За рулем с плохим зрением. При каком зрении допускается вождение без очков, как проходит осмотр

Автомобилисты с несовершенным зрением имеют право управлять транспортным средством в очках и контактных линзах. При этом владельцы личных железных коней (водители категории «В») должны иметь офтальмологические показатели не ниже 0,6 единицы для более зоркого глаза и не ниже 0,2 - для более «проблемного». Медицинская комиссия не суммирует параметры остроты зрения обоих глаз, вооруженных очками. Отправляясь в 24-ю поликлинику, возьмите с собой рецепт офтальмолога, по которому вы заказывали очки.

Критическая норма для профессиональных перевозчиков совершенно иная. Лучший глаз водителя категории «С» обязан видеть без коррекционных устройств не менее 8 строк тестировочной таблицы (0,8 единицы). Слабое око должно распознавать по крайней мере 4 строчки (0,4). Альтернативный вариант - 0,7 - 0,7. По установленным параметрам разница в оптической силе линз не может быть ниже 3 диоптрий.

Контактные линзы близко прилегают к глазному яблоку, поэтому многие люди видят в них лучше, чем в очках с аналогичной силой стеклянных линз. Не пытайтесь обмануть специалистов, заучивая наизусть пресловутые большие и крошечные буквы. Наивных хитрецов ожидает «экзаменовка» по таблице с изображением разорванных колец.

Важный проверочный показатель - цветоощущение. Медицинская комиссия использует в своей работе таблицы Рабкина. Автомобилистам, которые претендуют на подтверждение категории «В» или «С», позволено иметь цветоаномалию типа «А». Это легкое нарушение не препятствует различению сигналов светофора.

Ненормальное цветоощущение невозможно устранить при помощи очков или контактных линз. Окрашенные стекла могут лишь снизить остроту зрения.

Сужение поля зрения относится к довольно редким отклонениям. Оно сопутствует серьезным офтальмологическим заболеваниям. Предельное сужение поля зрения для водителей категорий «В» и «С» не должно превышать 20°. От этого недостатка также не получится избавиться, надев очки или линзы.

Автомобилисты, которые видят только одним глазом или могут рассмотреть нездоровым оком лишь одну строку проверочной таблицы, обязаны проходить переосвидетельствование у офтальмолога один раз в год. При отсутствии других тяжелых нарушений они имеют право повторять обследование у других врачей водительской комиссии каждые пять лет. Таким гражданам запрещено управлять мотоциклом.

После глазных операций водителей допускают к прохождению комиссии через 1-6 месяцев, если произойдет функциональное восстановление органа зрения. Время ожидания экспертизы определяет вид хирургического вмешательства.

В целом длительность интервала между осмотрами зависит от категории транспортного средства, возраста и состояния здоровья водителя.

Водитель должен быть в отличной форме, не утомлен, потому что от этого зависит не только его личная безопасность, но и безопасность других людей на дороге.

Чтобы вождение автомобиля сбыло максимально безопасным, изучите эти советы. Может быть вы что-то не знаете. Но повтор тоже лишним никогда не бывает.

Источники снижения зрения

Чтобы зрение не снижалось, важно знать источники, которые влияют на его ухудшение и не допускать их влияния. Что же способствует резкому ухудшению зрения:

Усталость, сонливость;

Некомфортная температура;

Недостаток кислорода (если плохая вентиляция в машине;

Повышенный шум;

Уже ослабленные мышцы глаза.

Ширина поля зрения человека, когда он стоит неподвижно, составляет почти 180 градусов. Чем быстрее водитель в машине движется, тем меньше угол зрения, и чем выше скорость, тем больше это влияет. Например, при скорости 60 км в час ширина поля сужается до 90-100 градусов. Скорость более 100 км в час сокращает угол зрения практически еще вдвое - до 50 градусов.

Особенности ночного вождения

Ночное вождение опаснее дневного, это бесспорно. Ночью водитель различает предметы только лишь при их достаточно яркой освещенности либо контрастности. Есть нюансы и в адаптации зрения к темному времени суток.

К начинающимся сумеркам глаза быстрее приспосабливаются, чем к полной ночной темноте. Если к начинающейся темноте глаза привыкают в течение 3-4 минут, то к полной темноте - в течение 15 минут. Это очень важно учитывать, когда вы ночью выходите из освещенного помещения и собираетесь сразу ехать. Не спешите, дайте глазам время на адаптацию.

Кроме того, человек может иметь идеальное зрение в дневное и в ночное время, а в замечательный период, именующийся «сумерки» - страдать куриной слепотой.

Именно поэтому некоторые водители чувствуют себя ночью за рулем неуверенно, а некоторые так принципиально не ездят ночью.

Есть еще одна разновидность заболевания, которая свидетельствует не о болезни глаз, а о слабости глазных мышц - светобоязнь. Она может стать приобретенной в результате долгой ночкой езды и резкого света встречных фар. Потому что при постоянной ночной езде - глаза постоянно подвергаются очень сильной нагрузке, и очень важно при езде делать остановки и выполнять гимнастику для глаз.

Для людей со сниженным зрением есть, разумеется, свои определенные правила вождения автомобилей.

Если водитель постоянно носит очки (а для вождения рекомендуются очки с более сильными диоптриями, чем для повседневной жизни) и проходил в них обучение вождению, то он обязан всегда быть в них во время вождения. И фото на правах тоже должно быть в очках. Более того, следует регулярно, 2-3 раза в год проверять зрение у окулиста.

В некоторых зарубежных странах введены правила: водитель с недостатками зрения обязан иметь при себе документ об осмотре окулиста в предшествующие 10 месяцев. Ведь с течением времени острота зрения у многих изменяется.

Обязательно помните, что не следует пользоваться темными очками в сумерках, и что для вождения есть специальные очки.

Обычные очки для вождения должны иметь тонкие дужки, чтоб не заслонять боковой обзор.

Делайте регулярную гимнастику, поддерживайте правильное питание для глаз, принимайте витамины для зрения.


27.08.14 09:15

Ни для кого не секрет, что водители должны обладать отличным зрением, чтобы не представлять опасности на дороге.

Даже если ваше зрение в норме, стоит учитывать те факторы, которые ситуативно способствуют резкому ухудшению зрения:

— усталость, сонливость

Некомфортная температура (например, слишком жаркая погода)

Недостаток кислорода (если в автомобиле плохая вентиляция)

Повышенный шум (адаптация нервной системы, чтобы защитится от шума, притупляется, соответственно, изменяются восприятие и реакции)

Уже ослабленные мышцы глаза

Для вождения особую роль играет состояние бокового зрения. Отметим, что в норме ширина поля зрения человека, когда он стоит неподвижно, составляет почти 180 градусов. Чем выше скорость движения, тем меньше угол зрения. Например, при скорости 60 км в час ширина поля сужается до 90-100 градусов. Скорость более 100 км в час сокращает угол зрения практически еще вдвое - до 50 градусов.

Кроме того, яркий солнечный свет, из-за которого возникают блики от зеркал и стекла, ослепляющие водителя; яркий свет фар движущегося по встречной полосе авто (особенно, если на нем установлены фары с дополнительным усилением света); блики от мокрого асфальта также негативно влияют на зрение. Чтобы минимизировать негативное влияние всех этих факторов, существуют различные категории защитных линз. Но что нужно учесть при выборе, и всем ли подходят такие специальные «водительские» очки?

Для начала стоит пройти консультацию у квалифицированного специалиста-офтальмолога и получить полную информацию о состоянии своего зрения. Возможно, небольшие отклонения от нормы удастся сгладить, если использовать, например, очки со специальной оптикой для пациентов с ослабленным центральным зрением.

Однако будьте осторожны. Такие очки для вождения коварны. Они позволяют пройти тест для водителя, но обычно на практике сохраняется фактор риска: область центрального видения усиливается, а боковое зрение остается ослабленным.

Бывает и так, что центральное зрение в норме, при этом периферическое - ослаблено. Как это проверить?

Мы замечаем, что происходит сбоку, даже если смотрим прямо перед собой. Пространство, которое при этом охватывает глаз, называется полем зрения. В норме его угол равен 180 градусам. Но в силу разных причин этот угол может сужаться, причем процесс этот субъективно малозаметнен. В 99% случаев причиной снижения периферического зрения служит либо дистрофия сетчатки глаза, либо поражение зрительного нерва, либо какие-то неврологические проблемы. Ранняя диагностика дает больше шансов вовремя обнаружить начинающуюся болезнь и остановить процесс.

По каким причинам может сужаться угол «бокового обзора»?

Основная причина - близорукость, особенно большой степени. В этом случае ухудшается питание сетчатки глаза по периферии, человек перестает различать расположенные сбоку предметы. И это может происходить, даже если «минус» совсем небольшой. Поэтому близоруким обязательно нужно раз в год бывать у офтальмолога, чтобы держать ситуацию под контролем.

Если вы начали плохо видеть в сумерках, проверьте поле зрения.

В случае с глаукомой - другая особенность. Она обнаруживается, как правило, поздно, - повышенное внутриглазное давление человек никак не ощущает. Болезнь прогрессирует, функция зрительного нерва нарушается, поле зрения значительно сужается. Повернуть вспять этот процесс нельзя, можно только приостановить. Особенно вниматеьными стоит быть людям после 40, стоит регулярно проходить профилактическое обследование, так как риск глаукомы повышается с возрастом.

В каком случае назначают исследование поля зрения?

Компьютерная периметрия может быть назначена по просьбе пациента или в том случае, когда у врача есть основания предполагать такие нарушения - при близорукости, повышенном внутриглазном давлении или если человек жалуется, что стал хуже видеть в темноте.

Аппарат для компьютерной периметрии - это полусфера, внутренняя поверхность которой напоминает звездное небо. Один глаз закрыт, другим вы смотрите в одну точку перед собой. Компьютер в хаотичном порядке зажигает зеленые «звездочки» различной яркости, и ваша задача - заметив вспышку, нажать на кнопку. Компьютер подсчитывает число «попаданий» и пропущенным вспышек и выдает результат - очень точный, поскольку измеряется не только граница поля зрения, но и чувствительность внутри него. Сначала проверяют один глаз, потом другой. Средняя стоимость исследования - от 700 рублей.

Есть другие способы измерения этого показателя. Однако все они менее точные. Например, ориентировочный метод применяется для приблизительной оценки границ поля зрения, например, во время прохождения водительской медкомиссии. Врач и пациент садятся друг против друга, закрывают по одному глазу с одной и той же стороны, врач отводит руку с карандашом в сторону на 90 градусов, медленно приближает ее к центру и сравнивает, в какой момент пациент увидит предмет - одновременно с ним или позже.

Улучшат ли поле зрения правильно подобранные очки?

Очки и контактные линзы повышают только остроту центрального зрения. Но есть некоторые особенности, важные именно для водителя. Если вы пользуетесь и очками, и контактными линзами, при вождении специалисты рекомендуют использовать все же контактные линзы. В очках поле зрения ограничивает оправа, а при высокой степени близорукости - еще и особенности оптики: края линз с большим количеством диоптрий искажают прохождение луча. Но если вы все же ведете машину в очках, они должны соответсвовать некоторым специальным характеристикам.

Так, например, фотохромные очки (хамелеоны) не предназначены для вождения. Они изменяют степень затемненности в зависимости от интенсивности ультрафиолетового излучения, а лобовое стекло задерживает часть лучей. Внутри салона такие очки работают плохо, к тому же в тоннелях они просветляются с задержкой.

Оптимальны солнцезащитные очки с поляризационными фильтрами, которые гасят блики от встречных фар, лобового стекла, гладких поверхностей - асфальта, воды, стен и окон зданий. В то же время, существует последнее поколение фотохромных линз, которые разработаны специально для водителей и «работают» в салоне автомобиля. Слепящие блики устраняются поляризационными линзами или фильтрам. Тем не менее, даже такие фотохромные линзы имеют некоторое остаточное окрашивание и ограничивающее светопропускание, а так же замедленную адаптацию при резкой смене количества света.

В условиях плохой погоды улучшить контрастность окружающих объектов может помочь спектральный фильтр, в виде специального покрытия или окраски линзы желтого цвета, отрезающих коротковолновую При выборе стоит обратить снимание на область спектра, которая подвержена наибольшему рассеянью и величину поглощения света таких фильтров. Оптимально, она не должна превышать 25% даже для дневного вождения.

Вождение в темное время суток.

Ночное вождение опаснее дневного, это бесспорно. Ночью водитель различает предметы только лишь при их достаточно яркой освещенности либо контрастности. Есть нюансы и в адаптации зрения к темному времени суток.

К начинающимся сумеркам глаза быстрее приспосабливаются, чем к полной ночной темноте. Если к начинающейся темноте глаза привыкают в течение 3–4 минут, то к полной темноте - в течение 15 минут. Это очень важно учитывать, когда вы ночью выходите из освещенного помещения и собираетесь сразу ехать. Глазам необходимо дополнительное время на адаптацию.

При ночном вождении бороться с недостаточной освещенностью предлагается с помощью просветляющих покрытий линз, которые практически до нуля уменьшают светопотери на линзах очков. Кроме того, очень важно, чтобы стекла автомобиля и линзы очков были чистыми. Помимо сильного уменьшения светопропускания («заляпанные» линзы очков могут задерживать до 20% света), загрязнение создает центры светорассеяния, что еще сильнее мешает четко воспринимать окружающие объекты.

В некоторых зарубежных странах введены правила: водитель с недостатками зрения обязан иметь при себе документ об осмотре окулиста в предшествующие 10 месяцев. Ведь с течением времени острота зрения у многих изменяется. И хотя в нашей стране нет такого требования, стоит всегда следить за состоянием своего зрения - хотя бы ради собственной безопасности. Делайте регулярную гимнастику, поддерживайте правильное питание для глаз, принимайте витамины для зрения, в том числе - натуральные (черника, морковь, витамин, А), - они улучшают чувствительность сетчатки к свету и, соответственно, поддерживают в норме периферийное зрение.

Вождение само по себе является занятием, которое сопряжено с опасностью. При этом опасность грозит не только человеку, находящемуся за рулем, но и пассажирам, и пешеходам, и даже зазевавшимся котам. Но очевидно, что именно водитель должен держать ситуацию под контролем и исправлять ее при необходимости. Ну, а если водитель близорук? Для этого существуют очки и контактные линзы. А вот что лучше для водителя - в этом мы и постараемся разобраться.

Плохое зрение подчас становится большой проблемой для водителя

Фото zr.ru

Статистика свидетельствует о том, что основными факторами риска на дороге являются технические неисправности транспортного средства, алкогольное или наркотическое опьянение, разговоры по мобильнику во время движения, ограниченная видимость и элементарное несоблюдение правил дорожного движения. Большой кусок статистического пирога ДТП откушен таким фактором, как плохое состояние здоровья водителей. И тут самое время обратиться к медицинским данным, которые говорят о том, что самым распространенным недугом среди водителей является… ухудшение зрения. Хуже нет, если «слепая зона» идет в тесной связке с подслеповатыми глазами.


Есть люди, которые ни на что не променяют очки

Фото cuttys.ru

Итак, на чем остановить свой выбор водителю, зрение которого начало ставить ему подножки. Традиционные очки или новомодные контактные линзы , являющиеся результатом научного прогресса и торжества высоких технологий? Вопрос понятен. Ответ очевиден.

Очки в минус

До недавних пор единственным средством коррекции зрения были очки. Близорукие водители прекрасно знают, насколько неудобно бывает в них: очки «съезжают» с переносицы в самый неподходящий момент, они потеют в холодную пору, цепляются за одежду, падают и нагло разбиваются прямо у владельцев на глазах. Заметьте, близоруких глазах.


Преимущества линз - это недостатки очков

Фото annabrixthomsen.com

Еще один огромный недостаток очков - это их травмоопасность во время аварии: когда срабатывает подушка безопасности, разбитые стекла очков могут ваши минус пять диоптрий свести к нулю.

Впрочем, разбираться в недостатках очков, пенсне и лорнетов - дело неблагодарное. Лучше всего эти минусы выплывают из преимуществ контактных линз, о которых речь будет идти ниже.

Контактные линзы в плюс

Главная проблема очков при вождении заключается в том, что они ограничивают периферическое зрение - для того, чтобы увидеть, что происходит сбоку, водителю приходится в обязательном порядке вертеть головой. Но в этом случае из поля зрения исчезает фронт событий, а это, мягко говоря, недопустимо. Если же мы говорим о линзах, то, в отличие от очков, они никоим образом не ограничивают «периферию», обеспечивают четкое изображение без искажений, увеличивают поле обзора примерно на 15% и дают возможность правильно оценивать расстояние и размеры. А о чем говорит все вышеизложенное? О том, что водитель в контактных линзах лучше ориентируется в пространстве. И что радует - не только в пространстве собственного автомобиля.


Контактные линзы подходят абсолютно всем. Главное, подобрать их правильно

Фото centropticoserassio.com.ar

Понятие сезона также имеет значение. К примеру, в летний день, когда солнце норовит выжечь вам глаза, оптические очки не дадут вам укрыться за дымчатыми стеклами солнцезащитных «спасателей». С линзами не будет даже намека на такие проблемы.

И если мы решили докопаться до сути, то следует вспомнить и о времени суток. Ночью у водителей со стопроцентным зрением практически никогда не возникает в глазах ореол, мешающий видеть все предметы, которые расположены вокруг источника света. У водителей с плохим зрением в этом случае и своя полоса, и «встречка», и обочина ныряют в кромешную тьму. Да, пока производители еще не обладают такими технологиями, которые бы позволили выпускать контактные линзы специально для водителей. Однако уже сегодня можно встретить модели, которые созданы для уменьшения засветов и ореолов.

«Контактные» выводы

Никто не говорит, что у контактных линз нет противопоказаний и недостатков. Например, использование кондиционера вызывает в глазах ощущение сухости. В этом случае водитель должен возить с собой специальные увлажняющие капли.


Все вышеизложенное - вопрос личного комфорта и индивидуальных предпочтений

Фото juliesecret.livejournal.com

Кстати, в некоторых европейских странах водители, которые пользуются контактными линзами, законодательно обязаны возить в бардачке очки. Так что никто не говорит, что от стекол в оправе следует отказаться, но приоритеты расставить все же придется. Ведь ваше зрение в данном случае - это безопасность всех, кто находится в салоне авто, а подчас и тех, кто даже не подозревает о вашем существовании.