Моторная или парусная яхта? Устройство яхты. Классы яхт

Скорость яхты на поверхности водоема зависит от огромного количества факторов. Ими являются ходкость судна, которая оказывает огромное влияние на скорость яхты под парусами. Ходкость зависит от сопротивления движению со стороны корпуса судна и движущей силы, которая создается парусами. На малых скоростях (до 2 узлов) на преодоление силы трения корпуса о воду тратится до 80% мощности движущей силы, что значительно влияет на скорость парусной яхты. В числе факторов, влияющих на среднюю скорость парусной яхты, фигурируют сила трения, величина смачиваемой поверхности, волновое сопротивление, сопротивление формы.

Когда речь идет о морских прогулках под парусом, обычно фиксируется расстояние, которое проходит яхта за сутки, а не средняя интенсивность движения парусного корабля. Но стремление все измерить и сравнить или простая привычка людей быстроту передвижения переводить в понятие скорости, заставляет приспосабливаться к таким терминам и «морских волков».

Что тормозит суда на разных скоростях?

Влияние различных тормозящих факторов на интенсивность движения судна под парусами меняется с изменением скорости. На низких скоростях трение воды о поверхность судна максимально замедляет движение, при разгоне – повышается влияние смачиваемости. Это понятие определяется площадью поверхности контакта судна с водой. Опытные яхтсмены при движении часто кренят судно для уменьшения поверхности смачивания, что дает выигрыш в скорости.

При 7 узлах и выше повышается влияние волнового сопротивления, которое определяется величиной поднимаемой поверхности воды носовой частью судна. Эта характеристика влияет на скорость парусной яхты совместно с величиной сопротивления формы. Понижение сопротивления формы в значительной мере зависит от ухода за судном, гладкости его поверхности, соотношения длины, ширины и обтекаемости бортов и подводных частей – киля и руля.

Точно такие же факторы влияют на движение других типов парусных судов для путешественников, среди которых можно выделить катамараны. Интенсивность движения парусных катамаранов вполне сравнима с движением корабля. Катамаран под парусом может проигрывать в других характеристиках, это касается остойчивости судна (есть риск дифферента на нос при высокой скорости – завалиться на скулу) и комфорта экипажа (но это вопрос на любителя). Но если эта проблема решена, то скорость парусных катамаранов значительно превосходит суда под парусами вследствие меньшей смачиваемой поверхности и волнового сопротивления.

Интенсивность движения парусного судна: особенности измерения

Скорость парусной яхты измеряется в узлах. Не в узлах в час, не в милях в час, а просто в узлах. Это закон. И ему есть объяснение. Сам принцип измерения скорости яхты состоит в применении секторного лага, который представляет из себя треугольную дощечку, выбрасываемую за борт с кормы. Доска увлекала за собой тонкий трос – линь, на котором на расстоянии 50 футов друг от друга были завязаны узелки. Измерение длилось определенное время — от 15 с до минуты. Пересчитав количество узелков, ушедших за лагом в отведенное время, можно было узнать интенсивность движения судна которое само собой, определялась в узлах.

Скорость ветра для парусной яхты также не измеряется однозначным способом, а является понятием условным и привязываемым к разным точкам. Ветер дует значительно сильнее с подъемом над поверхностью земли. Это объясняется торможением потоков воздуха при взаимодействии с водной гладью. Поэтому интенсивность движения яхты под парусами напрямую зависит от высоты установки паруса. Кроме того, направление ветра не совпадает с направлением движения корабля, которая испытывает на себе многие другие воздействия воздушных потоков, кроме просто ветра в понятии сухопутных людей. При усилении ветер всегда дует порывами, нет его спокойного и постоянного напора, как при спокойных скоростях. Поэтому для яхт существует понятие вымпельного ветра, направление которого определяется по вымпелу, закрепленному на мачте судна под парусом.

Рекорды скорости

И все-таки люди пытаются поставить рекорд скорости на воде. Такие соревнования проводятся с 1972 года и с каждым сезоном набирают популярность. Максимальную скорость яхты под парусом пока удается показать не совсем обычным участникам – серфингистам. Объяснение этому простое – доска и рулевой имеют лучшие показатели по всем характеристикам, определяющим скорость на воде: у них меньшее трение, минимальная поверхность смачивания с лучшей ее полировкой, отсутствует волновое сопротивление, а управление парусом максимально быстрое и чуткое. На сегодня рекорды скорости покоряются виндсерферам и кайтсерферам и приближаются к 70 узлам или к 130 км/ч! Парусным яхтам и катамаранам есть к чему стремиться!

яхта компании «Sunseeker»

Когда моторная яхта скользит по морю, то передать впечатления можно одним словом - захватывает дух. И первое что бросается в глаза это красота и изящество подобно женщины.

В последнее время во многих странах моторные и парусные яхты стали доступнее не только группе довольно состоятельных людей, но и сравнительно широкому кругу представителей так называемого «среднего класса». Массовое создание относительно недорогих пластиковых корпусов и прочего оснащения для маломерных яхт длиной 8-12 м, а также возможность брать яхты напрокат () позволили миллионам людей приобщиться к любительскому водному спорту и морским путешествиям.

Но ограничимся изучением развития парка моторных яхт. Неуклонно растущий спрос в последние десятки лет породил рост производства маломерных судов и в государствах, где создание прогулочных яхт издавна является традиционной, и в странах-новичках в этой сфере.

Итак, только в Италии строительством моторных яхт занято более 60 компаний. На сегодняшний день в портфелях верфей сосредоточено около 500 проектов яхт длиной до 32 м, и 41 в их числе более 25 м. Львиная доля этой продукции идет на экспорт. Немалое число среднетоннажных моторных яхт создается на верфях США, Нидерландов, Франции, Швеции, Финляндии, Норвегии и Австралии. Набирает обороты и развитие яхтостроения в Японии, Испании, Турции, Египте и ОАЭ. Наряду с этим наблюдается неизменный рост создания более крупных и дорогих моторных яхт, стоимость которых колеблется от 7 до 100 миллионов долларов. Естественно, приобретение таких игрушек по карману только богатым людям, для которых, как правило, яхта становится уже и символом престижа, и местом проведения деловых встреч, и способом выгодного вложения материальных средств - ведь при правильном уходе, и при растущем спросе, комфортабельную яхту можно выгодно продать и через 5-8 лет использования. Кроме того, яхту можно сдавать в аренду через брокерские организации, чтобы частично покрыть текущие эксплуатационные расходы.

В последние годы наблюдается настоящий бум в выборе на создание все более крупных моторных яхт. Из 6 миллиардов долларов США, в которые оценивается сегодняшний мировой рынок моторных судов, большая часть приходится на яхты длиной более 45 м.

Среди строящихся насчитывается около десятка яхт длиной от 70 до 138 м. Такие суперяхты рассчитаны на 14-28 гостей в условиях класса «люкс». Также растет мода на строительство океанских моторных яхт длиной 70-80 м класса «Explorer». Эти исследовательские яхты обладают приличной дальностью плавания до 5 тысяч миль и могут нести на борту разъездные катера, и даже вертолет. Как правило, они пригодятся не только для проведения дальних крейсерских мореплаваний, но и для исследовательских работ в различных районах Мирового океана.

моторная яхта «Lurssen «Queen»


В производстве крупных моторных яхт пальму первенства занимают такие верфи, как «Luerssen» и «Abeking&Rasmussen» (Германия), группа «Feadship» (Нидерланды), «Benetti», «Codecasa» и «Rodriques» (Италия), «Oceanco» (ЮАР), «Oceanfast» (Австралия) и «Palmer Johnson» (США). Однако не только размером характеризуются современные . Продолжается настойчивая модернизация их технических характеристик. Все шире используются легкие и прочные композитные материалы для производства корпусов, растет мощность и экономичность устанавливаемых силовых установок, активно вводятся такие современные движители, как частично погруженные гребные винты и , совершенствуются системы кондиционирования воздуха и бытового водоснабжения, растут потребительские качества и эстетические свойства отделки помещений.

скорость или комфорт моторных яхт?


А что же со скоростью яхт? Эта величина может колебаться в очень широких пределах - от 10 до 80 узлов - в зависимости от назначения, способа эксплуатации и размеров яхт, и, конечно же, от пристрастий владельцев. Среди маломерных яхт спортивного класса длиной 10-15 м, особенно популярных в США и Италии, насчитывается немало судов, способных развивать скорость до 40 узлов, а иногда и гораздо выше. Современные достижения в области гидротехники способны обеспечить такие скорости на яхтах, серийно выпускаемых для частного пользования. Как правило, моторные яхты такого типа представляют собой однокорпусные лодки с глиссирующими обводами и системой продольных и поперечных реданов, с открытым кокпитом и силовыми установками, включающими либо два-три мощных подвесных мотора, либо Z-образные винто-рулевые колонки.

На такой высокоскоростной яхте приятно промчаться вдоль курортного побережья, восхищая зрителей, но можно и посоревноваться в скорости, участвуя в неформальных состязаниях. Эти суда, как правило, популярны среди наиболее обеспеченной молодежи.

Однако, по маршруту большой протяженности на скоростных яхтах совершать затруднительно - их мореходность и дальность плавания ограничены. В лучшем случае, они оборудованы небольшой каютой, санузлом и мини-камбузом в носовой части подпалубного пространства. Только в США насчитывается более 20 компаний, производящих яхты такого типа. Среди них можно упомянуть «Fountain », «Baja Marine », «Hustler », «NorTech », «Donzi Marine » и «Hallet Boats ».

моторная яхта «Baja Marine»


Среди крупных яхт длиной 18-25 м и существенно более комфортабельных с двумя или тремя двухместными каютами с индивидуальными санузлами, уютным общим салоном и камбузом также существует подкласс судов, способных развивать скорость до 50 узлов. Их корпусы, как правило, выполнены из композитных материалов, имеют облегченную конструкцию, а силовые установки двухвальные с высокооборотными дизелями. Владельцами таких моторных яхт являются люди динамичные, ценящие время. Им импонирует возможность с компанией друзей быстро добраться до уединенной бухты или безлюдного острова, расположенных милях в нескольких ста миль от причальной стенки, устроить там барбекю и купание, а к вечеру вернуться домой. В постройке яхт указанного класса особенно продвинулись такие компании, как «Sunseeker» и «Princess» (Великобритания), а также «Riva», «FIPA Group», «Pershing», «Alfamarine» (Италия).

И все же подавляющее большинство современных моторных яхт длиной до 25 м имеют скорость хода, редко превышающую 20-25 узлов. Они, естественно, дешевле и более экономичны в эксплуатации. Их используют для непродолжительных , рыбной ловли или однодневных . Массовым производством подобных яхт заняты верфи Нидерландов, Германии, Тайваня, Италии и США.

моторная яхта «Riva 92»


моторная яхта «Pershing 72»


Что же касается моторных яхт «мегакласса», то здесь сложилась довольно прогнозируемая ситуация, при которой наиболее многочисленный парк низшей размерной подгруппы, а это яхты длиной от 28 до 36 м, насчитывает десятки единиц, развивающих максимальные скорости 40-48 узлов. Больше всего к скоростным судам этого типа относятся яхты с динамичным силуэтом модного для южных морей «полуоткрытого» типа с открывающейся крышей салона. Из современных моделей таких яхт можно упомянуть 46-узловую яхту «Predator 95 » компании «Sunseeker » или 40-узловую яхту «Mangusta 108 » компании «Overmarine».

моторная яхта «Mangusta 108»


моторная яхта «Sunseeker Predator 95»


Весьма нетипичный подход к высокой скорости у клиентов дорогих моторных яхт длиной более 40 м. Заказчики этих судов, естественно, весьма солидные люди, желающие отдыхать в максимально комфортных условиях. Однако и у богатых бывают свои причуды, которые можно удовлетворить только благодаря последним достижениям технического прогресса и, естественно, щедрому финансированию проектов.

Технические новинки, отрабатывавшиеся на , естественно, заинтересовали любителей высоких скоростей, способных купить себе сколь угодно дорогие яхты .

Вот несколько самых ярких примеров. Однажды неугомонный миллиардер Джон Сталуппи в 1992 году заказал у норвежской верфи «Ulstein Eikefjord» яхту «Moonraker», развившую на ходовых испытаниях скорость 66,7 узла. Этот рекорд продержался около 8 лет. Значительного снижения веса корпуса удалось добиться благодаря использованию композитных материалов, а силовая установка включала газовую турбину, работавшая на средний водомет, бортовые же управляемые водометные движители приводились от дизелей.

моторная яхта «Fortuna»


В 2000 году по заказу короля Испании Хуана Карлоса английским конструктором Доналдом Блаунтом была спроектирована 41-метровая яхта с комбинированной , рассчитанная на достижение скорости не менее 65 узлов. Проект судна был доработан конструкторами испанской верфи «Izar» в Сан-Фернандо, которая и реализовала производство яхты , названной «Fortuna».

Глиссирующий корпус с обводами имеет двойную скулу и оборудован транцевыми плитами для регулировки дифферента при преодолении сопротивления. В целях максимального снижения веса, корпус изготовлен из алюминиевого сплава, а надстройка - из сверхлегких композитных материалов. Внутренние помещения моторной яхты выглядят весьма скромными - всё ради облегчения веса.

Трехвальная газотурбинная установка с водометными движителями компании «KaMeWa» обеспечивает яхте скорость около 68 узлов. Теперь «Fortuna» - частная яхта короля Испании, он лично может управлять ею в море. В целях безопасности монарха и его гостей стенки надстроек и все остекление выполнены из пуленепробиваемых материалов.

моторная яхта «Wally 118»



Еще одна яхта на звание «самая быстрая яхта в мире » была построена в Италии в 2009 году на верфи «Intermarine» по проекту компании «Wally». Моторная яхта «Wally 118» длиной 36 м может развивать скорость свыше 70 узлов при общей мощности энергетической установки 17000 л.с. Спроектированная под руководством Луки Бассани яхта обладает совершенно нетипичным «милитаризованным» силуэтом. Оригинальны и авангардные интерьеры. Широко используются тонированное стекло и раздвижные конструкции перекрытий. Стоимость этой яхты оценивается в 17,3 миллиона долларов.

Как-то конструктор Франк Мюльдер сказал: «Люди всегда любили скорость. Все, что необходимо для создания высокоскоростных яхт, так это технологические возможности и деньги... ». Замечу, очень большие. Ведь для увеличения скорости, к примеру, 40-метровой яхты с 20 до 40 узлов стоимость пропульсивной установки возрастает примерно в четыре раза, а общая стоимость яхты - более чем на треть.

Многие часто задаются этим вопросом, прежде чем отправиться в большое плавание. Это понятно.
Моторные яхты характеризует прежде всего тип двигателя, а затем и концепция корпуса, который может быть водоизмещающим, гибридом между водоизмещающим и глиссером и разными глиссерами, от чего зависит скорость, а нередко и удобство, безопасность и способ использования судна. Небольшие моторные суда для развлечения оборудуются одним главным двигателем и малым, обычно внешним, вспомогательным агрегатом, в то время как большие суда стандартно имеют два двигателя для лучших мореходных качеств и большей безопасности.
Парусные яхты характеризуют водоизмещающий корпус с балластным килем, мачтой, парусами и вспомогательным двигателем.
В последнее время все популярнее становятся двухкорпусные яхты – катамараны – стабильные, относительно быстрые, исключительно удобные и безопасные суда, имеющие до восьми кроватей, удобны для путешествия больших семей или групп друзей.

Скорость яхты

Моторные яхты

Самая значительная разница между парусными яхтами и моторными судами – в скорости, максимальной и эксплуатационной. Современные моторные яхты, да и катера по концепции корпуса и мощности двигателя проектируются и строятся с тем, чтобы достичь высоких скоростей от 15 до 70 узлов. Между тем суда с очень большими скоростями тяжело найти в предложениях чартерных компаний, так как средняя скорость предлагаемых судов около 20 узлов. Этого достаточно для приятного плавания и волнующего глиссирования.
Следует сказать, что глиссирование – не только вопрос удовольствия, но и экономичности, так как сопротивление корпуса глиссирующего судна существенно меньше, чем у обычного водоизмещающего судна. Глиссер со своей большой скоростью позволяет вам утром выйти из Сплита, до полдня провести время, купаясь в какой-нибудь хорватской бухте, забежать на обед до Виса и возвратиться на ночь на остров Корчула.
Однако это достоинство моторных яхт связано с недостатками: удары волн о корпус судна на больших скоростях хода, вибрация, шум двигателей, запах выхлопных газов и т. п.

Парусные яхты

Скорости, которые достигают парусные яхты, определены условиями их предназначения. Медленные из-за умеренной площади поверхности парусов и тяжелого корпуса, устроенного для обеспечения комфортабельности экипажа, а не наслаждения скоростью, яхты ходят со скоростью от 5 до 10 узлов. Это значит, что за пять часов активного плавания вы можете пройти около 40 миль, что необходимо учитывать при планировании путешествия. Достоинства акватории Адриатического моря, изрезанные берега с многочисленными островами и небольшая удаленность между стоянками в течение планируемого плавания позволяют в течение одного дня иметь достаточно времени для плавания, наслаждения хождением под парусами при благоприятных ветрах, для купания в какой-нибудь бухте и, соответственно, ночевки в ближнем месте. Эта категория судов обозначена особенной философией жизни на море: не важна скорость, а важен контакт с морем, ветром и природой. Хорошо идти при слабом ветре со скоростью 2-3 узла. Такое плавание – рецепт расслабления под шум моря, без шума двигателя и запахов выхлопных газов. Для опытных и смелых, не спускающих паруса и не уменьшающих их площадь при ветрах выше 20 узлов, хождение под парусами превращается в авантюру с адреналином.
Скорость плавания под парусами зависит от условий погоды, ветра как движителя, волн и течений. При этом двигатель мощностью от 30 до 100 кв предназначен для маневров в порту, плавания при полном штиле или для уклонения от штормовой погоды.

Расходы топлива яхты

Моторные яхты

Скорость оплачивается расходом топлива. Например, два дизельных двигателя мощностью по 250 кв могут расходовать более 100 литров топлива в час в зависимости от режима работы. Например, моторная яхта Princess 52, оборудованная двумя двигателями по 610 кв, следуя из Сплита до Дубровника через Хвар со средней скоростью 20 узлов, израсходует топлива на 7000 кун (около 1000 евро). Следовательно, при аренде моторной яхты следует обязательно обращать внимание на заявленный расход топлива яхты, так как стоимость расходов на топливо, которое вам понадобится, может опасно приблизиться к стоимости аренды судна.

Парусные яхты

При эксплуатации парусной яхты стоимость топлива незначительна. Обычно сумма – около 700 кун (около 100 евро) за целую неделю. Безусловно, конечный результат зависит от того, сколько часов пройдено под двигателем, сколько вы ходили под парусами и были ли благоприятные ветры. Летом на Адриатике послеполуденный мистраль почти постоянен, и если на яхте – хоть немного обученный экипаж, то вы легко можете идти с наибольшей скоростью, которую позволяют развить конструктивные особенности яхты. Однако, если обстоятельства заставляют использовать двигатель больше, чем планировалось ранее, не следует волноваться. Расход топлива на яхтах скромный.

Автономность

Моторные яхты

Из-за большого расхода топлива автономность (расстояние в милях, проходимое с полным танком топлива при отплытии) намного меньше, чем у парусных яхт. На практике это значит, что вам придется чаще заправляться на заправочной станции, что в разгар сезона может быть чрезвычайно тяжело из-за очередей. Порой придется ждать более часа. Поскольку прием топлива может занять около двадцати минут, так как часто вливается 1000 литров или более, то лучше подходить к заправочной станции ранним утром, с началом ее работы.

Парусные яхты

С одним полным танком (обычно около 100-200 литров) можно путешествовать целую неделю. На практике это значит, что вы нанимаете яхту, отходите с полным запасом топлива, а потом покупаете топливо в конце семидневного плавания, если по договору должны вернуть яхту с полным танком. Если при благоприятных ветрах вы будете ходить под парусами неделю, то двигатель будет использоваться только для маневров в маринах и, возможно, для подзарядки аккумуляторов.
Можно вспомнить, что многие яхтсмены прошли вокруг света даже на относительно небольших яхтах, что без заправки топливом невозможно на большой моторной яхте.

Маневренные особенности

Моторные яхты

Глиссерное днище моторной яхты спроектировано для достижения больших скоростей. В открытом море на больших волнах, особенно с борта или с кормы (если сесть на волну), яхта не держит хорошо курс, вызывая бортовую качку. В этом случае помогают более мощные двигатели, которые могут совладать с силой волн. Чем мощнее двигатели, тем больше стабильность судна, и тем быстрее можно уклониться от возможной непогоды.
При выходе и входе в марины моторные яхты с двумя двигателями очень легко управляемы, так как, работая одним двигателем вперед, а другим назад, можно развернуть судно на месте. Более того, моторные яхты большего размера имеют электрические носовые подруливающие устройства. Поэтому маневр даже в стесненных маринах является настоящим удовольствием.
Проблемы появляются при сильном боковом ветре, когда из-за малой скорости судно сильно сносит, так как подводная часть судна, которая могла бы сопротивляться сносу, значительно меньше его надводной части, подверженной влиянию силы ветра. В этом случае маневр необходимо производить быстро и решительно, а для этого необходим опыт.

Парусные яхты

Яхты проектируются и строятся на идее меньшего сопротивления подводной части корпуса и большей остойчивости под влиянием ветра и волн. Из-за низкого центра тяжести тяжелый балластный киль обеспечивает яхте остойчивость и уменьшение сноса под действием ветра, так как он работает в качестве «погруженного крыла». Кроме того, увеличением и уменьшением площади парусов, то есть, влияя на силу воздействия ветра, можно скорость яхты приспосабливать к состоянию моря, придерживаясь правила, что большая скорость добавляет остойчивости на неспокойном море.
Маневрирование парусной яхтой в марине отличается от маневрирования моторной яхтой. Один двигатель по сравнением с двумя на моторной яхте является недостатком. Однако, благодаря килю, который является центром вращения подводной части корпуса, и положению винта, обычно смещенному на одну треть длины корпуса от кормы, парусные яхты в портах очень поворотливы.
Им мало мешает и боковой ветер из-за благоприятного соотношения подводной части судна и надводного борта. Если яхта имеет носовое подруливающее устройство, то ее маневренные возможности улучшаются.

Комфортабельность

Моторные яхты

Кроме скорости, характерными чертами моторных яхт являются комфортабельность, роскошная отделка интерьера, большие палубы для принятия солнечных ванн, отдельные помещения на баке. На кормовой части судна (кокпите) больше места, чем на парусных яхтах. Здесь обычно размещается большой стол и стулья для отдыха и приема пищи. Пассажиры спускаются в море с кормовой платформы, более просторной, чем на парусной яхте, если она вообще ее имеет. Моторные яхты обычно имеют верхний командный мостик, который делает возможным совмещать отдых и управление судном с осмотром чудесных окрестностей. Внутреннее убранство высокого качества с применением качественных тканей и кожи. Палубы из тикового дерева и часто покрыты коврами, каюты просторные и оборудованы большими ванными комнатами, кухня большего размера и лучше оборудована: микроволновая печь, дополнительный холодильник, аппарат для льда…
Все чаще моторные яхты оборудуются климатическими установками, электроникой для развлечений, то есть всем, что делает путешествие приятным. Для всех этих потребителей энергии в машинном отделении размещается генератор, который в море обеспечивает домашний комфорт. Моторные яхты, как большие потребители энергии, часто вызывают падение напряжения в маринах, поэтому рекомендуется не пользоваться одновременно всеми потребителями энергии.

Парусные яхты

Современные парусные яхты по комфорту приближаются к моторным, но на них комфорт все-таки подчинен назначению плавать под парусами. Носовая палуба узкая и не приспособлена для загорания в такой степени, как на моторной яхте, к тому же, там проходят разные концы для управления парусами. На кокпите из-за направляющих ползунов шкотов и из-за лебедок место для стола сравнительно мало, хотя комфорт внутри подпалубного пространства приближается к комфорту моторных яхт. Комфортабельные двухместные каюты, салон, кухня с газовой плитой, духовкой, холодильником, туалетные комнаты с душевыми кабинами. В последнее время современные модели оборудуются телевизорами и системой отопления или кондиционирования воздуха, а также дизель-генераторами.
Впрочем, главным фактором, влияющим на (не)комфорт парусной яхты, является ее положение под парусами: крен может достичь 45º и все на судне стоит «набок». Плохо закрепленные вещи разлетятся вокруг, а перемещение по палубе достаточно затруднительно, так как приходится ходить по косым поверхностям. Для возможности готовить пищу в таких условиях плита закреплена на карданном валу, позволяющем ей находиться в горизонтальном положении при крене яхты. Следует следить за боковыми и палубными иллюминаторами: если они останутся открытыми, то при нахождении в море существует опасность заливания внутренних помещений.

Цена аренды яхты

Моторные яхты

Стоимость аренды моторных яхт на порядок выше по сравнению с парусными из-за их более высокой стоимости. Залог, оставляемый при аренде, также выше. Разумеется, содержание моторных яхт требует больше труда и стоит дороже расходов на содержание парусных яхт, особенно из-за мощных двигателей, работающих на высоких оборотах для достижения больших скоростей. Количество дополнительного оборудования и снабжения также является причиной взвинчивания цены. Последнее, что не следует забывать, – стоимость топлива, которая также повышает общую стоимость аренды. Это в итоге достигает нескольких десятков тысяч евро за неделю аренды.

Парусные яхты

Стоимость аренды парусной яхты существенно ниже. Ниже и расходы на топливо. Поэтому парусные яхты нанимаются значительно чаще, чем моторные. Обычно семья из 4-х человек может рассчитывать на 3-4 тысячи евро за неделю аренды со всеми дополнительными расходами.

По правилам, определенным Советом по мировым рекордам среди парусных судов (World Sailing Speed Record Council, WSSRC), существует целый ряд «зачетов», и в каждом из них — свои рекордсмены, свои дистанции и хронологические рамки. Три наиболее престижных рекорда — это средняя скорость прохождения 500-метрового участка, средняя скорость прохождения морской мили и средняя скорость движения при 24-часовом переходе. Последняя номинация отличается от двух первых, как бег стайера от бега спринтера. Лодки для длинных переходов снабжены каютами, хранилищами для запасов и традиционной системой такелажа.

Конечно, рекорд скорости для парусного судна зависит от множества факторов — как подвластных человеческому воздействию, так и случайных. Найти правильный «ветреный баланс» — чтобы ветер был максимально силен, но при этом не поднимал «непроходимые» волны — достаточно трудно. Подходящих для этих целей бухт на всей планете раз, два и обчелся. Пол Ларсен, создатель и пилот Vestas Sailrocket 2, устанавливал свои рекорды близ порта Уолфиш-Бей в Намибии. Но его истории предшествовала другая, не менее занимательная.

Основная задача, стоявшая перед конструкторами Vestas Sailrocket 2, заключалась в разработке идеального аэродинамического профиля. Для старта лодке нужен ветер, дующий под углом 90° к линии движения. При движении срывающиеся с корпуса лодки потоки ветра направляются на парус, складываясь с «естественным» ветром и дополнительно ускоряя Vestas Sailrocket 2. То есть чем быстрее она движется, тем больше энергии получает.

Приключения француза

Шесть лет назад, в октябре 2007 года, «Популярная механика» писала о футуристическом тримаране l’Hydropt?re, построенном французом Аленом Тэбо. В то время «Гидроптер» только-только появился в поле зрения журналистов и вызывал скорее скепсис, нежели восхищение. Но прошли годы, и Тэбо установил на своем «гадком утенке» пять мировых рекордов (четыре на морской миле и один на 500-метровке), которые казались непокоримыми, пока не появился Ларсен со своим Vestas Sailrocket 2.

L" Hydropt? re — это парусный тримаран на подводных крыльях. Крылья длиной 6,4 м закреплены под углом 45° к корпусу и создают весьма значительную подъемную силу: при достаточно скромном ветре (около 6,5 м/с) тримаран уже отрывается от поверхности воды. Если судно налетает на серьезную волну, срабатывают газовые амортизаторы, «попускающие» крыло, способное сдвигаться на расстояние до 60 см, принимая энергию удара.


Морская миля — это весьма приличное расстояние, 1852 м, требующее от рекордного транспортного средства достаточной стабильности. Коротенькая же 500-метровка открывает широчайшее поле для… кайтсерфинга. С момента, когда Международная федерация парусного спорта официально включила кайтсерфинг в парусные дисциплины, приручившие воздушных змеев спортсмены поставили шесть (!) рекордов скорости на малой дистанции. Тем не менее и l‘ Hydroptere, и Vestas Sailrocket 2 в разное время становились обладателями рекорда в данной категории.

Первый рекорд Тэбо поставил еще в апреле 2007 года — он прошел морскую милю на средней скорости 41,69 узла (77,21 км/ч). Интересно, что четыре предыдущих рекорда в этом зачете были установлены не на яхтах, а на парусных виндсерфинговых досках (особенно отметился знаменитый датский виндсерфер Бьорн Дункербек, установивший три мировых рекорда на морской миле). Впоследствии Тэбо трижды улучшал свой показатель и довел его к осени 2009 года до 50,17 узла (92,91 км/ч), таким образом первым превысив полусотенный рубеж на данной дистанции.

Все яйца в одной корзине

Основная задача, которую ставил перед собой австралиец Пол Ларсен, заключалась в том, чтобы стать мировым рекордсменом в обеих дисциплинах. Финансирование под подобный проект при должном качестве идеи найти не так и трудно — в случае Ларсена спонсором стала датская компания Vestas, крупнейший в мире производитель ветрогенераторов. Ларсен с командой инженеров принялись за работу — и к 2008 году (обратите внимание, на тот момент Тэбо тоже еще был в стадии «становления», то есть французский и австралийский проекты развивались параллельно) катамаран Vestas Sailrocket был закончен. 3 декабря 2008 года близ намибийского Уолфиш-Бея Ларсен пошел на первый рекордный заплыв и имел шансы на успех. Увы, подъемная сила превысила расчетную, парусник взлетел, перекувыркнулся в воздухе и рухнул. Ларсену повезло — он не получил ни царапины.

Рекорд-недолгожитель

Интересная история произошла в 2010 году в намибийском порту Людериц, где команда кайтсёрферов ставила мировой рекорд по средней скорости на 500-метровке. Француз Себастьен Кателлан только-только вступил в звание мирового рекордсмена, показав результат 55,49 узлов (102,76 км/ч) и став первым в мире человеком, «выплывшем» на парусе из 55 узлов. Спустя 14 минут его коллега американец Роберт Дуглас пролетел милю со средней скоростью 55,65 узлов (103,06 км/ч), побив рекорд. Таким образом, Кателлан был «на вершине мира» в течение менее чем четверти часа. К чести Кателлана надо отметить, что он уже во второй раз становился мировым рекордсменом.

Доработка катамарана заняла долгих четыре года. Законы строительства рекордных парусников определены довольно четко: над водой — обтекаемый кокпит и жесткий парус, под водой — крылья. Поэтому основное отличие второго поколения ларсеновского «болида» как от своего предшественника, так и от конкурентов типа «Гидроптера» — это иная конфигурация подводных крыльев. Новый Vestas Sailrocket 2 получился очень легким (275 кг) и довольно длинным (12,2 м), и на этот раз никаких ошибок не обнаружилось.

В итоге 16 ноября 2012 года Пол Ларсен побил рекорд Тэбо на морской миле, показав результат 55,32 узла (102,44 км/ч), а двумя днями позже превзошел 500-метровый результат кайтсерфера Роберта Дугласа, промчавшись дистанцию со скоростью 59,38 узла (109,97 км/ч).


Французский l‘Hydroptere гораздо массивнее своего конкурента Vestas Sailrocket 2 (по длине — 18 м против 12,2; по суммарной площади паруса — 560 м 2 против всего-то 22), да и команды может вместить от 5 до 11 человек (против максимум двоих).

На достигнутом Ларсен не остановился — 18 ноября он улучшил мильный рекорд, подняв планку до 59,37 узла (109,94 км/ч), а 24 ноября окончательно оторвался от преследователей на 500-метровке — 65,45 узла (121,06 км/ч). Таким образом, в обеих номинациях Ларсен «привез» ближайшим преследователям по 10 узлов. С учетом того, что подобные рекорды бьются обычно на 1−2 узла максимум, достижения австралийца поражают воображение.

Прошлое и будущее

С 1972 года рекорд скорости на 500-метровке ставился 24 раза, причем первые семь раз его устанавливал один и тот же человек — британец Тим Коулмэн, сначала на катамаране Crossbow, затем на Crossbow II. Помимо двух лодок Коулмэна, всего три полноценных судна становились обладателями рекорда: это описанные выше Hydropt? re и Vestas Sailrocket 2, а также Yellow Pages Endeavour, чей рекорд держался с 1993 по 2004 год. Семь мировых рекордов поставлено на виндсерфе, еще шесть — на кайтсерфе.

Рекорды скорости на морской миле фиксируются со сравнительно недавнего времени, с 2003 года. Ставились они десять раз, из них четырежды — виндсерфингистами. Сложно сказать, сколько продержатся ларсеновские рекорды. Конфигурация его Vestas Sailrocket 2 всем известна — неудивительно, если в ближайшие годы появится ряд клонов. Правда, своими достижениями австралиец, похоже, выбил из рекордной гонки виндсерферов и кайтсерферов, которые физически исчерпали скоростные возможности своих снарядов.


Рекорд Vestas Sailrocket 2 на 500-метровке очень велик относительно всех преследователей и потому имеет все шансы продержаться не меньше десятка лет. Не стоит забывать, что при всей гениальности конструкции судна роль удачного стечения обстоятельств и погодных условий во время заплыва трудно приуменьшить. Чтобы побить рекорд, нужно очень, очень постараться — при условии невероятного везения.

С другой стороны, если кто и сможет поставить новый рекорд, то скорее это будет именно Ларсен, поскольку он имеет «фору» — готовую техническую схему очень высокого уровня. Если он будет совершенствовать свой «болид», то сможет постепенно превосходить свои достижения — раз за разом, хотя бы на пол-узла, ставя новые и новые мировые рекорды.


Тримаран Banque Populaire V предназначен для длительных переходов — об этом сразу говорят его размеры: длина — более 23 м, водоизмещение — 23 т. Парусность рекордного тримарана превышает 1300 м 2 .

Третий показатель

Несколько слов все-таки нужно сказать о самых быстрых дневных переходах. Три последних рекорда в этой категории были поставлены в ходе заплывов на самое быстрое пересечение Атлантики. Сегодня в обеих этих категориях первенствует француз Паскаль Бидегорри на тримаране Banque Populaire V — 1 августа 2009 года он сумел преодолеть 1681 км за 24 часа (!). Всего же в тот заезд команда Бидегорри пересекла Атлантику за 3 дня, 15 часов, 25 минут и 48 секунд.


Как уже говорилось, суда для длительных переходов серьезно отличаются по конструкции от болидов для единовременных мгновенных заездов на скорость. Например, Banque Populaire V имел команду из 11 человек и, соответственно, все необходимые для их трехдневного путешествия припасы и помещения. К слову, в 2011 году тримаран принял другой капитан, Лоик Пейрон, а годом позже под его командованием Banque Populaire V поставил новый рекорд скоростной кругосветки, обойдя всю планету за 45 дней, 13 часов, 42 минуты и 53 секунды.

Рекордная гонка не прекращается никогда. Никто не знает, где верхняя граница скорости, и потому еще многие годы человеку будет к чему стремиться. Даешь 70, 80, 90 узлов в час; возможно, когда-либо парусные суда преодолеют и границу в 100 узлов. А при таких скоростях они могут снова вернуться в океаны, составив конкуренцию своим дизельным собратьям.

Еще в начале пятидесятых годов многие яхтсмены с предубеждением относились к установке на парусной яхте бензинового мотора или дизеля. Двигатель на яхте считали совершенно бесполезным и даже опасным (в пожарном отношении) грузом; утверждали, что мотору свойственно отказывать в работе в самые критические минуты. Большинство яхтенных капитанов называло противоестественным союз мотора и паруса.

Сейчас положение изменилось. Трудно найти яхтсмена-крейсерщика, который отрицал бы необходимость установки вспомогательного двигателя. Подавляющее большинство крейсерских яхт снабжают моторами, если не при постройке, то при последующем переоборудовании.

Мотор, безусловно, необходим, когда яхте приходится входить в гавань по узкому извилистому фарватеру, лавируя против встречного ветра. О нем невольно вспоминают и тогда, когда паруса беспомощно повисают, а нужно срочно возвращаться в яхт-клуб, идя против сильного течения. А постановка на якорь и съемка с якоря в узкостях, переходы по каналам и под мостами, плавание в штиль? Во всех этих случаях мотор не только облегчает маневрирование, но и позволяет экономить время, которое затем можно использовать для того, чтобы уйти на сотню миль дальше или для знакомства с достопримечательностями на берегу.

У туристов, плавающих на катерах, наоборот, часто появляется желание поставить паруса, чтобы использовать свежий попутный ветер, сэкономить топливо, да и просто отдохнуть от постоянного шума мотора и вибрации.

Ниже рассматриваются особенности комбинированных моторно-парусных судов , сочетающих качества парусной яхты и катера . Двумя крайними полюсами таких комбинированных судов являются яхта со вспомогательным мотором небольшой мощности и полной парусной оснасткой и катер с мощным двигателем и вспомогательной парусностью (в основном для придания судну устойчивости на взволнованном море). Суда промежуточного типа, рассматриваемые в настоящей статье, в дальнейшем будут называться моторными парусниками .

Катер и яхта. Нетрудно сопоставить основные эксплуатационные качества моторного катера и парусной яхты в форме табл. 1.

Таблица 1. Сопоставление основных качеств парусной яхты и катера

Показатель Парусная яхта Катер
Характеристика
Скорость хода Неустойчивая, зависит от силы ветра и курса яхты Практически постоянна
Дальность плавания Ограничивается только запасами воды и провизии Ограничивается запасами топлива
Мореходность Высокая (неограничена для яхт океанского плавания) Ограниченная (для большинства катеров прибрежного плавания - волнение 3-5 баллов)
Осадка Большая (2,1 м для яхты длиной по КВЛ 10 м) Малая (0,9 м для катера длиной по КВЛ 10 м)
Условия обитаемости Бесшумность; ход с креном Повышенная шумность и вибрация корпуса
Минимальный экипаж 2-3 чел. на вахте, 4-6 для аврала 1-2 чел. на вахте, 2 чел. для аврала
Затраты на организацию похода Продовольствие Продовольствие - топливо

При проектировании моторного парусника ставится задача получить высокую скорость, как под мотором, так и под парусом и сохранить малую осадку катера, которая делает доступными многие мелководные гавани и бухты. От парусной яхты должны сохраниться высокие мореходные качества, экономичность и большая дальность плавания, а также хорошие условия обитаемости.

В прибрежном крейсерском плавании килевая яхта (длиной по КВЛ 7-10 м) без мотора показывает среднюю скорость на переходе от 3 до 5 узл. На моторном паруснике можно получить устойчивую среднюю скорость на 3-4 узла больше, что позволяет за сутки пройти лишних 50-80 миль; отпадает необходимость лавировать при слабом встречном ветре или пережидать в море штилевые часы. С другой стороны, если команда катера часто вынуждена отказываться от выхода в море, особенно при сильном встречном ветре и большой волне, на моторном паруснике можно спокойно идти в крутой бейдевинд под зарифленными парусами.

Как же наилучшим образом сочетать в одном судне положительные качества ? Будет ли правильным ставить на парусную яхту мощный двигатель или на катер развитое парусное вооружение?

Известно, что парусное судно может развить приемлемую скорость, если площадь его парусности S (м²) находится в определенном соотношении с водоизмещением D (м³) и смоченной поверхностью Ω (м²) . Эти отношения не должны быть менее:

S 1/2 /D 1/3 = 3,8÷4,2; S/Ω = 2÷2,5,

причем первое из них характеризует ходкость яхты в сильный ветер, а второе - в слабый.

Яхта сможет нести такую оптимальную парусность, если она будет иметь хорошую остойчивость, которая обеспечивается глубоко погруженным тяжелым фальшкилем (вес его составляет 35-50% полного водоизмещения). Естественно, что при плавании под мотором такая остойчивость не нужна, а «перевозка» фальшкиля потребует непроизводительной затраты мощности двигателя; таким же бесполезным грузом в этом случае становятся рангоут, паруса и оснастка.

Для создания достаточного сопротивления дрейфу корпус яхты должен иметь большую площадь бокового сопротивления (14-18% площади парусов). Поэтому смоченная поверхность корпуса яхты больше, чем у катера таких же размерений, и для достижения одинаковой с катером скорости потребуется большая мощность мотора. Развитая оснастка и рангоут яхты увеличивают воздушное сопротивление, для преодоления которого также необходима затрата дополнительной мощности. Обводы яхты, рассчитанные на плавание с относительно низкой скоростью и с креном, не позволяют развить под мотором более высокую скорость, сколько бы ни увеличивалась его мощность.

С другой стороны, если на катер поставить парусное вооружение яхты таких же размеров, результат вряд ли будет удовлетворительным. Из-за отсутствия фальшкиля и высокого расположения тяжелых грузов (двигателя, запасов топлива, развитых надстроек) остойчивость катера окажется явно недостаточной для хода под парусами и потребуется уменьшение площади парусности. На нем нельзя будет идти круто к ветру, так как боковое сопротивление его корпуса невелико. Обводы его подводной части не рассчитаны на плавание с креном и дрейфом. Гребной винт большого диаметра и с широкими лопастями будет сильно тормозить ход под парусом. Да и сам корпус катера, рассчитанный на движение на какой-то одной и довольно высокой скорости, будет иметь сопротивление больше, чем корпус яхты.

Из сказанного ясно, что катер под парусами не сможет достичь одинаковых с яхтой лавировочных и ходовых качеств, так же, как и яхта с мощным мотором - достичь скорости катера тех же размеров и с двигателем той же мощности. При проектировании моторного парусника нужно найти компромисс между этими типами судов и отдать предпочтение тем или другим отдельным качествам.

Особенности движения водоизмещающих судов с большой скоростью. Каждый яхтсмен, безусловно, знает, что при движении яхты около ее корпуса образуются волны. Высота и длина этих волн растут по мере увеличения скорости яхты (рис. 1), а число их, укладывающееся на длине судна, уменьшается. Иногда можно видеть, как гоночные яхты, например, класса «Р-5,5», идут только на одной волне (соседние гребни расположены в носу и корме, а подошва около миделя). Такое положение означает, что яхта достигла своей предельной скорости, если ее вес, обводы и площадь парусности не позволяют перейти в режим глиссирования. Создается впечатление, что судно не в силах взобраться на гребень волны, которую создало оно само. Все же легкие яхты - «Летучие Голландцы» и «звездники» - в свежий ветер могут преодолеть этот барьер и глиссировать, находясь только на одном гребне, который располагается теперь уже около миделя. Подобные же явления наблюдаются и на катерах при постепенном увеличении их скорости.

Нетрудно заметить, что картина волнообразования зависит не только от скорости хода, но и от длины судна: чем короче судно, тем при меньшей скорости наблюдается явление волнового барьера. Поэтому в судостроении скорость судов принято характеризовать относительной скоростью, или числом Фруда,

где v - скорость судна, м/сек; L - длина по ватерлинии, м; g - ускорение силы тяжести, равное 9,81 м/сек², √ - корень квадратный.

Эта величина характеризует, прежде всего, интенсивность волнообразования у корпуса на данной скорости и долю мощности мотора или парусов, необходимую для создания этих волн. Например, если говорят, что яхта идет со скоростью Fr = 0,29, судостроитель знает, что независимо от ее длины:

На длине яхты укладываются примерно две поперечные носовые волны;

Мощность, потребная для создания волн, составляет около 50-60% всей необходимой мощности двигателя (остальная часть тратится на преодоление трения обшивки корпуса о воду и вихревого сопротивления корпуса).

Подобным же образом при числе Фруда Fr = 0,4÷0,5 наступает тот момент, когда судно идет на двух соседних гребнях одной волны, а сопротивление движению от волнообразования достигает 90% общего сопротивления корпуса. Эта скорость и представляет тот самый барьер, преодолеть который могут только легкие глиссирующие яхты или катера, имеющие соответствующие обводы и мощность двигателя. На рис. 2 приведен график зависимости сопротивления яхты (в виде потребной для его преодоления буксировочной мощности) от относительной скорости. Можно заметить, что в диапазоне Fr = 0,3÷0,5 сопротивление резко возрастает при самом незначительном увеличении скорости. Именно поэтому мощности, развиваемой парусами, обычно бывает достаточно только для достижения некоторой скорости v = 2,2÷2,4√L узл. (что соответствует относительной скорости Fr = 0,38÷0,39). Очевидно, что увеличение скорости яхты под мотором сверх этого предела без какого-либо изменения обводов и уменьшения водоизмещения потребует непомерного увеличения мощности мотора, а следовательно, увеличения его габаритов и веса, запасов топлива и водоизмещения судна в целом.

Поэтому скорость моторных парусников под мотором обычно не превышает значения v = 2,7√L. При такой скорости можно получить удовлетворительный компромисс между парусными качествами и ходкостью под мотором.

В табл. 2 приведены значения максимальной и экономической скорости для моторно-парусных яхт различной длины по КВЛ.

Таблица 2. Экономическая и максимальная скорости моторных парусников

При движении судна со скоростью выше v = 2,7√L (Fr = 0,45) оно образует, как уже отмечалось, волну, длина которой превышает длину судна, а вершина находится около миделя судна. Такая волна вызывает дифферент судна на корму, что, в свою очередь, приводит к увеличению кормовой волны и, в конечном счете, к резкому росту сопротивления воды движению судна. Для того чтобы противодействовать дифференту, корма судна должна иметь широкий транец и плоское днище с пологими, почти горизонтальными батоксами. Благодаря такой форме корпуса на днище создается подъемная сила, которая выравнивает судно, а при дальнейшем увеличении мощности - выжимает его из воды, переводя в режим глиссирования.

Однако такие обводы кормы неприемлемы для моторного парусника, так как при плавании с креном (под парусами) большой объем кормы становится причиной дифферента на нос; в результате корпус и киль яхты занимают неправильное положение (угол атаки) при лавировке и не позволяют идти круто к ветру, а образующийся за кормой поток тормозит движение яхты.

Таким образом, рассмотрев особенности движения тяжелых водоизмещающих судов, какими обычно являются туристские катера и яхты, можно сделать следующие выводы:

Максимально достижимая скорость под парусами для яхт составляет v = 2,2÷2,4 √L узл.;

Мощность двигателя для моторно-парусной яхты, обладающей хорошими лавировочными качествами, не должна превышать величины, необходимой для развития скорости v = 2,7 √L узл.;

Если судно рассчитывается на большую скорость под мотором, нельзя ожидать от него удовлетворительной способности лавировать.

Типы моторных парусников. В зависимости от величины скорости, развиваемой под мотором, и той роли, которая отводится парусу или мотору на данном судне, все моторно-парусные яхты могут быть условно разделены на четыре основных типа.

I. Яхты со вспомогательным двигателем. Это, по существу, обычные крейсерские яхты, на которых мотор играет второстепенную роль и устанавливается исключительно для облегчения входа и выхода из гавани, прохода по фарватеру, швартовки и т. п. Мотор выбирают с минимальными мощностью, весом и габаритами. Скорость под мотором в этих случаях не превышает значения v = 1,8÷2,0 √L узл. (5-6 узл. для большинства крейсерских яхт). Запас топлива также невелик, как правило - на 20-30 час. непрерывной работы двигателя, т. е на 100-200 миль.

Гребной винт для уменьшения сопротивления при ходе под мотором должен иметь минимально допустимый диаметр, узкие лопасти; обычно размещают винт в окне ахтерштевня и руля.

Мощность вспомогательного двигателя для достижения указанной скорости обычно составляет 1,2÷2,0 л. с. на 1 т водоизмещения яхты. Вес мотора при этом не превышает 3% водоизмещения D, а вес запасов топлива 2% D. Поэтому установка двигателя не сказывается ни на остойчивости яхты, ни на ее лавировочных качествах. Вес фальшкиля сохраняется в пределах 35-45% D.

II. с предпочтением парусным качествам. Проектируя суда этого типа, конструктор обычно стремится сочетать хорошие лавировочные качества и ходкость под парусами со сравнительно высокой скоростью под мотором. Один из таких парусников показан на рис. 3.



От яхт со вспомогательным мотором моторные парусники рассматриваемого типа отличаются более мощным мотором (4÷5,5 л. с./т) и, следовательно, большей скоростью хода под мотором (2,2÷2,4√L узл.), а также увеличенной дальностью плавания под мотором (до 800-1000 миль для яхты длиной около 15 м). Здесь двигатель играет такую же основную роль, как и паруса, поэтому ходовым качествам под мотором уделяется большее внимание. Часто этот тип яхт называют «50/50» (т. е. по 50% от яхты и катера).

На рис. 4 показан теоретический чертеж моторного парусника, основные элементы которого указаны в табл. 3 (для сравнения рядом приведены данные по яхте типа I и мореходному катеру с такой же длиной по КВЛ).

Таблица 3. Сравнение судов рассматриваемых типов

Характеристика Моторный парусник
(тип II)
Яхта
(тип I)
Катер
Длина наибольшая, м 14,35 16,0 11,0
Длина по ватерлинии, м 10,97 10,97 10,25
Ширина наибольшая, м 4,10 3,70 3,2
Осадка, м 1,52 2,26 0,85
Водоизмещение, т 16,5 17,7 5,8
Вес фальшкиля, т 5,0 7,8 -
Площадь парусности, м² 96,4 123 -
Мощность двигателя, л. с. 94 41 140
9,0 6,5 16,2
Дальность плавания, миль 700 150 500
5,7 2,3 24,1

Для обводов этого моторного парусника характерны малая осадка, короткие свесы, прямая килевая линия, более широкая, чем обычно у яхт, транцевая корма. Развал шпангоутов в носу и очертания палубной линии - типичные для моторных яхт. Ватерлинии в носу имеют более острый угол входа (заострение), а батоксы в корме поднимаются под меньшим углом к ватерлинии, чем у парусной яхты.

В связи с установкой мощного дизеля вес фальшкиля уменьшен до 30%D. Гребной винт размещен в большом окне ахтерштевня, за вертикальным старнпостом и имеет значительный диаметр. Такое размещение винта способствует повышению его к. п. д. и более полному использованию мощности. Естественно, что уменьшенная остойчивость, а также подрезанная подводная часть ДП не позволяют нести полную парусность. На более крупных яхтах этого типа для улучшения лавировочных качеств часто устанавливают шверт. Вариант со швертом - удачный компромисс между парусом и мотором: при ходе под мотором шверт можно убрать и тем самым уменьшить смоченную поверхность корпуса.

Чтобы уменьшить сопротивление воздуха при ходе под парусами, объем надстроек стремятся свести до минимума.

Из характерных для этого типа судов соотношений можно отметить еще параметр

S 1/2 /D 1/3 = 3,5÷3,9,

в то время как у яхт типа I эта величина больше (3,8÷4,4).

III. Моторно-парусные яхты с предпочтением катерным качествам. В этом случае скорость под мотором играет первостепенную роль и достигает v = 2,7÷2,9 √L узл. Как уже отмечалось, на этой скорости судно получает сильный дифферент на корму, поэтому предпочтительна широкая транцевая корма с пологими линиями батоксов. Необходимая мощность двигателя повышается до 6,5÷9 л.с./т, что заставляет уменьшать вес фальшкиля до 15-25% D.

Осадка принимается такой, чтобы разместить гребной винт необходимого диаметра (обычно Т=11÷13% L).

Поскольку форма корпуса все равно оказывается неприспособленной для крутой лавировки, отказываются от устройства шверта, увеличивают объем надстроек. Площадь парусов относительно невелика:

S 1/2 /D 1/3 = 2,8÷3,4.

Паруса предназначаются главным образом для плавания полными курсами в свежий ветер и стабилизации движения яхты на взволнованном море.

Примером судна рассматриваемого типа может служить «Серч» (рис. 5 и 6) - мореходная яхта, предназначенная для дальних плаваний. Она имеет хорошие ходовые качества как под мотором, так и под парусами. Основные элементы яхты приведены в табл. 4 (рядом для сравнения приведены данные яхты со вспомогательным мотором «Хортица»).

Корпус яхты по характеру обводов приближается к форме мореходного катера (прямая килевая линия, короткие свесы, высокий надводный борт, корма с частично погруженным в воду широким транцем). Гребной винт диаметром 850 мм размещен за ахтерштевнем в большом окне.

«Серч» несет в два раза меньшую парусность, чем яхта со вспомогательным мотором. Паруса относительно широкие, с низким центром парусности, рассчитанные на хождение полными курсами.

Таблица 4. Сравнение двух характерных судов

Характеристика «Серч» «Хортица»
Длина наибольшая, м 14,9 18
Длина по ватерлинии, м 13,0 13,3
Ширина наибольшая, м 4,27 4,0
Осадка, м 1,53 2,2
Водоизмещение, т 21,5 24,5
Вес фальшкиля, т 1,5 7,8
Площадь парусности, м² 69 150
Мощность двигателя, л. с. 140 62
Скорость хода под мотором, узл. 10 7
Дальность плавания, миль около 900 100
Удельная мощность двигателя, л. с./т 6,5 2,5
S 1/2 /D 1/3 3,18 4,22

IV. Катера со вспомогательными парусами. Если катер предназначен для плавания в море или на большом озере, имеет смысл установить на нем паруса небольшой площади, в первую очередь, для улучшения мореходности на волне (прежде всего для повышения устойчивости на курсе, смягчения качки и придания способности лежать в дрейфе). В свежий ветер катер может идти (без мотора) с небольшой скоростью в бакштаг или даже лавировать, подрабатывая двигателем. Площадь парусов принимается около 5 м²/т для катеров водоизмещением до 5 т; 4÷3 м²/т для катеров водоизмещением 5-10 т и 2,5÷3 м²/т для больших судов.

В качестве примера назовем мореходный катер «Пассажмэкер» (рис. 7 и 8), предназначенный для дальних морских и океанских плаваний. Мощность двигателя невелика - всего 40 л. с. (1,6 л. с./т); соответственно невысока и скорость - 7,5 узлов (2√L), зато запас топлива составляет 5,5 т (22% D), что обеспечивает огромную дальность плавания - 2400 миль. На одну пройденную милю расходуется всего 2,3 кг топлива.

Длина наибольшая 15,3, а по КВЛ - 14,0 м; ширина 4,9 м, осадка 1,53 м, водоизмещение «Пассажмэкера» 25 т, причем вес фальшкиля всего 3,3 т (13% D). Площадь парусности около 50 м².

Обводы его корпуса характерны для моторных мореходных яхт, имеющих небольшую скорость (острые ватерлинии в носу, днище с большой килеватостью у транца, прямая килевая линия). Типичны также высокий надводный борт и развитые надстройки. Этот теоретический чертеж может быть принят за основу для проектирования моторного парусника меньшей длины (9-10 м).

Следует заметить, что на яхтах этого типа часто устанавливают невысокие скуловые кили, которые существенно уменьшают дрейф под парусами, а кроме того, служат эффективными успокоителями качки.

Д. А. Курбатов, 1966 г.