Учим русский язык. Что такое нулевое окончание? Бывает ли первое, второе и третье окончания

Примечание. В данном ответе нулевое окончание обозначено знаком «Ο » за неимением технической способности обозначить его, как принято в лингвистике, знаком квадрата: стол Ο , добр Ο , читал Ο .

1. Окончание - это морфема, которая обычно стоит в конце слова и которая показывает на связь данного слова с другими словами. Окончание выражает значения рода, числа, падежа, лица. К примеру, в существительном стола окончание выражает значение мужского рода единственного числа родительного падежа, в глаголе читает окончание -ет выражает значение 3-го лица единственного числа.

Примечание. Окончание не всегда находится в конце слова:

  • в том случае в слове есть постфикс, то окончание размещено перед ним: купала сь, кого -нибудь, чего -либо, что -то, идём те ;
  • в сложных количественных числительных окончание есть не только лишь в конце, да и посреди слова (после каждой базы): 5О десятО , две сти . Принципиально не путать эти числительные с порядковыми числительными и сложными прилагательными, образованными от их, меж основами которых находится соединительная морфема, а окончание есть исключительно в конце слова: пятидесятый , двухсотеный , двадцати пяти тысячный , девятиэтажный , треугольный ,двухуровневый .
  • 2. Окончание нередко именуют изменяемой частью слова: книжека - книжеки - книжек у . Это означает, что изменение окончания не приводит к изменению лексического значения слова.

    3. Окончания не участвуют в словообразовании. Это всегда формообразующие морфемы. Окончания употребляются при образовании форм 1-го и такого же слова.

    4. Окончания выражают грамматические значения:

    рода, числа, падежа - у существительных (книжека - окончание -а прилагательных (большая книжка - окончание -ая показывает на дамский род, единственное число, именительный падеж), причастий (написанная книжка - окончание -ая местоимений (моя книжка - окончание -я показывает на дамский род, единственное число, именительный падеж), неких числительных (одна книжка - окончание -а показывает на дамский род, единственное число, именительный падеж);

    падежа - у неких местоимений (нет кого - окончание -ого показывает на родительный падеж) и числительных (нет пяти - окончание показывает на родительный падеж);

    лица и числа - у глаголов в реальном и будущем времени (дышу - окончание показывает на 1 лицо, единственное число);

    рода и числа - у глаголов в прошедшем времени (читала - окончание показывает на дамский род, единственное число).

    5. Окончание может быть выражено одним либо несколькими звуками: нет ножика , резать ножиком .

    6. Окончание может быть нулевым : стол Ο (ср. стола ), добр Ο (ср. добры ), читал Ο (ср. читали ). Нулевое окончание не выражено звуком и на письме не обозначено буквой, но конкретно отсутствие подобного вещественно выраженного окончания имеет определённое грамматическое значение: ножик Ο - нулевое окончание показывает на мужской род, единственное число, именительный падеж существительного.

    Нулевые окончания есть в последующих формах слов:

    1) у существительных в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода (2-го склонения) и дамского рода (3-го склонения): стол Ο , дочь Ο ;

    2) у части существительных в форме родительного падежа, множественного числа: нет сил Ο , нет дел Ο , нет боец Ο .

    Примечание. Не являются окончаниями конечные звуки (и буквы) в форме родительного падежа множественного числа 1-го склонения и 2-го склонения существительных: армий , предгорий , блюдец . Это часть базы, а окончание тут нулевое. Для проверки есть возможность сопоставить данные формы с формами именительного падежа единственного числа. Анализ примеров:

  • существительное армия [арм’иj-а ] имеет окончание -а, а звук [ j ] заходит в базу. Для того чтоб это доказать, есть возможность просклонять слово: в арми, арми[ j-э ] й и др. Во всех этих формах сохраняется [ j ]. Означает, [ j ] - часть базы, поскольку окончание - дифференцируемая часть слова. Исключительно в форме родительного падежа этот звук графически выражен при помощи буквы й (армий Ο ), а в других формах он не получает специального обозначения;
  • в формах класса предгорий , блюдец мы смотрим схожее явление. Только тут находится ещё и беглость гласных (и, е ): предгорь - предгорий Ο ; блюдц-е - блюдец Ο ;
  • 3) у коротких прилагательных в форме единственного числа, мужского рода: в есел Ο , счастлив Ο ;

    4) у притяжательных прилагательных с суффиксом -ий : лисий Ο , волчий Ο (-ий - это суффикс, т.к. он сохраняется при склонении. Исключительно в других формах суффикс представлен в усечённом виде - [ j ], и на письме он графически не выражен. О наличии данного суффикса говорит разделительный ь: волчий Ο - волчь [j-э ]го , лисий Ο - лись [j-э ]го );

    5) у глаголов в форме прошедшего времени, единственного числа, мужского рода: читал Ο , пел Ο .

    7. Есть слова, у каких окончаний нет вообщем. Такие слова именуются неизменяемыми. См. Какие слова относятся к неизменяемым?

    Следует различать слова в отсутствие окончаний и слова с нулевыми окончаниями. Анализ примеров:

  • В предложении Его взор был устремлен вдаль слово вдаль является наречием. Наречие не меняется и поэтому не имеет окончания. В заглавии поэмы Твардовского «За далью - даль» даль - существительное, оно меняется по падежам и числам, форма даль стоит в ряду с другими формами: дали, далью, далями и т.д. Как следует, в данном слове нулевое окончание: дальΟ .
  • В предложениях: Она обидно поглядела на нас и Ее лицо было очень обидно - два омонимичных слова. В первом случае слово обидно является наречием: поглядела (как?) обидно . Наречия не имеют окончаний. Морфема тут является суффиксом, с помощью которого образовано наречие от прилагательного. Во 2-м предложении слово обидно - короткое прилагательное: лицо (каково?) обидно . Короткие прилагательные меняются по числам и в единственном числе по родам: девушки грустны - девушка грустна - рассказ печален Ο . Как следует, тут окончание.
  • Упражнения к теме «Р азличение слов в отсутствие окончаний и слов с нулевыми окончаниями »

    1. аллей, ножей, полей, ролей, саней, словарей, степей, тополей . В каком из их не такое окончание, как в других?

    Ответ: аллей . В этом слове нулевое окончание, в других - окончание -ей.

    2. Даны существительные в форме родительного падежа множественного числа: вдов, воров, скотин, носков, основ, подков, снов, столов . Распределите их на две группы: с нулевым окончанием и с окончанием -ов.

    Ответ: нулевое окончание: вдов, скотин, основ, подков ; окончание -ов:воров, носков, снов, столов .

    3. В каком из перечисленных слов нет окончания: герой, злой, листвой, наперерыв, отбой, сумкой, твой ?

    Ответ: наперерыв . Это - наречие, потому в нем нет окончания. Герой и отбой - существительные мужского рода в форме именительного падежа единственного числа, у их нулевое окончание. В существительных дамского рода листвой и сумкой , также в прилагательном злой и местоимении твой окончание -ой.

    4. Даны слова: взять, взял, взяв, взят, вниз, низ, набок, бок, дом, вспять, над, неплох, впредь . Распределите их на две группы: с нулевым окончанием и в отсутствие окончания.

    Ответ: нулевое окончание: взял, взят, низ, бок, дом, неплох ; нет окончания: взять, взяв, вниз, набок, вспять, над, впредь .

    Источник материала Интернет-сайт

  • Статья Е.В. Муравенко «Морфемика» на веб-сайте rus.1september.ru
  • Глава «Основа и окончание» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс российского языка»
  • Дополнительно на сайт:

  • Что такое корень слова?
  • Что такое связанные и свободные корешки в лингвистике?
  • Как отыскать корень в слове?
  • Что такое приставка как часть слова?
  • В каких словах в современном российском языке приставки пре- и пред- уже не выделяются?
  • В каких словах в современном российском языке приставка при- уже не выделяется?
  • Как отыскать в слове суффикс?
  • Что такое формообразующие суффиксы?
  • Что такое словообразовательные суффиксы?
  • Где отыскать список нулевых суффиксов?
  • Где отыскать список формообразующих морфем?
  • Что такое база слова?
  • Что такое словообразовательное гнездо?
  • Какие слова именуются схожими?
  • Что такое аффикс?
  • Может ли аффикс быть равен базе слова?
    • В простом слове может быть либо одно окончание, либо вообще никакого окончания, как у неизменяемых слов. Исключений тут нет. Но вот в сложных словах существует возможность наличия в слове двух окончаний. Прежде всего это существительные которые пишутся через дефис. Многие такие слова обладают одним окончанием, потому что у них бывает несклоняемой чаще первая, а реже вторая часть, но некоторые существительные, которые означают предметы обихода, изобретений, других явлений и предметов, а также многие названия профессий склоняются в обоих частях, а это значит, что у таких слов можно выделить два окончания.

      Вот примеры таких слов: Счет-Фактура, Изба-Читальня, Бал-Маскарад, Инженер-Металлург.

      Склоняются в двух частях и некоторые сложные числительные: Семьдесят, Семьсот.

      Да, в слове может быть два окончания. Это утверждение касается сложных числительных, состоящих из двух корней. В них склоняются обе части слова и, соответственно, будет два окончания. Убедимся в этом, просклоняв, например, сложные числительные шестьдесят и восемьсот :

      и.п. шесть_десят_ , восемь_сот_ (нулевые окончания);

      р.п., д.п., п.п. шест-и - десят-и , восьм-и -десят-и ;

      т.п. шесть-ю -десять-ю , восьмь-ю -десять-ю .

      **Да, два окончания могут быть в слове! Если бы мне об этом сказали, когда я была ещ первоклашкой, то я бы и не поверила даже!

      ** Это касается прежде всего сложных слов .

      Когда я приехала, бабушка сидела на кресле-качалке , и вдыхала аромат весенних цветов.

      кресл(о )-качалк(а ) - слово, у которого есть 2 окончания: первое --о --, второе --а --.

    • Флексия (окончание) в изменяемых лексемах нашего языка, как правило, одна-единственная, и является она морфемой завершающей, последней в ряду других морфем. За флексией может следовать постфикс, но не во всех словах, а только в небольшой их части:

      • в глаголах и причастиях -СЯ (-СЬ): откажет ся, признали сь, обороняющий ся, вернувшая ся;
      • в неопределнных местоимениях это называемые в школе суффиксами постфиксы -ЛИБО, -НИБУДЬ, -ТО: чего -то, каким -нибудь, кому -то.

      Но есть в языке нашем и слова с двумя окончаниями . Когда о таких вспоминаешь, то в первую очередь приходят на ум количественные числительные сложные, то есть имеющие в свом составе два корня . Их немного: всего 12 слов, обозначающих

      Они могут употребляться сами по себе, а могут входить в состав более объмных образований, называемых составными числительными.

      Склоняя данные лексемы, в нужный падеж мы ставим обе их части, поэтому изменяемые морфемы, то есть флексии, находятся не только на конце таких слов, но и в их серединах: от шести десяти , тремя стами , к четырм стам , с семью десятью , о пяти стах .

      Есть в языке нашем и образованные сложением целых слов сложные существительные , у которых при формоизменении склоняется каждая часть , то есть опять-таки в наличии имеются по два окончания , располагающиеся после каждой из частей такой сложной лексемы. Подобными сложными лексемами являются слова вагон-ресторан, диван-кровать, кресло-качалка, кресло-кровать, ракета-носитель, счт-фактура, школа-интернат, ясли-сад и др. Не буду полностью склонять какие-либо из них, а только покажу прерывистые их основы (прерываются они окончанием после первой части) на примере нескольких словоформ:

      • кресло -качалка , к креслу -качалке , креслом -качалкой , о кресле -качалке ;
      • ракеты -носителя , ракете -носителю , ракетой -носителем , о ракете -носителе ;
      • школы -интерната , школе -интернату , школ-интернатов , о школах -интернатах ;
      • нет яслей -сада , к яслям -саду , с яслями -садом , о яслях -саде .

    Морфемика, словообразование, орфография

    1. Выберите из данных утверждений верные.

    1)Морфемы-это корень, приставка, суффикс и окончание.
    2)Любое слово содержит корень, но не любое – окончание.
    3)В слове может быть только один корень.
    4)В слове может быть только одно окончание.
    5)Если два слова имеют одинаковые корни, но разные окончания, они родственные.
    6)Суффикс стоит после корня, а приставка-перед корнем.
    7)Предлог не морфема, а самостоятельная часть речи.
    8)В словах испугать и искать одинаковые приставки –ис-.
    9)В словах ромбик и квадратик одинаковые суффиксы –ик-.
    10)Выражение "У слова нулевые окончание" и "У слова нет окончание" значат одно и тоже.

    11) Этимология изучает произношение слова

    12) Морфемика изучает части речи

    2. Выполните морфемный и словообразовательный разборы слов:

    подосиновик, водный, объездной, синь, паровоз

    3. Выборочная работа по 1 примеру

    1. Приставочный способ: сберечь, выгодный, объездной, запасной, подпрыгнуть, прибавка.

    2. Суффиксальный способ : подосиновик, лесок, мамочка, подушка, набор, водный.

    3. Приставочно-суффиксальный способ: подоконник, подводный, прилететь, выход, выполненный, заводной.

    4. Работа с текстом.

    У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл..жить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл..гал песню или р..стил ребенка, – ко всему нужно прил..жить усилия, всему отдать свою душу и то добро, которое нельзя зап..рать в своем сердце! Да и не зап..реть его вовсе!

    5. Запишите однокоренные слова в виде словообразовательной цепочки, учитывая, какое слово от какого образовано.

    Задание на 1 балл

    ГРУСТНОВАТЫЙ ГРУСТЬ ГРУСТНЫЙ

    Задание на 2 балла

    Запишите, восстанавливая пропущенные части словообразовательной цепочки

    ГИТАРА - ______________ , ГИТАРИСТКА

    ШЁЛК - _______________ , ________________ , ШЕЛКОВИСТОСТЬ

    Задание на 3 балла

    Запишите однокоренные слова в виде словообразовательной цепочки, учитывая, какое слово, от какого образовано. Определите способ образования.

    СДЕЛАННЫЙ ДЕЛАТЬ ДЕЛО СДЕЛАТЬ

    6.Замените словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ-. Запиши это слово рядом со словосочетанием, выдели приставку и запиши её значение.

      Расположенный у берега.

      Задуматься на некоторое время.

      Участок около школы.

      Гнаться за кем-нибудь.

      Слегка задеть что-либо.

      Вызывающий восхищение, красивый.

      Немного открыть окно.

      Расположенный у дороги

      Спуститься с неба на землю.

      Очень длинный.

    7. Тест Взаимопроверка

    1. Что составляет основу слова?

    а) приставка, корень, окончание б) корень, суффикс в) приставка, корень, суффикс, окончание г) приставка, корень, суффикс

    2. Какая часть слова служит для образования форм слова?

    а) окончание б) приставка в) корень г) суффикс

    3. Какой частью слова не похожи существительные: дубок, лесок, медок, теремок ?

    а) приставкой б) корнем в) суффиксом г) окончанием

    4. В какой части слова есть орфограмма: лаг - лож; рос - раст - ращ ?

    а) в окончании б) в приставке в) в корне г) в суффиксе

    5.В каком слове пропущена буква А?

    а)ог…рок б) выг…реть в) подг…реть г) сг…рать

    6.Буква А пропущена в слове

    а)з…ревать б) з…ря в) з…рянка г) з…рюшка

    7.Буква Е пишется в приставке, если она обозначает

    а) присоединение б) приближение в) неполное действие г) близость по значению к слову очень

    8.Буква И пропущена в слове

    а) пр…кратить б) пр…града в) пр…школьный г) пр…старелый

    Мини-анкета.

    Оцени себя и подчеркни нужное.

    1. Я усвоил тему- …

    а) хорошо б) не совсем хорошо в) плохо

    2. Допускаю ошибки в а) разборе по составу, б) словообразовательном разборе в) в корнях с чередованием г) в приставках при-/пре-

    2. Допускаю ошибки, потому что … а) не записал таблицу в справочник; б) не выучил правило; в) небрежно делал домашнее задание; г) не понял объяснение учителя; д) бываю невнимательным, отвлекаюсь; е) мне требуется дополнительное время.

    Начну со второй части вопроса. Первого, второго и третьего окончаний не бывает.
    Запомните: первым, вторым и третьим могут быть только склонение у существительных и лицо у глаголов.

    Нулевое окончание - это окончание, которое встречается у ряда изменяемых слов. Его отличие от других окончаний в том, что оно не выражено никакими звуками или буквами. Рассмотрим слова: стол , лошадь . Нулевые окончания в этих словах обозначены пустыми прямоугольниками.
    Нулевые окончания в этих словах являются таким же показателем грамматической формы, как и «обычные» окончания у тех же слов в других формах, например: стола , лошади .
    Сравним:

    • Стол : нулевое окончание у существительных мужского рода 2 скл. - это показатель И.п.
    • Стола : окончание а у неодушевлённых существительных мужского рода 2 скл. - это показатель Р.п.
    • Лошадь : нулевое окончание у существительных женского рода 3 скл. - это показатель И.п. или В.п.
    • Лошади :окончание и у существительных женского рода 3 скл. - это показатель Р.п., Д.п. или П.п.

    Внимание:

    В разных формах одного слова основа будет одной и той же. В наших примерах это основы: стол и лошадь .

    Грубой ошибкой является мнение, что у слов стол , лошадь окончаний нет. Окончаний не бывает только у неизменяемых слов, например, у наречий.
    Последние гласные буквы в наречиях - суффиксы, к примеру: завтра , сверху , слева .