Нарицын николай николаевич. Лень - может быть по-другому

Лень - противоположность таких качеств человека, как трудолюбие, усердие. Синомичными этому понятию являются слова «праздность», «тунеядство». В различных словарях, как отмечает Т. В. Понарядова , лень (леность) определяется сходным образом: в словаре древнерусского языка - как нерадение, беспечность; в словаре русского языка XI–XVII вв. - как отсутствие желания; в словаре В. И. Даля - как неохота работать, отвращение от труда, от дела, занятий, как наклонность к праздности, тунеядству; Д. Н. Ушаков рассматривал лень как отсутствие желания выполнять работу, а С. И. Ожегов писал, что лень - это отсутствие желания действовать, работать, любовь к безделью. Сходные определения лени даются и в зарубежных словарях. Так, Оксфордский толковый словарь английского языка Хорнби трактует лень как нежелание работать или быть активным, делать как можно меньше, не затрачивать много энергии, показывать недостаточные усилия.

В «Психологическом словаре для родителей» лень определяется как «немотивированное уклонение ребенка от поручений» [С. Степанов, 1996, с. 53].1 Там же говорится о ленивых детях, которые «не выполняют доступных их возрасту действий самообслуживания, не помогают родителям по хозяйству и т. п. В школьном возрасте лень проявляется в пассивном отношении к учебе, когда ребенок выполнению учебных заданий предпочитает игры, прогулки или даже бесцельное времяпрепровождение. В дальнейшем он стремится уклониться от трудовой деятельности, так как он не привык трудиться и считает любую работу неприятным занятием».

Важно отметить, что в этих определениях лени можно выделить два аспекта: как мотивационное состояние и как свойство личности (любовь к безделью, наклонность к праздности, тунеядству).

Д. А. Богданова дала расширенное определение лени: «Лень - это реакция личности на несоответствие требований ситуации, деятельности субъективному смыслу этих требований, ситуаций, своей роли в ситуации, внешне проявляющаяся как отказ или уклонение от этой деятельности, взаимодействия с ситуацией, а внутренне - как переживание невозможности установить требуемое соответствие вследствие нарушения или недостаточной информированности механизмов саморегуляции» . Это определение слишком сложное, а главное - под него можно подвести любой отказ от деятельности, обусловленный плохой информированностью человека о ее сути.

Е. Л. Михайлова выделяет три компонента лени (в отношении учебной деятельности):
1) мотивационный компонент: отсутствие мотивации или слабая мотивация к учебной деятельности;
2) поведенческий компонент: невыполнение необходимой деятельности;
3) эмоциональный компонент: равнодушие или положительные эмоции по поводу невыполнения требований в учебной деятельности.

Различное отношение к лени . Можно выделить четыре подхода к лени: отрицательный, положительный (защитный механизм), как к болезни и как к мифу.

C давних пор отношение к лени было сугубо отрицательным. Так, с появлением христианства лень была отнесена к греху. В Средневековье лень рассматривалась как зло, а в последующие столетия - как отрицательная черта характера. Одни считают, что это недостаток, с которым нужно бороться, другие рассматривают лень как незначительную слабость, которую время от времени можно себе позволить.

Есть и такие, которые считают лень двигателем прогресса, без которой не было бы никаких открытий (см., например, «Полезная лень» ). Лень, проявляемая в некоторые моменты жизни, полагают некоторые авторы, необходима для отдыха. Поэтому М. Берендеева считает, что лень является защитной реакцией организма, когда человек много работает. Организм сам начинает отказываться от работы. Такой ленью страдают «трудоголики». М. Берендеева приводит и другую причину появления лени: когда на человека оказывается сильное давление (со стороны родителей, начальника), угнетающее его волю, желание. В этом случае лень служит защитой от психотравмирующих факторов.

Д. А. Богданова выявила, что подростки двояко относятся к лени: одни считают ее символом свободы и умиротворенного счастья, другие - искушением, слабостью, приводящими к гибели личности, а третьи -повседневной неизбежностью, не требующей ни вмешательств, ни поощрений. Для ряда подростков лень - это способ расслабления, омрачаемый муками совести.

В медицине лень рассматривается как многообразное заболевание с не до конца выясненной этиологией. Выделяют три ее разновидности:
1. Лень здоровая; она эпизодически поражает все население. Основной симптом - спячка, длящаяся от 12 часов и больше.
2. Лень нездоровая, которая может перетекать из здоровой лени, но может возникать и как самостоятельное заболевание. Страдающий нездоровой ленью полностью неадекватен окружающей действительности. Поведение такого больного приобретает циклически агрессивный характер. Этот вид лени практически не поддается лечению.
3. Лень хроническая; это конечная стадия нездоровой лени. У больных выражено стремление заставлять что"то делать других; велика страсть к сочинительству.

Наконец, существует точка зрения, что лень - это миф (М. Левин ).

М. Левин утверждает, что человеку не присуще такое качество, как лень. Те, кого называют лентяями, страдают от дисфункции нейроразвития, такими как нарушение памяти, речи, внимания, моторики. М. Левин выделяет восемь общих форм нарушения нейроразвития, которые отрицательно сказываются на активности человека: языковые дисфункции, дезорганизованность, недостаточный уровень умственной энергии, чрезмерная общительность, слабость управления продуктивной деятельностью, недостаточное развитие памяти, неэффективность моторных действий, недостаточные способности восприятия и генерирования идей. Кроме того, Левин отмечает и роль родителей и педагогов, которые должны приучать детей к постоянному труду.

Природа лени как качества личности . Причиной лени обычно считается неправильное воспитание, когда у ребенка не формируется положительное отношение к труду, а наоборот, вырабатывается потребительское отношение. Лень может развиваться и тогда, когда на ребенка возлагаются непосильные обязанности. Ребенок убеждается, что с работой ему все равно не справиться, и поэтому либо стремится ее избежать, либо делает ее кое как. Тот же результат будет, если цель ребенку не ясна.

Однако, как уже говорилось выше (М. Левин), лень может быть обусловлена дисфункциями в развитии психических процессов, т. е. не только внешними, социальными факторами, но и внутренними. По мнению И. И. Дудкина , лень обусловлена и биологическими факторами.

Изучение этого вопроса психологами явно отстает от запросов педагогики и психологии развития. Можно указать лишь на одну монографию, посвященную проблеме лени (Т. В. Понарядова ). Автор выявила, что провоцировать и углублять лень может высокий уровень личностной и ситуативной тревожности.

Ю. С. Ошемкова полагает, что лень у молодых людей является следствием отсутствия экзистенциальной мотивации. Автор пришла к выводу, что бытующее представление о лени как слабом развитии волевой сферы человека может быть расширено и понято как приверженность одним и тем же стереотипам в отсутствие изменений и развития. Такая интерпретация лени, по мнению Ю. С. Ошемковой, позволяет непосредственно противопоставить ее понятию самореализации: реализует себя не тот, кто постоянно делает одно и то же, а лишь тот, кто непрерывно развивается, движется вперед, что возможно только при наличии экзистенциальной мотивации. Отсюда борьба с ленью должна решаться путем психотерапии аутентификации, в ходе которой психолог помогает молодому человеку освободиться от навязываемых ему обществом стереотипов и обрести подлинную экзистенциальную мотивацию - раскрыть неповторимость своей личности.

По данным Е. Л. Михайловой , ленивые студенты отличались от трудолюбивых низким уровнем развития волевой регуляции (им сложнее довести начатое дело до конца, у них хуже сформировано умение планировать, распределять нагрузку), низким желанием учиться.

Н. Боровская , разделив учащихся по самооценке и экспертной оценке учителей на ленивых и неленивых, обнаружила различия между ними. Для ленивых, по сравнению с неленивыми, более характерны следующие тенденции: низкая самооценка настойчивости; выраженное стремление к избеганию неудачи; низкая саморегуляция в учебной деятельности; слабая нервная система; преобладание торможения по «внутреннему» балансу (последняя типологическая особенность свидетельствует о слабо выраженной потребности в активности); более низкая учебная мотивация (направленность на знания и отметку). Соответственно, для неленивых более характерны: высокая самооценка настойчивости; высокий мотив достижения; высокая саморегуляция в учебной деятельности; большая сила нервной системы; преобладание возбуждения по «внутреннему» балансу (что свидетельствует о высокой потребности в активности); более высокая учебная мотивация (направленность на знания и отметку) и мотивация успеха.

Лень - распространенная и удобная отговорка собственному бездействию. Ее причины объективны или выдуманы нами? Можно ли бороться с ленью?

Когда я села за этот материал, мне захотелось заглянуть в словари и посмотреть, какое определение дается этому понятию. Большой толковый словарь определял лень, как «отсутствие желания работать или делать что-либо; нелюбовь к труду».

Толковый словарь Даля давал следующее определение: «Лень - неохота работать, отвращенье от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности, к тунеядству».

«Отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью» - так определял лень Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой.

Я продолжила изучать лень и встретила информацию, в которой указывалось, что отношение к лени в давние времена было сугубо отрицательным, в Средневековье она рассматривалась как зло, а в христианстве лень названа грехом. Только последние столетия лень считается отрицательной чертой характера.

Существует четыре подхода к изучению природы лени:

  • Первый: лень как отрицательное свойство личности человека.
  • Второй: лень - это защитный механизм организма.
  • Третий: лень - это болезнь.
  • Четвертый: лень - это миф.

Итак, подход первый

Лень как отрицательное свойство личности человека. Начну издалека.

Я - мама двух сыновей с разницей в возраст девять с половиной лет. Я постоянно невольно наблюдаю за ними. Мои наблюдения явным образом свидетельствуют, что лень как отсутствие желания действовать, склонность к безделью у младшего напрочь отсутствовала до четырехлетнего возраста. То есть примерно до четырех лет ребенок активно включался в любую деятельность, начиная от уборки игрушек, заканчивая покупками в магазине, - ему было интересно и увлекательно абсолютно все!

Первые попытки лениться (уклоняться от деятельности) стали проявляться, когда сын стал активно посещать детский сад. Он ленился самостоятельно одеваться, а также рисовать на заданную тему, резать ножницами.

Он просто не приступал к деятельности. Причем, если одеваться нужно в гости к бабушке - ребенок опережал взрослых, а если в детский сад (он очень трудно привыкал к саду), то он сидел в кресле, обложенный одеждой и, например, пел. Если рисовать нужно было не кружочки и линии, а фантазировать с кистью в руках (просто размазывать краски по бумаге), то такое рисование выполнялось настолько быстро, что я не успевала подавать чистые листы. А если ему предлагалось нарисовать что-то конкретное, например, солнышко, ребенок отвечал: «Нет, давай лучше ты нарисуешь». А с ножницами сын просто не умел обращаться…

Как вы уже догадались, ребенок стремился избежать работы, в которой он чувствовал себя неуспешным, либо работы, которая приведет к нежеланному результату. При этом я хорошо понимала, что только в действии рождается успех: не будешь регулярно пользоваться ножницами, так и не научишься вырезать, не будешь рисовать кружочки - не нарисуешь круглый предмет. А ребенок просто останавливался у черты под названием «у меня не получается» и не решался ее переступить.

Такая модель поведения повторяясь, закрепляется и становится чертой характера.

Итак, первая причина лени - страх неудачи. Если в ваших убеждениях есть причинно-следственная связь «не делай - может не получиться», нужно сознательно ее преодолевать. Ведь нам с вами понятно: не возьмешь в руки ножниц - не научишься ими вырезать; первый кружок никогда не бывает таким же ровным, как у того кто прекрасно владеет ножницами.

Стоит ли останавливаться, если вы действительно хотите иметь какие-то значимые результаты?

Недавно мой старший сын, который сейчас находится в возрасте подростка, задал мне сложный вопрос: «В чем смысл человеческой жизни?». Я, конечно, сначала задумалась, как ему ответить. Начала рассуждать, с точки зрения биологии, философии, религии. Вдруг меня осенил очень прозрачный вывод, что смысл жизни, как ни крути, - в развитии! И если с позиции развития посмотреть на лень - она его огромный тормоз! В этом смысле я согласна с христианской философией, считающей лень грехом.

Я продолжаю наблюдать за своими детьми. Мой старший сын - школьник. Стоит ли говорить, что проблем, решать которые лень, очень много. В первую очередь, лень делать уроки. Но не все. Иногда он громко вопрошает: «Какой в этом смысл, только время тратить?!» Я понимаю, что школьники - заложники системы. И отвечаю, что это проверка на прочность, сможешь, преодолеешь - ты молодец! Я так говорила и себе, когда на работе (а мне нравилась моя работа) случались бессмысленные задания, приступать к которым было даже не лень, а скорее тоскливо.

Вывод: нелюбимое дело, бессмысленная работа вызывают не просто лень, а включают внутреннюю блокировку на их выполнение.

Работать с ленью такой природы можно только двумя способами: не заниматься тем, что вызывает категорический протест сознания, либо придумать собственный мотив по принципу «сделаю - я молодец». Опасность в том, что такие игры с сознанием (сделаю - я молодец) не могут быть постоянными, оно устанет играть. Лучший вариант - сменить нелюбимое занятие на любимое!

Еще один вид «тоскливой лени» случается тогда, когда человеку способному и амбициозному становится неинтересно заниматься деятельностью, в которой достигнут потолок. В детских коллективах детям, чей уровень развития опережает сверстников, становится лень выполнять задания вместе со всеми.

Преодолеть этот вид лени можно только выходом за пределы «потолка» на новый уровень развития.

Подход второй

Лень - защитный механизмом организма. Это качество, которое проявляется лишь определенные моменты жизни и необходимо для отдыха. Когда человек много работает, организм сам начинает отказываться от работы.

Конечно, здравый смысл здесь есть. Человеку необходим отдых от работы. Если лень дозирована и не переходит в хроническую форму, ничего страшного нет. Но, на мой взгляд, разумнее научиться организовывать себя таким образом, чтобы работа и отдых осознанно и здраво чередовались, чтобы отдых вызывал жажду к работе, а работа награждалась отдыхом.

Такой подход поможет предотвратить «выгорание» на работе, влекущее серьезные психологические, а в запущенной форме и психические проблемы.

Что осознаешь, то контролируешь; что не осознаешь, контролирует тебя.

Еще одна причина, когда лень проявляется как защитный механизм, кроется в отсутствии жизненной энергии. Происходит это, когда вы осознаете, что получите результат, если начнете что-то делать. Вас не пугает фиаско, у вас просто нет сил. Даже любимое дело начинает раздражать и вызывать сомнения. А все потому, что ваша нынешняя физическая форма не соответствует масштабу целей. А ваши источники энергии не дают достаточно сил, чтобы действовать. Значит, чтобы побороть лень. надо остановиться и отдохнуть, восстановить силы.

Есть и такие мнения, согласно которым лень является двигателем прогресса, без нее не было бы никаких открытий. Я думаю, что здесь имеет место подмена понятий.

«Отсутствие желания работать или делать что-либо, нелюбовь к труду, отвращенье от труда, от дела, наклонность к праздности, к тунеядству, отсутствие желания действовать, склонность к безделью» - не одно и тоже, что поиск новых путей достижения результата. Если человек не просто ничего не делает, а находит способ и делает это по-другому - это уже не лень.

Третий подход

Лень - это болезнь.

Я не врач, и не возьмусь размышлять в этом направлении. Выскажу лишь предположение, что лень - не причина, а лишь следствие неправильного воспитания, неправильной самоорганизации, внутренней распущенности, которые со временем приобретают хронический характер, и делают человека хронически ленивым.

Четвертый подход

Лень - это миф! И мне эта точка зрения наиболее близка во всех отношениях. Единственная причина бездействия заключается только в том, что вы вовремя не смогли увидеть ложь, которая прописалась среди ваших убеждений. Эту ложь в минуты сомнений на блюдечке преподносит ваше сознание.

Например, сознание подсказывает моему ребенку: «Не бери в руки ножницы, все равно красивый кружок вырезать не получится». Но это ложь! Истина в том, что в деятельности с ножницами формируется навык владения ими!

Или сознание предупреждает меня: «Ты живешь не хуже других, успокойся! Зачем что-то менять?» Но можно ситуацию воспринимать иначе: «Ты живешь хуже собственных ожиданий, многие достигли того, о чем мечтаешь ты. Дерзай и у тебя все получится!»

Или такое убеждение: «Я бы сделал, я бы научился, и я бы... Но пока не готов и помочь мне некому…»

Это все примеры убеждений, живущих в нашем сознании. Они заставляют нас останавливаться и бездействовать. Но убеждения - это условность, миф!

Бывало с вами такое, что нужно что-то сделать, но не хочется. Лень.

Лень иногда настолько сильна, что человек сдаётся и подчиняется ей. Лень всевластна и вездесуща, говорят она родилась задолго до нас.

Лень часто называют самым большим пороком человека, но так ли она плоха на самом деле? Давайте разберёмся.

Итак, что же такое лень.

По определеню В.И. Даля это

«отвращение от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности и тунеядству».

На самом деле лень это такое явление можно рассматривать значительно шире.

Рассмотрим несколько основных вариантов проявления лени:

Лень как отсутствие мотивации при непонимании своего предназначения

С литературной точки зрения это типичный Обломов, персонаж Ивана Гончарова из романа «Обломов», входящего в трилогию «Обыкновенная история». Для тех, кто не читал данного эпохального произведения немного расскажу о сюжете. Роман рассказывает о жизни Ильи Ильича Обломова. Он вместе со своим слугой живет в Петербурге, практически не выходит из дома и даже не поднимается с дивана. Он нигде не работает, не занимается никакой деятельности, а лишь мечтает об уютной и безмятежной жизни в родном имении Обломовка. Никакие проблемы не могут сдвинуть его с места.

Помните, как в песне «Распи**яй» группы Ленинград «А на работу не хожу и радио не слушаю, а что мне боженька подаст выпью и покушаю».

Мотивации на подсознательном уровне у человека нет, сознательной мотивации тоже нет. Иногда, в критических случаях, человек может себя заставить что-то сделать, но это бывает крайне редко.

Думаете, что это все какие-то приколы и намеренное преувеличение?

У меня есть друг, типичный Обломов. Вырос в богатой семье, жить хорошо, на широкую ногу его научили, а вот зарабатывать, увы, нет. Время прошло, мальчик вырос, закончил институт … и подал на подал на родителей в суд за то, что они его отказались обеспечивать и назвали его тунеядцем. После этого происходили такие истории, что хоть пиши «Обломов 2».

Он нигде официально не работает, только подрабатывает. На работу его официально брать не хотят потому что он не выполняет свои обещания и не соблюдает трудовую дисциплину. Если какие-то деньги перепадают, он их спускает в первый же день, даже если эта сумма 50 000-100 000 рублей. При этом очень рассеянный, может запросто где-то забыть крупную сумму денег или ценные вещи.

Однажды, когда он попытался устроиться на хорошую работу с приличной зарплатой, у нас с ним произошел интересный диалог. Ему нужно было приезжать на работу в 8 утра, а он понятное дело, приезжал к обеду и то не каждый день. На мой вопрос зачем он согласился на такие условия, если не может приезжать так рано на работу (он живет в области и любит поспать), он мне отвечает:

«Я согласился на зарплату, а не на работу».

Существуют и противоположные примеры.

На человека очень влияет его окружение и то общество в котором он вырос. Человек, который вырос в семье с небольшим достатком считает такую жизнь нормой. В Советском союзе было такое понятие как «рабочий класс». Закончив 8 классов общеобразовательной школы он, шел на завод, каждый день вставал по заводскому гудку и так изо дня в день в течение всей жизни.

Сейчас таких историй тоже масса, в том числе и в Москве. У такого человека может быть жена (муж), дети, маленькая зарплата в государственной организации, комната в общежитии. Люди настолько привыкают к такой жизни, что не хотят ничего менять. Ни что так не портит людей, как стабильная маленькая зарплата, они находятся в зоне комфорта и не хотят ничего менять. А вдруг будет еще хуже?

Что здесь посоветовать? С Обломовами все понятно, тут как говорится «в мешок и шилом». Со второй категорией сложнее, у тех людей, кто вырос за чертой бедности, сиротой или в «плохом районе» часто есть сильная мотивация сделать свою жизнь или по крайней мере жизнь своих детей лучше. А кто вырос «в зоне комфорта» тем, сложнее.

Совет один:

Лень как защитный механизм

Лень - это очень эффективный механизм отказа от выполнения работы, которая не принесёт пользы. Как будто организм работает постоянно в режиме энергосбережения, мобилизуя эту энергию, когда это необходимо.

Вы никогда не увидите дикого кабана, который целый день бегал, а потом говорит: мне нужно присесть отдохнуть, я устал. Сегодня столько всего было.

Лень появляется тогда, когда вы не понимаете зачем делать ту или иную работу, когда поставленная цель не вдохновляет (см. мою предыдущую статью). Когда цель, которую вы пытаетесь достигнуть является важно именно вас, от лени нет и следа. Вы готовы работать часами, не прерываясь на еду и сон.

А если вы чувствуете, что надо бы сделать, но не хотите вставать с кровати ради этого, то пересмотрите цель этого мероприятия. Действительно ли оно важно для вас?

Другой аспект нежелания делать чего-то это когда нет четкого понимания того, что нужно делать. Так иногда откроешь таскменеджер где масса просроченных задач, посмотришь на него, вздохнешь и закроешь. Бывало с вами такое? Или пытаетесь сделать какую-то одну задачу и постоянно отвлекаетесь. Здесь дело в том, что мозг не понимает, что нужно сделать и пытается переключиться на другую, более понятную ему задачу.

В первом случае прекратите пользоваться таскменеджерами, если в них не заглядываете хотя бы раз в день. Огромное количество просроченных задач будет только огорчать вас и никак не будет способствовать продуктивной работе. Все люди разные, нельзя для всех создать одну универсальную методику. Если вам говорят, что составление списка дел, жесткий хронометраж, техника помидора (Pomodoro) и другие популярные штуки –это круто и мастхэв, не верьте! Попробуйте в течение месяца и поймете, подходит вам это или нет.

Если списки это не ваше, то хороший способ все-таки начать что-то делать, это вечером подумать и определить какие 5-6 задач завтра принесут Вам наибольший результат и утром сфокусироваться на них.

Во втором случае поможет декомпозиция цели. Нужно разбить цель на понятные вам и другим исполнителям этапы. Например, провести исследование рынка понятная цель? Для маркетолога безусловно, а для начинающего стартапера нужны дополнительные разъяснения, чек лист из необходимых действий.

Интересный пример приводит психотерапевт Н.В. Карягина

Представьте, что человеку лень спортом заняться. Чем больший вес он набирает, тем тяжелее ходить и меньше хочется двигаться. Что будет, если убрать такой «предохранитель», как лень? Он похудеет, станет симпатичнее, станет более сексуально привлекательным и к нему начнет проявлять интерес противоположный пол. Вот тут может быть проблема. Если он привлек внимание и начались отношения, то придется строить эти отношения, осваивать новые роли. А может так случиться, что отношения окажутся недолговечными, и надо иметь силы и устойчивость, чтобы пережить расставание. Многим настолько страшно переживать подобные ситуации, что не заводить отношений – намного более безопасное и комфортное состояние. А тут еще со своим спортом =)

Лень как признак гениальности.

Ленивый сотрудник - хороший сотрудник, согласны?

Многие, наверное, мне не проверят, но в этом есть большая доля правды.

Ричард Кох в своей книге «Менеджер 80/20» рассказывает историю про немецкого генерал-фельдмаршала Эриха фон Манштейна, участника Первой и Второй мировых войн. Он руководил блицкригом, быстро завоевавшим Францию, а затем командовал XI армией вермахта, чьи успешные действия в Крыму против Советской армии увенчались взятием Севастополя в июне 1942 г.

Манштейн разделял своих офицеров на четыре категории, в зависимости от их ума, глупости, трудолюбия и лени.

1. Первая группа

Это ленивые и глупые офицеры. Оставьте их в покое, они вреда не приносят.

2. Вторая группа

Это умные и трудолюбивые офицеры. Из них получаются прекрасные офицеры штаба, от которых не ускользнут даже самые малейшие детали.

3. Третья группа

Трудолюбивые тупицы. Эти люди опасны, они нагружают всех совершенно не нужной работой. Их следует расстреливать на месте.

4. Четвертая группа

Умные бездельники. Эти люди достойны самых высоких должностей.

Таким образом, лень сама по себе не является достоинством, но она очень полезна в сочетании с высоким уровнем интеллекта.

Известный британский философ и общественный деятель Бертран Рассел сказал:

«Путь к счастью и процветанию лежит через организованное уменьшение работы»

Как же этого добиться? На самом деле времени у нас полно, его более, чем достаточно. Мы просто транжирим его на увлекательную борьбу с «проблемами» и бессмысленными совещаниями.

Вспомните матрицу Эзенхаура.

А. Важные срочные дела. Это горящие дела, когда нужно бросать все и начинать тушить пожар. Лучше не доводить дела до такого состояния. Когда успешно завершаешь важное и срочное дело, ощущаешь прилив сил и массу различных эмоций – радость, гордость, удовлетворение проделанной работой, но это отнимает очень много сил и долго работать в таком режиме невозможно.

B. Несрочные и важные дела. Текущая (плановая) работа, к этой категории так же относится планирование дел, обучение, развитие и все, что приближает вас к достижению цели. Если запустить дела в этой категории, то они могут перейти в квадрат А и их нужно будет выполнять в режиме цейтнота.

С. Срочное и неважное. В основном это какая-то рутинная и внеплановая работа или вас кто-то попросил сделать работу, которая не входит в круг ваших обязанностей. Это работа никоим образом не приводит вас к желаемой цели. Долгое пребывание в этом квадрате вредно. Крайне важно не путать делать в этом квадрате с делами в квадрате A (важные и срочные).

D. Несрочное и неважное. Это дела, от которых можно отказаться, так как они не принесут нужной отдачи. Это просмотр телепередач, пустые разговоры, бессмысленный интернет-серфинг, социальные сети (если вы не SMM специалист) оказание всевозможных услуг и выполнение дел, не связанных с вашими непосредственными целями.

Чтобы быть максимально продуктивным, постарайтесь сосредоточиться на квадрате B. У меня, например, лежит на рабочем столе бумажка, где нарисована эта матрица и я периодически спрашиваю себя: в каком квадрате я нахожусь?

Именно умные и ленивые обычно очень креативные люди. Дайте им волю, и они предложат массу нестандартных и оригинальных решений проблемы с одной единственной целью - сделать задачу максимально быстро и с минимальным количеством усилий.

Именно ленивым и умным людям мы обязаны за многие рационализаторские изобретения.

А если все-таки делать нужно, а не хочется?

Иногда бывает, что мы, умные лентяи становимся заложником своего ума. Не имея достаточной мотивации мозг начинает усиленно сопротивляться выходу из зоны контроля, ведь это грозит ему большими потерями энергии при освоении новых видов деятельности.

Важный момент, чем умнее человек, тем более искусно он оправдывается сам перед собой и перед другими. У меня бывало, что я ставил SMART цель, но затем оправдывался сам перед собой и отказывался от выполнения цели только потому что она не проходит по SMART, причем по такому экзотичному критерию как «органичность цели», её актуальности (relevant).

Бывает также, что мы не выполняем задачу, поставленную руководством, потому считаем, что задача поставлена не корректно или просто глупая. Здесь я не буду подробно останавливаться на этом, данная ситуация будет рассмотрена в следующих статьях.

Как преодолеть сопротивление?

2. Подумайте, что выполнение этой цели даст вам

3. Превратите работу в игру и придумайте себе поощрения за выполнение каждого этапа

4. Прочитайте предыдущую мою статью

5. Читайте мои следующие статьи

Статья была бы не полной, если бы я не рассказал о последнем типе лени.

Лень как внешнее проявление усталости.

Иногда, какая бы классная идея не была, нет желания ничего делать.

Это не значит, что данная цель не важна для нас, просто иногда нужно отдохнуть. Предлагаю небольшой экскурс в эзотерику, чтобы глубже разобраться с тем, почему иногда энергия покидает нас.

Отсутствие физической нагрузки

Даже если вы занимаетесь только интеллектуальной деятельностью, физические нагрузки нужны обязательно, хотя бы зарядка по утрам. Как говорится, «без физических нагрузок начинает разваливаться не только тело, но и дело». Снижается мышечный тонус, организм не справляется с накопившимися шлаками, в итоге синдром хронической усталости. Ты не напрягался, в итоге сил нет. Ни физических, ни эмоциональных, ни умственных.

Отсутствие эмоциональной нагрузки

Думаете мыльные оперы, ДОМ-2 и другие передачи смотрят только глупые женщины?

Спешу вас разочаровать, это не всегда так. Мы же (мужчины) смотрим чемпионат мира по футболу, не потому что не можем жить без мяча? В таком случае мы уже бегали бы по стадиону. Нам всем нужны эмоции, причем разные.

Иногда мы ругаемся от недостатка отрицательных эмоций, главное не изливать эти эмоции на других людей. Лучше посмотрите фильм или прочитайте книгу, вызывающую разнообразные сильные эмоции, только не примеривайте их на себя – это не ваша жизнь. Я обычно смотрю артхаус в кинотеатрах, авторское и фестивальное кино, в основном драмы. Сидишь, переживаешь, но при этом понимаешь, что к тебе это не имеет никакого отношения. Потом просто занимаешься своими делами и не вспоминаешь.

Некоторые любят смотреть новости и политику для того, чтобы пощекотать себе нервы. Однако все хорошо в меру, не перегните палку, иначе рискуете стать брюзгой и неудачником.

Отсутствие интеллектуальной нагрузки

Несмотря на то, что что мы ежедневно сталкиваемся с огромным количеством информации, отсутствие интеллектуальной нагрузки – это бич современного мира. Наш ум заполнен до отказа, перерабатывает огромный массив данных, но все это – холостой ход. Даже малейшие трудности вызывают сильное напряжение и раздражение.

Нам проще прочитать десяток пабликов или сайтов в интернете в поисках каких-то прикольных анекдотов, котиков, цитат, советов, чем применять какую-либо из техник или советов, предлагаемых на этих сайтах. Нужно привыкать учиться на основе своего опыта, а не по книжкам. Не путайте большое количество просматриваемой информации с мыслительной деятельностью. Нужно пользоваться такими инструментами, как анализ, синтез, аналогии. Перед чтением всегда себе задавайте вопросы: зачем я читаю эту информацию? как я могу использовать это в своей жизни?

Отсутствие интеллектуальной нагрузки уменьшает количество нейронных связей в мозге, что является одной из причин старения, болезней, депрессии, ослабления памяти и снижения воли.

Некоторые советуют заниматься шахматами, разгадывать кроссворды и сканворды. Это, безусловно, полезно, но в первом случает вы развиваете логику, а в другом случае память. Ни одной нейронной связи здесь не возникает. Новые связи возникают только с развитием новых навыков и решением нетривиальных задач. Все это с избытком предоставляется тем, кто пытается качественно изменить свою жизнь и выйти из зоны комфорта.

Не путайте лень и безделье.

Безделье не всегда вызвано ленью. Иногда у человека просто нет цели, он живёт бесцельно, не понимает цели своего существования. Целыми днями ничего не делает и его это устраивает.

Резюме.

Итак, подведем итоги. Лень очень классная штука, созданный сотни лет назад и отлично работающий механизм, но эффективен он только в сочетании с высоким коэффициентом интеллекта.

Иногда поведение человек выглядит как лень, но таковым не является. Умный человек вначале выберет наиболее разумный, адекватный и результативный способ выполнения, а потом уже приступит к выполнению задачи, так как он знает, что 80 % любой работы можно сделать за 20 % отведенного для этого времени. Мы не берем тут в расчет перфекционистов, о них пойдет речь тоже в следующих статьях.

Обычно люди не связывают целеустремление и лень, но как раз стремление найти лучшее решение, требующее минимальных усилий – высшая форма проявления лени.

Ленитесь и получайте удовольствие от жизни, но не забывайте, что лень бывает разная. Не поддавайтесь на ее провокации.

Ошибка в тексте?

Выделите её "мышкой" и нажмите: Ctrl + Enter

Лень

Дата создания: 25.09.2001
Дата обновления: 15.05.2015

Самое точное определение лени – это отсутствие мотивации. Вариант бессознательного сопротивления самого человека, который в глубине души вдруг начинает ощущать, что вроде как не совсем туда идёт и не совсем то делает. В таких случаях обвинять его в лени начинают окружающие - в частности, те, кому необходимо, чтобы он выполнял работу, которую ему делать не хочется...

Что такое лень – вроде бы известно всем. В сети вообще огромное количество определений этого слова, но ещё большее количество – советов, "как победить лень". Причём в основном чужую, но иногда и свою. Хотя чужую лень побеждать проще: взять в руки кнут… или тот самый засохший пряник, которым, по известному выражению, у нас тоже бьют. Так как лень – понятие социально осуждаемое и даже входит в список основных пороков. Посему у многих людей ничто не дрогнет, если нужно будет отлупить или предать остракизму кого-то за лень.
Однако не всё так просто, как и в большинстве случаев с "вроде бы всем известными понятиями".

Бывает ли лень у животных? Вроде есть даже целое животное – ленивец, но его назвали так люди исходя из своих критериев, а вовсе не другие животные. А у животных расклад такой: чем выше уровень обмена веществ у особи и чем менее калорийна поедаемая ею пища – тем больше и быстрее она должна бегать за едой, та же землеройка, например.
Если же пища животного высококалорийна, а обмен не быстрый – то режим дня у него иной: например, лев охотится/бодрствует всего 4 часа в сутки, а остальные 20 даже не то чтобы полноценно спит, а скорее дремлет. Или как сказал бы сторонний наблюдатель – ленится.

Примерно то же было и с нашими предками: генетическая программа постоянной деятельности у приматов в принципе есть, но она поддерживает любую деятельность, а не только целенаправленно приложенную "к общественно полезному труду". А с переходом на мясную, причём обработанную огнем пищу наши предки вообще стали жить как львы.

Вообще чем теплее климат – тем менее активна деятельность: во-первых, жарко (много не наработаешь), во-вторых – всё само растёт, а в-третьих - если много наберёшь, где и как это все потом на жаре хранить? То же самое в очень-очень северных местах, где ничего не растёт. И здесь мы подошли к значимой для человечества вехе: возникновению ручного земледелия, а вместе с ним – неравному распределению ресурсов и к возникновению иерархии .

На собранный урожай теперь претендует не только тот, кто сажал и собирал, а ещё и представители власти, а с тех трясёт дань уже их начальство, и так по нарастающей. Иными словами, появление в зоне работы земледельца "отнимающего человека с палкой" вынуждало конечное звено – того, кто всё выращивал – трудиться не разгибая спины, чтобы после удовлетворения аппетитов всех нахлебников хоть что-то осталось самому. И в результате сформировалось правило: нужно работать больше, больше, как можно больше! А как определить, много или мало поработал? А мало не бывает, поэтому никто не смеет сидеть сложа руки каждую свободную минуту. Чтобы выжить, нужно что-то делать, делать, делать! А не работать – это плохо, это презираемо, это опасно для жизни.

Так возник оценочный, иерархический термин "лень". Формально это термин для тех, кому нужно, чтобы некий подчинённый никогда не останавливал трудовой процесс, иначе будет подвергнут общественному осуждению. Обратите внимание: когда некто говорит "ты лентяй" – он фактически ощущает себя вашим начальником. Он решает, работаете вы или нет. По своим критериям. Он подсчитывает, много или мало вы наработали, и насколько качественно. А вот когда человек говорит "Я лентяй", "Мне лень" – это соответствует его собственному ощущению начальника: "Мне мою работу делать лень, а потому сбегай-ка, подчинённый Сидоров, по моим делам за меня!"

Сейчас нередко встречаются гневные высказывания от старшего поколения: мол, современные подростки совсем охамели, в открытую смеют говорить родителям – "Мне лень!" И логически эта агрессия понятна тогда, когда известно: в иерархической системе с бинарным распределением "ты Начальник - я Дурак, я Начальник - ты Дурак" лень – для Начальников. А подросток в такой системе - Дурак, он ещё для Начальника возрастом не вышел.

Чем выше индивид на иерархической лестнице – тем больше у него прав сидеть в праздности/ничего не делать. И в итоге "на низших слоях" это прошивается в цензуру с детства: "Плохо сидеть сложа руки". И те мамы и бабушки, которые шпыняют своих дочек "Что сидишь сложа руки, в доме всегда есть работа" – по своим представлениям часто действительно желают ребёнку добра: потому что если ребёнок сам, по зову внутреннего контролёра, не привыкнет постоянно что-то делать – иерархическое общество его съест и не подавится. Так говорит опыт мам, бабушек и прочих старших членов мегасемьи. Но любопытно то, что по умолчанию это значит: старшие видят ребёнка в будущем только в низу иерархии. Особенно девочку.

Кстати, отсюда же – частое неприятие мамами, бабушками, тётушками домашней бытовой техники типа посудомоек и стиральных машин. Они пытаются как-то рационализировать это неприятие псевдо-доводами вида "не экономит воду и порошок, портит белье и посуду" и так далее. Но в основе чаще всего – все тот же страх: машинка будет мыть-стирать, а я что в это время буду делать? Сложа руки сидеть? И за то, чтобы я ощутила себя лентяйкой, я должна заплатить такие огромные деньги?..

А если вспомнить, что в иерархической системе кроме понятий "Начальник и Дурак" дополнительной основой является ещё и бинарность – то в этих критериях ленью считается всё, что не работа. То есть не такая работа, которую видно оценщику и которую он согласен учитывать. Если человек сидит, думает, или даже отдыхает между двумя сложными задачами – внешне ему могут сказать, что он лентяй и бьёт баклуши. А если человек сперва таскает нечто туда, а потом обратно, причём совершенно без пользы – со стороны его могут похвалить. Вот-де, не сидит сложа руки, работает!

То есть опять получается, что даже то, работаете вы или нет, лучше всего знаете именно вы. А не некий оценщик со стороны, который пришёл высказаться о вашем времяпрепровождении. Но тем, кому с детства старшие вбивали в цензуру "не сиди сложа руки", в результате имеют внутри мощного контролирующего Родителя, который в принципе не даёт им отдыхать. Стоит только сесть почитать книжку, посмотреть фильм или просто посидеть, включается этот внутренний контроль: "Лентяй(ка)!"
Ещё бы, человек же сидит, не работает. А то, что есть такая важная деятельность, как рекреация – во время зарождения понятия "лень" никто и не учитывал. Тогда семьи были большими, поэтому экономить на здоровье и работоспособности отдельных людей никого не приучали: работал-надорвался-помер, следующий!..

А ещё то, что называется ленью, может быть и охранительным торможением (и полезно бывает сперва отдохнуть, а потом работать). Такой "ленью" страдают чаще всего те, кого принято называть "трудоголиками" : по той или иной причине они трудятся, как говорится, 25 часов в сутки. А когда организм защищается от такой деятельности, трудоголик говорит себе: "Что-то я нынче разленился, это нехорошо". И постепенно зарабатывает как минимум чувство вины в том, что он "лентяй". А некоторые особо волевые личности "борются с собой", заставляя себя в такие периоды встать с кровати и работать. При этом продуктивность и качество работы резко падают (неудивительно), недовольство собой растет, что опять приводит к падению продуктивности и так далее.
То же самое происходит, когда организм пытается восстановиться хотя бы частично: то есть рабочий процесс идет, но со сниженной интенсивностью. И человек опять начинает себя корить, засиживается сверхурочно, чтобы наверстать свой медленный темп, от усталости делает все еще медленнее, допускает больше ошибок и т.п. Вроде работает, а результатов нет. Получается одна "имитация бурной деятельности", причем откровенно вредная для здоровья.

А вот еще несколько причин "лени":

Лень может быть связана с несоответствиями характера деятельности и структуры личности. Например, если демонстративного человека ограничить работой только по дому, а интроверта заставить постоянно работать с разными людьми - у них вскоре пропадет желание делать такую работу. Им будет отчетливо некомфортно работать в условиях, не соответствующих их структуре личности.

Лень (точнее, апатия) может быть признаком так называемой циклоидности (периодической смены активности и депрессии), причем именно в депрессивной фазе. Циклоид в фазе активности может делать несколько дел подряд, а в фазе депрессии не выполняет даже то, что обязан делать по договорам (которых нахватал в активной фазе).

Лень (апатия) часто может говорить о наличии собственно депрессии, а точнее – ощущения "что бы я ни делал для решения своих проблем, все равно ничего не изменится". Такая апатия часто характерна для состояния различных кризисов. Ведь чтобы для выхода из кризиса, согласно известной притче, "сбить из молока масло, чтобы не утонуть" – нужно прежде всего знать, куда именно "колотить ногами": потому что можно последний остаток сил растратить впустую. Особенно если ваша кризисная ситуация всяко сложнее горшка с молоком. Посему для преодоления такой "лени" тоже необходима помощь в диагностике – как минимум в ответе на вопрос "как быть и что делать, чтобы получить желаемый результат". Потому что сделать что-то для изменения ситуации можно практически всегда, важно знать – что именно делать и в каком направлении двигаться.

Но в любом случае лень – это отсутствие заметной значимой деятельности по оценкам кого-то другого. И даже если вы вкалываете в поте лица, создавая какой-то крайне важный проект, за который вы получите много денег, а к вам приходит, допустим, ваша мама и говорит "Вот ты тут за компьютером прохлаждаешься, а посуда не мыта" – переубеждать ее бесполезно. Потому что А – она изначально присвоила себе право оценивать полезность вашей деятельности, Б – делать это она будет по своим незыблемым критериям, и В – вы будете лентяй(ка) только потому, что смеете не делать то, что вам велела делать мама. Сказано вымыть посуду – извольте подчиниться и мыть. Прежде всех ваших дурацких проектов.

Таким образом лень – это мало того что насквозь оценочное понятие, так ещё и крайне выгодное и лёгкое для манипуляции. И желательно иметь это в виду всякий раз, когда кто-то снаружи или изнутри назовёт вас лентяем или лентяйкой.

Часто говорят, что якобы "лень - двигатель прогресса". Данное выражение употребляется как бы с иронией - мол, оправдание для лодырей. Да, безусловно, человек, которому лень вставать и переключать те же каналы на ТВ, так или иначе явился "потребителем и заказчиком" того же пульта дистанционного управления. И для этого "ленивого заказчика" тысячи инженеров изучали (и изучают) физику инфракрасных волн, электронику, кибернетику, химию кристаллов – чтобы изобрести и все время совершенствовать этот пульт; десятки тысяч рабочих паяли и паяют эти кристаллы и делают сами пульты, чтобы "ленивый заказчик" мог переключать ТВ-каналы, лежа на диване.
А если серьезно – то капитализм в его примитивно-рыночной вариации постепенно приходит к противоречию с прогрессом. Потому, что прогресс продвигают люди умные и как раз не ленивые (прежде всего не ленивые интеллектуально): рассчитывая при этом заработать на людях "более ленивых", продавая им плоды своего труда для облегчения их жизни. Но со временем объем товара достигает таких значений, что ленивые уже не в состоянии компенсировать вложенный в эти товары труд деньгами: они просто такого количества денег не заработали. Поэтому прогресс наиболее активно развивается в тех странах, где лениться в основной своей массе не принято.

Безусловно, по жизненным и потребительским мотивациям люди все разные: среди потребителей и производителей есть те, кто ориентирован только на сегодняшние потребности (по принципу "день прошел – и слава богу"), ничего не делая "для завтра"; а есть те, кто хочет завтра жить лучше – и сегодня готов для этого вкалывать, улучшая как свою жизнь, так и жизнь других.
А если уж говорить о двигателе прогресса – то любой конструктивный подход к решению проблемы правильнее называть не ленью, а желанием решить конкретную проблему оптимальным способом, без лишних трудозатрат. Точно так же бессмысленно называть лентяем человека, который, получив какое-то задание (на работе, в школе, в семье), не спешит его выполнять - но не потому, что ленится; просто вначале ему хочется избрать наиболее разумный, адекватный и результативный способ выполнения, а потом уже приступить к непосредственным действиям.

Полагаю, что самое точное определение лени – это отсутствие мотивации. Вариант бессознательного сопротивления самого человека, который в глубине души вдруг начинает ощущать, что вроде как не совсем туда идёт и не совсем то делает. В таких случаях обвинять его в лени начинают окружающие - в частности, те, кому необходимо, чтобы он выполнял работу, которую ему делать не хочется. Скажем, родители жалуются на ленивого ребёнка, который им не помогает, не хочет учиться и т.п; муж обвиняет жену, что она запустила дом; жена ругает мужа, который целыми днями на диване валяется и ей ни в чем не поможет… А уж про начальника, который гневается на подчинённых за недостаточное рвение на рабочем месте, и говорить нечего.

Но в таком случае следует разобраться: а самому человеку нужна та работа, которую его принуждают делать? Скажут ли ребёнку за помощь хотя бы простое спасибо? Понимает ли подросток, зачем лично ему надо учиться, или делает это из-под палки только для родителей? Хочется ли жене наводить порядок в доме, в котором она не хозяйка? Приятно ли мужу быть у жены "на посылках"?
Что касается лени на рабочем месте, так нередко подчинённым распоряжения начальника кажутся откровенно бесполезными, или сотрудники не имеют никакой заинтересованности в выполняемой работе (мол, все равно пойдёт в корзину, или за это явно не заплатят соответственно вложенному труду).

Строго говоря, ведя речь об "отсутствии мотивации", следует различать мотив и стимул. Это вещи разные.
Стимул в его изначальном значении – это острая палочка, которой древнеримский погонщик тыкал волов, когда они недостаточно быстро тащились с поклажей по древнеримским улочкам. Сейчас этот термин употребляют в самых разных значениях, но как правило, "стимулирование" на поверку означает как раз именно это: когда вас, простите, "тыкают острой палочкой" в какое-нибудь мягкое место, чтобы заставить вас сделать то, чего вы не хотите. И основной принцип стимулирования – "Если ты не сделаешь это, тебе будет хуже".
А мотив – это положительная заинтересованность в процессе и результате, это уверенность в том, что совершив какую-то работу, человек сможет к своему удовольствию воспользоваться плодами своего труда. Основной принцип мотивирования – "Если ты сделаешь это, тебе будет лучше".

Я обещала написать о лени – и забыла.

А люди ждут.

В общем, если коротко, то в лень я не верю (дальше можно не читать).

Во-первых, у меня ощущение, что все забыли, что означает это слово. Оно означает «отсутствие желания действовать». Я не знаю, может быть, со мной что-то не так, я дважды протерла глаза и прочитала эту нехитрую фразу несколько раз, но ничего не изменилось. Я не вижу в ней состава преступления. Что в этом плохого? Вот спроси меня: «Маша, а хочешь ли ты сейчас посреди комнаты станцевать сальсу?» Да не хочу я танцевать вашу сальсу. Я, может, и текст-то писать не то чтобы сильно хочу, но он вроде хоть пишется. То есть, его мне писать не лень. Есть необходимый минимум внутреннего желания и ресурса для того, чтобы его написать. А про сальсу – извините, что-то никак.

Нет, я тоже не живу в стране единорогов и понимаю, что периодически возникает сложное слово «НАДО» – и тогда нежелание делать то, что надо, становится проблемой. С этим можно как-то обойтись: можно приложить усилие – и сделать, можно отменить «НАДО» – и не делать, можно обратиться за помощью к другим людям и попросить их либо сделать, либо помочь. А можно зависнуть между всем этим и протяженно прокрастинировать, проклиная одновременно и это «НАДО», и отсутствие желания делать «НАДО», т.е. лень, и неспособность принять какое-либо из решений.

*Лирическое отступление:

В прокрастинацию я тоже не верю. В каком-то фильме о живой природе видела то ли уток, то ли чаек, от которых жизнь требовала немедленных важных решений, а они начинали истерически чистить перья. Что это? Неспособность принять решение. Неготовность. Ну нет у уточки решения на данный момент, не готова уточка сказать «да» потенциальному отцу ее яиц, поэтому она наводит красоту, чтобы дать себе паузу. Понимаете?

Прокрастинация – это «ДАТЬ СЕБЕ НЕОБХОДИМУЮ ПАУЗУ». Если думать о ней в смысле «пауза», она, кстати, имеет хоть какой-то шанс закончиться до Второго Пришествия, в отличие от прокрастинации, которая в принципе бесконечна.
Вернемся к лени. Так вот, предположим, что во мне действительно не квартирует горячее желание мыть посуду, идти в налоговую инспекцию, играть в железную дорогу с ребенком, стоять в планке, купать престарелую родственницу и т.д. И это мое нежелание осложняет жизнь, потому что сталкивается лбом с объективной реальностью и предъявляемыми ею требованиями, т.е. с «НАДО». Хорошо. Но считать мое нежелание плохим? Считать его преступным? Непорядочным? Не заслуживающим никакого внимания?

Да, я не хочу действовать. Что плохого-то?!

Во-вторых, лень – это не ответ, это вопрос. Фраза: «Тебе просто лень» для меня не имеет никакого смысла, потому что за ней ничего не следует. Завязка не получает драматического развития. Что должно произойти после произнесения этого заклинания? Мне перестанет быть лень? Появится ресурс? Появится стыд, а после него все же ресурс?

Короче говоря, все это никуда не годится. Лень, как мы выяснили, – это всего лишь отсутствие желания действовать. И следующий вопрос, который разумно задавать в этой ситуации звучит так: «А почему ты не хочешь это делать?» И вот тут уже есть простор для огромной массы личных, иногда очень выстраданных ответов.

Для меня чаще всего лень – это про неуслышанные потребности. Не просто неудовлетворенные – неуслышанные.

Потребностей у нас очень много, и я уже один раз писала, что бывает, когда человек чаще и охотнее следует за своими желаниями, чем за потребностями, особенно если они здорово идут вразрез . Хотеть можно карьеру, пятерых детей и дом – полную чашу, а потребность иметь в ежедневном контакте с существами, которые испытывают страдания и нуждаются в помощи. Это может быть глубинная, колоссальная потребность, которая будет звать и тянуть жилы всю жизнь, пока вы там будете в муках планировать график рабочих встреч и кормлений. В то время как ваше счастье – работать в приюте для диких животных, проходящих реабилитацию после жизни в цирках.

Лень – это прекрасный полигон для наблюдений за собой. В процессе, к сожалению, приходится сталкиваться с информацией, развидеть которую или позабыть быстренько заново уже не получится, и это может оказаться болезненным, но выбор тут невелик: либо всю жизнь бороться с ленью и делать то, что должно, либо признаваться, что вам систематически лень совершать определенные действия, и, возможно, имеет смысл отказаться от их совершения.
Очень часто лень – это про общий низкий уровень энергии вообще. Некоторые мои клиенты удивляются, почему им лень делать домашние задания по английскому языку. Очень часто это свидетельство общей усталости и глубокой неудовлетворенности целого букета очень базовых человеческих потребностей. Давно не спали вволю, давно не гуляли на воздухе и не ели свежей простой еды, давно не испытывали душевного подъема и единения с миром, давно не качались на качелях (а кто будет кормить вестибулярный аппарат?), давно не играли. Танцы, музыка, отдых, общение с любимыми, тактильная и эмоциональная напитанность, насыщенность, богатство ощущений, впечатлений. Где это все?

А потом им лень. Да не лень вам, вам плохо.
И вы ни в чем, ни в чем не виноваты.
Но исправлять – только вам.

Другой вариант, когда лень – это знак непосильности стоящей перед нами задачи. Более распространенный сценарий реагирования на непосильность: страхи, паника, беспомощность, внезапная локальная тупость – весь этот спектр. Но бывает, что немыслимая сложность задачи повергает человека в состояние тяжелой сонливости, непреодолимой скуки, дикой лени, – такой, что аж руки-ноги не шевелятся, так тяжело. Это тоже физиологическая реакция, которую фразой: «Тебе просто лень» об колено не перешибешь. Это означает лишь, что подходы к задаче – например, в нашем случае, к изучению английского языка, – нужно делать крайне осторожно, очень небольшими порциями, с попутным вниманием к своему состоянию, с обязательным поиском мероприятий, которые будут работать на восстановление после полученного стресса, с непременной похвалой – не за результат, а за любые приложенные малейшие усилия.

Иногда это может разделяться: например, на уроках паники нет, преподавателя вы не боитесь, идет вроде все прекрасно, а в одиночестве заниматься страшно лень. Это может быть знаком нехватки поддержки (я не говорю, что это всегда так, я надеюсь, вы помните, что во всех моих рассуждениях действует базовая формула: «Одна причина может иметь разные проявления, и одно проявление может иметь разные причины »). Или другая конфигурация: паника охватывает тогда, когда нужно воспользоваться знаниями, полученными на уроках, т.е. в момент реального общения с реальными англоговорящими, но из-за этого на уроках бывает и лень, и скучно, и тяжело, и вообще отвратительно. Почему? Да потому что мозг отлично знает, зачем вы его сюда таскаете: чтобы потом выпихнуть его в ситуацию, где очень страшно, очень быстро, ужасно непонятно, да еще и все смотрят, и куда, будь его воля, он не пошел бы ни-ког-да. Вот он и не идет.

Он втайне надеется, что вы наконец все это бросите и оставите его в покое. У него нет никакого желания действовать. Ему невыносимо лень.

Как вы, наверное, уже догадались, особенно остро это все относится к детям. Детям никогда не бывает лень. У них все гораздо прямее и быстрее, чем у нас, и если детям лень, значит, в их жизни отсутствует что-то столь необходимое, без чего нет достаточной энергии на познание, исследование, эксперименты и поиск новых ощущений. Так что если вы родитель, формулу: «Тебе просто лень» лучше выбросить на помойку. Вопрос: «Почему ты не хочешь этого делать?» в попытке выяснить,чего же не хватает, тоже не очень хорош, потому что они еще не в состоянии связать одно с другим и назвать все это словами через рот. Это должны делать вы. Вы должны знать, что необходимо ребенку в каждом его возрасте, наблюдать за ним и делать выводы о дефицитах. Если не умеете – учитесь. Кто из вас взрослый, в конец концов.

Но вернемся к нам. Что же делать, если все-таки обстоятельства складываются так, что лень в еще не очень исследованной форме (т.е. мы не знаем, какую историю она пытается рассказать про нашу жизнь) постоянно вступает в конфликт с обступающим со всех сторон «НАДО»? Как справляться, когда английский нужен, но делать его лень-лень-лень и с каждым разом все больше лень, но он все равно, зараза, нужен?

Искать, чем уравновесить. Бороться с ленью довольно бессмысленно: она – не конечный продукт, она – фиговый листок, прикрывающий другие, куда более серьезные факторы повседневного существования. Ее можно только рассматривать и принимать во внимание как сигнал, но ожидать, что она вдруг исчезнет или бороться с ней целенаправленно – это все пустое. Выход, как обычно, с другой стороны.

Мы ведь не одноклеточные, у нас всегда присутствует несколько желаний, несколько чувств, целый спектр возможностей реагирования и принятия решений. Да, допустим, я не испытываю желания ухаживать за пожилым человеком, даже очень дорогим мне. Это объективно тяжело. Преступно ли испытывать такое нежелание? Стыдно ли это? Не думаю. Это нежелание естественно. Но могу я в этот же момент ощущать сострадание? Сочувствовать беспомощности другого? Осознавать, насколько мы вообще все хрупки? Думать, в конце концов, что ведь и я могу позже оказаться в таком же положении? Могу я чувствовать тонус и силу своих мышц, пока способных и приподнять, и повернуть, и уложить? Могу испытывать радость просто от того, что мне это вообще все по силам? Могу я опереться на свою ответственность, зрелость? Все, задача решена. Мне по-прежнему не хочется этим заниматься, но я нашла другие мотивы. Это не значит, что мне легко, но это значит, что я могу это сделать и сделаю. Без всякого желания.