История календаря. Информационно-поисковый проект “История календаря”

До открытия Америки и начала её завоевания европейцами, территории нынешней Мексики, Гватемалы и некоторых других стран занимала империя Ацтеков, создавшая весьма оригинальный календарь. Год состоял из 18 месяцев, по 20 суток в каждом, а «оставшиеся» 5 дней считались «несчастливыми». Этот календарь был вырезан на громадном камне. Он имел форму круга, диаметром около 4-х метров. Каждый день на нем был обозначен собственным символом.

Создание современного общепринятого календаря
Сейчас известно много разнообразных календарных систем, созданных разными народами и жрецами различных религий. Некоторые из них ограниченно используются до сих пор. Большинство календарей рассчитывалось на основе выявленных астрономических закономерностей, прежде всего, движения небесных светил. Эти системы могли значительно различаться между собой. Дополнительную неразбериху вносила разница между циклами Луны и Солнца, а также то, что продолжительность периода обращения Земли вокруг Солнца (года) не кратна периоду обращения Земли вокруг собственной оси (суткам). В результате, при достаточно продолжительном использовании каждого определенного календаря обязательно накапливались погрешности, постепенно становившиеся всё более заметными. Это вызывало необходимость проведения календарных реформ.
Такие реформы проводились неоднократно. Например, календарь реформировали римские императоры: Цезарь, Октавиан (Август) и другие. Наиболее известна реформа, осуществленная римским папой Григорием XIII, когда и был создан «Григорианский» календарь, принятый сейчас, как основной в большинстве стран и ООН.

Григорианский календарь
В нашей стране этот, действующий сейчас, календарь ещё называют «новым стилем». Дело в том, что до октября 1917 года в России продолжал действовать устаревший «Юлианский» календарь. Переход на «новый стиль» состоялся только после прихода к власти РКП(б).

В католических странах «Григорианский» календарь вступил в действие 15. 10. 1582 г. Его введение было обусловлено накопившимися со времен предыдущей календарной реформы (I Вселенский собор в 325 г. Н. Э.) погрешностями. Реформа состояла из двух основных частей:
— Была устранена погрешность, достигшая с 325 г. 10-и суток. Таким образом, дата «пасхальной пятницы» была возвращена и строго привязана ко дню весеннего равноденствия (21.03). Правила пасхалии, установленные ещё Никейским собором, снова стали выполняться.
— Для предотвращения накопления погрешностей в будущем было принято нововведение, обеспечивающее более точную привязку календаря к астрономическим закономерностям. Она состоит в том, что на протяжении каждых 4-х веков три високосных года преобразованы в обычные. Для этого было установлено правило, согласно которому год с номером, заканчивающимся двумя нулями, считается високосным только, если число, составляемое его первыми двумя цифрами, также кратно 4-м. Например, 2000-й год был високосным. А вот в 2100-м году 29 февраля не будет. В отношении лет, порядковые номера которых не завершаются двумя нулями, правило високосности сохранилось. Если номер года кратен 4-м, год считается високосным.

Введение этой поправки значительно замедлило накопление погрешности расхождения календарного года с астрономическим эталоном. Теперь ошибка в одни сутки будет накапливаться в течение 3333 лет. Описанная поправка и составила главное отличие «Григорианского» календаря от принятого до его введения Юлианского стиля.

Разница между Юлианским и Григорианским стилями постепенно, но неуклонно увеличивается: в XVI-XVII вв. она составляла 10 дней, в XVIII в. – 11, в XIX в. - 12, а в XX-XXI вв. достигла 13 дней. С 15. 03. 2100 г. разница между стилями составит уже 14 дней. Хотя, григорианский календарь предусматривает продолжительность февраля в 28, либо 29 (в високосный год) дней, случалось, что в отдельные годы в некоторых странах (например, Швеция, 1712 г.) февраль продолжался 30 дней.

Летоисчисление в России
В России так же происходили реформы летоисчисления. Одна из самых известных — реформа календаря, осуществленная Петром I, но были и другие.
Довольно долго датой нового «светского» года было 1 марта, тогда как религиозный год начинался 1-го сентября. А начальной точкой летоисчисления считалась дата «сотворения мира». Позже, и «светский» новый год перенесли на 1-е сентября. Примерно через 200 лет Петр I провел свою знаменитую реформу. Основной её целью была гармонизация Российского календаря и летоисчисления с принятыми в Европе. Дата наступления нового года была установлена 1 января, а отправной точкой летоисчисления стало Рождество Христово. В результате 01. 01. 7208 г. было преобразовано в 01. 01. 1700 г., а календарный год, предшествовавший реформе (1699) был сокращен до 4-х месяцев: с сентября по декабрь. Это был самый короткий календарный год в истории нашей страны.

Созданием первого печатного календаря в России руководил знаменитый алхимик и ученый Я. Брюс. Этот календарь, представлял собой научную работу, состоящую из набора сложнейших астрономических чертежей и графиков. Разобраться в календаре (получившем название по имени создателя, «Брюсового») не могут даже специалисты.

Переход на современный Григорианский календарь состоялся 14.02.1918, вскоре после прихода к власти РКП(б). Однако, с 1930 по 1940 гг. в СССР действовал собственный «революционный» календарь. Но с 1940 гг., страна снова стала придерживаться «Григорианского» стиля.

Несостоявшаяся глобальная реформа
В начале ХХ в. возникла инициатива проведения глобальной календарной реформы. Разработанный тогда проект нового календаря, предусматривал деление года на 13 месяцев одинаковой продолжительности, по 28 суток. «Лишний» день, как и «добавочный» в високосные годы планировалось обособить и объявить праздничными. Среди достоинств данной системы называли строгую привязку календарных чисел к определенным дням недели (все месяцы состояли точно из 4-х недель) и возможность точного сравнения по месяцам многочисленных экономических и статистических показателей. Однако строгая привязка числа ко дню недели многими (особенно, суеверными) людьми воспринималась как недостаток, поскольку пятница всегда совпадала бы с 13-м числом месяцы. Правда, эту проблему можно было решить, если за начало недели принять не воскресенье (как, например, в США), а понедельник (привычно для нас).

Этот проект рассматривался Лигой Наций, но был отклонен ей в 1937 г. Интересно, что один из его горячих сторонников, основатель и руководитель фирмы Kodak, Д. Истмен, ввел данную систему для внутреннего употребления в своей компании ещё в 1928 г., где она применялась вплоть до 1989 г.

Введение

На занятиях кружка «Основы проектной деятельности», работая над метатемой «История одной вещи», мы заинтересовались: как велось летоисчисление ранее, как создавался календарь, по которому ведется отсчет времени в настоящее время. Поэтому тема нашего исследования называется «История календаря».

Цель : узнать историю создания календаря

Задачи:

  • найти и отобрать нужный материал по теме проекта;
  • описать существенные признаки календарей разных времен;
  • познакомить с современными видами календарей и их назначением;
  • раскрыть понятие о новом и старом стилях в календаре;
  • установить какие года в календаре являются високосными, и научится их определять;
  • выявить проблемы при создании календарей;
  • описать содержание вечного календаря;
  • оформить презентацию по теме проекта.

Объект : календарь

Предмет : использование календарей в летоисчислении

Методы: описание, анализ, анкетирование, изучение теоретических основ темы проекта.

Теоретическая значимость: изучить историю календаря, расширить знания по теме.

Практическая значимость: использование различных календарей, исходя из их содержания.

  1. История создания календарей

2.1. Этимология слова «календарь»

Слово «календарь» пришло к нам от древних римлян. Оно произошло от латинских слов «caleo» – провозглашать и «calendarium» – долговая книга. В начале года у римлян было принято рассчитываться с долгами. Долговая книга в Риме называлась «календариум». Позднее смысл этого слова был перенесён на всю систему счёта времени.

2.2. Первый календарь

Прародителем григорианского и Юлианского календарей является древнеегипетский солнечный календарь, появившийся ещё в III тысячелетии до нашей эры. Жрецы-астрономы заметили, что, когда на ночном небе начинает появляться звезда Сотис (Сириус), начинается разлив Нила. Эта примета и была положена в основу египетского календаря. Календарь насчитывал 365 дней, которые делились на 3 сезона: сезон разлива Нила, сезон спада вод Нила, сезон засухи. Египетский календарь был довольно удобен, однако со временем жрецы заметили, что их календарь начинает вырываться вперёд. Этот отрыв был небольшим: около 6 часов каждый год, но с течением времени в календаре стала накапливаться ошибка. Календарю требовались исправления. Это исправление, или поправку, предложил ввести египетский царь Птолемей III Эвергет (ок.284-221 до н. э.; царь в 246- 221 до н. э.). Её суть заключалась в том, чтобы каждые 4 года вставлять в календарь 1 дополнительный день, который бы компенсировал вырывание. Однако жрецы противились принятию поправки, поэтому календарь в Египте долгое время был блуждающим.

2.3. Римский календарь

В Риме долгое время пользовались лунным календарём. Однако лунный месяц (или синодический месяц, т.е. период между двумя одинаковыми лунными фазами) составляет всего 29,5 дней, поэтому по прошествии 10 месяцев (304 дня) счёт времени останавливался, и ждали наступления весны по природным приметам.

Когда по природным приметам наступала весна – дожидались первого весеннего полнолуния и в этот день объявляли о начале нового года. Год, как уже было отмечено выше, состоял из 10 месяцев: Martius, Aprilis, Maius, Junius, Quintilis, Sextilis, September, October, November, December. «Тайны летосчисления» находились в руках жрецов-понтификов (pontificies).

Зачастую жрецы злоупотребляли своим положением, что вносило в календарь путаницу. Так, например, с началом нового года в Риме было принято рассчитываться с долгами. Но, за некоторую сумму денег, уплаченную жрецам в качестве взятки, наступление нового года можно было ускорить или замедлить.

Римский царь Нума Помпилий (NumaPompilius 715-673 до н.э.) ввел февраль (Februarius) и январь(Januarius) между декабрем и мартом, увеличив тем самым длину года до 354 или 355 дней. В 450 до н.э. февраль был перенесен на его настоящую позицию между январем и мартом.

Чтобы скомпенсировать недостаток дней в году, был введен дополнительный месяц «мерцедониус» (Mercedonius или Intercalans), который состоял из 22 либо 23 дней. Этот месяц получил своё название от глагола mercere – увядать. Право определения продолжительности предоставлено жрецам- понтификам. Так римский календарь превратился в лунно-солнечный, и теперь считалось, что его продолжительность 365,25 суток

Счёт времени вёлся по восьмилетним периодам: в общей сложности получалось 2930 дней. Получалось, что в среднем в году было 366,25 дней (2930/8), что больше, чем на самом деле. Чтобы календарь не вырывался вперёд, после каждого восьмилетнего цикла пропускались 7 дней. Таким образом, средняя продолжительность года составляла 365,375 дней.

К сожалению, всё это было только в теории. На практике понтифики, используя свою бесконтрольную власть, часто манипулировали продолжительностью года, внося путаницу и неразбериху, пока в 45 году до нашей эры Гай Юлий Цезарь не провёл реформу календаря.

Вывод : Римский календарь создавался на основе природных примет весны. Использование такого календаря было удобно представителям власти.

2.4. Юлианский календарь

Приблизилось время боговоплощения и основания Церкви. Уже ходили по земле Палестины некоторые из участников событий, описанных евангелистами. С 1 января 45 г. до Р. Х. в Римской империи по приказу Гая Юлия Цезаря (100-44 гг.) был введен новый календарь. Этот календарь, называемый теперь юлианским, был разработан группой александрийских астрономов во главе с Созигеном. С тех пор до XVI века Европа жила по юлианскому календарю.

С приходом к власти Октавиана Августа в него были внесены небольшие изменения. Во-первых, начало нового года было перенесено на 1 января. При этом названия месяцев остались неизменны. Во-вторых, сенат переименовал секстилий в честь Августа и назвал его августом. В-третьих, у февраля был отнят один день и добавлен к августу. А чтобы три месяца подряд не имели по 31 дню, один день отняли у сентября и перенесли на октябрь; затем один день отняли у ноября и перенесли на декабрь. Так календарь стал похож на тот, которым сегодня пользуемся мы.

Юлианский календарь со временем распространился по всей Европе и просуществовал более 1600 лет, прежде чем была сделана попытка заменить его новым, более точным календарём. В юлианском календаре сутки приняты за 24 часа, а год равняется 365,25 суткам. Юлианский календарь составлен как раз с учетом трех основных астрономических объектов - Солнца, Луны и звезд. Это дает основания считать его подлинно библейским календарем. При всех своих достоинствах юлианский календарь никогда и нигде не применялся вплоть до I в. до Р.Х.

Более тщательные подсчёты показали, что если принять сутки равными 24 часам (на самом деле они равны 23 часам 56 минутам и 4 секундам, а 24 часа приняты для простоты), то 1 год будет равен 365,26 суткам, то есть на 0,01 суток больше, чем принято в юлианском календаре. Поэтому юлианский календарь стал отставать примерно на 1 сутки каждые 128 лет, что дало повод для введения нового календаря – григорианского.

Вывод: Юлианский календарь составлен с учетом трех основных астрономических объектов - Солнца, Луны и звезд. По этому календарю терялись одни сутки каждые 128 лет.

2.5. Григорианский календарь

Поводом к принятию нового календаря стало постепенное смещение по отношению к юлианскому календарю дня весеннего равноденствия, по которому определялась дата Пасхи, и рассогласование пасхальных полнолуний с астрономическими. До Григория XIII проект пытались осуществить папы Павел III и Пий IV, но успеха они не достигли. Подготовку реформы по указанию Григория XIII осуществляли астрономы Христофор Клавиус и Луиджи Лилио (он же Алоизий Лилий). Результаты их труда были следующие: во-первых, новый календарь сразу на момент принятия сдвигал на 10 дней текущую дату из-за накопившихся ошибок, во- вторых, в нём стало действовать новое, более точное правило о високосном годе, в-третьих, модифицировались правила расчета христианской Пасхи соответствующее каноническим правилам празднования Пасхи. В России григорианский календарь введён в 1918 году декретом Совнаркома, согласно которому в 1918 году после 31 января следовало 14 февраля.

В октябре 1582 года в ряде стран Европы появился григорианский календарь (по имени Папы Римского Григория XIII, который ввёл его, издав соответствующую буллу). Данный календарь был введён в Италии, Испании, Португалии, Дании, Бельгии, Франции. В этих странах после 4 октября сразу наступало 15 октября, поскольку в то время юлианский календарь отставал от григорианского на 10 суток.

На сегодня юлианский календарь отстаёт от григорианского на 13 суток; эта разница сохранится до 2100 года, после чего достигнет 14 суток. Григорианский календарь с течением времени широко распространился по всему миру.

Вывод: В отличие, от юлианского, григорианский календарь учитывает лишь один объект - Солнце. Он составлен таким образом, чтобы точка весеннего равноденствия (когда равны продолжительности дня и ночи) по возможности медленнее отклонялась бы от даты 21 марта. При этом разрушилась связь календаря с Луной и звездами; кроме того, календарь усложнился и потерял ритмичность (по сравнению с юлианским). С целью выравнивания 6 часового отставания за год был введен високосный год.

2.6 Современные виды календарей

Все виды календарей основаны на григорианском календаре (кроме православного календаря).

Нам удалось найти календари с разнообразными названиями: «Семейный», «Молодежный», «Спортивный», «Кулинария и заготовки», «Благослови, душе моя, Господи» (Патриарший Православный календарь) и др.

Вывод: Виды календарей в современном обществе составляются, исходя из их содержания и, основаны на григорианском календаре.

  1. Старый и новый стиль

В 1948 году на Московском совещании Православных церквей постановлено, что Пасха, также как и все переходящие праздники, должна рассчитываться по александрийской пасхалии (юлианскому календарю), а непереходящие по тому календарю, по которому живёт Поместная церковь. Финляндская православная церковь празднует Пасху по григорианскому календарю. Отсюда и возник такой необычный праздник как Старый Новый год (1 января по юлианскому стилю это 14 января по григорианскому стилю). Конечно, григорианский календарь не является абсолютно точным, но ошибка в 1 сутки в нём накопится лишь через 3300 лет. Впрочем, до 2800 года он полностью совпадает с григорианским календарем. (Информация взята из миссионерского православного портала – www.dishupravoslaviem.ru).

В православном календаре обозначен старый и новый стиль летоисчисления. В нем указаны церковные праздники, посты; словарь имён, жития святых, список тропарей; молитвы и евангельские чтения на каждый день; справочник храмов и монастырей России

Вывод : Старый стиль календаря основан на юлианском календаре, а новый стиль – на григорианском.

  1. Високосные года в календарях

За счёт того, что за полный оборот вокруг Солнца Земля поворачивается вокруг своей оси не полное количество раз. То есть в году неполное количество суток и это происходит 365 раз, что на самом соответствует количеству дней в году. На самом деле – чуть больше: 365, 25, то есть за год набегает лишних 6 часов, а если быть совсем точным, то лишних 5 часов, 48 минут и 14 секунд. Для того чтобы выровнять шестичасовое смещение, был введён високосный год. Три года считалось по 365 суток, а в каждый год, кратный четырём, добавлялись одни дополнительные сутки в феврале. В 400-летнем цикле 97 високосных годов.

Нас заинтересовало, что знают обучающиеся школы о високосном годе. С этой цель было проведено анкетирование.

Анкетирование показало, что 82 % обучающихся школы знают количество дней в високосном году, как определить високосный год знают 68% обучающихся.

Определить високосный год можно следующим образом: каждый год, номер которого кратен 4 високосный. Однако, каждый год кратный 100 не високосный. Однако, каждый год кратный 400 всё же високосный 1600, 2000 и т. д.

Вывод: Для того чтобы выровнять шестичасовое смещение, был введён високосный год. Три года считалось по 365 суток, а в каждый год четвертый – 366 суток. Високосный год кратен четырем.

  1. Проблемы при создании календарей

Для того чтобы лучше понять эстетику и логику календаря нужно знать проблемы при его создании. Построение календаря включает в себя две достаточно независимые процедуры. Первая носит эмпирический характер: надо по возможности точно измерить продолжительности астрономических циклов. Вторая процедура уже чисто теоретическая: на основании проделанных наблюдений составить такую систему измерения времени, которая, с одной стороны, по возможности меньше отклонялась бы от выбранных космических ориентиров, а с другой - была бы не очень громоздкой и сложной.

Вывод : При создании календарей ученые должны опираться на точные астрономические данные и использовать не сложную систему измерения времени.

Сколько лишнего времени приходится тратить на составление квартальных и месячных планов, на расчёты отпусков и заработной платы рабочих и служащих. Сколько тонн бумаги ежегодно расходуется на издание календарей только потому, что один год не похож на другой? Ну, разве может быть иначе? Может. В этом необычном календаре 364 дня и ещё два добавочных дня без числа и названия (один – на обычный год, другой – на високосный). Каждый год начинается с воскресенья и у каждого числа постоянный день недели. Правда, такого календаря пока ещё нет ни в одной стране. Это всего лишь проект, предложенный ООН. Его должны утвердить представители всех стран мира. И тогда…

Существует несколько вариантов Вечного календаря, нам понравился один из вариантов (Приложение №1).

Вывод: Вечный календарь, предложенный ООН является проектом, но он удобен в использовании и освободит людей от лишней бумажной волокиты.

  1. Заключение

Выбранная тема проекта «История календаря» позволила решению проблемы: как создавался календарь, по которому велось и ведется летоисчисление. Наше исследование считаем состоявшимся, так как поставленная цель достигнута и решены намеченные задачи. Нами был найден, отобран и изучен материал о календарях, используемых ранее и в настоящее время. Нами раскрыто понятия о старом и новом стилях в календаре.

В современной России православный христианин живет сразу по двум календарям: церковному (юлианскому, называемому также старым стилем) и гражданскому (григорианскому, новому стилю), введенному в 1918 году, по которому живет почти весь мир. Разница между этими календарями на протяжении последних ста лет составляет 13 дней, а в XXII веке увеличится еще на день.

В результате работы над проектом мы узнали: за счёт того, что за полный оборот вокруг Солнца Земля поворачивается вокруг своей оси не полное количество раз. То есть в году неполное количество суток и это происходит 365 раз, что на самом соответствует количеству дней в году. На самом деле – чуть больше: 365, 25, то есть за год набегает лишних 6 часов, а если быть совсем точным, то лишних 5 часов, 48 минут и 14 секунд. Для того чтобы выровнять шестичасовое смещение, был введён високосный год. Его можно определить, если какой-либо год делится на 4. В определенное время календари создавались долгим трудом человека с учетом астрономических циклов и удобного измерения времени. Интересные сведения получены о создании Вечного календаря, который разгрузит людей от бумажной волокиты.

Выводы: Первые календари появились очень давно, поэтому определить точную дату появления их невозможно. В 1584 году белорусские земли перешли на новый григорианский календарь. В настоящее время существуют различные виды календарей, которые отличаются содержанием, но основываются на григорианском календаре (кроме православного).
Какие бы не были календари, их функции и назначения схожи: они помогают человеку правильно организовать время, планировать дела, встречи, позволяют не забыть дни рождения родных, праздники, примечательные даты.

  1. Литература

1. Бикерман Э. Хронология древнего мира. М., 1975
2. Буткевич А.В., Зеликсон М.С. Вечные календари. М., 1984
3. Володомонов Н.В. Календарь: прошлое, настоящее, будущее. М., 1987
4. Климишин И.А. Календарь и хронология. М., 1990
5. Куликов С. Нить времен: малая энциклопедия календаря. М., 1991

Интернет ресурсы :
www.abc-people.com/event/calendar.htm http://biblioteka.agava.ru/vi/zametki_o_nash.htm http://www.bibl.ru/vi/zametki_o_nash.htmhttp://biblioteka.agava.ru/vi/zametki_o_nash.htm http://www.bibl.ru/vi/zametki_o_nash.htm http://www.chat.ru/~fatus/easter.html ftp://login.dknet.dk/pub/ct/calendar.faq http://hbar.phys.msu.su/gorm/chrono/christ0.htm http://www.britannica.com. http://www.webexhibits.com/calendarshttp://www.webexhibits.com/calendars http://petals.newmail.ru http://anime.ru/Articles/calendar.htm.http://www.astrolab.ruhttp://www.astrolab.ru http://pi.zen.ru/arhiv/2003/010/calendar.shtml https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D0%B4
http://www.net4lady.ru/kalendar-visokosnyx-let/
http://vseproson.com/news.php?k=visokosnyiy-2016-god-%96-primetyi-i-sueveriya&readmore=101
http://rusevik.ru/blog/1444

Приложение №1

Вариант 1 - с 1901 по 2096 год

  • Для того чтобы узнать день недели конкретного дня, требуется:
    1. Найти в первой таблице цифру, соответствующую указанному году и месяцу;
    2. Сложить эту цифру с номером дня;
    3. Найти во второй таблице получившееся число и посмотреть, какому дню недели оно соответствует.
  • Пример: требуется определить, каким днём недели было 22 февраля 2007 года.
    1. Цифра, соответствующая февралю (ф ) 2007 в таблице 1, равна 3 .
    2. 22+3=25 .
    3. Числу 25 в таблице 2 соответствует четверг - это и есть искомый день недели.
  • Таблица. Примечание: серым цветом выделены високосные годы. Месяцы обозначены первыми буквами их названий.

Название «календарь» произошло от латинского «сalendarium», что переводится как «долговая книга». С помощью календаря происходит отсчет длительных временных отрезков, в основу расчета которых положено перемещение наблюдаемых с Земли космических объектов, например Луны, Солнца, ну и, конечно, Земли.

В календаре, который используется в настоящее время, неделя определяется как промежуток времени, состоящий из 7 суток. Но раньше, некоторые календари предусматривали деление не на недели, а на декады. Такое построение было принято в Египте и Франции. Древний календарь индейцев Майя предусматривал недели, которые состояли из 13-ти или 20-ти дней.

Принятый в настоящее время в Европе григорианский календарь произошел от римского путем его усовершенствования сначала в юлианский, а затем уже в привычный сегодня нам. Первый римский календарь был неточным, так как основывался только на движении Луны и Солнца, а летоисчисление начиналось от даты основания Рима.

Римляне отмеряли время «консулами». Начало года соответствовало современному 1 марта, а продолжительность определялась 304 днями или 10 месяцами. Особенностью этого календаря было то, что в нем существовал непронумерованный и неисчисляемый период, попадающий на зиму. Он начинался по окончании 304 дней и длился до первого дня весны. Контролем этого периода занимались особенные жрецы-понтифики. Фактически же ими допускались серьезные погрешности, отчасти из-за отсутствия образования, а отчасти потому, что они преследовали свои корыстные интересы. Заключалось это в том, что в день «календы» принято было возвращать долги и оплачивать проценты. От этого и произошло название – «calendarium».

Занялся же приведением календаря в строгие рамки римский император Гай Юлий Цезарь. Он осуществил реформирование календаря в так называемый «юлианский». По новому календарю год состоял из 365,25 дня. Однако он тоже был неточным: за 128 лет погрешность составляла 1 день. Также для повышения точности календарем один раз на 4 года предусматривался високосный год равный 366 дням, что было на 1 день больше обычного года. За эти и другие заслуги на ниве военного искусства и политики месяц июль был назван в честь вышеуказанного великого императора.

Следующий раз календарь был усовершенствован после распространения по миру христианства. В новом календаре в качестве отправной точки была взята дата рождения Иисуса Христа. Это событие, а также воскресение Господне вошли в григорианский календарь выделенными датами.

Этот календарь был рассчитан так, чтобы дата равноденствия всегда совпадала с 21 марта (дата равноденствия в 325 году, во время проведения Никейского собора).

Современный григорианский календарь используется большей частью населения планеты. Он был введен в действие указом папы Римского Григория в феврале 1582 года. При этом предусматривался пропуск 10 дней в период с 4 по 15 октября 1582 года. Все страны, исповедующие католическую религию, приняли данный календарь.

Летоисчисление в России

С тех пор, когда на Руси правил князь Владимир, на территории княжеств использовалась византийская система летоисчисления. Счет времени велся со дня сотворения Адама, а именно с 1 марта года творения. В последующем отсчет нового года стали вести с 1 сентября. Это решение приписывают царю Ивану III.

На протяжении более 2-х столетий жители Руси отмечали Новый Год 1 сентября. Привел же наш календарь к единому с Европой летоисчислению Петр I. Его указ предписывал исчислять год от 1 января, и признать 7208 год «от сотворения мира», 1700 годом от рождества Христова. Полный переход нашей страны на григорианский календарь случился только в 1918 году и был закреплен декретом СовНарКома.

С самого начала своего появления человечество пыталось постичь действительность и изучить природные явления, и использовало для этого различные способы. Одним из них, который прекрасно действует и функционирует и по сей день является создание календаря.

Испокон веков с календарем связывали различные представления о хаосе и космосе, об устройстве мира, о земле, небе, звездах и человеческой жизни.

Сознанием древнего человека время воспринималось как вполне разумная субстанция, обладающая необратимостью, божественной мощью и невещественностью, и таинственной силой созидания и разрушения. Именно поэтому календарь везде почитался как нечто священное, а ответственность наблюдения за ним была возложена на жрецов.

Любое преобразование календаря имело очень важное значение, однако наиболее существенной была реформа Нумы Помпилия в Риме, а неизменность календаря в свою очередь была гарантом спокойствия - при вступлении на престол фараон давал клятву не вставлять добавочных дней и не делать в календаре никаких поправок, в противном случае боги могли разгневаться и наслать болезни или неурожай.

История календаря

История развития календаря берет свое начало в далеком прошлом, а сам календарь условно разделяется на два типа - лунный и солнечный.

Шумерская цивилизация, а именно южная Месопотамия стала родиной лунного календаря, который насчитывал 12 месяцев по 29 с половиной суток каждый, а год в результате состоял из 354 дней. В результате периодически получалось так, что время не совпадало с циклом весенних разливов рек, и тогда древние шумеры вводили один дополнительный месяц.

Создателями солнечного календаря являются жители Древнего Египта, названия почти всех месяцев сегодняшнего календаря пришли из Древнего Рима. Однако римский календарь представлял собой довольно странную систему - он состоял всего из 10 лунных месяцев, а дата наступления нового года была известна только жрецам-понтификам. Жрецы следили за движением луны, и когда она появлялась на небе, сообщали о наступлении календ (начало месяца) - для граждан Рима это был особый день, в который полагалось платить долги и налоги. Началом Нового года считалось первое мартовское новолуние.

В 700 г. до н.э. правящий римский царь Нума Помпилий провел реформу календаря и добавил одиннадцатый и двенадцатый месяцы. Один из них получил название "януариус" в честь бога Януса, бога входов и выходов, дверей и всякого начала, поэтому он позже и стал первым месяцем. Второй, короткий, содержащий в себе лишь 28 дней, стал называться "фебруариус" - Фебрус в римской мифологии бог подземного царства мертвых.

Однако со временем возникла масса неудобств и путаница с месяцами. Для решения этой проблемы император Гай Юлий Цезарь пригласил в Рим египетского астронома Созигена. Воспользовавшись египетской календарной системой имеператор в 46 г. до н.э. перенес начало года на 1 януариуса. Оказалось так, что тот год оказался самым длинным в истории человечества, "годом замешательства", Созиген сделал все нечетные месяцы длиной 31 день, а все четные - 30 дней. Месяц "квинтилиус" стали называть "Юлиус" в честь реформатора, а позже император Октавиан Август переименует месяц "секстилиус" в свою честь - август и продлит его на один день, поменяв при этом продолжительность последующих месяцев местами.

Все проведенные реформы привели к тому, что появился високосный год. Однако эта мера тоже не смогла привести время в полный порядок, и каждые 128 лет все равно накапливался один лишний день, и в XVI веке христианские священники заметили, что эта ошибка влияет на дату Пасхи и других христианских праздников. Поэтому в 1582 году понтифик Григорий XIII создал специальную комиссию, которой Луиджи Лилио, итальянский математик и врач, предложил свой проект, который был впоследствии одобрен. По этому проекту из каждых четырехсот лет начали изымать 3 дня. Однако григорианский календарь тоже небезупречен - каждые 3300 лет накапливается ошибка, равная одному дню.

Календарь - это отличный подарок. Если вы ищите корпоративные подарки на 8 марта, то можете заказать календари с фирменным логотипом или изображением милых дам. Такой подарок будет по душе всем работницам вашего коллектива.

Точно определить продолжительность тропического года было очень важно, и задача эта оказалась непростой. Ее решали многие выдающиеся ученые мира. Было определено, что продолжительность тропического года - величина не постоянная. Очень медленно, но она изменяется. В нашу эпоху, например, уменьшается за столетие на 0,54 секунды. И сейчас составляет 365 дней, 5 ч 48 мин 45,9747 сек.

Нелегко было определить, сколько времени продолжается год. Но когда все точно подсчитали, то столкнулись с еще большими, можно сказать, с неразрешимыми трудностями.

Если бы в году оказалось целое число суток, все равно сколько, то составить простой и удобный календарь легко. Пусть даже были бы половинки, четвертинки, восьмушки суток. Их тоже можно сложить в целые сутки. А тут 5 ч 48 мин 46,9747 сек. Из таких “добавок” никак не составишь целые сутки. Получается, что год и сутки несоизмеримы. Остаток при делении - бесконечная дробь. Поэтому разработать простые и удобные системы счета дней в месяце и в году оказалось совсем не простым делом. И хотя от древних времен до наших дней было составлено множество различных календарей (древнеегипетский, китайский, вавилонский, вьетнамский, мусульманский, еврейский, римский, греческий), ни один из них нельзя назвать достаточно точным, удобным, надежным.

Високосного, то есть состоящего из 366 суток, года в природе не бывает. Его придумали, исходя из того, что “остаток” от 365 дней тропического года - 5 ч 48 мин и секунды - очень близок к 1/4 суток. За четыре года набираются целые сутки - добавочный день в високосном году.

Судя по многим источникам, первым до этого додумался египетский грек Созиген. В календарь високосный год впервые был введен римским императором Юлием Цезарем с 1 января 45 года до Р. Х.

Этот календарь стали называть юлианским. Он прочно вошел в жизнь в начале нашей эры и действовал на протяжении многих веков. По этому календарю жили не только Римская империя и Византия (откуда он в Х веке с принятием христианства пришел на Русь), но и все страны Европы, Америка, многие государства Африки и Азии.

В IV веке понадобилось внести ряд изменений в юлианский календарь. Укреплялось христианство, и церковь считала необходимым отрегулировать даты религиозных праздников. Было установлено твердое соответствие (для IV века) солнечного юлианского календаря лунному иудейскому. Так, чтобы христианская пасха в IV веке никогда не могла совпасть с иудейской.

В VI веке римский монах Дионисий Малый задумал ввести новую христианскую эру, начало которой идет от Рождества Христова, а не от сотворения мира, как в иудейской эре, или от каких-либо других событий, как в разных языческих эрах. Дионисий обосновал дату от Рождества Христова. По его расчетам она пала на 754-й год от основания Рима или на 30-й год правления императора Августа.

Эра от Рождества Христова прочно утвердилась в Западной Европе только в VIII веке. На Руси, как и в Византии, еще долго, несколько веков, продолжали считать годы от сотворения мира.

А между тем в результате неточного определения продолжительности юлианского года - 365 суток и 6 часов, тогда как в действительности год на 11 мин и 14 сек короче - к концу XVI века (после поправок, внесенных в календарь в IV веке) набежала разница в 10 суток. Поэтому весеннее равноденствие, которое в 325 году приходилось на 21 марта, наступало уже 11 марта. Кроме того, праздник христианской Пасхи стал приближаться к еврейской Пасхе. Они могли сойтись, что по церковным канонам совершенно недопустимо.

Католическая церковь пригласила астрономов, и те более точно измерили продолжительность тропического года, разработали изменения, которые необходимо внести в календарь. По указу папы Григория XIII с 1582 года в католических странах стали вводить календарь, который получил название - григорианский. Счет дней передвинули на 10 суток вперед. День после четверга 4 октября 1582 года предписывалось считать пятницей, но не 5, а 15 октября. Весеннее равноденствие снова возвратилось на 21 марта. Чтобы в дальнейшем избежать подобных ошибок, было решено каждые 400 лет выбрасывать из числа високосных 3 дня. Чтобы за 400 лет было не 100 високосных, а 97. Для этого надо не считать високосными те столетние годы (годы с двумя нулями на конце), в которых число сотен (две первые цифры) не делится без остатка на 4. Таким образом, годы 1700, 1800, 1900 не были високосными. Год 2000 - будет високосным, а 2100 - нет. Длина года по григорианскому календарю хоть немного, на 26 сек, но все же длиннее истинного. Это приведет к ошибке в одни сутки лишь за 3280 лет.

Новое летосчисление уже в 80-х годах XVI века было введено в Италии, Испании, Португалии, Польше, во Франции, в Люксембурге, в католических кантонах Швейцарии. Гораздо труднее его принимали протестанты и православные.

Пользование разными календарями, особенно в странах, тесно общающихся, вызывало массу неудобств, а порой и просто курьезных случаев. Так, например, Англия приняла григорианский календарь только в 1752 году. Когда мы читаем, что в Испании в 1616 году 23 апреля умер Сервантес, а в Англии 23 апреля 1616 года умер Шекспир, можно подумать, что два величайших писателя мира скончались в один и тот же день. На самом же деле разница была в 10 дней. Шекспир умер в протестантской Англии, которая в эти годы еще жила по юлианскому календарю (по старому стилю), а Сервантес - в католической Испании, где уже был введен григорианский календарь (новый стиль).

Календарные реформы в России шли своим чередом, и нередко с большим опозданием по сравнению со странами Западной Европы. В Х веке с принятием христианства в Древнюю Русь пришло летосчисление, применявшееся римлянами и византийцами: юлианский календарь, римские названия месяцев, семидневная неделя. Счет годов велся от сотворения мира, которое, по церковным понятиям, произошло за 5508 лет до Рождества Христова. Год начинался с 1 марта. В конце XV века начало года было перенесено на 1 сентября. Указом от 15 декабря 7208 года Петр I ввел в России христианское летосчисление. День, следующий после 31 декабря 7208 года от сотворения мира, предписывалось считать началом нового года - 1 января 1700 года от Рождества Христова. Издавая этот указ, Петр не побоялся круглой даты - 1700, которую в то время многие в Европе ожидали со страхом. С ней в очередной раз после 1000 и 1100 годов от Р. Х., после 7000 года от сотворения мира и других “круглых” дат, с трепетом ожидали конца света и Суда Божия над всеми живыми и умершими. Но эти смертельно пугавшие людей годы приходили и уходили, а человеческий мир оставался таким же, каким был.

Петр приказал россиянам торжественно, весело встречать 1 января 1700 года, “поздравлять с новым годом и новым веком”. Вот тут он допустил ошибку и ввел народ в заблуждение, что новый век будто бы начинается с двух новых цифр и двух нулей. Эта ошибка, видно, крепко вошла в сознание многих русских.

Итак, Россия перешла на христианское летосчисление, но оставался юлианский календарь, старый стиль. А между тем большинство стран Европы уже более ста лет жили по григорианскому календарю. Разница между старым и новым стилями составляет: для XVIII века - 11 суток, для XIX - 12, для ХХ и XXI (в XXI веке - из-за того, что 2000 год считается високосным) - 13, в XXII веке она увеличится до 14 суток.

В России григорианский календарь принят в 1918 году первым советским правительством, не связанным с церковью. Была введена поправка в 13 суток: после 31 января 1918 года сразу наступило 14 февраля. С середины ХХ века григорианским календарем пользуются практически все страны мира.