Себек: очень зубастый бог. Боги Древнего Египта – список и описание

Бог водной пучины, олицетворение разлива Нила. Почитался в образе крокодила.

Один из старейших богов Древнего Египта, чаще всего изображался в виде человека с головой крокодила.

Известны также обратные варианты его изображения - крокодил с человеческой головой. В иероглифической записи изображение Себека представлено в виде крокодила, лежащего на почетном пьедестале, наподобие того, как Анубис изображался собакой на постаменте. Единого варианта правильного произношения нет, наибольшее распространение получили два его имени: Себек и Собек.

Историки считают, что культ этого бога зародился в низовьях Нила, где многочисленные рукава дельты давали приют огромному количеству крокодилов. Хронисты всех времен и наций изображали этих рептилий, как неотъемлемый признак Египта, наравне с ибисами и змеями.

Однако исходить из того, что лишь количество этих рептилий послужило причиной их обожествления, сразу не стоит. Количество крыс и воробьев, во все времена обитавших рядом с человеком просто не поддается исчислению, но ведь никто не делал из этих представителей животного мира божеств. Хотя, надо сказать, что те же крысы причинили человечеству гораздо больше неприятностей, чем крокодилы.

Конечно, крокодил может напасть на неосторожного человека и убить его, в воде он очень быстр, может подкараулить жертву и на берегу. Однако те же древние египтяне постоянно занимались ловлей крокодилов, в том числе и для того, чтоб выбрать одного из них Себеком и поклоняться ему. Сохранившиеся изображения свидетельствуют о том, что избранный аватарой бога крокодил украшался серьгами в ушах и браслетами на лапах. Вряд ли процедуру украшения рептилия переносила стоически-невозмутимо.

Тем не менее, все такие «Себеки» щеголяли в золоте и серебре. Впрочем, тут можно было обойтись и без кавычек: Себеков вполне могло быть и несколько, древнеегипетская религия это позволяла. Каждое из священных животных считалось вместилищем духа божества и когда очередной Себек заканчивал срок своего пребывания на Земле вследствие естественной старости, его с почетом мумифицировали и хоронили, а взамен находили нового. Признаки, по которым отдельного крокодила вычисляли среди прочих, остаются неизвестными, но только около Киман-Фариса (бывший Шедит, Крокодилополь - по древнегречески) археологами было найдено более 2000 мумий крокодилов. Срок жизни среднего крокодила сравним с человеческим, причем «сравним» в том смысле, что немного превышает.

Если принять во внимание тот факт, что далеко не все мумии сохранились до наших дней и предположить, что египтяне не стали бы забивать Себека каждый год, а дожидались если и не естественной смерти, то, хотя бы, пока он не постареет, получается цепочка Себеков длиной более 20 тысяч лет. Но, может быть, египтяне мумифицировали всех подвернувшихся под руку крокодилов, кто знает?

Все указанное выше свидетельствует о почете, окружавшем Себека. Несмотря на такую, прямо сказать, неприятную аватару, он отнюдь не являлся божеством злым. Он даже не был жесток. Себек считался «подателем жизни, из ног которого течет Нил» (цитата из книги мертвых). Он являлся богом плодородия наряду с Осирисом, хозяином пресной воды и Нила, в частности, а также всех существ, в реках проживающих.

Ему молились и рыбаки, и охотники, ведущие свой промысел в камышовых зарослях. Его просили посодействовать душам мертвых на их пути к чертогам Осириса. Сохранились записи, в которых к Себеку, как к оракулу, обращается некий мужчина и просит сообщить, будет ли принадлежать ему какая-то женщина. Очевидно, Себек, по мнению древних египтян, имел влияние на очень многие стороны человеческой жизни. Причем в одном из восхваляющих гимнов он удостаивается титула «прислушивающегося к молитвам», чего не замечено ни за одним из прочих богов Древнего Египта.

Себек - изобретатель

В одной из легенд приводится любопытная история о том, как была изобретена сеть для ловли рыбы. Двое из сынов Гора - Хапи и Амсет - по какой-то причине прятались от Ра в Ниле, и тот почему-то не мог их найти сам. Или посчитал ниже своего достоинства. Ра дал поручение Себеку отыскать своих пра-пра-правнуков (именно в таком родстве состояли с Ра эти непослушные отпрыски). Себек начал просеивать воды Нила и придонный ил через пальцы рук и нашел, кого искал. «Вот так появилась сеть» - завершается легенда. Повествование не отличается ни плавностью, ни стройностью, но общий смысл, вроде бы, ясен.

Родословная

Происхождение Себека туманно. Существует две основных версии (по количеству известных источников). Первая: Себека создал или родил Ра , как и прочих богов первого поколения. Вторая: Себека, как и Ра , и всех остальных, породил первичный океан Нун. Существуют также исторические свидетельства, называющие его сыном Нейт, но таких источников очень мало. И совсем ничего не известно о том, была ли у него жена. Вот такой вот загадочный бог, напоминающий своими повадками хитрого контрразведчика на службе у Ра , но пользующийся симпатиями со стороны смертных, о чем говорит и повсеместное распространение миниатюрных амулетов.

Себек и люди

Фараон 12-й династии Аменемхет III возвел в Файюме величественный храм в честь Себека и рядом соорудил лабиринт. Как считают историки, в этом лабиринте проводились религиозные обряды, посвященные крокодилоголовому богу. Система напоминает храм Осириса в Абидосе - там тоже храм с расположенным рядом поземным лабиринтом. В Файюмском лабиринте как раз и обнаружили многочисленные мумии крокодилов.

О том, что Себек был весьма популярным божеством, говорит и тот факт, что его именем весьма часто пользовались при личной переписке: например, в конце письма писали «Да хранит тебя Себек». Замените «Себек» на «Господь» - и эту фразу вполне можно будет вставить в любое письмо 18-го века.

Храмы Себека существовали не только в районе дельты Нила, известен довольно хорошо сохранившийся храм в Ком-Омбо (Омбосе), расположенный ближе к верховьям реки.

Любителям технологических теорий в сфере древней мифологии будет интересно узнать, что археологами был найден папирус аж с 12 гимнами, посвященными всего одному предмету - короне Себека. Главным ее достоинством было то, что она «сверкая как солнце, уничтожает всех его врагов». Чем-то напоминает легенду об Эхнатоне, в одиночку разогнавшему сорокатысячное войско своих неприятелей лучами, испускаемыми его короной.

Любопытен также тот факт, что при окончательном воскрешении Осириса куда-то пропал его детородный орган, который был съеден неким крокодилом. Не принимал ли участие Себек и в этой истории? Тем более, что известны статуи, изображающие Себека, везущего на своей спине мумию Осириса.

Если в Древнем Египте и было животное, достойное войти в пантеон, то это, несомненно, крокодил. Под именем Себек (или Собек), он быстро стал весьма почитаемым, грозным и внушающим доверие божеством.

Египтяне верили, что это пресмыкающееся было сотворено одним из первых. До недавних пор оно в изобилии встречалось в болотах Дельты и на берегах Нила. Сегодня же нильский крокодил (Crocodilus niloticus), ИЛИ, месех, находится под угрозой исчезновения. Можно сказать, что он вдвойне заслуживает защиты: будучи вымирающим видом и, в то же время, живым богом, видевшим, как Ра сотворил землю. Лучшие из известных нам изображений Себека были найдены в Ком-Омбо. Эти выразительные портреты изображают яростного бога, порой становящегося жертвой собственной ненасытности. Однако Себек был не только грозным, но и весьма уважаемым богом египетского пантеона.

Его изображения

Себек может принимать обличье крокодила или же человека с головой крокодила. Иногда изображалась одна только его голова - этого было достаточно, чтобы дать понять, о ком идет речь. Разумеется, его изображению приписывались магические свойства. Из-за многочисленных отождествлений Себек стал изображаться в более сложных обличьях, которые сближают его с другими богами: он может быть крокодилом с головой сокола (связь с Гором), барана (Хнума) или даже льва. Неудивительно, что образ столь странного создания производил сильное впечатление на видевших его.

Себек увенчан короной, что говорит о его высоком положении в иерархии богов. Чаще всего египетские художники изображали его в солнечном венце, состоящем из двух перьев, солнечного диска, покоящегося на двух горизонтальных рогах, и двух стражей-уреев. Эту необычную корону носили два бога: Себек и Татенен. Также Себек мог изображаться в короне атеф; этот атрибут считался почетным, ведь он принадлежал самому Осирису.

Мифы о Себеке

Несмотря на устрашающее обличье, Себек предпочитал держаться в стороне от событий. О нем редко упоминали, он являлся лишь в исключительных случаях. Однако Себек с честью выходил из самых сложных ситуаций, если, конечно, ненасытный аппетит не заставлял его забыть обо всем на свете!

Разумеется, пресмыкающиеся отличаются выдающимся аппетитом, даже божественные, но Себек был не просто богом-крокодилом, в некоторых случаях он становился одним из воплощений солнечного бога Ра . Вам это кажется удивительным? Напрасно!

Семья Себека

Если верить мифам, которые дошли до нас благодаря древним письменным источникам, Себек родился от союза Нейт, саисской богини, и Сенуи, малоизвестного бога египетского пантеона. Однако в Древнем Египте все непостоянно! Так, в Поздний период матерью бога-крокодила считалась уже не Нейт, а божественная корова Мехетурет.

В официальной мифологии у Себека не было ни супруги, ни детей. Однако в Поздний период, опять же, египтяне дали этому богу семью, без которой его оставили великие династии фараонов. Она получила название триады Ком-Омбо, в честь знаменитого храма в Верхнем Египте, где были найдены ее изображения. Как можно догадаться, в эту триаду, помимо самого Себека, входили его супруга и сын: богиня Хатор и Хонсу (лунный бог, позднее отождествленный с Тотом). Тем не менее Себека никак нельзя назвать примерным семьянином: у него было немало божественных подруг, в частности, Рененутет, «змея-кормилица», которую связывали с богом-крокодилом в области Файюм, а также Нехбет в Эль-Кабе и Раттауи в Гебель-Силсиле.

Мы помним и о другой тенденции в древнеегипетской религии: отождествлении и синкретизме образа богов. Образ Себека не избежал этой традиции и весьма выиграл от нее.

Ему была дана неслыханная привилегия: бог-крокодил сблизился с самим Ра в образе двуединого божества, особенно почитавшегося в эпоху Нового царства: Себека-Ра! По-видимому, это отождествление произошло в самые давние времена и было обусловлено древним, «первородным», как говорят тексты, происхождением крокодила. Кстати, любовь Себека к водной стихии объясняется тем, что он был первым существом, вышедшим из Нун, первичного океана, из которого родился весь мир. Именно из этих животворных вод возник Себек-Ра, который вскоре в глазах египтян стал своего рода демиургом! Вот откуда взялись многочисленные эпитеты Себека: «царь богов», «старший из богов» и даже «владыка вечности». Отождествление с богом солнца объясняет и происхождение удивительного солнечного венца, которым коронован Себек. Уважение к крокодилу со временем лишь усиливалось, так что в конце концов жрецы даже провозгласили его «богом вселенной».

Аппетит богов

Подобно людям, боги нуждаются в пище. И притом в больших количествах! Они очень любят хлеб (базовый продукт питания в Древнем Египте) и не гнушаются пивом (которое в то время было настоящим национальным напитком), так что иногда даже напиваются допьяна! Главными поклонниками этого хмельного напитка считались Сет и Хатор. Мясо же, напротив, большинство богов не слишком ценили, вот почему Себек так ужасал своих собратьев по пантеону. Тем не менее он был не единственным мясоедом. Для бога-воителя Монту «хлеб - это сердца, а вода - это кровь», как сообщают нам тексты. А богини- львицы (и среди них Сехмет) «ели и сырое, и приготовленное»!

Бог-рыболов

Несмотря на то, что в древнеегипетском пантеоне Себек был далеко не из последних, в делах других богов бог-крокодил почти не принимал участия. Тем не менее, Себека регулярно посылали на землю, поручая ему отыскать в водах Нила то, что туда бросили другие боги. Лучше всего известны два эпизода.

Первый связан с историей вражды Сета и Гора. Сет попытался изнасиловать собственного племянника. Во время их борьбы руки Гора были осквернены семенем дяди. Исида, будучи не в силах побороть отвращение, отрубила руки сыну и бросила их в Нил! Узнавший о происшествии Ра немедленно послал Себека на их поиски. Однако руки бога - не то же самое, что руки смертного! Они продолжали жить независимо от тела, так что поймать их было очень непросто... Тем не менее, Себек, хорошо знавший воды реки и в совершенстве владевший всеми способами рыбной ловли, после долгого преследования сумел их выудить. Он вернул руки Ра , и тот приставил их Гору, однако перед этим сделал вторую пару, которая в качестве реликвии хранилась в священном городе Нехене.

Рыболов, но ненасытный!

Встретив как-то раз вражескую орду, Себек напал на нее и сожрал всех живьем! Гордый подвигом, он показал головы врагов другим богам. Те пришли в ужас... Но еще больший ужас их обуял, когда Себек собрался сожрать и головы: «Не дайте ему их съесть, принесите ему хлеба!» - воскликнули они. Можно себе представить огорчение бедного Себека, лишившегося такого пиршества. Ведь его постоянно мучил голод! Об этом свидетельствует другой эпизод, рассказывающий, как Ра искал Себека в водах Нила. Он, как и предыдущая история, связан со злоключениями Сета, который, завидуя Осирису, убил его, расчленил и бросил в Нил. Себек нырнул за телом, соблазнившись лакомым кусочком! Крайне возмущенные таким поведением боги наказали его, отрубив ему язык. Вот почему, говорили египтяне, у крокодилов нет языка! 

Культ Себека

Жители Древнего Египта испытывали противоречивые чувства по отношению к Себеку: с одной стороны, его облик внушал им страх, но с другой - его способности не вызывали ничего, кроме восхищения. Все поклонялись богу-крокодилу, как на севере, в краю озер и болот, где крокодилы обитали во множестве, так и на юге, где Себеку был посвящен один из красивейших храмов в стране.

Через весь Египет с юга на север несет свои животворные воды великий Нил. Народное поверье, согласно которому Себек был богом плодородия, гласило, что чем больше на берегах крокодилов, тем сильнее будет разлив реки, и тем обильнее урожай. Вот почему места культа, посвященные Себеку, чаще всего располагались там, где было много воды: в первую очередь, вдоль Нила, а также в заболоченной дельте реки (на севере) и в области оазиса Файюм, который питали воды Меридова озера (на северо-западе Египта).

Себек и вода

В Саисе, родном городе богини Нейт, считавшейся матерью Себека, его называли тем, кто «заставляет расти зелень на берегах». Эту роль нельзя недооценивать, ведь мы помним, что основная часть сельскохозяйственных ресурсов Древнего Египта была сосредоточена именно на берегах Нила.

Себеку поклонялись, прежде всего, как владыке вод, что, в общем-то, неудивительно, ведь этот впечатляющий ящер - великолепный пловец и в воде чувствует себя куда увереннее, чем на суше. В Файюмском оазисе египтяне посвятили ему многочисленные святилища. Один из городов даже был назван в его честь: древние греки перевели это название, как Крокодилополь (город крокодила)! В каждом из поселений на берегах Меридова озера Себеку давались новые эпитеты. К примеру, в одном из них его называли Пнеферос (прекрасноликий), тогда как в других его именовали Сокнебтунисом (Себеком, владыкой Тебтуниса); в третьих же он был Сокнопайосом, то есть «владыкой острова». Крокодил, гроза египетских рыболовов, почитался как воплощение бога Себека.

Стоит отметить, что этот бог плодородия участвовал во многих религиозных обрядах. Так, например, незадолго до разлива Нила, в самом начале месяца ахет (июль), жрецы бросали в воды реки вылепленные из воска фигурки крокодилов. Благодаря магическим ритуалам, производившим сильнейшее впечатление на простой народ, они оживали и выползали на берег, предвещая животворное наводнение.

Примечательно, что Себек почитался также и из-за отождествления с богом Ра в образе Себека-Ра.

Поклонение Себеку-Ра

Мы уже говорили о том, что из-за необычной внешности крокодила Себек очень рано стал считаться первородным существом, которое было свидетелем, а то и участником акта творения. Стихия крокодила - вода, однако он может передвигаться и по суше, поэтому его сравнивали с созданиями, вышедшими из Нун, первичного океана, чтобы завоевать земную твердь. И поскольку египтяне верили, что все сущее создавалось по велению Ра , то они вполне закономерно отождествили его с богом-крокодилом Себеком в образе двуединого Себека-Ра.

Жрецы в святилищах Файюмского оазиса часто приветствовали Себека такими словами: «Привет тебе, о Себек, владыка Крокодилополя, Ра и Гор, всемогущий бог! Приветствуем тебя, поднявшийся из изначальных вод, о Гор, владыка Египта, бык быков, воплощение мужественности, владыка плавучих островов!»

Кроме того, культ приписывал Себеку некоторые черты солнечного божества. Самой значимой и самой примечательной из них, несомненно, можно назвать его удивительный венец. Символом связи Себека с Ра был солнечный диск, украшающий самый центр этого венца и покоящийся на бараньих рогах, которые охраняют две кобры. Над всей конструкцией склоняются два длинных страусовых пера. Бесспорно, это одна из красивейших корон, которые только носили древнеегипетские боги.

Как ловили священных крокодилов

Как же египтяне отлавливали священных крокодилов, живших в неволе за стенами храмов Себека? Греческий историк Геродот рассказывает нам о весьма необычном способе: к концу длинной веревки привязывался большой крючок, на который охотник цеплял кусок свиной туши. Затем эту веревку бросали в воду. На берегу его помощник подманивал крокодила, заставляя визжать маленького поросенка. И крокодил заглатывал крючок, думая, что кусает поросенка. Всеобщими усилиями его вытаскивали на берег, где, чтобы обезвредить хищника, бросали в него грязь, стараясь попасть в глаза. Затем ослепленного крокодила крепко связывали и быстро перевозили на новое место.

Священные крокодилы

Греческий историк Геродот, рассказывая о своем путешествии в Египет, упоминает о разведении священных крокодилов, которым занимались жрецы в храмах Себека. Так, например, святилище Фив славилось своими животными, выращенными в неволе. Пока крокодил был жив, его кормили вдоволь и всячески заботились о нем, но и после смерти он получал все привилегии, полагавшиеся священным животным. Его труп старательно бальзамировали и хоронили в настоящей маленькой гробнице, которой вполне могли позавидовать не слишком богатые египтяне. Этот обычай получил особенное распространение в Поздний период, в частности, в Крокодилополе Файюма, в Техне и Ком-Омбо, где были найдены целые некрополи крокодилов. Также нам известно, что египтяне изготавливали головы крокодилов, чаще всего, вырезая их из известняка и расписывая черной краской; вероятно, они использовались в магических ритуалах. Эти головы тоже датируются Поздним периодом.

Храм Ком-Омбо

Вероятно, вы заметили в процитированном выше обращении жрецов Крокодилополя упоминание Гора. Связь между Себеком и великим богом-соколом нашла воплощение в одном из красивейших храмов древнеегипетской цивилизации: святилище Ком-Омбо, расположенном неподалеку от современного Асуана, в Верхнем Египте, и построенном при Птолемеях. Великолепный ансамбль, посвященный одновременно двум богам, очень оригинален с точки зрения не только религии, но и архитектуры. Это, без преувеличений, - уникальнейшее сооружение Древнего Египта! Архитекторы, трудившиеся над ним, должны были угодить обоим божествам, и при этом сделать храм похожим на другие египетские святилища. Поэтому традиционные элементы здания были сохранены (пилон, двор, гипостильный зал, зал подношений, святилище), однако все помещения систематически удваивались, начиная с пилона с двойными воротами на входе в храм. Тем не менее единственная наружная стена, ограждавшая территорию храма, создавала впечатление единства. Два параллельных входа вели в два святилища: святилище Гора (в ипостаси Хароериса) располагалось на севере, а святилище Себека - на юге. Интересно отметить, что для египтян юг был важнее, чем север.

Себек жил здесь со своей божественной супругой Хатор и сыном Хонсу: их называли триадой Ком-Омбо. Эта триада была одной из самых знаменитых в стране. На великолепных барельефах Себек изображен в окружении близких. Но в других святилищах, в отличие от Ком-Омбо, где бог-крокодил мирно сосуществовал с Гором, все было иначе...

Нежеланный гость

В противоположность Ком-Омбо, в некоторые места крокодил, будь он Себеком или простым пресмыкающимся, не был допущен. В качестве примера можно взять Дендеру, храм, где чествовали богиню Хатор, спутницу Гора из Эдфу, которого она каждый год неизменно навещала. Для Себека ворота Дендеры были закрыты. Считалось даже, что жители этого города могут не бояться, что на них нападет этот грозный хищник!

На одном из барельефов храма Хатор сокол Гор изображен рядом с Исидой (его матерью) и Нефтидой (его теткой), а у их ног лежат крокодилы, пронзенные стрелами. И наконец, археологи нашли многочисленные стелы, получившие название «Надгробий Гора», или «Гор на крокодилах». На этих базальтовых или диоритовых скульптурах изображен юный бог Гор, побеждающий змей и скорпионов и попирающий ногами крокодилов. Подобным памятникам приписывались целительные свойства.

В Эдфу во время знаменитых праздников, устраивавшихся в честь Гора и Хатор, жрецы изготавливали фигурки крокодилов, которые публично уничтожались.

В области Элефантины крокодил отнюдь не считался священным животным, мало того, на него охотились и его ели! Очевидно, люди верили, что с мясом крокодила им передадутся его силы и плодовитость.

Крокодил и подвиги во имя любви

Победа над крокодилом, опасным животным, для мужчины считалась подвигом, который мог совершаться, в том числе и во имя любви. Вот как об этом рассказывает древняя поэма: «Любовь моей возлюбленной, живущей на другом берегу, я храню в себе [...], но крокодил там (на середине реки), на песчаной отмели. Войдя в воду, я борюсь с течением [...] И наконец, нахожу крокодила, и он для меня как мышь, потому что моя любовь укрепила меня...»

Не путайте Себека с Сетом!

Не стоит платить черной неблагодарностью тому, кто не раз помогал Гору! Ведь мы помним, что именно Себек выудил руки бога-сокола из Нила. Однако, несмотря на свои благодеяния, крокодилу постоянно приходилось бороться с дурной репутацией. Разумеется, это плотоядное животное, потенциально опасное для человека, вполне справедливо внушало страх. Тем не менее, больше всего бедный Себек страдал не из-за своей прожорливости, а из-за отождествления крокодила с Сетом, причем в его самой неприглядной ипостаси. Крокодил, как одно из воплощений Сета, становился песчаной отмелью в Дуате, на которую в любой момент могла сесть ладья бога Ра, путешествовавшего ночью по Подземному царству. Однако Себек вовсе не был противником порядка, совсем наоборот!

Целительные статуи «гора на крокодилах»

Чаще всего на этих памятниках юный бог Гор изображался стоящим на крокодиле и сжимающим в руках змей. Египтяне верили, что заклинания, высеченные в камне, обладают целительной силой, спасая людей от укусов скорпионов и змей. Говорят, что некоторые из них исцелили дитя Гора, которого чуть было, не убил яд. Для простых смертных, ищущих исцеления, считалось достаточным полить статую водой, а затем собрать ее и выпить. Целительная сила текстов передавалась воде, которая, в свою очередь, возвращала человеку здоровье. Подобные изделия встречались самых разных размеров; некоторое из них были такими миниатюрными, что их носили на шее, как охранные амулеты!

Еще на заре зарождения человеческой истории сформировалась одна из самых древних религий мира. По просуществовавшей значительно больший промежуток времени, нежели христианство, в роли божества выступали птицы или животные, с которыми было связано множество легенд.

На протяжении многих веков пантеон египетских богов постоянно менялся, кого-то забывали, а другие фигуры выходили на первый план. Современных ученых интересует старейшая религия, управлявшая многими сторонами жизни людей.

Священная река

В Древнем Нил всегда почиталась как священная, ведь она позволила сформироваться обществу. На ее берегах строились гробницы и храмы, а в водах, которые питали поля, могущественные жрецы проводили таинственные ритуалы. Простые жители боготворили реку и боялись ее разрушительной силы, поэтому неудивительно, что бог Себек в Древнем Египте играл особую роль.

Крокодилообразный бог

Покровитель обитателей Нила и защитник рыбаков имел необычный облик: сначала его изображали в виде крокодила, а позднее очеловечили. Как утверждают исследователи, мифический образ в религию пришел из древних верований и занял главенствующее место в божественном пантеоне.

Опасный крокодил, который олицетворял собой природные силы, всегда был угрозой для жизни человека, и население старалось сделать все, чтобы договориться с ним. Известен факт обожествления хищников на северо-востоке Африки, когда племена объявляли зубастых животных своими родственниками. Так и возник египетский бог Себек, дух которого вселялся в крокодилов Нила.

Особое почитание аллигаторов

Во многих городах древнейшей мировой цивилизации держали предварительно выловленного в реке. Особенно почитали хищника в некоторых областях Древнего Египта, например, в Файюмском оазисе, где в честь бога были построены храмы и вырыты священные озера, в которых жили крокодилы. Рептилий украшали драгоценностями, золотом и серебром, а их естественная смерть не являлась проблемой для жителей: из хищника делали мумию и погребали в саркофагах, как и людей. Существовали даже специальные жрецы, которые помещали тело аллигатора на носилки и бальзамировали его.

После смерти одного священного крокодила находился новый, олицетворявший дух бога, правда, никто не знает, по каким критериям отбирали рептилию, на которую молились люди.

Ученых удивила необычная археологическая находка вблизи одного поселения: в некрополе были обнаружены более двух тысяч мумий крокодилов, забальзамированных, завернутых в папирусы и похороненных с особыми почестями.

Святость крокодила и его жертв

Интересны верования египтян, считавших, что святость крокодила распространяется и на его жертвы. Еще Геродот писал о том, как трупы пострадавших от свирепых животных бальзамировали, богато одевали и хоронили в гробницах. Касаться погибших никто не имел права, кроме жрецов, которые погребали мертвых. Тело человека, убитого крокодилом, становилось священным.

Свидетельства о человеческих жертвоприношениях отсутствуют

В романе И. Ефремова «Таис Афинская» есть описание того, как главная героиня, принесенная в жертву, с испугом ожидает нападения крокодила. Правда, многие исследователи считают это литературным вымыслом, ведь хищников кормили хлебом, мясом животных и вином, а не человечиной, и никаких свидетельств о кровавых жертвоприношениях не было найдено.

Египтяне, желающие, чтобы им покровительствовал бог Себек, пили из озера, где жил аллигатор, и кормили его различными деликатесами.

Загадочная родословная

Как известно, в можно проследить родословную каждого божества, а вот сделать это с Себеком крайне сложно. История его происхождения очень загадочна, и существуют несколько вариантов, о которых не перестают спорить исследователи.

Многие ученые склоняются к версии, что бог Себек представлял собой поколение самых древних божеств: покровитель речной живности был рожден первичным океаном (Нуном). Однако есть и теории относительно того, что он являлся потомком покровителя всех фараонов - Ра, с которым Себек никак не мог соперничать по степени своего влияния.

Солнцепоклонники и почитатели крокодилов

Огромная рептилия вызывала не только священный страх, но и сильное отвращение, и достоверно известно, что не все египтяне становились крокодилопоклонниками. В стране существовала интересная ситуация, когда богобоязненные люди из-за своего негативного отношения к аллигатору не могли поклоняться божеству с лицом хищника.

Различия во взглядах создали уникальную ситуацию, при которой египтяне делились на две группы: для одних главным являлся бог Себек, а другие свято почитали воплощение солнца - создателя мира Ра. Фараон XII династии даже возвел огромный храм в Файюме, который посвящался покровителю рыбной ловли. Там же обнаружили и мумии животных. А о популярности божества говорили найденные письма, начинавшиеся словами: «Пусть тебя хранит Себек». Бог Египта защищал людей, почитавших его, и дарил необходимое изобилие землевладельцам.

А вот жители древнего города Дендеры на западном берегу Нила ненавидели аллигаторов, истребляли их и враждовали с теми, кто поклонялся хищнику.

Культ бога

Расцвет культа бога пришелся на то время, когда правила XII династия фараонов, и цари подчеркивали почитание Себека тем, что добавляли его имя к своему (Себекхотеп, Нефрусебек). Постепенно покровителя водной стихии стали считать воплощением Амона-Ра. Как поясняют ученые, поклонники солнца все-таки победили тех, кто обожествлял рептилию.

Бог Себек, принимавший обличье крокодила, всегда помогал простым египтянам. Его голова была увенчана сверкающей, словно солнце, короной, что говорило о высоком положении защитника рыбаков. В найденных папирусах ее восхваляли и считали главным оружием против всех недругов.

Многоликий Себек - бог воды

Любопытно, что в разных мифах божество считали добрым и одновременно опасным. В легенде об Осирисе - царе загробного мира - именно крокодил выносит тело сына Геба. Египетский бог Себек помогал Ра бороться с мраком и делал это успешно. По другим преданиям, он был в свите злобного Сета-разрушителя, сеющего смерть и хаос. Известен миф о вступившем в схватку со всемогущим Ра.

Частенько бог Себек, фото изваяний которого удивляют необычным внешним видом, отождествлялся с Мином, отвечавшим за хороший урожай. Считалось, что разлившийся Нил «оплодотворяет» землю, и именно в этот период из отложенных яиц вылуплялись маленькие крокодильчики. Это обстоятельство связывало представления о хорошем урожае с аллигатором.

Себек являлся и настоящим изобретателем, подарившим людям рыбацкую сеть. Кроме того, жители считали, что бог помогает душам мертвых попасть к Осирису. А найденная запись, в которой мужчина просил помощи в завоевании женщины, свидетельствует об управлении бога многими сторонами жизни египтян. Его называли тем, кто слышит молитвы, и надо сказать, что таким титулом из всего пантеона был удостоен один Себек.

Бог Египта имел жену - Себекет, которую изображали в виде властной женщины с головой льва. Центром ее культа являлся Файюмский оазис, где почитали великую госпожу.

Себек — бог водной пучины, олицетворение разлива Нила. Почитался в образе крокодила. Один из старейших богов Древнего Египта, чаще всего изображался в виде человека с головой крокодила. Известны также обратные варианты его изображения – крокодил с человеческой головой. В иероглифической записи изображение Себека представлено в виде крокодила, лежащего на почетном пьедестале, наподобие того, как Анубис изображался собакой на постаменте. Единого варианта правильного произношения нет, наибольшее распространение получили два его имени: Себек и Собек.
Ему молились и рыбаки, и охотники, ведущие свой промысел в камышовых зарослях. Его просили посодействовать душам мертвых на их пути к чертогам Осириса. Сохранились записи, в которых к Себеку, как к оракулу, обращается некий мужчина и просит сообщить, будет ли принадлежать ему какая-то женщина. Очевидно, Себек, по мнению древних египтян, имел влияние на очень многие стороны человеческой жизни. Причем в одном из восхваляющих гимнов он удостаивается титула «прислушивающегося к молитвам», чего не замечено ни за одним из прочих богов Древнего Египта.


Происхождение Себека туманно. Существует две основных версии (по количеству известных источников). Первая: Себека создал или родил Ра, как и прочих богов первого поколения. Вторая: Себека, как и Ра, и всех остальных, породил первичный океан Нун. Существуют также исторические свидетельства, называющие его сыном Нейт, но таких источников очень мало. И совсем ничего не известно о том, была ли у него жена. Вот такой вот загадочный бог, напоминающий своими повадками хитрого контрразведчика на службе у Ра, но пользующийся симпатиями со стороны смертных, о чем говорит и повсеместное распространение миниатюрных амулетов.


Если в Древнем Египте и было животное, достойное войти в пантеон, то это, несомненно, крокодил. Под именем Себек, он быстро стал весьма почитаемым, грозным и внушающим доверие божеством. Египтяне верили, что это пресмыкающееся было сотворено одним из первых. До недавних пор оно в изобилии встречалось в болотах Дельты и на берегах Нила.
Лучшие из известных изображений Себека были найдены в Ком-Омбо. Эти выразительные портреты изображают яростного бога, порой становящегося жертвой собственной ненасытности. Однако Себек был не только грозным, но и весьма уважаемым богом египетского пантеона. Себек может принимать обличье крокодила или же человека с головой крокодила. Разумеется, его изображению приписывались магические свойства.

Чаще всего египетские художники изображали его в солнечном венце, состоящем из двух перьев, солнечного диска, покоящегося на двух горизонтальных рогах, и двух стражей-уреев. Эту необычную корону носили два бога: Себек и Татенен. Также Себек мог изображаться в короне атеф; этот атрибут считался почетным, ведь он принадлежал самому Осирису.

Крокодил был священным животным бога воды и разлива Нила Себека (греч. Сухос). Изображалось это божество в виде человека, крокодила или человека с головой крокодила. Считалось, что Себек дает плодородие и изобилие. Два главных центра культа Себека находились в Фаюме и Сумену, южнее Фив. В Шедите , главном городе оазиса Фаюм, он считался главным богом, по причине чего греки дали этому городу название Крокодилопль. В разных местах оазиса поклонялись разным ипостасям Себека. В Фаюме он считался демиургом и был объектом почитания: "Хвала тебе, который возвысил себя из первоначального ила...". В нем видели благодетельную силу и обращались к нему с молитвами об излечении болезней, о помощи в трудных жизненных положениях. Считалось также, что Себек заботится об участи умершего в потустороннем мире.

Свидетелем поклонения богу Себеку был Геродот. Вот, как описывает он культ крокодила в Древнем Египте: "Если какого-нибудь египтянина или (что все равно) чужеземца утащит крокодил или он утонет в реке, то жители того города, где труп прибило к берегу, непременно обязаны набальзамировать его, обрядить как можно богаче и предать погребению в священной гробнице. Тела его не дозволено касаться ни родным, ни друзьям. Жрецы бога [реки] Нила сами своими руками погребают покойника как некое высшее, чем человек существо". Уже в "Текстах пирамид" Себек упоминается как сын Нейт, древней богини, фетишем которой были две перекрещенные стрелы. Считалось, что будучи богиней воды и моря, Нейт рожала бога-крокодила Себека во время разлива Нила.Она часто изображалась кормящей грудью 2-х маленьких крокодильчиков. Нейт была связана с заупокойным культом, являясь главой «дома бальзамирования» и вместе с Исидой, Нефтидой и Серкет изображалась на саркофагах.

Имя Себека входит в качестве компонента в теофорные имена фараонов XIII династии. Особой благосклонностью его культ пользовался у царей XII династии, в частности у фараона Аменемхата III, Птолемеев и римских императоров. В Риме господствовало поверье, что тот, кто намажется крокодильим жиром, может спокойно плыть между крокодилами и что крокодилова кожа на воротах двора защищает от вреда. наносимого градом. В отличие от многих других египетских божеств Себек не имел триады и в религиозных текстах фигурирует один. В демотических текстах из Фаюма появляется богиня, сопутствующая Себеку, - Себекет. Ее имя является формой женского рода имени Себек. Изображалась она в антропоморфном виде или в виде женщины с головой льва.

В качестве доброго, благожелательного бога Себек выступает помощником бога Ра в его борьбе с силами мрака. Таким же он является в мифе об Осирисе. По одному из вариантов мифа именно крокодил выносит на себе тело утонувшего Осираса. Крокодилы, считавшиеся его воплощениями, мумифицировались после смерти. Однако в других местах Древнего Египта Себек считался опасным водным хищником и включался в свиту злого бога Сета, считаясь враждебным и Ра, и Осирису. Гигантский крокодил Мага, как существо связанное с водной стихией и первобытным хаосом, выступает противником солнечного Ра. В "Папирусе Харриса" читаем: "Назад, Мага, сын Сета! /Да не будешь ты управлять своим хвостом! / Да не будешь ты схватывать своими руками! / Да не откроешь ты своей пасти!/ Станет вода дыханием пламени пред тобою, / И пальцы семьдесят семи богов да будут в твоем глазу". Сам Сет превращается в гигантского крокодила, охраняющего два Ока Уаджет. Анубису удается завладеть ими, приняв облик крылатого змея с ножами вместо перьев, и захоронить в другом месте. Они прорастают, став виноградными лозами. На рельефах храма в городе Эдфу (егип. Бехдет) в Верхнем Египте, куда был перенесен культ Гора, он изображен стоящим на ладье впереди Ра, в руках у него гарпун, которым он поражает крокодила. В "Поучении Мерикара" в строках 130-134 о Ра сказано следующее: Он создал небо и землю... он устранил крокодила из вод".

Повелитель вод Себек отождествлялся с Мином, богом плодородия, «производителем урожая». Воды разлива "оплодотворяли " землю и способствовали произрастанию урожая. С началом разлива вылуплялись из отложенных яиц крокодильчики, и это обстоятельство связывало крокодила с плодородием, с представлениями об обильном урожае, с предсказанием размера наступающего разлива. Отмечая почет, которым пользуется у египтян крокодил, Плутарх приводит предание о том, что место, где самка крокодила откладывает яйца, отмечает предел разлива Нила: "Они кладут шестьдесят яиц, столько же дней высиживают их, и столько же лет живут самые долголетние крокодилы, а это число - первое из тех, кто занимается небесными светилами". Здесь великий философ имеет в виду период в 60 лет, называвшийся в древности Великим Годом, потому что через каждые 60 лет происходили "встречи" Юпитера с Сатурном. Завершение разлива Нила и появление черной земли в древнейшие времена происходили при нахождении Солнца в знаке Скорпиона. "В классической астрологии знак Скорпиона - водный. Вода же - символ жизни", а крокодил живет в воде. "Египетский иероглиф, обозначающий черное, представлял собой кончик крокодильего хвоста. И не потому, что он на самом деле черного цвета; просто глаза крокодила олицетворяли восход Солнца, а его хвост - заход или темноту". В те древнейшие времена бог солнца воплощался в образе крокодила - Себека-Ра.

В древнеегипетской мифологии особое место занимает бог Себек – повелитель водной стихии, бог воды, от которого зависит разлив Нила. Его зооморфной формой был крокодил. Существовало 2 формы его изображений: с головой крокодила и человеческим телом, или наоборот – с головой человека и телом крокодила. На иероглифах он изображался лежащим на почётном постаменте. В плане произношения его имени также есть 2 варианта: Собек и Себек.

Крокодилы считались аватаром бога Себека. Для этого египтяне массово вылавливали крокодилов, выбирали лучшего, признавали его воплощением божества и украшали лапы рептилии браслетами, а уши серьгами. Для этого выбирались серебряные и золотые украшения и драгоценности. Бывали случаи, когда выбирали сразу несколько крокодилов для поклонения. Однако чаще всего египтяне ожидали естественной смерти одного крокодила, чтобы вновь выбрать аватар бога среди молодых рептилий. Умершего крокодила тщательно мумифицировали.

Рядом с Киман-Фарисом (Крокодилополем) обнаружено более 2-х тысяч мумий этих священных рептилий. Если подсчитать математически, взяв за основу срок жизни обычного крокодила (который часто был больше срока жизни человека), то можно предположить, что традиция выбирать и поклоняться крокодилам-Себекам насчитывает около 20 тысяч лет. Это всё может свидетельствовать о высоком почитании этого божества в египетском обществе.

В древнеегипетской мифологии есть сведения о почитании крокодила Петсухоса как реального воплощения бога Себека. Египтяне верили, что он обитал в озере, которое примыкало к главному святилищу божества. Из этого озера они пили воду для обретения магического покровительства и защиты от Себека, а также кормили крокодила Петсухоса разными деликатесами.

Доброе божество

Несмотря на пугающую аватару крокодила, сам Себек в представлениях египтян не был злым или даже жестоким. Об этом можно судить хотя бы на основании того, что он:

  • даровал жизнь;
  • следил за разливами Нила;
  • приносил хороший урожай;
  • обеспечивал жизнью всех речных существ.

К Себеку обращались в своих молитвах рыбаки, а также охотники, которые охотились в камышах. Его просили о содействии в перевозке умерших душ к чертогам бога Осириса.

Есть отдельные свидетельства, что к Себеку обращались даже как к предсказателю. И в отличие от других древнеегипетских богов он получает титул внимательного и прислушивающегося к молитвам бога.

Версии происхождения

Среди египтологов и других учёных нет единого мнения относительно происхождения Себека. По одной версии его (как и иных первичных богов) родил бог Ра. По второй версии его (как и самого бога Ра) породили Геб и Нут. Также есть ещё версия, что он является сыном Нейт, которая почиталась как великая мать прочих богов, повелительница войны и охоты, водной и морской стихии, матери ужасающего змея Апопа. При этом ничего не известно о жене Себека. Это может свидетельствовать о скрытности и хитрости Себека в представлениях древних египтян.

Изобретатель сетей для рыбной ловли

Согласно одной сохранившейся легенде, египетский бог Ра как-то пытался найти двоих сыновей бога Гора – Амсета и Хапи. Они прятались от Ра в Ниле. Сам бог Ра не смог найти этих двух сыновей Гора, и поэтому он поручил отыскать собственных пра-пра-правнуков Себеку. Тот стал через свои пальцы рук просеивать ил Нила. Так он отыскал Амсета и Хапи. И таким образом возникла идея рыболовных сетей.

Есть и другие эпизоды, когда Ра поручал Себеку найти что-то в Ниле. Так, однажды Себек отправился на поиск отрубленных рук бога Гора, которые были выброшены в Нил. Руки жили сами по себе и их было очень трудно поймать. Но Себеку удалось после преследования их как рыбаку выудить и вернуть Ра. Бог Ра сделал вторую пару, которая как реликвия долго находилась на хранении в городе Нехене.

Себек и его почитание

О популярности Себека у египтян служит не только мумификация крокодилов. Об этом свидетельствуют некоторые факты:

  • его имя постоянно всплывает в найденных древнейших египетских переписках;
  • археологи находят отдельные папирусы, посвящённые воспеванию отдельных предметов Себека (например, 12 гимнов лишь его короне в одном из папирусов);
  • у Себека была корона, что свидетельствует о высокой роли в божественной иерархии;
  • сохранились статуи, на которых Себек на спине везёт мумию Осириса, а по легенде пропавший детородный орган Осириса съел некий крокодил (что свидетельствует о большой роли Себека в жизни Осириса);
  • изображениям Себека египтяне часто придавали магические и целительные свойства;
  • народ верил, что чем больше будет крокодилов на берегах Нила, тем лучше будет разлив и урожай;
  • на протяжении II тысячелетия до нашей эры фараоны часто именовали себя Себекхотепом, что дословно переводится как «Себек доволен».

Себек и водная стихия

Себека называли тем, кто вынуждает зелень произрастать на водных берегах. Основные сельскохозяйственные ресурсы находились на берегах Нила. И неудивительно, что ему, как повелителю вод, поклонялись и строили многочисленные святилища. Так возник город Крокодилополь (что дословно переводиться как город крокодила). Также существует множество вариаций имён бога Себека: Пнеферос (прекрасноликий), Сокнебтунис (повелитель Тебтуниса); Сокнопайос (владыка острова) и др. Известны также и множество водных религиозных обрядов, связанных с богом Себеком. Так, в начале июля древнеегипетские жрецы бросали в реку восковые фигурки крокодилов. Люди, верили, что благодаря магии фигурки оживали и выползали на берег в виде живых рептилий, что предвещало удачу и плодородие.

Ненасытность Себека

С богом Себеком связаны и легенды о его ненасытности. Согласно одной истории, он в одиночку напал на вражескую орду и живьём её сожрал. После этого откусанные головы Себек продемонстрировал другим богам, угрожая и им. Тогда другие боги предложили принести ему много хлеба, чтобы утолить его бесконечный голод. Согласно другой истории, Сет убил Осириса, расчленил его тело, а куски бросил в Нил. Тогда Себек захотел поживиться кусочками тела и бросился в Нил. За это нахальное поведение другие боги отрубили Себеку язык в качестве наказания. По этой причине у крокодилов отсутствует язык.

Существует также мифологическая версия об укрытии злого бога Сета в теле Себека для избегания возмездия за убийство бога Осириса.

Храм Ком-Омбо

Храм Ком-Омбо – это одно из самых главных свидетельств почитания бога Себека в Древнем Египте. Он расположен около Асуана и посвящён сразу двум богам: Гору и Себеку. Он очень оригинален с точки зрения архитектуры, т.к. ставилась цель угодить сразу двум великим богам, при этом сохранив типичные архитектурные каноны (святилище, двор, пилон, зал подношений). В храме все части удваивались, но сохранялось ощущение единства за счёт наружной стены храма. Также параллельно располагались два святилища обоим богам: на севере – Гору, на юге – Себеку. Кстати, это ещё один факт в подтверждении значимости Себека – юг у египтян был важнее севера. Себек изображался на стенах храма в окружении своей семьи.

Убийство священного крокодила во имя любви

В особых случаях мужчины стремились доказать свою любовь возлюбленным через убийство самого опасного и сильного крокодила. Это считалось подвигом. Но при этом допускалось такое убийство священного животного только во имя любви.

Целебные статуи бога Гора, стоящего на крокодилах

Древние египтяне часто обращались за помощью к особым статуям, на которых бог Гор стоял на крокодилах и держал в руках змей. Египтяне верили, что высеченные на камне заклинания способны обеспечить человека магической силой от укусов змей и скорпионов. Для такой защиты нужно просто полить водой эту статую, потом собрать эту воду и выпить. Считалось, что магическая сила от текста переходит к воде через камень. По этой причине египтяне повсеместно делали каменные амулеты миниатюрных размеров, чтобы обеспечить себе магическую защиту.