Сартр годы жизни. Философ Жан-Поль Сартр: жизнь и философия

Годы жизни: с 21.06.1905 по 15.04.1980

Французский философ, писатель, драматург, публицист, педагог. Один из центральных представителей философии экзистенциализма. Лауреат Нобелевской премии по литературе. Основные темы художественных произведений: одиночество, поиск абсолютной свободы, абсурдность бытия.

Жан Поль Эмар Сартр родился в Париже и был единственным ребенком Жана Батиста Сартра, морского инженера, и его жены, урожденной Анн-Мари Швейцер, двоюродной сестры Альберта Швейцера. Отец мальчика умер в 1906 г. от тропической лихорадки, и мать увезла Жана Поля сначала к своим родителям, а затем, (1911 г.), в Париж, в дом деда, Шарля Швейцера, профессора, филолога-германиста и литератора. Швейцер забрал Сартра из школы, пригласил ему домашних учителей. Эти годы Сартр проводит в уединении, много читает. В 1917 г. его мать, вновь выйдя замуж, забирает Сартра в Ла-Рошель, на запад Франции.

Вернувшись в 1920 г. в Париж, Сартр учится в лицее Генриха IV и начинает печататься в столичной периодике. В 1924 г. он поступает в Эколь нормаль сюперьёр, где изучает философию. В 1929 г., Сартр получил диплом первой степени. В процессе подготовки к сдаче экзаменов Сартр знакомится с Симоной де Бовуар и с 1929 г. начинается история их взаимоотношений, продолжавшихся до самой смерти Сартра.

После непродолжительной военной службы в метеорологических войсках Сартр с 1931 по 1936 г. преподает философию в Гавре. В 1933-1934 гг. во время стажировки в Германии, Сартр изучает феноменологию Эдмунда Гуссерля и онтологию Мартина Хайдеггера, под непосредственным влиянием которых сформировалась философская доктрина Сартра. Вернувшись в 1937 г. во Францию, он занимается в Париже преподавательской деятельностью.

В конце 30-х гг. Сартр написал свои первые крупные произведения, в т.ч. четыре философских труда о природе явлений и работе сознания. Еще будучи преподавателем в Гавре, Сартр пишет «Тошноту» («La Nausee), свой первый и наиболее известный роман, опубликованный в 1938 г. «Тошнота» и «Стена» (новелла, напечатанная также в 1938 г.) становятся во Франции книгами года.

Когда началась вторая мировая война, Сартр из-за слабого зрения освобождается от призыва в армию и снова служит в метеорологическом корпусе; попадает в плен, в концлагерь для военнопленных под Триром, в 1941 г. возвращается в Париж, где продолжает преподавать и писать. Хотя в военных действиях движения Сопротивления Сартр участия не принимал, он основал общество содействия движению Сопротивления, где и познакомился с , который ввел его в редакцию газеты «Комба». Основными произведениями Сартра этого времени были пьесы «Мухи» (1943), «За запертой дверью» (1944) и объемный философский труд «Бытие и ничто» (1943). К концу второй мировой войны философия экзистенциализма обретает большую популярность, а Сартр (наряду с Камю) становится признанным вождем экзистенциалистов.

В последующие десять лет Сартр (помимо рецензий и критических статей) пишет шесть пьес, в том числе лучшую, по мнению многих, пьесу «Грязные руки» (1948), а также незавершенную тетралогию «Дороги свободы» (1945 - 1949). В эти же годы Сартр пишет исследования жизни и творчества Шарля Бодлера (1947) и Жана Жене (1952).

В начале 50-х гг. Сартр отходит от литературы и театра и переходит к более открытой пропаганде марксизма (которым увлекается с конца войны). На фоне этого увлечения Сартра происходит разрыв между ним и Камю, который выступил с критикой экстремистских идеологий, в защиту умеренности, либерализма и демократии. Сам же Сартр неоднократно бывал в СССР, хотя его отношение к коммунизму несколько изменилось после событий 1956 г. в Венгрии.

В 60-х годах Сартр снова возвращается к философии и литературе. Главными произведением этого времени стали философская работа «Критика диалектического разума» (1960), в которой предпринимается попытка примирить марксизм и экзистенциализм, и автобиографический роман "Слова" (1964).

Сартр был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1964 г. «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время». От премии писатель отказался, сославшись на то, что он «не желает, чтобы его превращали в общественный институт», и указав на политический подтекст Нобелевской премии.

В течение последних 20 лет жизни Сартр больше занимался политикой, чем литературой или философией, активно выступал против классового и национального угнетения, отстаивал права ультралевых групп. Боролся против французской колониальной политики в Алжире, и войны во Вьетнаме, поддержал китайскую и кубинскую революции. Сартр был председателем организованной Бертраном Расселом антивоенной комиссии, обвинившей США в военных преступлениях во Вьетнаме. В 1968 г. во время студенческих волнений в Париже Сартр становится кумиром бунтующей молодежи, а его взгляды – ее философским кредо. Также Сартр поддерживает сам (и призывает к тому же других интеллектуалов) революционные преобразования в странах «третьего мира».

В 70-е гг. здоровье Сартра ухудшается. У него начинается глаукома, из-за которой к концу жизни писатель практически ослеп. В это время Сартр почти ничего не пишет, но дает многочисленные интервью, обсуждая политические события. Умер Сартр 15 апреля 1980 г. от болезни легких.

Пьеса Сартра «Мухи» была запрещена немецкими властями за призывы к свободе.

Впервые знаменитую фразу Сартра «Ад – это другие» произнес со сцены А. Камю.

Во второй половине 50-х годов квартиру Сартра два раза взрывали, а редакция его журнала «Новые времена» несколько раз подвергалась нападению националистов. Такой была реакция на позицию Сартра в поддержку независимости Алжира.

В 1965 г. Сартр написал Председателю Президиума Верховного Совета СССР А. И. Микояну письмо в поддержку И. Бродского.

Когда во время студенческих волнений 1968 г. бунтовщики захватили здание Парижского университета, единственным человеком, которого они впустили внутрь, был Ж. П. Сартр.

Незадолго до смерти Сартр попросил не устраивать ему официальных похорон, поэтому похоронную процессию составили лишь близкие покойного. Однако по мере того как процессия двигалась по Парижу к ней стихийно присоединились около 50 тысяч человек.

Жан-Поль Сартр назвал Че Гевару "самым совершенным человеком нашего века".

Философские размышления Сартра очень тяжелы для не специалистов. Цитата: "Появление Ничто может иметь место не иначе, как на фоне бытия, которое не есть. Отсутствие, каковым является сознание, может быть отсутствием не иначе, как перед неким присутствием. Непротяженность возникает на фоне протяженности и как отрицание для себя самой этой протяженности. Вообще говоря, для-себя-бытие может возникнуть лишь в связи с целостностью в-себе-бытия, которое его в себе заключает. Для-себя-бытие удерживает перед собой и вокруг себя в-себе-бытие как то, что есть. Оно нуждается в Бытии, чтобы не быть".

Отношения Сартра с Симоной де Бовуар являются одной из самых обсуждаемых и противоречивых страниц биографии писателя. В самом начале этих отношений стороны договорились, что их союз основан исключительно на принципах свободы и добровольности. Они никогда не жили вместе. И Сартр и Бовуар неоднократно открыто заводили романы «на стороне» (если это выражение употребимо в данном случае). Существует точка зрения, что такие отношения впоследствии стали тяготить Симону, которая искренне любила Сартра и страдала от его увлечений. Есть свидетельства, что она даже специально «поставляла» Сартру любовниц, чтобы контролировать его связи. Сартр же неоднократно пренебрегал Симоной в пользу своих «подруг», одну из которых он даже удочерил (в ответ Симона также удочерила свою сожительницу). Бовуар хотела порвать с Сартром, когда в 1947 г. познакомилась с американским писателем Нельсоном Олгреном (их роман продолжался 14 лет). И все же именно Симона стала тем человеком, который ухаживал за Сартром, когда тот стал терять зрение, и именно она оставалась с ним до самой смерти философа. Пережив Сартра на 6 лет, Симона да Бовуар провела эти годы в одиночестве, в квартире, окна которой выходили на кладбище Монпарнас (Сартр был похоронен именно там).

Философские и теоретические работы
(1943)
Экзистенциализм - это гуманизм (1946)
Критика диалектического разума (1960)

Политические работы
(1944)
Призрак Сталина (1965)

Биографические сочинения
Шарль Бодлер (1947)
Жан Жене (1952)
Идиот в семье. Гюстав Флобер от 1821 до 1857 (1971-1972)

Экранизации произведений, театральные постановки

Список экранизаций на сайте Кинопоиск.
Наиболее известные экранизации
Салемские колдуньи (1957, Франция, Германия), реж. Р. Руле
Затворники Альтоны (1962, Франция, Италия), реж. Витторио Де Сика
Стена (1990, СССР) реж. Заза Буадзе

Жан-Поль Шарль Эмар Сартр (фр. Jean-Paul Charles Aymard Sartre; 21 июня 1905, Париж – 15 апреля 1980) – французский философ, драматург, писатель. Сартр был одним из самых известных и влиятельных мыслителей современности. В произведениях Сартра сочетаются литературные и философские взгляды. В своих ранних философских трудах он сосредоточивается на эмоциях, воображении и природе личности
В 1929 году он окончил Высшую нормальную школу и в течение 1931-1945 лет преподавал в различных лицеях (ему пришлось сделать кратковременный перерыв в связи со службой в Вооруженных силах и пребыванием в военном плену).
Сартр сам повествует о своем детстве в написанных в конце жизни воспоминаниях («Слова»), крайне критически и иронично. Нет ничего сентиментального в воспоминаниях о матери и дедушки, хотя видно, что его, единственного ребенка в неплохо устроенной буржуазной семьи, сиротку (отец рано умер), все безумно любили. Малый Жан-Поль вырос мальчиком крайне холеным, испорченным избытком заботы, но какой внутреннее сопротивление сделал его детства гиперсамокритичен далеких и близких, заставлял остро чувствовать фальшь даже там, где она была естественным преувеличением искренних чувств. Сартр не выносит шутовство почти так, как не терпит грязи. Впрочем, он по-настоящему любил своих близких (кстати, это была семья эльзасцы Швейцер, из которой вышел и великий гуманист, знаменитый миссионер Альберт Швейцер). Критичность означает ощущение нечистоты, а жизнь человеческая полное грязи; человек – не ангел, она – и музыка, и щедрость, и эгоизм, и грубость, и поэзия, и физиологические отправления. Когда любишь человека, любишь ее вместе со всеми ее неприглядными интимными деталями.
Большие прозаические циклы Сартра преимущественно незаконченные, как и последний философский замысел – книга «Критика диалектического разума» (ее выдан 1960 первый том так и не имел продолжение). Сартр все время стремился создать нечто грандиозное, его философский трактат «Бытие и ничто» поражает не столько своим объемом, сколько тем, что эта основательная работа написана в оккупационном 1943 году участником движения Сопротивления. Наконец, трудно назвать лучший философское произведение Сартра: это его исследования о бытии, или скромная лекция «Экзистенциализм – это гуманизм», прочитанная 1946 года. Именно после ее публикации захвата Сартровим «экзистенциализмом» стало повальным.
В 1964 году Жан-Поль Сартр стал лауреатом Нобелевской премии (литература). Но он отказался принять эту награду, заявив о своем нежелании быть чем-либо обязанным любой социальной институции. В том же году Сартр заявил о своем отказе от литературной деятельности, назвал литературу суррогатом настоящего преобразования мира.
Творчество Жана Поля Сартра отражает тенденцию всего двадцатого века и тем, что в ней он обращался непосредственно к личности нескольких персонажей культуры в своих нескольких биографиях: Флобера, Жане, Бодлера и т.д. Внимание к человеку, его поступков и ее произведений связана с желанием объяснить эпоху, и наоборот, чтобы от эпохи вернуться снова к объяснению человека. Так или иначе, наша современность обозначена личностью Сартра. Но определяя ряд "гуманистически настроенных почитателей культуры", рядом с именем Сартра всегда появляется имя Теодора Адорно.
Свобода
Одним из центральных понятий для всей философии Сартра является понятие свободы.
Диалектика
В понимании Сартра диалектика возможна в двух формах – "критической" и "догматической". Первым является "негативная" диалектика, толкуется с точки зрения философии экзистенциализма (философии существования), вторая – "консервативная", "догматическая", "недостаточно революционная" марксистская диалектика.
Основные положения и принципы "негативной диалектики" Жан-Поль Сартра:

Диалектика вообще, по мнению этих философов, может представляться и быть понятной только как "негативная" диалектика. Она воплощается в различных формах отрицания – негации, отвержении, критике, аннигиляции, уничтожении и т.д. Другого быть не может. Диалектика же, которая воплощается в утверждении существующего, является догматической, консервативной, апологетические и поэтому не может быть приемлемой. Итак, "негативной" диалектике свойственны прежде односторонность, признание лишь одной стороны диалектики – как современной теории развития и метода познания.
"Отрицательная" диалектика свойственна субъекту, имеет отношение только к сознанию; не имеет объективного значения. Категорийный анализ заперечувальности (негативности), как это отчетливо показано у Сартра, сводится к эмоционально-волюнтаристского трактовка возражения через такие понятия, как "неприязнь", "отсутствие", "сострадание", "обеспокоенность", "растерянность", "ужас", "тревога", "невнимательность" и т.д. В этих эмоциональных состояниях и настроениях человека находят отражение элементы отрицания. Однако заперечувальнисть (негативность) не сводится только к этому, к субъективности, к эмоционально-антропологического переживания. Сартр, таким образом, оставляет в стороне другую диалектику – объективную, которая царит во всей природе.
Субъектом, совершитель, "реализатором" отрицание может быть только Я, сознание. Вне этого нет, не было и не будет никакого возражения. "Я" – единственный источник возражения. Как утверждает Сартр, "человек есть существо, благодаря которой в мир приходит заперечливисть". Эта способность отрицания всего сущностного составляет содержание человеческого существования, по выражению Сартра, "для-себя-бытия". Таким образом, субъективность возражения в "негативной" диалектике становится ее принципом, восходящим понятием.

"Отрицательная" диалектика по своей сути является субъективной диалектикой. Здесь появятся два момента:
Догматизм выходит из неизменных, раз и навсегда данных формул, знаний, которые не могут обогащаться в процессе развития познания. Раз есть определенная истина, то она, согласно догматизмом, верна для любого случая, для любых условий развития. Разделяя знание на правильные и неправильные, догматизм пытается закрепить это навсегда и, таким образом, фактически ведет к обманчивости. Догматизм, преувеличивая значения определенных сторон истины, не признает новых качественных моментов, возникающих в процессе познания, не учитывает конкретности истины, абсолютизирует ее, и в этом отношении, смыкаясь с метафизикой, является антиподом диалектики, однако, только в определенном ее значении – как теории познания.
Отчуждение
С понятием свободы у Сартра связано понятття «отчуждение».
«Тошнота»
В своих ранних философских работах Сартр сосредотачивается на эмоциях, воображении и природе личности; эти же проблемы он рассматривает и в своем первом романе «Тошнота» («La Nausee», 1938) он сосредоточивается на эмоциях, воображении и природе личности, показывает свою глубинную сразу к буржуазному обществу. Жизнь обладает по-сартривськои принципиальным "открытостью" и требует определенной завершенности. Антуан Рокантен, герой романа, который ничего не писал, кроме исторических очерков и дневника в финале романа решил написать книгу, создать роман: "Да. Книжку Сначала, конечно будет скучная, утомительная работа, которая не увильнуть меня ни от существования, ни от ощущение, что я существую … Но наступит такой момент, когда книга будет закончена, все будет позади, и тогда немного ясного света прольется на мое прошлое, и, может, в этом свете я буду смотреть на свою жизнь без отвращения и брезгливости … и в прошлом – только в прошлом – я приму себя как блудного сына ".
«Критика диалектического разума»
В своей основной теоретической работы по проблемам политики «Критика диалектического разума» («Critique de la raison dialectique», 1960) он попытался объединить экзистенциализм с марксизмом. В «Критике диалектического разума» Сартр сосредоточивается на одном уровне – уровне философии истории. Он предлагает модель диалектического разума, в рамках которого свободу каждого индивида следует рассматривать как составляющую тотальной истории. Блеск Сартровои оценки индивидов омрачает эту высшую цель, полное оправдание которой был оставлен для другого назад (который, опять же, так и не появился). Но второй уровень трактата еще раз демонстрирует истинное лицо Сартра как моралиста. Он резко противопоставляет человеческих существ, попадающих в определенные «категорий» и к «сплоченных групп».


Дороги свободы. I.Возраст зрелости,
Размышления о еврейском вопросе,
Экзистенциализм — это гуманизм,
Почему я отказался от премии,
Почтительная потаскушка,
Только правда (Некрасов),
Мертвые без погребения,
За закрытыми дверями, Дьявол и господь бог,
Что такое литература?, Затворники Альтоны,
Мадридская марка, Грязными руками,
Детство хозяина, Герострат,
Нет выхода, О геноциде,
Комната, Тошнота,
Интим, Слова,
Стена, Фрейд,
Бодлер, Мухи.

«Любящий требует клятвы и раздражается от нее. Он хочет быть любимым свободой и требует, чтобы эта свобода как свобода не была бы больше свободной». Эти слова Ж.-П. Сартра могли бы стать девизом его жизни.

В 1929 году вместо руки и сердца Сартр предложил своей возлюбленной заключить «Манифест любви»: быть вместе, но при этом оставаться свободными. Симону де Бовуар, которая больше всего на свете дорожила своей репутацией свободно мыслящей особы, такая постановка вопроса вполне устраивала.

Отношения Сартра и Бовуар были на редкость прочными, несмотря на своеобразный подход к проблемам любви. Основные аспекты их «любовной» философии представлены в книге, предлагаемой ныне вниманию читателей.

Воображаемое. Феноменологическая психология воображения

Работа Ж.-П. Сартра «Воображаемое» представляет собой произведение известного философа, созданное в конце 30-х годов и обнаруживающее сильное влияние уже опубликованных к тому времени феноменологических трудов Э.Гуссерля. Автор словно выполнял задание учителя, наметившего основные направления феноменологической дескрипции всевозможных предметов интенционального сознания. Сартр выбирает одну из наиболее существенных и интригующих способностей человеческого разума - воображение.

В работе «Воображение», появившейся несколько ранее, он проводит критический анализ теорий ментального образа, появившихся со времен Декарта. Теперь же, следуя основной методической мысли Гуссерля, он берется осуществить феноменологическое описание деятельности воображения и ноэматического коррелята этой деятельности - воображаемого, образа.

Дороги свободы

«Дороги свободы» (1945-1949) — незавершенная тетралогия Сартра, это «Возраст зрелости», «Отсрочка», «Смерть в душе». Отрывки неоконченного четвертого тома были опубликованы в журнале «Тан модерн» в 1949 г.

В первых двух романах дается картина предвоенной Франции, в третьем описывается поражение 1940 г. и начало Сопротивления. Основные положения экзистенциалистской философии Сартра, прежде всего его учение о свободе, подлинности и неподлинности человеческого существования, воплощаются в характере и поступках основных героев тетралогии.

Четвертая часть «Странная дружба» — концлагерь, неудачный побег. Роман оборван на полуслове.

Проблемы метода. Статьи

Очерк французского философа и писателя Жана Поля Сартра (1905-1980) «Проблемы метода», непосредственно связанный с его обширным трудом «Критика диалектического разума», характеризуется автором как общий обзор круга вопросов, охватываемых экзистенциализмом.

Это исследование вскрывает внутренние противоречия философской антропологии и намечает, на методологическом уровне, способы их преодоления. Путь к созданию подлинной «структурной и исторической» антропологии Сартр видит в соединении критически переосмысленной материалистической диалектики, психоанализа и экзистенциализма. Особое внимание в работе уделяется феномену отчуждения — как в жизни и деятельности индивидуума, так и в исторической практике.

Слова

Новеллы Жан-Поля Сартра можно назвать в принципе по-разному - и каждое из определений хотя бы в чем-то будет верным. Однако - кто сумеет уложить в литературоведческие термины трагедию человека, не просто выломившегося из жизни, но готового, в свою очередь, проломить эту жизнь - не важно, волей ли героя, волей ли героизма - или волей преступления? "Я принимаю вину на себя", - сказал однажды Сартр. И груза этой вины он не снимает и со своих читателей...

Жан-Поль Сартр родился в Париже, 21 июня 1905 г. всемье морского офицера. Когда мальчику исполнилось два года, его отец умер, а мать вернулась в Эльзас, в дом своих родителей. С 1924 по 1929 г. Сартр учился в элитарном французском университете, Высшей Нормальной школе, который окончил с блестящими результатами. Затем он служил в армии, преподавал (1931-1933) в гимназии, в течение года изучал феноменологию Гуссерля во Французском институте Берлина, а с 1934 по 1939 г., вновь был гимназическим преподавателем. В это время Сартр начал работу над собственными произведениями, которые стали выходить в свет с 1936 г. В 1937 появилась его работа «Трансцендентность Эго», которая, несмотря на небольшой размер, уже предвосхищала большинство идей дальнейшей сартровской философии

Философия Сартра за 9 минут

В 1940 г. Сартр попал в плен к немцам и пробыл там до 1941 г. Самые важные и значимые сочинения Сартра были опубликованы после войны. Именно тогда увидели свет такие произведения, как «Бытие и ничто», «Мухи», «Дороги свободы», «Экзистенциализм – это гуманизм» и др.

Произведения Сартра – ярчайший образец экзистенциалистской философии. Писатель великолепно описывает необычные, болезненные состояния психики, разум и чувства отчаявшегося человека, подвергая при этом сомнению многие общечеловеческие ценности.

Вместе со своей женой, писательницей Симоной де Бовуар , и видным философом Морисом Мерло-Понти Сартр издавал литературно-политический журнал «Новые времена», который был выразителем крайних левых идей.

Сартр проявлял живейший интерес к марксизму, хотя после внимательного изучения марксистской философии пришел к выводу, что это не подлинно научная теория, а лишь революционный миф. Сартр иногда критиковал советский режим. Как мыслителю-волюнтаристу ему была гораздо ближе маоистская версия коммунизма. Он восхищался китайской «культурной революцией », уповая на то, что она произведёт переворот в человеческом сознании.

Жан-Поль Сартр и его жена Симона де Бовуар в маоистском Пекине, 1955

В 1964 Жан Поль Сартр был удостоен Нобелевской премии «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время». Писатель отказался принять премию, объяснив это тем, что её присуждение имело политический смысл и включало его в буржуазную элиту, в то время как он всегда выступал против буржуазии. Его приверженность коммунизму была столь сильна, что Александр Солженицын во время приезда Сартра в СССР отказался от предложения встретиться с ним.

Во второй половине 1960-х гг., во время войны во Вьетнаме , Сартр стал председателем антивоенного «Общественного трибунала», созданного другим видным западным левым – Бертраном Расселом . В 1970 г. Сартр сделался главным редактором газеты «Народное дело».

В последние годы жизни он ослеп от глаукомы и уже не мог писать. Ему читала вслух жена, а он охотно давал многочисленные интервью.

- (Sartre) (1905 1980), писатель, философ и публицист, глава французского экзистенциализма. Участник Движения Сопротивления. Под влиянием Э. Гуссерля и М. Хайдеггера построил «феноменологическую онтологию», в основе которой противопоставление… … Энциклопедический словарь

Сартр, Жан Поль - Жан Поль Сартр. САРТР (Sartre) Жан Поль (1905 1980), французский писатель, философ и публицист, глава французского экзистенциализма. Участник Движения Сопротивления. Под влиянием Э. Гуссерля и М. Хайдеггера построил феноменологическую онтологию … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (Sartre, Jean Paul) (1905–80) Французский политический деятель и писатель, самый известный в ХХ в. представитель экзистенциализма (existentialism). Его идеи наиболее полно отражены в книгах Бытие и ничто (L Etre et le nant , 1943) и… … Политология. Словарь.

- (Sartre) (1905 80) французский писатель, философ и публицист, глава французского экзистенциализма. Участник Движения Сопротивления. Под влиянием Э. Гуссерля и М. Хайдеггера построил «феноменологическую онтологию», в основе которой… … Политология. Словарь.

Жан Поль Сартр Jean Paul Sartre Дата и место рождения: 21 июня, 1905 (Париж, Франция) Дата и место смерти … Википедия

Сартр (Sartre) Жан Поль (р. 21.6.1905, Париж), французский писатель, философ и публицист. Сын морского офицера. Окончив в 1929 Высшую нормальную школу, преподавал философию в лицеях. Во время немецко фашистской оккупации Франции (1940‒44)… … Большая советская энциклопедия

САРТР Жан Поль - САРТР (Sartre) Жан Поль (1905—80), французский писатель, философ экзистенциалист. Трил. «Дороги свободы»: «Возмужание» (1945), «Отсрочка» (1945), «Смерть в душе» (1949). Автобиогр. пов. «Слова» (1964, п. 1966), ром. «Тошнота» (1938). Сб.… … Литературный энциклопедический словарь

Сартр (Sartre) Жан Поль (21.06.1905 15.04.1980) французский философ, писатель, один из главных представителей экзистенциализма. С 1929 по 1939 г. и с 1941 по 1944 г. преподавал философию в учебных лицеях Франции. Участвовал в движении… … Психологический словарь

Сартр Жан-Поль - От абсолютной и бесполезной свободы к свободе исторической Писать, чтобы понять себя Внимательный наблюдатель перипетий нашего столетия, Жан Поль Сартр родился в Париже в 1905 г. До начала войны он преподавал философию в лицеях. Будучи в… … Западная философия от истоков до наших дней

Книги

  • Жан Поль-Сартр. Дороги свободы (комплект из 3 книг) , Жан Поль-Сартр. Возможна ли абсолютная свобода - или нам навеки суждено оставаться в узких рамках дозволенного? Что такое любовь - унизительный психологический атавизм или, напротив, одна из высших свобод,…
  • Слова. Мухи. Почтительная потаскушка. За закрытыми дверями , Сартр Жан-Поль. "Слова"-автобиографичная повесть Жана Поля Сартра. Автор откровенно рассказывает о своем детстве, родных и друзьях, о первом знакомстве с книгами и постепенном понимании своего призвания…