Как улучшить работу мозга: перечень препаратов и народные средства. Препараты для улучшения работы мозга

В жаркий период экзаменов и написания дипломной работы, я понял, что мой мозг работает не так быстро, как бы мне хотелось. Не получается сосредоточиться, внмание рассеивается из-за этого плохо запоминаю материал, не получается собрать нужные мысли и сформировать их правильно. Думаю многим знакомы эти симптомы. Так вот, я задался найти несколько действенных способов для прокачки мозга, ниже приведу некоторые из них.

Одним из главных и необходимых "твиков" вашего мозга является улучшение памяти .

Тренировка памяти

Такие игры как лото , шахматы , и даже карты , помогают оптимизировать память, если переодически играть в шахматы со своим компьютером или, лучше, другом, то это явно даст плоды через некоторое время.

Рагадывание кроссвордов и решение ребусов так же полезны для памяти. Иногда, когда вам нечем заняться, вместо просмотра телевизора можно 5 минут посидеть над каким-нибудь кроссвордом. А если у вас все хорошо с математикой, можно попробовать порешаь простенькие примеры или уравнения из курса школы.

К счастью на помощь нам опять же приходит наш компьютер и интернет, не зачем лезть за старыми газетами или журналами и искать там разделы с кроссвордами. К примеру на Facebook есть замечательное приложение Brain Buddies , которое способно натренировать вашу память и внимание за счет несложных, но многочисленных головоломок и заданий. Внимание очень важно для хорошей работы памяти.

Чтобы что-либо хорошо запомнить, необходимо получить об этом ясное и яркое впечатление. А для этого необходимо сосредоточиться и внимательно изучить
необходимый материал. Даже пять минут полного сосредоточения и внимательного отношения к изучаемому предмету дадут хороший результат, особенно если
воспользоваться не только зрительной памятью , но и проговорить изучаемое вслух .
Еще больше помогает улучшению памяти применение зрительных ассоциаций . Так, изучив текст, его необходимо представить себе в виде зрительных картинок - это позволит запомнить материал надолго.

Упражнения для развития памяти

1. Скажите себе: запомни это!


Например, если вам представили незнакомого человека, проговорите про себя его имя и велите себе его запомнить. Так вы бессознательно переведете эту информацию в статус более важной.

2. Найдите мотивацию


Постарайтесь представить, чем человек, имя которого нужно запомнить, может быть вам полезен в будущем? Поиск мотивации будет стимулировать работу мозга, и запомнить имя будет легче.
3. Ассоциируйте! «Метод Цицерона», «метод Римской комнаты» или «методом мест».


Суть его состоит в том, что «единицы информации», которые необходимо запомнить, мысленно расставляются в хорошо знакомой комнате в строго определённом порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию.
4. Изучайте иностранные языки


Это самым непосредственным образом активизирует память и развивает ассоциативное мышление. Станет легче запоминать не только иностранные слова, но и факты из повседневной жизни, которые прежде требовали постоянного напоминания.

5. Запоминайте номера телефонов



Для начала выучите номера телефонов, в том числе и сотовых, тех, с кем вы общаетесь чаще всего. Затем приступайте к запоминанию номеров менее важных людей. Посмотрите на номер, отведите глаза, повторите цифры про себя - и так до тех пор, пока номер окончательно не останется в памяти. В дальнейшем ненужные телефоны из-за ненадобности забудутся, и это нормально. Главное - продержать в памяти информацию хотя бы несколько дней.

6. Способ основан на игре под названием «кубики».


Развивает память и внимание. Им тренируют летчиков, шахматистов и спецслужбы. Суть: нужно купить 10 одинаковых костей, по размеру и цвету, взять для начала 3, потрясти в руках (или не в руках), положить на стол, поднять руку на доли секунды и снова накрыть, так чтобы вы увидели все 3 кости, сказать, какие цифры выпали и примерное расположение кубиков. Постепенно количество костей увеличивать, попытаться довести до 10. Когда станет легко, можно заменить часть костей на другие, другого размера и цвета. Со временем стоит менять предметы, например, попытаться проделать такое с рисовой крупой. Упражнение повторять ежедневно по 15 минут.

7. Этот способ используют почти все участники чемпионата по запоминанию.


Итак, человек может удерживать внимание на объекте до тех пор, пока он ему интересен и пока он может находить в нем что-то новое. Потом внимание ослабевает и переключается. Это доказанный факт. Суть упражнения: представьте себе любой предмет, например, ноутбук, и удерживайте мысль на нем. При этом с воображаемым предметом нельзя ничего делать, только представлять статичное изображение. Через несколько минут вы уже будете думать о чем-то другом, но не о предмете, причем, если сначала вы думали о ноутбуке, затем вы начинаете думать какая модель, затем какой производитель и т.д. Все думаю что-то свое, но у всех получается логическая цепочка. В тот момент, когда вы понимаете, что думаете уже не о предмете, вы должны пройти по вашей цепочке обратно, вспоминая каждое звено и в результате вернуться к предмету. Затем повторяем. Упражнение нужно делать ежедневно, с учетом специфики - почти где угодно. Способы подсказал Никита Семенов из «SECL GROUP»

8. Упражнение Пифагора.


Ежедневно утром и вечером нужно прокручивать в уме все события минувшего дня, вспоминая их до самых подробностей и мельчайших деталей. Кроме того следует дать оценку собственным поступкам, совершенным за этот день, задавая себе следующие вопросы:"Что я сделал сегодня? Что не сделал должного? Какие поступки заслуживают осуждения и требуют раскачивания? Каким следует радоваться?"

Освоив однодневную технику экзамена сознания, начните постепенно погружаться в прошлое, вспоминая то, что было вчера, позавчера и т.д. Если у вас достанет характера делать это каждый день, успех гарантирован (это проверено) - вашей памяти позавидует самый мощный компьютер с огромной базой данных.

Тренируясь таким образом постоянно, вы через месяц-два научитесь держать внимание постоянно включенным... сможете мгновенно восстанавливать события любого периода жизни вплоть до рождения, будете легко запоминать наизусть огромные куски текста и длинные поэмы, ряды цифр, наборы предметов, гаммы цветов, мелодии и т.д.

9. Эффект Моцарта



Десятилетие назад психолог Франциск Рошер и его коллеги сделали открытие. Оказывается, прослушивание музыкальных произведений Моцарта улучшает математическое мышление людей. Даже крысы преодолевали лабиринты быстрее и более точно после прослушивания Моцарта, чем после шума или музыки композитора-минималиста Филиппа Гласа. В прошлом году, Рошер сообщил, что для крыс соната Моцарта является стимулятором деятельности трех генов, связанных с клетками, передающих сигналы в мозг.

Это самый гармоничный способ улучшить ваши умственные способности. Но прежде, чем вы возьмёте компакт-диски, примите к сведению, что не каждый, кто стремится к эффекту Моцарта, получет его. К тому же, даже его сторонники склоняются к тому, что музыка повышает способности мозга, потому что заставляет слушателей чувствовать себя лучше. Происходит одновременно и расслабление, и стимулирование организма.

10. Пейте, но в меру!



Исследование, задействующее 3 500 японских мужчин, установило, что у тех, кто употребляет небольшое количество алкоголя, лучше развита функция познавания, чем у тех, кто не пьет вообще. Но, к сожалению, как только вы выпиваете больше, чем положено, ваша память сразу ухудшается.

Исследование на крысах определило, что те, кто потребляет много алкоголя, теряют клетки сразу после его распития. Доказано, что алкоголь не только повреждает умственные способности, но и препятствует их восстановлению.

11. Любовь для мозга



В серии исследований доктора Катлера и его коллегами в университете Пенсильвании и позднее в Стенфордском университете было обнаружено, что регулярный сексуальный контакт оказывал благоприятное воздействие на женщин. Сексуальный контакт, по крайней мере, раз в неделю приводил к регулярным менструальным циклам, более коротким менструациям, задерживал менопаузу , увеличивал уровеньэстрогена и замедлял процесс старения. Увеличение уровня эстрогена за счет увеличения количества занятий сексом помогает улучить мозговую деятельность.

В исследовании доктора Катлера наличие оргазма не было столь важным. Близость и эмоциональное соединение были самыми влиятельными факторами.

12. Упражнение глазами

По последним данным научных исследований, ежедневное выполнение следующего упражнения всего лишь в течение 30 секунд улучшает память на 10%: необходимо одновременно двигать зрачками из стороны в сторону. Данное упражнение усиливает координацию обоих полушарий мозга и способствует активизации его зон, ответственных за память.

Физиология


Так же для мозга очень важно своевременное и полноценное поступление кислорода . Для этого достаточно глубоко дышать в тот момент, когда вам нужно пошевелить извилинами. Мозговую деятельность одинаково эффективно улучшают и релаксация, и большое количество кислорода в крови, а при глубоком дыхании организм расслабляется. Причем дышать нужно только через нос и сидеть ровно . Такая поза позволит сосредоточиться и мыслить более «здраво». Поэкспериментируйте: сначала решите в уме какую-нибудь математическую задачу, сидя на стуле сутулясь и с открытым ртом, а затем - выпрямившись, с закрытым ртом. Вы сразу увидите разницу.

А физических упражнений достаточно для того, чтобы к головному мозгу начала поступать кровь. Небольшая зарядка «разбудит» мозг и активизирует его деятельность. Лучше всего пройтись, но и простых упражнений на месте (приседания, прыжки) может быть достаточно. Вы наверняка замечали, что когда вы идете, поток мыслей гораздо более активен.

Ученые из Института Биологических Исследований “Salk”, штат Калифорния, выяснили, что у мышей, бегающих во вращающемся колесе, вдвое больше клеток в той области мозга, которая отвечает за изучение и память. Почему же умственные способности более активных грызунов лучше? Возможно, добровольные физические нагрузки не столь трудны и поэтому более выгодны. Это означает, что, занимаясь спортом с удовольствием, вы становитесь более остроумными и счастливыми.

И конечно для мозга необходима правильная еда .

Ешьте рыбу!
Масло, найденное в грецких орехах и рыбе, долго считалось полезным только для сердца. Но недавнее исследование установило, что оно полезно и для мозга. Происходит не только улучшение системы циркуляции воздуха, которая поставляет кислород к голове, но и улучшается функция мембран клеток. Вот почему люди, которые потребляют много рыбы, менее подвержены депрессии, слабоумию, даже нарушению внимания. Ученые отметили, что жирные вещества необходимы для умственного развития детей. Возможно, что ваше собственное умственное развитие и даже интеллект, может быть улучшен при достаточном потреблении этого масла.

Употребляйте, по крайней мере, три кусочка рыбы в неделю. Например, лосось, сардину, тунца.

Вы можете потреблять ежедневно около 30 процентов калорий в виде жира , но большинство из них должны поступать от вышеупомянутой рыбы, оливкового масла, орехов. Избегайте жиров, содержащихся в крекерах и различных закусках.

Правильное питание необходимо мозгу, чтобы строить свои клетки чисто физически, и кровь должна постоянно доставлять мозгу питательные вещества - строительные материалы. Какие строительные материалы необходимы мозгу? Это достаточное количество жирных кислот растительного происхождения, основными источниками которых является растительное масло. Из минеральных веществ мозгу необходимы фосфор, сера, медь, цинк, кальций, железо и магний.

Фосфор способствует образованию клеток мозга. Продукты, содержащие фосфор: бобы, цветная капуста, сельдерей, огурцы, редис, соя, грецкие орехи.

Сера необходима для нормальной способности клеток мозга насыщаться кислородом. Сера содержится в капусте, моркови, огурцах, чесноке, инжире, луке, картофеле.

Цинк повышает умственные способности и улучшает состав крови, а также предотвращает некоторые нервные заболевания. Цинк содержится в проращенной пшенице и пшеничных отрубях.

Кальций необходим для нормальных процессов кроветворения, препятствует проникновению в кровь болезнетворных микроорганизмов, а значит, предохраняет от инфекции. Кальций содержат яблоки, абрикосы, свекла, капуста, морковь, вишня, огурцы, виноград, зеленые овощи, миндаль, апельсины, персики, ананас, клубника, цельное зерно.

Железо обеспечивает нормальный состав крови и необходимый уровень гемоглобина в крови, без него невозможны жизненно важные процессы в тканях головного мозга. Железом богаты фасоль, капуста, вишня, зеленые овощи, горчица, апельсины, горох, ананасы, помидоры, рис, моллюски, яблоки.

Магний необходим для нормального функционирования нервной системы и профилактики нервных заболеваний, бессонницы, беспокойства, головной боли, тревожности. Магний можно получить из таких продуктов, как миндаль, салат-латук, мята, цикорий, оливки, арахис, картофель, тыква, слива, грецкие орехи, цельные зерна пшеницы.

Кроме того, мозг нуждается в целом ряде витаминов, особенно группы Е и группы В . Эти витамины содержатся в листьях салата, подсолнечном масле, проращенной пшенице, орехах, сухих бобах, полированном рисе, зелени горчицы, капусте, шпинате, апельсинах, грейпфрутах, дыне, авокадо, бананах.

И, конечно, мозгу необходимо большое количество кислорода . Такие продукты, как картофель, петрушка, мята, хрен, редис, лук, помидоры , способствуют насыщению мозга кислородом.

Едва ли не самым ценным продуктом для мозга являются яблоки . Содержащиеся в них вещества очень благотворно воздействуют на сосуды мозга. Они укрепляют и оздоравливают клетки, выстилающие внутренний слой сосудов, повышают эластичность сосудов и препятствуют их закупорке. А потому яблоки снижают вероятность кровоизлияния в мозг, часто становящегося причиной смерти. Одно из самых тяжелых заболеваний - кровоизлияние - связано с нарушением мозгового кровообращения из-за закупорки сосудов головного мозга. Чтобы предупредить это опасное явление, достаточно съедать всего лишь по одному яблоку в день. Вещества, содержащиеся в яблочном соке, защищают клетки мозга от оксидантного стресса – он ведет к потере памяти и снижению интеллекта. Поэтому яблоки и яблочный сок помогают сохранять ясность ума в старости. Также яблоки помогают сосредоточиться.

Яйца
Едва ли не лучший источник холина (он же витамин B4) - основы для выработки в организме ацетилхолина . Это вещество воздействует на нервные окончания в мозге, способствуя улучшению работы памяти и скорости реакции. Люди с неперносимостью к белку могут заменить яйца бананами, помидорами или орехами, но в них холина содержится гораздо меньше.
Перепелиные яйца
Обязательно включайте их в свое меню 1–2 раза в неделю. Они не содержат холестерина, стимулируют деятельность головного мозга.
Куриные яйца также полезны для мозга, но в перепелиных содержится в 5 раз больше калия и фосфора, в 4,5 раза больше железа, в 6 раз – витаминов Е и В2, в 1,7 раза - витамина А. Перепелиные яйца особенно полезны натощак в сыром виде. В отличие от куриных они безопасны, так как перепелки не болеют сальмонеллезом.

Ноотропные средства и витамины

ВНИМАНИЕ: перед употреблением ноотропных средств, обязательно проконсультируйтесь у невропатолога.

К лекарственным средствам улучшающим работу мозга относятся препараты категории ноотропов.

Ноотроп растительного происхождения это «Гинкго Билоба» от компании «Эвалар».
Ноотроп синтетического происхождения «Ноотропил» (или «Пирацетам»).
Лецити́н (греч. λέκιθος - яичный желток) - сложные эфиры аминоспирта холина и диглицеридфосфорных кислот; являются важнейшими представителями фосфолипидов.
Витаминный комплекс, включающий витамин B5 (например «Био-Макс»).

Определение ноотропных препаратов
Термин «ноотропы» был впервые предложен в 1972 г. автором препарата «пирацетам» (К. Жиурджеа) для обозначения средств, оказывающих специфическое активирующее влияние на интегративные функции мозга, стимулирующих обучение, улучшающих память и умственную деятельность, повышающих устойчивость мозга к агрессивным воздействиям, усиливающих кортико-субкортикальные связи. В последнее время предложено несколько другое содержание этого термина, предусматривающее, что ноотропными следует считать вещества, активирующие высшую интегративную деятельность мозга, восстанавливающие нарушенные мнестические (т.е. связанные с памятью) и мыслительные функции, снижающие неврологические дефициты и повышающие резистентность организма к экстремальным воздействиям.
Первоначально ноотропы создавались для лечения: болезни Паркинсона на ранних стадиях, старческого слабоумия, болезни Альцгеймера, нарколепсии, депрессии, синдрома нарушения внимания и ADHD (синдрома дефицита внимания и гиперактивностии). Сейчас же, такие лекарства становятся ’lifestyle drug’ - такими же, как, например, виагра. По статистике ВОЗ, треть взрослого населения Европы и Японии принимает препараты этой группы.

Ноотропил

Фармакологическое действие:
Ноотропное средство. Оказывает положительное влияние на обменные процессы мозга: повышает концентрацию АТФ в мозговой ткани, усиливает синтез РНК и фосфолипидов, стимулирует гликолитические процессы, усиливает утилизацию глюкозы. Улучшает интегративную деятельность головного мозга, способствует консолидации памяти, облегчает процесс обучения. Изменяет скорость распространения возбуждения в головном мозге, улучшает микроциркуляцию, не оказывая при этом сосудорасширяющего действия, подавляет агрегацию активированных тромбоцитов. Оказывает защитное действие при повреждениях головного мозга, вызываемых гипоксией, интоксикациями, электрошоком; усиливает альфа- и бета-активность, снижает дельта-активность на ЭЭГ, уменьшает выраженность вестибулярного нистагма. Улучшает связи между полушариями головного мозга и синаптическую проводимость в неокортикальных структурах, повышает умственную работоспособность, улучшает мозговой кровоток. Эффект развивается постепенно Практически не обладает седативным и психостимулирующим влиянием.

Показания:
Неврология: сосудистые заболевания головного мозга, хроническая цереброваскулярная недостаточность (нарушение памяти, внимания, речи,головокружение, головная боль); остаточные явления нарушений мозгового кровообращения (по ишемическому типу); коматозные и субкоматозные состояния (в т.ч. после травм и интоксикаций головного мозга); реконвалесценция (для повышения двигательной и психической активности); заболевания нервной системы, сопровождающиеся снижением интеллектуально-мнестических функций и нарушениями эмоционально-волевой сферы (в т.ч. болезнь Альцгеймера). Психиатрия: невротический синдром, астенодепрессивный синдром (различного генеза, с преобладанием в клинической картине адинамии, астенических и сенесто-ипохондрических нарушений, идеаторной заторможенности); вялоапатические дефектные состояния (шизофрения, психоорганический синдром); комплексная терапия: психические заболевания, протекающие на «органически неполноценной почве»; депрессивные состояния, резистентные к антидепрессантам; плохая переносимость антипсихотических ЛС (нейролептиков), для устранения или предотвращения вызываемых ими соматовегетативных, неврологических и психических осложнений; кортикальная миоклония. Наркология: абстинентный алкогольный синдром, пре- и делириозные состояния, абстинентный морфинный синдром, острое отравление этанолом, морфином, барбитуратами, фенамином; хронический алкоголизм (с явлениями стойких нарушений психической деятельности, астения, интеллектуально-мнестические нарушения). Серповидноклеточная анемия (в составе комбинированной терапии). В педиатрической практике: при необходимости ускорить процесс обучения и ликвидировать последствия перинатальных повреждений мозга, вызванных внутриутробными инфекциями, гипоксией, родовой травмой, при олигофрении, задержке умственного развития, детском церебральном параличе.

Большинство людей чаще всего недовольны собственными знаниями и пытаются любыми способами улучшить память и работу мозга. Однако одних упражнений зачастую бывает недостаточно.

Ведь причин излишней рассеянности и забывчивости может быть множество: это и чрезмерная усталость, неправильное питание, недостаток кислорода вследствие сидячего образа жизни, вредные привычки и пр.


Физические упражнения

Преподаватели вузов давно заметили, что ученики, ведущие здоровый образ жизни, успешны и в учебе. Волшебной силе спорта, помогающей достичь ясности ума, есть вполне научное объяснение. Согласно последним данным, при каждом сердечном сокращении 20–25% крови идет в мозг. Вместе с нею в него поступают не только питательные вещества, но и кислород.

Значительное воздействие на гиппокамп (отдел мозга, отвечающий за переход краткосрочной памяти в долговременную) оказывают аэробные дыхательные упражнения. Причем, по мнению исследователей из Канады, увеличить его размер с помощью занятий спортом можно в любом, в том числе и в пожилом возрасте.

Регулярные упражнения, способствующие притоку кислорода, позволяют увеличить и производство особого, специфичного только для нервной системы, белка, отвечающего за развитие мозговых клеток и их выживаемости.

Совет! Обычная вечерняя пробежка перед экзаменом позволит не только снять нервное напряжение перед серьезным испытанием, но и насытит кровь, а значит, и клетки мозга, кислородом.


Тренировка памяти

Считается, что большинство людей помнит лишь 5% усвоенной за жизнь информации. Еще 35% из них способны вспомнить ее часть с помощью наводящих вопросов. Однако любой орган, в том числе и мозг, можно и нужно тренировать.

Методов, как улучшить работу мозга и развить память, существует множество. Это может быть:

  • регулярное чтение;
  • заучивание стихов или песен;
  • интересное хобби;
  • разгадывание кроссвордов или ребусов;
  • игра в шахматы и пр.

Помочь своему мозгу лучше концентрироваться можно и с помощью специальных упражнений. Причем можно делать их и «на ходу»:

  • находясь в транспорте или на улице, посмотрите несколько секунд на человека, затем отвернитесь и восстановите в памяти его облик (цвет волос, глаз, одежды и пр.); рассматривать и анализировать можно не только людей, но и любые предметы;
  • приобретая продукты, постарайтесь в уме подсчитать хотя бы приблизительную стоимость покупок; сравнивайте и запоминайте цены в различных магазинах, это поможет не только тренировать мозг, но и экономить;
  • стимулируют его и любые новые занятия – то есть, даже если с утра вы почистите зубы не правой, а левой рукой, это уже будет для мозга непривычным, а значит, новым, требующем концентрации внимания событием.

Совет! Психологами разработано достаточно большое количество методик, помогающих улучшить работу памяти и внимание мозга. Однако человек очень быстро запоминает только интересную для него информацию. Поэтому выбирайте из всех существующих методик подходящую именно вам. При этом регулярно вносите в тренировочный комплекс какие-то собственные новшества.

Улучшить память и работу мозга с помощью медитации

Большинство людей не умеют полностью сосредотачиваться и отключаться от посторонних мыслей или внешних раздражителей. Научиться концентрировать собственное внимание можно с помощью простейших упражнений.

Исследователи обнаружили, что у людей, практикующих медитацию, увеличена плотность серого вещества. Количество нейронных связей у них также значительно выше. С помощью йоги можно и существенно синхронизировать работы обоих полушарий мозга.

Причем для улучшения работы мозга совершенно необязательно выполнять какие-то сложные упражнения. Его работе помогут простейшие асаны и начальные стадии медитации. Они не только научат вас сосредотачиваться, но и улучшат циркуляцию мозга и укрепят нервную систему.


Совет! Все упражнения следует проводить в полнейшей тишине. Мышцы тела должны быть полностью расслаблены. Вначале внимание концентрируется на собственном теле и отдельных его участках. Постепенно оно переключается на окружающие звуки и запахи. Присутствие каких-либо посторонних мыслей во время занятий нежелательно.

Полезные продукты

Какие продукты улучшают память и работу мозга? Их можно подразделить на две группы: быстрого и длительного воздействия. К примеру, шоколад, содержащий магний и глюкозу, способен достаточно сильно стимулировать мозговые клетки. Однако срок его действия ограничен во времени. При регулярном же потреблении орехов можно в значительной степени улучшить именно долговременную память.
К естественным стимуляторам-витаминам, улучшающим память и работу мозга – относятся:

  • биофлавониды (витамины D, Е и Р);
  • все витамины группы В, в том числе фолиевая кислота (витамин «гениальности»);
  • витамины С.

Совет! Прием витаминов лучше комбинировать с препаратами, содержащими кислоты Омега-3.

Наиболее важными для долговременной работы мозга являются большинство витаминов группы В, присутствующих в печени, зелени, яйцах и молочных продуктах. Те же яйца, молочные продукты, а также фасоль и мясо домашней птицы содержат также адреналин и дофамин, способствующие повышению не только физической, но и умственной активности.


Следует включать в рацион и помидоры, сою, финики, инжир, бананы и шоколад, содержащие серотин – гормон радости. Именно он отвечает не только за наш аппетит, сексуальные желания, но и за память и способность к обучению.

Совет! Замечено, что жители Италии, потребляющие в пищу достаточно растительного (оливкового) масла, содержащего омега-кислоты, снижающего уровень «вредного» холестерина и нормализующего давление, намного дольше сохраняют ясность ума.

Не забывайте и вы об этом очень полезном для мозга продукте. Восполнить недостаток омега-кислот можно и с помощью орехов, жирной рыбы и тыквы.

Поддерживайте свой вес в норме

Баланс глюкозы – главнейшего питательного вещества для клеток мозга – у людей с избыточным весом существенно нарушен. При повышенном содержании углеводов и животных жиров снижается и содержание белка с достаточно длинным названием – нейротропный фактор мозга – отвечающего за здоровье нейронов.

Поэтому, если вы хотите стать успешным, следите за весом. Употребляйте в пищу больше продуктов, улучшающих память и работу мозга из цельного зерна, рыбу, орехи, зелень, свежие или обработанные на пару овощи и фрукты. Причем для правильной работы мозга важен не только состав, но и сбалансированность питания. Поступление важных питательных веществ в организм должно происходить не от случая к случаю, а планомерно и регулярно.


Совет! При переедании большое количество энергии тратится на переработку пищи. Именно поэтому человек после еды становится вялым и сонливым. Чтобы быть в форме, перед важной встречей или событием ограничьтесь легкой пищей, содержащей минимум калорий.

Польза сна

При недостатке сна страдает весь организм. Но особенно болезненно отражается его отсутствие на мозге. Ведь именно во время сна происходит анализ и переработка полученной за день информации. Без надлежащей сортировки и переработки воспринять что-то новое мозг будет попросту неспособен.

При постоянном недосыпании работоспособность человека быстро падает. Если же ночные бодрствования происходят регулярно, это может вылиться даже в серьезные функциональные заболевания, в том числе психические и психомоторные расстройства.

Для сна следует выбирать теплую, затемненную комнату. Благотворно сказывается на отдыхе привычка ложиться в одно и то же время – в таком случае засыпание происходит без затруднений. Предшествовать ему должна спокойная, расслабляющая обстановка. Благотворно влияет на засыпание принятие теплого расслабляющего душа, чтение хорошей книги и пр.


Совет! Длительность сна у каждого человека индивидуальна. Причем избыток сна так же вреден, как и его недостаток. Но если вы чувствуете себя разбитым даже после 7–8 часового полноценного сна, попробуйте пересмотреть свой распорядок и увеличить его продолжительность хотя бы на полчаса. Более продолжительный сон требуется и в случае напряженного физического или умственного труда.

Народные средства

Помогают улучшить память и работу мозга и народные средства:

  • сок черники;
  • смесь свежевыжатых соков свеклы и моркови;
  • корни и листья хрена;
  • кора красной рябины;
  • сосновые почки;
  • мята;
  • шалфей;
  • клевер;
  • корни аира;
  • корни девясила.

Все эти растения позволяют укрепить сосуды головного мозга и улучшить его кровоснабжение.


Совет! Любые растительные препараты и травы, улучшающих память и работу мозга, можно включать и в курсы ароматерапии. Обязательно находите время для гуляния по цветущим садам и паркам: ароматы розы, ландыша, липы, черемухи способны благотворно воздействовать на клетки нейронов.

Память ребенка

При регулярном и достаточном сне, посильных физических нагрузках, правильном питании и отсутствии стрессов и конфликтов в семье и школе проблем с запоминанием у здорового ребенка быть не должно. Ведь именно в раннем возрасте нейропластичность – способность мозга подстраиваться под наши требования – у детей развита лучше, чем у взрослых.

Однако в младшем школьном возрасте способность долго концентрировать внимание и логическое мышление развиты еще слабо, поэтому в первую очередь следует обратить внимание именно на их тренировку. Причем делать это следует в ненавязчивой игровой форме. Чтобы поддержать стремление малыша узнавать новое, следует обязательно показать ему, каким образом можно использовать новые знания в быту или игре.


Улучшить память и работу мозга у ребенка можно при развитии хотя бы двух из трех основных каналов – слухового, моторного и зрительного. Легко осваивают новые знания и дети, умеющие визуализировать услышанное, представить его в «картинках». Замечательно, если для обучения используются наглядные образцы: игрушки или рисунки.

Совет! Чрезмерное напряжение мозга воспринимаются организмом как насильственные, и он тут же включает защитную реакцию в виде сонливости, головной боли и пр. Поэтому количество занятий с ребенком должно быть строго соразмерно его возрасту.

Лекарства, улучшающие память

Уже после 30 лет скорость восприятия новой информации начинает снижаться, а к 40–50 годам ее запоминание достаточно часто становится серьезной проблемой. Чтобы как можно дольше сохранять ясность ума, специалисты советуют не только правильно питаться, заниматься спортом и регулярно тренировать мозг, но и принимать специальные составы. К препаратам, улучшающим память и работу мозга, относят:

  • глицин: способствующий ускорению химических реакций, снижающий нервное напряжение;
  • пирацетам: улучшающий мозговое кровообращение концентрацию внимания;
  • аминалон: усиливающий энергетические процессы в нервных клетках, ускоряющий передачу импульсов, стимулирующий усвоение глюкозы;
  • фенибут: улучшающий сон, снижающий напряженность; облегчающий передачу нервных импульсов в центральную нервную систему;

  • пантогам: стимулирующий метаболические процессы в нейронах; часто назначают детям с умственной отсталостью;
  • фенотропил: ускоряющй расщепление глюкозы; циркуляцию крови; улучшающий концентрацию внимания;
  • витрум мемори: улучшающий снабжение мозга кислородом и глюкозой, усиливающий мозговое кровообращение.

Однако все эти препараты могут вызывать побочные эффекты и колебания артериального давления. Поэтому без предварительной консультации врача принимать их не следует.

Совет! Курение убивает сосуды, питающие мозг. Причем в борьбе с этим ядом даже самые мощные средства, улучшающее память и работу мозга, могут оказаться бессильными. Если вы хотите, чтобы ваш мозг работал как часы, как можно быстрее бросайте эту пагубную привычку.

Все авторы гимнастик, исследователи и разработчики системы упражнений по-своему знают, как улучшить . Методы улучшения работы мозга могут быть разные, но в основе каждого из них лежит либо улучшение функциональных способностей нейронов (их жизнеспособности и умения принимать и передавать сигналы), либо структурирование процесса мышления по более эффективной модели. Практики-интеллектуалы – люди, для которых эффективная работа мозга, его укрепление и активизация, стала профессиональной необходимостью – стараются объединить оба направления.

Мы провели обзор существующих методик и выбрали 15 проверенных способов улучшить работу мозга, для простоты восприятия разделив их на 3 группы:

  1. физиологические,
  2. опосредовано стимулирующие (технические),
  3. интеллектуально-психологические.

Топ-5 физиологических способов

Гимнастика Кацудзо Ниши – укрепление сосудов мозга

Для укрепления сосудов головного мозга применяют популярную гимнастику японского целителя Кацудзо Ниши. Тренировка капилляров осуществляется с помощью двух основных упражнений:

  • «Вибрация». Упражнение делается по утрам прямо в кровати. Для этого нужно поднять вверх ноги и руки и в течение двух минут потрясти ими.
  • «Золотая рыбка». Вибрирующие движения производятся в положении лёжа на твёрдой поверхности, с удерживанием руки под четвёртым шейным позвонком и с подтянутыми к себе носками ног. Вибрирующие движения, аналогичные движению тела рыбки, нужно производить, сильно напрягшись.

Гимнастика О. Троицкой

Система этих упражнений была разработана Ольгой Троицкой ещё в 70-х годах. В число упражнений, помогающих человеку как развить мозг, так и придать себе позитивный настрой, входят:

  • «Кросс-Кролы» - ползанье на полу по-младенчески,
  • диагональные наклоны, при которых нужно сблизить колени и плечи, но тянуть нужно плечи к коленям, а не наоборот,
  • надавливание на «кнопки мозга» – массаж двух ямок под ключицами двумя пальцами одной руки (вторая рука при этом должна находиться на пупке), с последующей сменой руки,
  • массаж и выворачивание верхней части уха с одновременным поворотом головы до предела попеременно вправо и влево и др.

Пальцевая гимнастика

При этой ежедневной гимнастике пальцы от указательного до мизинца попеременно касаются статичного большого пальца руки. Упражнение делается в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) направлениях и одновременно на обеих руках.

Биостимуляторы мозговой активности

Речь о ноотропных средствах для активизации мозговой активности и нейростимуляторах. Способ хорош тем, что доступен даже тем, кому лень ежедневно заниматься гимнастическими упражнениям, и кто переходить на жёсткий здоровый образ жизни пока не готов. При правильном подходе способ совсем не отнимает времени в течение дня, не требует сколько-нибудь значительных денежных вливаний, но предполагает определённое терпение для прохождения полного курса (от 20 дней до 3-х месяцев). Это связано с одной «хитростью» приёма: препараты, действие которых заметно сразу, опасны и отличаются массой побочных эффектов. А препараты природно-растительного происхождения с гораздо более безопасным составом нуждаются в более длительном (курсовом) применения для достижения устойчивого результата.

Под здоровым образом жизни понимается весь комплекс процедур, направленных на то, чтобы как ускорить работу мозга, так и улучшить состояние нейронных сетей. В этом ряду полноценное обеспечение мозга кислородом – одно из условий его качественной работы. Для этого применяются различные дыхательные техники: удлинённый выдох, ритмичное дыхание с равномерными вдохом, задержкой и выдохом – все три стадии по 8 секунд.

Однако чтобы сосуды справлялись с обеспечением мозга, надо следить за их состоянием: отказаться от курения, алкоголя. Кровеносная система (включая систему микроциркуляции крови), доставляющая питательные вещества нейронам, справляется с нагрузкой, если соблюдены четыре условия:

  • отсутствует «загрязнение» клеток,
  • нет закупорки капилляров и сосудов головного мозга атеросклеротическими бляшками (а они обнаруживаются у 80 % обследованных людей старше 30-и),
  • удалось избежать жировых отложений, приводящих к уменьшению диаметра сосудов головного мозга, нарушению кровообращения и ухудшению работы головного мозга,
  • сохранена нормальная скорость тока крови, которая может нарушаться, например, из-за недостатка жидкости.

Соответственно, чтобы улучшить память и работу мозга необходимо пить достаточное количество воды, увеличивать количество Омега-3 полиненасыщенных жирных кислот, (сохраняя баланс с Омега-6), возмещать недостаток витаминов (особенно группы В).

Применительно к продуктам питания это означает, что нужно вводить в повседневный рацион морепродукты, жирную рыбу, семя льна, грецкие орехи, овощи, какао, зелёный чай. Триптофан, который препятствует старению нейронов, содержится в мясе курицы, бананах, винограде и орехах.

Чтобы активизировать работу мозга нужен лизин, содержащийся в какао, шоколаде, бобах, орехах. В качестве антисклеротических композиций называют, например, смесь сока репчатого лука с мёдом (1:1), который надо по столовой ложке принимать перед едой трижды в день в течение месяца.

Топ-5 «технических» способов

Музыкальное сопровождение

Эксперименты психолога Френсиса Раушера, проведённые ещё в 1995 году на крысах, показали, что двухмесячное прослушивание композиций Моцарта (сонаты для двух фортепиано до мажор) позволяло лабораторным грызунам развиваться быстрее и на «экзаменах» увеличить скорость прохождения лабиринта по сравнению с контрольной группой.

Бинауральная стимуляция

Стереофоническое звуковое воздействие на два уха одновременно при создании близкочастотных, но разных колебаний, создаёт особый стимулирующий эффект. Достигается этот эффект при применении стереонаушников и разнице в частоте не более 25 Гц. При правильно скомпонованном воздействии человек «слышит» звук, сгенерированный самим мозгом, что зачастую используется в медитативных и гипнотических практиках. Однако влияние бинауральной стимуляции на организм изучено плохо, поэтому бесконтрольно применять этот метод на себе не рекомендуется.

Ароматы

Влиянием запахов на состояние организма человека занимается аромалогия. Согласно её канонам, к запахам, способным повышать работоспособность мозга, относятся ароматы:

  • грейпфрута, применяемого, чтобы увеличивать творческий потенциал и энергию,
  • иланг-иланга, стимулирующего умственную деятельность и создающего оптимистичный настрой,
  • пачули – умеренно тонизирующего аромата, ускоряющего мыслительные процессы и придающего решительность человеку,
  • лимона, способного как улучшить работу головного мозга, так и взбодрить уставшего человека.

Лимонный аромат, улучшающий способность к концентрации, влияющий на работу памяти, используется чаще других перечисленных запахов из-за широкого распространения цитруса. К популярным у нас запахам, которые также помогут повысить возможности памяти и работы мозга, относятся жасмин, гвоздика, корица. Для памяти применяют аромат мяты, который незаменим при умственном переутомлении. Хорошо «очищает» голову, активируя фантазию, масло левзеи. Настроить себя на длительный рабочий процесс поможет розмарин, а усилить волю и снять нервозность – запах кедра.

Ритм

Настраивать свой мозг на активную работу помогает процесс ритмичного постукивания рукой или пальцами, производимый в процессе обучения. Об этом говорят исследования нейробиологов из Сан-Диего, которые рассказывают о том, как стимулировать работу мозга, используя самые простые приёмы. Но «игра» с ритмами в качестве обязательного элемента используется и в шаманских практиках, где ритм, создаваемый ударами бубна и танцем, становится основой для погружения в изменённое состояние сознания.

Ковыряние в носу

Ковыряние в носу считается плохой привычкой, от которой детей старательно отучают. Но непроизвольное ковыряние в носу во время задумчивости обратило на себя внимание совместной англо-американской группы исследователей, которые сравнили показатели умственной активности у тех людей, кому «запретили» на время эксперимента ковыряться в носу, с показателями людей, на которых запрет не распространялся. Предварительные результаты показали повышенный уровень мозговой активности у первой группы. До проведения дополнительных контрольных экспериментов исследователи объяснили феномен тем, что, ковыряя в носу, люди массируют слизистую носа, что способно активировать массу расположенных там рецепторов, а это опосредованно стимулирует работу мозга.

Топ-5 «психологических»

Чтение

Чтение – метод интеллектуального развития, работающий с детства до глубокой старости. Для более эффективной тренировки кратковременной памяти обычно советуют выбирать стилистически витиеватые тексты с большим количеством сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. В таких текстах читатель должен удерживать всю конструкцию в голове, что стимулирует работу мозга, способствует укреплению и активизации памяти. Но принципиальным здесь является сам факт регулярного ежедневного чтения.

Ведение дневника

Рукописное ведение дневника должно как активизировать творческий потенциал, так и тренировать память, если все значимые события дня записывать с сохранением технических подробностей и нюансов восприятия. Если в дневниковой записи указывать, например, и номер автобуса, и число пассажиров с их особенностями, и количество остановок, то кроме памяти, это поможет развить ещё и наблюдательность.

Интеллектуальные игры

Чаще всего среди игр, способных усиливать работу мозга, действующих на укрепление и активизацию памяти, называют шахматы, карты (покер), шашки. Если рядом не оказывается достойного соперника и развитие останавливается, стимуляция работы мозга может быть обеспечена созданием для себя более жёстких условий игры: сокращением времени на ход, форой в перевесе и т. д. Но мозг можно тренировать и любыми другими играми. Например, можно упаковывать вещи в сумку оптимальным способом (у кого из участников соревнования поместиться больше, тот и выиграл) или по памяти называть предметы, которые ведущий выкладывает на столе.

Изменение привычек

Смена основной руки в повседневных бытовых процессах позволяет активизировать для этого вторую половинку мозга и стимулирует её развитие. Для этого достаточно держать вилку, чистить зубы, писать не той рукой, которой привык, а менее «умелой». Хорошо влияет на развитие мозга и отказ от привычного маршрута следования на работу или расширение списка посещаемых магазинов.

Расширение чувственного восприятия

Пусть даже искусственно увеличенный объём поступающей информации тренирует мозг как инструмент. Чем больше органов чувств участвует в процессе обработки информации, тем большую активность проявляет мозг и тем проще будет запомнить всё, что связано с новым материалом. Для быстрого и простого запоминания предмета или события психологи рекомендуют включить все органы чувств – пощупать, понюхать, попробовать на зуб, рассмотреть и послушать предмет или связать с чувственными ассоциациями произошедшее событие.

Способность логически мыслить, подмечать и запоминать факты, строить цепочки умозаключений - вот что отличает человека от животных. Работа мозга - это тонкий биохимический и электрохимический процесс. Внимательность, память, свежесть восприятия в первую очередь зависят от состояния нервных клеток - нейронов и их питания. Принято думать, что препараты для улучшения необходимы только пожилым людям, однако это не так. Нарушения памяти и мышления возможны в любом возрасте и обусловлены рядом причин.

Причины нарушения мозговой деятельности

Врачи не рекомендуют самостоятельно лечить даже незначительные ослабления функций мозга в первую очередь потому, что это может быть признаком серьезного заболевания. Память, внимание, обучаемость могут ухудшаться по следующим причинам.

  1. Нарушение кровообращения в головном мозге - длительная неудобная поза, атеросклероз, остеохондроз, гипертония, тромбоз сосудов, ишемия, инсульт.
  2. Улучшение работы головного мозга проблематично при курении и употреблении алкоголя, поскольку никотин и спирт являются сильнейшими сосудистыми ядами. При попадании их в организм в первую очередь страдает головной мозг - ведь он больше всех других органов нуждается в достаточном кровоснабжении.
  3. Черепно-мозговые травмы, общая интоксикация организма, перенесенные инфекционные заболевания.
  4. Стресс, недосыпание, недостаток отдыха.
  5. Общее истощение организма, недоедание, ограничение по питанию. В этом случае в организме развивается хронический дефицит витаминов и минеральных веществ, необходимых для работы мозга.

Чтобы произошло улучшение работы мозга, необходимо нормализовать режим активной деятельности и отдыха, правильно питаться и выполнять гимнастику для нормализации кровообращения шейного отдела позвоночника и головы. Полезно делать упражнения, стимулирующие умственную деятельность: осваивать новые виды деятельности, решать кроссворды и головоломки и прочее. В случае серьезных нарушений памяти необходимо обратиться к врачу. В настоящее время существуют различные препараты для улучшения работы мозга, но назначать их должен специалист. Доктор проведет обследование, подберет оптимальное лекарство, дозу и определит курс применения.

Таблетки для памяти

Все лекарства для улучшения работы мозга условно можно разделить на несколько категорий.

  • Ноотропные препараты - средства, регулирующие обмен веществ в головном мозге и повышающие его устойчивость к недостатку кислорода.
  • Средства, улучшающие кровоснабжение головного мозга.
  • Витамины, необходимые для биохимических процессов в мозге.
  • Аминокислоты, участвующие в передаче нервных импульсов и выработке биологически активных веществ.
  • Растительные средства, обладающие стимулирующим действием на организм в целом и высшую нервную деятельность в частности.

Следует учитывать, что из всего вышеперечисленного относительно безобидными являются только витамины и аминокислоты. Все другие препараты имеют противопоказания и могут применяться только по назначению врача. Многие из них используются при серьезных расстройствах психики, органических поражениях головного мозга и обладают побочными эффектами.

Все препараты, за исключением стимуляторов, необходимо принимать длительными курсами. Неверно думать, что память и внимание улучшатся сразу же после приема таблетки «Пирацетам». Длительность лечения составляет от нескольких недель до полугода. Иногда требуется проводить несколько курсов, делая между ними перерыв.

Ноотропные средства

Это препараты для улучшения работы мозга, относящиеся к группе психотропных средств. Механизм действия ноотропов изучен недостаточно. Выявлено, что они обладают способностью облегчать передачу нервных импульсов, стимулировать кровоснабжение мозга, улучшать энергетические процессы и повышать устойчивость организма к недостатку кислорода. В результате улучшается память, повышается обучаемость, стимулируется умственная деятельность и обеспечивается устойчивость мозга к агрессивным воздействиям.

В отличие от других психотропных средств, для ноотропных препаратов характерна низкая токсичность, они не вызывают нарушения кровообращения.

Наиболее известные представители данной группы - препараты:

  • «Пирацетам» («Ноотропил»),
  • «Пикамилон»,
  • «Фенибут»,
  • «Аминалон» («Гаммалон»),
  • «Пантогам»,
  • «Ацефен».

Для лечения хронических состояний таблетки для улучшения работы мозга назначают по 1 таблетке 3 раза в день в течение от 2-3 недель до 2-6 месяцев. Терапевтический эффект отмечается через две недели от начала лечения.

Препараты, улучшающие кровообращение

В случае по причине плохого состояния крови и сосудов для улучшения работы мозга назначают антиагреганты и антикоагулянты. К антиагрегантам относятся следующие средства:

  • «Ницерголин»,
  • «Ксантинол никотинат» («Компламин»),
  • «Тиклопидин»,
  • «Тиклид»,
  • «Курантил»,
  • «Пентоксифиллин» («Трентал»),
  • «Ацетилсалициловая кислота»,
  • «Клонидогрел».

К антикоагулянтам:

  • «Солкосерил»,
  • «Гепарин»,
  • «Церебролизин»,
  • «Актовегин»,
  • «Вазобрал».

Препараты для улучшения работы мозга этой группы обладают побочными эффектами.

Стимуляторы нервной деятельности

Стимуляторы обладают несомненным преимуществом - результат от их применения виден практически сразу. К сожалению, за все надо платить. При злоупотреблении стимуляторами улучшение работы головного мозга происходит на кратковременный срок, со временем развивается привыкание и требуется все большая доза. Кроме того, мозг истощается, что может привести к сильной утомляемости и головным болям.

Наиболее доступны стимуляторы, содержащиеся в продуктах питания.

  • Кофе содержит кофеин и L-тианин, улучшающие кровоснабжение головного мозга и стимулирующие передачу
  • Шоколад и какао. Содержащиеся порошке какао антиоксиданты флаванолы улучшают биохимические процессы в головном мозге и защищают его от воздействия стрессовых факторов.

Витамины

При усиленной умственной деятельности будет полезно принимать витамины для улучшения работы мозга.

  • Холин. Помимо улучшения усвояемости жиров в печени, холин участвует в выработке нейромедиатора ацетилхолина, необходимого для передачи нервных импульсов. Для стимуляции умственной деятельности холин принимают по 0,5-2 г в сутки, в зависимости от индивидуальной переносимости. При передозировке возможны головные боли.
  • Жирные кислоты Омега-3 применяются врачами для комплексной терапии возрастного угнетения функций головного мозга. Содержатся они в жирной рыбе, бобовых, грецких орехах. Суточное потребление 1-2 капсул рыбьего жира полностью покрывает потребность организма в кислотах Омега-3.

Аминокислоты

Помимо витаминов, для синтеза нейромедиаторов и снабжения клеток головного мозга энергией необходим ряд аминокислот:

  • Ацетил-L-карнитин участвует в углеводном обмене и высвобождает внутриклеточную энергию.
  • Тирозин. Применяют с осторожностью при заболеваниях щитовидной железы.
  • Глицин обеспечивает улучшение работы головного мозга, повышает работоспособность и нормализует сон. Снимает нервозность, нормализует настроение.
  • Креатин регулирует энергетические процессы в мозговой ткани.

Есть препараты, включающие в себя несколько витаминов и аминокислот, направлены на улучшение работы мозга и памяти.

Комплексные препараты

  • Препарат «Биотредин». Таблетки для улучшения работы мозга, содержащие треонин и пиридоксин (витамин В6).
  • Средство «Брейн Бустер» - коллоидный препарат сложного состава, содержащий растительное сырье и ряд нейротрансмиттеров - веществ, улучшающих функционирование нейронов.

БАДы и растительные средства

При незначительных нарушениях умственной деятельности используют таблетки для улучшения работы мозга на основе растительных экстрактов.

  • Средство «Гинкго билоба» - флавоноидные гликозиды и терпеноиды из китайского дерева Гинкго. Нормализует микроциркуляцию, обладает сосудорасширяющим действием, препятствует окислению жиров и обладает способностью повышать устойчивость тканей к недостатку кислорода. Нельзя применять одновременно с другими препаратами, улучшающими кровообращение, при беременности и кормлении грудью.
  • Препарат «Винпоцетин» - алкалоид растения барвинок. Улучшает кровообращение головного мозг, обладает антикоагуляционной активностью. Противопоказан детям, беременным и кормящим женщинам, а также при нарушении сердечной деятельности, в острой фазе инсульта.
  • Средство «Биокальций для мозга» - набор витаминов, минеральных элементов, аминокислот и антиоксидантов.
  • Азиатский женьшень обладает общим стимулирующим действием на обмен веществ, улучшает кровоснабжение и метаболизм глюкозы. Рекомендован для улучшения мозговой деятельности при утомлении, при плохом настроении, повышенной нервозности.
  • Родиола розовая влияет на выработку допамина и серотонина в центральной нервной системе, что оказывает благотворное действие на общее состояние организма, память, внимание, способность к концентрации и зрительное восприятие.

Все эти препараты для улучшения работы мозга можно принимать с профилактическими целями. Как и для других растительных средств, курс лечения длительный - минимум 3-4 недели, а в среднем - 2-3 месяца.

Меры предосторожности

Ухудшение мозговой деятельности может быть вызвано заболеванием, требующим обследования и серьезного лечения. Поэтому прежде чем пить таблетки, обратитесь к врачу за консультацией. В профилактических целях принимают препараты на растительной основе, и аминокислоты. Для быстрого кратковременного улучшения процессов мышления применяют стимуляторы. Ими нельзя злоупотреблять, так как длительное употребление дает обратный эффект и расходует ресурсы мозга без восстановления.

Умственная активность в том или ином мозговом ритме проявляется круглосуточно, в течение дня и ночи, но если ставится цель улучшения именно высших когнитивных функций (аналитического и абстрактного мышления, памяти и др.), то тогда нужно решить две задачи:

  1. Защитить мозг от диффузных и возрастных изменений, деменций, «голодания» (химического, кислородного), воспалений и непосредственных поражений локальных участков мозга.
  2. Научить (натренировать) мозг решать любые интеллектуальные задачи путём повышения его нейропластичности и отработки мыслительных навыков.

Проявления мозговой активности

Мозговая активность проявляется электрическими колебаниями – ритмами головного мозга, среди которых выявляют порядка 8 типов колебаний – от альфа- до тау-ритма.

  1. Альфа-ритм регистрируется в состоянии покоя и при расслабленном бодрствовании. Как только увеличивается функциональная активность головного мозга, альфа-колебания начинаю затухать вплоть до исчезновения.
  2. Бета-волны «отвечают» за высшие когнитивные функции, память, внимание. Угасают при двигательной активации или тактильной стимуляции.
  3. Гама-ритм фиксируется при решении интеллектуальных задач, требующих полного сосредоточения внимания.
  4. Дельта-ритм регулирует восстановительные процессы мозга (во время сна). Чрезмерное усиление дельта-волн почти всегда связано с нарушениями внимания, памяти и других когнитивных функций.
  5. Тета-волны проявляются в момент перехода расслабленного бодрствования в сонливость.
  6. Капа-ритм, возникая в височных областях, проявляется при подавлении альфа-ритмов в других областях мозга в процессе умственной деятельности.
  7. Мю-колебания наблюдаются только у 10-15 % людей. Возникает при повышенной активности мозга и психическом напряжении.
  8. Тау-ритм становится ответом на блокаду звуковых сигналов.

Чтобы оценить состояние человека и его умственную активность, необходимо учитывать соотношение ритмов. Так снижение альфа-колебаний при закрытых глазах с одновременным увеличением бета-активности может говорить о психоэмоциональном напряжении и тревожности. Снижение альфа-активности при закрытых глазах с повышением тета-ритмов становится признаком депрессии.

Изменения, связанные с нарушениями активности головного мозга

Деменции

Приобретённое слабоумие (деменции) проявляется в виде устойчивого снижения познавательного интереса и способности к приобретению новых знаний, ухудшения долговременной и кратковременной памяти, ослаблении абстрактного мышления. В молодости причиной этого, в основном, становятся различные зависимости. В старости чаще всего распространены деменции сосудистого типа, атрофического (болезни Альцгеймера, Пика) и смешанные. Состояние сердечно-сосудистой системы тоже прямо отражается на деятельности мозга. Так, например, при аритмиях могут возникать различные осложнения, которые деструктивно влияют на сердечный выброс, артериальное давление и, как следствие, – на кровоснабжение мозга.

Как правило, причиной сосудистых деменций становится атеросклероз мозговых сосудов, что позволяет отсрочить ухудшение функционирования мозга путём применения сосудосберегающей терапии.

В 2013 году исследователи индийского медицинского института обнаружили, что использование в быту двух языков откладывает деменцию на 4,5 года (в среднем) по сравнению с теми, кто использует в общении только один язык. Однако лучшей профилактикой всё-таки остаются препараты, улучшающие состояние сосудов, а лучшей терапией – противодементные средства.

С учётом того, что одной из причин деменций являются дефицитные состояния (например, витаминов В12, В9, В3, тиамина), то особую роль в профилактике играет витаминосодержащие питание и применения вспомогательных препаратов, компенсирующих недостаток необходимых веществ (витаминных комплексов, БАДов и др.).

Диффузные изменения

Диффузные изменения (то есть, такие, у которых сложно определить чёткую локализацию патологического источника, и поэтому патология воспринимается как проблема мозга в целом) проявляются комплексом симптомов и дезорганизацией биоэлектрической активности головного мозга.

Следствием и признаками становятся:

  • нарушение работоспособности человека,
  • снижение умственной активности мозга, памяти и внимания,
  • психологические трансформации в сторону снижения самооценки, ограничения круга интересов и др.

Диффузные изменения биоэлектрической активности головного мозга обнаруживаются с помощью ЭЭГ. Кроме этого, ЭЭГ потенциально может демонстрировать и ряд других патологий, к которым относится, например, эпилептическая активность.

При эпилепсии возникает характерный электрографический феномен – зависимость между электроэнцефалографическими паттернами и типами регистрируемых припадков.

Паттерны, наиболее изученные в эпилептологии, – это:

  • ФОВ (фокальные острые волны),
  • ФПР (фотопароксизмальная реакция),
  • генерализованные спайк волны.

У всех них есть свой список характерных отклонений (например, судорожные проявления при ФОВ и ФПР). Но ЭЭГ-диагностика связана с рядом сложностей, потому что результаты ЭЭГ практически здоровых людей могут демонстрировать значительные изменения, и в то же время, отсутствие изменений ЭЭГ могут наблюдаться у людей с патологиями.

Электрическая активность мозга выявляет признаки последствий черепно-мозговых травм с диффузным аксональным повреждением мозга. В этом случае ЭЭГ характеризуется устойчивыми или переходящими изменениями подкоркового и/или стволового характеров.

Способ увеличить мозговую активность с помощью смены образа мышления

Существуют специальные приёмы и упражнения, с помощью которых можно повысить активность мозга и его возможности. Однако чтобы умственная активность была стабильно высокой, нужно применять эти примы не время от времени, а систематически, связав их с образом жизни.

Смена привычек

Смена привычных локаций, изменение привычной обстановки или внесение нового в повседневные процессы способно увеличивать нейропластичность – умение мозга создавать новые нейронные сети и связывать их со сформированными ранее в единую систему. Это позволяет мозгу «взглянуть» на любую задачу по-новому, подключив к решению прежде незадействованные системы.

Нейропластичность – это многоуровневое проявление способности мозга восстанавливать функции, которое наблюдается как на клеточном уровне, так и в масштабах всего мозга, где происходит переназначение «ролей» и отделов, ответственных за процессы. В том числе, это свойство мозга активно используется в развитии памяти и научении.

Блуждающее сознание

При работе над одной задачей при очевидном алгоритме решения целесообразно сосредоточится на нём. Но если решение неочевидно или если в процессе интеллектуальной деятельности возник эффект многозадачности, который стопорит процесс, рекомендуют отвлечься и позволить своему сознанию поблуждать. Это позволяет мозгу не только отдохнуть, но и суметь «поискать» решение в тех нейронных сетях, которые при узком сосредоточении оказывались на периферии.

Интеллектуалы часто считают физическую активность пустой тратой времени. Но результаты различных экспериментов показали прямую зависимость интеллектуальных возможностей и регулярных разноплановых физических нагрузок.

Так в среднем на 10% выше показатели сообразительности зафиксированы у тех детей и взрослых, которые несколько раз в неделю занимались физкультурой – как минимум совершали длительные пешие прогулки. Танцы как способ улучшить мозговую активность хорошо показали себя в борьбе со слабоумием.

Частично это связано с неизбежным подключением во время тренировок различных отделов и участков мозга, с изменением ритмов, формированием навыка быстрого принятия решения. Частично – с улучшением кровообращения во время физических нагрузок.

Способ активизации мозговой активности с помощью препаратов

Как повысить мозговую активность с помощью специальных ноотропных средств? Существует два способа:

  • более быстрый, но и более рискованный – с помощью психостимуляторов и некоторых агрессивных синтетических ноотопов,
  • более долгий, но и более безопасный – с помощью препаратов с ноотропным эффектом, которые мягко изменяют соотношение действующего вещества и благодаря курсовому приёму более щадяще воздействуют на мозговые ткани.

Ноотропы (или нейрометаболические стимуляторы), если их применять в рекомендованных дозировках, в отличие от психостимуляторов, действующих сразу, проявляют себя после нескольких приёмов – курс, как правило, длится от 2 недель до 2 месяцев. (Чем мягче воздействие препарата, тем дольше курс, как в случае с природно-растительными препаратами). Проявления эти могут быть направлены на один или сразу несколько механизмов, позволяющих :

  • активизацию кровоснабжения и микроциркуляцию,
  • восстановление функциональных качеств сосудов (избавление от тромбов, профилактика слипания эритроцитов и др.),
  • улучшение проводимости сигнального импульса между клетками (например, за счёт увеличения концентрации нейромедиаторов – аминокислот, катехоломинов, других моноаминов),
  • защиту клеток мозга от повреждений и окислительных процессов (например, свободными радикалами).

Среди самых известных и популярных выделяются следующие:

  • ХэдБустер. Натуральный усилитель мозговой активности и высших когнитивных функций. Применяется в качестве способа как улучшить мозговую активность, так и восстановить обменные процессы во всём организме, приведя в норму иммунную, кровеносную, нервную системы. Содержит множество биоконцентратов, вытяжек и экстрактов с Гинкго, Омега-3, витаминами.
  • Ноотропил. Действующее вещество пирацетам. Повышает рецепторную и нейромедиаторную активность, увеличивая концентрацию ацетилхолина. Но для максимального раскрытия потенциала Ноотропила его рекомендуют применять в комплексе с Холином. Холин не только усиливает воздействие, но и становится фактором профилактики от головных болей, которые может спровоцировать Ноотропил.
  • Экстракт Гинкго Билоба. Растительный препарат, повышающий микроциркуляцию и улучшающий питание головного мозга путём оптимизации транспорта глюкозы и кислорода. В чистом виде экстракт выпускается разными производителями, но целесообразнее употреблять его в комплексе с другими веществами. Среди многокомпонентных препаратов с Гинкго выделяются Хэдбустер, Оптиментис и др.

Способ стимуляции мозга путём изменения рациона

Как увеличить активность мозга с помощью питания? Существует традиционный и парадоксальный способы.

  1. Традиционный способ связан с употреблением в пищу «продуктов для мозга». К таким традиционно относятся:
  • Омега-3-содержащие продукты – жирная рыба, льняное семя и масло, орехи, зародыши пшеницы и других злаковых,
  • антиоксидантные продукты – печень (витамин А и цинк), овощи (витамин С), кисломолочные продукты (глитатион), вино и др.
  • кофе в сочетании с зелёным чаем – в таком сочетании, высокая умственная активность может сохраняться весь день без негативных последствий.
  1. Парадоксальный способ предполагает применение кратковременного голодания. Это экстремальный способ, рассчитанный на тактические необходимости, который основывается на идее учёных Йельской медицинской школы. По их мнению, умственная активность становится высокой, если мозг будет «думать», что организм нуждается в еде, и от такой активности зависит, получит ли он питание. Эта эволюционная зависимость была подтверждена опытами на голодных мышах, которые демонстрировали большую сообразительность, чем их сытые собратья.