Определение типа речи рассуждение. Рассуждение как тип речи
Задание № 22. Типы речи
Все тексты делятся на три смысловые типы: повествование, описание, рассуждение. Рассмотрим особенности каждого из них.
Повествование
Повествование - это тип речи, в котором повествуется, рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности. События в повествовании сменяют одно другое.
Композиция повествования
- завязка действия(начало событий)
- развитие действий
- кульминация (наивысшее напряжение действия)
- развязка
Особенности текста-повествования
- большое количество глаголов, которые передают движение действия
- в тексте -повествовании мы может представить движение действия во времени и пространстве, поэтому в нём много наречий места и времени
- повествование свойственно многим стилям(разговорному, художественному, научному)
Пример текста-повествования
Описание
Описание - это тип речи, в котором описывается что-либо, изображается какое-то явление действительности. В описании могут перечисляться как общие, так и частные признаки, высказываться впечатления о ком-либо или о чём-либо.
Что может описываться
- портрет, описание внешности человека, его состояния
- пейзаж, то есть описание природы- какого-то конкретного уголка природы или состояние природы вообще в данный момент
- интерьер, то есть внутреннее пространство помещения
- вещь, например. игрушка
- животное, например, любимая собака
Композиция описания
- общее представление о предмете описания
- отдельные признаки предмета описания
- может включать авторскую оценку, вывод, заключение
Особенности текста – описания
- ведущие части речи - существительные, прилагательные, причастия
- глаголы в основном употребляются несовершенного вида, так как они помогают передать статичность, вневременность описания. Так как что-то описывается в данный момент времени
- предложения часто простые, могут употребляться неполные и назывные
- в описании даются ответы на вопросы: какой он? где это находится?(справа, слева, недалеко), каково здесь? каково ему?(хорошо, плохо, весело), какие у него ощущения, чувства?(радостно, весело)
Пример текста – описания
Рассуждение
Рассуждение - это тип речи, при помощи которого что-то доказывается, объясняется какое-то положение или мысль, говорится о причинах и следствиях чего-либо, содержится оценка.
Композиция текста - рассуждения
- тезис – это мысль, которую надо доказать или опровергнуть
- аргументы, доводы, доказательства, примеры
- вывод
Разновидности рассуждения
- рассуждение - доказательство: почему так, а не иначе? что из этого следует?
- рассуждение – объяснение: что это такое?(толкование понятия, объяснение сути чего-либо)
- рассуждение - размышление: как быть? что делать? (даны раздумья по какой-то проблеме или вопросу)
Особенности текста – рассуждения
- Большое место занимают вводные слова, которые помогают последовательно изложить мысли, указать на связь мыслей (во-первых, таким образом, итак, следовательно)
- Достаточно сложный синтаксис (наличие обособленных членов, вводных конструкций, сложноподчинённых предложений
Пример текста – рассуждения
Таковы типы речи и их особенности. Следует помнить, что границы между типами условны. Редко, когда текст можно отнести только к одному конкретному типу. Значительно чаще встречаются сочетания типов речи в самых различных вариантах: описание и повествование, описание и рассуждении, описание, повествование и рассуждение, описание с элементами рассуждения, повествование с элементами описания и другие.
Именно такие задания часто бывают на ЕГЭ: нужно доказать правильность высказывания, в котором названо сочетание типов речи.
Например:
В предложениях 2-8 - рассуждение с элементами описания.
В предложениях 17-25- описание с элементами рассуждения.
Выполняя задание № 21. Помните, каковы особенности каждого типа речи, находите их в данных предложениях.
Пример текста с элементами повествования и описания
Я пошёл вправо через кусты [повествование]. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота [описание ]. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперёд [повествование ]. Всё кругом чернело и утихало, одни перепела изредка кричали[описание] . Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрёл по полю межой [повествование] . Уже с трудом различал я отдалённые предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало опять синеть – но то уже была синева ночи. Звёздочки замелькали, зашевелились на нём [описание] . «Бежин луг» И.С.Тургенева. |
Удачи вам!
Мельникова Вера Александровна
- < Назад
ПОВЕСТВОВАНИЕ – способ изложения материала, при котором рассказ о событиях, явлениях ведется во временной последовательности.
Христофор Теодор Готлиб Лемм родился в 1786 году, в королевстве Саксонском, в городе Хемнице, от бедных музыкантов. Отец его играл на валторне, мать на арфе; сам он уже по пятому году упражнялся на трех различных инструментах. Восьми лет он осиротел, а с десяти начал зарабатывать себе кусок хлеба своим искусством. Он долго вел бродячую жизнь, играл везде - и в трактирах, и на ярмарках, и на крестьянских свадьбах, и на балах; наконец попал в оркестр и, подвигаясь все выше и выше, достиг дирижерского места. Исполнитель он был довольно плохой, но музыку знал основательно. На двадцать восьмом году переселился он в Россию. Его выписал большой барин, который сам терпеть не мог музыки, но держал оркестр из чванства. Лемм прожил у него лет семь в качестве капельмейстера и отошел от него с пустыми руками: барин разорился, хотел дать ему на себя вексель, но впоследствии отказал ему и в этом, словом, не заплатил ему ни копейки. Ему советовали уехать; но он не хотел вернуться домой нищим из России, из великой России, этого золотого дна артистов; он решился остаться и испытать свое счастье. В течение двадцати лет бедный немец пытал свое счастье: побывал у различных господ, жил и в Москве, и в губернских городах, терпел и сносил многое, узнал нищету, бился как рыба об лед; но мысль о возвращении на родину не покидала его среди всех бедствий, которым он подвергался; она только одна его и поддерживала. (Тургенев. Дворянское гнездо)
В художественной литературе повествование – самый необходимый способ изложения. Он показывает, как изменяется объект наблюдения – персонаж или окружающая его обстановка.
Главная особенность всех повествовательных текстов – глагольный тип речи, причем в роли сказуемого выступают, как правило, глаголы прошедшего времени совершенного вида, потому что только они способны изобразить действия, сменяющие друг друга.
Я посмотрел на часы - еще не было восьми. Я пришел на четверть часа раньше обычного. Я открыл ворота и подготовил насос бензиновой колонки. Всегда в это время уже подъезжали заправляться первые машины.
Вдруг за своей спиной я услышал хриплое кряхтение, - казалось, будто под землей проворачивают ржавый винт. Я остановился и прислушался. Потом пошел через двор обратно в мастерскую и осторожно приоткрыл дверь. (Ремарк. Три товарища)
Иногда для оживления повествования писатели обращаются и к глагольным формам настоящего времени при изображении прошлых событий:
Он снова уснул и через минуту опять проснулся. Его разбудил тихий заглушенный голос невдалеке. Достаточно было нескольких долетевших слов, чтобы Юрий Андреевич понял, что УСЛАВЛИВАЮТСЯ о чем-то... (Пастернак. Доктор Живаго)
Глаголы настоящего времени в таких случаях указывают на действия, которые уже произошли, что придаёт речи особую экспрессию. Не случайно эту глагольную форму в стилистике называют настоящим повествовательным, или историческим. В «Стилистике русского языка» читаем: «Переносное употребление настоящего времени в значении прошедшего создаёт яркие краски для описания прошлых событий в форме живого рассказа»
Повествование от описания отличается тем, что в нем описывается ПРОДОЛЖЕНИЕ действия. То есть рассказ о событиях может отразить реальную последовательность происходившего, как это чаще всего бывает в очерках, повестях, романах.
Иногда автор нарушает последовательность событий добавочными линиями повествования, вспоминая о более ранних историях или заглядывая в будущее. Такие приемы значительно усложняют композицию произведения, и в повествовании могут появиться скачки. Эти скачки оправданы только в том случае, если они усиливают напряжение сюжета, как, например, в детективах или триллерах.
События, о которых ведется рассказ, называются узлами повествования.
Если какие-то узлы повествования опущены, то теряется связь последующих событий с предыдущими.
Одновременно в повествовании могут появиться несущественные подробности, которые никакого смыслового и художественного значения не имеют.
В повествовании не только отражается смена событий, но и изображается сам процесс, который может происходить быстро или медленно.
Повествование может быть пространным и предельно кратким, объективированным, нейтральным по способу подачи материала или, напротив, субъективным, пронизанным авторскими эмоциями.
Григорий спустился к Дону, осторожно перелез через плетень стаховского база, подошел к прикрытому ставнями окну. Он слышал только частые удары сердца... Тихо постучал в переплёт рамы... Аксинья молча подошла к окну, всмотрелась. Он увидел, как она прижала руки к груди, и услышал сорвавшийся с губ её невнятный стон. Григорий знаком показал, чтобы она открыла окно, снял винтовку, Аксинья распахнула ставни. Он стал на завалинку, голые руки Аксиньи схватили его за шею. Они так дрожали и бились на его плечах, эти родные руки, что дрожь их передалась и Григорию. (Шолохов. Тихий Дон)
Такая постепенность в изображении действий, движений, состояния в реальной временной последовательности создают сценичность повествования. То есть данную детализацию нельзя рассматривать как речевую избыточность=многословность.
РАССУЖДЕНИЕ – функционально-смысловой тип речи, в котором автор стремится доказать или опровергнуть какое-либо утверждение, развить и обосновать какую-нибудь мысль.
Рассуждения, как правило, отличаются серьезным философским содержанием, углубляют наши знания об окружающем мире, заставляют задуматься над важностью поставленной проблемы и подсказывают\доказывают вывод.
Рассуждение обычно строится по такой схеме:
1. посылка, содержащая главную мысль
2. основная часть, отражающая мыслительные операции
3. вывод, логически вытекающий из хода рассуждений.
Текст правильно построенного рассуждения всегда фиксирует процесс вывода нового знания. Суждения при этом располагаются в логически обусловленной последовательности: одно суждение с необходимостью вытекает из другого, развивает его и даёт основание для нового суждения.
В художественном произведении рассуждение часто включает в себя описание как иллюстрацию к тому или иному утверждению. В иных случаях, напротив, описывая какой-нибудь случай, рассказывая о каком-то происшествии, автор переходит к рассуждению, и тогда в тексте сочетаются разные способы изложения – описание, повествование и рассуждение. Это дает
возможность автору обосновать поведение своих героев, выразить свою нравственную позицию.
«Хорошо бы было поехать к Курагину», – подумал он. Но тотчас же он вспомнил данное князю Андрею честное слово не бывать у Курагина. Но тотчас же, как это бывает с людьми, называемыми бесхарактерными, ему так страстно захотелось еще раз испытать эту столь знакомую ему беспутную жизнь, что он решился ехать. И тотчас же ему пришла в голову мысль, что данное слово ничего не значит, потому что еще прежде, чем князю Андрею, он дал также князю Анатолю слово быть у него; наконец, он подумал, что все эти честные слова – такие условные вещи, не имеющие никакого определенного смысла, особенно ежели сообразить, что, может быть, завтра же или он умрет, или случится с ним что-нибудь такое необыкновенное, что не будет уже ни честного, ни бесчестного... Он поехал Курагину. (Толстой. Война и мир)
© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2013
Свидетельство о публикации №213060600476
рецензии
Повествование и описание представляют собой разные функционально-смысловые типы речи. В их построении используются приемы, необходимые для конкретных речевых целей: в повествовании это отражение определенной последовательности событий, в которых прослеживается причинно-следственная связь; в описании – определительно-оценочная характеристика объектов, представляющих интерес для участников речевой ситуации.
Определение
Повествование – тип построения речи, который содержит хронологическую последовательность каких-либо событий с детализацией наиболее важных фактов, связанных между собой одной темой.
Описание – тип речи, выполняющий определительную функцию и воссоздающий в словесных образах картины природы и быта, портретные особенности человека, видовые признаки животных, качественную характеристику предметов.
Сравнение
Оба типа речи могут составлять структурное ядро художественного текста. Повествование – основа прозаических произведений эпических жанров: рассказа, повести, романа. Описание тоже может входить в их композицию, но только как отдельный элемент: в качестве лирического отступления, пейзажной зарисовки, портретной характеристики литературного героя, определения места действия или акцента на предметно-вещественных деталях.
Основным способом организации речи описание выступает в поэзии: пейзажной лирике, элегии, лирическом стихотворении.
В повествовании и описании используются разные словесные структуры и стилистические способы оформления текста. Повествованию свойственны логическая последовательность изложения, композиционная четкость, динамизм, поэтому в текстах повествовательного типа построение предложений и выбор выразительных средств подчинены главной цели: убедительно отобразить ход событий, выделить основные из них и показать, как они связаны между собой.
Описание преследует другую цель: не просто назвать признаки объекта изображения, но и вызвать определенное эмоциональное состояние читателя или слушателя. В описании уместно использование определительных характеристик, приемов сравнения или противопоставления, эпитетов, метафор, олицетворения.
В качестве примера можно рассмотреть фрагменты текстов повествовательного типа и описания:
Выводы сайт
- Повествование – рассказ о событии. Описание – определение признаков изображаемого.
- Повествование – основной композиционный элемент произведений, относящихся к эпическим жанрам. Описание может быть их фрагментом, но чаще встречается в лирических произведениях и поэзии.
- Повествование как тип речи отличается логичностью и динамизмом. Важное свойство описания – воздействие на воображение читателя и эмоциональную сферу восприятия.
- Структура предложений в тексте повествовательного типа близка к разговорной форме. В описании широко используются поэтические сравнения, эпитеты и метафоры и другие языковые средства художественной выразительности.
И ) – это набор речевых элементов (особенных для каждого стиля речи слов и способов построения предложений) .
А тип речи – это способ изложения, построение слов и предложений в логическом порядке.
В зависимости от содержания текста выделяются следующие типы речи – повествование, описание, рассуждение .
Задали реферат или курсовую по литературе или другим предметам? Теперь можно не мучиться самому, а просто заказать работу. Рекомендуем обращаться >>сюда , тут делают быстро и дешево. Более того, тут можно даже торговаться
P.S.
Домашки, кстати, там тоже делают 😉
Рассмотрим особенности каждого типа речи.
Повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени. Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом. Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого, и для него характерны такие элементы как завязка (начало события), развитие действия и развязка (итог описываемого события).
Так как повествование – текст событийный, то его речевая особенность — большое количество глаголов и цепочечное развитие действия. Текст отвечает на вопросы «что? где? когда?» — что случилось? где и с кем произошло? когда случилось?
Повествование бывает изобразительным (акцент – на сменяющиеся образы, которые «показывают» событие) и информативным (текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты).
Пример текста повествования:
«Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…»
Примерный текст – изобразительное описание — отвечает на следующие вопросы:
- что случилось? – в городе пошел дождь;
- где и с кем произошло? – городские жители дождались дождя;
- когда случилось? — летом пошел дождь.
Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета. Цель – представить читателю текста образ, который легко вообразить в красках. Важны единство времени и места проявления признаков .
Текст описания состоит из следующих частей:
- общая характеристика предмета, общее впечатление;
- признаки, детали;
- общая оценка предмета.
Например, описание может быть портретным, пейзажным; объектом писания может быть все что угодно – и человек, и его эмоциональное состояние, и животное, и растение, и место (город, отельный дом, парк, деревня), и погода. Речевая особенность — преобладание существительных, прилагательных, наречий, минимум действия и статичность текста.
Описательный текст отвечает на вопросы «какой? какие?» (какой предмет описывается? как выглядит? каковы его качества и свойства?).
Пример текста описания:
«Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.»
Примерный текст отвечает на описательные вопросы:
- какой предмет описывается? – дождь;
- каков предмет? – серный, мелкий, вредный, непредсказуемый, бесконечный и др.
Рассуждение – это развитие и подтверждение мысли, объяснение явления (свойств предмета) и выражение собственного мнения. Рассуждение отвечает на вопросы «почему? зачем?».
Рассуждение состоит из следующих частей:
- тезис – мысль, которую нужно доказать;
- обоснование тезиса, подтверждающая аргументация с примерами, доказательства;
- резюме – итоги, выводы.
Текст рассуждения нацелен на то, чтобы убедить, объяснить, доказать. Для рассуждения характерно активное использование риторических вопросов и вводных слов – связок: во-первых… во-вторых… в-третьих… следовательно (таким образом соответственно); между тем, потому что, итак.
Рассуждения бывают следующими:
- рассуждение-доказательство (почему так, а не иначе? Что из этого следует?);
- рассуждение-объяснение (что это такое? откуда оно взялось? Почему предмет именно такой?);
- рассуждение-размышление (как быть? Быть или не быть? Что делать?).
Пример текста рассуждения:
«Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.»
Примерный текст – рассуждение-размышление – отвечает на следующие вопросы:
- почему? – потому что закончится дождь и вернется надоевшая всем жара;
- зачем? – чтобы представить, чего ждать от капризной природы.
Типы речи – это способы изложения, которые решают следующие авторские задачи:
- повествование – динамично отражает действительность, рассказывает о ее событиях ; повествование – это клип, кино, смена кадров;
- описание – изображает статичную действительность, изучает со всех сторон интересующий объект ; описание – это фотография, застывший кадр;
- рассуждение – ищет причинно-следственные связи между событиями и явлениями, выражает мнение автора, «потому что…» ; это схема с блоками тезисов и доказательств и стрелочками – логичными вопросами.
И напоследок – напоминание: не путайте функциональные стили речи и типы речи. 😉 Ведь, например, газетная статья публицистического стиля речи может быть и повествовательной (репортаж с места событий), и описательной (заметка о пропавшем человеке; реклама новостройки), и рассуждением (аналитическая статья).
Основными типами речи являются описание , повествование и рассуждение .
Описание - это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата).
В описании больше всего используются слова, обозначающие качества, свойства предметов (существительные, прилагательные, наречия).
Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности описания - и в форме настоящего времени. Широко используются синонимы - определения (согласованные и несогласованные) и назывные предложения.
Например:
Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца. (А. И. Куприн)
Описание помогает увидеть предмет, представить его в сознании.
|
Повествование - это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата).
В текстах повествовательного типа особая роль принадлежит глаголам, особенно в форме прошедшего времени несовершенного вида (приехал, увидел, разработал и т. д.).
Например:
И вдруг... случилось что-то необъяснимое, почти сверхъестественное. Мышастый дог внезапно грохнулся на спину, и какая-то невидимая сила повлекла его с тротуара. Вслед за этим та же невидимая сила плотно охватила горло изумленного Джека... Джек уперся передними ногами и яростно замотал головой. Но незримое «что-то» так стиснуло его шею, что коричневый пойнтер лишился сознания. (А. И. Куприн)
Повествование помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.
Рассуждение - это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать).
|
В текстах-рассуждениях особая роль принадлежит вводным словам, указывающим на связь мыслей, последовательность изложения (во-первых, во-вторых, итак, таким образом, следовательно, с одной стороны, с другой стороны ), а также подчинительным союзам со значением причины, следствия, уступки (для того чтобы, вследствие того чтобы, так как, хотя, несмотря на то что и т. д.)
Например:
Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.
Но если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.К. Г. Паустовский)
Границы между описанием, повествованием и рассуждением достаточно условны. При этом далеко не всегда в тексте представлен какой-либо один тип речи. Значительно чаще встречаются случаи их сочетания в различных вариантах: описание и повествование; описание и рассуждение; описание, повествование и рассуждение; описание с элементами рассуждения; повествование с элементами рассуждения и т. п.
Стили речи
Стиль - это исторически сложившаяся система языковых средств и способов их организации, которая используется в определенной сфере человеческого общения (общественной жизни): сфере науки, официально-деловых отношений, агитационно-массовой деятельности, словесно-художественного творчества, сфере бытового общения.
Каждый функциональный стиль характеризуется:
а) сферой применения;
б) основными функциями;
в) ведущими стилевыми чертами;
г) языковыми особенностями;
д) специфическими формами (жанрами).
|
Научный стиль
|
Научный стиль делится на три подстиля: собственно научный , научно-учебный и научно-популярный .
Каждый из названных подстилей имеет свои особенности. В научно-учебных и научно-популярных подстилях допускается использование некоторых (отдельных) языковых средств, характерных для разговорной речи и публицистики, в том числе средств языковой выразительности (метафор, сравнений, риторических вопросов, риторических восклицаний, парцелляции и некоторых других).
В текстах научного стиля могут быть представлены все типы речи: описание, повествование и рассуждение (чаще всего: рассуждение-доказательство и рассуждение-объяснение).
Официально-деловой стиль
|
В текстах официально-делового стиля обычно представлено два типа речи: описание и повествование.
Публицистический стиль
|
Публицистический стиль делится на два подстиля: собственно публицистический и художественно-публицистический.
Собственно публицистический подстиль характеризуется злободневностью тематики, использованием общественно-политической лексики и терминологии (депутат, власть, патриот, парламент, консерватизм ), специфической публицистической лексики и фразеологии (репортаж, миротворческий, коридоры власти, урегулирование конфликта ), частотностью употребления заимствованных слов, называющих новые экономические, политические, бытовые, научно-технические явления (дистрибьютор, инвестиция, инаугурация, киллер, крупье, рейтинг и др.).
Художественно-публицистический подстиль по своим языковым особенностям сближается со стилем художественной литературы и характеризуется сочетанием функций воздействия и убеждения с функцией эстетической, а также широким использованием изобразительно- выразительных средств языка, в том числе тропов и фигур.
В текстах публицистического стиля могут встречаться все типы речи: описание, повествование и рассуждение.
Для художественно-публицистического подстиля особенно характерно рассуждение-размышление.
Художественный стиль
|
В текстах художественного стиля, как и в публицистике, широко используются все типы речи: описание, повествование и рассуждение. Рассуждение в художественных произведениях предстает в форме рассуждения-размышления и является одним из важнейших средств раскрытия внутреннего состояния героя, психологической характеристики персонажа.
Разговорный стиль
Сфера применения (где?) | Бытовая (неофициальная обстановка) |
Функции (зачем?) | Непосредственное бытовое общение; |
Основные стилевые особенности | Непринужденность, простота речи, конкретность, эмоциональность, образность |
Основные языковые средства | Разговорная, в том числе эмоционально-оценочная и экспрессивная, лексика и фразеология (картошка, книжка, доченька, малыш, длиннющий, шлепнуться, кот наплакал, сломя голову
); неполные предложения; использование экспрессивных синтаксических конструкций, характерных для разговорной речи (вопросительных и восклицательных предложений, слов-предложений, в том числе междометных, предложений с парцелляцией (Придешь завтра? Молчать! Поспать бы! - Вы в кино? - Нет. Вот еще! Ой! Эх ты!
); |
Жанры | Дружеская беседа, частный разговор, бытовой рассказ, спор, записки, частные письма |