Школьник: составляем ему распорядок дня. Режим дня школьника: основные правила

Одним из первых шагов для сохранения здоровья ребёнка можно считать – режим дня школьника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Режим дня школьника

Одним из первых шагов для сохранения здоровья ребёнка можно считать – режим дня школьника.

Для начала, что такое режим дня для школьника. Это наиболее рациональное распределения времени суток, на периоды работы, сна и отдыха. Строится режим дня не только школьника, но и любого человека, на основе биологических ритмов человеческого организма. Пример: повышенная работоспособность отмечается в период с 11 утра до 13 часов дня, второй период повышенной работоспособности, хотя он и менее интенсивен и продолжителен отмечается в период с 16 до 18 часов вечера. Хорошо то, что дети достаточно легко и быстро привыкают к школьному распорядку, а значит и дома необходимо выстроить такой же режим дня, как и в школе.

Режим дня школьника - это чередование труда и отдыха в определенном порядке.

Режим – слово французское и в переводе означает «управление». В первую очередь это управление своим временем. Но в конечном итоге – и своим здоровьем, и своей жизнью.

В режиме школьника должно быть все точно распределено: продолжительность учебных занятий в школе и дома, прогулки, регулярность питания, сон, чередование труда и отдыха. И это не случайное требование. Когда человек соблюдает правильный режим, у него вырабатываются условные рефлексы и каждая предыдущая деятельность становится сигналом последующей. Это помогает организму легко и быстро переключаться из одного состояние в другое.

От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое и психическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.

Чтобы детский организм развивался правильно немаловажно уделить внимание режиму дня школьника. Прежде всего необходимо организовать очередность различных видов деятельности и свободного времени. От распорядка дня зависит не только настроение ребенка, но и здоровье в целом. При хроническом переутомлении, тормозится рост и развитие ребенка, ухудшается состояние здоровья школьника. При соблюдении режима ребенок становится физически активней, проходит успешнее обучение в школе. Полноценный сон даёт возможность легче воспринимать информацию на уроках, повышается работоспособность. Важно правильно организовать выполнение школьником домашних заданий. Благоприятное время для приготовления уроков - 15-16 часов. Для восстановления работоспособности через каждые 30 минут необходим перерыв. Рекомендуется готовить уроки с легких заданий и переходить к наиболее трудным. Первоклассникам зачастую не хватает двигательной и физической нагрузки, что приводит к утомляемости. Поэтому в распорядке дня у школьника обязательно должны присутствовать утренняя гимнастика и физические разминки во время выполнения домашних заданий. На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников младших классов нужно отвести 1,5-2 часа, школьникам 4-7 классов 2-3 часа, старших классов 3-4 часа. Младшим школьникам настоятельно рекомендуется ограничить просмотр телевизора до 45 минут в день. Телевизор желательно смотреть сидя, на расстоянии от 2 до 5 м от экрана. Нежелательно выполнять домашние занятия перед сном. Вечерние часы обязательно должны быть свободными и посвящены отдыху. При соблюдении режима дня центральная нервная система вырабатывает полезные привычки, которые значительно облегчают переход от одного вида деятельности к другому. Вот, почему необходимо строго придерживаться определенного времени подъема и отхода ко сну, приема пищи, выполнения домашних заданий.

Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:

1. Правильное чередование труда и отдыха.
2. Регулярный прием пищи.
3. Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.
4. Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.
5. Определенное время для приготовления домашних заданий.
6. Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.

Формируя режим дня школьника учитывайте периоды физического развития. Для разного возраста есть свои особенности. В 6-7 лет отмечается повышенная чувствительность к неблагоприятным внешним факторам и быстрой утомляемостью при обучении. В младшем школьном возрасте продолжаются процессы окостенения и роста скелета, развития мелких мышц кисти и функциональное совершенствование нервной системы. Возраст 11-14 лет характеризуется резкими гормональными сдвигами и интенсивным ростом. Происходит быстрое развитие внутренних органов: сердце растёт быстрее, чем просвет сосудов, и возникает юношеская гипертензия. В 15-18 лет происходит завершение полового созревания, сохраняется преобладание общего возбуждения и психической неуравновешенности. Удачно составленный режим дня поможет преодолеть вашему ребенку трудности, он будет чувствовать себя увереннее, зная последовательность действий.

Каждый день школьника должен начинаться с утренней гимнастики, которая недаром называется зарядкой, так как прогоняет остатки сонливости и как бы дает заряд бодрости на весь предстоящий день. Комплекс упражнений утренней гимнастики лучше всего согласовать с преподавателем физической культуры или педиатром. По совету школьного врача в гимнастику включаются такие упражнения, которые исправляют нарушения осанки. Желательно включать нагрузку для туловища, мышц рук, ног, брюшного пресса и спины, упражнения на гибкость позвоночника и подвижность тазобедренных суставов.

Завтрак обязательно должен быть горячим и довольно плотным, составляя четверть от суточной потребности ребёнка. Хорошо подойдет для завтрака овсяная или гречневая каша, чай и что-то сладкое, например творожный сырок. Прием пищи должен проходить в тихой, спокойной и доброжелательной обстановке. Не разрешайте детям во время еды читать книги и разговаривать. Второй завтрак ребёнок получит в школе.

Вернувшись из школы, ребёнок должен пообедать и обязательно отдохнуть. Послеобеденный отдых составит около 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора. Хорошо если ребенок поспит.

Приготовление уроков лучше отложить до 15 - 16 часов дня, соответствующий физиологическому ритму наилучшего усвоения информации.

Полтора-два часа свободного времени ребенок может использовать для занятий по интересам (чтение, рисование, игра, просмотр телевизионных передач и др.). В это же время ребенок посещает различные секции: спорт, музыка, рисование, плаванье. Не стоит забывать и о прогулках на свежем воздухе.

После ужина наступило время прогулки перед сном.

Очень важным фактором в режиме дня школьника является сон. Во время сна снижается деятельность физиологических систем организма, и только мозг, сохраняя активность, продолжает перерабатывать полученную в течение дня информацию. Гигиенически полноценным считается сон, имеющий достаточную для данного возраста продолжительность и глубину. Школьник должен спать не менее 9-10,5 час. Оптимальным будет сон с 21.00 до 7.00. Очень важно, чтобы ребенок всегда ложился и вставал в одно и то же время, тогда будет обеспечено и быстрое засыпание, и легкое пробуждение. Перед сном обязательно следует умыться, почистить зубы, помыть ноги и хорошо проветрить комнату.

Запомните, что распорядок дня школьника, которого придерживались всего 10 лет назад, практически неприемлем для современного ученика. Сегодня школьники испытывают намного большие нагрузки: новые предметы, более интенсивные способы обучения, олимпиады, внеклассные занятия и т.д. Поэтому современному школьнику требуется и современный правильный режим дня.

Основы правильного распорядка и режима дня для школьника

Наиболее важными основами распорядка дня школьника являются занятия в школе и дома, активный отдых, который максимально возможное время должен проходить на свежем воздухе, правильный и полноценный режим здорового питания, свободное личное время, в которое ребёнок будет заниматься тем, что ему нравится, здоровый и полноценный сон. Запомните, что при чётком соблюдении строгого распорядка дня школьником у него быстро выработаются привычки и вскоре он сам начнёт его соблюдать без всяких напоминаний, что серьёзно повысит его работоспособность. Но, как мы помним, ребёнок это всегда яркая индивидуальность, поэтому режим дня необходимо составлять для школьника исходя из его личных и возрастных особенностей.

Каким должен быть распорядок дня школьника

Зарядка

С чего же должен начинаться день для школьника? С зарядки. Да, многим родителям кажется, что зарядка их ребёнка абсолютно не нужна, так как он уже посещает после школы одну из спортивных секций. Но. обратите своё внимание на само название процедуру – зарядка, то есть действие, которое зарядит Вашего ребёнка энергией на целый день и поможет подготовить организм к нагрузкам предстоящего дня, к учёбе в школе. Так, что зарядка обязательно должна присутствовать в правильном режиме дня школьника, причём именно с утра. Для утренней физ. зарядки старайтесь выбирать упражнения, которые бы задействовали все группы мышц, но помните, что мышцы брюшного пресса, мышц тела, рук и ног – обязательно нуждаются в нагрузке. Также обязательны упражнения на гибкость. Следите за тем, чтобы ребёнок делал упражнения в строгой последовательности: сначала простые потягивания, затем упражнения для мышц рук и плечевого пояса, после этого упражнения для туловища и ног. Желательно зарядку закончить бегом и прыжками. Также помните о том, что для разного возраста, зарядка должна быть разной продолжительности – от 10 минут до 30 минут. Также с возрастом необходимо увеличивать постепенно сложность упражнений и скорость их выполнения. Также очень важно, чтобы во время физических занятий был приток свежего воздуха в помещение (в идеале зарядка выполняется на свежем воздухе, на улице).

Утренние процедуры

Следующим пунктом в режиме дня школьника должны быть водные гигиенические процедуры. Для детей школьного возраста очень важно принять после физических упражнений душ. Также душ с утра хорош тем, что он быстро избавит школьника от сонливости и подготовит к сложностям предстоящего дня. Постепенно температуру воды при приёме душа необходимо снизить с 30 до 20 градусов. Так, что душ в режиме дня школьников имеет значение не только, как гигиеническая процедура и быстрое избавление ребёнка школьного возраста от сонливости, но и как хорошее закаливающее средство. Также, со временем можно перейти к контрастному душу. Если утренний душ в распорядке дня школьника ну никак не помещается, то необходимо, хотя бы умывание холодной водой, которое тоже очень неплохо прогоняет сонливость. Раз уж мы начали говорить о водных процедурах, то здесь же скажем, что школьник обязательно должен два или три раза в неделю посещать бассейн. Про то, что школьник, как и любой другой человек должен чистить зубы и совершать другие гигиенические процедуры мы и говорить не будем.

Завтрак

Не смотря на то, что многие дети в школьном возрасте очень неохотно кушают с утра, а то и вовсе отказываются от завтрака, исключать его из режима дня нельзя ни в коем случае. Более того, завтрак должен быть горячим и достаточно плотным. Помните, что завтрак должен обеспечивать в режиме питания четверть от потребностей школьника в еде за день. Также важно, чтобы завтрак проходил в спокойной (без: давай быстрее, почему так медленно ешь и т.д.), тихой (никакого телевизора) и доброжелательной обстановке. Также не стоит разрешать детям школьного возраста читать за приёмом пищи книги или разговаривать, это также важно, как и соблюдение режима питания школьника на протяжении дня. Всего для ребёнка-ученика суточная калорийность должна составлять 2300 ккал. Для того, чтобы привить ребёнку привычку к правильному режиму питания, необходимо, чтобы приём пищи дома был семейным. Также стоит разнообразить питание ребёнка школьного возраста достаточным количеством блюд (но без фанатизма). Также правильный режим приёма пищи ребёнком школьного возраста в течение дня поможет обеспечить отсутствие различного рода перекусов.

Идём в школу

Путь до школы должен сочетаться с непродолжительной утренней прогулкой. Если школа находится недалеко, то можно весь путь до неё проделать пешком. Если же ребёнка возят в школу на машине, то можно останавливаться недалеко от неё, минут за 1015 прогулочного шага, и уже до самой школы идти пешком. В любом случае, пусть даже и совсем непродолжительная, но в режиме дня для школьника утренняя прогулка быть просто обязана. Естественно, совершать сегодня запланированную утреннюю прогулку или нет, необходимо решать, принимая во внимание и погодные условия. Прогулка под дождём ещё ни одному школьнику здоровья не добавила, так, что в этом случае этот пункт режима дня стоит нарушить.

Занятия в школе

Здесь писать особо нечего, так как всю первую половину дня ребёнок проведёт в школе. Стоит только отметить, что в режиме питания школьника на день обязательно должен быть предусмотрен второй завтрак, который ученик должен получить в школе. Также обратим Ваше внимание на то, что даже если Вы не очень то доверяете школьной столовой и Вам кажется, что те бутерброды, которые Вы приготовили ребёнку на второй завтрак в соответствии с режимом питания для школьника на день, намного вкуснее и полезнее, чем стряпня школьной столовой, ребёнку на второй завтрак очень необходима именно горячая еда. Поэтому, мы понимаем, что Вы всегда готовите лучше, но в данном случае стоит отдать предпочтение горячей еде в школьной столовой и не приучать ребёнка к перекусам бутербродами и фруктами всухомятку. Мы уже говорили о том, что в режиме питания для школьника на день нет места перекусам вовсе. Второй завтрак должен обеспечить 10-15% потребностей ккал ребёнка школьного возраста.

Дорога домой

Её, как и утреннюю дорогу в школу обязательно необходимо совместить с лёгкой прогулкой. Дневная прогулка должна быть включена в распорядок дня каждого школьника. Поэтому, если ваш ребёнок остаётся в школе в группе продлённого дня, то убедитесь, что в план группы обязательно входит дневная прогулка.

Обед в распорядке дня для школьника

Обед должен приходиться в распорядке дня примерно на 13.00 и заканчиваться в 13.30. Помните, что обед в режиме питания ребёнка школьного возраста и в целом в его режиме дня занимает, едва л не центральное место. В обед ребёнок должен получить 40% своей суточной нормы ккал. Как и при любом приёме пищи ребёнком обед должен проходить с спокойной, тихой и благожелательной обстановке. Также нельзя позволять детям читать или болтать во время приёма пищи. Лучше всего, если за обедом, как и за ужином, будет собираться вся семья. Превратив приёмы пищи в семейное действо, будет намного легче приучить ребёнка придерживаться режима питания и заставить школьника придерживаться распорядка дня в целом.

Послеобеденный сон

Кто бы ни говорил, что современным детям послеобеденный отдых не нужен, что уложить их спать практически нереально, что современные школьники намного активнее своих родителей в этом возрасте, что режим дня современного школьника вообще не должен предусматривать послеобеденный отдых и так далее – НЕ СЛУШАЙТЕ. Послеобеденный отдых в распорядке дня школьника должен быть обязательно. Да, современного ребёнка школьного возраста уложить спать днём после обеда проблематично, а порой и действительно невозможно, но, даже если послеобеденный сон в распорядке дня юного школьника представляется нереальным, то просто отдых должен быть обязательно. Пусть ребёнок не спит, а просто отдыхает – этого вполне достаточно. Но, никакого телевизора или компьютера, иначе это уже совсем не отдых. Можно иногда, повторяем, только иногда закрыть глаза на то, что ребёнок после обеда проводит время с книгой. Но, лучше если он обойдётся без всего этого вообще. В режиме дня для послеобеденного отдыха для школьника необходимо выделить один час.

Время для активных игр на свежем воздухе

После того, как ребёнок вернулся со школы, пообедал и немного отдохнул после обеда, настаёт время для подвижных игр. Желательно, чтобы такие игры были действительно подвижными и проходили на свежем воздухе. Если дело происходит зимой, то игры на улице всё равно необходимо, хотя и должно быть пребывание на улице сокращено по сравнению с летними месяцами. Здесь распорядок дня для школьника придётся корректировать самостоятельно в зависимости от времени года.

Полдник

Сейчас многие родители забывают не только включить полдник в режим питания, но и вообще забывают о нём. А между тем совершенно напрасно, так как полдник просто необходим ребёнку не только младшего возраста, но и школьнику. Поэтому место в распорядке дня школьника для полдника должно обязательно отыскаться, причём место это с 16.00 до 16.15. Полдник необходим, перед тем как ребёнок сядет готовить домашнее задание.

Готовим домашние задания

С 16.00 до 18.00 в биологическом режиме организма наступает второй оптимальный период времени для приготовления домашнего состояния. Первый период, более интенсивный, наступает в первой половине дня, а второй во второй половине менее интенсивный, но всё же период повышенной работоспособности. Поэтому с 16.30 до 17.30 маленький ученик должен делать уроки, так как это очень благоприятное для этого время. Составляя режим дня школьника, обязательно учитывайте биологические циклы человеческого организма.

Вечерний отдых

После того, как ребёнок сделал все домашние задания, перед ужином ему очень полезна будет небольшая прогулка на свежем воздухе. Такая прогулка не только поможет нагулять аппетит, но и ребёнок немного устанет, а значит, будет крепче спать и быстрее засыпать. Можно прогулку заменить спокойными играми или занятиями на усмотрение ребёнка дома. Проводится с 17.30 до 19.00.

Ужин

За ужином, даже если за завтраком или обедом этого не позволяли обстоятельства, обязательно должна собираться вся семья. Это очень желательно для того, чтобы ребёнок воспринимал приёмы пищи, как некое семейное действо. В этом случае школьнику намного легче привыкнуть к режиму правильного питания на протяжении дня. Ужин должен быть немного легче, чем завтрак и за ним ребёнок школьного возраста должен получить порядка 20 – 25% потребностей ребёнка школьного возраста ккал в день. Ужин должен быть не позже 19.00.

Перед сном

После того, как в соответствии с режимом дня прошёл ужин, должно наступить время для спокойных занятий дома по выбору самого ребёнка. Это может быть и чтение книги, и всё, что угодно. Всего отведите на это 30 минут, вполне достаточно.

Готовимся ко сну

С 20.00 до 20.30 ребёнок должен подготовиться ко сну. Что сюда входит: гигиенические процедуры, подготовка одежды и школьных принадлежностей на следующий день и т.д. На это в режиме дня отводится всего пол часа, но и этого вполне достаточно.

Сон

Это один из важнейших факторов, который влияет на работоспособность ребёнка школьного возраста. Во время сна снижается уровень активности всех физиологических процессов, только мозг продолжает работать, переваривая и раскладывая по полочкам всю информацию, полученную за день. Именно поэтому сон так важен для ребёнка школьного возраста – он является логическим завершением достаточно трудного дня. Сон должен быть достаточной глубины и продолжительности. Современный школьник, который в течение дня получает достаточно большие нагрузки, должен спать не менее 9-10 часов, именно этим объясняется столь ранний по меркам взрослых отход ребёнка школьного возраста ко сну. Для того, чтобы по утрам школьник легко просыпался, а по вечерам легко засыпал, необходимо чтобы он привык ставать и ложиться в одно и то же время. Вот для этого нужен распорядок дня для школьника, вот поэтому так важно не нарушать режим ни днём, ни вечером. Следите за тем, чтобы даже в зимнее время, комната ребёнка перед сном была хорошо проветрена (в зимнее время это просто необходимо сделать заблаговременно). Нормальной температурой комнаты, которая обеспечит глубокий и здоровый сон школьника после трудного дня - являются 18°С. Следите за тем, чтобы ребёнок не засиживался допоздна, так как у очень многих детей школьного возраста из-за неправильного режима дня наблюдается хроническое недосыпание, которое может привести к переутомлению и невротическим расстройствам. Очень желательно, чтобы перед сном у ребёнка сформировались положительные эмоции – похвалите его за успехи прошедшего дня, почитайте ему книгу.


На самом деле так ли важен режим дня для школьника ? Как составить режим дня школьника ? Конечно режим важен! Взрослый человек, если он не выспался, то чувствует себя разбитым целый день, он плохо соображает, раздражен, невнимателен, пассивен. Как же не хочется идти на работу, когда мы не выспались! Работа совершенно не вызывает у нас приятных ощущений. А что же чувствует ребенок, которого вытащили из теплой постели, а он совершенно к этому не готов, он хочет спать. А мы ведь стремимся к тому, чтобы получение знаний у малыша вызывало только приятные ощущения, чтобы он с желанием шел в школу за новой порцией знаний. Но какие знания! Малыш хочет спать! Кто виноват? И что делать? Два извечных вопроса!

Человеческий организм — это система, насквозь пронизанная ритмами. Управляет все системой суточный ритм. Все в организме ритмично: пульсация сердца, работа внутренних органов, клеток, тканей, электрическая активность мозга, частота дыхания. Регулярность, слаженность и последовательность действий положительно влияют на самочувствие и настроение. Для ребенка, его развития и здоровья продуманный распорядок умственных и физических занятий, отдыха, питания имеют огромное значение.

Правильный режим дня для школьника вырабатывает у ребенка стереотип ответных реакций. Повторяясь каждый день, определенная последовательность действий настраивает на физическую активность, учебу, отдых, тем самым облегчает процесс выполнения всех дел, процесс обучения. Формируются условные рефлексы. Привычка вставать и ложиться спать вовремя способствует более спокойному и быстрому засыпанию и своевременному приятному пробуждению. Ребенок, который выспался, лучше усваивает получаемую информацию, учителей, быстрее и качественнее выполняет задания, работоспособность его намного выше.

Организм нуждается в своевременном поступлении пищи. Существует суточный ритм активности ферментов и выделения пищеварительных соков. , которые приучены есть в одно и то же время, намного реже страдают отсутствием аппетита, пища у них усваивается лучше, она оказывается намного полезнее и даже вкуснее.

Начало школьной жизни вносит существенные изменения в сложившийся ритм жизни малыша. У детей, которые посещали детский сад, это происходит в меньшей степени. От того насколько родители организованны сами, готовы и хотят помочь малышу зависит не только качество его учебы, но и его здоровье.

Задача родителей разбудить вовремя, научить делать гимнастику, подобрав для нее правильные упражнения, проконтролировать весь распорядок дня, создавая положительный настрой, а не выполняя роль управляющего безвольным роботом.

Как составить режим дня для школьника?

1. Утром у ребенка должен быть запас времени, чтобы без суеты собраться в школу. Вставать с постели необходимо за час или полтора до начала занятий в школе. Это время следует корректировать в зависимости от того, как близко к дому расположена . Поэтому режим дня для школьника должен быть составлен с учетом этих моментов.

2. Чтобы настроиться на рабочий лад, стряхнуть остатки сна, утреннюю гимнастику необходимо выполнять в течение не менее 10 минут. В первое время лучше даже делать ее вместе с малышом. Для гимнастики лучше подобрать веселую бодрящую музыку, а если эта музыка будет нравиться ребенку, то дело пойдет еще веселей. Не забудьте проветрить комнату или открыть форточку.

3. В столь раннее время не все дети хотят завтракать, особенно пока нет привычки. Конечно, лучше чтобы малыш что-нибудь съел полезное и теплое, но Ваша настойчивость не должна быть чрезмерной. Ведь хорошее настроение и добрые отношения между вами тоже важны. Постарайтесь приготовить на ребенку то, что он ест обычно с удовольствием.
По пути в школу, если идти не спеша, в течение 15-20 минут, можно совершить прекрасную утреннюю прогулку. По выбирайте подальше от проезжей части.

4. Очень важно помочь малышу организовать вторую половину рабочего дня. Пребывание в школе очень утомительно для ребенка, особенно в первое время. Исследования показали, что 37,5% первоклассников заканчивают свой учебный день с признаками сильной усталости, а среди учеников школ с углубленным изучением предметов этот показатель еще выше – 40%. А среди тех детей, которые испытывают сложности с адаптацией или страдают какими-либо заболеваниями – 68-75%. Вывод однозначен: учеба должна чередоваться с полноценным отдыхом!

5. Утомление – абсолютно закономерный результат любой работы как умственной, так и физической, это не должно никого пугать. Прекрасно восстанавливает силы дневной сон. Тех детей, которые привыкли спать днем, или перенесли болезнь, или ослаблены, не стоит лишать возможности отдохнуть днем. А если идет о первоклассниках-шестилетках, то врачи настаивают на обязательном дневном сне.

6. Еще один способ восстановить силы – прогулка на свежем воздухе, предпочтительно с активными играми.

7. У ребенка 6-7 лет между приемами пищи должны быть интервалы не более трех-четырех часов. Продолжительность сна детей младшего школьного возраста составляет 10-12 часов. Даже небольшое систематическое недосыпание очень вредно для здоровья ребенка. При организации сна необходимо следить за тем, чтобы малыш ложился и вставал в положенное время. Если нужно встать в 7.30, то лечь спать – не позднее 20.30. Необходимо выполнять все гигиенически процедуры перед отходом ко сну. Не позволяйте играть в активные игры перед сном, не кормите плотным ужином, не давайте пить крепкий чай, а тем более кофе. Помещение должно быть проветрено, обстановка должна быть приятной, спокойной: выключите яркий свет, телевизор, соблюдайте тишину.

Примерный режим дня для школьника

Правильный режим дня для школьника может быть примерно таким

7:00 – Подъем
7:05 – 7:30 – Утренняя зарядка, умывание, уборка постели
7:30-7:50 – Завтрак
7:50 – 8:20 – Дорога в школу
8:30 – 12:30 – Занятия в школе
12:30 – 13:00 – Дорога из
13: 00 – 13:30 – Обед
13:30 – 14:30 – Послеобеденный отдых, сон для детей 6 – 7 лет, отдых
14:30 – 15:30 – Прогулка, подвижные игры на улице

Младший школьник должен находиться на свежем воздухе не менее 3 – 4 часов в день. Садиться за выполнение уроков сразу, придя из школы, нельзя – ребенок нуждается в полноценном отдыхе.
15:30 – 17:30 – Выполнение уроков
Помните, что ученик начальных классов не должен выполнять домашнее задание более полутора часов! Если у вашего ребенка выполнение домашнего задания занимает больше времени, то проконтролируйте, в чем причина. Может быть, уроков задают слишком много, тогда придется поговорить с учителем на эту тему или с администрацией школы. Не стесняйтесь, речь идет о вашем малыше и его здоровье! Может быть, ребенок не может сосредоточиться на уроках, и ему нужна Ваша помощь. Каждые 15-20 минут занятий нужно делать десятиминутный перерыв.
17:30 – 19:00 – Прогулка или посещение секций (кружков)
19:00 – 20:30 – Ужин и свободное время
20:30 – 21:00 – Приготовление ко сну, ванна.
21:00 – Спокойной ночи!

Организуйте правильный здоровый режим дня для школьника, и вы обеспечите ребенку все условия для укрепления здоровья, хорошей работоспособности и позитивного настроения. Надеемся, мы немного прояснили ситуацию, как составить режим дня для школьника !

Пусть наши детки всегда будут здоровы!

Если вы хотите быть в курсе наших новостей, подпишитесь на новости «Наши детки»! Заполните форму ниже и получайте их на свою почту!

Для школьника самыми важными являются занятия не только в школе, но также и дома. Кроме них он нуждается и в активном отдыхе, который должен максимально возможное время проходить на свежем воздухе. Не менее важен для работы организма полноценный и здоровый сон. Чтобы все необходимо уложилось полноценный день – нужен распорядок дня.

Мы уже выяснили наиболее важные пункты. Теперь рассмотрим дополнительные, но уже более подробно и подытожим полученные знания.

Зарядка

Утро школьника всегда должно начинаться с зарядки. Упражнения стоит выбирать такие, которые задействуют все группы мышц.

Во время зарядки необходимо следить за тем, чтобы ребенок начинал зарядку с простых потягиваний. Затем плавно переходил к мышцам рук, а также плечевого пояса. После этого принимался за мышцы туловища и только потом ног.

Желательно, чтобы утренняя зарядка заканчивалась прыжками и бегом, можно на месте. Стоит корректировать время занятия, исходя из возраста ребенка. Интервал может составлять от десяти минут и до полу часа. С возрастом необходимо увеличивать сложность упражнений, а также скорость их выполнения, но постепенно.

В идеале утренняя зарядка должна проводиться на улице или в хорошо проветриваемом помещении.

Утренняя гигиена

Распорядок дня должен включать гигиенические водные процедуры. Для школьника очень важным моментом является принятие душа после завершения гигиенических процедур.

Хороший душ быстро избавит от сонливости. В случае невозможности поместить данный пункт, душ можно заменить умыванием холодной водой.

Завтрак

Неотъемлемый пункт, которым никак нельзя пожертвовать. Стоит запомнить, что завтрак для ребенка школьного возраста должен быть обязательно горячим и достаточно сытным. Не менее важен момент спокойствия во время поедания пищи. Необходимо в это время исключить из своего лексикона такие выражения, как:

  • ешь быстрее;
  • дожуешь в коридоре;
  • почему так медленно;
  • глотай и одевайся.

Во время завтрака просмотр телевизора строжайше запрещен. Атмосфера должна быть доброжелательной, а кругом витать тишина.

Необходимо также следить за тем, чтобы суточная доза ребенка составляла не менее 2300 ккал. Не менее важным моментом является соблюдение приема пищи школьником и отказ от каких-либо перекусов.

Дорога в школу

Составляя распорядок дня для вашего школьника, необходимо учесть, что путь от дома к школе должен представлять собой непродолжительную утреннюю прогулку. В том случае, когда ребенка подвозят на машине, стоит остановиться в пятнадцати минутах ходьбы и подышать свежим воздухом. Впрочем, в последнем случае обязательно должны учитываться погодные условия.

Время школьных занятий

В этот пункт разговора стоит отнести обязательное присутствие второго завтрака. Даже недоверяя школьной столовой, стоит смириться с ее меню и предоставить ребенку возможность поесть теплого, отказавшись, таким образом, от сухомятки и разного рода перекусов. Второй завтрак наполняет малыша 15% от общей потребности в ккал для успешной учебы в школе.

Возвращаемся домой

В данном случае возвращение домой также должно превратиться в приятную прогулку. В том случае, когда ребенок посещает продленку или секции, стоит убедиться, включена ли в распорядок дня у них дневная прогулка, она важна для школьника.

Обед

Он должен припадать на 13:00, а заканчиваться в 13:30. В режиме питания он занимает центральное место. Он также должен проходить в абсолютной тишине и благоприятной обстановке. Отличной идеей будет возможность отобедать всей семьей, как, впрочем, и отужинать.

От обеда до ужина

Данный промежуток времени должен включать в себя:

  • послеобеденный сон;
  • временной отрезок активных игр;
  • полдник;
  • подготовку домашнего задания;
  • вечерний отдых.

Стоит отметить, что в случае возможности для школьника должен быть предусмотрен послеобеденный сон, который необходимо ввести в его распорядок дня. В случае невозможности, сон всегда можно заменить обыкновенным отдыхом.

Подготовка домашнего задания должна уложиться во временной промежуток между 16:00 и 18:00, когда организм ребенка переживает очередной биологический всплеск активности. Подготовка домашнего задания должна плавно перерасти в вечерний отдых. Для него отводится время с 18:00 и до 19:00.

Ужин и подготовка ко сну

За ужином необходимо собраться всей семьей. Стоит также позаботиться, чтобы для ребенка он был намного легче по отношению к завтраку и обеду и состояться не позже 19:00. Завершиться день должен подготовкой ко сну. Этот период может состоять из 30 минут. Ориентировочно с 20:00 и до 20:30 ребенок должен:

  • провести требуемые гигиенические процедуры;
  • подготовить одежду;
  • собрать портфель и положить в него все школьные принадлежности.

Завершением рабочего дня должен стать крепкий сон. В связи с большими нагрузками его длительность должна составлять не менее 9-10 часов при нормальной температуре в комнате +18 С. Перед сном желательно сформировать школьнику положительные эмоции.

Правильно спланированный режим дня организует ребенка, помогает быть собранным и аккуратным. У школьников младших и старших классов должен быть свой режим дня, который бы соответствовал особенностям физиологии того или иного возраста.

В начальной школе особое внимание уделяется таким процессам, как обучение усидчивости, вниманию, запоминанию. У маленького школьника эти процессы еще не зрелые, но в стадии активного развития. У школьника старших классов следует акцентировать внимание на усидчивости, поскольку писать, читать и запоминать информацию он способен, но из-за вступления в пубертатный возраст, усидчивость заменяется ленью.

Для всех возрастных групп очень важно не только развивать свой интеллект, но и заботиться о физическом здоровье.

Как же построить свой день так, чтобы все успевать, не уставать и оставаться здоровым ?

Подъем в 6.30 - 7.00.

День школьника должен начинаться с активного пробуждения: обливания холодной водой лица, рук и ног. Такой экспресс-метод пробуждения не только заставит все силы организма мобилизоваться, но и имеет закаливающий момент.

Завтрак в 7.10 – 7.30

Приготовьте на завтрак школьнику вкусное горячее блюдо. Завтрак должен быть насыщенным и калорийным. Не стоит переживать за фигуру ребенка – все эти калории «съедятся» мозгом в течение первых часов учебы. Известно, что после насыщенного плотного завтрака голод наступает позднее, ближе к 12 часам дня, а вся умственная деятельность школьника направлена на учебу, а не на осмысление чувства голода.

Дорога до школы 7.40 – 8.00

Выпроваживайте ребенка из дома в школу на 10-15 минут раньше, пусть он это дополнительное время проведет на улице, дыша свежим воздухом. Кровь насыщается кислородом, обеспечивая ребенка «свежей» головой и бодростью.

Школьные занятия 8.00 – 12.00

Дайте ребенку еду на перекус между переменками. Очень полезны для мыслительной деятельности орехи, сладкие булочки, сладкий чай. Перекус должен быть не столько сытным, сколько сладким – мозг в период учебы очень нуждается в глюкозе. Огромное количество энергии тратится организмом на мыслительные и мнестические процессы. Казалось бы, мозг очень маленький по сравнению со всем телом, но в напряженные моменты учебы на его обслуживание энергии расходуется больше, чем мышцам при беге.

Во время занятий в классе интеллект ребенка повышается, а вот здоровье ухудшается:

Долгая статичная поза во время сидения вызывает появление сколиоза и сколиотической осанки

Ослабляются мышцы

Нарушается кровоснабжение мышц и головного мозга

Периоды кратковременного, но частого стресса вредят нервной системе

В конце учебного дня ребенок сонливый и уставший.

Могут возникать проблемы с пищеварением из-за нерегулярного и неправильного питания

Ухудшается зрение

Если ребенком не заниматься и не организовывать его режим, то школа может стать, как ни ужасно это звучит, калечащим явлением.

Для учеников младших классов :

Дорога домой, прогулка после школы, спортивная секция 12.00 – 14.00.

После школы малышу необходимо какое-то время «выпустить пар» на свежем воздухе. Если еще в классе он засыпал, то на улице у него появляется двигательная активность, мышцы насыщаются кислородом, снимается усталость, розовеют щеки.

Дневной сон 14.00 – 16.00

Если ребенок привык с детского сада спать днем, то надо этого розовощекого весельчака днем по старой привычке уложить спать, накормив перед этим горячим обедом. Примерно до 15.00-16.00 у ребенка будет дневной сон.

Выполнение домашнего задания 16.00 – 19.00

После дневного сна самое время сделать с ним уроки. Следует помнить, что ученики младших классов очень быстро утомляются, не говоря об их плохой усидчивости и рассеянности. Непрерывно писать им дается недолго – не более 10 минут. При непрерывном чтении они утомляются еще быстрее. Поэтому делайте маленькие перерывы на двигательную активность во время чтения или письма. После выполнения одного урока сделайте большой перерыв и затем приступайте к следующему предмету. Не нужно учить уроки до ночи, вполне достаточно пары часов. Дело в том, что после 19.00 работоспособность младшеклассника резко снижается и все, что он прочитает или напишет, не отложится в его голове. А для того, чтобы сделать все уроки за пару часов примените игровую технику в выполнении задания: если малыш плохо понимает математику, разберите этот пример на его любимых игрушках, а вместо чтения устройте маленький моноспектакль – так ребенок лучше запомнит образы, а текст ему дастся легко.

Прогулки и спортивные секции, время для общения с семьей и друзьями 19.00 – 21.00

После 19.00 самое время для активных прогулок или спортивных секций. В школьные годы лучше всего отдать ребенка в подвижные, игровые виды спорта или бассейн. Конечно, хорошо, если вы будете воспитывать в ребенке всесторонне развитую личность, говорящую на пяти языках, разбирающуюся в картинах Ван Гога и Пикассо, вышивающую крестиком, гладью и лентами. Но, увы, здоровья при таком образе жизни не прибавится. Идеально, если получится совмещать все кружки по интересам (зачастую по интересам родителей, а не ребенка) – и спортивные, и рукодельно-интеллектуальные, но, все же, выбирать нужно в пользу спорта и физического развития.

Сон 21.00 – 7.00

Ночной сон у ученика младших классов должен начинаться не позднее 22.00. Родителям перед сном надо максимально постараться уравновесить психическое состояние ребенка: снизить его активность, успокоить. Для этого притушите свет в квартире, устраните все шумные источники (телевизор, радио), напоите ребенка теплым молоком с медом, проветрите спальню. В таком случае погружение в сон будет физиологичным, без перевозбуждения.

Для учеников старших классов .

Взрослым ученикам днем спать не нужно. Но разгружать нервную и опорно-двигательную систему надо. Для этого рекомендуются те же прогулки после школы и спортивные секции. Старшекласснику в секции можно ходить как сразу после школы, так и после 19.00.

Учить уроки лучше всего с 15.00 до 20.00. После 20.00 работоспособность школьника снижается, память ухудшается. Дальше учить уроки не имеет смысла – нервная система перегружена, глаза устали, может болеть голова, появляются симптомы переутомления.

У учеников старших классов много внеклассной работы – от кружков внутри самой школы до подготовки в ВУЗ. Порой все время тратится на эти подготовки, совсем не остается время для физического развития. Это не правильно. Отсутствие тренировок для мышц влечет за собой нарушение осанки, появление плоскостопия, снижение тонуса и появление астенизации. Родителям важно организовать в случаях будничной занятости школьника спортивные занятия в выходные. Понятно, что бренчание на гитаре или общение в интернете зачастую интереснее физического развития. Поэтому важная миссия родителей состоит в том, чтобы каким-то образом повлиять на свое чадо и заняться его физическим развитием.

Подъем 7.30 – 8.00

Завтрак, водные процедуры 8.00 – 9.00

Ученикам второй смены рекомендуется вставать не позднее 8.00. Начать день нужно с бодрящего обливания холодной водой лица, рук и ног или общего контрастного душа. Затем непременно вкусно и плотно позавтракать, отдавая предпочтение калорийной, но здоровой пище.

Выполнение домашнего задания 9.00 – 11.00

После завтрака проветрить комнату и сделать какую-то часть уроков.

Обед, сборы в школу 11.00 – 12.00

Перед школой нужно плотно пообедать. Обед в отличие от завтрака, должен состоять из мясных блюд и, желательно, супа. Плотный мясной обед позволит отодвинуть чувство голода на длительный срок.

Занятия в школе 13.00 – 17.00

После уроков самое время отправиться в спортивную секцию. Старшеклассникам при большой загруженности дополнительными занятиями оптимально проводить время в секциях не менее двух раз в будние дни и обязательно в выходные.

Прогулки, секции, кружки 17.00 – 19.00

Выполнение домашнего задания 19.00 – 21.00

После 19.00, когда школьник возвращается домой, можно выучить часть уроков. Спасть ложиться не позднее 22.00-23.00.

Жизнь школьника не может регламентироваться уроками и строгой дисциплиной. У ребенка масса других важных дел – друзья, компьютер, скейт, магазины, катание на «велике» и многое другое.

Важно! В начале недели происходит врабатывание ребенка в процесс обучения. Он длится до середины недели, когда наблюдается пик работоспособности. К концу недели работоспособность резко снижается, особенно тяжелыми днями являются четверг и пятница. Если рассматривать работоспособность в течение дня, то пика она достигает к 12.00-13.00 и к 16.00-19.00.

Исходя из недельных пиков работоспособности, планировать расписание секций надо на вторник и среду, а также выходные дни. В будние дни ребенку, посещающему школу во вторую смену, в секцию надо идти сразу после школы, а в выходные – после 10.00 или вечером с 16.00-19.00

Отдельной сложной темой остается компьютер и телевизор в режиме дня школьника. В наше время все дети, начиная с пеленок, умеют обращаться с техникой. К моменту окончания школы многие дети становятся игроманами. Эта грозная тенденция беспокоит как родителей, так и педиатров с психологами. Отучить ребенка от компьютера крайне сложно, ведь от привязанности, сформированной в детстве, очень сложно отказаться. Поэтому только своим личным примером родители могут показать ребенку, что в жизни есть много вещей, куда интереснее компьютера. Педиатры советуют проводить за монитором не более 2-х часов в неделю.

Внимание ! Во время выполнения домашних заданий не отвлекайте ребенка на мелкие поручения: выключить чайник, открыть дверь, подать какую-то вещь. Такие мелочи отвлекают внимание и дезорганизуют. Для последующей работы ребенку требуется масса усилий, чтобы «собраться» и вновь влиться в обучение.

Следите за тем, чтобы с вечера все было приготовлено к школе – одежда выглажена, обувь чистая, книжки в рюкзаке. Постоянная неорганизованность невротизирует и тормозит ребенка – он становится неаккуратным и забывчивым.

Для ребенка важна последовательность – помогайте ему ежедневно укладываться спать и вставать в одно и то же время, всегда готовьте свежий завтрак, проверяйте уроки, главное - чтобы это было не набегами, а систематически. Успех в учебе у ребенка во многом зависит от родителей!

Ученикам младших классов, особенно первоклашкам, очень сложно порой бывает адаптироваться к условиям их новой школьной жизни. Отсюда и неуспеваемость, и конфронтация с одноклассниками, и нежелание ребенка ходить в школу/делать уроки и т.д. И основной задачей родителей является помочь ребенку справиться с нелегкой для него нагрузкой. Столкнувшись с этой проблемой, каждый родитель ищет свои пути ее решения. Но при составлении грамотного распорядка дня для ученика младшего класса с первого дня посещения школы помогло бы избежать большую часть этих проблем.

Зачем нужен распорядок дня школьнику младших классов

Не стоит относиться пренебрежительно к организации режима рабочего дня особенно для детей, начиная со школьных лет. Соблюдение определенного распорядка приводит к тому, что силы ребенка не тратятся понапрасну, дозировано распределяются и их хватает на все виды деятельности. При этом повышается жизненный тонус организма, сводится к минимуму утомление и быстро восстанавливаются силы.

Составление правильного режима дня зависит от индивидуальных особенностей школьника: состояния здоровья и особенностей того или иного возраста. В расписание должны быть включены в определенной очередности основные элементы:

мере того, как ребенок будет придерживаться ежедневного распорядка дня, у него выработается привычка делать все в определенное время, организм включит внутренние часы и впоследствии все действия войдут в привычку.

Как составить правильно распорядок дня школьника

Утренняя гимнастика: взбодрит организм, поможет зарядиться работоспособностью. Продолжительность зарядки зависит от здоровья школьника, поэтому этот вопрос необходимо решить в индивидуальном порядке.

Водные процедуры: включают в себя принятие душа после гимнастики, закаливающее обливание водой контрастных температур и утренние гигиенические процедуры – умывание и чистка зубов. Что касается процедуры закаливания, то необходимо обсудить этот вопрос со специалистом, не форсировать события во избежание простудных заболеваний.

Занятия спортом: посещение игровых спортивных секций, бассейна, игры на свежем воздухе.

Питание: прием пищи необходимо организовать таким образом, чтобы у ребенка был сытный и горячий завтрак, полноценный обед из горячих блюд и витаминных салатов, непоздний ужин. Принятие пищи в одно и то же время обеспечит бесперебойную работу желудочно-кишечного тракта.

Выполнение домашних заданий: их нужно запланировать, не отодвигая этот процесс на вечер, когда ребенок уже устал, и эффективности от работы не будет. После небольшого отдыха, примерно через час после обеда и прогулки, можно с новыми силами начинать делать уроки. При этом нужно делать перерывы для отдыха на несколько минут.

Выполненные домашние задания дают полное право прогуляться, подышать свежим воздухом. На игры во дворе можно выделить не менее двух часов. Это оптимальное время для того, чтобы дать отдых мозгу, переключившись на другой вид деятельности и вдохнуть свежего воздуха перед сном. Продолжительность сна младшего школьника должна быть 9-10 часов. Время пробуждения и отхода ко сну необходимо установить в одно и то же время, так как это приучит организм быстро засыпать и просыпаться.

Распорядок дня школьника по часам на неделю

Распорядок дня, включающий в себя основные режимные моменты:

Действия школьника Время
Подъем 06.30
Гимнастика, водные процедуры 06.30 — 07.00
Завтрак 07.00 — 07.30
Сбор и дорога в школу 07.30 — 07.50
Уроки в школе 08.00 -12.00
Прогулка 12.00 -12.30
Обед 12.30 -13.00
Прогулка 13.00 -14.00
Отдых 14.00 -14.30
Выполнение уроков 14.30 -16.00
Прогулка 16.00 -18.00
Ужин и свободное время 18.00 -21.00
Отход ко сну 21.00

Таблица распорядка дня школьника младших классов по часам

Естественно, что расписание необходимо корректировать в соответствии с тем, чем школьник занят помимо учебных занятий (посещение секции, кружки и прочее), но обязательные пункты должны в нем присутствовать обязательно.

Распорядок дня школьника в выходные дни

Если в семье введен режим дня, то он должен выполняться ежедневно, для него не может быть выходных и праздничных дней. Естественно, что в субботу и воскресенье он будет подкорректирован без учета похода в школу и выполнения домашних заданий. Но основные моменты исключать из него не рекомендуется. Допускается сдвинуть время подъема на один час попозже, заменить период посещения школы еженедельным совместным семейным мероприятием, а часы, отведенные на уроки, можно заменить походом в кино с друзьями. Но все остальные пункты должны оставаться неизменными.

Распорядок дня школьников, обучающихся во вторую смену

Есть очень неудобная для всех форма обучения — во вторую смену. Но это объективная причина, от которой школы пока не могут отказаться из-за загруженности. Соответственно, режим дня школьников, обучающихся во вторую смену, будет другим. Просто все действия, которые упомянуты в примерном распорядке после обеда, нужно перенести на первую половину дня, соблюдая их продолжительность: то есть подъем в 7 часов утра, гимнастика, душ, завтрак, а потом прогулка, выполнение домашних заданий, обед, учебные занятия, ужин, вечерняя прогулка и сон. Привыкнув к такому распределению времени, школьник не будет испытывать дискомфорт от учебных занятий во 2 смену.

Приучая свое чадо к выполнению определенного распорядка дня, было бы очень уместно родителям стать примером и принять участие в этом процессе. Тогда и привыкание пройдет быстрее, и рейтинг родительского авторитета значительно вырастет.