Версальско вашингтонская система международных отношений. Версальско-вашингтонская система послевоенного устройства

Вопросы по Новейшей истории стран Запада.

1 Вопрос. Первая мировая война: экономические и политические причины, военные кампании и последствия.

Первая мировая война явилась прямым следствием империалистических противоречий, вызванных неравномерностью экономического и политического развития капиталистических стран. Складываются новые соотношения сил в капиталистическом мире, возникает борьба за передел уже поделенного мира, главным средством которой и являются насилие, война.

Борьба за колонии, столкновение торговых интересов сделалась в капиталистическом обществе одной из главных причин войны.

К началу XX века мир был уже поделен между группами империалистических держав. Но раздел колоний и сфер влияния между главными империалистическими державами перестал соответствовать их реальному экономическому и политическому весу. Противоречия между крупнейшими странами достигли чрезвычайной остроты. Особенно острыми они стали между Англией и Германий. Германия вытесняла Англию на европейских рынках, где она размещала в начале XX века 76% своего экспорта, а Англия - только 38%. Теснила она Англию и на рынках Востока, проникая на Балканы и в Малую Азию. Строительство немецкой железной дороги Берлина через Босфор на Багдад ставило под угрозу английское господство на Ближнем Востоке. Обострили международное положение и франко-германские противоречия.

Французский империализм также сыграл важную роль в подготовке Первой мировой войны. Франция стремилась к реваншу: поражение 1870-1871 гг., к возвращению Эльзаса и Лотарингии, становлению своей гегемонии в Европе.

Однако клубок империалистических противоречий, приведших к возникновению Первой мировой войны, не ограничивался противоречиями между главными капиталистическими державами Запада.

Важную роль сыграли экономические и политические противоречия в Восточной Европе между Германией, Россией и Австро-Венгрией, Россией и Турцией, Австро-Венгрией и Балканскими странами, Турцией и Балканскими странами и между самими Балканскими странами (Сербией, Болгарией, Грецией).

Империалистические противоречия вызвали появление в мире двух основных блоков. Первый сложился еще в последней четверти XIX века. Готовясь к борьбе за передел мира, Германия в 1879 г. заключила союзный договор с Австро-Венгрией, в 1882 г. к союзу присоединилась Италия. Так сложился Тройственный союз (однако Италия в 1915 г. вступила в войну против своих союзников).

Франция в поисках союзников против Германии заключила в 189l г. военное соглашение с Россией. В начале XX века Англия ищет пути к урегулированию спорных вопросов с Францией и Россией. Договорившись о сферах влияния, английские и французские империалисты вместе с Россией создали общий фронт против германского блока: Тройственное соглашение - Антанта.

Опираясь на Тройственный союз, Германия в начале 80-х годов приступает к колониальным захватам. Уже в 1884 г. немецкое правительство установило протекторат над колонией Ангра Пекена (юго-западное побережье Африки). Она была основана бременским купцом Людерицем. Тогда же последовало провозглашение протектората над Того и Камеруном. Для этого тоже были использованы происки гамбургской фирмы Вермана.

Германский империализм участвовал в разделе Китая. В 1897 г. Германия захватила на территории Шаньдуня бухту Киао-Чао и создала там свою военную базу.

Кампания 1914 года 1 Мировой войны

Боевые действия на Западном фронте начались в августе вторжением германских войск в Люксембург и Бельгию. 20 августаони заняли Брюссель, получив возможность беспрепятственно продвигаться к границам Франции. 21-25 августа в пограничном сражении германские армии отбросили англо-французские войска, вторглись в Северную Францию и к началу сентября вышли на реку Марна между Парижем и Верденом; стремясь охватить открытые фланги друг друга, противники прибегали к маневренным операциям (получившим название «Бег к морю»), в результате которых фронт достиг морского побережья.

В октябре и ноябре кровопролитные сражения во Фландрии истощили и уравновесили силы сторон. От швейцарской границы до Северного моря протянулась линия сплошного фронта. Маневренные действия на Западе сменились позиционной борьбой. Расчет Германии на быстрый разгром Франции провалился. Во многом этому способствовали наступательные действия русских войск в Восточной Пруссии (см. Восточно-Прусская операция), в Галиции (см. Галицийская битва) и другие операции.

23 августавойну Германии объявила Япония, в октябре на стороне германского блока в войну вступила Турция. Образовались новые фронты в Закавказье, Месопотамии,Сириии Дарданеллах. В итоге кампании 1914 ни одна из сторон не добилась своих целей, расчеты на быстрый разгром противника провалились, на Западном фронте война приобрела позиционный, окопный характер.

Кампания 1915

Германское командование сосредоточило главные усилия на Восточном фронте. Боевые действия на русском фронте начались в январеи продолжались с небольшими перерывами до глубокойосени.

Важнейшим итогом кампании явился провал германских планов. Германское командование оказалось перед необходимостью продолжать войну на двафронта. Основную тяжесть борьбы в Первой мировой войне 1915 года вынесла Россия, обеспечив Франции и Великобритании передышку для мобилизации экономики на военные нужды.

Кампания 1916

Германия вновь перенесла главные усилия на запад. Главный удар предполагалось нанести Франции в районе Вердена, имевшем важное оперативное значение (см. Верденская операция). Несмотря на огромные усилия, германские войска прорвать оборону не смогли. Этому способствовало наступление русских армий на Юго-Западном фронте в Галиции (Юго-Западного фронта наступление). Германо-австрийское командование было вынуждено перебросить с Западного и Итальянского фронтов на Восточный фронт 34дивизии. Безуспешными оказались наступательные действия и англо-французских войск на реке Сомма.

Хотя союзники применили в операции новое средство борьбы - танки, они так и не смогли прорвать оборону противника, потеряв около 800 тыс. человек.27 августана стороне Антанты в войну вступила Румыния, однако к концу кампании румынская армия была разбита. На ближневосточном театре важное значение имели победы русских войск Кавказского фронта. Русские армии продвинулись в Турции на 250 км и овладели городами Эрзурум, Трапезунд и Эрзинджан.31 мая- 1 июня у полуострова Ютландия в Северном море произошло одно из самых крупных морских сражений в войне.Англичанепотеряли в нем 14 кораблей, около 7 тыс. человек, потери немцев составили 11 кораблей и более 3 тыс. человек. В итоге кампании германо-австрийский блок утратил стратегическую инициативу. Германия вынуждена была обороняться на всех фронтах. Превосходство Антанты становилось очевидным. В ходе согласованных действий союзнических войск на Западе и на Востоке было положено начало перелому в ходе войны.

Летом 1916 года войска Антанты начали наступательную операцию на реке Сомме (1 июня–18 ноября1916) с целью прорыва немецкого фронта на севере Франции. В этом сражении Англия впервые применила танки. Союзники не достигли своих целей. Потери войск Антанты составили - 792 тыс. человек, Германии - 538 тыс. человек живой силы.

Кампания 1917

К 1917 году война в значительной мере ослабила экономикупротивоборствующих держав. Германская коалиция не могла уже вести крупные наступательные операции и перешла к стратегической обороне. Главные усилия Германия сосредоточила на ведении подводной войны. Планы Антанты строились на использовании ее превосходства в силах и средствах. Этот перевес стал более весомым после вступления6 апреля1917 году в войну США на стороне Антанты. Верховное командование намеревалось предпринять общее согласованное наступление на Западном и Восточном фронтах в целях окончательного разгрома Германии и Австро-Венгрии. Однако наступление англо-французских войск, предпринятое в апреле между Реймсом и Суассоном, провалилось. Не изменили общей обстановки на Западном фронте и отдельные операции, проведенные союзниками у Мессина, на Ипре, под Верденом, у Камбре. Закончилось неудачей и наступление русских армийлетом1917 года.

Общая численность потерь на Восточном фронте в ходе этой операции превысила 150 тысяч человек. 3 сентябряв ходе Рижской оборонительной операции русские войска оставили Ригу. Упорное сопротивление германскомуфлотуоказали моряки Балтийского флота при обороне Моонзундского архипелага (см.Моонзундская операция) осенью 1917. Из-за больших потерь германское командование отказалось от прорыва в Финский залив.

Первая мировая война послужила своеобразным катализатором революционных процессов в России, приведших к Октябрьской революции 1917 года. События в России, а также несогласованность действий союзников сорвали стратегический план Антанты. Германии удалось отразить удары противников на суше. Однако объявленная ею 1 февралянеограниченная подводная война не дала желаемого результата. «Неограниченная подводная война» проводилась германским командованием дважды - в 1915 и 1917 годах. Основным объектом атак были гражданские суда стран Антанты и нейтральных государств.

После Октябрьской революции Россия фактически вышла из войны: 2 декабряподписала с германо-австрийским блоком соглашение о перемирии, а позднее приступила к мирным переговорам (см. Брестский мир).

Кампания 1918

К началу 1918 года военно-политическая обстановка Первой мировой войны серьезно изменилась. Державы германо-австрийского блока стремились окончить войну. Германское командование в марте предприняло наступление на Западном фронте. Веснойи летом германские войска провели несколько наступательных операций в Пикардии, во Фландрии, на реках Эна и Марна, но из-за отсутствия резервов приостановили их. Стратегическая инициатива окончательно перешла в руки Антанты. В августе-сентябре армии союзников, используя свое превосходство в живой силе и технике (в марте 1918 на Западный фронт стали прибывать войска из США), перешли в наступление и вынудили немецкие войска начать общий отход с территории Франции.

В начале октября положение Германии стало безнадежным. Союзники Германии - Болгария, Турция, Австро-Венгрия - осенью 1918 заключили перемирие с державами Антанты. Поражения на фронтах, экономическая разруха ускорили назревание революционных событий в Германии. 9 ноября монархияв Германии была свергнута. 11 ноября Германия капитулировала: в Компьенском лесу, на станции Ретонд (Франция) немецкая делегация подписала перемирие. Германия признала себя побежденной. Окончательно условия мирных договоров с Германией и ее союзниками были выработаны наПарижской мирной конференции 1919-20.28 июня1919 был подписан Версальский мирный договор, официально завершивший первую мировую войну.

Итоги и выводы

1. Первая мировая война закончилась поражением Германии и ее союзников. После заключения Компьенского перемирия державы-победительницы приступили к разработке планов послевоенного "урегулирования". Послевоенное мирное "урегулирование" в интересах держав-победительниц завершила Вашингтонская конференция 1921-1922 гг . Договоры с Германией и ее бывшими союзниками и соглашения, подписанные на Вашингтонской конференции, составили так называемую Версальско-Вашингтонскую систему устройства мира. Являясь результатом компромиссов и сделок, она не только не устранила противоречий между империалистическими державами, но значительно усилила их.

Между основными державами началась борьба за новый передел мира.

2. По своим масштабам и последствиям первая мировая война не имела себе равных во всей предшествующей истории человечества. Она длилась 4 года 3 месяца и 10 дней (с 1 августа 1914 г. по 11 ноября 1918 г.), охватив 38 стран с населением свыше 11,5 млрд. чел.

В странах Антанты было мобилизовано около 45 млн. чел., в коалиции Центральных держав - 25 млн., а всего 70 млн. чел. Наиболее работоспособная часть была изъята из материального производства и брошена на взаимоистребление.

К концу войны численность сухопутных войск увеличилась по сравнению с мирным временем в России в 8,5 раза, во Франции в 5, в Германии в 9, в Австро-Венгрии в 8 раз. Большая численность армий привела к образованию обширных фронтов, общая протяженность которых достигала 3-4 тыс. км.

3. Война потребовала мобилизации всех материальных ресурсов, показав решающую роль экономики в ходе вооруженной борьбы. Первая мировая война характеризовалась массовым применением многообразной боевой техники. Промышленность воюющих держав дала фронту миллионы винтовок, свыше 1-го млн. ручных и станковых пулеметов, свыше 150 тыс. артиллерийских орудий, 47,7 млрд. патронов, свыше 1 млрд. снарядов, 9200 танков, около 18 тыс. самолетов. За годы войны число тяжелых артиллерийских орудий увеличилось в 8 раз, пулеметов в 20 раз, самолетов в 24 раза. Многомиллионные армии требовали непрерывного обеспечения их продовольствием, обмундированием, фуражом.

Рост военного производства был достигнут в основном за счет мирных отраслей промышленности и перенапряжения народного хозяйства. Это вело к нарушению пропорций между различными отраслями производства, а, в конечном счете, к снижению показателей экономики.

Особенно сильно было подорвано сельское хозяйство. Мобилизация в армию лишила деревню наиболее производительной рабочей силы и тягла. Посевные площади сократились, упала урожайность, уменьшились поголовье скота и его продуктивность. В городах Германии, Австро-Венгрии и России остро ощущался недостаток продовольствия, а затем разразился настоящий голод. Он распространился и на армию, где были снижены нормы довольствия.

4. Первая мировая война потребовала колоссальных финансовых затрат, которые во много раз превосходили затраты во всех предыдущих войнах. Научно обоснованной оценки общей стоимости первой мировой войны не существует.

Наиболее распространена в литературе оценка, данная американским экономистом Э.Богартом, который определил общую стоимость войны в 359,9 млрд. долл. золотом (699,4 млрд. руб.), в том числе прямые (бюджетные) расходы 280,3 млрд. долл. (405 млрд. руб.) и косвенные - 151,6 млрд. долл. (294,4 млрд. руб.).

5. Первая мировая война явилась важным этапом в истории военного искусства, в строительстве вооруженных сил.

В 1916 г. появились танки - мощная ударная и маневренная сила. Танковые войска быстро развивались и к концу войны в странах Антанты насчитывалось 8 тыс. танков.

Бурное развитие переживала авиация. Выделились различные рода авиации - истребительная, разведывательная, бомбардировочная, штурмовая. К концу войны воевавшие страны имели свыше 10 тыс. боевых самолетов. В борьбе с авиацией развилась противовоздушная оборона.

Возникли химические войска. Значение конницы как рода войск снизилось, и к концу войны ее численность резко сократилась. Значительно возросла роль войскового тыла и материально-технического обеспечения войск.

Важное значение приобрел железнодорожный и автомобильный транспорт.

7. Крушение русской армии в первой мировой войне - закономерный этап развития социально-экономических процессов в России в начале ХХ столетия, результат ее внутренней и внешней политики в этот период.

Одержав ряд блестящих побед и потерпев несколько поражений, русская армия в первой мировой войне заявила о себе как о серьезной военной силе.

Вопрос 2. Версальско –Вашингтонская система международных отношений Вер­саль­ско-Ва­шинг­тон­ская си­сте­ма

После за­вер­ше­ния Пер­вой ми­ро­вой войны встал во­прос о фор­ми­ро­ва­нии новой си­сте­мы меж­ду­на­род­ных от­но­ше­ний. Эта си­сте­ма долж­на была обес­пе­чить меж­ду­на­род­ный ба­ланс сил, утвер­дить прин­ци­пы мир­но­го раз­ре­ше­ния кон­флик­тов, предот­вра­тить риск новой войны, по­доб­ной Пер­вой ми­ро­вой. Есте­ствен­но, ос­нов­ную роль в фор­ми­ро­ва­нии этой си­сте­мы сыг­ра­ли силь­ней­шие из по­бе­див­ших стран: США, Ве­ли­ко­бри­та­ния и Фран­ция. Такой си­сте­мой стала Вер­саль­ско-Ва­шинг­тон­ская си­сте­ма меж­ду­на­род­ных от­но­ше­ний, со­здан­ная в ходе двух круп­ных меж­ду­на­род­ных кон­фе­рен­ций.

Со­бы­тия

1919–1920 гг. – Па­риж­ская кон­фе­рен­ция, ос­нов­ной темой ко­то­рой была по­сле­во­ен­ная судь­ба по­беж­ден­ных стран и Ев­ро­пы в целом. Пред­ста­ви­те­ли Гер­ма­нии были при­гла­ше­ны на кон­фе­рен­цию толь­ко после того, как все ре­ше­ния в от­но­ше­нии Гер­ма­нии были при­ня­ты. Пред­ста­ви­те­ли Рос­сии не были при­гла­ше­ны вовсе.

1921–1922 гг. – Ва­шинг­тон­ская кон­фе­рен­ция, ос­нов­ной темой ко­то­рой стало огра­ни­че­ние мор­ских во­ору­же­ний и раз­ра­бот­ка еди­ной по­ли­ти­ки в Ти­хо­оке­ан­ском ре­ги­оне.

Ос­нов­ные ре­ше­ния кон­фе­рен­ций

Па­риж­ская

Гер­ма­ния объ­яв­ле­на ос­нов­ной ви­нов­ни­цей войны. Со­глас­но Вер­саль­ско­му мир­но­му до­го­во­ру между Гер­ма­ни­ей и стра­на­ми-по­бе­ди­тель­ни­ца­ми, за­клю­ча­лось сле­ду­ю­щее: ° Гер­ма­ния те­ря­ла зна­чи­тель­ную часть тер­ри­то­рий, в том числе все ко­ло­нии; ° Гер­ма­ния долж­на была вы­пла­тить вну­ши­тель­ные по раз­ме­ру ре­па­ра­ции в ка­че­стве воз­ме­ще­ния ущер­ба, на­не­сен­но­го вой­ной; ° Гер­ма­нии за­пре­ща­лось уста­нав­ли­вать все­об­щую во­ин­скую по­вин­ность, раз­мер армии не дол­жен был пре­вос­хо­дить 100 тыс. че­ло­век; ° Гер­ма­нии за­пре­ща­лось иметь авиа­цию, бро­не­тех­ни­ку, на­ла­га­лись жест­кие огра­ни­че­ния на флот. Дру­гие стра­ны, про­иг­рав­шие в войне, также те­ря­ли зна­чи­тель­ные тер­ри­то­рии, ко­то­рые либо ста­но­ви­лись ос­но­вой неза­ви­си­мых го­су­дарств (на­при­мер, Че­хо­сло­ва­кия), либо были при­со­еди­не­ны к стра­нам-по­бе­ди­тель­ни­цам, либо пе­ре­шли под их управ­ле­ние (что про­изо­шло с боль­шин­ством тер­ри­то­рий Осман­ской им­пе­рии – на­при­мер, Егип­том, Си­ри­ей, Ли­ва­ном, Па­ле­сти­ной и др.). Для обес­пе­че­ния кол­лек­тив­ной без­опас­но­сти и предот­вра­ще­ния во­ен­ных дей­ствий была со­зда­на меж­ду­на­род­ная ор­га­ни­за­ция – Лига Наций (устав Лиги Наций). Ос­нов­ной за­да­чей ор­га­ни­за­ции яв­ля­лось мир­ное раз­ре­ше­ние меж­ду­на­род­ных кон­флик­тов. Ли­дер­ские по­зи­ции в Лиге Наций за­ни­ма­ли в первую оче­редь Ве­ли­ко­бри­та­ния и Фран­ция. США, став­шие одним из ини­ци­а­то­ров со­зда­ния ор­га­ни­за­ции, не вошли в ее со­став, так как Сенат про­го­ло­со­вал про­тив ра­ти­фи­ка­ции ре­ше­ний Па­риж­ской кон­фе­рен­ции. Впо­след­ствии Лига Наций про­де­мон­стри­ро­ва­ла неэф­фек­тив­ность, ме­ха­низ­мы ее ра­бо­ты не поз­во­ли­ли предот­вра­тить Вто­рую ми­ро­вую войну и дру­гие, менее мас­штаб­ные войны.

Ва­шинг­тон­ская

Были вве­де­ны огра­ни­че­ния на раз­мер во­ен­но­го флота, за­кре­пив­шие при­ви­ле­ги­ро­ван­ное по­ло­же­ние США. Был под­твер­жден под­чи­нен­ный по от­но­ше­нию к ве­ду­щим дер­жа­вам (США, Ве­ли­ко­бри­та­ния, Япо­ния и др.) ста­тус Китая.

Ос­нов­ные осо­бен­но­сти Вер­саль­ско-Ва­шинг­тон­ской си­сте­мы

Она вы­ра­жа­ла ин­те­ре­сы дер­жав, по­бе­див­ших в Пер­вой ми­ро­вой войне, и иг­но­ри­ро­ва­ла ин­те­ре­сы про­иг­рав­ших, к ко­то­рым меж­ду­на­род­ное со­об­ще­ство от­но­си­ло и Со­вет­скую Рос­сию. С точки зре­ния за­пад­ных го­су­дарств, со­вет­ское пра­ви­тель­ство было неле­ги­тим­ным и не могло пред­став­лять ин­те­ре­сы Рос­сии. В Гер­ма­нии тя­же­лые усло­вия Вер­саль­ско­го мира вос­при­ни­ма­лись как на­ци­о­наль­ное уни­же­ние, что по­рож­да­ло ре­ван­шист­ские на­стро­е­ния, на волне ко­то­рых к вла­сти позд­нее при­дут на­ци­о­нал-со­ци­а­ли­сты. Схо­жее по­ло­же­ние Гер­ма­нии и Рос­сии, быв­ших го­су­дар­ства­ми-из­го­я­ми в этой си­сте­ме, стало толч­ком к под­пи­са­нию ими Ра­палль­ско­го до­го­во­ра (фак­си­ми­ле Ра­палль­ско­го до­го­во­ра) и на­ча­лу тес­но­го со­труд­ни­че­ства. По­да­рив на­ци­о­наль­ную неза­ви­си­мость мно­гим ев­ро­пей­ским на­ро­дам, эта си­сте­ма под­дер­жи­ва­ла ко­ло­ни­аль­ную по­ли­ти­ку в от­но­ше­нии Аф­ри­ки, Азии и Ти­хо­оке­ан­ско­го ре­ги­о­на. Несмот­ря на то, что США, не во­шед­шие в со­став Лиги Наций, от­ча­сти про­дол­жа­ли ди­стан­ци­ро­вать­ся от ев­ро­пей­ской по­ли­ти­ки, их меж­ду­на­род­ный пре­стиж укре­пил­ся, и США ста­но­вят­ся новым цен­тром силы. В целом в том, что ка­са­лось обес­пе­че­ния вы­пол­не­ния ос­нов­ной за­да­чи этой си­сте­мы – под­дер­жа­ния мира, си­сте­ма ока­за­лась ма­ло­эф­фек­тив­ной. От­сут­ствие де­таль­ных ме­ха­низ­мов уре­гу­ли­ро­ва­ния кон­флик­тов и ре­аль­но­го един­ства участ­ни­ков Лиги Наций не поз­во­ля­ли ей раз­ре­шать миром воз­ни­кав­шие меж­ду­на­род­ные кон­флик­ты.

Через некоторое время по окончанию I мировой войны страны-победительницы установили новую систему мира. Главным документом системы является Версальский мирный договор, заключенный в Версале в июне 1919 года с одной стороны Германией, с другой – странами-победительницами. Его основной частью стал статус Лиги Наций.

Конференция в Версале началась 18 января 1919 года. Каждая из стран-победительниц на конференции преследовала свои интересы, отношение наций друг к другу были недоверчивые, им нужно было пройти вместе трудный путь. Всего участниками стали делегации из 27 стран. Но все самые важные вопросы были вынесены на совещание «Совета десяти». Здесь присутствовали представители 5-ти стран: Франции, Японии, Англии, США и Италии. Самые жесткие требования выдвигала делегация из Франции - ослабления и расчленения Германией.

После достижения Версальского мирного договора были объявлены некоторые условия мира:

  • Германия теряет значительную часть своих территорий, которые отходят Франции;
  • Германия теряет все свои колонии;
  • Армия Германии должна сократиться до ста тысяч человек, кроме того необходимо распустить ее генеральный штаб, авиацию и военную флотилию;
  • Германия должна выплатить странам-победителям репарации.

На основании этого мирного договора и строилась вся эта система. Но это не стало гарантией стабилизации отношений. В ряде европейских стран продолжали идти гражданские внутренние войны. Тогда США предложили провести еще одну конференцию для урегулирования конфликтов в Вашингтоне.

В 1921 году США заключили свое соглашение без упоминании о Лиге Наций. Правительство Америки выдвинуло «14 пунктов» мира, СССР же предоставил “Декрет о мире”. Несмотря на то, что договор, подписанный США должен был сплотить мировую общественность, из-за него возникла масса разногласий, в последствии породивших новую войну.

Договоры и итоги Версальской системы во время Вашингтонской конференции

Всего странами-участницами Вашингтонской конференции было подписано три соглашения:

  • «Договор четырех». Подписали в декабре 1921 года. Участниками договора стали: Франция, Англия, Япония и США. Договор предполагает неприкосновенность владений стран-участниц в Тихом океане.
  • «Договор пяти». Подписали в феврале 1922 года. Договор предполагал использование ограниченного числа морских вооружений стран.
  • «Договор девяти». В международные отношения был введен принцип «открытых дверей». В основном договор был направлен на проблемы Китая.

Окончание Вашингтонской конференции считается началом новой модели отношений между странами. Итогом Версальской системы стало возникновение новых центров силы внутри государств, которые смогли наладить международные взаимоотношения. Была снята послевоенная напряженность в отношениях между великими державами.

Принципы Версальской системы мира

  • Путем создания Лиги Наций была обеспечена безопасность европейских стран. До этого времени уже были попытки создания такого органа, но в послевоенное время он получил юридическое подтверждение. Теперь европейские страны стали объединяться для защиты общих интересов и сохранения мира.
  • Одним из принципов Версальской системы мира стало строгое соблюдение норм международного права.
  • Германия лишилась всех своих колоний. Франция и Англия так же могут лишиться своих колоний. Полностью был подавлен империализм и колониализм в Европе.
  • Было подписано соглашение о соблюдение принципе демилитаризма: государству нужно столько оружия, сколько необходимо для защиты территории.
  • На смену принципа единоличности приходит принцип коллегиальности: все международные вопросы должны решаться совместно европейскими государствами.

Причины развала и кризисы Версальско-Вашингтонской системы

Среди основных причин развала Версальской системы можно назвать:

  • Cистема охватывала далеко не все мировые державы. В первую очередь в нее не входили гаранты США и СССР. Без этих двух стран невозможно было обеспечить стабильность в Европе. В Европе была установлена такая система, при которой на континенте не должно быть стран с большими возможностями, чем у остальных.
  • Одной из главных слабостью Версальской системы считается неразвитая схема экономического международного взаимодействия. Новая система полностью рвала экономические связи между Восточной и Центральной Европой. Отсутствовал один единый экономический рынок, вместо него было десятки обособленных рынков. Возник экономический раскол в Европе, преодолеть который экономически развитые страны так и не смогли.
Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] Дмитриева Ольга Владимировна

Версальско-Вашингтонская система: от кризиса к распаду

Экономический кризис 1929–1933 гг. и порожденное им желание всех пострадавших от него стран как можно быстрее, любой ценой преодолеть его хотя бы самые негативные последствия породили массу проблем. Кризис обострил до предела ведущуюся на протяжении всего XX века полемику о наиболее перспективных направлениях общественного прогресса, а следовательно, заметно повысил роль идеологического фактора в процессе формирования политического курса ведущих держав, в определении иерархии их интересов на международной арене. А это, в свою очередь, неизбежно увеличивало степень конфликтности всей совокупности международных отношений, обостряло и без того многочисленные споры, усиливало деструктивные тенденции в развитии международных отношений.

Конечно, историю международных отношений в 30-е годы не следует представлять как единую тенденцию, направленную на подготовку новой мировой войны, но общий вектор развития Версальско-Вашингтонской системы в это десятилетие был именно таким. Постепенно желание участников многочисленных конфликтов, происходивших в это десятилетие, искать компромиссные развязки таяло и, наоборот, росло стремление навязать силовым путем свою волю другим странам.

Безусловно, в начале 30-х годов при всей остроте кризиса вряд ли кто из ведущих политиков тех лет решился бы утверждать, что к концу этого десятилетия в мире вспыхнет новая, еще более грандиозная и разрушительная, чем первая, мировая война. В тот момент умы политической элиты западных стран были заняты поисками ответа на вопрос, какие шаги в сфере внешней политики помогут хотя бы частично смягчить последствия кризиса. Первое, что напрашивалось на ум, – надо сократить бремя военных расходов. Но как конкретно это сделать, не нанеся ущерба национальной безопасности? Тут сразу возникло множество вопросов.

Тем не менее в январе 1930 г. в Лондоне открылась международная конференция по ограничению морских вооружений. На ней была предпринята попытка экстраполировать принципы, положенные в основу «Договора пяти», на новые категории военно-морских судов: крейсера, эсминцы и подводные лодки. В полной мере решить эту задачу не удалось: Франция и Италия отказались подключиться к новому договору. Трое других участников – США, Англия, Япония – договорились о том, что по крейсерам и эсминцам будет действовать то же соотношение, что и по линкорам, т. е. 5:5:3. Что касается подводных лодок, то здесь вводился принцип равенства флотов этих трех стран.

В феврале 1932 г. после большой подготовительной работы, долгих препирательств между участниками в Женеве открылась конференция по разоружению. С самого начала выяснилось, что между ведущими державами существовали серьезные разногласия в подходе к этой проблеме. Так, Франция полагала, что решению вопросов о разоружении должно предшествовать создание международной армии под эгидой Лиги Наций. Ее основной оппонент Германия, где в это время к власти рвались нацисты, требовала ликвидации всех дискриминационных ограничений, наложенных на ее вооруженные силы Версальским договором. Англию прежде всего интересовали проблемы, связанные с уничтожением (или ограничением) подводного флота и запрещением использования химического оружия. США же волновала проблема сокращения сухопутных вооруженных сил. СССР добивался постановки в повестку дня вопроса о всеобщем разоружении или же о поэтапном, пропорциональном сокращении всех видов вооружений. Италия предлагала ограничиться для начала введением годичного моратория на любое наращивание вооруженных сил, а Япония настаивала на том, чтобы в качестве предварительного условия для начала переговоров остальные великие державы признали ее особую роль в бассейне Тихого океана. Короче говоря, каждая из великих держав думала не столько о решении той задачи, которая стояла в повестке дня конференции, сколько о получении односторонних выгод. Это и предопределило итоги работы конференции: она закончилась ничем.

Предпринимались попытки несколько упорядочить положение дел в сфере международных финансов, в первую очередь договориться о совместной линии поведения в решении проблемы долгов и репараций. Ключевая роль в этом вопросе принадлежала США. Американский президент Г. Гувер выступил с предложением объявить мораторий на выплату репараций. С этого момента схема разрешения вопросов, связанных с выплатой репараций и военных долгов, заложенная еще в «плане Дауэса», начала рассыпаться буквально на глазах. В этой сфере сложилась крайне сложная и запутанная ситуация, которая серьезно осложняла и без того нестабильное функционирование системы международных отношений.

В поисках развязки проблем, накопившихся в сфере международных экономических отношений, было решено созвать специальную конференцию, которая начала свою работу в июне 1933 г. в Лондоне. Она показала лишь то, что в среде великих держав существуют совершенно нестыкующиеся взгляды на то, как должен работать международный валютно-финансовый механизм.

Пока шли оживленные дискуссии на различных международных форумах, появились державы, готовые в одностороннем порядке идти на слом существовавшего статус-кво. Первой на этот путь встала Япония. Не дождавшись признания другими державами своей особой роли в Китае и на Тихом океане, она в октябре 1931 г. осуществила оккупацию Маньчжурии – одной из наиболее развитых провинций Китая. Эта акция являла собой грубейшее нарушение всех норм международного права и договорных обязательств Японии. Перед великими державами встал вопрос: как реагировать на этот акт неприкрытой агрессии? Соединенные Штаты выдвинули «доктрину непризнания», однако Японию мало волновало отношение общественного мнения к ее действиям. Она знала, чего хотела, и планомерно осуществляла шаги по закреплению своего присутствия в Северном Китае.

Поведение Японии поставило в сложное положение Лигу Наций: по сути был совершен акт агрессии и против агрессора следовало применить санкции, но организовать их в условиях кризиса, когда великие державы были заняты разрешением своих внутренних проблем, было крайне затруднительно. Япония это прекрасно понимала и действовала все более агрессивно. Японская авиация совершила налеты на Шанхай и Нанкин. Для того чтобы сгладить впечатление от своих действий, японская дипломатия пошла на создание в феврале 1932 г. в Маньчжурии «независимого» государства Маньчжоу-Го, которое в действительности находилось под полным контролем Японии.

Лига Наций поручила изучить ситуацию, сложившуюся в этом регионе, и выработать соответствующие рекомендации специальной комиссии во главе с лордом Литтоном. Осенью 1932 г. та представила свой доклад, в котором рекомендовала воздержаться от признания Маньчжоу-Го и созвать конференцию для обсуждения вопроса о будущем статусе Маньчжурии. В ответ Япония заявила, что не признает эту резолюцию и выходит из Лиги Наций. Таким образом, она продемонстрировала свое решительное несогласие с остальным миром и явно показала, что готова на любые действия для реализации своих целей в сфере внешней политики. На Дальнем Востоке возник опаснейший очаг международной напряженности.

Нарастала напряженность и в Европе. Ключевые события разворачивались в Германии. В январе 1933 г. к власти там пришел Гитлер. Новый лидер Германии не скрывал, что видит основную задачу в сфере внешней политики в том, чтобы демонтировать существующую систему международных отношений и утвердить «новый мировой порядок», в котором бы Германия играла ключевую роль. Такое видение миссии Германии в мировых делах предопределило высокую степень агрессивности ее поведения на международной арене, по существу делало неизбежным новый глобальный военный конфликт, ибо иначе радикально сломать существующий миропорядок было невозможно. Таким образом, в Европе возник потенциальный очаг новой войны.

Нельзя сказать, что в европейских столицах этого не понимали. Особенно серьезную обеспокоенность развитием событий в Германии, ее новыми базовыми установками в сфере внешней политики проявляли в Москве и в Париже. Не случайно именно там практически одновременно возникла идея создания в Европе системы коллективной безопасности. На этой основе наметилось советско-французское сближение, которое могло бы стать остовом новой международной конструкции. Однако не всем в Европе нравился такой вариант развития событий. Там по-прежнему были сильны антисоветские настроения, чем умело пользовался Гитлер.

В 1933 г. Италия выступила с предложением заключить так называемый «Пакт четырех» между Англией, Францией, Германией и Италией о поддержании мира на континенте. Однако это была внешняя, декоративная сторона проекта. Суть же его заключалась в том, что он предусматривал возможность пересмотра законным путем базовых положений тех договоров, которые составляли основу Версальско-Вашингтонской системы. Кроме того, проект Муссолини предусматривал предоставление Германии равных с другими державами прав в области вооружений. Эти идеи тогда не получили поддержки ни в Англии, ни во Франции, но сама мысль создать блок с явной антисоветской направленностью активно муссировалась в европейских столицах вплоть до начала войны.

Гитлер не терял времени. Уже в октябре 1933 г. Германия вышла из Лиги Наций, показав тем самым, что готова бросить вызов мировому сообществу и не собирается считаться с существующим порядком вещей и нормами, действующими в сфере межгосударственных отношений. В следующем году Германия в последний раз опубликовала данные о своих военных расходах. В стране сверхфорсированными темпами, невзирая ни на какие договорные ограничения, шло наращивание военной мощи. В 1935 г. в Германии была введена всеобщая воинская повинность. Ситуация в Европе быстро накалялась.

Середина 30-х годов была отмечена борьбой трех тенденций в сфере международных отношений. С одной стороны, наиболее трезвомыслящие политики не могли не видеть нарастания военной угрозы и искали возможности для нейтрализации этой зловещей опасности. В принципе неплохие перспективы в этот момент были у советско-французского предложения о создании системы коллективной безопасности в Европе. Оно начало постепенно материализовываться. В мае 1935 г. был подписан договор о взаимной помощи между СССР и Францией, а чуть позднее Советский Союз заключил сходное соглашение с Чехословакией.

Олицетворением другой тенденции выступала Англия. Именно от нее в решающей степени зависело, получит или нет развитие идея создания системы коллективной безопасности. Английскую элиту такая перспектива не прельщала и в силу традиционно подозрительного отношения к коллективным действиям с континентальными державами, и опять-таки в силу традиционно сильных антирусских и антисоветских настроений, и убеждения в том, что с Германией можно договориться. Этими исходными установками объяснялись все действия Англии на международной арене в это время. В центре внимания британских дипломатов был вопрос о подключения Гитлера к процессу модернизации Версальской системы.

В феврале 1935 г. была обнародована Лондонская декларация, состоящая из четырех пунктов: 1) заключение «воздушной конвенции» между Англией, Францией, Бельгией, Германией и Италией; 2) заключение Дунайского пакта, гарантирующего независимость Австрии; 3) возвращение Германии в Лигу Наций; 4) заключение Восточного пакта. Судьба этих предложений зависела от позиции Германии, но та не спешила идти навстречу данному плану. Она предпочитала раскалывать западное сообщество и добивалась того, чтобы все переговоры шли на двусторонней основе. В итоге сложных маневров Германия добилась в июне 1935 г. согласия Англии на заключение англо-германского морского соглашения, согласно которому Германия официально получила право на строительство военного флота, равного 35 % тоннажа военного флота Англии.

Третья тенденция – ее представляли Германия, Италия и Япония – была нацелена на скорейший демонтаж Версальско-Вашингтонской системы путем откровенного разрушения ее базовых уложений. 3 октября 1935 г. итальянские войска вторглись на территорию Эфиопии, суверенного африканского государства, являвшегося членом Лиги Наций. Это был акт ничем не прикрытой агрессии. Эти события имели значительные и разнообразные последствия. Во-первых, несмотря на свое явное преимущество, Италия увязла в этой африканской стране. Выяснилось, что даже такое усилие тяжелым бременем ложится на итальянскую экономику. Оказалось, что все рассуждения Муссолини о возрождении «величия нации» не имеют под собой должного фундамента и в одиночку Италия не способна осуществить хотя бы частично свои гегемонистские замыслы, ей необходим мощный союзник. Это стимулировало ее сближение с Германией.

Во-вторых, стало очевидно, что проблема санкций против нарушителей Устава Лиги Наций была проработана недостаточно глубоко и они были явно не адекватны тем действиям, которые были необходимы для того, чтобы оказать серьезное давление на Италию. В-третьих, выяснилось, что, несмотря на словесное осуждение агрессии, далеко не все европейские политики на деле готовы к решительным акциям против агрессора. Более того, в прессу проникли сведения о том, что министры иностранных дел Англии и Франции (соответственно, С. Хор и П. Лаваль) подписали в декабре 1935 г. секретное соглашение о посредничестве между Эфиопией и Италией, а точнее, о принуждении Эфиопии принять условия Италии. И это происходило в разгар обсуждения вопроса об ужесточении санкций против Италии, когда официальные представители Лондона и Парижа в Лиге Наций вовсю клеймили позором агрессора. Престижу Лиги Наций был нанесен серьезный ущерб.

Наконец, события, связанные с агрессией против Эфиопии, стимулировали принятие законодательства о нейтралитете, которое вплоть до вступления США во Вторую мировую войну определяло характер внешнеполитического курса этой страны. Это был крупный успех сторонников изоляционизма, закрепивших свое решающее влияние на разработку тех принципов, которыми США руководствовались в мировых делах во второй половине 30-х годов.

Не успели затихнуть дебаты по поводу событий в Эфиопии, как возник новый очаг международной напряженности, на этот раз на юге Европы. В июле 1936 г. в Испании вспыхнула гражданская война. Еще в 1931 г. в этой стране произошла революция, в результате которой был свергнут диктаторский режим, и Испания была провозглашена республикой. Очень быстро в стране стала расти поляризация общественно-политических сил. В феврале 1936 г. на выборах победу одержали левые силы, объединившиеся в Народный фронт. Явный сдвиг влево в политике нового республиканского правительства побудил их оппонентов отказаться от политической борьбы и перейти к военной: против законного правительства был поднят мятеж, который возглавил генерал Ф. Франко.

Начавшаяся гражданская война быстро переросла внутренние рамки. Испания стала своеобразным полигоном, на котором произошло первое открытое столкновение про– и антифашистских сил. Дело в том, что мятежников с самого начала почти открыто и очень активно поддерживали Германия и Италия, а республиканское правительство – добровольцы из многих стран Европы и США. Помогал им и Советский Союз. Что касается правительств Англии и Франции, то они заявили, что будут проводить политику невмешательства во внутрииспанский конфликт, что объективно было на руку мятежникам, ибо Германия и Италия неуклонно наращивали свою помощь Франко.

В 1935–1937 гг. стало ясно, что три великих державы – Германия, Япония и Италия – взяли курс на развал существовавшей системы международных отношений. Общая стратегическая задача диктовала необходимость объединения их усилий. В 1936–1937 гг. оформляется так называемый Антикоминтерновский пакт, куда вошли Германия, Япония и Италия. «Державы оси», так часто называли новый агрессивный блок, активно использовали антикоммунистическую риторику для камуфляжа своих истинных целей, которые заключались в установлении своей гегемонии в мировых делах.

Летом 1937 г. Япония, успевшая создать солидный плацдарм в Маньчжурии, начала наступление в глубь Китая. Военные действия там захватывали все большую территорию. По существу, к 1938 г. «державы оси» овладели стратегической инициативой и своими действиями определяли общую динамику развития событий на международной арене, приближая развал ставшей им совершенно ненужной Версальско-Вашингтонской системы. Их основные потенциальные оппоненты – Англия, Франция, СССР, США – в этот критический момент, когда еще были шансы предотвратить сползание мира к новой глобальной войне, не смогли проявить должной воли, преодолеть разделявшие их разногласия и выступить единым фронтом против «держав оси». Каждый полагал, что в одиночку он лучше обеспечит свою безопасность.

Пользуясь этим, «державы оси» добились в 1938 г. решающих успехов в развале Версальско-Вашингтонской системы и подготовке выгодных для себя условий для начала новой мировой войны. В марте 1938 г. Гитлер осуществил поглощение (аншлюс) Австрии, которая вошла, вопреки условиям Версальского мира, в состав рейха. Интенсивная помощь Франко позволила добиться перелома в ходе гражданской войны, и чуть позднее, в марте 1939 г., войска мятежников вошли в Мадрид. Франко стал полновластным хозяином Испании. Летом 1938 г. японцы провели разведку боем на советско-маньчжурской границе в районе озера Хасан. По-видимому, они хотели проверить боеспособность нашей армии после сталинских чисток высшего армейского командования. «Опыт» оказался неудачным, и это укрепило позиции той части японской элиты, которая полагала, что, с точки зрения глобальных планов Японии, перспективнее развивать экспансию в южном направлении.

В историографии уже более полувека идут споры: когда мир подошел к той точке, после прохождения которой избежать войны было уже невозможно? Такой момент наступил осенью 1938 г. Речь идет о так называемом Мюнхенском сговоре. Гитлер, используя в качестве предлога для давления на Чехословакию проблему судетских немцев, потребовал, чтобы правительство Чехословакии согласилось на передачу исключительно важной в стратегическом отношении Судетской области Германии. Со стороны Гитлера это был достаточно рискованный шаг, ибо у Чехословакии имелись договорные связи с Францией и СССР. Однако президент Чехословакии Э. Бенеш не решался обратиться к СССР за помощью, возложив в этой критической ситуации все надежды на Францию. Однако к 1938 г. там возобладала линия на «умиротворение» Гитлера. Сторонники этого курса были твердо убеждены, что с Гитлером можно договориться, что по-прежнему имеются шансы на создание в той или иной форме блока из ведущих западноевропейских стран. Ради этого они готовы были пожертвовать Чехословакией.

29–30 сентября в Мюнхене произошла встреча лидеров четырех европейских держав: Гитлера, Муссолини, Даладье и Чемберлена, на которой Англия и Франция дали добро на расчленение Чехословакии в обмен на словесные заверения Гитлера в том, что у него нет больше территориальных претензий к своим соседям. Присоединение одной из наиболее развитых в экономическом отношении областей Центральной Европы к Германии заметно укрепило ее военно-промышленный потенциал, улучшило стратегическое положение рейха и, наоборот, по существу лишало Англию и Францию важного потенциального союзника, ибо, несмотря на заверения Гитлера, судьба Чехословакии была предрешена: в марте 1939 г. немцы оккупировали Чехию и Моравию, а в Словакии было создано формально независимое, но на деле подконтрольное Германии государство. К этому надо добавить, что в это время к Антикоминтерновскому пакту присоединилась Венгрия, а в апреле 1939 г. Италия захватила Албанию.

С каждым днем становилось все очевиднее, что мир движется к новой войне, по сути, весной 1939 г. он был уже на самом ее пороге. Даже Чемберлен и Даладье – активнейшим сторонникам политики «умиротворения» – было невозможно игнорировать это обстоятельство. Это побудило их начать в апреле 1939 г. переговоры с Советским Союзом о возможных совместных действиях в случае развязывания Гитлером широкомасштабной агрессии против других европейских государств. К сожалению, переговоры эти шли с огромным трудом. Стороны явно не доверяли друг другу, поэтому согласование любой, даже мелкой, детали превращалось в серьезную проблему. Ситуация между тем осложнялась с каждым днем, причем не только в Европе.

Весной 1939 г. японцы напали на Монголию, у которой был договор о взаимопомощи с СССР. В районе реки Халхин-Гол начались крупномасштабные боевые действия между советско-монгольскими и японскими войсками. В ходе ожесточенных боев, продолжавшихся вплоть до конца августа 1939 г., впервые раскрылся полководческий талант крупнейшего советского военачальника времен Отечественной войны Г. К. Жукова. Попытка японцев развернуть свою экспансию в северо-западном направлении обернулась для них суровым уроком. Советский Союз наглядно продемонстрировал, что он в состоянии организовать эффективный отпор любым агрессивным акциям в этом регионе. Это обстоятельство усилило позиции сторонников южного направления развития экспансии в правящей элите Японии и укрепило безопасность восточных границ нашей страны.

К августу 1939 г. советско-английско-французские переговоры явно зашли в тупик. В этой обстановке советское руководство в целях обеспечения безопасности страны решилось на резкое изменение ориентации своего внешнеполитического курса. 23 августа 1939 г. мир узнал сенсационную новость: СССР и Германия подписали договор о ненападении. Если отбросить набившие оскомину идеологические клише советского и постсоветского периода, то очевидно, что этот договор вполне соответствовал государственным интересам СССР, ибо давал ему отсрочку от участия в готовой вот-вот начаться войне. И это главное. Что касается сфер влияния, о которых шла речь на германо-советских переговорах, то это была общепринятая практика и в сферу советского влияния были отнесены только те регионы, которые традиционно входили в состав России (кстати, в 1920 г. сама Англия в ходе советско-польской войны предложила установить примерно такую же границу для Советской России).

Западу пришлось заплатить дорогую цену за близорукую политику «умиротворения» – нежелание вести конструктивные переговоры с СССР о совместных действиях против возможного агрессора привело к тому, что он остался один на один с Германией, и Гитлер не преминул этим воспользоваться. 1 сентября 1939 г., организовав провокацию на германско-польской границе, немцы напали на Польшу, у которой были договоры о взаимопомощи с Англией и Францией. Так началась Вторая мировая война.

Из книги История. История России. 11 класс. Базовый уровень автора

ГЛАВА 6. СССР: ОТ СВЕРХДЕРЖАВЫ К РАСПАДУ

Из книги История России. XX – начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень автора Киселев Александр Федотович

Глава 6 СССР: от сверхдержавы к распаду

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

23. Геоцентрическая система Птолемея и гелиоцентрическая система Тихо Браге (и Коперника) Система мира по Тихо Браге показана на рис. 90. В центре мира находится Земля, вокруг которой вращается Солнце. Однако все остальные планеты уже обращаются вокруг Солнца. Именно

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

ИМПЕРИЯ КАРЛА ВЕЛИКОГО: ОТ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЕВРОПЫ К РАСПАДУ Долгое правление Карла Великого стало эпохой громких военных побед и масштабных завоеваний. При нем завершилось присоединение к Франкскому королевству германоязычных земель - событие, имевшее далеко идущие

Из книги Великий антракт автора

Глава 12. Вашингтонская конференция 1921–1922 гг. по ограничению морских вооружений 12 ноября 1922 г. в Вашингтоне торжественно открылась конференция по ограничению морских вооружений. Организаторы конференции были намерены использовать всплеск послевоенных пацифистских

Из книги История Румынии автора Болован Иоан

Из книги Военно-морское соперничество и конфликты 1919 - 1939 автора Тарас Анатолий Ефимович

Глава 4. ВАШИНГТОНСКАЯ МОРСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В 1921?1922 гг 10 июля 1921 года государственный секретарь США (т. е. министр иностранных дел) Чарльз Эванс Хьюз (Charles Evans Hughes) предложил созвать конференцию девяти государств. Во-первых, в ней должны были участвовать страны, имеющие выход

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ВАШИНГТОНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ Версальско-Вашингтонская система была окончательно оформлена в ходе конференции, проходившей в столице Соединенных Штатов с 12 ноября 1921 по 6 февраля 1922 г. Она зафиксировала соотношение сил между державами на Дальнем Востоке, сложившееся после

Из книги Том 3. Дипломатия в новейшее время (1919-1939 гг.) автора Потемкин Владимир Петрович

Глава пятая Вашингтонская конференция и «договор девяти держав» (ноябрь 1921 г. - февраль 1922 г.) США после мировой войны. Ни мир, подписанный в Версале, ни последующие договоры не принесли победителям успокоения. Выпадение огромной Советской страны из капиталистического

автора Комиссия ЦК ВКП(б)

Из книги Без права на реабилитацию [Книга ІІ, Maxima-Library] автора Войцеховский Александр Александрович

Леонид Грач Этнический национализм - путь к распаду страны На Украине уже достаточно давно обозначились силы, определяющие политическую карту страны, возникли конкурирующие идеологии и социально-экономические концепции. Остается только понять, какие же именно

Из книги Краткий курс истории ВКП(б) автора Комиссия ЦК ВКП(б)

1. Международная обстановка в 1935-1937 годах. Временное смягчение экономического кризиса. Начало нового экономического кризиса. Захват Италией Абиссинии. Немецко-итальянская интервенция в Испании. Вторжение Японии в Центральный Китай. Начало второй империалистической

Из книги Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс автора Шубин Александр Владленович

§ 4. Версальско-Вашингтонская система Планы послевоенного устройства мираВ 1917–1918 гг. руководителями разных государств было сделано несколько заявлений о целях войны. Россия с апреля 1917 г. придерживалась социалистического принципа «мира без аннексий и контрибуций».

автора

Формирование Версальско-Вашингтонской системы Мирная конференция, на которой предстояло выработать условия послевоенного мирного урегулирования, открылась в Париже 18 января 1919 г. Ключевая роль в этом процессе принадлежала великим державам. Однако у каждой из них были

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Стабилизация Версальско-Вашингтонской системы После того как в ходе целой серии международных конференций, посвященных проблемам послевоенного урегулирования в 1919–1922 гг., были заложены основы новой модели организации мирового сообщества, система международных

Из книги Соединенные Штаты Америки. Противостояние и сдерживание автора Широкорад Александр Борисович

Глава 2. ВЕРСАЛЬСКАЯ И ВАШИНГТОНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИИ В начале Первой мировой войны подавляющее большинство населения выступило против участия США в войне. Однако финансовые воротилы и контролируемые ими СМИ прилагали все усилия, дабы внушить американцам ненависть к

Класс: 9.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Общедидактическая цель: создать условия для обобщения и систематизации полученных учащимися знаний, а также способов деятельности с использованием технологии критического мышления.

Цели урока:

  • обучающие: способствовать осознанию учащимися существенных признаков понятий "эра пацифизма", "Антикоминтерновский пакт", "политика умиротворения", выявлению причин и последствий появления государств - агрессоров, установлению причин Второй мировой войны;
  • развивающие: содействовать формированию у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, определять основные закономерности исторического процесса, обобщать и систематизировать факты, создать условия для развития творческой деятельности на основе использования системы уровневых заданий, мотивации и стимулирования творчества с помощью системы контроля и поощрения, учета индивидуальных особенностей учащихся;
  • воспитательные: способствовать принятию ценностной установки, основанной на отрицании агрессии как способа разрешения конфликтов.

Основные компоненты содержания:

  • понятия "эра пацифизма", "Антикоминтерновский пакт", "политика умиротворения";
  • причинно-следственные связи исторических явлений: между двумя господствующими в общественном сознании стран. Проигравших Первую мировую войну, установками - чувством национального унижения и желанием доказать свое превосходство;
  • между мировым экономическим кризисом и ухудшением международных отношений; между неспособностью ведущих государств мира объединиться и проявлениями агрессии со стороны ряда государств; закономерность того факта, что появление государств-агрессоров ведет к военному конфликту.

Умения и навыки: выделять главное, делать выводы, проводить аналогии; работать с текстами учебника и исторического источника (общеучебные); работать с исторической картой (предметные).

Формы организации познавательной деятельности: общеклассная (осуществляется при фронтальной беседе); парная (при выполнении задания с пропусками).

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Средства обучения: карта "Вторая мировая война", учебник А.А.Кредера "Новейшая история зарубежных стран" для 9 класса, листы с тестовыми заданиями (6 шт.), ксерокопии текста исторического источника "Пакт Бриана-Келлога"(9 шт.), видеофильм "Последние дни Гитлера", ленты (9 шт.).

План урока:

I. Организационный этап.

П. Актуализация знаний по теме " Страны Азии и Африки между мировыми войнами".

III. Изучение нового темы.

1. Подготовка учащихся к основному этапу: мотивация, целеполагание, актуализация знаний.

2. Усвоение, обобщение и систематизация знаний и способов действий.

IV. Постановка и разъяснение домашнего задания.

V. Подведение итогов и рефлексия.

Ход урока

I. Организационный этап.

Вступительное слово учителя:

Мировой экономический кризис обострил международные отношения и привел к появлению очагов новой войны.

Сегодня мы на уроке попробуем осветить расстановки сил в Европе и охарактеризовать систему международных отношений, сложившихся в 1920-1930 гг.

Цель нашего занятия - на основе чтения исторического документа того периода, текста учебника, работы с картой и просмотра видеофильма определить причину кризиса системы международных отношений.

П. Актуализация знаний по теме "Страны Азии и Африки между мировыми войнами".

1. Работа с классом.

Обсуждение вопросов:

1. Какие силы доминировали в политической жизни Китая?

2. Какова связь между внешней политикой Японии и изменениями во внутренней жизни страны?

2. Выполнение тестового задания (6 чел-к). (приложение № 1)

III. Переход к изучению новой темы.

1. (Учащиеся записывают тему урока, в это время на каждую парту положить ленту, которая делит парту на две неравные части (одна - больше, другая - меньше)).

1. Фронтальная беседа с учащимися по вопросам:

1) Что, на ваш взгляд, символизирует лента на парте?

(Различие в положении победителей и побежденных в Первой мировой войне.)

2) Как чувствуют себя те, у кого мало места?

(Некомфортно, как- будто тебя в чем-то обделили, хочется отодвинуть ленту, увеличить свою часть парты.)

3) Как чувствуют себя те, у кого места много? (Желание сохранить преимущество за собой.)

Постановка цели урока:

Учитель: Смоделированная ситуация поможет лучше понять, какие настроения господствовали в общественном сознании различных стран в 1930-е гг., и главная цель урока станет поиск ответа на вопрос: что привело ко Второй мировой войне?

2. Изучение новой темы.

План:

  1. Попытка выхода из кризиса.

Система международных отношений.

Слово учителя.

1920-е годы вошли в историю международных отношений как "эра пацифизма".

_____________________________________________

Запись на доске и в тетради:

1920 гг. - "эра пацифизма".

Пацифизм - политическое течение и мировоззрение, осуждающее любые войны. ________________________________

Проблемное задание.

Как вы думаете, почему в 1928 гг. наступила "эра пацифизма"?

(На это повлияли усталость от войны, огромные жертвы, разрушения.)

Комментарий учителя.

В 1925 г. удалось подписать Женевскую конвенцию о запрещении применения химического и бактериологического оружия. Инициатором подписания специального международного соглашения был А.Бриан - министр иностранных дел Франции, который обратился к государственному секретарю США Ф. Келлогу с предложением заключить пакт (с содержанием которого вы сейчас ознакомитесь). США вместе с более чем десяти государствами присоединились к этой декларации, вступившего в силу в июне 1929 г.

________________________________________________

Запись на доске и в тетради:

июнь 1929 г. - подписание пакта Бриана - Келлога__________________________________

(на доске)

1) Как вы думаете, на чем основывалась вера в торжество "эры пацифизма"?

2) Какую концепцию миропорядка предложили авторы пакта Бриана - Келлога?

Кризис международных отношений.

Проблемные задания:

  • Между какими группами стран,тем не менее, сохранились противоречия? (Между победителями и побежденными, между самими победителями.)
  • Какая система международных отношений оказалась уязвимой и несправедливой? (Версалъско-Вашингтонская система. Она не удовлетворяла проигравших. Но, она, при этом, не устраивала и некоторые победившие страны (например, Италию и Японию).)

4) Какое государство оказалось в самом униженном положении? (Германия.)

5) Как международное сообщество пыталось облегчить положение побежденных стран?

(На это был нацелен "план Дауэса", предполагавший выдачу кредитов для облегчения ей выплаты репараций союзникам.)

Слово учителя.

В 1929 г. на международной конференции в Гааге был принят "План Юнга". Согласно этому плану, размер ежегодных выплат Германией репараций был сокращен до 2 млрд. марок. Общий размер репараций был существенно сокращен. В 1931 г. обязательство - выплачивать репарации союзникам - было снято с Германии.

Как вы думаете, почему? (В связи с мировой депрессией.)

Учитель: А теперь, давайте вернемся к нашим лентам на партах. Те, кому досталась меньшая часть парты, опишите испытываемые в подобной ситуации чувства.

(Несправедливость, уязвимость, унижение.)

Учитель: Подобные настроения оказали влияние на появление в 1930-е гг. государств - агрессоров.

Как вы думаете, что ускорило распад Версальско - Вашингтонской системы?

(Мировая депрессия и возникновение тоталитарных режимов, склонных к агрессивной внешней политике.)

Работа с учебником на стр. 144-145 (пункты: "Последствия оккупации Маньчжурии.", "Захват Эфиопии Италией.", "Политика Гитлера и сближение агрессоров").

Выполнение задания в парах. (Приложение №3)

Проверка выполненного задания.

Попытка выхода из кризиса.

Слово учителя.

В 1934 г. шли переговоры между СССР и Францией о создании Восточного пакта, который обеспечил бы коллективную безопасность странам Восточной Европы. К серьезным результатам это обсуждение не привело. Однако, в 1935 г. был подписан договор о взаимопомощи между Францией и СССР. Подобный договор был заключен между СССР и Чехословакией, международного соглашения был А.Бриан - министр иностранных дел Франции, который обратился к государственному секретарю США Ф. Келлогу с предложением заключить пакт (с содержанием Чехословакией и Францией. Тем не менее, это не спасло Чехословакию, где проживали судетские немцы, от нацистской агрессии.

Англия и Франция не желали идти на конфликт с Германией и считали, что Чехословакии следовало пойти на уступки.

Запись на доске и в тетради:

29 сентября 1938 г. - Мюнхенское соглашение между Англией, Францией, Италией и Германией, согласно которому территория Чехословакии, занимаемая судетскими немцами, должна отойти Германии._______________________

Работа с картой.

Задание: Найти и показать на карте территории Чехословакии, отошедшие Германии.

Слово учителя:

Таким образом, Англия и Франция решили проводить "политику умиротворения" агрессора. Однако, остановить Гитлера было уже невозможно.

Просмотр видеофильма "Последние дни Гитлера" (с 8.15 мин. до 10.35 мин.)

Слово учителя:

В поисках нового миропорядка шли интенсивные переговоры между великими державами: Англией, Францией и СССР; Англией и Германией; СССР и Германией.

Как вы думаете, почему переговоры между Англией, Францией и СССР закончились неудачей?

(Стороны не доверяли друг другу; союзники Англия и Франция, Польша и Румыния больше боялись СССР, чем Германии; Гитлер мог обещать Сталину дольше, чем западные демократии.)

В итоге, (показ того же видеофильма, с эпизода "Подписание пакта." с 10.35 мин.)

____________________________________________________

Запись на доске и в тетради:

Заключение.

Обобщающий вопрос:

Какие особенности международных отношений в рассматриваемый период способствовали развязыванию новой мировой войны?

(несправедливость Версальско - Вашингтонской системы; борьба за сферы влияния; униженное положение Германии; государства не смогли объединиться в борьбе против агрессоров.)

IV. Постановка и разъяснение домашнего задания.

Параграфы 13-14, задание №6 на стр.157 или продолжить фразу: "Международные отношения в 30 гг., возможно, не завершились бы мировым военным противоборством, если бы...".

V. Подведение итогов и рефлексия.

Предлагаю сформулировать вывод по материалам урока.

Литература

1. А.А. Кредер "Новейшая история зарубежных стран", учебник для 9 класса

2.Е.В. Посысаева, школа № 61, г. Киров. Урок по теме "Международные отношения в 1920-1930-е гг." (Ж/л "Преподавание истории и обществознания в школе" №1, 2007г., с.51-53)

3.К.А. Соловьев "Поурочные разработки по новейшей истории зарубежных стран (ХХ-ХХI века)"

4. Орлов А.С., Георгиев В.А., Полунов А.Ю., Терещенко Ю.Я. Основы курса истории России. Москва "Простор" 2001

Интернет-ресурсы

1.http://www.znanie-sila/online/issue_430.html - "Версаль и его последствия": Материалы круглого стола на тему "Версальский мир и создание Версальской системы"

2.http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/FOREIGN/entente.htm - Соглашение России, Англии и Франции о незаключении сепаратного мира

После окончания Первой мировой войны державами-победительницами, на основе ряда договоров с побеждёнными странами, была оформлена новая международная конфигурация, получившая название Версальско-Вашингтонская система. Такая система просуществовала двадцать с лишним лет и завершилась Второй мировой войной.

Версальско-Вашингтонская система: направленность

Версальская система - это система послевоенного устройства мира. Ее характерной чертой была антисоветская направленность. Самую большую выгоду от Версальской системы получили Великобритания, Франция и США. В это время в России шла гражданская война, победа в которой осталась за большевиками. Россия начала устанавливать дипломатические отношения с Афганистаном, Прибалтикой, Финляндией. Пыталась также установить дипломатические отношения с Польшей, но Пилсудский вместо этого подписал соглашение с одним из руководителей Центральной Рады и польские войска вступили на территорию Украины.

Россия попыталась вновь присоединить Украину и Польшу, но поляки нанесли ей тяжёлое поражение, в результате которого большевистское руководство вынуждено было пойти на мир с Польшей. Польша также сохранила за собой Западную Украину и Западную Белоруссию. Вашингтонские соглашения - конференция была созвана для того, чтобы рассмотреть вопросы о послевоенном соотношении сил в Тихоокеанском бассейне и об ограничении морских вооружений. Американская дипломатия стремилась взять реванш за поражение в Париже и добиться усиления своего влияния в решении важных международных проблем.

Версальско-Вашингтонская система: основные даты

18 января 1919 года в Версале (предместье Парижа) открылась мирная конференция, на которой представители 32 государств должны были охарактеризовать новую международную ситуацию, сделать соответствующие выводы итогов Первой мировой войны и создать новую политическую систему в Европе и мире.

Изначально, данная конференция была направлена не только против проигравших стран (Германия, распавшаяся Австро-Венгрия, Турция, Болгария), но и против Советской России. Именно тогда участники конференции открыто одобрили необходимость военной интервенции в полыхающую гражданской войной Россию, чтобы, пользуясь удобным моментом, варварски разграбить и разделить страну.

28 июня 1919 года в Зеркальном зале Версальского дворца был подписан мирный договор союзных держав с Германией . На проигравшую Германию накладывалась многомиллионная контрибуция, она лишалась своих земель (Эльзаса, Лотарингии, Померании, Верхней Силезии, Данцига и проч.), лишалась всех колоний, стране было разрешено иметь численность армии не более 100 тыс. чел., накладывалось ограничение на производство вооружений и военной техники и проч. Германия стала фактически банкротом.

10 сентября 1919 года был подписан мирный Сен-Жерменский договор с Австрией , по которому было официально признана ликвидация страны. На территории бывшей Австро-Венгерской империи образовались новые государства – Чехословакия и Венгрия, большие территории были включены в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев, Галиция была присоединена к Польше, Румыния продвинулась в Трансильванию.

27 ноября 1919 года был подписан мирный Нёйиский договор с Болгарией , по которому страна обязывалась выплачивать контрибуцию странам-победительницам, должна была сократить численность вооружённых сил и лишалась приграничных территорий в пользу союзных держав.

4 июня 1920 год а был подписан Трианонский мирный договор с Венгрией , по которому от страны также отделялись многие земли, в пользу союзных держав.

10 августа 1920 года был подписан Севрский мирный договор с Турцией , по которому страна лишалась многих своих земель и территорий (Аравийский п-ов, Ближний Восток, Месопотамия и проч.). Все эти земли стали колониями победивших держав.

Эти пять мирных договоров составляют основу Версальско-Вашингтонской системы. Тогда же был создан новый международный орган – Лига Наций, который являлся высшим международным органом.

Версальско-Вашингтонская система была направлена на недопущение проникновения большевизма в Европу и Азию, носила явный антисоветский характер. Исходя из этого Ллойд Джордж и Вудро Вильсон, а также их последователи строили т.н. «санитарный кордон» по периметру границ СССР в Европе и Азии.