Кто такие аланы история их происхождения. Скифы, аланы, русы - еврейские племена

АЛАНЫ

(в рус. источниках - ясы, в груз. - овсы, осы) - многочисл. ираноязычные племена сарматского происхождения. Известны со 2 в. до н. э. под назв. роксалан. В первых веках н. э. обитали в Ниж. Поволжье, Юж. Приуралье, Подонье, Сев. Прикаспии, Предкавказье и в юж. р-нах Сев. Причерноморья (до Днепра); это - время их экспансии на Ю., на Сев. Кавказ, что хорошо прослеживается по распространению погребального обряда А. в катакомбах. По свидетельству Иосифа Флавия, Тацита и др., сильные и воинств. племена А. совершали успешные походы в Закавказье, Мидию, М. Азию и в р-ны Римской империи. Первоначально основой х-ва степных А. являлось скотоводство в сочетании с земледелием; позднее высокого развития достигло гончарное, ювелирное дело и металлургия. Обществ. строй А. характеризовался выделением вождей племен и образованием союза племен.

В 4 в. А. этнически были уже неоднородны. Крупные племенные объединения А. в 4 в. разгромили гунны, в 6 в. - авары. Часть А. участвовала в великом переселении народов и оказалась в Зап. Европе (в Галлии) и даже в Сев. Африке, где вместе с вандалами образовала гос-во, просуществовавшее до сер. 6 в. Все эти события сопровождались повсюду частичной этнокультурной ассимиляцией А. Культуру А. 4-5 вв. представляют городища и могильники предгорной зоны Сев. и Зап. Кавказа и богатейшие Керченские склепы Крыма. С 7 по 10 вв. значит. часть ср.-век. Алании, простирающейся от Дагестана до Прикубанья, входила в состав Хазарского каганата. В течение длит. времени сев.-кавк. А. вели упорную борьбу с араб. халифатом, Византией и Хазарским каганатом. Представление о богатой аланской культуре 8-11 вв. дают знаменитые катокомбные могильники и городища на Северском Донце (Салтово-Маяцкая культура) и особенно городища и могильники на Сев. Кавказе (городища: Архызское, Верх. и Ниж. Джулат и др., могильники: Архон, Балта, Чми, Рутха, Галиат, Змейский, Гижгид, Былым и др.). Они свидетельствуют о широких междунар. связях А. с народами Закавказья, Византией, Киевской Русью и даже Сирией.

В 9-10 вв. у А. складываются раннефеод. отношения. С 7 в. в Алании начинает распространяться христианство из Византии и Грузии. В условиях разложения первобытно- общинных отношений, дифференциации населения образовался крупный племенной союз А., к-рый в 10-12 вв. приобрел черты примитивного гос-ва с выделением царей-"багатаров" (царь Дургулель). Возникли крупные поселения гор. типа (г. Дедяков). В 10-12 вв. у А. зародилась письменность на греч. алфавите. В это время А. были оседлым народом, создавшим замечет. Нартский героич. эпос и высокую культуру, пришедшую в упадок только после татаро-монг. нашествия на Кавказ (1222). С 14 в. среди А. стал распространяться ислам. A., являющиеся прямыми предками осетин, сыграли известную роль в этногенезе и складывании культуры и др. коренных народов Сев. Кавказа. Термин "А." бытовал на Сев. Кавказе до 19 в. уже в значении "приятель", "сосед".

Лит.: Миллер В. Ф., Осетинские этюды, ч. 3, М., 1887; Кулаковский Ю., Аланы по сведениям классич. и визант. писателей, К., 1889; Готье Ю. В., Кто были обитатели Верхнего Салтова?, "ИГАИМК", 1927, в. 5; Крупнов Е. И., Археологич. памятники верховьев р. Терека и басс. р. Сунжи, "Тр. ГАИМК", 1947, в. 17; Абаев В. И., Осетинский язык и фольклор, (в.) 1, М.-Л., 1949; История Северо-Осетинской АССР, М., 1959; Кузнецов В. A., К вопросу о позднеаланской культуре Сев. Кавказа, "СА", 1959, No 2; Очерки истории СССР. III-IX вв., М., 1958; Täubler E., Zur Geschichte der Alanen, "Klio. Beiträge zur alten Geschichte", 1909, Bd 9, H. 1.

E. И. Крупнов. Москва.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Смотреть что такое "АЛАНЫ" в других словарях:

    Современная энциклопедия

    Ираноязычные племена сарматского происхождения. С 1 в. жили в Приазовье и Предкавказье. Часть аланов участвовала в Великом переселении народов. Кавказские аланы (по русски ясы) предки осетин … Большой Энциклопедический словарь

    Аланы - АЛАНЫ, ираноязычные племена сарматского происхождения. С 1 в. жили в Приазовье и Предкавказье. Часть аланов участвовала в Великом переселении народов. Кавказские аланы (по русски ясы) предки осетин. В конце 9 начале 13 вв. образовали государство… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    АЛАНЫ, ираноязычные племена сарматского происхождения. С 1 в. н. э. жили в Приазовье и Предкавказье. Часть А. участвовала в Великом переселении народов. Входили в состав Хазарского каганата. В конце 9 в. образовали государство в центральной части … Русская история

    - (Alani, Άλανοί). Воинственный народ, родственный скифам, живший первоначально на Кавказе; затем проникли в Европу, вместе с свевами и вандалами опустошили Галлию и Испанию; но с V го века они больше не появляются в истории. (Источник: «Краткий… … Энциклопедия мифологии

    Ираноязычные полукочевые племена сарматского происхождения (см. Сарматы), обитавшие в I IV вв. на обширной территории от Южного Приуралья до Дона, Крыма и Северного Кавказа. После нашествия гуннов (конец IV в.) часть аланов осела на… … Художественная энциклопедия

    Народ, часто упоминаемый во время переселения народов междугерманскими племенами, но принадлежащий в действительности к скифскомуплемени, которое в свою очередь также часто причисляется к Арийцам. А.обитали сначала на Кавказе; оттуда они,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Аланы - (Alans), кочевые племена причерноморских степей, к рые в 1 в. н.э. неоднократно совершали набеги на вост. границы Римской империи. В 4 в. были вытеснены на 3. гуннами, ушли в Галлию в 406 г. и Испанию в 409 г. Там они примкнули к вандалам, в 429… … Всемирная история

    Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения. У … Википедия

    Ираноязычные племена сарматского происхождения. С I в. жили в Приазовье и Предкавказье. Часть аланов участвовала в Великом переселении народов. Кавказские аланы (по русски ясы) предки осетин. * * * АЛАНЫ АЛАНЫ (самоназвание ироны, в византийских … Энциклопедический словарь

    - (лат. Alani) самоназвание ироны, в византийских источниках аланы, по грузински осы, по русски ясы, многочисленные ираноязычные племена, которые выделились в последнем веке дон. э. из среды полукочевого сарматского населения Северного… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Аланы центрального предкавказья V-VIII веков. Обряд обезвреживания погребенных , В. С. Флеров. Первая в отечественной археологии монография о малоизученном обряде, отражающем мировоззрение, верования и психологию раннесредневековых аланов. В основе исследования материалы раскопок…

По осетински ингуш Махалон. Такеж есть ингуши тейпа Паланкой.
В город Айэта, где лежат лучевые стрелы быстроногого Гелиоса в золотых покоях, у края Океана, куда ездил божественный Язон…
Гекатей (около 550 г. до P. X).
154. Меланхлены, Скифское племя.

Каталаунская битва. Как аланы спасали Европу
К 451 году огромная азиатская армия гуннов захватила пол-Европы, и пыталась сделать последний рывок, чтобы захватить Галлию (Францию).
Для того, чтобы предотвратить захват Европы азиатами, римляне собрали коалицию народов - армию союзников из римлян, аланов и германцев.
Армия союзников встретилась с армией азиатов на Каталаунских полях (в северо-восточной Франции, западнее города Труа) в июне 451 года.
Здесь разгорелась одна из самых ожесточенных битв в истории древнего мира - значительной в мировой истории.
Аланская гвардия во главе с Сангибаном находились в центре Армии союзников, и поэтому встретилась с отборной гвардией азиатов (гуннов), которую возглавлял лично азиатский царь "Атилла с храбрейшими воинами".

Тирк-Чочан доу / Дарьяльское сражение.
Аланы vs Арабы.
Битва.

В 852 году армянские горцы, жившие на склонах Сасуна (Сасана), убили наместника халифа в Армении. В том же году от халифата отложился тбилисский эмир Исхак бен Исмаил, провозгласивший независимость управляемой им области.
Чтобы наказать мятежников, халиф Джафар ал-Мутаваккиль (847-861) отправил в Закавказье громадную по тем временам армию в 120 тысяч человек во главе с Бугой аль-Кабиром.
Зимой 853 года огромная 120 тысячная арабская армия Буги ал-Кабира разромила Армению, затем Грузию, и устремилась к аланским владениям.
У южной горловины Дарьяльского ущелья арабскую армию встретили аланские стражники (г1аппинцы) - между аланами и арабами развернулось яростное сражение, во время которого пошел сильный снегопад.
В ходе ожесточенной битвы, г1аппинцы наголову разгромили арабскую армию и обратили арабов в бегство, как пишет арабский автор ал-Якуби:
«Буга двинулся против санарийцев, сражался с ними, но они разбили его и обратили в бегство».
Г1аппинцы потеряли убитыми около 16 тысяч воинов. Потери арабов неизвестны, но точно известно, что после этого арабы в Аланию не вторгались.
Для сильнейшей в то время арабской армии оказалось невозможным покорить аланов (прирожденных воинов) силой.
Текст Скандинавских преданий - Оригинальный. Описываемый период - 2000-2100 лет назад.
«К северу от Черного моря расположена Великая, или Холодная Швеция... С севера с гор, что за пределами заселенных мест, течет по Швеции река, правильное название которой Танаис [Дон]. Она называлась раньше Танаквисль, или Ванаквисль... Эта река разделяет трети света. Та, что к востоку, называется Азией, а та, что к западу, - Европой.
Страна в Азии к востоку от Танаквисля [Дона] называется Страной Асов, или Жилищем Асов, а столица страны называлась Асгард. Правителем там был тот, кто звался Одином...
Большой горный хребет тянется с северо-востока на юго-запад. Он отделяет Великую Швецию от других стран. Недалеко к югу от него расположена Страна Турок. Там были у Одина большие владения. В те времена правители римлян ходили походами по всему миру и покоряли себе все народы, и многие правители бежали тогда из своих владений. Так как Один был провидцем и колдуном, он знал, что его потомство будет населять северную окраину мира. Он посадил своих братьев Be и Вили правителями в Асгарде [город на Кавказе], а сам отправился в путь и с ним все дии [жрецы] и много другого народа.
Он отправился сначала на запад в Гардарики [Русь; анахронизм, вставленный в текст в 13 веке], а затем на юг в Страну Саксов [Саксония, Германия]. У него было много сыновей. Он завладел землями по всей Стране Саксов и поставил там своих сыновей правителями. Затем он отправился на север [в Скандинавию], к морю, и поселился на одном острове. Это там, где теперь называется Остров Одина на Фьоне...
Рассказывают как правду, что когда Один и с ним дии [жрецы] пришли в Северные Страны, то они стали обучать людей тем искусствам, которыми люди с тех пор владеют. Один был самым прославленным из всех, и от пего люди научились всем искусствам, ибо он владел всеми, хотя и не всем учил. Теперь надо рассказать, почему он был так прославлен. Когда он сидел со своими друзьями, он был так прекрасен и великолепен с виду, что у всех веселился дух.
Но в бою он казался своим недругам ужасным. И все потому, что он владел искусством менять свое обличие как хотел. Он также владел искусством говорить так красиво и гладко, что всем, кто его слушал, его слова казались правдой. В его речи все было так же складно, как в том, что теперь называется поэзией. Он и его жрецы зовутся мастерами песней, потому что от них пошло это искусство в Северных Странах. Один мог сделать так, что в бою его недруги становились слепыми или глухими или наполнялись ужасом, а их оружие ранило не больше, чем хворостинки, и
его воины бросались в бой без кольчуги, ярились, как бешеные собаки или волки, кусали свои щиты, и были сильными, как медведи или быки. Они убивали людей, и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда. Такие воины назывались берсерками...
Один мог менять свое обличье. Тогда его тело лежало, как будто он спал или умер, а в это время он был птицей или зверем, рыбой или змеей и в одно мгновение переносился в далекие страны по своим делам или по делам других людей. Он мог также словом потушить огонь или утишить море, или повернуть ветер в любую сторону, если хотел, и у него был корабль - он назывался Скидбладнир на котором он переплывал через большие моря и который можно было свернуть, как платок. Один брал с собой голову Мимира, и она рассказывала ему многие вести из других миров, а иногда он вызывал мертвецов из земли или сидел под повешенными.
Поэтому его называли владыкой мертвецов, или владыкой повешенных. У него было два ворона, которых он научил говорить. Они летали над всеми странами и о многом рассказывали ему. Поэтому он был очень мудр. Всем этим искусствам он учил рунами и песнями, которые называются заклинаниями. Поэтому Асов называют мастерами заклинаний.
Аланы:
"В тексте, написанном известным скандинавским историком XIII века Снорре Стурлуссоном, рассказывается о событиях, происходивших свыше двух тысяч лет назад. сам Снорре, видимо, пользовался утраченными ныне источниками. Если верить ему, за два поколения до Рождества Христова на КАВКАЗЕ жил король ОГДЕН [Один] и правил людьми, которые звались АСАМИ.
Иисиф Барбаро: Путешествуя на Кавказ писал на Кавказе правят Аланы сами себя они называют Асами, у них есть 2 гос-ва Аланских Алания и Асия).
В ходе яростного боя, аланы нанесли отборной армии азиатов сокрущительное поражение.
В ходе битвы погибло около 165 тысяч воинов с обеих сторон...
Интересно отметить, что впоследствии появились легенды про эту битву, одну из которых примерно 50 лет спустя передал греческий философ Дамаский:
«Когда тела погибших упали, их души продолжили сражаться в течение 3 дней и 3 ночей. Мёртвые бились с не меньшим ожесточением и мужеством, чем когда они были живые. Видели призраки воинов и слышали громкое клацанье от их оружия».
Спустя год через этой битвы, азиаты вновь вторглись в Галлию (Францию), но потерпели сокрущительное поражение от алано-германской армии у реки Лигер (Луара).
После этого поражения азиаты (гунны) отступили от Западной Европы на восток и основали Hun-gary (Хунгарию, т.е. страну гуннов; современная Венгрия).
Армия союзников, в которой ключевую роль сыграли аланы, разгромили азиатские полчища, и тем самым спасли Европу от нашествия кочевников.
Совершенно точно, что если бы в той битве Армия союзников не уничтожила бы азиатскую армию - не было бы ни современной Европы, ни Франции, ни Германии.

Аланы во Франции 407-458 гг.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
В 376 году примено 200 тысяч аланов, во главе с Джоаром (Джохаром/Гоаром), двинулись с Кавказа в Европу.
В 407 году аланы через Германию вошли в Галлию (Францию).
Отсюда в 409 году часть аланов (около 50 тысяч) во главе с Аддаком вторглась в Испанию, где до 418 года имели свое государство в элитной испанской области Картахена
В 429 году испанские аланы и германское племя вандалы вторглись в Африку, где в 439 году основали Королевство Вандалов и Аланов (по германски: rex Wandalorum et Alanorum / Рейх Вандалов и Аланов), на территории современных Туниса, Ливии и Алжира.
Те аланы, которые остались на территории Франции образовали 5-ть аланских королевств (в области Орлеан, Гасконь, Бретань, у Женевского озера, и в Провансе).
Самое крупное Аланское Королевство, возглавляемое Джоаром со столицей в Орлеане существовало до конца 450-хх годов (можете прочитать официальную историю французского города Орлеан, там указан аланский период его истории).
Из-за малой численности, аланы современем забыли свой язык и вошли в состав французского народа, причем как военная элита (см. Бернард Бахрах, "Аланы на Западе").
французское слово "сир" - "король", происходит от ингушского слова "сир" ("честь имеющий")
До сих пор в Европе осталось около 300 названий, оставщихся от аланов - Аленвиль, Ален, Алан-Корт, Корт-Алан, Алансианус, Алансон, Алансе (Лансе), Молендинум-де-Алана (Мулин-де-Ланж), Алангавиенс (Лангейс), Вилла-де-Алан (Аланетум, Ланет), Алани-Монти, Аланж, Аква-де-Аландон (Ла-Алондон/Ла-Лондон; от аланского "алан-дог1н" - "аланский дождь, аланская вода") и др. во Франции.
Селения Аланис, Алано и Аланское ущелье в центральной Испании.
Селения Алано ди Пьяве, Вилла д`Алено (Верона), Алан д`Риано (Ландриано) и др. в северной Италии.
Все эти названия научно признаны, как происходящие от названия аланского народа. Более того, еврпопейское имя "Алан" появились от названия аланского народа - европейцы называли в своих детей Аланами, в честь аланов
имени Сампи - так назывался вождь аланов в Провансе в начале 440-хх гг.
Имя Сампи распространено у ингушей, есть фамилии Сампиевы (тейпа) .
Во Франции от аланов осталось селение Сампиньи.

Изложив большое количество фактов из боевой и мирной жизни аланов в Европе и других странах, Бернард Бахрах в конце своей книги привел перечень аланских географических названий в западной Европе. Привожу ксерокопию части этих названий из книги, которые не оставят сомнений в том, что аланы это ингуши.

8. Алейн, называемый также Аланкурт-о-Беф (Мэрт-и-Мозель): 965; Эйлейн и Аллейн, 1305.
9. Алейнкорт (Эйсн): Халинкурт, 1168; Эллейнкорт, 1174; Аллейнкорт, 1189.
10. Алейнкорт (Арденны): Алейнкорт, 1229.
11. Алейнкорт (Ор): Алейнкурия и Аланикурия, оба 1242; Эйланкорт, 1303.
12. Алейнкорт (Гот-Саон).
Для тех читателей, которые не знают ингушского языка, поясню, что в данном случае означает слово КОРТ.
Корт по ингушски голова, как Дулк-корт(Долаково), Нясаре-корт (Назрань), Боашлом-корт (гора Казбек)

Если теперь обратимся к географическим названиям, указанным в работе Бернарда Бахраха, то обнаружим, что множество объектов в Европе имеют названия, содержащие ингушское слово корт (вершина). Полагаю, что и здесь речь идет о горах или других возвышенностях, расположенных в разных странах и разных городах Европы, названных ингушами Аланскими.

Вкратце приведу еще одну информацию из работы Бернарда Бахраха. Старшее поколение ингушей для оценки удали молодых людей произносило фразу: «Говар къантий». Понимая для чего это говорится, не понятно было происхождение этого выражения. Теперь достоверно открылась история этого выражения. Оказывается Говар, а точнее Гоар был легендарным вождем ингушей. Он даже принимал участие в назначении императора Германии. О выдающихся качествах Гоара говорит и тот факт, что он более 40 лет, до глубокой старости оставался в боевом строю аланов. Бернард Бахрах пишет о нем: « В течение 25 лет Гоар и его аланы оставались верными сторонниками Рима, хотя их соседи бургундцы восставали несколько раз и были подавлены Аэцием и его гуннскими союзниками».
Аммиан Марцеллин указывал горы Нервиев в истоках Борисфена (Днепра), где некоторое время обитали и аланы.
Аланы… свирепый народ» (Эгесип, древне-римский автор)
«Почти все аланы высокого роста и красивого облика, волосы у них русоватые, взгляд если и не свиреп, то все-таки грозен… в разбоях и охотах они доходят до Меотийского [Азовского] моря и Киммерийского [Керченского] Боспора с одной стороны и до Армении и Мидии [Азербайджана] с другой. Как для людей мирных и тихих приятно спокойствие, так они находят наслаждение в войнах и опасностях. Счастливым у них считается тот, кто умирает в бою, а те, что доживают до старости и умирают естественной смертью, преследуются у них жестокими насмешками, как выродки и трусы» (А. Марцеллин, древне-римский автор)
«Аланы более мощны чем кашаки [черкесы]» - аль-Масуди (известнейший географ Арабского Халифата).

«Царство аланов сильнее и крепче всех [кавказских] народов» (Иудео-Хазарская переписка, Кембриджских документ)

«аланы… самый воинственный народ среди кавказцев» (византийский хронист Никифор Василаки, приближенный императора Иоанна Второго Комнина),
«Cet homme est violent et allain» - «Этот человек неукротим как алан» (французская/нормандская поговорка про храбрость аланов).

Чеченцы - самые жестокие и дикие племена на Кавказе. Они воинственны еще более, чем лезгины; наши войска никогда не могли покорить эти свирепые племена… Их храбрость доходит до исступления. Они никогда не сдаются в плен, даже если один из них остается против двадцати» (русский агент И. Бларамберг, 1834 г.).
Ингуши рассматривают охоту и войну как самые достойные занятия для молодежи» © царский агент И. Бларамберг императору Николаю I, 1834 г.

Офицер Генерального штаба Российской империи, служивший в отдельном Кавказском корпусе, Иоган Бларамберг писал об ингушах:

«Ингуши считают оскорбление словом самым чувствительным из оскорблений и мстят за это вплоть до смерти того, кто произнес оскорбление. Они из-за пустяка могут вспылить в разговоре, но легко успокаиваются. Их пыл проявляется открыто, без малейшего притворства».

Февраль 1920 год. Ингуши - самый малочисленный, самый воинственный народ, как на Кавказе, так и по всей России, которые с давних пор живут в Юго-Восточной части Терека Курской низменности, по правому берегу реки Терек и на Восток реки Асса.

Ингуши являются виновниками в том, что революция на Кавказе победила. Если бы революция на Кавказе была подавлена, этот упрямый народ ушел бы в горы, леса, где создаются отряды, и силы гвардии России тают с каждым днем от их нападений. В 1919 году, когда верные мне части намеревались пройти через земли ингушей, мы получили решительный отказ. И после чего двинули свои силы на Долаково, где собирались всадники из ближайших сел. Их было менее 300 человек.
Жалкий остаток. Триста всадников, вооруженные большинство ружьями и кинжалами, против сильной дивизии, снабженной новейшей техникой, казалось на первый взгляд, что дивизия не оставит и следа от этих дикарей. Но, увы! Ингуши не только отбили гвардейцев, а гнали их до самого Терека и переправиться успели только три десятка человек.
Жалкий остаток от дивизии. За одного убитого они убивали десятерых своих врагов. В январе сего года 1920, когда гвардия захватила Владикавказ и угрожала разгромом Реввоенсовету, ингуши своим вмешательством освободили Реввоенсовет и при этом обстреляли и жестоко разгромили город, захватили Госбанк и крепко засели в нем. Они грабят всех кого хотят. Осетин - за их беспомощность. Дагестанцев - за плодородные земли. Кабардинцев - по привычке. Терских казаков - за то, что они живут на земле отцов. Большевиков - за верную службу им. Но их ненавидят все, и они продолжают делать свои дела. Они не чувствуют не малейшей опасности со стороны, так как знают, что ни один народ на Кавказе не посмеет поднять на них руку.
ДЕНИКИН.

17 декабря – Тюркист. Представляем читателям статью известного татарского историка Мирфатыха Закиева из его книги "Татары: проблемы истории и языка (Сборник статей по проблемам лингвоистории; возрождения и развития татарской нации)", изданной в Казани в 1995 году. Статья посвящена истории и культуре тюрков Кавказа. За предоставленный материал благодарим нашего друга Денислама Хубиева.



§ 1. Общие сведения. Как известно из источников, в обширном регионе Евразии, а именно в Восточной Европе, на Кавказе, в Малой, Средней, Центральной Азии, Казахстане, Южной и Западной Сибири жили разноязычные племена, которые греческие, а затем и римские историки называли общим наименованием до IX –VIII вв. до н.э. – киммерами, в IX –III вв. до н.э. – скидами (по-русски: скиф, по-западноевропейски: скит), параллельно и – савроматами, в III в. до н.э.–IV в. н.э. – сарматами. Затем вошел в общее употребление этноним алан.

В официальной индоевропейской и русской советской исторической науке все они не на основе обобщения лингвистических, мифологических, этнологических, археологических и исторических данных, а лишь исходя из разрозненных лингвистических выводов признаны ираноязычными, в частности, предками осетин. Выходит, что в таком обширном регионе Евразии под общим названием скифы, сарматы, аланы (асы) в течение тысячи лет до н.э. и еще тысячу лет н.э. жили предки осетин, и в начале II тысячелетия н.э. они необычайно быстро сократились (или приняли тюркский язык) и остались в небольшом количестве только на Кавказе. Такое представление исторического процесса в Евразии не выдерживает критики даже по следующим общим соображениям. Мнение об ираноязычности скифов, сарматов, алан не оправдывается историческим процессом развития или ассимиляции народов. Если бы в таком обширном регионе Евразии, как предполагают иранисты, в течение не менее двух тысяч лет жили ираноязычные осетины, то, естественно, они вдруг по “приходу” откуда-то гуннов бесследно не исчезли бы или молниеносно не превратились бы в тюрков – это с одной стороны, с другой – и тюрки, если бы раньше не жили в этих регионах, не смогли бы уже в VI в. создать на обширнейшей территории от берегов Тихого океана до Адриатического моря Великий Тюркский Каганат.

Необходимо иметь в виду и то, что представление этого древнего населения ираноязычным противоречит сведениям древних историков о многоязычности скифов и сарматов и не подтверждается данными топонимики вышеназванного обширного региона.

Кроме того, если бы скифы и сарматы были бы ираноязычными, то ассирийские, греческие, римские, китайские древние историки на это не смогли бы не обратить внимания, ведь они хорошо представляют и иранцев-персов, и скифов-сарматов, т.е. при описании этих народов они каким-то образом обязательно отметили бы одинаковость или близость персидского и “скифского” языков. Но у древних писателей мы не находим даже намека на это. В то же время очень много случаев отождествления скифов, сарматов и алан с различными тюркоязычными племенами.

Наконец, если бы на обширных территориях Евразии под общим названием скиф и сармат жили одни только ирано-язычные племена, откуда же появились затем вдруг славянские, тюркские, финно-угорские народности. Остается только задать иронический вопрос: может быть, они “свалились из космоса”?!

Таким образом, даже общий взгляд на результаты скифских и сарматских штудий иранистов показывает, что в своей тенденциозности они зашли в пределы нереальности, недоказуемой фантастичности и надуманности.

В то же время многие ученые еще до появления скифо-иранской концепции и после нее доказывали и доказывают тюркоязычность скифов, сарматов и алан, признавая наличие среди них и славянских, и финно-угорских, и монгольских, и, в самой меньшей степени, иранских племен. По мнению этой группы ученых, на обширных территориях Евразии под общим названием скифы, сарматы, аланы (асы) еще задолго до н.э. жили предки тюркских народов. Начиная с середины 1–начала 2-го тысячелетия н.э., они под различными этнонимами продолжали и сейчас продолжают жить в тех же регионах. Правда, с XI в., со времени начала крестовых походов, регионы распространения тюрков постепенно сужались.

Но, несмотря на наличие двух различных преобладающих точек зрения, официальная историческая наука всеми возможными и невозможными доводами старается обосновать правильность скифо-сармато-алано-осетинской теории. Вот как пишет В.А.Кузнецов в БСЭ: “Аланы (лат. alan ), самоназвание – ироны, в византийских источниках – аланы, по-грузински осы, по-русски – ясы, многочисленные ираноязычные племена, которые выделились в последнем веке до н.э. из среды полукочевого сарматского населения Северного Прикаспия, Дона и Предкавказья и поселились в I в. н.э. (по сведениям римских и византийских писателей) в Приазовье и Предкавказье, откуда совершали опустошительные походы на Крым, Приазовье и Предкавказье, Малую Азию, Мидию. Основа хозяйства алан этого времени – скотоводство... “

Далее автор описывает, что в Центральном Предкавказье образовалось их объединение, которое называлось Аланией. В VIII —IX вв. она вошла в состав Хазарского Каганата. На рубеже IX —Х вв. у алан возникает раннефеодальное государство. В Х в. аланы играют значительную роль во внешних связях Хазарии с Византией, откуда в Аланию проникает христианство.

Здесь В.А.Кузнецовым сведения об аланах изложены в основном адекватно, но первая часть первого же предложения нисколько не соответствует действительности: ведь всем ясно, что аланы (асы) никогда не называли себя иронцами, ироны — это самоназвание лишь осетин. Следовательно, В.А.Кузнецов начинает свое изложение с фальсификации, с априорного отождествления алан и осетин.

Как известно, древние историки неоднократно отмечали полное сходство в языке и одежде алан и скифов. Кроме того, по сообщению древних, аланы — это одно из сарматских племен. Поскольку скифов и сарматов иранисты считают осетиноязычными, постольку, по их мнению, и аланы должны быть признаны безусловно осетиноязычными.

Как известно, теория об ираноязычности (или осетиноязычности) скифов, сарматов, алан не сложилась из объективных исследований, а создана целенаправленно путем тенденциозной этимологизации зафиксированных в источниках скифских и сарматских слов лишь при помощи индо-иранских языков. К этимологии таких слов иранистами упорно не допускались другие языки: ни тюркские, ни славянские, ни финно-угорские, ни монгольские, носители которых “не сошли с неба”, а испокон веков жили на этих территориях.

Нам и многим другим ученым приходилось не раз доказывать, что скифо-сарматские ключевые слова лучше этимологизируются при помощи тюркских языков. Существующие этимологии этих слов на основе иранских языков не убедительны, не имеют элементарной системы, а безусловно скифо-сарматские слова вообще не имеют иранской этимологии. Для наглядности перечислим некоторые ключевые скифо-сарматские слова.

Как известно, имя скифов впервые появляется в ассирийских документах середины VII в. до н.э. Страна скифов называется Ишкуза, скифскими царями были Ишпакай и Партатуа [Погребова М.Н., 1981, 44—48].

Слово ишкуза на иранской основе не объяснено, по-тюркски оно имеет несколько этимологий:

1) Ишке~эчке ‘внутренний’; уз — тюркский этноним огузской части тюрков (огуз~ок-уз ‘белые, благородные узы’);

2) Ишке~эске — первая часть от слова скиф~скид~эске-де; слово эске в чистом виде, т.е. без аффикса, встречается как тюркский этноним. Слово скид (эске-ле) означает ‘народ, смешанные с народом ‘эске’. Слово эшкуза~эске-уз применяет ся в значении узы, т.е. относящиеся к народу ‘эске’; одновременно оно является названием народа и страны;

3) Ишкуза состоит из частей иш-огуз, где иш — это вариант слова ас — древнее название тюрков, огуз состоит из слов ак и уз и означает ‘бe лыe , благородные узы’, в свою очередь, уз также восходит к этнониму ас; огуз — этноним части тюрков.

Ишпакай Абаевым и Фасмером объясняется иранским словом aspa ‘Лошадь’. Если предположить, что имя скифского князя взято от названия народа, то в словах Ишкуза и Ишпакай начальные иш — часть одного и того же слова. Тогда можно предположить, что в слове Ишпакай~Ишбага — иш ‘ровня, друг’ + бага ‘воспитывает’; иш бага ‘находит себе подобных, друзей’.

Партатуа иранской этимологии не имеет, по-тюркски партатуа~барды-туа~бар-лы-туа ‘рождается для создания имущества, богатства’.

К ключевым словам, сохранившимся в греческих источниках, относятся прежде всего имена прародителей скифов: Таргитай, Липоксай, Арпоксай, Колаксай; этнонимы скифов: сак, скид, агадир (агафирс), гелон, сколот, сармат; скифские слова, этимологизированные еще Геродотом: эорпата, энареи, аримаспы; а также имена скифских богов: Табити, Папай, Апи и др. Все эти слова этимологизируются на основе тюркского языка [см. Этнические корни татарского народа, §§ 3-5].

По своим этнологическим особенностям скифы-сарматы, безусловно, являются древними тюркскими племенами. Именно этнологическая близость скифов и тюрков отталкивает сторонников скифо-осетинской концепции от занятия скифскими этнологическими проблемами. Что касается скифо-тюркских этнологических параллелей, то на них обратили внимание еще первые, а также и последующие скифологи и пришли к заключению, что “пережитки скифской культуры долго и упорно удерживались в культуре тюрко-монгольских (а в несколько меньшей мере — славянских и финно-угорских) народностей” [Ельницкий Л.А., 1977, 243]. П.И.Каралькин также пришел к выводу, что царские скифы были предками тюркоязычных народов [Каралькин П.И., 1978, 39—40].

Этнологические особенности скифов и сарматов детально рассмотрены в книге И.М.Мизиева “История рядом”. Он перечисляет здесь 15 скифо-тюркских (шире — алтайских) этнологических параллелей и заключает, что “все без исключения отмеченные детали скифо-алтайских параллелей почти без изменений находят ближайшие аналогии в культуре и быту многих средневековых кочевников евразийских степей: гуннов, половцев и др., почти полностью доживают до традиционной культуры тюрко-монгольских народов Средней Азии, Казахстана, Поволжья, Кавказа и Алтая” [Мизиев И.М., 1990, 65–70].

Таким образом, сообщение древних об идентичности языков скифов, сарматов и алан нисколько не является основанием для признания алан ираноязычными. По результатам исследований многих ученых аланы, как и их предки — сарматы и скифы, были в основном тюркоязычными, т.е. предками тюрков.

§ 3. Какие же еще имеются основания признать алан (асов) тюркоязычными? В 1949 г. вышла монография В.И.Абаева “Осетинский язык и фольклор”, в которой для подтверждения гипотезы об ираноязычности алан, кроме скифо-осетинских этимологии, приводятся: 1) тексты Зеленчукской эпитафии, выбитой в XI в. и 2) фразы на аланском языке, приведенные византийским писателем Иоанном Цецем (1110–1180).

Зеленчукская эпиграфика, написанная греческими буквами, впервые расшифровывается на основе осетинского языка в конце XIX в. Вс.Ф.Миллером. Его перевод: “Иисус Христос Святой (?) Николай Сахира сын Х...ра сын Бакатар Бакатая сын Анбан Анбалана сын Юноши памятник (?) (Юноши Иры) (?)”. Этот перевод Вс.Ф.Миллером считается вполне удовлетворительным, он делает лишь одну легкую критическую заметку: “Хотя имени Анбалан у осетин мы не можем указать, но оно звучит вполне по-осетински” [Миллер Вс.Ф., 1893, 115]. В.И.Абаев вводит в текст перевода незначительное изменение: “Иисус Христос Святой (?) Николай Сахира сын Х...р. Х...ра сын Бакатар, Бакатара сын Анбалан, Анбалана сын Лаг — их памятник” [Абаев В.И., 1949, 262].

В самом начале чтения Зеленчукской надписи Вс.Ф.Миллер внес в текст 8 дополнительных букв, без чего он в ней не нашел бы ни одного осетинского слова [Кафоев А.Ж., 1963, 13]. Вслед за ним все сторонники алано-осетинской концепции, читая Зеленчукскую надпись, всегда прибегали к различным манипуляциям с буквами и словами надписи [Мизиев И.М., 1986, 111–116]. Надо иметь в виду, что даже после сознательной поправки текст Зеленчукской надписи на осетинском языке представляет собой лишь бессмысленный набор личных имен и ничего более, а на карачаево-балкарском языке он читается четко и понятно. Там слова, безусловно, тюркские. Например, йурт ‘родина’, ябгу ‘наместник’, йыйып ‘собрав’, ти ‘говорить’, зыл ‘год’, итинэр ‘стремиться’, бюлюнеп — ‘отделившись’, и т.д. [Лайпанов К.Т., Мизиев И.М., 1993].

В 1990 году Ф.Ш.Фаттахов, сделав критический анализ имеющихся толкований Зеленчукской эпитафии, приходит к выводу о том, что надписи этой эпитафии свободно читаются на основе тюркского языка. Перевод с тюркского языка гласит: “Иисус Христос. Имя Никола. Если бы вырос, не было бы (лучше) опекать главенствующий юрт. Из-юрта Тарбакатая-Алана-дитя владетельным ханом должны были сделать. Год Лошади.” [Фаттахов Ф.Ш., 1990, 43—55]. Таким образом, аланская эпиграфика, найденная на землях карачаевцев и написанная в XI в., увереннее расшифровывается при помощи языка предков карачаевцев. Следовательно, Зеленчукская эпиграфика не может служить доказательством ираноязычности алан. Что касается аланской фразы византийского писателя Иоанна Цеца (1110—1180), которая хранится в Ватиканской библиотеке в Риме, то ее пытались расшифровать также при помощи осетинского языка, при этом что только ни делали с текстом: “исправляли”, по-своему переставляли буквы и даже добавляли их. В переводе В.И.Абаева запись Иоанна Цеца звучит так: “Добрый день, господин мой, повелительница, откуда ты? Тебе не стыдно, госпожа моя?” [Абаев В.И., 1949, 245]. Сразу возникает вопрос, возможно ли такое обращение к своему господину, повелительнице? По-видимому, нет. Во фразе Цеца имеются такие общетюркские слова как хос~хош~’добро, до свидания’, хотн ‘госпожа’, кордин ~’видел’, каитариф ‘вернув’, оюнгнге — идиома, означающая по-балкарски ‘как же так могло быть?’ [Лайпанов К.Т., Мизиев И.М., 1993, 102—103].

Аланская фраза Иоанна Цеца расшифрована и Ф.Ш.Фаттаховым, и доказано, что она представляет собой тюркский текст: “Табагач — мес эле каны керден [...] йурнэтсен кинже мес эле. Кайтер оны [- -] эйгэ” — ‘Ухват — медную руку где ты видел (?) [...] Пусть пошлет меньшую (маленькую) руку. Принеси его [- -] домой’. [Фаттахов Ф., 1992].

Таким образом, аланская фраза Иоанна Цеца однозначно говорит о тюркоязычности алан.

По мнению сторонников алано-осетинской концепции, есть якобы другое неопровержимое доказательство осетиноязычности алан-асов, это — книга венгерского ученого Ю.Немета “Список слов на языке ясов, венгерских алан”, опубликованная на немецком языке в Берлине в 1959 году, переведенная на русский язык В.И.Абаевым и выпущенная отдельной книгой в 1960 г. в г.Орджоникидзе.

Вся логика этой книги построена на априорно-безусловном признании осетиноязычности асов-алан. Поскольку автор Ю.Немет представляет асов-алан обязательно осетиноязычными, постольку случайно найденный в 1957 году в госархиве список слов с осетинскими лексическими единицами он приписывает венгерским асам (ясам). Вся работа по транскрипции словника, этимологизация его слов проходит со страстным стремлением найти в списке обязательно осетинские слова с тем, чтобы приписать их асам (ясам) и обязательно доказать их осетиноязычность. Поэтому словник ждет своих объективных исследователей. Это дело будущего, здесь нас интересует не это. Интересуют вопросы: можно ли даже по этой книге Ю.Немета признать венгерских ясов осетиноязычными и, исходя из этого, правильно ли поступил Ю.Немет, приписав список слов с предполагаемыми осетинскими лексическими единицами венгерским ясам?

Послушаем самого автора. Он пишет: “1. Ясы в Венгрии вплоть до XIX в. образуют одну административную единицу с куманами (кипчаками, половцами); оба народа носят обычно общее наименование язс-кунок, т.е. “ясы-куманы”. Это можно объяснить только как результат старого тесного сообщества между двумя народами” [Немет Ю., 1960, 4]. Данное сообщение автора наводит на мысль, что ясы и куманы составляют в основном одноязычное сообщество среди венгров, ибо разместились вместе, на одной территории и носят общий этноним ясы-куманы. Представим себе, если бы куманы и ясы были разноязычными, пришли бы в Венгрию в различное время, то разместились бы они вместе и носили бы общий этноним? Вероятно, нет.

Далее Ю.Немет продолжает: “Куманы же пришли в Венгрию в 1239 г., убегая от нашествия монголов. Можно поэтому думать, что аланы появились в Венгрии преимущественно в составе куманского племенного союза. В пользу этого говорит и совместная жизнь куманов и алан в Южной России, на Кавказе и в Молдавии” [там же, 4]. Мы уже имеем представление, что в названных регионах аланы были тюркоязычными и поэтому жили вместе с куманами, более того, до сегодняшнего дня аланами называют себя балкарцы и карачаевцы, а осетины называют балкарцев ассиями. Мы хорошо знаем, что волжских булгар по-другому называют ясами. Венгерский ученый Ерней сообщает, что после победы Святослава над булгарами в 969 году из Булгара в Венгрию переселились мусульмане, их называли ясами [Шпилевский С.М., 1877, 105] .

Продолжим сообщение Ю.Немета. “В Венгрии известны семь местностей под названием Eszlar , Oszlar (из Aslar — “асы”). Предполагают, что в этих названиях скрывается имя ясов: as — это тюркское название алан, a -lar — тюркский показатель множественности; очевидно, так называли ясов куманы. Однако следует заметить, что название Eszlar в комитате Somogy (на юг от озера Платтен) засвидетельствовано уже в 1229 году, т.е. до вторжения куманов, и притом в форме Azalar ” [Немет Ю., 1960, 4]. Здесь нечего предполагать, ясно, что речь идет об асах, что они себя называют по-тюркски аслар. Следовательно, они точно говорили по-тюркски, а не по-осетински. О том, что это аффикс мн.ч. -лар не является результатом влияния тюркско-куманского языка, пишет сам Ю.Немет. Нам не известны случай, чтобы какой-то народ свой собственный этноним применял вместе с чужим аффиксом множественного числа.

Далее, о чем же говорит следующее сообщение Ю.Немета: “Везде, где имеются куманские населения, мы можем встретить ясские поселения” . Если бы куманы и ясы были разноязычными, разве они поселились бы везде рядом?

Удивляет то, что после таких сообщений, которые дожны были натолкнуть Ю.Немета на мысль об этнической и языковой идентичности или близости куманов и ясов, автор приходит к выводу о том, что “куманы и яс — разного происхождения. Куманы — большой тюркский народ... яс же — народ иранского происхождения, ветвь аланов, близкородственная осетинам” .

Список попал в хранилище из архива фамилии Батиани. “Дата 12 января 1422 г. Содержание: судебный процесс вдовы Георга Батиани против Иоанна и Стефана Сафар из Чева” . Кроме упоминания о том, что селение Чев расположено по соседству с ясским селением, нет никакого основания для предположения принадлежности этого списка слов ясам, если не считать глубокого убеждения самого Ю.Немета в том, что якобы иранский с осетинским уклоном список слов должен быть отнесен к алано-ясскому. Фамилия Батиани говорит о том, что он, по-видимому, был кавказско-осетинского происхождения, поэтому список слов имеет много осетинских слов. В то же время в списке очень много тюркских слов. С этой точки зрения список, найденный в Венгрии, проанализирован И.М.Мизиевым [Мизиев И.М., 1986, 117—118].

Таким образом, утверждение Ю.Немета, что список, содержащий осетинские слова, принадлежит ясам-аланам, более, чем спорное. Больше того, в настоящее время и сам список слов должен быть заново расшифрован объективно, а не с предвзятым стремлением обязательно найти там осетинские слова.

§ 4. С какими народами отождествляли алан их современники? Это очень важный вопрос. Одно дело — мнение историков-современников алан, совсем другое дело — старание современных нам ученых понять историю так, как им хочется.

Если представить так называемую скифо-сарматскую обширную территорию, то мы увидим, что на ней предшествующие по времени народы часто отождествляются с последующими. Так, еще в ассирийских источниках VII в. до н.э. киммерийцы отождествляются со скифами, хотя современными историками это оценивается так, как будто древние историки по ошибке путали их. Например, М.Н.Погребова, говоря об этом, пишет: “Возможно, ассирийцы и путали их.” [Погребова М.Н., 1981, 48]. Далее, в более поздних источниках скифы отождествляются с сарматами, сарматы — с аланами, скифы, сарматы, аланы — с гуннами, аланы, гунны — с тюрками (т.е. с аварами, хазарами, булгарами, печенегами, кыпчаками, огузами) и т.д.

Приведем несколько сообщений об аланах. Римский историк IV в. Аммиан Марцеллин, который очень хорошо знал алан и оставил самые полные сведения о них, писал, что аланы “во всем похожи на гуннов, но несколько мягче их в нравах и образе жизни” [Аммиан Марцеллин, 1908, вып. З, 242]. Переводчик “Истории иудейской войны Иосифа Флавия” (написана в 70-х годах н.э.) на древнерусский язык этноним алан передает словом яс и без тени сомнения утверждает, что “язык же ясескыи ведомо есть яко от печениженьска рода родися” [Мещерский Н.А., 1958, 454]. Эту цитату, где аланы-ясы отождествляются с печенегами-тюрками, приводит и Вс.Миллер и указывает, что переводчик заменил скифов печенегами, а алан ясами [Миллер Вс., 1887, 40]. Ясно, что это замечание нисколько не помогает Вс.Миллеру отождествлять алан с осетинами, наоборот, говорит лишь о том, что в XI в. переводчик хорошо представлял, что и печенеги являются потомками скифов, и аланы — это ясы.

Кроме того, надо иметь в виду то, что древними историками аланы всегда описываются рядом с аорсами (т.е. с аварами), гуннами, хазарами, сабирами, булгарами, т.е. с тюркоязычными народами.

Аланы оставили заметный след и в Среднем Поволжье, и здесь их отождествляли с тюрками, в частности, с хазарами. Так, в этом регионе встречаются топонимы, которые восходят к этнониму алан. У удмуртов сохранились предания о древних народностях. Они мифологического героя называли алан-гасар (алан-хазар) и все, что приписывалось ему, относили к народу нугай, т.е. татарам, которых по-другому называли еще и курук (ку-иирк, где ку ‘белолицые’, иирк — синоним этнонима бигер ‘хозяин, богатый’ — М.З.) [Потанин Г.Н., 1884, 192]. Здесь налицо отождествление алан с нугаями-татарами.

В официальной исторической науке случаи отождествления скифов-алан-гуннов-хазар-тюрков объясняется обычно тем, что древние историки якобы часто путали эти народы. На самом деле, они не могли путать, ибо говорили о событиях, свидетелями которых были сами. Для того, чтобы сознательно путать, у них тогда не было политических установок. По нашему глубокому убеждению, древние ничего не путали, современные же историки, исходя из своих предубеждений или политических установок, хотят понять древние источники по-своему и начинают “исправлять” их. Если внимательно и объективно изучить сообщения древних, то становится неопровержимо ясно, что в так называемых скифо-сарматских регионах и в древности, и в средние века жили в основном одни и те же племена. Эти территории и сейчас населены в своей основе теми же народами.

Нельзя не обратить внимание и на то, что сторонники алано-осетинской теории признают правильным лишь ту часть сообщения древних, которая относится к отождествлению скифов-сарматов-алан, а на другую часть сообщения об идентичности скифов-сарматов-алан-гуннов-тюрков-хазар-булгар и т.д. они и внимания не обращают. Следовательно, к изучению древних источников они подходят тенденциозно, несистемно. Это во-первых. Во-вторых, как мы видели выше, отождествление ими скифов-сарматов-алан не является основанием для доказательства осетиноязычности алан, ибо скифы и сарматы не были осетиноязычными.

Еще один факт заслуживает внимания. Как представляют себе некоторые современные историки этнический процесс в Восточной Европе?

Они думают, что из Азии в Восточную Европу постоянно прибывали все новые и новые народы: одни из них со временем растворялись в Европе, где условия жизни лучше. А в Азии, где условия жизни тяжелее, чем в Европе, новые народы быстро размножались и вели пристальное наблюдение за Европой: как только там какие-то народы начинали исчезать, они будто бы устремлялись в Европу. Через какое-то время этот процесс повторялся. Так, по представлению сторонников официальной исторической науки, киммерийцы исчезли — появились скифы или, наоборот, появились из Азии скифы — исчезли киммерийцы; появились сарматы — исчезли скифы, среда сарматов размножались аланы, появились гунны (якобы первые тюрки) — постепенно исчезли аланы, появились авары (аоры-аорсы) — исчезли гунны, появились тюрки — исчезли авары, появились болгары — исчезли хазары, затем постепенно из Азии в Европу приходили печенеги, половцы, татаро-монголы, после которых приход тюрков из Азии в Европу прекратился. Такой процесс постоянного пополнения населения Европы за счет прихода “кочевников” из Азии реально мыслящему ученому не может казаться правдоподобным, соответствующим действительности.

Почему же древние историки часто отождествляли (не путали!) предшествующих с последующими? Ответ ясен: на таких обширных территориях народ в своей основе не менялся, менялся лишь этноним. Название племени, которое занимало господствующее положение, становилось общим этнонимом целого народа или даже целой большой территории, подчиненной этому племени. А господствующими в различные периоды истории выступали различные племена. Поэтому у одного и того же народа с течением времени этноним менялся. Таким образом, на обширных территориях, относимых к скифам и сарматам, в древности жили предки в основном тех народов, которые населяют эти территории и сегодня. С этой точки зрения, в киммерийцах, скифах, сарматах и аланах мы должны искать в первую очередь тюрков, славян и финно-угров, а не ираноязычных осетин, которые оставили следы чересполосно только в Кавказском регионе. Случаи отождествления скифов-сарматов-алан с тюркскими племенами доходят до наших дней. Например, и в древности, и сейчас тюрки — “балкарцы и карачаевцы именуют себя этнонимом алан, как, например, адыгейцы... называют себя адыга, грузины — сакартвело, осетины — ирон, якуты — саха и т.д. Аланами называют карачаевцев менгрелы, ассиями называют балкарцев осетины” [Хабичев М.А., 1977, 75]. Это факт, и от этого никуда не уйдешь. Но один из основателей сармато-скифо-осетинской теории Вс.Миллер фальсифицирует его следующим образом. Предполагая, что балкарцы и карачаи должны быть обязательно пришлыми, а осетины — местными, он пишет: “Балкарцев (племя пришлое), вытеснивших из этих мест осетин, они (т.е. осетины) называют асами (асиаг — балкарец, Аси — страна, ими занятая), древним именем, сохранившимся в летописи в форме ясы. Однако, нет сомнения, не балкарцы, пришедшие в свои теперешние места весьма поздно, а осетины были ясами наших летописей; но имя прикрепилось к местности и осталось за нею, несмотря на смену народности. Чеченец называется по-осетински цёцёнаг, ингуш — мэкэл, ногаец — ногайаг” [Миллер Вс., 1886, 7]. Возникает вопрос, почему же осетины называют правильно и чеченцев, и ингушей, и ногайцев, допуская ошибку лишь по отношению к балкарцам? Если расшифровать загадочную путаницу Вс.Миллера, то получается так, что осетины сначала себя и свою территорию называли асиаг, затем, когда осетины спали, пришли балкарцы и перенесли спавших осетин на другую территорию, заняв их прежнюю территорию. На другой день осетины встали и, исходя из названия территории, не себя, как прежде, а балкарцев начали называть своим собственным этнонимом — ясы, а себя — иронцами, ибо они не помнили, как их самих называли. Каждому ребенку ясно, что в жизни так не бывает и не может быть. Вс.Миллеру эта “сказка” нужна была для того, чтобы во что бы то ни стало доказать идентичность исторических асов и осетин.

Далее Вс.Миллер приводит примеры из топонимии Кавказа, которые напоминают осетинские слова. Никто не сомневается в том, что среди кавказских топонимов имеются и осетинские, ибо они живут там, но в то же время там полно тюркских названий, по подсчетам специалистов последних — значительно больше. Из нескольких топонимических фактов и из того факта, что осетины не себя, а балкарцев (по “ошибке”) называют асами, который работает против автора, Вс.Миллер делает вывод: “Есть основание думать, что предки осетин входили в состав кавказских аланов” [Там же, 15]. При этом он умалчивает о том, что балкарцы и карачаевцы именуют себя этнонимом алан, и менгрелы их называют аланами.

Таким образом, аланы, по устойчивому мнению их современников


были тюркоязычными. Если бы они были осетино- или ираноязычными, то многочисленные историки где-то упомянули бы об этом.

Так выглядели аланы

В крахе Римской империи виноваты не гунны, как считалось. Своим падением она обязана восточному народу, имевшему необычный удлиненный череп, называемому аланами.

Это аланы в Европу принесли культ войны. И основы средневекового рыцарства заложены были ими.

История Великого города помнит много нашествий кочевников, но ее крах начался под копытами сарматских и гунновских коней. Несмотря на то, что сотрясался античный мир задолго до появления там аланов, последние стали причиной его краха.

Этот «негерманский» народ, отличался от предшественников тем, что смог в Западной Европе основать обширные поселения.

Аланы существовали на протяжении многих лет по соседству с империей, нанося ей время от времени «соседские» визиты. Они были непобедимыми воинами, о чем не раз вспоминали римские полководцы.

Где жил воинственный народ?

Обитали они по обоим берегам Дона, потому что, как считал великий географ тех лет Клавдий Птолемей, по реке проходила граница.

Живших на западном берегу он назвал аланами скифскими, а занимаемые ими земли – Европейской Сарматией. Жителей восточного берега называли по источникам Птолемея скифами, или аланами (по источникам Светония).

Присоединение к римской империи

Благодаря Константину Великому аланы вошли в качестве федератов в состав римской империи. Это произошло в 337 году. Их местом поселения стала Центральная Европа (ранее Паннония). Таким образом удалось опасного врага превратить в защитника имперских границ за достойное вознаграждение.

Длилось это правда недолго, поскольку воины были недовольны своей жизнью.

Объединение с вандалами

Аланы символика

Спустя сто лет аланы с германским племенем вандалов заключили союз. Два этих народа заслужили звание жестоких грабителей Рима, который ими разорялся на протяжении двух недель.

Оправиться после такого «нашествия» Вечный город не смог. Прошло более 20 лет пока германскому вождю Одоакрому удалось оформить его падение. Он же заставил отречься от престола последнего императора Рима.

Поэтому и сегодня остается нарицательным имя «Вандал».

В пятом веке нашей эры римляне стали подражать варварам. Они, как бы это не казалось странным, одевались в широкие, сшитые на самарский лад, шаровары, отращивали бороды и усаживались на низкорослых, но чрезвычайно выносливых и быстрых лошадей. Все «аланское» было в моде и просто захлестнула Вечный город.

Но в особой почести были кони, не отличавшиеся, как уже говорилось, ростом и красотой, но славившиеся почти сверхъестественной выносливостью, и собаки.

Патриции Рима, насытившись материальными благами, предпочитали все примитивное, естественное и простое, приближающее их к народу, как казалось им. Утомленные шумным античным мегаполисом, они противопоставляли ему тихую варварскую деревеньку. Сами же племена варваров настолько идеализировались, что о куртуазных рыцарях слагали легенды и предания.

Перевоплощение

Видео: История непобедимых аланов

В книгах того времени римлянами воспевались достоинства как нравственные, так и физические. С аланами же происходил противоположный процесс. Они без стеснения использовали достижения крупнейшей цивилизации, отсутствовавшие на периферии, что постепенно привело к романтизации аланов, в отличие от римлян, которые «аланизировались».

Однако некоторые аланские обычаи были римлянам не по душе. Они не приняли моду на удлиненный череп и распространенную у аланов искусственную его деформацию. Хотя для современных историков именно эта особенность облегчает работу по определению территорий проживания аланов.

  • Ученые находят захоронения с длинными черепами, благодаря которым легче проводить оценку мест обитания воинствующих людей.
  • По утверждению руководителя краеведческого музея Пятигорска, в ту давнюю эпоху до 70% аланов имели длинные черепа.

Как достигали необычной формы черепа?

Для изменения формы головы, деткам сразу после рождения, пока не окрепли черепные кости, очень туго бинтовали головы, используя повязку, изготовленную из кожи и украшенную бусами, разноцветными нитками, подвесками.

Снимали их только после того, как укрепятся кости.

Зачем был нужен удлиненный череп?

Одна версия утверждает, что деформирование черепа влияло на возможности мозга. Жрецы благодаря этому быстрее погружались в транс. Эту традицию переняла позже местная аристократия. Вскоре это стало модой.

По Флавию Аррину конные племена сарматов и аланов врага атаковали молниеносно, не давая ему опомнится. Самым эффективным, применяемым против атак аланов, средством были пехотные фланги, которые имели металлические снаряды.

Но, «степняки» часто использовали тактику ложного отступления, на которую нередко ловился противник, добиваясь таким образом победы. Когда у бегущих от наступающей пехоты аланов расстраивались ряды и победа наступающих была так близка, аланы вдруг коней разворачивали на 180 градусов, давя преследовавших пеших воинов.

Эту тактику позже переняли римляне. Это и понятно, поскольку аланы имели большие боевые возможности, не считаться с которыми на западе не могли. Аланы возвели боевой дух в некий культ.

Античные писатели объясняли, что в бою погибнуть было в то время почетно для аланов, даже радостно, поскольку считали, что погибшие служат богу. Тех же аланов, кто доживал до преклонных лет и умирал в своем жилище, презирали, считали трусами, которые позорили семьи.

Значение аланов в становлении военного европейского искусства

Влияние аланов очень сильное на развитие военного искусства в Европе, поскольку ими предоставлены были разработки духовно-этнические и военно-технические, ставшие началом рыцарства средних веков. Помимо этого, культура ведения боев повлияла на создание легенды о подвигах Артура.

Свидетелями этого выступают античные авторы, рассказывающие, что на военную службу во времена Говарда Рейда, нанято более восьми тысяч опытнейших аланских и сарматских всадников. Сражалась большая часть воинов в Британии на Адриановом валу под знаменами, напоминающими знаменитого дракона.

Легенды об Артуре

У различных исследователей она разная. Исследователи Малкон с Литтлтоном видят ее в священной чаше и Граале из осетинского эпоса (нартского) – Нартамонге.

Путь к независимости

Два воинствующих племени – аланы и вандалы, объединившись, являли собой большую угрозу. Дикость этих народов и большая агрессивность не позволяли заключить с империей договор. Они спокойной жизни в определенной территории, предпочитая заниматься грабежом на новых территориях.

В конце концов аланы добрались к 425 году до границ Восточной Испании. Здесь они захватили корабли, и отправились на них к Северной Африке. Предводителем аланов был Гейзерин. Они высадились в римских колониях, которые страдали в тот период от внутренних восстаний, направленных против действующего правительства, и от частых набегов берберов, поэтому были ослаблены. Аланы захватили значительные территории за считанные дни.

  • Земли, включая Карфаген, представляли лакомый кусочек для аланов.
  • Прибрав к рукам сильный флот, аланские воины частенько посещали Сицилию и берега Южной Италии.
  • У Рима другого выхода не было, и он признал в 442 году независимость аланов, а еще спустя 30 лет и свое поражение.

За период существования на обширной территории воинствующие люди оставили достаточно «длинный» след — от Предгорий Кавказа до Африки через Европу. Сегодня, проживающие в этих местах народы борются за право на родство со знаменитым племенем. Но, по мнению ученых, потомками их являются осетины. В современной Осетии даже существует движение, требующее возвращения стране исторического названия.

Все основания для этого у осетин имеются:

    языковая общность;

    территориальная;

    эпос народный.

Против этого выступают жители Ингушетии, также считающие себя потомками воинствующего племени.

В отдельных старинных источниках утверждается, что аланы являются собирательным образом кочевников и охотников, проживавших севернее от Кавказа и Каспия. Вероятнее всего, осетины представляют лишь небольшую долю продолжателей аланов.

А их большая часть слилась с иными этническими группками, в числе которых:

  • берберы и даже кельты.

Одна версия говорит, что распространенное кельтское мужское имя Алан, начало берет от «аланов». Они жили в Луарес с начала пятого века, смешиваясь с британцами.

СКИФЫ, АЛАНЫ, РУСЫ - ЕВРЕЙСКИЕ ПЛЕМЕНА

Е. Макаровский. ("Еврейские корни Руси")

Что касается взаимоотношений евреев со скифами, то скифы-ашкенази известны с глубокой древности. Представляет интерес мнение А. П. Смирнова по этому вопросу, который пишет: «Так, имя Ноева «правнука» Ашкеназа соответствует названию племени ашкуза, известного по ассирийским источникам, и скифам греческих источников. А имя «отца» Ашкеназа Гомера соответствует клинописному «Гиммираи» и киммерийцам классических авторов. Это упоминание скифов и киммерийцев считается одним из древнейших. И обратите внимание: киммерийцы являются «отцами» скифов».

Свидетельством еврейского происхождения скифов-ашкенази являются каменные статуи, - «бабы» со свитками Торы в руках и тфиллином на голове, хранящиеся в Днепропетровском музее.

И когда мы говорим о Боспорском царстве, то надобно иметь в виду, что никакого греко-скифского царства там в то время не существовало, как это пытаются обосновать некоторые историки. Это было еврейское царство в Крыму. Такое же, как Византия была греческим государством в Восточной Европе, хотя правящая элита греками себя не считала, а называла себя римлянами – ромеями.

Когда же в первом веке нашей эры в районе Азовского моря появились аланские племена, то обитавшие здесь евреи-росы вошли с ними в союз и обрушились на сарматов, обитавших в степях Причерноморья и, сметая всё на своём пути, дошли до берегов Дуная. Сарматы в свою очередь отошли на западную оконечность Балканского полуострова и известны сейчас под именем хорватов.

Скифы, в своё время теснимые сарматами, отошли в Крым и, смешавшись с таврами, стали известны под именем тавро-скифов. Согласно А. П. Смирнову: «Тесные взаимоотношения тавров и скифов сказываются не только в обрядовой стороне погребений, но и в инвентаре. В первые века нашей эры появился новый термин «тавро-скифы». Этот термин встречен был на одной из боспорских надписей». Византийские хронисты идентифицировали тавро-скифов с русами. Однако русы десятого века ещё словенами не были.

И никогда арабские хронисты не писали, что русы – это словене. Знаменитый пассаж Ибн-Хордадбега о том: «Что же касается купцов Русских – они же суть племя из Славян...», то Ирма Хайнман считает, что это всего лишь неправильный перевод слова «джинс».

Слово «джинс» имеет значение – вид, род, категория. А термин "сакалиба" означает с древнееврейского не словенин, а "невольник", "раб". Так что правильный перевод этого места у Ибн-Хардадбега будет звучать как: «Русы – они из вида работорговцев». Или: «Русы –они же работорговцы».

В то же время упорное нежелание российских историков использовать древнееврейский язык в переводе трудностей средневековой терминологии в русском языке зачастую ставит российских учёных в довольно таки курьёзное положение.

Так, ошибочно приняв за основу, что «славяне» обозначаются термином «ас-сакалиба» Т. М. Калинина не может дать вразумительный ответ, каким образом Волга в IX веке могла называться рекой Славян, когда славян там ещё и в помине не было.

«На протяжении ста лет, - пишет она, - исследователи полемизируют о том, какая река подразумевается Ибн-Хордадбегом: по описанию как будто Волга, но почему в IX в. Она поименована «рекой славян», и как могли в начале IX в. купцы приплывать «из отдалённых славянских земель» к её устью, когда берега ее населены были совсем не славянами?»

Однако если принять во внимание, что в древнееврейском языке «ас-сакалиба» отнюдь не означает этнонима «славяне», а служит наименованием невольника-раба, то тогда вполне понятно, почему Волга называлась Невольничьей рекой. По ней русы везли на продажу невольников-рабов. Вот откуда у Волги столь символичное название – Невольничья река.

Что же касается аланов, то они никак не осетины, как пытаются представить их российские историки. Осетины никогда аланами не назывались. Их самоназвание было ирон.

Аланы были потомки саков-массагетов. А еврейские племена, поселенные на южном побережье Каспийского моря, в ассирийских хрониках были известны как саки-массагеты. Аланы были евреи. У них была одна катакомбная культура захоронений с киммерийцами и таврами. Это была еврейская культура захоронений в каменных ящиках и катакомбах. Первым обратил на еврейское происхождение аланов в своих работах Г. М. Барац.

И, наконец, что касается росов или руси, то такого племени никогда не существовало. Это подметили ещё многие русские историки в прошлом. Так, в своё время В. О. Ключевский писал: «О руси среди восточных славян в VIII в. Совсем не слышно, а в 9 и 10 вв. Русь среди восточных славян – ещё не славяне, отличается от них, как пришлый и господствующий класс от туземного и подвластного населения».

Ему вторил известный историк В.З.Завитневич: «То, что восточные словене не признавали себя русью это видно как из того, что среди них очень рано возник вопрос о происхождении названия Русь, так и из того, что место зарождения этого названия они первоначально искали вне территорий своих поселений. Упорство, с каким составитель Начального летописного свода отрицает местное происхождение этого названия, было бы не возможно, если бы восточные славяне 11 начала 12 веков считали имя Русь своим исконным названием. После всего сказанного ясно, что слово Русь – первоначально не означало ни того или отдельного племени, ни той или другой географической местности». По его мнению: «Русь составляла привилегированную правительственную дружину, пользовавшуюся особенными преимуществами».

Неудивительно, что при таком разнообразии мнений о происхождении слова «Русь», профессор М. И. Артамонов пришёл к такому заключению: «Кто были «росы» Среднего Поднепровья, по имени которых эта область стала называться с указанным выше изменением «Русской землей», сказать трудно».

Однако Ирма Хайнман в своём историческом исследовании «Еврейская диаспора и Русь», опубликованном в Иерусалиме в 1983 году, убедительно доказала, что: «Русь, заложившая основы Киевского государства и давшая ему своё имя, была военно-торговой организацией в основном язычников еврейского происхождения, сложившейся у берегов Чёрного и Азовского морей со времен Боспорского царства и распространившей свою деятельность по речным магистралям Восточно –Европейской равнины вплоть до Балтийского моря».

Что же касается слова «русы» или «росы», то Ирма Хайнман утверждает, что в переводе с древнееврейского оно означает в своём смягчённом значении «эллинизированный еврей»: «Еврей, отказавшийся от иудаизма в пользу язычества, - пишет она, - в соответствии с термином, принятым в Торе и «Книге Маккавеев» назван «раша» или «рашия».

Возможно, этим и можно объяснить, почему русские – единственный народ на земном шаре, чьим этнонимом является имя прилагательное, а не существительное.

Однако «росы» или «русь» была не только военно-торговой организацией. Русь одновременно была и религией братьев-фиасоф, почитающих Всемогущего Бога. Это синкретическая религия, совмещающая элементы иудаизма с эллинизмом, которая широко распространялась среди полу-евреев, тавро-скифов и евреев в Крыму и на Северном Кавказе. Имя Бога у них, как и иудеев не произносится, но под ним подразумевается Зевс Громовержец. Места молелен у них не храм, но ещё и не церковь, а синагога.

По мнению Н. И. Новосадского: «Боспорские фиасы в основе своей были религиозными обществами. Члены их объединялись вокруг культа одного и того же божества. Это божество ближе всего стояло к древнегреческому Зевсу, но никакого имени оно не имело. Отсутствие имени указывает на влияние древнейших христианских общин, основанных на почве верований иудейских. Влияние этих общин замечается и в некоторых чертах организации боспорских фиасов. Но боспорские фиасы не ставили своей исключительной целью только культ своего особого божества. У них были и другие задачи: материальная поддержка членов, выражавшаяся в заботах о погребении фиасотов и воспитании их детей и, по-видимому, достижение определённых моральных целей».

Из выше изложенного можно сделать вывод, что первоначально Русь была не только военно-торговой организацией, но и религиозным течением, близким христианству. Этим как раз и объясняется, почему Русь, в конце концов, приняла христианство. К христианству тяготели также, руководимые этой военно-торговой организацией братьев фиасов и аланы. Правильное написание, конечно, ал - ланы. Ал – это предлог, а затем ланы от слова лан-поле. Так горские евреи называли тех евреев, которые жили в степях Приазовья.

Одним из алланских племён, основавших Киев и Киевскую Русь были поляне. Они ни в коем случае словенами не были. С другой стороны, они не были и автохтонами Среднего Поднепровья, потому что в противном случае они бы полянами не назывались, а каким-нибудь другим именем. Дело в том, что ещё в восьмом веке этот район был покрыт дремучими лесами, и здесь, как раз в то время обитало словенское племя древлян или лесовиков.

Поляне же, как считает профессор В. А. Пархоменко, были: «Выходцами с территории хазарского царства, вообще с юго-востока и, скорее всего, с Приазовья». От мест обитания в излучине Азово-Донских полей они и получили свое название – поляне. Вопрос же их этнической принадлежности к словенам не подтверждается археологическими данными.

Впервые на это указал А. А. Спицын. По этому вопросу он опубликовал статью в ЖМНП в январе 1909 года. Вслед за ним в 1930 году М. И. Артамонов на материале средневековых поселений Нижнего Дона пришёл к аналогичному выводу, что никаких следов обитания словенского населения в этом районе ранее 11-го столетия не прослеживается. Но в отличие от А. А. Спицына, который полагал, что Нижний Дон и Приазовье населяли аланы – иранцы, А. М. Артамонов считал, что этот район был заселен болгарскими, тюркскими по языку, родоплеменными группами, родственными хазарам.

Затем И. И. Ляпушкин, исследовал массовый археологический материал самой Тмутаракани и подтвердил вывод Спицына и Артамонова, что до конца X века никакой словенской культуры Приазовье не знало, которая распространяется здесь только в XI веке, сменяя салтово-маяцкую культуру. Проведенные в послевоенные годы в Крыму с большим размахом, археологические раскопки также не подтвердили заселения этого края словенами вплоть до конца X века.

Пришедшие из Азовских степей, и основавшие Киев и Киевскую Русь поляне, были евреями, исповедующими иудаизм. И согласно Повести временных лет, они в отличие от окружающих их племён, не чистую пищу не употребляли, а ели только кошер. Так что до принятия Русью христианства Киевская Русь была образцовым еврейским государством на берегах Днепра. Поляне христианства не принимали, и Владимир их не принуждал к этому. Это к ним бегал епископ Илларион по ночам вести диспуты, чтобы обратить их в христианство.

Как мы видим, русь и поляне до принятия русью христианства упоминаются порознь, хотя и говорится, что этнически нет никакой разницы между полянами и русью. А с принятием русью христианства поляне исчезают со страниц летописи и появляются жиды, - евреи.

В Крым проникли и аланы, которые полностью слились с родственными им по крови евреями. Некоторые историки относят аланов к сарматским племенам. Но сами сарматы ведут своё происхождение от скифских мужчин и еврейских женщин. Согласно легенде, они потомки амазонок.