Соляной бунт: как это было? Соляной бунт.

К 365-летию первой российской налоговой рефомы

Знаменитый московский Соляной бунт 1648 года был реакцией на первую в России налоговую реформу. Слова «реформа», «реформатор» основательно дискредитированы у нас бездарными и небескорыстными либералами, занимавшимися под видом реформ разграблением страны. Но знаменитый боярин Борис Иванович Морозов (1590-1661), при котором и был введен налог на соль, был, как к нему ни относись, реформатором в положительном смысле слова.

Еще в 1633 году, при царе Михаиле Федоровиче, он был назначен дядькой (воспитателем) царевича Алексея. В 1645 году, когда наследнику было всего 16 лет, Михаил Федорович скончался, а вслед за ним и его супруга. Наставник юного царя Алексея Михайловича 55-летний Борис Морозов стал вторым (а фактически, до совершеннолетия царя, первым) человеком в государстве. В 1645-1648 годах Морозов возглавлял сразу несколько приказов – Большой казны, Иноземный, Новой четверти (питейный) и Стрелецкий, то есть сосредоточил в своих руках управление финансами, внешней политикой, вооруженными силами и государственной винной монополией.

Мнения историков о роли Морозова в качестве регента-правителя России разноречивы. Например, говорят о его злоупотреблениях, о корыстных мотивах преобразований. Так ли это?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить, что представляло собой Русское государство в 1645 году. Оно значительно увеличилось на восток – на 4267200 квадратных километров (восемь современных Франций!). На этой огромной территории проживало всего 10000 первопроходцев, которые заложили новые города – Якутск, Олекминск, Верхоянск, Нижнеколымск… Продвижение вглубь Сибири принесло государству новую статью дохода, забытую с княжеских времен из-за истощения фауны лесов европейской части – пушнину. Русского соболя иностранные купцы скупали на вес золота. В ту пору меха, продаваемые на Запад, были для России примерно тем же, чем сейчас для современной России являются нефть и газ. Но для того, чтобы пушной доход в казну был постоянным, требовались немалые средства. Нужны были десятки тысяч новых колонистов и новые перевалочные пункты-остроги для осваивания гигантских просторов Сибири. Всё это стоило немалых денег, которых в казне не было.

Михаил Федорович, первый царь из династии Романовых, правил 32 года. За этот срок, составляющий продолжительность жизни всего одного поколения, православная Россия с большими трудностями сумела оправиться от потрясения, грозившего ей полным уничтожением, и зажить нормальной жизнью. Однако возродившаяся страна не имела еще достаточно сил, чтобы вернуть себе статус великой державы, завоеванный Иоанном Грозным. Внешнеполитическое положение государства на севере, западе и юге было таким же, как после Смуты. Враги России по-прежнему пользовались теми преимуществами, что, не стесняясь средствами, добыли себе в 1605-1613 годах. Россия фактически находилась в блокаде соседних европейских государств. В 1632 году Земский собор одобрил решение «великих государей» – Патриарха Филарета и его сына царя Михаила Федоровича – отвоевать у поляков захваченные ими русские земли. Но главное было не в формальном одобрении, а в том, что народ голосами «выбранных от всей земли» согласился нести тяготы военного бремени.

С купцов и торговцев брали на нужды армии «пятую деньгу», то есть пятую часть всех доходов, а знать и высокое духовенство обязывались давать «запросные деньги» – столько, сколько у них спросят.

Была сформирована довольно мощная армия (66000 человек при 158 орудиях), в которой впервые появились офицеры, преимущественно иностранцы. Существовал целый полк наемников – рейтар.

Войско двинулось на Смоленск. Поначалу оно действовало успешно. Воевода Шеин 8 месяцев держал в осаде Смоленск, поляки готовились к сдаче, но затем им на помощь пришел король Владислав с большим войском. Одновременно в спину русским ударил крымский хан. Теперь уже наша армия оказалась в окружении под Смоленском. По Поляновскому мирному договору пришлось его оставить Польше.

Через несколько лет появилась возможность прорваться к утраченному Россией азовско-черноморскому побережью. 18 мая 1637 года отряд донских казаков во главе с атаманом Михаилом Татариновым с лихого налета взял отлично укрепленную турецкую крепость Азов в устье Дона. Летом 1641 года турки прислали под Азов огромную армию и флот (до 200000 человек). Они выписали из Европы специалистов по осадному делу, привезли сто стенобитных орудий. Однако все их усилия оказались напрасны. Азов не сдавался. Правда, казаки были до крайности измотаны и попросили царя Михаила прислать на помощь войско. Царь собрал боярскую думу, потом Земский собор. Но неудачная война с Польшей была еще слишком свежа в памяти 192 выборных от разных сословий. Богатые участники Собора не поддержали выделение «пятой деньги», а тем более «запросных денег», на новую войну. В таких условиях царь не решился ее начать.

Казакам послали царскую похвальную грамоту, 2000 рублей жалованья, сукна, вина и разных припасов, но приказали оставить Азов. В 1643 году они с гордо развернутыми прапорами выехали из крепости. О выходе к морю пришлось забыть.

Все эти давно назревшие внешне- и внутриполитические проблемы легли на плечи нового царя Алексея Михайловича и его «премьера» Бориса Морозова. В стране не только не было денег. Как уже говорилось, несмотря на выход из кризиса, прежней Россией, какой она была до 1605 года, когда с ней считались сильные европейские соседи, она не стала. Бюджетная политика государства по-прежнему была чрезвычайной и восходила к «всемирному приговору» 1616 года: с торговых людей брать налогом пятую часть доходов, а с крестьян по 120 рублей с сохи (огромная по тем временам сумма). Богатым же приходилось платить и сверх налогов. С бояр Строгановых, например, причиталось в 1616 году 16000 рублей, но Собор обязал их заплатить еще 40000 рублей.

Царь писал Строгановым: «Не пожалейте своих животов, хотя и себя приведете в скудость. Рассудите сами: если от польских и литовских людей будет конечное разорение Российскому государству, нашей истинной вере, то в те поры и у вас, и у всех православных христиан, животов и домов совсем не будет».

Естественно, после таких обращений все православные платили – и бояре, и торговые люди, и крестьяне. Но могли и не заплатить, если речь шла не о «конечном разорении», а, скажем, о новой войне, как во времена Азовского сидения. Было совершенно очевидно, что послекризисную политику с ее «латанием дыр» и локальными методами решения проблем нужно было менять. Стране требовался стабильный бюджет и постоянный военный бюджет в частности. Для этого следовало уходить от необходимых в свое время «приговоров» 1616 года, от «пятой деньги», «запросных денег», от изобретаемых постоянно многочисленных налогов, истощавших бедное население.

Борис Иванович Морозов начал, как сейчас говорят, с сокращения расходов госаппарата. Послушаем, что говорили об этом иностранные наблюдатели, поскольку мнение соотечественников часто бывает необъективным: ведь Морозов, став правителем, расставил на важнейшие посты «своих» людей, как это происходит сплошь и рядом, и имел много врагов среди отстраненного от власти боярства. Придворный врач царя Алексея Михайловича англичанин Самуэль Коллинс писал в книге «Нынешнее состояние России» (1671): «Борис, занимавший сан, похожий на лорда-протектора, уменьшил число дворцовых слуг, прочих оставил на половинном жалованье, возвысил обычаи, назначил посланникам половинное содержание и разослал всех старых князей по отдаленным областям: Репнина в Белгород, а Куракина в Казань».

Режим жесткой экономии Морозов установил по всему государству. Были урезаны оклады иностранных офицеров, стрельцов и пушкарей. Заморским купцам повысили налоги. Но одновременно Морозов заменил многочисленные прямые подати, введенные на тот или иной случай, единым налогом на соль. Он начал перепись населения в городах, чтобы государственные налоги платили равномерно все горожане.

Фискальная политика Морозова, как видите, была довольно взвешенной и не ударяла исключительно по бедным, как это часто бывает. Вообще, жадность Морозова-правителя и Морозова-помещика была, по-видимому, преувеличена его недругами и не подтверждается дошедшими до нас документами. В уже цитированной книге С. Коллинса сказано о Морозове: «Он умер… в глубокой старости, видев успешное действие своих советов (курсив мой. – А. В. ), любимый государем и оплаканный всем народом, кроме дворянства, которое до сих пор не может исполнить своих намерений».

Итак, Коллинс подтверждает, что Б.И. Морозов имел много недругов среди дворян. Думается, именно здесь следует искать истоки вспыхнувшего против него в Москве бунта. Нет, я вовсе не утверждаю, что бедные люди были довольны обременительным соляным налогом. Но отметим, что бунт начался 12 июня 1648 года, а соляной налог молодой царь отменил еще в январе предыдущего года (впрочем, недоимки по нему продолжали взиматься), сразу после своей свадьбы с Марией Ильиничной Милославской. (58-летний Морозов, кстати, тогда же женился на сестре Марии Ильиничны Анне и таким образом породнился с царем).

Дело в том, что в тогдашней России (как, впрочем, и в нынешней) существовала парадоксальная ситуация: налогов было много, но много было и таких людей, которые их вообще не платили или платили частично.

Жили они преимущественно в слободах, то есть в поселениях или городских районах, свободных, как следует из их названия, полностью или частично от налогов. Такими льготами пользовались либо крестьяне и ремесленники из церковных слобод, либо обладатели «стратегических» на ту пору профессий – стрельцы, оружейники, кузнецы, ямщики и т. д. Ясно, что слободы, как и нынешние «свободные экономические зоны», были вынужденными мерами эпохи преодоления кризиса после Смуты с ее тактикой «латания дыр». Нормальная налоговая политика стабильного государства исходит из того, что фискальные правила для всех одинаковы. Именно к этому стремился Морозов, когда понял, возглавив Приказ Большой казны, что политика «свободных экономических зон» изжила себя, поскольку почти половина населения городов податей не платит. А эти люди являлись более обеспеченными, чем, скажем, «черносошные» крестьяне, не пользовавшиеся никакими льготами!

Особенно много слобод было в то время в Москве и Подмосковье. Естественно, никакого восторга у их обитателей морозовские реформы не вызвали.

Однако опыт истории говорит, что простые русские люди не склонны восставать только потому, что какая-то мера правительства бьет их по карману. Они восстают либо из-за совершенно невыносимых условий жизни, либо по наущению авторитетных людей, которым склонны доверять.

«Цветные революции» и «болотные» их варианты не сегодня родились. «Соляной бунт» и его выборочная направленность – лично против Морозова и его людей в правительстве имели все следы наущений находящейся в опале московской знати, которая, однако, победив, вынуждена была, по словам Коллинса, действовать в том же направлении, что и Морозов, но уже не столь успешно.

Нет никаких сомнений в том, что Морозов был властолюбив и весьма ревниво относился к тем, кто хотел бы помимо его воли войти в ближайшее окружение царя, но скажите мне, какой политик, даже политик-христианин, свободен от подобных недостатков?

Может быть, и собственно соляной налог был ошибкой, потому что потянул за собой повышение цен на соленую рыбу – основную пищу бедных москвичей. Однако новые виды налогов и пошлин, как, например, введение казенного аршина для измерения тканей, стоившего в десять раз больше, нежели аршин «хозяйский», который почему-то всегда был меньше казенного (отсюда и поговорка «мерить на свой аршин»), тоже не пользовались, мягко говоря, популярностью. Ткани, как и рыба, дорожали, а купцы лишались возможности жульничать, что для иных представителей этой профессии просто нестерпимо.

Но где же вы видели налоги, которые бы устраивали всех? Я, например, знаю немало людей, которых не устраивает нынешний 13-процентный подоходный налог. Они говорят, что бедные должны платить не более пяти, а богатые – 50 процентов или даже 75, как хотел Олланд во Франции (эмоционально я тоже – «за»).

Но, предположим, введут такую налоговую сетку, а производители сразу повысят цену на свою продукцию, как было и при царе Алексее Михайловиче. Что называется, куда ни кинь, всюду клин. Одно ясно: без четкого централизованного налогообложения Россия, ставшая в царствование Михаила Федоровича огромным евразийским государством, существовать не могла.

Морозовская фискальная политика даже при отсутствии злоупотреблений «на местах» в любом случае вызвала бы недовольство. Другое дело, что не всякое недовольство приводит к восстанию, как мы уже отмечали. Видимо, недруги Морозова посчитали, что нужно использовать благоприятный момент, ведь иного могло и не предвидится в случае успеха морозовских реформ.

Не буду описывать достаточно известную картину Соляного бунта, скажу лишь, что ключевым его моментом стал отказ стрельцов выполнять приказы Морозова. А стрельцы, напомню, тоже попадали «под налоги».

Вожди ворвавшихся в Кремль людей назвали Морозова «изменником и врагом общего дела», чему не было и не могло быть никаких доказательств. Дома Морозова и других бояр были разорены, восставшие забили насмерть палками дьяка Н. Чистого, с именем которого связывался соляной налог. Толпа требовала выдать на расправу Морозова и начальников его приказов – то есть всё тогдашнее правительство. Ситуация имела отчетливый характер спланированного государственного переворота. Молодой царь, не имея твердой опоры в лукавых стрельцах, вынужден был частично уступить: отдал в руки мятежников бояр Л. Плещеева и П. Траханиотова, за которыми, может быть, и водились злоупотребления, но они точно не совершали преступлений, заслуживавших смертной казни. Однако восставшим было мало растерзать Плещеева и Траханиотова: они хотели крови Морозова. Патриарх три раза ходил от царя умиротворять толпу, но ничего не добился.

Тогда, по словам анонимного шведского автора, очевидца событий, Алексей Михайлович сам «вышел к народу с обнаженной головой и со слезами на глазах умолял и ради Бога просил их успокоиться и пощадить Морозова за то, что он оказал большие услуги его отцу».

Царь обещал отстранить Морозова от всех государственных дел. После этого наступило некоторое затишье, и, пользуясь им, Алексей Михайлович отправил Морозова в Кирилло-Белозерский монастырь под сильной охраной стрельцов.

В конце августа 1648 года, когда ситуация достаточно стабилизировалась, царь разрешил Морозову переехать в его тверскую вотчину, а оттуда – в подмосковную Павловскую Слободу. В октябре Борис Иванович уже появился в столице на крестинах царского первенца и вскоре снова стал ближайшим советником царя, но такого положения в государстве, как до мая 1648 года, он уже не занимал никогда. Но вот что любопытно: новый глава правительства И.Д. Милославский, тесть Б.И. Морозова, в мае 1663 года просил в долг больше тысячи рублей (весьма крупная в те времена сумма) у… вдовы Морозова Анны Ильиничны. Судя по тому, что деньги давались не под честное слово, как принято было тогда между родственниками, а с официальной записью в приходно-расходной книге («Боярину Илье Даниловичу заем»), вряд ли они предназначались для личных нужд Милославского. Вероятно, глава правительства с помощью богатой дочери латал очередную бюджетную дыру.

В середине 1664 г. Семен Дежнёв привез из Сибири в казну огромные в ту пору деньги 17340 рублей серебром. Сам он 19 лет не получал жалованья. Какая же награда ждала героя?

Царь Алексей Михайлович назначил Дежнёву треть жалованья деньгами – 126 рублей 20 копеек серебром, а две трети – сукном. Даже если бы он выдал всё деньгами, то получилось бы 378 руб. 60 коп., по 19 руб. 92 коп. в год. Но, видимо, царь не мог выплатить всё деньгами, деньги были в дефиците. Государство, похоже, вернулось в 1645 год…

Фискальную реформу в полном объеме осуществил лишь Петр I, но в куда более жестком варианте (особенно для простых людей), чем предполагал Морозов.

На фото: картина Э. Лисснера «Соляной бунт на Красной площади»

По материалам СМИ

О соляном бунте вкратце

Solyanoj bunt 1648

В истории Москвы было немало восстаний, поэтому каждое из них имеет собственное название. Так, одним из знаковых восстаний XVII века в Московском княжестве стал так называемый Соляной бунт, кратко описывая его причину, достаточно будет сказать, что боярин Борис Морозов необоснованно повысил налоги на соль. Однако недовольство в московском обществе назревало и до этого, вызванное самоуправством государственных чиновников, наглость которых порой доходила до немыслимых пределов.

Поэтому Морозов, не имея возможности напрямую повысить налоги, стал требовать деньги за использование бытовых товаров. Под раздачу попала и соль, стоимость которой подорожала с пяти копеек за пуд до двух гривен, а ведь именно соль была основным средством для консервации в те времена. Таким образом, именно подорожание соли стало тем спусковым крючком, из-за которого недовольство граждан, не в пример современным, вылилось в реальные действия, пошатнувшие власть.

Бунт начался 28 июня 1648 года. Поначалу народ пытался обращаться напрямую к царю, требуя изменений в законах, однако боярин Морозов решил действовать жестко, приказав стрельцам толпу разогнать. Это вылилось в конфликт, в результате которого часть стрельцов пострадала. Ворвавшись в Кремль, толпа также не добилась изменений, после чего в столице «учинилась большая смута». Бояр отлавливали по всему городу, их имения громились, а самих их убивали. Когда на сторону восставших перешла часть стрельцов, положение стало критическим - царю пришлось выдать толпе главных виновников повышения цен на соль, а также других людей, в которых народ видел своих врагов. Примечательно, что доверие к царю при этом не терялось.

В результате соляного бунта, царь Алексей Михайлович получил большую самостоятельность, была реформирована судебная система в Московском княжестве, а Морозов был отправлен в ссылку. Царю удалось успокоить народ, выполнив его требования, однако беспорядки наблюдались по всему княжеству вплоть до 1649 года.

11 июня 1648 года в Москве поднялся бунт, который позже назовут Соляным. Начиналось все как мирное собрание. Но в какой-то момент все переросло в кровавое и огненное безумство. Столица пылала десять дней. Бунтовали Козлов, Курск, Сольвычегодск, Томск, Владимир, Елец, Болхов, Чугуев. До конца лета в разных городах страны вспыхивали очаги недовольства, главной причиной которого стало подорожание соли.

Боярин Морозов

Несметное богатство и неограниченная власть. Вот две основные жизненные цели Бориса Морозова, деверя знаменитой боярыни-старообрядчицы, с 25 лет жившего при дворе царя Михаила Фёдоровича, в атмосфере алчности, невежества и лицемерия.Будучи воспитателем царевича Алексея, он фактически стал правителем государства, когда тот взошел на престол. Он владел 55 тысячами крестьянских душ, был хозяином железных, кирпичных и соляных промыслов. Не гнушался брать взятки, раздавал права на монопольную торговлю щедрым купцам. Назначал своих родственников на важные государственные посты и надеялся после смерти тихого Алексея Михайловича занять трон. Для этого он в 58 лет женился на царской свояченице. Неудивительно, что народ его не только не любил, но и считал одним из главных виновников всех бед.

Соль на вес золота

Государство выжило в Смутное время, но едва сводило концы с концами. Не прекращались войны, значительная часть бюджета (4-5 миллиардов рублей по нынешним деньгам) уходила на содержание армии. Средств не хватало, и появлялись новые налоги. Простые люди влезали в долги, разорялись и сбегали от государства в "белые" земли, под крыло какого-нибудь землевладельца. Фискальное бремя было настолько тяжелым, что они предпочитали лишаться свободы, чем продолжать платить подати: другой возможности выжить, не обнищать, у них не оставалось.

Народ роптал все чаще, все смелей, не испытывая уважения не только к боярам, но и к монарху. Чтобы разрядить обстановку, Морозов отменил некоторые сборы. Но стали резко дорожать товары первой необходимости: мед, вино, соль. А затем с тягловых людей стали требовать уплату тех самых налогов, что были отменены. Причем всю сумму, за все те месяцы, что налоги не взимались.

Но главное - это соль. Она была так дорога, что пойманную в Волге рыбу бросали гнить на берегу: ни у рыбаков, ни у купцов не было средств засолить ее. А ведь соленая рыба была основной пищей бедняков. Соль являлась главным консервантом.

Челобитная. Первая попытка. Стычка

Царь Алексей, девятнадцатилетний юноша, возвращался в Москву из Троице-Сергиева монастыря, куда ездил на богомолье. Возвращался в приподнятом, но задумчивом настроении. Въезжая в город, он увидел на улицах толпы народа. Показалось царю, что несколько тысяч человек вышли встречать его. Скромный, замкнутый Алексей не был расположен общаться с простым людом. Морозов также не хотел пускать народ к царю и приказал стрельцам отогнать просителей.

Последняя надежда была у москвичей на царя-заступника. Они пришли всем миром бить ему челом, а он и слушать не стал. Еще не помышляя о бунте, защищаясь от стрелецких плетей, люди принялись забрасывать процессию камнями. К счастью, почти все богомольцы к тому времени прошли в Кремль, и стычка продлилась всего несколько минут. Но рубеж был пройден, натянутая струна лопнула и людей захватила стихия бунта, которую теперь было не остановить. Произошло это 11 июня по новому стилю.

Челобитная. Вторая попытка. Начало расправы

Уже на следующий день эта стихия несла народ в Кремль, чтобы во второй раз попытаться вручить царю челобитную. Толпа кипела, кричала под стенами царских палат, пыталась пробиться к государю. Но пускать ее теперь было просто опасно. Да и не до размышлений было боярам. Они тоже поддались эмоциям и разорвали челобитную в клочья, бросив ее к ногам просителей. Толпа смяла стрельцов, бросилась на бояр. Кто не успел спрятаться в палатах - был растерзан. Людской поток потек по Москве, принялись громить дома бояр, подожгли Белый город и Китай-город. Бунтующие требовали новых жертв. Не снижения цены на соль, не отмены несправедливых налогов и прощения долгов, нет – простой люд жаждал одного: растерзать тех, кого считал виновниками своих бедствий.

Расправа

Пытался вразумить мятежников боярин Морозов, но тщетно. "Нам и тебя надобно! Мы хотим твоей головы!" - кричала толпа. Нечего было и думать об усмирении бунтовщиков. Тем более что из 20 тысяч московских стрельцов большая часть перешла на их сторону.

Первым попал в руки разъяренной толпы думный дьяк Назарий Чистов, инициатор соляного налога. "Вот тебе за соль!" - выкрикивали расправлявшиеся с ним. Но одного Чистова было мало. Предчувствуя беду, сразу же сбежал из города шурин Морозова окольничий Петр Траханиотов. Ему вдогонку Алексей Михайлович послал князя Семена Пожарского, раненного камнем в первый день восстания. Пожарский догнал Траханиотова и связанным доставил в Москву, его казнили. Эта же участь ожидала и начальника Земского приказа Леонтия Плещеева. И это было тем проще сделать, что Плещеев не был при дворе безоговорочно "своим": всего лишь за год до бунта царь вернул его в Москву из сибирской ссылки. Казнить приговоренного не пришлось: толпа вырвала его из рук палача и растерзала.

Угасание бунта

Соляной бунт заставил царя взглянуть на народ другими глазами. И вынудил, возможно, впервые в жизни самостоятельно принять решение. Царь поначалу испугался: не только потому, что большая масса людей могла при желании уничтожить его, но и потому, что не ожидал такого поведения от народа. Н е найдя лучшего выхода, Алексей Михайлович пошел на поводу у мятежников, удовлетворил все их требования: и виновников казнил, и Земский собор, которого требовали дворяне, пообещал, и налог на соль отменил... Не смог только царь отдать толпе дядьку Морозова, вместо этого он сослал его в Кирилло-Белозерский монастырь.

Бунт, выкипев, постепенно сошёл на нет.

Итоги бунта

Лидеров восстания арестовали, осудили и предали смерти.В сентябре 1648 года был созван Земский собор, который среди прочего выработал Уложение, свод законов, действовавший в России в последующие 200 лет. Были отменены чрезмерные налоги и установлена старая цена на соль. Когда недовольство совершенно утихло, из монастыря вернули и Бориса Морозова. Правда, никаких должностей он не получил и всесильным временщиком больше никогда не был.

«Соляной бунт» получил такое название, потому что поводом для него послужило недовольство налогом на соль. Этому событию предшествовал общий кризис системы налогообложения. Официальные документы того времени откровенно признают, что сбор стрелецких и ямских денег шел крайне неровно из-за массового уклонения посадских людей. В 1646 г. некоторые из прямых налогов были отменены, а вместо этого вчетверо повышена пошлина на соль - с пяти копеек до двух гривен с пуда. Поскольку продажа соли являлась государственной монополией, Чистой уверял, что соляной налог обогатит казну. На деле вышло обратное, так как покупатели до предела сократили потребление соли. Более того, соляной налог привел к непредсказуемым последствиям. На Волге из-за дороговизны соли гнили тысячи пудов рыбы, которой простой народ питался во время поста. В начале 1648 г. неудачный налог был отменен, но при этом от тяглых людей потребовали внести старые подати за три года подряд. Недовольство народа усиливалось. Вспышка стихийного недовольства произошла в начале лета 1648 г.

Медный бунт 1662 г.

Если «соляной бунт» был порожден кризисом налогообложения, то причиной «медного бунта» стал кризис денежной системы. В Московском государстве в ту пору не было собственных золотых и серебряных рудников, и драгоценные металлы привозили из-за границы. На Денежном дворе из серебряных иоахимсталеров, или, как их называли на Руси - «ефимков» чеканили русскую монету: копейки, деньги - полукопейки и полушки - четверти копеек. Затяжная война с Польшей из-за Украины потребовала огромных расходов, в связи с чем по совету А. Л. Ордин-Нащокина начался выпуск медных денег по цене серебряных. Как и в случае с налогом на соль, результат оказался прямо противоположным задуманному. Несмотря на строгий царский указ, никто не хотел принимать медь, а крестьяне, с которыми расплачивались, медными полтинами и алтынами, «худыми и неровными», прекратили подвоз в города сельскохозяйственных продуктов, что привело к голоду. Полтины и алтыны пришлось изъять из оборота и перечеканить в копейки. Мелкая медная монета поначалу действительно имела хождение наравне с серебряными копейками. Однако правительство не сумело избежать соблазна легким способом пополнить казну и безмерно увеличило выпуск ничем не обеспеченных медных денег, которые чеканились в Москве, Новгороде и Пскове. При этом, выплачивая жалование служилым людям медными деньгами, правительство требовало уплаты налогов («пятой деньги») серебром. Вскоре медные деньги обесценились, за 1 рубль серебром давали 17 рублей медью. И хотя строгий царский указ запрещал поднимать цены, все товары резко подорожали.

Большой размах получило фальшивомонетничество. По Соборному Уложению 1649 г. за подделку монеты преступникам заливали горло расплавленным металлом, но угроза ужасной казни никого не останавливала, и поток «воровских денег» наводнил государство.

«Медный бунт» был выступлением городских низов. В нем приняли участие ремесленники, мясники, пирожники, крестьяне пригородных сел. Из гостей и торговых людей «к тем ворам не пристал ни один человек, еще на тех воров и помогали, и от царя им было похваление». Несмотря на беспощадное подавление бунта, он не прошел бесследно. В 1663 г. по царскому указу медного дела дворы в Новгороде и Пскове были закрыты, а в Москве была возобновлена чеканка серебряной монеты. Жалование всяких чинов служилым людям опять стали выплачивать серебряными деньгами. Медные деньги изъяли из обращения, частным лицам было велено их переплавить на котлы или приносить в казну где за каждый сданный рубль платили 10, а позже еще меньше - 2 деньги серебром.

Крупные выступления произошли в 1650 г. в Пскове и Великом Новгороде. Толчком к выступлениям послужили закупки хлеба, которые проводились для отправки его в Швецию. Эти события часто называют "Хлебным бунтом".

По условиям мирного соглашения со Швецией Россия обязалась поставлять гуда зерно за переселяющихся русских и карел, которые уходили с территорий, потерянных в результате событий Смутного времени. Массовые закупки хлеба, осуществленные крупным псковским купцом Федором Емельяновым по поручению правительства, привели к росту цен на зерно. В конце февраля 1650 г. посадское население, стрельцы, пушкари и другой люд потребовали от местного воеводы Н. С. Собакина остановить вывоз хлеба, задержали шведского представителя в Пскове и разграбили двор Емельянова. Уже к началу марта воевода практически не имел власти в городе, реальное управление оказалось в руках "всегородной избы" (земской избы), в состав которой входили выборные представители от разных слоев населения. 15 марта началось восстание в Великом Новгороде. Для подавления волнений были отправлены войска под командованием князя И. Н. Хованского. 13 апреля правительственные силы без сопротивления вошли в Новгород, основные участники восстания были арестованы и подвергнуты телесным наказаниям.

17 век в истории России прозван «бунташным веком». В это столетие нашу страну сотрясали различные по охвату и причинам мятежи, бунты и восстания. Ниже представлены события бунташного века в виде таблицы:

Соляной бунт в Москве

Его участниками были дворяне, стрельцы, посадские люди - все, кого не устраивала Морозовская политика. Именно по инициативе, приближенного к царской семье, Бориса Морозова в феврале 1646 года значительно увеличивается налог на соль. К 1648 году цены на этот незаменимый продукт вырастают в четыре раза. В связи с этим, практически полностью прекращается засолка рыбы, люди начинают голодать, продажи дорогой соли сильно снижаются, а городская казана терпит убытки. Вскоре налог отменяют. Однако появляется необходимость внесения старых податей за несколько лет подряд. Неудачные указы, а также активное участие в жизни государства приближенных царя Алексея (Плещеева, Милославского, Траханиотова, Морозова) послужили причиной организации Соляного бунта в Москве, а затем и в других русских городах. Основным последствием бунта считается принятие Соборного Уложения (1649 года).

Волнения в Новгороде и Пскове

Причиной тому послужило решение правительства о погашении государственных долгов перед Швецией путем отправки для них хлеба. Городской бедноте грозил голод. Люди пытались обращаться к властям, но безуспешно. Так, 28 февраля 1650 года началось очередное народное восстание. Все та же разобщенность и стихийность принятия решений повлияли на исход бунта. Обманными обещаниями властям удалось усмирить людей, после чего началась жестокая расправа над зачинщиками мятежа.

Медный бунт в Москве

Очередное событие бунташного века. Проблемы денежной системы вынудили народ прибегнуть к восстанию. Сокращение монет из золота и серебра, нежелание крестьян принимать медь и, как следствие, прекращение обеспечения городов сельхоз продукцией привели к голоду. Денежные махинации власти, желающей пополнять казну за счет несправедливого налога, не могли больше проходить бесследно. К ответу призывали все тех же лиц, что и в 1648 году. Но в этот раз недовольными оказались только городские низы: крестьяне, мясники, ремесленники и пирожники. Медный бунт был беспощадно подавлен. Однако он не оказался напрасным. Уже в 1663 году издается указ о возобновлении чеканки серебряных монет в Москве.

Народные восстания под предводительством Степана Разина

Донскому казаку удалось организовать масштабные выступления против начальных людей и бояр. Но характерные тому времени царистские убеждения не покидали людей и в этот раз. Астрахань, Саратов, Самара - один за другим казаки осаждали русские города. Но в Симбирске им было оказано активное сопротивление. Разин получил серьезное ранение, и дальнейшие выступления проводились уже без него. Кровопролитное и жесточайшее подавление бунта Разина завершилось разгромом казачьего войска и четвертованием Степана Разина.

Стрелецкий бунт

До сих пор нет определенного ответа, что же послужило причиной «Хованщины» (второе название бунта, связанное с именами его главных участников князей Хованских), но принято выделять две версии. По первой - это было столкновение боярских «партий», как выразился один из современников. По второй версии Стрелецкий бунт - это очередное городское восстание, связанное со злоупотреблением военоначальниками своими полномочиями и задержками жалования стрельцам. Итог бунта: фактическое правление царевны Софьи Алексеевны в течение 7 лет.

1 июня 7156 года "от сотворения мира" (11 июня 1648 года по Григорианскому календарю) в Москве начался "соляной бунт" - народные волнения, вызванные увеличением "тягла", связанного с ростом налога на соль [по другим данным эти события начались 2 июня или 25 мая].

Этому событию предшествовал общий кризис системы налогообложения. В рассматриваемый период времени налогообложение городского населения существовало в форме "тягла" - комплекса денежных и натуральных повинностей, который исполняло посадское население. Между тем в городах бок о бок с "тяглым" посадским населением жили ремесленники и торговцы из белых слобод, называвшихся так потому, что они были обелены, или освобождены от тягла. Белые слободы принадлежали крупным духовным и светским феодалам. Население белых слобод являлось зависимым от своих феодалов, но его материальное положение было лучшим, чем у свободных людей. Отсюда наблюдалось стремление посадских обменять свою тяжелую свободу на сравнительно легкую зависимость путем закабаления за сильными вельможами. Дошло до того, что в некоторых городах население белых слобод сравнялось с населением посадов. Таким образом подати выплачивало все меньше и меньше налогоплательщиков, а тягло, падавшее на каждого из них, естественно, возрастало.

Вскоре властям стала очевидной бессмысленность дальнейшего увеличение прямых налогов ввиду сокращения и подрыва платежеспособности тяглого населения. Официальные документы того времени откровенно признают, что сбор стрелецких и ямских денег шел крайне неровно из-за массового уклонения посадских людей: "иные и не платят, потому что ни в разряде в списках, ни в писцовых книгах имен их нет, и живут все в уезде в избылых".

Назарий Чистой, бывший гость, ставший думным дьяком, предложил по примеру западноевропейских стран сделать основной упор на косвенные налоги. В 1646 г. некоторые из прямых налогов были отменены, а вместо этого вчетверо повышена пошлина на соль - с пяти копеек до двух гривен с пуда. Поскольку продажа соли являлась государственной монополией, Чистой уверял, что соляной налог обогатит казну. На деле вышло обратное, так как покупатели до предела сократили потребление соли. Более того, соляной налог привел к непредсказуемым последствиям: на Волге из-за дороговизны соли гнили тысячи пудов рыбы, которой простой народ питался во время поста.

В начале 1648 г. неудачный налог был отменен, но при этом от тяглых людей потребовали внести старые подати за три года подряд. Недовольство народа усиливалось злоупотреблениями царских приближенных: воспитателя царя боярина Морозова, царского тестя князя И.Д.Милославского, окольничего Л.С. Плещеева, начальника Пушкарского приказа Траханиотова.

Вспышка стихийного недовольства произошла в начале лета 1648 г. Простое население Москвы несколько раз пыталось подать челобитную на царских приближенных, однако челобитные не принимались, что подвигло недовольных на более решительные действия.

1 июня 1648 г., когда царь Алексей Михайлович возвращался с богомолья, толпа остановила его экипаж и потребовала отставить Л.С. Плещеева. Царь обещал, и народ уже стал расходиться, как вдруг несколько придворных из числа сторонников Плещеева ударили несколько человек нагайками. Рассвирепевшая толпа обрушила на них град камней и ворвалась в Кремль. Чтобы остановить мятеж, Плещеев был выдан на казнь, но толпа вырвала его из рук палача и убила. Бежавшего Траханиотова поймали и казнили. Когда убивали дьяка Назария Чистого, толпа приговаривала: "Вот тебе, изменник, за соль". Был разграблен дом гостя Шорина, которого обвиняли в повышении цены на соль. В довершение несчастий в Москве начался страшный пожар.

Стрельцы, которым долго задерживали жалование, перешли на сторону восставших, что придало бунту особенный размах. Верным правительству остался лишь отряд служивых иностранцев, двинувшийся на защиту царского дворца с распущенными знаменами и барабанным боем. Под прикрытием немцев начались переговоры со взбунтовавшимися.

Большинство царских приближенных, чьи головы требовала толпа, были выданы на расправу. Царь объявил народу, что жалеет о бесчинствах Плещеева и Траханиотова. С большим трудом удалось спасти боярина Морозова. Царь слезно просил толпу: «Я обещал выдать вам Морозова и должен признаться, что не могу его совершенно оправдать, но не могу решиться и осудить его: это человек мне дорогой, муж сестры царицыной, и выдать его на смерть будет мне очень тяжко». Морозова отправили в безопасное место, в почетную ссылку в Кириллов-Белозерский монастырь, причем царю пришлось дать обещание, что он никогда не возвратит боярина в Москву.

Царь приказал угостить стрельцов вином и медом, им было выдано повышенное жалование. Царский тесть Милославский зазвал на пир выборных от черных сотен и угощал их несколько дней сряду. Были заменены судьи во всех важнейших приказах. По царскому указу были освобождены от правежа недоимщики. Алексей Михайлович обещал также понизить цену на соль.

Вслед за Москвой волнения произошли в Козлове, Владимире, Ельце, Болхове, Чугуеве. Главным последствием городских восстаний стала посадская реформа и принятие Соборного Уложения 1649 г.

Бунт – это исторически сложившаяся в России форма активного протеста. XVII век запомнился современникам как "бунташный" век. Из истории известно, что в самом начале XVII века страну потрясла первая Крестьянская война, достигшая наивысшего подъема в 1606-1607 гг., когда во главе восставших - крестьян, холопов, городской бедноты - встал Иван Болотников. С большим трудом и немалым напряжением сил власти подавили это массовое народное движение. За ним последовали: выступление, возглавленное монастырским крестьянином Балашом; волнения в войсках под Смоленском; более 20 городских восстаний, прокатившихся в середине века по всей стране, начиная от Москвы, соляной бунт 1648 года, восстания в Новгороде и Пскове (1650 г.); "медный" бунт (1662 г.), местом действия которого вновь становится столица, и, наконец, Крестьянская война Степана Разина.

Отметим итоги "соляного" бунта: правда восторжествовала, народные обидчики наказаны и в довершение ко всему - принято Соборное Уложение, которое было призвано облегчить народную долю и избавить управленческий аппарат от коррупции. Выделим и то, что во время "соляного" бунта "чернью" было разгромлено около семидесяти дворов особо ненавистных дворян. Одного из бояр, Назария Чистого, инициатора введения огромного налога на соль, бунтовщики изрубили на куски. Бунтовщики потребовали наказать виновных. Одного из них, Плещеева, казнили на Красной площади и выдали его голову толпе.

Погром – это частная форма бунта. Не ударяясь в исторические изыски, отметим, что трагические события 2006 в Кондопоге были презентованы рядом российских СМИ в формате "погром". "Газета.ру" со ссылкой на центр "Сова" сообщила, что "в ночь с 1 на 2 сентября 2006 года в городе Кондопоге начались кавказские погромы. 29 августа в массовой драке в городе погибли три (по другим сведениям - четыре) человека. На 2 сентября местные запланировали митинг, но в ночь накануне митинга в городе вспыхнули беспорядки. Возможно, в них приняли участие и лидеры, и активисты ДПНИ, прибывшие накануне из нескольких городов в Кондопогу. Очевидцы сообщают как минимум о 8 кавказцах, пострадавших во время погромов. Сообщается о целой серии инцидентов, наиболее крупным из которых стала попытка разгрома кафе "Чайка", возле которого произошла массовая драка. Погромщики (по некоторым данным, около 70 человек, по другим – больше сотни), вооруженные камнями и бутылками с зажигательной смесью атаковали кафе, а также вступили в драку с прибывшим ОМОНом". Подобное позиционирование бросает своеобразную тень на все известные погромы в истории нашей страны. Отметим, что главным итогом событий в Кондопоге стало фактическое сворачивание борьбы с "русским" фашизмом, которое грозило усилиями партии "Единая Россия" и ЛДПР Жириновского перерасти в государственную идеологию. Широкий круг экспертов убежден в том, что события в Кондопоге остаются символом грядущего русского бунта, бессмысленного и беспощадного.

В одной из редакционных статей на ФОРУМ.мск можно было прочесть следующее: "Советская школа из поколения в поколение передает восхваление террористов... Это семена будущего русского бунта, бессмысленного и беспощадного. И спровоцируют бунт сами нувориши, которые кичатся своим привилегированным положением. Они позволяют себе беспредельничать на дорогах, демонстративно унижают тех, кто ниже по статусу. Они берут пример с высшей власти: когда сразу четыре министра правительства Зубкова, начиная с него самого, являются близкими родственниками, вопреки прямому законодательному запрету - это показывает всем, что элита окончательно отгородилась от народа, и живет по двойным стандартам". И с данным высказыванием можно согласиться.

Из истории СССР понятию бунт в наибольшей степени соответствуют события в Новочеркасске. Новочеркасский расстрел - название событий, произошедших после демонстрации рабочих Новочеркасского электровозостроительного завода и других горожан 1-2 июня 1962 года в Новочеркасске, вызванной ростом цен на продукты повседневного спроса и снижением расценок на труд. Что общего между событиями в Кондопоге 2006 года и событиями в Новочеркасске 2006 года? Общее – провокация, вызывающая естественное возмущение, бездействие или неспособность властей удержать ситуацию под контролем и разгул народной стихии.

Обычно к слову "бунт" принято прибавлять пушкинские слова "бессмысленный и беспощадный". Эпиграфом к данной работе приведены слова Пушкина из чернового варианта "Капитанской дочки", не вошедшие в окончательный вариант, но они более точно раскрывают смысл бунта.

В слове "бессмысленный" есть своя справедливость, так как бунт не ставит перед собой никаких особых целей. Именно поэтому в век политтехнологий бунт становится проектом. Сегодня достаточно широкий круг российских экспертов убежден в том, что дестабилизация общественно-политической ситуации в России пойдет по линии русского бунта. "Новый Новочеркасск" начала ХХI века произойдет по следующей схеме: неадекватность мелкопоместных олигархов, помноженная на традиционное бездействие властей, плюс четко спланированная провокация – и народный "коктейль Молотова" готов. А подавление бунта и многочисленные человеческие жертвы – это залог того, что российских режим будет позиционироваться на Западе как "кровавый".