Согласование, управление, примыкание. Нормы согласования, управления и примыкания
- уважаемые провожающие,
- добрый человек,
- чайная ложка.
- песня о любви,
- шагать строем,
- плыть брасом.
Примыкание, управление, согласование это типы подчинительной связи, это три основы, на которых строится правильная речь. Итак согласование это тип подчинительной связи, при котором главным словом является существительное, а зависимое - в том же падеже, роде и числе, пример: на крыше дома. Управление это так же тип подчинительной связи, при котором главное слово, оно же управляющее для зависимого, например: читать о погоде. Примыкание - это тип подчинительной связи, где главным словом считается неизменяемая часть речи, например: его комната, говори тише, яйцо всмятку, кофе по-турецки.
Для начала надо понимать, что существует три типа подчинительной связи которые подстраиваются под одно правило по которому определяется тип связи слов в словосочетании. Вначале определяется главное слово, а уж от него задается вопрос к зависимому, после чего и определяется часть речи главного слова. Согласование, примыкание, управление это фундамент для грамотного построения речи и текста.
Согласование тип подчинительной связи, где главным словом является существительное, а зависимое стоит в том же роде, падеже и числе.
Пример - веселый человек, первый этаж, красивый цветок
Управление тип подчинительной связи, где главное слово становится управляющим для зависимого. Главним здесь становится глагол.
Пример - думать о детях, стоять в очереди, кричать в рупор.
Примыкание - главным словом здесь является неизменная часть речи. В этих случаях слова связаны лишь по смыслу.
Согласование--вид подчинительной связи в словосочетании, при котором зависимое слово полностью совпадает в роде,числе и падеже с главным. Согласуются,как правило, изменяемые слова: существительное (главное слово) + прилагательное, причастие, порядковое числительное, местоимение. Вот примеры: желтые листья, опавшая листва, третий звонок, моя жизнь. Главным словом может быть местоимение-существительное, например: кто-то чужой. Согласуются и два существительных: пес-лентяй, барышня-крестьянка.В роли главного слова может выступать субстантивированные прилагательные и причастия,например: вкусное мороженое, загорелый отдыхающий.
Управление-- вид подчинительной связи, когда зависимое слово стоит в том падеже, которого требует главное слово. Вот примеры управления: щелкать зубами, ректор вуза, грустно до слез, двое мальчиков, благодаря хозяйку, беседа с учениками, встретиться с отдыхающими.
Примыкание-- вид подчинительной связи, когда оба слова не связаны грамматически,а неизменяемое зависимое слово присоединяется к главному только по смыслу.
Примеры примыкания: наука побеждать, намерен отдохнуть, читать быстро, петь стоя, брюки хаки, час пик, рукава реглан, кто-то опытнее, бежать быстрее,взгляд исподлобья, очень громкий, слишком холодно, поворот направо.
Примеры подчинительной связи в предложениях:
Примыкание: вымыть пол, протереть сухо.
Согласование: зеленая трава, синее небо, оранжевый апельсин.
Управление: готовить еду, обнять ребенка.
Иногда их часто спутывают.
Согласование, управление и примыкание это три вида подчинительной связи в словосочетаниях. Вот их подробное описание:
А вот примеры словосочетаний каждого вида:
Согласование:
Младший брат, тмная ночь, мокрая улица, высокий дом, первое место, социальные сети, пушистая собака, каменный цветок и т.д.
Примыкание:
Долго уговаривать, хотел рассказать, медленно идти, талантливо написать, правильно писать.
При таком виде подчинительной связи, как согласование , зависимое слово будет употребляться в такой же форме (род, падеж и число), что и главное слово.
Примеры: зловещая луна, разбитый автомобиль, цветущая лилия, рассыпавшиеся карандаши.
Управление это вид связи, который характеризуется тем, что главное слово управляет падежом зависимого.
Примеры: заниматься туризмом, сидеть в школе, копать землю, поливать цветы.
Если слова в словосочетании связаны лишь по смыслу, то такой вид подчинительной связи называется примыканием.
Примеры: сильно хотеть, бежать подпрыгивая, предложить чай, внимательно читать.
Согласование как вид подчинительной связи примеры:
шариковой ручки, синие фломастеры, смышленый малыш.
примыкание примеры такие: давно хотел, сразу помыть, громко дышать, моя тетрадь.
управление: сделать скворечник, варить суп, держать корову.
Согласование, примеры словосочетаний:
вкусный борщ,
хороший человек,
веселый праздник,
мой котенок.
Примыкание, примеры словосочетаний:
весело поет,
смешно говорит,
цвет беж,
Управление, примеры словосочетаний:
поговорим о наболевшем,
думаю о маме,
пою песню,
разговор по душам.
Подчинительная связь в словосочетаниях:
согласование примеры: интересный фильм, широкий пояс, пятый элемент.
управление примеры: снять картину, жарить картошку, целовать ребенка.
примыкание: внимательно слушать, сшить костюм, готовить ужин.
Существует три вида подчиненной связи, это:
Например:
Например:
Например:
Класс _______________
Предмет_________________
Дата:
Тема : Нормы согласования, управления и примыкания.
Цель: определить основные нормы подчинительной связи в словосочетаниях.
Задачи:
обучающие:
- изучить особенности словосочетаний, нормы подчинительной связи (согласования, управления, примыкания) ;
Сформировать умение пересказывать научный текст; различать понятия;
2. развивающие:
Создать условия для развития УУД: сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
Продолжить развитие творческих способностей;
Формирование орфографической зоркости;
3. воспитательные:
Воспитывать у учащихся познавательный интерес, информационную культуру, культуру речевого общения.
Оборудование : учебник, раздаточный материал.
Методы работы : устная, письменная.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Ход урока
Организационный момент.
Проверить готовность учащихся к началу урока.
Актуализация знаний.
Что такое словосочетание?
Как связаны слова в словосочетании?
На какие две группы делятся слова в словосочетании?
По своей структуре словосочетания делятся?
По главному слову словосочетания делятся? Дайте характеристику, приведите примеры.
Назовите способы подчинительной связи в словосочетаниях. Дайте им характеристику. Приведите примеры.
Проверка домашнего задания.
Работа в группах: каждой группе предлагается один список слов с заданием:
Укажите варианты, в которых отсутствуют словосочетания. Свой ответ аргументируйте.
1. а) на письменном столе
2. а) постучать в дверь
б) корабль отплыл
б) жить по-новому
в) прыгнули с моста
в) вследствие опоздания
г) громко засмеялся
г) в первых рядах
3. а) платье в клетку
4. а) будем работать
б) проснуться утром
б) сидел молча
в) пропущенный урок
в) сомневаться в сказанном
г) бить баклуши
г) за интересной книгой
Вывод (записываем в тетради для подготовки к экзаменам): Поскольку в подчинительном словосочетании обязательно есть главное и зависимое слово, не всякое соединение слов служит строительным материалом для предложения; не являются словосочетаниями:
1) подлежащее и сказуемое, поскольку здесь налицо предикативные отношения, возникающие только в предложении: Пришла пора;
2) сочетание самостоятельного слова со служебным: около подъезда, перед снегопадом, мимо клумбы, в течение урока, во время каникул, пусть говорят, давайте запишем и т.п.;
3) сочетания слов в составе фразеологизмов, поскольку в устойчивых выражениях каждое слово утратило самостоятельное значение: нести околесицу, с гулькин нос, притча во языцех, разделать под орех, шарашкина контора, на кудыкину гору и т.п.;
4) составные словоформы: более светлый, менее трудно, будет ходить, лучше всех, важнее всего.
Упражнение 1. Укажите с помощью условных значков главные и зависимые слова в данных словосочетаниях. Запишите по образцу.
Зелёные деревья, сад весной, каждый из друзей, придуманный кем-то, красный от холода, макароны по-флотски, освещённые лучами, очень смешно, жить припеваючи, из поездки возвратившись, известный немногим, довольно весело, живущий рядом, сотая доля, просить запомнить, попавшие на конкурс, нужно увидеть, задержавшись допоздна, что-то большое, храбро сражающийся, гонимый ветром, двадцать карандашей, возбуждающий интерес, восемьдесят лет, радостно улыбнувшись.
Самостоятельная работа 1.
Выполните тестовые задания. Укажите варианты, в которых отсутствуют словосочетания.
1. а) к голубому вагончику
2. а) заглянуть в окно
б) состав прибыл
б) сделать по-старому
в) наблюдали с балкона
в) будут цвести
г) низко нагнулся
г) на ярких лепестках
3. а) дом с колоннами
4. а) вопреки предсказаниям
б) молча переглянуться
б) сидел сгорбившись
в) выполненное задание
в) во всём сомневаться
г) все обрадовались
г) с обаятельной соседкой.
5. а) падающий снег
6. а) снежинка на рукаве
б) лететь в окна
б) самый глубокий
в) несмотря на запрет
в) узорчатый край
г) поднять высоко
г) совсем холодная
Самостоятельная работа 2.
1. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является имя существительное?
а) Гонимый ветром, трепещущая рыба, клеящий обои;
б) сваренный картофель, оберегающий детей, храбро сражающийся;
в) поющие птицы, возбуждающий интерес, унесённый ветром;
г) поставленные вопросы, хранимые рукописи, дремлющий лев.
2. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является причастие?
а) Рассказывающий о книге, сеющие в мае, скакал на коне;
б) тяжело дышащие, любимый детьми, хранимый в сарае;
в) проникающий вглубь, нарисованный фломастером, хлопочущая хозяйка;
г) бегающий по комнате, подготовленный к использованию, утрачивая значение.
3. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является деепричастие?
а) Пробежав по полю, позаботившись о родителях, прекрасно понимая;
б) кокетничая с приятелем, прослушав лекции, смотрю в окна;
в) простояв на ветру, неожиданно заболеть, стелющийся понизу;
г) сдерживая раздражение, пройтись пешком, показавшись вдали.
4. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является имя прилагательное?
а) С радостным восторгом, подогретый на сковороде, взлелеянный любовью;
б) интересный для окружающих, красный от мороза, вялый из-за болезни;
в) добрый по натуре, дружеские отношения, выращенный в теплице;
г) похожий на родителей, пятый с краю, сваренный в кастрюле.
Изучение нового материала.
Способы подчинительной связи между словами. Существует три главных способа подчинительной связи между компонентами словосочетания: согласование, управление, примыкание.
Согласование - такой способ подчинительной связи слов, при котором зависимое слово уподобляется главному в формах рода, числа и падежа: молодая березка, в кипящую воду, о нашем друге, первому снегу и т.п.
Главное слово : существительное.
Зависимое слово (всегда изменяется по родам, числам и падежам) : прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное.
При склонении изменяется как главное, так и зависимое слово: морской берег, морского берега, морскому берегу и т.д.
Управление - такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без предлога: рубить (что?) дрова; веря (во что?) в дружбу; дружба (с кем?) с одноклассниками; доволен (кем?) тобой; связанный (из чего?) из шерсти; двое (из кого?) из них, троим (из кого? из скольких?) из пяти и т.п.
Главное слово: глагол и его формы (причастие, деепричастие), существительное, прилагательное, числительное.
Зависимое слово (всегда изменяется по числам и падежам) : существительное, местоимение, числительное.
При изменении формы главного слова зависимое не изменяется, стоит в определённой форме: помогать отцу, помогал отцу, помогал бы отцу, поможем отцу и т.д.
Примечание.
1. В сочетании слов типа три дерева (с неодушевленным существительным) числительное в им. и вин. падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним. То есть, в словосочетании три дуба способ связи - управление , в словосочетаниях трёх дубов, трём дубам, тремя дубами (о) трёх дубах - согласование.
2. В сочетаниях типа три дочери (с одушевленным существительным) управление наблюдается только в им. падеже, а в остальных падежах - согласование. То есть, в словосочетании три девочки способ связи - управление , в словосочетаниях трёх девочек, трём девочкам, тремя девочками, (о) трёх девочках - согласование.
Примыкание - такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно: внимательно слушать; собираться уехать; идти не оглядываясь; яйца всмятку; желание учиться; цвета беж; юбка мини и т.п.
Главное слово: глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное.
Зависимое слово: любое неизменяемое знаменательное слово (наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное, притяжательное местоимение).
Примечание.
1. Притяжательные местоимения его, ее, их не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием : его книга, ее слова, их дети. Притяжательные местоимения отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи? и обозначают принадлежность.
2. Их следует отличать от личных местоимений его, её, их (обозначают объект, стоят в форме В.п.),которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением: вижу (кого?) его, окликнул (кого?) ее, вызвал (кого?) их.
Подсказки для тех, кому трудно:
1) чтобы найти словосочетание с согласованием, надо выделить в предложении слово адъективной структуры (отвечающее на вопрос какой?), а затем найти слово, от которого оно зависит;
2) поиск словосочетания с управлением - это поиск слова (с предлогом или без), отвечающего на падежный вопрос (кого? чего? кому? чему? и т.д.), а затем установление главного слова, чаще всего глагола или существительного;
3) найти словосочетание с примыканием можно, отыскав неизменяемое слово, а затем установив слово, от которого оно зависит.
Компоненты словосочетания могут быть отделены друг от друга. В этом случае объединить слова в словосочетание помогает вопрос. Например, в предложении
И голос у [мамы] был нежный и бархатный, как будто нарочно созданный для таких чудесных песен (Л.Чарская) находим словосочетание с управлением - созданный (для чего?) для песен.
Закрепление.
Укажите неправильный вариант ответа.
1. Согласование
4. Согласование
а) думать о будущем
а) в сиреневом облаке
б) решающий ученик
б) с огромным букетом
в) к следующему понедельнику
в) цветущую сирень
г) от дурных мыслей
г) растущие в саду
2. Управление
5. Управление
а) праздник весны
а) пусть светит
б) солнечным утром
б) работа над ошибками
в) виться над головой
в) смеясь над собой
г) заглянувший в парк
г) рассказанная на уроке
3. Примыкание
6. Примыкание
а) очень приятно
а) обижаться по-прежнему
б) разговаривать сидя
б) крикнуть громко
в) прищурив глаза
в) пришёл заранее
г) решил прогуляться
г) уехал на отдых
Из предложений выпишите словосочетания с указанным видом связи.
1. Никогда, бывало, отец его, направляясь в лес, не забудет этого компаса. (Согласование.)
2. Кто не пробовал в жизни своей осеннюю клюкву и сразу бы хватил весенней, у него бы дух захватило от кислоты. (Примыкание.)
3. Митраша сразу успокоился, и друзья пошли по дороге. (Управление.)
4. Болотная сырость, казалось, проникла сквозь тело к костям и студила их. (Согласование.)
5. К этому вою давно уже прислушивался волк Серый помещик: (Управление.)
6. И Травка в ответ на слова человека тихонечко поползла. (Примыкание.)
7. Собака, начав делать свой круг по елани, с чем-то там встретилась. (Согласование.)
8. Совсем недалеко стояла и смотрела на неё большая рыжая собака. (Управление.)
9. Когда вода начинает спадать, плодородный ил нашего чернозёма садится на старую траву, и весь луг на необозримом пространстве становится чёрно-бархатным. (Примыкание.)
10. После родителей всё их хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросёнок Хрен. (Примыкание.)
Как избежать ошибок, наиболее распространённых в речи современного человека
Зная правила построения словосочетаний, легче избегать наиболее распространённых в речи современного человека ошибок. В конструкциях с управлением часто встречаются следующие ошибки:
1) употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции: *установить о причинах аварии (правильно: установить причины); *не касаться к этим вопросам (правильно: не касаться этих вопросов ); *оплатить за проезд (правильно: оплатить проезд );
2) беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: *характерная им особенность (правильно: характерная для них особенность );
3) неправильный выбор предлога: *партнер в игре в гольф (правильно: партнер по игре в гольф );
4) смешивается управление в словосочетаниях с близкими по смыслу словами:
вера во что-либо - уверенность в чём-либо;
заслуживать чего-либо - заслужить что-либо;
идентичный чему-либо - сходный с чем-либо;
обидеться на что (кого-) -либо - обижен чем (кем-) -либо;
обрадоваться чему-либо - обрадован чем-либо;
обращать внимание на что-либо - уделять внимание чему-либо;
опираться на что-либо - базироваться на чём-либо;
отзыв о чём-нибудь - рецензия на что-либо - аннотация на что-либо;
превосходство над чем-либо (кем-либо) - преимущество перед чем-либо (кем-либо);
предостеречь от чего-либо - предупредить о чем-либо;
препятствовать чему-либо - тормозить что-либо;
различать что и что - отличать что от чего;
рассердиться на что (кого-) -либо - рассержен чем (кем-)-либо;
свойственный чему-либо - характерный для чего-либо;
удивлён чем-либо - удивляться чему-либо;
упрекать в чём-либо - осуждать за что-либо;
уплатить за что-либо - оплатить что-либо.
Подведение итогов.
Что вы сегодня узнали?
Какие нормы подчинительной связи вам стали известны?
Домашнее задание.
_______________
_______________
Р.р.
***
***
***
***
Типы подчинительной связи слов в предложении или словосочетании бывают трех видов: примыкание, управление, согласование. Каждый тип обладает своими признаками и особенностями, различать которые просто необходимо. Стоит отметить, что одно из заданий на Едином государственном экзамене в части "В" является задание на определение этого вида, либо поиск нужного словосочетания определенного типа.
Согласование, управление, примыкание: правило
Итак, все три типа подчинительной связи подстраиваются под одно общее правило: чтобы определить тип для начала нужно определить главное слово и от него задать вопрос к зависимому, после чего определить часть речи главного слова. Именно для этого требуется отличное знание самостоятельных и служебных частей речи. Согласование, примыкание, управление - это своего рода фундамент для правильного построения речи и текста. Знание этой основы поможет успешно справиться с заданиями повышенного уровня на Едином государственном экзамене.
Примыкание, управление, согласование
Итак, согласование - это тип подчинительной связи, главным словом в котором является существительное, а зависимое всегда стоит в том же падеже, роде и числе. Следовательно, при изменении главного слова меняется и зависимое. Зависимыми словами могут являться местоимения, прилагательные, причастия или числительные. Например: на седьмом этаже, радостное известие, около моей машины .
Управление - это тип подчинительной связи, когда главное слово является управляющим для зависимого. В таких ситуациях главным словом выступает, как правило, глагол, однако нередки случаи, когда управляет зависимым словом существительное или деепричастие. Очень важно не спутать типы связи при главенствующих деепричастиях и причастиях. Например: думать о книге, девушка из города, придя домой . Стоит отметить, что словосочетания типа "нет дождя" будут относиться также к управлению.
Примыкание, управление, согласование - это три кита, на которых строится основа правильной и гармоничной речи. Третий и последний тип связи - это примыкание, в котором главным словом является В таких ситуациях слова связаны лишь по смыслу, а общих грамматических признаков у них нет. Как правило, таким словом будет наречие или инфинитив. Основной особенностью является и то, что главным словом может являться Именно это вызывает особую трудность. В пример можно привести следующие словосочетания: его собака, быстро пришли, нельзя учить .
Примыкание, управление, согласование - это типы подчинительной связи. Определить его достаточно легко. Главное - правильно задать вопрос и определить честь речи главного слова. Также стоит знать несколько тонкостей этого правила, таких как тип связи при притяжательном местоимении и при наличии слова «нет». Знание этого правила поможет на Едином государственном экзамене, так как задание на определение типа связи находится в блоке заданий с повышенным уровнем.
Подчинительная связь — связь, передающая такие отношения между элементами языка (словами или частями сложного предложе-ния), когда они являются неравноправными, и один из них оказывается главным, а второй — зависимым. Подчинение встречается в разных типах словосочетаний и между частями сложноподчиненного пред-ложения:
медный колокольчик; обжечь губы; сладко пахнуть и др.;
Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку (Б. Л. Пастернак)
Если утро зимнее темно, То холодное твое окно Выглядит, как старое панно (О.Э. Мандельштам)
Для выражения подчинения в русском языке используется целый ряд грамматических средств: окончания в форме зависимого слова, различные служебные слова (предлоги, послелоги, подчинительные союзы и союзные слова), порядок слов, интонация.
Внутри подчинения принято различать три его разновидности: со-гласование, управление и примыкание.
Согласование — такой вид подчинительной связи, при котором грамматические характеристики главного слова повторяются в зависи-мом. При этом если меняется грамматическая форма главного слова, то обязательно меняется и форма зависимого слова, например: смелый человек, смелого человека, смелым людям.
Согласование может происходить по роду, числу, падежу — как по отдельности, так и по всем этим грамматическим категориям одно-временно: тогда его называют соответственно неполным и полным. Так, в случаях на семи ветрах и город Москва наблюдается неполное согласование, а в словосочетаниях пишущая машинка и этот дом со-гласование будет полным.
Управление — такой вид подчинительной связи, при котором глав-ное слово требует от зависимого определенной формы того или иного падежа, и при изменении формы главного слова форма зависимого слова не меняется, например: строит дом, строили дом, построив дом. Как правило, требование определенного падежа связано с лексико-грамматическими характеристиками главного слова.
В ряде работ различают понятия сильного и слабого управления. В случае сильного управления главное слово жестко предопределяет появление при нем конкретной падежной формы зависимого слова, это зависимое слово необходимо при главном, т.к. их связывают опреде-ленные смысловые отношения: читать учебник, просмотр фильма, наедине с тобой. Слабое управление не предполагает обязательного распространения главного слова какой-либо падежной формой, появ-ление зависимого слова может быть факультативным: сильный духом, улыбнуться шутке.
Примыкание — такой вид подчинительной связи, при котором главное слово не диктует зависимому никаких грамматических харак-теристик, и подчинение одного слова другому проявляется не фор-мально (в структуре зависимого слова), а только семантически. В ряде случаев средствами выражения примыкания могут служить порядок слов и интонация.
Бесспорно, этот вид связи используется в словосочетаниях, где за-висимые слова в принципе не имеют форм словоизменения. Такими являются наречия, деепричастия, инфинитивы, некоторые прилага-тельные, формы сравнительной степени, например: смотреть иско-са, быть умнее, плакать не переставая. Как правило, в большинстве школьных учебников только такие случаи и относят к примыканию.
В лингвистической литературе примыкание может пониматься более широко, и тогда выделяют так называемое падежное примыка-ние (предложное и беспредложное). К нему будут относиться случаи типа видеться каждый день, платье из ситца, их семья. При па-дежном примыкании чаще всего выражаются либо определительные отношения между словами (как в последних двух примерах), либо обстоятельственные — обычно пространственные (лежать на диване, стрелять из окопа). Материал с сайта
Эти случаи не считаются управлением, поскольку при управле-нии именно главное слово должно определять падеж (с предлогом или без) зависимого слова. Здесь же скорее зависимое слово выбирает для себя ту или иную падежную (или предложно-падежную) форму, и этот выбор зависит от конкретной ситуации и от лексического значения именно зависимого (а не главного) слова. Например, можно поставить в качестве определения при слове платье зависимое существительное и в родительном падеже (платье сестры), и в винительном с предло-гом в (платье в горошек), и в родительном с предлогом из (платье из шелка), и в творительном с предлогом с (платье с запахом) и т.д.; при глаголе видеться зависимое слово не обязано стоять только в винитель-ном падеже без предлога (как в видеться каждый день), оно может выбрать для себя и какую-то другую форму (видеться по выходным, видеться через день, видеться в конце недели и т.п.). Следовательно, не существительное платье и не глагол видеться заставляют зависимые слова стоять в определенной форме, а эти слова сами решают, какой падеж и предлог им выбрать. Поэтому случаи такого рода могут трак-товаться как примыкание.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- правило на тему согласование примыкание управление
- управление подчинение согласование
- для чего служит примыкание
- подчинительная связь управление ее виды
- главные слова в примыкании, согласование, управление
B3 - типы подчинительной связи
Комментарии преподавателя
Возможные трудности | Добрые советы |
Бывает трудно определить тип связи слов в словосочетаниях существительное + существительное , где зависимое слово отвечает на вопрос какой? Например: умница дочка, город Москва, лист берёзы, дом у дороги. | Попробуйте изменить главное слово, употребив его в форме множественного числа или косвенного падежа, например, родительного. Если зависимое существительное при этом изменяется, то есть согласуется с главным словом в числе и падеже (умницы дочки, города Москвы
), то тип связи слов в этом словосочетании - согласование. |
Иногда род, число и падеж существительных, связанных с помощью управления, совпадают, поэтому в таких случаях можно спутать управление с согласованием, например: у директора колледжа. | Чтобы определить тип связи слов в данном словосочетании, нужно изменить форму главного слова. Если зависимое слово изменяется вслед за главным, то это словосочетание с согласованием: у красавицы артистки - красавице артистке . Если зависимое слово не изменяется, то это словосочетание с управлением: у директора колледжа - директору колледжа. |
Некоторые наречия, образованные от существительных и других частей речи, можно спутать с соответствующими частями речи и допустить ошибку в определении типа связи, например: поехать летом - восхищаться летом, сварить вкрутую - в крутую передрягу. | Для определения типа связи в такой ситуации необходимо правильно определить часть речи, которой является сомнительное слово. Если сомнительное слово написано слитно с бывшим предлогом или через дефис, то это наречие: вкрутую, вдаль, навстречу, по-старому.
|
Иногда трудно установить, какое слово в словосочетании является главным, а какое – зависимым, например: | В словосочетаниях прилагательное + наречие главным словом всегда является прилагательное, а зависимым – наречие, которое обозначает признак признака
. |
Синтаксис. Понятие о предложении и словосочетании
Синтаксис - это раздел грамматики, в котором изучается строение и значение словосочетаний и предложений .
Предложение - это основная единица синтаксиса, выражающая мысль, содержащая сообщение, вопрос либо побуждение. Предложение обладает интонационной и смысловой законченностью, т. е. оформляется как отдельное высказывание.
На улице холодно (сообщение).
Когда отходит поезд? (вопрос).
Закройте, пожалуйста, окно! (побуждение).
Предложение имеет грамматическую основу (подлежащее и сказуемое). По количеству грамматических основ предложения делятся на простые (одна грамматическая основа) и сложные (более одной грамматической основы).
Утренний туман над городом еще не рассеялся, хотя и поредел (простое предложение).
Тот, который был с золотым зубом, оказался официантом, а не жуликом (сложное предложение).
По характеру грамматической основы простые предложения бывают двусоставные и односоставные .
По полноте своей реализации предложения делятся на полные и неполные .
По цели высказывания предложения бывают повествовательные , побудительные и вопросительные .
По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные .
Словосочетанием называются два или несколько слов, объединенных по смыслу и грамматически (с помощью подчинительной связи ).
Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. От главного слова можно задать вопрос к зависимому.
Зайти (куда?) в глушь.
Зарядка (чего?) аккумулятора.
Словосочетание, как и слово, называет предметы, действия и их признаки, но более конкретно, точно, потому что зависимое слово конкретизирует смысл главного. Сравним:
Утро - летнее утро;
Спать - долго спать.
Между главным и зависимым словом в словосочетании возможны три вида подчинительной связи: согласование , управление и примыкание .