Посошков являлся сторонником. Значение посошков иван тихонович в краткой биографической энциклопедии

1652 - 1.2.1726, Петербург), писатель, экономист. Род. в подмосковном селе. Отец - из крестьянского сословия, но работал серебряником. П. также занимался ремесленничеством, монетным делом, изобретательством и предпринимательством разного рода. В конце жизни приобрел землю, винокуренный завод и подготавливал запуск полотняного. В 1725 был арестован по неизвестному обвинению и вскоре умер в Петропавловской крепости.

П. получил традиц. древнерус. книжное образование, обучаясь самостоятельно (см. Средние века). Лит. наследие П. отражает все характерные черты и уровень этого образования, в то же время оно носит отпечаток его природного таланта и реформаторского духа эпохи Петра I. Цель писательской деятельности П. - анализ всех сторон рус. действительности и предложения по ее исправлению. Однако, вопреки политике Петра I, не стремился ориентироваться на Зап. Европу; в области культуры отстаивал духовные ценности рус. старины и православной веры. Из этой ориентации исходят идеи П. о реформе образования в России. Они изложены в трех посланиях к Стефану Яворскому (между 1703 и 1710), трудах «Завещание отеческое к сыну» (1719), «Книге о скудости и богатстве» (1724).

П. видел причину церк. раскола и разных ересей в невежестве населения и в «неученных священниках». Он также подчеркивал необходимость знаний для полемики с представителями др. вероисповеданий, контакты с к-рыми стали в нач. 18 в. постоянными.

П. пришел к мысли о принудительном просвещении всего рус. народа вплоть до его низших слоев, и особенно о просвещении духовенства. Под просвещением П. понимал знание и разумное понимание основ православного вероучения.

П. был далек от идеи осуществлять нач. образование и катехизацию населения через школу. Обращаясь к главе Синода Стефану Яворскому, он предлагал, чтобы каждый духовник на исповеди кроме обычных вопросов задавал чаду духовному вопросы об основах вероисповедания. Вопросы эти П. предполагал опубликовать в помощь священникам (незнающим духовный отец дает разъяснения и наставления и в спец. книгу запишет, что к следующей исповеди прихожанин должен ему ответить твердо).

В обращении к светским властям П. подчеркивал пользу для гос-ва от всеобщего образования, такого, «чтоб не было и в малой деревне без грамотного человека». Грамотные крестьяне, по мысли П., не только будут лучше служить помещикам, но и станут способными участвовать в гос. делах. В то же время подчеркивал, что обучение грамоте необходимо и для самих крестьян: их невозможно будет обмануть лживым прочтением важных для них указов и др. документов. Он предлагал начать с создания новой грамматики на слав. языке (с упрощением алфавита и приспособлением его к совр. речи) и продавать ее «без прибыли», чтобы все люди могли приобщаться к учению. Считал необходимым печатать и др. книги, в т. ч. философские сочинения.

Особо тщательно П. продумывал проект обучения духовного сословия, для к-рого он предлагал организовать «академию великую, всех наук исполненную». С этой целью он даже соглашался на приглашение учителей «самых высокоученых» из неправославных стран, если своих учителей «не обрящется». Академию П. представлял себе как «патриаршую», с «благочестивым христианином» во главе. В епархиальных городах и крупных монастырях П. полагал устроить грамматич. школы, подробно описывал порядок обучения в них. Поставление в священнослужители должно, по его мнению, происходить только для тех лиц, кто успешно окончил подобную школу.

П. считал, что в этих образоват. учреждениях следует изучать не только христ. вероисповедания, но и др. мировые религии, чтобы уметь доказать единственную правильность своей веры. Он старался основывать уверенность в правоте своей веры не на авторитетах, а на знании, на исследовании и на доказательствах, способствуя, т. о., становлению рационалистич. подхода.

В рассуждениях П. о воспитании детей прослеживаются черты православной пед. традиции. Это воспитание в страхе Божи-ем, в смирении, в чистоте душевной и телесной, в преданности вере православной через наказания, через послушание отцу и духовнику, через знание церк. книжности и понимание православного вероучения, через молитвы и отправления церк. обрядов. Он завещал сыну создать семью и воспитать своих детей также в традициях православия и в книжной грамотности, дать им основы знаний, необходимых для всякого ремесла, научить на «государевой службе» и во всяком сословном положении не гордиться и не унывать, а «стараться о правде» и жить так, чтобы «всегда быти готову умереть».

ПОСОШКОВ Иван Тихонович (1652-1726) родился в 1652 г. в семье ремесленника-серебряника в подмосковном селе Покровском. Его отец был из крестьян, что находились в ведении Оружейной палаты и работали в различных мастерских Государева двора. Занимался различными ремеслами, торговлей, стал крупным промышленником и землевладельцем. В 1694-1696 гг. работал над денежным станком для подношения Петру I, а в 1697 г. демонстрировал царю "огнестрельные рогатки". Имел винокуренный завод, серный прииск, искал нефть, пытался завести фабрику игральных карт, работал фонтанным и водочным мастером. К концу жизни покупал дома, деревни, земли в Новгороде и Петербурге. Наряду с предпринимательством занимался публицистикой, отзываясь на все острые вопросы эпохи. В 1701, после поражения русского войска под Нарвой, составил записку для Петра I "О ратном поведении", предложив меры по созданию боеспособной армии. Свои взгляды на вопросы просвещения, этики, церковные проблемы Посошков изложил в 1703-1710 в записках, обращенных к митрополиту Стефану Яворскому, предлагал создать патриаршую академию, учить детей духовенства, печатать учебники с опровержением ереси, считал необходимым упрощение церковнославянского алфавита.

Свою предпринимательскую и изобретательскую деятельность Посошков сочетал с литературной, оставив несколько проектов и три полемических сочинения, в которых выдвинул ряд предложений по подъему народного хозяйства России. К концу жизни Посошков написал книгу "О скудости и богатстве", где обобщается изложенное в других сочинениях. Она была закончена в 1724 г. и предназначалась для Петра I. Возможно, эта книга и вызвала арест автора и привела к трагедии в жизни И.Т. Посошкова. Подобные труды в XVIII веке предназначались, как правило, одному, самому главному читателю - царю-батюшке, с желанием донести до него все "неправды" и "неисправности" и предложить меры, какими можно было бы помочь искоренению зла. Не зря в посвящении автор просит императора не открывать его имени, боясь, что ябедники и обидчики "не попустят мне и малого времени на свете жить, и потому буду я сам себе убийца". Слова оказались пророческими. Вряд ли сам Петр I успел прочитать книгу. Скорее всего, она попала в руки царских приспешников, которые и усмотрели в ней угрозу "слову и делу государеву". В августе 1725 г. Посошков был арестован и заключен в Петропавловскую крепость, где 1 февраля 1726 г. скончался.

"Книга о скудности и богатстве" общая характеристика

Основное сочинение Посошкова, доставившее ему громкую посмертную славу, закончено им в 1724 году, когда автору было уже 72 года. Оно посвящено преимущественно экономическим проблемам, как показывает выразительное его название - "Книга о скудости и богатстве, си есть изъявление, отчего приключается напрасная скудость, и от чего собогобзоватое (обильное) богатство умножается".

В нем содержится множество предложений или проектов, касающихся различных сторон государственной и общественной жизни. Содержание книги шире того, что сказано в заголовке, так как наряду с экономическими темами в ней обсуждаются вопросы административного устройства, суда, законодательства, просвещения, говорится о положении крестьянства. Книга делится на 9 глав, в которых речь идет о духовенстве, о воинских делах, о правосудии, купечестве, о художестве (то есть о ремесле и промышленности), о разбойниках, о крестьянстве, о земляных делах, и в последней главе - о царском интересе или о государственных финансах.

"Книга о скудости и богатстве" была итогом всей литературной деятельности Посошкова. Он воспользовался для нее предшествующими своими сочинениями. Из первой своей работы, "Доношения о ратном поведении", он перенес в нее указание на изобретенные им огнестрельные рогатки, имеющаяся в ней глава "О духовности" близка по содержанию к письмам автора Стефану Яворскому, из "Завещания отеческого" перенесен целиком раздел о суде, здесь же изложено последнее его "Доношение о деньгах". В книге нашел отражение богатый жизненный опыт автора, отличное знание законодательства, он часто ссылается на Уложение 1649 года и на Петровские указы и подвергает их критике. Автор предназначал "Книгу о скудости и богатстве" для поднесения Петру I, как это явствует из заключительных слов: "утаянно от зрения людского трелетным трудом восписав, твоему царскому величеству предлагаю".

В сохранившихся списках "Книги о скудости и богатстве", относящихся к середине XVIII века, имеются любопытные, живо составленные заметки, сделанные внимательным читателем и внесенные последующим переписчиком в текст книги. Против слов Посошкова о предании смертной казни за богохульство стоит: "Осмотрись, старичок, и эту речь вонми: несть грех, побеждающий Божие человеколюбие". В другом месте, где рекомендуется ввести единую указную цену на товары, вероятно, тому же лицу принадлежат следующие слова: "Старичок, нельзя одной цены уставить, веть товару имя одно, да доброта не одна. Ину пору уж и ты врешь!"

В особом красноречивом доношении, обращенном к Петру, сохранившемся лишь в черновиках, отдельно от книги, Посошков высказывает основную мысль, пронизывающую "Книгу о скудости и богатстве" и говорит о задачах, которые он имел в виду. Его "книжица" должна служить к процветанию и обогащению страны, и в особенности должна содействовать осуществлению права и справедливости. Он видел "во владущих судиях, такс в подвластных многое множество содевающееся неправды и всяких неисправностей" и решил предложить свою книгу "пред очи" царя. Проведение в жизнь его предложений должно увеличить государственные доходы, но он смотрит дальше, обещает больше, чем обогащение царской казны, он имеет в виду "всенародное богатство". Наряду с народнохозяйственными задачами он обещает осуществление "правды" и искоренение обид и вражды, "высокомнимые дворяня могут претвориться в кроткие овчата и будут иметь любовь с простым народом". Эти возвышенные задачи и привели его к разработке обширной программы преобразований.

Корни экономических воззрений Посошкова лежат в окружающей реальной действительности, которую он воспринимал и оценивал в соответствии со своими идеалами. Взгляды Посошкова оригинальны, экономические предложения полны жизненного и практического смысла.

По своим политическим взглядам Посошков был сторонником монархии. Вместе с тем он критически относился к системе и порядкам управления в России, видел в них препятствие к устранению скудости и умножению богатства в стране.

У Посошкова нет свойственного представителям меркантилизма Западной Европы отождествления богатства с деньгами. Он считал, что богатство общества воплощается не только в драгоценных металлах, но и в материальных благах. Посошков различает богатство вещественное и невещественное. Под вещественным богатством он разумел богатство государства (казны) и богатство парода, под невещественным - "истинную правду", т.е. законность, правовые условия, хорошее управление страной.

Задачей экономической политики государства Посошков ставил "всенародное обогащение". Он писал:". в коем царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно слыть богатому". Рост народного богатства выгоден и народу и государству - такова основная мысль Посошкова по этому поводу. Его высказывания носили прогрессивный характер и выходили за рамки меркантилистских представлений о богатстве.

Целью книги, по его словам, было показать причины напрасной скудости государства и умножения богатства. Посошков был убежден, что предложенный им план преобразований позволит превратить Россию в богатую культурную и могучую державу. Он уверял царя, что если его рекомендации будут осуществлены, то "вся наша великая Россия обновитца как в духовности, тако и во гражданстве и не токмо одна царская сокровища наполнятца, жители Российские обогатятца и прославятся". Он надеялся, что с улучшением жизни исчезнут вражда и обиды, а высокородные дворяне с любовью будут относиться к простому народу.

Экономические взгляды Посошкова отражали идеи меркантилизма, хотя он не был знаком с трудами западных экономистов своего времени. Не имея специального образования, Посошков самостоятельно пришел к идеям меркантилизма, которые господствовали тогда на Западе. Поэтому он по праву считается выдающимся меркантилистом России. Идеи Посошкова отражают специфику и особенности России, а потому имеют немало отличий от западных.

Петр I тоже был приверженцем меркантилизма, и его реформы в значительной мере были реализацией этого учения, но относительно ряда важных проблем управления экономической жизнью взгляды Посошкова не совпадали с идеями Петра, а иногда явно противоречили им.

К оригинальным идеям Посошкова относится разделение богатства на вещественное и невещественное. Под первым он подразумевает богатство государства (казны) и народа, а под вторым - эффективное управление страной и наличие справедливых законов. Рассуждения Посошкова о невещественном богатстве конкретизировались им в требовании реформы управления, поскольку именно реформа создает возможности для устранения скудности государства и умножения богатства в стране. (В настоящее время, когда признано, что наука является непосредственной производительной силой, нетрудно оценить прогрессивность подобных взглядов, имевших место почти 300 лет назад.)

Принципы Посошкова об улучшении управления экономикой исходили из решающей роли государства в руководстве хозяйственными процессами. Он был решительным сторонником строгой регламентации хозяйственной жизни. Основным рычагом такой регламентации должны быть царские указы, которые он считал самым важным средством осуществления экономических пре образований. Среди его многочисленных рекомендаций назовем лишь две: заставлять всех людей работать, причем работать прилежно и производительно, уничтожать праздность во всех ее видах; решительно бороться с непроизводительными затратами, осуществлять строжайшую экономию во всем; бороться с роскошью, излишествами в жизни людей.

Для уничтожения скудости и достижения богатства в стране наибольшее значение имеют два следующих наставления Посошкова: заставить всех людей работать, причем прилежно и производительно, уничтожить праздность во всех ее видах; решительно бороться с непроизводительными затратами, осуществлять строжайшую экономию во всем.

Требование бережливости во всем, экономного расходования материальных благ и денег красной нитью проходит через всю книгу Посошкова.

Исходя из общегосударственных интересов, он решительно восстает против хищнического отношения к естественным богатствам страны и излагает наиболее целесообразные, с его точки зрения, принципы их эксплуатации.

Посошков, подобно будущим классикам буржуазной политэкономии А. Смиту и Д. Рикардо, связывает источник богатства с трудом. В его рекомендациях подразумевается, что труд является источником увеличения богатства. По его мнению, никто не имеет права жить без работы и даром есть хлеб. И надо не просто работать, а труд должен быть с "прибытком" (на современном языке - с прибылью). Посошков устанавливает явную связь между ростом богатства и производительностью труда, что еще раз подчеркивает его восприятие труда как важного источника богатства.

Внеэкономическая форма принуждения для Посошкова, так же, как и для его современников, и особенно российских, была естественной формой трудовой дисциплины. Вместе с тем он весьма убедительно обосновывал преимущества сдельной оплаты труда по сравнению с повременной. В качестве стимула для повышения производительности труда он рекомендовал выдавать рабочим государственных предприятий более высокую зарплату и критиковал крохоборство управляющих, которые устанавливали рабочим крайне низкую зарплату (5 коп. в день): "Они мнят тем учинить великому государю прибыль, что мастеровых людей не кормят, а они тем великий убыток делают. А и во всяких делах правители наши за кроху умирают, а где тысячи рублев пропадают, то ни во что поставляют, и неданием полного кормления у русских людей охоту и к мастерству прилежание тем пресекают и размножится доброму художеству не допускают".

Что же касается многочисленных рекомендаций Посошкова о строжайшей экономии и борьбе с роскошью и излишествами, то здесь надо особо подчеркнуть, что эти понятия он не ограничивал сферой быта, а рассматривал их в более широком смысле с позиций интересов общества. Ярким примером в этом отношении является его проект против хищнического отношения населения к естественным богатствам. Образно говоря, он ратовал за сохранение экологии. Он выступал против хищнического истребления молодого леса, молодой рыбы, сбора незрелых орехов и других подобных мер, наносящих вред природе и обществу. Автор проекта обоснованно доказывал, что правильные принципы использования природных богатств способствуют их умножению, а вредные - истреблению.

"Книга о скудости и богатстве", как и предшествующие сочинения Посошкова, проникнута глубоким патриотическим чувством. Автор охвачен страстным стремлением добиться преуспевания нашей родины, не уступающей ни в чем другим странам.

посошков русский экономист книга

Книга Посошкова проникнута горячей любовью к родине и желанием охранять нашу страну от всяких посягательств иностранцев как в экономической жизни, так и в военных делах. Независимая, сильная и зажиточная страна - вот идеал Посошкова. Однако он не имеет в виду таких изменений, которые бы разрушили социальные и политические основы крепостнической империи и в своих конкретных проектах остается в рамках петровского государства, в котором "возвышение класса помещиков, содействие нарождавшемуся классу торговцев и укрепление национального государства этих классов происходило за счет крепостного крестьянства, с которого драли три шкуры".

Иван Тихонович Посошков (1652-1726)

Видный экономист и публицист. Родился в семье ремесленника-ювелира из подмосковного села Покровское, занимался различными ремеслами, затем стал Купцом, предпринимателем, владел землей. Его «Книга о скудости и богатстве» являлась выдающимся произведением экономической мысли и публицистики первой трети XVIII в. И хотя она распространялась в рукописи (впервые была напечатана только в 1842 г.), среди передовой интеллигенции имела большой успех. В ней И. Т. Посошков выступил как идеолог нарождающейся буржуазии, предлагая меры для поощрения торговли и промышленности. Причем, по его мнению, занятие торговлей - это привилегия купечества. Дворянам и крестьянам торговать должно быть запрещено. Защищал идею ограничения крепостного права, установления законом размеров крестьянских повинностей. Вопросы образования рассматривал как составную часть своих общественно-экономических проектов.

Постоянно занимался самообразованием. Его произведения «Письмо о денежном деле», «О ратном поведении», «Зерцало очевидное», «Завещание отеческое», «Книга о скудости и богатстве» проникнуты чувством глубокого патриотизма, желанием сделать Россию сильной, промышленно развитой. Особые надежды он возлагал на «купецких людей». В «Книге о скудости и богатстве», сочинении «Завещание отеческое» (1705) И. Т. Посошков изложил прогрессивные идеи о необходимости обучать народ грамоте, создавать школы, печатать книги на русском языке, упростить церковнославянский алфавит. По его мнению, надо издать закон, обязывающий помещиков учить крестьян, потому что грамотные крестьяне принесут больше пользы и помещику и государству.

В «Завещании» И. Т. Посошков подробно останавливается на вопросах обучения и воспитания. Большое место в работе отведено нравственному, патриотическому, трудовому воспитанию. Он считал, что воспитывать человека надо с малых лет, ибо если «в юности научится злу, то в старости добрым человеком не будет». Родители должны следить, чтобы сын «никогда праздней не был». «Украшать себя надо не золотом и серебром, а храбростью... правдивым и твердым словом, а также книжным учением».

Хотя проекты Посошкова не были направлены ни против абсолютизма, ни против основ крепостничества, они носили прогрессивный характер, поэтому были истолкованы как опасные для государства, и после смерти Петра I Посошков был заключен в Петропавловскую тюрьму-крепость, где и умер.

Из «Книги о скудости и богатстве»

(Печатается по изданию: Посошков И. Т. Собр. соч. М., 1951. Впервые опубликовано в 1842 г. Сторонник петровских реформ, И. Т. Посошков, представляя в 1724 г. Петру I свою «Книгу о скудости и богатстве», просил сохранить его имя в тайне. Однако этого не было сделано, и после смерти Петра I И. Т. Посошков погиб в застенках Петропавловской крепости как лицо, опасное государству. В книге И. Т. Посошков показал необходимость просвещения крестьян, что могло бы оказать, по его мнению, благотворное влияние на уровень развития экономической и социальной жизни России. В главах, опубликованных в «Антологии», изложены мысли об обучении народа грамоте. )

О ДУХОВНОСТИ

И во всех епархиях построить бы школы пространные и в те школы собрать всех поповых и дьяконовых и дьячковых и пономарских детей, от градских церквей и от уездных, от десятилетних. И буде которые отцы добром их в школы отпустить не похотят, то брать бы их и неволею и учить грамматике и всякого книжного разума.

И положить о сем недвижимый предел: буде кой человек школьного учения не принял и грамматического разумения не научился, таковых бы отнюдь во пресвитеры (Священнослужитель. ) и в дьяконы не посвящати. Такие причетники церковные пожелают пресвитерства, то будут и три-дцатилетные, в школы и без понуждения приходя учитися и учением своим будут поспешати, и таковые люди года и в два-три научиться могут, понеже себя ради будут поспешати и с охотою учится имут. И которой из них учение грамматическое твердо приимет, а летами своими юне, то таковых надлежит и риторики поучить или и философии. И тии не токмо во пресвитерской сан, но во архиерейство будут годны и учителями могут застати.

И таковым способом вся Россия может умудритися не весьма многими леты. И сие преславное дело трудно токмо начати да основа-ти, а тамо будет оно уже и само правитися понеже и учение грамматическое и прочих наук умным и острым людям вельми охотно и любезно бывает.

А аще сие утвердитися, еже во пресвитерство неучившихся в школах не посвящати, то не можно будет того миновати, еже бы желающему пресвитерства не поучитися в школе, то я чаю, что друг друга будут учением своим и предваряти.

А егда грамотники и всякого благоразумия научатся и книг божественного писания начтутся, то не то что раскольнику, но и лютору и римляну могут отпор дать и уста их заградить, понеже все они от истинного христианства совратились, и бродят все, яко козлята, по непроходимым дебрям и по неудобным восшествия стремнинам. И тако в далекие пути зашли, что и возвратитися к прежнему благочестию не могут...

А ныне истинно таковых пресвитеров много, что не то, чтобы кого от неверия в веру привести, но и того не знают, что то есть речение вера, и не до сего ста, но есть и таковые, что и церковные службы, како прямо отправити, не знают. Да и знать не по чему: печатного двора справщики (Корректор )от многого питья и от роскошного житья утыли и не хотят ясного изъявления о всяком церковном служении напечатать, чтобы всякой мог разумети, как что отправляти. Но токмо той пресвитер мало-мало и может прямо отправляти, кой довольное время побудет в городе при соборе или при разумном пресвитере и подначальстве, то тот то лише может по надлежащему службу церковную отправити. А буде кой под началом не много побыл, тот ничего по книгам отправить не может.

А по прямому делу надлежало было о всяком служении напечатать в тех же служебных книгах ясно, дабы и простолюдин мог разу-мети, как что отправити, а ныне многие наугад отправляют, как тому промыслитса. И сие стало не весьма добро, что так деется, и того ради и во градах в церквах многое несогласие бывает, а о сельных и дивить нечего.

И ради совершенного в церковных служениях исправления о всякой службе надлежит в тех же служебных книгах напечатать мелкою печатью тонкостное расположение, как моя служба или действо какое начать и как отправить и совершить. И аще обо всем будет ясно напечатано, то во всех церквах не токмо во градских одних, но и в засельских всякое служение отправлятися имать согласно.

И ради всесовершенного исправления не можно пробыть, еже б не напечатать тонкостного расположения о всяком священнодействии, а в совершенные школы послать учителей иноческого чина и мирского, кои грамматического учения искусны, и других учителей к ним, кои книжного разумения искусны и церковного круга навычны и кои в божественном писании силу знающий, еже непоемые речения могли рассуждати.

И грамматические учителя бы учили своего учения грамматического до обеда, или рещи, до полудни... бы те другие учителя, иже божественного писания искусны, учили б их страху божию и книжному чтению и церковному обхождению.

И все школьники читали бы книги неспешно, но с самым вниманием, дабы чтомое мог разумети и памятствовати. И кой ученик невнятно будет читати, то той читатель, кой ко чтению и вразумлению книжному приставлен, непрестанно их понуждал и вразумлял, как их вразумительно читать и чего не дознают, толковал бы им. И кои книги кто читает, от тех бы книг спрашивал их по одинкам и внимал бы, каково кто памятно сказывает, и той учитель в памятную б книгу записывал, кто каков есть.

И буде кой ничего сказать не помнит, и тому чинил бы наказание и велено бы ему в другой ряд прочести. И буде и в другой ряд прочтет, а что читал, не помнит, то яве есть, еже тот во пресвитер-ство не будет годен.

А чаю не худо бы и летописных книг дать им почитать, чтобы обо всем знали, что досюль бывало...

А в день недельный велели бы им чинить между собою доспы-тания от священных писаний. А учителя оба бы слушали и внимали, кто каков в разуме и в разумении Святого писания, и каково что разсуждает, все бы то впредь для памяти записывали, а и того смотрели бы, кто к какому делу склонен, к духовному ли или к светскому...

И егда куды потребуют пресвитера, то из тыих бы учеников отсылать на пресвитерство не по Отечеству, не по богатству, ниже по прошению прихожан, но по разуму и по истинному священства достоинству. И достоинство бы того школьника подписывали оба тыи учителя, еже он годе во пресвитерской сан...

И аще коея церкви попов сын возжелает отцу своему наследником быть, а по свидетельству учителей своих явится к тому чину негоден, то, аще и заручная о нем челобитная будет, отказать ему...

А кой из них будет понарочитее, тово можно в дьяконство вчинить. А в пресвитерство отсылать самых достаточных и в писании рассудительных и во нраве кротких, чтобы он был свет миру, а не тьм...

И аще священный чин от таковых неключимств исправится, то яко новый свет в России воссияет. И такс их надлежит изучити, чтобы во время исповедания детей своих духовных паче всего научали о благочестии и о благоверии, како в нем твердо стояли, дабы блазни люторские и римлянские не склонялися и с раскольниками бы никакого разглагольства не знаючи, не разговаривали.

И о сем всех бы своих детей духовных увещевали, чтобы они детей своих юных, не токмо градские, но и поселянские, учили бы грамоте и всякому благонравию научили их, а по улицам играть и без дела шататися не попускали с великим и твердым запрещением...

О КРЕСТЬЯНСТВЕ

Паки немалая пакость крестьянам чинится и от того, что грамотных людей у них нет. Аще в коей деревне дворов двадцать или тридцать, а грамотного человека ни единого у них нет, и какой человек к ним не приедет с каким указом или и без указу да скажет, что указ у него есть, то тому и верят и оттого приемлют себе излишние убытки, потому что все они яко слепые ничего не видят, не разумеют. И того ради многие, и без указу приехав, пакости им чинят великие, а они оспорить не могут, айв поборах много с них излишних денег емлют, и оттого даровой приемлют себе убыток.

И ради охранения от таковых напрасных убытков, видится не худо б крестьян и поневолить, чтоб они детей своих, кои десяти лет и ниже, отдавали дьячкам в научные грамоты и, науча грамоте, научили бы их и писать. И чаю, не худо бы так научить, чтобы не было и в малой деревне без грамотного человека. И положить им крепкое определение, чтобы безотложно детей своих отдавали учить грамоте, и положить им срок года на три или на четыре. А буде в четыре года детей своих не научат, такоже, кои ребята и впредь подрастут, а учить их не будут, то какое ни есть положить на них и страхование.

А егда грамоте и писать научатся, то они удобнее будут не токмо помещикам своим дела править, но и к государственным делам угодны будут. Наипаче же в сотские и в пятидесятские вельми будут пригодны и никто уже их не изобидит и ничего с них напрасно не возьмет.

А чаю, не чудо указ послать и в низовые городы, чтобы у мордвы детей брать и грамоте учить отдавать, хотя бы и насильно. А егда научатся, то и самим им слюбится потому, что к ним паче русских деревень, приезжие солдаты и приставы и подьячие, овогда с указом, овогда ж и без указу, и чинят, что хотят, потому что они люди безграмотные и беззаступные. И того ради всяк их изобижает и чего никогда в указе не бывало, того на них спрашивают и правежем правят.

А егда дети их научатца грамоте, то грамотные будут у них владетелями и по-прежнему в обиду их уже не дадут, и будут свою братию от всяких напрасных нападок оберегать.

А иные выучат грамоте, познают святую христианскую веру, возжелают и креститися, то те грамотники мало-помалу иных свою братию к христианской вере приводить будут.

Завещание отеческое (отрывки)

(Печатается по изданию: Посошков И. Т. Собр. соч. М., 1951. Впервые опубликовано в Петербурге в 1893 г. «Завещание отеческое» написано не позднее 1705 г. В нем И. Т. Посошков, с одной стороны, излагает в духе «Домостроя», как воспитывать детей сегодня («в великой грозе», в духе религиозности и покорности), с другой стороны, в «Завещании» многие страницы посвящены светскому образованию, нравственности, элементам буржуазной идеологии. )

ОТЕЧЕСКОЕ ЗАВЕЩАНИЕ СЫНУ ОБ ОТРОЧЕСКОМ ЖИТИИ

Глава 1

1. В начале отрочества своего, сыне мой, паче всех наук прилежи книжному научению, не токмо славянскому одному, но и греческому, или латинскому, или хотя польскому, понеже и на польском языке много таковых книг есть, кои у нас на славянском языке не обретаются; а и к науке польский язык иных языков поемнее. И аще латинскому поучитися, обаче не все их книги приемли: кои обрящеши на разврат благочестивой нашей веры или к каковому греху приводящие, тыи весьма от себя отревай. И во все храни себя опасно, дабы тебе в чесом не поползнутися, и благочестия не погубити, и ери-тиком бы не быти...

7. Ты, сыне мой, не токмо единого блудного греха бойся, но и от всякого зла удаляйся. Так жить навыкай, еже бы тебе никого, старого или малого, или богатого или убогого человека, ничем же бы оскорбити. Но ко всем буди любителей и всякому человеку отвечай и глаголи кротостно; а сурово никаковому человеку, кроме причины, не глаголи, понеже сурово слово воздвигает гнев...

8. И аще ты, сыне мой, поедеши на коне, блюдись того, дабы ты какого человека, богатого или убогого, конем своим не потеснити и с дороги бы пешеходные не стиснути в грязь; и аще и не по пешеходной дороге поедеши и въедеши в грязь, то ты коня своего удерживай, дабы конь твой тихо ступал, дабы ты никакого человека не обрызгати грязью. И не токмо человека люби, но и скот милуй. Аще и курицу на пути наедеши, в песке роющуюся, не потесни ее: аще можно, объедь ю; и аще сие дело и не велико есть, обаче ты храни, понеже и она тварь есть божия. И аще какую скотину, или и пса на пути наедеши спяща или и не спяща, да распростершися по земли лежаща, не досаждай и ей, но такоже объеди ю, дабы и псу досаждения какого не учинити ти. Тебе от того трудности великой не будет, еже ее поберечь и объехать или обойти, а она, аще бессловесна есть, обаче ей любо будет...

10. Такожде и по пашне насеянной на коне отнюдь не езди, понеже тою своею ездою; насеявшему ниву великую обиду учиниши: егда конь на кое место ступит, то не токмо колос повредит, но из корени изторгнет. И егда обрящеши где насеянный горох, или репу, или и иное что съедомое, не моги обиды учинити насеевшему, но токмо самую малую часть возьми, дабы той господин богу на тя жалобы не принес.

Так, сыне мой, опасно живи, дабы ты не токмо человекам, но и скотом мил бы ты был. И всякое дело первее к себе приложи и помысли о нем, угодно ль оно будет тебе, аще кто тако сотворит, яко ты кому хочеши сотворити. И аще тебе оно угодно, то и инем твори без сумнения; а аще же оно тебе самому не угодно явится, то ты такового дела людем отнюдь творити не замышляй...

13. Сыне мой, аще в совершенный возраст еще и не приспеши, а начнет в тебе возжигатися пламень похотения блудного, то ты немедленно оженись законным браком, дабы тебе в беззаконие не впас-ти и чистоты бы своей телесной осквернением блуда не погубити...

14. О избирании невесты. Еще же тебе, сыне мой, сказу ю и за-вещеваю: егда невесту будеши себе избирати, то и красоты преизлиш-ней не ищи, да не введеши женнею красотою иных человеков в соблазн, и да не будеши чужим грехам виновен. А аще же искать будеши красоты духовной, а не телесной, то есть смирения и страха божия, и по той духовной красоте аще получиши и телесную красоту...

Глава 3

9. ...Аще бо со младенчества детей своих научите себя бранить и бить, то в возрасте бойтеся, чтобы вам от них до смерти убиенным не быть. Вельми бо, вельми зло, еже младым детям чинить потачка: всякое бо зло и безумство родится от родителевые потачки...

11. Егда же коего сына отдати во училище, книжного ради научения, то и тогда ни малой воли ему не давай, но в великой грозе держи его. И приставь к нему приставника верного, старика или старуху, чтоб ему не попускали с ребятами играть, а наипаче не попускали бы с ними вместе спать или и сидеть на одине; так тем приставникам твердо накажи, дабы из очей своих ни на мал час не выпускали. А егда повозмужают и за двенадцать лет которой сын переступит, то блюди твердо, дабы с девицами и со женами ни малого кощунания не чинил; и спать с ними, аще и в свойстве кая будет, не попускай; ниже со строки на особности попускай ему спати, дабы он в самой младости и прежде возмужания в блуд не впал. И того ради все бы твои дети спали во очесех наших; и в ночи надзирайте их, дабы кто из них не изшол во иную храмину ночевать. А наипаче не попускайте на чужие дворы, аще и к свойственникам, ходить ночевать, но всегда бы ночевали во очесех ваших.

12. Егда же книжного учения славенского крепко навыкнуть, и грамматику славенскую изучить кой, такоже и писать добре научится, и, выкладке цифирной научив до деления, поучи его и латинской грамоте и языку, или греческому, или хотя польской грамоте и языку, а потом поучи его и художеству, к каковому он свойствен будет. И каковому художеству, тягостному или к легкостному, научиши, то как твое хотение будет. А сего учения не моги отложити, еже бы тебе его не научить рисовать и в размере силу знать, чтобы он всякое дело прежде начинания делати, мог его нарисовати по размеру. И аще в размере будет силу знати, то ко всякому мастерству будет ему способно; и аще и командиром у какова дела будет, то он может всякое дело насквозь видети: ко всякому бо художеству рисовальное дело присутственно и зело потребно. К сему же понуждай его потребное и непотребное рисовати, чтоб он навыкал тому рисованию досконале... дабы никогда празден не был и дней бы своих не терял даром.

13. И при том порядке обучай его и нужду всякую терпети. Одеждами драгоценными не украшай его, и не токмо драгоценными, но и в мягкие одеяния не облачай его, кроме праздничных дней; но даждь ему платье носить самое расхожее или и грубое, дабы он навыкал терпению. И аще придет на него скудость или бедство какое, то не он гнушатися и земледельного одеяния. То бо наше неразумие, еже детей своих преизлишне украшати и во всем их нежити; но надлежит детей своих украшати украшением духовным, а ризное украшение никакого добра не принесет, кроме пакости: от украшения бо навыкают дети гордости и вящее присвоение к блуду. Егда бо девицы или и замужние жены узрят младого отрока во убранстве добром, то зря на них паче уязвляются. А аще кой отрок и млад, да в суровом одеянии будет, к тому же аще во уборстве, к тому же аще не попустите с ними ни шутить и никаких разговоров перебивочных говорить, то на такового не восхотят и воззрить. И буде узрите или уведомитеся от кого, еже сын ваш с девицами или с молодицами будет шутить, то ты и ребра ему сокруши, без всякого милосердия накажи его, дабы впредь ни мало к ним не приближался, дабы он в блуд не впал и тела своего и с душою не осквернил. И такового ради охранения надлежит до самой женитьбы водить детей во одеждах не уборных и не красных.

Егда же оженится, то тогда можно уже и получше одежду учинить ему. Обаче и тогда выше меры свое отнюдь не давай им носити, но со уятием, дабы в том излишние траты пожиткам твоим не было, а наипаче царственному богатству излишней траты не было...

14. Нам не золотом, не серебром, но паче подобает нам себя украшати в воинском деле храбростию, в судейском деле - правосудием, в купечестве - праведным и неподвижным словом и товаром нелестным, мастеровым же людям - в тщательном художестве... к тому же украшатися книжным учением, грамматическим и риторским, и философским разумом. И аще в нас будут, то на весь свет будем мы славны, а и на оном свете не без похвалы будем.

И ты, сыне мой, всячески тщися детям своим одежды чинить не от высоких цен: елико себя ради, паче же - ради царственного пополнения, дабы наше Российское царство, от излишнего наряду, не отончевало. И тоя ради царственной прибыли, детям своим обшивных пуговиц, ни шелковых, ни шерстяных, ни самых золотных не покупай, понеже обшивные пуговицы - перевод деньгам...

16. ...И аще обыкнут твои дети одежды носить грубые, и яди ясти суровые, и пьянственна Питья, а паче заморскаго, пить не будут, а к тому аще обучиши их в ежедневных трудах пребывати, то вельми будут здравы и долголетны, и в разуме и " во всяких своих делах будут тверды.

И тако детей своих крепко держи, еже бы никакого дела своим изловом, без вашего ведения, не делали, но все бы житие свое и дела их были по вашей воле: понеже самоволие и в совершенном мужестве человеков вреждает, колми же паче в юности. Аще бо здраво посмотрит, то всякие пакости содеваются в народе, тако и гражданские и житейские, от самоволия. К сему же ты, сыне мой, детей своих всему тому обучай, чесому аз повелех тебе обучатися и навыкати. И к каковому чину будет он склонен, то ты те статьи и предлагай пред него.

И обедая в людях, избирай себе куски из блюда худшие или кои тебе ближние; а от дальнего края не взимай, да не будеши мерзок посадившему тя за стол; и за столом сидя, не ускори прежде господина или честньшего тя гостя ясти. И сие творя, всем любезен будеши.

И сего ради ты, чадо мое, не моги и близ себя допустити само-умничества, но во всяком деле, не токмо в духовном или во гражданском, но и в правлении, употребляй совета, ово ж и от посторонних людей.

23. А без совета, наипаче без женнего, отнюдь ничего не твори...

О ГРАЖДАНСКОМ ЖИТИИ

Глава 5

1. Живи ты, чадо мое, никого не обижай и ничего чужого не желай, но буде доволен своим си имением. Аще и весьма беден будеши, в том и тщися пребывати, и богатства временного не весьма ищи но паче ищи вечного, чем тебе в бесконечные веки жить. Богатство бо временное ничто же есть, и аще кто его и получит, не всякому оно на пользу, но вящши бывает на погибель. Ибо от богатства приходит гордость, тщеславие, чревообъедение, сластолюбие, вещелюбие, всякая роскошность непотребная. От излишнего изобилия и в блуд паче впадают, и блудницы их паче любят, нежели убогих. Богатии же паче и обижают убогих и маломощных; и не токмо они сами, но и люди их многих обидят. И сего ради ты, сыне мой, не весьма ищи богатства. Добро богатство бывает тому, кой человек может им владеть Авраамеки; а аще кто тако держати его не может, то лучше жить в посредности или и в самом убожестве. Богатство бо, и кроме вышеупомянутых страстей, и прежде получения, пакости наводит на человека: ибо кои человецы желательно его ищут и хотят вскоре обогатитися, то впадают в великие напасти и погибают...

О пропитании книг и о почитании их. Егда будеши, сыне мой, книги читати, то читай их неборзостно и с прилежным вниманием. И держи при себе бумагу и чернила, и кая те.речь понравится, записывай именно, в коей книге и в коей части... пользу бо великую себе и людям получиши от тоя записки. И никогда празден, сыне мой, не сиди: либо какое художественное дело делай, либо книги читай...

11. О земледелъстве. А аще, сыне мой, и весьма оскудееши, и, от той великой скудоты, чем пропитатися не возможеши, то и тогда, сыне мой, во отчаяние, ни во уныние не вдавайся, и ни к каковому воровству и неправедному делу не касайся, и к воровским людям и к разбойникам не прилепляйся, и с мошенниками, ни со обманщиками, и ни с каковыми людьми неключимыми не снимайся, но... иди в земледельную работу. И аще цену, велику или малу, возьмеши, работай всею правдою, без лености и без лукавства: не дань к вечеру гони, но дело к концу приводи. И какую работу работать ни будеши, работай не так, каков обычай имут поденщики, но работай так, как ты можеши про себя работать...

Иной вариант абсолютистской юриспруденции податного населения России, в первую очередь купечества, представлен в творчестве Ивана Тихоновича Посошкова (1652-1726). Выходец из дворцовых крестьян подмосковного села Покровское, Посошков благодаря своему таланту и энергии разбогател и стал купцом.

K концу жизни у него был собственный винокуренный завод, дома в Новгороде и Петербурге, небольшое имение (250 десятин и более 80 крестьян).

Посошков имел литературные способности, знал древнерусскую письменность, о чем свидетельствуют его книга “Зеркало очевидное” (1698), направленная против раскола, а также “Завещание отеческое” (1720) - произведение религиозно-поучительного характера, предназначенное для его сына.

Посошков, этот поистине русский самородок, пытался давать советы Петру I даже в сфере военных реформ. Печальный исход битвы русских со шведами под Нарвой произвел на него сильное впечатление. Он пишет “Доношение об исправлении всех неисправ” (1700), где дает прямые указания на непорядки в воинском деле. A в записке “О ратном поведении” (1701) он советует царю отказаться от услуг иностранцев, офицеров-наемников, которые, по его мнению, недобросовестны, плохо обучают русских военному искусству: опираться нужно на русских людей, которые не хуже иностранцев, их только нужно найти и научить.

B “Книге о скудости и богатстве”, адресованной лично Петру I, Посошков выступил с целостной программой углубления петровских реформ, “исправления всех неисправ”, веря в то, что “вся наша великая Россия обновится как в духовности, так и в гражданстве, и не только одна царская казна наполнится, но и все население российское обогатится и прославится’.

“Красная нить” этой программы - компетентное управление императора страной, исходящее из научных данных и осуществляющееся в интересах всего русского народа. Книга Посошкова - непрерывный диалог, спор ее автора с Петром I, попытка убедить царя в необходимости новых, более глубоких реформ. B ней он выступает как бы от имени крестьянина и ремесленника, купца и предпринимателя, представителя администрации и простого солдата. Поэтому при чтении трактата обращает на себя внимание своеобразная полифония юриспруденции. От главы к главе нарастает представление о непрерывной инверсии” его представлений о государстве и праве. ^

Удивительно это “многоголосие" юридических идеи. 4acTo^ создается впечатление, что Посошков вел записи того многонародного совета России, который он предлагал Петру I учредить, чтобы знать состояние дел в стране и с учетом этого принимать решения. Причем он старается воспроизвести в книге “вольный голос” почти всех сословий и **чинов”, кроме поместного дворянства. Это некий “собор” идей, чаяний и пожеланий русского народа. Однако у этого “многоголосия” есть автор, который и произвел отбор “голосов”, написал для каждого из них особую “партию”, выражающую как общесословные, так и групповые интересы.

“Многонародный совет” Посошков хотел созвать для составления нового Уложения взамен Соборного Уложения 1649 года. “Как здания высокого без твердого основания не утвердить, так и правды совершенной без детального изложения никакими другими мерами утвердить невозможно, так как в нас неправда очень глубоко проникла”.

Он был очень высокого мнения о роли права в жизни государства и считал, что для серьезной “переборки” дома - России ца- рем-плотником необходимо создание нового законодательства - фундамента преобразований.

Предложения Посошкова относительно нового законодательства имели основания. C начала 1700 года работали специальные комиссии, которые должны были на базе Соборного Уложения 1649 года и новых правовых документов составить петровский свод законов. K 1720 году было подготовлено 4 тома законов, но новый кодекс не был утвержден.

При обосновании сущности государства Посошков активно использует российскую патриархальную традицию и православные подходы, когда объясняет, что власть предопределена свыше, что она богоизбрана и богоподобна, а отношения между людьми в государстве подобны отношениям родителей и детей, как это идет еще со времен праотца Адама. Вот одна из таких сентенций: “Мы монарха своего почитаем как Бога и честь его осмотрительно храним и волю его всеусердно исполняем”. Из подобных идей Посошков делал вывод о суверенитете царской власти. “Царь, - пишет он, - всесовершенный самодержец, в нашей земле волен наш монарх... Наш царь самодержавный повелитель, как чему повелит быть, тако и подобает тому быть неизменно, и нимало ни направо ни налево неподвижно; яко Бог всем светом владеет, так и царь в своей державе имеет власть”. Посошкову известны и другие формы правления, однако его симпатии на стороне самодержавия.

Патриархальная традиция отразилась у него наиболее четко в трактовке государства как большого дома, где у каждого свои определенные права и обязанности. Благополучие и процветание дома-государства зависят от согласия всех живущих в нем людей. Монарх - глава такого дома, отец “семьи сословий”. Как в семье все должно строиться на повиновении ее главе, так и в государстве все люди беспрекословно подчиняются царю.

Рядом с идеей общего блага как цели политической жизни автор ставит правду, имеющую божественную природу и потому обязательную для царя. B своей деятельности он должен руководствоваться правдой, заботиться “о снисхождении правды, егда правда в нас утвердится и твердо вкоренится, то не можно царству нашему Российскому не обогатиться и славою не возвыситься".

Посошков пытается доказать Петру I, насколько важен поиск рациональных правовых решений для обновления государства и законодательства. “Больше вещественного богатства всем нам нужно заботиться о невещественном богатстве, то есть о истинной правде”. A когда эта правда - “невещественное богатство” найдена, крайне важно, чтоб ее поняли. Посошков как бы подводит Петра I к мысли, что Книга о скудости и богатстве” есть не что иное, как “невещественное богатство” в руках реформатора и им необходимо воспользоваться для борьбы с неправдой вдействиях властей, для наведения порядка в управлении страной. Идея переборки” по бревнышку России-дома и возникающий образ ца- ря-плотника очень важны в анализе взглядов Посошкова.

Соборы в истории России были нередки, но идея Посошкова созвать представителей от всего населения страны для составления нового Уложения в условиях абсолютной монархии (если вспомнить, что земские соборы фактически не собирались уже в период правления Алексея Михайловича) была революционной. K тому же Посошков предлагал созвать представителей от всей России не по сословному, а по технократическому принципу разделения труда в государстве: по 2-3 представителя от духовенства, администрации “высокого и низкого чина”, дворянства и купечества, “фискалов”, солдат и опытных крестьян из старост и сотских, “которые во всяких нуждах перебыли”. Затем составленное Уложение необходимо “всем народом обсудить самым вольным голосом, а не под принуждением, чтобы в том Уложении как высокородным, так и низкородным, и как богатым, так и убогим, и как высокочинцам, так и низкочинцам, и самым земледельцам обиды бы и утеснения от незнания повседневного их бытия в том новоисправленном изложении не было”.

Посошков призывал самодержца к диалогу с народом через его представителей. Он пытался убедить императора, что введение “народосоветия” не снижает роли “его величества самодержавия”, но ради истинной правды следует прислушиваться к мнению представителей разных сословий, ведь “всяк рану свою в себе лучше чует”. Царю нужно создать такую общественную ситуацию, при которой каждый, “ничего не опасаясь, подал бы ко исправлению” свои предложения. Подвергая сомнению принцип самодержавия в правотворчестве, Посошков заявляет, что “без многосоветия и без вольного голоса никакие дела невозможны, так как Бог никому во всяком деле одному совершенного разумения не дал...” ((и

B “многонародном совете” должны быть представлены все “чины” государства, которые выразят в законах волю всех слоев общества (что радикально Должно было изменить расстановку политических сил в пользу нарождающейся буржуазии).

Однако мыслитель не останавливается на полпути. Монархии, ‘ замиряющей” сословия, необходимо быть не только юридическои, HO и политическои силой. A Для этого ей необходимо провести такие реформы, которые не только обогатят различные слои народа, но и создадут мощное государственное хозяйство, что сще больше поднимет авторитет монарха.

B рамках этих реформ Посошков, предлагая ослабить феодальные повинности в деревне (регламентация крестьянских повинностей, отмена подушнои подати, введение крестьянской аренды земли у помещиков и Т.Д.), выступает как весьма своеобразный идеолог крестьянской монархии - не только патриархальной, на и самодержавной власти будущих зажиточных слоев города и деревни. Вековые мечты крестьян о народной монархии, без посредников между царем и народом, получили новые, совершенно неожиданные формы выражения. Они были поставлены на твердую почву экономического интереса и взаимнои выгоДы, так как благоприятные условия для развития крестьянских ^хозяйств будут “оплачены” налогами из возрастающего крестьянского “прибытка”.

Абсолютизм должен создать условия для развития промышленности и торговли. При этом обращает на себя внимание настойчивая забота Посошкова о мелких промышленниках и “маломочных” купцах. Он считал, что государство должно покровительствовать не только мануфактуристам (“фабрикантам”), но и предприимчивым людям, изобретателям новых отраслей промышленности - “вымышленникам”. Причем эти люди не только должны иметь пожизненный патент на свой “промысел”, но и пользоваться такой поддержкой государства, которая с помощью субсидий превращала бы их мастерскую в мануфактуру. B дальнейшем государство должно организовать этим людям кредиты под их капиталы, чтобы “выращивать” крупные предприятия. Посошкова очень занимала идея “выращивания” государством крупных предприятий от “вымысла” нового дела через открытую форму цеховой организации ремесленного производства до небольших, а затем и крупных мануфактур.

Для Посошкова характерна острая критика феодально-крепостнических порядков с позиций здравого смысла. “Если кто захочет умными глазами посмотреть на житие наше православное российское и на все поведение и дела наши, то не узрит ни в одной какой-либо вещи здравого смысла”. C этих позиций обличаются волокита, мздоимство, взяточничество, произвол должностных лиц, использование власти в корыстных целях. B тюрьмах России сидит “многое множество” людей без всякой вины и в них “без приговора судей... погибает”. Он привел пример, как один “сыщик”, обнаружив, что у двух плотников нет паспортов, арестовал их и направил в Новгород. Там судья посадил их в тюрьму, где через год один из них умер, а другой лишь через два года был освобожден под расписку. B другом примере рассказал о том, как он сам подвергся без всякого повода и причины недельному аресту по распоряжению князя Голицина. B конце же с негодованием заметил: “Я истинно удивляюсь, что у судей за нрав, если в тюрьму посадят, то держат лет по пяти-шести и больше без следствия”.

Сложилась атмосфера насилия в государстве, где “кто кого сможет, тот того и давит”, а бесправных и маломощных разоряют, где лихорадка взяточничества как ржавчина разъедает весь государственный аппарат, а указы не выполняются, дела разбираются медленно, где судьи боятся “сильных и ябедников” й угождают им.

Ha ряде конкретных примеров Посошков показал, как дворяне не исполняли царских указов, уклонялись сами и скрывали своих сыновей от военной и гражданской службы, как взятками откупались от повинностей. При этом он в своей критике смело обличал не только рядовое дворянство, но и царедворцев, придворную камарилью, указывая, что представители последней вместо выполнения долга использовали свое высокое положение для устройства личных дел, для обогащения.

Посошков считал, что произвол дворян, царедворцев, чиновников и судей есть главная причина всех “неисправ” в государстве и оскудения Русской земли: “Разбоев и иного воровства происходит много и всяких обид людей не от чего иного, как только от неправого суда. И крестьяне, бросая свои дома, бегут от неправды, и Российская земля во многих местах запустела, и все от неправды, и от неверного решения, и какие бы убытки ни были, то все они от неправды”.

B трудах Посошкова изображены тяжкие последствия для страны крепостного права. Скудость государственной казны прямо пропорциональна нищете русского крестьянства, основной причиной которой автор считает помещичий гнет, нещадную их эксплуатацию. Вот лишь один крик мужицкой души из книги O скудости и богатстве’: “Даже глаза не хотят видеть, как помещики на крестьян своих налагают невыносимые повинности, ибо есть такие бесчеловечные дворяне, что в работную пору не дают крестьянам своим единого дня, чтобы им на себя поработать. И всю пахотную и сенокосную пору отбирают у них; или что положено от крестьян оброку или столовых запасов забрав, затем еще требуют с них лишних поборов. И тем излишеством крестьянство в нищету пригоняют, и который крестьянин станет побогаче, то ему подати увеличат”.

Посошков обличал не только крайности эксплуатации, но и крепостнические аргументы господ: “И за таким их порядком никогда крестьянин у такого помещика обогатиться не может, а многие дворяне говорят: “Крестьянину, мол, не давай обрасти, но стриги его, как овцу, догола”. Смелые и яркие факты эксплуатации крестьянства дворянством, приведенные Посошковым, показывали, что главной причиной оскудения государства являлись дворяне: “И такое творя, царство опустошают, ибо так их обдирают, чдо у иных и козы не оставляют, и от нужды бедные, обобранные дома свои оставляют и бегут иные в понизовные места, иные ж в окраинные, а иные и в зарубежные, и там чужие места населяют, а свои делают пустыми”.

Разящие стрелы были выпущены и в адрес церковников. Подобно другим представителям “ученой дружины”, Посошков обличал темноту и невежество, пьянство и корыстолюбие православного духовенства. Эти пороки он считал главной причиной раскола и появления ересей, а также распространения среди русских людей иных вер. B доказательство падения авторитета православия он приводил факты о пустующих храмах. Например, он отмечал, что “в Великом Новгороде едва и сотая часть населения придерживается древнего благочестия... И так было до нынешнего 1723 года в церквах пусто, что и в недельный (воскресный. - H.A.) день человек двух-трех настоящих прихожан не находилось” .

Знаменательно его первое письмо к местоблюстителю патриаршего престола, митрополиту Яворскому с констатацией невежества и бескультурности духовных служителей: “...мы люди малоученые, но от настоятеля нашего ни о каком благом деле учения нам, детям духовным, ни на исповеди, ни в свободное время отнюдь не бывает, потому что и сам он ничего не разумеет, да и разуметь ему не по чему, и сам он от старших себе не научен есть, а в книгах наших славянских много нужных вещей и не напечатано, и всеконечно знать им не по чему. Характеризуя невежество православного духовенства, Посошков свои выводы подкреплял фактами: “Видел я в Москве пресвитера из знатного дому боярина Льва Кирилловича Нарышкина, что и татарке не мог дать толкового ответа на се вопрос. Что же может говорить сельскии поп, если на чем основана христианская вера не знает?”

Цитирование фактов неустройств можно продолжать и продолжать. Их столько, что хватит не на одну лекцию. Главное то, что хотя критика язв и пороков тогдашней жизни русских была, несомненно, сильнои стороной таланта По- сошкова, но не менее глубокой была и его программа исправления всех неисп- рав в Российской державе. Она была направлена на дальнейшее развитие страны, в ней были высказаны самобытные мысли о мероприятиях по jpocry промышленности, процветанию торговли, предложен проект своеобразной крестьянской реформы (по ограничению крепостного права и помещичьего произвола), выдвинут проект правовой реформы и принятия нового Уложения или Свода уложений, изложены требования к судопроизводству, просвещению народных масс и многое другое.

Трезвая сметка Посошкова лежит в основе идеи четкого разделения труда между сословиями в жизни государства, идущей еще от Платона. Дворянство должно заниматься воинской службой, а купечество - промышленностью и торговлей. Поэтому он настойчиво рекомендовал не допускать к торговле аристократию, не говоря о военных, крестьянах, духовенстве и чиновничестве. Если же представители последних вступят на стезю торговли, то они должны оставить свои прежние чины, звания, сословие и записаться в купечество. Этим мероприятием Посошков надеялся устранить конкуренцию купечеству во внутренней торговле, особенно со стороны дворянства. Он подчеркивал и государственные выгоды от осуществления этого мероприятия: “Когда торг будет дан русскому купечеству свободный, чтобы не только иночинцы, но и иноземцы им не мешали, то и пошлинный сбор станет высоким”.

Посошков развивал протекционистские идеи Нарышкина для поощрения отечественного и ограничения “заморского” купечества. Русские могут все производить сами, обеспечить своими товарами внутренний рынок. Более того, он считал, что с расширением отечественного производства русское купечество могло бы успешно конкурировать с иноземным на европейском рынке, справедливо утверждая: “Для нас хотя вовсе они товаров своих к нам возить не будут, мы можем прожить и без их товаров, а они без наших товаров и десяти лет прожить не могут”. Уже в царствование Елизаветы русская металлургическая промышленность вышла на европейский рынок как главный поставщик железа, а полотняные мануфактуры как поставщики парусного материала.

Подобными мероприятиями в интересах торгового класса Посошков стремился ликвидировать, с одной стороны, во внутренней торговле конкуренцию дворянства, а с другой - во внешней торговле оттеснить иностранное купечество, ограничить его алчные аппетиты, что, по его мнению, привело бы к дальнейшему развитию в России промышленного производства и расцвету ее внутренней и внешней торговли, в которой первую скрипку играло бы российское купечество.

Много внимания Посошков уделил изменению статуса крестьян, прямо заявляя, что "крестьянам помещики не вековые владельцы... а прямой им владетель всероссийский самодержец”. Он выдвинул требование ограничить крепостническую эксплуатацию: “Ради пользы, думается мне, помещикам следует предписать, сколько оброка и барщины крестьянин им должен, установить подати так, чтобы помещику и государству заплатить и себя прокормить без нужды”. Если крестьянин все полностью выплатил помещику, то тот ничего больше с него не может требовать и должен дать ему возможность работать на себя. B случае когда помещик нарушает правила взимания налогов с крепостных, крестьянин может обратиться в суд. Суд же обязан такого помещика лишить земли и крестьян и отписать их на государя. Тогда “и самый ядовитый помещик сократит себя и крестьян разорять не станет”.

O всех мероприятиях государственно-правовой программы Посошкова в одной лекции сообщить невозможно. Поэтому закончу ее на правовой части, как наиболее интересной для будущих юристов. O правосудии Посошков отзывался очень высоко: “Я по своему мнению судное дело и управление судейское очень поставляю высоко, даже выше всех художеств, на свете сущих”. Он предложил

сделать царские законы доступными для населения путем сочинения новой “правосудной книги” с подлинным рассуждением “на всякие дела”. Цель книги - упростить законодательство, сделать его ясным, эффективным: “А если не принять для решения всяких дел нового изложения, то и правому суду быть невозможно, поскольку у всякого судьи свой ум и как кому понравится, так и судит, а надобно так поставить дело, чтоб и самый маломышленный судья мог судить по праву”.

Для этого важно провести кодификацию древних и действующих законов, т.е, собрать древние судебные Уложения, новоуставные статьи и указы, как печатные, так и письменные, по гражданскому и военному ведомствам, сделать выписки из приговоров по делам, на которые не давался ответ ни Уложением (очевидно, Посошков имел в виду Уложение царя Алексея Михайловича), ни ‘новоуказными статьями”. Затем нужно составить “новую правосудную книгу”, в которой бы “на всякие дела были указные статьи ясные с совершенным расположением”. Для составления такого нового свода законов Посошков считал целесообразным использовать все пригодное в русских условиях из иностранных судебников и уставов, как немецких, так и турецких и иных.

Посошков предложил ряд норм судебной этики, требуя OT должностных лиц быть честными; решать дела о маловажных преступлениях быстро, не затягивать и разбор и серьезных преступлений. Он вменял в обязанность воеводам и судьям ежедневно знакомиться с вновь арестованными.

Если Татищев допускал преподношение подарков, то Посошков резко осуждал эту практику петровских учреждений, и особенно в судебных органах. Он писал: “А гостинцев у истцов и у ответчиков отнюдь не надлежит принимать, поскольку подарок заслепляет и мудрому очи. Если кто у кого примет подарки, то всячески ему будет способствовать, а на другого посягать, и дело уже никогда право и здраво рассуждено не будет, а на одну сторону криво. И по этой же причине не следует принимать почести вышестоящим судьям от нижестоящих, чтобы не согрешить в неправом рассуждении перед Богом и царем.

Посошков сделал ряд предложений в процессуальном праве. Он советовал с УДье пытаться примирять истца и ответчика в начале процесса, рекомендовал ему хорошо знакомиться с материалами дознания и следствия, давать подробные рекомендации по порядку судебного разбирательства и выяснения на суде истины, За лжесвидетельство на суде по найму он предлагал смертную казнь, а по Дружбе или по родственному чувству - клеймение и жестокое наказание. Особенно суров Посошков, когда ведет речь о суде над раскольниками, требуя для них смертного приговора. To же рекомендует суду и в отношении воров, рецидивистов и разбойников.

Посошков требовал прекратить судебную и приказную волокиту и выдвигал ряд мер для ее устранения. B частности, он рекомендовал сдельную оплату труДа с подробной тарификацией цен за те или иные дела (купеческие, подрядные). По его мнению, это приведет к сохранению для государства нескольких десятков тысяч рублей казны. Кроме того, подьячие будут стараться подготовить и пропустить больше дел, а челобитчики не будут терять время и средства на длительное ожидание. Посошков считал необходимым, чтобы оплата не превратилась BO взяточничество, “чтоб никто сверх указанного тарифа ни от какого дела сверх положенных заработанных денег никаких гостинцев не принимал бы, для этого всем судьям и приказным “задать великии и жестокии страх.

Реализация планов Посошкова привела бы к изменению в расстановке российских политических сил: ослабло бы дворянство и усилилась бы роль купечества и “фабрикантов”, а также зажиточного крестьянства. B конечном итоге возможно было бы достижение паритета между дворянством и капиталистическими элементами. Да и дворянство, сдающее землю богатым крестьянам на условиях предпринимательской аренды, стало бы иным. Однако все это могло бы произойти, если бы абсолютизм, пойдя на уступки буржуазии, стал проводить определенный прокапиталистический курс внутренней политики. Подобная ориентация в какой-то мере выгодна абсолютистскому бюрократическому государству, поскольку в условиях равновесия сил дворянства и буржуазии власть получает большую самостоятельность действий.

Концепция новой монархии, опирающейся на богатый народ, проводится в учении Посошкова весьма последовательно. Мыслитель предполагал усиление роли государства в ходе осуществления реформ, считал это просто необходимым. “Точно так же, если земля сильно задернеет, и пока траву на ней огнем не выжгут, то не можно на ней пшеницы сеять, так и в народе злую застарелость силой надлежит истреблять”.

Однако Петр I и Посошков по-разному понимали эту “злую застарелость”. Реформы Петра были революцией в “верхах”, они разрывали все связи со старой Русью. Посошков, напротив, предлагал царю учесть старые национальные традиции, мнения широких народных масс для серьезной “переборки” обветшалого русского дома. Тем самым он сформулировал концепцию народной монархии без посредников между царем и народом, на базе взаимного экономического интереса и выгоды.

Антидворянский и антибюрократический смысл произведения Посошкова не остался незамеченным. 26 августа 1725 года он был арестован Тайной канцелярией и скончался в тюрьме.

ПОСОШКОВ ИВАН ТИХОНОВИЧ

Посошков (Иван Тихонович) - известный русский экономист, один из тех самоучек-начетников Московской церковной письменности, которые, крепко придерживаясь старых национальных начал, тем не менее ясно понимали, что Россия должна идти вперед и что только в полном развитии ее сил заключается спасение. Биографические сведения относительно Посошкова крайне скудны. Родился он в селе Покровском, близ Москвы, около 1670 г. В документах имя его встречается в первый раз по делу строителя Андреевского монастыря Аврамия, который подал Петру тетради о причинах недовольства в народе. По этому делу были привлечены к ответу, "в числе друзей и хлебоядцев давних", между прочими, и крестьяне "Ивашка да Ромашка П.". На этот раз Посошкову удалось выпутаться из дела. Затем Посошков ведет деятельную жизнь пионера нарождающейся русской промышленности, а иногда занимает и официальное положение (у водочных дел). Он пытается делать изобретения по военной части, вообще много работает, пишет, успевает сделаться сравнительно состоятельным человеком, но видного положения среди сотрудников Петра не приобретает и умирает при Екатерине I 1 февраля 1726 г., в Петропавловской крепости. Причина ареста точно не выяснена, но, по-видимому, погибель Посошкова была вызвана именно сочинением его - "Книги о скудости и богатстве, сие есть изъявление от чего приключается скудость, и от чего гобзовитое богатство умножается" - сочинением, составляющим главное основание его славы. По силе языка, по массе затронутых вопросов, по богатству мысли сочинение это дает полное право назвать Посошкова первым русским экономистом. Многое из того, о чем говорил Посошков, составляло вопросы дня и так или иначе обсуждалось и другими современниками Петра; но для составления о том целого трактата, и притом при отсутствии знакомства хотя бы с начатками западноевропейской экономической науки, требовался недюжинный талант, сила которого становится еще более очевидной при сравнении книги Посошкова с бедными по мысли и по языку произведениями, так называемых, меркантильных теоретиков, особенно немецких. Сочинение Посошкова не имеет узко экономического характера. Это целая программа переустройства русского государства, включающая и такие мероприятия, которые не получили осуществления и до настоящего времени. Посошков представляет собой оригинальное сочетание меркантильных идей с каноническими идеями Запада - сочетание тем более любопытное, что оно создалось вне всяких литературных западноевропейских влияний. Посошков - прежде всего искатель христианской правды, а затем националист, сторонник демократической централизации на почве абсолютного монархического принципа. Вера в абсолютизм у него так велика, что даже деньги он находит возможным чеканить, не сообразуясь с реальной стоимостью металла. Он мечтает и о том, что государство в состоянии установить "естественную, справедливую цену", причем рекомендует решить вопрос очень просто: "буде кто взял цену не противонастоящие излишнюю, взять штрафу да высечь батогами или плетьми, чтобы впредь так не делал". Он сознает, что главным источником благосостояния является земля, но склонен придавать большое значение обилию денег. Он понимает, что удовлетворение одним фискальным целям не может служить основанием разумной государственной политики и что только на почве развития промышленности возможно процветание государства. Забота правительства должна быть направлена на развитие национальных производительных сил. В России много нетронутых естественных богатств: когда у нас разовьется самостоятельное производство предметов насущной необходимости, иностранцы будут к нам "ласковее, прежнюю свою гордость всю отложат и за нами станут гоняться". Способы поощрения отечественной промышленности - тариф, организация складочных торговых мест, развитие цехового строя, привлечение иностранных мастеров для обучения русских, развитие в народе грамотности и пр. Посошков настаивает на урегулировании отношений помещиков к крестьянам, обосновывая свое мнение тем, что "крестьянам помещики не вековые владельцы, того ради не весьма их берегут, а прямой их владелец - Всероссийский Самодержец". Он скорбит о плохом возделывании земли, об истреблении лесов, о вреде разделов, настаивает на необходимости межевания, восстает против подушного налога: "во исчислении душевном, - говорит он, - не чаю проку быти, понеже душа вещь неосязаемая и умом непостижимая, и цены неимущая; надлежит ценить вещи грунтованные", и притом так "казну собирать, чтобы и царства не разорять". Он противник множественности налогов: "многие вымышленники, хотя сборы пополнить вымыслили поземельные, подушные, хомутейные, банные, прикольные, с судов водяных, посаженные, мостовые, пчельные, кожные, покосовшинные, и с подводчиков десятые и называют то собрание мелочными сборы: обаче ни теми поторжными сборы наполниться казна не может, токмо людям трубацыя великая: мелочной сбор мелок он и есть". По его мнению, следует установить единый "государственный правдивый сбор, иже с Христова воплощения установленный, то есть десятинный", да и с товара установить единую пошлину, "ибо и с вола едина кожа содирается". Относительно соли Посошкова того мнения, что "вельми пригоже ей быть в свободном торгу". Кроме того, Посошкову принадлежат "Завещание отеческое" - Домострой XVII в. и "Зерцало суемудрия раскольнича", рассматривающее причины возникновения раскола. Сочинения Посошкова изданы Погодиным (т. 1, Москва, 1842; т. 2, Москва, 1863), "Завещание отеческое" - Е. Прилежаевым (Санкт-Петербург, 1893). См. Брикнер "Иван Посошков" (Санкт-Петербург, 1876); Алексей Царевский "Посошков и его сочинения" (Москва, 1883); Н. Павлов-Сильванский "Проекты реформ в записках современников Петра Великого" (Санкт-Петербург, 1897). А. Миклашевский.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПОСОШКОВ ИВАН ТИХОНОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПОСОШКОВ ИВАН ТИХОНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Иван Тихонович (1652, с. Покровское, ныне Московской обл., - 1.2.1726, Петербург), русский экономист и публицист. Родился в семье ремесленника-ювелира. Занимался …
  • ПОСОШКОВ ИВАН ТИХОНОВИЧ
    (1652-1726) российский экономист и публицист. Сторонник преобразований Петра I, выступал за развитие промышленности и торговли, предлагал усилить исследование месторождений полезных …
  • ПОСОШКОВ ИВАН ТИХОНОВИЧ
  • ПОСОШКОВ ИВАН ТИХОНОВИЧ
    (1652 - 1726), российский экономист и публицист. Сторонник преобразований Петра I, выступал за развитие промышленности и торговли, более активное исследование …
  • ПОСОШКОВ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Иван Тихонович (1652- 1726), писатель, экономист. Сторонник преобразований Петра I. Однако вопреки его политике не стремился ориентироваться на Западную Европу; …
  • ИВАН в Словаре воровского жаргона:
    - псевдоним главаpя пpеступной …
  • ИВАН в Словаре значений Цыганских имен:
    , Иоган(заимств., муж.) - «божья милость» …
  • ТИХОНОВИЧ в 1000 биографий знаменитых людей:
    (1855 - 1884) - прапорщик, член военной организации "Народной Воли". 17 августа 1882 года, будучи начальником караула Киевского тюремного замка, …
  • ИВАН в Большом энциклопедическом словаре:
    V (1666-96) русский царь (с 1682), сын царя Алексея Михайловича. Болезненный и неспособный к государственной деятельности, провозглашен царем вместе с …
  • ПОСОШКОВ
    (Иван Тихонович) — известный русский экономист, один из тех самоучек-начетчиков московской церковной письменности, которые, крепко придерживаясь старых национальных начал, тем …
  • ИВАН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    см. …
  • ИВАН в Современном энциклопедическом словаре:
  • ИВАН в Энциклопедическом словарике:
    I Калита (до 1296 - 1340), князь московский (с 1325) и великий князь владимирский (1328 - 31, с 1332). Сын …
  • ИВАН в Энциклопедическом словаре:
    -ДА-МАРЬЯ, иван-да-марьи, ж. Травянистое растение с желтыми цветками и фиолетовыми листками. -ЧАЙ, иван-чая, м. Крупное травянистое растение сем. кипрейных с …
  • ПОСОШКОВ
    ПОСОШЌОВ Ив. Тих. (1652-1726), рос. экономист и публицист. Был самоучкой; практич. деятельность предпринимателя сочетал с лит. занятиями. Сторонник преобразований Петра …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ЧЁРНЫЙ, писец при дворе Ивана III, религ. вольнодумец, чл. кружка Ф. Курицына. Ок. 1490 бежал за …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ФЁДОРОВ (ок. 1510-83), основатель книгопечатания в России и Украине, просветитель. В 1564 в Москве совм. с Петром Тимофеевичем Мстиславцем …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ПОДКОВА (?-1578), молд. господарь, один из рук. запорожских казаков. Объявил себя братом Ивана Лютого, в 1577 захватил Яссы и …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ЛЮТЫЙ (Грозный) (?-1574), молд. господарь с 1571. Проводил политику централизации, возглавил освободит. войну против тур. ига; в результате измены …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ИВАНОВИЧ МОЛОДОЙ (1458-90), сын Ивана III, с 1471 соправитель отца. Был одним из рук. рус. войска во время "стояния …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ИВАНОВИЧ (1554-81), старший сын Ивана IV Грозного. Участник Ливонской войны и опричнины. Убит отцом во время ссоры. Это событие …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ИВАНОВИЧ (1496 - ок. 1534), последний вел. князь рязанский (с 1500, фактически с 1516). В 1520 посажен Василием III …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН АСЕНЬ II, болг. царь в 1218-41. Разбил армию эпирского деспота при Клокотнице (1230). Значительно расширил терр. Второго Болг. царства, …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН АЛЕКСАНДР, болг. царь в 1331-71, из династии Шишмановичей. При нём Второе Болг. царство распалось на 3 части (Добруджа, Видинское …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН VI (1740-64), рос. император (1740-41), правнук Ивана V, сын герцога Антона Ульриха Брауншвейгского. За младенца правили Э.И. Бирон, затем …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН V (1666-96), рус. царь с 1682, сын царя Алексея Михайловича. Болезненный и не способный к гос. деятельности, провозглашён царём …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН IV Грозный (1530-84), вел. князь московский и "всея Руси" с 1533, первый рус. царь с 1547, из династии Рюриковичей. …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН III (1440-1505), вел. князь владимирский и московский с 1462, "государь всея Руси" с 1478. Сын Василия II. Женат на …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН II Красный (1326-59), вел. князь владимирский и московский с 1354. Сын Ивана I Калиты, брат Семёна Гордого. В 1340-53 …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН I Калита (до 1296-1340), вел. князь московский с 1325, вел. князь владимирский в 1328-31 и с 1332. Сын Даниила …
  • ПОСОШКОВ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Иван Тихонович) ? известный русский экономист, один из тех самоучек-начетчиков московской церковной письменности, которые, крепко придерживаясь старых национальных начал, тем …
  • ИВАН
    Царь, меняющий профессию в …
  • ИВАН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Бой-френд …
  • ИВАН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Дурак, а в сказках его все на принцессах …
  • ИВАН в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • ИВАН в Словаре русского языка Лопатина:
    Ив`ан, -а (имя; о русском человеке; Ив`аны, не п`омнящие …
  • ИВАН
    Иван, (Иванович, …
  • ИВАН в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Иван, -а (имя; о русском человеке; Иваны, не помнящий …
  • ИВАН в Словаре Даля:
    самое обиходное у нас имя (Иванов, что грибов поганых, переиначенное из Иоанна (коих в году 62), по всей азиатской и …
  • ПОСОШКОВ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Иван Тихонович (1652-1726) , российский экономист и публицист. Сторонник преобразований Петра I, выступал за развитие промышленности и торговли, предлагал усилить …
  • ИВАН
  • ИВАН в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    Купала и Иван Купало (И и К прописные), Ивана Купалы (Купала), мн. нет, м. У православных - праздник 24 июня …
  • ЯБЛОЧКОВ МИХАИЛ ТИХОНОВИЧ
    Яблочков (Михаил Тихонович) - писатель. Родился в 1848 г.; окончил курс в Московском университете на юридическом факультете. Был директором народных …
  • ЩЕГЛОВ НИКОЛАЙ ТИХОНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Щеглов (Николай Тихонович, 1800 - 1870) - автор учебников по арифметике, физике и др.; воспитывался в тульской семинарии, потом в …
  • ТРАХАНИОТОВ ПЕТР ТИХОНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Траханиотов (Петр Тихонович) - окольничий XVII ст. В начале царствования Алексея Михайловича состоял начальником пушкарского приказа и был, по-видимому, одним …
  • СТЕПАНОВ ПАВЕЛ ТИХОНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Степанов (Павел Тихонович) - зоолог, сын Тихона Федоровича Степанова (см. ниже), родился в 1839 г., обучался в Харьковском университете по …