Взаимоотношения Киевской Руси с соседями IX - XII века. Взаимоотношения киевской руси с соседями - реферат

Жили в окружении многочисленных соседей. На - западные, на - южные славяне. На северо-западе прибалтийские земли занимали предки современных литовцев, латышей и эстонцев. В северо-востоке лесах и тайге жили многие финно-угорские племена - мордва, карела. На востоке, в районе Средней Волги, сложилось гос-во Волжская Болгария. Эти болгары были тюркским народом, состоящим в родстве с чувашами и кавказскими балкарцами. Хозяевами южных степей были кочевники - тюрки, авары, хазары. В IXв. там появились печенеги, а в XIв. В степи пришли половцы. В районе Среднего Дуная (совр-ая Венгрии) в IX в. обосновались венгерские племена - пришли туда из Приуралья ч/з русские степи и там обрели новую родину. Имена вост-слав-ких племен: древляне - по 990 г., словене - по 1018 г., кривичи - по 1127 г., дреговичи - по 1183 г., вятичи, дольше других жившие без князей, - по 1197г. Взаимоотношения Руси с соседними государствами и народами.

1) к Византии. В9-14 вв.- дружили, воевали, торговали. (экономические, культурные отношения).2) Хазары. жили за счет поборов с торговли. 3) Кочевники (печенеги, половцы). натравливались Византией на Русь. постоянная борьба с кочевниками. Главным занятием славян было сельское хозяйство. Кроме того они занимались рыболовством, охотой и пчеловодством. Избытки своего производства продавали. Славяне вели торговлю не только между собой, но и с другими народами. Основными предметами торговли было зерно, звериные шкуры, воск и мед. Полоса степей, лежавших вдоль северных берегов Черного моря, с давних времен служила "коридором", по которому шли народы из Азии в Европу. С этими народами - готами, гуннами, аварами и другими - восточным славянам приходилось вести борьбу за свое самостоятельное существование. Иногда им удавалось обеспечить свою независимость, иногда они оказывались под властью других народов. В VII веке в южной части Европейской России образовалось большое государство хазар - народа тюркского происхождения. Хазары подчинили себе часть русских племен. Но другие племена русских не подчинились хазарам и ушли на север по Днепру, на верховья Западной Двины, Волги и к берегам Балтийского моря, основывая всюду торговые города. С конца VII века можно различать две Руси - Северную - лесную и торговую, которая в VIII и IX веках окажется в сфере влияния норманнов и долго еще будет оставаться языческой, и Южную - степную, куда влияние Византии и христианства проникает довольно рано. Такое разделение будет существовать до времени Владимира Святого. Девятый век был временем большой активности скандинавов, которые совершали нападения на разные страны Европы и доходили даже до Константинополя. Скандинавы проникали и на Русь через страну Великих озер. Оттуда они искали торговых путей на восток и на юг по рекам Волге и Днепру. Русские летописи сообщают под 862 годом, что славяне, жившие на север вокруг Новгорода, постоянно враждовали между собой.

Древняя Русь.Особенности социально-полит. Строя. Древнерусское гос-во можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе гос-ва стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли упр авление страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в другие страны для продажи. Перед молодым гос-вом стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. При феодализме главным явл. собств-ть на землю. В Киевской Руси землей владел весь княжеский род. Порядок передачи был очередной (от старшего брата младшему). Во главе стоял князь с дружиной, совет старейшин, вече, на местах - посадники, наместники. Сис-ма упр-я называлась численная или десятичная - по кол-ву людей в военных подразделениях. Способ сод-я должностных лиц - кормление.Феод. отн-я в Киевской Руси развив. более медленно, чем в зап. странах. На Руси разв. холопские отн-я, а на Западе был развит вассалитет - договорные отн-я. Главный источник, по кот. мы можем судить о том, как жили в Киевской Руси - “Русская Правда” - свод древнерусского феод. права по уголовным и процессуальным делам. Особенности социально-полит. строя. Все общ-во делилось по отн-ю к князю на 3 группы: 1) кто лично служил князю; 2) на свободных - не служили лично, а платили дань миром - общиной; 3) служили частным лицам. Сословия еще не сложились. В основном были свободные, полусвободные и рабы (холопы). Рабство не получило распространения. Осн. масса сельского населения, завис. от князя, называлась “смердами”. Были купцы и ремесленники. Среди дружинников выдел. наиб. приближенные - бояре, получившие землю, кот. могли передавать по наследству. Позже появляются и дворяне - получают землю только на срок своей службы.

Социально-экономическая и национальная политика советского государства (1921-1941 гг.).

На Х съезде РКП(б) в марте 1921 г. Ленин предложил новую экономическую политику (НЭП). Это была антикризисная программа, которая состояла в воссоздании многоукладной экономики и использовании организационно-технического опыта капиталистов при полновластие РКП(б). Политическая цель нэпа - снять напряженность и укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян. Экономическая цель - предотвратить дальнейшее усугубление разрухи, выйти из кризиса и восстановить хозяйство. Социальная цель - обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества не дожидаясь мировой революции. Кроме того, нэп был нацелен на восстановление нормальных внешнеполитических и внешнеэкономических связей, на преодоление международной изоляции.

Введение нэпа началось с сельского хозяйства путем замены продразверстки на продналог. После выполнения государственных поставок разрешалась свободная торговля продуктами своего хозяйства. Допускались аренда земли и наем рабочей силы. В производстве и торговле частным лицам разрешалось открывать мелкие и брать в аренду средние предприятия. Отечественному и иностранному капиталу разрешалось создавать акционерные и совместные с государством предприятия. Деятельность государственных предприятий становилась более самостоятельной, самоокупаемой и хозрасчетной.

В финансовой сфере, кроме Государственного банка появились частные и кооперативные банки, страховые общества. В 1922 г. проведена денежная реформа, в оборот ввелся советский червонец, который ценился на мировом валютном рынке. Это позволило укрепить национальную валюту и покончить с инфляцией. В результате продналог заменили его денежным эквивалентом. В результате нэпа в 1926 г. стабилизировалось развитие промышленности. Условия жизни городского и сельского населения улучшилось. Началась отмена карточной системы распределения продуктов питания.

Таким образом, одна из задач нэпа - преодоление разрухи - была решена (экономическая задача). В социальной политике (социальная задача) произошли так же изменения. Был принят новый Кодекс законов о труде, отменявший всеобщую трудовую повинность. В системе оплаты произведена реформа - вместо натурального вознаграждения вводилась денежная система, основанная на тарифной сетке.

Курс на индустриализацию был взят на XIV съезде ВКП(б) в декабре 1925 г. Речь шла о необходимости превращения СССР из страны, ввозящий машины и оборудование, в страну, производящую их.

На рубеже 20-30 годов руководство страны приняло курс на форсирование индустриального развития. Это воплотилось в пятилетних планах развития народного хозяйства.

Первая пятилетка 1928-1932 гг. Главная задача пятилетки заключалась в том, чтобы превратить страну из аграрно-индустриальной в индустриальную. Руководство страны решило выдвинуть лозунг - догнать и перегнать в кратчайшие сроки в технико-экономическом отношении передовые капиталистические страны. За ним стояло желание в кратчайшие сроки любой ценой ликвидировать отсталость страны и построить новое общество. Промышленная отсталость и международная изоляция СССР стимулировала выбор форсированного развития тяжелой промышленности.

Вторая пятилетка 1933-1937 гг. Главная экономическая задача заключалась в завершении реконструкции народного хозяйства на основе новейшей технике для всех его отраслей. План был выполнен досрочно.

Аграрный вопрос. Индустриальный рывок тяжело отразился на положении крестьянского хозяйства. Чрезмерное налоговое обложение возбуждало недовольство сельского населения. Непомерно увеличивались цены на промышленные товары. Одновременно искусственно занижались государственные закупочные цены на хлеб. В результате резко сократились поставки зерна государству. Это вызвало глубокий хлебный кризис конца 1927 г. Он ухудшил экономическую ситуацию в стране, поставил под угрозу выполнение плана индустриализации. Кризис заготовительной кампании и административно-командное руководство привело к переходу к всеобщей коллективизации. Это выразилось в повсеместном создании новых колхозов. Их финансировали, предоставляли льготы. Принимались меры по ограничению развития кулацких хозяйств.

5 декабря 1936 г. была принята Конституция СССР. В ней были отражены перемены в национально-государственном устройстве СССР. Возникли новые самостоятельные республики: Армянская,Азербайджанская и Грузинская ССР. Казахская АССР и Киргизская АССР были преобразованы в союзные республики. Общее число союзных республик возросло до 11.

Билет № 3. Киевская Русь: политическая, социально-экономическая и культурное развитие. Взаимоотношения с соседями.

Если до объединения Киева и Новгорода существовали отдельные племенные государства-княжения, то с этого момента возникло Древнерусское государство. Условной датой этого объединения считается начало княжения Олега в Киеве – 882 г. Согласно летописи, Олег правил в 882 - 912 гг. Он подчинил большинство восточнославянских племен, начал укрепление границы с кочевниками, добился успехов во внешней политике, заключив договор с Византией.

Киевский князь правил, опираясь на дружину. Князь советовался с дружиной о предпринимаемых действиях. Дружина могла отказаться от участия в предложенном князем мероприятии, если считала его невыгодным.

Главным источником наших знаний о социально-экономических отношениях в Киевской Руси является древнейший памятник законодательства – "Русская Правда".

Большинство населения Киевской Руси составляли свободные общинники, зависимость которых ограничивалась выплатой дани. Дань выплачивалась общиной целиком, хотя и могла рассчитываться подворно. Община у славян называлась вервью. В X - XI вв. славянская община была уже не родовой, а соседской. Участки принадлежавшей общине земли находились в индивидуальном пользовании. Частное землевладение в IX – начале XI в. еще не было развито. Имелись лишь немногочисленные и небольшие княжеские и боярские вотчины. В них работали зависимые люди.

В Киевской Руси было несколько категорий зависимого населения: холопы, челядь, закупы, рядовичи, смерды.

Отношения с Византией заключались, во-первых, в торговле по пути "из варяг в греки" и, во-вторых, в периодических набегах дружины на берега империи. Первые известные набеги славян на Византию произошли в 60-х гг. IX в. при князе Аскольде.

Олег организовал поход в 907 г. Греки замкнули бухту Золотой Рог (внутреннюю гавань Константинополя) цепью, но русские вытащили ладьи на берег и на катках подкатили их к городским стенам. Греки капитулировали, уплатили дань и заключили с Олегом договор. По условиям договора русские купцы получили право жить в Константинополе по полгода, империя обязывалась содержать их в течение этого времени за счет казны. Им было предоставлено право беспошлинной торговли в Византии.

Игорь организовал поход в 941 г. Поход не удался, так как византийцы сожгли русские ладьи "греческим огнем". В 944 г. Игорь повторил поход, собрав большое войско, в которое входили не только славяне, но и печенеги. Однако византийцы предложили русским большую дань с тем, чтобы они не ходили к Константинополю.

В 945 г. был заключен новый русско-византийский договор. Условия его оказались менее выгодны, чем в 907 г. Русь утратила право беспошлинной торговли, русские купцы не могли больше зимовать в Византии, зато Русь вынуждена была принять на себя односторонние обязательства: не нападать на Корсунь (греческая колония в Крыму) и не пускать туда дунайских болгар.

При Ольге Русь и Византия сблизились. Ольга побывала в Константинополе, крестилась, но на Руси христианства не ввела. Набеги на Константинополь прекратились.

Святослав первоначально выступал союзником Византии. В 967 г. он вторгся в Болгарию, воевавшую тогда с империей, и разбил болгар под Доростолом. Святослав хотел даже перенести свою столицу в г. Переяславец на Дунае, выгодно расположенный на пересечении торговых путей. Набег печенегов на Киев вынудил Святослава возвратиться домой. Вскоре он вновь явился на Дунай. Но обстановка изменилась. Наказав болгар, византийцы опасались усиления Святослава. Новый император Иоанн Цимисхий потребовал от Святослава покинуть Болгарию. Князь отказался и, по утверждению греческого хрониста, сам предложил грекам уйти из Европы в Азию. Русско-болгарская война перешла в русско-византийскую. Несмотря на численное превосходство греков, русские сражались успешно.

После ряда сражений Святослав был осажден в Доростоле и вынужден заключить мир. По условиям договора русские уходили из Болгарии и обязывались впредь оказывать империи помощь против любого вторжения. Греки беспрепятственно пропускали русских на Днепр.

Греки не выполнили своих обязательств. Они сообщили печенегам о том, что Святослав идет "с малой дружиной". Печенеги устроили в днепровских порогах засаду и убили Святослава. Печенежский князь сделал из его черепа чашу, чтобы пить из нее и тем приобрести доблесть погибшего врага.

Окончательная нормализация отношений с Византией произошла лишь при Владимире I, в результате крещения Руси.

Крупнейшим восточным соседом Руси являлся Хазарский каганат. Длительное время хазары брали дань с ряда славянских племен. Олег обложил эти племена данью в пользу Киева. Отношения Руси с каганатом ухудшались также под влиянием Византии, соперничавшей с каганатом в Причерноморье, и на почве религиозных разногласий.

Решающий удар каганату нанес Святослав в 964 - 966 гг. Вскоре каганат распался. В степях установилось господство печенегов.

Печенеги нападали на русские торговые караваны на Днепре, устраивали набеги на Русь. При князе Владимире I границы Руси были укреплены по речным рубежам, отделявшим Русь от степей. Это стало необходимо из-за непрерывных печенежских набегов. Сооружение укрепленных линий затруднило набеги и позволило расширить территорию Руси. В середине Х в. печенеги кочевали в одном дне пути от Киева, в начале XI в. – в двух днях пути.

В 1036 г. князь Ярослав Мудрый нанес печенегам решительное поражение. Вскоре после этого многие печенеги перешли на русскую службу, главной же угрозой Руси с востока стали на два столетия половцы.

Отношения со странами Европы стали активно развиваться в конце X - XI вв., после крещения Руси. Став христианской, Русь включилась в единую семью европейских государств. Началось заключение династических браков. Внуки Владимира были женаты на европейских принцессах, а внучки стали королевами Норвегии, Венгрии и Франции.

В Х - XI вв. Русь воевала с поляками и древнелитовскими племенами, начала утверждаться в Прибалтике, где князь Ярослав Мудрый основал город Юрьев.

Таким образом, Киевская Русь осуществляла активную внешнюю политику, постепенно расширяя свою территорию, ведя войны и заключая торговые и дипломатические соглашения со своими соседями. Внешнеполитическая деятельность Киевской Руси типична для раннего государства.

Билет № 4. Причины, сущность и особенности феодальной раздробленности в Европе и на Руси. Владимиро-суздальское, Новгородское, Галицко-волынское княжества.

Началось превращение дружинников в землевладельцев, происходившее в основном на основе княжеского пожалования. Вследствие этого дружина стала менее "подвижной": дружинники теперь не стремились переходить вместе со своим князем на более почетный княжеский престол. Они были заинтересованы в постоянном пребывании вблизи от своих вотчин. Таким образом, главной причиной раздробленности стал закономерный процесс возникновения частного землевладения.

Ярослав Мудрый умер в 1054 г., оставив пять сыновей. Сложился "очередной" порядок престолонаследия: киевский престол занимал старший в роде, следующий по значению черниговский – второй брат и так далее, от брата к брату, от дяди к племяннику. Смерть любого из князей влекла за собой переход всех нижестоящих на одну ступень вверх. Если князь умирал, не успев занять киевский престол, его дети теряли право на продвижение вверх по лестнице старшинства, становились "изгоями".

До 1068 г. Ярославичи правили Русской землей совместно. В 1068 г. они были разбиты половцами на р. Альте и вынуждены были укрыться в Киеве. Киевляне потребовали выдать им оружие, но получили отказ Изяслава и восстали. Изяслав бежал, а киевским князем был провозглашен дальний родственник Ярославичей – Всеслав Брячиславич, князь полоцкий. Изяславу с помощью тестя, польского короля, удалось вернуться в Киев, но вскоре он поссорился уже с родными братьями и был изгнан вторично. Великим князем стал в 1073 г. Святослав. После его смерти в 1076 г. на престол в третий раз вернулся Изяслав. В 1078 г. он погиб во время нападения на Киев его племянника Олега Святославича с половцами. В 1078 - 1093 гг. великим князем был последний из сыновей Ярослава Мудрого – Всеволод. В 1093 - 1113 гг., в соответствии с очередным порядком, в Киеве правил сын Изяслава Святополк.

Ростово-Суздальская (позднее – Владимиро-Суздальская) земля располагалась на Северо-востоке Руси, вдали от традиционно важнейшего торгового пути "из Варяг в Греки" и отделялась от Приднепровья густыми лесами. Славянское население Северо-востока составляли кривичи и вятичи. Здесь жили также балтийские и угро-финские народы. Главным источником землевладения являлось княжеское пожалование. Землевладельцы Северо-Востока были гораздо сильнее связаны с княжеской властью, нежели со своими земельными владениями.

В XI в. на Северо-восток в массовом порядке переселялись жители Южной Руси в поисках свободной земли и защиты от княжеских усобиц и набегов кочевников. Переселялись и новгородцы, искавшие более плодородной земли.

Соседи Древней Руси в IX XII веках: Византия, Славянские страны, Западная Евро па, Хазария, Волжская Булгария.

Древнерусское государство возникло на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен - ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян. В период расцвета (908 – 1132г) Древнерусское государство занимало заметное место на политической карте Европы. Новое политическое образование достаточно сложно находило себе место в международных отношениях, но достаточно быстро втянулось в них. Политическое влияние росло по мере укрепления экономической и военной мощи, за счет вступления в круг христианских государств. В процессе становления государства немаловажную роль сыграли соседи.Рассмотрим:

Географическое положение соседних с Древнерусским государством стран;

Направление отношений между Киевской Русью и государствами, граничащими с ней;

Политические и социально – экономические отношения Древнерусского государства, сложившиеся с соседними странами.

Южное и Юго – Восточное направление

С южной и юго – восточной стороны Русь постоянно сталкивалась с кочевыми народами, представленными тюркоязычными племенами – хазарами и булгарами, позднее с печенегами и половцами. Также на юге находилась Византия, которая сыграла огромнейшую роль в становлении и развитии Руси. Русско-византийские отношения IX — XI вв. — это и мирные экономические, политические, культурные связи, и острые военные столкновения. С одной стороны, Византия была удобным источником военной добычи для славянских князей и их дружинников. С другой стороны, византийская дипломатия стремилась помешать распространению русского влияния в Причерноморье, а затем попыталась превратить Русь в вассала Византии, особенно при помощи христианизации. Вместе с тем существовали постоянные экономические и политические контакты. Свидетельством таких контактов служит известное нам по договору Олега с Византией (911) существование постоянных колоний русских купцов в Константинополе. Договор предусматривал льготные условия торговли для русских купцов (отменялась торговая пошлина, обеспечивалась починка судов, ночлег), решение правовых и военных вопросов. Торговый обмен с Византией находит отражение в большом количестве византийских вещей, найденных на территории нашей страны. После христианизации усилились культурные связи с Византией. Русские дружины, переплывая на кораблях Черное море, совершали набеги на прибрежные византийские города, а Олегу удалось даже взять столицу Византии — Константинополь (по-русски — Царьград). Менее удачным был поход Игоря. Русские прошли черноморское побережье от Босфора до Пафлагонии. Флот Игоря был разгромлен флотом паракимомена патрикия Феофана. Второй поход на Византию произошёл в 944 году. Он завершился договором, подтвердившим многие положения предыдущих договоров 907 и 911 годов, но отменявшим беспошлинную торговлю.

Во второй половине X в. наблюдается некоторое русско-византийское сближение. Поездка Ольги в Константинополь, где она была дружески принята императором, укрепила отношения между двумя странами. Византийские императоры иногда использовали русские дружины для войн со своими соседями.

Новый этап отношений Руси и с Византией, и с другими соседними народами приходится на время княжения Святослава, идеального героя русского рыцарства. Святослав проводил активную внешнюю политику. Он вступил в столкновение с могущественным Хазарским каганатом, некогда взимавшим дань с территории Южной Руси. Уже при Игоре, в 913, 941 и 944 гг., русские дружинники совершали походы против Хазарии, добившись постепенного освобождения вятичей от уплаты дани хазарам. Решающий удар каганату нанес Святослав (964 — 965), разгромив главные города каганата и захватив его столицу Итиль. Разгром Хазарского каганата привел к образованию из русских поселений на Таманском полуострове Тмутараканского княжества и к освобождению из-под власти каганата волжско-камских болгар, которые сформировали после этого свое государство — первое государственное образование народов Среднего Поволжья и Прикамья.

Падение Хазарского каганата и продвижение Руси в Причерноморье вызывали беспокойство у Византии. Стремясь взаимно ослабить Русь и Дунайскую Болгарию, против которой Византия вела агрессивную политику, византийский император Никифор II Фока предложил Святославу совершить поход на Балканы. Святослав одержал в Болгарии победу и захватил город Переяславец на Дунае. Этот результат был неожиданным для Византии. Возникала угроза объединения в одно государство восточных и южных славян, с которым Византии справиться уже не удалось бы. Сам Святослав говорил, что хотел бы перенести в Переяславец столицу своей земли.

Достаточно много известий сохранилось о внешнеполитических связях Булгарского Эмирата с Русью и древнерусскими княжествами. Судя по летописям, мирное сотрудничество между ними нередко нарушалось военными столкновениями, которые возникали обычно из-за несовпадения интересов сторон в сфере внешней торговли.

В течение Х столетия Киевская Русь организовала четыре военных похода на Булгарский Эмират — в 977, 985, 994 и 997 гг. Ответных действий булгары не предпринимали.

Результатом похода 985 г. стало заключение мирного договора между Русью и Булгарией, который был рассчитан на вечные времена. Стороны решили, что «тогда не будет межю нами мира, когда камень начнет пла-вати, а хмель почнет тонути». Тем не менее, как только что мы видели, небольшие походы в пределы Булгарии продолжались.

Под 986 и 987 гг. летописцы сообщают о визите булгарских послов-миссионеров в Киев и русских послов в Булгарию по вопросу выбора веры накануне принятия Владимиром Святославичем новой религии. Мусульманская вера, которую предлагали булгары, Владимиру не понравилась, и он принял христианство.

Из XI в. дошли всего три летописных сообщения о булгаро-русских взаимоотношениях. Два из них, относящиеся к 1006 и 1024 гг., говорят о заключении торгового договора между Русью и Волжской Булгарией и доставке пшеницы голодающим суздальцам. В 1088 г. булгары взяли Муром, потому что в те времена были на Волге и Оке разбои и русские «многих болгар торгующих пограбили и побили».

Целую серию военных походов отмечают летописи в XII в. Так, в 1107 г. пришли булгары «ратью на Суздаль и объступиша град и много зла сътвориша». Через 13 лет поход предпринял Юрий Долгорукий, который «ходи на болгары и взя полон мног и полк их победи». Летописное сообщение 1152 г. связано с походом булгар, нападавших на Ярославль. Четыре военных похода совершил в 60-80-х гг. XII столетия Андрей Боголюбский, в том числе дважды на Биляр, на Булгар и другие города, на «села многы».

В начале XIII в. продолжалось противостояние Волжской Булгарии и Владимиро-Суздальского княжества на торговых путях. В 1205 г. состоялся поход Всеволода Юрьевича на булгар, а в 1218 г. булгары совершают ответный поход на Устюг. Под 1220 г. отмечен последний перед монгольским нашествием масштабный поход русских дружин на город Ошель, который был сожжен и разграблен. В те же годы булгары предпринимают ряд настойчивых попыток «с мольбою великою, и с дары многими и с челобитьем» заключить мирный договор с русскими, который был подписан в 1224 г.

В 1228 г. был продлен еще на шесть лет мирный договор между Булгарией и Владимиро-Суздальским княжеством. Это было очень важно ввиду нависшей над страной опасности вторжения монгольских войск с Востока.

Таким образом, Булгарский Эмират установила равноправные торговые контакты, поддерживала дипломатические отношения со многими ближними и дальними странами. Высокий экономический потенциал государства и должный уровень организации военного дела позволяли противостоять попыткам соседей утвердиться на волжско-камских торговых путях, проводить активную внешнюю политику, в которой использовались не только дипломатические средства.

Для ослабления русского влияния в Болгарии Византия использовала печенегов. Этот тюркский кочевой народ впервые упоминается в русской летописи под 915 г. Первоначально печенеги кочевали между Волгой и Аральским морем, а затем под давлением хазар перешли Волгу и заняли Северное Причерноморье. Главным источником богатства печенежской племенной знати были набеги на Русь, Византию и другие страны. То Руси, то Византии время от времени удавалось «нанимать» печенегов для нападений на другую сторону. Так, во время пребывания Святослава в Болгарии они, видимо по наущению Византии, совершили набег на Киев. Святославу пришлось срочно возвращаться, чтобы разгромить печенегов, но вскоре он снова отправился в Болгарию; там началась война с Византией. Русские дружины сражались ожесточенно и храбро, однако силы византийцев слишком превосходили их по численности. В 971 г. был заключен мирный договор: дружина Святослава получила возможность вернуться на Русь со всем своим вооружением, а Византия удовлетворялась обещанием Руси не совершать нападений.

По дороге, на днепровских порогах, видимо, получившие от Византии предупреждение о возвращении Святослава печенеги напали на него. Святослав погиб в бою, а печенежский князь Куря, по летописному преданию, сделал из черепа Святослава чашу и пил из нее на пирах. По представлениям той эпохи, в этом проявилось, как это ни выглядит парадоксально, уважение к памяти павшего противника: считалось, что воинская доблесть владельца черепа перейдет к тому, кто пьет из такой чаши.

Новая стадия русско-византийских отношений приходится на время княжения Владимира и связана с принятием Русью христианства. Незадолго до этого события византийский император Василий II обратился к Владимиру с просьбой помочь вооруженными силами в подавлении восстания полководца Варды Фоки, который захватил Малую Азию, угрожал Константинополю и претендовал на императорский престол. В обмен за помощь император обещал выдать за Владимира замуж свою сестру Анну. Шеститысячная дружина Владимира помогла подавить восстание, причем сам Варда Фока был убит.

Однако император не спешил с обещанным браком. Брак же этот имел важное политическое значение. Всего за несколько лет до того германскому императору Отгону II не удалось жениться на византийской принцессе Феофано. Византийские императоры занимали самое высокое место в феодальной иерархии тогдашней Европы, и женитьба на византийской принцессе резко поднимала международный престиж Русского государства. Чтобы добиться выполнения условий договора, Владимир осадил центр византийских владений в Крыму — Херсонес (Корсунь) и взял его. Императору пришлось выполнить свое обещание. Только после этого Владимир принял окончательное решение креститься. Русь стала в один ряд с крупнейшими христианскими державами средневековой Европы.

Как уже говорилось ранее, постоянную борьбу Древней Руси приходилось вести с кочевниками. Владимиру удалось наладить оборону против печенегов, тем не менее их набеги продолжались. В 1036 г., воспользовавшись отсутствием в Киеве Ярослава (уехал в Новгород), печенеги осадили Киев. Ярослав быстро вернулся и нанес печенегам жестокое поражение, от которого они так и не смогли оправиться. Их вытеснили из причерноморских степей другие кочевники — половцы.

Половцы (иначе — кипчаки или куманы) — тоже тюркская народность — еще в X в. жили на территории Северо-Западного Казахстана. В середине X в. половцы двинулись в степи Северного Причерноморья и Кавказа. После того как они вытеснили печенегов, под их властью оказалась огромная территория, которую называли Половецкой степью, или (в арабских источниках) Дешт-и-Кипчак. Она простиралась от Сырдарьи и Тянь-Шаня до Дуная. Впервые половцы упоминаются в русских летописях под 1054 г., а в 1061 г. произошло первое столкновение с ними: «Придоша половци первое на Русьскую землю воевать». Вторая половина XI — XII в. — время борьбы Руси с половецкой опасностью.

Западное направление

Одновременно с Византией, Русь завязывала политические отношения с Западной Европой. Связи Древнерусского государства с другими странами, в частности со странами Западной Европы, были менее интенсивными и всесторонними, чем с Востоком. И, тем не менее, разнообразные контакты между Древней Русью и Западной Европой свидетельствуют о несомненном культурном взаимодействии между этими регионами.

Поскольку Русь в домонгольский период не уступала в своем культурном развитии большинству стран Западной Европы, это взаимодействие было вполне равноправным. Стабилизации этого взаимодействия способствовала принадлежность обоих регионов к христианскому миру, причем православная церковь не препятствовала в домонгольский период этому культурному общению.

Это положение Руси нашло отражение в династических связях русских князей. Так, Ярослав Мудрый был женат на дочери шведского короля Олафа Индигерде. Дочь Ярослава — Анна была замужем за французским королем Генрихом I, другая дочь — Елизавета стала женой норвежского короля Гаральда. Венгерской королевой была третья дочь — Анастасия. Внучка Ярослава Мудрого — Евпраксия (Адельгейда) была супругой германского императора Генриха IV. Один из сыновей Ярослава — Всеволод был женат на византийской принцессе, другой сын Изяслав — на польской. Среди невесток Ярослава были также дочери саксонского маркграфа и графа Штаденского.

Особенно интенсивными связи с Западной Европой стали во второй половине XII – начале XIII вв. Связи с Западом выражались в том, что страны обменивались изделиями прикладного искусства, а в результате и определенными техническими навыками.

Взаимодействие культур осуществлялось через торговлю и через дары посольств, через иноземных мастеров-ремесленников, которых нередко приглашали на Русь из Западной Европы, чаще всего из Германии. С Германской империей Русь связывали и оживленные торговые отношения. Даже на отдаленной периферии Древнерусского государства, на территории нынешней Москвы, была найдена относящаяся к XI в. свинцовая торговая пломба, происходящая из какого-то прирейнского города.

На Руси были распространены такие поделки западных мастеров, как бронзовое литье, чаши, ювелирные изделия, резьба по кости, в том числе ларцы.

Предметы древнерусского художественного ремесла, в свою очередь, попадали на Запад, много русских изделий обнаружено в Скандинавских странах, в частности, на Готланде, достигали они и Западной Европы.

С середины XI в. на Русь стали проникать отдельные элементы романской архитектуры, господствовавшей в XI – XIII вв. не только в Западной Европе, но и в целом культурном круге, который охватывал Кавказ, Балканы, а также Польшу, Чехию, Венгрию – близких соседей Древнерусского государства.

Однако это культурное взаимодействие не затрагивало основ древнерусской архитектуры – крестово-купольной кубической конструкции храмов.

Влияние романского стиля проявлялось во внешнем оформлении отдельных возводимых на Руси построек, использовались в архитектуре такие элементы, как аркатурные пояса, позднее группы полуколонн и пилястр, иногда с резными капителями и консолями, колончатые пояса на стенах, перспективные порталы, причудливая каменная резьба на внешней поверхности стен.

И, тем не менее, русские камнерезчики предпочитали изображать светские сюжеты или жизнерадостные мотивы «мировой гармонии», а не мрачные устрашающие картины «страшного суда», адских мучений и жестоких пыток святых, которые преобладали в каменных рельефах западноевропейских романских соборов.

Культурное общение Древней Руси со странами Западной Европы шло и по линии литературных и фольклорных связей. В западноевропейской литературе нашли отражение сведения о далекой Руси и русских (в песне о Роланде, в песне о Нибелунгах, не говоря уже о скандинавских сагах). Фольклорные мотивы, связанные с образом Ильи Муромца, вошли в немецкую поэму «Ортнит», одним из главных героев которой является король «Илья русский».

Литературные взаимосвязи прослеживаются в западных хрониках и русских летописях. Так, существует известная параллель между легендой Начальной летописи о «призвании варягов» на Русь и англо-саксонской легендой о призвании англосаксов в Британию.

Культурное взаимодействие между Русью и Западом осуществлялось также через паломников и путешественников, поддерживалась связь и по линии церковных отношений. До раздела церквей в 1054 г. церковные отношения были достаточно прочными.

Общая принадлежность к христианству объединяла и противопоставляла христиан всем инаковерующим – язычникам, мусульманам. Внутрихристианские различия еще не были резко выражены, на Руси принимались без особой враждебности католические посольства от папы или германского императора.

В Киеве, Смоленске, Переяславле действовали католические церкви. В молитве «Святой Троицы», которая использовалась на Руси, звучат имена святых Аль-бапа и Ботульфа, которых почитали только в Англии.

Их имена, видимо, занесли на Русь приезжавшие туда англичане. В Новгороде, где было несколько иноземных «варяжских», т. е. католических, церквей, они посещались новгородцами, которые иногда даже крестили там своих детей.

Однако после 1054 г. начались попытки папства «обратить» Русь в католическую веру. Особенно после разгрома Константинополя западными крестоносцами, а также после организации папством в 40-х гг. XIII в. «крестовых походов» на Русь отношения с католической церковью ухудшились.

Это повлияло и на культурные отношения с Западом. Культурное взаимодействие Руси с Западом стало более ограниченным, чем с Византией, но все-таки оставило определенный след в русской культуре

Культурное влияние Запада было переработано местными русскими традициями и позднее оказалось органически включенным в самобытную культуру Древней Руси.

Итак, Древнерусское государство было одной из крупнейших европейских держав и находилось в тесных политических, экономических и культурных отношениях со многими странами и народами Европы и Азии. Значительное влияние на становление государства оказали Западноевропейские государства – соседи, но важнейшую роль в истории Руси на тот период сыграла Византийская империя.

Список источников

Назаренко А.В. Древняя Русь и славяне (Древнейшие государства Восточной Европы, 2007 год) / Ин-т всеобщей истории. – М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2009.

Фортунатов В.В. История: учеб. пособ. – СПб.: Питер, 2012.

Социальное, политическое и культурное развитие Древнерусского государства проходило в тесном взаимодействии с народами окружающих стран. Одно из первых мест среди них занимала могущественная Византийская империя, ближайший южный сосед восточных славян. Русско-византийские отношения IX - XI вв. - это и мирные экономические, политические, культурные связи, и острые военные столкновения. С одной стороны, Византия была удобным источником военной добычи для славянских князей и их дружинников. С другой стороны, византийская дипломатия стремилась помешать распространению русского влияния в Причерноморье, а затем попыталась превратить Русь в вассала Византии, особенно при помощи христианизации. Вместе с тем существовали постоянные экономические и политические контакты. Свидетельством таких контактов служит известное нам по договору Олега с Византией (911) существование постоянных колоний русских купцов в Константинополе. Торговый обмен с Византией находит отражение в большом количестве византийских вещей, найденных на территории нашей страны. После христианизации усилились культурные связи с Византией.

Русские дружины, переплывая на кораблях Черное море, совершали набеги на прибрежные византийские города, а Олегу удалось даже взять столицу Византии - Константинополь (по-русски - Царьград). Менее удачным был поход Игоря.

Во второй половине X в. наблюдается некоторое русско-византийское сближение. Поездка Ольги в Константинополь, где она была дружески принята императором, укрепила отношения между двумя странами. Византийские императоры иногда использовали русские дружины для войн со своими соседями.

Новый этап отношений Руси и с Византией, и с другими соседними народами приходится на время княжения Святослава, идеального героя русского рыцарства. Святослав проводил активную внешнюю политику. Он вступил в столкновение с могущественным Хазарским каганатом, некогда взимавшим дань с территории Южной Руси. Уже при Игоре, в 913, 941 и 944 гг., русские дружинники совершали походы против Хазарии, добившись постепенного освобождения вятичей от уплаты дани хазарам. Решающий удар каганату нанес Святослав (964 - 965), разгромив главные города каганата и захватив его столицу Итиль. Разгром Хазарского каганата привел к образованию из русских поселений на Таманском полуострове Тмутараканского княжества и к освобождению из-под власти каганата волжско-камских болгар, которые сформировали после этого свое государство - первое государственное образование народов Среднего Поволжья и Прикамья.

Падение Хазарского каганата и продвижение Руси в Причерноморье вызывали беспокойство у Византии. Стремясь взаимно ослабить Русь и Дунайскую Болгарию, против которой Византия вела агрессивную политику, византийский император Никифор II Фока предложил Святославу совершить поход на Балканы. Святослав одержал в Болгарии победу и захватил город Переяславец на Дунае. Этот результат был неожиданным для Византии. Возникала угроза объединения в одно государство восточных и южных славян, с которым Византии справиться уже не удалось бы. Сам Святослав говорил, что хотел бы перенести в Переяславец столицу своей земли.

Для ослабления русского влияния в Болгарии Византия использовала печенегов. Этот тюркский кочевой народ впервые упоминается в русской летописи под 915 г. Первоначально печенеги кочевали между Волгой и Аральским морем, а затем под давлением хазар перешли Волгу и заняли Северное Причерноморье. Главным источником богатства печенежской племенной знати были набеги на Русь, Византию и другие страны. То Руси, то Византии время от времени удавалось "нанимать" печенегов для нападений на другую сторону. Так, во время пребывания Святослава в Болгарии они, видимо по наущению Византии, совершили набег на Киев. Святославу пришлось срочно возвращаться, чтобы разгромить печенегов, но вскоре он снова отправился в Болгарию; там началась война с Византией. Русские дружины сражались ожесточенно и храбро, однако силы византийцев слишком превосходили их по численности. В 971 г. был заключен мирный договор: дружина Святослава получила возможность вернуться на Русь со всем своим вооружением, а Византия удовлетворялась обещанием Руси не совершать нападений.

По дороге, на днепровских порогах, видимо, получившие от Византии предупреждение о возвращении Святослава печенеги напали на него. Святослав погиб в бою, а печенежский князь Куря, по летописному преданию, сделал из черепа Святослава чашу и пил из нее на пирах. По представлениям той эпохи, в этом проявилось, как это ни выглядит парадоксально, уважение к памяти павшего противника: считалось, что воинская доблесть владельца черепа перейдет к тому, кто пьет из такой чаши.

Новая стадия русско-византийских отношений приходится на время княжения Владимира и связана с принятием Русью христианства. Незадолго до этого события византийский император Василий II обратился к Владимиру с просьбой помочь вооруженными силами в подавлении восстания полководца Варды Фоки, который захватил Малую Азию, угрожал Константинополю и претендовал на императорский престол. В обмен за помощь император обещал выдать за Владимира замуж свою сестру Анну. Шеститысячная дружина Владимира помогла подавить восстание, причем сам Варда Фока был убит.

Однако император не спешил с обещанным браком. Брак же этот имел важное политическое значение. Всего за несколько лет до того германскому императору Отгону II не удалось жениться на византийской принцессе Феофано. Византийские императоры занимали самое высокое место в феодальной иерархии тогдашней Европы, и женитьба на византийской принцессе резко поднимала международный престиж Русского государства. Чтобы добиться выполнения условий договора, Владимир осадил центр византийских владений в Крыму - Херсонес (Корсунь) и взял его. Императору пришлось выполнить свое обещание. Только после этого Владимир принял окончательное решение креститься. Русь стала в один ряд с крупнейшими христианскими державами средневековой Европы.

Это положение Руси нашло отражение в династических связях русских князей. Так, Ярослав Мудрый был женат на дочери шведского короля Олафа Индигерде. Дочь Ярослава - Анна была замужем за французским королем Генрихом I, другая дочь - Елизавета стала женой норвежского короля Гаральда. Венгерской королевой была третья дочь - Анастасия. Внучка Ярослава Мудрого - Евпраксия (Адельгейда) была супругой германского императора Генриха IV. Один из сыновей Ярослава - Всеволод был женат на византийской принцессе, другой сын Изяслав - на польской. Среди невесток Ярослава были также дочери саксонского маркграфа и графа Штаденского.

С Германской империей Русь связывали и оживленные торговые отношения. Даже на отдаленной периферии Древнерусского государства, на территории нынешней Москвы, была найдена относящаяся к XI в. свинцовая торговая пломба, происходящая из какого-то прирейнского города.

Постоянную борьбу Древней Руси приходилось вести с кочевниками. Владимиру удалось наладить оборону против печенегов, тем не менее их набеги продолжались. В 1036 г., воспользовавшись отсутствием в Киеве Ярослава (уехал в Новгород), печенеги осадили Киев. Ярослав быстро вернулся и нанес печенегам жестокое поражение, от которого они так и не смогли оправиться. Их вытеснили из причерноморских степей другие кочевники - половцы.

Половцы (иначе - кипчаки или куманы) - тоже тюркская народность - еще в X в. жили на территории Северо-Западного Казахстана. В середине X в. половцы двинулись в степи Северного Причерноморья и Кавказа. После того как они вытеснили печенегов, под их властью оказалась огромная территория, которую называли Половецкой степью, или (в арабских источниках) Дешт-и-Кипчак. Она простиралась от Сырдарьи и Тянь-Шаня до Дуная. Впервые половцы упоминаются в русских летописях под 1054 г., а в 1061 г. произошло первое столкновение с ними: "Придоша половци первое на Русьскую землю воевать". Вторая половина XI - XII в. - время борьбы Руси с половецкой опасностью.

Итак, Древнерусское государство было одной из крупнейших европейских держав и находилось в тесных политических, экономических и культурных отношениях со многими странами и народами Европы и Азии.