Как играть в шахматы чтобы выигрывать. Стратегия игры в шахматы

Сегодня я расскажу, как выигрывать больше партий в шахматах. Это настолько просто, что после прочтения сегодняшней статьи, у Вас сложиться довольно хорошая картинка в голове и вы сможете определить, что вы делаете неправильно, чтобы победить или по крайней мере не проиграть партию. Тема сегодняшнего обсуждения - эндшпиль. Вы в предвкушении? Видимо да, так как Вы тот человек, который будет играть лучше после сегодняшнего дня и естественно, выигрывать партии.

Я написал много статей об окончаниях, как поставить мат с помощью , или как играть . В этой статье мы посмотрим более общую тему и разберемся со стратегиями в окончаниях, которые можно будет применить к любому эндшпилю.

Итак, самое время перечислять выигрышные стратегии эндшпиля. Вы, возможно, некоторые из них знаете, но этот список их организует в Вашей голове.

  • 1. Активируйте и централизуйте вашего Короля (Вероятно, вы уже знаете, что Король - ценная фигура в эндшпиле, которого можно использовать, чтобы атаковать пешки и фигуры соперника, а также защищать собственные. Очень часто сторона с более активным Королем выигрывает партию. Важно не только начать использовать Короля в качестве оружия, но также важно сделать это вовремя. Следует быть осторожным, чтобы фигуры, оставшиеся на доске не создали ему угрозу.)
  • 2. Не двигайте пешку, пока действительно Вам это необходимо (Вы наверно подумали, разве в эндшпиле не следует как можно быстрее провести пешку в ферзи? Не обязательно. Конечно, если Вы видите, что можете провести пешку и безопасно ее превратить, то почему бы и нет. Но, если Вы не видите способ, как ее безопасно провести, то лучшим решением будет усиление позиции своего Короля. Помните, пешки назад не ходят.),
  • 3. Имейте в запасе запасной темп (Это - другая причина, почему не всегда следует ходить пешками. Есть такое шахматное понятие - оппозиция. Это когда один Король стоит против другого Короля, и никто не хочет ходить первым, потому что это позволит Королю соперника вторгнуться в лагерь. Если у Вас будут лишние ходы пешками, то вы выиграете оппозицию и партию.)
  • 4. Создавайте пешечное большинство (Это очень важно. Например, если у Вас есть 2 пешки против 1 на Ферзевом фланге, Вы можете получить проходную пешку. Скажем, у Вас есть 2 пешки против 3 на Королевском фланге. С такой проходной пешкой на Ферзевом фланге Вы можете выиграть партию. В то время, как вражеских король будет занят перехватом проходной пешки на ферзевом фланге, Вы сможете «съесть» пешки на королевском фланге, образовать проходную и провести ее. Это очень важная стратегия, которая поможет выиграть Вам много окончаний.),
  • 5. Образуйте проходную пешку, жертвуйте ей и выигрывайте все другие пешки (это - то, что произошло в примере выше, но это можно сделать с любой проходной пешкой),
  • 6. Считайте настолько глубоко, насколько сможете. (Конечно, эта стратегия применима к любой части партии, но в окончании это особенно важно, т.к. тут не так много фигур и вариантов. Определяйте, можете ли вы первым провести пешку или ваш соперник успеет ее перехватить. Посмотрев далеко вперед, вы почти всегда сможете оценить свои шансы на победу и это даст вам больше выигрышных партий.)
  • 7. Выбирайте правильно фигуру, с которой хотите остаться. Если у Вас есть выбор с какой фигурой идти в эндшпиль, то следует использовать следующие рекомендации:
    • Если позиция открыта и есть пешки на обоих флангах, то Слон сильнее Коня
    • Если позиция закрыта, то Конь лучше
    • Если у Вашего соперника больше пешек, тогда имеет смысл перейти в окончание с разноцветными слонами, в котором есть высокая вероятность сделать ничью, даже когда у Вас нет 2-х пешек (в некоторых случаях, не всегда)
    • Если у Вас больше пешек, то следует оставить слона того же цвета, что и у соперника из-за причины, описанной выше
    • В ладейных окончаниях, если у Вас лишняя пешка, то держите короля соперника подальше от вашей пешки
    • В ладейных окончаниях, если вы играете без пешки, то следует держать вашего короля ближе к пешке соперника

Доброго времени суток, дорогой друг!

Полагаю, на вопрос «Как выиграть в шахматы?», вас вряд ли устроит ответ: «Поставить мат». А посему разберем эту тему чуть подробнее.

В чем загвоздка?

В том, что вопрос заголовке статьи не имеет однозначного ответа, за исключением того, который дан выше. Надеюсь, не слишком разочаровал.

Шахматы игра не азартная. В том плане, что они не относятся к азартным играм типа карточных игр или на игровых автоматах.

Причина очень проста. Элемент удачи, везения, — в шахматах сведен к минимуму. Игра, к примеру, на автоматах – чисто в расчете на везение.

Игра в покер, — требует определенного мастерства, однако элемент везения также велик. За счет того, что вы изначально можете получить карты, вероятность выигрыша с которыми 80% против любого соперника (например два туза).

В шахматах все иначе. Это игра с полной информацией . У обоих соперников одинаковый комплект фигур и «скрытые карты». Если начинающий игрок садится за доску против мастера, его шансы «унести ноги» практически равны нулю.

Полагаю, для шахматиста с опытом, пусть даже небольшим, вопрос, поставленный в заголовке статьи, выглядит достаточно наивно. Он знает ответ. Чтобы выиграть , надо:

  1. Хорошо играть в шахматы
  2. Хорошо играть в данной конкретной партии
  3. Хорошо играть в данной конкретной партии против данного конкретного соперника.

Шахматы игра мастерства. И все же ограничиться этим утверждением, — было бы неправильно.

Есть несколько советов , которые можно дать начинающим шахматистам, ставящим перед собой вопрос из заголовка статьи.

Кавалерийский наскок

При таком подходе быстро развиваем фигуры, включая ферзя, и стремимся поставить мат.

Есть достаточно примеров, когда такая стратегия увенчалась успехом очень быстро.

за 3 хода

Мат в 3 хода – своего рода клише. На самом деле этот типовой мат, как видите, — ставится за 4 хода.

Очевидно также, что черные совсем не обязаны получать этот детский мат. Они могут сыграть к примеру, 3…g6 и на 4.Фf3 4… Kf6

за 5 ходов

Нетрудно сделать вывод, что без помощи белых такая картина маслом вряд ли возможна.

за 7 и 9 ходов

3...Кd4 - ход плохой, но в расчете на ошибку. Ловушка, в которую белые со всего маху и угодили.

Королевский гамбит не тот дебют, где позволительно неторопливо ходить пешками.

Кавалерийский наскок дело рискованное. Успех возможен только при совсем неправильной игре соперника или просто «зевках».

Например, широко известный «детский» мат «в три хода», который показан выше. Черные легко могут парировать наскок и получить лучшую игру (см. пример).

Совсем уж «дикий» пример мата в 2 (!) хода и также хорошо известный:

Полагаю, всерьез делать ставку на такой результат партии не приходится. Вероятность подобной игры белых почти нулевая. По крайней мере в моей практике такого не было.

Игра на ловушку

«Ловушечный» стиль сродни кавалерийской атаке, хотя и не столь наивный. В шахматах существует огромное количество ловушек в начале партии. Есть даже книги на эту тему. Только в одной я приводил около 30 примеров.

В расчете на ошибку

По большому счету в шахматах два способа одержать победу:

  • Переиграть соперника
  • Воспользоваться ошибкой соперника

В первом случае вы постепенно увеличиваете свое преимущество за счет более сильной игры. И в какой-то момент наступает закономерная развязка. Так сказать, качество переходит в количество.

Во втором , — вы не допускаете грубых ошибок, «держите» позицию, напряжение. И соперник допускает серьезную ошибку. В партиях начинающих и даже шахматистов среднего уровня это произойдет обязательно.

Вполне рабочая стратегия, которая может привести к неплохим практическим результатам. Важно только одно: не «зевать» самому.


Лекарство от зевков – самоконтроль. Перед тем как сделать ход, смотрим: не зеваю ли я мат, фигуру, пешку… Даже тогда, когда уже занес руку над доской для хода, не помешает еще раз окинуть взглядом позицию на предмет зевка.

Переиграть соперника

Для этого важно, как минимум, играть «правильно». Следовать определенным принципам. Я перечислю только несколько и коротко, поскольку за каждым из них стоит не один десяток книг, написанных за несколько веков шахматной истории.

  • Быстрое развитие

В дебюте не следует ходить неколько раз одной и той же фигурой. Для начинающих рекомендуется вначале выводить легкие фигуры.

  • Удобное размещение фигур

Слонов на поля с4, b5, d3 f4, g5 e3 . Коней к центру (f3 c3) . Ладьи ставит на открытые и полуоткрытые центральные вертикали.

  • Контроль над центральными полями

Фигуры и пешки следует группировать ближе к центральным полям. Центр – поля е4,d4, е5, d5 . Контроль над центром – ключ к преимуществу.

  • Безопасность короля

При первой возможности короля лучше «эвакуировать» с помощью , дабы обезопасить его в середине игры.

В заключение

Если бы был один – два секрета победы, или универсальная победная схема, — шахматы давно бы перестали существовать.

В том и прелесть шахмат, что они до сих пор открывают бескрайние просторы для творчества, интеллектуального и личностного развития.


И не стоит пугаться проигрышей. Как говорил :

Если вам поставили мат, не расстраивайтесь, у вас впереди ещё сотни проигранных партий)

Вы можете узнать гораздо больше из проигранной игры, чем от выигранной игры. Вы должны проиграть сотни игр, прежде чем стать хорошим игроком.

Отсюда вывод: чтобы научиться выигрывать, вначале нужно научиться проигрывать. Таковы «законы жанра». За одного битого двух небитых дают.

Ну и само собой : Чтобы выигрывать не разово, а на постоянной основе, требуется обучение и практика. Полагаю, это вполне очевидно и развивать сегодня эту тему считаю излишним.

Учитесь шахматам и побеждайте!

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  • Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  • Напишите комментарий (внизу страницы)
  • Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Шахматы – это одна из самых сложных игр на Земле. Самое важное в этой игре – внимательность, стратегия, терпение и ум. Существует бесчисленное множество ходов, благодаря которым можно с легкостью выиграть противника. Существует также много способов поставить красивый мат. Один из таких способов – быстрый мат.

Шахматная партия может длиться от нескольких минут до нескольких дней. Но существуют комбинации, которые помогут одержать победу в самом начале игры, поймав противника в ловушку. Есть много вариантов как поставить мат в дебюте игры. Рассмотрим некоторые из них.

Это проект, одобренный нашими читателями, в котором вы или ваш ребенок сможете повысить мастерство игры, выполнить шахматный разряд, за короткий срок вырасти до призера региональных турниров. В преподавателях – мастера FIDE, обучение онлайн.

1. Дурацкий мат

Такой мат можно поставить только противнику новичку, который начал знакомится с игрой. Этот мат ставится на втором ходу шахматной партии, если играть черными фигурами, если же играть белыми, то он осуществим только на третьем ходу. Всего существуем восемь комбинаций дурацкого мата, но он всегда ставится ферзем или слоном (реже).

Выиграть этим способом можно, поставив черную пешку на e7, а затем переместить черного ферзя по диагонали h4 (в другой ситуации h5) на клетку e1 (или e8, если перемещать по диагонали h5).

2. Быстрый мат за три хода без захвата фигур

Чтобы выиграть в шахматную партию за три хода, лучше выбрать белые фигуры. Нужно переместить пешку d2 на клетку d3, затем поставить королевскую пешку на е4. Это необходимо, чтобы открыть диагональ для ходов ферзя. Противник должен открыть своего короля, поставив пешку при коне на g5. Осталось победить оппонента, поставив ферзя на клетку h5. Шах и мат!

Такой мат очень прост, поэтому противник сразу же запомнит его и в следующий раз не позволит выиграть таким способом, из-за этого на такой мат нельзя положиться.

Необходимо открыть диагональ для королевы и заставить противника открыть защиту короля, поэтому пешка е2 перемещается на е4. После этого нужно захватить пешку противнику своей пешкой е4 (е4xf5). Вражеский король открыт, поэтому ферзь перемещается по диагонали на h5. Конец игры!

Победить соперника за пару ходов приятно, но, к сожалению, все комбинации подобного рода запоминаются за один раз. Поэтому быстрый мат можно поставить только новичкам или очень невнимательным игрокам.

Интересный факт! Быстрый мат на международном чемпионате

Известно, что на крупных чемпионатах дважды ставили дурацкий мат. Но иногда у быстрого мата есть и другие причины. Например, в 1970 году на международном чемпионате по игре в шахматы всемирно известный гроссмейстер Оскар Панно отказался играть в 7 часов вечера из-за религиозных убеждений, поэтому его оппонент Фишер выиграл, не сделав ни одного хода.

Видео – Быстрый мат в шахматах

Видео – Детский мат в шахматах

Шахматы – одна из самых сложных игр всех времен. Шахматные партии могут длиться несколько минут, часов или даже дней. Эта игра требует внимательности, сосредоточенности и собранности. Но, как и любая древняя игра, шахматы имеют несколько секретов.

Все внимание на противника

Существует огромное количество шахматный комбинаций. Но запомнить их все едва ли возможно. Однако после дебюта можно попробовать просчитать ходы противника, причем не на один ход, а на три. Если просчитать удалось верно, то победа не заставит себя долго ждать.

Это проект, одобренный нашими читателями, в котором вы или ваш ребенок сможете повысить мастерство игры, выполнить шахматный разряд, за короткий срок вырасти до призера региональных турниров. В преподавателях – мастера FIDE, обучение онлайн.

Все фигуры сдвинутся с мест

Дебют – начало игры – может стать залогом удачной партии. Прочтите статью про начало в шахматах – . Одно из важнейших правил дебюта – вывести все свои фигуры с их мест, но при этом не давать такой возможности противнику. Если все фигуры свободны, то это сильно упрощает достижение победы. А если фигура остается на своем месте долгое время, то ее очень легко заблокировать до конца партии.

Безопасность короля превыше всего

Стремление “съесть” все фигуры противника есть у каждого игрока. Но в пылу партии легко забыть о главной фигуре – короле. Один неверный ход и он может быть повержен. Поэтому всегда нужно держать своего короля в поле зрения, обезопасив его от фигур оппонента.

Пешки – не второстепенные фигуры

Некоторые считают, что пешки – самые незначительные фигуры, от которых практически нет толку. Возможно их “стоимость” и ниже ладьи, коня и прочих, но ценность такая же. Опытные игроки в шахматы говорят, что пешки – едва ли не главные фигуры на поле. Умелые манипуляции с пешками могут помочь быстро и красиво одержать победу.

Контроль центра

Наиважнейшие для победы позиции находятся в центре поля, поэтому контроль над ним нужно установить как можно скорее. При этом нужно быть очень внимательным и анализировать позиции. Если, например, данная позиция в центре будет фатальна для пешек, то их не стоит использовать, отдав предпочтение фигурному давлению на центр шахматной доски.

Секреты игры в шахматы для начинающих – необходимый и нужный пункт в развитии навыков, которые помогут победить.

Если вам сложно воспринимать текст и вы планируете дальше развиваться, то посмотрите видео: Секреты игры в шахматы

Шахматы относят к разряду интеллектуальных игр, поэтому уровень мастерства в них может многое сказать о человеке. Существует довольно большое количество трудов, дающих советы о том, как быстро выиграть в шахматы и просто подтянуть свой уровень. На ознакомление с ними можно потратить не один день, или даже неделю, да и опыт не всегда однозначно помогает повысить уровень игры. Многим было бы интересно узнать вкратце, как выигрывать в шахматы. В этом помогут некоторые теоретические данные. Важно знать, как вести себя в каждой отдельной условной части партии – в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле. Именитые игроки рекомендуют в начале игры выводить как можно больше фигур, не забывая при этом о протекции короля. . В средней части нужно сформировать фронт и двигать его в сторону вражеского главнокомандующего.

В конце игры, когда на поле имеются значительные проплешины, не стоит пренебрегать помощью короля, ведь он тоже может захватывать пешки. Существуют и более точные рекомендации по поводу того, как выиграть в шахматы. Схема как нельзя лучше может объяснить последовательность необходимых действий. Главной целью дебюта должен стать захват центральной части шахматной доски, что лучше всего осуществлять с помощью пешек. Оппонент будет совершать похожие маневры, но как бы там ни было, хотя бы одна фигура должна быть размещена именно в центральной части поля. Для игры каждым цветом существуют свои акцентные позиции. Для белых это E4 и D4, для черных соответственно E5 и D5. В теории шахматных игр коня и туру принято относить к так называемым «легким» фигурам.

Желательно не задерживать их на начальных позициях, а как можно раньше выводить их на те поля, с помощью которых можно осуществлять контроль центра доски. Наилучшими клетками в игре за белых можно назвать C3 и F3 для коня и C4 и F4 для туры. В том случае если конь противника выставлен на позицию F6, в противовес ему можно поместить туру на G5. Это не единственно возможная схема, но она довольно эффективная. Не стоит забывать о том, что кроме захвата фигур противника, важно уделять внимание собственному королю, который должен быть как можно лучше защищен от вражеских атак. Тут может помочь рокировка. В последнюю очередь можно вывести ферзя и ладьи. Они относятся к так называемым тяжелым фигурам из-за того что им нужна повышенная маневренность.

Линии, на которых они будут в итоге стоять, должны быть открытыми или полуоткрытыми, то есть такими, которые свободны от пешек. Для того чтобы понять, как выиграть в шахматы, нужно знать ценность каждой фигуры, так как новичкам свойственно проводить неравноценный обмен. Коня или слона нужно менять не менее чем на три пешки. Хотя при этом ценность этих фигур считается одинаковой, то есть можно поменять своего коня на туру противника и наоборот. Ладью можно приравнять приблизительно к пяти пешкам, а ферзя – к девяти. Последнего обменивать и вовсе не рекомендуется, но приблизительную ценность можно приравнять к вражеским коню, ладье и пешке вместе. Мастерство подсчета очень важно при составлении грамотной партии, так как баланс сил и их расстановка имеет немаловажное значение при игре в шахматы.

Не стоит допускать бесцельных ходов, так как в таком случае противник будет иметь фору. Каждое передвижение должно приближать к конечной цели – захвату короля соперника, поэтому как можно больше сил следует выдвигать в его сторону. Выиграть в шахматы поможет либо значительный перевес в силах, который приводит к капитуляции соперника, либо постановка мата. Начинающие игроки в шахматы часто страдают от так называемого детского мата, который более опытные соперники могут попытаться поставить в самом начале партии. В профессиональной игре этот прием не используется, так как от него есть масса способов защиты. 2 В игре за белых целью становится пешка на клетке F7. Начинать партию в таком случае нужно с освобождения места для ферзя и туры. Пешка занимает позицию E2 E4. Тогда ферзь может занять клетку H5, а тура – C4.

Если противник до сих пор не принял никаких мер по защите и пешка все ещё стоит на своем месте, можно смело ставить мат. В том случае если возникло противодействие в виде передвижения пешки соперника на клетку G6, можно просто передвинуть ферзя на F3 и выиграть партию ходом позже. Не смотря на то, что существуют легкие способы, приводящие к быстрой победе, не стоит их переоценивать. Они помогут лишь в игре с не очень опытным соперником, так как в любой специальной литературе можно найти массу приемов, направленных на противодействие. Важно помнить о главной стратегии игры, которая предполагает постепенное передвижение по доске и точный расчет каждого хода, а вовсе не блицкриг.