Алгоритм обучения плаванию дошкольников. Методика обучения плаванию дошкольников

По мнению Булгаковой Н.Ж., Осокиной Т.И., Левина Г. Могут быть выделены несколько этапов обучения.

Первый начинается с ознакомления ребёнка с водой, её свойствами. Он продолжается до того момента, когда ребёнок освоится и сможет безбоязненно и уверенно с помощью взрослого и самостоятельно передвигаться по дну, совершать простейшие действия, играть.

Второй этап связан с приобретением детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно надёжно. На занятиях дети должны держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить) хотя бы краткое время, получают представление о её выталкивающей и поддерживающей силе, а также самостоятельно произвольно выполняют упражнение вдох-выдох в воду несколько раз подряд. После этого дошкольники обучаются определенным способам плавания .

В результате третьего этапа дети должны уметь проплыть 10-15 м на мелкой воде сохраняя в основном согласованность движений рук, ног и дыхания, характерную для разучиваемого способа плавания.

На четвёртом этапе начального обучения продолжается усвоение и совершенствование техники способа плавания, простых поворотов, элементарных прыжков в воду. Дети приобретают умение плавать на глубокой воде .

Каждый из этапов начального обучения плаванию условно может быть "привязан" к определённому возрасту детей:

Первый - ранний и младший дошкольный возраст;

Второй - младший и средний дошкольный возраст;

Третий - старший дошкольный возраст;

Четвёртый - старший дошкольный и младший школьный возраст.

Такая возрастная периодизация начального обучения дошкольников плаванию имеет относительный характер: индивидуальные данные и способности детей вносят в неё коррективы. Но в целом она позволяет педагогу чётко представить себе основные направления работы с детьми разных возрастных групп .

Правильно организованный процесс обучения плаванию оказывает разностороннее развивающее влияние на детей и имеет высокий образовательно-воспитательный эффект. Увеличивается объём не только двигательных умений, навыков, но и знаний, развиваются физические качества и умственные способности детей, воспитываются нравственные и эстетические чувства, вырабатывается осознанное и ответственное отношение к своим поступкам, ко взаимоотношениям со сверстниками .

Методика обучения плаванию опирается на общепедагогические принципы с учётом индивидуального подхода к ребёнку: сознательность и активность, систематичность, наглядность, доступность.

Сознательное и активное отношение детей к упражнениям и играм имеет большое значение для достижения положительных результатов при обучении плаванию. Поэтому, объясняя задание, воспитатель должен стремиться к тому, чтобы дети поняли, как выполнять движение, на что при этом обратить внимание. Понимание смысла заданий стимулирует заинтересованное и активное их выполнение, способствует постепенному усвоению и осознанию значения упражнений. Это побуждает детей выполнять движения как можно лучше, чётче. Они проявляют больше самостоятельности, творчества, если действуют осмысленно, понимая, что необходимо приложить определённые усилия для достижения цели. От того насколько эмоционально интересно проводятся занятия, зависит уровень и уровень усвоения ребёнком предлагаемого материала .

Занятия должны проводиться систематически. Это очень важно, т.к. обучение плаванию связано с другими формами работы по физическому воспитанию, а также со всем педагогическим процессом. При систематических занятиях осуществляется последовательность, периодичность, как в организации занятий, так и в освоении учебного материала. При регулярном проведении занятий обязательно чередование физической нагрузки и отдыха, полезна смена разных видов деятельности, попеременное выполнение упражнений и игр .

Двигательные умения и навыки формируются при многократном повторении упражнений. Необходимо, чтобы повторение сочеталось с усвоением нового. Занятия по программе, предусматривающей изменение упражнений от простых к более сложным, от известных к неизвестным, должны быть регулярными, иначе цель обучения не будет достигнута.

При систематических занятиях достигаются хорошие результаты в физическом развитии детей. Последовательное увеличение нагрузки при этом является важным условием предупреждения травматизма.

Успех в обучении плаванию может быть достигнут лишь в том случае, если будут учтены особенности развития детей того или иного возраста и реальные силы и возможности каждого ребёнка. Только зная состояние здоровья, уровень физического развития, степень подверженности простудным заболеваниям, индивидуальные реакции на физические нагрузки и изменение температурных условий, можно выбрать наиболее правильные пути обучения дошкольника плаванию. Следует помнить, что доступность заданий для детей младшего, среднего и старшего возраста предполагает включение упражнений такой сложности, успешное выполнение которых требует от детей высокой концентрации их физических и духовных сил, приложения волевых усилий .

Постепенность и последовательность в переходе от привыкания к воде во время простого передвижения по дну к разучиванию определенных плавательных движений (скольжения, плавания с предметом в руках или облегченным способом и т.п.) является одним из условий обучения детей. В этом - залог усвоения более сложных приемов плавания, их техники и приучения детей к самостоятельному выполнению упражнений на всё большей глубине (по пояс, по грудь, в рост ребёнка).

Индивидуальный подход в обучении необходим при работе с детьми дошкольного возраста: организм ребёнка ещё не полностью сформировался и окреп. Как чрезмерная, так и недостаточная физическая нагрузка неблагоприятны для его развития. Индивидуальный подход предполагает использование соответствующих методических приёмов обучения (подготовительных упражнений, подбора вариантов и т.п.) .

Соблюдение постепенного повышения требований достигается постановкой всё более трудных задач и усвоением всё более сложных движений при нарастании продолжительности и интенсивности физической нагрузки. Её постепенное увеличение повышает функциональные возможности, развивает физические качества - выносливость, ловкость, силу и др. Становится возможным увеличивать проплываемую дистанцию, скорость, количество повторений упражнений и уменьшать интервалы между ними .

Принцип наглядности при обучении плаванию - один из ведущих. Мышление дошкольника конкретно, двигательный опыт незначителен, восприятие движений в водной среде осложнено. Непривычность обстановки возбуждает детей, внимание их рассеивается, плеск воды заглушает голос преподавателя. В этих условиях различные чувственные образы - зрительные, слуховые, мышечные - в сочетании создают более полное представление о разучиваемых движениях и способствуют лучшему их усвоению. Большое значение при этом имеет взаимосвязь показа с образным словом - рассказом, объяснением.

Хорошие успехи достигаются при умелом сочетании всего многообразия словесных, наглядных, практических методов и приёмов. Важно, чтобы учитывались задачи определённого этапа обучения, особенности возраста занимающихся, подготовленность детей, их эмоциональное состояние, условия проведения занятий.

Решающую роль в формировании навыков плавания играют упражнения. Они являются основным средством обучения детей.

Технику спортивных способов плавания и их облегченных разновидностей рекомендуется осваивать следующим образом: вначале у детей формируют представление о конкретном способе плавания в целом. После этого разучиваются отдельные движения, которые соединяются. Использование этого метода предусматривает определённую постановку задач, подбора упражнений и приёмов обучения.

  • 1. Разучивание движений ног: а) на суше (имитация) с опорой на месте; б) в скольжении с опорой и без опоры руками с задержкой дыхания; в) в скольжении с опорой и без опоры руками в согласовании с дыханием.
  • 2. Разучивание движений рук: а) на суше, стоя в воде; б) в согласовании с движением ног, с задержкой дыхания, с использованием опоры на месте и в движении; в) то же в согласовании с дыханием; г) плавание, совершая движение руками без выполнения движений ногами.
  • 3. Разучивание способа плавания в целом, т.е. отработка согласованных движений рук, ног и дыхания. Совершенствование плавания с полной координацией движений .

Во время обучения движениям и овладения ими меняется их двигательный характер. Движения связаны с разной степенью координации - от простого к сложному и отражают разные уровни обученности.

Выполнение простых лёгких плавательных движений подводит к овладению более сложными. Не следует длительно отрабатывать отдельные плавательные движения. Это может отрицательно сказаться на усвоении техники плавания с полной координацией. Для формирования достаточно глубоких навыков выполнения отдельных элементов полезно разучивать их на занятиях в различных сочетаниях, с разными вариантами .

Оптимальных успехов можно достичь, целенаправленно упражняя детей в тех способах плавания, которыми они овладели достаточно прочно, развивая двигательные качества, особенно выносливость. Например, если кто-то из детей хорошо передвигается в воде при помощи работы ног с доской в руках, проплывая 5-10 м, то можно совершенствовать этот навык, увеличивая дистанцию (15-25 м и более). Перед повторным заплывом детям предлагают отдохнуть. В дальнейшем время отдыха постепенно сокращают, увеличивая дистанции и частоту их повторений. Это ведет к совершенствованию плавательных навыков и физического развития.

На занятиях целесообразно сочетать отдельные подготовительные упражнения с плаванием в полной координации, широко применять игры и поощрять попытки детей самостоятельно плавать избранным способом.

Важно поддерживать положительное эмоциональное отношение детей к занятиям на всех этапах обучения - стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли ребятам удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности, стремлению научиться хорошо плавать .

ЗНАЧЕНИЯ ПЛАВАНИЯ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Перед дошкольными работниками поставлены важнейшие задачи по охране жизни и укреплению здоровья, совершенствованию физиологических функций организма ребенка, повышению его защитных свойств. В связи с этим в общей системе физического воспитания в детском саду большое место отводится плаванию. Плавание является превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств ребенка дошкольного возраста и оказывает существенное влияние на состояние его здоровья. С самого раннего возраста это одна из самых сильных форм воздействия на развивающийся организм, сочетание воды, воздуха, температуры и двигательной активности ребенка.

Плавание:

  1. закаляет организм, совершенствует механизм терморегуляции, повышает иммунологические свойства, улучшает адаптацию к разнообразным условиям внешней среды;
  2. прививает умение и навыки самообслуживания;
  3. совершенствует органы кровообращения и дыхания, улучшает сердечную деятельность, подвижность грудной клетки, ритм дыхания, увеличивает жизненную емкость легких;
  4. укрепляет опорно-двигательный аппарат, правильно формирует позвоночник, вырабатывает хорошую осанку, предупреждает развитие плоскостопия;
  5. увеличивает работоспособность и силу мышц;
  6. гармонично развивает силу, быстроту, ловкость, гибкость, координацию движений, выносливость; совершенствует движения;
  7. повышает общий тонус организма, укрепляет нервную систему, крепче становится сон, улучшается аппетит.

Занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. При обучении создаются условия для формирования личности, что способствует развитию целеустремленности, настойчивости, самообладания, решительности, смелости, дисциплинированности, самостоятельности, творчества, а также умение действовать в коллективе. Умение плавать является навыком, необходимым человеку в самых разнообразных ситуациях.

Отсюда, огромное значение массового обучения плаванию детей

Дошкольного возраста. Нет надобности, указывать значительное количество несчастных случаев на воде, происходящих ежегодно из-за неумения плавать. Большой процент их падает на детей. Если же всех детей с самых ранних лет приучить свободно, держаться на воде, обучить проплывать хотя бы небольшое расстояние, то многие детские жизни будут ограждены от возможного несчастья.

Основная цель обучения плаванию дошкольников заключается в содействии их оздоровлении, закаливании, в обеспечении всесторонней физической подготовки. Вместе с тем обучение плаванию в раннем возрасте имеет большое значение и для более широкого вовлечения детей в такие массовые виды спорта, как гребля, парусный спорт, туризм и другие. Оно является столь же необходимым умением, как и умение бегать, прыгать, ходить на лыжах, ездить на велосипеде и т.д. Многие известные пловцы научились плавать в возрасте 4-5 лет, а 6-8 лет уже регулярно тренировались. Поэтому очень важно как можно раньше обнаружить способности у детей и к спортивному плаванию, формировать стремление к острой борьбе и победам на этом поприще.

Многие профессии и профессиональные занятия нередко сопряжены с необходимостью хорошего навыка плавания, а также активный отдых, как правило, включает плавание в водоемах и бассейнах.

Огромное воздействие плавания на детский организм является общепризнанным, поэтому научить ребенка держаться на воде – значит привить ему жизненно необходимый навык.

Детей дошкольного возраста лучше всего учить плаванию в специально отведенных для этого местах. В детских садах -- в плавательных бассейнах, а когда детям позволяют купаться в естественных водоемах, то при этом нужно придерживаться следующих правил :

Выбирая место для купания, воспитатель должен проверить глубину, тщательно изучить дно, чтобы убедиться, что оно не содержит ям.

Уровень воды не должен превышать 80 см, дно не должно быть каменистым, течение -- быстрым.

Дно должно быть ровным, вода проточной, берег сухим и не загрязненным.

Площадь, отведенная для купания детей, должна быть помечена отчетливо видными цветными поплавками, флажками, изгородью и т.д.

Воспитатель, обучающий детей плаванию, прежде всего, обязан сам хорошо уметь плавать, знать правила оказания помощи, уметь моментально оказать первую помощь. Хорошо, если на занятиях по плаванию присутствует кто-либо из медицинского персонала или другие работники детского сада.

6. Купание и подготовка к плаванию должны сочетаться с солнечными ванными и организуются ежедневно во время прогулки или после дневного сна.

Сначала детям разрешается быть в воде 5--10 мин при условии, что ее температура 20--24°С, а температура воздуха 24--28°С. Заметив, что детям становится хоть немного холодно (а об этом можно Догадаться по побледневшему лицу), нужно потребовать немедленного выхода из воды, проследить, чтобы дети как можно луче вытерли полотенцами лицо, шею, голову, спину, живот и другие части тела, хорошо прочистили бы уши.

Когда дети учатся плавать, нужно приучить их не бояться воды Дети дошкольного возраста часто боятся воды -- нужно помочь им преодолеть этот страх, научить не бояться брызг, попадающих на лицо, смело входить в воду, окунаться, двигать в воде руками ногами. Если ребенок боится самостоятельно войти в воду, воспитатель берет его за руку, помогает преодолеть страх и окунуться Лучше всего чувство страха преодолевается, когда воспитатель держит ребенка за руки так, чтобы он был лицом к ней, и незаметно вводит ребенка в воду.

Обучение детей плаванию предполагает использование следующих упражнений .

Научить двигаться в воде в различных направлениях и в разных положениях: лежа на животе, на спине, бегать с игрушками по воде и без них. При этом воспитатель должен придать детской возне форму игры: движение, когда каждый машет одной рукой («лодочка с веслами»), спрятав руки за спиной («ледорез»), руки, сжатые в кулаки, выпрямлены вперед («рыба»), стоя на четвереньках («крокодил»), пятиться назад («рак») и бежать, высоко поднимая колени («лошадка»), и т.д.

Учить детей нырять в воду с головой. Дети плещутся, руками разбрызгивая воду, делают «дождь». После этих упражнений можно попробовать нырнуть, пригнувшись, чтобы вода доходила до уровня глаз, потом -- лежа на спине. Затем можно предложить окунуть голову, придерживая ее руками. Нужно, чтобы, окунувшись с головой, дети задержали дыхание. Научив ребят нырять таким образом, можно разрешить им посмотреть под водой сквозь пальцы рук.

Обучать движениям ног вверх-вниз, сначала сидя на берегу, а потом уже сидя в воде. Движения выполняются выпрямленными ногами. Познакомив детей с движениями ног в положении сидя, можно приступать к обучению их тем же движениям в положении лежа на спине или на животе (в неглубоком месте). При этом упражнении нужно использовать различные резиновые игрушки: круги, надувные подушки и т.д.

Обучать движениям рук, используя сначала скамеечки. Дети учатся попеременно каждой рукой выполнять гребок. После этого движения рук и ног выполняются в воде, вначале касаясь ногами дна (как «крокодил»). Это упражнение напоминает плавание стилем кроль, только без выбрасывания рук вперед.

Учить выдоху в воду. Это упражнение сперва можно выполнять на берегу. С ладошки дети учатся сдувать легкий предмет (бумажку. листок, перо и т.д.). В воде, нырнув до подбородка, дети стараются «сдуть» воду («охлаждают горячий чай»). После этих упражнений

можно разрешить детям, нырнув, делать выдох в воде. Необходимо знать, что дети дошкольного возраста обычно делают выдох в воде, п рисев на корточки, расставив руки в стороны. Так им легче сохранять равновесие.

В воде можно играть в разнообразные игры.

«Фонтан» -- дети, сидя в неглубоком месте, образуют круг. По сигналу воспитателя они колотят ногами по воде, стараясь вызывать как можно больше брызг. Эта игра позволяет детям привыкнуть к брызгам.

«Море штормит» -- дети входят в воду по пояс, встают один за другим чередой или в кружок. По знаку воспитателя разбегаются в стороны, приседают, выпрямив руки в стороны, стараясь поднять побольше волну. По следующему знаку воспитателя «ветер затихает», дети возвращаются в первоначальный строй.

«Воробьи в воде» -- на неглубоком месте дети подпрыгивают, отталкиваясь обеими ногами, стараясь выпрыгнуть из воды.

«Поезд и тоннель» -- стоя по одному, дети кладут руки впереди стоящему на поясницу, изображая «поезд». Двое детей, стоя лицом к лицу, соединив руки, изображают «тоннель», руки ребят касаются воды. Чтобы «поезд» миновал «тоннель», ребята должны нырнуть в воду. Когда весь «поезд» проезжает, дети, изображавшие тоннель, встают в хвост вереницы. А первая пара «поезда» образует «тоннель».

В дошкольном возрасте, как показывают результаты исследований, не ставится задача овладения ребенком прочной техникой плавательных движений. Важно, чтобы он усвоил элементы техники, правильный общий рисунок движений, на основе которого будет развиваться, и совершенствоваться навык плавания. И чем большим количеством плавательных движений будет овладевать дошкольник, тем более прочным будет навык плавания.

Учитывая возрастные особенности ребенка 5--6 лет, выполнение каждого упражнения должно быть кратковременным. Зато в каждом занятии следует использовать большое количество разнообразных плавательных движений. Это значительно повышает заинтересованность ребенка в целенаправленных действиях, способствует дисциплинированности, эффективности обучения.

У детей мышцы сокращаются медленнее, чем у взрослых, но сами сокращения происходят через меньшие промежутки времени и при сокращении в большей мере укорачиваются, а при растяжении удлиняются. Этим объясняется тот факт, что ребенок быстро Утомляется, однако физическая утомляемость у него быстро проходит. Отсюда понятна неприспособленность ребенка к длительным мышечным напряжениям, однообразным статическим нагрузкам. Поэтому ребенку легче бегать, чем стоять на одном месте.

Плавательные движения ребенок совершает при помощи крупных мышечных групп рук, ног, туловища, которые уже к 5 годам достаточно хорошо развиты и постепенно начинают вовлекать в работу и мелкие слаборазвитые группы мышц. Поэтому занятия плаванием для всестороннего развития мышечной системы ребенка особенно благоприятны.

Движения при плавании характеризуются большими амплитудами, простотой, динамичностью, цикличностью. В цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечной группы последовательно чередуются, что оказывает очень благоприятное воздействие на ребенка. Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов также благоприятно сказывается на деятельности сердечно-сосудистой системы.

Многие ритмичные движения ног при плавании, особенно в старшем дошкольном возрасте при недостаточно развитом тазовом поясе, обеспечивают большую разностороннюю нагрузку на нижние конечности, чем укрепляется тазовый пояс.

Ребенок 6 лет способен усваивать сложные по координации движения, и именно плавание содействует их развитию.

Пребывание в воде вызывает отдачу тепла, и она будет тем больше, чем ниже температура воды. При продолжительном пребывании в воде температура тела снижается. Переохлаждение недопустимо. При систематических занятиях плаванием сосудистая система дошкольника быстро приспосабливается к изменениям температуры воды и возникает устойчивость к холоду, что немаловажно при закаливании организма.

В 5--6 лет ребенок достаточно хорошо осваивает и выполняет различные движения, однако у него наблюдается еще некоторая неподготовленность к выполнению сложных двигательных действий из-за медленной концентрации торможения. В связи с этим движения дошкольников усиливают деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Основная цель обучения плаванию дошкольников заключается в содействии их оздоровлению, закаливанию, в обеспечении всесторонней физической подготовки, для вовлечения в раннем возрасте в занятия физкультурой и спортом, и, кроме того, плавание является таким же необходимым навыком, как и умение бегать, прыгать.

Помимо прикладного значения плавания, необходимого для жизни, важно как можно раньше выявить у ребенка способность к освоению тех или иных плавательных движений в индивидуальной последовательности, сформировать и поддерживать у него в дальнейшем стремление к острой борьбе и победам в спорте, что будет способствовать развитию у него стойкого интереса к занятиям физкультурой и занятости во внеурочное время.

В результате обучения плаванию дети очень хорошо осваивают различные его способы: брасс, дельфин, выполнение поворотов и старта.

Исследования, проведенные с младшими школьниками и старшими дошкольниками , направленные на нетрадиционные системы одновременного освоения ребенком разных способов плавания, показали результативность данного метода. Каждому малышу изначально присущ свой способ плавания.

Наиболее эффективным для овладения навыком плавания на начальной стадии обучения ребенка шестого года жизни является плавание неспортивным способом, которое лучше получается у ребенка. Его знакомят с элементами всех спортивных стилей (брасс, кроль на груди и спине, дельфин) и с различными их сочетаниями (руки брасс -- ноги кроль; руки брасс -- ноги дельфин; дельфин на спине и т.д.).

Ребенок лучше усваивает неспортивный (облегченный) способ: руки брасс -- ноги кроль. При этом дыхание у него произвольное (в спортивном плавании это наиболее трудная часть обучения), что облегчает освоение этого стиля. На последующих занятиях совершенствуется освоение остальных способов по элементам и полной координации движений.

Обучение плаванию сочетается с различными упражнениями в воде -- гидроаэробикой: ходьба и бег по пояс в воде; ходьба, бег спиной вперед; подпрыгивания, прыжки; общеразвивающие упражнения: держась за поручень бортика типа велосипед, упражнения на растяжку и др.

Ребенка учат выполнять традиционные упражнения: дельфин, крокодил и др.; проводят подвижные игры, игровые упражнения, хороводы, эстафеты и т.д. Навыки, полученные ребенком, завершаются в спортивных праздниках.

Важную роль при обучении плаванию играет ознакомление ребенка с лучшими спортсменами-пловцами, формирующее и воспитывающее у него интерес и любовь к спорту.

Марина Кубанкова

Кубанкова Марина Олеговна

Инструктор по физической культуре МОУ Прогимназия №48

К большому сожалению, сегодня отмечается резкий рост числа детей дошкольного возраста с различными отклонениями в состоянии здоровья. Поэтому все более актуальным становится поиск новых способов укрепления психического здоровья ребенка, стимуляции физического развития, закаливания организма, повышения устойчивости к различным заболеваниям. Превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств дошкольника является плавание . При этом важнейшее значение имеет раннее обучение детей плаванию . Сочетание воды, воздуха, температуры и двигательной активности ребенка - одна из самых сильных форм воздействия на развивающийся организм с момента рождения.

Занятия плаванием дают массу положительного. Это закаливание и профилактика простудных и других заболеваний, укрепление иммунитета, формирование правильной осанки, улучшение обмена веществ, сна, аппетита, укрепление нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата, предупреждение плоскостопия, улучшение физических способностей, координации движений, силы, выносливости. Это также помощь при синдроме повышенной возбудимости, гипертонусе, гипотонусе. И просто положительные эмоции ребенка.

Очень важно поддерживать положительное эмоциональное состояние детей на всех этапах обучения плаванию , стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли удовольствие, побуждали к самостоятельности, вызывали стремление научиться плавать . При организации работы в нашем бассейне «Дельфин» предусмотрены следующие этапы обучения :

1. ознакомление с водной средой;

2. обучение дыханию с выдохом в воду;

3. обучение скольжению в воде;

4. обучение сразу всеми видами плавания («кроль» , «кроль на спине» , «брасс» , «дельфин» ).

Занятия на воде начинаются с упражнений на суше - «сухого плавания » .Перед посещением бассейна дети проходят обязательный медицинский осмотр, принимают гигиенический душ.

Важное значение имеет и подготовка ребенка к плаванию со стороны семьи . Перед началом плавательного сезона в каждой группе мы помещаем информацию для родителей «Как правильно подготовить ребенка к занятиям в бассейне» , проводим тематические родительские собрания.

Все дошкольники занимаются плаванием с вспомогательными поддерживающими плавательными средствами и без них. Дети второй младшей группы плавают с нарукавниками и кругами, средней группы – в нарукавниках, а старшей и подготовительной групп - в нарукавниках или без вспомогательных поддерживающих средств. Также применяем нудлы, плавательные доски , колобашки, мячи и надувные игрушки. Особенностью занятий в Прогимназии является то, что все ребята, начиная с 3 лет, занимаются плаванием на «большой воде» .

Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Психологами установлено, что главная опасность на воде - не действия человека в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Мы наблюдаем, что поначалу не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость. Некоторые боятся входить в воду, не ощущать ногами дно. Прогимназия сельское учреждение, многие дети не имеют опыта плавания даже в ванной . Именно поэтому первые усилия педагога при обучении плаванию направлены на то , чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство. Занятия плаванием развивают такие черты личности как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность. Неумение плавать – серьезнейший пробел в физическом воспитании. Древние греки говорили о невежественном человеке так : «Он не умеет ни плавать , ни читать» . И в наши дни не менее важно, чтобы каждый ребенок овладел не только азбукой грамотности, но и навыками уверенного передвижения в воде. Я регулярно провожу занятия, которые формируют навыки безопасного поведения на воде, учу старших ребят плыть в одежде (футболке, перевозить «утопающего» на надувном бревне. Уверена, это очень поможет им в жизни.

Одним из основных средств обучения плаванию , прекрасным стимулятором познавательной и двигательной активности ребенка являются подвижные игры. Игра – это естественная потребность дошкольника , умелое удовлетворение которой позволяет проводить занятия на высоком эмоциональном уровне и успешно решать учебные задачи. В этом случае каждое занятие приносит детям большая радость. Использование элементов игры позволяет сохранять ее на протяжении всего занятия. Играя, даже самые робкие дети быстро привыкают к воде, лучше усваивают правильное дыхание, положение тела в воде и основные движения. Увлекаясь игрой, дети свободно, без напряжения выполняют нужные движения. Игры на воде – это заключительная часть занятий в младших группах. В средней группе занятия заканчиваются в основном соревнованиями, а в старшей и подготовительной группах – соревнованиями и водными эстафетами. Наиболее популярны в Прогимназии «Веселые старты» .

Я часто организую праздники на воде. Они создают основу для творческого проявления умений детей в веселых играх и соревнованиях, для укрепления дружеских взаимоотношений в детском коллективе. Участие в праздниках : «Новый год» , «Веселые сказки» , «9 Мая» , «8 Марта» -объединяет дошкольников общими радостными переживаниями, приносит большое эмоциональное и эстетическое удовольствие. Ребята начинают глубже осознавать значение систематических упражнений в плавании для достижения желаемых результатов, у них пробуждается интерес к регулярным занятиям. Положительные эмоции и радостное ожидание праздника вызывает у детей художественное оформление бассейна. Я украшаю его блестящей мишурой и новогодними гирляндами, даже елку на новый год устанавливаем на воде. Обязательно использую музыкальное сопровождение. Это играет важную воспитательную роль, способствует формированию ценностного отношения к музыкальной культуре и культуре движения; формированию музыкального вкуса, эстетических переживаний образа и характера музыкального произведения в единстве с движением, пониманию красоты и эстетики выполнения плавательных движений в соответствии с музыкой.

Моя главная миссия - донести до родителей значение плавания для дошкольников . Уже одна возможность никогда не бояться за своего ребенка на воде – будет ли он отдыхать на даче, в летнем лагере, на море – стоит того, чтобы направить его учиться плаванию . Плавание – жизненно необходимый навык.

Алгоритм по обучению плаванию дошкольников.

Ещё много веков назад в Древней Греции говорили: «Он не умеет ни читать, ни писать, ни плавать», подчёркивая этим неприспособленность человека к жизни.

О грамотности и высокой культуре наших людей говорить не приходится, а вот плавать не умеют ещё многие. В своей увлекательной книге «Занимайтесь плаванием» мастер спорта З. П. Фирсов пишет: «Можно ли мириться с тем, что вы до сих пор плохо плаваете или совсем не умеете плавать, когда научиться этому можно и в 5 и в 6 лет. Имеете ли Вы право, родители, учителя, оставаться равнодушными к тому, что юноши и девушки, которых вы воспитываете, растут необученными плаванию? Нет! – сказать каждый из вас. Мириться с этим нельзя! Надо открыть для всех широкий путь к изучению правильных способов плавания».

Я совершенно согласна с высказыванием Фирсова и считаю, чем раньше ребёнок начнёт заниматься плаванием, тем больше возможности успешно обучить каждого ребёнка с учётом индивидуальных данных его развития, физической подготовленности и состояния здоровья, что открывает хорошие перспективы для систематических упражнений в плавании в дальнейшем.

Вода одновременно и манит и пугает. У неумеющих плавать с нею связаны и положительные и отрицательные эмоции. Научиться плавать гораздо труднее, нежели овладеть другими распространёнными физическими упражнениями, такими как ходьба и прыжки. Более того, плаванию присущи некоторые особенности, затрудняющие обучение этому жизненно необходимому виду спорта. Одна из них заключается в том, что обучающимся приходится заниматься в необычной (водной) среде, в непривычном положении тела (горизонтальном), в условиях, крайне затрудняющих нормальное дыхание, а также работу зрительного и слухового анализаторов. Повышенная теплоотдача в воде, которая вызывает у занимающихся появление дрожи, невозможность постоянно видеть и слышать инструктора, воспринимать его жесты и указания приводит к возникновению торопливых, неосознанных движений. Данные факторы затрудняют обучение плаванию даже взрослых, не говоря уже о детях.

Дошкольников нужно обучать в чёткой методической последовательности. В нашем детском саду созданы все необходимые условия для всестороннего физического развития детей. Есть бассейн размером 3*7м, где проводятся занятия по плаванию. В саду 12 групп, которые начиная со 2-ой младшей группы, занимаются 2 раза в неделю. Занятия проводятся по подгруппам, длительность занятий от 15 до 30 минут.

В этом учебном году акцент в обучении плаванию делался на психомоторную одарённость. Одарённость трактуется как качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности (Б.М. Теплов).

Психомоторная одарённость проявляется в сфере движений и заметить её можно по следующим признакам:

  • Повышенная двигательная активность ребёнка, её разнообразие, стремление к овладению сложно координированными движениями;
  • Умение тонко различать движения по пространственным, силовым и временным параметрам, воспринимать и создавать новые на основе двигательного воображения;
  • Выступать инициатором двигательной деятельности, иметь собственную позицию в её построении (объяснять двигательные действия, знать точную их последовательность и качественную характеристику);
  • Использовать свой « двигательный багаж» в новой обстановке (самостоятельно реализовывать двигательные навыки в интересных и полезных видах деятельности);
  • Проявлять настойчивость, азартность в достижении цели.

Эти достижения хорошо видно из систематических наблюдений на занятиях и диагностики.

Одна из главных задач при обучении детей плаванию – научить ребёнка не бояться воды

На первых занятиях детям необходимо ощутить некоторые свойства непривычной для них среды, научиться передвигаться в воде, преодолевая её сопротивление и одновременно используя её как опору.

Дети по-разному реагируют на воду. Многое зависит от возраста, общей двигательной активности ребёнка, температуры воды и других факторов.

Одни ребятишки с огромным удовольствием играют и плещутся в воде, для них упражнения « на знакомство с водой, её свойствами» могут быть сокращены до минимума. Первое проявление физической одарённости. Другие дети панически боятся воды. В этом случае данный период усвоения удлинится. Тогда на помощь приходит игры, всевозможные догонялки, элементы танца и подобные им упражнения, которые постепенно избавят ребёнка от страха и позволят перейти, наконец, к обучению плаванию. Например, такие игры, как « Гигантские шаги», «Лодочка», Рыбы и сеть», «Поймай рыбку», «Брось – догони», «Кто быстрее», «Гуси» и т.д.

Упражнения на знакомство с водой – это первый этап обучения плаванию.

Второй этап – упражнения с погружением в воду . Трудность идёт по возрастающей. Эти упражнения должны вводиться без спешки, от кратковременных погружений (со страховкой) до самостоятельных с открытыми глазами и выдохов в воду. И опять- таки: если один ребёнок окунётся с головой уже на первом занятии (второе проявление одарённости), то другой решится на это только после нескольких занятий.

Можно использовать следующие упражнения: «Опусти лицо в воду» (стараться, чтобы дети не вытирали его руками, напомнить, что лицо можно опускать в воду только с закрытым ртом, чтобы не сделать вдох под водой), «Достань дно рукой»; «Собери игрушки» (с открытыми глазами); «Морской бой»; «Сядь на дно»; «Передай мяч под водой» , «Смелые ребята» и т.д.

Все эти упражнения преследуют одну цель: предупредить боязнь воды. Среди детей есть такие, у кого боязнь воды очень сильна. При занятиях с такими детьми нужно быть особенно внимательными, больше разговаривать, убеждать, чаще хвалить даже за не очень хорошо выполненное упражнение. В некоторых случаях можно пригласить на занятия родителей, дать домашние задания.

Игровая форма упражнений повышает эмоциональность занятий, а коллективные игры способствуют состязательности занимающихся, что является хорошим стимулом для ребёнка выполнить задание не хуже своего товарища, действовать смелее.

После того как дети научились опускать лицо в воду, приступаю к третьему этапу обучения это обучение выдохам в воду . Сначала дети дуют на лёгкую игрушку, затем под воду пускают пузырьки. Упражнения с выдохами в воду повторяю на всех этапах обучения плаванию. Упражнения, например,»Рыбка песенку поёт», «Чья игрушка всех быстрее», «Пузыри», «У кого всех больше пузырей» и др.

Четвёртый этап обучения плаванию включает группу упражнений на всплывание. Никакие слова не способны убедить ребёнка, что вода легко удерживает его тело на поверхности. Он должен ощутить это сам! Но для выполнения этих несложных упражнений ребёнку необходимо проявить большое мужество. Нужно помочь ему в этом, подстраховывая и заполняя занятия играми и забавами. На задержку дыхания дети выполняют «Поплавок», «Звёздочку», «Медузу», «Акулу», «Морской конёк». Можно провести игру «Ловишки с поплавком», «Щука и рыбы» и тд.

Когда дети научатся всплывать перехожу к пятому этапу обучения- скольжению. Это очень важно, если ребёнок научится скользить, он обязательно поплывёт. Вначале дети учатся скользить с поддерживающими средствами – мячами, досками, нарукавниками, впоследствии используются ласты. Скольжение на груди – важнейший элемент техники плавания. Умение скользить в воде позволяет экономить силы при плавании, принимать правильное положение (вытягиваться), которое поможет в дальнейшем при обучении плаванию.

Когда дети научатся правильно скользить с поддерживающими средствами, упражнения эти выполняются самостоятельно. Одновременно дети учатся отталкиваться от дна или опоры с задержкой дыхания. Необходимо напомнить, что нужно наклониться вперёд, опустить голову, плечи, руки в воду. Перед отталкиванием руки нужно соединить за головой в «Стрелочку», и только после этого сильно оттолкнуться. То же – на спине.

Шестой заключительный этап в начальном обучении плаванию – освоение техники работы рук и ног. Что касается движений ногами- здесь наблюдается некая природная предрасположенность. Для одних естественны попеременные движения вверх-вниз, для других симметричные одновременные («по-лягушачьи»), для третьих наиболее подходящим может оказаться «шагание» в положении на боку. В своей работе я использую одновременное освоение всех способов плавания (кроль, брасс, баттерфляй или дельфин). Естественная предрасположенность ускоряет процесс обучения и помогает выбрать наиболее приемлемый способ плавания.

Занятия по плаванию у меня тесно связаны с музыкой, физкультурой, математикой. В воде дети учатся ориентироваться в пространстве, собирают большие или маленькие игрушки, игрушки определённого цвета, достают со дна число игрушек.

В конце учебного года со старшими детьми проводятся праздники на воде. Приглашаются родители, дети других групп. Праздники являются неотъемлемой частью обучения плаванию. Они создают условия для творческого проявления умений детей в весёлых играх и соревнованиях, укрепления дружеских взаимоотношений в детском коллективе. Участие в праздниках объединяет детей и взрослых общими радостными переживаниями, приносит эмоциональное и эстетическое удовлетворение. Варианты праздников на воде: «Праздник Нептуна», «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья», «День пловца» и др.

Есть дети, которым плавать не разрешают родители под тем или иным предлогом. С такими родителями проводится определённая работа.

Приглашаю их на занятия по плаванию, где они убеждаются, что в бассейне тепло, детям приятно пребывание в воде, многие уже научились плавать, родителям объясняю, что плавание закаливает детей, является жизненно необходимым навыком.