Презентация к уроку "Дыхание бактерий, растений и грибов" презентация к уроку по биологии (6 класс) на тему. О дыхании грибов - клубы по интересам Что выделяют грибы при дыхании

На вопрос как дышат грибы? заданный автором Простирать лучший ответ это жабрами, некоторые дышат атмосферным воздухом, который обрабатывается в кишечнике (крапчатые сомы), а некоторые специальным лабиринтом (петушки, гурами, лялиусы, макроподы) Ой прочитала РЫБЫ!!)))
Этот гриб знаком всем. Его плодовые тела - темные «копытца» с вишневой полоской по краю - усеивают березовые стволы в лесах средней полосы. Плодовыми телами их называют потому, что в этих наростах-копытцах созревают споры, которые потом разносит ветер. А основная часть гриба, его мицелий, находится в глубине ствола. Именно в клетках мицелия происходят основные жизненные процессы, в том числе расщепление биополимеров древесины.
Трутовик перерабатывает древесину до воды и углекислого газа. Но ведь для этого необходим кислород. А древесина и плотная березовая кора практически не пропускают воздух. Как кислород поступает внутрь дерева? Биологи из Института экологии растений и животных Уральского отделения Российской академии наук и Института физиологии растений определили это экспериментально.
Чтобы выяснить, каким образом окаймленный трутовик умудряется активно дышать под непроницаемой броней березовой коры, исследователи помещали в экспериментальную камеру по очереди: фрагмент ствола с плодовым телом-копытцем, фрагмент ствола без него и отделенное от дерева плодовое тело. Чтобы понять, какой из объектов дышит, биологи регистрировали в камере содержание углекислого газа. Оказалось, что фрагмент ствола без плодового тела, но с мицелием внутри, практически не выделяет углекислого газа. Дыхание происходит только в присутствии «копытца».
Получается, что окаймленный трутовик дышит через плодовое тело, которое можно назвать грибным «легким». Именно плодовое тело, а точнее его губчатая часть - гименофор, поглощает кислород, окисляет углеводы, выделяет углекислый газ и синтезирует энергетические молекулы АТФ и НАДФ, которые отсылает в мицелий. Здесь же образуется и вода, необходимая для нужд гриба. А в клетках мицелия, сидящих в стволе дерева, древесина расщепляется только частично. Продукты этого расщепления уходят в плодовое тело, где и происходит их полное и окончательное окисление.
Результат такого сложного и интересного биологического процесса для дерева неутешителен - оно разрушается на корню. Но что поделать - у каждого паразита в природе своя работа. Этот феномен, который называется кооперативным дыханием, ученые обнаружили у древесных грибов впервые. А вот в книжках по садоводству уже давно рекомендуют сбивать со стволов растущие трутовики. Выходит не зря, это способ перекрыть грибу кислород. А раньше считалось, что это просто органы размножения. Теперь мы знаем, что древесный гриб ими еще и дышит.
О том, чем дышут грибы, живущие на деревьях, и как это возможно ^72; дышать органами размножения, вам рассказывали главный редактор журнала «Химия и жизнь» Любовь Стрельникова и Сергей Катасонов.

Ответ от Невролог [новичек]
Кислородом


Ответ от сосок [новичек]
поглощает кислород


Ответ от Ђатьяна Симанова [гуру]
Грибы дышат кислородом. Лишь дрожжевые грибки способны усваивать органические вещества посредством гликолиза (без доступа кислорода)


Ответ от Звездный дождь [гуру]
Грибы, как и все живые организмы, дышат для того, чтобы получать энергию, необходимую для жизни. У грибов встречается два типа дыхания, одни из них аэробы, другие – анаэробы.
Аэробы – это живые организмы, которые используют для дыхания кислород. Анаэробы – живые организмы, которые не используют для дыхания кислород. К анаэробам относятся дрожжи, а к аэробам все остальные грибы, например шляпочные: сыроежка, подберезовик, лисичка и другие.
Анаэробное дыхание происходит в цитоплазме. В результате молекула глюкозы расщепляется с образованием двух молекул пирувата. Этот процесс называется гликолизом. В нем образуется две молекулы богатого энергией вещества – АТФ. Реакции гликолиза протекают в клетках как анаэробных организмов, так и аэробных. Далее пируват может превращаться в молочную кислоту или в этиловый спирт. В зависимости от этого различают молочнокислое или спиртовое брожение. Анаэробное дыхание дрожжей – это пример спиртового брожения. У аэробов происходит дальнейшее расщепление пирувата до углекислого газа и воды с участием кислорода, при этом образуется 36 молекул АТФ. Аэробное дыхание осуществляется в митохондриях – клеточных, органеллах, размером 0,2–7 мкм, имеющих двойную мембрану.

Автор: Vladimir 24.9.2007, 14:39
17 Сентября 2007 года на форуме сайта «Библиотека грибовода» rakhimovrustam предложил к обсуждению, статью - http://radionauka.ru/2006/jun/02.shtml
Мои попытки участвовать в данном форуме прерываются в автоматическом режиме, а связаться с администратором не оказалось возможным.
На мой взгляд, это очень интересная тема для обсуждения и поэтому я решил высказать свое мнение. Для удобства обсуждения я перенес статью на данный форум, выделив ее другим цветом.

Люди дышат легкими, рыбы - жабрами. Насекомые дышат трубочками-трахеями, растения ─ устьицами… А вот чем дышат грибы? Найти легкие у трутовика, гриба, образующего наросты на деревьях, сподобились российские биологи.

Этот гриб знаком всем. Его плодовые тела - темные «копытца» с вишневой полоской по краю - усеивают березовые стволы в лесах средней полосы. Плодовыми телами их называют потому, что в этих наростах-копытцах созревают споры, которые потом разносит ветер. А основная часть гриба, его мицелий, находится в глубине ствола. Именно в клетках мицелия происходят основные жизненные процессы, в том числе расщепление биополимеров древесины.

Трутовик перерабатывает древесину до воды и углекислого газа. Но ведь для этого необходим кислород. А древесина и плотная березовая кора практически не пропускают воздух. Как кислород поступает внутрь дерева? Биологи из Института экологии растений и животных Уральского отделения Российской академии наук и Института физиологии растений определили это экспериментально.

Чтобы выяснить, каким образом окаймленный трутовик умудряется активно дышать под непроницаемой броней березовой коры, исследователи помещали в экспериментальную камеру по очереди: фрагмент ствола с плодовым телом-копытцем, фрагмент ствола без него и отделенное от дерева плодовое тело. Чтобы понять, какой из объектов дышит, биологи регистрировали в камере содержание углекислого газа. Оказалось, что фрагмент ствола без плодового тела, но с мицелием внутри, практически не выделяет углекислого газа. Дыхание происходит только в присутствии «копытца».

Получается, что окаймленный трутовик дышит через плодовое тело, которое можно назвать грибным «легким». Именно плодовое тело, а точнее его губчатая часть - гименофор, поглощает кислород, окисляет углеводы, выделяет углекислый газ и синтезирует энергетические молекулы АТФ и НАДФ, которые отсылает в мицелий. Здесь же образуется и вода, необходимая для нужд гриба. А в клетках мицелия, сидящих в стволе дерева, древесина расщепляется только частично. Продукты этого расщепления уходят в плодовое тело, где и происходит их полное и окончательное окисление.

О том, чем дышут грибы, живущие на деревьях, и как это возможно ─ дышать органами размножения, вам рассказывали главный редактор журнала «Химия и жизнь» Любовь Стрельникова и Сергей Катасонов.

Для придания обсуждению большего практического значения, я бы хотел провести аналогию применительно к грибу Вешенка устричная Pleurotus ostriatus. Особенностью данного гриба является краткосрочное нахождение плодовых тел грибов в жизнеспособном состоянии и поэтому мицелий гриба основную часть жизненного цикла не может рассчитывать на дыхательные функции плодового тела. Тем не менее, все изложенные процессы, хоть и в меньшей степени, но присутствуют в плодовом теле Вешенки.
Если сравнить данные обсуждаемой статьи, изложенные в (п.5) и данные моей статьи от 5.9.2006, из темы , то видно, что мнение о двустороннем движении полезного раствора по мицелию, как в сторону плодового тела, так и в обратную сторону, в обоих случаях, совпадает.

К сожалению, я не могу согласиться со столь упрощенным мнением авторов о разделении организма гриба на мицелий и плодовое тело и, на этом основании, о малом потреблении мицелием гриба кислорода.
На самом деле, у нас имеются данные о достаточно сложной организации самого мицелия гриба. Особенность клеточной организации мицелия (и эти данные так же приведены в статье от 5.9.2006 года) зависит от конкретных условий существования этого мицелия, и поэтому в каждой конкретной ситуации потребность в кислороде, как и механизм его потребления, будет значительно различаться.
Например, мицелий Вешенки развивающийся на участке древесины, граничащем с живыми древесными волокнами, может формировать специализированные гифы, способные потреблять кислород из древесного сока.
В другом случае, если мицелий развивается в полностью погибшем стволе дерева, то он пытается сформировать для более активного дыхания воздушный мицелий, либо на поверхности, либо под рыхлой корой погибшего дерева.

В случае если мицелий только начинает развиваться в питательной среде (зерне или субстрате), то дыхание осуществляется физическим механизмом перераспределения разности парциального давления газов (углекислого газа и кислорода).
После полной колонизации питательной среды, мицелий, срастаясь, постепенно приобретает функции целостного грибного организма с присущей этому специализацией клеточных функций.

Практическое значение такого мицелия Вешенки будет зависеть от конкретного соотношения специализированных клеток. Например, зерновой мицелий, у которого преобладает вегетативная клеточная специализация, для обеспечения, в толще своей биомассы, дыхательных процессов, активно наращивает на свободной поверхности, воздушный мицелий, тогда как зерновой мицелий, обладающий выраженными генеративными свойствами, для обеспечения тех же процессов активно образует примордии - зачатки плодовых тел грибов.

В заключении можно сказать, что хоть плодовое тело грибов - ксилотрофов и способно участвовать в дыхательных и других физиологических процессах, но это не единственный механизм для обеспечения всех функций. Мицелий всех этих грибов (даже изолированно от плодового тела) достаточно полноценно и разносторонне приспособлен к полноценному существованию в различных климатических и питательных условиях окружающей среды.

Выражаю благодарность rakhimovrustam – Рустаму за активные поиски публикуемых материалов в области прикладной микологии грибного производства, и за активное участие в деле развития отраслевой науки.

С уважением, Владимир Киреев.

Я, хоть и не обладаю совсем никакими знаниями в области микологии, но тоже заподозрил, что там с дыханием не все так как написано... но хочу отписатся по другому поводу - кажется вы раньше тоже писали, что не можете зарегистрироваться на старом еще форуме Школы Грибоводства. Как то подозрительно выглядит.. ну я не к тому, что хочу вас в чем-либо обвинить, просто предлагаю помощь, если у вас опять не получится - там на нашем форуме одно время были какие то проблемы, вообще не работал нделю а то и больше, то я вас зарегистрирую и передам вам логин. Форум только выиграет...

Цитата(ssv2001 @ 27.9.2007, 14:35)
Здравствуйте, Владимир.
...просто предлагаю помощь, ... то я вас зарегистрирую и передам вам логин.


На предыдущем Форуме ШГ, я пытался зарегистрировать то же самое имя, что и на самом старом Форуме ШГ, а именно Vladimir, но машина при регистрации, почему то сообщала, что это имя уже используется, а упрямиться, меняя имя, мне, почему то не хотелось.
На Форуме БГ другая ситуация - машина все приняла и зарегистрировала, но войти все равно не удалось (пишет, что с паролями не порядок).
Упрямиться мне и в этот раз не хочется, но если у Вас получится зарегистрировать мое имя, то я буду признателен.

Цитата(Vladimir @ 28.9.2007, 11:05)
Да, если Вас не затруднит, ssv2001, то, пожалуйста, помогите зарегистрироваться.

хотел было зарегистрировать имя Vladimir(vladimir - с маленькой буквы уже существует, ваша попытка зарегистрироваться) и передать вам логины. Тем более тема про дыхание пока что активно обсуждается. Но при регистрации просится e-mail - на который будут отправлятся запрос об активизации регистрации ну и все служебные сообщения, типа - кто-то написал личное сообщение. Мне показалось так поступать не очень. Поэтому пока что попросил администратора помочь в вашем деле, если завтра ответа не будет, то сообщите мне ваш e-mail - я зарегистрирую на него...

Цитата(ssv2001 @ 1.10.2007, 12:36)
...Но при регистрации просится e-mail - на который будут отправлятся запрос об активизации регистрации ну и все служебные сообщения, типа - кто-то написал личное сообщение. ...Поэтому пока что попросил администратора помочь в вашем деле, если завтра ответа не будет, то сообщите мне ваш e-mail - я зарегистрирую на него...

Пытаясь зарегистрироваться, я умышленно не указал почту и ссылку сайта "РГ", чтобы не возникало мысли о корыстности моего посещения форума "БГ". Видимо, именно это и не понравилось машине - я уже вспоминал забавную историю Фомы с аналогичным случаем его регистрации, когда он шуткой обозначил свой возраст в 13 лет, и машина заставила его идти за родителями.
Если дело только в этом, то, пожалуйста, вот моя почта: [email protected]

Попова Лариса Михайловна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 9 им. С.Г.Горшкова"
Населённый пункт: г.о. Балашиха
Наименование материала: конспект
Тема: "Дыхание бактерий, растений, грибов".
Дата публикации: 04.02.2017
Раздел: среднее образование

Урок на тему: «Дыхание растений, грибов,

бактерий»

6 класс

Тема урока «Дыхание растений, грибов и бактерий»

Цель:
продолжить формирование знаний о дыхании организмов как составной части обмена веществ; о дыхании грибов и бактерий; о дыхании растений и его сущности; о роли устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений Регулятивные УУД: -учить планировать, строить алгоритм деятельно сти, д е л ат ь прогнозирование; - учить самооценке, самоконтролю выполняемой работы; -учить работать по образцу, по алгоритму. Коммуникативные УУД: -развивать внимание учащихся; - обучать умению слушать и записывать содержание и объяснения учителя или ответ ученика; - учить постановке вопроса. Познавательные УУД: 1. Работать над формированием логических умений: - анализ синтеза; - сравнение; - обобщения и классификации; - доказательства; - выдвижение гипотез и их обоснование; - построение цепочек рассуждения. 2. Чтение и работа с текстом.
Тип урока:
урок открытия нового знания.

Проверка домашнего задания:

I. Мотивация к учебной деятельности
– 3 мин.
Приветствие учителя.
Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем.
II.

А к т у а л и з а ц и я

опорных

знаний СЛАЙД

1,2
1. А 2. А 3. А 4. В 5. В

III Выявление места и причины затруднения
Английский химик Джозеф Пристли поставил опыт с мышонком: посадил под стеклянный колпак, опущенный краями в воду. Мышонок жил под колпаком недолго. Он задохнулся в испорченном от собственного дыхания воздухе. У нас возникла проблема: Почему погиб мышонок в опытах Пристли? -Что нам нужно сделать, чтобы решить эту проблему? - узнать, что такое дыхание - что нужно для дыхания - что образуется в процессе дыхания - что вызвало гибель мышонка. -Итак, какая тема нашего урока?
Дыхание растений, грибов и бактерий

СЛАЙД 3
Ребята, а какую цель мы поставим на уроке? - А чтобы достичь этой цели, что нам нужно сделать?
Достижение цели

Эксперимент

Спросить у взрослого

Подумать самому

Собрать нужный материал
(учащиеся решают, что достигать цели они будут сами, а для этого собирают нужный материал)
- Вспомните, что Вам известно о дыхании. (заполняем 1 столбик таблицы) - Чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать? (заполняем 2-ой столбик таблицы) - Третью графу заполнить в конце урока.
СЛАЙД 4
Знаю Хочу знать Узнал Дыхание – это свойство всех живых организмов Как дышат растения При дыхании поглощается кислород и выделяется углекислый газ Зачем нужен кислород
IV Построение проекта
-Ребята, а у нас достаточно знаний, чтобы рассказать о данной теме? - А давайте, наметим план действий.
План урока
1. Что такое дыхание 2. Дыхание растений 3. Дыхание бактерий 4. Дыхание грибов
V Реализация проекта
Чтобы ответить на первый вопрос, что вы должны сделать? (работа с учебником и рабочим листом) Найдите в учебнике на стр. 106, что такое дыхание? И запишите ответ в рабочий лист
Дыхание –это процесс, при котором под действием кислорода происходит

разложение органических веществ с выделением энергии.
-Как схематично можно записать процесс дыхание? Органические вещества + кислород => вода +СО 2 + энергия
Итак, подведем итоги.
- Что такое дыхание?


В каких клетках происходит В клетках содержащих хлоропластыВо всех клетках растений Какой газ поглощается СО 2 О 2 Какой газ выделяется О 2 СО 2 Для протекания процесса световая энергиянужнаНе обязательна Энергия накапливаетсявыделяется
Задание: пользуясь параграфом 41, заполните таблицу

Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза

Характеристика процессаФотосинтезДыхание
В каких клетках происходит В клетках содержащих хлоропластыВо всех клетках растений Какой газ поглощается СО 2 О 2 Какой газ выделяется О 2 СО 2 Для протекания процесса световая энергиянужнаНе обязательна Энергия накапливаетсявыделяется - Куда расходуется энергия, образовавшиеся в процессе дыхания? (на рост, развитие, размножение организма)
2.Дыхание растений
-Как же дышат растения? - А все ли органы растения дышат? (анализ стр.106 учебника) Ответы учащихся. (У растений нет специальных органов дыхания, но у них в кожице листа расположены устьица, через которые происходит газообмен. Устьица состоят из двух замыкающих клеток и устьичной щели, через которую кислород поступает в межклетники листа, а затем в клетки. В клетках происходит процесс окисления органических веществ (распад) образуется углекислый газ, который удаляется из клеток через устьичную щель) - Выполните задание в рабочем листе, пользуясь параграфом 41
СЛАЙД 5

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Глазки крепко закрываем Дружно до пяти считаем Открываем, поморгаем И работать продолжаем

В процессе дыхания растений

кислорода поглощается:
А) больше, чем ими выделяется в процессе фотосинтеза; Б) меньше, чем ими выделяется в процессе фотосинтеза; В) такой же объем, что и выделяется в процессе фотосинтеза; Г) утром больше, чем вечером
2. Процесс расщепления органических

веществ до углекислого газа и воды,

называется…
А) фотосинтезом Б) дыханием В) брожением
3. С помощью каких органов растений

происходит дыхание?
А) устьиц Б) листьев В) всех органов
СЛАЙД 6
-Переходим к третьему вопросу нашего плана.
Дыхание бактерий
- Как же происходит дыхание у бактерий? - На какие две группы подразделяются бактерии по способу питания?
Аэробные
- это бактерии, которые потребляют кислород для разложения органических веществ до углекислого газ и воды.
Анаэробные
- это бактерии не нуждающиеся в кислороде. Они добывают энергию в результате брожения.
Запись в рабочий лист.
-Переходим к третьему вопросу.
Дыхание грибов.
- Как дышат грибы? Используют кислород для расщепления веществ и освобождение энергии. А дрожжи, могут жить в безкислородной среде. (запись в рабочих листах)
СЛАЙД 7

VI. Включение в систему знаний и повторение
1. Зачем нужен кислород живым организмам? 2. В чем состоит различие процессов дыхания и фотосинтеза? 3. Какой процесс называют брожением? 4. Каким образом бактерии и грибы получают энергию, необходимую для жизни?
Проверка усвоения первичных знаний.

СЛАЙД 8

VII. Рефлексия
Подводим итог нашего урока 
сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни

СЛАЙД 10

VIII. Домашнее задание
параграф 41, тетрадь-тренажер с.25 №13, 14; с.26 №15, 16; с.29 №7
Выставление отметок за урок.

Слайд 1

Тема урока
Дыхание растений, бактерий и грибов

Слайд 2

«фотосинтез», «питание»

Слайд 3

Зачем нужен кислород?

Слайд 4

Проблема. Почему погиб мышонок в опытах Пристли?
Что нам нужно сделать, чтобы решить эту проблему? узнать, что такое дыхание что нужно для дыхания что образуется в процессе дыхания что вызвало гибель мышонка.

Слайд 5

Процесс дыхания
1.Этап - газообмен 2.Этап - клеточное дыхание (расщепление органических веществ под действием кислорода на воду, углекислый газ и выделение энергии)

Слайд 6

Слайд 7

Опыт Дж. Пристли

Слайд 8

Ум хорошо, а два лучше. работа в группах
1 группа - Что же произошло? Какой можно сделать вывод? 2 группа - Кто же в этом случае прав? Почему у богатой дамы разболелась голова? 3 группа - Почему?

Слайд 9

Биологические исследования
Докажите, что в темноте растения выделяют только кислород?

Слайд 10

Необходимо решение
-А все ли органы растения дышат? -Отчего зависит интенсивность процесса дыхания?

Слайд 11

Слайд 12

Сравнение процессов фотосинтеза и дыхания.(таблица)


1. В каких клетках происходит?
2. Какой газ поглощается?
3. Какой газ выделяется?
4. В какое время суток происходит?
5. Что происходит с органическими веществами?
6. Энергия?

Слайд 13

Взаимопроверка
Черты процесса Фотосинтез Дыхание
1. В каких клетках происходит? В клетках, содержащих хлоропласты Во всех клетках растения
2. Какой газ поглощается? Углекислый газ Кислород
3. Какой газ выделяется? Кислород Углекислый газ
4. В какое время суток происходит? Днём Круглосуточно
5. Что происходит с органическими веществами? Образуются Окисляются (распадаются)
6. Энергия? Накапливается Выделяется

Слайд 14

Они были первыми на планете Земля

Слайд 15

Способы дыхания бактерий
Аэробное – потребление кислорода для разложения органических веществ. Анаэробное – дыхание в бескислородной среде. Брожение – разложение сложных органических веществ без потребления кислорода. Виды брожения: Спиртовое Молочное Маслянокислое.

Слайд 16

Дыхание грибов
Аэробное Анаэробное

Слайд 17

Дыхание. Сложные органические вещества + кислород = углекислый газ + вода + Е Брожение. Сложные органические вещества = спирт, молочная кислота + Е

Слайд 18

Биология:
История: дыхание древности – глядя на памятники прошлого. Литература: дыхание эпохи – когда описывается какое либо время. Обществознание: дыхание современности – при социальном опросе узнают результаты. География: дыхание ветра – тихо подул ветер; дыхание вулкана - вулкан начал «оживать» ; Ледяное дыхание зимы. Математика: амплитуда дыхания –графическое изображение.

Слайд 19

Дыхание – ………
дыхание и фотосинтез это два противоположных процесса, поступление кислорода, выделение углекислого газа, процесс идет во всех клетках непрерывно – и днем и ночью, процесс выделения энергии, она выделяется небольшими порциями и клетка не перегревается

Слайд 20

Реши утверждения. (поставь плюс или минус)
1.Дыхание происходит только на свету. 2.В процессе дыхания поглощается кислород и выделяется углекислый газ. 3.При дыхании кислорода потребляется значительно меньше, чем его образуется при фотосинтезе. 4.Анаэробы – организмы нуждающиеся в кислороде. 5.Аэробы – организмы не нуждающиеся в кислороде. 6.При спиртовом брожении сахар распадается до спирта. 7.Молочнокислые бактерии превращают молоко в простоквашу, кефир и другие молочные продукты. 8.Дрожжи бродят, разлагая на спирт и углекислый газ. 9.Углекислый газ, делает хлеб пористым и легким. 10.Мухомор, гриб анаэроб.

Слайд 21

Проверь утверждения
1.Дыхание происходит только на свету. (-) 2.В процессе дыхания поглощается кислород и выделяется углекислый газ. (+) 3.При дыхании кислорода потребляется значительно меньше, чем его образуется при фотосинтезе. (+) 4.Анаэробы – организмы нуждающиеся в кислороде.(-) 5.Аэробы – организмы не нуждающиеся в кислороде. (-) 6.При спиртовом брожении сахар распадается до спирта (+) 7.Молочнокислые бактерии превращают молоко в простоквашу, кефир и другие молочные продукты. (+) 8.Дрожжи бродят, разлагая на спирт и углекислый газ. (+) 9.Углекислый газ, делает хлеб пористым и легким. (+) 10.Мухомор, гриб анаэроб. (-)

Слайд 22

Автотрофные бактерии делятся на две группы.

1. Фототрофные бактерии, использующие световую энергию для синтеза веществ, к ним относятся зеленые, пурпурные и серые бактерии.

2. Хемотрофные бактерии - получающие энергию от окисления, минерализации соединений, - это железобактерии и нитрифицирующие бактерии.

Дыхание бактерий бывает: а) аэробное и б) анаэробное. Аэробные бактерии живут и развиваются с доступом свободного кислорода. Анаэробные бактерии развиваются без доступа свободного кислорода: сюда относятся бактерии молочнокислого брожения, маслянокислого брожения, уксуснокислого брожения.

Размножение бактерий. Бактерии размножаются путем дробления. Дробление удлиненных форм обычно осуществляется перпендикулярно к их продольной оси. При этом важно отметить два обстоятельства: деление происходит очень быстро, обычно в течение 20-30 минут (у высших деление клетки протекает в течение 90-120 мин). К интенсивному делению способна практически каждая клетка. Все это создает высокие темпы размножения в геометрической прогрессии. Дробление клеток - основная форма размножения бактерий, однако известны немногие группы, размножающиеся путем почкования. Некоторые палочковидные бактерии переживают неблагоприятные условия путем образования одноклеточных эндогенных спор.

Жизнедеятельность может протекать в разных температурных условиях. Некоторые способны развиваться при t от -2 0 до +75 0 С, но благоприятной считается от +4 о до +40 о С. При более высоких температурах гибнут. Губителен и прямой солнечный свет. В силу простоты организации и неприхотливости бактерии широко распространены в природе. Меньше всего в воздухе (особенно в природных условиях), но в местах скопления людей – городах присутствует в больших количествах. В водах рек, особенно вблизи больших городов, бактерий может быть до 400000 в 1 см 2 , ещё больше в почве – около 1 млрд. клеток в 1 г почвы.

Распространение бактерий. Роль бактерий в природе, промышленности, медицине, сельском хозяйстве. В природе и жизни человека бактерии играют важную роль: иногда положительную, а иногда резко отрицательную. Положительное значение бактерий определяется их участием в следующих процессах.


§ Минерализация органических соединений, гниение остатков и трупов животных. Гниение - это процесс разложения азотсодержащих соединений. Сапрофитные бактерии играют важную роль в создании плодородной почвы. Разлагая растительные и животные остатки, бактерии обеспечивают возвращение необходимых для жизни химических элементов от мертвых организмов к живым. Сами бактерии используют лишь часть образующихся низкомолекулярных веществ, остальные становятся доступными для растений.

§ Связывание свободного атмосферного азота. Этот процесс достигает в природе значительных масштабов и осуществляется азотфиксирующими бактериями. В сельском хозяйстве большое значение имеют бактерии, обогащающие почву солями аммония, азотной и азотистой кислот, доступными для высших растений. Это аммонифицирующие, нитрифицирующие и азотфиксирующие бактерии. Например, азот фиксируют клубеньковые бактерии, вступающие в симбиоз с бобовыми растениями.

§ Брожение: молочнокислое, маслянокислое, уксуснокислое. Используется в производстве молочнокислых продуктов, масле, сыров. Большое значение имеют также пектиновые бактерии, вызывающие пектиновое брожение. Пектиновое брожение широко используют для выделения из стеблей прядильных растений (лен, конопля) растительных волокон.

Велико значение бактерий и в биотехнологии; разработаны промышленные методы получения с помощью бактерий белков, аминокислот, используемых в качестве дешевых пищевых добавок.

Особую группу составляет хемосинтезирующие бактерии. В последние годы бактерии приобретают большое значение как продуценты многих антибиотиков, все более широко используемые в медицине.

Отрицательное значение многих бактерий настолько велико, что давно возникла необходимость в государственных, а иногда в международных мероприятиях по защите здоровья людей, растений и животных.

Многие бактерии - сапрофиты приводят к огромным потерям пищевых продуктов. А некоторые бактерии отличаются очень высокой токсичностью.

Бактерии встречаются повсеместно в самых разнообразных условиях среды: в воздухе, почве, воде, в глубинах земной коры, организмах растений и животных. Живые бактерии способные к размножению, были обнаружены в нефтяных водах на глубине 1700 м, на дне океана (глубже 10 км). В воздухе 1 м 3 лугов и полей содержание бактерий около 100 клеток, а в городском воздухе их число колеблется от 10 до 25 тысяч на 1 м 3 летом, до 4,5 тыс. зимой. Бактерии одни из наиболее стойких обитателей Земли.

При высушивании многие бактерии погибают, жизнедеятельность остальных сильно замедляется. Для сохранения грибов, мяса, плодов, зерна и др. применяют сушку. Высокие температуры вызывают свертывание цитоплазмы и гибель бактерий. На этом основаны пастеризация и стерилизация . При пастеризации жидкость нагревают до 60-70 0 С в течение 10-20 минут. Пастеризацию применяют для сохранения молока, соков и др. Стерилизация (освобождение среды от всех возможных живых существ и их зачатков) производится пламенем, кипячением в стерилизаторе, сухим жаром и др.

Для предупреждения порчи продуктов – мяса, рыбы - применяют охлаждение и замораживание , при этом бактерии не погибают, но приостанавливается их деятельность. На большинство бактерий оказывают парализующее действие высокие концентрации солей, кислая реакция, что используется при консервировании пищевых продуктов в крепких растворах соли или сахара, квашении овощей.

Многие химические элементы действуют на бактерии губительно: это соли тяжелых металлов, хлор, йод, перекись водорода, перманганат калия. Из органических веществ наиболее токсичны фенолы, формалин, спирт. Растворы этих соединений используют для дезинфекции , т.е. уничтожения патогенных бактерий. Дезинфицирующие средства применяют в медицине, пищевой промышленности, сельском хозяйстве. Прямой солнечный свет убивает большинство бактерий (действие ультрафиолетовых лучей, обладающих бактерифицидным действием). Их используют для стерилизации воды, посуды, воздуха в операционных и др.

ГРИБЫ

Отдел грибов - огромная группа организмов: их насчитывается свыше
100 000. Наука, изучающая грибы, называется микологией.

Грибы – особая группа ядерных гетеротрофных организмов, имеющих черты сходства как с растениями, так и с животными.

Сходства с животными – отсутствие пластид и способности к фотосинтезу, наличие хитина. Сходства с растениями: постоянный рост, неподвижность, наличие клеточной стенки, питание растворёнными веществами.

Размножение грибов. Грибы размножаются вегетативным, бесполым и половым путем.

Вегетативное размножение грибов может происходить частями мицелия, почкованием, распадением гиф на отдельные клетки - оидии или хламидоспоры. Части мицелия, попав в благоприятные условия, разрастаются в новые особи. Этот способ распространен почти у всех грибов. Почкование наблюдается у дрожжевых грибов. На клетке образуется сначала небольшой бугорок, затем в него переходит одно из образовавшихся в результате митоза ядер, и бугорок превращается в самостоятельную клетку. После кратковременного периода покоя она, в свою очередь, начинает почковаться. Гифы могут распадаться на оидии - тонкостенные клетки, каждая из которых прорастает затем в новую особь (например, у мукоровых), хламидоспоры - толстостенные клетки, одетые прочными оболочками, благодаря которым они могут пережить неблагоприятные условия (головневые грибы).

Бесполое размножение у грибов происходит тремя способами: зооспорами, спорангиоспорами, конидиями.

Зооспоры - подвижные споры с одним или двумя жгутиками. Они образуются в одноклеточных зооспорангиях у грибов, ведущих водный образ жизни. Поплавав некоторое время, они покрываются оболочкой и прорастают в новую особь (сапролегния).

Спорангиоспоры образуются внутри одноклеточных спорангиев. Это неподвижные споры, они разносятся ветром. В одном спорангии может быть примерно до 10 тыс. спор. Спора, попав в благоприятные условия, прорастает (мукор).

Конидии образуются на особых разветвленных вертикальных гифах, конечные клетки которых, округляясь, образуют цепочки спор - конидий. Созревая, конидии отчленяются и опадают. Каждая конидия прорастает в гифу (пеницилл).

Половое размножение грибов очень разнообразно. Половой процесс осуществляется разными способами, но всегда завершается половым спороношением.

У низших грибов половой процесс происходит при слиянии гамет: одинаковых по размеру и подвижных (изогамия), разных по размерам и подвижных (гетерогамия), неподвижной женской гаметы - яйцеклетки с подвижной мужской гаметой - сперматозоидом (оогамия). Половой процесс завершается образованием зиготы - ооспоры, которая после мейоза прорастает в спорангий со многими спорами в нем.

Для низших грибов характерна и зигогамия - слияние содержимого участков физиологически различных (гетероталличных) мицелиев. Половой процесс завершается образованием многоядерной зиготы. После периода покоя и мейоза она прорастает в спорангий с гетероталличными гаплоидными спорами (мукор).

У высших грибов половой процесс завершается половым спороношением в форме сумки, внутри которой после мейоза образуются гаплоидные споры или базидии с экзогенными спорами.

Грибы размножаются очень интенсивно. Одна особь способна образовать десятки тысяч и даже миллионы, а иногда и сотни миллионов спор. Многие грибы в течение вегетационного периода могут дать несколько поколений, размножающихся в геометрической прогрессии. Общее число зачатков, учитывая все способы размножения грибов, исчисляется астрономическими цифрами. В 1 г огородной почвы можно найти до 100 тыс. и более спор и других зачатков грибов.

Цикл развития у низших и высших грибов имеет существенное различие, связанное с ходом полового процесса. У низших грибов половой процесс заключается в одновременном слиянии цитоплазмы и ядер. Образовавшаяся зигота мейотически делится и прорастает в спорангий с гаплоидными спорами. У низших грибов есть только гаплоидный мицелий, диплоидна лишь зигота.

У высших грибов половой процесс двустадийный: слияние цитоплазмы (плазмогамия) предшествует слиянию ядер (кариогамии). В результате плазмогамии образуются двуядерные (дикарионные) клетки, содержащие сближенные, но не слившиеся гаплоидные физиологически различные («+» и «-») ядра. Ядра дикариона делятся синхронно, развивается дикарионный мицелий. Слияние ядер дикариона завершает половой процесс - образуется зигота. Она делится мейотически, формируя гаплоидные споры полового размножения. В цикле развития высших грибов представлены гаплоидный и дикарионный мицелий, диплоидна лишь зигота.

Шляпочные грибы хорошо известны. Они относятся к грибам сапрофитам и представлены подосиновиками, подберезовиками, опятами, шампиньонами, мухоморами и др. Они обитают на влажных кислых почвах. То, что принято называть грибом, - это плодовое тело, которое образуется на грибнице, скрытой в почве. Плодовое тело служит для образования спор и состоит из ножки или пенька и шляпки. Ножка образована параллельно расположенными одинаковыми гифами. Шляпка сверху покрыта кожицей, которая обычно легко снимается. Мякоть шляпки состоит из двух слоев. Под кожицей слой плотный, белый или окрашенный, иногда темнеющий на разрезе. Нижний слой шляпки у одних грибов состоит из многочисленных параллельно расположенных трубочек - это трубчатые грибы. Сюда относятся боровик, подберезовик, моховик. У других шляпочных грибов нижний слой шляпки представлен радиально расположенными пластинками. Такие грибы называются пластинчатыми. Это рыжик, сыроежка, шампиньон. В трубочках и на пластинках образуется громадное количество спор, необходимых для размножения. Распространению спор способствуют животные. Они переносят споры на поверхности своего тела. При благоприятных условиях спора прорастает и образуется новая молодая грибница, а после достаточного накопления питательных веществ начинают развиваться плодовые тела. Шляпочные грибы поселяются на богатых перегноем почвах. Из нее они получают воду, минеральные соли и часть готовых питательных веществ. Другая часть питательных веществ, а именно углеводы, грибница получает из корней деревьев. Гифы грибницы оплетают корни растений и даже проникают внутрь, располагаясь между клетками. Между грибницей и корнями растений устанавливается полезное для обоих растений сожительство (симбиоз) . В процессе симбиоза могут возникнуть новые образования, например микориза (грибокорень). Гриб снабжает растение водой и минеральными солями, заменяя на этих корнях корневые волоски. Грибы, разлагая недоступные для растений органические соединения почвы, обеспечивают растения фосфором, соединениями азота, вырабатывают витаминоподобные вещества и активаторы роста. В свою очередь, деревья уступают часть своих углеводов грибам. Без микоризы плохо растут многие лесные деревья.

Съедобные и ядовитые грибы. Среди шляпочных грибов есть как съедобные, так и ядовитые. Съедобные грибы: шампиньоны, сыроежки, рыжики, волнушки, грузди, маслята, подосиновики, подберезовики, белые грибы и др.; их используют в качестве пищевого продукта. В грибах содержится до 50% переваримого протеина, 25-40% экстрактивных веществ, ферменты, витамины. От других богатых белками продуктов грибы отличает низкая калорийность. Грибы имеют высокие вкусовые качества, но организмом плохо усваиваются и очень медленно перевариваются. К ядовитым грибам относят поганки, красный мухомор, сатанинский гриб, ложный опенок и др., вызывающие тяжелые отравления. Смертельно ядовитые два вида мухомора: бледная поганка и мухомор вонючий. Смертельная доза для человека около 30 г.

Правила сборов грибов и их охрана. В России большую часть съедобных грибов собирают в естественных условиях. Однако растущее загрязнение природной среды приводит к резкому ухудшению их пищевых свойств. Грибы – концентраторы, они поглощают из почвы соли тяжелых металлов и многие другие вредные соединения, которые накапливаются в мицелии и, естественно, в плодовых телах. Для получения экологически чистой продукции все чаще съедобные грибы выращивают в культуре.

Один из наиболее питательных грибов – шампиньон, который можно успешно и выгодно культивировать в неосвещенных теплицах на сильно унавоженных почвах. Размножают его частями мицелия. Шампиньоны выращивают в промышленных масштабах более чем в 70 странах мира. Все шире культивируются и другие грибы-ксилотрофы: вешенки, опята.

Распространено выращивание мицелия съедобных грибов в ферментерах. По вкусу мицелий почти не отличается от плодовых тел. Полученные таким образом концентраты – хороший пищевой продукт.

Грибы играют важную роль в жизни леса. Совместно с бактериями и другими микроорганизмами разлагают и минерализуют отмершие растительные остатки, превращая их в вещества для питания растений. Не будь грибов, ежегодно опадающие листья, хвоя, ветки накопились бы в большом количестве и препятствовали возобновлению леса.

Грибы-симбионты сожительствуют с деревьями, способствуют их лучшему росту, а также защищают корни деревьев от поражений болезнетворными грибами.

Ученые установили, что некоторые породы деревьев (например, сосна) при отсутствии микоризообразователей не могут нормально расти и развиваться.

Чтобы не иссякал источник пищевых грибов, не нарушались взаимосвязи в жизни леса, надо разумно относиться к грибам, даже к тем, которые человек в пищу не употребляет.

Важнейшей частью грибного организма является мицелий. Повреждение и уничтожение его способствует снижению численности грибов, а иногда приводит к их полному уничтожению. Большой вред грибам наносит выпас в лесу скота, особенно свиней. Крупный рогатый скот сильно вытаптывает подстилку, а свиньи в поисках желудей, сочных корешков трав раскапывают ее и повреждают.

Нетрудно заметить, что в тех местах, где паслись коровы и свиньи, исчезают грузди, белые и другие грибы. Некоторые неразумные грибники в погоне за грибочками на большой площади палкой-рогулькой разгребают и раскидывают лесную подстилку, высушивают и губят грибницу. Как правило, на таких местах долгое время не появляются грибы.

Как же собирать грибы, не повреждая грибницы? Трубчатые грибы, у которых кроме шляпок в пищу употребляются и ножки, следует осторожно выкручивать, поворачивая ножку сначала в одну, а потом в другую сторону. Место, где рос гриб, надо присыпать землей, прикрыть листьями и прижать. Пластинчатые же грибы лучше срезать ножом.