Афо системы дыхания у детей. Особенности строения и функции дыхательной системы у детей

СЕМИОТИКА И СИНДРОМЫ ПОРАЖЕНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ.

Заболевания органов дыхания у детей являются самой частой причиной обращаемости в детскую поликлинику (около 40%), а в детских соматических отделениях надолю больных с заболеваниями органов дыхания приходится 40-65%.

В систему дыхания входят нос, носоглотка, гортань, трахея, бронхи и ткань легких. Легкие функционально связаны со всеми другими системами организма и, прежде всего, с сердечно-сосудистой и нейро-гуморальной. Помимо своей основной функции - снабжение клеток тканей и органов кислородом легкие участвуют в основных видах обмена - белковом, жировом, углеводном, водно-солевом, обладают барьерно-дезинтоксикационной, теплорегулирующей, всасывательной, нервно-рефлекторной функциями. Вот почему заболевания легких, несмотря на кажущуюся локализованность, представляют собой страдание всего организма.

Дыхательный аппарат ребенка раннего возраста имеет ряд морфологических особенностей, ставящих его в относительно неблагоприятные условия при выполнении важнейшей функции организма – функции дыхания.

Эмбриогенез.

1. В развитии органов дыхания выделяют 3 стадии :

· железистая стадия - с 5 до 16 нед. внутриутробного развития формируется нос, носоглотка, бронхиальное дерево;

· каналикулярная стадия – с 16 недели начинается образование просвета в бронхах и закладываются респираторные бронхиолы;

· альвеолярная стадия - с 24 недели происходит развитие основной массы альвеолярных ходов и альвеол.

2. С 7 месяца внутриутробного развития в формирующихся респираторных отделах синтезируется сурфактант – поверхностно активное вещество, препятствующее слипанию альвеол. В связи с этим считается, что недоношенные дети могут выжить, если рождаются не ранее указанного срока. При отсутствии или нехватке сурфактанта (например, у недоношенных детей) развивается синдром дыхательной недостаточности (респираторный дистресс-синдром новорожденных).

3. К рождению ребенка дыхательные пути (гортань, трахея, бронхи и ацинусы) заполнены жидкостью, которая представляет собой продукт секреции клеток дыхательных путей. Она содержит незначительное количество белка и обладает низкой вязкостью, что облегчает её быстрое всасывание сразу же после рождения с момента установления дыхания.

Основные физиологические параметры функции дыхания

Частота дыхания:

новорождённый – 40 в 1мин.



6 месяцев - 35 в I минуту,

1 год - 30 в 1минуту,

4- 6 лет - 25 в 1 минуту,

10-14 лет - 16-20 в 1 минуту.

Физиологическая одышка (тахипноэ) новорожденного обусловлена малой глубиной дыхательных движений (малый дыхательный объем) при высокой напряженности окислительно-восстановительных процессов. При возникновении различных воспалительных процессов в легких, в результате которых уменьшается их дыхательная поверхность, одышка может возрастать до 70-100 в минуту. Частота дыханий зависит не только от возраста, но и от состояния здоровья ребенка, температу­ры окружающей среды, " интенсивности физических нагрузок, степени тренированности и так далее.

"Диафрагмальный" тип дыхания сохраняется вплоть до второй половины 1-го года жизни. По мере роста ребенка грудная клетка удлиняется книзу, ребра принимают косое положение и тип дыхания становится смешанным (грудо-брюшное дыхание). В связи с раз­витием мышц плечевого пояса (3-7 лет) начинает преобладать грудное дыхание и к 7 годам оно становится преимущественно грудным. С 8-10 лет устанавливается половое различие в типе дыхания; у мальчиков преимущественна диафрагмальный, а у девочек - грудной.

Глубина дыхания, или дыхательный объём у детей значительно меньше, чем у взрослых.

У новорожденных она составляет 30 мл,

К 1 году – 70 мл,

К 5 годам - 150 мл,

К 10 годам - 230-300 мл,

К 15 годам - 300-700 мл.

Минутный объем дыхания составляет у новорожденных 600 мл, в 3 месяца - 1100 мл, в 6 месяцев - 1500 мл, в 1 год - 2200 мл, в 6 лет - 3200 мл, в 11 лет - 4200 мл, к 14 годам - 4500-5000 мл. Благодаря большей частоте дыхания на 1 кг массы тела минутный объём дыхания значительно выше у детей, особенно раннего возраста, чем у взрослых.

Жизненная емкость легких - количество воздуха, максимально выдыхаемого после максимального вдоха. Поддается измерению с 4-5 летнего возраста и составляет в 4 года - 1100 мл, в 6 лет - 1200 мл, в 10 лет - 1700 мл, в 14 лет - 2500 мл.



ПЛАН И МЕТОДИКА ОБЪЕКТИВНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ

Исследование органов дыхания у детей состоит из расспроса и объективного исследования.

Расспрос включает в себя анализ жалоб, анамнеза жизни и болезни.

Анализируя жалобы, следует, прежде всего, подразделить их на:

1. Жалобы общетоксического характера, т.е. обусловленные общим инфекционным токсикозом при острых воспалительных заболеваниях дыхательной системы вирусной или микробной этиологии:

Повышение тем­пературы тела, озноб, изменение самочувствия и поведения ребенка, ухудшение сна, аппетита, появление головных болей, судорог, потери сознания.

2. Жалобы, обусловленные хронической интоксикацией , развивающейся
при длительно протекающих воспалительных заболеваниях дыха­тельной системы: вялость, утомляемость, раздражительность, голов­ные боли, плохой сон, повышенная потливость, замедление темпов физического развития.

3. Жалобы "специфические" для заболеваний органов дыхания. Каждая такая жалоба является одновременно симптомом, особенности которого позволяют более точно определить локализацию, а иногда, этиологию и патогенез патологического процесса. Поэтому жалобы всесторонне обсуждаются с ребенком и его родителями.

1. Кашель характеризуется:

ü по громкости и тембру (лающий, хриплый, приступооб разный, сухой, мучительный, влажный);

ü по времени появления <ночью, днем, в течении всех су­ток) ;

ü по продолжительности (постоянный, периодический);

ü по наличию или отсутствию мокроты и по характеру мок роты (количество, цвет и запах).

2. При наличии насморка уточняется характер выделений из
носа (серозные, слизистые, слизнсто-гнойные, гнойные, сукровичные,
с прожилками крови). Затруднение носового дыхания может быть постоянным или периодическим.

3.Одышка может беспокоить ребенка в покое или возникать лишь при физической нагрузке, сопровождаться затруднением в основ­ном вдоха или выдоха (инспираторная, экспираторная, смешанная и т.д.) .

4. Боли в грудной клетке характеризуются по локализации, субъектив­ным ощущениям больного (ноющие, колющие и т.д.), интенсивности, продолжительности, иррадиации, связи с актом дыхания, кашлем или положением тела.

Анамнез жизни, в первую очередь имеет целью выяснить наследс­твенные и конституциональные особенности семьи ("предрасположенность" к заболеваниям органов дыхания), состояние здоровья родителей, их профессиональные вредности, акушерский анамнез матери, наличие осложнений беременности данным ребенком, что в ряде случаев позво­ляет предположить наследственный характер патологии органов дыха­ния (например, муковисцидоз, бронхиальная астма) или респираторную эмбриофетопатию (пороки развития, внутриутробная пневмония и др.).

Большое значение имеют сведения о доношенности и зрелости ребенка к моменту рождения, что позволяет судить о морфофункциональной зрелости органов дыхания и системы сурфактанта. Общеизвестно, что именно у недоношенных новорожденных детей чаще бывает синдром дыхательных расстройств (СДР) вследствие ателектазов легких, нали­чия гиалиновых мембран и т.д., о чем говорилось выше.

Указания на осложненное течение родов (особенно затяжные роды с длительным безводным периодом вследствие раннего излития околоп­лодных вод) и на наличие анте- интранатальной гипоксии плода также позволяют вскрыть причину СДР и пневмонии у недоношенных детей.

Для детей более старшего возраста имеют значение данные о ха­рактере вскармливания и уходе, материально-бытовых условиях жизни, наличии фоновых заболеваний (рахит, дефицитная анемия, дистрофии, аномалии конституции), динамики физического развития, что косвенно свидетельствует о состоянии иммунологической реактивности организ­ма ребенка.

Особое внимание следует уделить указаниям на наличии у ребен­ка аллергических реакций (пищевая аллергия, респираторный аллергоз, аллергические дерматиты и т.д.), так как назтом фоне у ребенка может развиться обструктивный синдром.

И, наконец, сведения о контактах с инфекционными больными – в семье, детском коллективе, по месту жительства позволяют предположить этиологию заболевания (респираторные вирусные инфекции, пневмония, туберкулез, корь, коклюш и др.).

Анамнез заболевания включает в себя сведения о давности заболевания, последовательности развития симптомов, предшествовавшем обследовании и лечении.

Общий осмотр начинают с оценки сознания, положения, физического развития. Сознание ребенка может быть нарушено при остром инфекционном токсикозе и при тяжелой гипоксии в связи с отеком и на­буханием головного мозга. Нередко при этом бывают и судороги. Пассивное положение больного в постели обычно обусловлено тяжестью состояния, а вынужденное положение с опорой характерно для бронхиальной астмы. Затем проводят осмотр лица, шеи, грудной клетки, ко­нечностей. При осмотре лица обращают внимание на то, как дышит ребёнок ртом или носом, есть ли выделения из носа, какого они характера, нет ли гиперемии и изъязвлений кожи в области носа. Важно отметить цвет кожи лица и губ, т.е. наличие бледности и циано­за, акроцианоза, периорального цианоза, степени его выраженности, постоянства или появление при сосании, крике ребенка, физическом напряжении. После этого оценивается голос, который может быть осипшим, с носовым оттенком, грубым, низким, может отмечаться афо­ния - отсутствие голоса, характеризуем крик ребенка, кашель.

Осмотр грудной клетки необходимо проводить в строгой последо­вательности. Сначала нужно дать оценку формы грудной клетки, рас­положение ключиц, надключичных и подключичных ямок, лопаток, затем охарактеризовать тип дыхания (грудной, брюшной, грудо-брюшной), его ритм и частоту, соотношение частоты дыхания с частотой пульса. Необходимо проследить во время дыхания за симметричностью движения лопаток с обеих сторон грудной клетки, обратить внимание на выбуханне или втяжение межреберий, западение или выбухание одной половины грудной клетки, наравномерность участия грудной клетки и вспомогательных мышц в акте дыхания. Подсчет числа дыхания производится, либо на глаз, либо рукой, положенной на грудь или живот, у новорожденных и грудных детей подсчет числа дыханий может быть проведен путем поднесения стетоскопа к носу ребенка (лучше во вре­мя сна) .

Необходимо отметить наличие или отсутствие сосудистых изменений на кожных покровах грудной клетки: расширение мелких капилляров в межлопаточном пространстве и на передней поверхности грудной клетки в виде "жучков" и "паучков" (симптом Киселя при хронических бронхолегочных воспалительных процессах). От изменений формы грудной клетки, обусловленной патологией системы дыхания необходимо отличать деформации, связанные с пороками ее развития и рахитом.

При осмотре конечностей обращаем внимание на форму пальцев - концевые фаланги могут быть в виде "барабанных палочек", а ногти в виде "часовых стекол", что является обычно следствием хронической гипоксии и встречается не только при хронических бронхолегочных заболеваниях, но и при врождённых пороках сердца "синего" типа.

Пальпация, как метод исследования применяется для уточнения некоторых данных, отмеченных при осмотре (формы грудной клетки, ее размеров, частоты дыхательных движений), выявления локальной или разлитой болезненности и эластичности (резистентности) грудной клетки, исследования состояния кожи - влажности, отечности, гиперестезии, определения голосового дрожания, шума трения плевры, шума плеска жидкости в плевральной полости.

Эластичность грудной клетки определяют путем сдавливания её обеими руками спереди назад или с боков.

Дыхательную экскурсию и отставание одной половины грудной клетки при дыхании можно определить, держа концы указательных пальцев у углов лопаток.

Методом пальпации определяется ширина эпигастрального угла, при этом ладонные поверхности больших пальцев плотно прижимают к реберной дуге, а концы их упираются в мечевидный отросток.

Пальпация позволяет установить локализацию боли в грудной клетке, ее распространенность, степень болезненности.

Необходимо определить симметричность толщины кожной складки в подлопаточном пространстве (симптом Филатова - утолщение кожной складки из-за отека мягких ткани грудной клетки на стороне поражения).

Голосовое дрожание определяетя с 5-7-летнего возраста. Методика определения голосового дрожания такая же как у взрослых: руки накладывают на симметричные участки грудной клетки и просят произнести - "тридцать три, сорок три, сорок четыре". У детей грудного и раннего возраста голосовое дрожание определяют при плаче или крике. В основе этого симптома лежат колебания грудной клетки, обусловленные вибрацией голоса. В норме голосовое дрожание над симметричными участками грудной клетки проводится одинаково,

но над верхними участками несколько сильнее, а над нижними - слабее. При патологических состояниях органов дыхания голосовое дрожание может быть усиленным, ослабленным или даже совсем не определяется.

Перкуссия. Различают перкуссию опосредованную и непосредственную. При перкуссии большое значение приобретает правильное положение ребенка, (симметричное положение обеих половин грудной клетки), плечи находится на одном уровне, положение лопаток должно быть одинаковым с обеих сторон.

Опосредованная перкуссия: средний палец левой руки, служащий в качестве плессиметра, должен плотно прилегать к исследуемой по­верхности. Удары производятся по средней фаланге среднего пальца левой руки. Детям, как правило, проводится тихая, негромкая перкуссия. Удары проводятся по межреберьям или ребрам.

Различают топографическую и сравнительную перкуссию легких. Исследование легких обычно начинают со сравнительной перкуссии, позволяющей выявить различие перкуторного звука на симметричных участкax грудной клетки и дать общую характеристику звука. Она всегда проводится в определенной последовательности. Сначала сравнивают перкуторный звук над верхушками легких спереди. Палец-плессиметр в данном случае кладут параллельно ключице. Затем паль­цем-молоточком наносят удары по ключице, которая заменяет плессиметр, при перкуссии легких ниже ключиц палец-плессиметр кладется в межреберные промежутки параллельно ребрам на строго симметричных участках правой и левой половин грудной клетки. По среднеключичным линиям и медиальнее их перкуторный звук сравнивается только до уровня II-III ребра, ниже которого слева находится левый желудочек сердца, изменяющий перкуторный звук. Для проведения сравнительной перкуссии в подмышечных областях больной должен поднять руки вверх и заложить ладони за голову. Сравнительная перкуссия легких сзади начинается с надлопаточных областей, палец-плессиметр устанавливают горизонтально. При перкуссии межлопаточных областей больной скрещивает руки на груди и тем самым отводит лопатки кнаружи от позвоночника, палец-плесcиметр ставят вертикально (параллельно позвоночнику). Ниже углов лопаток палец-плессиметр снова прикладывают параллельно ребрам.

При сравнительной перкуссии легких здорового человека перкуторный звук оценивается как ясный легочный, но может быть не сов­сем одинаковой силы, продолжительности и высоты над некоторыми участками легких. Пер­куторный звук более тихий и короткий определяется:

1) над правой верхушкой, так как она располагается несколько ниже левой верхушки за счёт более короткого правого верхнего бронха с одной стороны и большего развития мышц правого плечевого пояса;

2) во втором межреберье слева за счет более близкого paсположения сердца;

3) над верхними долями легких по сравнению с нижними долями в результате различной толщины воздухосодержащей легочной ткани;

4) в правой подмышечной и подлопаточной областях по сравнению с левой вследствие близости печени. Разность перкуторно­го звука здесь обуславлена также тем, что слева к диафрагме и легкому примыкает желудок, дно которого заполнена воздухом и при перкуссии дает громкий тимпанический звук.

В патологических условиях перкуторный звук может быть более низким или укороченным, вплоть до "бедренной тупости", что зависит от степени снижения воздушности легочной ткани. Более высокий перкуторный тон (тимпанический, вплоть до коробочно­го) обусловлен повышением воздушности легких или наличием в легких воздушных полостей.

Топографическая перкуссия применяется для определения границ легких и подвижности нижнего края легких. При этом палец ставится параллельно искомой границе. Положение верхних границ легких, или верхушек, определяют как спереди, так и сзади. У детей до дошкольного возраста она не определяется, так как верхушки легких не выходят за ключицу. Для определения высоты стояния верхушек над ключицами палец-плессиметр ставят параллельно ключицам науровне её середины и перкутируют вверх и немного кнутри, до появления притупления. У старших детей и у взрослых они выступают над ключи­цами на 2-4 см. Сзади перкуссию верхушек легких ведут от spinа scapulae по направлению к остистому отростку VII шейного позвонка. В норме высота стояния верхушек сзади находится примерно на уровне остистого отростка YII шейного позвонка.

Для определения нижних границ легких перкуссию производят сверху вниз по условно проведенным вертикальным топографическим линиям. Сначала определяют нижнюю границу правого легкого спереди по следующим линиям:

Таблица 1

У детей грудного возраста нижняя граница легких может распо­лагаться на одно ребро выше за счет относительно большей печени и высокого стояния диафрагмы.

У старших детей определяют подвижность (экскурсию) легочного края . С помощью перкуссии находят нижнюю границу лёгких по средней подмышечной или задней подмышечной линии. Затем просят больного глубоко вдохнуть и задержать дыхание и определяют стояние нижнего края легкого. После этого определяют нижнюю границу лёгких на выдохе, для чего просят больного выдохнуть и задержать дыхание.

О подвижности нижнего края лёгких у детей раннего возраста можно судить во время плача или крика.

При помощи перкуссии можно определить и состояние лимфатичес­ких узлов в области корня легкого:

1) симптом Кораньи - проводится непосредственная перкуссия по остистым отросткам, начиная с Тг VII - VIII снизу вверх. В норме притупление перкуторного звука определяется на уровне Tr II у детей раннего возраста, на уровне Tr IV у старших детей. В этом случае симптом Кораньи считается отрицательным. В случае появления при­тупления ниже уровня указанных позвонков симптом считается положительным и говорит об увеличении бифуркационных лимфатических узлов и бронхиальных лимфатических узлов корня легкого.

2) симптом чаши Философова – проводится громкая перкуссия в I-II межреберьях с обеих сторон по направлениию к грудине, при этом палец-плессиметр располагается параллельно грудине. В норме притупление отмечается на грудине. В этом случае симптом счита­ется отрицательным. В случае появления притупления на некотором расстоянии от грудины симптом будет считаться положительным (при увеличении лимфатических узлов переднего средостения).

3) симптом Аркавина - проводится перкуссия по передней подмышечной линии снизу вверх по направлению к подмышечной впадине. В норме укорочения не наблюдается (симптом отрицательный). В случае увеличения лимфатических узлов корня легкого отмечается укорочение перкуторного звука и симптом считается положительным. Следует пом­нить, что если палец-плессиметр будет наложен на край большой грудной мышцы, то мы можем получить притупление перкуторного звука, что ошибочно будет расценено как. положительный симптом Аркавина.

4) симптом Филатова – укорочение звука спереди в области рукоятки грудины.

Аускультация легких , как и перкуссия, проводится по опреде­ленному плану: стетоскоп или фонендоскоп ставят в строго симметричных точках правой и левой половин грудной клетки. Выслушивание начинают сначала

спереди и сверху с надключичной и подключичной областей и постепенно перемещают стетоскоп вниз и в стороны. Затем в той же последовательности выслушивают легкое в боковых отделах, подмышечных областях и в задних отделах. Для увеличения выслушива­емой поверхности межлопаточного пространства больной по просьбе врача скрещивает руки на груди и тем самым отводит лопатки кнаружи от позвоночника; а для удобства выслушивания подмышечных областей поднимает руки вверх и ладони закладывает за голову. Выслушивать ребенка, также как и перкутировать, удобнее в положении бального сидя (у маленьких детей с отведенными в сторону или согнутыми в лотях и прижатыми к животу руками). Тяжелобольного можно выслушивать в положении лежа. Для аускультации положение не играет такой роли, как для перкуссии. Аускультацию необходимо проводить сначала, при обычном дыха­нии, затем при форсированном. Прежде всего при выслушивании надо определить характер ды хательного шума. Различают:

а) везикулярное дыхание - при этом соотношение продолжительности вдоха и выдоха равно 1:3, то есть выдох составляет 1/3 от вдоха;

б) жесткое дыхание характеризуется более длинным выдохом:
продолжительность выдоха составляет более половины вдоха или равен
ему (соотношение вдоха к выдоху - 3:2, 3;3;3);

в) бронхиальное дыхание характеризуется преобладанием длины
выдоха над вдохом. Соотношение вдоха к выдоху составляет 3:3 или
3:4.

У новорождённых и детей 3-6 мес. прослушивается несколько ослабленное дыхание, с 6 месяцев до 5-7 лет прослушивается пуэрильное дыхание, которое является усиленным везикулярным. Везикулярное дыхание у детей выслушивается с 7 -летнего воз­раста. С рождения до 6 месяцев дыхание у ребенка определяется как ослабленное пуэрильное.

Пуэрильное дыхание обусловлено особенностями строения органов дыхания. К ним относятся:

Значительное развитие интерстициальной ткани. уменьшающее воздушность лёгочной ткани и создающее условия для большего примешивания ларингеального дыхания;

Узкий просвет бронхов,

Большая эластичность и тонкая стенка грудной клетки. увеличивающие её вибрацию.

Кроме того, различают усиленное и ослабленное дыхание, когда усиливается или ослабевает и вдох и выдох, а их соотношение не ме­няется.

Бронхофония - это аускультативный метод исследования дыхательной системы, основанный на проведении голоса с гортани по воз душному столбу бронхов наповерхность грудной клетки. В отличие от определения голосового дрожания слова, содержащие буквы "ш" и "ч" ("чашка чая"), при исследовании бронхофонии произносятся тихо, шепотом. В физиологических условиях голос, проводимый на поверхность грудной клетки, выслушивается очень слабо и одинаково с обеих сторон в симметричных точках. При воспа­лительной инфильтрации легочной ткани или ее уплотнении другого генеза голос хорошо проводится в эти отделы и симптом считается положительным.

Для определения симптома Домбровской сначала выслушиваются

тоны сердца в области левого соска, а затем фонендоскоп переносится в правую аксилярную область. В норме тоны сердца здесь практи­чески не слышны (симптом отрицательный), при уплотнении легочной ткани они сюда хорошо проводятся (симптом положительный).

Симптом д"Эспина является аускультативным аналогом симптома
Кораньи. Для его исследования проводится аускультация над остистыми отростками, начиная с Tr VII - VIII снизу вверх во время шепота
ребенка (слова "кис-кис", "раз, два"). В норме резкое усиление
проведения звука наблюдается в области Тг I (симптом отрицатель­ный). В случае увеличения лимфатических узлов в области бифуркации трахеи усиление проведения голоса наблюдается ниже (симптом положительный).

СЕМИОТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ

ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ

Семиотика кашля. Одной из частых и характерных жалоб при па то.погии органов дыхания является кашель. При различных заболевани­ях органов дыхания кашель имеет свои специфические особенности. Поэтому при расспросе и осмотре нужно выявить характер кашля, его продолжительность, время появления, громкость и тембр. Различают несколько видов кашля:

1) "Лающий " - грубый, отрывистый сиплей кашель характерен для истинного и ложного крупа ("*как в бочку" или "лай старой собаки").

2) Мучительный, сухой, частый (беспрерывный) кашель, усиливающийся при разговоре и крике ребенка, нередко мешающий ему спать, наблюдается при фарингите, трахеите, а также, б начальной стадии бронхита. Такой кашель называют также непродуктивным.

3) Влажный "продуктивный" кашель с отделением мокроты наблю­дается в периоде разрешения бронхита и трахеобронхита.

4) Короткий болезненный кашель с охающим выдохом характерен
для плевропневмонии.

5) Тихий, короткий кашель или покашливание, болезненный, усиливающийся при глубоком вдохе характерен для сухого плеврита, для
начальной стадии крупозной пневмонии, для начальной стадии туберкулеза легких, для невроза;

6) Приступообразный с репризами кашель, усиливающийся ночью,
характерен для коклюша. Приступ кашля при коклюше можно спровоцировать, например, осмотром зева с помощью шпателя.

7) Двутонный (битональный) спастический кашель, имеющий грубый основной тон и музыкальный звонкий, более высокий, второй тон, наблюдается при туберкулезном поражении трахеобронхиальных и "би­фуркационных " лимфатических узлов.

Семиотика поражений голоса. Голос ребенка имеет большое значение для суждения о состоянии верхних дыхательных путей. Он может быть сиплым, вплоть до афонии при поражении голосоеых связок. Это наблюдается при дифтерийном крупе, при стенозирующем ларинготрахеите другой этиологии. Носовой оттенок или гнусавость голоса наблюдается при хроническом рините, аденоидах, заглоточном абсцессе, опухолях миндалин, парезе мягкого неба (например, при дифтерии). Грубый низкий голос характерен для микседемы. У ослабленных детей, особенно при резко выраженных явлениях обезвоживания, голос становится афоничным, плач и крик приобретают жалобный оттенок и имеют, скорее, характер стона.

Диагностическое значение крика ребенка. У здорового новорожденного ребенка крик громкий и звонкий. Слабый крик ("писк") новорожденного или полное его отсутствие могут быть при недоношенности, а также при родовой травме ЦНС вследствие общего ее угнетения вплоть до мозговой комы. Вместе с тем, при родовой травме может быть и резкий "яростный" крик, сочетающийся обычно с общим возбуждением (синдром гипервозбудимости).

Продолжительный громкий крик грудного ребенка свидетельствует о каких-то неприятных субъективных его ощущениях. В первую очередь следует исключить неправильное тугое пеленание, мокрые пеленки и так далее. Крик ребенка может быть связан с: голодом, метео ризмом и кишечными коликами (в этих случаях он появляется приступами); воспалением среднего уха (при этом боль усиливается при кормлении, сосании и глотании); актом мочеиспусканий (в случаях фимоза - у мальчиков, вульвита или цистита -у девочек); актом дефекации (при запорах, трещинах и ссадинах в области заднего про хода. Монотонный крик иногда прерывается более резкими выкриками, в этот момент наблюдается нарастание внутричерепного давления (головная водянка, менингит, энцефалит)»

Семиотика выделений из носа:

1) при остром рините выделения вначале светлые (серозные), затем становятся слизистыми и слизисто-гнойными, что свидетельствует о наслоении бактериальной флоры.

2)слизисто-гнойные выделения с примесью крови (сукровичные выделения) характерны для сифилиса, дифтерии, инородного тела в носу. При дифтерии сукровичные выделения могут быть из одной по­ловины носа, кроме того можно обнаружить наличие дифтеритической пленки на слизистой оболочке носовой перегородки;

3) "сухой" насморк с хрипящим дыханием у маленьких детей
подозрителен в отношении хронического воспаления слизистой при
врожденном сифилисе;

4) вследствие нежной и обильно снабженной сосудами слизистой у детей дошкольного возраста могут отмечаться легко возникающие кровотечения из носа. Повторные носовые кровотечения иногда служат признаками тромбоцитопении, гемофилии или других вариантов геморрагического диатеза.

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ.

В развитии дыхательной системы выделяют несколько стадий:

1 стадия – до 16 недели внутриутробного развития происходит формирование бронхиальных желез.

С 16 недели – стадия реканализации – клеточные элементы начинают продуцировать слизь, жидкость и в результате этого полностью вытесняются клетки, бронхи приобретают просвет, а легкие становятся полыми.

3 стадия – альвеолярная – начинается с 22 — 24 недели и продолжается до момента рождения ребенка. В этот период идет формирование ацинуса, альвеол, синтез сурфактанта.

К моменту рождения в легких плода насчитывается около 70 млн. альвеол. С 22-24 недели начинается дифференцировка альвеолоцитов – клеток, выстилающих внутреннюю поверхность альвеол.

Выделяют 2 типа альвеолоцитов: 1 тип (95%), 2 тип – 5%.

Сурфактант – вещество, препятствующее спадению альвеол вследствие изменения поверхностного натяжения.

Он выстилает альвеолы изнутри тонким слоем, на вдохе объем альвеол увеличивается, возрастает поверхностное натяжения, что приводит в сопротивлению дыхания.

Во время выдоха объем альвеол уменьшается (более чем в 20-50 раз), сурфактант препятствует их спадению. Поскольку в выработке сурфактанта участвуют 2 фермента, активизирующиеся на разных сроках гестации (самое позднее с 35-36 недели), то понятно, что, чем меньше гестационный срок ребенка, тем более выражен дефицит сурфактанта и выше вероятность развития бронхолегочной патологии.

Дефицит сурфактанта также развивается у матерей с гестозами, при осложненном течении беременности, при кесаревом сечении. Незрелость системы сурфактанта проявляется развитием респираторного дистресс – синдрома.

Дефицит сурфактанта ведет к спадению альвеол и образованию ателектазов, в результате чего нарушается функция газообмена, повышается давление в малом круге кровообращения, что приводит к персистенции фетального кровообращения и функционированию открытого артериального протока и овального окна.

В результате развивается гипоксия, ацидоз, увеличивается проницаемость сосудов и в альвеолы пропотевает жидкая часть крови с белками. Белки откладываются на стенке альвеол в виде полуколец – гиалиновые мембраны. Это приводит к нарушению диффузии газов, и развитию тяжелой дыхательной недостаточности, которая проявляется одышкой, цианозом, тахикардией, участием вспомогательной мускулатуры в акте дыхания.

Клиническая картина развивается через 3 часа с момента рождения и изменения нарастают в течение 2-3 суток.

АФО органов дыхания

    К моменту рождения ребенка дыхательная система достигает морфологической зрелости и может выполнять функцию дыхания.
    У новорожденного дыхательные пути заполнены жидкостью, обладающей низкой вязкостью и малым количеством белка, что обеспечивает ее быструю всасываемость после рождения ребенка через лимфатические и кровеносные сосуды. В раннем неонатальном периоде происходит адаптация ребенка к внеутробному существованию.
    После 1 вдоха наступает короткая инспираторная пауза, длящаяся 1-2 секунды, после чего наступает выдох, сопровождающийся громким криком ребенка. При этом первое дыхательное движение у новорожденного осуществляется по типу гаспинга (инспираторной «вспышки») – это глубокий вдох с затруднённым выдохом. Такое дыхание сохраняется у здоровых доношенных детей до 3 первых часов жизни. У здорового новорожденного ребенка с первым выдохом расправляется большинство альвеол, одновременно происходит и расширение сосудов. Полное расправление альвеол происходит в течение первых 2-4 дней после рождения.
    Механизм первого вдоха. Основным пусковым моментом является гипоксия, возникающая в результате пережатия пуповины. После перевязки пуповины в крови падает напряжение кислорода, увеличивается давление углекислого газа и снижается рН. Кроме того, на новорожденного ребенка большое влияние оказывает температура окружающей среды, являющаяся более низкой, чем в утробе матери. Сокращений диафрагмы создает отрицательное давление в грудной полости, что обеспечивает более легкое вхождение воздуха в дыхательные пути.

    У новорожденного ребёнка хорошо выражены защитные рефлексы – кашель и чихание. Уже в первые дни после появления ребёнка на свет у него функционирует рефлекс Геринга-Брейера, приводящий при пороговом растяжении лёгочных альвеол к переходу вдоха на выдох. У взрослого этот рефлекс осуществляется лишь при очень сильном растяжении лёгких.

    Анатомически выделяют верхние, средние и нижние дыхательные пути. Нос относительно мал к моменту рождения, носовые ходы узкие, отсутствует нижний носовой ход, носовая раковина, которые формируются к 4 годам. Плохо развита подслизистая ткань (созревает к 8-9 годам), до 2 лет недоразвита кавернозная или пещеристая ткань (вследствие этого у детей раннего возраста не бывает носовых кровотечений). Слизистая оболочка носа нежная, относительно сухая, богата кровеносными сосудами. Вследствие узости носовых ходов и обильного кровоснабжения их слизистой оболочки даже незначительное воспаление вызывает у маленьких детей затруднение дыхания через нос. Дыхание же через рот у детей первого полугодия жизни невозможно, так как большой язык оттесняет надгортанник кзади. Особенно узким у детей раннего возраста является выход из носа - хоаны, что часто является причиной длительного нарушения у них носового дыхания.

    Придаточные пазухи носа у детей раннего возраста развиты очень слабо или совсем отсутствуют. По мере того как увеличиваются в размерах лицевые кости (верхняя челюсть) и прорезываются зубы, возрастают длина и ширина носовых ходов, объем придаточных пазух носа. Этими особенностями объясняется редкость таких заболеваний, как гайморит, фронтит, этмоидит, в раннем детском возрасте. Широкий носослезный проток с недоразвитыми клапанами способствует переходу воспаления из носа на слизистую оболочку глаз.

    Глотка узка и мала. Лимфоглоточное кольцо (Вальдейера – Пирогова) развито слабо. В его состав входит 6 миндалин:

    • 2 небные (между передней и задней небными дужками)

      2 трубные (возле евстахиевых труб)

      1 горловая (в верхней части носоглотки)

      1 язычная (в области корня языка).

    Небные миндалины у новорожденных не видны, к концу 1 — го года жизни начинают выступать из-за небных дужек. К 4-10 годам миндалины хорошо развиты и может легко возникать их гипертрофия. В пубертатном периоде миндалины начинают претерпевать обратное развитие. Евстахиевы трубы у детей раннего возраста широкие, короткие, прямые, расположены горизонтально и при горизонтальном положении ребенка патологический процесс из носоглотки легко распространяется на среднее ухо, вызывая развитие отита. С возрастом они становятся узкими, длинными, извилистыми.

    Гортань имеет воронкообразную форму. Голосовая щель узкая и расположена высоко (на уровне 4 шейного позвонка, а у взрослых – на уровне 7 шейного позвонка). Эластическая ткань развита слабо. Гортань относительно длиннее и уже, чем у взрослых, хрящи ее очень податливы. С возрастом гортань приобретает цилиндрическую форму, становится широкой и опускается на 1-2 позвонка ниже. Ложные голосовые связки и слизистая оболочка нежные, богаты кровеносными и лимфатическими сосудами, эластическая ткань развита слабо. Голосовая щель у детей узкая. Голосовые связки у детей раннего возраста короче, чем у детей старшего возраста, поэтому у них высокий голос. С 12 лет голосовые связки у мальчиков становятся длиннее, чем у девочек.

    Бифуркация трахеи лежит выше, чем у взрослого. Хрящевой каркас трахеи мягкий и легко суживает просвет. Эластическая ткань развита слабо, слизистая оболочка трахеи нежна и богата кровоснабжена сосудами. Рост трахеи происходит параллельно с ростом туловища, наиболее интенсивно - на 1-м году жизни и в пубертатном периоде.

    Бронхи богато кровоснабжены, мышечные и эластические волокна у детей раннего возраста недостаточно развиты, просвет бронхов узок. Слизистая оболочка их богато васкуляризирована.
    Правый бронх является как бы продолжением трахеи, он короче и шире левого. Этим объясняется частое попадание инородного тела в правый главный бронх.
    Бронхиальное дерево развито слабо.
    Выделяют бронхи 1 порядка – главные, 2 порядка – долевые (справа 3, слева 2), 3 порядка – сегментарные (справа 10, слева 9). Бронхи узкие, хрящи их мягкие. Мышечные и эластические волокна у детей 1-го года жизни развиты еще недостаточно, кровоснабжение хорошее. Слизистая оболочка бронхов выстлана мерцательным реснитчатым эпителием, обеспечивающим мукоцилиарный клиренс, играющий основную роль в защите легких от попадания различных возбудителей из верхних дыхательных путей и обладает иммунной функцией (секреторный иммуноглобулин А). Нежность слизистой оболочки бронхов, узость их просвета объясняют частое возникновение у детей раннего возраста бронхиолитов с синдромом полной или частичной обструкции, ателектазов легких.

    Легочная ткань менее воздушна, эластическая ткань развита недостаточно. В правом легком выделяют 3 доли, в левом 2. Затем долевые бронхи делятся на сегментарные. Сегмент – самостоятельно функционирующая единица легкого, направленная своей верхушкой к корню легкого, имеет самостоятельную артерию и нерв. Каждый сегмент имеет самостоятельную вентиляцию, концевую артерию и межсегментарные перегородки из эластической соединительной ткани. Сегментарное строение легких уже хорошо выражено у новорожденных. В правом легком различаются 10 сегментов, в левом -9. Верхние левая и правая доли делятся на три сегмента - 1, 2 и 3-й, средняя правая доля - на два сегмента - 4-й и 5-й. В левом легком средней доле соответствует язычковая, также состоящая из двух сегментов - 4-го и 5-го. Нижняя доля правого легкого делится на пять сегментов - 6, 7, 8, 9 и 10-й, левого легкого - на четыре сегмента - 6, 7, 8 и 9 -й. Ацинусы развиты недостаточно, альвеолы начинают формироваться с 4 – 6 недели жизни и их количество быстро увеличивается в течение 1 года, нарастая до 8 лет.

    Потребность в кислороде у детей значительно выше, чем у взрослых. Так, у детей 1-го года жизни потребность в кислороде на 1 кг массы тела составляет около 8 мл/мин, у взрослых -4,5 мл/мин. Поверхностный характер дыхания у детей компенсируется большой частотой дыхания, участием в дыхании большей части легких

    У плода и новорожденного преобладает гемоглобин F, обладающий повышенным сродством к кислороду, а потому кривая диссоциации оксигемоглобина у них сдвинута влево и вверх. Между тем, у новорожденного, как и у плода, в эритроцитах содержится чрезвычайно мало 2,3-дифосфоглицерата (2,3-ДФГ), что обуславливает и меньшее насыщение гемоглобина кислородом, чем у взрослого. В то же время у плода и новорожденного кислород легче отдаётся тканям.

    У здоровых детей в зависимости от возраста определяется разный характер дыхания:

    а) везикулярное – выдох составляет одну треть вдоха.

    б) пуэрильное дыхание – усиленное везикулярное

    в) жесткое дыхание — выдох составляет более половины вдоха или равен ему.

    г) бронхиальное дыхание — выдох длиннее вдоха.

    Необходимо отметить и звучность дыхания (обычное, усиленное, ослабленное). У детей первых 6 мес. дыхание ослабленное. После 6 мес. до 6 лет дыхание пуэрильное, а с 6 лет – везикулярное или усиленно- везикулярное (прослушивается одна треть вдоха и две трети выдоха), оно выслушивается равномерно по всей поверхности.

    Частота дыхательных движений (ЧДД)

    Частота в минуту

    Недоношенный

    Новорожденный

    Проба Штанге – задержка дыхания на вдохе (6-16 лет – от 16 до 35сек).

    Проба Генча — задержка дыхания на выдохе (N – 21-39сек).

Особенности строения и функции носовой полости, глотки, евстахиевой трубы, надгортанника, гортани, трахеи, бронхов, легких Грудная клетка, диафрагма и средостение Функциональные особенности Острый ринит, острый средний отит, ангина, хронический тонзиллит, острый ларингит: понятие, этиология, патогенез, клиническая картина, лечение, уход Бронхит, пневмония, бронхиальная астма: понятие, этиология, формы, критерии диагностики, лечение, уход, профилактика

Анатомо-физиологические особенности органов дыхания

Систему органов дыхания составляют воздухопроводящие пути и аппарат газообмена. К верхним дыхательным путям относятся полость носа, глотка и гортань, к нижним - трахея и бронхи. Газообмен между атмосферным воздухом и кровью осуществляется в легких.

Органы дыхания к моменту рождения ребенка морфологически несовершенны. В течение первых лет жизни они интенсивно растут и дифференцируются. К 7 годам формирование органов дыхания заканчивается и в дальнейшем происходит только увеличение их размеров.

Особенностями морфологического строения органов дыхания являются: 1) тонкая, легкоранимая слизистая; 2) недостаточно развитые железы; 3) сниженная продукция иммуноглобулина А и сурфактанта; 4) богатый капиллярами подслизистый слой, состоящий преимущественно из рыхлой клетчатки; 5) мягкий, податливый хрящевой каркас нижних отделов дыхательных путей; 6) недостаточное количество в дыхательных путях и легких эластической ткани.

Носовая полость. Нос у детей первых трех лет жизни мал, полости его недоразвиты, носовые ходы узкие, раковины толстые. Нижний носовой ход отсутствует. Он формируется к 4 годам. При насморке у маленьких детей легко возникает отек слизистой, что приводит к непроходимости носовых ходов, затрудняет сосание груди, вызывает одышку.

Пещеристая ткань подслизистой оболочки носа развита недостаточно, этим объясняются редкие носовые кровотечения. Придаточные пазухи носа к рождению ребенка не сформированы. Однако в раннем детском возрасте могут развиваться синуситы. Слезно-носовой проток широкий, что способствует проникновению инфекции из носа в конъюнктивальный мешок.

Глотка. У детей раннего возраста сравнительно узка и мала.

Евстахиева труба. Короткая и широкая, расположена более горизонтально, чем у детей старшего возраста, отверстие ее находится ближе к хоанам. Это предрасполагает к более легкому инфицированию барабанной полости при рините.

Надгортанник. У новорожденного мягкий, легко сгибается, теряя при этом способность герметично прикрывать вход в трахею. Этим частично объясняется большая опасность аспирации содержимого желудка в дыхательные пути при рвоте и срыгива- нии. Неправильное положение и мягкость хряща надгортанника может быть причиной функционального сужения входа в гортань и появления шумного (стридорозного) дыхания.

Гортань. Расположена выше, чем у взрослых, поэтому ребенок, лежа на спине, может глотать жидкую пищу. Гортань имеет воронкообразную форму. В области подсвязочного пространства отчетливо выражено сужение. Диаметр гортани в этом месте у новорожденного всего 4 мм и увеличивается с возрастом медленно - к 14 годам составляет 1 см. Узкий просвет гортани, легко возникающие отек подслизистого слоя, спазм гладкой мускулатуры из-за обилия нервных рецепторов в подсвязочном пространстве могут привести при респираторной инфекции к стенозу (сужению) гортани.

Трахея. У новорожденного ребенка относительно широкая, поддерживается незамкнутыми хрящевыми кольцами и широкой мышечной мембраной. Сокращение и расслабление мышечных волокон изменяют ее просвет. Трахея очень подвижна, что наряду с меняющимся просветом и мягкостью хрящей приводит к ее спадению на выдохе и является причиной экспираторной одышки или грубого хрипящего дыхания (врожденный стридор). Симптомы стридора исчезают к двум годам, когда хрящи становятся более плотными.

Бронхиальное дерево. К моменту рождения ребенка сформировано. Бронхи узкие, их хрящи мягкие и податливые, так как основу бронхов, так же как и трахеи, составляют полукольца, соединенные фиброзной пленкой. У детей раннего возраста угол отхождения обоих бронхов от трахеи одинаков и инородные тела могут попадать как в правый, так и в левый бронх. С возрастом угол меняется - инородные тела чаще обнаруживаются в правом бронхе, так как он является как бы продолжением трахеи.

В раннем возрасте бронхиальное дерево выполняет очистительную функцию недостаточно. Механизмы самоочищения - волнообразные движения мерцательного эпителия слизистой бронхов, перистальтика бронхиол, кашлевой рефлекс - развиты намного слабее, чем у взрослых. Гиперемия и отечность слизистой оболочки, скопление инфицированной слизи значительно сужают просвет бронхов вплоть до полной их закупорки, что способствует развитию ателектазов и инфицированию легочной ткани. В мелких бронхах легко развивается спазм, что объясняет частоту бронхиальной астмы и астматического компонента при бронхитах и пневмониях в детском возрасте.

Легкие. У новорожденного ребенка легкие недостаточно сформированы. Терминальные бронхиолы заканчиваются не гроздью альвеол, как у взрослого, а мешочком, из краев которого формируются новые альвеолы. Количество альвеол и их диаметр увеличиваются с возрастом. Нарастает и жизненная емкость легких. Межуточная (интерстициальная) ткань в легком рыхлая, содержит очень мало соединительнотканных и эластических волокон, богата клетчаткой и сосудами. В связи с этим легкие ребенка раннего возраста более полнокровны и менее воздушны, чем у взрослого. Бедность эластических волокон способствует легкости возникновения эмфиземы и ателектазированию легочной ткани. Склонность к ателектазу усиливается из-за дефицита сурфактанта. Сурфактант представляет собой поверхностно-активное вещество, покрывающее тонкой пленкой внутреннюю поверхность альвеол. Он препятствует их спадению на выдохе. При дефиците сурфактанта альвеолы недостаточно расправляются и развивается дыхательная недостаточность.

Ателектазы наиболее часто возникают в задненижних отделах легких из-за их слабой вентиляции. Развитию ателектазов и легкости инфицирования легочной ткани способствует застой крови в результате вынужденного горизонтального положения ребенка грудного возраста.

Паренхима легкого у детей раннего возраста способна разрываться при относительно небольшом увеличении давления воздуха в дыхательных путях. Это может произойти при нарушении техники проведения искусственной вентиляции легких.

Корень легкого состоит из крупных бронхов, сосудов и лимфатических узлов. Лимфатические узлы реагируют на внедрение инфекции.

Плевра хорошо снабжена кровеносными и лимфатическими сосудами, относительно толстая, легкорастяжимая. Париетальный листок плевры слабо фиксирован. Скопление жидкости в плевральной полости вызывает смещение органов средостения.

Грудная клетка, диафрагма и средостение. Диафрагма расположена высоко. Ее сокращения увеличивают вертикальный размер грудной полости. Ухудшают вентиляцию легких условия, затрудняющие движение диафрагмы (метеоризм, увеличение размеров паренхиматозных органов).

Податливость детской грудной клетки может привести к парадоксальному втяжению межреберий во время дыхания.

В различные периоды жизни дыхание имеет свои особенности.

1. Поверхностный и частый характер дыхания. Частота дыхания тем больше, чем моложе ребенок. Наибольшее число дыханий отмечается после рождения - 40-60 в 1 мин, что иногда называют физиологической одышкой новорожденного. У детей 1-2 лет частота дыхания составляет 30-35, в 5-6 лет - около 25, в 10 лет - 18-20, у взрослых - 15-16.

Отношение частоты дыхания к частоте пульса составляет у новорожденных 1: (2,5-3); у детей других возрастов - 1: (3,5^1); у взрослых -1:4.

  • 2. Аритмия дыхания в первые 2-3 недели жизни новорожденного. Она проявляется неправильным чередованием пауз между вдохом и выдохом. Вдох значительно короче выдоха. Иногда дыхание бывает прерывистым. Это связано с несовершенством функции дыхательного центра.
  • 3. Тип дыхания зависит от возраста и пола. В раннем возрасте отмечается брюшной (диафрагмальный) тип дыхания, в 3-4 года грудное дыхание начинает преобладать над диафрагмальным. Разница в дыхании в зависимости от пола выявляется с 7-14 лет. В период полового созревания у мальчиков устанавливается брюшной, у девочек - грудной тип дыхания.

Для исследования функции дыхания определяют частоту дыхания в покое и при физической нагрузке; измеряют размеры грудной клетки и ее подвижность (в покое, во время вдоха и выдоха), определяют газовый состав и кислотно-щелочное состояние крови. Детям старше 5 лет проводят спирометрию.

Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы, несовершенство иммунитета, наличие сопутствующих заболеваний, влияние факторов внешней среды объясняют частоту и тяжесть заболеваний органов дыхания у детей.

Принято различать верхние (нос, глотка), средние (гортань, трахея, долевые, сегментарные бронхи) и нижние (бронхиолы и альвеолы) дыхательные пути. Нос у новорожденных относительно мал, полости его недоразвиты, носовые ходы узкие (до 1 мм). Нижний носовой ход отсутствует. Хрящи носа очень мягкие. Слизистая оболочка носа нежна, богата сосудами.

Вследствие узости носовых ходов и обильного кровоснабжения слизистой оболочки появление даже незначительного воспаления слизистой оболочки носа вызывает у маленьких детей затруднения дыхания через нос. Дыхание же через рот у детей первого полугодия жизни почти невозможно, так как большой язык оттягивает надгортанник кзади.

Добавочные пазухи носа к рождению недостаточно развиты, поэтому такие заболевания, как гайморит, фронтит, этмоидит в раннем детском возрасте встречаются редко.

Глотка у новорожденных узка и мала. Лимфоглоточное кольцо развито слабо. После года жизни наблюдается гиперплазия лимфоидой ткани, и миндалины выходят из-за передних небных дужек. Поэтому ангины у детей до 1 года хотя и бывают, но реже, чем у более старших детей.

Гортань к рождению ребенка имеет воронкообразную форму, хрящи ее нежные и податливые. Голосовая щель узкая и расположена высоко. Слизистая оболочка нежна, богата кровеносными и лимфатическими сосудами. Эластическая ткань развита слабо.

Особенности строения гортани у детей раннего возраста объясняют частоту ее поражения (ларингиты), причем нередко они сопровождаются затруднением дыхания - крупом.

Трахея и бронхи к рождению достаточно хорошо сформированы. Слизистая оболочка их богато кровоснабжена. Мышечные и эластические волокна у детей первого года жизни развиты еще в малой степени.

Нежность строения слизистой оболочки бронхов, узость их просвета объясняют относительно частые возникновения у детей обструктивных бронхитов.

У новорожденных легочная ткань менее воздушна и отличается обильным развитием кровеносных сосудов и рыхлой соединительной ткани в перегородках ацинусов. Эластическая ткань недостаточно развита, что объясняет относительно легкое возникновение эмфиземы при различных легочных заболеваниях. К рождению ацинус недостаточно развит.

Процесс дыхания у детей имеет ряд особенностей. Глубина дыхания у детей значительно меньше, чем у взрослых, вследствие небольшой массы легких и особенностей строения грудной клетки. Поверхностный характер дыхания, его неритмичность компенсируется большей частотой дыхания.

Все изложенные анатомические и функциональные особенности системы органов дыхания создают предпосылки к более легкому нарушению дыхания, что ведет к дыхательной недостаточности у детей.

У здорового человека ЧДД колеблется от 16 до 20 в минуту. При спокойном дыхании человек за одно дыхательное движение в среднем вдыхает и выдыхает по 500 см3 воздуха. Частота дыхания у детей в зависимости от возраста составляет у новорождённого 40-50, в 1 год - 30-35, 3 года - 25-30, 5 лет - 23-25, 10лет -18-20, у подростков -16-18 дыханий в минуту.

Частота дыхания зависит от возраста, пола, положения тела. Учащение дыхания происходит при физической нагрузке, нервном возбуждении. Урежается дыхание во сне, в горизонтальном положении человека.

Подсчёт ЧДД следует проводить незаметно для больного. Для этого берут руку больного как будто с целью определения пульса и незаметно для больного подсчитывают ЧДД. Результаты подсчёта ЧДД необходимо ежедневно отмечать в температурном листе в виде точек синего цвета, которые при соединении образуют кривую частоты дыхания. В норме дыхание ритмичное, средней глубины.


АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Начало формирования трахеопульмональной системы начинается на 3-4-й неделе эмбрионального развития. Уже к 5-6-й неделе развития эмбриона появляются разветвления второго порядка и предопределено образование трех долей правого легкого и двух долей левого легкого. В этот период образуется ствол легочной артерии, врастающей в легкие по ходу первичных бронхов.

У эмбриона на 6-8-й неделе развития формируются основные артериальные и венозные коллекторы легких. В течение 3 месяцев происходит рост бронхиального дерева, появляются сегментарные и субсегментарные бронхи.

В течение 11-12-й недели развития уже имеются участки легочной ткани. Они вместе с сегментарными бронхами, артериями и венами образуют эмбриональные сегменты легких.

В промежутках между 4-м и 6-м месяцами наблюдается быстрый рост сосудистой системы легких.

У плодов в 7 месяцев ткань легких приобретает черты пористого строения каналов, будущие воздушные пространства заполнены жидкостью, которая выделяется клетками, выстилающими бронхи.

В 8–9 месяцев внутриутробного периода происходит дальнейшее развитие функциональных единиц легких.

Рождение ребенка требует немедленного функционирования легких, в этот период с началом дыхания происходят значительные изменения воздухоносных путей, особенно дыхательного отдела легких. Формирование дыхательной поверхности в отдельных отделах легких происходит неравномерно. Для расправления дыхательного аппарата легких огромное значение имеют состояние и готовность сурфактантной пленки, выстилающей легочную поверхность. Нарушение поверхностного натяжения сурфактантной системы приводит к серьезным заболеваниям ребенка раннего возраста.

В первые месяцы жизни у ребенка сохраняется соотношение длины и ширины воздухоносных путей, как у плода, когда трахея и бронхи короче и шире, чем у взрослых, а мелкие бронхи – более узкие.

Плевра, покрывающая легкие, у новорожденного ребенка более толстая, рыхлая, содержит ворсины, выросты, особенно в междолевых бороздках. В этих участках возникают патологические очаги. Легкие к рождению ребенка подготовлены к выполнению функции дыхания, но отдельные компоненты находятся в стадии развития, быстро идет формирование и дозревание альвеол, происходят перестройка малого просвета мышечных артерий и ликвидация барьерной функции.

После трехмесячного возраста различают II периода.

I – период интенсивного роста легочных долей (от 3 месяцев до 3 лет).

II – окончательная дифференцировка всей бронхо-легочной системы (от 3 до 7 лет).

Интенсивный рост трахеи и бронхов происходит на 1-2-м году жизни, который в последующие годы замедляется, а мелкие бронхи растут интенсивно, углы ветвления бронхов также увеличиваются. Диаметр альвеол нарастает, и дыхательная поверхность легких с возрастом увеличивается в 2 раза. У детей до 8 месяцев диаметр альвеол равен 0,06 мм, в 2 года – 0,12 мм, в 6 лет – 0,2 мм, в 12 лет – 0,25 мм.

В первые годы жизни происходят рост и дифференцировка элементов легочной ткани, сосудов. Выравнивается соотношение объемов долей у отдельных сегментов. Уже в 6–7 лет легкие являются сформированным органом и неотличимы по сравнению от легких взрослых людей.

ОСОБЕННОСТИ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ

Дыхательные пути делятся на верхние, к которым относятся нос, придаточные пазухи носа, глотка, евстахиевы трубы, и нижние, к которым относятся гортань, трахея, бронхи.

Основная функция дыхания заключается в проведении воздуха в легкие, очищении его от пылевых частиц, защите легких от вредных воздействий бактерий, вирусов, инородных частиц. Кроме того, дыхательные пути согревают и увлажняют вдыхаемый воздух.

Легкие представлены мелкими мешочками, которые содержат воздух. Они соединяются между собой. Основная функция легких заключается в поглощении из атмосферного воздуха кислорода и выделении в атмосферу газов, прежде всего углекислого.

Механизм дыхания. При вдохе происходит сокращение диафрагмы и мышц грудной клетки. Выдох в старшем возрасте происходит пассивно под влиянием эластичной тяги легких. При обструкции бронхов, эмфиземе, а также у новорожденных имеет место активный вдох.

В норме дыхание устанавливается с такой частотой, при которой объем дыхания выполняется за счет минимальных энергетических затрат дыхательной мускулатуры. У новорожденных детей частота дыхания – 30–40, у взрослых – 16–20 в минуту.

Основным носителем кислорода является гемоглобин. В легочных капиллярах кислород связывается с гемоглобином, образуя оксигемоглобин. У новорожденных детей преобладает фетальный гемоглобин. В первый день жизни его содержится в организме около 70 %, к концу 2-й недели – 50 %. Фетальный гемоглобин обладает свойством легко связывать кислород и трудно отдавать его тканям. Это помогает ребенку при наличии кислородного голодания.

Транспорт углекислого газа происходит в растворенном виде, насыщение крови кислородом влияет на содержание углекислого газа.

Функция дыхания тесно связана с легочным кровообращением. Это сложный процесс.

Во время дыхания отмечается его авторегуляция. При растяжении легкого во время вдоха тормозится центр вдоха, во время выдоха стимулируется выдох. Глубокое дыхание или принудительное раздувание легких ведут к рефлекторному расширению бронхов и повышают тонус дыхательной мускулатуры. При спадении и сдавлении легких происходит сужение бронхов.

В продолговатом мозге располагается дыхательный центр, откуда поступают команды к дыхательной мускулатуре. Бронхи при вдохе удлиняются, на выдохе – укорачиваются и сужаются.

Взаимосвязь функций дыхания и кровообращения проявляется с момента расправления легких при первом вдохе новорожденного, когда расправляются и альвеолы, и сосуды.

При заболеваниях органов дыхания у детей могут возникнуть нарушение дыхательной функции и дыхательная недостаточность.

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ НОСА

У детей раннего возраста носовые ходы короткие, нос уплощенный из-за недостаточно развитого лицевого скелета. Носовые ходы более узкие, раковины – утолщенные. Носовые ходы окончательно формируются только к 4 годам. Полость носа – относительно малых размеров. Слизистая оболочка очень рыхлая, хорошо снабжена кровеносными сосудами. Воспалительный процесс приводит к развитию отека и сокращению из-за этого просвета носовых ходов. Нередко происходит застой слизи в носовых ходах. Она может подсыхать, образуя корочки.

При закрытии носовых ходов может возникнуть одышка, ребенок в этот период не может сосать грудь, беспокоится, бросает грудь, остается голодным. Дети в связи с затруднением носового дыхания начинают дышать ртом, у них нарушается согревание поступающего воздуха и увеличивается склонность к простудным заболеваниям.

При нарушении носового дыхания отмечается отсутствие различения запахов. Это приводит к нарушению аппетита, а также к нарушению представления о внешней среде. Дыхание через нос является физиологическим, дыхание через рот – признаком заболевания носа.

Придаточные полости носа. Придаточные полости носа или, как их называют, пазухи, являются ограниченными пространствами, заполненными воздухом. Верхнечелюстные (гайморовы) пазухи формируются к 7-летнему возрасту. Решетчатая – к 12 годам, лобная полностью формируется к 19 годам.

Особенности слезно-носового канала. Слезно-носовой канал более короткий, чем у взрослых, его клапаны недостаточно развиты, выходное отверстие находится близко к углу век. В связи с этими особенностями инфекция быстро попадает из носа в конъюнктивальный мешок.

ОСОБЕННОСТИ ГЛОТКИ

Глотка у детей раннего возраста относительно широкая, небные миндалины развиты слабо, что объясняет редкие заболевания ангиной на первом году жизни. Полностью миндалины развиваются к 4–5 годам. К концу первого года жизни миндальная ткань гиперплазируется. Но ее барьерная функция в этом возрасте очень низкая. Разросшаяся миндальная ткань может быть подвержена инфекции, поэтому возникают такие заболевания, как тонзиллит, аденоидит.

В носоглотку открываются евстахиевы трубы, которые соединяют ее со средним ухом. Если инфекция попадает из носоглотки в среднее ухо, возникает воспаление среднего уха.

ОСОБЕННОСТИ ГОРТАНИ

Гортань у детей – воронкообразной формы, является продолжением глотки. У детей она располагается выше, чем у взрослых, имеет сужение в области перстневидного хряща, где располагается подсвязочное пространство. Голосовая щель образована голосовыми связками. Они короткие и тонкие, этим обусловлен высокий звонкий голос ребенка. Диаметр гортани у новорожденного в области подсвязочного пространства составляет 4 мм, в 5–7 лет – 6–7 мм, к 14 годам – 1 см. Особенностями гортани у детей являются: ее узкий просвет, множество нервных рецепторов, легко возникающий отек подслизистого слоя, что может привести к тяжелым нарушениям дыхания.

Щитовидные хрящи образуют у мальчиков старше 3 лет более острый угол, с 10 лет формируется типичная мужская гортань.

ОСОБЕННОСТИ ТРАХЕИ

Трахея является продолжением гортани. Она широкая и короткая, каркас трахеи состоит из 14–16 хрящевых колец, которые соединены фиброзной перепонкой вместо эластичной замыкающей пластины у взрослых. Наличие в перепонке большого количества мышечных волокон способствует изменению ее просвета.

Анатомически трахея новорожденного находится на уровне IV шейного позвонка, а у взрослого – на уровне VI–VII шейного позвонка. У детей она постепенно опускается, как и ее бифуркация, которая располагается у новорожденного на уровне III грудного позвонка, у детей 12 лет – на уровне V–VI грудного позвонка.

В процессе физиологического дыхания просвет трахеи меняется. Во время кашля он уменьшается на 1/3 своего поперечного и продольного размеров. Слизистая оболочка трахеи богата железами, выделяющими секрет, который покрывает поверхность трахеи слоем толщиной 5 мкм.

Реснитчатый эпителий способствует перемещению слизи со скоростью 10–15 мм/мин по направлению изнутри кнаружи.

Особенности трахеи у детей способствуют развитию ее воспаления – трахеиту, который сопровождается грубым, низким по тембру кашлем, напоминающим кашель «как в бочку».

ОСОБЕННОСТИ БРОНХИАЛЬНОГО ДЕРЕВА

Бронхи у детей к рождению сформированы. Слизистая оболочка их богато снабжена кровеносными сосудами, покрыта слоем слизи, которая движется со скоростью 0,25-1 см/мин. Особенностью бронхов у детей является то, что эластичные и мышечные волокна развиты слабо.

Бронхиальное дерево разветвляется до бронхов 21-го порядка. С возрастом количество ветвей и их распределение остаются постоянными. Размеры бронхов интенсивно меняются на первом году жизни и в периоде полового созревания. Их основу составляют хрящевые полукольца в раннем детском возрасте. Бронхиальные хрящи очень эластичные, податливые, мягкие и легко смещаются. Правый бронх шире левого и является продолжением трахеи, поэтому в нем чаще обнаруживаются инородные тела.

После рождения ребенка в бронхах формируется цилиндрический эпителий с мерцательным аппаратом. При гиперемии бронхов и их отеке резко снижается их просвет (вплоть до полного его закрытия).

Недоразвитие дыхательной мускулатуры способствует слабому кашлевому толчку у маленького ребенка, что может привести к закупорке слизью мелких бронхов, а это, в свою очередь, приводит к инфицированию легочной ткани, нарушению очистительной дренажной функции бронхов.

С возрастом по мере роста бронхов, появлением широких просветов бронхов, продуцированием бронхиальными железами менее вязкого секрета реже встречаются острые заболевания бронхо-легочной системы по сравнению с детьми более раннего возраста.

ОСОБЕННОСТИ ЛЕГКИХ

Легкие у детей, как и у взрослых, делятся на доли, доли на сегменты. Легкие имеют дольчатое строение, сегменты в легких отделены друг от друга узкими бороздами и перегородками из соединительной ткани. Основной структурной единицей являются альвеолы. Число их у новорожденного в 3 раза меньше, чем у взрослого человека. Альвеолы начинают развиваться с 4-6-недельного возраста, их формирование происходит до 8 лет. После 8 лет легкие у детей увеличиваются за счет линейного размера, параллельно нарастает дыхательная поверхность легких.

В развитии легких можно выделить следующие периоды:

1) от рождения до 2 лет, когда происходит интенсивный рост альвеол;

2) от 2 до 5 лет, когда интенсивно развивается эластическая ткань, формируются бронхи с перебронхиальными включениями легочной ткани;

3) от 5 до 7 лет окончательно формируются функциональные способности легких;

4) от 7 до 12 лет, когда происходит дальнейшее увеличение массы легких за счет созревания легочной ткани.

Анатомически правое легкое состоит из трех долей (верхней, средней и нижней). К 2 годам размеры отдельных долей соответствуют друг другу, как у взрослого человека.

Кроме долевого, в легких различают сегментарное деление, в правом легком различают 10 сегментов, в левом – 9.

Основной функцией легких является дыхательная. Считается, что через легкие ежедневно проходит 10 000 л воздуха. Кислород, поглощенный из вдыхаемого воздуха, обеспечивает функционирование многих органов и систем; легкие принимают участие во всех видах обмена веществ.

Дыхательная функция легких осуществляется с помощью биологически активного вещества – сурфактанта, также оказывающего бактерицидное действие, препятствующего попаданию жидкости в легочные альвеолы.

С помощью легких из организма удаляются отработанные газы.

Особенностью легких у детей является незрелость альвеол, они имеют небольшой объем. Это компенсируется учащением дыхания: чем младше ребенок, тем более поверхностное у него дыхание. Частота дыхания у новорожденного равна 60, у подростка – уже 16–18 дыхательных движений в 1 минуту. Завершается развитие легких к 20 годам.

Самые различные заболевания могут нарушать у детей жизненно важную функцию дыхания. Из-за особенностей аэрации, дренажной функции и эвакуации секрета из легких воспалительный процесс часто локализуется в нижней доле. Это происходит в лежачем состоянии у детей грудного возраста из-за недостаточной дренажной функции. Парависцебральные пневмонии чаще возникают во втором сегменте верхней доли, а также в базально-заднем сегменте нижней доли. Может часто поражаться средняя доля правого легкого.

Наибольшее диагностическое значение имеют следующие исследования: рентгенологическое, бронхологическое, определение газового состава крови, рН крови, исследование функции внешнего дыхания, исследование бронхиального секрета, компьютерная томография.

По частоте дыхания, соотношению его с пульсом судят о наличии или отсутствии дыхательной недостаточности (см. табл. 14).

Таблица 14Возрастная динамика частоты дыхания (Фомин В. Ф., 2003 г.)

источник: Справочник Детские болезни.

  • Другие статьи:

$20.99
End Date: Saturday Apr-13-2019 13:49:34 PDT
Buy It Now for only: $20.99
|
IncStores 24 SQFT Rainbow Play Interlocking Foam Floor Puzzle Mat - 6 Tiles

$13.99
End Date: Tuesday Mar-26-2019 22:03:18 PDT
Buy It Now for only: $13.99
|
Tummy Time Inflatable Infants Baby Water Mat Fun Activity Large 26X20 Sea Toys

$14.99
End Date: Thursday Mar-28-2019 0:24:24 PDT
Buy It Now for only: $14.99
|
Folding Portable Playpen Baby Play Yard With Travel Bag Indoor Outdoor Safety

$31.53
End Date: Wednesday Apr-10-2019 1:43:13 PDT
Buy It Now for only: $31.53
|
Walk-A-Bout Walker, Juneberry Delight

$22.04

Buy It Now for only: $22.04
|
Baby Kid Toddler Crawl Play Game Picnic Carpet Animal Letter Alphabet Farm Mat w

$16.05
End Date: Monday Mar-25-2019 2:59:05 PDT
Buy It Now for only: $16.05
|
Baby Kid Toddler Crawl Play Game Picnic Carpet Animal Letter Alphabet Farm Mat w

$34.99

Buy It Now for only: $34.99
|
Cosco Simple Steps Interactive Baby Walker, Silly Sweet Tooth Monster

$34.99
End Date: Friday Apr-12-2019 10:30:29 PDT
Buy It Now for only: $34.99
|

477 руб


Педиатрическая дерматология

Данная книга является практичным, отлично иллюстрированным инструментом для распознавания и лечения всех дерматологических заболеваний и состояний, встречающихся в педиатрической практике. Она включает в себя более 900 цветных рисунков, которые помогут вам интерпретировать весь спектр клинических проявлений кожных болезней у новорожденных, детей и подростков.

Руководство предназначено для дерматологов, педиатров, неонатологов, студентов и аспирантов медицинских вузов и факультетов.

2399 руб


Осанка. Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки

Книга посвящена проблемам воспитания правильной осанки, профилактике и лечению ее нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Приведены комплексы гимнастических упражнений, способствующих формированию правильных навыков, необходимых в повседневной жизни, а также развитию ловкости, силы, выносливости.

Для широкого круга читателей, работающих с детьми, и особенно для родителей.

257 руб


Актуальные вопросы фитотерапии в педиатрии

Интерес к фитотерапии в последние годы возрос, о чем свидетельствует большое число публикаций в медицинской и научно-популярной литературе, а также растущее внимание практических врачей и родителей больных детей к траволечению. Возврат к фитотерапии в конце ХХ века, века всемогущей химии, парадоксален, но не является случайностью. Появился ряд обстоятельств, подтверждающих целесообразность древнего метода лечения наряду с другими методами народной медицины, получившими в последние годы права гражданства. Назовем лишь несколько проблем: лекарственные болезни, профилактика и лечение аллергических заболеваний, возможности широкого использования лекарственных растений для профилактики обострений хронических заболеваний, а также большие перспективы использования их в клинике...

749 руб


Идёт работа. Дополнительные материалы. Пособие 1. "Круто" / "Не круто" (+ DVD-ROM)

В дополнение к популярному руководству и учебному плану "Идёт работа" Autism Partnership предлагает эту давно ожидаемую серию. В ней собрана наиболее полная информация о различных стратегиях обучения и показаны видеозаписи учебных сессий.
Цель Autism Partnership всегда заключалась в том, чтобы объединить в процессе обучения дружелюбную непринуждённость и строгую системность. Эта серия предоставляет уникальную возможность увидеть, как данный подход реализуется на практике во время учебного процесса.
Пособие 1 посвящено стратегии различения "Круто" / "Не круто". Это одна из наиболее часто применяемых стратегий обучения как базовым, так и более сложным социальным навыкам. Она предназначена главным образом для того, чтобы научить учеников понимать разницу между социально приемлемым ("круто и социально неприемлемым ("не круто поведением. На последующих этапах ученики начинают осваивать целевое поведение и получают ответную реакцию на свои усилия. Результаты научных исследований подтверждают клинический опыт: стратегия "Круто" / "Не круто" эффективна при обучении социальным навыкам и навыку контроля собственного поведения.

К пособию прилагается DVD-диск с примерами использования данной программы в учебном центре Autism Partnership в США.

334 руб


В книге описаны наиболее распространенные заболевания пародонта и слизистой оболочки полости рта у детей. Рассмотрены вопросы строения пародонта и слизистой оболочки полости рта в детском возрасте, классификации и распространенность этих заболеваний у детей в различные возрастные периоды. При описании структуры заболеваний приняты во внимание современные международные терминологические дополнения. Даны современные методы диагностики, доступные для применения в практике стоматологии детского возраста. Изложены методы лечения, нацеливающие врача не только на устранение симптомов заболеваний, но и на выявление причинных и патогенетических связей в развитии патологии в полости рта и других органах и системах детского организма. Описаны организация и критерии эффективности лечения детей с заболеваниями пародонта и слизистой оболочки полости рта.

182 руб


В руководстве на современном уровне изложены общие вопросы, основы и показания к клиническому применению ультразвукового метода в диагностике заболеваний различных органов и систем у детей. Первая глава посвящена использованию различных методик ультразвукового исследования в диагностике аномалий и заболеваний новорожденных. В последующих главах рассмотрена ультразвуковая семиотика инфекционных заболеваний и новообразований органов грудной клетки, желудочно-кишечного тракта и паренхиматозных органов. Представлены клинические наблюдения с подробным описанием ультразвуковой семиотики различных заболеваний у детей. Руководство предназначено слушателям, получающим послевузовское профессиональное дополнительное образование, в том числе в системе непрерывного медицинского образования, а также специалистам по лучевой диагностике, врачам, работающим в кабинетах и отделениях ультразвуковой диагностики.

1724 руб


Физическая и реабилитационная медицина в педиатрии

В настоящее время актуальным направлением отечественного здравоохранения является развитие физической и реабилитационной медицины, изучающей влияние физических методов лечения на организм, в том числе детский. Данная книга посвящена теоретическим и организационно-методическим основам физической и реабилитационной медицины в педиатрии, немедикаментозным технологиям медицинской реабилитации (физиотерапия, лечебная физкультура, мануальная терапия, рефлексотерапия, медицинская психология и др.).
Издание адресовано врачам по медицинской реабилитации и лечебной физкультуре, физиотерапевтам, рефлексотерапевтам, а также будет интересно широкому кругу специалистов. Очень обстоятельно изложены главы о новорожденных (Л.Саломонсен) и недоношенных (А.Ильппё), об обмене веществ у детей и его нарушениях (Г.Фанкони, Б.Вальквист, С. ван Кревельд), о заболеваниях эндокринных желез (Г.Фанкони), учение о витаминах и авитаминозах (Е.Гланцманн), о болезни крови и кроветворных органов (Л.Саломонсен), о болезни сердца и кровообращения (Г.Фанкони и М.Гроб) и ряд других.
Особенно ценным является описание некоторых редко встречающихся заболеваний, а также некоторых вопросов краевой патологии (Г. Целвегер) в главе о болезнях детей в жарких странах.
Специальные главы посвящены хирургическим заболеваниям у детей, болезням двигательного аппарата, заболеваниям кожи, глаз, зубов и др., которые обычно не излагаются в общих руководствах для педиатров.
Таким образом, эта книга представляет своего рода энциклопедию заболеваний детского возраста в одном томе, изложенную на уровне современных достижений медицинской науки.

689 руб


Книга посвящена актуальным вопросам современной педагогики и педиатрии - вопросам формирования личности подростка, роли семьи в его воспитании, обеспечения единства идейно-политического, нравственного, трудового, умственного, эстетического и физического развития детей подросткового возраста.
В книге рассказывается также о предупреждении заболеваний, психологических особенностях воспитания трудных подростков, о выборе профессии, приводятся некоторые статьи из Гражданского и Уголовного Кодексов РСФСР о правах, обязанностях и ответственности несовершеннолетних.
Издание рассчитано на родителей.

150 руб