Молитва льва оптинского о самоубиенных. Как молиться о самоубийцах

По церковным канонам, самоубийц (к таковым относятся также убитые на дуэли, убитые во время разбоя преступники, люди, настоявшие на своей эвтаназии) и даже подозреваемых в самоубийстве (не принято отпевать утонувших при неизвестных обстоятельствах) нельзя отпевать в храме, поминать в церковной молитве за Литургией и на панихидах. Самоубийц не хоронят на кладбищах около церквей. Есть мнения, что к самоубийцам можно отнести погибших "любителей" экстремальных видов "спорта", ведь они реально осознавая смертельную опасность таких занятий, ради пустой утехи все равно рисковали жизнью. Фактически самоубийцами являются наркоманы, токсикоманы и алкоголики.

Впрочем, в известном дореволюционном руководстве для священнослужителей С.В. Булгакова со ссылкой на постановление Священного Синода от 10 июля 1881 года указывается, что умершие от запоя (если не доказано, что те пили с целью отравить себя алкоголем), не причисляются к самоубийцам, на основании, что "...ибо смерти от запоя предшествует помрачение рассудка, чего не бывает при употреблении других средств к сознательному самоубийству... ". Хотя, явно практически все пьяницы осознают, что чрезмерное употребление алкоголя смертельно для здоровья. Не все просто и в случаях смерти наркоманов от передозировки, поскольку непосредственно пред принятием наркотика наркоман находится в сознании в отличие от запойного алкоголика, принимающего последние уже смертельные порции спирта явно в невменяемом состоянии.

Исключение делается только для самоубийц, страдающих явной психической патологией, и состоящих на официальном психиатрическом учете. В таких случаях необходимо предоставить правящему архиерею вашей епархии справку из психиатрического учреждения, когда-то курирующего этого несчастного, и написать соответствующее прошение с просьбой благословить церковное поминовение такого человека. Практически всегда такое благословение дается…

Кого обманываем себя или Бога?

Однако, как показывает практика, народ наш, особенно из маловеров, церковных "захожан" придает чрезмерное и ложное значение церковному отпеванию, как к некоему магическому действию, после которого усопший автоматически попадает в рай.

Между тем, по учению Церкви, душа человека на третий день после смерти проходит страшные мытарства. В это время душа усопшего имеет большую нужду в молитвенной помощи родственников и Церкви. Чтобы облегчить переход душе в другую жизнь, над гробом родственниками читается канон и псалтырь, а в храме совершается чин отпевания. Первейшее значение этой службы – утешение души усопшего , и уже потом испрашивание милости у Господа для души, прошение грехов, которые, увы, автоматически абсолютно во всех случаях не прощаются.

Тяжко видеть с каким просто маниакальным упорством родители чуть ли не выбивают у священноначалия благословение на отпевание своих детей-самоубийц, которые никогда не страдали психическими расстройствами. Кого обманываем? Священник, обращаясь к Господу, поет: "...со святыми упокой…". Кого со святыми упокой?! Самоубийцу?! Который к тому же годами презирал Церковь Христову, равно как и его родители, начавшие креститься, только когда грянул страшный гром?

Святитель Иннокентий Иркутский, согласно, между прочим, апостольским правилам, спрашивал родственников, привозивших в церковь на отпевание покойников: "А когда он в последний раз был на службе?" - "Где-то полгода назад".– "Берите гроб. Мы таких отпевать не имеем права".

Церковь молится только о своих членах, но практически всегда до самоубийства доходят люди, давно самовольно отсекшие себя от тела Церкви. Господь говорил: "Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают" (Ин.15:5-6) – в них и великое утешение для верных христиан, и страшное предупреждение для маловеров и отступников.

Вот два письма архимандрита Иоанна Крестьянкина, духовника Псковско-Печерского монастыря:

"Дорогая о Господе А.! Поминать и молиться в церкви о маме нельзя Вам, ибо есть каноны, которые преслушать нельзя. Преслушание повлечет за собой страшные для непокорного последствия. Он сам отдаст себя во власть врагу. А вот что возможно - об этом пишет владыка Вениамин. И мы посылаем Вам Канон о самовольно живот свой скончавшем. Почитайте дома 40 дней ежедневно этот канон, а молитву Льва Оптинского читайте о маме всю жизнь. Еще подавайте о маме милостыню нуждающимся. Больше ничего сделать нельзя. Если даже кто-то и даст Вам разрешение на молитву в церкви, то это будет во вред и маме и Вам самой , ибо каноны Церкви никто отменять не может. А послушание им преклонит Господа на милость к Вам и к маме. Храни Вас Господь!".

"Раба Божия В.! Нельзя безнаказанно нарушать каноны церковные. О своем брате молиться в церкви Вы не можете. Зря хлопотали Вы о его отпевании, теперь хоть прекратите собирать себе на голову гнев Божий . О самоубийцах молиться можно только дома, и ни как нельзя подавать о них в церкви ни на Литургию, ни на панихиду. Господь им судья, а Вы страдаете на непослушание".

Маниакальное упорство сродников самоубийц нередко вызнано подсознательным желанием переложить всю ответственность за дальнейшую судьбу своего убившегося чада на Церковь. Между тем наибольшая вина лежит, прежде всего на родителях, живущих в безверии, и не давших должную веру с малого возраста своему ребенку, на которую он мог бы легко опереться в трудную минуту.

Поэтому правильнее самим взять на себя ответственность, и самим келейно (в домашних условиях) взять на себя молитвенный подвиг (но не самочинно, а благословения и при определенных условиях) , с верою, что Господь даст определенное облегчение душе самоубийце.

Однако здесь не все так просто...

Молитесь, но осторожно

В течение последних лет имеют хождение несколько брошюрок, в которых содержится поминовение на домашней молитве о самоубийцах с каноном "О самовольна живот свой скончавших" и молитвой преподобного Льва, старца Оптинского. Это издание некоего московского прихода (кстати, напечатанное без благословения Святейшего Патриарха); издание Свято-Успенского Псковско-Печерского монастыря (тоже без архипастырского благословения); этот канон и молитва вошли в книгу, изданную Сретенским монастырем - "Молитвы об усопших" (издание лично не видел, и благословлено ли оно Святейшим Патриархом не знаю). Небольшая книжица "Как молиться о самоубийцах", которая является копией первых двух с рядом дополнений, издана в 2004 году по благословению архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона.

Не смотря на то, что создатель канона митрополит Вениамин (Федченков) был замечательным подвижником Православия XX века, в докладе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе в 1997 году http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=50&did=40 говориться "Необходим больший контроль за изданием и введением в употребление новых литургических текстов во избежание таких недоразумений, как издание одним московским приходом сомнительного с богословской и канонической точки зрения "Канона о самовольне живот свой скончавших". Действительно, обращает внимание на себя то, что все молитвенные последования о самоубийцах, которые ныне рекомендуются при определенных оговорках для келейного (домашнего) чтения относятся только к последнему столетию. В обстоятельном дореволюционном руководстве для священнослужителей того же С.В. Булгакова, к сожалению, нет разъяснений каким образом должно совершатся домашнее поминовение самоубийц, кроме разве:

"...Самарской духовной консисторией в 1894 году отказ одного из причтов в погребение по православному обряду женщины, удавившейся в пьяном виде, был признан правильным; причем местным Преосвященным на этом постановлении консистории была положена такая резолюция относительно означенной женщины "разрешаю лишь совершать поминовение, с милостынями в память ее , а отпевание ее по чину православному не решаюсь разрешить"".

Единого соборного церковного мнения о ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ молитвенного келейного (домашнего) поминовения душ самоубийц,
для облегчения их состояния в аду, а то и спасения их из ада НЕТ

В одной из брошюр, в которых рассматривалось возможность поминовения самоубийц, приводился один дореволюционный рассказ.

"В городе Бузулуки, что около Оренбурга, одно время жил богатый человек. Был у него любимый сын. По тем временам нашли ему невесту, и она была ему не по душе. Хотели женить, и он от обиды повесился. Для родителей это был страшный удар. Они люди верующие, во многие храмы подавали и в монастыри – просили молиться. И все отказывались. Поехали во святой град Иерусалим, и там отказались. Святая гора Афон отказалась… Нашли одного затворника, который посоветовал им на свои средства на колокольном заводе отлить самый большой колокол и пожертвовать в церковь. Так и сделали. Когда епископ стал колокол освящать, ударил в него 12 раз, как положено, звук пошел тяжелый, заунывный, и епископ сказал: "нельзя звонить им ни в праздники, ни в пост, а только когда выносят покойника". Стенки колокольни часто запотевали, от этой влаги постоянно гнил пол на колокольне и его часто меняли. А потом пришло письмо со Святой Горы, в котором было написано: мы пытались молиться за самоубийцу, но Господь не принимает наших молитв, не принимает Он и колокольного звона… Колокол сняли и погребли в земле".

Юноша, покончивший с собой, был молод, крещен, думается, как и все тогда, куда чаще современных христиан-маловеров посещал богослужения, принимал Святое Причастие, постился, исповедовал свои грехи перед священником, да и, судя по тогдашним нравам, вряд ли он тяжко грешил. И что же помилован был этот юноша? Это, увы, сейчас молодежь проходит к двадцати годам жизни все круги ада: безверие, ненависть к родителям, прелюбодеяние, аборты, зависть, ложь, наркотики, сквернословие, увлечение оккультизмом… А ведь с человеческой точки зрения даже такое невероятное усердие родителей - попробуйте в XIXвеке объехать все Европу – уже, казалось бы, заслуживает внимание и снисхождение Бога. Однако Господь в чем застанет, о том и судит….

С другой стороны архимандрит Иоанн (Крестьянкин) , духовник Псковско-Печерской обители в одном из писем матери, чьей сын покончил собой писал: "А вот о сыне молиться в церкви действительно нельзя - таково определение Священных Соборов святых Отцов, такова каноника. Молится же дома, всей душою скорбящей и израненной предстоит Богу, надо непременно. А ответ - дело Божие, мы его предугадать не можем и решить за Бога не можем. Сохранив послушание Церкви, оставьте в душе надежду на милость Божию к своей материнской молитве. Читайте Канон за самовольно жизнь свою прервавшего (написанный митрополитом Вениамином - прим. МС), по возможности и с желанием. Первый раз постарайтесь читать 40 дней ежедневно. А молитовка, которая есть в каноне, пусть утешает Вас ежедневно, и она поможет сыну. Хорошо подавать за сына милостыню нуждающимся. надежда с верой - светильники в жизни нашей. А Господь - милость и любовь. На это и надеемся".

Все эти поминовения, собранные в указанной брошюрке являются лишь частным мнением отдельных членов Церкви. Их праведность и святость, увы, не является гарантией правильности их советов, согласованности с Божьей волей. К сожалению, у нас ныне полно людей, слепо отождествляющих мнение благочестивого старца или подвижника с мнением самого Бога, вроде "слова старца – это слова Бога".

Иероним Босх. Фрагмент триптиха "Страшный суд" - правая створка "Ад", 1504 год

Не всякая черная душа может отбелиться Божьей милостью и благодатью

Святой апостол Иоанн, апостол "любви", как его иногда называют в Церкви, заповедовал: "Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти…", однако предупреждал тут же "…есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился" (1Ин.5:16), то есть люди, находящиеся в таком падшем состоянии, что всякая молитва об их спасении тщетна .

Или вот – "Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа" (1Кор.16:22). Страшные слова!

Евангельские Писания и апостольские послания не дают основания считать, что Христос может спасать людей насильно, и души человека, который не позаботился очистить ее сам при жизни через покаяние и веру во Христа, вряд ли Господь может очистить, даже если об этом горячо молятся родственники.

Архимандрит Амвросий (Юрасов) приводит такой рассказ:

"Господь не желает смерти грешника, и кто обратится к Нему - спасается. Он всех призывает к покаянию, Он всех любит и желает, чтобы ни одна душа не погибла. Недаром Сам Господь принял плоть человека, сошел на землю и пострадал за нас. Это означает, что Он пострадал за всех, сколько людей было, есть и будет в мире.

Но человеку дана свободная воля - покаяться, принять в себя живого Христа, или отвергнуть Его.

Когда я служил в Преображенском соборе, часто приходилось выезжать на требы по городу. Однажды поехал на один вызов; вхожу в квартиру, меня встречают, говорят: "Батюшка, вот здесь мужчина - ему 51 год, звать Анатолий - его надо бы и пособоровать, и причастить". Я зашел, смотрю: после операции лежит больной, ему кишку вывели в живот. Рядом бутылка с водой, на ней соска. Постоянно у него губы сохнут, он эту соску во рту держит. Спрашиваю:

-Анатолий, ты, когда исповедовался?

- Никогда.

- А желаешь поисповедоваться, причаститься?

- А мне не в чем каяться!

- Ну, как же? Ты же в церковь никогда в жизни не ходил, Богу не молился, матом ругался, пьянствовал, курил, дрался, жил невенчанный с женой. Вся жизнь - сплошной грех.

- Я в этом каяться не хочу!

А женщины, рядом стоявшие, говорят:

- Анатолий, как же?! Ведь ты же согласился, чтобы священника вызвать. Тебе надо покаяться - тебе сразу станет на душе хорошо.

- Не хочу каяться.

Я с ним беседовал, потратил 20 минут, говорю:

- Сейчас - представь себе - к тебе пришел Сам Христос в Святых Тайнах, ждет от тебя покаяния. Если ты не покаешься и не причастишься, умрешь - душу твою заберут злые духи. И рад бы потом покаяться, рад бы исправиться - а такой возможности у тебя уже не будет. Надо каяться, пока живой.

- Что заслужил - то и получу! - говорит.

Я беседовать закончил, стал одеваться. А женщины (соседки) стали убеждать его, говорят: "Анатолий, одумайся - что ты говоришь! Ведь так важно каждому человеку (особенно больному) покаяться перед смертью!" А он им говорит:

- Вы меня не уговаривайте.

Я оделся:

- Ну, до свидания. Если он пожелает исповедаться - дадите знать, мы приедем.

А одна из них подходит:

- Батюшка, в последний раз поговорите с ним: вдруг да согласится. Я подошел, сел около него:

- Ну, Анатолий, желаешь каяться или нет?

Он молчит. Смотрю, а у него глаза стекленеют. Я говорю:

- Да он умирает.

Женщины:

- Как? Он же чувствовал себя хорошо!

- Он умирает, - смотрю: он вздохнул три раза - и душа вышла. Конечно, эту нераскаянную душу забрали бесы. Вот где страх, ужас! Ведь человек ушел из этого мира в Вечность. Биллионы лет пройдет страданий в огне - это только начало, конца никогда не будет. А такая была прекрасная возможность покаяться! Не все люди сподобляются, чтобы к ним пришел священник, принес Святые Тайны - Тело и Кровь Христовы... Вот, такие страшные бывают смерти".

Может ли Бог спасти такого не желающего спастись человека? И кто поручится, что самоубийца на момент смерти не имел такое же отношение к Богу и Его Церкви?

Некоторые могут резонно заметить - что тут разводить демагогию - полезно или неполезно молиться домашней молитвой за самоубийц, по христианскому милосердию и состраданию нужно обязательно молиться за таковых, а Господь рассудит. По первому впечатлению такие суждения кажутся оправданными. Однако...

Молясь, готовься к серьезным искушениям

Настоящая молитва - это не экстатическая медитация, это труд, а молитва за самоубийц, некрещеных людей и великих грешников - это тяжкий труд ! Во время которого вы столкнетесь с сильными духовными искушениями и ухудшением здоровья не только самого молитвенника, но возможно всех членов его семьи.

Есть основания считать, что, воспринимая память о душе усопшего, молящийся вместе с тем делается как бы общником и его душевного состояния, входит в область его душевных томлений, соприкасается с его грехами, неочищенными покаянием.

Если усопший был православным христианином и когда-то в земной жизни обращался к Богу с молитвенной просьбой о милосердии и прощении, то молящийся о нем теми же молитвами преклоняет к нему Божие милосердие и прощение. А если душа перешла в иной мир в настроении, враждебном к Церкви? Как можно, молясь за некрещеного или крещенного, но отошедшего от веры, допустить себя до некоторого прикосновения к тому богоборческому настроению, которым душа их была заражена? Как воспринять в свою душу все те насмешки, хулы, безумные речи и помыслы, коими были полны их души? Не значит ли это - подвергать свою душу опасности заражения такими настроениями? Обо всем этом должны подумать те, кто упрекает Церковь в немилосердии.

Показателен случай из жития святого преподобного Серафима Саровского, он рассказывал, что ему удалось вымолить какого-то великого грешника, так вот после этого, он великий праведник, монах, тяжко проболел несколько месяцев.

Что же ожидает не столь праведных христиан, как св. Серафим Саровский, взявшихся своими молитвами "спасать" дорого им родственника, убившего самого себя?! Большие искушения и проблемы со здоровьем.

Опыт свидетельствует, что с началом келейного молитвенного поминания даже не о самоубийце, а об некрещеных родителе, умершем, увы, в безверии, практически чуть не сразу накатывалась болезнь на молящегося, потом на жену (мужа), а далее - на детей. Господи, помилуй! Мне известна женщина, которая усердно молилась за своего некрещеного отца во время беременности – дело закончилось выкидышем.

Один из уфимских священников мне рассказал случай, когда в уже далекие советские годы молодой человек, начавший усердно воцерковляться, по своему чрезмерному усердию, решил спасать души покойников, чьи тела лежат на Демском кладбище около г. Уфы. Там он составил большой список с именами усопших, и молился об упокоении всех подряд. В семье начались дикие скандалы между ним и женой, дело доходило до развода, его уже взрослые дети пустили во все тяжкие грехи; конечно, появились болезни, не в лучшую сторону изменилась духовная жизнь этого человека. Святой преподобный Моисей Уфимский, к которому этот христианин тогда обратился за советом, первым делом спросил его, за кого он молится. Когда тот рассказал о своем молитвенном "подвиге", первые слова преподобного были совсем не библейские: "Ты что дурак?!", и после строго запретил ему это делать, указав на то, что там много тяжких грешников: самоубийц, безбожников, пьяниц и т.п.

Молиться о некрещеных в Православии родственниках тоже не просто

Разговор о некрещеных людях был начат не случайно. На практике оказывается, что человек не только самоубийца, но и нехристианин.

Хорошо известен канон к св. мученику Уару за некрещеных людей. Однако мало кто внимательно прочитал сопровождающий этот канон рассказ о том, как по молитвам этого праведника был помилован один некрещеный юноша, и осмыслил рассказанное в житие.

Юноша-то этот, во-первых, был юношей, простите на каламбур, а значит, в силу своего возраста не успел нагрешить во множестве и тяжко; во-вторых, судя по всему, был благочестив; в-третьих, имел очень благочестивую мать-христианку (согласитесь, это немаловажно); в-четвертых, знал о Христе, и, видимо, готовился принять Святое Крещение, но не успел (раньше христиане ходили в оглашенных не неделю - другую, а месяцы, а то и годы); в-пятых, оглашенные в те времена обязательно искренне каялись в своих грехах, пусть даже и без исповеди священника, поэтому кто мне возразит, что такое искренне покаяние в грехах не душеполезно и бесполезно? К чему, я собственно, веду? Такового благочестивого юношу, сына благочестивой матери-христианки, уже благорасположенного ко Христу, святому Уару не стоило труда вымолить перед Богом.

Теперь представим, например, умершую в преклонном возрасте женщину, жившую в безверии, богохульничавшую, блудившую, делавшую аборты, приворовывающую (кто в советские времена не воровал?) и т.п., короче, с великим множеством всевозможных нераскаянных грехов. На что можно надеяться, пытаясь молиться об ее спасении к святому ходатаю Уару?!

Однако душа родственников все же в отчаянии мятется, неужели совершенно нельзя спасти или улучшить положение, самоубийц, равно как и некрещеных сродников?

Если беременна супруга, если в семье есть грудные и малые дети – КАТЕГОРИЧЕСКИ ВОЗДЕРЖИТЕСЬ от домашней молитвы за самоубийц и некрещеных, тем более за некрещеных самоубийц во избежание проблем со здоровьем у малых членов семьи, беременных и кормящих женщин.

Если все выше указанные условия к Вам не относятся, конечно, Вы можете попробовать дерзнуть на этот домашний молитвенный подвиг. Однако ОБЯЗАТЕЛЬНО возьмите благословение у священника, и если тот откажет, не бесчинствуйте – это добром не закончится, и помните "послушание больше поста и молитвы".

Лучше начать свой молитвенный подвиг, наложив на себя пост (обязательно по благословению!) или же во время многодневных постов, если течение непосредственно сорока дней после смерти келейно о таких покойниках никто не молился. Преподобный Нектарий Оптинский советовал молиться вместе одновременно как минимум сразу трем христианам. Перед и во время того, когда вы молитесь, исповедуйтесь и часто принимайте Святое Причастие, лучше даже еженедельно (опять же по благословению). Ежедневно вкушайте частицу просфоры и святую воду. Закажите сорокоуст о здравии себя и близких членов семьи. Помните, молитва о самоубийцах и великих грешниках - большой духовный подвиг, не творите его походя, от случая к случаю. Повторю, вполне возможно, воспринимая память о душе усопшего, молящийся вместе с тем делается как бы общником и его душевного состояния, входит в область его душевных томлений, соприкасается с его грехами, неочищенными покаянием. Естественно, ничего хорошего от этого нельзя ожидать. Даже такому великому подвижнику, как Серафиму Саровскому, тяжело обошелся молитвенный труд о каком-то тяжком грешнике.

Есть еще один, думается, очень благочестивый и правильный способ сникания милости у Бога за какого-либо человека. Читайте наравне с молитвами Евангелие о спасение его души по одной – две главе в день – "Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим.10:17). Откуда возьмется спасительная вера во Христа у умершего некрещеного и маловера самоубийцы, если тот не знает "слова Божия" ? Увы, это наша общая беда - многие православные христиане, даже бабушки, участвующие в богослужениях чуть ли не каждый день, не читают, или мало читают Священное Писание.

Если вы начали молиться, и у вас, у ваших близких, детей, начались серьезные проблемы со здоровьем, немедленно оставьте ваши старания и просто смиритесь, уповая на Божью милость об участи этого души человека.

"Правосудие Божие ошибки не совершит, и этим успокойте себя, елико это возможно" - мудро писал уже упоминаемый архимандрит Иоанн (Крестьянкин) .

Смирившись с фактом самоубийства близкого вам человека, живите достойно праведной христианской жизнью с верою во Христа-Спасителя, так чтобы ваша душа воссоединилась с Господом после смерти в раю, а там уж напрямую у Него Самого узнайте Божественную волю по этому случаю. Если будет определенная польза от ваших молитв самоубийце, молитесь уже будучи в Царствие Божием усердно. Христиане просят праведных молитв у угодников Божьих, ныне предстоящих Ему в раю, о себе и умерших сродников. Так что же мешает христианину, оказавшемуся в раю, молиться самому о своей родне, находящейся в аду?

Спаситесь вы сами, и вокруг спасутся тысячи – не забывайте эти слова преподобного Серафима Саровского.

Господи, помилуй и спаси нас!

Максим Степаненко, руководитель

Миссионерского отдела Уфимской епархии

Русской Православной Церкви

Уфимские епархиальные ведомости, № 2-3, 2006. –С. 8-9.

Выбери жизнь со Христом!

"Ибо так возлюбил Бог мир,

что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоан.3:16)


"Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих…" (Втор. 30:19-20)

    В этом вопросе меньше всего нужно полагаться на собственное мнение. Испокон веков церковь не молится

    В то же время, Анастасией Цветаевой (сестрой поэтессы) четверть века назад получено благословение на отпевание Марины.

    Потому вопрос, как молиться в таких случаях, нужно решать со священником. Лучше, конечно, с тем, кто знает проблемы этой семьи, в том числе и того человека, который принял такое непростое решение. Если такого священника у семьи нет, значит, обращаться можно в ближайший (или в тот, к которому душа лежит) храм или монастырь.

    Возможно, родственникам (или близким друзьям) будет дано благословение читать

    Для горюющих родственников с недавнего времени совершается чин молитвенного утешения.

    Иногда и сами священники в келейной молитве поминают самоубиенных. В частности, упоминание об этом есть в трудах митрополита Вениамина, где можно найти и

    Конечно, самим родственникам, без благословения, читать его не следует.

    Некоторые аспекты этой темы отражены и в ответах на вопрос о поминании самоубиенных.

  • Как говорит известный богослов Алексей Ильич Осипов : Молиться за них можно и даже нужно .

    По церковным правилам не принято отпевать умышленных самоубийц. Но бывают исключения (заочное отпевание, или самоубийца перед смертью успел покаяться и получить прощение от Бога, или совершил тяжкий грех в состоянии безумия, одержимости или беспамятства).

    Молиться за самоубийцу нужно дома. Священник за него может молиться келейно. Более подробно о тех словах, что нужно произносить, можно прочитать тут.

    В селе Мугреево-Никольское (*бывшая вотчина Дмитрия Пожарского, откуда его пригласили на воеводство II ополчения*) была церковь Святого Уара (*сначала написал есть, но потом выяснил, что деревянная церковь Уара сгорела в конце 2007 года*).

    В эту церковь со всей России приезжали отмаливать самоубийц и других непрощаемых грешников: бандитов, наркоманов, проституток. А также некрещеных.

    Святой мученик Уар пострадал за веру Христа, но умер не будучи крещенным . Вот почему именно к нему идут молиться за некрещенных, самоубийц и других непрощаемых грешников.

    По некоторым данным там собираются построить новый храм Святого Уара на месте сгоревшей церкви.

    Можно и даже нужно, так как он несмотря ни на что, тоже был человеком, хотя и нарушил заповедь. Но разве нам живым его судить?!

    По канонам православной церкви самоубийц не отпевают и служб заупокойных по ним не совершает, поэтому, своя горячая молитва Господу Богу очень важна для усопшего. Как молиться? Своими словами и от сердца о том, чтобы Бог простил сего человека за то, что он сделал, чтобы у души усопшего была не плохая участь. Конечно же, можно самому и свечи ставить в храме и дома, а так же, милостыню подавать за усопшего. Подавать и говорить:Господи, прими. Ведь сам самоубийца не сможет уже ничего сделать.

    Я очень интересовалась этим вопросом,сама очень хотела поставить свечку за самоубийцу в церкви.

    Но увы,в церкви за самоубийц не молятся,не отпевают,не служат заупокойную,и свечки в церкви за самоубийцу ставить нельзя.

    Молиться и ставить свечку можно только дома.И делать это можно как можно чаще.

    Кроме того,есть специальная поминальная суббота,когда поминают именно самоубийц.

    Так же мне сказали,что из любого правила бывают исключения.И если самоубийца не здоров,то можно получить разрешение на молитву и отпевание в церкви.

    Но это нужно обговаривать с батюшкой.Не исключено,что батюшка захочет увидеть справкуо психическом состоянии человека.

    Потому что,тот диагноз,который поставите вы,может быть ошибочным.

    А дома молитесь.Кто -то же должен пытаться помочь душе самоубийцы.Ведь самоубийство считается самым тяжким смертным грехом.

Количество записей: 54

Здравствуйте, батюшка. Подскажите, пожалуйста, можно ли молиться в церкви за самоубийцу (было разрешено отпевание), т. е. ставить свечи за упокой, подавать записки.

Наталья

Наталья, в церкви молиться за самоубийц нельзя. За них молятся только близкие родственники в домашней молитве по особому благословению. То отпевание, которое Вам разрешили, не есть собственно отпевание, это особый чин. Поэтому для более подробного рассмотрения обратитесь к тому священнику, с которым решали вопрос об отпевании.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка! Надо ли брать благословение на раздачу милостыни за самоубийц? Спасибо.

Оксана

Лучше взять благословение.

диакон Илья Кокин

Батюшка! Прошу помощи, не знаю вашего имени. Мне три дня снятся родные покойники. Мне 35, но я дважды вдова... И на мой век пришлось хоронить и родственников. Дело в том, что во снах (за последние 5 лет) я даже письма получала от супруга умершего. Последние дни приснились все! Я не умалишенная. Какую молитву читать или как вести себя в церкви, если один из покойников был самоубийцей?

Евгения

Здравствуйте, Евгения. На снах не фиксируйте внимание. Сновидение - это естественное свойство мозга, не более того. Не надо искать ничего мистического в снах, иначе подпадете под влияние бесов. Не обращайте внимания на аргументы, по-видимому, доказывающие информативную ценность снов, это игра со спичками на пороховом складе. Проснулись, умылись, и на молитву, сонных видений не вспоминайте, они сами рассеются. Со временем научитесь забывать сон в тот момент, когда открываете глаза. Молится о самоубийцах можно так: «Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя».

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте! Можно ли справлять 9 и 40 дней самоубийце?

мария

Дорогая Мария, молиться о самоубийце могут лишь близкие родственники и те, кто добровольно желает взять на себя подобную ответственность. Поэтому в храме поминовение о самоубийцах не совершается. Что до поминальной трапезы, то традиционно ее не совершают по самоубийце. Лучше будет, если родственники самовольно прервавшего свою жизнь в эти дни усилят о нем молитву, а также раздадут милостыню. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Говорят, что отдать свою жизнь за другого человека - это не самоубийство, а совсем наоборот. Со стыдом перед Богом, но все же надоело жить, прекрасно понимаю, что самоубийство (особенно для православного) - это страшнее не найти. Понятно, что или здесь, или в ад. Может, мне лечь в больницу и отдать другому человеку какой-нибудь орган, спасти от смерти тем самым? А мне простится тогда моя выходка с противлением Воли Божией. Я много перебрал в мыслях способов суицида и их реализации, а тут такое пришло в голову... Чем не самопожертвование? Не больно и не страшно и, может быть, не так грешно?

Сергей

Глупые, Сергей, мысли! Жертва не будет принята, если Вы свою жизнь не цените! Дело не в «технике», а во внутреннем состоянии, в депрессии, разочаровании, нежелании жить. Тут без греха не обошлось? Вам нужна серьезная исповедь, и, думаю, помощь психотерапевта. Помоги Вам Бог преодолеть разлад с собой и жизнью. Думаю, если есть жертвенность, то еще не все у Вас потеряно. Обычные самоубийцы – конченные эгоисты. Вы – не такой. Живите, служите близким. Храни Христос!

протоиерей Максим Хижий

Можно ли надеть на тело самоубийцы нательный крест?

Константин

Дорогой Константин, а смысл? Зачем надевать крест на шею того человека, который сам отказался от жизни во Христе? Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Батюшка, у меня такой вопрос: почему в церкви отказали крестить ребенка, отец которого покончил жизнь самоубийством? Объяснили, что за нее можно только молиться, но не крестить. Как так? Неужели Иисус так же отказывал в крещении всем верующим, тем более детям, ребенок же неповинен в смерти своего отца, тем более такой.

Галина. Хабаровский край.

Здравствуйте, Галина. Мне кажется, что Вы не владеете подлинной информацией. Скорее всего, матери предложили вместе с крестными пройти курс катехизации, а уже потом заводить разговор о крещении. Факт самоубийства отца не препятствует крещению ребенка, но указывает, что в этой семье христианства никакого нет. А желание крестить продиктовано какими-то смутными причинами. Поэтому крещение лучше ненадолго отложить, и сначала озаботиться собственным воцерковлением.

иерей Александр Белослюдов

Прошу Вас, батюшка, помогите, мне надо знать ответ на мой вопрос. Дуреха я, прочитала в книге, как можно мужа удержать заговором. Что мне делать, как грех снять? Люблю его... 20 лет вместе, дочь есть. Но женщины у него постоянно, не могу прощать, до суицида доходит. Однолюбка я.

Дарья

Здравствуйте, Дарья! Колдовство – это грех серьезный. Нужно принести в нем искреннее покаяние на исповеди и, если батюшка назначит епитимью, со смирением выполнить ее. Надо не прибегать к заговорам, а усердно молиться Богу о муже. Да, это тяжелее, чем выполнить какое-то магическое действие. Но в этом труде мы являем настоящую любовь к ближнему. Видя наше усердие, Бог помогает нам и подает просимое. Подавайте за мужа поминание о здравии на Литургии и на псалтири, заказывайте за него молебны и молитесь усердно дома. Помоги Вам Господи!

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка. У меня случилась беда с моей девушкой, я познакомился с ней полгода назад, все хорошо было до недавнего времени, когда с ней произошло следующее. Она стала слышать различные голоса, которые не дают ей покоя, ругают ее, пугают, хотят довести до суицида, говорят пошлые вещи о ней, хотят нас разлучить, она не может спать из-за этого, ее мучают кошмары по ночам, мысли путаются. У нее это было раньше 1,5 года назад. Она лежала в психоневрологическом диспансере, где ее пичкали таблетками, чтобы она спала, через месяц выписали и поставили на учет, было все хорошо. Батюшка, подскажите как мне быть в этой ситуации, где искать помощи, в больницу я не верю, она крещеная, но крестик не носит, говорит, не любит ничего лишнего на теле, я ее заставить не могу. Заходили на днях в храм, поставили свечи за здравие, хотели поговорить со священником на данную тему, не получилось, так как у него началась служба, нам сказали что нужно ловить момент, чтобы по-говорить с батюшкой, но у нас времени было мало. Подскажите, пожалуйста, как нам быть, как избавится от этих голосов, откуда они появляются внезапно, помогите пожалуйста, батюшка!

Максим

Здравствуйте, Максим. Я не психиатр, всех нюансов не знаю, но, судя по тому, что она шарахается от креста, без "рогатой братии" тут не обходится. А они всегда там, где есть грех. Берегитесь греха, особенно блуда. Встречу со священником надо назначить. Встретьтесь с ним предварительно сами, изложите ситуацию, и договоритесь, когда можно привести Вашу подругу. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Добрый день! Меня зовут Алексей, мне 28 лет. Я не знаю, что в моей семье происходит, что со мной происходит. Неудачи и болезни преследуют меня, я уже перенес две операции и несколько болезней за небольшой отрезок времени. В семье хаос, у всех в одно и тоже время начались болезни разные, неудачи, сплошная черная полоса! У папы рак обнаружили, и дальше продолжается! Как жить дальше? Я теряю веру в Бога, я, конечно, редко в церковь хожу, но молюсь регулярно! Не думаю что, проблемы в том, как часто я посещаю церковь. Я очень от всего этого устал, прямо жить неохота! Бога я не слышу и не вижу, чудес его не вижу! Вижу только счета за лекарства и т. д. Где Господь? Как Его услышать? Суицид - это не выход, но сколько я еще протяну с этими болячками? Все в жизни идет не так, только карьера продвигается. Во всей стальной жизни все ломается. Где Господь, помоги мне! Что мне делать? Спасибо!

Алексей

Здравствуйте, Алексей! Чаще всего болезни – следствие нашей греховной жизни. По учению святых отцов, скорби и болезни Бог попускает для нашего блага, для того, чтобы мы сами увидели свои недостатки и слабости, а увидев их, начали с ними бороться, закалили свою волю в духовной борьбе, победили в себе грех и очистили таким образом свою душу для Царствия Небесного. Начать нужно с глубокого искреннего покаяния и последующего исправления своей жизни. Найдите духовника, священника, которому Вы могли бы исповедоваться, и который помог бы Вам встать на правильный путь. По мере выздоровления души, и тело будет укрепляться, и в жизни все постепенно встанет на свои места. Помоги Вам Господи!

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте. Батюшка, подскажите: вот за последний год в моей жизни произошло много трагических событий - попала в аварию и чудом выжила, ребенок серьезно заболел, и вот, в июле умирает отец (покончил с собой). Я понимаю, всё это мне за грехи, или для чего-то нужно пройти. Но я теперь боюсь всего, боюсь жить. Я хожу в храм, много думаю о Боге, ценности поменялись, конечно, но я и раньше старалась жить достойно. С мужем живем хорошо, 2 детей, и за всё это я благодарю Бога. Знаю, что многих духовных вещей мне не достигнуть, а к этому надо стремиться. Вот поэтому я думаю, что неужели я так и буду страдать? Спаси Вас Господи!

Надежда

Надежда, не надо думать, что жизнь – это только страдания, что Господь – это какая-то карающая, немилосердная сила. Все вовсе не так. А те беды, что происходят с нами и нашими ближними, происходят по зависти дьявола. Правда, дело в том, что этому дьяволу люди сами иногда позволяют внедряться в свою жизнь – грехами, страстями, леностью к спасению. Но даже и без этого он очень активен, завистлив и силен. Не бойтесь бороться с ним: нас Господь создал, чтобы мы растоптали его здесь, на Земле, и одержали вечную победу на Небе. Господь милосерден к любому человеку, никому не хочет боли или страданий, но иногда попускает нам, упрямым в своих страстях, столкнуться с плодами наших дел и на время, слегка позволяет нам побыть наедине с бесами, которым мы своими страстями служим, чтобы мы одумались и посмотрели, каково это. Не бойтесь, беды – плоды наших дел.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! В следующем году планирую поступить в Волгоградскую академию МВД. Процедура поступления очень сложная, нужно собрать много документов, пройти много инстанций и т. д. Не гарантирую, что пройду медосмотр... Но поступить и стать офицером полиции я мечтаю уже лет 5-6! Уже много для этого сделала. Но постоянно преследуют депрессивные мысли о том, что не поступлю, не пройду медкомиссию, не будет разнарядок, будут проблемы с документами и т. д. Доходит до глубокой депрессии, часто бывают мысли о суициде, так как служба в полиции - это смысл всей моей жизни! Нигде не нахожу утешения (в силу жизненных обстоятельств), только когда смотрю, как обычные люди борются со злом, порой ценою своей жизни... Я очень хочу служить своей Родине, хочу помолиться Святым о помощи в поступлении на службу, но не знаю, каким именно. Подскажите пожалуйста.

Анастасия

Здравствуйте, Анастасия! Мысли о суициде посещают Вас из-за Вашей гордости и неверия в Промысл Божий. Вы хотите поступить в Академию во что бы то ни стало, потому что Вы так решили. Получается, в Вашей жизни Вы не оставляете места Богу, не даете Ему возможности помочь Вам. А ведь мы – всего лишь маленькие человечки и ничего своими силами, без Бога сделать не можем. И наоборот: «Все могу во укрепляющем мя Иисусе Христе» - восклицает святой апостол Павел (Фил, 4;13). Пойдите в храм, исповедуйтесь, причаститесь, закажите молебен «на всякое доброе дело» или святителю Николаю Чудотворцу и с Божьей помощью готовьтесь усердно к поступлению. Можно с благословения священника читать акафист святителю Николаю или преподобному Сергию Радонежскому. Если есть на то воля Божия, то Вы обязательно поступите, если же нет – значит так для Вас полезнее.

иерей Владимир Шлыков

Скажите, пожалуйста, почему сына Золотухина отпевали, ведь он самоубийца? Уж не говорю о Цветаевой. А мне о моем дедушке и помолиться в церкви нельзя? Почему?

Анастасия

Вопрос об отпевании самоубийц решает епископ или его представитель в епархиальном управлении. Вы тоже можете обратиться с такой просьбой в свою епархию, указав в прошении обстоятельства трагедии. Возможно, что у Вас есть причины, которые позволят отнестись к вашей просьбе об отпевании или поминовении в храме снисходительно. Например, психическое расстройство покончившего с собой. В случае с Мариной Цветаевой все не так однозначно: ее могли убить (или довести до смерти) сотрудники НКВД. Думаю, что в этом главная причина снисхождения. А ситуация в семье Золотухиных –дело личное, они не обязаны отчитываться перед всем миром о своей беде, достаточно перед священноначалием. Вы должны также понимать, что ни отпевание, ни поминовение автоматически рай не открывает усопшим. Отказ от отпевания – тоже еще не приговор к аду. Просто церковь отдает этот вопрос на суд Божий.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте! Помогите мне, пожалуйста! Дома я не могу приласкаться к маме, она слишком сильно устает на работе и при первой моей попытке положить ей голову на колени, она вскакивает и говорит, что она уставшая, голодная или что-то в этом роде. С папой несколько иначе, но, увы, не лучше... У папы есть нетбук, и он всегда в нем что то ищет, а еще есть телевизор с каналом НТВ, на котором он смотрит стрелялки и боевики. Даже когда я прошу помочь мне с геометрией и алгеброй, он говорит: "Садись, решай сама, если не получится, объясню". И когда задаю вопрос ему, он не всегда меня слышит и отзывается. Открыт он только тогда, когда с мамой ссорится, и я нахожусь в комнате. И все то, что он думает о ней, он говорит вслух, выливает все на меня. Я становлюсь емкостью для ругани. Если у мамы проблемы на работе, она отыгрывается мне. Мне не хватает тепла, любви, ласки. Может, родители думают, что я уже взрослая, и уже должна скоро "улететь из гнезда?" Я никогда раньше не делилась своими бедами, я уже однажды получила упрек за жалость к себе. И я терпела. Пока не поняла, что довела это все до депрессии, поймала себя на мысли о суициде. Глупо, верно? Я и сама это считала глупостью, говорила сама себе, что это грех, что это никому ничего не докажет, но детское "вот умру, и тогда поплачете" еще живет. И меня пугает, что я продумала все до мельчайших подробностей, вплоть до того, какие слова напишу в той роковой, последней записке. Прочла много книг по психологии и очень расстроилась, что родители не интересуются такой литературой, мама читает православные книги, из которых ничего не извлекает и не претворяет в жизнь, папа совсем перестал читать. Я не знаю, как мне поступить... Они не слышат, не видят, не чувствуют меня, я не могу им сказать напрямую, в чем нуждаюсь. Маму я боюсь, а папа наобещает, а потом забудет через 3 минуты. А я устала расти как сорняк, цепляясь корнями за жизнь, даже когда втаптывают в землю. Устала расти без любви. Помогите советом! Духовника у меня еще нет. Спаси Господь!

раба Божья анна

Аня, дорогая! Начну с того, что родители, конечно, с ваших слов, ведут себя не совсем верно. Увы, так в жизни бывает. Но родителей не выбирают, они нам даны от рождения. А где же Ваши друзья, подруги, близкие – неужели вокруг Вас пустота и нет близкого человека? Духовника нет, но можно просто подойти к священнику, поисповедоваться (особенно в мыслях о суициде), попросить, чтобы за Вас помолились (и я Вас помяну о здравии на службах Рождества Богородицы и св. Богоотцов Иоакима и Анны (родителей Девы Марии). Думаю, что стоит пообщаться с хорошим психотерапевтом, поговорить о депрессии – «застывших чувствах». Надеюсь, что Вы поспешили поставить себе неверный диагноз. У Вас, думаю, юношеские нервы и переживания. Кстати, тоже ведь эгоистичные… «Меня не любят, не гладят, не понимают, я как сорняк». А может, Вам маму пожалеть в домашних ссорах, помочь ей, за папой поухаживать, постараться родителей мирить… Может, все и наладится?

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте, 23 сентября будет 40 дней, как умерла моя подруга. Причина смерти - падение с высоты с непонятными намерениями, до сих пор не готовы результаты следственного эксперимента. Ведется следствие, батюшка отказался ее отпевать. Я ее хорошо знала и уверена, что это не самоубийство. Она мне снится постоянно, куда обратиться, чтобы ее согласились отпевать?

Екатерина

Здравствуйте, Екатерина. Сначала дождитесь официального заключения следствия. А уже по его результатам будете действовать. Если будет доказано, что ей никто не помог упасть, а она сделала это сама, то отпевание невозможно, самоубийц не отпевают. Исключения составляют те случаи, когда есть доказательства невменяемости человека на этот момент жизни. Для этого понадобится соответствующее медицинское заключение и благословение архиерея. Если следствие докажет, что имело место убийство или смерть от несчастного случая, то любой священник совершит отпевание и без специального разрешения архиерея.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте. Планировали свадьбу 4 месяца. Потратили немало сил в поисках денег. Уже все подготовили. Назад дороги нет (лично для нас). Через месяц свадьба, и вдруг узнаем, что дед моей невесты повесился! Можно ли не отменять свадьбу? 40 дней к тому моменту не пройдут. Нам предлагают отменить, но мы не хотим, так как очень долго к этому шли и переносить не получится, а отменять мы не хотим. Что может произойти плохого, если мы сыграем свадьбу? Спасибо.

дмитрий

Здравствуйте, Дмитрий! Все зависит от того, как Вы собирались отпраздновать свадьбу. В течение сорока дней после смерти полагается траур. Сами посудите, как родственники будут веселиться и праздновать в то время, когда их посетила такая скорбь? Ведь за самоубийцу они не смогут даже в храме помолиться, чтобы утешить себя и помочь душе усопшего. Мне кажется, это повод вспомнить свои грехи, покаяться, посетить храм, а не веселиться «на костях». Не нужно забывать, что наше непочтение к предкам обязательно вернется к нам в наших детях. Греха не будет, если вы зарегистрируете брак и скромно отметите это событие. А пышные торжества перенесите на день венчания.

иерей Владимир Шлыков иеромонах Викторин (Асеев)

Батюшка, благословите! Меня зовут Елена, 53 года. Помогите советом. У нас с мужем трое детей, уже взрослые, и двое внуков, по 2 и 4 года. Невестка не работает. Сын на двух работах. Последние полгода я заметила, что она общается через интернет с мужчинами, один из них сидит 5 лет за наркотики, другой кавказец. Вначале это была невинная переписка, а сейчас пошли недвусмысленные намеки. Открыто обсуждается мой сын в негативном порядке и их интимная жизнь. Грозится суицидом. Меня это пугает. Хотела с ней поговорить по-хорошему, но не нахожу слов. Сыну ничего не говорю, чтобы не навредить. Он очень скрытный. Старается меня лишний раз не травмировать. Ходит в церковь с детьми без жены. Она не хочет венчаться. Молюсь, чтобы Господь образумил мою невестку. Посоветуйте, как мне поступить. Нужно ли начинать разговор с невесткой, или еще подождать? Или сделать вид, что меня это не касается? Спаси Господи.

Елена

Нет, Елена, Вас это касается. Другой вопрос, откуда Вам известно о переписке невестки? Вряд ли Вы об этом узнали с ее согласия, поэтому одно упоминание о том, что Вы знаете об этой переписке, может вызвать негативную реакцию. Тут надо действовать деликатно и осторожно. Попробуйте поговорить с ней «по душам», но ни в коем случае не намекайте на переписку и какие-то сведения, которые Вам известны из нее. Попробуйте посоветовать невестке обратиться к семейному психологу, раз Церковь пока не является для нее авторитетом.

диакон Илья Кокин

Добрый вечер, батюшка. У меня вопрос такой. Мои родители живут в небольшом селе (около 500 человек). В конце апреля этого года в селе хоронили парня 33 лет, которого нашли повешенным. Сделал это он сам, либо кто-то совершил это преступление, неизвестно. Но после его похорон началась целая череда смертей, причем с периодичностью неделя-две, и так уже ушло 9 человек. В селе говорят, что если в течении 40 дней после похорон кто-то умирает, то обязательно будет еще кто-то. Возможно ли как-то остановить эту цепочку, и что жителям нужно сделать для этого? И может ли быть во всей этой истории какая-то взаимосвязь? Заранее благодарна за ответ!

Елена

Елена, эти поверия, к сожалению, настолько омрачили умы наших соотечественников, что они скорее будут верить во всякую чушь, как древние язычники, чем в Бога. Веры православной и ее основ никто не знает, а про всякие "цепочки смертей" знают все. Нет в этих фактах никакой взаимосвязи - ни с датами, ни с цифрами. Над всем простирается промысел Божий, Господь всем руководит, и кого когда к Себе призвать на Небо, на Суд, зависит только от Его воли и того, как сам человек жил на земле. А жителям села намекните: не будете молиться ходить в храм, так Господь вас, бестолковых, и всех может прибрать потихоньку, все равно никакого духовного плода не приносите - не спасаетесь, а лишь всякую ересь распространяете. Так и скажите, откровенно. Бог Вам в помощь!

игумен Никон (Головко)

вперед
CTRL →

Запрет церковными канонами «приношения и молитв» за лишивших себя жизни объясняется тем, что своим поступком человек сознательно отторг себя от общения с Господом. О справедливости этого правила говорит духовный опыт подвижников, которые, дерзнув вознести молитвы о самоубийцах, подверглись бесовским искушениям и испытаниям непреодолимой тяжести.

В былые времена данное правило распространялось на тех, кто не входил в число приверженцев церкви. Сегодня зачастую жизнь самоубийством оканчивают люди крещенные. Однако на протяжении всей их жизни им не удалось получить надлежащего христианского воспитания, что не позволило им войти в число полноценных церковных прихожан.

Эти люди завершают свою жизнь подобным образом не потому, что у них имеются противоречия с церковью, а вследствие наличия противоречий в своем внутреннем мире. К числу самоубийц принято относить и следующих людей:

  • Чью жизнь была прервана при участии в дуэли.
  • Давших согласие на то, чтобы к нему была применена эвтаназия.
  • Убитые при совершении разбойных действий.
  • Погибшие при занятиях экстремальными видами спорта. Ведь им был понятен риск подобных занятий и возможный смертельный исход.

На их отпевание в церкви наложен запрет, также, как и на поминовение в церковной молитве и на панихидах. Для захоронения самоубийц не выделяется место возле храма. К этой же категории можно также отнести людей смерть которых наступила от злоупотребления алкоголем, наркотиками и токсикомании, так как они понимали к чему ведут их злоупотребления.

Исключение сделано церковью для людей, совершивших суицид находясь в состоянии психического расстройства, и по оной причине состоящих на учете в специализированных медицинских заведениях. В таком случае следует, имя на руках соответствующую справку, обратится с прошением о благословении церковного поминовения к архиерею, правящему в конкретной епархии. Как правило, в таком разрешении не отказывают.

Что ждет самоубийц после смерти

За совершение самоубийства, может последовать жесткое наказание от Господа, так как это очень большой грех. Бог дал человеку жизнь и только ему дано право принимать решение об ее окончании. Человек, совершивший суицид, нарушил Божью волю и его душа вряд ли может рассчитывать на попадание в Рай. Если, конечно, на этот греховный шаг его не толкнули веские причины, или он не осознавал, что совершает.

Может ли самоубийца получить прощение от Господа?

Надежда на это может быть при возникновении следующих ситуаций:

  • Если человек перед смертью подвергался жестоким издевательствам, которые и довели его до самоубийства, то ему может быть прощение от Господа с допуском в Рай.
  • Когда ребенок или подросток совершает суицид спасаясь от издевательств взрослых или своих сверстников. Ведь делает он это, как правило, на эмоциональном всплески, то есть не отдавая себе отчета в том, к чему это может привести.
  • Прощение может быть даровано самоубийце который испытывал неимоверные муки, вызванные тяжелой болезнью. При этом никакие лекарства уже не могли его избавить от страшных болей.

Можно ли молиться за самоубийц

Малоприятным для глаз является зрелище, когда родственники человека, прервавшего свой жизненный путь, упорно пытаются уговорить священнослужителя совершить обряд отпевания. По их мнению, именно он имеет наибольшее значение для души усопшего, которая сразу после этого попадает в Рай. Им не ведомо, что самым важным является третий день, когда душе очень нужна молитвенная помощь родственников.

Церковь сделал уступку, благодаря которой родственникам самоубийц разрешается читать несколько утешительных молитв. Ими может быть получено дозволение с благословения священника полностью читать дома молитву Преподобного Льва Оптинского о самоубиенных. Существенную помощь душам таких усопших способно оказать ведение праведной жизни их родственниками и раздачи нуждающимся милостыни.

Существуют определенные правила, по которым читаются подобные молитвы:

  • Молитва читается на протяжении всего дня.
  • Молящийся должен стараться вникнуть в суть произносимых слов.
  • Чтение обязательно сопровождается зажжением свечи, позволяющей настроиться на молитвенный лад.
  • При чтении молитвы нельзя спешить.

«Помилуй, Господи, душу раба Твоего /имя/, отшедшего в жизнь вечную в отстулении от святой Твоей Православной Церкви. Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя».

Как молиться о самоубийцах детях

Если произошло непоправимое и ребенок по каким-то причинам прервал свой жизненный путь, то его душе может помочь следующая молитва, возносимая родителями:

«Господь Всемилостивый, прости моего ребенка за то, что убил он сам себя. Отпусти ты ему грех этот и не терзай его душу, позволь душе чада моего умершего обрести вечный покой. Во имя Отца, Сына и Святого Духа! Аминь!».

Можно ли молиться за самоубийц родителей?

Можно и нужно, ведь только родственники своими молитвами могут помочь добиться прощения от Господа за совершенный грех. А слова молитвы такие:

«Всевышний Господи, прости ты моему отцу (матери) грех этот страшный, потому как принудили его (ее) к этому обстоятельства тяжелые и невыносимые. Не допусти терзаний душевных и мук страшных родителя моего. Не навлекай и на меня наказания за грехи отца моего (матери моей). Прошу поселить душу родителя я в рай, где будет вечный покой и гармония, ведь заслужил он такой жизни, и я в это свято верю. Во веки веков, аминь!».

Троицкая родительская суббота и отпевание самоубийц

Иногда приходится слышать от «просвещенных» христиан, что единственным днем, когда церковь отпевает самоубийц является Троицкая родительская суббота. Это не является правдой - нет таких дней в который церковью возносились бы молитвы о самоубийцах.

В Троицкую же родительскую субботу подразумевается богослужение «память совершаем всех от века усопших благочестивых христиан, отец и братий наших». В этот особый день церковного календаря церковью возносятся усиленные просительные моления о людях, живущих на земле, о даровании им прощения грехов их, и очищении их действием Святого Духа.

На каноне Троицкой родительской субботы происходит поминание очень многих, если можно так выразится, категорий усопших. Здесь и умершие на земле, и утонувшие в море. Погибшие и даже сами совершившие убийство. Но нигде и никогда ни словом не говорится о самоубийцах.

Речь идет исключительно об усопших благочестивых христианах. А кто может считаться таковым? Для этого недостаточно одеть нательный крестик после обряда крещения и время от времени заходить в храм. Не существует такого понятия как «вера в душе». Истинный христианин должен, реализуя свою веру, вести христианский образ жизни. И завершить свой жизненный путь он обязан соответственно.

Ведь не зря во многих богослужениях часто содержится просьба о том, чтобы всем верующим была дарована христианская смерть. Вот яркий пример: «Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове, просим».

А как же самоубийцы? Ведь их кончину нельзя признать христианской. Самоубийство - страшный грех, нарушающий волю Господа нашего. Человек осмысленно и преднамеренно отказывается от великого Божьего дара - жизни. И грех этот не подлежит прощению, так как, совершивший его не имеет возможности покаяться.

У церкви имеется особый чин под названием «Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго». Но надо понимать, что он не является отпеванием самоубийцы, и вообще он не о нем. Эта молитва возносится за его родственников.