А1-А6. Языковые нормы: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические

Проверочная работа по теме «Языковые нормы» (ЕГЭ, задания 4-7)
1 вариант
1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
Выпишите это слово.
бантЫ досУг жалюзИ намЕрение бралАОтвет: ___________________________.
2. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
Выпишите это слово.
гналА некролОг квартАл закупОрить донЕльзя

3. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
Выпишите это слово.
оклЕить з анЯл диспансЕр зАгнутый добелАОтвет: ___________________________.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
Выпишите это слово.
позвонИм экспЕрт искрА пОнял прожИвшийОтвет: ___________________________.
5. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
Выпишите это слово.
знАмение приговОр началА укрАинец прибЫвОтвет: ___________________________.
6 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
В неясном, рассеянном свете ночи открылись перед нами ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные перспективы Петербурга: Нева, набережная, каналы, дворцы.
Хром и марганец являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были установлены в 1807 году.
Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависят духовная жизнь и здоровье человека.
Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.
Ответ: ___________________________.
7. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Кошки чрезвычайно терпеливы и могут часами ВЫЖИДАТЬ, когда мышь покинет свое убежище.
Никакая работа не ПРЕДСТАВЛЯЛА для этого блестяще образованного и высокоорганизованного человека больших затруднений.
Система контроля в дальнейшем может ПЕРЕТЕРПЕВАТЬ значительные изменения.
Чем больше мы узнаем о ЖИВОЙ природе, тем больше мы познаем самих себя.
Для того чтобы домашний квас получился ИГРИСТЫМ, приятным и освежающим, необходимо соблюдать технологию его приготовления.
Ответ: ___________________________.
8. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
По мнению преподавателей, ЯЗЫКОВЫЙ барьер – это то, что чаще всего мешает взрослому человеку успешно овладевать иностранным языком.
В период заморозков растениям необходимо ЖИВИТЕЛЬНОЕ тепло, поэтому садоводы должны заранее обдумать, какой тип теплиц использовать, чтобы сохранить нежные всходы.
Потенциальные инвесторы продолжают ВЫЖИДАТЬ подходящего момента для вложения денежных средств, оценивая наиболее перспективные направления инвестиций.
Курс культурологи, который изучается на кафедре гуманитарных и социальных наук, был введен с целью ВОСПОЛНИТЬ пробелы в знании требований воинского и гражданского этикета.
Нефролепис может расти и при ИСКУССТВЕННОМ освещении, но, как и все папоротники, нуждается в повышенной влажности воздуха.
Ответ: ___________________________.
9. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Абитуриенты до назначенного дня должны ПРЕДСТАВИТЬ все необходимые документы для приём в выбранное учебное заведение.
Адресат должен сам прийти на почту, как только узнает о том, что для него пришло заказное письмо.
Недостаток кальция в организме черепахи можно легко ВОСПОЛНИТЬ при кормлении животного мелкой рыбой с костями.
Анастасия распахнула окно, и комната наполнилась ЖИВУЧИМ дыханием соснового бора.
На летние месяцы школьников отправляют в ЯЗЫКОВОЙ лагерь.
Ответ: ___________________________.
10. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
А.Н.Радищев в прозе и стихах обращается к сокровищнице народного творчества и народного языка, поэтому его можно считать ЗАЧИНАТЕЛЕМ того процесса, который нашёл свое завершение в произведениях А.С.Пушкина.
По требованию акционеров, аудитора или любого заинтересованного лица акционерное общество обязано в разумные сроки ПРЕДСТАВИТЬ им возможность ознакомиться с уставом общества.
После того как отправленное АДРЕСАНТОМ заказное письмо достигнет адресата, отправитель получит уведомление о вручении.
К ИГРОВОМУ кино относятся практически все произведения кинематографа, за исключением части документального кино.
При раскатывании теста необходимо периодически СТРЯХИВАТЬ лишнюю муку со скалки.
Ответ: ___________________________.
11. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ЛЯГТЕ на пол
ИХ работа
горячие СУПЫ
ШЕСТИСТАМИ учениками
ИНЖЕНЕРЫ
Ответ: ___________________________.
12. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ДВУХСОТ предметов
килограмм ПОМИДОР
новые ЛИФТЫ
много БЛЮДЕЦ
СМОТРЯ вперед
Ответ: ___________________________.
13. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
лучшие парикмахеры
о трёхстах участниках
около двух килограммов
озеро БОЛЕЕ ГЛУБЖЕопытные РЕДАКТОРЫ
Ответ: ___________________________.
14. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
яркие ПРОЖЕКТОРА
опытные ДИСПЕТЧЕРЫ
по ОБЕИМ сторонам дороги
ДВОЕ саней
КРАСИВЕЙШИЙ пейзаж
Ответ: ___________________________.
15. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
КОЛЕНА водосточной трубы
литературные ОБРАЗЫ
сельские ФЕЛЬДШЕРЫ
морские ПОРТЫ
новые КИТЕЛЯ
Ответ: ___________________________.
16.Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1.Обдумав план, композиция не должна быть 1. Нарушение согласования междунарушена. подлежащим и сказуемым.
2.Занятия шли согласно расписания. 2. Ошибка в употреблении сочинительного3.Ученики, принимающие участие в олимпиаде союза.
и которые пройдут два тура, получат грамоты. 3. Нарушение в построении предложения
4. В пьесе «Вишневом саде» Чехов показал с деепричастном оборотом. представителей нового поколения России. 4 . Нарушение управления.
5.Шекспир, Гоголь, Достоевский создавали не 5. Ошибка в построении предложения столько типы человека, а также типы эпохи. однородными членами.
6. Нарушение согласования приложения
с определяемым словом.
7. Ошибка в построении предложения
с однородными причастными оборотами.



17. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1.Те, кто настойчиво стремится к своей 1.Ощибка в построении предложения с
цели, достоин уважения. косвенной речью.
2. По окончанию конференции все были 2.Нарушение согласования между подлежащим
приглашены в зал. и сказуемым в сложном предложении.
3. На больших плакатах, прикрепленные 3. Нарушение согласования между подлежащим
к двум стендам, были изображены и сказуемым в простом предложении.
известные все зрителям условные знаки. 4. Нарушения управления.
4.На картине «Алёнушке» В.М.Васнецов 5. Нарушение согласования определяемого
изобразил девушку-крестьянку, пришедшую слова и приложения.
к лесному озеру. 6. Нарушение согласования определяемого
5. Древнегреческий философ Сократ когда-то слова и причастного оборота.
произнес, что «я знаю, что ничего не 7. Ошибка в построении предложения сзнаю». причастным оборотом.
Запишите ответ соответствиями
______________________________________________
18. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1.Никто, даже лучшие специалисты, не 1.Нарушение управления существительным,
могли вначале поставить правильный диагноз. употребленным с производным предлогом.
2.Это произведение Василя Быкова я прочитал 2.Нарушение построения предложения с
летом, посвященное Великой отечественной причастным оборотом.
войне. 3.Нарушение управлением существительными
3.По окончанию института наши выпускники при однородных сказуемых
могут рассчитывать на трудоустройство в 4. Ошибки в построении предложения спрофильных компаниях. деепричастным оборотом.
4. Большинство ученых знакомо с новейшими 5. Нарушение согласования между подлежащим
космическими разработками. и сказуемым в зависимости от одушевленности/
5Многие любят и интересуются классическими неодушевленности.произведениями. 6. Нарушение согласования между подлежащим
и сказуемым при наличии у подлежащего
уточняющих слов.
7. Нарушение построения простого предложения
с присоединительной конструкцией.
Запишите ответ соответствиями
______________________________________________
19. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1.Одним из русских прозаиков начала ХХ века, 1. Нарушение согласования в предложении
детально описавший быт русского народа, со сложносокращенным словом.
был Иван Шмелев. 2. Ошибка в построении предложения с2.Оплатив счет, ваш заказ будет укомплектован причастным оборотом.
издательством. 3. Нарушение управления существительным,
3. Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо употребленным с производным предлогом.
пела, запомнилась всем. 4. Неправильное построение предложения с
4. Благодаря трудолюбии абитуриенту удалось деепричастным оборотом.
справиться с заданием. 5. Нарушение согласования между подлежащим
5.ОНН представил данные о расследовании и сказуемым в простом предложении.
преступлений в Ливии. 6. Нарушение согласования между подлежащим
и сказуемым в сложном предложении.
7.Нарушение согласования между
определяемым словом и причастием.
Запишите ответ соответствиями
______________________________________________
20. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1.Женщины, в том числе и Анна Сергеевна, 1.Нарушение построения предложения с
выразила свое возмущение. однородными членами.
2.Петя познакомил меня со своей девушкой и 2. Ошибка в построении предложения с
сказал, что я скоро женюсь. косвенной речью.
3.На съезде было решено ряд вопросов. 3.Нарушение управления существительным.
4.Все, кто видел море, не забывает его. 4. Нарушение согласования между5.Заведующий склада отдал распоряжение подлежащим и сказуемым в простом
никого туда не пускать. предложении.
5. Нарушение согласования со сказуемым
при наличии у подлежащего присоедини-
тельной конструкции. 6. Ошибка в построении сложного предложения
7. Ошибка в нарушении согласования между подлежащим и сказуемым в главной части
сложноподчиненного предложения.

Задания А1-А6 проверяют, владеешь ли ты нормами русского литературного языка и твою общую культуру.

А1 - задание на определение правильного-неправильного ударения в общеупотребительных словах разных частей речи. Из четырёх слов или форм слов (иногда проблемы с ударением возникают только в отдельных формах слова) нужно выбрать, в зависимости от формулировки, либо правильный, либо неправильный вариант постановки ударения.

Внимание:

в 2013 г. в этом задании будет формулировка, требующая найти ошибку, т. е. неверно обозначенное ударение.

  • внимательно прочитать вопрос и изучить примеры,
  • сделать выбор на основе знания нормативного ударения в словах и отдельных формах слов.

А1 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

    • кухОнный
    • докУмент
    • обОстришь
    • тОрты
  1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

    • красИвее
    • Агент
    • нАчав
    • тортЫ
  2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

    • донельзЯ
    • взЯла
    • граждАнство
    • нАверх

Правильные ответы:

  1. тОрты
  2. красИвее
  3. граждАнство

Слова в разных вариантах КИМов одни и те же. В основном это частотная общеупотребительная лексика, в которой многие люди допускают ошибки на ударение. Для подготовки необходимо рассмотреть побольше типичных примеров и проверить, правильно ли ты ставишь ударение в словах. А если обнаружатся ошибки, выучить ошибкоопасные слова и формы. Даже если ты думаешь, что говоришь правильно и не допускаешь ошибок на ударение, проверь себя. Знай, в силу многих причин ошибки на ударение в словах не редкость. Часто люди и не подозревают о том, что произносят слова неправильно. См. А1. Ударение.

А2 - задание на определение правильного-неправильного употребления пары слов-паронимов в контексте предложений. Правильность определяется по параметрам: А) лексическое значение слова, Б) лексическая сочетаемость. Дано четыре предложения. Необходимо определить, в каком из них вместо данного слова нужно употребить другое. Иными словами, найти ошибку, неправильное употребление слова в предложенном контексте.

Для того чтобы выполнить задание правильно, нужно:

  • сделать выбор на основе понимания различия в значении слов и их лексической сочетаемости.

А2 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

  1. В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употребить ДИПЛОМАНТ?

    • Леонида Ивановича считали настоящим ДИПЛОМАТОМ в общении с окружающими людьми.
    • Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.
    • Ты говоришь, как ДИПЛОМАТ, но дело не идёт на лад.
    • ДИПЛОМАТЫ Московского конкурса артистов балета приняли участие в заключительном концерте.
  2. В каком предложении вместо слова ЦЕННЫЙ нужно употребить ЦЕННОСТНЫЙ?

    • Всех участников олимпиады наградили ЦЕННЫМИ подарками.
    • В каждую эпоху формируются свои ЦЕННЫЕ ориентиры.
    • В статье можно найти ЦЕННЫЕ для геолога сведения.
    • В заповеднике много деревьев ЦЕННЫХ пород.
  3. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

    • В неясном рассеянном свете ночи открылись перед нами ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные перспективы Петербурга: Нева, набережная, каналы, дворцы.
    • Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.
    • ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были установлены в 1807 году.
    • Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и здоровье человека.

Слова-паронимы во многих вариантах КИМов повторяются. Это общеупотребительные слова, в использовании которых частотно встречаются ошибки. Для подготовки необходимо рассмотреть побольше типичных примеров и проверить, понимаешь ли ты различия в значении и лексической сочетаемости таких слов. С целью экономии твоего времени списки слов даны в неполных контекстах: для понимания значения и знания лексической сочетаемости в тренировочных материалах даются словосочетания со словами-паронимами. См. А2. Употребление слов-паронимов .

А3 - задание на определение ошибки в образовании морфологических форм. Случается, что люди образуют грамматические формы так, как будто русский язык для них не родной, а иностранный. Ошибки бывают на употребление форм разных частей речи. Самые ошибкоопасные места нужно знать. Тогда вы без труда выполните задание А3. Для этого нужно:

  • внимательно прочитать формулировку вопроса и примеры,
  • сделать выбор на основе знания того, как должны образовываться различные морфологические формы.

А3 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

    • более пятиста человек
    • инженеры
    • наисложнейший
    • в день именин
  1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    • в шкафу
    • пять полотенец
    • шестисот семи человек
    • ихние дела
  2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    • лягте (на пол)
    • их работа
    • горячие супы
    • шестистами учениками

Правильные ответы:

  1. более пятиста человек
  2. ихние дела
  3. шестистами учениками

КИМы включают типичные ошибки на образование форм разных частей речи. Для того чтобы научиться видеть ошибки и самим не повторять их, см. А3. Образование форм слова .


А4 -
задание на выбор грамматически правильного предложения - включает предложения с деепричастным оборотом. Парадокс в том, что задание это вовсе не сложное. Подготовка к нему не требует обширного материала. Но ошибки при употреблении деепричастий в речи широко распространены. Разберись, в чём тут дело.

Для того чтобы выполнить задание правильно, нужно:

  • внимательно прочитать формулировку вопроса и примеры,
  • сделать выбор на основе понимания роли деепричастных оборотов в предложении.

А4 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

  1. Возражая против отдельных положений доклада, ...

    • началась дискуссия.
    • большую роль играет культура спора.
    • выступление в целом произвело хорошее впечатление.
  2. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Обработав статистические данные, ...

    • была выявлена интересная закономерность развития языка.
    • подтвердилась гипотеза о существовании общих для всех языков законов.
    • для лингвистов многое осталось не вполне ясным.
  3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Говоря о богатстве языка, ...

    • в аудитории началась дискуссия.
    • у меня возник интерес к этой проблеме.
    • требуются конкретные примеры.

Правильные ответы:

  1. присутствующие в целом согласились с докладчиком.
  2. учёные определили, насколько быстро изменяется язык.
  3. мы имели в виду главным образом его словарный запас.

А5 - задание на определение нарушения синтаксических норм. Владея синтаксическими нормами, люди правильно строят словосочетания и предложения. Задание А4 проверяет владение одной из синтаксических норм, а именно: умение строить предложения с деепричастными оборотами. Но ошибки допускаются не только в предложениях с деепричастиями. Не менее частотны и другие случаи. Для того чтобы успешно выполнить задание А5 , нужно сделать выбор на основе знания закономерностей синтаксических связей слов в предложении, употребления предлогов и союзов, однородных членов предложения и проч.

А5 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

  1. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

    • "Мойдодыр", написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы ХХ века, стал одним из самых любимых детьми произведений.
    • М. Горький в одной из своих статей указывает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нём.
    • Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализует свои жизненные планы.

Правильные ответы:

  1. Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

Обрати внимание: в демоверсиях разных годов одно и то же задание.
В КИМы включены самые типичные, частотные нарушения синтаксических норм. Для того чтобы замечать подобные ошибки и самим не повторять их, см. А5. Синтаксические нормы .

А6 - задание на определение возможности замены придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Помните стихотворение "Вот дом, который построил Джек" ? Можно здесь заменить придаточную часть (придаточное определения) на обособленное определение? Можно: Вот дом, построенный Джеком (обособленное определение, выраженное причастным оборотом).

А6 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

    • Герои В. Шукшина пришли из той "шукшинской жизни", которую мог бы прожить сам писатель.
    • В текстах-характеристиках следование подтем не является свободным, а подчинено определённым принципам систематизации, которые опираются на традицию и логику.
    • Физика, по мнению многих, ведёт своё начало с опыта, который был проведён Галилеем несколько веков назад.
    • Репутация Репина как художника, который соединил в своём творчестве лучшие черты русского реализма, сложилась ещё при его жизни.
  1. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

    • Заповедник, который был основан в середине прошлого века, невелик и занимает всего несколько гектаров нетронутого низинного леса.
    • Продукты питания человека и состав воздуха, которым он дышит, в значительной мере являются результатом жизнедеятельности растений.
    • Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, который образуется после полного развёртывания листвы деревьев.
    • Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив простора и полёта, который неразрывно связан с образом Катерины.
  2. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

    • Французские слова и выражения, которые проникают в русский язык, называют галлицизмами.
    • Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется.
    • В целях содействия развитию литературы и литературного языка в ХVIII веке была создана Российская Академия, которая стала основным научным центром изучения русского языка и словесности.
    • Во второй половине XVIII века французское влияние на речь русских дворян, которое сыграло важную роль в процессе европеизации русского литературного языка, становится преобладающим.

зыковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) - это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики. Норма - это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).
Хочется сказать, что языковые нормы не придуманы филологами, они отражают определенный этап в развитии литературного языка всего народа .
Нормы языка нельзя ввести или отменить указом, их невозможно реформировать административным путем. Деятельность ученых-языковедов, изучающих нормы языка, заключается в другом: они выявляют, описывают и кодифицируют языковые нормы, а также разъясняют и пропагандируют их.

К основным источникам языковой нормы относятся:

    произведения писателей-классиков;

    произведения современных писателей, продолжающих классические традиции;

    публикации средств массовой информации;

    общепринятое современное употребление;

    данные лингвистических исследований.

Характерными чертами языковых норм являются:

    относительная устойчивость;

    распространенность;

    общеупотребительность;

    общеобязательность;

    соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой систем

Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций - культурную.

Речевой нормой называется совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации.

В литературном языке различают следующие типы норм :

    нормы письменной и устной форм речи;

    нормы письменной речи;

    нормы устной речи.

К нормам, общим для устной и письменной речи, относятся:

    лексические нормы;

    грамматические нормы;

    стилистические нормы.

Специальными нормами письменной речи являются:

    нормы орфографии;

    нормы пунктуации.

Только к устной речи применимы:

    нормы произношения;

    нормы ударения;

    интонационные нормы.

Нормы, общие для устной и письменной речи, касаются языкового содержания и построения текстов.

Лексические нормы , или нормы словоупотребления, - это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.

Лексические нормы отражаются в толковых словарях, словарях иностранных слов, терминологических словарях и справочниках.

Соблюдение лексических норм - важнейшее условие точности речи и ее правильности. Их нарушение приводит к лексическим ошибкам разного типа (

    неправильный выбор слова из ряда единиц, в том числе смешение паронимов, неточный выбор синонима, неправильный выбор единицы семантического поля (костяной тип мышления, проанализировать жизнедеятельность писателей, николаевская агрессия, Россия переживала в те годы много казусов во внутренней и внешней политике );

    нарушение норм лексической сочетаемости (стадо зайцев, под гнетом гуманности, тайный занавес, закоренелые устои, прошел все стадии развития человека );

    противоречие между замыслом говорящего и эмоционально-оценочными коннотациями слова (Пушкин правильно выбрал дорогу жизни и пошел по ней, оставляя несмываемые следы; Он внес непосильный вклад в развитие России );

    употребление анахронизмов (Ломоносов поступил в институт; Раскольников учился в вузе );

    смешение лингвокультурологических реалий (Ломоносов жил за сотни миль от столицы );

    неверное употребление фразеологических оборотов (Молодость била из него ключом; Надо вывести его на свежую воду ).

Грамматические нормы делятся на словообразовательные, морфологические и синтаксические. Грамматические нормы описаны в "Русской грамматике" (М., 1980, т. 1-2), подготовленной Академией наук, в учебниках русского языка и грамматических справочниках.

Словообразовательные нормы определяют порядок соединения частей слова, образования новых слов. Словообразовательной ошибкой является употребление несуществующих производных слов вместо существующих производных слов с другим аффиксом, например, описывание характера, продажничество, беспросвет, произведения писателя отличаются глубиной и правдивостью .

Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.). Типичным нарушением морфологических норм является употребление слова в несуществующей или несоответствующей контексту словоизменительной форме (проанализированный образ, царящиеся порядки, победа над фашизмами, назвал Плюшкина прорехом ). Иногда можно услышать такие словосочетания: железнодорожная рельса, импортная шампунь, заказной бандероль, лакированный туфель . В этих словосочетаниях допущена морфологическая ошибка - неправильно оформлен род имен существительных.

Синтаксические нормы предписывают правильное построение основных синтаксических единиц - словосочетаний и предложений. Эти нормы включают правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов с той целью, чтобы предложение было грамотным и осмысленным высказыванием. Нарушение синтаксических норм имеется в следующих примерах: Читая ее, возникает вопрос; Поэме характерен синтез лирического и эпического начал; Выйдя замуж за его брата, никто из детей не родился живым .

Стилистические нормы определяют употребление языковых средств в соответствии с законами жанра, особенностями функционального стиля и - шире - с целью и условиями общения. Немотивированное употребление в тексте слов другой стилистической окраски вызывает стилистические ошибки. Стилистические нормы зафиксированы в толковых словарях в качестве специальных помет, комментируются в учебниках по стилистике русского языка и культуре речи.

Стилистические ошибки состоят в нарушении стилистических норм, включении в текст единиц, не соответствующих стилю и жанру текста. Наиболее типичными стилистическими ошибками являются:

    стилистическая неуместность (зацикливается, царский беспредел, пофигист, любовный конфликт обрисован во всей красе - в тексте сочинения, в деловом документе, в анали-тической статье);

    употребление громоздких, неудачных метафор (Пушкин и Лермонтов - два луча света в темном царстве; Этим цветам - посланникам природы - неведомо, что за буйное сердце бьется в груди под каменными плитами!; Имел ли он право отрезать эту ниточку жизни, которую не сам подвесил? );

    лексическая недостаточность (Меня до глубины волнует этот вопрос );

    лексическая избыточность (Он их будит, чтобы они проснулись; Надо обратиться к периоду их жизни, то есть к тому периоду времени, когда они жили; Пушкин - поэт с большой буквы этого слова );

    двусмысленность (Во время того, как Обломов спал, многие готовились к его пробуждению; Единственное развлечение Обломова - Захар; Есенин, сохраняя традиции, но как-то не так любит прекрасный женский пол; Все действия и отношения между Ольгой и Обломовым были неполными ).

Нормы орфографии - это правила обозначения слов на письме. Они включают правила обозначения звуков буквами, правила слитного, дефисного и раздельного написания слов, правила употребления прописных (заглавных) букв и графических сокращений, правила переноса слов.

Нормы пунктуации определяют употребление знаков препинания. Средства пунктуации имеют следующие функции:

    отграничение в письменном тексте одной синтаксической структуры (или ее элемента) от другой;

    фиксация в тексте левой и правой границ синтаксической структуры или ее элемента;

    объединение в тексте нескольких синтаксических структур в одно целое.

Орфоэпические нормы включают нормы произношения, ударения и интонации. Соблюдение орфоэпических норм является важной частью культуры речи, так как их нарушение создает у слушателей неприятное впечатление о речи и самом говорящем, отвлекает от восприятия содержания речи. Орфоэпические нормы зафиксированы в орфоэпических словарях русского языка и словарях ударений. Интонационные нормы описаны в "Русской грамматике" (М., 1980) и учебниках русского языка. (по материалам сайта)
Подробнее о возможных стилистических ошибках можно прочитать

А теперь решим

Тема: «Языковые нормы»

1 вариант

    Укажите правильный вариант постановки ударения.

    А) Диспа нсер

    Б) Сто ляр

    В) Зави дно

    Г) Ходата йствовать

    В каком слове ударение стоит на первом слоге?

    А) Начать

    Б) Звонить

    А) Красиве е

    Б) Завсегда тай

    В) Инко гнито

    Г) Кварта л

    В каком ряду ударение во всех словах стоит на втором слоге?

    А) шасси, агент, туфля, алфавит

    В) призыв, коклюш, таможня, партер

    Б) процент, щавель, тотчас, эпиграф

    Г) средства, намерение, корысть, дремота

    В каком ряду в каждом слове выделенные согласные произносятся твёрдо?

    А) коф е, диспанс ер, шосс е, свит ер

    В) р ельсы, т ермин, кашн е, ат елье

    Б) каф е, парт ер, т еннис, мод ель

    Г) тек ст, тир е, д ефис, инт ерьер

А) Новая повесть писательницы сразу же вызвала громкие споры.

Б) Роман производит неоднозначное впечатление.

В) Портрету Жуковского Пушкин посвятил своё известное стихотворение.

Г) В этом стихотворении всего в пяти строках поэт передал настроение светлой грустности.

А) поскользнулся

Б) компроментировать

В) насмешка

Г) вместо меня

А) светлая тюль

Б) травяной шампунь

В) мой день рождения

Г) больная мозоль

    Укажите вариант с ошибкой.

    А) две тысячи сто сорок седьмой номер

    В) к миллиону читателей

    Б) восьмьюстами граммами

    Г) трёхстами рублями

    Укажите вариант с ошибкой.

    А) обоими девушками

    В) пятерыми школьниками

    Б) около полутора недель

    Г) тысяча четыреста восемьдесят третий год

    Укажите неправильный вариант (нарушение управления).

    А) Он прибудет завтра, согласно приказу.

    В) Я поражаюсь твоему мужеству.

    Б) Граждане, оплатите за проезд.

    Г) Я не могу подтвердить то, что он сказал.

Б) Множество людей пришло на митинг.

В) На постановку фильма ушло много времени.

Г) До конца полёта остались два часа.

Читая учебник, …

А) настроение испортилось.

Б) страница оказалась вырванной.

В) будьте предельно внимательны.

Г) мне не нравятся длинные объяснения.

14 Укажите вариант с грамматически правильным продолжением предложения.

Решившись отправиться в путешествие,

А) у нас есть потребность в одиночестве.

Б) пришлось уволиться с работы.

В) мне хотелось отдохнуть.

Г) я был готов ко всевозможным трудностям.

А) По свидетельству людей, близких поэту, Лермонтов был неизмеримо выше среды, окружавшей его.

Б) Он не стремился быть любезным и часто отталкивал людей, не умеющих прощать его недостатки, не видящие его прекрасных качеств.

В) Выросший в высшем обществе, где лицемерие и ложь считаются признаками хорошего тона, Лермонтов остался чужд всякой лжи и притворства.

Г) Насмешливая улыбка, появившаяся на его лице, тут же исчезла.

А) Серое низкое небо, мрачные тёмные облака, холодный пронизывающий ветер, голые зябкие деревья - вот типичная картина поздней осени.

Б) Создатель «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Даль за свою жизнь записал огромное количество слов и словосочетаний, пословиц и поговорок, песен и частушек, сказок и загадок.

В) Будучи восемнадцатилетним мичманом, Даль начал записывать непонятные и неизвестные ему слова и выражения и постепенно собрал и объяснил значение более 80 тысяч слов.

Г) Он любил путешествия, знакомство с бытом и нравами разных людей и собирать слова.

А) Пушкин подарил Гоголю сюжет, на основе которого была создана поэма «Мёртвые души».

Б) Гоголь писал, что его произведение не похоже ни на повесть, ни на роман.

Г) В первой главе романа «Евгений Онегин» мы знакомимся с главным его героем, который создавался в течение семи лет.

18. В каком предложении нарушены речевые нормы?

А) Утром я пью горячий кофе со сливками.

Б) На факультативное занятие пришли только двое пятиклассниц.

В) Постепенно я более хорошо изучил его характер.

Г) В городской олимпиаде по русскому языку участвовал восемьдесят один ученик.

А) Когда читаешь книгу, старайся обращаться с ней аккуратно.

Б) Если не знаешь правильный ответ, лучше промолчи.

В) Хоть экспедиция работала в трудных условиях, намеченные планы были выполнены.

Г) Мы опоздали на поезд, так как простояли в пробке.

20.

А) Нечаянно я нажал на кнопку компьютера, которая вдруг уничтожила все данные.

Б) Странный гул, который быстро приближался к нам, издавал, оказывается, пчелиный рой.

В) В XVIII веке появились книги, которые погружали читателя во внутренний мир автора.

Г) Ни в одном из справочников, в которых я рылся несколько дней, нужной информации не оказалось.

21. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

А) Здесь есть целые главы, в которых никогда не придётся ничего менять.

Б) Огромная туча, которая медленно двигалась и постепенно закрывала небо, заставила нас отказаться от прогулки.

В) Способ, каким граф Толстой разрабатывает свою тему, столь же нов, сколь и своеобразен.

Г) Остановились на берегу шумной реки, которая размыла край горной дороги.

обсуждать нужно употребить слово осуждать ?

А) После дискуссии мы ещё долго обсуждали нерешённые вопросы.

Б) Вряд ли стоит обсуждать героя повести за нерешительность.

В) Свои проблемы я редко обсуждаю с родителями.

Г) Вы всё ещё обсуждаете новую книгу?

А) у башкир

В) самый красивейший

Б) с пятьюстами рублями

Г) беги домой

Тема: «Языковые нормы»

2 вариант

    Укажите неправильный вариант постановки ударения.

    А) Диспансе р

    Б) Столя р

    В) За видно

    Г) Хода тайствовать

    В каком слове ударение стоит на втором слоге?

    А) каталог

    Б) боязнь

    В) форзац

    Г) километр

    Укажите ошибочный вариант постановки ударения.

    А) по нял

    Б) передала

    В) танцо вщик

    Г) средства

    В каком ряду ударение во всех словах стоит на третьем слоге?

    А) диалог, позвоните, танцовщица, языки

    В) псевдоним, диспансер, медикамент, сантиметр

    Б) договор, документ, валовой, свободнее

    Г) украинский, углубить, инструмент, воспринять

    В каком ряду в каждом слове выделенные согласные произносятся мягко?

    А) акад емия, д екада, д ефект, муз ей

    В) т ермин, р емень, с ессия, д ет ектор

    Б) конт екст, пион ер, р ейд, шимпанз е

    Г) спортсм ен, фан ера, р ейс, д е-факто

    Укажите вариант с ошибкой в образовании слова.

А) Романтическая баллада - это поэтический рассказ о загадочных, часто страшных, непреодолимых событиях в жизни человека.

Б) Баллада «Людмила» воспринимается и как детская сказка, и как страшная фантастика.

В) Художественный мир баллад Жуковского - это мир ужасов, безысходства жизни.

Г) Элегия настраивает читателя на меланхолический лад, создаёт атмосферу грусти и печали.

7. Укажите вариант с ошибкой.

А) поскользнулся

Б) компроментировать

В) насмешка

Г) разонравился

8. Укажите неправильный вариант.

А) светлый тюль

Б) травяной шампунь

В) моё день рождение

Г) больная мозоль

9. Укажите вариант с ошибкой.

А) сорока девятью секундами

В) на четырёх пятых сада

Б) в одиннадцатом классе

Г) в тысяче девятисот двадцать пятом году

10. Укажите вариант с ошибкой.

А) около семьдесят тонн

В) пятистам страницам

Б) к двадцати двум килограммам

Г) шестьсот семьдесят девятый номер

    Укажите правильный вариант.

    А) Согласно закона, вы должны это сделать.

    В) Тот, кто не оплатит проезд, заплатит штраф.

    Б) Все поражались его силой.

    Г) Он подтверждает о том, что обещал раньше.

    Укажите примеры с ошибкой (нарушение связи между подлежащим и сказуемым)

А) Прошло несколько веков.

Б) Миллион рублей были использованы на ремонт нашего дома.

В) Семеро бойцов отправились на выполнение приказа.

Г) Казалось, тысяча разных товаров была представлена в магазине.

13. Укажите вариант с грамматически правильным продолжением предложения.

Собираясь в театр, …

Б) платье оказалось неподходящим.

В) сделалось холодно.

Г) не забудьте взять с собой веер и перчатки.

14. Укажите вариант с грамматически правильным продолжением предложения.

Распахнув окно, …

А) солнце ворвалось в дом.

Б) я окончательно проснулся.

В) на улице оказалась дождливая погода.

Г) мне стало холодно.

15. Укажите вариант с ошибкой (употребление причастного оборота)

А) Роман Лермонтова «Герой нашего времени», опубликованный в 1940 году, вызвал множество разноречивых откликов.

Б) Лермонтов, много читавший и любивший поэзию, часто наизусть в подлиннике цитировал Байрона и Гёте.

В) Я впервые встретил человека, думающего так же, как и я.

Г) Лермонтов принадлежал к высшему обществу и был знаком только с литераторами, принадлежавших к этому свету.

16. Укажите вариант с ошибкой (употребление однородных членов)

А) Любители птиц иногда устраивают для них деревянные скворечники в форме маленьких домиков и укрепляли их под крышами домов.

Б) Благодаря освоению космоса, наша речь пополнилась новыми словами: космонавт, прилуниться, лунник, луноход.

В) Слово «космонавт» состоит из двух корней и в переводе с греческого означает «моряк Вселенной».

Г) Возникновение новых слов в языке часто свидетельствует о необыкновенных научных открытиях: о появлении новых машин, создании новых технологий.

17. Укажите вариант с ошибкой (построение сложного предложения)

А) Державин, который «не умел притворяться… на святого походить», не стал властителем ни при Екатерине II , ни при Павле I , ни при Александре I .

Б) Державин написал стихотворение «Властителям и судиям», жанр которого сам определил как гневную оду.

В) Денис Иванович Фонвизин, которого мы знаем как создателя комедии «Недоросль», служил в иностранной коллегии, был дипломатом.

Г) Начав с переводов, Фонвизин пишет свою первую комедию «Бригадир», которому было в ту пору двадцать пять лет.

18. В каком предложении не нарушены речевые нормы?

А) Ты позвони шь мне завтра?

Б) Кто из учеников читали эту книгу?

В) В стихах Есенина особую роль имеют сравнения.

Г) Самолёт с восьмидесятью пассажирами на борту совершил посадку.

19. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить деепричастным оборотом?

А) Когда будете гулять по парку, старайтесь обращать внимание на деревья.

Б) Если ты не уверен в своих товарищах, мы найдём тебе новых друзей.

В) Я долго болела, поэтому пропустила много занятий по аэробике.

Г) Мы сможем отдохнуть, когда закончим, наконец, эту нудную работу.

20. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

А) Хотя лес пугающе темнел, мы решили не останавливаться на полпути.

Б) Из кустов доносился странный шорох, который всё более усиливался.

В) Тела, которые погружают в ёмкость с водой, вытесняют жидкость.

Г) В книге, которая попалась мне на глаза, я нашёл именно то, что искал.

21. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

А) Мы с друзьями любим фильмы, которые насыщены фантастическими событиями.

Б) У дома, который стоял около самой реки, крылечко совсем покосилось.

В) Не было ещё такого лыжника, которого бы наш чемпион не смог обогнать.

Г) Врачи, которые занимаются профилактикой заболеваний, придают большое значение прививкам.

22. В каком предложении вместо слова прогрессивный нужно употребить слово прогрессирующий ?

А) Человек с прогрессивными взглядами никогда не будет ратовать за ужесточение наказания.

Б) Близорукость, которая усиливается в течение жизни, - прогрессивная близорукость.

В) Его идеи были прогрессивными для того времени.

Г) Прогрессивным является развитие новых технологий.

23. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

А) у грузин

В) пять статей

Б) клади быстрее

Г) с шестистами зрителями

Подготовка к ЕГЭ

Тема: «Языковые нормы»

1 вариант

2 вариант

Владение языковыми нормами проверяет ЕГЭ. Языковым нормам посвящего 6 из 30 заданий части А. 6 баллов, или 9,4% первичных баллов, вы сможете набрать, выполняя задания А1 - А6. К ним добавляются 4 балла, или 6,3%, за соблюдение языковых и речевых норм в сочинении. Всего, таким образом, за владение нормами литературного языка и отсутствие речевых ошибок вам может быть начислено 10 баллов, что составляет 15,7% всех возможных первичных баллов.

Чтобы оценить свой уровень языковой культуры, пройти входное тестирование онлайн перед изучением материалов раздела ЕГЭ: "А, В, С" - всё для подготовки.

4 больших теста для проверки уровня культуры речи для 5-11 классов.

  • Орфоэпические нормы: ударение в слове

    Многие ошибаются, произнося слова с неправильным ударением. Проблемы связаны с тем, что ударение в русском языке разноместное и подвижное. Оно может быть на разных слогах, а также может выделять разные морфемы, перемещаясь с одного гласного на другой в различных формах одного слова

  • Лексические нормы

    Большие затруднения и у ребят, и взрослых вызывает употребление слов-паронимов. Это однокоренные слова. Они близки по звучанию и по значению. Близки, но не тождественны. И лексическая сочетаемость у них разная

  • Морфологические нормы

    Существительные, прилагательные, числительные, местоимения, глаголы, причастия изменяются по определённым правилам. Если человек не знает, как образуется та или иная форма, или не умеет её правильно употреблять, то нарушаются морфологические нормы языка. Морфологические ошибки носят системный характер: не усвоив ту или иную норму, говорящий делает ошибку не в одном слове, а во многих словах, стоящих в данной форме. Например, многие люди не знают, как образуются формы Р.п. мн. ч. у существительных. В результате они делают ошибки: (нет) чулков, (нет) носок, (нет) ботинков, (нет) тапочков, (много) баклажан, (много) помидор, (много) яблоков и т.д.

  • Синтаксические нормы

    Синтаксические нормы предписывают не нарушать синтаксические связи в словосочетании и в предложении, строить предложения по определённым моделям. Ошибки в выборе предлогов и падежей существительных (числительных, местоимений), в употреблении союзов, причастных и деепричастных оборотов, в построении предложений с косвенной речью и многие другие - это нарушения синтаксических норм языка