Школа и педагогическая мысль в России в начале XIX века. Особенности системы образования в XIX веке

XVIII век

XVIII век в России принес изменения в процесс обучения: появились новые подходы к образованию.

Богословие стали преподавать только в епархиальных школах, где обучались дети духовенства. К 1727 г. в России насчитывалось 46 епархиальных школ с 3056 учащимися.

В 1701 г. в Москве в здании бывшей Сухаревской башни была основана Школа математических и навигационных наук. В том же 1701 г. была открыта Артиллерийская школа; в 1708 г. - Медицинское училище; в 1712 г. - Инженерная школа. В 1715 г. старшие классы Школы математических и навигационных наук были переведены в Петербург и преобразована в Морскую академию (ныне Высшая военно-морская академия).

К концу первой четверти XVIII в. по указу 1714 г. в губерниях были открыты 42 цифирные школы с 2000 учащимися (к середине века многие цифирные школы были присоединены к духовным училищам, а другие закрылись).

К средним учебным заведениям в это время относились народные училища, шляхетские корпуса, благородные пансионы и гимназии.

XIX век

К нач. XIX в. общеобразовательная школа была представлена 2- и 4-классными народными училищами в городах. Общеобразовательные гимназии имелись в Москве, Петербурге и Казани. Действовали специализированные учебные заведения: солдатские школы, кадетские и шляхетские корпуса, различного типа духовные училища. Московский университет был высшим учебным заведением.

При Александре I (1801-1825 гг.)

Появились первые привилегированные средние университетские заведения - лицеи: в 1811 г. - Царскосельский , в 1817 г. - Ришельевский в Одессе, в 1820 г. - Нежинский.

При Николае I (1825-1855)

При Николае I образование приняло замкнутый сословный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и др. городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников.

В 1827 г. был издан указ и специальный циркуляр, запрещавший принимать крепостных в гимназии и университеты. Основу народного просвещения стал составлял принцип сословности и бюрократической централизации.

В 1828 г. - школьный устав, по которому начальное и среднее образование делилось на три категории:

  1. для детей низших сословий - одноклассные приходские училища (изучались четыре правила арифметики, чтение, письмо и «закон Божий»).
  2. для средних сословий, то есть мещан и купцов - трёхклассные училища (геометрия, география, история).
  3. для детей дворян и чиновников - семиклассные гимназии (там готовили к поступлению в университет).

В 1835 г. издаётся новый Университетский устав. Он ограничивал автономию университетов, запрещал университетский суд и фактически привёл к установлению полицейского надзора за студентами.

В нач. XIX в. существовало 5 кадетских корпусов. К сер. XIX в. их насчитывалось двадцать.

Если в нач. XIX в. числилось 35 православных семинарий и 76 архиерейских школ (низших духовных школ), то в 1854 г. их стало, соответственно, 48 и 223.

В 1810 г. после добавления дополнительной ступени образования в Инженерном училище, которое затем становится Главным инженерным училищем , начался переход к созданию системы высшего инженерного образования в России, сопровождавшийся реальным углублением качества естественно-научной подготовки инженеров. Этот процесс качественных изменений инженерных школ в основном завершился к концу XIX века.

В 1832 г. учреждена Императорская военная академия, готовившая офицеров Генерального штаба. В 1855 г. отделены Артиллерийская и Инженерная академии.

Расширилась сеть промышленно-технических учебных заведений: в 1828 г. учреждается Технологический институт, в 1830 г. - Архитектурное училище, а в 1832 г. - Училище гражданских инженеров (в 1842 г. оба эти училища были объединены в Строительное училище), в 1842 г. в Белоруссии было открыто Горыгорецкое земледельческое училище, преобразованное в 1848 г. в Земледельческий институт, в 1835 г. в Москве основан Межевой институт. Кроме этого появились Институт инженеров путей сообщения, Лесной институт, Практический политехнический институт, Горный институт, Практическая коммерческая академия, Земледельческая школа, частная Горнозаводская школа, Техническое училище. В провинциях возникают ветеринарные училища.

При Александре II (1855-1881)

Кредиты на народное образование все время неуклонно росли; с 1894 г. по 1904 г. они более чем удвоились: бюджет министерства народного просвещения увеличили с 22 до 42 миллионов рублей, тогда как кредиты на церковные школы выросли с 2,5 до 13 млн; а одни казенные ассигнования на коммерческие училища (которые получили в дальнейшем широкое распространение) достигли 2-3 млн в год. Примерно в такой же пропорции увеличились за десять лет земские и городские ассигнования на нужды просвещения: к 1904 г., если соединить учебные расходы всех ведомств* и местного самоуправления, сумма ежегодных расходов на народное образование уже превышала 100 млн рублей. (c. 62,89)

С самого начала царствования Николая II ускоренными темпами начало развиваться и женское образование (c.25): «На докладе тульского губернатора о желательности более широкого привлечения девочек в народные школы, Он поставил пометку: „Совершенно согласен с этим. Вопрос этот чрезвычайной важности“. Было утверждено положение о Женском Медицинском Институте (в начале царствования Императора Александра III женские медицинские курсы были закрыты за царивший на них революционный дух). Кредиты на церковноприходские школы были значительно увеличены (почти вдвое)». [там же, с.62].

После революции 1905-1906 гг., Русско-Японской войны и реформ 1906-1907 гг. в думе поднимается вопрос о принятии закона о ведении всеобщего начального образования. В 1906 г на рассмотрение выноситься законопроект министра народного просвещения П. фон Кауфмана. Некоторые положения этого закона были приняты 3 мая г. согласно которым было резко увеличено государственное финансирование МНП, а п. 6 закона устанавливал бесплатное (но не всеобщее) начальное образование Это сыграло очень большую роль в развитии системы образования в России. Однако раздел о всеобщем обязательном начальном образовании принят не был. Позже в 1910 году, было установалено 4-летнее обучение для всех начальных школ.

Обсуждение законопроекта о всеобщем начальном образовании, тем временем откладывалось несколько раз, и затянулось вплоть до 1912 года. 6 июня 1912 г. Государственный совет окончательно отклонил законопроект о всеобщем обучении. И вопреки распространенной мистификации закон о всеобщем и бесплатном начальном образовании принят не был. К 1915 году лишь в нескольких отдельных уездах и городах было введено обязательное всеобщее и бесплатное начальное обучение (в 15 земствах из более чем 440; то есть в 3 %). В масштабах всей России разрабатывавшиеся МНП и депутатами Гос. думы проекты всеобщего обучения так и не получили поддержки на самом высоком уровне, ни один из разработанных законопроектов о введении всеобщего обучения так и не был принят.

Распространено мнение, что в масштабах всей России разрабатывавшиеся МНП и депутатами Гос. думы проекты всеобщего обучения так и не получили поддержки на самом высоком уровне. - однако, это не так: рамочный закон о начальном школьном образовании (о резком увеличении финансирования) был подписан 3 мая 1908 г. Николаем II, а в дальнейшем разногласия между Гос.думой и Госсоветом состояли в том, что Госсовет настаивал на увеличении финансирования (выше предложенного Гос.думой) без указания сроков перехода на всеобщее образование, а Гос.дума настаивала на внесении в закон срока перехода на всеобщее обучения (10 лет), но считала при этом, что увеличения финансирования выше ею предложенного (10 млн руб. в год) не требуется . При этом, те же современные критики этого закона пишут: «Со времени издания закона от 3 мая 1908 г. в стране начинают проводиться первые мероприятия, связанные с реализацией проекта введения всеобщего образования в стране, который предполагал создание школьных сетей начальных учебных заведений ». Эти мероприятия (в том числе увеличение числа школ и их доступности в радиусе не более 3 верст) проводились неуклонно вплоть до 1917года

«Картину современного положения школьного дела и результатов, достигнутых за 3 года, протекших со времени приступа к введению всеобщего обучения детей, дает однодневная школьная перепись, произведенная 18 января 1911 г.

Этой переписью зарегистрировано 100295 начальных училищ для детей возраста от 8 до 12 лет, причем Министерство Народного Просвещения считает, что это число составляет около 98 % действительного количества таких школ. Из этих 100295 школ состоят в заведывании: Министерства Народного Просвещения - 59682; Духовного ведомства - 37922; прочих ведомств - 2691.

В день переписи в школах присутствовало 6 180 510 человек учащихся, что по сравнению с общим числом населения составляет 3,85 %. А так как количество детей школьного возраста (от 8 до 12 лет) определяют около 9 % всего населения, то оказывается, что лишь около 43 % всех детей посещало в 1911 г. начальную школу »…

Сроки осуществления всеобщей доступности начального обучения, то есть открытия всех предусмотренных школьной сетью данного района училищ, устанавливаются различные, в зависимости от положения школьного дела в каждом уезде и финансовой его состоятельности. В среднем по 34 губерниям этот срок 9,4 года. В 33 уездах (11 %) он не превышает 5 лет. В 40 уездах (13 %) на открытие полного числа школ потребуется от 12 до 17 лет. (с. 190).

Число начальных школ в этих губерниях (без школ грамоты) - 59907, составляло 61 % всего установленного переписью количества таких же школ (98204). Расход же на содержание составлял 64 % общего по Империи расхода. Эти цифры свидетельствуют о крупной роли земств в деле насаждения начального обучения. Иэ 949 городов в 1911 г. вступили в согласие с Министерством о введении всеобщего обучения 69 городов. Затем некоторое количество городских поселений включено в уездные земские сети."

«Подводя итоги всему вышеизложенному, следует сказать, что русская начальная народная школа, до весьма недавнего времени существовавшая главным образом на счет местных средств, ныне же поддерживаемая крупными отпусками из средств казны, развивается в центральных великорусских и малороссийских губерниях достаточно быстрым ходом при должном взаимодействии правительства и местных организаций, и что достижение здесь в недалеком будущем общедоступности начального обучения можно считать обеспеченным. Положение же русской школы на окраинах и в местностях с преобладанием иноплеменного населения представляется сравнительно отсталым. Планомерное развитие школьного дела в этих местностях, составляющее ныне очередную задачу Министерства Народного Просвещения, несомненно, потребует энергичных трудов со стороны ведающих этим делом органов правительства и больших затрат из государственного казначейства» (с. 193).

Из «Объяснительной записки к отчету государственного контроля по исполнению государственной росписи и финансовых смет за 1911 год» С. 187-188 СПб., 1912

К 1914 г. на 1000 человек от общего числа населения учащихся приходилось: в России 59, в Австрии - 143, в Великобритании - 152, в Германии - 175, в США - 213, во Франции - 148, в Японии - 146 человек.

По данным Николая Ерофеева расходы на образование на душу населения по сравнению с развитыми странами по прежнему были мизерными. В Англии они составляли 2 р. 84 к. на человека, во Франции - 2 р. 11 к., в Германии - 1 р. 89 к., а в России - 21 копейку. Однако данная оценка (21 копейка на душу населения в 1914 году) представляется явно заниженной. Согласно данным приведенным Питиримом Сорокиным (Сорокин П.А. Социология революции. М., 2008. с.285-286) бюджет Министерства народного просвещения в 1914 году составлял 142 736 000 рублей, общий расход всех министерств на образование составлял 280-300 миллионов рублей, а расход городов и земств приближался к 360 миллионам рублей. Таким образом общий расход на образование составлял около 640 миллионов рублей. Таким образом расходы на душу населения в Российской Империи в 1914 году былы не меньше, чем 3 рубля 70 копеек.

К1914 году в Российской империи насчитывалось 123 745 начальных учебных заведений , из них:

  • 80801 ведомства МНП,
  • 40530 ведомства православного исповедания
  • 2414 других ведомств.

Охват начальной школой детей в возрасте от 8 до 11 лет к 1914 г составлял в целом по Российской империи 30,1 % (в городах - 46,6 %, в сельской местности-28,3 %).

Однако, в европейской части России ситуация была гораздо лучше: исследователь ИИЕТ РАН Д. Л. Сапрыкин пришёл к выводам, что, цитирую : «данные полной школьной переписи января 1911 года и частичной переписи января 1915 года говорят о том, что на тот момент в центральных великорусских и малороссийских губерниях было обеспечено фактически полное обучение мальчиков. Иначе обстояло дело с обучением девочек (даже в Европейской России в школах обучалось не более 50 % девочек в начальных школах) ».

Средние учебные заведения МНП на 1913 г. были представлены мужскими и женскими учебными заведениями. Мужские: гимназий −441, прогимназий - 29, реальных училищ - 284, 32 и 27 технических училищ. Женские: гимназии 873, прогимназии 92.

Высшее образование в 1913/1914 гг было представлено 63 казенных, общественных, частных и ведомственных учебных заведений высшей школы. По данным А.Е.Иванова в 1913/1914 году в государственных, общественных и частных высших школах обучалось 123532 студента (из них 71379 - в государственных вузах). В 1917 в российской высшей школе училось 135065 студентов (Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX - начале XX века. М., 1991. Таблица №28, с.254)

В государственных высших учебных заведениях училось:

  • Университеты −10 (35 695 учащихся)
  • Юридические - 4 (1036 учащихся)
  • Востоковедение - 3 (270 учащихся)
  • Медицинские - 2 (2592 учащихся)
  • Педагогические - 4 (894 учащихся)
  • Военные и военно-морские - 8 (1182 учащихся)
  • Богословские - 6 (1085 учащихся)
  • Инженерно-промышленные - 15 (23329 учащихся)
  • Земледельческие - 6 (3307 учащихся)
  • Ветеринарные - 4 (1729 учащихся)
  • Художественные - 1 (260 учащихся)

Подробнее: Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX - начале XX века. М., 1991. С. 105, 108, III, 117, 130, 136-137, 143, 151, 154, 254.

Как докладывал министр просвещения П. Н. Игнатьев в 1916 году:

Для уяснения степени потребности в этого вида учебных заведений, я почитаю долгом привести справку, что в то время как в Англии, во Франции и других странах Западной Европы один врач приходится примерно на 1400-2500 жителей, у нас число это возрастает до 5450. По собранным мною данным только для удовлетворения наиболее скромных требований, обеспечивающих население врачебной помощью, при котором один врач приходился бы на 3900 человек - существующее число врачей должно было бы увеличиться на 12800 человек, для чего потребовалось бы открытие по крайней мере 10 новых медицинских школ. В нелучшем положении находится и постановка ветеринарной помощи. По данным, собранным Министерством внутренних дел, для более или менее правильного устройства ветеринарного надзора потребовалось бы по меньшей мере 8000 ветеринаров, в то время, как их имеется немногим более 3000 человек и существующие 4 ветеринарных института не в состоянии значительно увеличить свои выпуски. Наконец, недостаток специально образованных фармацевтов поставил нашу фармацевтическую промышленность в полную зависимость от иностранных рынков. Изучая далее вопрос, в какой области государственной и общественной деятельности больше всего ощущается недостаток в лицах с соответствующим высшим образованием, я встретился с явлением, которое грозит затормозить не только общий рост народного образования, но и может послужить препятствием к широкому развитию профессиональных знаний. Явление это заключается в быстро растущем некомплекте преподавателей общеобразовательных предметов в средних учебных заведениях, одинаково необходимых как для общеобразовательной, так и для профессиональной средней школы. По статистическим данным некомплект этот в некоторых местностях Империи превышает 40 % общего числа преподавателей, вследствие чего приходится допускать к преподаванию лиц, не обладающих соответствующим научным цензом, что неминуемо влечет за собой понижение уровня преподавания… Отсюда возникает неотложная необходимость в увеличении физико-математических и историко-филологических факультетов, так как существующие не могут в полной мере удовлетворить предъявляемому к ним требованию. Нельзя упускать из виду, что вся техника, все прикладные науки и профессии покоятся на данных чистой науки, которая разрабатывается именно в факультетах. Поэтому и основные кафедры всех высших учебных заведений должны питаться силами, даваемыми факультетами, а следовательно, и развитие высших технических знаний так же неразрывно связано с параллельным ростом высших учебных заведений, культивирующих чистую науку. Между тем, в то время как число высших специальных школ только за последние 25-30 лет увеличилось на 15 учебных заведений, число упомянутых факультетов остается без изменений с 1876 г, то есть с открытием Новороссийского университета, так как учрежденные после него университеты Томский и Саратовский существуют до сих пор без этих факультетов.

Из «Всеподданнейшего доклада Министра народного просвещения гр. П.Н.Игнатьева от 13 июня 1916 г.

Доказывать, нехватку профессиональных специалистов и необходимость создания новых высших учебных заведений Министра просвещения заставило то обстоятельство, что Николай II в апреле 1912 г., перед особым совещанием и Советом Министров «начертал»: «Я считаю, что Россия нуждается в открытии высших специальных заведений, а еще больше в средних технических и сельскохозяйственных школах, но что с нее вполне достаточно существующих университетов. Принять эту резолюцию за руководящее мое указание». Д. Л. Сапрыкин (руководитель Центра исследований научно- образовательной политики ИИЕТ РАН) дополняет этот эпизод следующими сведениями (44-46):

… данное решение (1912г) являлось одним из первых опытов системного кадрового планирования в масштабах всей страны и опиралось на оценку потребностей Российской Империи в кадрах, осуществленной министерством Л. А. Кассо (последний действительно считал необходимым ограничить рост университетского образования). При следующем министре (П. Н. Игнатьеве) предыдущие оценки были пересмотрены. … После соответствующего доклада министра Николай II пересмотрел предыдущее решение и санкционировал введение новых факультетов в Саратовском и Томском университетах, создание новых университетов (в Ростове-на-Дону, Перми, Иркутске и Нижнем Новгороде) и ряда других высших учебных заведений университетского типа (этот эпизод подробно описан П. Н. Игнатьевым на с.127-128 его мемуаров). При этом Николай II всегда подчеркивал именно необходимость опережающего развития техники и технического образования… Достижения российской техники в военный и послевоенный период, быстрое приращение «военно-технического потенциала» были бы невозможны, если бы за два десятилетия, предшествовавшие большой войне в Российской империи не был бы создан соответствующий «образовательный потенциал». Накануне Первой мировой войны в университетах, высших технических школах и академиях Германской империи училось не более 25 тысяч специалистов с естественнонаучным (без медицинского) и инженерным образованием. В высших учебных заведениях других крупных европейских странах (Великобритании, Франции, Австро-Венгрии) их было ещё меньше. Между тем в университетах, высших технических, военно-инженерных и коммерческих училищах Российской империи обучалось не менее 40-45 тысяч специалистов такого рода. Уровень их подготовки был примерно такой же как у европейских коллег, свидетельством этого является, между прочим, успешная карьера многих русских инженеров-эмигрантов, создавших целые отрасли и технологические школы Западной Европе и Америке (достаточно упомянуть И. И. Сикорского, С. П. Тимошенко, В. К. Зворыкина, В. Н. Ипатьева, А. Е. Чичибабина).

Сапрыкин Д.Л. "Образовательный потенциал Российской Империи» (ИИЕТ РАН, М., 2009), с.44-46

«На рубеже XIX и XX веков в Российской империи обучалось чуть больше 40 тысяч студентов. В Германии, лидировавшей тогда в Европе, в 1903 году в университетах училось 40,8 тысяч человек, в высших технических учебных заведениях 12,2 тысячи, в специальных академиях - 3,9 тысяч. На всех „факультетах“ Франции в 1906 году училось 35,7 тысяч студентов, еще 5-6 тысяч обучалось в специальных учебных заведениях других ведомств и католических институтах. В университетах Великобритании в 1900-1901 годах училось около 20 тысяч человек …Из этих данных видно, что система российского высшего образования по абсолютным показателям была сопоставима с системами других ведущих европейских стран… Накануне Первой мировой войны Россия по прежнему уступала Германии в отношении университетского образования, но заметно превосходила в области специального образования… Россия уже между 1904 и 1914 годами (вместе с США) стала мировым лидером в области технического образования, обойдя Германию».

Быстро развивалось в начале XX века и образование крестьян по агротехнике. В 1913 г. в России работало 9000 сотрудников сельскохозяйственной информационно-консультационной службы. Организовывались учебные курсы по скотоводству и молочному производству, внедрению прогрессивных форм сельскохозяйственного производства. Много внимания уделялось и прогрессу системы внешкольного сельскохозяйственного образования. Если в 1905 году число слушателей на сельскохозяйственных курсах составило 2 тысячи человек, то в 1912 году - 58 тысяч, а на сельскохозяйственных чтениях - соответственно 31,6 тысяч и 1046 тысяч человек.

В целом по Российской империи к 1 января 1914 г. было 8902621 учащихся. Из них в начальных и низших школах обучалось - около 82 % всех учащихся. В средних общеобразовательных и специальных учебных заведениях - около 6 %. В специальных средних и низших школах - 3,2 %. В различных частных, национально-религиозных и т. п. учебных заведения - около 7 %. В высших учебных заведениях - 0,8 %. Остальные, около 1 %, не распределены по категориям заведений. (Статистический ежегодник России на 1915 г. Пг., 1916. Отд. 1. С. 144).

Подводя итог реформам национального образования к 1914\1917 гг (как общего начального и среднего, так и профессионального и высшего), Д. Л. Сапрыкин пишет :

Единая система образования предполагающая полную «координацию» общего и профессионального образования, в частности, возможность переходов между общеобразовательными и профессиональными учебными заведениями одного уровня была сформирована в процессе реформ 1915-1916 годов проведенных П. Н. Игнатьевым при полной поддержке Николая II. Эти реформы создали стройную единую систему национального образования включавшую: 1) 3-4 летний цикл начального образования, 2) 4-летний цикл посленачального образования (первые четыре класса гимназий, курс высших начальных училищ или соответствующих профессиональных учебных заведений, 3) 4 летний цикл полного среднего образования (последние классы гимназий или профессиональных средних учебных заведений), 4) высшие учебные заведения университетского или специального типа, 5) систему образования для взрослых, которая стала ускоренными темпами создаваться особенно после принятия «сухого закона» в 1914 году. … В последние десять лет царствования Николая II был осуществлен своего рода «национальный проект»: программа строительства «школьных сетей», в частности, сетей школьных зданий по всей стране, обеспечивших доступность школ для всех детей Империи с радиусом 3 версты. … Во время царствования Николая II Россия прочно вошла в пятерку наиболее развитых стран в отношении уровня развития науки, научно-технического образования и «высокотехнологичных отраслей промышленности».

Сапрыкин Д.Л. "Образовательный потенциал Российской Империи» (ИИЕТ РАН, М., 2009)

Учебные заведения в России до 1917 года

  • Военно-учебные заведения - военные академии, военные училища, юнкерские училища, кадетские корпуса, военные прогимназии, (военные школы) и т. д. Первое военно-учебное заведение в России было создано при Петре I, который в 1700 г. основал в Москве «Школу математических и навигацких наук» для подготовки к службе в артиллерии, инженерах и во флоте. Первое военное училище открыто в 1795 году в Гатчине.
  • Волостные училища - начальные школы в России в XIX веке, готовившие писарей для палат государственных имуществ и для сельских управлений.
  • Воскресные школы - частные или общественные общеобразовательные, профессиональные или религиозные учебные заведения, обучение в которых проводится по воскресным дням. В России во второй половине XIX - начале XX века подобные общеобразовательные учебные заведения учреждались интеллигенцией для неграмотных и малограмотных рабочих, крестьян, ремесленников, служащих, а также работающих детей и подростков.
  • Высшие начальные училища - занимали промежуточное положение между начальной и средней школой. Сначала назывались уездными училищами, с 1872 года - городскими училищами, с 1912 года были переименованы в высшие начальные училища.
  • Высшие женские курсы - высшие женские учебные заведения. Возникли с разрешения правительства с 1869 года (первые учреждения данного типа возникли в Москве и Петербурге).
  • Гимназии - среднее общеобразовательное учебное заведение. Первая в России светская средняя общеобразовательная гимназия основана в Петербурге в 1726 году при Академии наук под названием Академическая гимназия (просуществовала до 1805 года). В соответствии с уставом, утвержденным в 1864 году открывались классические гимназии и реальные гимназии .
  • Духовная академия - высшее религиозное (православное) учебное заведение. Московская духовная академия - первое в России высшее учебное заведение, открытое в 1685 году (до 1814 года называлась «Славяно-греко-латинская академия »), закрыта в 1919 году , возрождена в 1943 году .
  • Духовная семинария - православное среднее учебное заведение, готовившее кадры священнослужителей в России.
  • Духовное училище - православное начальное учебное заведение.
  • Начальные училища (земские школы) - начальные школы, открывавшиеся земствами (и находившиеся в их ведении) в сельских местностях.
  • - светские высшие учебные заведения, которые готовили в основном специалистов технических и естественнонаучных отраслей. Существовали политехнические и технологические институты, институты инженеров железнодорожного транспорта, коммерческие, сельскохозяйственные, педагогические, медицинские институты. В 1802-1804 годах был открыт первый в России учительский институт при Санкт-Петербургском унтверситете.
  • - средние учебные заведения закрытого типа с полным пансионом, преимущественно для дочерей из дворянксих семей.
  • Кадетские корпуса - среднее военно-учебное заведение с полным пансионом.
  • Коммерческие училища - средние учебные заведения, готовившие учащихся к коммерческой деятельности.
  • Народные училища - средние учебные заведения, готовившие учителей для начальных учебных заведений, Первое заведение данного типа открыто в Петербурге в 1783 г. и просуществовало до 1804 г.
  • Курсы - платные светские высшие учебные заведения, синоним «институту».
  • Реальные гимназии - среднее общеобразовательное учебное заведение с ориентацией на предметы естественно-математического цикла, часть из которых в конце XIX века получили статус реальных училищ.
  • Реальное училище - среднее образовательное учебное заведение, уделявшее большее внимание изучению предметов естественно-математического цикла.
  • Университеты - светские высшие учебные заведения. Первый в России светский университет носил название Академический университет открыт в 1724 году и просуществовал до 1766 года. К началу XX века в России (за исключением Финляндии) были следующие университеты: Московский (с 1755 г.), Дерптский, или Юрьевский (1802), Казанский (1804), Харьковский (1804), Петербургский (1819), Киевский св. Владимира (1833), Новороссийский (в Одессе, 1864), Варшавский (1869), Томский (1888).
  • Учительские семинарии и школы - учебные заведения готовившие педагогов (учителей) учителей для городских, уездных и начальных училищ.
  • Церковно-приходские школы - начальные школы, руководимые духовенством. Первые учебные заведения подобного типа были открыты в России в начале XVIII века. В соответствии с утвержденным в 1721 году при Петре I «Духовном регламенте» (1721) было предписано учреждать всесословные училища при архиерейских домах (архиерейские школы) и монастырях. С 1864 года переданы в ведение Синода и открывались при церковных приходах со сроком обучения 3-5 лет преимущественно в сельской местности.
  • Школы - собирательное название в Древней Руси и в Российской империи общеобразовательных учебных заведений. Первая государственная школа возникла при князе Владимире в X веке, в ней обучались более 300 учеников. При его сыне Ярославе Мудром возникли школы в Новгороде , Переяславе, Чернигове , Суздале .

Примечания

Ссылки

  • Голубцова М. А. Московская школа Екатерининской эпохи // Москва в ее прошлом и настоящем. - Ч. 8. - М.: Образование, 1911. - С. 3-20.
  • Записки покойного учителя // Исторический вестник, 1888. - Т. 33. - № 8. - С. 296-337.
  • И. Б. Идеи о народном образовании в екатерининское время // Исторический вестник, 1884. - Т. 15. - № 3. - С. 600-614.
  • Иванов А. Челобитная царю Феодору Алексеевичу. 1678 г. // Русский архив, 1895. - Кн. 1. - Вып. 2. - С. 277-278. - Под загл.: Из археологических заметок А. А. Мартынова. Плата за обучение грамоте.

Черкашина Анна Евгеньевна
магистрант

Федеральное государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
высшего образования "Омский
государственный педагогический университет"
г. Омск

Система образования любого государства является важнейшим инструментом формирования личности гражданина. Влияние государства на систему образования бесспорно.

В XIX веке система образования в России принимает новые формы. Необходимость образования для широкого круга населения страны становится необходимостью. С этой целью в 1802 году было создано Министерство народного просвещения, которому подчинялась вся система народного образования, кроме учебных заведений для женщин, которые находились в подчинении ведомству императрицы Марии Федоровны.

При Министерстве было создано Главное управление училищ. Члены Главного управления училищ в 1804 году разработали законодательный акт «Предварительные правила народного просвещения». Согласно Правилам были опубликованы такие документы, как:

- «Устав университетов Российской империи»

- «Устав учебных заведений, подведомственных университетам».

В соответствии с этими документами обучение объявлялось бесплатным и бессословным (исключение - крепостные крестьяне). А так же устанавливалась преемственность между различными типами образовательных учреждений:

Приходские училища - один год обучения;

Уездные училища - два года обучения;

Гимназии в губерниях - четыре года обучения;

Университеты.

В идеале это означало, что любой человек, пройдя все ступени обучения, мог получить высшее университетское образование. Но реформа не предусматривала обучение в гимназиях и университетах детей крепостных крестьян и женщин.

Страна была поделена на 6 образовательных округов, во главе которых находились университеты. В каждом округе были назначены попечители из числа членов Главного управления училищ, которые следили за делами в отведенном ему округе, получал отчеты о деятельности образовательных учреждений, отвечал за организацию университета и проводил в жизнь образовательную политику государства. В каждом округе при университете были созданы Училищные комитеты, которые руководили деятельностью образовательных учреждений в своем округе.

«Цель каждой системы образования заключалась в том, чтобы подготовить учеников к обучению на более высокой ступени и дать законченное образование тем, кто не смог или не хотел получать дальнейшее образование» .

Обучение в приходских училищах предусматривало двоякую цель: во-первых готовило к поступлению в уездные училища и во-вторых давало детям первоначальные знания. Здесь обучали читать, писать, считать, основам природоведения, гигиены и Закона Божьего. А также изучалась книга «Краткое наставление о сельском домоводстве». Все занятия проводились одним учителем, это был приходской священник. Специальных учебников не существовало и каждый учитель учил детей на своё усмотрение.

После восстания декабристов в стране произошел пересмотр результатов реформы. От образования требовался поворот на укрепление патриархальных устоев. Поэтому в 1826 году был создан Комитет устройства учебных заведений, который постановил запретить произвольное обучение.

В 1828 году Комитетом принят новый документ: «Устав гимназий и училищ уездных и приходских». Согласно этому документу упразднялась преемственность между учреждениями. Теперь каждое учреждение должно было давать законченное образование.

Приходские училища предназначались для детей крестьян, мещан и ремесленников. По мнению членов Комитета для каждого сословия предназначался свой уровень образования, необходимый им в силу выполняемых ими обязанностей. Впервые заговорили о значимости воспитательной работы в школах.

В начале второй половины XIX века произошло событие, реформа 1861 года, которая принесла с собой не только отмену крепостного права, но и породила большой интерес общественности к вопросам воспитания и образования подрастающего поколения. Помимо этого отмена крепостного права принесла с собой проблему несправедливого деления школ по сословному и половому признакам.

В 1861 году особая комиссия представила «Проект общего устройства народных училищ» в котором предусматривалось появление новых общеобразовательных учреждений. При этом сохранялись и приходские и уездные училища. Стали открываться народные училища, прогимназии и гимназии, которые, в свою очередь, подразделялись на филологические и реальные.

К 1864 году был разработан и принят новый устав для средних школ. Этот документ провозглашал бессословное обучение всех детей, независимо от профессии или верования родителей. Главное, чтобы родители были способны оплатить обучение. От оплаты могли быть освобождены только дети малоимущих родителей, но их количество в общеобразовательном учреждении регламентировалось - не более 10 %.

«Положение о народных училищах», принятое в 1864 году объявляло о бессословности школ, давало право открытия начальных школ земствам, органам местного самоуправления, общественным организациям и частным лицам, которые сами решали вопрос об оплате за обучение.

«Цель народных училищ - „утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания“. Предметы преподавания: Закон Божий, чтение (книги гражданские и церковные), письмо, четыре действия арифметики, церковное пение» .

Прогимназия являлась начальной ступенью гимназии. Предполагала четырехлетний курс обучения. Реформой предполагалось в статус прогимназии перевести уездные училища и двухлетние приходские школы.

Уставом 1864 года были созданы два типа средних школ: классическая гимназия и реальная гимназия. В свою очередь классическая гимназия имела деление на классические гимназии с изучением двух древних языков и классические гимназии с изучением одного древнего языка, чаще всего это был латинский язык. Обучение в этих учреждениях позволяло в дальнейшем продолжить обучение в университете. В реальных гимназиях древние языки не преподавались и их окончание не позволяло продолжать обучение в университете, но открывало возможность поступить в технические и сельскохозяйственные высшие учебные заведения.

В классических гимназиях курсы математики и естествознания были уменьшены, в реальных гимназия увеличивается курс естествознания, вводится черчение и дополнительно преподаются два новых иностранных языка. По желанию руководства и обучающихся вводились курсы пения, музыки, гимнастики, танцев. Обучение предполагало семилетний курс.

Новый устав придавал большое значение личного примера учителя в воспитании и обучении подрастающего поколения; были отменены телесные наказания. Так же учителю было позволено самостоятельно составлять учебные планы, выбирать учебники из утвержденного Министерством народного просвещения списка.

Между народными училищами и гимназиями преемственности не было, таким образом, дети низших сословий не имели возможность получать полное классическое образование. Доступ им в высшие учебные заведения был полностью перекрыт.

Ещё одним важным достижением реформ 1864 года стало учреждение женских всесословных училищ. В 1870 году стали появляться женские гимназии и прогимназии. Они были всесословными, но платными.

«Основными предметами были: Закон Божий, русский язык, арифметика с приложением к счетоводству и основы геометрии, всеобщая и русская география и история, главнейшие понятия из естественной истории и физики со сведениями по домашнему хозяйству и гигиене, французский и немецкий языки, музыка, пение танцы» .

С 1872 года появились частные женские гимназии, обучение в которых проходило по программам, утвержденным Министерством народного просвещения, и приближались по уровню обучения к мужским гимназиям. Для получения аттестата экзамены сдавались в мужских гимназиях.

В 1866 году Министерство народного просвещения возглавил Граф Дмитрий Андреевич Толстой. Он отличался очень консервативными взглядами на систему образования в целом. При его руководстве Министерством были ограничены свободы университетов, введен жесткий контроль за школьными программами. Являясь одновременно и обер-прокурором Святейшего Правительствующего Синода, он противился открытию земских школ и всячески приветствовал церковно-приходские школы, уровень обучения в которых было на порядок ниже. Одновременно с усилением влияния церкви на школы в 1869 году Д.А. Толстой вводит должность инспектора народных училищ в каждой губернии Российской Империи. А в 1874 году появились должности директоров народных училищ. Так усиливался контроль за деятельностью учителей народных училищ.

Очередные нововведения вступили в силу в 1871 году. Благодаря проекту публицистов Михаила Никифоровича Каткова и Павла Михайловича Леонтьева исчезло деление гимназий на классические и реальные. Была полностью пересмотрена программа преподавания. Теперь в гимназиях более 40 % учебного времени отводилось изучению древних языков. Отводилось больше учебных часов на изучение математики, физики, математической географии. Естествознание и химия теперь не преподавались вообще, а количество часов на рисование, черчение, чистописание и историю значительно сократилось.

Бывшие реальные гимназии по реформе 1871 года были переименованы в реальные училища с профессиональным уклоном. Обучение было шестилетним, но предполагалось и обучение в дополнительном седьмом классе, где можно было дополнительно обучаться на механико-техническом, химико-техническом и общеобразовательном отделениях. Обучение в реальном училище не позволяло продолжить обучение в университетах, но зато удовлетворяло потребности промышленности в квалифицированных инженерных кадрах.

16 марта 1882 года пост министра народного просвещения занимает Иван Давыдович Делянов. В 1884 году при его непосредственном руководстве выходит новый проект переустройства церковно-приходских школ, предложенный ещё одним видным политическим деятелем второй половины XIX века - Константином Петровичем Победоносцевым. Целью этого нововведения было вернуть под контроль церкви все церковно-приходские училища, которые в 1870-х годах были у церкви изъяты. «Правила о церковно-приходских школах» предусматривали, что церковно-приходские школы "имеют целью утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные знания«. Церковно-приходские школы должны были на местах заменять министерские училища и земские школы.

А в 1887 году вышел новый документ Министерства народного просвещения - «О сокращении числа учеников в гимназиях и прогимназиях
и изменении состава оных» - так назывался доклад И.Д. Делянова, который был издан 18 июня (1 июля) 1887 года. Доклад получил довольно печальное название - «Циркуляр о кухаркиных детях». В нем министр народного просвещения граф Иван Давыдович Делянов призывал принять меры в учебных заведениях «от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию» .

Также в 1887 году в гимназии и прогимназии Российской Империи распоряжением министра просвещения был ограничен прием евреев, закрыты приготовительные классы при гимназиях. Таким образом приводились в действие слова министра об ограничении образования для низших сословий.

Но не всё было так грустно. Министерство народного просвещения под давлением либеральных общественных кругов периодически ослабляло давление и надзор на школы. Однако всё более стремилось уйти от материалистических тенденций, царивших в обществе, к классическим и привычным формам обучения. Министерство всецело поддерживало создание церковно-приходских школ, в том числе и финансами. Так с 1896 года из государственного казначейства выделялось по 3 миллиона 279 тысяч рублей ежегодно на развитие системы церковно-приходских школ, содержание учителей. Таким образом церковно-приходская школа фактически становится государственной.

Отличие земской школы от церковно-приходской школы выражалось в содержании обучения. В церковно-приходских школах учителями являлись, прежде всего, священники. В учебном плане преобладали такие предметы, как Закон Божий, церковное пение, чтение церковных книг - на это отводилось до 46 % учебного времени. Тогда как в земских школах, не отвергая религиозную составляющую, расширялось обучение географии, истории, естествознанию.

Последняя четверть XIX характеризуется началом борьбы за народную школу между земствами и правительством. Правительство стремилось содержание школ взвалить на плечи земства, но при этом хотело всецело контролировать учебный процесс. Земства же стремились к независимой от правительства школе.

В этот же период педагогическая общественность сама начинает проявлять большую активность. Образуются различные педагогические комитеты и общества, содействующие образованию. Одним из главных занятий этих обществ являлась разработка новых учебных пособий. Хотя недостатка в учебной литературе не наблюдалось, не все учебники были написаны профессиональными педагогами.

В целом сеть общеобразовательных учреждений в Российской Империи в начале XX была достаточно разнообразна. Чехов Николай Владимирович, видный педагог XIX-XX веков, выделил более семнадцати типов одноклассных и двуклассных училищ, находящихся не только в ведении Министерства народного просвещении, но и различных ведомств. «И все эти 17 типов представляли часто огромные отличия друг от друга и по задачам, и обстановке, и по способам обеспечения и фактического управления. Различались они и по постановке учебной части, а следовательно и фактическими программами своего курса» .

Использованная литература

  1. Гуркина Н.К. История образования в России (Х-ХХ века): Учеб. пособие/ СПбГУАП. СПб., 2001. 64 с.
  2. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 432 с.
  3. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. - М: Гардарики, 2006. - 603 с.
  4. Липник В.Н. Школьные реформы в России/ Библиотечка журн. «Вестник образования России». М.: Про-Пресс, 2002, № 3-9.
  5. Медынский Е.Н. Народное образование в СССР. М.: Издательство Академии педагогических наук СССР, 1952. - 259 с.
  6. Пискунов А.И. История педагогики. Часть 2. С XVII в. до середины ХХ в.: Учебное пособие для педагогических университетов/ Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 1997. - 304 с.
  7. Правила о церковно-приходскихъ школахъ. // « Правительственный вестник ». 25 июля (6 августа ) 1884, № 164, стр. 1.
  8. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Том десятый. Царствование Императора Александра III. 1885-1888 годы. СПб., 1894 с.
  9. Чехов Н.В. Типы русской школы в их историческом развитии. М., Издание Т-ва «Мир». - 1923., 150с.

Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева

В конце XVIII и начале XIX века совершались важнейшие всемирно-исторические события. В. И. Ленин назвал это время эпохой буржуазно-демократических движений вообще, «буржуазно-национальных в частности», эпохой «быстрой ломки переживших себя феодально-абсолютистских учреждений».

Отечественная война 1812 года, спасшая Европу от владычества Наполеона, подъем под влиянием этой войны национально-освободительного движения на Западе, события в Испании, восстание в Греции, выступление дворянских революционеров-декабристов против самодержавно-крепостнического строя - таков краткий перечень этих важнейших всемирно-исторических событий.

Во всех странах Европы в это время происходила борьба передовых сил против феодализма за утверждение более прогрессивного в ту пору буржуазного строя.

Создание в России государственной системы школьного образования.

Вследствие исторических условий, требовавших ломки феодально-абсолютистских учреждений, «монархи заигрывали с либерализмом». В России царским правительством, вынужденным идти под влиянием начавшегося кризиса крепостнических отношений на уступки общественному мнению, была проведена реформа просвещения.

Воцарение Александра I сопровождалось заменой устаревшей системы государственного управления - коллегий - министерствами, которые более соответствовали требованиям времени. Реорганизуя государственный аппарат, правительство сохранило, однако, основы самодержавно-крепостнического строя. Оно только подновило его внешний фасад.

Среди других министерств, организованных царской властью в 1802 году, было создано Министерство народного просвещения. Наименование этого органа царского бюрократического аппарата «народным» было подсказано правительству передовыми русскими людьми, наивно надеявшимися направить деятельность правительственной бюрократии на удовлетворение общенародных интересов в области просвещения. Конечно, министерство просвещения, названное лицемерно народным, осуществляло, как и все другие министерства, классовые интересы, крепостников-помещиков и их оплота - самодержавного правительства.

В 1803 году были опубликованы «Предварительные правила народного просвещения», а затем, в 1804 году, - «Устав учебных заведений, подведомых университетам». К их разработке были привлечены и передовые деятели русской культуры. Этими документами была оформлена новая система школьного образования в составе четырех типов учебных заведений: приходское училище, уездное училище, гимназия и университет. Она более соответствовала начавшемуся процессу развития капиталистических отношений, чем прежняя система.

Согласно принятому уставу Россия была разделена на шесть учебных округов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский и Дерптский. Во главе каждого учебного округа были поставлены университеты.

К этому времени в России имелись три университета: в Москве, Дерпте (ныне г. Тарту) и Вильно - и должны были открываться университеты еще в Петербурге, Казани и Харькове. На университеты наряду с научными и учебными возлагались и административно-педагогические функции. Они должны были управлять всеми учебными заведениями своего округа, в связи с чем при советах университетов создавались училищные комитеты и профессора университетов должны были выполнять функции методистов и инспекторов («визитаторов»).

Была установлена строгая бюрократическая зависимость низших звеньев системы народного образования от высших: приходские училища подчинялись смотрителю уездного училища, уездные училища - директору гимназии, гимназии же - ректору университета, университет - попечителю учебного округа.

Приходские училища с одногодичным курсом обучения могли учреждаться во всех приходах городов и селений. Целью приходских училищ являлось, во-первых, подготовить учащихся к уездным училищам, во-вторых, дать детям низших слоев населения религиозное воспитание и навыки чтения, письма и счета. Правительство не отпускало на эти школы средств, поэтому они почти не развивались.

В учебный план приходских училищ входили такие учебные предметы: закон божий и нравоучение, чтение, письмо, первые действия арифметики, а также чтение некоторых отделов из книги «О должностях человека и граждадина», которая с 1786 года применялась в народных училищах как официальное пособие, рассчитанное на воспитание чувства преданности самодержавию. Занятия в школе должны были проводиться 9 часов в неделю.

Уездные училища с двухгодичным сроком обучения создавались по одному в губернских и уездных городах, а при наличии средств - и в большем числе. В городах малые училища преобразовывались в уездные.

Целью уездных училищ было, во-первых, подготовить учащихся для поступления в гимназию, а во-вторых, сообщить детям непривилегированных свободных сословий «необходимые познания, сообразные состоянию их и промышленности».

В учебный план уездных училищ были включены закон божий, изучение книги «О должностях человека и гражданина», российская грамматика, а там, где население употребляет другой язык, сверх этого грамматика местного языка, всеобщая и русская география, всеобщая и русская история, арифметика, начальные правила геометрии, начальные правила физики и естественной истории, начальные правила технологии, относящиеся к хозяйству края и его промышленности, рисование - всего 15 учебных предметов. Такая многопредметность создавала непосильную нагрузку для учащихся. Все предметы преподавались двумя учителями; их недельная нагрузка равнялась 28 часам. Каждый учитель обязан был преподавать 7-8 предметов.

Уездные училища финансировались лучше, чем малые училища. В то время как малые училища содержались за счет пожертвований, собираемых приказами общественного призрения, уездные частично содержались за счет государственного бюджета, а также за счет местных сборов, путем обложения населения. Это положительно сказалось на росте числа уездных училищ.

Гимназии учреждались в каждом губернском городе на базе главных народных училищ, там же, где их не было, следовало открыть новые средние школы. Курс обучения в гимназии продолжался четыре года. Целью гимназий, предназначенных для дворян и чиновников, являлась, во-первых, подготовка к университету, а во-вторых, преподавание наук тем, которые «пожелают приобрести сведения, необходимые для благовоспитанного человека».

Учебный план гимназии был крайне обширным, энциклопедичным. В него входили латинский, немецкий и французский языки, география и история, статистика общая и Российского государства, начальный курс наук философских (метафизика, логика, нравоучение) и изящных (словесность, теория поэзии, эстетика), математика (алгебра, геометрия, тригонометрия), физика, естественная история (минералогия, ботаника, зоология), теория коммерции, технология и рисование.

В гимназии предлагалось иметь восемь учителей и учителя рисования, с нагрузкой от 16 до 20 недельных часов. Каждый учитель вел цикл предметов: философские и изящные науки, физико- математические дисциплины, экономические науки. Это создавало лучшие условия учебной работы педагогов средней школы для привилегированного населения по сравнению с уездными училищами, рассчитанными на простых людей.

В учебном плане гимназии отсутствовал закон божий. Это явилось результатом влияния передовых русских людей на устав 1804 года. Вместе с тем в гимназиях не предполагалось преподавание русского языка, что объясняется тем пренебрежением к русскому народу, которое было присуще бюрократии.

Так же как и в уставе народных училищ 1786 года, преподавадие учебных предметов рекомендовалось связывать с жизнью. Так, учитель математики и физики должен был проводить с учащимися прогулки, показывать им мельницы, различные машины, находящиеся на местных предприятиях. Учитель естественной истории собирал с учениками минералы, травы, образцы почв, объясняя учащимся их «свойства и отличительные признаки».

В целях наглядного преподавания в гимназиях рекомендовалось иметь библиотеку, географические карты и атласы, глобусы, «собрание естественных вещей всех трех царств природы», чертежи и модели машин, геометрические и геодезические приборы, наглядные пособия для уроков физики.

Гимназии были поставлены в лучшие материальные условия по сравнению с уездными и тем более приходскими училищами, обслуживающими народные массы. Государство полностью брало на себя содержание гимназий. Юноши дворянского происхождения, окончившие гимназии, имели широкие права на занятие различных государственных должностей. Податные люди могли по окончании гимназии быть утверждены учителями (начальных и средних школ) только по решению сената.

Университеты составляли высшую ступень системы народного образования, в них поступали имеющие знания в объеме гимназического курса. Идя на уступки ученым, участвовавшим в составлении уставов, царское правительство дало университетам некоторую автономию. Университеты управлялись выборными советами, профессора выбирали также ректора и деканов. Им разрешалось создавать научные общества, иметь типографии, издавать газеты, журналы, учебную и научную литературу. Профессорам рекомендовалось употреблять по отношению к студентам гуманные меры воздействия. Студенты могли создавать различные общества, кружки, устраивать товарищеские сходки.

Но главной задачей университетов являлась подготовка чиновников для всех родов государственной службы, в том числе и в области просвещения. Хотя была провозглашена доступность школы для всех сословий и не упоминалось, что принадлежность к крепостному сословию служит препятствием для поступления в школу, фактически была создана сословная система народного образования. В то же время этой системе были присущи и некоторые черты, свойственные буржуазной школе: преемственность программ школ, бесплатность образования на всех ступенях, формальная доступность школ для детей, принадлежавших к свободным сословиям. Но правительство всячески старалось, чтобы вновь созданная система не нарушала устои сословно-крепостнического строя. Так, через некоторое время после опубликования устава министр разъяснил, что принимать в гимназии детей крепостных крестьян не разрешается.

Образование в 19 веке имело ступенчатую форму. Сначала ученику предстояло окончить начальное общеобразовательное учреждение, потом среднее общеобразовательное и последний этап – поступление в университет.

Начальные общеобразовательные учреждения состояли из приходских, уездных и городских училищ, воскресных школ и школ грамотности. При этом ученику следовало сначала отучиться в приходском, а затем в уездном училище и лишь потом он имел право поступать в гимназию.

Средними общеобразовательными учреждениями являлись гимназии и пансионы. Различались классические, реальные, военные гимназии. Гимназии по значимости представляли собой современную среднюю школу, которую необходимо закончить перед поступлением в вуз. Обучение в этих учреждениях занимало семь лет.

Поступить в образовательное учреждение имели право представители всех сословии. Однако в школах и училищах учились дети низших сословий, а в пансионах и лицеях – дети высокопоставленных людей. Такая форма образования была заложена Александром I, позже изменена Николаем I, и вновь восстановлена Александром II.

Предметы изучения

План обучения на протяжении века часто изменялся. Это касалось как гимназии, так и училищ.

Приходские и уездные училища официально имели программу обучения такую же обширную, как и в гимназиях. Но на деле не выходило выполнять установленный план. Начальные общеобразовательные учреждения были отданы под попечение местных чиновников, которые в свою очередь не стремились заботиться о детях. Не хватало кабинетов и учителей.

В приходских училищах учили чтению, письму, простым правилам арифметики и основам закона Божьего. В уездных учреждениях изучали более широкий курс: русский язык, арифметика, геометрия, история, геометрия, чистописание и закон Божий.

В гимназиях преподавались такие предметы, как математика, геометрия, физика, статистика, география, ботаника, зоология, история, философия, литература, эстетика, музыка, танцы. Ученики помимо русского языка изучали немецкий, французский, латинский, греческий. Некоторые предметы носили факультативный характер.

В конце 19 века уклон в образовании стал делаться на прикладные дисциплины. Стало востребовано техническое образование.

Процесс обучения

В 19 веке в гимназиях и училищах время обучения делилось на уроки и перемены. Ученики приходили на занятия к 9 часам или ранее. Заканчивались уроки в 16 часов, в некоторые дни в 12. Обычно раньше всего обучение завершалось в субботу, но в некоторых гимназиях такими днями была среда. После уроков неуспевающие ученики оставались на дополнительные занятия, чтобы подтянуть оценки. Также была возможность остаться на факультативные курсы.

Более тяжело приходилось тем ученикам, которые жили в пансионах. Их день был расписан буквально по минутам. Распорядок дня в разных пансионах немного различался. Примерно выглядел он так: подъем в 6 утра, после умывания и одевания ученики повторяли уроки, затем шли завтракать и после начинались уроки. В 12 часов был обед, после которого снова начинались уроки. Заканчивались занятия в 18 часов. Ученики немного отдыхали, перекусывали, делали уроки. Перед сном ужинали и умывались.

Кроме обычных общеобразовательных государственных школ в нашем государстве распространены различные специализированные учебные заведения: например, художественные, музыкальные школы. Церковь, уделяющая особое внимание достойному воспитанию подрастающего поколения, организует свои педагогические классы.

В современное время при многих православных приходах организованы воскресные школы, в которых обучаются дети с младшего возраста (обычно с пяти лет) до старших классов (в некоторых приходах такие школы включают в себя только три-четыре года образования). Такая практика является современным отголоском истории нашего Отечества - того времени, когда именно при храмах создавались учебные заведения (так называемые Церковно-приходские школы). Преподавателями в нынешних воскресных школах являются представители духовенства, а также благочестивые миряне, имеющие соответствующие знания и педагогические навыки по работе с детьми.


В современных воскресных школах изучается Закон Божий - изложение Ветхого и Нового Заветов, понятное для детского восприятия. Объясняется значение десяти заповедей, прививаются основные нравственные ценности. Детей учат уважению к родителям и старшим, доброте, любви к и родному Отечеству.


Также в воскресных школах преподаются жития святых. Детям рассказывают о великих подвижниках благочестия, их подвигах. На подобных уроках ребята могут узнать много нового из истории не только российского государства, но и великих империй (Римской и Византийской).


На занятиях в воскресной школе детей знакомят с христианской культурой и искусством. Детям объясняется значение икон, рассказывают о самых почитаемых образах. Детей приобщают к пению и музыке, разучивают с ними стихи и песни к выступлениям на праздничных пасхальных и рождественских концертах.


Особое значение в воскресной школе уделяется духовности и достойному воспитанию ребенка. Детей знакомят с основными христианскими молитвами, объясняют смысл и значение постов.


Кроме учебно-воспитательного процесса воскресные школы могут организовывать развлекательную программу. Так, во многих православных приходах распространена практика посещения детьми, их родителями и учителями всевозможных музеев, выставок, цирковых представлений. Иногда организовываются скаутские походы по красивым местам нашей Родины, а также совершаются паломнические поездки.


Занятия в воскресных школах проходят в отдельном здании на территории церкви или же в самом храме (нижней его части). Название этих учебных заведений свидетельствует, что уроки проходят по воскресеньям. Обычно они начинаются днем после окончания литургии.


Воскресные школы воспитывают в детях общую культуру поведения, развитие основополагающих нравственных качеств и дают знания основ православного вероучения.

Видео по теме

19 век характеризуется развитием культурного и духовного наследия России. Было сформировано Министерство народного просвещения и утверждено новое положение об устройстве высших учебных заведений. Учрежденные университеты 19 века России видоизменили принципы существующей системы образования.

В начале столетия Российская империя насчитывала в своем арсенале 6 высших учебных заведений для юношей из знатных и родовитых семей. Двери университетов 19 века России были закрыты для детей крепостных крестьян и девушек. ВУЗы готовили преподавателей, врачей, ученых.

  • Московский;
  • Петербургский;
  • Казанский;
  • Харьковский;
  • Дерптский;
  • Киевский.

Каждый университет стоял во главе своего учебного округа (всего в России было 6 округов). Каждый округ возглавлялся уполномоченным попечителем, в обязанности которого входило открытие и преобразование ВУЗа через его ректора. Последний, в свою очередь, избирался всеобщим голосованием профессорского состава ВУЗа, подчинялся попечителю и управлял не только вверенным ему университетом, но и всеми учебными заведениями в округе.

Основное финансирование университетов осуществлялось за счет личных средств местного дворянства.

Ведущие университеты страны

Центром высшего образования в России, разумеется, был Московский университет, основанный в 1755г. В 1804 г. он имел 4 направления обучения:

  • Факультет физических и математических наук;
  • Факультет нравственных и политических наук;
  • Факультет словесных наук;
  • Факультет врачебных и медицинских наук.

К середине 19 века при Московском университете была открыта глазная клиника, Музей естественных наук и ботанический сад с оранжереями.

Московский университет выпустил большое количество известных писателей, ученых, общественных деятелей. Ушинский, Лермонтов, Белинский, Герцен, Тургенев, Грибоедов (и мн.др.) – все они являлись выпускниками первого ВУЗа страны.

Второй по значимости был Петербургский университет (до 1819г. именовавшийся Главным педагогическим институтом Петербурга), который первоначально состоял из 3-х отделений и готовил будущих специалистов юридических и философских, исторических и словесных, математических и физических дисциплин. Медицинские науки в университете не преподавались, так как в то время в городе уже имелась Медико-хирургическая академия. В 1854 году в университете был открыт Восточный факультет.

Известные выпускники Петербургского университета: математик Чебышев, физик Ленц и др.

Преподаватели университетов часто вели просветительскую деятельность, читали публичные лекции.

Во второй половине 19 века появилась острая потребность в технических специалистах. В 1862 г. открывается Петербургский технологический институт, в 1868г. – Московское высшее техническое училище, в 1866 г. – Горный институт.

Женское образование

Университеты 19 века России не предполагали высшее образование для женского пола. В лучшем случае девочек отдавали в Институт благородных девиц, где готовили будущих жен и матерей, обучая их мастерству ведения домашнего хозяйства.

Лишь к концу столетия Министерство просвещения получило право учреждать высшие женские курсы в связи. Такое образование называлось частным и не давало право женщинам поступать на государственную службу. Именно дальнейшее служение государю и было целью высшего образования в России.

#Sтуденты. Народная дружина – видео