«Ближний город» в «Балтийском доме»: катарсис освобождения. «Ближний город» в «Балтийском доме»: катарсис освобождения 21 октября балтийский дом

Опера с Сергеем Шнуровым на сцене Мариинки, спектакль Кирилла Серебренникова в «Балтийском доме» и БДТ, а также Диана Вишнева в образе Петрушки и Авроры - Виталий Котов составил хронологический гид по лучшим фестивалям, гастрольным постановкам и премьерам театров до конца года. И не говорите, что мы вас не предупреждали!

Фестиваль «Александринский»

Где: Основная и Новая сцены Александринского театра

Чтобы учесть все нюансы полифонической книги Булгакова, художественный руководитель театра «Мастерская» Григорий Козлов режиссер разложил ее на 155 персонажей, которых играют 28 актеров (нынешнее поколение его «студийцев»). Чтобы не мучить зрителей многочасовым действием, спектакль разделен на два вечера.Первый посвящен Ивану Бездомному и Мастеру. Второй – нечистой силе и Маргарите. На сцене также появится и сам Михаил Афанасьевич Булгаков и три его жены, в том числе и последняя Елена – прототип Маргариты.


Фестиваль «Балтийский дом»

Где: Театр-фестиваль «Балтийский дом»

Билеты: В кассе театра

XXVII старейший в Петербурге международный театральный проходит в этом году под слоганом «Имитация жизни» и приготовил сплошь европейские премьеры. Так, литовский гений Эймунтас Някрошюс обратился уже в третий раз к «Иванову» Чехова, поставив его в Хорватском национальном театре (3 октября ). Люк Персеваль, самый известный современный фламандский режиссер, 14 октября покажет сагу о жизни одной семьи Ругон-Маккаров, описанную в двадцати романах Эмиля Золя. Настоящий сериал на театральной сцене «Трилогия моей семьи» , поставленный им в Гамбургском театре «Талия», берет в основу только пять из них, состоит из трех серий («Любовь», «Деньги», «Голод» ) и будет идти с полудня до позднего вечера. Кроме того, в программе спектакль «Ближний город» . Он поставил комедию абсурда в Национальном театре Латвии (21 октября ).

Опера «Бенвенуто Челлини»

Где: Концертный зал Мариинского театра

В рамках осенних гастролей премии «Золотая маска» в Петербурге покажут завершение брехтовской трилогии Юрия Бутусова , которую он поставил для Театра им. А.С. Пушкина (две предыдущие части это – «Добрый человек из Сезуана» в том же столичном театре и «Кабаре.Брехт» в родном Ленсовета). Все три постановки роднит безудержная энергия распада и музыка, вгоняющая в транс зрителей и актеров.


Балет «Петрушка»

Когда: Ноябрь

Где: Мариинский театр

Пьесу про литовцев-эмигрантов литовский драматург Марюс Ивашкявичюс написал специально для литовского же режиссера Миндаугаса Карбаускиса, худрука театра Маяковского. Благодаря гастролям «Золотой маски» – постановку привезут в Петербург. После биографического «Канта» и «Русского романа» о семье Льва Толстого, в своей третьей общей постановке соавторы рассказывают о соотечественниках, покинувших свою родину и не нашедших счастья в Великобритании.


Фестиваль Context. Diana Vishneva

Где: Музей Эрарта, Мариинский театр, БДТ

Фестиваль современной хореографии, созданный пять лет назад в Москве, в год своего первого юбилея привозит мощную программу и в Петербург. На сцене музея Эрарта 16 ноября пройдет вечер молодых хореографов. Штутгартская компания Gauthier Dance представит в БДТ 18 ноября новый спектакль «Нижинский» , созданный Марко Гёке, приглашенным хореографом NDT. На гала-закрытии фестиваля в Мариинке 19 ноября главный балетмейстер Балета Нюрнберга Гойо Монтеро покажет работу Asunder на музыку Вагнера и Шопена в исполнении танцовщиков Пермского театра оперы и балета. Итальянская балерина Алессандра Ферри , четыре года назад триумфально вернувшаяся на сцену в возрасте 50 лет, на этот раз появится в дуэте с другой мировой звездой, Германом Корнехо, чтобы исполнить номер Witness хореографа Уэйна Макгрегора на музыку Нильса Фрама. Танцевальная компания Bodytraffic из Лос-Анджелеса дебютирует в России с постановкой Green Bride в хореографии Барака Маршалла. Дуэт I Will Fall for You на музыку Woodkid, созданный прославленным хореографом Сиди Ларби Шеркауи, привезут к нам танцующие в Королевском балете Фландрии Дрю Джейкоби и Мэт Фулей. Также на закрытии покажут российскую премьеру двух постановок NDT: фрагмента из балета «Трилогия: Шостакович» хореографа Алексея Ратманского на музыку «Концерт № 1», а также работы Sarcasmen хореографа Ханса ван Манена. А исполнит с приглашенным солистом Балета Нюрнберга Оскаром Алонсо финальное па-де-де из балета Гойо Монтеро «Спящая красавица» .


Фестиваль «Дягилев. P.S.»

Где: Большой зал Филармонии, Молодежный театр на Фонтанке, Театр музыкальной комедии, Александринский театр, БДТ

На открытии главного петербургского фестиваля 23 ноября Теодор Курентзис в Большом зале Филармонии представит программу из Симфонии № 1 Густава Малера и Скрипичный концерт Альбана Берга (солистка - Патриция Копачинская). В программе также спектакль «Коко Шанель» (24 ноября) , поставленный норвежским хореографом-абсурдистом Йо Стрёмгреном. Абсолютный эксклюзив фестиваля – новая постановка Уэйна Макгрегора (26 ноября ). «Дягилев. P.S.» выступает сопродюсером балета «АвтоБИОграфия» . Для него британский хореограф, интеллектуал и создатель собственного пластического языка дал генетикам расшифровать свой геном. После спектакля Татьяна Черниговская побеседует с Макгрегором о когнитивных способностях человека. 27 ноября скрипач Вадим Репин в БЗФ вместе с симфоническим оркестром под управлением Александра Титова исполнит знаменитый концерт Сибелиуса, а также симфоническую сюиту Римского-Корсакова «Шехеразада». 28 ноября в Александринском театре прима-балерина Большого театра Светлана Захарова покажет свою сольную программу Amore , на которую в Москве невозможно достать билеты. А 1 декабря труппа Национального хореографического центра Ballet de Lorraine (Балет Лотарингии) покажет в БДТ реконструкцию знаменитого спектакля 1924 года Relache на музыку соратника Дягилева композитора Эрика Сати, поставленного учеником Михаила Фокина шведом Жаном Бёрлином в декорациях художника-авангардиста Франсиса Пикабиа.


«Ахматова. Поэма без героя»

Где: БДТ

Спектакль худрука Гоголь-центраКирилла Серебренникова по поэме Анны Ахматовой входит в цикл его театра о главных русских поэтах ХХ века наравне с «Пастернак. Сестра моя жизнь» Максима Диденко и «Мандельштам. Век-волкодав» Антона Адасинского. Постановка новая, но исполнительница главной роли и сорежиссер Алла Демидова находится в диалоге с великой поэтессой уже очень давно: много лет читает на поэтических вечерах ее стихи, выпустила книгу-анализ «Ахматовские зеркала». И на бумаге и на сцене получается больше, чем просто интерпретация текста. Спектакль приедет в Петербург в рамках гастролей «Золотой маски».


Фестиваль «Мастерские»

Где: БДТ, Театр на Литейном, Юсуповский дворец

Худрук театра «Мастерская» Григорий Козлов отметит его 20-летний юбилей новым фестивалем, список участников которого способен вызвать восторженный обморок театралов. Его идея - собрать вместе актерские курсы, которые стали театрами, и театры, в которых сохраняется принцип студийности. Так, столичная Мастерская Фоменко покажет в Петербурге спектакль «Проклятый Север », созданный молодыми стажерами театра в рамках творческой программы «Пробы и ошибки». Студия театрального искусства – камерную «Киру Георгиевну» Сергея Женовача с Марией Шашловой в заглавной роли. В постановке «Фолкнер. Молчание» будет участвовать практически весь актерский состав «Июль ансамбля» , девятой мхатовской студии под руководством Виктора Рыжакова . Из Воронежа приедет Камерный театр Михаила Бычкова с «Грозой» . Авторский театр Алексея Песегова из Минусинска вообще приедет в Петербург впервые за всю свою историю и покажет нашумевшую «Колыбельную для Софьи» по Михаилу Замятину.

Спектакль «Гамлет»

Где: Театр имени Ленсовета

Главный режиссер Театра имени Ленсовета как никто умеет превращать глубокомысленные тексты в задорные, зрелищные спектакли, не лишенные при этом тонких и содержательных деталей. Первый «Гамлет» Юрия Бутусова 2005 года в МХТ с Хабенским, Трухиным и Пореченковым стал своего рода манифестом петербуржцев, перебравшихся в Москву. Новая интерпретация шекспировского блокбастера обещает удивить распределением ролей - вполне возможно, что мы увидим датского принца в исполнении одной из ведущих актрис театра. Но все еще может перемениться.

Текст: Виталий Котов, Анастасия Ким, Дмитрий Ренанский

21 октября мощным финальным аккордом фестиваля «Балтийский дом» стал спектакль «Ближний город». В основу постановки была положена пьеса Марюса Ивашкявичюса, обозначенная как «комедия абсурда». Режиссер, сценограф и художник по костюмам – Кирилл Серебренников. Желающих оценить провокационный спектакль оказалось немало – зрительный зал был полностью заполнен.

Сценическое пространство в белых тонах, от которых так и веет незримым холодом. Макет окна, спутниковая тарелка в углу. Ключевой объект – огромный матрас, сразу обращающий на себя внимание. Разговоры о квартире у моря, настойчивые вопросы ребенка о сросшихся ножках, полиции и скорой помощи кажутся странными и непонятными, но это только до поры. Рассказы мужа о том, как он в очередной раз пил пиво с друзьями детства в Ближнем Городе, вялотекущий семейный скандал между мужем и женой, застывший на одной ноте. С первых же минут спектакля зритель всей кожей ощущает жутковатую атмосферу, природа которой пока также неясна. Но нечеловеческие ужасы начинаются затем на сцене: перед нами маньяк, мучающий самыми изощренными способами девушку в свадебном платье. Так, он перематывает тело несчастной скотчем (вот вам и сросшиеся ножки!), душит ее, запечатлевая весь процесс на видеокамеру. Насилие выплескивается на зрителя, и смотреть на все это, будем честны, физически неприятно и тяжело. Откровенные монологи мучителя о природе секса, о женском наслаждении, о похоти и грехе воспринимать непросто – не каждый зритель готов к подобному. Но происходящее на сцене не есть эпатаж ради эпатажа, во взбудораженных и пылких речах извращенца сокрыт весьма глубокий смысл.

Тем временем тихая и скромная мать семейства Анника решается попробовать познать, каково это – платить за секс. Но ничего не получается, продажный мужчина Ларсс сворачивается клубочком на ее коленях, а она рассказывает ему про жизнь с мужем и про Ближний Город, разумеется. Анника устала от рутины, от отлучек супруга, от самого брака. «Семья для него – это не отношения, семья для него – это дом», — признается героиня. А затем происходит вот что: сама она оказывается в мутном омуте проституции. Клиентов море, у всех свои истории, для каждого – индивидуальный подход. Где та скромно одетая многодетная мать, краснеющая, кажется, от одного упоминания секса? Теперь она в совершенстве знает свое дело, даже не подозревая, как опасна эта игра. Близится развязка истории: муж стреляет из ружья, но совершает ли он убийство Анники, большой вопрос для зрителя. Каждый поймет эту метафоричную сцену по-своему.

А какова же судьба жесткого маньяка и его несчастной жертвы? Там еще интересней: ведь они не те, кем казались изначально. Вместо садиста – извращенца перед нами теперь застенчивый очкарик, вместо пленницы – модно одетая молодая женщина. Все происходившее ранее было то ли странно-страшным сном, то ли наркотическим угаром, то ли психологическим экспериментом. А так-то они обычные люди. У нее – семья и дети, простые человеческие радости. Он называет себя профессиональным мечтателем и говорит, что «не убивает людей, а возвращает их к жизни». Эта история заканчивается так же внезапно, как и начинается. Тишина и темнота ставят в ней точку.

В спектакле Кирилла Серебренникова много секса, им буквально пропитано сценическое пространство, но ни грамма пошлости — метафоры, намеки, образы, полутона. Постмодерн как он есть, настоящая работа для мозга во время просмотра. Нетривиальный взгляд на жизнь, на семейные ценности, все перевернуто с ног на голову. Табуированные темы не просто

затрагиваются — о них говорят в полный голос, о них кричат и стонут. Не всякий зритель готов это понять и принять, но сделано это исключительно точно, мощно и талантливо. Воистину, Серебренников настоящий патологоанатом человеческих душ: безжалостно вскрывает их, выворачивая наизнанку, извлекает самые темные и потаенные чувства, не боится бросить вызов социуму, спровоцировать скандал. В этом методе он близок к другому гениальному провокатору – Ларсу фон Триеру, который также безжалостно снимает стружку с людских сердец. И ведь даже не задумываются охающие от происходящего на сцене, что главная героиня и переживает свое страшное падение на дно как раз с уютных мещанских высот, с зажатости и закомплексованности. И маньяк вовсе не маньяк, и жертва вовсе не жертва, как мы прекрасно понимаем в конце. Отпустите себя, освободите ваши тайные фантазии, выпустите на волю вашу темную низменную сторону. Это может вас спасти. А через «правильность» вы себя погубите. Так говорит нам Кирилл Семенович, и ему стопроцентно веришь. А что воплощает собой тот самый пресловутый Ближний Город – пусть каждый решит это для себя сам.

Марина Константинова, специально для MUSECUBE
В репортаже использованы фотографии Натальи Кореновской

18 мая «Балтийский дом» примет участие в общегородской акции «Ночь музеев». В театре предложат раскрыть запутанное «Дело о Театральных Элементах» вместе с Шерлоком Холмсом и Доктором Ватсоном. «Балтийский дом» – постоянный участник международной акции «Ночь музеев». Каждый год Театр-фестиваль удивляет необычными театрализованными программами и неизменно входит в тройку лидеров по посещаемости. Так, в прошлом году 7 тысяч петербуржцев и гостей города пришли в театр на «Ночь музеев». 18 мая Театр-фестиваль «Балтийский дом» вновь

«Спектакль без антракта в жанре «Communal Club» - именно так окрестил режиссер Андрей Прикотенко своё творение «Зощенко Зощенко Зощенко Зощенко», представленный зрителям 7 мая в Балтийском доме (премьерный показ состоялся 24 апреля). Почему четырехкратно? Да потому что «Зощенко не только с нами, но и среди нас» - объясняет название, навевая ассоциации с бессмертным высказыванием о Ленине, и задаёт тон вечеру ведущий, проводник между создателями спектакля и зрителями. А без антракта

Театр-фестиваль «Балтийский дом» открывает сезон выездных концертов в садоводствах. 20 концертов пройдут в 20 садоводствах Ленинградской области: если дачники не идут в театр, то театр приезжает к ним! «Мелодии лета» – так называется серии традиционных летних концертов, которые каждое лето, начиная с 2017 года, организовывает и проводит Театр-фестиваль «Балтийский дом» в садоводствах области. В этом году заявки на проведение культурно-досуговых мероприятий поступили от тех союзов дачников, для которых артисты уже стали добрыми друзьям

24 апреля в Театре-фестивале «Балтийский дом» состоится премьера спектакля «Зощенко Зощенко Зощенко Зощенко». Зощенко – это современный спектакль по самым известным рассказам культового писателя. Зощенко – это герои, которые катаются в трамваях, плетут интриги и заводят интрижки, ходят в баню и в театр. И все дружно скидываются на дирижабль. Чудаки, но такие родные и милые. Зощенко – это живая музыка в исполнении кавер-оркестра «Балтийского дома» Communal Club от Баха до Шнура. Зощенко –

В Петербурге 5 февраля открылся фестиваль "Пять вечеров". Спектаклем, ознаменующим это событие, стал "Ганди молчал по субботам" Русского драматического театра из Стерлитамака, режиссер - Андрей Шляпин. Выбор пал на него неслучайно - пьеса прекрасного и самобытного петербургского драматурга Анастасии Букреевой была впервые представлена публике именно на фестивале, посвященном Александру Володину. Мы же с ней познакомились чуть позже, на читке пьес "Эха Любимовки" позапрошлым летом. Подросток Мот говорил тогда голосом актёра

10 февраля 2019 года Александру Моисеевичу Володину исполнилось бы 100 лет. И в Петербурге 5-10 февраля 2019 года вновь состоится фестиваль имени драматурга. Информация, расписание и билеты на XV Театральный фестиваль «Пять вечеров» им. А. М. Володина здесь: http://volodin-fest.ru. История фестиваля началась в 2004 году. Первый фестиваль был по сути мемориальным - он проходил в дни 85-летия Александра Моисеевича. И уже первый опыт показал, что фестиваль «Пять вечеров» - особенный. Каждый год

29 и 30 декабря на Большой сцене Театр-фестиваля «Балтийский дом» состоится премьера спектакля «Путешествие Незнайки и его друзей» (6+) по роману-сказке Николая Носова. Режиссер – Александра Мамкаева. Художник – Елена Дмитракова. Яркий, озорной и музыкальный спектакль о путешествии Незнайки, Знайки, художника Тюбика, инженера Винтика, доктора Пилюлькина и композитора Гусли для маленьких и больших зрителей, которые всегда готовы к фа-фа-фантастическим приключениям. «Эй, Незнайка, полезай-ка в воздушный шар!» – скомандовал капитан корабля Знайка, и любознательная

В апреле на сцене Балтийского дома вновь состоится фестиваль "Встречи в России". ПРОГРАММА XX Юбилейного Международного театрального фестиваля стран СНГ и Балтии «Встречи в России»: 5 апреля Театр-фестиваль «Балтийский дом» (Санкт-Петербург, Россия) М.Булгаков «Театральный роман» Режиссер – Леонид Алимов Нач. 19.00 6 апреля Государственный национальный русский театр драмы им. Ч. Айтматова (Кыргызская Республика) «Демон» по произведениям М.Ю. Лермонтова «Демон» и «Герой нашего времени» Режиссер – Владимир Панков Нач. 19.00 7 апреля Государственный академический русский театр драмы им. М. Горького (Астана, Республика Казахстан) А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Режиссер – Юрий

Спектакль «Театральный роман» станет первой премьерой Театра-фестиваля «Балтийский дом» в новом году. В основе спектакля исповедальный текст М.А. Булгакова «Театральный роман» или «Записки покойника» (первое названии романа), написанный им в 1936 году под впечатлением от совместной работы со Станиславским во МХАТе. «Театральный роман» - один из самых остроумных и значимых текстов XX века. Это история писателя Сергея Максудова, который попадает в волшебный мир театрального закулисья. Чем сильнее увлекает автора пьесы водоворот лицедейства,

Стихи и прозу имажинистов вспоминали в «Комнате 91» театра «Балтийский дом» 9 декабря. Социально-художественный театр предложил свое видение романа лучшего друга Сергея Есенина Анатолия Мариенгофа «Циники». «Одно из самых новаторских произведений в русской литературе века», - как Иосиф Бродский назвал этот роман, в прочтении режиссера и художественного руководителя театра Ларисы Вячеславовны Грачевой, зазвучало более чем современно, несмотря на то, что было написано в 1928 г. Новости начала двадцатого века перемешаны с сегодняшними

Осень — прекрасное время для визита в Северную столицу, особенно, если вы неравнодушны к культурной жизни. В октябре запланировано множество интересных событий. Например, стоит сходить в театр Балтийский дом. Афиша сообщает о проведении особенных спектаклей. С 3 по 21 октября здесь будет проходить театр фестиваль Балтийский дом. Название главного спектакля программы и темы всего мероприятия в этом году — «Имитация жизни». Режиссеры, актеры, критики и зрители попытаются понять, каким может быть театр и его будущее в современной жизни. Чем он является сегодня? Лишь отражением жизни или напротив, куда более интересной формой, нежели сама жизнь?

Фестиваль Балтийский дом 2017: программа

Первый спектакль назначен на 3 октября. Это работа литовского режиссера Э. Някрошюса по пьесе Чехова «Иванов». Главному герою постоянно навязывают различные роли и рассказывают, каким хотят его видеть, не давая возможности показать настоящего себя.
О других спектаклях в театре Балтийский дом (Санкт-Петербург), официальный сайт рассказывает весьма подробно. Среди них та самая «Имитация жизни» 7 и 8 октября о судьбе маленького человека в жестоком современном мире, склонном к глобализации. 9 октября — премьера «Тарас» по мотивам гоголевского «Тараса Бульбы», где столкнутся Любовь и Война под музыку прославленного литовского композитора Ф. Латенаса.
Работу Кирилла Серебрянникова «Ближний город» покажут 21 октября. Зрители увидят историю семейной пары, в которой муж частенько отлучается в другой город, а супруга выслеживает его и узнает истинные мотивы.
Фестиваль Балтийский дом 2017 привлекает и дополнительной программой. В нее включены творческие встречи с драматургами и режиссерами, мастер-классы и лекции, научно-творческая конференция «Европейский театр и Россия», фотовыставка Владимира Мягкова «Далекий Магадан».