Как научиться писать лекции. Основные требования, которые необходимо учитывать

Как вести конспекты учат ещё в средней школе, но по-настоящему актуальными они становятся во время лекций в институте или университете. Правильно записанный конспект - это залог успешно сданного экзамена.

Почему необходимо научится писать конспекты и

Порядок ведения конспекта

Как красиво и правильно писать конспект

Конспект — это краткое содержание лекции или произведение, в котором выделено всё главное и существенное. Записывать информацию нужно коротко и содержательно. Для каждого предмета стоит завести отдельные тетради — так легча найти нужную информацию.

Не стоит путать конспект с планом, ведь это понятие намного шире. Но общее у них всё-таки есть — умение разделить беседу или произведение на логически связанные части.

В конспекте обязательно используется рассмотрение примеров и цитирование. Последнее стоит делать по всем правилам — выделать кавычками и указывать источник взятого материала. Также стоит аккуратно выделять заголовки, подзаголовки, термины и понятия. Это поможет более эффективно запомнить и систематизировать информацию, полученную во время занятия. Кроме того, при подготовке к зачёту или экзамену будет весьма удобно отыскать всё самое основное в кратчайшие сроки.

Для конспектирования беседы вам понадобится записать её тему, краткое содержание, все основные мысли и тезисы. Главная ошибка в ведении записей — слишком подробное, практически дословное записывание материала. Это совершенно ни к чему, ведь это будет занимать слишком много времени, и вы попросту не успеете за лектором. В итоге вы рискуете потратить драгоценные минуты на мелочи, упустив при этом всё самое главное.



Просмотреть примеры конспектов вы можете в интернете, просто отправив запрос с темой на соответствующем сайте. Но надеяться на такие подсказки нельзя — во всемирной сети много неточных (а иногда и откровенно неправильных) материалов. Поэтому подходят такие виртуальные конспекты для систематизации и уточнения информации, а не как её главный источник. Кроме того, многие преподаватели требуют конспектировать информацию исключительно во время лекций и от руки (вклейки и цитаты из интернета находятся под строжайшим запретом).

Записывая краткое содержание статьи или беседы, старайтесь обобщать так, чтобы это было в итоге интересно читать. Если вы используете в тексте сокращения (а они иногда просто необходимы) не забудьте где-то записать их расшифровку. Это нужно для того, чтобы в ответственный момент вы не тратили время, чтобы понять, что значит та или иная фраза. Помните, что даже самые креативные идеи могут впоследствии существенно подвести.

Конспект урока или лекции может содержать подробный план, основные тезисы разговора, цитаты и выписки. Однако вся информация должна быть подана максимально кратко и понятно. По содержащейся в конспекте информации их можно условно поделить на плановые (которые содержат лишь краткий план урока или текста), текстовые (тут только связанные логически выписки и цитаты) и свободные (есть признаки двух предыдущих видов).

Особенности написания конспекта по русскому языку и литературе

Написание конспекта — это, по сути, логическая переработка исходного текста и запись всех самых важных нюансов. При составлении конспекта по русскому языку очень важно обращать внимание на правила и примеры к ним. Они должны иметь логическую связь — это необходимо для последующего восстановления информации в полном объеме. То есть конспект должен отвечать на три главных вопроса — о чём говорится, что самое важное и что с этим следует делать.

Конспект по литературе пишется в основном по какому-то выбранному произведению (хотя изредка требуется и записывание самых важных моментов урока). Прежде чем приступать к конспектированию, стоит прочесть тематический материал, выделить в нём основные моменты, написать подробный план и только тогда можно заниматься собственно работой. Написание по тексту должно быть кратким без ненужных мелочей и уточнений. Главное — выделение главных героев повествования, место и время действия, основные сюжетные линии и события. А вот имена второстепенных героев, каждую локацию и разговор упоминать не стоит — это будет совершенно бесполезная работа.

Особенности написания конспекта по ФГОСу

Написание конспекта — это обязательное условие учебного процесса на основе новых государственных стандартов отечественного образования. Согласно им, ученик должен уметь не только прочитать материал, но и тщательно его обработать, обобщить и записать всё самое главное. Особенно конспектирование актуально по истории и биологии. Краткое содержание урока по этим предметам обязательно нужно дополнить информацией, записанной по параграфу в соответствующем учебнике. Приветствуются также и уточнения из других источников (не забудьте сделать пометки где вы нашли ту или иную информацию).

При составлении конспекта по физике, в него обязательно стоит включить все основные термины, правила и примеры соответствующих задач. На полях обязательно делайте пометки о разделе изучаемого предмета — это сделает поиск нужного материала намного легче.

Несмотря на кажущуюся разницу, схожие правила написания имеет и конспект по английскому языку. Тут очень важно разделять разные направления предмета. Писать вместе лексику и грамматику не стоит — это впоследствии может значительно усложнить вам жизнь.

Особенности написания конспекта в школе и в ВУЗе

Как говорилось ранее, конспект в университете — это, наверное, главный способ запоминания и систематизации информации. А вот конспектирование в школе — это скорее подготовка к нормальному учебному процессу в универе, чем жизненно важное и необходимое условие (на самом деле она начинается намного раньше — из пересказов сказок в детском саду).

Первые конспекты дети начинают писать в 5 классе. На этом этапе это очень короткое плановое конспектирование, когда содержание одного параграфа вмещается всего в пару строчек. В 6 классе записи становятся лишь чуть объемней — сказывается и возраст учащихся и добавление новых предметов, которые также следует конспектировать.

А вот самыми сложными по праву считаются 9 — 10 классы, в которых количество предметов достигает своего апогея. А это значит, что писать нужно много и правильное ведение записей — это скорее жизненно важная необходимость, чем прихоть педагогов (да и на ЕГЭ конспекты очень даже могут пригодиться). Для успешной сдачи экзаменов и тестирования просто необходимо вести подробные и понятные записи начиная уже с 7 класса. Позднее при подготовке вам будет достаточно просто немного освежить их в памяти.

Почему необходимо научится писать конспекты и как это лучше всего сделать

Как говорилось ранее, писать обобщённые записи уроков просто необходимо. Для этого следует быстро определять для себя всё самое главное и кратко это конспектировать. Проще всего это делать по книге — прочитав её, вы точно запомните все главные моменты, которые и стоит записать. Это обязательно должны быть герои и события. Немаловажным будет место и время разворачивающихся в повествовании событий. Это и будет опорный конспект, который обязательно пригодится вам в недалёком будущем. Если лень читать произведение полностью, то не стоит доверять записям из интернета — содержащаяся там информация зачастую неполная или имеет существенные искажения. Тут уж стоит определиться — я хочу хорошо учиться или я хочу гулять. Третьего варианта просто не дано. Именно поэтому ответ на вопрос, нужно ли писать конспект, однозначен — это просто необходимо для того, чтобы нормально и эффективно учиться.

Порядок ведения конспекта

Правильное и красивое записывание главных тезисов любой информации — это путь к весьма успешному обучению в школе и в институте. Твёрдых правил ведения записей не существует — каждый выбирает для себя те методы, которые ему ближе и проще. Способы эффективного выделение и запоминания материала у каждого также свои — кому-то помогают пометки на полях, кому-то выделение основных тезисов цветным маркером, а кто-то, наоборот, рисует мини-пиктограммы, которые сложно понять непосвящённому человеку.

Технология написания конспекта достаточно проста — сначала записывается тема, услышанная информация систематизируется и кратко заносится в тетрадь. Все главные заголовки, подзаголовки, правила и термины обязательно выделяются. В качестве наглядного приложения записываются примеры или делаются схематические зарисовки. Последовательность записи зависит только от порядка изложения материала. Также при конспектировании не стоит забывать, что план — это основа записей, от которой вы будете отталкиваться в будущем.

Написание конспекта — это несложно, если не лениться и быть настроенным на интенсивную работу. Поверьте, время, потраченное на записывание нужной информации, потом вернётся вам сторицей во время подготовки к ЕГЭ или сессии.

Конспектирование можно отнести к тем умениям, которые достаточно высоко ценятся в образовательных учреждениях. Этот навык является особо важным в учебном процессе, так как обучающимся постоянно необходимы лекции для подготовки к занятиям, зачетам и экзаменам. Поэтому нет ничего странного в появлении вопроса о том, как писать конспект.

Какие цели нужно преследовать?

Для чего может потребоваться умение конспектирования? Следует перечислить основные пункты, которые ответят на этот вопрос.

В чем смысл такого понятия?

Прежде чем понять, как писать конспект, надо разобраться, что это такое. Термин включает в себя два корня. Одним из них является слово «кон», означающее начало, сужение области действий, предел. В подобном сужении, сокращении и свертывании поступающих данных и скрыт основной смысл конспектирования.

Под конспектом необходимо понимать вторичное создание источников в совершенно другой форме - свернутой и сжатой. Весь процесс может напоминать такую процедуру, как сепарирование молока, от которого отделяются сливки. В данном случае информация выступает в роли молока, а конспект - в виде сливок. Во всех словарях конспектирование определяется с позиции краткого изложения, краткой записи.

Основные требования, которые необходимо учитывать

Если вы хотите разобраться, как писать конспект, то должны понимать, что далеко не все виды кратких записей могут считаться конспектированием. Под термином подразумевается объединение конкретного плана, выписок и важных тезисов. Главное требование, которое во все времена предъявлялось к конспектам, - запись должна характеризоваться систематичностью, логичностью, связностью. Исходя из этого, можно сказать, что те выписки с несколькими пунктами плана, которые не отражают всей логики определенного произведения, не имеют смысловой связи, не могут считаться конспектом. Это следует понимать. Особенно если вы хотите разобраться, как правильно писать конспект.

Текст может быть использован другими людьми

Краткая, сжатая, логически предоставленная информация, написанная кем-то одним, может быть использована другими людьми. Это связано с универсальностью данных. В связи с этим можно сказать, что к конспекту можно обратиться даже через некоторое количество лет после его написания, так как он обладает наиболее доступной формой в отличие от других записей. Во время работы с ним очень трудно заблудиться в чьих-то мыслях.

Следует отметить, что если обучающийся хочет впоследствии предоставить кому-то свои конспекты, то он должен более аккуратным образом их вести. Кроме того, это позволит ему самому обратиться к своим записям через некоторое количество лет.

Какие особенности необходимо учесть?

Хотите разобраться, как правильно писать конспект? Тогда надо ознакомиться с некоторыми особенностями его составления.

  1. Для определения полноты раскрытия темы должно хватить беглого просмотра. При этом читающий конспект человек должен понять характер текста, выявить его сложность по наличию специфических терминов. Подобное знакомство с предоставленными в кратком виде данными помогут осознанно сделать выбор в пользу определенного конспекта.
  2. При конспектировании надо тщательно перерабатывать предоставленную информацию. При этом поможет повторное чтение и анализ, при котором можно разделить текст на несколько частей, отделив все ненужное.
  3. В конспекте должны быть выделены главные мысли - тезисы. Понятия, категории, определения, законы и их формулировки, факты и события, доказательства и многое другое. Все это способно выступить в роли тезиса.

Основные характеристики конспекта

Хотите понять, как писать конспект по литературе? Для этого вся предоставленная информация должна быть пересказана в связной форме. Однако при этом не надо забывать про такие важные качества, как ясность и краткость. Кроме того, одним из связующих элементов должна выступать внутренняя логика, которая не может быть заменена пространными переходами.

Как уже было сказано, конспект должен обладать обязательной краткостью. И при этом он обязан основываться не только на главных положениях и выводах, но и на фактах. Надо приводить доказательства, примеры. Если утверждение не будет подкрепляться всем этим, то и убедить оно не сможет. Соответственно, его будет очень трудно запомнить.

Поэтому, если вы хотите разобраться, как писать конспект урока, то надо понять, что не только основные положения должны быть записаны. Не надо пытаться избегать повторений. Особенно если они будут подводить к вопросу с другой стороны, или более выразительно его освещать. Это такой своеобразный «аромат стиля», с помощью которого можно более подробно разобраться в предоставленном материале и, соответственно, запомнить его.

Конспектирование условно делится на несколько типов. Следует более подробно поговорить о них.

Как писать план?

Конспект, который называется плановым, легко можно получить. Особенно если предварительно составить план определенного произведения. При этом он может быть сформирован снова, с самого начала. А можно воспользоваться уже ранее спроектированным планом для нового написания конспекта.

На каждый вопрос подобного расписания должна отвечать определенная часть написанного текста. Однако бывают и такие случаи, когда пункт плана не должен сопровождаться какими-либо дополнениями и разъяснениями. Это можно назвать одной из особенностей планового конспекта.

Приобретя специальный навык, можно ответить, к примеру, и на вопрос о том, как писать конспект по истории. Написанный текст будет обладать простотой, краткостью и ясностью по своей основной форме. Такое преимущество также способно помочь в написании доклада и в подоготовке выступлений. Следует также понимать, что конспектирование будет более качественным, если и план будет таковым.

Записывать цитаты тоже надо уметь

Хотите ответить на вопрос о том, как писать конспект по литературе? В этом вам поможет текстуальное конспектирование. Оно базируется в основном на цитатах и отрывках. Выписки могут связываться друг с другом посредством логических переходов. Можно также составить план и включить в конспект отдельные тезисы.

Текстуальный конспект способен стать прекрасным источником практически дословных высказываний автора, а также тех фактов, которые были им приведены. Подобное конспектирование наиболее популярно при изучении литературной критики.

Конспект подобного рода не является трудносоставимым. Даже несмотря на то, что для его написания требуются определенные навыки, с помощью которых можно быстро выписывать основные цитаты.

Если вы хотите ответить на вопрос о том, как писать конспект статьи или литературного произведения, то должны знать об основном недостатке такого вида конспектирования. Оно не будет способствовать активизации внимания и памяти. Автоматическая перепись цитат не способствует усвоению текста, его содержания.

Основной смысл свободного конспектирования

Не знаете, как правильно писать В этом вам поможет составление текста свободного типа. Такой конспект содержит выписки, цитаты и тезисы. Часть его также может быть составлена по определенному плану.

Свободный конспект может быть написан правильно в том случае, если автор умеет самостоятельно, четко и кратко выносить на запись основные положения. Соответственно, требуется более глубокое осмысление предоставленного материала. Такой вид конспекта считается наиболее полноценным. Он в высшей степени сможет поспособствовать качественному усвоению урока. Главная забота учащегося в данной ситуации - правильно осмыслить, а потом четко и логично записать все необходимое.

В чем смысл тематического конспектирования?

С помощью тематического конспекта можно получить полный ответ на сформулированный вопрос-тему. В связи с этим им и было получено такое название. Основной его смысл скрыт в необходимости разработки определенной темы. Для этого могут быть использованы самые разные источники. Тематический конспект может при этом не отображать содержание тех произведений, которые были использованы для его написания.

Конспектирование подобного рода способствует изучению темы, всестороннему анализу. Оно может заметно упростить работу над определенной темой. Однако для этого следует использовать некоторые источники.

Если вы не знаете, как писать конспект по параграфу, статье, историческому тексту, литературному произведению и т. д., то необходимо ознакомиться с некоторыми рекомендациями.

Конспектирование должно сопровождаться не только логичным изложением, но и отличной организацией текста. Это может повлиять на содержание записи и на удобное использование ее.

Написанию конспекта, анализу свертываемого текста способны помочь аббревиатуры. Это сокращенные слова и словосочетания, а также знаки, которые могут быть использованы вместо слов.

Заключение

Если вы постигнете особую технику переработки информации, то составить новый документ, который будет логическим, связным, вы сможете легко и просто. Соответственно, вы сможете разобраться, как правильно конспектировать.

Умение быстро писать качественные конспекты, которые отображали бы самую суть всего сказанного кем-либо, всегда высоко ценилось. Особенно такое умение может пригодиться студентам, школьникам, журналистам, секретарям и другим людям, которым приходиться вкратце записывать большие объемы информации. В этой статье рассмотрим вопросы о том, как правильно вести конспект лекции, какую пользу это может принести и о способах увеличения качества и скорости конспектирования.

Конспект для студента - хорошее подспорье, которое поможет быстро вспомнить учебный материал, подготовиться к контрольной работе или экзамену. Это отличный инструмент упорядочивания информации в голове. Конечно, одного конспекта мало для хорошей подготовки: без собственного размышления и обобщения, без труда на занятиях и без работы с научными источниками тяжело достичь отличных результатов в учебе. Но конспект представляет собой своеобразный фундамент, «компас», если хотите, который поможет на пути овладения знаниями. От умения конспектировать зависит способность воспроизвести прочитанный или прослушанный материал. Поэтому, первое, чему должен научиться студент - это конспектирование.

Нужно понимать, что слушать и записывать лекцию - это сложный вид вузовской работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента.

Внимание человека очень неустойчиво. Чтобы быть сосредоточенным, требуются волевые усилия, поэтому важно систематически контролировать себя в этом отношении, во время прислушивания лекций.

Конспектирование развивает ум, внимательность, способствует закреплению знаний в памяти. Если же студенты во время лекции отключается и начинает записывать все под диктовку - это приводит к деградации. Механическое бездумное записывание под диктовку бессмысленно.

Конспект - сокращенная запись устного или письменного текста, которую студент создает для личного пользования, поэтому каждый конспект - неповторим, уникален и непохож на конспект соседа по парте. Это не точная запись текста лекции слово в слово, а запись смысла, сути лекции, самого главного.

Когда студент пишет конспект, он выполняет своеобразное «свёртывание» информации, оставляя только наиболее важные, ключевые моменты. Всё остальное выкидывается: в первую очередь, это слова и фразы, которые организуют связность текста или являются комментариями автора к сказанному. Такие элементы можно убрать из конспекта, не опасаясь за целостность информации, тем более, что их можно будет легко вспомнить, просмотрев законспектированные ключевые записи.

Кроме умения конспектировать немаловажно научиться продуктивно работать со своими записями. Ведь каждый из конспектов пригодится не только при подготовке к определённым экзаменам, но и во время всего обучения и последующей сдачи государственных экзаменов.

Конспект лекции

Основная информация для студентов подается в виде лекций. Но не все лекции конспектируются одинаково. Например:

  • Преподаватель читает материал как по учебнику.
  • Преподаватель много рассказывает, и дает под запись лишь ключевые моменты (отличный преподаватель!)
  • Преподаватель дает под запись готовый проработанный конспект. Студенты все записывают дословно (плохой преподаватель). В этом случае правильный конспект получится сам собой и вам нужно сосредоточится на "переваривании" получаемой информации, не поддаваясь соблазну перейти на механическое записывание под диктовку.
  1. Записывать лекцию по смысловым блокам: каждый блок соответствует пункту плана лекции. Должна быть четкая нумерация (удобно использоваться подпункты, отступ слева и маркеры списка). Также используйте красную строку.
  2. Ключевые слова можно сократить до одной заглавной буквы, а потом использовать это обозначение в тексте. Так, в любом подзаголовке можно сразу обозначить такие слова, потому что они будут часто фигурировать в повествовании. Например:

    Тема: Когнитивный диссонанс в голове первокурсника. Записываем так: Когнитивный диссонанс (КД) в голове первокурсника (П).

    При этом при совпадении букв или если вы путаетесь, можно выделять использование сокращения каким-нибудь специальным образом. Например, можно обводить буквы в кружок.

    При несовпадении части речи, можно подчеркнуть сокращение нужным образом. Например, если П обозначает слово «промышленность», то слово «промышленный» можно записать буквой П с подчёркиванием её волнистой линией.

  3. Можно использовать специальные сокращения для стержневых понятий научной дисциплины, например: интеллектуальные системы (ИС), жанр (Ж), литература (Л), фонетика (Ф), предикат (П). Такие сокращения будут «действовать» в пределах конспектов по одной дисциплине. Для страховки можно выписывать выбранные сокращения на последнюю страницу тетради или на обложку.
  4. Удобно сокращать распространённые длинные слова, чтобы не тратить лишнего времени:
  • Древнерусский язык - др.р. яз.
  • Украинская литература - укр. лит-ра.
  • Государство – гос-во
  • Руководство – рук-во
  • Формула - ф-ла
  • Функция – ф-я (хотя тут можно просто f)
  • Используйте значки важности (выработайте свой личный стиль), например:
    • ! - важно;
    • !! - очень важно;
    • ? - под вопросом;
    • R - проверить;
    • Rm - запомнить;
    • U - посмотреть в учебнике;
    • ZB - пример (например).
  • Используйте приёмы стенографии, обозначая частые сочетания букв значками, например
    • «ность» можно обозначать одним значком Ђ (общительЂ, ущербЂ, материальЂи);
    • «-ение» или «-анис» - ~
    • / - «-ический» (например соц. - социальный; соц/ - социалистический).
  • Обозначения понятий можно записывать как отдельный абзац, отделяя его от основного массива текста и выделять подчеркиванием или цветным маркером. Выделение цветом хорошо помогает запомнить то или иное понятие. Хорошо, если какой-то цвет будет иметь определенное значение в конспекте. Например, красный – выделение основной мысли, зеленый – выводы и др.
  • Используйте различные математические обозначения:
    • + (плюс), = (равно),
    • ≠ (не равно),
    • ≈ (приблизительно),
    • <, >, ≤, ≥, ≪, ≫ (больше, меньше, намного больше и т.д),
    • ± (погрешность, неточность),
    • ⇒ (следовательно),
    • → (влечение, «если, то …»),
    • ⇔ (что-то верно тогда и только тогда, когда …),
    • ∨ (или),
    • ∧ (и),
    • ∀ (для всех),
    • ∃ (существует),
    • ∅ (пустое множество),
    • ∈ (принадлежит),
    • ∉ (не принадлежит),
    • ⊂ (включает в себя),
    • ∪ (объединение),
    • ⋂ (пересечение),
    • ∞ (бесконечно),
    • || (параллельно),
    • ∑ (сумма),
    • ¬ (не),
    • стрелка вверх или вниз (возрастание, убывание);
  • Везде, где можно, использовать аббревиатуру или значок – используйте. Примеры:
    • В физике: v - скорость, а - ускорение, L - индуктивность, БАД.
    • Программирование: ООП, СУБД, БД, ЯВУ, ТЗ, ТП, ЭП.
  • Когда не успеваете, можно пропускать гласные буквы в словах, они не помешают понимать написанное.
  • Знаете английский или другие языки? Возможно некоторые слова на них пишутся короче. Это можно использовать.
  • Классификации и периодизации предпочтительнее конспектировать не в текстовом виде, а в виде схем, диаграмм, рисунков. Это очень важное правило, верх мастерства. Например:

    На изображении "а)" представлен хороший конспект, на изображении "б)" неудачный. Оба несут один и тот же смысл, но конспект "а)" мы можем понять и запомнить намного быстрее и эффективнее:

  • Используйте пространственную запись:

  • Другие виды конспектов

    • Конспект научной статьи. Основное в конспектировании научных работ - умение выделить главное, рациональное. Основное правило такого вида работы: нельзя менять текст первоисточника, то есть цитаты подаются без изменений, сохраняется авторская пунктуация. Он должен быть настолько точным, чтобы в дальнейшем его можно было использовать при написании курсовых работ. Примечания к таким конспектам чаще всего имеют такие специальные знаки: NB - nota bene (заметь хорошо, возьми на заметку, обрати внимание), Sic! (было именно так и никак иначе, даже если очевидно, что тут ошибка; "я знаю, что тут ошибка, но так было в оригинале"), знаки восклицания и знаки вопросов.
    • Конспект словарной статьи. Основное задание во время работы со словарем - выписка отдельных значений слов, но студенты чаще всего переписывают текст из словарной статьи без изменений и сокращений, что само по себе неправильно. Цель работы - выборочно выписать необходимую информацию. Примеры использования слов и их грамматические характеристики переписывать не нужно.
    • Конспект художественного произведения. Чтобы избежать путаницы при чтении объемного произведения или параллельного чтения сразу нескольких произведений, удобно пользоваться схематическими конспектами, которые еще называют картами памяти. В таких схемах часто используют круги и стрелки, которые иллюстрируют развитие сюжетных линий. Такой тип конспектирования наиболее удобен для студентов с развитым образным мышлением и для студентов с очень плохой памятью (развивайте образность).

    Скоростное конспектирование – весьма ценное умение, которое позволяет сжато и понятно фиксировать информацию. Особенно важно быстрое конспектирование лекций для студентов, которым приходится в оперативном режиме записывать все, что говорит преподаватель. Также этот навык будет полезен журналистам, секретарям и всем остальным, кто по роду занятия вынужден коротко фиксировать значительные объемы информации. В данной статье мы подробно изучим, как быстро конспектировать. Вы сможете убедиться, насколько полезным может быть этот навык, а также узнаете, как можно улучшить качество и скорость ведения конспектов.

    Для студента правильное конспектирование лекций – отличная возможность в будущем восстановить в памяти определенный материал и подготовиться к экзамену. Это прекрасный способ упорядочивания полученных знаний в голове. Разумеется, недостаточно для эффективного обучения наличие всего лишь хорошего конспекта. Чтобы достигать в учебе достойных результатов, необходима и работа на занятиях, и собственные размышления, и анализ научных источников (в усвоении и запоминании информации при чтении текста поможет техника SQ3R). Однако конспект является своего рода базисом, который необходим для самостоятельного обучения. Качественное и быстрое конспектирование дает возможность полноценно воспроизводить полученную информацию. Вот почему каждый студент должен овладеть этим важным навыком.

    Прослушивание и фиксирование в тетради лекции – достаточно сложная часть обучения в вузе. Внимательное восприятие и записывание материала являет собой достаточно интенсивную мозговую деятельность. Проблема в том, что внимание человека отличается неустойчивостью. Для максимальной сосредоточенности нужны некоторые волевые усилия. Вот почему не будет лишним время от времени проверять себя в этом отношении в процессе прослушивания материала. Правильное конспектирование способно развить ваш ум , внимательность , а также закрепить знания в голове.

    Одним из основных принципов, которые нужно принять для того, чтобы понять, как конспектировать лекции, является осознание того, что конспект - это результат фиксирования только основной наиболее важной информации. При этом все лишнее не записывается. Нет смысла фиксировать в блокноте или тетради связные слова или комментарии автора. Без них целостность информации не будет утеряна, но при этом вы сэкономите время. Более того, их вы сможете восстановить в памяти, если зафиксируете на бумаге ключевые слова.

    Также очень важно научиться продуктивно работать со своими записями. Это необходимо для эффективного обучения чему бы то ни было.

    Стоит понимать, что каждый человек подает информацию по-своему. Соответственно и способы конспектирования будут разными. Среди возможных вариантов подачи информации можно выделить следующие:

    • Лектор предоставляет материал так, будто читает учебник;
    • Лектор много рассказывает по теме, при этом дает записать основные моменты. Такие преподаватели сегодня на вес золота;
    • Лектор заставляет записывать готовый конспект. При этом обучающиеся фиксируют все дословно. Такой способ подачи информации – один из самых непродуктивных.

    Во всех случаях не стоит опускаться до примитивного записывания текста, который вы не пропускаете через себя. Нужно понимать то, о чем идет речь, даже если преподаватель далек от идеала.

    Так как правильно конспектировать сложнее, чем может показаться, имеет смысл воспользоваться следующими советами, чтобы улучшить эффективность обучения:

    Таким образом, теперь вы знаете основные правила конспектирования. Эти навыки помогут сделать ваши записи более понятными, а время на фиксацию информации сократить в разы.

    Эти умения могут использоваться не только в вузе, но и при посещении курсов дополнительного профессионального образования , семинаров, тренингов и разного рода конференций. Зная, как правильно конспектировать, вы сможете легко освоить большой объем информации, сделав ее сжатой, простой и понятной.

    В качестве заключения нужно добавить, что правила конспектирования не ограничиваются вышеперечисленными. Вы можете находить все более продуктивные методы фиксирования информации сами. Запомните, конспект являет собой сжатую запись письменного или устного текста, которая создается с целью последующего личного использования. По этой причине одинаковых конспектов у разных людей быть не может. Не стоит полностью перенимать чьи то методы, надо создавать свой уникальный.

    P.S. Если есть возможность конспектировать лекции с помощью компьютера, возможно вам стоит научиться быстро печатать на клавиатуре .

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

    Казалось бы, что такого сложного в ведении конспектов? Записывай себе нужную информацию в сокращённом виде, да и всё. Не теряй тетрадку и не используй её в качестве подставки под кофе или чай. Но что делать, если ты заглядываешь в свой конспект и не можешь в нём разобраться? даст тебе несколько советов по правильному и эффективному ведению записей, чтобы тебе было не стыдно показать их.

    Как правильно составить конспект урока или лекции

    Конспектируй вдумчиво

    Не хватайся за ручку с первых слов преподавателя. Старайся не просто автоматически записывать всё, что он говорит, а фильтровать информацию. Лучше дослушай предложение, осмысли его и уже тогда всё кратко запиши. Полезно помечать и комментарии преподавателя, особенно если они расшифровывают сухие определения.

    Структурируй записи

    Обязательно выделяй отдельные части конспекта: тема урока или лекции, заголовки, подзаголовки, определения. Делай отступы между текстовыми блоками, а основную информацию (формулы, законы, правила) обводи в рамочку. Не бойся визуализировать получаемую информацию (там, где это возможно). Рисунки отпечатаются в твоей голове и помогут вспомнить сопутствующую им информацию.


    Используй текстовыделители, но не увлекайся
    Загугли «study inspiration», чтобы найти вдохновляющие примеры ведения конспектов, креативные подходы к оформлению записей

    Используй сокращения

    Сокращай слова так, чтобы потом разобрать их. Придумай собственные условные обозначения, чтобы ускорить процесс. Здесь помогут математические знаки и другие символы. Например, слова «повышение», «рост», «увеличение» может заменить стрелка вверх или знак больше. Только не забудь потом, что какой знак обозначает.


    Слово «цивилизация» можно сократить как цивилиз. и цивил-ция. Как тебе удобнее

    Выбирай удобные письменные принадлежности

    Используй для конспектов тетради с бумагой, на которой тебе будет приятно писать. Хорошо, если в ней будут расчерчены поля: на них можно делать важные пометки по теме, а не только проставлять дату или помечать домашнее задание. Там, где осталось что-то тебе не понятное, ставь вопросительные знаки. Если лектор прервал свою мысль и переключился на что-то другое, оставь свободное место, а потом вернись и закончи.


    Ручку для письма бери удобную и с яркими чернилами. Гелевая и капиллярная тоже подойдёт, если бумага плотная и на ней ничего не просвечивается. Разноцветные ручки тоже можешь использовать по желанию, но они забирают много времени. Удобнее будет текстовый маркер.


    Один конспект — один предмет

    Не стоит конспектировать все предметы в одну тетрадь. Это запутает тебя и не вызовет восторга у преподавателя. Отведи на каждый предмет по отдельной тетради. Можешь использовать тетрадь на кольцах со вставными блоками.

    Пользуйся дополнительными средствами

    Бывает, что учитель или преподаватель читает лекции очень быстро. В таком случае ничего не остаётся, кроме как подстроиться под его темп: делай записи тезисно, пользуйся диктофоном или ноутбуком (если это не запрещено).

    Надеемся, после наших советов ты будешь вести конспекты ещё лучше!

    Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях