Как подковать лошадь. Выбор подковы и инструкция по ковке лошадей

В природе лошади ходят там, где им удобнее. Поэтому их копыта слишком быстро не истираются. Совсем другое дело, когда животное используется для верховой езды либо для выполнения каких-либо работ. В этом случае копыта могут за короткий промежуток времени истончиться или изменить форму. Исправляют ситуацию путем подковки. Никакой боли эта процедура животному не доставляет. Копыта же его остаются целыми длительное время. Ну и разумеется, подкованная лошадь во время работы чувствует себя гораздо комфортнее.

Немного истории

Защищать копыта лошадей металлом люди начали очень давно — еще в первом веке нашей эры. Однако в то время использовались не подковы, а специальные железные чехлы. Конечно же, в такой «обуви» животное чувствовало себе не слишком удобно. Собственно сами подковы начали использовать кельты. Позднее, в шестом веке, эту традицию переняли германцы, славяне и вандалы. В те времена также считалось, что подкованная лошадь (фото таких животных можно видеть на этой странице) работает лучше.

Этапы подковки

Саму эту процедуру выполняют люди довольно-таки редкой на сегодняшний день профессии — кузнецы. Для того чтобы подкованная лошадь чувствовала себя комфортно, производиться процедура, конечно же, должна по определенной технологии. Делают подковку в несколько этапов:

    Животное осматривают в покое и движении. Предварительно лошадь ставят на ровную площадку для определения постановки ее ног.

    Снимают старую подкову.

    Выравнивают копыта.

    Снимают мерку.

    Подгоняют подкову.

    Прибивают ее.

Какие инструменты используются?

Итак, давайте посмотрим, как правильно подковать лошадь. Прежде всего, конечно же, нужно подготовить все необходимые инструменты. Производится подковка лошадей с применением:

  • копытного рашпиля;

    ковочного молотка;

    копытных клещей и ножа;

    шипового ключа.

Как снимают подкову?

Перед выполнением этой процедуры кузнец зажимает ногу животного между колен таким образом, чтобы голень оказалась перед ним. Далее он поднимает конечность лошади вверх и обрубает либо отгибает обсечкой барашки. Собственно сама процедура снятия подковы выглядит так:

    Ковочные клещи помещают между подковой и копытом в пяточной части.

    Их ручки направляют вниз, оттягивая подкову поочередно на одной и другой ветви.

    Молотком подбивают подкову назад.

    Захватывают клещами вышедшие головки гвоздей и вытягивают из копыта наружу. Начинают эту процедуру обычно с пяточной части.

Обрезка подошвы

Роговая часть копыта у лошадей быстро отрастает (примерно как ногти у людей). Причем иногда не слишком равномерно. Поэтому перед креплением подковы подошву следует выровнять. Помимо всего прочего, эта процедура в отдельных случаях позволяет подкорректировать неправильную постановку ног животного. Подкованная лошадь, имеющая подобный дефект, может использоваться в работе интенсивнее. Производят обрезку копыт с использованием рашпиля по направлению от пяточных частей. При этом удаляют только потрескавшийся мертвый рог (оставляя его тонкий слой). Выполнять обрезку следует максимально аккуратно. Если с копыта будет снят слишком тонкий слой, в последующем рог может обломиться. Если же кузнец, наоборот, «перестарается», лошадь при использовании в работе может травмироваться.

Снятие мерки

Подковы для лошадей изготавливаются на месте либо приобретаются готовыми. Размер их бывает разным (от 0 до 8). Для передних и задних копыт используются неодинаковые подковы. Мерка снимается обычно с использованием прутика или линейки. Для подборки правильной подковы следует знать ширину подошвы в двух местах, а также ее длину от одного из пяточных узлов до середины зацепа.

Подгонка подковы

Эту процедуру следует производить в обязательном порядке. При этом нужно соблюдать главное правило: подкова подгоняется к копыту, а не наоборот. Металл после подковки должен прилегать к копыту максимально плотно. Достижение этого и является основной целью подгонки. Гвозди на подкове должны располагаться напротив белой линии. Также при выполнении подгонки следует добиться того, чтобы в боковых и зацепной частях металл выступал за пределы копыта на 0.5-1 мм, на пятке — на 3 мм, от пяточных углов на 4-8 мм у верховых животных и на 10-15 мм у упряжных.

Крепление

Гвозди для подковки могут использоваться разной длины. Забивают их в копыто легкими ударами молотка. Предварительно подкова закрепляется двумя гвоздями. Затем кузнец опускает ногу лошади и проверяет правильность ее расположения. Смещения устраняются легкими ударами молотка. После того как подкова примет нужное положение, ее закрепляют оставшимися гвоздями.

Хорошо подкованная лошадь работает гораздо лучше. Но в любом случае эту операцию нужно периодически повторять. Промежуток времени между заменой подков зависит в первую очередь от того, в каких условиях работает животное, а также от скорости роста рогового слоя копыт. Обычно перековывают лошадей один раз в месяц-полтора.

Итак, мы с вами выяснили, как подковать лошадь. Для начинающих мастеров кузнечного дела, надеемся, эта информация будет полезна. Главное при выполнении подковки — это хорошо выровнять подошву копыта и правильно закрепить подкову.

Подковывание лошадей практикуется давным-давно, и первые примитивные подковы появились примерно в III — IV веке нашей эры. До этого копыта животных защищали приспособлениями из растительных волокон и кожаных ремней, что давало весьма сомнительный результат. С развитием коневодства ковочное дело приобрело широкое распространение, а мастера, которые этим занимались, пользовались заслуженным уважением. Сейчас существует много видов подков, и выбор зависит от сферы использования коней, породы, состояния копыт и других факторов. Но зачем подковывают лошадей, если в природе они прекрасно обходятся без этого?

Лошадиные копыта достаточно крепкие, чтобы защищать ноги животных на целине. Но дикие кони бегают без нагрузок, самостоятельно выбирая дорогу и обходя острые камни и другие препятствия. К тому же, свободный образ жизни и высокая активность способствуют укреплению рогового слоя. У лошадей, содержащихся в конюшне, совсем другие условия. Ограниченные выгулы снижают физическую активность организма, из-за чего копыта теряют свою плотность и легче поддаются стиранию. Бегать им приходится не только по грунту, но и по асфальту, брусчатке, другим твердым поверхностям, да еще и с балластом. Все это приводит к тому, что копытный рог стирается гораздо быстрее, чем отрастает.

Чем опасны стертые копыта? Тонкий роговой слой легко пробивается острыми камнями, трескается, а сквозь трещинки набивается грязь и проникают болезнетворные микроорганизмы. От этого ткани воспаляются, лошадь испытывает боль при ходьбе, начинает хромать, а затем и вовсе отказывается двигаться. Защиту от таких травм обеспечивают подковы, выполняя те же функции, что и обувь для человека. Качественные, правильно набитые подковы позволяют животному легко скакать по самым твердым дорогам без каких-либо последствий для копыт.

Помимо защитной функции, подковы помогают животному не скользить на мокрой траве или обледенелой дороге, осуществляют коррекцию деформированных копыт, уменьшают дискомфорт при ходьбе у лошадей с травмами ног. У спортивных пород они улучшают качество хода и облегчают преодоление препятствий. В каждом отдельном случае используются различные виды подков.

Современные подковы различаются между собой формой, материалом изготовления, толщиной и другими параметрами, в зависимости от назначения. Простые изделия изготавливаются из стали з низким содержанием углеродов, поддающейся подгонке не только в горячем состоянии, но и без нагрева. Для передних конечностей используют подковы округлой формы, для задних – слегка вытянутые, что обусловлено природной конфигурацией копытного рога.

Простая подкова являет собой выгнутую пластину с отверстиями, причем каждый элемент этой пластины имеет свое название:

  • ветви – части полотна от зацепа до пятки. Различают внутреннюю и наружную ветвь;
  • верхняя поверхность – плоскость, примыкающая к копыту;
  • нижняя (наружная) поверхность – плоскость, контактирующая с грунтом;
  • зацеп (отворот) – небольшой вертикальный выступ в передней части полотна;
  • гвоздевая дорожка;
  • внутренний и наружный боковые края;
  • отверстия под шипы;
  • гвоздевые отверстия;
  • пятка – закругленный конец ветви;
  • шипы – приспособления, улучшающие сцепление подков с поверхностью грунта. Устанавливаются при необходимости, например, в гололед или для скачек по примерзшей траве.

В целом, полотно условно делится на три части – зацепную, боковую, заднюю. Поверхность, примыкающая к рогу, тоже разделена на две зоны, внешнюю и внутреннюю. Наружная больше по площади, так как является опорой для копыта, и она должна быть идеально ровной. Если ветви подковы будут находиться в разных плоскостях или иметь неровности, полотно не сможет плотно прилегать к копыту, нагрузка распределится неравномерно, и роговой слой деформируется.

Подкова — фото

Нижняя поверхность тоже горизонтальная, но не сплошная: у наружной кромки имеется продольная выемка, которая называется гвоздевой дорожкой. Благодаря этой дорожке шляпки гвоздей, которыми прибивается подкова, не выступают наружу, а значит, меньше подвержены стиранию. В области зацепа и пятки гвозди не забивают, поэтому там выемки отсутствуют. Отверстия для гвоздей, а точнее их расположение и контуры, прямо влияют на качество ковки и ее безопасность для животного. Если отверстия изготовлены неверно, при забивании гвоздей травмируются ткани под роговицей. Количество гвоздевых отверстий равняется 6, 8 и 12, в зависимости от размера подковы. На передних подковах они располагаются ближе к зацепу, на задних смещаются в сторону пятки. Размеры и форма отверстий должны быть идентичны шейке гвоздя.

Толщина полотна у подковы среднего размера составляет 8 мм, ширина – 22 мм. Всего существует 13 размеров лошадиных подков, и каждому из них отвечают определенные параметры изделия: размер ветвей, ширина между пятками и в наиболее широкой части, вес, толщина и другие показатели. В продажу они поступают парами, для задних и передних копыт.

Разновидности подков

Все подковы делятся на три основных вида – стандартные, спортивные, ортопедические. Дополнительно в каждом из них тоже есть свои модификации, строго соответствующие определенному назначению.

Вид подков Характеристики

Используются для рабочих лошадей. Масса подков варьируется от 200 до 720 г, в зависимости от размера. Изделия комплектуются съемными шипами – летние имеют закругленную тупую форму и небольшую высоту, зимние острые и более длинные. Различают подковы заводского производства и ручной выделки, изготавливаемые квалифицированными кузнецами

Используются для спортивных пород лошадей, участвующих в скачках, конкуре, многоборье. Материалом изготовления служит алюминий, пружинная сталь и некоторые другие сплавы, отличающиеся малым весом и прочностью. Для каждого вида соревнований применяются различные по форме и весу подковы. Например, для скачек это облегченные изделия весом не более 120 г, для многоборья – с утолщениями и бортиком на нижней плоскости, массой от 180 до 200 г

Изготавливаются из стали, пластика и алюминия, имеют различия в конструкции. Форму подковы подбирают индивидуально в зависимости от вида травмы и состояния копытного рога. Такие изделия способствуют заживлению копыт, уменьшают боль при ходьбе, выравнивают движение

Самые современные подковы заметно отличаются от описанных выше своей конструкцией. По внешнему виду они напоминают сандалии на ремешках и пружинных креплениях, а изготавливаются из специального пластика. Они не прибиваются гвоздями, а фиксируются на копыте при помощи этих ремешков, что позволяет заменить подковы за считанные минуты. Разумеется, стоимость таких изделий довольно высока, поэтому не каждому коневладельцу они по карману.

Есть варианты подешевле: они тоже изготавливаются из пластика, но имеют более простое устройство и по форме больше похожи на стандартные подковы. В зависимости от конструкции, крепятся они либо гвоздями (только меньшего размера), либо при помощи специального клея.

Какие инструменты понадобятся

Чтобы прибить подковы, требуется наличие следующих инструментов:

  • специальные клещи;
  • крючок;
  • рашпиль с двумя видами насечек;
  • обсечка;
  • ножик с загнутым концом (копытный);
  • молоток;
  • ключ.

Крепеж подковы осуществляется особыми гвоздями – ухналями, отличающимися формой головки и штифта. Ухнали выпускаются длиной от 45 до 70 мм, и согласно ГОСТу делятся на шесть размеров. Используются они только раз, для повторного применения непригодны. Дополнительно в процессе работы может понадобиться станок для ковки – его применяют в тех случаях, когда животное излишне пугливо или нетерпеливо.

Как выполняется ковка

Частота ковки зависит от нагрузок, которым поддаются животные и скорости отрастания копытного рога. В среднем, эта процедура выполняется раз в месяц, хотя спортивным лошадям подковы менять приходится чаще. Животным, задействованным в барьерных и гладких скачках, в школах верховой езды, подковы ставят чаще всего только на передние конечности, для конкура и многоборья необходимо подковывать все четыре. Если лошадь содержится в домашней конюшне, на твердую дорогу выпускается редко, необходимости в подковах нет вообще.

Правильная ковка выполняется поэтапно:

  • удаляются изношенные подковы;
  • копыта очищаются от грязи и мусора;
  • снимаются мерки;
  • подгоняются и крепятся подковы.

Такая работа требует много терпения, находчивости и физической силы, ведь справиться с большим и подвижным животным совсем не просто. Иногда молодые и строптивые лошади не дают коваться, норовят ударить или укусить мастера. В этих случаях процесс растягивается: в первый день кузнец только приподнимает поочередно животному ноги и стучит по копытам молотком. На следующий день подковывают одну и две ноги, на третий день – остальные. За это время конь привыкает к мастеру и лучше переносит ковку. А теперь рассмотрим процесс выполнения подробнее.

Шаг 1. Поднимают ногу лошади и вычищают набившийся в подкову мусор крючком. Тщательно вычищать пока не нужно, главное – убрать по краям, чтобы удобно было подцепить подкову.

Шаг 2. Берут клещи, захватывают ими край старой подковы и резким движением отрывают вместе с гвоздями.

Шаг 3. Теперь хорошо вычищают все, что набилось в копыто, при помощи копытного ножа снимают отросший роговой слой по всей поверхности.

Шаг 4. Рашпилем обтачивают всю поверхность и особенно кромки копыта. Обработанный участок должен быть совершенно плоским, чтобы подкова легла ровно и плотно.

Шаг 5. Завершив с одним копытом, точно так же обрабатывают все остальные.

Шаг 6. К подготовленному копыту прикладывают новую подкову и снимают мерку, то есть, намечают, насколько изделие нужно подогнать. Подгонку выполняют молотком на металлической наковальне.

Шаг 7. Еще раз примеряют подкову, и если все нормально, начинают ее прибивать. Первый ухналь забивают в первое зацепное отверстие, второй – на противоположной стороне и в такой поочередности идут все остальные гвозди. Ухнали забивают строго перпендикулярно плоскости подковы, поэтому их острия вылезают наружу из копытного рога. Для животного это не создает никакого дискомфорта – в роговице нет нервных окончаний, а значит, и боли не возникает.

Шаг 8. Торчащие концы ухналей загибаются молотком к нижнему краю копыт, затем подгоняют вплотную зацеп. После этого подкова должна сидеть крепко на ноге и сдвигаться при надавливании.

Совет. Если есть смещения, придется все переделать заново, иначе во время ходьбы или бега подкова начнет болтаться и мешать животному.

Шаг 9. Для дальнейших действий потребуется металлическая подставка в виде толстой крепкой трубки высотой около полуметра. Для обработки передних копыт ее ставят перед лошадью, для задних – возле брюха. Ногу животного поднимают на подставку и обсечкой удаляют выступающие острия ухналей.

Шаг 10. Берут рашпиль и еще раз обтачивают копыто, сравнивая его кромки с подковой.

Если возникает необходимость в использовании шипов, а на новых подковах отверстия под шипы отсутствуют, их несложно изготовить самостоятельно. Для этого после примерки и подгонки подковы нужно просверлить четыре отверстия – по одному в передней части, перед зацепом, и по одному в области пятки (в конце гвоздевой дорожки). Размер отверстий должен соответствовать диаметру ножек шипов.

Просверлив отверстия, в них нарезают резьбу и вкручивают шипы. Прибивают точно так же, как и стандартные. Следует учесть, что изделия с шипами нужно крепить на все четыре конечности, в противном случае лошадь будет ощущать дискомфорт при беге и даже может травмировать связки.

Без специальных знаний и навыков не стоит и пытаться подковать лошадь самостоятельно. Неумелые действия могут привести к серьезным проблемам со здоровьем животного, так что лучше не рисковать. Но тем, кто имеет опыт содержания лошадей, умеет правильно расчищать копыта, можно попробовать выполнить ковку под руководством профессионала.

Видео — Зачем подковывают лошадей

Представить современную скаковую лошадь без подковы практически невозможно. Сегодня, как и раньше, ни одна конюшня и ни один конноспортивный клуб не обходится без коваля. Эти железные полукруглые пластинки являются не только символом счастья, но и своеобразными «туфлями» для любого скакуна. Узнать, какие они бывают, а также как подковать лошадь, видео и фото помогут в полном объеме.

Что такое подковы? Для многих из нас это обычные металлические пластины с отверстиями. Но для настоящего конника – это неотъемлемый атрибут экипировки лошади. Этот нехитрый, но вот уже столько столетий практичный предмет защищает копыта скакунов от стирания и обламывания. А если животное повредит копыто, то оно не сможет нормально ни ходить, ни бегать.

Лошадей обувают в металлические пластины вот уже более двух тысяч лет. Как утверждают историки, впервые такой предмет стали использовать кельты и галлы. Более современный вариант появился примерно в VIII-IX веке в Италии и Франции. Изначально они использовались только для лошадей, которые передвигались по твердому покрытию городских дорог.

Сама суть подковы заключается в том, что она защищает копыто от чрезмерного трения об твердую поверхность. Условия тяжелой работы и движение по твердому, каменистому грунту приводит к тому, что роговой слой стирается быстрее, чем растет новый. Это может причинять животному боль и страдания. Однако и неправильно подобранная подкова может больше навредить, нежели помочь. Именно поэтому важно знать какая «обувь» нужна непосредственно вашему коню.

Виды

Стандартные

Стандартная подкова состоит из наружной и внутренней ветви, верхней и нижней поверхности, гвоздевой дорожки, гвоздевых отверстий и отворота. Раньше изготовление только одной металлической платины было очень сложным трудоемким процессом, требующим колоссального опыта кузнеца. Однако в современных условиях подковы часто создаются промышленным путем и имеют стандартные параметры.

Различают 13 размеров стандартных подков от 00 – самый маленький, до 8 – самый большой (00; 0; 1; 2; 2,5; 3; 3,5; 4; 4,5; 5; 6; 7; 8). Для передних ног они имеют округлую форму, для задних – овальную. Также они могут комплектоваться шипами. Чаще их используют для рабочих лошадей и для зимы. Шипы различают двух форм: конусообразные и H-образные.

Схема строения стандартной подковы

Для скаковых лошадей

Подковы для скаковых и спортивных лошадей, а также для рысаков делают по индивидуальным замерам ручным способом. Такая пластина должна быть легкой весом не более 80-120 грамм и тонкой – 8 мм. Ее изготавливают из специальной пружинной стали. Для соревнований на скользкой дорожке или по мокрому грунту применяют подковы для лошадей со специальным трапециевидным сечением.

Для конкypа и выездки

Для этого вида спорта также используют тонкие и легкие подковы. При этом их толщина не должна превышать роговую стенку и выступать за пределы копыта. Пяточные ветви на передних пластинах также скошены внутрь. Для задних копыт применяют пластины со скошенными отворотами и прямой зацепной частью. Передние ноги можно ковать подковами Беpезовца.

Для пробегов и конных игр

Пробеги и игры, как правило, представляют собой сложные испытания на скорость и выносливость. Поэтому подковы для лошадей выбираются с учетом погоды. На сухую и теплую подирают утяжеленный вариант (до 300 грамм), для влажной погоды – угольные пластины с массивными ветвями. А вот с шипами подковы строго запрещены, так как они могут причинить травму.

Для рысаков

Для рысаков применяют легкие подковы, но с разной массой. Для передних ног всегда выбирают более тяжелые (210 грамм), для задних – 120-180 грамм. Это способствует правильному ходу рысаков. Ширина пластин выбирается не менее 8 мм и толщиной 4 мм.

Ортопедические

Такие подковы используют для поврежденных копыт для уменьшения нагрузки при ходьбе. Также такие пластины помогают исправить дефекты копыт или корректировать движения лошади. Специальные подковы подбираются индивидуально по назначению ветеринара.

Учимся подковывать животное

Правильная подковка лошадей – это не просто умение крепко прибить подкову, но, прежде всего, умение правильно обработать копыта. Этот процесс можно смело назвать маникюром для скакуна, так как подразумевает расчистку, обрезку и подпилку ороговевшего слоя. Даже если лошадь не ковать, каждые четыре или пять недель ей нужно опиливать и чистить копыта. Если сама подкова еще не износилась, ее можно подогнать снова. Это делается либо горячим, либо холодным способом.

Интересно! Многие думают, лошадям больно, когда их подковывают, но это не так. Металлические гвозди вбиваются в ороговевший слой и абсолютно нечувствительную зону. Поэтому животное не чувствует никакого дискомфорта.

Основы для кузнеца

Работа кузнеца требует большого мастерства и ювелирной точности. Он должен уметь расчищать копыта, подпиливать, с большой точностью определять размер подковы, забывать правильно гвозди. Всего один промах – и лошадь может начать хромать. Более того, каждый кузнец должен владеть знаниями об анатомии строения конечностей лошади. Очень часто приходится решать серьезные проблемы и их исправлять с помощью подков.

Сегодня кузнеца можно найти в любом конном клубе и на любой конюшне. Также много мастеров занимаются частной деятельностью с выездом на дом. Прежде всего, у него должны быть специальные инструменты, без которых работа будет невозможной. Смотрите схему и видео. В больших конных комплексах куют лошадей в специально отведенных местах возле станка. В домашних условиях нужно будет найти сухое, хорошо освещенное и спокойное место.

Пошаговая инструкция

Прежде чем начать подковывать лошадь, копыта следует помыть, очистить специальным крючком от грязи. Только после этого можно животное подводить к станку. Большинство скакунов стоят спокойно, но возле нее не должны находится другие лошади или стоять еда. Для агрессивных и возбужденных лошадей применяют специальный станок с привязью.

Все инструменты кузнеца условно можно разделить на две группы: для изготовления подков и для заправки копыт (сапожные). Так как подковы мы будем использовать готовые, то понадобятся только сапожные инструменты. Это молоток, кусачки, триммер, рашпиль. Все их можно увидеть на фото и видео.


После ковки обязательно нужно посмотреть, как двигается лошадь, не хромает ли и равномерно ли наступает на все четыре ноги. Только после этого процесс подковывания можно считать завершенным. Более подробно смотрите на видео.

Видео «Проверено на себе: как коня подковать?»

В этом видео вы увидите весь процесс ковки лошадей. Все этапы, которые проходит каждый кузнец испытает на себе ведущий программы.

Первые подобия подков для лошадей появились в III-IV вв. нашей эры. Ранее их роль играли приспособления на основе волокон растений и ремней из кожи, которые не могли обеспечить животному качественную защиту.

Распространение коневодства привело к развитию ковочного ремесла и высокой оценке мастеров, занимающихся изготовлением подков. Современные подковы подразделяются на множество видов, учитывающих породу, сферу назначения и состояние копыт. Но зачем лошадям подковы, если их дикие собратья в природе справляются без этих приспособлений?

На целине крепости копыт достаточно, чтобы ноги коня были защищены. В диких условиях лошади передвигаются без груза, выбирают более удобную дорогу, обходят препятствия и заостренные камни. Повышенная активность и жизнь на свободе стимулируют укрепление рогового покрытия на копытах.

Одомашненные лошади ограничены в передвижении, их физическая активность понижена, в результате чего плотность рогового слоя уменьшается, он быстрее стирается. Кони часто передвигаются по твердым и грубым поверхностям (брусчатка, асфальт), перенося на себе значительный вес. Роговая защита на копытах не успевает отрастать и компенсировать стирание.

Тонкий защитный слой уязвим для заостренных камней , в нем могут образовываться трещины, забивающиеся грязью и микробами. Ткани ноги воспаляются, животному становится больно передвигаться, появляется хромота. В запущенных случаях конь может полностью отказаться от передвижения.

Подковы выполняют функцию своеобразной обуви для скакуна , защищая его ноги от травм. Кованая лошадь может преодолевать большие расстояния по различным типам местности, не нанося вреда копытам. На обледеневшей дороге и мокрой траве подковы помогают животному избежать скольжения. Эти приспособления также помогают корректировать деформированные и травмированные копыта. Спортивные скакуны улучшают свой бег и легче проходят препятствия с правильно установленными подковами.

Что представляет собой подкова?

Современные виды подков различны по форме, толщине, материалу и назначению. Самые простые модели создаются из низкоуглеродной стали, поддаются корректировке в горячем и холодном состоянии. На переднюю пару конечностей устанавливаются округлые подковы, для задней подбираются более вытянутые модели, повторяющие природное строение копыт.

Обычная подкова - пластина выгнутой формы, снабженная отверстиями. Это приспособление состоит из следующих элементов:

Полотно состоит из трех частей - боковой, зацепной и задней. Прилегающая к рогу поверхность имеет внутреннюю и внешнюю зоны. На наружную часть опирается копыто, поэтому она должна быть максимально ровной и большей по площади. Неровные или криво расположенные ветви будут препятствовать плотному соединению полотна и копыта, что приведет к дисбалансу нагрузки и деформации рогового слоя.

Горизонтальная нижняя поверхность имеет гвоздевую дорожку (продольную выемку вблизи наружной кромки). Этот элемент позволяет углубить шляпки гвоздей и препятствует их быстрому стиранию. Вид и расположение гвоздевых отверстий очень важны для правильной ковки и безопасного передвижения животного. Гвозди, забитые в неправильно расположенные отверстия, могут повредить ткани ноги под роговицей. В соответствии с размером изделия отверстий может быть 6, 8 или 12. Они приближены к зацепу на передних подковах, а на задних смещены к пятке. Форма и величина отверстий должна соответствовать размеру гвоздевой шейки.

Средняя подкова имеет ширину в 22 мм и толщину в 8 мм. Размеры подков разделены на 13 рангов, определяющихся габаритами ветвей, расстоянием между пятками, шириной наиболее выпуклой части, толщиной и весом. Продаются такие приспособления парами.

Виды подков

Все многообразие подков объединяется в три вида - спортивные, стандартные и ортопедические. Каждая группа включает различные модификации, предназначенные для определенных целей.

Спортивный тип подков применяется для лошадей, принимающих участие в конкурсах, скачках и многоборье. Изготавливаются такие модели из пружинной стали, алюминия и сплавов, имеющих высокую прочность и малый вес. Вид соревнований определяет вес и форму подков, которые будут установлены на скакуна. В скачках обычно применяют модели весом до 120 г, а для многоборья подходят изделия с массой 180-200 г, бортиком и утолщениями в нижней части.

Стандартным типом подковываются рабочие лошади. Вес моделей составляет 200-720 г и зависит от размера. В комплекте идут съемные шипы - закругленные, небольшого размера для лета и длинные и острые для зимнего периода. Подковы могут изготавливаться в заводских условиях или коваться в частном порядке кузнецами.

Ортопедическая группа изготавливается из пластика, стали и алюминия, имеет различные конструкции. Форма изделия зависит от типа травмы и состояния копыта, поэтому каждый набор подков подбирается в индивидуальном порядке. Эти приспособления помогают облегчить боль при движении, ускорить заживление и выровнять ход.

Внешне ортопедические изделия похожи на сандалии с пружинными креплениями и ремешками, выполненными из пластика. Отсутствие гвоздей в креплении позволяет быстро и легко заменить защитные приспособления. Стоят такие модели довольно дорого и не каждый заводчик лошадей может себе их позволить. Более дешевые варианты, которые также создаются из пластика, крепятся при помощи небольших гвоздей или клея и имеют стандартный для подковы вид.

Ковка и замена

Для проведения подковки потребуются следующие инструменты:

  • крючок;
  • молоток ковочный;
  • ключ шиповой;
  • обсечка;
  • клещи копытные;
  • рашпиль копытный с насечками двух видов;
  • ножик копытный с загнутым концом;
  • лапа.

Гвозди для крепежа (ухнали) отличаются особой формой штифта и головки, подразделяются на шесть размерных категорий. Их длина составляет 45−70 мм. Ухнали одноразовые и непригодны для вторичного использования. Если животное слишком нервное или пугливое, то для ковки может понадобиться специальный станок.

Этапы процесса

Промежуток времени между ковками зависит от нагрузки коня и скорости естественного восстановления рогового слоя. Обычно такая процедура проводится каждый месяц, но спортивные скакуны подковываются чаще. Для учебной верховой езды, гладких и барьерных скачек будет достаточно передних подков. Животным, участвующим в конкурсах и многоборье, требуется полный комплект на четыре конечности. Если домашняя лошадь редко передвигается по твердой дороге, то ее можно содержать без подков.

Для правильной и качественной ковки требуется соблюдение следующих этапов:

  • снятие отслуживших подков;
  • очистка копыт от мусора и грязи;
  • проведение замеров;
  • подгонка и закрепление подков.

Для подковывания потребуется находчивость, запас терпения и хорошая физическая подготовка, чтобы удержать крупное и подвижное животное. Процесс ковки наиболее строптивых скакунов может растянуться на долгое время. Сначала нужно поочередно приподнять ноги коня и постучать молотком по копытам. На второй день можно подковать одну или две ноги, а на третий - закончить ковку оставшихся конечностей. Процесс ковки включает следующие шаги:

Отверстия под шипы можно просверлить самостоятельно на этапе подгонки, если они отсутствуют. Пара штук размещается рядом с зацепом, два других - у пятки. Размер отверстий подбирается под диаметр ножек шипов.

В готовых отверстиях нужно нарезать резьбу, а затем вкрутить шипы. Приспособления с шипами должны устанавливаться на все конечности, иначе конь будет испытывать дискомфорт и может получить травму при беге.

Для ковки нужны определенные навыки и знания, неумелая обработка и подгонка может навредить животному. Лучше доверить подковывание профессионалу или же работать под его руководством.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

В то время, как дикие лошади могут перемещаться на многие километры каждый день без какой-либо защиты своих копыт, одомашненным лошадям необходимы подковы для защиты их ног от травм и увеличения их эффективности в качестве рабочих животных. Люди, умеющие подковывать лошадей, называются кузнецами. Изучение основных навыков кузнеца - хорошее подспорье практически для любого владельца лошади, так как подковы необходимо менять через каждые 4-8 недель, и затраты на наем профессионала могут быть достаточно высоки.

Шаги

Часть 1

Подготовка копыт лошади к ковке

    Поднимите ногу лошади для подготовки к ковке. При подковке лошади для вашей безопасности и комфорта коня важно поднять ногу лошади в удобное для нее положение. Ласково похлопайте лошадь по крупу, чтобы она увидела, что вы рядом. Чтобы поднять ее ступню, опустите руку к ее ноге, возьмитесь за связку над ступней и поднимите копыто. Лошадь должна переместить свой центр тяжести на другие три ноги.

    • Во время работы удерживайте ногу на месте, прижав свое бедро между скакательным суставом и голенью. Запустите копыто между своих ног и зажмите коленями так, чтобы подошва копыта была перед вами. Поддерживайте копыто одной рукой. Это эффективно блокирует ногу лошади, и она не может ударить вас ногой или поставить ее на землю.
  1. Удалите подковы, которые остались на копытах лошади. Чтобы удалить подкову, для начала уберите заклепки с помощью обсечки и молотка. Поставьте лезвие обсечки на заклепку, затем ударьте по ней молотком, чтобы ослабить заклепку. Затем используйте металлические съемники, чтобы ослабить заклепки и снять подкову. Обхватите губками съемников внешнее основание подковы и раскачайте, чтобы ослабить подкову. То же самое сделайте для внутреннего основания подковы. Делайте это, пока подкова не снимется.

    • Есть некоторые альтернативные способы снятия заклепок. Вы можете воспользоваться камнем и отверткой с плоской головкой, чтобы разогнуть заклепки, или если вы достаточно осторожны, чтобы не проделать дыру в копыте животного, вы даже можете воспользоваться напильником и спилить загнутые концы заклепок.
  2. Почистите нижнюю часть копыта. Для сохранения здоровья и безопасности вашей лошади, не оставляйте грязь и остатки старой подковы между подошвой копыта и новой подковой. Так что, перед тем, как подковать лошадь, удалите всю грязь, глину, камни, навоз с подошвы копыта с помощью пробойника движениями сверху вниз от задней части копыта к передней. После этого воспользуйтесь щеткой с металлической щетиной для дополнительной очистки.

    • Будьте осторожны вокруг стрелки копыта - это треугольная впадина в центре копыта. Эта часть очень чувствительна.
  3. Для удаления отслоившегося, ороговевшего слоя подошвы копыта воспользуйтесь копытным ножом. Как правило, перед тем, как подковать лошадь, жесткий, потемневший, ороговевший слой подошвы необходимо счистить до более светлого и нежного слоя, подобно тому, как обрезают ногти человека. Не режьте слишком глубоко, так как можно ранить лошадь или даже на время покалечить ее, подобно тому, как если слишком коротко обрезать ногти человеку.

    • Этот процесс пройдет значительно проще, если копытный нож хорошо заточен. Также будьте осторожны при выполнении этой работы, так как лезвие может соскочить и поранить вас.
  4. Обрежьте излишние части роговой стенки копыта с помощью щипцов для обрезки копыт. Роговая стенка копыта должна выпирать на 7,5 - 3/4 см от линии роста волос над самим копытом. Если она длиннее, воспользуйтесь набором щипцов (по существу, огромными кусачками для маникюра), чтобы обрезать край копыта до подходящей длины.

    • Когда обрезаете щипцами копыто, не забудьте сделать поверхность обрезаемых краев копыта прямой и ровной, чтобы она составляла с землей одну линию при ходьбе. Отрезайте с каждой стороны от задней части копыта к передней.
      • Исключением могут быть случаи, если у лошади неравномерная поступь, - тогда обрезайте меньше от копыта с той стороны, которая сильнее изнашивается. Будьте внимательны при этих особенностях, и если не уверены в чем-то, лучше посоветуйтесь с опытным кузнецом.
  5. Воспользуйтесь напильником для сглаживания и выравнивания подошвы. Последнее, что нужно сделать при подготовке копыт лошади к ковке, - это убедиться, что подошвы копыт ровные, гладкие и плоские. С помощью напильника осторожно удалите все неровности на подошвах, заботясь о том, чтобы не сильно уменьшить копыто и не нанести раздражение копытной стрелке.

    Часть 2

    Подковка лошади
    1. Примерьте подкову к копыту. Как и человеческие ступни, ступни лошади могут быть разных размеров, и поэтому для разных лошадей нужны подковы разных размеров. Перед тем, как начнете, убедитесь, что у вас есть все необходимые размеры подков. Не забывайте, что передние и задние ступни лошади разной формы, так что для каждой ноги нужна своя подкова.

      • Если вам необходимо выбирать между слишком большими и слишком маленькими подковами, выберите те, что больше. Их можно погнуть, придать форму и уменьшить до меньшего размера, в то время, как маленькие подковы никак не увеличишь.
    2. По необходимости, подправьте форму подков. Зачастую даже при правильном размере подковы не всегда идеально подходят к подошвам копыт, и их нужно подправлять. Как и человеческие ступни, ступни лошади могут быть асимметричными или неровными. Есть несколько способов придания нужной формы подковам. Если вы компетентный мастер по работе с металлами, вы можете нагреть подкову, пока сталь не станет настолько мягкой, что ее можно будет согнуть и подогнать под размер копыта. Или вы можете придать форму подкове методом холодной формовки на наковальне, используя молоток и клещи. Некоторые кузнецы выбирают совсем другой путь, - они обтачивают подковы с помощью напильника или точильного станка до нужной формы\размера.

      • Подходящие подковы должны плотно прилегать к подошве копыта. Может понадобиться некоторое время, прежде чем вы придадите подкове нужную форму.
    3. Зафиксируйте подкову на копыте с помощью гвоздей. Установите подкову так, чтобы она идеально прилегала к кромке копыт, затем установите гвозди в отверстия в подкове, чтобы прикрепить ее к копыту. После этого позаботьтесь о том, чтобы не поранить или не стреножить лошадь. Вкручивайте гвозди в копыто лошади под тупым углом, направленным наружу от центра, так, чтобы гвоздь прошел через верх роговой стенки копыта. Не вкручивайте гвозди в чувствительную внутреннюю часть копыта. Для упрощения процесса можно использовать специально разработанные подковные гвозди, у которых есть скошенный угол среза с одной стороны, с помощью которого гвоздь направляется в роговую стенку. Для таких гвоздей производитель, как правило, маркирует ту сторону гвоздя, которая должна быть в центре (по направлению к копытной стрелке) - это помогает удостовериться, что гвоздь пойдет в нужном направлении.

      • Для некоторых современных подков используют клей вместо гвоздей для закрепления подков на копытах. Если вы боитесь поранить лошадь, можете попробовать эту альтернативу. Обратите внимание, что способы применения подков “под клей” могут отличаться, - проконсультируйтесь с производителем или опытным кузнецом для получения развернутой информации.
    4. Загните и удалите торчащие концы гвоздей. Когда каждый гвоздь установлен на свое место, загните концы гвоздей к роговой стенке копыта с помощью раздвоенного конца головы молотка. Затем открутите кончики или отломайте с помощью щипцов. Оставьте примерно 0,5 см загнутого кончика гвоздя над отверстием, по направлению к носку. Таким образом, гвоздь сможет удерживать подкову на месте и не причинит вреда своими острыми концами ни вам, ни лошади.