Согласование, управление, примыкание. Нормы согласования, управления и примыкания

    Согласование, примеры словосочетаний:

    вкусный борщ,

    хороший человек,

    веселый праздник,

    мой котенок.

    Примыкание, примеры словосочетаний:

    весело поет,

    смешно говорит,

    цвет беж,

    Управление, примеры словосочетаний:

    поговорим о наболевшем,

    думаю о маме,

    пою песню,

    разговор по душам.

    Подчинительная связь в словосочетаниях:

    согласование примеры: интересный фильм, широкий пояс, пятый элемент.

    управление примеры: снять картину, жарить картошку, целовать ребенка.

    примыкание: внимательно слушать, сшить костюм, готовить ужин.

    Существует три вида подчиненной связи, это:

    Например:

    • уважаемые провожающие,
    • добрый человек,
    • чайная ложка.

    Например:

    • песня о любви,
    • шагать строем,
    • плыть брасом.

    Например:


  • Примыкание, управление, согласование это типы подчинительной связи, это три основы, на которых строится правильная речь. Итак согласование это тип подчинительной связи, при котором главным словом является существительное, а зависимое - в том же падеже, роде и числе, пример: на крыше дома. Управление это так же тип подчинительной связи, при котором главное слово, оно же управляющее для зависимого, например: читать о погоде. Примыкание - это тип подчинительной связи, где главным словом считается неизменяемая часть речи, например: его комната, говори тише, яйцо всмятку, кофе по-турецки.

    Для начала надо понимать, что существует три типа подчинительной связи которые подстраиваются под одно правило по которому определяется тип связи слов в словосочетании. Вначале определяется главное слово, а уж от него задается вопрос к зависимому, после чего и определяется часть речи главного слова. Согласование, примыкание, управление это фундамент для грамотного построения речи и текста.

    Согласование тип подчинительной связи, где главным словом является существительное, а зависимое стоит в том же роде, падеже и числе.

    Пример - веселый человек, первый этаж, красивый цветок

    Управление тип подчинительной связи, где главное слово становится управляющим для зависимого. Главним здесь становится глагол.

    Пример - думать о детях, стоять в очереди, кричать в рупор.

    Примыкание - главным словом здесь является неизменная часть речи. В этих случаях слова связаны лишь по смыслу.

    Согласование--вид подчинительной связи в словосочетании, при котором зависимое слово полностью совпадает в роде,числе и падеже с главным. Согласуются,как правило, изменяемые слова: существительное (главное слово) + прилагательное, причастие, порядковое числительное, местоимение. Вот примеры: желтые листья, опавшая листва, третий звонок, моя жизнь. Главным словом может быть местоимение-существительное, например: кто-то чужой. Согласуются и два существительных: пес-лентяй, барышня-крестьянка.В роли главного слова может выступать субстантивированные прилагательные и причастия,например: вкусное мороженое, загорелый отдыхающий.

    Управление-- вид подчинительной связи, когда зависимое слово стоит в том падеже, которого требует главное слово. Вот примеры управления: щелкать зубами, ректор вуза, грустно до слез, двое мальчиков, благодаря хозяйку, беседа с учениками, встретиться с отдыхающими.

    Примыкание-- вид подчинительной связи, когда оба слова не связаны грамматически,а неизменяемое зависимое слово присоединяется к главному только по смыслу.

    Примеры примыкания: наука побеждать, намерен отдохнуть, читать быстро, петь стоя, брюки хаки, час пик, рукава реглан, кто-то опытнее, бежать быстрее,взгляд исподлобья, очень громкий, слишком холодно, поворот направо.

    Примеры подчинительной связи в предложениях:

    Примыкание: вымыть пол, протереть сухо.

    Согласование: зеленая трава, синее небо, оранжевый апельсин.

    Управление: готовить еду, обнять ребенка.

    Иногда их часто спутывают.

    Согласование, управление и примыкание это три вида подчинительной связи в словосочетаниях. Вот их подробное описание:

    А вот примеры словосочетаний каждого вида:

    Согласование:

    Младший брат, тмная ночь, мокрая улица, высокий дом, первое место, социальные сети, пушистая собака, каменный цветок и т.д.

    Примыкание:

    Долго уговаривать, хотел рассказать, медленно идти, талантливо написать, правильно писать.

    При таком виде подчинительной связи, как согласование , зависимое слово будет употребляться в такой же форме (род, падеж и число), что и главное слово.

    Примеры: зловещая луна, разбитый автомобиль, цветущая лилия, рассыпавшиеся карандаши.

    Управление это вид связи, который характеризуется тем, что главное слово управляет падежом зависимого.

    Примеры: заниматься туризмом, сидеть в школе, копать землю, поливать цветы.

    Если слова в словосочетании связаны лишь по смыслу, то такой вид подчинительной связи называется примыканием.

    Примеры: сильно хотеть, бежать подпрыгивая, предложить чай, внимательно читать.

    Согласование как вид подчинительной связи примеры:

    шариковой ручки, синие фломастеры, смышленый малыш.

    примыкание примеры такие: давно хотел, сразу помыть, громко дышать, моя тетрадь.

    управление: сделать скворечник, варить суп, держать корову.

Класс _______________

Предмет_________________

Дата:

Тема : Нормы согласования, управления и примыкания.

Цель: определить основные нормы подчинительной связи в словосочетаниях.

Задачи:

    обучающие:

- изучить особенности словосочетаний, нормы подчинительной связи (согласования, управления, примыкания) ;

Сформировать умение пересказывать научный текст; различать понятия;

2. развивающие:

Создать условия для развития УУД: сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

Продолжить развитие творческих способностей;

Формирование орфографической зоркости;

3. воспитательные:

Воспитывать у учащихся познавательный интерес, информационную культуру, культуру речевого общения.

Оборудование : учебник, раздаточный материал.

Методы работы : устная, письменная.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Ход урока

    1. Организационный момент.

Проверить готовность учащихся к началу урока.

    Актуализация знаний.

Что такое словосочетание?

Как связаны слова в словосочетании?

На какие две группы делятся слова в словосочетании?

По своей структуре словосочетания делятся?

По главному слову словосочетания делятся? Дайте характеристику, приведите примеры.

Назовите способы подчинительной связи в словосочетаниях. Дайте им характеристику. Приведите примеры.

    Проверка домашнего задания.

Работа в группах: каждой группе предлагается один список слов с заданием:

Укажите варианты, в которых отсутствуют словосочетания. Свой ответ аргументируйте.

1. а) на письменном столе

2. а) постучать в дверь

б) корабль отплыл

б) жить по-новому

в) прыгнули с моста

в) вследствие опоздания

г) громко засмеялся

г) в первых рядах

3. а) платье в клетку

4. а) будем работать

б) проснуться утром

б) сидел молча

в) пропущенный урок

в) сомневаться в сказанном

г) бить баклуши

г) за интересной книгой

Вывод (записываем в тетради для подготовки к экзаменам): Поскольку в подчинительном словосочетании обязательно есть главное и зависимое слово, не всякое соединение слов служит строительным материалом для предложения; не являются словосочетаниями:

1) подлежащее и сказуемое, поскольку здесь налицо предикативные отношения, возникающие только в предложении: Пришла пора;

2) сочетание самостоятельного слова со служебным: около подъезда, перед снегопадом, мимо клумбы, в течение урока, во время каникул, пусть говорят, давайте запишем и т.п.;

3) сочетания слов в составе фразеологизмов, поскольку в устойчивых выражениях каждое слово утратило самостоятельное значение: нести околесицу, с гулькин нос, притча во языцех, разделать под орех, шарашкина контора, на кудыкину гору и т.п.;

4) составные словоформы: более светлый, менее трудно, будет ходить, лучше всех, важнее всего.

Упражнение 1. Укажите с помощью условных значков главные и зависимые слова в данных словосочетаниях. Запишите по образцу.

Зелёные деревья, сад весной, каждый из друзей, придуманный кем-то, красный от холода, макароны по-флотски, освещённые лучами, очень смешно, жить припеваючи, из поездки возвратившись, известный немногим, довольно весело, живущий рядом, сотая доля, просить запомнить, попавшие на конкурс, нужно увидеть, задержавшись допоздна, что-то большое, храбро сражающийся, гонимый ветром, двадцать карандашей, возбуждающий интерес, восемьдесят лет, радостно улыбнувшись.

Самостоятельная работа 1.

Выполните тестовые задания. Укажите варианты, в которых отсутствуют словосочетания.

1. а) к голубому вагончику

2. а) заглянуть в окно

б) состав прибыл

б) сделать по-старому

в) наблюдали с балкона

в) будут цвести

г) низко нагнулся

г) на ярких лепестках

3. а) дом с колоннами

4. а) вопреки предсказаниям

б) молча переглянуться

б) сидел сгорбившись

в) выполненное задание

в) во всём сомневаться

г) все обрадовались

г) с обаятельной соседкой.

5. а) падающий снег

6. а) снежинка на рукаве

б) лететь в окна

б) самый глубокий

в) несмотря на запрет

в) узорчатый край

г) поднять высоко

г) совсем холодная

Самостоятельная работа 2.

1. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является имя существительное?

а) Гонимый ветром, трепещущая рыба, клеящий обои;

б) сваренный картофель, оберегающий детей, храбро сражающийся;

в) поющие птицы, возбуждающий интерес, унесённый ветром;

г) поставленные вопросы, хранимые рукописи, дремлющий лев.

2. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является причастие?

а) Рассказывающий о книге, сеющие в мае, скакал на коне;

б) тяжело дышащие, любимый детьми, хранимый в сарае;

в) проникающий вглубь, нарисованный фломастером, хлопочущая хозяйка;

г) бегающий по комнате, подготовленный к использованию, утрачивая значение.

3. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является деепричастие?

а) Пробежав по полю, позаботившись о родителях, прекрасно понимая;

б) кокетничая с приятелем, прослушав лекции, смотрю в окна;

в) простояв на ветру, неожиданно заболеть, стелющийся понизу;

г) сдерживая раздражение, пройтись пешком, показавшись вдали.

4. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является имя прилагательное?

а) С радостным восторгом, подогретый на сковороде, взлелеянный любовью;

б) интересный для окружающих, красный от мороза, вялый из-за болезни;

в) добрый по натуре, дружеские отношения, выращенный в теплице;

г) похожий на родителей, пятый с краю, сваренный в кастрюле.

    Изучение нового материала.

Способы подчинительной связи между словами. Существует три главных способа подчинительной связи между компонентами словосочетания: согласование, управление, примыкание.

Согласование - такой способ подчинительной связи слов, при котором зависимое слово уподобляется главному в формах рода, числа и падежа: молодая березка, в кипящую воду, о нашем друге, первому снегу и т.п.

Главное слово : существительное.

Зависимое слово (всегда изменяется по родам, числам и падежам) : прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное.

При склонении изменяется как главное, так и зависимое слово: морской берег, морского берега, морскому берегу и т.д.

Управление - такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без предлога: рубить (что?) дрова; веря (во что?) в дружбу; дружба (с кем?) с одноклассниками; доволен (кем?) тобой; связанный (из чего?) из шерсти; двое (из кого?) из них, троим (из кого? из скольких?) из пяти и т.п.

Главное слово: глагол и его формы (причастие, деепричастие), существительное, прилагательное, числительное.

Зависимое слово (всегда изменяется по числам и падежам) : существительное, местоимение, числительное.

При изменении формы главного слова зависимое не изменяется, стоит в определённой форме: помогать отцу, помогал отцу, помогал бы отцу, поможем отцу и т.д.

Примечание.

1. В сочетании слов типа три дерева (с неодушевленным существительным) числительное в им. и вин. падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним. То есть, в словосочетании три дуба способ связи - управление , в словосочетаниях трёх дубов, трём дубам, тремя дубами (о) трёх дубах - согласование.

2. В сочетаниях типа три дочери (с одушевленным существительным) управление наблюдается только в им. падеже, а в остальных падежах - согласование. То есть, в словосочетании три девочки способ связи - управление , в словосочетаниях трёх девочек, трём девочкам, тремя девочками, (о) трёх девочках - согласование.

Примыкание - такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно: внимательно слушать; собираться уехать; идти не оглядываясь; яйца всмятку; желание учиться; цвета беж; юбка мини и т.п.

Главное слово: глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное.

Зависимое слово: любое неизменяемое знаменательное слово (наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное, притяжательное местоимение).

Примечание.

1. Притяжательные местоимения его, ее, их не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием : его книга, ее слова, их дети. Притяжательные местоимения отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи? и обозначают принадлежность.

2. Их следует отличать от личных местоимений его, её, их (обозначают объект, стоят в форме В.п.),которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением: вижу (кого?) его, окликнул (кого?) ее, вызвал (кого?) их.

Подсказки для тех, кому трудно:

1) чтобы найти словосочетание с согласованием, надо выделить в предложении слово адъективной структуры (отвечающее на вопрос какой?), а затем найти слово, от которого оно зависит;

2) поиск словосочетания с управлением - это поиск слова (с предлогом или без), отвечающего на падежный вопрос (кого? чего? кому? чему? и т.д.), а затем установление главного слова, чаще всего глагола или существительного;

3) найти словосочетание с примыканием можно, отыскав неизменяемое слово, а затем установив слово, от которого оно зависит.

Компоненты словосочетания могут быть отделены друг от друга. В этом случае объединить слова в словосочетание помогает вопрос. Например, в предложении

И голос у [мамы] был нежный и бархатный, как будто нарочно созданный для таких чудесных песен (Л.Чарская) находим словосочетание с управлением - созданный (для чего?) для песен.

    Закрепление.

Укажите неправильный вариант ответа.

1. Согласование

4. Согласование

а) думать о будущем

а) в сиреневом облаке

б) решающий ученик

б) с огромным букетом

в) к следующему понедельнику

в) цветущую сирень

г) от дурных мыслей

г) растущие в саду

2. Управление

5. Управление

а) праздник весны

а) пусть светит

б) солнечным утром

б) работа над ошибками

в) виться над головой

в) смеясь над собой

г) заглянувший в парк

г) рассказанная на уроке

3. Примыкание

6. Примыкание

а) очень приятно

а) обижаться по-прежнему

б) разговаривать сидя

б) крикнуть громко

в) прищурив глаза

в) пришёл заранее

г) решил прогуляться

г) уехал на отдых

Из предложений выпишите словосочетания с указанным видом связи.

1. Никогда, бывало, отец его, направляясь в лес, не забудет этого компаса. (Согласование.)

2. Кто не пробовал в жизни своей осеннюю клюкву и сразу бы хватил весенней, у него бы дух захватило от кислоты. (Примыкание.)

3. Митраша сразу успокоился, и друзья пошли по дороге. (Управление.)

4. Болотная сырость, казалось, проникла сквозь тело к костям и студила их. (Согласование.)

5. К этому вою давно уже прислушивался волк Серый помещик: (Управление.)

6. И Травка в ответ на слова человека тихонечко поползла. (Примыкание.)

7. Собака, начав делать свой круг по елани, с чем-то там встретилась. (Согласование.)

8. Совсем недалеко стояла и смотрела на неё большая рыжая собака. (Управление.)

9. Когда вода начинает спадать, плодородный ил нашего чернозёма садится на старую траву, и весь луг на необозримом пространстве становится чёрно-бархатным. (Примыкание.)

10. После родителей всё их хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросёнок Хрен. (Примыкание.)

Как избежать ошибок, наиболее распространённых в речи современного человека

Зная правила построения словосочетаний, легче избегать наиболее распространённых в речи современного человека ошибок. В конструкциях с управлением часто встречаются следующие ошибки:

1) употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции: *установить о причинах аварии (правильно: установить причины); *не касаться к этим вопросам (правильно: не касаться этих вопросов ); *оплатить за проезд (правильно: оплатить проезд );

2) беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: *характерная им особенность (правильно: характерная для них особенность );

3) неправильный выбор предлога: *партнер в игре в гольф (правильно: партнер по игре в гольф );

4) смешивается управление в словосочетаниях с близкими по смыслу словами:

    вера во что-либо - уверенность в чём-либо;

    заслуживать чего-либо - заслужить что-либо;

    идентичный чему-либо - сходный с чем-либо;

    обидеться на что (кого-) -либо - обижен чем (кем-) -либо;

    обрадоваться чему-либо - обрадован чем-либо;

    обращать внимание на что-либо - уделять внимание чему-либо;

    опираться на что-либо - базироваться на чём-либо;

    отзыв о чём-нибудь - рецензия на что-либо - аннотация на что-либо;

    превосходство над чем-либо (кем-либо) - преимущество перед чем-либо (кем-либо);

    предостеречь от чего-либо - предупредить о чем-либо;

    препятствовать чему-либо - тормозить что-либо;

    различать что и что - отличать что от чего;

    рассердиться на что (кого-) -либо - рассержен чем (кем-)-либо;

    свойственный чему-либо - характерный для чего-либо;

    удивлён чем-либо - удивляться чему-либо;

    упрекать в чём-либо - осуждать за что-либо;

    уплатить за что-либо - оплатить что-либо.

    Подведение итогов.

Что вы сегодня узнали?

Какие нормы подчинительной связи вам стали известны?

    Домашнее задание.

_______________

_______________

Р.р.

***

***

***

***

Типы подчинительной связи слов в предложении или словосочетании бывают трех видов: примыкание, управление, согласование. Каждый тип обладает своими признаками и особенностями, различать которые просто необходимо. Стоит отметить, что одно из заданий на Едином государственном экзамене в части "В" является задание на определение этого вида, либо поиск нужного словосочетания определенного типа.

Согласование, управление, примыкание: правило

Итак, все три типа подчинительной связи подстраиваются под одно общее правило: чтобы определить тип для начала нужно определить главное слово и от него задать вопрос к зависимому, после чего определить часть речи главного слова. Именно для этого требуется отличное знание самостоятельных и служебных частей речи. Согласование, примыкание, управление - это своего рода фундамент для правильного построения речи и текста. Знание этой основы поможет успешно справиться с заданиями повышенного уровня на Едином государственном экзамене.

Примыкание, управление, согласование

Итак, согласование - это тип подчинительной связи, главным словом в котором является существительное, а зависимое всегда стоит в том же падеже, роде и числе. Следовательно, при изменении главного слова меняется и зависимое. Зависимыми словами могут являться местоимения, прилагательные, причастия или числительные. Например: на седьмом этаже, радостное известие, около моей машины .

Управление - это тип подчинительной связи, когда главное слово является управляющим для зависимого. В таких ситуациях главным словом выступает, как правило, глагол, однако нередки случаи, когда управляет зависимым словом существительное или деепричастие. Очень важно не спутать типы связи при главенствующих деепричастиях и причастиях. Например: думать о книге, девушка из города, придя домой . Стоит отметить, что словосочетания типа "нет дождя" будут относиться также к управлению.

Примыкание, управление, согласование - это три кита, на которых строится основа правильной и гармоничной речи. Третий и последний тип связи - это примыкание, в котором главным словом является В таких ситуациях слова связаны лишь по смыслу, а общих грамматических признаков у них нет. Как правило, таким словом будет наречие или инфинитив. Основной особенностью является и то, что главным словом может являться Именно это вызывает особую трудность. В пример можно привести следующие словосочетания: его собака, быстро пришли, нельзя учить .

Примыкание, управление, согласование - это типы подчинительной связи. Определить его достаточно легко. Главное - правильно задать вопрос и определить честь речи главного слова. Также стоит знать несколько тонкостей этого правила, таких как тип связи при притяжательном местоимении и при наличии слова «нет». Знание этого правила поможет на Едином государственном экзамене, так как задание на определение типа связи находится в блоке заданий с повышенным уровнем.

Подчинительная связь — связь, передающая такие отношения между элементами языка (словами или частями сложного предложе-ния), когда они являются неравноправными, и один из них оказывается главным, а второй — зависимым. Подчинение встречается в разных типах словосочетаний и между частями сложноподчиненного пред-ложения:

медный колокольчик; обжечь губы; сладко пахнуть и др.;

Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку (Б. Л. Пастернак)
Если утро зимнее темно, То холодное твое окно Выглядит, как старое панно (О.Э. Мандельштам)

Для выражения подчинения в русском языке используется целый ряд грамматических средств: окончания в форме зависимого слова, различные служебные слова (предлоги, послелоги, подчинительные союзы и союзные слова), порядок слов, интонация.

Внутри подчинения принято различать три его разновидности: со-гласование, управление и примыкание.

Согласование — такой вид подчинительной связи, при котором грамматические характеристики главного слова повторяются в зависи-мом. При этом если меняется грамматическая форма главного слова, то обязательно меняется и форма зависимого слова, например: смелый человек, смелого человека, смелым людям.

Согласование может происходить по роду, числу, падежу — как по отдельности, так и по всем этим грамматическим категориям одно-временно: тогда его называют соответственно неполным и полным. Так, в случаях на семи ветрах и город Москва наблюдается неполное согласование, а в словосочетаниях пишущая машинка и этот дом со-гласование будет полным.

Управление — такой вид подчинительной связи, при котором глав-ное слово требует от зависимого определенной формы того или иного падежа, и при изменении формы главного слова форма зависимого слова не меняется, например: строит дом, строили дом, построив дом. Как правило, требование определенного падежа связано с лексико-грамматическими характеристиками главного слова.

В ряде работ различают понятия сильного и слабого управления. В случае сильного управления главное слово жестко предопределяет появление при нем конкретной падежной формы зависимого слова, это зависимое слово необходимо при главном, т.к. их связывают опреде-ленные смысловые отношения: читать учебник, просмотр фильма, наедине с тобой. Слабое управление не предполагает обязательного распространения главного слова какой-либо падежной формой, появ-ление зависимого слова может быть факультативным: сильный духом, улыбнуться шутке.

Примыкание — такой вид подчинительной связи, при котором главное слово не диктует зависимому никаких грамматических харак-теристик, и подчинение одного слова другому проявляется не фор-мально (в структуре зависимого слова), а только семантически. В ряде случаев средствами выражения примыкания могут служить порядок слов и интонация.

Бесспорно, этот вид связи используется в словосочетаниях, где за-висимые слова в принципе не имеют форм словоизменения. Такими являются наречия, деепричастия, инфинитивы, некоторые прилага-тельные, формы сравнительной степени, например: смотреть иско-са, быть умнее, плакать не переставая. Как правило, в большинстве школьных учебников только такие случаи и относят к примыканию.

В лингвистической литературе примыкание может пониматься более широко, и тогда выделяют так называемое падежное примыка-ние (предложное и беспредложное). К нему будут относиться случаи типа видеться каждый день, платье из ситца, их семья. При па-дежном примыкании чаще всего выражаются либо определительные отношения между словами (как в последних двух примерах), либо обстоятельственные — обычно пространственные (лежать на диване, стрелять из окопа). Материал с сайта

Эти случаи не считаются управлением, поскольку при управле-нии именно главное слово должно определять падеж (с предлогом или без) зависимого слова. Здесь же скорее зависимое слово выбирает для себя ту или иную падежную (или предложно-падежную) форму, и этот выбор зависит от конкретной ситуации и от лексического значения именно зависимого (а не главного) слова. Например, можно поставить в качестве определения при слове платье зависимое существительное и в родительном падеже (платье сестры), и в винительном с предло-гом в (платье в горошек), и в родительном с предлогом из (платье из шелка), и в творительном с предлогом с (платье с запахом) и т.д.; при глаголе видеться зависимое слово не обязано стоять только в винитель-ном падеже без предлога (как в видеться каждый день), оно может выбрать для себя и какую-то другую форму (видеться по выходным, видеться через день, видеться в конце недели и т.п.). Следовательно, не существительное платье и не глагол видеться заставляют зависимые слова стоять в определенной форме, а эти слова сами решают, какой падеж и предлог им выбрать. Поэтому случаи такого рода могут трак-товаться как примыкание.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • правило на тему согласование примыкание управление
  • управление подчинение согласование
  • для чего служит примыкание
  • подчинительная связь управление ее виды
  • главные слова в примыкании, согласование, управление

B3 - типы подчинительной связи

Комментарии преподавателя

Возможные трудности

Добрые советы

Бывает трудно определить тип связи слов в словосочетаниях существительное + существительное , где зависимое слово отвечает на вопрос какой? Например: умница дочка, город Москва, лист берёзы, дом у дороги.

Попробуйте изменить главное слово, употребив его в форме множественного числа или косвенного падежа, например, родительного. Если зависимое существительное при этом изменяется, то есть согласуется с главным словом в числе и падеже (умницы дочки, города Москвы ), то тип связи слов в этом словосочетании - согласование.
Если зависимое существительное не изменяется, то есть не согласуется с главным словом в числе и падеже (листа берёзы, дома у дороги ), то тип связи в этом словосочетании - управление.

Иногда род, число и падеж существительных, связанных с помощью управления, совпадают, поэтому в таких случаях можно спутать управление с согласованием, например: у директора колледжа.

Чтобы определить тип связи слов в данном словосочетании, нужно изменить форму главного слова. Если зависимое слово изменяется вслед за главным, то это словосочетание с согласованием: у красавицы артистки - красавице артистке . Если зависимое слово не изменяется, то это словосочетание с управлением: у директора колледжа - директору колледжа.

Некоторые наречия, образованные от существительных и других частей речи, можно спутать с соответствующими частями речи и допустить ошибку в определении типа связи, например: поехать летом - восхищаться летом, сварить вкрутую - в крутую передрягу.

Для определения типа связи в такой ситуации необходимо правильно определить часть речи, которой является сомнительное слово. Если сомнительное слово написано слитно с бывшим предлогом или через дефис, то это наречие: вкрутую, вдаль, навстречу, по-старому.
Если слово без предлога или написано раздельно с предлогом, попробуйте задать к сомнительному слову падежный вопрос: поехать чем? летом . Вопрос очевидно неуместен, значит, это наречие, тип связи - примыкание. Восхищаться чем? летом . Вопрос уместен, значит, это существительное, тип связи - управление.
В случае, когда зависимое слово отвечает на вопрос какой? и является прилагательным, тип связи слов - согласование: в передрягу какую? крутую .

Иногда трудно установить, какое слово в словосочетании является главным, а какое – зависимым, например:
слегка грустный, люблю поесть.

В словосочетаниях прилагательное + наречие главным словом всегда является прилагательное, а зависимым – наречие, которое обозначает признак признака .
В словосочетаниях глагол в форме наклонения + инфинитив главным словом всегда является глагол, а зависимым – инфинитив.
Тип связи слов в обоих словосочетаниях – примыкание, потому что зависимое слово является неизменяемым.

Синтаксис. Понятие о предложении и словосочетании

Синтаксис - это раздел грамматики, в котором изучается строение и значение словосочетаний и предложений .

Предложение - это основная единица синтаксиса, выражающая мысль, содержащая сообщение, вопрос либо побуждение. Предложение обладает интонационной и смысловой законченностью, т. е. оформляется как отдельное высказывание.

На улице холодно (сообщение).

Когда отходит поезд? (вопрос).

Закройте, пожалуйста, окно! (побуждение).

Предложение имеет грамматическую основу (подлежащее и сказуемое). По количеству грамматических основ предложения делятся на простые (одна грамматическая основа) и сложные (более одной грамматической основы).

Утренний туман над городом еще не рассеялся, хотя и поредел (простое предложение).

Тот, который был с золотым зубом, оказался официантом, а не жуликом (сложное предложение).

По характеру грамматической основы простые предложения бывают двусоставные и односоставные .

По полноте своей реализации предложения делятся на полные и неполные .

По цели высказывания предложения бывают повествовательные , побудительные и вопросительные .

По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные .

Словосочетанием называются два или несколько слов, объединенных по смыслу и грамматически (с помощью подчинительной связи ).

Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. От главного слова можно задать вопрос к зависимому.

Зайти (куда?) в глушь.

Зарядка (чего?) аккумулятора.

Словосочетание, как и слово, называет предметы, действия и их признаки, но более конкретно, точно, потому что зависимое слово конкретизирует смысл главного. Сравним:

Утро - летнее утро;

Спать - долго спать.

Между главным и зависимым словом в словосочетании возможны три вида подчинительной связи: согласование , управление и примыкание .