Как не спутать винительный и родительный падежи. Как отличить родительный падеж от винительного в существительных











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

«Лишь усвоив в возможном совершенстве первостепенный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде.»
Ф.М. Достоевский

Изучение падежей имени существительного одна из важных тем русского языка. Знание падежей помогает нам правильно излагать мысли, быть уверенными в выполнении письменных работ.

Благодаря исследовательской работе, мы изучили историю возникновения падежей, узнали их значение и трудности, закрепили навыки разграничения падежей именительного, винительного и родительного. Наше исследование позволило нам также определить самые трудные падежи.

Согласно социологическому исследованию, самым трудным в определении падежом среди наших одноклассников является винительный падеж, на втором месте – именительный падеж. Надо отметить, что сам по себе именительный падеж трудностей не представляет, но в тексте его можно перепутать с винительным падежом.

Для чего языку нужен падеж? Если бы, например, в русском языке вдруг исчезли все падежные окончания, мы не сумели бы понять ни одного предложения. Например, в предложении Волк испугал Петю существительное Петя стоит в винительном, а существительное волк – в именительном падеже. А теперь попробуем в том же самом предложении поставить существительное Петя в форму именительного, а существительное волк – в форму винительного падежа: получившееся предложение Петя испугал волка описывает иную ситуацию, в определенном смысле противоположную первой. Можно сказать, что падеж указывает на те роли, которые Петя и волк играют в ситуации: если поменять падежи, то и роли поменяются.

Таким образом, изучение падежей является необходимым для каждого, кто желает в совершенстве овладеть русским языком.

Цели:

  • формировать умения распознавать И.п. и В.п. имён существительных в предложении;
  • отрабатывать умение определять падеж существительного по вопросу и предлогу, разбирать предложение по членам;
  • воспитывать внимательность, самостоятельность, чувство взаимопомощи.

Оборудование: компьютер, проектор, доска, учебник «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Проверка дом. задания.

2 слайд

С. 80 упр. 150

– Дома вы должны были составить предложения и определить падеж имён существительных.

– Что надо сделать, чтобы определить падеж?

(Чтение предложений и определение падежей)

– Прочитайте предложение, которое соответствует предложенной в учебнике схеме.

III. Чистописание.

3 слайд

IV. Словарно-орфографическая минутка.

4 слайд

На слайде напечатаны слова на фоне рисунка «В поле». Найти лишние.

Какие буквы пропущены?

С оставшимися словами составить словосочетания, поставив их в различных падежах. Записать в тетрадь с комментированием, определить падеж.

(Например: хлеб из пшеницы (Р.п.), наблюдал за работой (Т.п.) и т.д.)

V. Работа над новой темой.

5 слайд

Сообщение темы урока и постановка целей.

– Сегодня мы будем продолжать учиться определять падеж имён существительных.

Посмотрите, у нас в гостях два падежа. Они очень похожи друг на друга и мы будем учиться их отличать. Как вы думаете, какие это падежи? (И. и В.) Формирование новых знаний.

– В чём сходство (вопросы ) и различие (предлоги, член предложения ) этих падежей?6 слайд

– А что о себе расскажут сами падежи?

– Я именительный падеж, 7 слайд
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что? –
Ни с чем не спутает никто.

– А я винительный падеж, 8 слайд
И я во всём виню невежд.
Зато отличников – люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.
Кого позвать, во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.

– Прочитайте предложения. 9 слайд

– Какое сущ. встретилось во всех предложениях?

– На какой вопрос оно отвечает? Можно ли по нему определить падеж?

Вывод: Неодушевлённые имена сущ. и в И. и в В. падежах отвечают на один и тот же вопрос – что?

– Тогда давайте искать отличия.

Вывод: Если сущ. является подлежащим, то оно стоит в И.п., если второстепенным членом, то в В.п. (с предлогом или без).

Разбор предложений с комментированием.

У какого ещё сущ. мы не определили падеж? (растёт где? в чём? в питомнике – П.)

Что такое питомник?

VI. Закрепление знаний.

10 слайд

Дополните предложение существительными, поставив их в нужном падеже.

Саша взял ………. вышел на ………. и расчистил ……….. .

Проверка пропущенных букв по слайду.

Что ещё вы нашли в этом предложении? (Предложение с однородными членами. Объяснить постановку запятой, союз и).

Слова для справок: ул..ца, д..ро..ка, л..пата.

VII. Подведение итогов, выводы по таблице.

11 слайд

Как отличить Им. падеж от Вин.?

Д/з стр.81 упр.153, учить правило.

VIII. Задание на карточках (по вариантам).

IX. Рефлексия.

Заполнение таблицы.

Изменение окончаний частей речи, которые имеют категорию падежа, дает возможность использовать необходимые формы слов для связи в предложении. От умения правильно употреблять слова в нужном падеже зависит точность и грамотность речи. Отличить родительный падеж от винительного несложно, если знать, для чего служит каждый из них.

Родительный падеж:

  • указывает на принадлежность субъекта речи кому-либо или чему-либо (гнездо иволги; совет друга; улицы города);
  • отражает соотношение части и целого (чашка чаю; ломоть хлеба; прядь волос);
  • употребляется, если есть сравнение без указания на предмет сравнения (тверже стали, нежнее шелка, холоднее льда);
  • указывает на связь с глаголом, который употреблен с частицей не (не бояться темноты; не видеть горизонта, не любить соседа);
  • указывает на связь с глаголом, обозначающим желание или намерение (хотеть добра; желать удачи, уклониться от ответственности).

В каждом из этих случаев существительные, употребленные в родительном падеже, являются зависимыми словами. От главных к ним можно поставить вопросы: нет кого? или нет чего?

Винительный падеж обозначает:

  • действие, направленное на предмет речи (читать книгу; гладить собаку, съесть бутерброд);
  • пространственные и временные отношения (преодолеть препятствие; взять барьер; работать неделю).

От главного слова к существительному в винительном падеже можно поставить вопросы: вижу кого? или вижу что?

Выводы сайт

  1. Неодушевленные существительные имеют разные окончания и отвечают на вопрос (нет) чего? в родительном падеже, (вижу) что? в винительном падеже.
    Например:
    Обойдусь без (чего?) зонтика. (Р. п.)
    Посажу (что?) дерево. (В. п.)
  2. Окончания одушевленных существительных в родительном и винительном падежах могут совпадать. Различать падежи в этом случае следует по смыслу предложения.
    Например:
    Я не обойдусь без помощи отца. (кого? вспомогательный вопрос: нет кого? – Р. П.)
    Мы запомнили отца молодым и энергичным. (кого? вспомогательный вопрос вижу кого? – В. П.)
  3. Падеж неизменяемых существительных также определяют по контексту.
    Например:
    Хочу купить новое пальто. (кого? что?- В.П.)
    Клетка оказалась без кенгуру. (кого? чего? – Р. П.)

В русском языке существуют шесть падежей, у каждого из которых свое значение. У каждого падежа и свои вопросы, что значительно облегчает определение падежа. Часто возникают вопросы, как отличить два падежа друг от друга. Справиться с этой задачей помогут следующие советы.


Знакомятся с падежами в начальной школе, в этом возрасте упор следует делать на вопросы, вспомогательные слова и предлоги. А сложность в определении винительного и родительного падеже иногда совпадают, поэтому в их определении не следует пользоваться только этим принципом.

Признаки падежей

Имеют значение окончания. Так, существительные в родительном падеже (Р. п.) имеют следующие окончания:

  • -и, -ы — в 1-ом склонении;
  • -а, -я — во 2-ом склонении;
  • -и — в 3-ем склонении.

Окончание существительных в винительном падеже (В. п.):

  • у, -ю — в 1-ом склонении;
  • а, -я — во 2-ом склонении;
  • в 3-ем склонении.

Определить падеж помогут вопросы. В родительном падеже — кого? и чего? В винительном — кого? и что? Чтобы было легче определить, добавляют вспомогательные слова:

  • в родительном падеже — нет (кого? чего?) компьютера;
  • в винительном падеже — вижу (кого? что?) компьютер.

Сравнительная таблица родительного и винительного падежей

кого? чего?

кого? что?

вспомогательное слово

окончания

  • и, -ы (1-ое скл.)
  • а, -я (2-ое скл.);
  • и (3-е скл.)
  • у, -ю (1-ое скл.)
  • а, -я (2-ое скл.)
  • (3-е скл.)

предлоги

от, до, из, без, у, для, около, с

в, на, за, через, про.

блокнот (кого?) учителя

ножка (чего?) стола

посещать (кого) друга

проверять (что?) работу

Как определить падеж

Следует пользоваться поэтапной памяткой для определения падежа:

  • Определить одушевленность/неодушевленность.
  • Задать соответствующие вопросы (при постановке вопросов проще использовать вопросы в паре — кого? чего? и кого? что? так как для одушевленных существительных они одинаковые).
  • Определить сочетаемость со вспомогательными словами (нет, вижу).
  • Если необходимо заменить слова и по аналогии определить падеж.

Так, замена необходима в нескольких случаях. Одушевленные существительные мужского рода 2-го склонения имеют одинаковые формы в Р. п. и В. п. (портфель ученика и знаю ученика).

Хитрость: чтобы не ошибиться, следует заменить его на любое слово 1-го склонения (портфель ученицы и знаю ученицу). В данном случае «ученицы» — Р. п., а «ученицу» — В. п. Аналогично будет и со словом «ученика».

Во множественном числе формы одушевленных существительных также совпадают (книги учеников и знаю учеников). Для этого следует их заменить на неодушевленное существительное во множественном числе (книги библиотек и знаю библиотеки). «Библиотек» — Р. п., а «библиотеки» — В. п.). Аналогично и со словом «учеников».

Значение падежей

Правило гласит, что родительный падеж обозначает:

  • принадлежность кому-либо или чему-либо (например, машина мужчины);
  • соотношение целого и отдельной части (класс школы);
  • отображение признака предмета по отношению к другому признаку (результат анкетирования);
  • объект воздействия, если есть глагол с отрицанием (не пьет молока);
  • объект воздействия, если присутствует глагол желания, удаления или намерения (избежать наказания);
  • сравнение (быстрее реки);
  • объект измерения, даты либо счета (стакан сока).

Винительный падеж обозначает:

  • переход действия на предмет (например, читать книгу);
  • передачу временных и пространственных отношений (учиться целый день, пробежать километр);
  • зависимость от наречия (жалко птичку).

Существует ряд заданий для закрепления материала: упражнения на сравнение, трансформацию, распределение и другие.

Как отличить Именительный падеж от Винительного?

  1. Именительный падеж от винительного падежа отличается вопросами. Вопросы именительного падежа - кто? что? Например: (кто?) девочка, (что?) мячик.
    А вопросы винительного падежа - кого? что? . Например: сказал (кого? что?) слово, сделал (кого? что?) работу.
    Чтобы отличить винительный падеж от именительного, можно подставить слово вижу. Вижу (кого? что?) мячик - это существительное стоит в винительном падеже.
    Так же:
    1Существительные в этих падежных формах выполняют разные синтаксические
    функции: в именительном падеже роль подлежащего, в винительном
    дополнения.
    2Существительные в именительном падеже употребляются без предлогов. В винительном падеже имеют предлоги в, на, за, через.
  2. Если ты имеешь ввиду в предложении, то Винительный (в предложении) отличается от Именительного тем, что: Если существительное подлежащее то это Им. падеж, а если второстеп. член то вин.
  3. Именительный отвечает на вопросы кто, что...а винительный кого, чего
  4. Нужно задавать два вопроса: кто? что? - Именительный, (винить) КОГО? что? - Винительный. Также КОГО? чего? - Родительный.
  5. Именительный падеж отвечаеи на вопрос кто, что. Например:кто?(лисица)
    Винительный кого, что. Например: Вижу кого? (лисицу)

  6. Задавать сразу два вопроса: кого? чего? - родительный; кого? что? - винительный.
    Еще помогает слово сестра. Ставим слово сестра вместо сщетвительного, падеж которого нам трудно определить, и, как бы нелепо ни выглядело получившееся предложение, но если вставляется СЕСТРЫ - родительный падеж, если СЕСТРУ - винительный.
  7. Им. -кто? что?, вин. -кого? что?
  8. Кто, что? без предлогов, в предложении всегда - подлежащее
    Кого, что? могут быть предлоги, второстепенный член предложения.
  9. Задав вопрос именительный падеж отвечает на вопросы (кто? что?) , а винительный (кого? чего?)

  10. Именительный падеж отвечает на вопросы КТО? ЧТО? (пример: земля, лиса, вода, дом...) А винительный на вопросы Кого? Что? (землю, лису, воду, дом)
  11. Спасибо большое за информацию, а то за 25 лет уже все забыла!
  12. Именительный падеж - это всегда подлежащее,
    Винительный падеж - это дополнение (если без предлога) .

    Чтобы не ошибиться, возьмите слово женского рода, например, "книга", и в предложении, где нужно определить падеж, замените проблемное слово на "книга".

    У вас будет или кто? что? - "книга" (Именит. п.) , или кого? что? "книгу" (Винит. п.)

  13. именит. падеж - вопросы кто? что? винительный - вопросы кого? что?
  14. Первый отвечает на вопросы Кто? Что?
    Второй на Кого? Чего???
  15. Существительное в именительном падеже отвечает на вопрос "Кто? " или "Что? ", в винительном падеже - на вопрос: "Кого? ", "Что? " (вижу кого, что? . Виню кого, что?)
  16. а как отлчить?
  17. В именительном падеже чаще всего стоит подлежащее (действующее лицо или предмет, о котором говорится в предложении).

Какой падеж нужен при отрицании?

Существительное, относящееся к глаголу с отрицанием, может иметь форму родительного или винительного падежа, например: не прочитал этой статьи – не прочитал эту статью . Трудность заключается в том, что в одних случаях тот или иной падеж является предпочтительным, а в других существует равная возможность употребления как родительного, так и винительного падежа.

Когда нужен родительный падеж?

    При сочетании с глаголом не иметь : не имеет права , значения , смысла , намерения , понятия , влияния ; не имеет дома , денег , машины , брата , друга , сведений .

    При наличии слов никакой , ничей, ни один : не взял на себя никакой ответственности, не потерял ни одного грамма, не прочитал ни одной статьи.

    При глаголах восприятия, мысли : не понял вопроса, не знал урока, не чувствовал боли, не заметил ошибки, не видел дорожного знака .

    Если существительное имеет отвлеченное значение: не теряет времени, не испытывает желания, не скрывает радости .

    Если в качестве зависимого слова используется местоимение: не допущу этого; не делайте того.

    Если перед глаголом или непосредственно перед именем есть усилительные частицы и , даже : Отправлялись за покупками втроем , но Любе и слова сказать не удавалось , старики сами все выбирали (Кетл.); Руки дрожат и не держат даже плошки с лекарством - не удержать им и книги (Сарт.); На тротуарах тесно , но никто вас не толкнет , никто ни с кем не ссорится , не услышишь даже громкого слова (газ.)

    При наличии повторяющегося союза ни... ни: не читает ни книг, ни газет.

    не играет роли , не производит впечатления , не обращает внимания, не уделяет внимания, не приносит ущерба , не придает значения, не вызывает сомнения, не принимает участия и т. д. А также: не говоря (не сказав ) худого слова ; не сводить глаз с кого -чего -л .; не находить себе места ; плетью обуха не перешибешь .

Когда нужен винительный падеж?

    Если отрицание не стоит не при глаголе, а при другом слове: не очень люблю стихи, не всегда читает книги, не вполне усвоил предмет (ср.: люблю стихи, но не очень; читает книги, но не всегда; усвоил предмет, но не вполне).

    Если при глаголе кроме данного существительного должно быть еще одно зависимое существительное или прилагательное: он не считает книгу интересной ; не прочитал статью за вечер; не обеспечили регион электроэнергией; Разве вы не считаете эту практику полезной ?

    Если существительное относится к инфинитиву, отделенному от глагола с отрицанием другим инфинитивом : он не хочет начинать писать мемуары (ср. он не хочет писать мемуаров и мемуары ).

    При наличии в предложении местоимений, указывающих на определенность объекта: Эту песню не задушишь , не убьешь; он не решил эту задачу (ср.: он не решал задач ); Ростов , не желая навязывать свое знакомство , не пошел в дом (Л. Толст.).

    При наличии после существительного придаточного предложения со словом который : Он не прочитал книгу, которую я ему дал .

    При одушевленном существительном или при имени собственном: Со времени моего кондукторства я не люблю Лесную улицу (Пауст.); Но Суровцев уже понимал , что уйти , не повидав Веру , не в силах (Чак.).

    Если отрицание входит в состав частицы едва не , чуть не , чуть -чуть не : Едва не уронил стакан ; Чуть не пропустил трамвай ; Чуть было не потерял билет .

    В собственно отрицательных предложениях типа Некому показать работу ; негде опубликовать статью.

    В некоторых устойчивых сочетаниях: Не морочь мне голову ; Не скаль зубы .

В остальных случаях существительные в описываемых конструкциях обычно можно использовать в форме и родительного падежа, и винительного падежа.

Какой падеж в этих конструкциях использовался раньше – родительный или винительный?

Прежде при глаголах с отрицанием почти всегда употреблялся родительный падеж. «Русская грамматика» пишет: «Единая старая норма обязательного родительного падежа при глаголах с отрицанием в современном языке под влиянием разговорной речи не выдерживается: во многих случаях употребление винительного падежа не только предпочитается, но и является единственно правильным».

Строгая обязательность родительного падежа при глаголе с отрицанием подвергалась сомнениям уже в XIX веке. Возражая критику, А. С. Пушкин писал: «Стих "Два века ссорить не хочу" критику показался неправильным. Что гласит грамматика? Что действительный глагол, управляемый отрицательною частицею, требует уже не винительного, а родительного падежа. Например: я не пишу стихов . Но в моем стихе глагол ссорить управляем не частицею не , а глаголом хочу . Ergo правило сюда нейдет. Возьмем, например, следующее предложение: Я не могу вам позволить начать писать... стихи , а уж конечно не стихов . Неужто электрическая сила отрицательной частицы должна пройти сквозь всю эту цепь глаголов и отозваться в существительном? Не думаю» (из статьи «Опровержение на критики», 1830).

Использованная литература:

    Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Словарь грамматических вариантов русского языка. –3-е изд., стер. М., 2008.

    Русская грамматика / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1980.