралась заповедь Божия о внешнем виде женщины. Она должна одеваться красиво, но в рамках христианского стыда и совести.

Христианка должна являть собой образ Божий, а не богоборческий, обстрижено обнажено перекрашенный, с когтистой лапой вместо человеческой руки, образ сатаны) стриглась, красилась… В таком виде, не уважая святыню, дерзала входить в храм Божий.

Участием в конкурсах «красоты», фотомоделей, маскарадах (маланка, вождение козы, праздник хелловин…), а также в танцах с блудными действиями.

Был(а) нескромен(на) в жестах, телодвижениях, походке.

Купанием, загоранием и обнажением в присутствии лиц другого пола (противоречит христианскому целомудрию).

Соблазнением на грех. Торговлей своим телом, сутенерством, сдачей помещения для блуда.

Вы можете помочь стать сайту лучше

Согрешил(а) :

  • прелюбодеянием (измена в браке).
  • Не венчанным браком. Похотливой невоздержностью в супружеских отношениях, (в посты, воскресенья, праздники, прибеременности, в дни женской нечистоты).
  • Извращениями в супружеской жизни (позы, оральный, анальный блуд).
  • Желая жить в свое удовольствие и избегая жизненных трудностей, предохранялся(лась) от зачатия детей.
  • Употреблением «противозачаточных» средств (спираль, таблетки не препятствуют зачатию, а убивают ребенка на ранней стадии). Убивал(а) своих детей (аборты).
  • Советом (принуждением) других на аборт (мужчины, с молчаливого согласия, или принуждавшие жен… к аборту также детоубийцы. Врачи делающие аборты, убийцы, а ассистенты соучастники).

Согрешил(а) :

  • губил(а) души детей, готовя их только для земной жизни (не учил(а) о Боге и вере, не прививал(а) им любви к церковной и домашней молитве, посту, смирению, послушанию.
  • Не развивал(а) чувство долга, чести, ответственности…
  • Не смотрел(а) чем занимаются, что читают, с кем дружат, как ведут себя).
  • Наказывал(а) их слишком жестоко (вымещая злобу, а не для исправления, обзывал(а), проклинал(а).
  • Своими грехами соблазнял(а) детей (интимными отношениями при них, руганью, сквернословием, просмотром безнравственных телепередач).

Согрешил(а) :

  • совместной молитвой или переходом в раскол (Киевский патриархат, УАПЦ, старообрядчество…), унию, секту. (Молитва с раскольниками и еретиками ведет к отлучению от Церкви: 10, 65, Апостольские правила).
  • Суеверием (вера снам, приметам…).
  • Обращением к экстрасенсам, «бабкам» (выливание воска, качание яиц, сливание страха…).
  • Осквернял(а) себя уринотерапией (в ритуалах сатанистов употребление мочи и кала имеет кощунственное значение. Такое «лечение» является мерзким осквернением и дьявольской насмешкой над христианами), употреблением «наговоренного» ворожеями… Гаданием на картах, ворожением (для чего?). Боялся(ась) колдунов больше чем Бога. Кодированием (от чего?).

Вы можете помочь стать сайту лучше

Увлечением восточными религиями, оккультизмом, сатанизмом (указать чем). Посещением сектантских, оккультных… собраний.

Занятием йогой, медитацией, обливанием по Иванову (осуждается не само обливание, а учение Иванова, приводящее к поклонению ему и природе, а не Богу). Восточными единоборствами (поклонение духу зла, учителя, и оккультное учение о раскрытии «внутренних возможностей» приводит к общению с демонами, одержимости…).

Чтением и хранением запрещенной Церковью оккультной литературы: магии, хиромантии, гороскопов, сонников, пророчеств Нострадамуса, литературы религий Востока, учения Блаватской и Рерихов, Лазарева «Диагностика кармы», Андреева «Роза мира», Аксенова, Клизовского, Владимира Мегре, Таранова, Свияж, Верещагина, Гарафины Маковий, Асауляк…

(Православная Церковь предупреждает, что сочинения этих и прочих оккультных авторов с учением Христа Спасителя ничего общего не имеет. Человек через оккультизм, вступая в углубленное общение с демонами, отпадает от Бога и губит свою душу, а психические расстройства будут должным возмездием за гордость и самонадеянное заигрывание с бесами).

Понуждением (советом) и других к ним обращаться и этим заниматься.

Согрешил(а) :

  • воровством, святотатством (воровство церковного).
  • Сребролюбием (пристрастие к деньгам и богатству).
  • Неуплатой долгов (заработной платы).
  • Жадностью, скупостью на милостыню и покупку духовных книг… (а на прихоти и развлечения трачусь не скупясь).
  • Корыстолюбием (пользование чужим, жизнь за чужой счет…). Желая обогащаться давал(а) деньги под проценты.
  • Торговлей водкой, сигаретами, наркотиками, противозачаточными средствами, нескромной одеждой, порно… (этим помогал(а) демону губить себя и людей соучастник их грехов). Общитывал(а), обвешивал(а), выдавал(а) плохой товар за хороший…

Согрешил(а) :

  • самолюбием, завистью, лестью, лукавством, неискренностью, лицемерием, человекоугодием, подозрительностью, злорадством.
  • Принуждением других к греху (солгать, украсть, подглядеть, подслушать, доносить, выпить спиртное…).

Желанием славы, уважения, благодарности, похвал, первенства… Деланием добра напоказ. Хвастовством и любованием собой. Красованием перед людьми (остроумием, внешностью, способностями, одеждой…).

Вы можете помочь стать сайту лучше

Согрешил(а) :

  • непокорностью родителям, старшим и начальникам, оскорблением их.
  • Капризами, упрямством, прекословием, своеволием, самооправданием.
  • Леностью к учебе.
  • Небрежным уходом за престарелыми родителями, родственниками… (оставлял(а) их без присмотра, пищи, денег, лекарства…, сдавал (а) в дом престарелых…).

Согрешил(а) :

  • гордостью, обидчивостью, злопамятством, вспыльчивостью, гневом, мстительностью, ненавистью, непримиримой враждой.
  • Наглостью и дерзостью (лез(ла) без очереди, толкался(ласъ).
  • Жестокостью к животным,
  • Оскорблял(а) домашних, был(а) причиной семейных скандалов.
  • Не несением совместных трудов по воспитанию детей и содержанию хозяйства, тунеядством, пропиванием денег, сдаванием детей в детдом…
  • Занятием боевым искусством и спортом (профессиональный спорт повреждает здоровье и развивает в душе гордыню, тщеславие, чувство превосходства, презрение, жажду обогащения…), ради славы, денег, разбоя (рэкетирства).
  • Грубым обращением с ближними, причинением им вреда (какого?).
  • Рукоприкладством, избиванием, убийством.
  • Не защитой слабых, избиваемых, женщины от насилия…
  • Нарушением правил дорожного движения, ездой в нетрезвом виде… (чем подвергал опасности жизнь людей).

Согрешил(а) :

  • небрежным отношением к работе (общественной должности).
  • Общественное положение (таланты…) использовал(а) не к славе Божьей и пользе людей, а для личных выгод.
  • Притеснением подчиненных. Даванием и принятием (вымогательством) взяток (что могло привести к вреду государственному и частным трагедиям).
  • Расхищал(а) государственную и коллективную собственность.
  • Имея руководящее положение, не заботился(лась) о пресечении обучения в школах безнравственным предметам, не христианских обычаев (разлагающих нравственность народа).
  • Не оказывал(а) помощь в распространении Православия и пресечению влияния сект, чародеев, экстрасенсов…
  • Прельщался(лась) их деньгами и сдавал(а) им помещения в аренду (чем способствовал(а) погибели душ людей).
  • Не защищал(а) церковные святыни, не оказывал(а) помощи в строительстве и ремонте храмов и монастырей…

Леностью ко всякому доброму делу (не навещал(а) одиноких, больных, заключенных…).

В жизненных вопросах не советовался(лась) со священником и старшими (что приводило к непоправимым ошибкам).

Давал(а) советы, не зная, угодны ли они Богу. Пристрастною любовью к людям, вещам, занятиям… Своими грехами соблазнял (а) окружающих.

Оправдываю свои грехи житейскими нуждами, болезнью, слабостью, и что нас никто не научил вере в Бога (но мы и сами не интересовались этим).

Совращал(а) в неверие людей. Посещал(а) мавзолей, атеистические мероприятия…

Холодной и бесчувственной исповедью. Согрешаю сознательно, попирая обличающую совесть. Нет твёрдой решимости исправить свою греховную жизнь. Каюсь, что своими грехами оскорблял(а) Господа, искренно об этом сожалею и буду стараться исправиться.

Указать и другие грехи, какими согрешил (а).

Вы можете помочь стать сайту лучше

Примечание! Что касается возможного соблазна от приводимых здесь грехов, то действительно, что блуд мерзок, и о нем надо говорить аккуратно.

Апостол Павел говорит: «блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас» (Еф. 5,3). Однако, через телевидение, журналы, рекламу… он настолько вошел в жизнь даже самых юных так, что блудные грехи многими не считаются грехом. Поэтому об этом надо говорить на исповеди и призывать всех к покаянию и исправлению.

Исповедь - это одно из христианских таинств, когда христианин перед священником раскаивается в своих прегрешениях. Но мало кто из православных знает, как правильно исповедоваться, и что происходит после этого таинства. Священники считают покаяние вторым крещением: при исповедовании человек полностью очищается от грехов.

Греховные деяния в христианстве

Перед покаянием следует знать перечень действий, которые в христианстве считаются греховными. Грехи разделяют по таким критериям:

  • Против Бога.
  • Против себя.
  • Против ближних своих.

Грехи против Господа

Основные прегрешения против Господа должен знать каждый православный человек .

Грехи против самого себя

Можно подумать что грехи против самого себя не так уж важны, это заблуждение, ведь все мы частичка Господа. Мы должны очень бережно относиться к себе , своим мыслям, своему телу. Основные прегрешения против самого себя:

Грехи против ближних своих

Прегрешения против близких людей караются особо сильно. Мы должны относиться к ближним так, как хотим, чтобы относились к нам.

Главные грехи против другого человека:

К верующим женщинам в православной вере особые требования, ведь именно женщина растит детей и она должна привить им любовь к Богу на своём примере. Есть отдельный список грехов для исповеди женщин:

Подготовка к исповеди

Перед тем как идти в церковь, нужно знать как подготовится к исповеди и причастию. Для начала нужно осознать свои грехи и раскаяться в них искренне, иметь большое желание оставить свой грех позади и идти дальше с верой в Господа.

Вы должны понимать, что настоящее исповедование - это больше, чем просто перечислить свои грехи перед священником. Господь и так знает все ваши прегрешения, он ждёт, когда вы сами осознаете свои грехи и искренне пожелаете от них избавиться. Только после истинного раскаяния можно ожидать, что на душе после исповеди станет легче .

Можно взять листок и написать все свои грехи, которые тяготят душу. Исписанный листок можно отдать для прочистки духовному наставнику, но об особо тяжких грехах следует рассказать вслух.

Раскаяние должно быть кратким, не нужно рассказывать всю историю вашей ссоры с близкими, расскажите только о том, как вы осуждали близких или родственников, вашу злость или зависть. Очень хорошая практика каждый вечер перед вечерней молитвой, анализировать прожитый день и приносить покаяние перед иконой.

Чтобы исповедаться нужно предварительно узнать, когда в церкви происходит таинство исповеди. В больших храмах таинство исповеди проводится ежедневно. В тех храмах, где нет ежедневной службы, необходимо ознакомиться с расписанием.

Если после исповеди вам так и не стало легче, вы недостаточно уверовали в Бога, благодать, которая исходит на православного верующего после искреннего раскаяния, вам пока недоступна.

Церковь всегда рада всем людям, которые приходят на исповедь. Даже самые большие грешники имеют право верить в Бога и принести покаяние в своих грехах. Священники обычно очень радушно относятся к прихожанам и помогают им в процессе, подталкивая их на правильные слова и выводы.

Исповедь проводится либо утром, либо вечером. Нельзя опаздывать на таинство, так как оно начинается с молитвы, в которой должен участвовать каждый кающийся. В процессе молебна священник обращается ко всем пришедшим с просьбой назвать своё имя. Женщинам нельзя присутствовать на таинстве во время месячных.

Как правильно исповедоваться, что говорить батюшке, вы можете узнать у своих верующих родителей, которые проходили это таинство не раз. Вы должны знать, хороший духовник всегда поможет и направит вас. Грехи нужно называть кратко, важно назвать все грехи, нельзя произнести одни, а о других умолчать. Если в предыдущем Таинстве вам уже были отпущены грехи, называть их в этот раз не нужно. Всегда исповедуйтесь у одного и того же священника , не стоит искать другого из чувства собственного стыда, поступая так, вы пытаетесь обмануть Бога и самого себя.

В больших храмах, когда очень много желающих исповедаться и нет возможности уделить время каждому, священник может проводить «общую исповедь». Духовник перечисляет самые распространённые грехи и стоящие перед ним каются в этих грехах. Если вы никогда ранее не исповедовались или прошло уже много времени с последнего покаяния, не кайтесь на общей исповеди, дождитесь, когда все разойдутся и попросите его выслушать вас. При индивидуальном отпущении грехов, священник положит вам на голову епитрахиль, которая внешне напоминает шарф, после отпущения грехов он её снимет.

Во время таинства Батюшка может задать вам вопросы, не нужно смущаться, отвечайте спокойно. Вопросы может задавать и прихожанин, не стоит этого стыдиться, ведь исповедь для того и существует, чтобы человек нашёл праведный путь к Богу. После покаяния священник читает молитву об отпущении грехов, а каждый прихожанин целует крест и Евангелие. Если человек готовился заранее к исповеди, священник даёт разрешение на причащение.

Выбирать одежду стоит очень внимательно, мужчины должны быть одеты в брюки и рубашку с длинным рукавом. Женщинам тоже нужно одеваться скромно, верхняя одежда должна закрывать плечи, зону декольте, на голову наденьте платок. Женщинам нельзя краситься на исповедь, не рекомендуется обувать туфли на высоком каблуке, выстоять службу в них будет сложно .

Как подготовиться к исповеди ребёнку

Дети до семи лет считаются младенцами, они могут причащаться без исповеди. Постарайтесь за несколько дней настроить младенца на причастие, читайте Священное Писание или детскую православную литературу. При подготовке уменьшите время просмотра телевизора или компьютера, помогайте малышу молиться. Если ребёнок совершает плохие поступки или сквернословит, нужно его пристыдить.

После семи лет детей можно исповедовать наравне со взрослыми, в церкви есть определённые попущения к детским грехам, так как они могут совершать перечисленные выше грехи случайно.

Как подготовиться к причастию

После исповеди происходит таинство причастия, это может быть проведено в тот же день. Перед причастием нужно три дня соблюдать пост, а неделю перед этим читать акафисты святым и Богородице. Перед причастием нельзя пить и есть, утром после пробуждения нужно прочесть молитвы. На исповеди священник обязательно спросит вас об этом.

Приготовление к причастию также подразумевает отказ от курения, алкоголя и близости с партнёром. Перед этим священным таинством нельзя сквернословить, это очень важно, ведь вы собираетесь принять кровь и тело Господа. Стоя перед Чашей Христовой нужно держать руки скрестно на груди, перед употреблением хлеба и вина нужно произнести своё имя.

В церковной лавке есть много специальной литературы, которая поможет приготовиться к причастию правильно и подготовить к исповеди своего ребёнка.

Помните, что исповедь и причастие должны войти в вашу духовную жизнь. Духовники рекомендуют ходить на таинство исповеди раз в полгода. Как часто это делать решать только вам, но после такого таинства вам станет намного легче и вы освободитесь от мыслей, которые вас тяготят.

– Для чего человек приходит на исповедь? Существует целый комплекс ответов, раскрывающих его мотивацию. Одна из них: чтобы Господь простил грехи. Именно потому человек решает открыть их Богу.

Здесь возникает вопрос: а для чего Богу нужно озвучивать грехи, неужели Он о них не знает? Еще человек хочет исповедаться, чтобы ему стало легче. То есть главная цель исповеди видится в получении некоего комфорта.

Извините за грубость, один мой знакомый говорил: «А для чего еще эта исповедь? Пришел, опростался – и легко стало…»

С одной стороны, вроде бы понятно – когда человека что-то тяготит, хочется получить облегчение.

Но, с другой стороны, думается вот о чём: наша жизнь, жизнь падших людей, настолько трагична, что всякое желание получить утешение, обезболивание, отдаёт эскапизмом, то есть – бегством.

Человек, стремясь убежать от реальности, например, может прибегнуть к наркотикам. В итоге он получает ощущение обезболивания от боли жизни, краткую сомнительную эйфорию. Способов убежать от жизни изобретается человеком немало…

Обезболиться, не испытывать боли – одно из сильных движений современного человека. Его можно понять: бывают невыносимо тяжелые страдания, болезни, душевные состояния.

В современном мире болеют и страдают очень многие, в нём очень распространено уныние – не только в церковном смысле, но и в самом что ни на есть медицинском – уныние как часть клинической депрессии…

Увы, пока душа живая, для неё естественно болеть, ведь в нашем неидеальном, падшем мире она просто не может пребывать в абсолютной радости, в абсолютном счастье, без страданий.

Человек, который пытается жить, неизбежно испытывает трудности, страдания, что-то, что нужно преодолевать. Даже встать утром по будильнику, включиться в активную жизнь – непросто, нужно преодолевать сопротивление своего немощного существа, которое тянет нас обратно в кровать, под одеяло.

Человек понимает, что если он будет потакать желанию комфорта, он просто перестанет жить.

Кто-то приходит на исповедь, чувствуя, что он действительно виноват перед Богом и хочется избавиться от чувства вины. Кто-то – еще по какой-то своей причине.

В храме или «по дороге с работы на пути в гастроном»?

– В последнее время я часто задумываюсь над фразой «покаяться перед Богом». Ведь, казалось бы, если ты хочешь оправдаться перед Богом, для чего тебе в Церковь идти?

Как говорили некоторые святые: Господь ближе к нам, чем наша собственная кожа. С Ним можно говорить в любом углу в любое время суток: дома, на работе, на улице во время прогулки с собакой, «по дороге с работы на пути в гастроном», как пел «Наутилус»…

Размышляя об этом, я стал понимать какие-то простые вещи о том, что такое Церковь. Для чего человек, чтобы исповедоваться, непременно идет в храм? Церковь – уникальна, потому что – по своей сути – семья: Бог – Отец, а все остальные – дети.

Церковь – то место, куда пришёл Бог для того, чтобы собрать этих детей к Себе поближе. «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья…» (Мф. 23:37) Вот так Господь собирает тех, кто хочет быть с Ним.

Церковь – место встречи, место спасения, как островок среди половодья, и её основал Сам Господь. Церковь – как маячок, зовущий: «Приходите сюда, здесь мы будем вместе».

Весь смысл таинств Церкви, в первую очередь – это таинство исповеди и таинство причастия – в том, чтобы людям быть вместе с Богом. Не просто каждому по одиночке, самому по себе, а всем вместе, во исполнение второй части заповеди – любить не только Бога, но и ближнего. Семья – это не только каждый вместе с Отцом, но вместе с братьями и сёстрами.

Наше сознание поражено индивидуализмом. Мы идем каяться и имеем в виду свои душевные заботы, душевные болячки, свои проблемы. Мы приходим в церковь и никого вокруг себя не видим: напрямую идём в то место в храме, где, нам кажется, Бог. Перед Ним мы каемся, решаем свои проблемы…

Вроде бы мы были на исповеди, приняли участие в одном из важнейших таинств, но вместе с тем – мы в церкви не были. Мы не видели никого из окружавших нас, не поняли саму природу Церкви, того, что это – семья. Какими бы ни были на наш взгляд братья и сестры – плохие или хорошие, но они – наши ближние, и от этого никуда не денешься.

Господь хочет, чтобы мы избавились от своего одиночества, эгоизма, индивидуализма. Даже будучи в состоянии гордыни, человек способен представлять сам себя верующим, напоказ выставлять: «Я православный христианин, прихожу к Богу».

Но стоит только ему сказать: «Ты приходишь не только к Богу, но и к ближним», – он удивится: «К каким ближним? К этой вредной старухе? К этому пузатому попу?

Это чужие для меня люди, я пришел общаться не с ними, а с Богом. Я решил свои духовные проблемы и ушел обратно. Я – человек грамотный, прочитал много богословских книг, хорошо знаю, как молиться, как креститься. Но никакого контакта с окружающими в храме людьми у меня нет». Вот это не христианское устроение.

Господь пришел, чтобы призвать нас быть вместе. Когда человек идет на исповедь, думая, что он идет только к Богу, чтобы открыть Ему свои грехи, – это не правильное устроение. Во-первых, как было сказано в начале, Бог знает про наши грехи, причем гораздо лучше, чем мы сами.

Во-вторых, если мы идем на исповедь, как на сеанс к психотерапевту, чтобы после наши болячки исчезли и мы начали чувствовать себя комфортно, мы опять попадаем мимо цели. Греческое слово «грех» – «hamartia» – как раз и означает попадание мимо цели. То есть, вроде бы исповедуя наши грехи, мы опять совершаем что-то не то.

Для чего тогда все это надо: приходит человек в храм и чтобы исповедаться, он должен подойти к священнику? Он мог бы подойти к чудотворной иконе или иной святыне, покаяться, пока вокруг никого нет. Вообще от многих можно услышать: «Я так люблю ходить в храм, когда там людей нет: тихо, спокойно». Ощущение, что человек пришел в музей. Но чего делать в церкви, когда там нет людей?! Церковь – это люди.

Так вот, в таинстве исповеди человек кается не только перед Богом, но и перед Церковью, перед людьми, по крайней мере – в лице священника. Это очень важно.

Мы знаем, что в первые века христианства именно так и было. Мы читаем Деяния апостолов, мартирологи и знаем, что само понятие греха у тогдашних христиан, захваченных ожиданием пришествия Христа, возникало довольно редко. Если случались житейские грехи – это был исключительный случай. Когда христианство стало шириться, грехи перестали быть таким уж исключением. Тем не менее всегда предполагалось, что в грехах этих человек кается перед Церковью. Оттуда, например, пошел чин оглашенных, которые во весь голос оглашали свои грехи и просили прощения у Церкви.

Для чего исповедоваться?

Человеку нужно каяться, прежде всего, чтобы избавиться от греха, и не только для того, чтобы ему стало хорошо и комфортно жить, чтобы «совесть не мучила».

Вспоминаются глубокие слова Достоевского о том, что антихрист, когда придет, не только пообещает людям материальное благополучие, но и возьмет в руки их совесть. То есть кто-то, кто решает все за нас, значит – все в порядке, не нужно думать и мучиться.

Мы можем творить что угодно и будем оправданы – наша совесть отдана другому. Вот поэтому иные люди и хотят «очистить совесть»…

А ведь таинство исповеди совсем не для этого. Исповедь – реальное действие, которое предполагает реальное исправление твоего греха, который мешает тебе быть в Церкви, войти в Царство Христово, которое вот-вот наступит.

Иначе почему мы каждый день повторяем слова из Символа веры: «Чаю воскресения мертвых. И жизни будущаго века»? Вот-вот Господь придет, а мы не сможем войти на Брачный пир, потому, что не в брачной одежде, не исправили свой грех.

Когда мы приходим в храм, мы открываем свой грех именно перед Церковью. Священник на исповеди – как напоминание о том, что грех твой принимает не только Христос, но и вся Церковь, всё собрание верующих.

Исповедался «не до конца»

Бывает, человек исповедался, а всё равно чувствует, что что-то не так. Причина может быть в недостаточно искренней исповеди. Когда человек пытается оправдать себя, какой-то грех скрыть.

По-человечески это понятно: какая-то болячка, которую стыдно показать. Вот стесняется мужчина показать свою проблему доктору-проктологу – молодой симпатичной женщине. Примерно так происходит у некоторых верующих во время исповеди: противно, стыдно обнажать какой-то свой грех.

Это детское состояние, которое быстро проходит, когда человек часто начнет приходить на исповедь, поймет, что священник его не осуждает. Можно услышать от некоторых: «Батюшка, мы такие грехи рассказываем, как вы еще с ума не сошли?» Отвечаю: «За годы священства я уже столько наслушался, и хотя бы один человек что-то новое рассказал! За тысячи лет ни одного нового греха не изобретено».

Пока пациент испытывает страх перед врачом, он не сможет начать лечиться. Он должен понять: врач – опытный, повидал многое, стесняться перед ним нечего – врач не будет над ним смеяться, ругать, цель врача – вылечить.

Здесь мы подходим к важному понятию: грех – это болезнь, а не юридическая вина человека. Болезнь, глубоко поразившая природу человека.

Недаром, когда священник начинает исповедь, он читает молитву, в которой есть слова: «Пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши».То есть ты пришел в больницу, так не уйди не вылеченным.

Но это не просто, это трудная задача для нашей гордыни, нетерпеливости. Нам хочется совершить мгновенное действие, чтобы раз – и все прошло. Оказывается, грех – болезнь глубокая, не только приобретенная, но идущая корнями вглубь времен, к праотцу Адаму. Еще не известно, как пойдет лечение. Нужно набраться терпения, иметь много мудрости, много трезвости.

Терпение – одно из базовых качеств, которых нам сильно не хватает, в том числе и при исповеди.

Если грех не забывается…

Бывает, человек исповедовал грех, полностью отошел от него, но забыть совершенное не может: мучается год, два, десять лет… Человеку важно каяться именно на исповеди, хотя само по себе покаяние моментом исповеди не ограничивается.

Покаяние – перемена ума, перемена жизни. Тем не менее в таинстве исповеди есть то, что действительно поможет преодолеть грех. То есть не просто Бог простит нам этот грех – Он нас всегда прощает, потому, что любит нас. На исповеди человек получает именно возможность лечения.

Представьте, человек сильно болен, а врач ему говорит: «Я тебя прощаю, за то, что ты болеешь». А болезнь-то никуда не денется. Так вот – в таинстве исповеди есть то, что болезнь излечивает.

Здесь не нужно обольщаться: «Вот приду на исповедь, покаюсь и на следующий день проснусь другим». Важно понимать, насколько природа человека поражена грехом. Как я уже сказал, нужно быть реалистами, набраться терпения и трезвости. Нужно понимать, что с нашей природой можно бороться всю жизнь.

Великие святые подвижники, преподобные в конце жизни плакали и говорили: «Ох, скоро представать перед Богом, а я еще не начинал каяться». Подвижнику возражали: «Как же так, ты же святую жизнь вел, ты ведь святой?!» Вопрошающие не понимали, что чем ближе к источнику Света, к Богу, тем виднее на себе грязь и пятна. А когда человек сидит в полумраке, в темноте и думает, что он чистый, ему стоит попытаться подойти поближе ко Христу и увидеть, сколько на нем всякого.

Конечно, святые были и остаются святыми, но, будучи уже близко от Христа, они замечали самую малость, от которой страдали и каялись. Вспомните сказку Андерсена «Принцесса на горошине»: принцессе под множество перин положили маленькую горошину, и она всю ночь не сомкнула глаз из-за неудобства. Другая женщина, более грубой конституции, скотница, например, заснула бы крепко, даже если ей под матрас машину кирпичей положить.

Важно, что в таинстве исповеди есть все, чтобы исцелить человека не только от греха, но и от последствий греха. При каждой болезни, скажем, требующей оперативного вмешательства, важно не только провести операцию, но и грамотно организовать восстановительный период после.

Таинство содержит врачевство, помогающее преодолеть грех, в котором мы покаялись, чтобы он перестал нас грызть, как реальная вина, чтобы он стал творческим заданием на нашу последующую жизнь, уроком, наказом.

Забыть грех мы не сможем, но мы будем помнить его не как вечную вину, нас грызущую, а просто как пример, чтобы в следующий раз поступать по-другому. Память о грехе будет для нас рабочим инструментом, который мы применим к строению нашей будущей жизни.

Второй момент: почему мы часто мучаемся от того, что вроде бы покаялись в грехе, а простить его себе не можем. Речь о нашем маловерии.

Часто вспоминаю замечательный эпизод из жития преподобного Силуана Афонского в изложении отца Софрония (Сахарова), который был келейником старца Силуана. В то время, когда будущий старец был молодым человеком Семёном из Тамбовской губернии, в их деревне жил человек, который долгое время пробыл на каторге за то, что убил жену.

После каторги он вернулся в деревню, жил спокойно, играл на гармошке, участвовал в празднествах. Однажды к нему подошел будущий старец Силуан и спросил: «Как же ты можешь вот так жить, радоваться, ведь ты совершил страшное дело». На что бывший каторжник ответил: «Пока эти годы я был на каторге, я много молился Богу. И Бог меня простил».

Важно не только то, что Бог прощает, важно уметь принять прощение. Что толку, если врач выпишет самое лучшее лекарство, если мы не приложим усилий, чтобы найти это лекарство, затем – чтобы принимать его правильно, по определенному графику! Наше маловерие, недоверие к таинству исповеди очень часто нам мешает.

Знаю много случаев, когда человек приходит на исповедь, снова и снова кается в старых грехах. Чего мусолить одно и то же, то, в чем ты покаялся? «Не могу успокоиться, такая у меня тонкая чувствительная душа», – можно услышать от такого человека.

Что, твоя тонкость превыше, чем вера в таинство Церкви? Господь простил, всё, успокойся, иди дальше. Пусть пережитый грех станет для тебя уроком, не больше.

Подготовила Оксана Головко