Какой породы была собака Баскервилей? Порода из собаки баскервилей Курьезы на съемках легендарной киноленты.

"It was not a pure bloodhound and it was not a pure mastiff; but it appeared to be a combination of the two - gaunt, savage, and as large as a small lioness" (ACD. The Hound of the Baskervilles) (Это был голодный, свирепый пес размером с небольшую львицу - не чистопородный бладхаунд и не чистопородный мастиф, но по виду смешение того, и другого. - Перевод: admin).

"Оно не было чистокровной ищейкой, а также и не дворовой собакой, а скорее помесью этих двух пород; это было длинное, столь же дикое и страшное животное, как небольшая львица" ("Бэскервильская собака", А. Т., 1902).

"Это была не чистокровная ищейка и не чистокровный мастиф, но казалась помесью этих двух пород, худая, дикая и величиною с маленькую львицу" ("Собака Баскервилей", Е. Ломиковская, 1902).

"Оно не было чистокровной ищейкой, но не было и кровным мастифом, но казалось ублюдком, смесью этих двух пород. Она была худощавой, дикой, и походила на небольшую львицу" ("Легенда о собаке Баскервиллей", Н. Мазуренко, 1903).

«Это была помѣсь ищейки и дога, свирѣпая, дикая собака, равная по величинѣ небольшой львицѣ» ("Баскервильская собака", Н. Д. Облеухов, 1903).

«Оно было какой-то смешанной породы, величиной с небольшую львицу» (неизвестный переводчик ("Тайны Гримпенского болота"), 1915 г.).

Робсон отмечает в своих комментариях, что, по словам специалистов, невозможно опознать по внешнему виду помесь бладхаунда и мастифа, как это удалось сделать Ватсону (Arthur Conan Doyle. The Hound of the Baskervilles: Another Adventure of Sherlock Holmes /Edited with an Introduction and Notes by W. W. Robson. - Oxford University Press, 2008. - 188 p. - (Oxford World`s Classics). - p. 187).

На этот комментарий Робсона можно возразить, что это, скорее всего, в ситуациях реальной жизни нельзя "на глаз" узнать в собак

10 фильмов о собаках

Все люди делятся на тех, у кого есть собака, и на тех, которые хотят ее завести. Но не решаются. С выбором породы лучшего друга помогут следующие фильмы. Хотя они полностью безопасны для семейного просмотра, решайте сами, будете ли вы смотреть их вместе с ребенком. Не ждет ли вас после киносеанса бесконечное: “Мама, купи щенка!”

В переводе с английского lassie – лапочка, милашка. И точно, мир не знает другой такой умницы, красавицы собаки с прекрасным характером и наивоспитаннейшим поведением. Про Лесси снято немыслимое количество всего: несколько фильмов, огромный сериал. Но первоисточник – книга, а потом и фильм “Лесси возвращается домой”.

У бедной английской семьи было одно достояние – их собака. Но Лесси выбрала из всех членов семьи одного хозяина – мальчика. Каждый день она ждала его из школы в определенном месте. Когда семью постигли финансовые трудности, они продали свою умницу и красавицу, и новые хозяева увезли ее далеко-далеко в Шотландию. Стоит ли говорить, что в один прекрасный день она снова сидела на том же самом месте и ждала своего мальчика из школы?

Забавно, что Лесси по сценарию, простите, сука, но роль ее играют исключительно кобели. Оказывается, для съемок они более выносливы.

В Советском Союзе фильм про Лесси привел к какому-то буму рыжих колли. Сейчас их практически нет. Да это понятно, ее размеры и длинная шерсть не приживаются в квартирах. Но если кто-то рискнет, то колли – одна из самых умных пород собаки с высоко развитым интеллектом и прекрасно ладит с детьми.

Пересмотрите старый фильм 1943 года или ремейк 2005 и вы все поймете. Благородный характер налицо! Кстати, в новом фильме играет Тирион Ланнистер из “Игры престолов” (актер Питер Диклейдж). А в старом в одной из ролей была совсем юная Элизабет Тейлор.

Какая порода собаки Баскервилей?

Дом и семья Домашние животные Ав. Наташа Рысева

Многие любители классической литературы и хорошего кино наверняка не раз задумывались о том, какой была порода собаки Баскервилей. Наверняка у легендарного чудовища был реальный прототип. Автор бессмертных произведений о великом сыщике подразумевал не совсем то, что сегодня представляет большинство русскоязычных читателей и зрителей. Попробуем разобраться в вопросе, проанализировав некоторые факты.

Книжная собака Баскервилей

Кем была собака Баскервилей? Порода собаки по книге точно не указана ни разу, однако Артур Конан Дойл оставил нам некоторые подсказки. Принято считать, что, описывая страшилище, нагоняющее ужас на окрестности, он имел в виду не то мастифа, не то ищейку (хаунда). Но если внимательно вчитаться в текст, становится ясно, что автор, вероятнее всего, говорил о метисе-полукровке, в котором присутствуют черты обеих пород. Таким образом, мы понимаем, что знаменитый зверь - это наполовину мастиф, наполовину бладхаунд. Собака при этом описана очень крупной (больше, чем представители пород), что теоретически вполне могло иметь место.

Неточности перевода

Откуда же взялись разногласия и почему у многих поклонников творчества Артура Конан Дойла возникают вопросы о том, какой была порода собаки Баскервилей? Не будем забывать о языковом барьере. В оригинальном произведении можно встретить слово hound , которое на русский переводится как «гончая» или «ищейка». Но в английском его значение намного шире. Во-первых, это слово нередко входит в названия различных пород (бассет-хаунд, бладхауд), а во-вторых, в широком смысле оно синонимично слову «собака».

Переводчики не упомянули о гончих и легавых, а выбрали именно этот вариант перевода. Вот так мы и получили еще

мортимер из собаки баскервилей

Мистер Шерлок Холмс сидел за столом и завтракал. Обычно он вставал довольно поздно, если не считать тех нередких случаев, когда ему вовсе не приходилось ложиться. Я стоял на коврике у камина и вертел в руках палку, забытую нашим вчерашним посетителем, хорошую толстую палку с набалдашником – из тех, что именуются «веским доказательством». Чуть ниже набалдашника было врезано серебряное кольцо шириной около дюйма. На кольце было начертано: «Джеймсу Мортимеру, Ч. К. X. О., от его друзей по ЧКЛ» и дата: «1884». В прежние времена с такими палками – солидными, увесистыми, надежными – ходили почтенные домашние врачи.

– Чего нет, того нет, зато передо мной стоит начищенный до блеска серебряный кофейник, – ответил он. – Нет, в самом деле, Уотсон, что вы скажете о палке нашего посетителя? Мы с вами прозевали его и не знаем, зачем он приходил. А раз уж нам так не повезло, придется обратить особое внимание на этот случайный сувенир. Обследуйте палку и попробуйте воссоздать по ней образ ее владельца, а я вас послушаю.

– По-моему, – начал я, стараясь по мере сил следовать методу моего приятеля, – этот доктор Мортимер – преуспевающий медик средних лет, к тому же всеми уважаемый, поскольку друзья наделяют его такими знаками внимания.

– Потому что его палка, в прошлом весьма недурная, так сбита, что я не представляю себе ее в руках городского врача. Толстый железный наконечник совсем стерся – видимо, доктор Мортимер исходил с ней немало миль.

– Опять же надпись: «От друзей по ЧКЛ». Я полагаю, что буквы «КЛ» означают клуб, вернее всего охотничий, членам которого он оказывал медицинскую помощь, за что ему и преподнесли этот небольшой подарок.

– Уотсон, вы превзошли самого себя! – сказал Холмс, откидываясь на спинку стула и закуривая папиросу. – Я не могу не отметить, что, описывая со свойственной вам любезность

Любители СЕРЬЕЗНЫХ СОБАК (КА ДЕ БО)

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Информация о пользователе

"Собака Баскервилей". Всё о фильме, о съёмках!

Сообщений 1 страница 5 из 5

В подборе на эту роль нельзя было ошибиться - только появлением настоящего монстра в кадре получилось бы объяснить страх и ужас обитателей Баскервиль-холла, - рассказал «КП» Виктор Оковитый, художник комбинированных съемок. - Четвероногих претендентов отсмотрели несколько. Методом проб и ошибок искали типаж - никто же не знал, как именно должна выглядеть собака в конечном итоге. Перепробовали псов разных пород, предлагали даже пекинеса с выцарапанным кошкой глазом, второй глаз при этом смотрелся очень безумно. Мы отсняли с ним несколько дублей, но результатом остались не удовлетворены. Придумали снимать в роли собаки Баскервилей теленка, но быстро отказались и от этой затеи. Потом был вариант с догом. Его облепили светоотражающей лентой, которую клеят на дорожные знаки. Наклеили скелет собаки на животное и стали снимать на черном бархате. Посмотрели отснятые куски и расхохотались - получился просто «бегающий скелет».

Сначала мы думали покрасить всего пса фосфором, как написано у Конан Дойла. Сказали об этом кинологам, а те схватились за голову, дескать, это же испортит собаке нюх, ни один хозяин не разрешит красить свое животное химией, - вспоминает режиссер. - Она же немедленно весь этот фосфор с себя слижет...

Голова собаки, изображающая голову собаки Баскервилей. Sherlock Holmes Museum, Baker Street, London.
Источник: wikimedia.org

"It was not a pure bloodhound and it was not a pure mastiff; but it appeared to be a combination of the two - gaunt, savage, and as large as a small lioness" (ACD. The Hound of the Baskervilles) (Это был голодный, свирепый пес размером с небольшую львицу - не чистопородный бладхаунд и не чистопородный мастиф, но по виду смешение того, и другого. - Перевод: admin).
"Оно не было чистокровной ищейкой, а также и не дворовой собакой, а скорее помесью этих двух пород; это было длинное, столь же дикое и страшное животное, как небольшая львица" ("Бэскервильская собака", А. Т., 1902).
"Это была не чистокровная ищейка и не чистокровный мастиф, но казалась помесью этих двух пород, худая, дикая и величиною с маленькую львицу" ("Собака Баскервилей", Е. Ломиковская, 1902).
"Оно не было чистокровной ищейкой, но не было и кровным мастифом, но казалось ублюдком, смесью этих двух пород. Она была худощавой, дикой, и походила на небольшую львицу" ("Легенда о собаке Баскервиллей", Н. Мазуренко, 1903).
«Это была помѣсь ищейки и дога, свирѣпая, дикая собака, равная по величинѣ небольшой львицѣ» ("Баскервильская собака", Н. Д. Облеухов, 1903).
«Оно было какой-то смешанной породы, величиной с небольшую львицу» (неизвестный переводчик ("Тайны Гримпенского болота"), 1915 г.).

Робсон отмечает в своих комментариях, что, по словам специалистов, невозможно опознать по внешнему виду помесь бладхаунда и мастифа, как это удалось сделать Ватсону (Arthur Conan Doyle. The Hound of the Baskervilles: Another Adventure of Sherlock Holmes /Edited with an Introduction and Notes by W. W. Robson. - Oxford University Press, 2008. - 188 p. - (Oxford World`s Classics). - p. 187).
На этот комментарий Робсона можно возразить, что это, скорее всего, в ситуациях реальной жизни нельзя "на глаз" узнать в собаке помесь бладхаунда и мастифа, а в художественном мире произведений Конан Дойла, где живую собаку мажут фосфором, а змея без проблем спускается по свободно свисающему шнуру - можно.
На этом можно ставить точку, но лучше здесь привести две цитаты касательно пород мастиф и бладхаунд.
Вот цитата насчет породы мастиф.
"Первый стандарт породы [мастиф] был опубликован в Великобритании в 1888 г., а действующий принят в 2011 г. (Большая российская энциклопедия, т. 19., М., 2012. С. 322)" (То есть всего за год до того года, в обстановке которого, по воле автора, разворачивается действие повести "Собака Баскервилей").
Вот цитата насчет породы бладхаунд. "С начала XIII в., во время войны короля Эдуарда I (1272 - 1307), гончих стали использовать как боевых собак - для преследования неприятеля. Во время войны Англии с Ирландией бладхаунды часто разыскивали беглецов. Те, видимо, редкие случаи, когда удавалось уйти от этих страшных собак, вошли в историю.
По преданию, шотландский король Роберт Брус, преследуемый гончими, только тем и сбил их со следа, что сначала бежал ручьями, а затем влез на дерево.
В начале XVIII в., когда на северные графства разбойники из Шотландии делали набеги, население преследовало их стаями гончих. Бладхаундов также держали и как сторожевых псов. Для отыскивания преступников и украденного скота уже в XVII в. стали дрессировать этих собак. Чутью бладхаунда доверяли настолько, что был даже издан специальный «закон горячего следа», по которому предписывалось беспрекословно отворять цвери, перед которыми остановилась собака на поиске. А в розыске браконьеров (с убитой дичью) и воров леса бладхаунды не знали себе равных. В Англии в начале XIX в. существовало общество, содержавшее стаю этих собак для розыска похитителей баранов.
Охота бладхаундов имела и свою мрачную историю - как охота на людей. В 1795 г. для подавления восстания мерронов (невольников) на острове Ямайка были привезены 200 собак. Эти бладхаунды произвели такое впечатление на мятежников, что они сложили оружие.
Испанцы использовали помесь эти гончих с бульдогами для отыскивания беглых негров. На острове Куба в свое время подобные собаки пользовались страшной, кровавой славой.

Так называемый "кубинский бладхаунд" (the Cuban Bloodhound, 1881) - помесь английского бладхаунда и мастифа.

Позже надобность в такой злобной и кровожадной собаке отпала. Бладхаундов стали содержать как собак-телохранителей. А затем, в течение ряда поколений, они превратились в комнатных собак, о которых писали: «Они послушны, вежливы, очень любят детей, не драчливы с другими псами...» Но великолепные охотничьи качества бладхаунды сохранили до наших дней.
О выражении морды этой собаки говорят: «Собака должна казаться эмблемой ума, величия и силы»; «Она имеет вид философа, размышляющего над смыслом жизни» (Легенды и быль о собаках. Первые прирученные человеком: Кн. для учащихся / В. А. Корабельников, Т. В. Корабельникова, А. В. Корабельников. - М.: Просвещение; 1993. - 225 с.: ил.)"
К вышесказанному можно добавить, что в названии «bloodhound» (кровяная или "кровная" гончая) просматривается не только назначение породы - розыск дичи по кровяному следу - но и охарактеризована чистота породы, "кровность". Известно, что в далеком прошлом в разведении бладхаундов почти не использовалась кровь других пород. Но к началу 1800-х гг. чистокровный бладхаунд становится единичным явлением (например, в качестве розыскной собаки на службе закона). Эта "кровность" бладхаунда постепенно сходит на нет, и уже бладхаунд XIX века отнюдь не являлся породой в современной трактовке понятия породы, а представлял собой просто рабочую собаку с различными особенностями. В свою очередь, чистокровный бладхаунд становится редкой и ценной собакой. Так, в 1889 году некто Джон Уинчелл из американского штата Вермонт приобрел двух бладхаундов у начальника лондонской полиции. Английские бладхаунды были оценены в тысячу долларов каждый. Это были первые бладхаунды, завезенные в Соединенные Штаты.
Если полагаться на Канон, то Стэплтона не интересовала "чистота породы" собаки. A quotation: "The dog he bought in London from Ross and Mangles, the dealers in Fulham Road. It was the strongest and most savage in their possession" (Пса он купил в Лондоне у Росса и Менглса, торговцев на Фулем-роуд. Этот был самый сильный и самый неукрощенный пес в их владении. - Перевод: admin).
"Собаку он купил в Лондоне, у Росса и Мэнгльс, торгующих в Фульхом-Роде. Это была наиболее сильная и дикая из всех, которые у них были" ("Бэскервильская собака", А. Т., 1902).
"Он купил собаку в Лондоне у Росса и Мангльса на Фульгам-роде. Это была самая сильная и самая свирепая из имевшихся у них собак" ("Собака Баскервилей", Е. Ломиковская, 1902).
"Он отправился в Лондон и приобрел самую сильную и необычайно свирепую собаку у Росса и Манглса, на Фульгам-роуде" ("Легенда о собаке Баскервиллей", Н. Мазуренко, 1903).
«Собака была куплена въ Лондонѣ у Росса и Мангльса на Фульгамской улицѣ. Это была самая громадная и свирѣпая собака, какую они только имѣли» ("Баскервильская собака", Н. Д. Облеухов, 1903).
Судя по этой характеристике, которую Холмс дал купленной собаке, даже острое чутье бладхаунда было, на взгляд покупателя Стэплтона, качеством второстепенным после физической силы и дикости пса, который должен был отыграть роль собаки Баскервилей. Кроме того, ведь Стэплтон покупал собаку для дела, а не на выставку. И уж точно не как как племенную собаку. По своей денежной стоимости бладхаунд смешанных кровей, без документов, гораздо дешевле чистокровного, и такие метисы были широко распространены.

Дом и семья

Какая порода собаки Баскервилей?

25 февраля 2017

Многие любители классической литературы и хорошего кино наверняка не раз задумывались о том, какой была порода собаки Баскервилей. Наверняка у легендарного чудовища был реальный прототип. Автор бессмертных произведений о великом сыщике подразумевал не совсем то, что сегодня представляет большинство русскоязычных читателей и зрителей. Попробуем разобраться в вопросе, проанализировав некоторые факты.

Книжная собака Баскервилей

Кем была собака Баскервилей? Порода собаки по книге точно не указана ни разу, однако Артур Конан Дойл оставил нам некоторые подсказки. Принято считать, что, описывая страшилище, нагоняющее ужас на окрестности, он имел в виду не то мастифа, не то ищейку (хаунда). Но если внимательно вчитаться в текст, становится ясно, что автор, вероятнее всего, говорил о метисе-полукровке, в котором присутствуют черты обеих пород. Таким образом, мы понимаем, что знаменитый зверь - это наполовину мастиф, наполовину бладхаунд. Собака при этом описана очень крупной (больше, чем представители пород), что теоретически вполне могло иметь место.

Неточности перевода

Откуда же взялись разногласия и почему у многих поклонников творчества Артура Конан Дойла возникают вопросы о том, какой была порода собаки Баскервилей? Не будем забывать о языковом барьере. В оригинальном произведении можно встретить слово hound , которое на русский переводится как «гончая» или «ищейка». Но в английском его значение намного шире. Во-первых, это слово нередко входит в названия различных пород (бассет-хаунд, бладхауд), а во-вторых, в широком смысле оно синонимично слову «собака».

Переводчики не упомянули о гончих и легавых, а выбрали именно этот вариант перевода. Вот так мы и получили еще со времен первого русскоязычного издания не конкретную породу, а название «собака Баскервилей» - такое ёмкое и абстрактное одновременно.

Видео по теме

Бладхаунд и мастиф

Свет на тайну помогают пролить и профессиональные заводчики собак. Метис, родителями которого являются мастиф и бладхаунд, - собака довольно редкая.

Однако некоторые классификаторы даже выделяют ее в отдельную породу, именуемую кубинским (бразильским) хаундом или собакой Стэплтона. За этим зверем закрепилась откровенно кровавая слова, и дело не только в триплете «блад» (от англ. «кровь»). Этих крупных псов когда-то воспитывали агрессивными и жестокими, чтобы использовать в военных целях, а также для подавления восстаний, поимки беглых рабов и каторжан. Судя по немногочисленным описанным в источниках случаям, уйти от страшной погони удалось совсем немногим.

В наше время необходимость в настолько грозном псе отпала. Намеренная вязка мастифов с бладхаундами носит разовый характер. Но реальное существование гибридов лишь подтверждает версию о том, что порода собаки Баскервилей - вовсе не мастиф и не бладхаунд. Автор имел в виду именно помесь.

Здесь стоит упомянуть и о том, что в те времена, в которые разворачиваются события книги, бладхаунды были давно описаны в классификаторах, а мастиф считался совсем новой и модной породой. Возможно, автор хотел обыграть еще и этот контраст.

Курьезы на съемках легендарной киноленты

Когда перед советскими киношниками встал вопрос о том, какой будет порода собаки Баскервилей, им пришлось столкнуться со множеством трудностей.

Черный пёс, обклеенный светоотражательной пленкой и отснятый на фоне черного бархата, на пленке выглядел как смешной худенький скелетик. Ни о какой обмазке фосфором и речи не было (ни одно животное просто не позволит с собой такого сделать). Рассматривалась даже идея снять в главной роли теленка! А кто-то предложил… пекинеса, изуродованного шрамами в драках.

В результате съемочная группа остановилась на пошиве маски и жилетки для пса-артиста. А сыграл собаку Баскервилей вовсе не мастиф и не бладхаунд, ну и уж точно не их метис. В роли сняли английского дога - крупного пса с устрашающим видом, но при этом миролюбивого и умного.

Съемочная группа вспоминает о множестве курьезов. Хитрый пёс не бежал на свет (а он был необходим для светоотражателей), обходил препятствия, стоял на лапах тогда, когда нужно было падать. А однажды дог прямо вместе с коробкой слопал именинный торт Соломина. Но артисты очень тепло отзываются об этой собаке, которая на съемках успела полюбиться всей группе.

Сегодня мы знаем, какая порода собаки в фильме «Собака Баскервилей» (СССР, 1981 г.). Но это породило еще одно заблуждение, ведь многие считают, что и по книге она была догом. В других кинолентах в главной роли снимали разных крупных псов, иногда даже лохматых, а не гладкошерстных.

Впрочем, поклонники истории о Шерлоке Холмсе привыкли воспринимать монстра именно как собаку Баскервилей, а отсутствие точной идентификации не мешает нам восхищаться удивительным чудовищем каждый раз, как только оно появляется в кадре или на книжной странице.

На манеже Одесского цирка выступают… нет не львы и не дрессированные слоны, а самые настоящие собаки Баскервилей! Потомки лже-демона из детектива Конан Дойла демонстрируют сальто-мортале, чехарду и прочие трюки. Корреспондент «Таймера» побывал в цирке и познакомился с этими милыми собачками.


Желающих увидеть на представлении грозных и «смертоносных» монстров на болоте постигнет разочарование. Эти артисты - воплощение доброты и ласки. Правда, эти качества дарованы им не природой, а их дрессировщицей и второй мамой - артисткой Национального цирка Украины Мариной Новоселовой.


По ее словам, бордоский дог, а псы именно этой породы выступают в цирке, отличается довольно грозным бойцовским характером, искоренить который не каждому под силу.

Раньше это были собаки мясника, они ломали овцам ноги. Собака Баскервилей у Конан Дойла - смесь бордосского дога и староанглийского мастиффа, - рассказывает дрессировщик. - Мои собаки - артисты, и я должна воспитать их так, чтобы зритель мог без страшных последствий их гладить. А добиться этого не просто, пока они маленькие, они неуравновешенные, игривые, и часто не поймешь, что у них на уме.

Дрессировать непокладистых «баскервилей» Новоселова начала несколько лет назад, когда двое ее домашних бордосов Фиби и Бабасик принесли потомство. Было жалко отдавать семь полюбившихся пушистых комочков в чужие руки. Поэтому женщина решила научить собак цирковому искусству и задействовать в шоу «Эпатаж».

Не хочу хвастаться, но это событие в мировой практике беспрецедентное. До меня никто не решался дрессировать именно эту породу собак. - говорит Марина Новоселова.

Киевской дрессировщице такая задача оказалась по плечу, ведь до бордосов Новоселова работала с крокодилами и змеями. С ними, говорит она, в какой-то мере работать легче, если не забывать, что крокодил - он и в Африке крокодил. Марина Борисовна показала нам огромную гематому на руке - результат удара хвостика одного из зеленых воспитанников.

И хотя он попал ко мне, когда еще умещался на моей ладони, от него всегда нужно ожидать нападения, словом, он предсказуемый. - рассказывает дрессировщица.

У бордосов есть одно неоценимое качество: у них очень хорошая память, что облегчает дрессировку.




Они большие умницы, демонстрируют элементы послушания, делают различные пируэты, играют в чехарду - это когда одна собака прыгает через другую, показывают номер «лапочки», когда идут только передними лапами по манежу. Есть номер «ковер», во время которого они показывают свою силу духа, несколько минут не притрагиваясь к сосиске. Ну, и номер «сюрприз», но его я вам не расскажу.

Прокормить такую стаю непросто: в день на 14 хвостатых чудовищ уходит до 15 килограмм сухого корма. Угощать их мороженым и сладостями строго запрещено - балуют их разве что в дни рождения.

В этот день мы делаем собакам хот-доги, поем им песни и всячески их нахваливаем. Всегда очень смешно наблюдать как они эти хот-доги поедают, кто-то выковыривает сосиску, кто-то ест все сразу, а кто-то просто растягивает удовольствие.

Несмотря на то, что «баскервили» похожи друг на друга, Марина Новоселова никогда их не путает. Говорит, все детки разные.

В Одесском цирке четвероногие артисты пробудут до середины августа.

Надежда Маркевич

В этом году исполнилось 35 лет фильму одному из лучших фильмов из серии "Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона" - "Собака Баскервилей". Премьера этого телевизионного фильма прошла субботним июльским вечером на первой программе всесоюзного телевидения. Замечательная постановка Игоря Масленникова, блестящая игра дуэта Ливанов-Соломин, интересная трактовка образа Генри Баскервиля - всё это сделало этот фильм любимым у миллионов зрителей



К тому моменту, когда Масленников собрался снимать "Собаку Баскервилей", две предыдущие картины имели такой успех, что ему ничего не стоило собрать классный состав актёров. К Ливанову и Соломину добавились новые звезды - Никита Михалков, Олег Янковский, Евгений Стеблов, Ирина Купченко, Алла Демидова, Сергей Мартинсон. Актёрская сборная Москвы с удовольствием играла в Ленинграде

"В том, что мы взялись за "Собаку", виноват зритель, который не давал нам покоя: "Если уж взялись за Шерлока Холмса, то как вы можете пройти мимо такого шедевра, как «Собака Баскервилей»?" Происходило всё это в эпоху, когда зрители ещё писали письма. На ЦТ стояли целые мешки писем с требованием продолжения. Но надо признаться, на этот раз меня не пришлось уговаривать долго. Вступили в дело «мистические» числа. До этого мы сняли два фильма - по две и три серии. Потом рассудили так: хорошо бы закончить цикл двухсерийной "Собакой", красивыми цифрами – три фильма, семь серий. Но, как вы знаете, это был еще не конец..." - рассказывал режиссёр Игорь Масленников

Если с Холмсом и Ватсоном было уже давно всё понятно, то с выбором актёров на другие роли всё было не так просто.

На роль Генри Баскервиля Масленников хотел пригласить Николая Губенко. Долго уговаривал его, но он почему-то отказался.

Когда начались съёмки, у оператора Юрия Векслера случился инфаркт. Режиссёру пришлось в срочном порядке искать ему замену. Павильонные съемки согласился провести Дмитрий Долинин, а Владимир Ильин затем снял всю натуру.
Никита Михалков в это время заканчивал картину «Родня», в котором снималась Светлана Крючкова, жена Векслера. Вот у них и родилась идея пригласить Михалкова на роль сэра Генри. Вообще-то Масленников и Крючкову не собирался приглашать: она была беременна, вот-вот должна была родить. Короче, Векслер и Крючкова его уговорили, и Масленников позвал Михалкова. После этого режиссёру пришло в голову сделать сэра Генри фермером. Так появился веселый, забавный, развязный персонаж в американском стиле.

Михалков приехал ранним поездом и сразу же отправился на студию, хотя съемки должны были начаться только через 12 дней. Приехал не один, а со сценаристом, художником, актёром и режиссёром Александром Адабашьяном, с которым тогда дружил. И все эти 12 дней они болтались по «Ленфильму».
Адабашьяна, конечно, никто не ждал.

"Поначалу я не мог понять, зачем Михалков его привёз. Когда мы начали снимать, они стали что-то обсуждать между собой, шушукаться. И тут я догадался: Михалков не доверяет мне как режиссёру!" - рассказывал Масленников. - "Помню, явившись первый раз на съемку, Никита со свойственным ему размахом стал жаждать крови. По натуре он всё-таки лидер и по призванию – режиссер. Раскомандовался: «Ты пойдёшь сюда, ты – туда!..» Что же мне было делать? Я не деспот и не диктатор, но на площадке должен быть один режиссёр, иначе ничего хорошего не выйдет. Пришлось цыкнуть на них. И они поняли, что я из себя что-то представляю. Михалков был счастлив. Потому что, кроме того, что он лидер и режиссёр, он еще и актёр, а актёру очень важно, чтобы у него был руководитель, чтобы его кто-то вёл и направлял, а он ни о чем не заботился – режиссёр всё придумает, всё подскажет. И вот Никита «поплыл» в этом счастье: «Так надо, скажи? Так надо стать? Туда поглядеть?» Так что лаской и из Михалкова можно сделать послушного ягнёнка".

Чтобы "нейтрализовать" эту гоп-компанию, необходимо было найти Адабашьяну занятие. И тут Масленникову пришла в голову мысль: "Пускай играет Бэрримора!" На эту роль ещё никого не утвердили. Так Адабашьян стал на площадке подчинённым режиссёру человеком, и ему уже некогда было обсуждать с Михалковым, правильно ли он снимает.

"Что касается Михалкова – у Никиты такой невероятный темперамент, он всё вокруг рвёт и мечет. Группа докладывала мне, что за смену он «уговаривает» бутылку коньяка и ничего не ест. Для такого здорового организма это сущие пустяки. На съёмках загнал лошадь до такой степени, что та просто рухнула наземь. У неё был обморок: она лежала с закрытыми глазами, не шевелилась, не дышала... Я даже подумал: «Всё, погибла!» Но Никита стал возиться с ней, после чего она вдруг открыла глаза, постепенно пришла в себя – и пошло-поехало! Он её поднял! Вот такой феноменальный человек.

Меня многие упрекали, что я пригласил его на роль: мол, это не в стиле картины. Но мне кажется, что его органика – бешеное, темпераментное начало – очень хорошо вписалась в эту историю. Адабашьян же являлся для него своеобразным амортизатором, противовесом. Вот я и воспользовался их собственной интригой – шушуканьем за моей спиной – и втянул обоих в общую игру".

Свое участие в картине Адабашьян вспоминает с удовольствием. Особенно овсяную кашу, которую он с таким чувством раскладывал в этом фильме по тарелкам молодому Баскервилю и доктору Ватсону. Знаменитая фраза: «Овсянка, сэр!» стала его визитной карточкой:

"По сюжету нам необходимо было создать контраст между старой Англией и новой дикой Америкой. Сэр Генри (Никита Михалков) приезжает из Америки и попадает в совершенно другую среду обитания. Чтобы это показать, придумали ему прикид - волчью шубу, на столе мясо и вино и как противопоставление - традиционная английская овсянка. Получилось довольно забавно...
Каша, которую специально для фильма варила ассистентка по реквизиту, была такой вкусной, что по окончании съемок в павильон приносили еще одну кастрюльку для съемочной группы. При этом в перерывах между съемками к кастрюльке с кашей приставляли охрану, чтобы ее не съели раньше времени!
Чтобы веселее было играть, мы, актеры, придумывали по ходу разные приемчики. Например, я играл в паре с Соломиным и предложил ему добавить во взаимоотношения наших героев перчика: как бы между Бэрримором и Ватсоном есть такой внутренний конфликт - доктор подозревает дворецкого, а тот в отместку недокладывает ему овсянки. Такого «противостояния» героев не было в сценарии, это полностью наша придумка "

Олег Янковский в роли Стэплтона оказался не только по причине какого-то отрицательного обаяния, но и как любимый актёр Масленникова – снимался у него до этого в нескольких фильмах

А вот воспоминания Светланы Крючковой:

"Я прочитала роль, которую мне Масленников предложил, и поняла, что останусь без ребенка. Потому что эта героиня всё время рыдает. И текст у нее такой страшный – про каторжника, про брата. Я думаю, надо как-то сохранить ребенка. Муж с инфарктом в реанимации (Юрий Векслер – прим. авторов), надо и того беречь, и этого. И я пошла парадоксальным путем. Я стала, говоря этот текст, улыбаться, смеяться. И получилось решение образа, решение роли. «Значит, убийца Селден – ваш брат?» Я говорю: «Да, сэр!» – и улыбаюсь. И начинаю рассказывать всю эту историю, часть которой придумал Саша Адабашьян: «Это был настоящий ангел, он просто попал в дурную компанию…» – это было всё дописано и сымпровизировано нами. А также та история про мальчика Генри, который очень любит овсянку...

Виталий Мефодиевич очень ревностно относился, что кого-то снимают крупным планом, а не его, как ни странно, хотя у него огромная роль и замечательный артист, и чего тут бояться, а у меня роль маленькая. И, например, вот эта сцена в башне, помните, когда Бэрримор подает знак моему брату, и я врываюсь, чтобы его защитить. И шандал со свечами был в руках у Соломина, и он меня все время поворачивал спиной к оператору. И Михалков подошел и так мне на ушко говорит: «Ты знаешь, ты не делай на репетиции, а сейчас будет съёмка, ты войди и возьми у него из рук вот этот шандал». Я так и сделала, только во время съёмки. Соломин растерялся, он спросил: «Значит, убийца Селден – ваш брат?» И я повернулась на Соломина, то есть спиной к оператору, потом развернулась на Михалкова, который хозяин, и сказала: «Да, сэр», – и таким образом оказалась на крупном плане в кадре. И на крупном плане сказала свой монолог. А Михалков потом очень смеялся и говорит: «Молодец, профессионал".

Но самой сложной задачей оказалось найти главную героиню фильма – пресловутую собаку Баскервилей. В подборе на эту роль нельзя ошибаться – только появление настоящего монстра может объяснить страх и ужас обитателей Баскервиль-холла:

""В подборе на эту роль нельзя было ошибиться - только появлением настоящего монстра в кадре получилось бы объяснить страх и ужас обитателей Баскервиль-холла, - рассказал Виктор Оковитый, художник комбинированных съемок. - Четвероногих претендентов отсмотрели нескольких. Методом проб и ошибок искали типаж - никто же не знал, как именно должна выглядеть собака в конечном итоге. Перепробовали псов разных пород, предлагали даже пекинеса с выцарапанным кошкой глазом, второй глаз при этом смотрелся очень безумно. Мы отсняли с ним несколько дублей, но результатом остались не удовлетворены. Придумали снимать в роли собаки Баскервилей телёнка, но быстро отказались и от этой затеи. Потом был вариант с догом. Его облепили светоотражающей лентой, которую клеят на дорожные знаки. Наклеили скелет собаки на животное и стали снимать на черном бархате. Посмотрели отснятые куски и расхохотались - получился просто "бегающий скелет".

После просмотра ролика режиссер Масленников сказал, что выход один - делать собаке маску. "Сначала мы думали покрасить всего пса фосфором, как написано у Конан Дойла. Сказали об этом кинологам, а те схватились за голову, дескать, это же испортит собаке нюх, ни один хозяин не разрешит красить свое животное химией, - вспоминает режиссер. - Она же немедленно весь этот фосфор с себя слижет..."

"А поскольку идея со светоотражающей лентой была моя, то мне и поручили делать намордник псу , - говорит художник Оковитый. - На черный бархат я наклеил лайт-скотч. С этим на голове и бежала собака в кадре. А вместо фосфора мы приготовили специальную вспененную смесь из стирального порошка и светоотражающего покрытия, соскобленного со скотча. Эту смесь я наносил на маску для собаки.
Со съемками мы намучились изрядно. Надев на дога светоотражающую маску, нужно было ее одновременно и снимать, и направлять на нее свет. Сзади камер поставили специальные прожекторы. Приготовились к записи. Но мы не учли одного: собака никогда не побежит на яркий свет. Животные вообще не бегут на огонь - это закон природы. Съемку опять отменили. Этот кадр мы снимали шесть раз!"

Никто и предположить не мог, что с животными так сложно работать на съемочной площадке. Казалось бы, простой эпизод - пуля попадает в собаку. Но ведь псу надо, как артисту, «отыграть» попадание пули, выпущенной из револьвера Лестрейда. Требовалось показать агрессивную реакцию собаки, а она по природе оказалась очень миролюбивой. Масленников предложил: мол, давайте сделаем из оловянной проволоки пульку и в собаку выстрелим, чтоб она встрепенулась. Ассистентка по актерам Наташа Яшпан, интеллигентная женщина, пристыдила режиссера, мол, вы петербуржец, как вы можете причинить собаке боль?!

Масленников, чтобы доказать, что пульки только немного взволнуют животное и не более, предложил стрельнуть ему в ногу. Пиротехник выстрелил и попал Масленникову в... чуть повыше бедра... ну вы понимаете... Игорь Федорович схватился за мягкое место, громко вопя! В общем, реакция была та еще, и все поняли, что стрелять в собаку нельзя!!! Придумали тогда такой ход: подкладывали под пса фанеру и резко выдергивали ее, чтоб дог споткнулся. Но он оказался хитрющим - почуяв подвох, подбегая к фанере, через нее перепрыгивал! Пришлось отснять более семи дублей, пока измаявшийся дог, устав прыгать, начал-таки спотыкаться.
Кстати, в последней сцене актер Никита Михалков побоялся сниматься рядом с догом, поэтому собаку и Михалкова снимали отдельно, а потом кадры совмещали

В группе вспоминают, что собаке на съемках досталось по полной, но она мужественно все выдержала и стала любимицей группы. По словам актера Василия Ливанова, собака оказалась удивительной сладкоежкой - торт, привезенный на день рождения Соломина, она слопала вместе с коробкой, не оставив ни крошки.

"А потом на озвучивании долго колдовали над голосом собаки Баскервилей , - рассказывает звукорежиссер картины Ася Зверева. - Трудно сегодня восстановить «рецептуру». Использовали голоса льва, медведя, собаки, все это растягивали. Работа оказалась настолько сложной, что ее пришлось делать в Москве - в Ленинграде тогда не было хорошей аппаратуры "

На поиски натуры для съемок «Собаки Баскервилей» режиссёр Масленников отправился в Эстонию.Там снимали и графство Девоншир, в котором разворачиваются события романа «Собака Баскервилей» и торфяные топи Дартмура. Баскервиль-холл снимали в Таллине, причем натурой служили два здания. В том эпизоде, где доктор Мортимер в исполнении Евгения Стеблова рассказывает легенду рода Баскервилей, фигурирует замок Глена. Именно здесь пленница Хьюго Баскервиля спускалась по плющу из окна башни замка. Баскервиль-холл XIX века играл замок графа А.В. Орлова-Давыдова. Сейчас в нем располагается Музей истории Эстонии.

Источники