Икона божией матери «взыграние младенца. Молитва Богородице для верующих

События из истории иконы

Самый известный список иконы Божией Матери «Взыграние Младенца» был явлен 7/20 ноября 1795 года в Николо-Угрешском монастыре, который и ныне действует в Подмосковье, недалеко от города Дзержинский. Монастырь исторически славен тем, что был основан Дмитрием Донским в честь победы в 1380 году на Куликовом поле на месте явления великой иконы Святителя Николая Чудотворца. Угрешский – от старорусского «угреша», в современном языке – «согрело». По преданию, явление иконы Николая Чудотворца перед битвой так вдохновило князя, что он воскликнул: «Сия вся угреша сердце моего», то есть «согрела сердце мое». Эта горячая радость присутствия воли Господней, явленной через Его святителя, передалась через полководца войскам как предчувствие победы, и враг был разгромлен наголову.

Спустя четыре с небольшим века в Николо-Угрешской обители чудесным образом явилась икона Божией Матери «Взыграние Младенца», где на обратной стороне иконной доски, возможно, самим мастером была записана краткая молитва: «Спаси всех молитвами твоими, Пресвятая Богородица, к тебе притекающих, избави всякия нужды и скорби».

После 1917 года обитель, которая, начиная с петровских времен, весьма почиталась домом Романовых, была разгромлена и разграблена, как многие другие храмы и монастыри. Исчезла и Угрешская икона «Взыграние Младенца».

После перестройки, в 1991 году монастырь вернули Русской Православной Церкви, началось восстановление. В 2013 году в обитель позвонила женщина и сказала, что у нее хранится икона, по описанию очень походящая на «Взыграние Младенца», которую ранее ее семье продал некий коллекционер. Коллекционер утверждал, что это та самая икона, что была когда-то среди святынь Николо-Угрешской обители. Приехавшие из обители монахи согласились, что икона весьма подходит под старинные описания. Образ взяли в обитель. А когда икону установили на то место в Спасо-Преображенском соборе, где раньше был расположен утраченный список, то всем присутствующим стало ясно – это он и есть, и образ Богоматери по воле Ее вернулся домой.

Какое чудо произошло

Зафиксированных документально чудес в наше время, когда не ведется летописных свидетельств (а жаль!), не сохранилось. Но известно, что с момента обретения иконы «Взыграние Младенца» в 1795 году в Николо-Угрешской обители от нее происходили многие чудеса, связанные с излечением от неплодия, с помощью в удачном протекании беременности, с исцелением больных младенцев. К ней стали стекаться многие и многие семьи со своими печалями и просьбами, которые по молитвам их и вере находили чудесное благополучное разрешение. Тем эта икона была прославлена, но память о её чудотворности доходит до нас еще с древних времен – самый древний список, находящийся в Ватопедском монастыре на Афоне, также проявлял чудотворные свойства.

И все же самое большое чудо – это диво трепетного чувства, рожденного от изображения на иконе, от воплощенного по замыслу боголюбивого иконописца образа Божественной любви между Матерью и Младенцем, Который, будучи Господом, и при земной жизни, и после Вознесения Своего, как мы знаем по преданию, остался почтительным и любящим Сыном. Поэтому заступничество за нас перед Ним Пресвятой Богородицы – самое сильное, ибо Сын Божий в почтении Своем к просьбам Матери бывает милосерден гораздо чаще, чем мы иногда того заслуживаем….

Немного об иконографии

Как изначально появилась икона Божией Матери «Взыграние Младенца» в России – остается неизвестным. По мнению исследователей, первый список пришел на Русь и получил распространение в XVI – XVII веках и имеет византийское происхождение. Такие изображения Богоматери с Младенцем известны в Македонии, в области Пелагонии, отчего в Греции образ носит название Пелагонитиссы. В русской иконографии он именуется «Взыграние Младенца» – выразительность эмоционального порыва, в полной мере отражающего взаимное любование Матери и Сына, дала возможность найти для этой иконы такое точное определение. Впрочем, оно было расхожим, прежде всего, среди иконописцев и любителей иконописи, а на самих иконах найти его как обычно сопровождающую надпись можно нечасто. На иконе Христос-Младенец касается рукою лика Матери, в Его позе живость, как в характерном для детей нетерпеливом движении, так что Мать мягко придерживает одну из обнаженных ножек. В левой руке Младенца зажат свиток, иногда свернутый, иногда раскрытый.

По своему иконографическому типу эта икона Божией Матери восходит к типу Елеуса – «Умиление», к которым относятся, например, Владимирская , Федоровская , Почаевская иконы, а к типу «Взыграние» в свою очередь также относятся Яхромская, Акидимская иконы Божией Матери.

Значение иконы

Один только взгляд на Божественную семью, на проявления Сыновней любви и Материнской нежности – пример для человеческих отношений. Божественная радость новой жизни, отраженная в этой удивительной иконе, открывает всю глубину и величие отношений в мире горнем и одновременно понятную и близкую нам человечность их. Тем самым вновь утверждается двойственная, богочеловеческая сущность природы Господа Христа как Сына Божия и Сына Человеческого. Ведь рождение ребенка – это каждый раз повторение события Рождества Христова. В каждой матери сияет отблеск Богоматеринства – им озарено ее лицо, склоненное над любимым чадом. В каждом младенце с момента крещения есть отсвет Святого Духа Богомладенчества – боговоплощение стало основой обожения человека «по образу Его и подобию». Верующей в Него душе открыто чудо – уникальная возможность самим идти след в след по Его пути и вести за собой своих детей. Трудно это земному человеку, говорят, – конечно, трудно, но вспомним: «Царство Божие силою дается»…

Изображение на иконе носит необычайно личностный характер, будто приоткрывает завесу отношений Богоматери и Сына Божия, оставшихся наедине. Лицо Богоматери скорбно, Она с ласковой печалью склонилась над Младенцем, провидя Его трудный путь по земной юдоли и будущие крестные муки. Младенец, играя, касается лика Пречистой. Этот ласковый жест – свидетельство всепонимающей нежности, которая существует между Богоматерью и Сыном Божиим, прекрасных чувств, которые должны существовать между всеми матерями и детьми. Но в этом жесте радостного доверия есть и оттенок утешения – Он, рожденный и живущий в Святом Духе, тоже провидит Божественной ипостасью Своего богочеловеческого существа страдания Ее у подножия Голгофы. Еще один пророческий смысл, заключенный в этом богородичном образе, по мнению некоторых исследователей русской православной иконографии, возник на основе композиции иконы «Сретение Господне» – только там Младенец тянется к святому Симеону Богоприимцу из Материнских рук, чем и предвещается Его будущий крестный путь. Как известно, когда после Рождества Богомладенца Мария и Иосиф пришли в храм Иерусалима, чтобы принести по иудейскому обычаю жертву за рождение ребенка-мальчика (Исх. 12:12–15), туда же, влекомый Святым Духом, явился и святой Симеон. Известно, что ангел возвестил Симеону – он не упокоится, пока не примет на руки Младенца, рожденного от Девы, а не жены. Взяв Младенца на руки, он и произнес слова, которые теперь стали одним из самых замечательных и проникновенных песнопений в вечернем православном богослужении: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром…» (Лк. 2:29–32). И вот эта встреча, сретение – на древнерусском, церковно-славянском, свершилась, после чего старец был отпущен из мира сего и отошел к Богу.

Удивительно красивый, трогательный и одновременно трагический образ… Русской православной иконописи свойственна при максимально лаконичном изобразительном каноне, унаследованном от византийской школы, такая сдержанная экспрессия, духовное наполнение, которое не может оставить бестрепетным ни светского зрителя, ни уж тем более верующего человека. Поэтому так полезно знать историю и смысловую суть значения иконы – соединяясь в Духе с сердечным знанием, молитва к первообразу, изображенному на ней, становится более глубокой и проникновенной, обретает связь с глубинным содержанием образа.

Какие отзывы оставляют об иконах кузнецовского письма

Одним из наиболее чтимых образов Богородицы является икона «Взыграние Младенца», где Младенец Иисус играет со своей Матерью, как обычный ребенок. Немало подобных икон встречается на Афоне и на Балканах. На Руси ее история связана с чудесным обретением.

Обретение иконы

Чудесное обретение иконы Богородицы «Взыграние Младенца» произошло 20 ноября 1795 года в подмосковной деревне Гремячево. Ее нашли поблизости от Николо-Угрешского монастыря, у которого была своя удивительная история.

По преданию, когда князь Димитрий Донской отправлялся на Куликово поле, чтобы сразиться с врагами, он неожиданно увидел на дереве икону Николая Чудотворца, неизвестно как оказавшуюся там. Для князя это явилось знаком Господнего благословения на битву, и он воскликнул: «Сия вся уг­ре­ша (со­гре­ла) серд­це мое!». Князем был также дан обет построить на этом месте монастырь, если битва окончится победой.

Так возник Ни­ко­ло-Уг­реш­ский монастырь, рядом с которым через несколько столетий была обретена еще одна чудотворная икона Божией Матери «Взыграние младенца». В том, что она чудотворная, смогли убедиться многие бездетные семьи в самой деревне и из ее окрестностей: после страстных молитв перед иконой они обретали долгожданное чадо. Вскоре молва о чудотворных свойствах Угрешской иконы Божией Матери «Взыграние» широко распространилась, и с тех пор поток паломников и паломниц, мечтающих о ребенке, не иссякал.

Во времена гражданской войны обитель была разорена, и икона пропала. До нашего времени дошли только списки, самый точный из которых был выполнен в 1814 году. Сегодня икона «Взыграние Младенца» находится в Москве в Го­судар­ствен­но­м объеди­нен­ном му­зее-за­по­вед­ни­ке. Один из сделанных с нее списков вернулся в место многолетнего пребывания иконы – в Ни­ко­ло-Уг­реш­ский мо­на­сты­рь.

Уже в начале нового тысячелетия произошло еще одно обретение образа Богоматери «Взыграние», которое объясняется не чудом, а подлинной верой. Список с иконы передала в Ни­ко­ло-Уг­реш­ский мо­на­сты­рь группа верующих, которые предпочли остаться неизвестными. Икона была торжественно принесена крестным ходом, принята перед Святыми вратами и помещена в Спа­со–Пре­об­ра­жен­ский со­бор.

Описание иконы

На Угрешской иконе «Взыграние» мы видим, казалось бы, вполне бытовую и хорошо знакомую каждой матери сцену, как младенец играет с мамой и ластится к ней. В этот момент на лице у каждой матери невольно появляется улыбка, но на лике Богоматери ее нет – Ее лик исполнен смирения перед Божьей волей и печали, ведь Она знает, какая трагическая судьба уготована Ее Младенцу.

Он же пока ни о чем не подозревает, лишь в руке у Него свиток с молитвой. На этой иконе как нельзя лучше явлена Человеческая ипостась Богомладенца, а Божественную Ему предстоит явить лишь в конце Своего земного пути.

В чем помогает икона «Взыграние младенца»

Значение этой иконы невозможно переоценить: она вернула сотням и тысячам женщин самое главное, что объединяет семью, — возможность родить ребенка.

Икона «Взыграние младенца» помогала и помогает женщинам исцелиться от бесплодия и дарит счастье материнства даже тем, кто уже отчаялся его обрести.

К иконе обращаются с молитвой о благоприятном течении беременности и легких родах, о том, чтобы ребенок был здоров и счастлив, чтобы он вырос истинно православным.

Молитва перед этой иконой поможет также уладить семейные конфликты, вновь обрести близкие, гармоничные отношения между супругами. Если молитва идет от чистого сердца и с истинной верой, то она обязательно поможет.

Молитва перед образом Богоматери

Пресвятая Богородица, заступница наша. Помоги же в просьбах наших искренних. Попроси Господа Бога подарить рабе Божией (имя) чадо. Как ты испытала счастье быть Матерью Младенца Иисуса Христа, так помилуй рабу Божью (имя) и помоги ей в рождении ребенка. Подари всем родителям счастье, пускай младенец их будет здоровым и верующим в Царя Небесного. Припадаем к образу Твоему и просим Тебя о помощи. Укрепляем слова свои верой и просим Тебя быть милостивой к нам. Аминь.

Женщина в положении мечтает о том, чтобы ее малыш родился без каких-либо проблем, в срок и оказался совершенно здоровым. Это нормальное желание беременной женщины. Если женщина при этом является верующей православной христианкой, она заручается в столь ответственном деле, как предстоящие роды, поддержкой главной покровительницы женского пола – Пресвятой Богородицы. Впрочем, к последней обращаются и все те, кто лишь мечтает о детях, страдая бесплодием. Лучше всего возносить молитвы о получении просимого перед иконой Царицы Небесной, называемой «Взыграние Младенца». День чествования данного святого образа – 20 ноября.


Общая информация об иконе

«Взыграние Младенца» - это русская икона, прототипом которой являлся греческий образец. Относится она к типу иконографии Елеуса, что в переводе означает «милостивая». Святой образ этот представляет собой один из видов распространенного типа изображения Девы Марии «Умиление». Все святые полотна данной категории так или иначе демонстрируют силу эмоциональной и духовной связи между Пречистой и Богомладенцем, весь трепет чувств между Богородицей и маленьким Иисусом. В то же время через эти образы иконописцы старались выразить любовь, испытываемую Богом к человечеству.


Святые образы типа Елеуса показывают своего рода эталон человеческих взаимоотношений. Это становится ясным при одном лишь взгляде на уже упомянутую икону «Взыграние Младенца» либо подобную ей «Владимирскую», к примеру: на указанных полотнах мать и сын изображены прижимающимися друг к другу щека к щеке. Спаситель сидит на руке Богородицы, голова его запрокинута назад, одна ручка касается материнского лица. В этом жесте сквозит невысказанная нежность, а сам образ Богомладенца выражает силу людской сущности Спасителя.


По словам ряда ученых, сюжет святыни «Взыграние Младенца» сформировался под влиянием определенных сцен, имеющих место быть в Евангелие. Самый яркий пример, приводимый ими, - это Сретение Господне . Что касается иконографии образа, то она, с точки зрения многочисленных исследователей, имеет константинопольское происхождение. В колыбели Православия икона «Взыграние Младенца» пользовалась большим уважением и славилась чудотворениями. В нашей стране она появилась приблизительно в XVI-XVII вв. Кстати, «Взыграние Младенца» - чисто славянское наименование святого образа Богородицы. Оно закрепилось за интересующей нас иконой с легкой руки отечественных иконописцев указанной эпохи.

Явление и обретение святого образа

История реликвии «Взыграние Младенца» на Руси тесно связана с событием, произошедшим 7 ноября (20 ноября по новому стилю) 1795 года. В указанный срок она возникла в Николо-Угрешской обители, что расположилась близ столицы. Монастырь сей был построен святым Димитрием Донским после того, как тот, держа путь на Куликово поле, дабы сразиться с недругом, внезапно узрел меж ветвей деревьев святой образ Николая Чудотворца . Князь удивился и очень обрадовался такому знаку, сочтя это благословением небес на битву. Он воскликнул: «Сия вся угреша (согрело) сердце мое!». После Димитрий Донской поклялся, что, если одержит победу в предстоящем сражении, то непременно на месте явления образа угодника Божия возведет монастырь. Как вы уже поняли, святой князь выполнил свое обещание. Явленная же икона Николая Чудотворца стала символом вышеупомянутой обители. В честь святителя был освящен соборный храм данного монастыря. Впоследствии в стенах Угрешской обители явился и святой образ Девы Марии «Взыграние Младенца».

Дальнейшая история полотна

В стенах монастыря чудотворная святыня пробыла вплоть до революции 1918 года. В результате переворота обитель Николаева в числе многих была разорена большевиками. В результате святыня исчезла из соборного храма. На протяжении долгих лет ее считали потерянной навсегда. Но в начале нынешнего века, в 2003 году святой образ вновь напомнил о себе. Произошел совершенно чудесный случай: в Угрешскую обитель, к тому времени уже совершенно восстановленную, позвонила женщина и заявила, что желает пожертвовать монастырю икону Пресвятой Богородицы. Дама эта рассказала следующее. Однажды родственники ее купили у некоего коллекционера старинный святой образ. Этот человек упомянул, что приобретенная семьей женщины икона имеет какое-то отношение к подмосковной Николо-Угрешской обители. Все это время благочестивые христиане хранили у себя чудотворную святыню, но, в конце концов, приняли решение вернуть ее в родные пенаты.

Позвонившая женщина не обманула: икону «Взыграние погибших» упомянутые люди после телефонной беседы с представителем монастыря действительно вскоре даровали Угрешской обители. Святой образ установили именно на то место, где тот когда-то размещался. С возвращением православной реликвии в соборный храм монастыря ни у кого из насельников не осталось сомнений: утерянная некогда икона «Взыграние Младенца» - это именно то, чего на протяжении десятилетий так не хватало обители. Сегодня данное святое полотно находится в алтаре Преображенского собора. По другим данным, ее можно увидеть в музее «Коломенское».

Существует несколько списков с оригинала полотна «Взыграние Младенца». Часть можно увидеть в Третьяковке, один пребывает в Ватопедской обители, другой – в Новодевичьей обители Москвы.

О чем молиться у иконы

В самом начале статьи говорилось о том, что основные просьбы, произносимые возле святого образа «Взыграние Младенца», исходят от женщин и касаются исцеления от бесплодия, а также успешного разрешения от бремени. Но это еще не все. Икона Матери Божьей помогает уже состоявшимся родителям в воспитании своих чад, даруя им душевные и физические силы. У Девы Марии просят обратить заблудшие души детей своих на путь истинный, вернуть в лоно Православия. К святому образу «Взыграние Младенца» можно обращаться с любыми проблемами, связанными с отпрысками: Матерь Божья непременно внемлет мольбам, поддержит, утешит и «разрулит» ситуацию. Только нужно искренне верить и не отступать в своих мольбах о помощи, продемонстрировать Пречистой свою настойчивость.



Молитвенный текст, который должно произносить у святыни, таков:

Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа, яже веси рождение и естество матере и чада, помилуй рабу Твою (имя) и помози в час сей да разрешится бремене своего благополучно. О всемилостивая Владычице Богородице, яже не потребовала еси помощи в рождении Сына Божия, подаждь помощь сей рабе твоей помощи требующей, наипаче же от Тебе. Даруй ей благомощие в час сей, и младенца иже имать родитися и внити в свет мира сего сподоби в благопотребное время и умнаго света во святем крещении водою и духом. Тебе припадаем, Мати Бога вышняго, молящеся: Буди милостива мати сей, ейже прииде время быти мати, и умоли воплотившагося из Тебе, Христа Бога нашего, да укрепит ю силою своею свыше. Аминь.