Каковы особенности типа речи описание. Типы речи: описание, повествование и рассуждение

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

Типы речи: описание, повествование, рассуждение

На этой странице есть теория, таблицы и примеры по данной теме.

Определения для типов описание, повествование, рассуждение есть на другой странице про типы речи в русском языке .

Все наши высказывания могут быть сведены к трем общим типам речи: описанию, повествованию и рассуждению.

Главная задача автора при описании - указать признаки описываемого. Поэтому к текстам такого типа можно задать вопросы: каков предмет описания? как он выглядит? какие признаки для него характерны? как он функционирует и т. д.

Выделяются несколько основных видов описания: описание предмета, животного или человека, описание места, описание состояния среды и состояния человека.

Приведем примеры разных видов описания.

Описание предмета, животного или человека

1.Окраска опенка осеннего желтовато-серая. Она может быть и грязно-коричневой, а к середине шляпки - более темной. Ножка тонкая, плотная, у шляпки белая, к основанию серая, иногда коричневая.

2.На левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза - из литого стекла (по А. Куприну).

3.Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным. Ему было около тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком. Опытность давала ему перед нами многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке, где жил он вместе и бедно и расточительно: ходил вечно пешком, в изношенном черном сертуке, а держал открытый стол для всех офицеров нашего полка (А. Пушкин).

Описание места

Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, т. е. на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины (Н. Гоголь).

Описание состояния (среды или человека)

1.На дворе стоит серое, слезливое утро. Дождевые капли барабанят в окна. Ветер плачет в трубах и воет, как собака, потерявшая хозяина (по А.Чехову).

2.Отчаяние овладело мной. Злоба на самого себя туже и туже скручивала грудь. К злобе на самого себя примешивалась ненависть к проклятой, выматывающей душу тишине (А. Гайдар).

Главная задача автора при повествовании - сообщить о последовательности действий или событий. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: какова последовательность действий (событий)? что происходило сначала и что происходило потом?

Приведем примеры повествования.

1.Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом - лоб, потом - глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки… (по А. Толстому).

2.Стакан геркулесовых хлопьев залейте тремя стаканами горячей воды или молока, доведите до кипения. Затем добавьте соль и сахар по вкусу. Варите на слабом огне при помешивании 15-20 минут. Потом добавьте сливочного масла по вкусу.

Рассуждение как тип речи принципиально отличается от описания и повествования. Описание и повествование используются для изображения окружающей действительности, в рассуждении же передается последовательность человеческих мыслей. Главная задача автора при рассуждении - обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины того или иного явления, события, его сущность. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: почему? в чем причина данного явления? что из этого следует? каковы следствия данного явления? что оно значит? Рассуждение обычно состоит из двух частей. В одной части содержится утверждение (тезис), которое нужно доказать, либо вывод, который следует из доказательства. В другой части дается обоснование тезиса: приводятся аргументы (доводы, доказательства) и примеры.

Порядок рассуждения можно представить в следующем виде:

(от тезиса к аргументам).

(от аргументов к выводу).

Приведем примеры рассуждения.

1.Имена двух соперников Руслана - Рогдая и Фарлафа - отнюдь не художественная фантазия молодого Пушкина. Их автор взял, вероятно, из многотомной «Истории государства Российского» Карамзина. Карамзин, описывая богатырские пиры князя Владимира, говорит о знаменитом Рахдае, который, воюя, «расширил пределы государства на западе». Что касается Фарлафа, то это имя Карамзин упоминает, описывая княжение Вещего Олега. Фарлаф был одним из бояр этого князя.

2.Имя Гвидон («Сказка о царе Салтане») явно не русского происхождения. В его звучании угадывается итальянское имя Гвидо. Иноязычное происхождение можно усмотреть и в имени царя Дадона («Сказка о золотом петушке»). Все прояснится, когда мы обратимся к знаменитому рыцарскому роману о подвигах рыцаря БОВО Д"АНТОНА, в котором действуют и «славный король Гвидон» и «король Дадон», ведь именно оттуда, судя по всему, Пушкин взял эти имена.

Обобщим разницу типов речи в следующей таблице.

Основные вопросы, характерные для данного типа речи

Описание

Указать признаки описываемого предмета, лица, места, состояния.

Каков предмет описания?

Как он выглядит?

Какие признаки для него характерны?

Повествование

Сообщить о последовательности действий или событий.

Какова последовательность действий (событий)?

Что происходило сначала и что происходило потом?

Рассуждение

Обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события.

Почему?

В чем причина данного явления?

Что из этого следует?

Каковы следствия данного явления?

Что оно значит?

В речевой практике разные типы речи часто сочетаются друг с другом, и в этом случае их описывают, отмечая ведущий тип речи и элементы других типов речи (например, «рассуждение с элементами описания»).

Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение)

Принято выделять три основных типа речи: повествование, описание и рассуждение.

Повествование - рассказ, сообщение о каком-либо событии, действии, явлении, протекающем во времени.

В повествовании обычно можно определить место и время действия, действующее лицо, хронологическую последовательность происходящего. Это рассказ о том, что произошло. Для повествования характерно (хотя и не обязательно) употребление глаголов совершенного вида в прошедшем времени.

Николка запер предохранитель и сунул револьвер в карман. Полез по куче битого кирпича, а затем, как муха по отвесной стене, вставляя носки в такие норки, что в мирное время не поместилась бы и копейка. (М.А. Булгаков. «Белая гвардия»)

В этом отрывке перечисляются последовательные действия героя. Это повествование.

Описание - это тип речи, при помощи которого изображается какой-либо объект или явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий.

Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета.

(М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»)

В этом отрывке изображается внешность героя. Это описание.

Описание можно противопоставить повествованию в том смысле, что описание представляет собой статическую картину действительности, а повествование рассказывает о динамике событий.

Чаще всего описываются внешность или личные качества персонажа, пейзаж, интерьер, место и время действия (например, город и эпоха).

Если в тексте рассказывается о регулярно повторяемых действиях (например, описывается типичный день персонажа), то это описание, а не повествование.

Утром он пьет два стакана холодного молока: достает из буфета кувшинчик, наливает и пьет, не садясь.

(Ю.К. Олеша. «Зависть»)

Хотя в данном отрывке перечисляются действия персонажа, это описание, а не повествование, потому что действия эти носят регулярный характер и повторяются каждое утро.

Рассуждение - ряд мыслей на какую-либо тему. В таком тексте излагается точка зрения говорящего и приводятся аргументы за или против этой точки зрения.

В рассуждении высказывается точка зрения автора или героев, излагаются причинно-следственные связи событий или явлений, обоснования, доказательства или опровержения какой-либо мысли. Часто рассуждение заканчивается выводом.

Последняя статистическая перепись определила численность населения союзных республик в сто сорок три миллиона человек. Если отбросить девяносто миллионов крестьян, предпочитающих стульям лавки, полати, завалинки, а на Востоке - истертые ковры и паласы, то все же остается пятьдесят миллионов человек, в домашнем обиходе которых стулья являются предметами первой необходимости.

(И. Ильф и Е. Петров. «Двенадцать стульев»)

В этом отрывке дана исходная информация - численность населения, из которой путем логических умозаключений делается вывод - оценка минимально возможного количества стульев в стране. Это рассуждение.

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

(Л.Н. Толстой. «Анна Каренина»)

В одном отрывке текста и даже в одном предложении может содержаться сразу несколько типов речи. Довольно часто встречается повествование с элементами описания.

У входной двери послышались шаги, и княгиня Бетси, зная, что это Каренина, взглянула на Вронского. Он смотрел на дверь, и лицо его имело странное новое выражение. Он радостно, пристально и вместе робко смотрел на входившую и медленно приподнимался. В гостиную входила Анна. Как всегда, держась чрезвычайно прямо, своим быстрым, твердым и легким шагом, отличавшим ее от походки других светских женщин, и не изменяя направления взгляда, она сделала те несколько шагов, которые отделяли ее от хозяйки, пожала ей руку, улыбнулась и с этою улыбкой оглянулась на Вронского. Вронский низко поклонился и подвинул ей стул.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка»

Специальность «География. Охрана природы»

Факультет естествознания

Заочное отделение

Реферат

по дисциплине «Культура речи»

на тему: « Типы речи: описание, повествование и рассуждение»

Выполнила студентка гр.401

Лебедь Т.Н.

Введение

Глава 1. Описание

Глава 2. Повествование

Глава 3. Рассуждение

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Культура речи - это отдельная дисциплина в учебных заведениях. Суть культуры речи в том, чтобы сделать речь человека правильной, то есть грамотной, соответствующей нормам языка. Как наука, культура речи относится к языкознанию и изучает нормализацию литературного языка.

Проблема знания человеком функциональных типов речи очень актуальна. Мы много общаемся с разными людьми: дома, на работе, в различных общественных местах, и умение грамотно строить свою речь имеет огромное значение. Также важно умение понимать других людей. Все это нам нужно, чтобы нас правильно понимали, чтобы человек, читая какое-либо произведение, слушая кого-либо, имел наиболее полное и четкое представление, о чем идет речь, смог лучше вникнуть в проблему. Знание функциональных типов речи необходимо для создания грамотных текстов в соответствии с задачами коммуникации в различных областях человеческой деятельности, для грамотного выступления перед публикой.

Процесс коммуникативного развития личности невозможен без формирования теоретически четкого представления о функционально-смысловой типологии речи, без выработки умения анализировать текст с точки зрения его принадлежности к определенному типу, умения создавать тексты в соответствии с коммуникативно-функциональными, композиционно структурными, лексико-грамматическими характеристиками того или иного функционального типа речи.

В данной работе пойдет речь об функциональных типах речи: описании, повествовании, рассуждении. Будут рассмотрены характерные особенности каждого типа речи, даны определения этих типов, приведены примеры использования.

Задачи, которые стоят перед данной работой:

Дать базовое определение на основе нескольких источников;

Дать характеристику типам речи, пояснить актуальность данной темы, показать на примерах применение типов речи.

Речь - это конкретное говорение, происходящее в звуковой (включая внутреннее проговаривание) или в письменной форме.

Тип речи - способ изложения, избираемый автором и ориентированный (в зависимости от содержания высказывания и характера текстовой информации) на одну из задач: статически изобразить действительность, описать ее; динамически отразить действительность, рассказать о ней; отразить причинно-следственные связи явлений действительности. В соответствии с этими целями коммуникации выделяются три основных типа речи: описание, повествование, рассуждение.

Глава 1 . Описание

Описание - тип речи: словесное изображение какого-либо предмета, явления или действия через представление его характерных признаков; один из функционально-смысловых типов речи наряду с повествованием и рассуждением.

Цель описания - наглядно нарисовать словесную картину, чтобы читающий зримо представил себе предмет изображения.

Описание отличается от других типов текста тем, что оно даёт представление о каком-либо явлении, предмете, лице, состоянии, действии перечислением их признаков и свойств. Роль описания различна в художественной прозе, поэзии, публицистике, официально-деловой речи. В художественном произведении описание (наряду с повествованием) - один из самых распространенных компонентов монологической речи автора.

Обычно выделяют следующие виды описания:

· портрет - изображение внешности персонажа (лица, фигуры, одежды, манеры поведения и т. п.).

Например:

Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно [лицо Базарова] оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум (И. Тургенев);

Динамический портрет, рисующий выражение лица, глаз, мимику, жесты, позу, действия и состояния персонажа: Странная улыбка искривила его лицо, жалкая, печальная, слабая улыбка… (Ф. Достоевский);

· психологический портрет - описание внутреннего состояния персонажа, позволяющее автору приоткрыть внутренний мир или душевные переживания героя.

Например:

Глаза его не смеялись, когда он смеялся (М. Лермонтов);

· пейзаж - описание природы как части реальной обстановки, в которой разворачивается действие.

Например:

Нивы сжаты, рощи голы. Над водой - туман и сырость… (С. Есенин);

· интерьер - изображение внутренней обстановки помещения.

Например:

Посреди комнаты - тяжелый, как гробница, стол, накрытый белой скатертью, а на ней два прибора, салфетки, свернутые в виде папских тиар, и три темных бутылки (М. Булгаков).

Изображение места и времени действия.

Например:

Меж торфяными низинами беспорядочно разбросался поселок - однообразные худо штукатуренные бараки тридцатых годов и, с резьбой по фасаду, с остекленными верандами, домики пятидесятых (А. Солженицын).

В художественном тексте описание выполняет многообразные функции. Так, описание природы часто рисует атмосферу действия, помогает осмыслить состояние персонажа. Оно может гармонировать с внутренним миром героя.

Например:

И он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе. Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полверсте от сада (И. Тургенев).

Или диссонировать с ним.

Например:

Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение. Необъяснимым холодом веяло на него [Раскольникова] всегда от этой великолепной панорамы (Ф. Достоевский).

В публицистике документальное, точное воспроизведение деталей делает читателя как будто очевидцем происходящего.

Например:

Памятник маленькому отважному существу с острыми ушками - Мумми-Тролю... Бронзовая фигурка примерно в половину человеческого роста… (журнал «Всемирный следопыт»).

Однако нередко описание дается через восприятие автора.

Например:

Воздушный, эльфический поэт был деловитым, крайне бытовым, заземлённым по всем своим привычкам человеком. Внешность Фета, особенно в старые годы, была вызывающе антипоэтична: грузный, тяжёлый, с грубым, прихмуренным, часто брюзгливым лицом (Ю. Нагибин).

Описание как самостоятельный компонент композиции художественного или публицистического текста, как правило, прерывает развитие действия, однако если описание невелико по объему, оно может и не приостанавливать развертывание действия, а быть органично включенным в повествование (так называемое повествование с элементами описания).

Например:

Я пробрался за толпою в церковь и увидал жениха. Это был маленький, кругленький, сытенький человечек с брюшком, весьма разукрашенный. Наконец раздался говор, что привезли невесту. Я протеснился сквозь толпу и увидел чудную красавицу, для которой едва настала первая весна. Говорили, что ей едва минуло шестнадцать лет (Ф. Достоевский).

Для художественного и публицистического описания характерно широкое использование средств языковой выразительности (метафор, олицетворений, сравнений, эпитетов и др.).

Например:

В широкий пролет окна видны были черепичные крыши Берлина - очертанья их менялись, благодаря неверным внутренним переливам стекла, - и среди крыш бронзовым арбузом вздымался дальний купол. Облака летели и прорывались, обнажая на мгновенье легкую изумленную осеннюю синеву (В. Набоков).

В текстах официально-делового стиля речи встречаются такие разновидности описания, как характеристика предмета, его техническое и информационное описание. При этом ставится задача точно назвать черты описываемого предмета или устройства, поэтому из делового описания всегда исключены художественно-эстетические средства.

Например:

Автомат системы моментальных платежей - вандалостойкое (то есть способное выдерживать агрессивные воздействия при сохранении полной работоспособности) устройство для приема наличных средств и перевода их на счета обслуживающих компаний.

Ведущую роль в описании играют прилагательные и причастия, а также назывные предложения, обеспечивающие выразительность и наглядность изображения.

Например:

Кустарник и мелколесье. Жутковатая предвечерняя тишина. Молчаливые заросли (В. Песков).

Глаголы, причастия и деепричастия в текстах-описаниях обычно стоят в форме настоящего времени, а сказуемое, как правило, располагается после подлежащего.

Например:

Дверь на крыльцо распахнута (Т. Толстая).

Описание как тип текста (способ изложения), ориентированный на статическое отражение явлений действительности, противоположно повествованию.

Глава 2 . Повествование

По вествование - тип речи: рассказ, сообщение о каком-либо событии, действии, явлении, протекающем во времени; один из функционально-смысловых типов речи наряду с рассуждением и описанием.

Цель повествования - дать представление о событии (ряде событий) в хронологической последовательности или показать переход предмета из одного состояния в другое.

Особенность повествования как типа текста заключается в том, что здесь изображаются события или явления, в которых действия происходят не одновременно, а следуют друг за другом или обусловливают друг друга.

Например:

По дороге Лидия Борисовна рассказала, как чуть ли не сорок лет назад впервые сама приехала сюда, на пепелище Блоковской усадьбы. Добиралась с приключениями, сначала электричкой, потом на попутке… Долго шла пешком по лесу, чуть не заблудилась. Нашла обгорелый фундамент по трём берёзам, растущим в поле на пригорке. Посидела среди кустов, под высоченным серебристым тополем, подобрала осколок кирпича от фундамента сожжённого дома и привезла Чуковскому. Старик прижал этот кусок к щеке, проговорил: «Я ни разу не выбрался туда к Блоку, а ведь он меня звал приехать». Лидия Борисовна спросила: «Корней Иванович, неужели никогда не восстановят этот дом?» Он ответил: «Лида, в России надо жить долго» (Д. Рубина).

В повествовании обычно можно определить место и время действия, действующее лицо, хронологическую последовательность происходящего и т. п. Композиция повествования, как правило, подчинена последовательности развития авторской мысли и той задаче, которую ставит перед собой автор.

Примерами самых коротких повествований могут считаться знаменитое письмо Цезаря, рассказывающее о стремительной победе в битве при Зеле (Пришел, увидел, победил), или классическая цитата из кинофильма «Бриллиантовая рука»: Споткнулся, упал, очнулся - гипс. Они очень точно передают сущность повествования - рассказа о том, что произошло.

· нейтральным (в научном и официально-деловом стилях речи).

Например:

Берёза - лиственное дерево. Растёт в средней полосе России. Кора берёзы используется в народных промыслах);

Например:

Как во сне подхожу к нашей берёзе. Здравствуй! Не узнала меня? Мы с братом нашли тебя на пастбище… Помню, кукушка куковала. Оборвали мы у тебя два больших корня. Посадили, вылили два ведра воды... Ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные… (В. Белов).

Повествование характерно прежде всего для художественных текстов, в основе сюжета которых лежит рассказ о событиях. В художественном произведении повествованием называют также речь персонифицированного рассказчика или авторскую монологическую речь (за исключением прямой речи персонажей - монологов и диалогов).

К литературным жанрам, основу которых составляет повествование, традиционно относят рассказ, повесть, роман, роман-эпопею.

Публицистические жанры, в основе которых лежит повествование - это: речь описание повествование рассуждение

· репортаж (рассказ с места событий);

· очерк (произведение, основанное на фактах, документах, личных впечатлениях автора);

· статья ;

· фельетон (произведение обличительной направленности на злободневную тему) и др.

Повествование в художественном и публицистическом тексте может включать в себя:

· описания (для наглядно-образного представления героев, места действия);

· рассуждения (для выражения авторского отношения к изображаемому).

К научному повествованию относят сообщение (жанр, характеризующийся лаконизмом изложения, опорой на факты и используемый в научных публикациях, а кроме того в газетных статьях и исторической литературе).

Например:

После краткого ознакомления с Египтом во время поездки по Нилу Цезарь двинулся в Малую Азию против Фарнака II, сына Митридата, овладевшего провинцией Понт. В августе 47 до н.э. Цезарь с ходу обратил в бегство войско Фарнака в битве при Зеле (Энциклопедия «Кругосвет»).

Жанры делового повествования - это инструкции, отчёты, протоколы.

Например:

14 марта 2001 года на перекрестке автодорог Светлоград - Дивное сотрудники ГБДД попытались остановить «ВАЗ 21099» для проверки документов. Машина не остановилась, и автоинспекторы стали ее преследовать. Нарушителей удалось догнать и остановить.

Композицию делового повествования обычно организуют слова-маркеры, указывающие на последовательность изложения материала или рекомендуемых действий.

Например:

Сначала, затем, в результате и др., а также глаголы и слова нужно, необходимо, следует и т. п.

Ведущую роль в повествовании любого типа играют глагольные формы, обеспечивающие развертывание повествования и наглядно представляющие сменяющие друг друга действия, протекание события (явления) во времени и пространстве. Основную смысловую нагрузку обычно несут глаголы совершенного вида, приставочные и бесприставочные.

Например:

Пугачев уехал; народ бросился за ним (А. Пушкин).

Однако если речь идёт не об однократных, а о повторяющихся действиях, используются глаголы прошедшего времени несовершенного вида.

Например:

Каждый год весной родители отправлялись на дачу. Сажали цветы и овощи, разводили цыплят.

Глава 3 . Рассуждение

Рассуждение - тип речи: словесное изложение, разъяснение, развитие, подтверждение или опровержение какой-либо мысли; один из функционально-смысловых типов речи наряду с повествованием и описанием.

Цель рассуждения - исследовать предмет или явление, раскрыть их внутренние признаки, рассмотреть (представить читающему) причинно-следственные связи событий или явлений, передать размышления о них автора, оценить их, обосновать, доказать или опровергнуть ту или иную мысль, положение.

Особенность рассуждения как типа текста заключается в том, что в нем используется не сюжетный (как в повествовании), а логический принцип построения. Как правило, композиция рассуждения строится по модели: тезис, доказательство (ряд аргументов, в качестве которых используются факты, умозаключения, ссылки на авторитеты, заведомо истинные положения (аксиомы, законы), описания, примеры, аналогии и т. п.) и вывод.

Например:

Потратив уйму времени и сил на изучение “заумных” орфографических правил и исключений, я задумался: почему не договориться писать «как слышится»? (тезис) Это облегчит жизнь не только школьникам, но и взрослым. Не надо будет лезть в словари для проверки написания незнакомого слова или в справочник, чтобы вспомнить забытое правило. Да и выпуск подобных научных изданий будет не нужен, достаточно маленькой брошюрки, изучив которую каждый сможет с гордостью сказать, что он грамотный человек. Без особых затрат мы упростим свою жизнь. Но так ли всё просто на самом деле? Во-первых, от ошибок в письменной речи нам всё равно полностью не избавиться, так как произношение у разных людей неодинаково. Например, не все знают, как правильно говорить: звонъшь или звунишь. Человек, который говорит правильно, напишет званъшь, а второй - звунишь. И таких слов немало. Во-вторых, лексический запас русского языка изменится: появится много омонимов, многие слова потеряют своё лексическое значение. Слова "распивать" и "распевать" будут писать как "распивать". И разве можно будет понять, о чем говорится в таком, например, предложении: В общественных местах запрещается расп(и/е)вать... (доказательство).Взвесив все за и против, я решил, что эта реформа не только не приведёт к желаемому результату, но нанесёт огромный ущёрб в первую очередь нам, говорящим, пишущим на русском языке и владеющим богатствами этого великого языка (вывод) (Из ученического сочинения).

В композиционной структуре рассуждения обычно соблюдается условие, при котором тезис (положение, гипотеза, версия, которая рассматривается, доказывается, оценивается) является зачином, доказательства же и выводы могут быть расположены в последовательности, обусловленной авторским замыслом.

Н апример:

Так как в русском языке почти уже не употребляются фита, ижица и звательный падеж (тезис), то, рассуждая по справедливости, следовало бы убавить жалованье учителям русского языка (вывод), ибо с уменьшением букв и падежей уменьшилась и их работа (доказательство справедливости тезиса) (А. Чехов). Тезис в этом тексте стоит в начале рассуждения, далее следует вывод, а затем доказательство (почему это так).

Рассуждение характерно прежде всего для научных и публицистических текстов, задача которых - сравнить, резюмировать, обобщить, обосновать, доказать, опровергнуть ту или иную информацию, дать определение или объяснение факту, явлению, событию.

В научной речи выделяют такие подтипы рассуждения:

· рассуждение-объяснение

Например:

Различают так называемого биографического автора, то есть историческое лицо, частного человека (А.С. Пушкин, 1799 - 1837), и автора-творца, чьи представления о мире и человеке отражаются в создаваемом им произведении (А.С. Пушкин, автор романа «Евгений Онегин») (Словарь литературоведческих терминов);

· рассуждение-умозаключение

Например:

Если автор-творец изображает в произведении себя, то можно говорить об образе автора как персонаже художественного произведения и рассматривать его в ряду других действующих лиц (образ автора в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин») (Словарь литературоведческих терминов).

В художественных текстах рассуждение используется в авторских отступлениях, объясняющих психологию и поведение персонажей, при выражении морально-нравственной позиции автора, его оценки изображаемого и др.

Например:

Предчувствие того, что Москва будет взята, лежало в русском московском обществе 12-го года. Те, которые выезжали с тем, что они могли захватить, оставляя дома и половину имущества, действовали так вследствие того скрытого (latent) патриотизма, который выражается не фразами, не убийством детей для спасения отечества и т. п. неестественными действиями, а который выражается незаметно, просто, органически и потому производит всегда самые сильные результаты (Л. Толстой).

К жанрам рассуждения относят:

· научные;

· научно-популярные;

· публицистические статьи;

· эссе ([фр. essai - попытка, проба, очерк] - произведение, обычно посвященное литературно-критическим, публицистическим и философским темам и передающее индивидуальные впечатления и соображения автора о том или ином предмете или явлении. Эссе характеризуется свободной композицией: последовательность изложения в нём подчинена только внутренней логике авторских размышлений, а мотивировки, связи между частями текста часто носят ассоциативный характер.

Например:

Картина в хрестоматии: босой старик. // Я поворачивал страницу; // мое воображенье оставалось // холодным. То ли дело - Пушкин: // плащ, скала, морская пена... (В. Набоков)).

Традиционное школьное сочинение-рассуждение обычно предлагает осветить один из аспектов произведения, названный в теме сочинения, и строится по композиционному плану рассуждения: тезис, который следует доказать (тема) - доказательство (аргументы, примеры, комментарии к тексту, раскрывающие тему) - вывод (заключение, обобщение).

Например:

Тема: Идея Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений. Доказательство (аргументы): Гуманистические истоки теории - возмущение социальным неравенством - не соответствующие результату проверки теории практикой - убийство. Нравственные последствия преступления - муки совести. Конфликт теории и «живой жизни» - отчуждение от близких. Система персонажей романа - составляющая авторской системы опровержений: образы «двойников» главного героя, олицетворяющие антигуманные аспекты наполеоновской идеи (Лужина и Свидригайлова), и противостоящие им образы антиподов и оппонентов Раскольникова (Сони, Лизаветы, Мармеладоав, Разумихина и др.). Роль снов героя в развенчании наполеоновской идеи. Авторское отношение к теории: признание неравенства людей - главная ошибка Раскольникова. Вывод: Идея героя романа безбожна и античеловечна, она требует развенчания, потому что ей «заражены» многие. Задача писателя - не изобличить героя-убийцу, а разоблачить идею, воплотившуюся в теории о «тварях дрожащих» и «право имеющих» и являющуюся следствием безверия.

В рамках рассуждения для доказательства тезиса могут использоваться все типы речи:

· рассуждение-умозаключение (логическое доказательство).

Например:

Все пернатые - птицы - страус пернатый => страус - птица;

· п овествование ;

· описание (эмоциональное доказательство).

Например:

Как не любить мне эту землю, <…> И эту синь, и эту зелень, И тропку тайную во ржи! (В. Лазарев).

В рассуждении часто встречаются лексические сигналы причинно-следственной связи, своеобразные маркеры рассуждения: во-первых, вводные слова и предложения; во-вторых, следовательно, итак, кроме того, наконец, далее, в заключение и др.; условные и уступительные сложные предложения, показывающие наличие причинно-следственных связей.

Например:

Надо заметить насчет гимназиста: если он сделался совсем зелен, значит, он созрел в науке и может получить аттестат зрелости. С другими фруктами бывает иначе (А. Чехов); вопросительные конструкции: К чему послужило мне то, что почти в утробе матери я был уже гвардии сержантом? Куда это меня завело? (А. Пушкин) и др.

Рассуждение как тип текста (способ изложения) широко используется в таких речевых ситуациях, как объяснение нового научного и учебного материала, полемика с оппонентами и т. п.

Заключение

Актуальность проблемы, которая была затронута в данной работе, имеет большое значение. Ведь процесс развития личности, развитие умения общаться с другими людьми невозможен без знания функционально-смысловой типологии речи, без выработки умения анализировать текст с точки зрения его принадлежности к определенному типу, умения создавать тексты в соответствии с определенным типом речи.

В качестве базового определения типов речи мы приняли следующее: функциональные типы речи - это коммуникативно обусловленные типизированные разновидности монологической речи, которые выражаются определенными языковыми средствами.

Список используемой литературы

1. Русский язык и культура речи: Учебник / Под. ред. проф. Р89 В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2001. - 413 с.

2. Культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001.- 448 с.

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/19.04.2015г.

4. http://bugaga.net.ru/ege/rus/theory/18.04.2015.

5. http://stylistics.academic.ru/132/18.-4.2015г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие типа речи как способа изложения, ориентированного в зависимости от содержания высказывания и характера текстовой информации на одну из задач. Его главные формы, сравнительная характеристика и использование: описание, повествование, рассуждение.

    контрольная работа , добавлен 19.04.2016

    Суть и понимание культуры речи и стилей языка. Характеристика, функции, цели и применение разговорного, научного, официально-делового, публицистического и художественного стиля языка. Сущность и основные типы речи: описание, повествование, рассуждение.

    реферат , добавлен 15.03.2010

    Основания для выделения речей различных типов. Классификация речей в зависимости от целевой установки. Тип речевого действия. Роды и виды красноречия. Типы речи: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Разновидности аргументирующей речи.

    контрольная работа , добавлен 16.11.2013

    Проблема знания человеком функциональных типов речи очень актуальна. Актуальность проблемы, которая была затронута в данной работе, имеет большое значение. Функциональные типы речи. Работа с терминологией. Функциональные типы речи и их значение.

    курсовая работа , добавлен 15.06.2008

    Происхождение русского языка. Фонетические и грамматические нормы, дикция и выразительное чтение в культуре речевого общения. Фунционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение) в речевой коммуникации. Культура делового письма.

    курс лекций , добавлен 04.05.2009

    Диалог и монолог в устной и письменной формах речи. Разновидности речи. Употребление устойчивых словосочетаний. Стандартизованный характер письменной речи. Случаи употребления языковых средств с точки зрения их принадлежности к устной или письменной речи.

    контрольная работа , добавлен 15.07.2012

    Рассмотрение монологической речи как разновидности устной речи. Методика обучения монологической речи на английском языке. Технология обучения монологу-рассуждению при анализе литературного персонажа. Этапы развития речемыслительных умений рассуждения.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2013

    Понятие и цели рассуждения, место и значение данного типа текста в речи. Орфоэпия как совокупность правил литературного произношения, ее характеристика и назначение. Норма ударения, особенности в русском языке. Тенденции в развитии русского ударения.

    контрольная работа , добавлен 03.01.2011

    Особенности использования стилистических приемов субъектом речи. Рассмотрение задач стилистического описания и стилистического анализа текста. Метафора в процессе коммуникации как маркер социального статуса говорящего. Типы прагматической информации.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2012

    Анализ образца публичной речи с точки зрения композиции. Цель - привлечение внимания слушателей к собственной персоне. Использование оратором приемов, помогающих созданию теплой, дружественной атмосферы частной беседы. Воззвания, лозунговая часть речи.

Тип речи - это способ, выбранный автором конкретного текста для того, чтобы поставить и решить задачи, ради которых его творение было создано. Умение правильно определять тип речи необходимо ученикам школ и студентам филологических факультетов. Важно хорошо ориентироваться в видах текста, чтобы понимать цели и задачи автора. В русском языке традиционно выделяют три типа речи. Необходимо запомнить основные признаки каждой разновидности – тогда в дальнейшем можно точно определить тип речи текста, воспользовавшись алгоритмом.


Типы текста в русском языке
Наиболее широко распространено в русском языке повествование . Обратите внимание на его признаки.
  1. В текстах данного типа рассказ ведётся в определённой временной последовательности. Проследите развитие описываемых событий.
  2. Каждый текст-повествование имеет следующую структуру:
    • завязка (начало действия, события);
    • развитие действия;
    • развязка (окончание события, завершение повествования).
    Подумайте, характерна ли эта структура для анализируемого вами текста. Учитывайте особенности авторского изложения, поэтики. Например, завязка может быть невыраженной, а открытый финал романа – тоже развязка.
  3. Повествование может вестись от третьего и от первого лица:
    • чаще всего авторы оформляют текст от третьего лица – это так называемое «авторское повествование»;
    • когда рассказ ведётся от первого лица, рассказчик называется автором, либо обозначается с помощью местоимения «я».
  4. Признаком повествовательного типа текста является употребление глаголов совершенного вида прошедшего времени. Однако обязательно учитывайте, что далеко не все авторы пользуются традиционным оформлением текста. Иногда в качестве средств выразительности выступают иные формы глагола:
    • глаголы будущего времени создают впечатление неожиданности действия, делают повествование стремительным, динамичным;
    • глаголы несовершенного вида акцентируют внимание на длительности действия;
    • глаголы, употребляемые в форме настоящего времени, позволяют приблизить происходящее в тексте к читателю, совместив временные пространства реального восприятия текста и описываемых событий: создаётся иллюзия одновременного существования героев книги и читателя, действие разворачивается «на глазах».
  5. Повествовательные тексты также иногда содержат элементы рассуждения и описания. Определяя тип речи текста, обращайте внимание на базовые признаки, их соотношение, отделяйте основное от второстепенного.
Следующий тип текста – описание . Для данного типа речи характерно последовательное описание человека, события, предмета или явления. Тексты-описания имеют ряд признаков.
  1. Авторы часто используют конструкции, осложнённые однородными членами. В процессе перечисления свойств предмета они становятся лучшим средством оформления текста. Если перед вами текст, содержащий несколько предложений с однородными определениями, дополнениями, обстоятельствами, – скорее всего, это описание.
  2. В описаниях художественного стиля обычно используют эпитеты, сравнения, метафоры.
  3. Описания в научной речи более сдержанные и ёмкие.
  4. Описание чаще всего содержит небольшие текстовые фрагменты повествовательного типа, иногда включает в себя элементы рассуждения. Например, даются краткие комментарии при описании предмета или события.
  5. Анализируя текст, выделите основные приёмы, имеющие наибольшую смысловую нагрузку. Текст-описание ориентирован на создание объективного представления о предмете.
Третьим типом речи текста является рассуждение . В нём проводится исследование конкретных предметов, их взаимосвязи. Запомните основные свойства рассуждения.
  1. Каждый текст-рассуждение строится по определённой схеме:
    • сначала автор формулирует тезис или гипотезу, иногда это предваряется кратким вступлением;
    • затем в основной части приводятся аргументы и доказательства;
    • заключительная часть содержит выводы.
    Прочтите внимательно текст, обратите внимание на форму выражения авторской позиции. Если в тексте освещается конкретная проблема, приводятся примеры, автор высказывает собственное мнение и делает соответствующие выводы – это рассуждение.
  2. Текст-рассуждение имеет чёткую логическую структуру.
  3. Обычно в рассуждениях не принято использовать художественные средства. Иногда они встречаются в публицистике, эссе, но не являются определяющими для общей стилистики. В рассуждении автор ориентируется на объективное доказательство своей точки зрения.

    В рассуждении большую роль играет заключение – в нём подводится логический итог всему сказанному. Автор делает обобщение, желая воздействовать на читателя, убедить его в правильности своего мнения. Постарайтесь определить, насколько важно это для анализируемого вами текста: если авторское мнение, оценка приводятся только как дополнение описания или повествования – это не рассуждение.

Как определить тип текста? Алгоритм

Ученики и студенты нередко задаются вопросом: как определить тип текста? Для плодотворной работы знать признаки разных видов речи недостаточно. Нужно следовать заданному алгоритму, чтобы быстро и точно выяснить тип текста.

  1. Сначала внимательно прочитайте текст. Ознакомьтесь с ним тщательно, вдумчиво.
  2. Старайтесь в процессе чтения не держать постоянно в памяти признаки, характерные для разных типов текста. Сосредоточьтесь на осмыслении материала. Сейчас ваша задача – выяснить цель автора. Не ищите сразу в тексте художественные средства, не анализируйте структуру.
  3. Прочитав текст полностью, запишите его основные мысли. Сформулируйте несколько главных тем, тезисов, в которых заключён смысл, содержание материала.
  4. Перечитайте последний абзац, либо 5-6 предложений текста.
  5. Подумайте: какова цель автора? Зачем он создал данный текст?
  6. Задайте вопросы к тексту. Есть три разновидности базовых вопросов, каждая из них соответствует определённому типу текста:
    • текст-повествование: что? когда? где?; в нём описываются факты, которые существуют последовательно, присутствуют временные координаты;
    • текст-описание: какой? каков?; осуществляется описание фактов, существующих одновременно;
    • текст-рассуждение: как? почему? зачем?; даётся развёрнутый анализ причинно-следственных отношений, связывающих описываемые факты.
  7. Определив, какие вопросы наиболее адекватны исследуемому материалу, начните его анализ, опираясь на обозначенные признаки разных типов речи текста.
  8. Выясните, какие признаки играют самую значительную роль в тексте. Скорее всего, он будет содержать признаки разных типов текста. Вам понадобится определить значение каждого признака и соотнести его с целью автора.
Ориентируйтесь на базовые цели текстов. Цель повествования – рассказать о явлении, предмете, существующем во времени. В описании главное – описать предмет. Автор рассуждения ставит себе следующую цель: рассказать о проблеме, предмете, явлении со своей точки зрения, аргументировано доказать собственную позицию.

Это задание проверяет ваше знание функционально-смысловых типов речи, если проще говорить, то вы должны различать описание, повествование, рассуждение, видеть их элементы в тексте.

На законный вопрос «зачем?» отвечу: помимо понимания текста вы должны текст конструировать, а для этого представлять себе, какие типы речи использовать для того или иного текста.

Какие типы речи бывают?

Всего их три: повествование, описание и рассуждение.

Опознаются они по нескольким признакам:

  • цель передачи информации;
  • строение текста;
  • языковые средства (слова, части речи, синтаксические конструкции).


Повествование

Это самое простое, что может быть. Цель сообщения – рассказать о СОБЫТИЯХ, которые происходят во времени, потому для повествования характерно ИЗЛОЖЕНИЕ действий последовательно: встал, пошел, пришел, потом сел и так дальше. Если есть диалог и глаголы совершенного вида чаще всего в прошедшем времени, то это повествование.

Описание

Цель описания – ДАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о предмете, явлении, процессе. Языковые средства могут быть любыми, тут надо внимательно смотреть на функцию текста: если есть рассказ о сторонах предмета, аспектах явления, то это описание. Вопрос на засыпку: какой это тип речи? Демосфен стремился стать хорошим оратором. Для этого он ходил на берег моря и часами кричал, тренируя силу голоса. Иногда он набивал камнями рот и проговаривал слова, пытаясь довести дикцию до совершенства. Да, здесь много глаголов, но это описание! Только процесса, а не предмета.

Рассуждение

Будете смеяться, но это НЕ повествование и НЕ описание. Да, рассуждение опознается путем исключения двух первых, для порядка приведу определение из учебника: рассуждение – это изложение мыслей в логической последовательности. В таком тексте содержится определённая мысль (тезис), доказательства (аргументы) и вывод.

Важно помнить, что «чистые» типы текстов встретить практически невозможно, поэтому в задании вы увидите такие формулировки, как «элементы рассуждения», «содержит описание» и проч.

Давайте обратимся к варианту этого задания из демоверсии 2015 года:

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 4–5 содержат описание.

2)В предложениях 22–23 содержится рассуждение.

3) Предложения 24–25 содержат повествование.

4) Предложения 37–41 содержат элементы описания.

5) В предложении 43 присутствует элемент описания.

Начнем по порядку:

(4)Днём пятая рота была фактически отрезана от остального полка. 5)Снабжение и связь с тылом происходили только ночью.

Здесь есть события, которые происходят последовательно (днем, потом ночью), это повествование.

(22)Конакова в его блиндаже мы не застали. (23)На ржавой, неизвестно откуда добытой кровати, укрывшись с головой шинелью, храпел старшина, в углу сидел скрючившись с подвешенной к уху трубкой молоденький связист.

22-е это повествование, 23-е – описание. Рассуждения здесь нет.

(24)Вскоре появился Конаков, растолкал старшину, и тот, торопливо засунув руки в рукава шинели, снял со стены трофейный автомат и ползком выбрался из блиндажа.

(25)Мы с капитаном уселись у печки. Конаков появился, растолкал, тот снял, выбрался, мы уселись – действия происходят во времени, это повествование.

Мы прошли всю передовую от левого фланга до правого, увидели окопы, одиночные ячейки для бойцов с маленькими нишами для патронов, разложенные на бруствере винтовки и автоматы, два ручных пулемёта на флангах – одним словом, всё то, чему и положено быть на передовой. (38)Не было только одного – не было солдат. (39)На всём протяжении обороны мы не встретили ни одного солдата. (40)Только старшину. (41)Спокойно и неторопливо, в надвинутой на глаза ушанке, переходил он от винтовки к винтовке, от автомата к автомату и давал очередь или одиночный выстрел по немцам… Элементы описания – это предложение 37, там дается представление о том, как выглядит окоп, хотя все остальное – повествование.

Вот так и решается это задание.

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ