Стремление к гармонии. Эссе

Вещь, кажущаяся красивой в данное время и в данном месте, может оказаться некрасивой при других обстоятельствах. Это также относится и к мыслям, словам, поступкам. То, что мы называем прекрасным, является таковым лишь в определенное время и в определенных условиях, которые делают это прекрасным; так что единственный способ дать истинное определение красоте – это гармония. Гармония сочетания цветов, гармония очертаний и линий составляет то, что мы зовем красотой; а слово, мысль, чувство или действие, которые творят гармонию, являются производными красоты.

Откуда рождается стремление к гармонии и откуда рождается стремление к дисгармонии?

Естественна склонность каждой души к гармонии, а склонность к дисгармонии есть неестественное состояние ума или дел; фактически то, что неестественно, лишает душу красоты. Психология человека такова, что он реагирует как на гармонию, так и на дисгармонию. Он не может этому помочь, потому что он естественно создан так; ментально и физически он отвечает всему, что приходит к нему, будь оно гармоничным или негармоничным.

Поучение Христа: «Не противьтесь злу»

Это совет не откликаться на дисгармонию. Например, слова добра или симпатии, действия любви или вдохновения должны находить отклик, но если слова оскорбления и действия, продиктованные отвращением или ненавистью, тоже встречают отклик, то это создает еще большую дисгармонию в мире. Давая дорогу дисгармонии, мы позволяем ей расти и множиться. Откуда взялись великие разногласия, волнения и раздоры, которые мы сейчас видим преобладающими в мире? Похоже, из пренебрежения тем фактом, что дисгармония создает дисгармонию и она будет множиться. Если человека оскорбляют, в нем возникает естественная потребность ответить еще большим оскорблением. В результате он получает кратковременное удовлетворение, что хорошо ответил. Но та энергия, что исходила от обидчика, повлияла на него, и эти две силы, будучи негативной и позитивной, создали большую дисгармонию.

«Непротивление злу» не означает, что надо носить зло в себе

Это означает не возвращать дисгармонию, пришедшую к вам, не уподобляться человеку, играющему в теннис и отбивающему мячик своей ракеткой. Но, с другой стороны, это не предполагает, что нужно принимать мяч голыми руками.

Стремление к гармонии можно сравнить со скалой в море: в ветер и бурю она твердо стоит; волны яростно набрасываются на нее, но скала выдерживает их натиск, позволяя им биться о себя. Борясь с дисгармонией, мы увеличиваем ее; отказываясь от борьбы с ней, мы отстраняемся от подливания масла в огонь, который в противном случае увеличился бы и повлек за собой разрушения. Несомненно, что чем мудрее мы становимся, тем с большими трудностями мы сталкиваемся в жизни, потому что любая дисгармония направляется на нас именно в силу того, что мы не сопротивляемся ей. Однако мы должны понять, что все эти трудности помогают разрушить дисгармонию, которая в противном случае множилась бы. В этом положении есть свои преимущества, ведь всякий раз, когда мы выдерживаем напор дисгармонии, это увеличивает наши силы – так что в любом случае мы увеличиваем свои силы, хотя внешне это кажется поражением. Но тот, кто осознает увеличение своей силы, никогда больше не сочтет себя побежденным; а в свое время наступит день, когда человек, от которого исходила дисгармония, поймет, что именно его победили.

Суфий избегает любых негармоничных действий

Суфий удерживает ритм речи под контролем терпения, так что никогда не скажет слова преждевременно и не начнет отвечать, не дослушав вопрос. Слово несогласия, пусть и сказанное во время спора, он воспринимает как диссонанс и сам спор стремится превратить в гармонический аккорд. Стремление противоречить в конце концов разовьется в человеке в страсть так, что он начнет противоречить даже собственным идеям, если их выскажет другой. Чтобы сохранить гармонию, суфий легко и плавно модулирует свою речь из одного ключа в другой; иначе говоря, взглянув на проблему с позиции другого человека, он воспринимает его точку зрения, вместо того чтобы настаивать на своей. Она создает основание для каждого разговора при помощи вступления, подготавливая уши слушателя таким образом, чтобы получить совершенный отклик. Он внимательно наблюдает за каждым своим движением и выражением, также, как и за другими людьми, пытаясь сформировать созвучный аккорд гармонии между собой и другими.

Достижение гармонии в жизни достигается тем же путем, что и умение музицировать, хотя требует еще более продолжительного и серьезного изучения, чем развитие музыкального слуха и голоса. Для слуха суфия каждое произносимое слово звучит как нота – правдивая, если слово гармонично, и фальшивая, если слово негармонично. Он делает гамму своей речи то мажорной, то минорной или хроматической, сообразуясь с ситуацией; его слово, будь оно диезным, бемольным или чистым тоном, вливается в аккорд по законам гармонии.

Жизнь в мире имеет постоянный раздражающий эффект, и чем тоньше мы становимся, тем тяжелее это становится для нас. Приходит время, когда чем более смиренным, исполненным доброй воли, более добрым и благосклонным становится человек, тем хуже для него становится жизнь. Обескураженный, он покатится вниз; но если он сохранит свою храбрость, то в конце концов обнаружит, что это не проигрыш, поскольку его силы настолько возросли и достигли такого уровня, такой степени, что теперь его присутствие, слово, действие будут управлять мыслями, чувствами и действиями других. Его собственный ритм станет могущественным и будет задавать ритм для каждого, кто за ним последует. Это свойство на Востоке называют качеством ума повелителя. Но чтобы устоять под напором рассогласованности, идущей извне, мы должны сперва практиковать устойчивость против всего того, что приходит изнутри, из нашего собственного «я». Своим «я» управлять сложнее, чем чужими, но если человек не способен контролировать сам себя, он потерпит неудачу, труднее всего твердо стоять против дисгармонии извне.

Что создает дисгармонию в нас самих?

Слабость. Физическая слабость или психическая, но это всегда слабость. Очень часто поэтому можно увидеть, что телесная болезнь порождает дисгармонию и склонность к негармоничности. Кроме того, существует множество болезней ума, еще не открытых современными учеными. Иногда люди считают нормой то, что в действительности является болезнью ума. Врожденным дефектам разума не уделяют достаточного внимания, а сам больной не имеет шансов заметить их в себе. Он постоянно находит ошибки у других; будь то работа в офисе, на высокой должности, дома, или где-то еще, он создает негармоничность. Никто не осознает этого; для того чтобы его лечить, сперва его нужно признать больным.

Причиной всякого дискомфорта и всякой неудачи является негармоничность

Наиболее важная вещь, которую нужно сообщать сейчас при обучении, – это чувство гармонии. Развивать в детях чувство гармонии и обращать их внимание на это не так трудно, как может показаться; надо просто показывать ребенку различные проявления гармонии в самых разных жизненных делах.

Парням и девушкам нередко бывает сложно достигнуть взаимопонимания, что может негативно сказаться на серьезных отношениях. Если вы намереваетесь прожить вместе с партнером долгую и счастливую жизнь, вам просто необходимо знать, как понять своего молодого человека .

Прежде чем говорить, настройтесь на беседу

Перед разговором с вашим молодым человеком вы должны быть готовы к беседе, так же как и парень, иначе разговора не получится, и вы будете только и делать, что раздражаться друг на друга .

Задавайте правильные вопросы

Найдя время для разговора, не задавайте парню такие вопросы, на которые он может ответить «да» или же «нет» . Так вы с большой долей вероятности узнаете о парне много нового. Например, вопрос «Ты любишь экстремальные виды спорта?» будет не слишком полезным. А вот «Чем ты занимаешься в свободное время?» – это уже другое дело.

Не обманывайте и не манипулируйте

Обманом и манипуляцией вы, конечно, кое-чего добиваться сможете, но только до поры до времени . Процесс взаимопонимания от этого не ускорится, даже наоборот – вы станете все меньше понимать друг друга.

Отвечайте взаимностью

Ваш парень нуждается в любви и нежности так же, как и вы сами . Отвечайте ему взаимностью , иначе зачем вам такие отношения? Если не будет взаимности в чувствах, не будет вам и совместного счастья.

Старайтесь понимать не только его слова

Не нужно судить, как к вам относится ваш партнер, только по его словам . Поступки зачастую красноречивы, чем восторженные фразы.

Не требуйте от парня того, что ему несвойственно

Чтобы понимать своего избранника, вы не должны требовать от него тех поступков, которые не свойственны его натуре . Может быть, вы просто не пара друг для друга? Или же вы слишком требовательны. А ведь излишняя требовательность к человеку не дает вам его понимать. Допустим, ваш парень не так часто говорит вам о любви, как бы вам хотелось. А почему? Скорее всего, он просто не видит взаимности, а потому боится открывать вам свои чувства. Вы же считаете, что он просто вас не любит, а зря.

Оперативно реагируйте на тревожные звоночки

Когда отношения начинают портиться, важно поймать момент и оперативно среагировать . Если вы начали часто ссориться, стоит проанализировать ваши отношения за последнее время, чтобы понять, что привело к возникновению напряженности и непониманию. Это может быть даже сущая мелочь, обида, которая была проглочена, а позже выплеснулась наружу в виде очередного скандала.

Гармония: согласованность с Божественными Законами Бытия.

Василец Марина, Клевцова Ирина,
Марусев Святослав

ГАРМОНИЯ

Гармония выступает как идеал прекрасного, все элементы которого внутренне сбалансированы между собой и создают совершенство целостности.

Гармония - это равновесие между мужскими и женскими энергиями. Чтобы стать Человеком, нужно достичь равновесия между этими энергиями.

Гармония - это Сила осознавания себя Человеком. Концентрируя внимание в Сердце, человек становится созвучным своей Сути (Мужской или Женской): естественным и свободным.

Гармония - это отсутствие внутренних противоречий, суеты и хаоса, желаний самоутвердиться, доказывая кому-либо свою правоту, навязывать своё мнение.

Гармония проявляется как внутренний порядок и дисциплина, обусловленные осознанностью Бытия, чёткой выстроенностью Жизни на основе Божественных Законов.

Гармония в умении любить и ценить Жизнь, каждое её мгновение. Гармония в созидательных действиях и безупречном служении силе Любви.

Гармония - это внутренняя Сила созвучия Духа, Души человека, его тела, сознания и подсознания, которая проявляется естественностью и чистотой помыслов, открытостью и искренностью, лёгкостью и возвышенностью, чётким пониманием своего предназначения, как человека, в любой ситуации.

Описание

Пробудить в себе состояние Гармонии, ощутить её и пропитаться ею - вы можете с помощью настроек, релаксаций, исполнения спонтанных танцев, созерцания картин Природы, прочтения прекрасных стихов и пр.

(другие примеры настроек смотрите в приложении 1)

Настройка «Гармония жизни»

Представьте себя стоящими посреди огромного луга в жаркий летний полдень. Вокруг царствует зной. Воздух насыщен запахами травы и цветов. Солнечные лучи прогревают всё тело. Широта и простор… Над лугом, таинственно мерцая, колышется еле видимое марево… Бездонное голубое небо… Царство Гармонии и Жизни… Вы глубоко вдыхаете ароматы луговых цветов и насыщаетесь Гармонией Жизни…

Стихотворение «Гармония мира»

Гармония мира - мозаика цветная

Оттенки и краски в ней все собрались,

Наполнена светом, искрится, сияет

Свою многогранность явила в ней Жизнь.

Здесь каждая капля имеет значенье

У искорки каждой свой смысл, своя суть

И чтоб к Красоте воплотилось стремленье

Здесь каждый идет безупречно свой Путь.

Спонтанный танец «Гармония»

«Ощущаем состояние Гармонии вокруг, в мягком солнечном свете, в легких прикосновениях тёплого воздуха, напоенного медовыми ароматами трав и цветов, хвойных лесов, чистейшей свежестью реки. С каждым движением спонтанного танца ощущаем, как мягкий золотистый свет Гармонии наполняет тело, усиливая внутреннюю Гармонию. Стремимся проявить и усилить состояние через движения танца, сливаемся с Гармонией, царящей вокруг. Наполняем состоянием Гармонии множество каналов, связывающих нас окружающими людьми, осветляем их, насыщая мягким золотистым светом, усиливая Гармонию во взаимоотношениях. Мы становимся созвучными друг другу»

Примеры релаксаций «Гармония»

  • Представьте себе тёмно-синее с фиолетовым оттенком небо. Впитайте его гармонию и очарование.
  • Вы ощущаете себя под ласковыми лучами Солнца. Вы чувствуете, как растворяетесь в их блаженстве…
  • Ощутите себя на вершине холма, Вы наслаждаетесь и насыщаетесь глубиной неба и окружающим простором
  • Вы растворяетесь в океане эмоционального тепла…

Проявления гармонии

Гармония - это совершенство во взаимодействии Мужского и Женского начал, всех сил и энергий в Мира и Реальности. Такое взаимодействие обладает полным созвучием, единым стремлением, целостностью, и нацелено на постоянное творчество и рождение нового, усиление Жизни везде и во всем.

Основой Гармонии является Божественная Любовь. Достижение Гармонии является одной из главных задач развития и совершенствования Человека, Человечества, Мира и Реальности.

Развитие и совершенствование сопровождается преобразованием старых и созиданием новых энергетических структур у людей, Человечества, Мира и Реальности, обладающими Содержанием и Формой. Интегральным выражением Содержания и Формы является Красота.

Гармония физического тела проявляется как состояние Здоровья. Здоровье физического тела напрямую зависит от здоровья психического, эмоционального и душевного.

Основой Гармонии в семье являются Любовь, Уважение и взаимопонимание между Мужчиной и Женщиной. Задача живущих на Земле Людей состоит в том, чтобы сделать взаимоотношения гармоничными, основанными на Любви и взаимопонимании.

Женщина, как индивидуальное проявление Материи, является носительницей тех энергий, из которых мужчина, как индивидуальное проявление Духа, формирует удовлетворяющую обоих реальность.

Гармония между мужчиной и женщиной проявляется через эмоции и состояния: Радость, Любовь, Восхищение, Умиление, Нежность, Забота, Внимательность, Чуткость, Счастье, Полнота жизни, Магичность бытия, ощущение собственной востребованности и «нужности», Героизм, Спокойствие, Приятие, Симпатия и т.д.

Можно рассмотреть отношения между мужчиной и женщиной на примере гармонии звука. Интервалы и нотки стремятся друг к другу и хотят зазвучать красиво. Они находятся в поиске созвучия между собой, а значит в Гармонии. Например, интервалы ‒ это Мужское начало, а нотки ‒ Женское. Они хотят объединиться, зазвучать и начать жить Красиво, т.е. гармонично, выстраивая соответствующие отношения. Божественные Силы выступают здесь в роли пианиста. Пианист знает, какие нотки будут звучать гармонично, т.е. созвучно, но ведь в разные моменты ему нужны разные гармонии, поэтому он пробует разные аккорды. А аккорд и представляет собой созвучие нот и интервалов. Так же и созвучие Мужчины и Женщины представляет собой Человеческое Существо.

Гармония в Быту проявлена порядком, где каждая вещь знает своё место, согласно её индивидуальным особенностям, царит чистота и аккуратность.

Также очень важно уметь гармонично взаимодействовать с электрическим приборами. Например, при правильном обращении утюг не только разглаживает складки на вещах, но и убирает проблемы, негармоничные ситуации и даже возвращает лицу молодость, уменьшая количество морщин.

Гармония по отношению к Земле и Природным Силам проявляется в чутком восприятии Их как живых существ и в бережном отношении к Ним. Гармония в стремлении быть созвучными эмоциональным состояниям Природы, восхищаясь её удивительной Красотой, многообразием форм, цветов и оттенков, чарующих звуков.

Гармония во взаимоотношениях между людьми основана на чуткости, уважении и понимании, настроенности на то, что Божественные Силы через этого человека хотят донести до меня. Гармония в умении достичь взаимопонимания.

Нередко в транспорте незнакомые люди начинают беседовать, рассказывая друг другу о своей жизни, ища понимания и спрашивая порой совета. Это проявление Гармонии во взаимоотношениях, в умении выслушать и поддержать друг друга. Мы все дети Бога, и наш Отец мечтает, чтобы его дети жили дружно, в Гармонии и Любви!

Гармония на социуме , в трудовом коллективе проявляется в умении понять и принять точку зрения коллег, уважая их профессиональный опыт при выработке общего решения и поиске программы совместных действий при продвижении к поставленной цели.

Гармония в коллективе единомышленников проявляется в сплоченности и единении сердец, в чутком внимании к проявлениям каждого и безупречном, ответственном выполнении своих обязательств. Гармония проявляется «в чувстве локтя», во взаимоподдержке, помощи, в веселом подбадривании друг друга на пути к достижению результата.

Гармония в музыке , гармония звука ‒ это созвучие, т.е. гармоничное звучание. Творения великих композиторов: Моцарта, Шопена, Вивальди, Бетховина и др. несут в мир Гармонию.

Гармония в суфийской традиции

Суфий избегает любых негармоничных действий. Он удерживает ритм речи под контролем терпения, так что никогда не скажет слова преждевременно и не начнёт отвечать, не дослушав вопрос.

Суфий внимательно наблюдает за каждым своим движением и выражением, так же как и за другими людьми, пытаясь сформировать созвучный аккорд гармонии между собой и другими. Достижение гармонии в жизни осуществляется тем же путём, что и умение музицировать, хотя требует ещё более продолжительного и серьёзного изучения, чем развитие музыкального слуха и голоса. Для суфия каждое произносимое слово звучит как нота, правдивая - если слово гармонично, и фальшивая - если слово негармонично.

Чтобы устоять под напором несогласованности, идущей извне, необходимо практиковать устойчивость к тому, что идёт из собственного «Я». Своим «Я» управлять сложнее, чем чужими, но если человек не способен контролировать сам себя, он потерпит неудачу.

Для того, чтобы создавать гармонию нужна сила Духа. Человек, обретший состояние гармонии, способен независимо от внешних и внутренних состояний действовать в соответствии с человеческой этикой, уменьшая дисгармонию в самом себе и окружающем пространстве.

Внутренняя Гармония - очень важный критерий принятия правильного решения. Она проявляется как спокойствие и лёгкая радость. Любое дело выполняется с любовью, а результат лучится Красотой.

Каждый Человек призван нести Гармонию в Мир, наполняя его сердечным теплом и светом, человеческими эмоциями и созидательными делами.

Способы достижения Гармонии или Советы начинающим Гармонистам

  • Осознай ценность Жизни и каждого её момента, определи её смысл и цель. Помни, что смысл жизни и цель определяются лишь тогда, когда помыслы чисты (нет примеси эгоизма) и ты осознаешь себя Человеком, концентрируя Внимание в Сердце. Выстрой стратегию и тактику своего Бытия, составь план достижения поставленных целей и стремись его выполнять.
  • Любую жизненную ситуацию принимай с Благодарностью. Благодарность не даст тебе впасть в дисгармонию (страх, паника, раздражение, восприятие жизни как наказания и т.п.), откроет видение расстановки Сил и высветит те качества, притянувшие ситуацию, которые необходимо трансформировать, усиливая твою Человеческую Силу.
  • Наведи порядок в вещах, делах и в Жизни. Развивай самодисциплину и самоупорядочивание, благодаря которым ты научишься ценить время и доводить все запланированные дела до логического завершения. Не бери на себя повышенных обязательств и нереальных планов, будь адекватным.
  • Все свои действия совершай с Любовью, которая несёт заряд радости, лёгкости и эффективности.
  • Относись к людям и к Миру так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Осознай, что Мир - это зеркало, всё, что вокруг тебя, отражает тебя внутри. Тогда, убирая и гармонизируя себя внутри, можно наблюдать за изменениями во вне.
  • Уважай физическое тело, как живую структуру, через которую происходит одухотворение окружающего мира. Осознанно накапливай в своем теле здоровье и хорошее самочувствие, используя соответствующие настройки, физические упражнения, растяжки, безубойное питание, закаливание и др. методы оздоровления.
  • Пересмотри свою прошлую жизнь и возврати энергию, истраченную в деструктивных и дисгармоничных ситуациях, преобразуй её в Человеческие качества и состояния. Пересмотр избавит тебя и твою жизнь от подобных энергий, а в результате подвергнется трансформации большая часть твоего эгоизма. Внимательно отслеживай любые проявления эгоистических состояний в повседневной жизни и незамедлительно трансформируй их, не допуская дисгармонии.
  • Осознавай себя в течение всего дня. Это даёт приток Божественной энергии в физическое тело, которое в повседневной деятельности постоянно теряет энергию, так как все дела, в том числе и социальные, делаются физическим телом и требуют к себе внимания.
  • Научись смеяться над собой, ты перестанешь ощущать себя плохим или хорошим и зависеть от мнений других людей. Перестав бояться выглядеть дураком, ты обретёшь способность изображать кого угодно и научишься легко и гармонично участвовать в любой ситуации, которые будут дарить тебе силы.
  • Воспринимай Мужчину (или Женщину), который находится рядом, как свою вторую половину, подаренную Богом. Научись выстаивать гармоничные взаимоотношения с ним на основе Уважения, Взаимопонимания, Открытости и Искренности. Помни, что основной задачей Мужчины и Женщины, живущих на Земле, научиться любить друг друга и весь Мир!
  • Осознай себя Сущностью, культивируй качества Человеческой сущности, реализовывая в повседневной Жизни желание стать самим собой!

Приложение № 1. Настройки на состояние «Гармония»

Очень чутко перемещаем внимание в Сердечный центр, прислушиваемся к биению сердца и ощущаем, как с каждой пульсацией по телу разливается сердечное тепло и мягкий свет, свет вашей признательности и Любви к своему телу. Стремимся наполнить этим светом всё тело, ощущаем, как каждая клеточка начинает пульсировать в такт сердечному ритму, напитываясь Любовью. Размываются границы тела и мягкий свет Вашего сердечного тепла и Любви соединяется с мягким сияющим светом, разлитым вокруг. Этот свет проявлен везде и всюду - это Гармония. Почувствуйте, как изменилось ваше эмоциональное состояние, появилась уравновешенность и лёгкая радость, внутренняя Гармония.

Ощутите, как состояние Гармонии проявляется в окружающей Природе. Гармония как проявление Любви Мужского и Женского начал. Любовь Солнца и Земли воплощается в Гармонии красок, форм и очаровывающей Красоте цветов, в благоухающих ароматах разнообразных трав, в величественном могуществе статных деревьев. Любовь Воды, соединяясь с Солнцем, наполняет Мир радужным сиянием бриллиантовой росы. Всепроникающий Воздух, соединяясь с Водой, воплощается в Гармонии движения облаков, завораживающих взгляд. Всё вокруг в окружающей Природе находится в гармоничном равновесии. Наша Задача, как Человеческих существ своими эмоциями, словами, усилить эту Гармонию. Сонастраиваемся с Гармонией, царящей вокруг, просим Силы Природы помочь нам стать гармоничными.

Любовь и гармония

Представьте себя сидящими на Земле. Прикоснитесь к ней руками. Наклонитесь к Земле и ощутите её аромат. Прислушайтесь к ней и ощутите её Жизнь. Впустите в себя осознание, что Земля - наш Дом. Она всегда с нами, где бы мы ни были. Её забота, её тепло и мягкость, её Любовь проявляются постоянно… Прижмитесь грудью к Земле, раскройтесь ей навстречу и погрузитесь в её ласку, мягкость, тепло и Любовь…

Гармония и уверенность

Представьте себе скалу, нависшую над горным озером. Почувствуйте её мощь, спокойствие и силу… Ощутите её неторопливый мудрый ритм жизни. Настройтесь на эмоциональные состояния скалы, слейтесь с ней. И вместе со скалой полюбуйтесь гладью озера и отражениями в нём. Послушайте неторопливые разговоры с ветром и облаками. Ощутите уют трав и мхов, птиц и животных. Погрейтесь под ласковыми лучами Солнца.

***

Представьте себя среди белых шарообразных хризантем. Вы любуетесь стройностью стеблей хризантем, ажурностью и лёгкостью их цветков. Вы восхищаетесь совершенством лепестков, их чистотой и свежестью. Вдыхаете аромат цветков и вместе с ним впитываете в себя их чистоту и свежесть, изящество и красоту, лёгкость и нежность.

Гармония жизни

Представьте себя в горах. Вы видите белоснежные сияющие горные вершины. Вдыхаете чистый прозрачный воздух. Любуетесь мощью и красотой гор. Вы купаетесь в золотистых лучах сияющего Солнца. Вы ощущаете девственную чистоту и нежность снеговых шапок вершин и растворяетесь в них, ощущая ласку Солнца…

(При написании реферата использованы материалы с сайта ЦПФС «Единение» и книги С.В.Барановой)

Мы часто подвергаемся стрессу. Каждому знакомо состояние, когда ничего не хочется, все валится из рук, и вы не знаете, как из этого состояния выйти.

Нам кажется, что в этом виноваты окружающие, которые нас не понимают, всячески досаждают и не дают спокойно жить. Но если вспомнить – окружающий мир лишь отражает наше внутреннее состояние (внешнее соответствует внутреннему). Когда мы обретем гармонию в себе, изменится и внешний мир.

Как же прийти к гармонии в себе? Медитация? Поездка в отпуск? Но отпуск бывает лишь раз в году, а медитацией, откровенно говоря, мало кто готов заниматься. Над гармонией в себе надо работать каждый день, и для этого приводить в порядок не только свой духовный мир, но и психический, ментальный и физический. Вы находитесь в гармонии с собой, когда вы спокойны, ум ясен, душа «поет», а тело энергично.

Конечно, это еще не все, что необходимо для достижения гармонии. Если у нас нет денег, то вряд ли можно чувствовать себя хорошо. Поэтому я хочу выделить еще одну, пятую сферу, назвав ее «жизнеобеспечением» – то, что приносит вам достаточно денег, чтобы было время и желание заниматься собой.

Если каждый день уделять внимание этим сферам и заботиться о них, то вы, а значит и ваша жизнь, станете гармоничнее.

Физическая активность наряду со здоровым питанием. На пользе этих вещей я не буду останавливаться, они не нуждаются в доказательствах, а многообразие комплексов упражнений, доступных нам, достаточно, чтобы каждый выбрал свой и придерживался его регулярно. Главное, чтобы хватило .

❝Блаженство тела состоит в здоровье, а блаженство ума – в знании❞

Шаги к гармонии – психическая сфера

Знаете ли вы, что настоящих чувств у нас всего лишь четыре – счастье, грусть, страх и гнев, и что интересно – положительное только одно!

Эмоции же являются так называемыми рэкетными чувствами (от «рэкет» – вымогательство). Этими эмоциями мы требовали в детстве любовь, внимание и добивались своего через манипулирование.

Психика – самая неуправляемая сфера из всех, и нужно трепетно ее оберегать, если не получается контролировать свои эмоции. Избегать ситуаций, которые плохо отражаются на эмоциональном состоянии.

Не любите что-то делать, куда-то ходить, с кем-то общаться – не заставляйте себя, будьте принципиальны. Избегайте (по возможности) людей, с которыми вам некомфортно, общайтесь с теми, с кем вам хорошо. Не смотрите новости, не участвуйте в бессмысленных спорах. Заботьтесь о своей эмоциональной сфере. Отпускайте обиды, прошлое, избавляйтесь от чувства вины!

❝Не переживай о многом, и ты переживешь многих❞

Шаги к гармонии – духовная сфера

❝Самое важное - это навести порядок в душе. Соблюдаем три «не»: не жалуемся, не обвиняем, не оправдываемся❞ Б. Шоу

Наш дух нуждается в дисциплине, не стоит игнорировать это. А душе нужна своя пища – хорошие книги, приятный отдых с важными для вас людьми, увлечение, время наедине с собой настоящей и своими мыслями (назовем это ).

Понять, что лечит вашу душу можно только по результатам – чувству вдохновения, облегчения или очищения, которые вы обретаете. Чувства прощения и благодарности так же позитивно влияют на нашу душу.

❝Лечите душу ощущениями, а ощущения пусть лечит душа❞ О.Уайльд

Хочется привести выдержку из книги С. Кови «Семь навыков высокоэффективных людей», где описана интересная методика духовного обновления человека. Ее можно вполне взять себе на заметку.

Артур Гордон в небольшом рассказе «Поворот в жизни» излагает восхитительную, глубоко личную историю собственного духовного обновления. Он повествует о том периоде своей жизни, когда вдруг ощутил, что все вокруг утратило новизну и яркость. Вдохновение иссякло; он заставлял себя писать, но усилия эти были бесплодны. Наконец писатель решил прибегнуть к помощи врача. Не обнаружив у пациента никаких физических отклонений, доктор спросил, способен ли тот в точности выполнять его инструкции в течение одного дня.

После утвердительного ответа Гордона, врач велел ему провести следующий день в том месте, с которым связаны самые счастливые воспоминания его детства. Врач разрешил ему взять с собой еду, но сказал, что он не должен будет ни с кем разговаривать, не должен будет читать, писать или слушать радио. После чего врач передал ему четыре сложенных листка с предписаниями и велел прочитать одно в девять утра, второе в полдень, третье в три часа дня и четвертое в шесть вечера.

На следующее утро Гордон отправился на побережье. Открыв первое предписание, он прочел: «Слушайте внимательно!» Он решил, что доктор не в своем уме. Как это можно: слушать в течение трех часов! Но поскольку он обещал врачу, что будет выполнять его наставления, он стал слушать. Слух впитывал обычные шумы моря и пение птиц. Через некоторое время он начал различать другие звуки, не столь очевидные вначале. Слушая, он начал размышлять над тем, чему в детстве учило его море, – терпению, уважению и чувству взаимозависимости всего сущего. Он слушал звуки, он слушал тишину, и в нем росло ощущение покоя.

В полдень он развернул второй листок бумаги и прочел: «Попытайтесь вернуться назад» . «Куда это, «назад?» – недоумевал он. Может быть, в детство, в свои счастливые воспоминания? Гордон стал думать о своем прошлом, о мгновениях счастья. Он старался представить себе их во всех подробностях. И, вспоминая, ощутил, как внутри у него становится теплее.

В три часа дня Гордон развернул третий листок. До сих пор предписания врача было выполнять несложно. Но это было совсем иным, в нем значилось: «Проверьте свои мотивы» . Вначале Гордон занял оборонительную позицию. Он думал о том, к чему стремился в жизни, – об успехе, о признании, о безопасности, - и находил убедительное подтверждение всем этим мотивам. Но вдруг к нему пришла мысль, что все эти мотивы не достаточно хороши и что, возможно, именно здесь и кроется причина его нынешней депрессии.

Он тщательно разобрался в своих мотивах. Подумал о счастливых мгновениях своего прошлого. И, наконец, нашел ответ.

«И вдруг с удивительной ясностью я увидел, – пишет Гордон, – что при неправильных мотивах ничто в жизни человека не может быть правильным. Неважно кто вы такой – почтальон, парикмахер, страховой агент или домохозяйка. Когда вы понимаете, что служите другим, дело у вас спорится. Если же вас заботят только интересы собственной личности, дела ваши идут не слишком хорошо, – и это закон, столь же непреложный, как закон тяготения».

Когда стрелки часов подошли к шести вечера, оказалось, что последнее предписание выполнить проще простого. «Напишите все свои тревоги на песке» , –значилось на листке. Гордон присел на корточки и написал обломком раковины несколько слов; потом повернулся и зашагал прочь. Он не оглядывался назад: знал, что скоро накатит волна прилива.

Шаги к гармонии – ментальная сфера

Ум тоже нуждается в своей особенной пище. В новых знаниях, генерировании идей, решении сложных задач. Ум нужно , именно на него женщина может рассчитывать (если больше не на кого): с мужской силой может сравняться только женский ум.

Ум довольно интересный инструмент. Когда вам кажется, что вы полностью выдохлись, у вас неожиданно появляется еще идея, а за ней еще и еще, надо только не отступать.

Главный наш враг в этой сфере – умственная лень. Мозг сам стремиться не думать! Эксперты объясняют это так:

❞ Мозг – странная структура. С одной стороны, он позволяет нам думать, с другой – не позволяет. Ведь как он работает? В расслабленном состоянии, когда вы отдыхаете, скажем, смотрите телевизор, мозг потребляет 9% всей энергии организма. А если вы начинаете думать, то расход повышается до 25%. А ведь у нас за плечами 65 миллионов лет борьбы за еду, за энергию. Мозг привык к этому и не верит, что завтра ему будет, чем питаться. Поэтому он категорически не хочет думать. (По этой же причине, кстати, люди склонны переедать.) ❞

Все в нас взаимосвязано: здоровое тело дает чувство счастья, открытый канал между умом и душой приносит интуитивные прозрения. Чувства лечат душу, а ум дает толчок чувствам.

Всем известно, чтобы любая вещь долго работала и не ломалась, о ней нужно постоянно заботиться. Если не менять в машине масло, то это выведет из строя весь автомобиль. Не забывайте заботиться о каждой части себя. Делайте каждый день четыре шага к гармонии и вы достигните ее, и мир вокруг вас тоже станет гармоничным.

Несколько иная интерпретация той же темы – в статье .

Противоречивость культуры XIX в. еще ярче высветилась в развитии ее эстетической и художественной составляющей. Именно в этом веке, как никогда, в европейской эстетике и художественной культуре проявилось тяготение к трезвому художественному анализу видимого и слышимого мира, к натурализму или реализму в его изображении, в выражении художественной мысли, к динамичной гармоничности художественных творений, к небывалой масштабности осмысления человеческого бытия, к свободе художественного творчества. В основе всего этого лежал, как считали, разум. Еще Кант определил красоту как форму целесообразности предмета (правда целесообразности без цели). И для Гегеля прекрасное было связано с разумом, с истиной; красота им понималась как чувственное явление истины. И тот и другой считали, что искусство являет идеи разума в чувственно постижимом. Являются же эти идеи, в том числе и нравственные принципы, в качестве гармонии. Шиллер прямо заявлял, что красота - одно из проявлений гармонии. Гармония же понималась в XIX в. как реализация особого соотношения частей, частей и целого, как соразмерность, пропорциональность, согласованность форм, движений и т.д. В целом, идеалом художественности и оказывалась ясная гармоничность, даже если она сложна. В связи с некоторой абсолютизацией познания, главной задачей искусства считалось познание мира и жизни, постижение, осмысление тайн мироздания, особенностей бытия человека и общества. Некоторые сложности при этом возникали с музыкой, которую высоко ценили, но которая с трудом связывалась с познанием. Впрочем, музыка, ставшая в XIX в. одним из ведущих видов искусства, наполнялась литературными темами, сюжетами. То же происходило и с живописью. Литература в XIX в. доминировала и пронизывала, подпитывала другие искусства: музыку - через либретто опер и балетов, тематику инструментальных сочинений, тексты ораторий, кантат, романсов и т.д.; изобразительное искусство - через тематический ряд, не говоря уже о сюжетах картин. В литературе и других видах искусства существенно развились крупные формы: роман, повесть, опера, балетный спектакль, симфония, масштабные живописные полотна. Это не означало исчезновения более мелких, зато отточенных до совершенства, форм, как, например, рассказы И. А. Бунина в России конца XIX в.

Реалистическая линия в искусстве XIX в. исходила из необходимости сознательного творчества художника, познающего, анализирующего действительность для художественного обобщения. Вымысел был допустим, но до известного предела. В изобразительном искусстве, да и вообще в искусстве, ценилась выше всего точность (художественная, конечно, не протокольная). Точность в изображении того, что видишь и знаешь, точность в выражении художественной мысли. Ценными поэтому стали изображения природы, как она есть, особенностей человека и среды (географической и социальной), особенностей национальных, психологических, речевых. Художник вскрывал истину мира, искал правду жизни. И это было ново, масштабно, глубоко, серьезно. В литературе XIX в. реализм связан с именами О. Бальзака, Ч. Диккенса, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и мн. др.; в музыке - Бетховена, И. Брамса, Ф. Листа, Дж. Верди, М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского; в театре - К. С. Станиславского. Крупномасштабно и реалистическое изобразительное искусство XIX в., ярчайшими представителями которого стали русские художники-передвижники (И. Н. Крамской, И. К. Айвазовский, И. И. Шишкин, И. Е. Репин). Реализм XIX в. был мощен и плодотворен. Это было великое классическое искусство (рис. 8.1).

Рис. 8.1.

Но к реализму не сводилось все художественное богатство столетия. И даже для самых страстных реалистов, наряду с правдивостью, истинностью, как принципом художественного творчества, был важен принцип свободы - той свободы, которая ограничивалась лишь требованием художественной правды, соответствия изображения и выражения действительному миру. Принцип свободы по-иному исповедовался романтиками XIX в., а затем символистами и представителями так называемого стиля «модерн». Для реалистов жизнь была очевидно важнее искусства. Искусство должно было служить жизни, будучи само жизненно-разумным, даже если бурным и мятежным. Романтики же, а позже символисты, были убеждены в том, что искусство ценно само по себе, что художник не связан исходно внешним миром с его видимостью. Тем более, он не связан художественными принципами, сложившимися стилями, правилами и канонами. Многие из тех, кого мы называем великими художниками-реалистами, оставались или были в то же время романтиками (например, Гоголь). По мнению В. В. Вейдле, романтизм был в той или иной мере свойственен любому великому художнику XIX в. Действительно, ведь и Дж. Г. Байрон в Англии, и В. Гюго во Франции, и Г. Гейне в Германии, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов в России и многие-многие другие хотя бы начинали с явного романтизма. Вейдле даже у Толстого, не говоря уж о Флобере, находит романтические черты. Ибо под романтизмом он понимает, прежде всего, бунт против стиля, правил, условностей, эстетических норм. Романтизм, по утверждению Д. С. Наливайко , был не только и не столько художественным направлением, сколько особым мироощущением. И романтическое мироощущение в разной степени проявлялось у самых разных художников XIX в. (и у Э. Т. А. Гофмана, и у Ф. М. Достоевского, и у Г. Берлиоза, и у Р. Вагнера, и у К. П. Брюллова (рис. 8.2), и у В. В. Верещагина).

Рис. 8.2.

Романтики, у которых данное мироощущение доминировало, исходили из того, что в мире нет ничего законченного и самодостаточного. Мир виделся им как живой организм, в каждой частице которого, так или иначе, было выражено целое. И если механицисты и живую природу объясняли как машину, то у романтиков и неживая природа одухотворялась:

«Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...»

Романтики постигали сложную противоречивость мира, как его богатство, и представляли мир многогранным. Искусство тоже виделось ими живым, многоплановым аналогом творящей природы. Художник для них не просто осмысляющий бытие субъект, а творец, способный пересоздавать миры, гений. Поэтому никаких методов, систем, правил вечных образцов, традиций, но полная свобода творческого духа художника, которого волнует драматизм человеческих проблем. В произведениях романтиков - нередко грандиозные и почти всегда мятежно-трагические, иногда гротескно-трагические образы и страсти. В романтизме XIX в. воплотилось представление о враждебности действительности человеку, о несовпадении в жизни должного, желаемого и того, что есть. Романтики выразили неприятие буржуазной действительности, ее холодного, расчетливого и пошлого практицизма, рассудочного рационализма, стандартизации личности. С точки зрения романтиков, каждый человек должен быть свободным. Свобода творчества художника - это просто наиболее полная реализация естественной для человека свободы. В нашем несовершенном мире художник способен создавать совершенное, используя необычные средства и приемы. Искусство романтиков чаще всего символично, аллегорично, метафизично. В нем, очевидно, начался отход от традиционных методов искусства, которые утвердились в Европе с эпохи Ренессанса. Впрочем, в русле реалистического направления, переплетавшегося с романтическим, зрело то же самое. Так, в рамках вполне традиционной живописи во Франции вызрел импрессионизм.

Художники-импрессионисты, такие как К. Моне, О. Ренуар, К. Писсарро и другие, были настроены на максимальное приближение изображения действительности - к самой действительности, стремились к наиболее точному изображению природы, человека. Они пытались зафиксировать фрагменты мира, как они есть. Импрессионисты усилили традиционный принцип «пиши, что видишь», до «пиши, как видишь». Они продолжали считать глаз гарантией правды в изображении, а целью искусства - видение и выражение правды этого мира, его истинности, его объективной красоты. Но при этом акценты в творчестве переносились на субъективное видение мира «как он есть». Изображаемый импрессионистами мир как бы «поплыл», вибрируя, теряя устойчивость и определенность форм. И вместе с этим художники, увлеченные поисками новых выразительных средств и изобразительных возможностей, создавая великолепные по живописности полотна, ушли от острых, болезненных социальных и личностных тем и проблем, уводя зрителей в мир, волнующий своей красотой, одновременно и реальной, и как бы ирреальной.

Таким образом, в искусстве XIX в. достаточно отчетливо выделялись две основных направленности, две, в общем, сходящихся линии. Первая - линия реализма, в крайности своей доводимая до натурализма и принципиального анэстетизма, доводимая до грани, которую ни один значительный художник не переходил. Как бы ни шокировали читателей «Цветы зла» Ш. Бодлера, в них проявилась романтически-намерен- ная натуралистичность в рамках вполне традиционной поэтики. Каким бы оскорбляющим пуританский вкус ни выглядел Золя в своих романах, его проза была на грани действительной натуралистичности, но не за гранью. Сам способ описания всяческой житейской «грязи», состав употребляемых для этого слов и выражений, оставались в русле литературной традиционности. Русские художники-передвижники, изображая самые неприятные и даже страшные моменты жизни, изображали их, не разрушая устоявшихся эстетических норм. Верещагин живописал ужасы войны, но живописал по-прежнему «красиво». Конечно, реалистические устремления в искусстве противопоставлялись украшательству действительности. Художники-реалисты боролись с античеловечностью и пошлостью социальной жизни путем ее как можно более правдивого изображения. Их таланты и душевные силы осознанно направлялись на осмысление существенных для человека и общества проблем, в том числе нравственных, на пробуждение «лирой чувств добрых». Таким способом утверждались и отстаивались ими ценности культуры.

Импрессионизм и постимпрессионизм находятся, как представляется, между этой, реалистической линией и другой, вроде бы ей противоположной. В линии романтиков, символистов, представителей стиля модерн воплотилось стремление художников стать выше грязной и пошлой буржуазной действительности, преодолевать ее, бороться с ней, порождая совершенство в несовершенном мире. Именно так они «спасали» культуру, пытаясь всячески вносить красоту в жизнь, в том числе и в быт людей.

Постимпрессионисты (В. Ван-Гог, П. Гоген, А. Тулуз-Лотрек, П. Сезанн) все, так или иначе, прошли «школу» импрессионизма. Но живопись старших собратьев казалась им чересчур беззаботной и умиротворенной, слишком настаивавшей на точности воспроизведения увиденного. Сезанн недаром как-то сказал о К. Моне, что он - «только глаз» (хотя прибавил - «зато какой глаз!»). Для постимпрессионистов живопись их предшественников была мало размышляющей, ориентированной на изображение гармонии линий, света и цвета, живописной гармоничности мира. Постимпрессионисты сделали акцент скорее на его дисгармоничности, диссонансах, живописных и социальных, и выражали свою неудовлетворенность жизнью, такой «как она есть». Их картины пронизаны ощущением драматизма, чувствами ярости, боли, тоски. Они изображали гнусность буржуазной «прозы жизни» и «бежали» от нее к естественности природы и нетронутых цивилизацией человеческих сообществ (как Гоген на о. Таити). И если импрессионисты «размыли» формы окружающего мира, то постимпрессионисты начали процесс их утрирования и, в то же время, акцентирования цвета, причем, по выражению Ван-Гога, - цвета самого по себе. Исследователи искусства сближают постимпрессионистов по характеру и сущности их творчества с разными художественными направлениями - то с реалистами, в связи с их стремлением изображать то, что есть, не приукрашивая действительность, то с символистами, так как творчество постимпрессионистов зачастую символично, то с более поздними, явно модернистскими, течениями в живописи XX в.

Связь постимпрессионизма с символизмом, очевидно, существовала, также как и у «чистых» импрессионистов, неоимпрессионистов. Символистам были близки новации импрессионистов, ибо они довели иллюзорность изображения до критической точки, за которой предмет становится неотделимым от его субъективного видения. Символизм делал акцент именно на последнем, не стремясь к точному воспроизведению внешнего мира, а создавая иллюзии-символы, образы-аллегории, выражая свои художественные идеи. Символистам нравилась и независимая новаторская позиция импрессионистов и постимпрессионистов, которых долгое время не принимали традиционно настроенные художники, искусствоведы и публика.

Для символистов было характерно утверждение исключительности художника, его права на свободную импровизацию, на фантасмагории. Так, А. Белый отмечал, что проповедники символизма «видят в художнике законодателя жизни...», что «символизм подчеркивает примат творчества над познанием... значение формы художественных произведений» . Белый при этом определял символ как «...образ, взятый из природы и преобразованный творчеством; символ есть образ, соединяющий в себе переживание художника и черты, взятые из природы. В этом смысле всякое произведение искусства символично по существу» .

Даже если это так, то символичность, характерная для всякого произведения искусства, у представителей символизма, осознанно реализуемого художниками конца XIX - начала XX в., стала центральной, самодовлеющей доминантой творчества.

Символисты - художники и поэты - были озабочены не точной передачей особенностей внешнего мира (природы), а изображением своих представлений о нем, с помощью символов, аллегорий и пышно развитых декоративных форм. Претендовали они на воплощение своих художественных идей в чувственно-воспринимаемых, эстетических формах . Как говорил О. Редон, один из символистов, он стремился объединить человеческую красоту с волшебством мысли.

Символизм развивался и в живописи, и в европейской, в том числе и русской, поэзии (П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме, А. Блок, Белый и др.); в европейском театре (М. Метерлинк).

Установка на символичность, декоративность и общий эстетизм, стремление к авторскому созданию красоты, волшебной, неземной, пронизали европейское искусство последней четверти XIX в., захватив частично и начало XX в. Особенно ярко это сказалось в развитии последнего по времени великого художественного стиля (после классицизма, барокко, рококо и др.) , так называемого стиля модерн, который под разными названиями стал доминировать в Европе. Этот художественный стиль вобрал в себя и романтические, и импрессионистские, и символистские тенденции. Но для него стала свойственной особая ориентация на массовость, на прикладной характер творчества, стремление к художественному воздействию на все сферы жизни. С одной стороны, это шло от осознания художниками грубой индустриализации жизни, ее обезображивания. Отсюда порождались, порой преувеличенные, эстетизм, декоративизм. С другой стороны, поскольку художники задались целью преобразовать средствами искусства всю окружающую среду, в том числе промышленную, обиходные предметы и вещи, они развивали и рациональное конструктивное начало и, очевидно, пытались соединять красоту с пользой, с функцией.

Красоту обрела для них смысл, едва ли не религиозный. Как говорил М. А. Врубель, «красота - вот наша религия». Эту красоту художники пытались увидеть и в реальном мире, т.е. мире живой природы (растения, животные, насекомые), и во всем таинственном запредельном, мистическом, неявном - в движении стихий, вихрях линий, хороводах форм. Искусство при этом понималось как самая лучшая, совершенная жизнь, а художник - как творец и пророк такой жизни. Задачей художников становилось по возможности сделать всю обычную жизнь художественной, прекрасной. В Европе множились художественные магазины, салоны. Сыпались заказы на новые архитектурные решения в строительстве банков, различных, порой грандиозных, сооружений (Эйфелева башня!), частных домов. Причем архитекторы начали проектировать не только сами здания, но и интерьеры со всей обстановкой, всем антуражем, с привлечением к работе художников, мастеров-ремесленников. В стиле модерн стали делать мебель, одежду, настольные лампы, ширмы и т.д. и т.п. Этот стиль широко вошел в книжную и журнальную графику, рекламу. Художественные произведения в стиле модерн были иногда несколько (порой чересчур) усложненными, но всегда изящными, волнующими воображение, как бы дразнящими вкус. Художники мастерски использовали мифологические, поэтические и сказочные образы (кентавров, сфинксов, русалок), символичные изображения цветов, как простых (подсолнухов), так и экзотичных (орхидей, лилий), а также животных, птиц, насекомых (особенно змей, лебедей, павлинов, бабочек, стрекоз). Все это было искусно связано в композиционных решениях, изысканно, извилисто, подвижно, ярко, театрально эффектно, искусственно и прекрасно. Этот художественный стиль, в целом ушедший, до сих пор продолжает оказывать плодотворное воздействие на промышленный и бытовой дизайн, архитектуру, моду.

Обе линии - реалистическая и символическая - в XIX в. совмещались, перекрещивались. И обе, вместе и отдельно, доходя до крайностей, достигая вершин художественности, предвозвещали начало великого перелома не только в художественной, но и в целом в европейской и мировой культуре - перелома, который начал ощущаться в конце XIX в. и стал реальностью для всего XX в.

Однако, на протяжении XIX в. развитие цивилизации и культуры даже в Европе (не говоря уж о мире), оставалось неравномерным. В этом развитии намечались и были представлены некоторые черты будущих структурных потрясений. Но ощущались они далеко не всеми. Напротив, сознательное население Европы было уверено в успехах цивилизационно-культурного прогресса, в устойчивости сложившихся ценностных систем и предпочтений. В качестве высшей ценности и главного ценностного критерия для европейцев утвердился вроде бы Разум. Все другие ценности цивилизации и культуры соотносились с ним, сверялись со шкалой «разумности - неразумности».

В связи с этим, Истина должна была быть полезной, Добро - целесообразным, Вера - удобной, Красота - ясной, функциональной, служащей Добру, Свобода - разумной, Любовь - оформленной и законной. И вот такие ценности-идеалы должны реализовываться в жизни, которая уже в известной мере упорядочена и будет упорядочена еще более, на основе разума, для осуществления этих идеалов везде, где они пока не действуют. Сомневаются же в этом интеллектуальные снобы, нытики, декаденты. В XIX в. очень многие смотрели в будущее, пусть со сдержанным, но оптимизмом, верили в то, что в культуре действуют традиции. И именно традиции европейской культуры дадут возможность торжества гуманизма. Верили тому, что общество, человечество, при всех отступлениях от принципов гуманизма, идеалов традиционной культуры, в целом движется, развивая эти традиции, к гармонии, достижимой, хотя и через борьбу.

XX век с самого начала стал опровергать общий оптимистический настрой, присущий предшествующему столетию - Золотому веку европейской, в том числе русской, и даже мировой культуры.

Белый А. Символизм как миропонимание. С. 23.

  • Несколько позже развился еще «конструктивизм», но этот стиль не был столь всеобщим.