Деление клетки. Митоз план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Деление клетки. Формы размножения организмов.

Жизненный цикл клетки. Митоз.

Тип урока – изучение нового материала.

Цели:

    Изучить процесс деления клетки путём митоза.

    Показать основные этапы жизненного цикла клетки

    Рассмотреть фазы митоза, выявить его биологическую роль

    Познакомить с понятиями:

    Митоз

    Жизненный цикл клетки

    Интерфаза

    Профаза

    Метафаза

    Анафаза

    Телофаза

    Редупликация

    Хроматиды

    Центромера

    Веретено деления

План урока.

    Орг. момент - 5 мин.

    Устный опрос – 15 минут.

    Объяснение нового материала – 55 мин.

    Постановка д.з. – 5 мин.

Ход урока.

      Орг.момент.

      Устный опрос.

      Объяснение нового материала.

Размножение

Размножение – воспроизведение себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.

Это одно из важнейших свойств живых организмов.

Благодаря размножению происходит:

1. Передача наследственной информации.

2. Сохраняется преемственность поколений.

3. Поддерживается длительность существования вида.

4. Увеличивается численность вида и расширяется территория (ареал) проживания.

В основе размножения лежит клеточное деление, обеспечивающее увеличение количества клеток и рост многоклеточного организма.

Жизненный цикл клетки

Период существования клетки от одного деления до другого называется митотическим, или жизненным циклом клетки.

Клеточный цикл у растений продолжается от 10 до 30 часов. Деление ядра (митоз) занимает около 10% этого времени.

    П1 - пресинтетический период

    С - синтетический период

    П 2 - постсинтетический период

Амитоз

Амитоз – это деление интерфазного ядра путем перетяжки без образования веретена деления.

Распространенность в природе:

2. Большое ядро инфузорий

3. Эндосперм

4. Клубень картофеля

5. Роговица глаза

6. Хрящевые и печеночные клетки

Патология:

    При воспалениях

    Злокачественные новообразования

    Значение: экономичный (мало энергозатрат) процесс воспроизводства клеток

Митоз

Митоз (лат. Mitos – нить) –такое деление клеточного ядра, при котором образуется два дочерних ядра с набором хромосом, идентичных родительской клетки.

Митоз = деление ядра + деление цитоплазмы

Впервые митоз у растений наблюдал И.Д. Чистяков в 1874 г., а детально процесс был описан нем. ботаником Э.Страсбургером (1877) и нем. зоологом В.Флемингом (1882)

Интерфаза
-подготовка клетки к делению

1,2 – предсинтетический период; 3 – синтетический и постсинтетический период; 4 – метафаза.

1. В предсинтетический период клетка растет : происходит синтез белка, РНК и увеличивается количество органических веществ.

2. В синтетический период происходит репликация ДНК (удвоение).

С этого момента каждая хромосома состоит из двух хроматид.

3. В постсинтетический период идет интенсивный синтез белка и АТФ, необходимых для деления клетки.

Профаза

    Увеличивается объем ядра

    Ядерная мембрана распадается;

    Хромосомы спирализуются, укорачиваются, становятся четко различимыми в микроскоп, они состоят из двух хроматид, соединенных в зоне центромеры;

    Микротрубочки и центриоли участвуют в образовании веретена деления (в клетках животных).

Метафаза

    Хромосомы располагаются в районе экватора клетки;

    Нити веретена деления прикрепляются к центромерам

Анафаза

    Центромеры делятся;

    Хроматиды транспортируются с помощью прикрепленных к центромерам нитей веретена деления к противоположным полюсам клетки

Телофаза

    Формируются новые ядра;

    Хромосомы деспирализуются (раскручиваются);

    Вновь появляется ядрышко и образуется ядерная оболочка;

    В области экватора возникает перетяжка и образуются две дочерние клетки

Цитокинез –разделение цитоплазмы

    Образование двухмембранной перегородки по экватору клетки с последующим полным отделением дочерних клеток.

    У растений по экватору клетки формируется клеточная стенка.

Совокупность хромосом (число, форма и размер) в соматической клетке называется кариотипом. Кариотип содержит двойной (диплоидный) набор хромосом (2 n ), постоянный для каждого вида организмов.

Значение митоза

    Генетическая стабильность, т.е. точное распределение генетического материала между дочерними клетками.

    Постоянство строения и правильность функционирования органов и тканей многоклеточного организма.

    Рост.

    Основа эмбрионального развития.

    Основа бесполого размножения.

    Регенерация утраченных частей, восстановление органов и тканей.

Цель урока: Изучить основные этапы деления клетки.

Задачи урока:

  1. Продолжить формирование навыков решения проблемных вопросов.
  2. При решении проблем использовать накопленные знания учащихся.
  3. Продолжить формирование навыков работ в группе.

Оборудование:

  1. “Черный ящик”.
  2. Таблица: “Деление клетки”.
  3. Листы ватмана или бумага формата А-4.
  4. Магниты.
  5. Таблички с новыми словами и определениями.
  6. Глобус.

Ход урока.

Проблемная ситуация и актуализация знаний.

Черный ящик

Вступительное слово учителя: - Внимание - черный ящик. Ребята вам сейчас вам предстоит узнать, что находится в черном ящике, я вам буду давать подсказки. Внимательно слушайте. Старайтесь понять о чем же идет речь?

  1. Это самый крупный органоид клетки.
  2. Это управляет работой клетки.
  3. Это отвечает за деление клетки.
  4. Это можно увидеть в микроскоп.

Молодцы! Правильно! Это ядро клетки. Что же находится внутри ядра? Кто из вас знает? Хорошо подскажу. В переводе с греческого это означает - цветное тело (“хрома” цвет, “сома” - тело). Это хромосомы. (слово написанное на табличке прикрепляю на доске магнитами)Какое значение имеют хромосомы в клетке? (слушаем ответы учеников) Хромосомы содержат наследственную информацию о клетке и о всем организме в целом. В классе много цветов, информация о папоротнике находится в хромосомах ядра клетки папоротника (в 6 классе не называем молекулу ДНК)

А сейчас давайте посмотрим, как же выглядят хромосомы? (разворачиваю фольгу - Хромосомы сделаны из тонкой проволоки, 2 хромосомы закручены в спираль, 2 не закручены). Посмотрите хромосомы состоят из тонких нитей. У одних хромосом нити закручены в спираль, а у других нет. Выскажите ваши предположения. Почему хромосомы разные? (Слушаем высказывания учеников. Они могут быть самые невероятные).

  • Каким хромосомам легче двигаться? (показать движение на моделях хромосом) Тонкие не спирализованные нити хромосом запутываются, а спирализованные хромосомы более маневренны.) Оказывается хромосомы перед делением закручиваются то есть спирализуются, такие хромосомы хорошо заметны в микроскоп им легче передвигаться по клетке во время деления клетки.

Тема нашего урока: ДЕЛЕНИЕ КЛЕТКИ

  • Зачем клетка делится? (Слушаем и обсуждаем ответы учащихся)
  • Правильно, за счет деления клеток организм растет.
  • Каждый организм состоит из клеток. В каждой клетке есть ядро. В ядре есть определенное количество хромосом. После деления клетки количество хромосом должно остаться прежним.
  • Может кто-то не согласен с моим высказыванием? Пожалуйста, высказывайте свои мысли (слушаем и обсуждаем ответы учащихся).
  • Как же сохранить количество хромосом при делении? Предположим, что клетка имеет 4 хромосомы, после деления новая клетка должна иметь тоже 4 хромосомы. Что же должно произойти с хромосомами? (слушаем и обсуждаем ответы учащихся)
  • Правильно, количество хромосом удваивается. (Показываю на модели) Теперь хромосома состоит из двух нитей, которые называются ХРОМАТИДЫ (слово написанное на табличке прикрепляю магнитами к доске). Благодаря удвоению хромосом количество хромосом останется прежним, таким же как до деления.
  • А теперь вы приступаете к работе в группах. Вам надо смоделировать деление клетки. На ватмане зарисуете деление клетки. Во время деления хромосомы ведут себя очень активно. Они передвигаются по клетке.
  • Слушайте внимательно мою подсказку.
  • Итак, подсказка перед вами - это географический глобус. Вспомните такие понятия как экватор и полюса. Это вам поможет правильно расположить хромосомы во время деления.
  • Подсказка вторая - каждая из образующихся при делении клеток должна получить ядро. А для этого ядро должно разделиться. И помните, делению предшествует удвоение каждой хромосомы.

Задания для работы в группах. (Продолжительность работы в группе 10-15 минут. В каждой группе клетка с 4 хромосомами)

  1. Зарисуйте 4 этапа деления клетки.
  2. Расположите хромосомы с учетом подсказки.
  3. У вас должно получится две клетки абсолютно похожие на материнскую.
  4. Количество хромосом должно быть такое же, как у материнской.
  5. Каждая клетка должна иметь ядро.

Учитель. Работа в группах закончилась, давайте посмотрим, что же у вас получилось. (Класс заслушивает отчеты групп о проделанной работе и обсуждает) Идет проверка результатов по учебнику В.В. Пасечник. С.23 или по таблицам на доске. Можно прикрепить таблички с этапами деления клетки магнитами. Можно использовать материал учебного диска “Лабораторный практикум 6-11 Фрагмент митоза клетки.)

Тип: учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель : проверить знания о клеточном уровне организации жизни; напомнить о роли размножения, являющегося важнейшим свойством, поддерживающим и сохраняющим жизнь на Земле; обеспечить восприятие учащимися и первичное осознание сущности жизненного цикла клетки, осмысление особенностей этапов деления; раскрыть суть и продолжительность интерфазы и фаз митоза.

Средства обучения : таблицы «Митоз», «Фотосинтез», «Синтез белка в клетке», видеофрагмент «Жизненный цикл клетки», компьютерная версия лабораторного практикума «Биология 6-11», дидактические карточки.

Этапы урока:

I. Организация начала занятия.

II. Проверка домашнего задания и подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

III. Изучение нового материала.

IV. Первичная проверка усвоения и закрепление знаний с использованием ИКТ.

V. Подведение итогов занятия, рефлексия.

VI. Информация о домашнем задании.

I . Организация начала занятия.

Задача этапа: подготовить учащихся к работе на занятии, включить их в деловой ритм.

Учитель : Здравствуйте! Садитесь! Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с жизнедеятельностью клетки, изучим, как происходит деление клеток, что такое жизненный цикл клетки и из каких этапов он состоит. А для этого нам необходимо проверить ваше домашнее задание и разобрать вопросы, вызвавшие затруднения. Что же вам было задано?

: нам необходимо было изучить синтез белка в клетке, а также повторить основное содержание главы «Клеточный уровень» и основные биологические понятия темы.

II . Проверка домашнего задания и подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

Задача этапа: установить правильность и осознанность понимания информации о биосинтезе белка, выявить пробелы в знаниях о клеточном уровне организации и устранить их, проверить знание основных терминов этой темы.

Фронтальная беседа по вопросам: почему синтез белков является важнейшим процессом ассимиляции в клетке?

Предполагаемый ответ учащихся : так как в процессе жизнедеятельности все белки рано или поздно разрушаются, клетка должна непрерывно синтезировать белки для восстановления своих мембран, органоидов, и т. д. Кроме того, многие клетки создают белки для нужд всего организма, например, клетки желез внутренней секреции, выделяют в кровь белковые гормоны.

Что является источником энергии для синтеза белков?

Как и для всех клеточных процессов, энергией служит АТФ.

Какова последовательность процессов при биосинтезе белка?

Предполагаемый ответ учащихся: ДНК—транскрипция——трансляция—-белок.

Что такое транскрипция?

Предполагаемый ответ учащихся: транскрипция - это процесс переноса информации о первичной структуре белка с ДНК на и-РНК. Этот процесс протекает в ядре, где находится носитель всей генетической информации — ДНК. Под действием фермента двойная цепь ДНК раскручивается и разрываются водородные связи между комплементарными цепочками ДНК. И на одной из цепочек с помощью ферментов происходит синтез и-РНК: напротив каждого нуклеотида ДНК встает комплементарный нуклеотид и-РНК, например, напротив аденина ДНК встает урацил РНК, напротив гуанина ДНК встает цитозин РНК и так далее. Таким образом, информация о последовательности нуклеотидов какого-либо гена ДНК «переписывается» в последовательность нуклеотидов и-РНК. Она выходит из ядра в цитоплазму, где продолжится процесс синтеза белка.

Что такое трансляция?

Предполагаемый ответ учащихся: Трансляция-это процесс перевода информации с нуклеотидов и-РНК в последовательность аминокислот белка. Он происходит в цитоплазме, на рибосомах. Рибосомы нанизываются на и-РНК и начинает «скачкообразно» передвигаться по ней, последовательно захватывая триплет за триплетом. За это мгновение одна т-РНК из многих способна «опознать» своим антикодоном триплет, на котором находится рибосома. И если антикодон комплементарен этому триплету и-РНК, аминокислота отсоединяется от т-РНК и присоединяется пептидной связью к растущей белковой молекуле. В этот момент рибосома сдвигается на следующий триплет. Эта операция повторяется столько раз, сколько аминокислот должен содержать «строящийся» белок. Но все эти реакции происходят очень быстро.

На втором этапе проверки знаний организуется работа в парах, что позволяет учителю сочетать контроль и взаимоконтроль.

Игра по принципу «лото».

Учитель : вам предложено два типа карточек, работая сообща, установите между синими и красными карточками соответствие. На всю работу Вам дается 5 минут. При возникновении затруднений воспользуйтесь информацией учебника и электронного словаря биологических терминов (Приложение №1).

Текст на синих карточках:

1.Элементарная единица жизни на Земле — …

2.Эукариоты — …

3.Безъядерные клетки — …

4.Наследственный материал в клетке находится…

5.Совокупность всех реакций, протекающих в живой клетке, называется…

6.Метаболизм состоит из двух взаимосвязанных процессов-…

7.Ассимиляция — …

8.Диссимиляция — …

9.Универсальный источник энергии в клетке — …

10.По способу питания клетки можно разделить на: …

11. Фаза фотосинтеза, в ходе которой образуется кислород, — …

12.Ген — …

13.Этапы синтеза белка: …

14.Свойство живых организмов, благодаря которому продолжается жизнь на Земле, -…

Текст на красных карточках

1. …размножение

2. …транскрипция, трансляция

3. …участок молекулы ДНК, несущий генетическую информацию об одном белке

4. …клетка

5. …клетки, имеющие оформленное ядро

6. …прокариоты

7. …световая

8. ….автотрофы и гетеротрофы

10. …в ДНК

11. …метаболизм

12. …ассимиляции и диссимиляции

13. …процесс распада биополимеров с освобождением энергии

14. …процесс синтеза биополимеров с затратой энергии

Предполагаемый ответ учащихся:

1-4, 2-5, 3-6, 4-10, 5-11, 6-12, 7-14, 8-13, 9-9, 10-8, 11-7, 12-3, 13-2, 14-1.

III . Изучение нового материала.

Задача этапа: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание информации о жизненном цикле клетки, фазах митоза; показать, что митоз является частью жизненного цикла.

Рассказ учителя о значении размножения в жизни живых организмов, о жизненном цикле клетки.

Учитель: к размножению способны все живые организмы, это одно из их отличительных черт. Только размножение, т. е. воспроизведение себе подобных, позволяет сохраниться всем видам бактерий, грибов, растений и животных. В основе любого размножения лежит деление клетки. Одним из способов деления клеток является митоз. Митоз состоит из ряда последовательных фаз, в результате которых сначала разделяется ядро, а затем происходит деление цитоплазмы. В результате получается две одинаковых клетки с набором хромосом, идентичными набору родительской клетки. Последовательность всех процессов, происходящих в клетке с момента ее возникновения в результате митоза до следующего деления или гибели, называется жизненным циклом клетки. Таким образом, как вы поняли, жизненный цикл включает в себя рост, развитие, созревание клетки и ее деление или гибель. Часть жизненного цикла клетки от ее возникновения и до начала следующего деления называется интерфазой.

Посмотрите, как схематично можно представить последовательность и продолжительность фаз жизненного цикла (демонстрация заставки видеоролика), (Приложение №2).

Постановка познавательной задачи перед просмотром видеофрагмента.

Учитель: сейчас мы посмотрим последовательность фаз митоза, выясним, что происходит в клетке на разных этапах ее деления. Во время просмотра подумайте, почему интерфаза продолжительнее митоза?

Просмотр видеофрагмента.

Предполагаемый ответ учащихся : продолжительность интерфазы можно объяснить тем, что именно в это время происходит подготовка к делению. Важнейшим процессом при этом является удвоение ДНК, накопление энергии в виде АТФ для последующего деления, увеличение числа некоторых органоидов, в частности удвоение центриолей. Митоз состоит из фаз: профаза, метофаза, анафаза, телофаза.

IV . Первичная проверка усвоения и закрепление знаний.

Задача этапа: установить правильность и осознанность усвоения нового материала, выявить пробелы и ликвидировать их; обеспечить усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в сходной ситуации с использованием ИКТ.

Учитель: используя текст учебника на стр.78-81, заполните таблицу в тетради на печатной основе из упражнения № 95 «Митоз».

Предполагаемый ответ учащихся:

Характеристика процессов

Ядро увеличивается в объеме, хромосомы скручиваются, центриоли, удвоившиеся в интерфазе, расходятся к полюсам клетки. Начинает формироваться веретено деления. Ядерная оболочка разрушается, ядрышки исчезают.

Метафаза

Хромосомы, каждая из которых состоит из двух дочерних хроматид, располагаются в экваториальной плоскости клетки. Нити веретена деления прикреплены к ним в области центромеры.

Дочерние хроматиды отделяются друг от друга и расходятся к полюсам клетки.

Телофаза

Хроматиды растаскиваются к полюсам клетки и раскручиваются, вокруг них образуется ядерная оболочка, и возникает два ядра. Одновременно происходит деление цитоплазмы, органоиды равномерно распределяются между двумя клетками. И, наконец, две одинаковые клетки отделяются друг от друга.

Учитель: давайте попробуем применить полученные сегодня знания. Для этого выполним работу за компьютерами (Приложение№3).

В процессе работы учащихся учитель оказывает индивидуальную помощь, что позволяет ликвидировать пробелы в знаниях отдельных учащихся.

V . Подведение итогов занятия, рефлексия.

Задача этапа: дать анализ успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы, мобилизовать учащихся на осмысление своих действий и самооценивание.

VI. Информация о домашнем задании.

Учитель: изучить материал на стр. 77-81 учебника. Ответить на вопросы в конце параграфа.

  • Открытый урок
  • Урок на тему: «Деление клетки. Митоз»

    Цели:

    Обучающая: сформировать представления о значении деления клетки для размножения, роста и развития организмов, о процессах, протекающих в клетке в интерфазу и в период митоза; о механизме, обеспечивающем постоянство числа и формы хромосом в клетках, равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками.

    Развивающая: способствовать формированию умений выполнять логические мыслительные операции; анализировать, сравнивать, обобщать, работать с карточками, тестами и схемами.

    Воспитательная: способствовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости мира, единства происхождения всего живого и развития многообразия живых существ на земле.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Методы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные и частично-поисковые.

    Оборудование:

    1. А.В. Теремов, Р.А.Петросова, А.И.Никишов. Биология. Общие закономерности жизни. «Владос», Москва, 2012

    2. Таблица «Фазы митоза».

    3. Динамическое пособие «Митоз».

    4. Бланки с заданиями и тестами.

    Ход урока

    1. Организационный момент (1 минута)

    2. Актуализация ранее изученного материала (12-15 минут)

    А) Учащиеся, сидящие на первом ряду выполняют самостоятельную работу по индивидуальным карточкам

    Карточка № 1

    1. Назовите двумембранные органоиды клетки
    2. Дайте определение «гетеротрофы», приведите примеры
    3. Что происходит в световую фазу фотосинтеза?

    Карточка № 2

    1. Назовите одномембранные органоиды клетки
    2. Дайте определение «анаэробы», приведите примеры
    3. Напишите уравнение реакции фотосинтеза

    Карточка № 3

    1. Назовите немембранные органоиды в клетке
    2. Дайте определение «автотрофы», приведите примеры
    3. Напишите конечную реакцию окисления глюкозы, сколько образуется энергии?

    Карточка № 4

    1. Какой вклад в биологию внесли Роберт Гук и Антонии ван Левенгук.
    2. Дайте определение «ассимиляция». Как по другому можно назвать этот процесс. Приведите процессы, относящиеся к ассимиляции
    3. До каких мономеров происходит расщепление органических веществ в процессе пищеварения

    Б) Работа учащихся у доски по карточкам

    Карточка № 1.

    Выберите один верный ответ

    1. Клетки прокариот в отличие от клеток эукариот не имеют:

    А) плазматической мембраны; Б) оформленного ядра;

    В) рибосом; Г) цитоплазмы;

    2. Фотосинтез в отличие от биосинтеза белка происходит в клетках:

    А) любого организма; Б) содержащих хлоропласты;

    3. В бескислородной стадии энергетического обмена расщепляются молекулы:

    А) глюкозы до пировиноградной кислоты;

    Б) белка до аминокислот; В) крахмала до глюкозы;

    Г) пировиноградной кислоты до углекислого газа;

    4. Трансляция - это:

    А) синтез полипептидной цепи на рибосомах;

    Б) синтез т-РНК; В) синтез и-РНК по матрице ДНК;

    Г) синтез р-РНК;

    5. Синтез белка завершается в момент:

    А) истощения запасов ферментов; Б) узнавания кодона антикодоном;

    В) появления на рибосоме «стоп кода» или «знака препинания»;

    Г) присоединения аминокислоты к т-РНК;

    6. Где происходит процесс биосинтеза белка

    А) в митохондриях; Б) в ядре; В) в цитоплазме;

    Г) в цитоплазматической мембране;

    7. Живые клетки могут возникнуть:

    А) из межклеточного вещества;

    Б) путем деления предшествующей клетки;

    В) из разлагающихся органических остатков;

    Г) из неорганических веществ

    Карточка № 2

    Установите соответствие между процессами и условиями их протекания:

    Условия протекания:

    Виды обмена веществ:

    1. Происходит в хлоропластах

    2. Окисление пировиноградной кислоты

    3. В любых живых клетках

    А) Фотосинтез

    4. Только на свету

    5. В зеленых клетках растений

    6. Выделение СО и Н О

    Б) Энергетический обмен

    7. Синтез молекулы АТФ за счет энергии света

    8. И на свету и в темноте

    Карточка № 3

    Молекула ДНК имеет следующую последовательность:

    А-Г-А-Ц-Г-Т-Т-А-Г. Определите последовательность аминокислот в полипептидной цепи

    Ответ: и-РНК: -У-Ц-У-Г-Ц-А-А-У-Ц-

    Аминокислоты: Серин-Аланин-Изолейцин

    В) Устные ответы учащихся у доски

    1. Что такое интерфаза? Какое событие является главным в интерфазе?

    2. Рассказать о строении хромосом

    Г) Решение задачи с комментарием

    Какую длину имеет ген, кодирующий инсулин, если известно, что молекула инсулина имеет 51 аминокислоту, а расстояние между нуклеотидами в ДНК составляет 0, 34нм?

    Решение:

    Ген – участок ДНК, несущий информацию об инсулине. Одну аминокислоту кодирует 1 кодон, состоящий из 3 нуклеотидов ДНК.

    А) определим количество нуклеотидов ДНК, кодирующих инсулин:

    51 х 3 = 153 (нуклеотида).

    Б) рассчитаем длину этого гена:

    0,34 х 153 = 52,02 (нм).

    Ответ 52,02 нм.

    3. Изучение нового материала (20 минут)

    Вспомните с прошлого урока, что такое интерфаза?

    Какие процессы происходили в этот период?

    Сегодня мы разберем, что происходит с соматическими клетками после интерфазы. Сегодня будем говорить о митозе. (Тема урока записывается на доске)

    Как только клетка подготовится, начинается процесс деления, состоящий из 4 фаз. Продолжительность митотического цикла для большинства клеток составляет от 10 до 50 часов. У млекопитающих время митоза составляет 1 – 1,5часа.

    Фазы митоза:

    1. Профаза. Двухроматидные хромосомы спирализуются, ядерная мембрана и ядрышко разрушаются. Центриоль удваивается, образуются нити веретена деления.
    2. Метафаза. Хромосомы, состоящие из двух хроматид, располагаются по экватору клетки, нити веретена деления присоединяются к центромерам хромосом.
    3. Анафаза. Микротрубочки сокращаются, центромеры разъединяются и удаляются друг от друга. Хромосомы разделяются, и хроматиды расходятся к противоположным полюсам клетки.
    4. Телофаза. Вокруг разошедшихся хромосом образуется новая ядерная оболочка, формируется ядрышко, исчезает веретено деления. На экваторе клетки начинает закладываться перегородка, и в результате образуются две дочерние клетки

    (Рассказ учителя сопровождается демонстрацией каждой фазы на таблице)

    Актуализация изученного материала

    Вопрос: почему дочерние клетки в точности копируют материнскую?

    (Происходит равномерное распределение между дочерними клетками сформировавшихся в интерфазе хроматид, в которых сосредоточена наследственная информация)

    4. Закрепление изученного материала (10 минут)

    1. Ученик с помощью динамического пособия «Митоз – непрямое деление клетки» на магнитной доске составляют схему митоза.

    2. Беседа с остальными учениками класса.

    А) Перед митозом клетка содержит 8 хромосом. Сколько хромосом содержит потомок этой клетки после митоза? (8)

    Б) Перед митозом клетка содержит 16 хромосом. Сколько у нее в этот момент хроматид? (32)

    В) Проверить правильность выполнения задания на доске, используя динамическое пособие.

    Г) Индивидуальное задание для учащихся.

    Составить схему митоза в тетради, используя готовые заготовки «Фазы митоза», клей

    5. Домашнее задание

    § 18, стр. 81 - 84

    Открытый урок в 9 Б классе на тему:

    «Деление клетки. Митоз»

    Провела: учитель биологии

    Рудь Наталья Леонидовна

    Москва 2009 – 2010 учебный год


    Тема: Деление клетки.

    Цели урока: развивать понятие о клетке, как о живой единице; изучить митоз - один из способов деления клеток; изучить механизм процесса деления и получения клетками наследственной информации; сформулировать умение обсуждать проблемные вопросы и делать выводы.

    Тип урока: комбинированный

    Методы обучения: проблемный

    Структура урока:

    Актуализация знаний.

    Важнейшее свойство клеток – деление.

    Интерфаза.

    Основные фазы митоза.

    Закрепление. Итоги урока.

    Оборудование: таблица «Строение растительной и животной клеток», видеофильм «Растительные клетки», рисунки фаз митоза.

    Ход урока

    На прошлом уроке мы убедились в том, что растения состоят из клеток. Назови некоторые органоиды клетки? (оболочка, цитоплазма, ядро и.д.).

    Клетка – самостоятельная живая система. Докажем это утверждение. Она обладает всеми признаками характерными для живых организмов. Перечисляем эти признаки: клетки питаются, дышат, растут и делятся. Итак, к числу свойств клетки, как живой самоорганизующейся системы относится и способность к делению.

    Просмотр видеофильма.

    Попробуй ответить на вопрос: за счет чего растет организм – вырастают его клетки или возрастает их количество?

    Предположительный ответ:

    Для поддержания своего нормального роста и развития организм должен производить новые клетки на смену старым.

    Откуда же берутся новые клетки на смену старым?

    Они появляются в результате деления предшествующей клетки.

    Таким образом, какой же можно сделать вывод? (работа с учебником, самостоятельно формулирует ответ)

    Деление – важнейшее свойство клеток, без него были бы невозможны рост и развитие многоклеточного организма, замена и восстановление отдельных клеток, тканей и целых органов.

    Запись в тетрадях.

    Деление клетки – сложный процесс, состоящий из нескольких этапов. Важную роль в процессе деления клетки играет ядро, т.к. именно в ядре содержится вся наследственная информация.

    Работа с рисунками, показывающими фазы митоза.

    Процесс деления клетки называется митоз (от греч. слова «митос» - нить). В процессе митоза из одной материнской клетки образуются две дочерние. При этом вся генетическая информация дочерних клеток полностью совпадает с генетической информацией материнской клетки, т.е. они являются как бы копией материнской клетки.

    Что происходит с дочерними клетками сразу же после деления?

    Они растут, готовятся к новому делению. В них образуются белки, удваиваются органоиды.

    Зачем это необходимо?

    Чтобы при делении содержимое материнской клетки было поделено поровну между дочерними.

    Запись в тетрадях.

    Процесс подготовки клетки к делению носит название интерфазы. Вся жизнь клетки от момента его возникновения в результате деления материнской клетки до ее собственного деления или гибели называется жизненным или клеточным циклом.

    А теперь перейдем непосредственно к фазам митозам. Митоз включает 4 фазы:

    1. Профаза; 2. Метафаза; 3. Анафаза; 4. Телофаза.

    Название каждой фазы и их греческое происхождение.

    «Профаза» - («про» - перед, «фазис» - появление). Ядро клетки увеличивается в размерах, в нем становятся заметны хромосомы (от греч. слов «хромо» - цвет и «сомо» - тело). Они передают наследственные признаки от клетки к клетке.

    «Метафаза» - («мета» - после). Каждая хромосома делится продольно на две равные половинки, которые расходятся к противоположным концам материнской клетки.

    «Анафаза» - («ана» - вверх). Вокруг разошедшихся хромосом формируется ядерная оболочка, каждая хромосома достраивает недостающую половинку.

    «Телофаза» - («тело» - конец). В цитоплазме возникает перегородка и клетка разделяется на две части, каждая из которых имеет свое ядро.

    У различных растений митоз длится 1-2 часа. Молодые клетки имеют тонкие клеточные оболочки, густую цитоплазму и крупные ядра. Вакуоли в них очень малы. Деление клеток продолжается на протяжении всей жизни растения. Благодаря делению и росту клеток происходит рост самого растения.

    Закрепление знаний и умений.

    Ответить на вопросы:

    Доказать, что клетка является живым организмом.

    Дать определение «интерфазы», «жизненного цикла».

    Что такое «митоз»?

    Попробуй описать все этапы митоза.

    Творческое задание

    Вылепить из пластилина на листе картона схему основных фаз митоза.

    Задание для учеников, интересующихся биологией

    Сделать сообщение об истории изучения клеточного деления. Какие ученые внесли наибольший вклад в исследование этой темы.

    Контрольно-измерительные материалы