Восхождение на Охос-дель-Саладо (6893 м), Чили. Охос-дель-Саладо — cамый высокий действующий вулкан в мире

Охос дель Саладо. Вершина или как оно бывает когда забываешь слово "невозможно". January 8th, 2014

Пока новый год не наступил окончательно, завершаю все начатое в прошлом году. Поэтому героическими усилиями заканчиваю рассказ о восхождении на самый высокий вулкан в мире - Охос дель Саладо.

Акклиматизация шла ни шатко ни валко. То есть никак. Проведя одну ночь в лагере Атакама на 5200 и прогулявшись в штурмовой лагерь Техос на 5850, мы с Марио уехали ночевать на 4600 в хижину Мюррей, чтобы я хоть немного пришла в себя.

Ночь в хижине не прошла даром. Утром я была бодра и весела и снова готова к подвигам.
Поэтому уже с утра пораньше сразу после завтрака я стала терроризировать Марио на тему "пора бы нам уже ехать наверх и готовиться к восхождению".
Шел четвертый день как мы уехали из города. Оставалось максимум два-три дня, после чего мне надо было обязательно приехать в больницу проверить, что стало с рукой.
Поэтому я в нетерпении била копытом.

Марио на тот момент уже окончательно понял, что с сумасшедшими лучше не спорить. И мы опять поехали в лагерь Атакама.

Погода не радовала. Впрочем все было согласно прогнозу. А по прогнозу на этот день ожидался очень сильный ветер. Что характерно, сильный ветер предполагался и через день. А вот между этими двумя днями ожидалось затишье.

Не прошло и часа как мы приехали на Атакаму. На этот раз кроме нас в лагере была большая группа немцев.
Очень позитивные такие люди. Путешествуют по Чили, восходят на вулканы, а Охос - ну, получится хорошо, не получится - ну что ж... Приятный такой настрой. Когда люди путешествуют и получают удовольствия, а не жаждут каких-то там подвигов.

Целый день мы сидели и болтали. Двое подробно расспрашивали меня про Ушбу и Безенгийскую стену, выясняя есть ли там простые маршруты. Пришлось их разочаровать.

Все в очередной раз поохали и поахали выслушав мою историю про аварию и руку. А узнав, что авария была всего шесть дней назад поахали еще больше.
И лишь один, подробно расспросив меня про детали травмы и операции, сказал, что это безумие - идти на вершину. Оказалось, что он хирург. Но поняв, что я упорна в своем безумии, он дал пару полезных советов, что надо делать во время восхождения, чтобы с рукой не случилось глобальных проблем.

Погода между тем испортилась окончательно. Мало того, что дул сильный ветер, так еще и облака натянуло.

Пока я фотографировала окрестности, ко мне подошел один из немцев, взял телефон и запечатлел меня

По плану мы ближе к вечеру должны были переехать на Техос, чтоб рано утром выйти на восхождение.
Однако время шло, а Марио как-то явно никуда не собирался.

Немцы выслушали прогноз погоды от меня и тоже как-то начали активно обсуждать планы, потому как они собирались идти на вершину через день.
На самом деле я не очень-то была уверена в прогнозе. Странный он какой-то был. Но смуту в ряды немцев и их многочисленных гидов внесла.

В отместку они шутили, что если мы собираемся на восхождение, то нам лучше всего захватить с собой кайты, чтоб прямиком до вершины лететь.

В общем, я начала подозревать какой-то подвох и вызвала Марио на переговоры.

Переговоры были недолги. Марио был невозмутим как скала. Что? На вершину? Конечно мы завтра пойдем на вершину. На Техос сегдня? А зачем? Акклиматизации это все равно не поможет. Сядем ночью в машину и доедем до Техоса.

Такой замечательный вариант мне не приходил в голову. Он был несомненно хорош.

Тем временем облака растянуло, а ветер стал стихать.

Мы договорились, что проснемся в два часа ночи, и если ветер будет не шибко сильным, то будем завтракать и двигаться в сторону вершины.

Я забралась в палатку и стала собирать вещи. На этот раз я собиралась тщательно как никогда. Несколько раз выкладывала вещи и складывала опять.

Надо было предусмотреть все возможные варианты.
Наконец, решив что утром я еще раз переберу вещи я попыталась поспать.

В два часа ночи выяснилось, что проснулись не только мы с Марио, но и все немцы с гидами.
Оказывается мой прогноз погоды все таки смешал их планы. К тому же их вдохновила перспектива доехать до Техоса на машине.

Половина немцев поехала на нашей машине. Половина - на второй машине. Ну, поехали - это громко сказано. Мы проехали буквально метров 200 и машина забуксовала.
Немцев Марио выгнал сразу и они пошли пешком. Мы же с ним еще раз пять катались туда-сюда. Доезжали до приюта, после чего он подкачивал колеса. Потом с разгона пытался проскочить трудное место... В итоге и мне пришлось идти пешком.
Но ура-ура, идти пришлось недолго. Вскоре Марио проскочил сложное место и догнал нас.

Позже оказалось, что вторая машина не смогла пройти, и наши немцы спустились вниз.

Пока все эти маневры происходили натикало уже пять часов утра. И мы пошли восходить.

Тропа на Охос - это такой тягун сыпучий. Идти по нему с одной палкой удовольствие конечно то еще. Я вообще без палок не хожу по горам. А тут пришлось ковылять по тропе упираясь только одной палкой.

Мы шли долго-долго. Я ожидала что вот еще немного и мы выйдем на кратер. Уточнила у Марио какая высота.

Еще немного и будет 6000 метров...

Ответ его сильно огорчил меня. И я поняла что чуда не будет и вся эта история надолго.

Марио шел впереди на некотором отдалении запихнув руки в карманы. Время от времени он поджидал меня, что бы запечатлеть мои передвижения. А в целом он явно скучал... Но как говорится, взялся за гуж... Тащи теперь этот гуж на вершину.

Я же потихоньку ползла по зигзагообразной образной достаточно муторной тропе.

Так я шла, шевеля пальцами на больной руке. Вроде как контролируя ситуацию. Хотя какой уж там контроль.
Пятый день в горах и вот уже почти 7000 метров... Без акклиматизации, после операции...

В общем на подходе к кратеру меня накрыло. Все чаще я останавливалась. Безнадежно смотрела вверх... И думала, что будет если я сейчас поверну назад

Когда оказалось, что мы все-таки дошли до кратера состояние мое вряд ли можно было назвать вменяемым...
Не, единственное что мне осталось - это ясность мысли. И вот этими ясными мыслями я понимала, что по-хорошему надо срочно валить вниз. Ноги уже почти не шли. Дышать было практически невозможно.

Я попыталась Марио объяснить, что мне мол хреново... Потому что это уже было не на грани... Это уже давно было за гранью разумного, за гранью возможностей...

Но сложно объяснять что-либо задыхаясь от кашля и путаясь в мыслях. К тому же наш словарный запас в области английского был весьма ограничен и не всегда совпадал.
В общем, он то ли не понял, что я хочу идти вниз, то ли сделал вид... Но мы пошли вперед.

К тому же у меня в голове вертелась мысль: я уже столько прошла, столько перетерпела и будет обидно если все это напрасно.

До вершины оставалось где-то 150 метров по высоте. Полтора - два часа... И как "приятный" сюрприз - выход на вершину по скальной башне.
Метров 15 несложного лазания. И еще метров 20 по гребню...

Меня потом все спрашивали: а как же ты лезла с одной-то рукой?

А как я лезла? Бывает такое состояние, когда уже ничто не может остановить.
Вот сейчас я не знаю, как я лезла на семи тысячах метров с одной рукой, задыхаясь и практически выпадая из реальности... А там, тогда это не казалось чем-то сверхсложным. Вот же она - вершина.

Мы подошли с Марио к скалам. Опять же, как подошли... Там тропа заканчивается и надо карабкаться по каким-то камням, сыпухе... Ага, с одной-то рукой.
Ну, подошли мы к скалам. Марио говорит: лезь, здесь под левую руку хорошие зацепки. И я такая полезла. Я вообще по скалам плохо лазаю. Но полезла ни секунды не сомневаясь, что это так и надо.

Где-то под конец пути удобные ступеньки для левой руки закончились. Марио лез чуть ниже меня, уверяя что если что он меня поймает. И вот настал момент, когда я расперлась в некой кривоватой позе и поняла, что мне очень не хватает правой руки...
Пришлось срочно объяснить Марио, что вот именно сейчас я кажется упаду.
Он быстренько подлез ко мне и помог выбраться наверх.

И вот еще несколько метров по гребню...

Я пыталась осознать, что я все-таки добралась до вершины. Как бы ни было плохо, вопреки всему...

Все это как-то сложно было осмыслить. Поэтому я лежала на вершине вяло фотографируя окрестности

Неутомимый Марио потащил мою практически безжизненную тушку показать, что Охос - действующий вулкан. Если с вершины отойти чуть в сторону можно действительно увидеть дымящиеся фумаролы

Однако же надо было спускаться вниз

Это был самый ужасный спуск. Я шла и думала только о том, чтобы дойти. Дойти своими ногами. А то ведь как-то неудобно получится если героя вниз тащить придется...

И я шла. Иногда как мне казалось, медленней чем шла наверх.

А потом этот безумный бесконечный спуск закончился.

И была машина на Техосе. Буквально минут 20, и вот мы на Атакаме... Еще час я сидела в машине и тупила.
Марио принес мне компот.
Я ела ананасы и ягодки, смотрела на вершину Охоса... Понимала, что за этот марш-бросок на вершину еще придется расплачиваться...
Но тогда это было неважно.
Тогда было просто ощущение счастья. И вряд ли я смогу это описать.

Вершина Охос-дель-Саладо (Ojos del Salado) является одной из самых высоких на средней части водораздельного хребта горной системы Анд, довольно долгое время сохранявшая статус «потухшего вулкана» ввиду того, что последнее извержение вулкана предположительно произошло 1300 лет назад. Его склоны покрыты застывшей лавой. С тех пор не было никаких исторических сведений об его активности. Но в 1937 и 1956 г.г. вулкан проявил себя в виде небольших выбросов серы и пара, в 1993 году произошло незначительное извержение в виде пепла. По наличию фумарол на горе его можно смело отнести к категории «активных». Этот стратовулкан имеет сложное строение. В его древнем разрушенном щите расположился более молодой конус, который появился в послеледниковый период.

Сейчас этот пограничный аргентино-чилийский вулкан считается самым высочайшим действующим вулканом мира.

Вершина вулкана, высота которой указывается в различных источниках 6893 м, находится на стороне Аргентины. Хотя совершенно точных сведений о высоте нет, и по разным данным ее диапазон колеблется от 6880 до 7057 м. Вершина со стороны Чили является одним из лучших мест в этой стране для альпинизма. Недалеко находится город Копьяпо, где формируются альпинистские группы (благоприятное время для восхождений с ноября по март). Кстати, впервые вулкан покорили в 1937 году польские альпинисты. При дальнейших исследованиях вулкана были обнаружены жертвенные алтари индейцев той эпохи, когда инки считали гору божественной и священной, принося ей жертвы.

Что касается месторасположения вулкана, то это уникальное место, сочетающее в себе условия пустыни и контрастирующие с ее цветом интенсивные зеленые лагуны и заснеженные вершины. В этих лагунах можно увидеть большие стаи фламинго, роговой лысухи, многих уток, лис и гуанако, которые адаптировались для выживания в этой среде с ночными температурами - 25 C и ветрами более 130 км в час.

На запад от вулкана простирается самая сухая пустыня планеты Атакама, поэтому на его западных склонах сухо и пустынно. На восточной стороне вулкана выпадает много осадков, здесь до высоты 3000 м растут тропические леса. На высоте свыше 5000 м лежат снега. В кратере вулкана, на восточной стороне на высоте 6390 м над уровнем моря лежит самое высокое озеро мира. На песчаных просторах вулкана найдены особенно крупные месторождения поваренной соли, а также йода, меди, селитры. Видимо поэтому название его в переводе с испанского означает «соленые источники» или «соленые глаза».

Ну а самым запоминающимся моментом в истории вулкана можно считать покорение отметки 6688 м на автомобиле Suzuki SJ одним чилийским спортсменом в 2007 г., рекорд которого занесен в книгу рекордов Гиннеса.

Восхождения на Охос-дель-Саладо пользуются большой популярностью у альпинистов всего мира. Особенное удовольствие доставляет подъем при хорошей погоде и хорошей акклиматизации, а награда за это – незабываемый фантастический вид на окрестности.

Длительное время в справочниках в качестве вулкана - мирового рекордсмена по поднятию к небесам фигурировал аргентинский Льюльяйльяко (по разным данным - от 6723 до 6739 м), расположенный в Андах. Он извергался не раз на человеческой памяти - в 1854, 1868 и 1877 г. Есть, разумеется, немало гор вулканического происхождения куда более высоких, но это вулканы, рассматриваемые как уснувшие или потухшие. Таким считали и чилийский вулкан высотой 6891 метр, расположенный также в Андах, у чилийско-аргентинской границы.

Вулкан Охос-дель-Саладо в Чили

Последнее извержение этого вулкана, как принято считать, было около 1300 лет назад и человеческой памятью не зафиксировано.
Между тем в 1993 г. произвел небольшой выброс пепла. В кратере обнаружены фумаролы - выходы струй вулканических газов и пара. Это позволило пересмотреть «статус» вулкана и «переквалифицировать» его в действующие. В настоящее время его рассматривают как самый высокий действующий вулкан мира. Кстати первая вся 20-ка находится в Андах.

Рекорды Охос-дель-Саладо

Охос-дель-Саладо - обладатель еще нескольких рекордов. Это высшая точка Чили. Это вторая после Аконкагуа расположенной 600 километрами южнее, вершина Америки и всего Западного полушария.

Есть еще один рекорд - здесь лежит самое высокое озеро Земли. Влаги здесь, вообще говоря, немного: Охос-дель-Саладо стоит на краю пустыни Атакама.

Постоянной снеговой шапки на вершине не образуется. Но в кратере, на высоте 6390 м, находится постоянное озеро диаметром около 100 м. Это — самая высокая вода, лежащая на земной тверди.

Первое восхождение на вулкан-рекордсмен совершено в 1937 г. Сделали это польские альпинисты Яну Щепаньскому и Юстину Войжнису. По дороге к вершине поляки обнаружили несколько жертвенных алтарей, история которых восходит еще к цивилизации инков. Видимо, у древних американцев вулкан почитался как священная гора и служил местом принесения жертв.. В 2007 г. чилийцами был осуществлен подъем на вулкан на специальном автомобиле до высоты 6688 м (внесено в Книгу рекордов Гиннеса). Сделал это Гонсало Браво, чилийский спортсмен-автогонщик. Он использовал Suzuki Samurai.

Охос-дель-Саладо (Ojos del Salado) – самый высокий вулкан в мире. Высота этого гиганта составляет 6893 метра. Он находиться в Южной Америке на границе Аргентины и Чили.

В переводе с испанского название вулкана означает «соленые глаза» или «соленые источники». Вулкан считается потухшим, поэтому особого беспокойства проживающему в этом районе населению не доставляет. Однако в 1993 году был зафиксирован случай выброса водяного пара и серы. Считается, что последнее извержение здесь произошло примерно 1300 лет назад.

Вершина Охос-дель-Саладо всегда покрыта снегом, в то время, как другие близлежащие высокие горы не имеют снежного покрова. До высоты 3 километров простираются тропические леса, а с отметки 5 километров начинаются снега. К западу от Охос-дель-Саладо находиться пустыня Атакама.

В 1937 году альпинисты из Польши впервые поднялись на гору, ими были Ян Щепаньский и Юстин Войжнис. По мнению специалистов подъем на самый высокий вулкан в мире не составляет особого труда. Об этом факте говорит интересное событие, произошедшее 21 апреля 2007 года, когда чилийцы Гонсало Браво и Эдуардо Каналесу на модифицированной машине Судзуки Самурай (Suzuki Samurai) поднялись на высоту 6688 метров. Это событие было занесено в Книгу рекордов Гиннеса.

Следует отметить еще один интересный факт о самом высоком вулкане на планете. На высоте 6390 метров находиться самое высокое озеро а мире.

На сегодняшний день самым высоким действующим вулканом является Льюльяйльяко (Llullaillaco), высота которого составляет 6739 метров. Он находиться недалеко от Охос-дель-Саладо.

Это самая высокая гора в Чили и вторая по высоте в Аргентине (вершина приходится на границу двух стран). Сегодня любой вулканолог назовет Охос-дель-Саладо самым высоким из действующих вулканов на Земле. А все потому, что считавшийся уснувшим вулкан в 1993 г. произвел небольшой выброс пепла, а в кратере были обнаружены фумаролы - выходы струй вулканических газов и пара.

НОВЫЕ РЕКОРДЫ ВЫСОТЫ

Сегодня любой вулканолог назовет Охос-дель-Саладо самым высоким вулканом на Земле. А все потому, что считавшийся уснувшим вулкан в 1993 г. произвел небольшой выброс пепла, а в кратере были обнаружены фумаролы - выходы струй вулканических газов и пара.

До недавнего времени рекордсме-XhLhom по высоте из «исторически активных» вулканов считался Лью-льяйльяко (6739 м над у. м.) - сосед массива Охос-дель-Саладо (6880 или, по другим данным, 6893 м над у. м.) по Западной Кордильере, входящей во вторую вулканическую область Анд. Разумеется, бывают горы вулканического происхождения и повыше (в Южной Америке самый высокий - аргентинский интрузивный массив Аконагуа, 6962 м над у. м.), но в данном «рейтинге» участвуют только действующие вулканы. Кроме того, «меряются» вулканы не высотой конуса, а абсолютными высотными отметками. А если считать высоту от подножия конуса, Охос-дель-Саладо окажется почти в два раза меньше (3688 м) и вулкан займет только 43-е место среди гор-конкурентов.

Этот красивый и величественный горный массив - самый высокий в Чили и второй по высоте в Аргентине и всем Западном полушарии. Лед и снег в Западной Кордильере по соседству с пустыней Атакама (тянется до Тихого океана) - большая редкость. Из-за крайне сухого аридного климата тут отмечается самая высокая на Земле снеговая линия - местами выше 6500 м. Так что зимняя снежная шапка и ледники с солеными лагунами на вершине Охос-дель-Саладо выглядят особенно эффектно на фоне бесснежных гор.

Охос-дель-Саладо обычно переводят с испанского как «соленые глаза», хотя «охос» может означать не только глаза, но и источники, и круглые водоемы. Высокогорное соленое озеро диаметром около 100 м - «глаз», расположенный в кратере вулкана на высоте 6390 м - еще один рекордсмен: это самый высокий водоем на планете.

Вулканический комплекс Охос-делъ-Саладо с 38 кратерами, куполами и конусами и диаметром древнего основания около 30 км сложен туфами и андезитами и имеет заметные потеки лавы на склонах. К северо-западу от высочайшего пика лежит большой кратер на высоте 6500 м. Более влажные восточные склоны у подножия покрыты тропическими лесами, а обращенные к самой сухой пустыне Атакама западные склоны лишены растительности. Выше 5000-6000 м над у. м. - вечная мерзлота, ледники с соляными лагунами и зимой - снежная шапка.

РУИНЫ ИМПЕРИИ ИНКОВ

Хотя на самом вулкане Охос-дель-Саладо и не обнаружено никаких признаков обитания коренных народов (не исключено, что его вершина считалась у инков священной), этот горный массив был свидетелем важных исторических событий.

Расположенный к северо-востоку пограничный переход Сан-Франциско (национальная автострада 60) изначально использовался инками как коридор через Анды; по тому же коридору впервые ступил на чилийские земли испанский конкистадор Диего де Альмагро в 1536 г. (в честь него назван соседний город). Альмагро и Писарро - конкистадоры-аделантадо (титул подтверждал, что их направил испанский король), сначала друзья, потом соперники, возглавившие военные походы из Панамы во владения инков.

В своей книге «Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль» в 1831-1836 гг.» в главе 16 «Северное Чили - Перу» молодой Чарльз Дарвин пишет: «В Копьяпо, как уверяли меня люди, всю свою жизнь проведшие в путешествиях по Андам, есть очень много строений на высоте». Особо его удивило наличие старинных индейских домов, похожих на постоянные жилища, вдали от горных проходов, «в бесплодной местности, на большой высоте, где чрезвычайно холодно» и нет никакой воды. Далее автор пускается в рассуждения, как можно было жить в таких условиях: то ли дома эти настолько древние, что были построены еще до изменения климата, то ли «большая часть земли, которая ныне непригодна для обработки, но на которой встречаются индейские руины, пришла в такое состояние оттого, что водопроводы, сооружавшиеся некогда индейцами в таких поразительных размерах, пришли в негодность, будучи заброшены, а также вследствие землетрясений».

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ Первое восхождение на вулкан совершили в 1937 г. поляки, а в 2007 г. чилийцами был осуществлен подъем на вулкан до высоты 6688 м на специально переоборудованном автомобиле «сузуки самурай» (внесено в Книгу рекордов Гиннесса).

■ Для сбора воды в пустыне местные жители используют «туманоуловители». Это цилиндры высотой с человеческий рост со стенками из нейлоновых нитей. Туман конденсируется на стенках, и вода стекает вниз в бочку.

■ В 1531 г. империя инков была завоевана и в 1534 г. была поделена королем Испании на два губернаторства. Франсиско Писарро получил Новую Кастилию (совр. Перу), Диего де Альмагро - Новое Толедо (совр. Чили), которое еще только предстояло завоевывать. Конкистадор отправился на юг от Куско летом 1535 г. и в 1536 г. перевалил через Анды чуть севернее вулкана Охос-дель-Саладо. Однако золота в своем губернаторстве он не нашел, а местные андские индейцы оказывали упорное сопротивление. Поэтому разочарованный губернатор развернулся обратно и, воспользовавшись антииспанским восстанием в Перу: захватил Куско и нанес поражение армии, которую возглавляли братья Писарро...

■ По преданию, во время перехода отряда Альмагро по трансандскому коридору Сан-Франциско там погибло до десяти тысяч индейцев и почти все лошади. Вероятно, причиной стал один из описанных Ч. Дарвином необычных ураганов, характерных для этих мест: при ясном небе, низких температурах и без снега.