Группы здоровья основная подготовительная специальная. Подготовительная группа по физкультуре: что нельзя делать

Здравствуйте, друзья! Что такое группы здоровья детей по физкультуре? Если задать этот вопрос родителям школьников, а также будущих первоклашек, то внятных, четких ответов будет не много.

С одной стороны, это хорошо! Значит со здоровьем детей все в порядке, и вопрос просто не актуален. Но с другой стороны, никто не застрахован от разных неприятностей со здоровьем. И тогда родители рискуют оказаться совершенно не готовыми к проблемам с физкультурой.

А проблемы появляются, об этом свидетельствует огромное количество сообщений и вопросов по данной теме на различных интернет-форумах. Поэтому предлагаю разобраться с этим прямо сейчас.

Давайте сразу же уясним для себя, что группа здоровья и медицинская группа здоровья для занятий физкультурой — это разные вещи.

План урока:

Группы здоровья ребенка

В соответствии с Приложением № 2 Приказа МЗ РФ № 1346 н оценка здоровья детей производится по следующим критериям:

  • хронические заболевания (есть они или нет);
  • состояние систем организма (дыхательной, выделительной, эндокринной и т.д.);
  • сопротивляемость организма внешним воздействиям (холода, жары, раздражающих веществ и т.п.);
  • физическое развитие.

Сначала врач оценивает состояние здоровья ребенка. А потом определяет его в одну из пяти групп.

Первая

Ребенок здоров.

Физическое развитие в пределах возрастной нормы. Нет каких-либо физических недостатков.

Вторая

Это дети:

  • у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются какие-либо функциональные нарушения (внутренний орган функционирует не правильно, причем причины этих нарушений лежат вне этого органа);

  • выздоравливающие после перенесенных заболеваний средней и тяжелой степени тяжести;

  • с задержкой физического развития (низкий рост, повышенная или пониженная масса тела и т.п.);

  • часто болеющие ОРЗ;

  • у которых наблюдаются физические недостатки, возникшие в следствие травм или операций, но все органы и системы организма функционируют нормально.

Третья

Это дети:

  • с хроническими заболеваниями. Но эти заболевания находятся в стадии ремиссии (исчезновение симптомов заболевания) с редкими обострениями, у которых сохранены или компенсированы функции органов и систем организма;

  • с физическими недостатками, возникшими вследствие травм или операций. Функции органов и систем организма компенсированы. Они не ограничены в возможности обучения и труда.

Четвертая

Это дети:

  • страдающие хроническими заболеваниями. Фаза активная. Обострения частые. Функции органов и систем организма сохранены или компенсированы или компенсированы не полностью;

  • с хроническими заболеваниями, которые находятся в стадии ремиссии, но с такими нарушением функций органов и систем организма, которые требуют поддерживающего лечения;

  • с физическими недостатками, возникшими в следствие травм и операций, у которых не полностью компенсированы функции органов и систем организма. Возможность обучения и труда ограничена.

Пятая

Это дети:

  • с хроническими заболеваниями. Форма тяжелая. Ремиссии редкие, обострения частые. Наличие осложнений. Функции органов и систем организма не компенсированы. Требуется постоянное лечение.

  • с физическими недостатками, возникшими в следствие травм и операций, с нарушенными функциями органов и систем организма. Значительно ограниченные в возможности обучения и труда.

Группы по физкультуре

Когда школьник отправляется в первый класс, вместе с ним в школу попадает его медицинская карта. В ней обязательно указывается группа по физкультуре. Их три: основная, подготовительная, специальная.

Основная

Дети с первой и частично со второй группой здоровья, физически и психологически крепкие и развитые, не имеющие заболеваний. Либо имеющие небольшие отклонения, при которых не запрещены физические нагрузки, например, небольшой избыточный вес, или незначительные аллергические реакции.

Они занимаются по основной программе, сдают , им можно участвовать в различных соревнованиях и всевозможных спортивных мероприятиях.

Подготовительная

Дети со второй группой здоровья. Они имеют отставание в физическом развитии и поэтому не могут заниматься так же интенсивно как их здоровые сотоварищи, хотя на уроки ходят вместе с классом.

Задача педагога — подобрать специальные комплексы упражнений, которые не навредят здоровью. Подбирает он их в соответствии , в которой лечащий врач должен указать, что именно нельзя делать школьнику (кувыркаться, плавать, наклоняться, прыгать и т.п.)

Так же в справке должен быть указан срок перевода. После того, как действие справки закончится, ученик автоматом попадает в основную группу.

Для того, чтобы подвергнуть таких школьников тестовым испытаниям по физической культуре необходимо получить разрешение врача. Так же его разрешение потребуется для того, чтобы привлечь ученика к участию в спортивно-массовых мероприятиях.

Специальная

Для того, чтобы перевести школьника в специальную группу мнения одного лечащего врача не достаточно. В этом случае собирается комиссия (КЭК). Справка оформляется на определенный срок.

Специальная группа делится еще на две.

Специальная «А»

Дети с третьей группой здоровья. Те, у которых имеются существенные ограничения по физическим нагрузкам. Они не могут заниматься вместе с классом. Для таких детей в школах должны проводиться отдельные уроки по физкультуре и разрабатываться специальные программы. А занятия должны вести учителя или инструкторы, прошедшие специальную подготовку.

Таким детишкам нельзя посещать спортивные секции, участвовать в соревнованиях и спортивно-массовых мероприятиях.

Специальная «В»

Сюда относятся дети частично с третьей и четвертой группами здоровья. Им разрешено посещать теоретические занятия в школе. Но риск физических нагрузок для здоровья так велик, что в школе они физкультурой не занимаются. То есть, по сути, это освобождение от школьных уроков физкультуры.

Но совсем без физической активности их никто оставлять не собирается. Им рекомендованы занятия лечебной физкультурой на базе лечебных учреждений и физкультурных диспансеров, под наблюдением врача ЛФК. А также дополнительные занятия на дому по специально разработанному комплексу упражнений.

Ну а детишки с пятой группой здоровья чаще всего находятся в медицинских учреждениях и для них возможность занятий ЛФК крайне индивидуальна.

Как ставят оценки?

Тоже интересный вопрос. Все понятно, если ученик в основной группе, тогда он и на основании этого ему выставляется та или иная оценка.

А если в подготовительной или в специальной, что тогда? Он ведь не может сдавать нормативы как его полностью здоровые одноклассники. В этом случае учитель ориентируется на посещаемость занятий, качество выполнения упражнений, а также теоретические знания. Учебники по физкультуре, оказывается, существуют.

Так же учитель может попросить подготовить проект на какую-нибудь спортивную тему или на тему ЗОЖ, реферат, доклад или презентацию. Но без оценки по физкультуре ученик остаться не может.

Ну вот вроде бы и все, друзья. Есть вопросы? Задавайте их в комментариях. Вместе обязательно разберемся.

Интересно, а как вы относились к урокам физкультуры, когда учились в школе?

Я, если честно, не очень любила на них появляться. Мне нагрузки и без них хватало, так как я усиленно занималась волейболом. И была очень рада, когда мой учитель, Александр Васильевич, разрешил мне не приходить и автоматом ставил пятерки. А потому что я все равно бы на пятерки все сдала.

Да и сейчас дети к физкультуре относятся не лучшим образом, мне кажется. Считают ее каким-то второстепенным предметом. А зря! Спорт — это круто! Приятно иметь гибкое, стройное и сильное тело, которым ты еще и без труда управляешь. Согласны?

А у этих ребят на видео с физкультурой в школе точно проблем не было)

Желаю вашим маленьким школьникам крепкого здоровья и великолепных спортивных достижений!

Всего вам доброго!

Всегда ваша, Евгения Климкович!

Углубленное исследование. Во время него оценивается состояние здоровья ребенка в периоды эпикриза с последующими рекомендациями специалистов для дальнейшего полноценного развития малыша.

Выявление на ранних стадиях различных заболеваний и оздоровление ребенка, целью которого является предотвращение формирования хронического заболевания.

Педиатр определяет группу здоровья, принимая во внимание все осмотры специалистов.

Выделяют несколько критериев для того, чтобы оценить состояние здоровья ребенка:

1 критерий - наблюдаются ли отклонения в раннем онтогенезе.

2 критерий - развитие в физическом плане.

3 критерий - нервно-психическое развитие.

4 критерий - сопротивляемость организма различным болезненным факторам.

5 критерий - состояние органов и систем.

6 критерий - есть ли хронические болезни или врожденные заболевания.

Таким образом, определение группы здоровья происходит, исходя из перечисленных выше критериев. Итак, у ребенка 2 группа здоровья. Что это означает?

Характеристики 2 группы здоровья

Нужно понимать, что группа здоровья - это не что иное, как состояние здоровья ребенка и предрасположенность его к различным заболеваниям, а также присутствие врожденных болезней. Ко 2 группе здоровья принадлежат дети, у которых наблюдаются незначительные проблемы со здоровьем. Они, как правило, чаще болеют, например, ОРЗ, может присутствовать лишний вес или вероятность возникновения аллергии.

2 группа здоровья у новорожденных бывает чаще всего. Потому что в настоящее время полностью здоровых детей не рождается, даже если мать не страдает никакими заболеваниями. Отношение человека к той или иной группе здоровья устанавливается не только в но и сопровождает его всю жизнь.

Выделяют еще две подгруппы среди детей, которых отнесли ко 2 группе

2-А - это дети, которые имеют биологические, генетические и социальные факторы для развития заболеваний, но они здоровы по остальным критериям.

Генетические факторы - это наличие родственников с различными заболеваниями, которые могут передаваться из поколения в поколение. Например, сахарный диабет, заболевания сердца, аллергия и прочие.

Биологические факторы - это отклонения, которые возникли в период беременности и родов у матери. Это быстрые или наоборот долгие роды, кесарево сечение, длительное нахождение плода без околоплодных вод, патологии плаценты, неправильное расположение плода и так далее.

К социальным факторам относятся курение, алкоголизм родителей, работа родителей на вредном производстве, заболевания матери хронического характера, слишком ранняя или поздняя беременность. Наличие инфекций, которые могут передаваться половым путем, угроза преждевременных родов или выкидыша у матери. Плохое питание в период беременности и нарушение общего режима.

2-Б - это дети, которые имеют морфологические и функциональные изменения. Новорожденные, которые относятся к этой подгруппе, перенесли какое-либо заболевание в первые дни или часы жизни и после выписки из роддома у них еще сохраняются какие-то отклонения. Такие малыши часто болеют, присутствуют аномалии конституции и другие отклонения в здоровье.

При выписке из роддома указывается группа риска, и, судя по ней, педиатр должен составить план наблюдений, обследований, проводить профилактические мероприятия (закаливание, прививки). При необходимости назначается медикаментозное лечение.

Наблюдать за детьми, которые принадлежат к подгруппе 2-Б необходимо в домашних условиях до трех месяцев.

Итак, что такое группа здоровья 2, и как можно отнести детей раннего возраста и дошкольников к ней?

Выделяют ряд отклонений, по которым можно судить о состоянии здоровья ребенка:

Многоплодная беременность.

Незрелость переношен, недоношенность.

Поражение ЦНС.

Гипотрофия 1 степени.

Инфицирование в утробе матери.

Небольшой вес при рождении.

Избыточный вес при рождении (4 кг и более).

Начальный период рахита, 1 степень рахита и его остаточные явления.

Присутствие аномалий в конституции.

Изменения, которые касаются сердечно-сосудистой системы, изменение артериального давления, пульса.

Частые заболевания, в том числе респираторные.

Нарушения функций ЖКТ - отсутствие аппетита, боли в животе и прочее.

2 группа здоровья у ребенка - это еще не показатель того, все отклонения должны присутствовать в медицинской карте. Достаточно всего одного или нескольких. По самому тяжелому отклонению определяется группа здоровья.

Все родители легко могут узнать, к какой группе здоровья относится их ребенок. Этой информацией владеет каждый участковый врач, и даже медсестра сможет дать пояснения. Ведь группа здоровья ребенка не является врачебной тайной.

Наблюдение за здоровьем детей в детских учреждениях

Информация о детях со 2 гр. здоровья обязательно должна быть у медсестры детского учреждения. Если ребенок принадлежит к этой группе, то на уроках физкультуры ему предлагается специально разработанный для таких детей комплекс упражнений. Нагрузки для них должны быть ниже. Но это совсем не означает отказ от занятий спортом. Если имеется 2 группа здоровья у ребенка, то таким детям часто назначают занятия лечебной физкультурой.

Ко всему прочему необходимо медицинское наблюдение за детьми, которые относятся к этой группе. Так как у них возможен высокий риск развития различных патологий. Основной метод, который позволяет получить оценку состояния здоровья детей - это профилактический осмотр, который проводят медики.

Существует также алгоритм определения групп здоровья у детей в возрасте от 3 до 17 лет. Детей осматривают:

В 3 года (перед поступлением в детский сад);

В 5 с половиной или 6 лет (за год до начальной школы);

В 8 лет, когда ребенок заканчивает 1 класс школы;

В 10 лет, когда ребенок переходит в среднюю школу;

В 14-15 лет.

Если в результате осмотра показатели здоровья ребенка имеют отношение к выделенным Министерством здравоохранения РФ классам и группам болезней, то его относят к определенной группе здоровья.

Занятия физкультурой с детьми 2 группы здоровья

Для того чтобы уроки физкультуры проходили эффективно и без риска для здоровья школьников, последних относят к одной из трех групп (основная, подготовительная и специальная). Деление производит педиатр или терапевт в конце учебного года, но окончательный вердикт специалист выносит только после повторного осмотра перед началом следующего учебного года.

Если у ребенка 2 группа здоровья по физкультуре, то он относится к подготовительной медицинской группе. Это практически здоровые дети, но имеющие те или иные отклонения, слабо подготовленные физически. Школьникам можно заниматься но с условием постепенного усвоения необходимых двигательных умений и навыков. Соблюдается дозировка физической нагрузки, исключаются противопоказанные движения.

Если имеется 2 группа здоровья у ребенка, то тогда ему запрещено выполнять тестовые задания на уроках и участвовать в спортивных мероприятиях. Но специалисты настоятельно рекомендуют проводить дополнительные занятия физкультурой дома или в школе.

Задачи школьников, имеющих 2 группу здоровья:

Укрепление и улучшение здоровья;

Улучшение физического развития;

Освоение важных двигательных навыков, качеств и умений;

Улучшение адаптации организма к физическим нагрузкам;

Закаливание и увеличение сопротивляемости организма к болезням;

Формирование интереса к постоянным занятиям физической культурой, развитие волевых качеств;

Воспитание положительного отношения к ЗОЖ;

Освоение комплекса упражнений, которые благоприятно воздействуют на состояние организма ребенка, принимая во внимание имеющееся заболевание;

Соблюдение правильного режима отдыха и труда, гигиены, полноценного питания.

Заключение

Таким образом, 2 группа здоровья у ребенка - это не приговор. Не стоит считать его неполноценным или неизлечимо больным. Принадлежность ребенка к этой группе означает, что ему необходим чуткий уход, нужно постоянно следить за состоянием его здоровья, дабы избежать неприятных последствий.

Дети с такой группой здоровья ведут обычный образ жизни и прекрасно развиваются, они ни чем не отличаются от других малышей.

Оценка медицинской группы для занятий физической культурой учащихся с отклонениями в состоянии здоровья.

Первым шагом к успешному решению задачи по выбору правильной дозировки физических нагрузок на занятиях физическими упражнениями обучающихся является их распределение на три медицинские группы - основную, подготовительную и специальную. Распределение производится предварительно врачом-педиатром, подростковым врачом или терапевтом в конце учебного года. Окончательное решение врач производит после дополнительного осмотра в начале предстоящего учебного года. Основным критерием для включения обучающегося в ту или иную медицинскую группу является определение уровня его здоровья и функционального состояния организма. Для распределения в специальную медицинскую группу необходимо еще установление диагноза с обязательным учетом степени нарушений функций организма. В случае затруднения в решении вопроса необходима консультация специалиста ВФД.

На основании совместного медико-педагогического заключения обучающийся распределяется в одну из медицинских групп.

К основной медицинской группе (I группа здоровья) относятся обучающиеся без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, имеющие хорошее функциональное состояние и соответственную возрасту физическую подготовленность, а также учащиеся с незначительными (чаще функциональными) отклонениями, но не отстающие от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности. Отнесенным к этой группе разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания с использованием здоровьенаращивающих технологий, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности. В зависимости от особенностей телосложения, типа высшей нервной деятельности, функционального разерва и индивидуальных наклоннностей им рекомендуются занятия определнным видом спортав спортивных кружках и скциях, группах ДЮСШ и ДЮКФП с подготовкой и участием в соревнованиях и тд.

При этом следует помнить об относительных противопоказаниях к занятиям спортом. так например, при близорукости или астигматизме нельзя заниматься боксом, прыжками в воду, прыжками на лыжах с трамплина, горнолыжным спортом, тяжелой атлетикой и мотоспортом; перфорация барабанной перепонки является противопоказанием к занятиям всеми видами водного спорта; при круглой или кругло-вогнутой спине не рекомендуются занятия велосипедом, греблей, боксом, усугубляющими эти нарушения осанки. Другие же виды спорта не запрещаются.

К подготовительной медицинской группе (II группа здоровья) относятся практически здоровые обучающиеся, имеющие те или иные морфофункциональные отклонения или физически слабо подготовленные; входящие в группы риска по возникновению патологии или с хроническими заболеваниями в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии не менее 3-5 лет. Отнесенным к этой группе здоровья разрешаются занятия по учебным программа физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более осторожной дозировки физической нагрузки и исключения противопоказанных движений (здоровьекорригирующие и оздоровительные технологии).

Тестовые испытания и участие в спортивно-массовых мероприятиях разрешается лишь после дополнительного медицинского осмотра. К занятиям большинством видов спорта и участия в спортивных соревнованиях эти обучающиеся не допускаются. Однако настоятельно рекомендуются дополнительные занятия для повышения общей физической подготовки в образовательном учреждении или в домашних условиях.

Специальная медицинская группа делится на две: специальная "А" и специальная "Б". Окончательное решение о направлении обучающегося в специальную медицинскую группу производит врач после дополнительного осмотра.

К специальной группе А (III группа здоровья) относятся обучающиеся с отчетливыми отклонениями в состоянии здоровья постоянного (хронические заболевания, врожденные пороки развития в стадии компенсации) или временного характера либо в физическом развитии, не мешающие выполнению обычной учебной или воспитательной работы, однако, требующие ограничесния физических нагрузок. Отнесенным к этой группе разрешаются занятия оздоровительной физкультурой в образовательных учреждениях лишь по специальным программам (здоровье корригирующие и оздоровительные технологии), согласованным с органами здравоохранения и утвержденным директором, под руководством учителяфизической культуры или инструктора, окончившего специальные курсы повышения квалификации.

В занятиях оздоровительной физкультурой обязательно учитывается характер и степень выраженности отклонений в состоянии здоровья, физическом развитии и уровне функциональных возможностей занимающегося. при этом резко ограничивают упражнения на быстроту, силовые, акробатические; подвижные игры умеренной интенсивности; прогулки (зимой на лыжах) и развлечения не открытом воздухе. Успеваемость оценивается по посещаемости занятий оздоровительной фикультурой, отношению к ним, качеству выполнения комплексов упражнений - домашних заданий, умению и навыкам элементов ЗОЖ, умению осуществлять самоконтроль здоровья и функциональных возможностей.

К специальной группе Б (IV группа здоровья) относятся обучающиеся, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного 9хронические заболевания в стадии субкомпенсации) и временного характера, но без выраженных нарушений самочувствия и допущенные к посещению торетических занятий в общеобразовательных учреждениях. Отнесенным к этой группе рекомендуется в обязательном порядке занятия ЛФК в отделениях лечебной физической культуры местной поликлиники, врачебно-физкультурного диспансера. Допустимы регулярные самостоятельные занятия в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом ЛФК. Обязательным является неукоснительное выполнение режима и других элементов ЗОЖ. Успеваемость оценивается по посещаемости занятий оздоровительной фикультурой, отношению к ним, качеству выполнения комплексов упражнений - домашних заданий, умению и навыкам элементов ЗОЖ, умению осуществлять самоконтроль здоровья и функциональных возможностей.

Родители должны систематически контролировать участи детей во всех лечебных, профилактических, валеологических мероприятиях. нельзя этих обучающихся оставлять без внимания учителей физ.культуры и руководства образовательного учреждения.

Используемые материалы:

С началом нового учебного года, одной из самых востребованных справок у школьников становится освобождение от физкультуры. Некоторые школьники (при поддержке родителей) не желают посещать школьные уроки физкультуры, другие не могут посещать стандартные школьные уроки физкультуры по состоянию здоровья.

Освобождение от физкультуры

Российское правительство в настоящее время заботится о физическом воспитании населения, в том числе школьников. С помощью различных законов государство старается обеспечить доступ к занятиям физической культурой и спортом даже для людей с ограниченными возможностями. Школьным урокам физкультуры уделяется большое, а иногда даже повышенное внимание.

Поэтому на сегодняшний день освободить школьника от уроков физкультуры может только официальный медицинский документ - справка. Освобождение от физкультуры может быть только временным (максимально до 1 года).

Педиатр

Врач-педиатр единолично имеет право освободить ребенка от занятий физкультурой на 2 недели - 1 месяц. Такое освобождение дается ребенку в обычной справке после болезни. После обычного ОРЗ - дается стандартное освобождение от физкультуры на 2 недели, после более серьезного заболевания, например после ангины или пневмонии - на 1 месяц.

После некоторых тяжелых заболеваний (гепатит, туберкулез, язвенная болезнь), травм (переломы, сотрясение головного мозга) или операций требуется более длительное освобождение от физкультуры. Любое, освобождение от физкультуры свыше 1 месяца оформляется через КЭК. Чтобы его оформить нужна выписка из стационара, с рекомендациями в отношении занятий физкультурой и (или) запись в амбулаторной карте врача специалиста по заболеванию ребенка с соответствующими рекомендациями. Заключение КЭК (контрольно-экспертной комиссии) заверяется тремя подписями: лечащий врач, зав. поликлиникой, главный врач и круглой печатью поликлиники, вся информация о справке вносится в журнал КЭК.

Длительно (на весь учебный год) от физкультуры обычно освобождаются дети-инвалиды, как правило, те из них кто имеет право на домашнее обучение. Подход к этому вопросу строго индивидуальный, решается совместно: лечащим врачом-специалистом, родителями, с учетом желания ребенка. Некоторым детям разрешаются занятия физкультурой в специальной или даже в подготовительной группе.

Даже если ребенок освобождается от занятий физкультурой на весь период обучения в школе, справка КЭК обновляется ежегодно .

Среди специалистов медицинских и образовательных учреждений часто возникают споры по распределению на группы для занятий физическими упражнениями, т. е. в правильности трактовки – медицинские либо группы здоровья.

Распределение на медицинские группы для физического воспитания осуществляется на основе данных о состоянии здоровья, физического развития, общей физической подготовленности и тренированности подростков. В соответствии с существующим «Положением о врачебном контроле за физическим воспитанием населения» школьники и учащиеся, основываясь на результатах медицинского освидетельствования распределяются на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную. Специальная группа, в свою очередь, подразделяется на подгруппы: физкультурную (а) и лечебную (б). Каждая медицинская группа характеризуется по объему и интенсивности физических нагрузок.

Основная группа выполняет программу по физическому воспитанию в полном объеме. В ходе занятий используются все виды физических упражнений: гимнастические, игровые, спортивно-прикладные, трудовые. Предусматриваются занятия спортом. Интенсивность выполнения упражнений разнообразная, вплоть до максимальной. Методика проведения занятий групповая, малогрупповая, индивидуальная. В данную группу направляются лица со средним, выше среднего и высоким уровнем физического развития, без отклонений, а также с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, но имеющими нормотоническую реакцию сердечно-сосудистой системы на стандартную физическую нагрузку.

Подготовительная группа выполняет программу по физическому воспитанию в том объеме, который указывает врач со знаниями врачебного контроля, основываясь на результатах первичного медицинского освидетельствования, а в ряде случаев и результатах углубленного обследования. В ходе занятий используются все виды физических упражнений. Интенсивность выполнения упражнений субмаксимальная. Расширение объема и увеличение интенсивности нагрузок решается врачом, который руководствуется результатами дополнительного или повторного медицинского освидетельствования. Методика проведения занятий разнообразная.

В подготовительную группу направляются лица с ниже-средним уровнем физического развития без отклонений в состоянии здоровья, а также те, у кого уровень физического развития средний, выше среднего и высокий, но имеющих отклонения в состоянии здоровья. При этом тип реакции сердечно-сосудистой системы у них должен быть преимущественно нормотонический.

Специальная группа: подгруппа А - в данной подгруппе не предусматривается выполнение общей программы по физическому воспитанию. Используются все виды упражнений. Ограничение по интенсивности нагрузки определяется по результатам медицинского освидетельствования и углубленного обследования. Методика проведения занятий малогрупповая либо индивидуальная. К подгруппе А относятся лица с низким уровнем физического развития без отклонений в состоянии здоровья, а также те, у кого уровень физического развития средний, выше среднего и высокий со стойкими отклонениями в состоянии здоровья, но без выраженных нарушений функции со стороны пораженных органов либо систем. Реакция сердечно-сосудистой системы преимущественно нормотоническая, возможны элементы патологической.

подгруппа Б - основная форма проведения занятий - лечебная гимнастика. Используются, главным образом, гимнастические и элементы спортивно-прикладных упражнений. Нагрузка, строго дозированная, подбирается с учетом результатов углубленного обследования и медицинского освидетельствования. Методика проведения занятий - индивидуальная. В данную подгруппу направляются лица со стойкими отклонениями в состоянии здоровья, с выраженными нарушениями функций со стороны пораженных органов либо систем. Тип реакции сердечно-сосудистой системы может быть как нормотонический, так и патологический. Перевод из одной медицинской группы в другую осуществляется на основании результатов повторных и дополнительных обследований.

Лица, перенесшие заболевание или травму, временно освобождаются от занятий по физическому воспитанию на установленные сроки (приложение 1, 2, 3). Однако при этом не исключаются занятия физическими упражнениями в определенных формах лечебной физкультуры.

Обращаю внимание родителей, что любые справки о занятиях физкультурой: освобождение от физкультуры, справка о занятиях в подготовительной или специальной физкультурной группах должны обновляться не реже одного раза в год. Если в начале учебного года ребенок не приносит новую справку с рекомендациями врача в отношении занятий физкультурой, он автоматически попадает в основную физкультурную группу.

Приложения к приказу МЗ РФ №1346н определяющим физкультурные группы.

Сроки начала занятий по физическому воспитанию после травм

Название повреждения

Сроки, дни

Переломы костей нижних конечностей:

40-60 дн. со дня снятия иммобилизующей повязки;

5-6 месяцев.

Стопы – со стоянием отломков, не нарушающих свода и рессорную функцию

2-3 мес. со дня снятия гипсовой повязки

Стопы – со стоянием отломков, нарушивших свод и рессорную функцию

Переломы костей верхних конечностей:

Предплечья

Кисти и пальцев

45-60 дн. со дня перелома

45-60 дн. со дня снятия иммобилизации

30-45 дн. со дня перелома

Компрессионные переломы в грудном и поясничном отделах позвоночника

10-12 мес. со дня перелома

Растяжение связочного аппарата голеностопного сустава:

1 ст. – с микронадрывами связок

2 ст. – с выраженными повреждениями связок

3 ст. – с отрывом от кости

7-10 дней после повреждения

Растяжение и ушибы коленного сустава:

Без гемартроза и без повреждения связок

С незначительным кровоизлиянием в сустав, небольшим повреждением связок

С гемартрозом и повреждением связок

10-14 дней после повреждения

Не ранее 45 дней.

После операции удаления минисков коленного сустава

90-180 дн. после операции

Вывих локтевого и плечевого суставов

30-60 дн. со дня вывиха

Растяжение лучезапястного сустава

7-30 дн. со дня повреждения

Сроки начала занятий по физическому воспитанию после острых инфекционных заболеваний

Название повреждения

Сроки, дни

Ангина (катаральная, фолликулярная, лакунарная)

Ангина флегмонозная

Аппендицит острый

После операции (протекавшей без осложнений) по поводу аппендицита

Бронхит острый

Ветряная оспа

Острое воспаление придаточных полостей носа

Пневмония

Гастроэнтериты и др. острые расстройства ЖКТ

Грипп – катаральная, желудочно-кишечная, нервная формы:

А) легкой и средней степени тяжести: высокая температура не более 4-х суток, отсутствие резко выраженных местных явлений

Б) более тяжелые (высокая температура дольше 5 суток, расстройства со стороны отдельных органов, а также резко выраженные явления общей интоксикации)

Дизентерия

Дифтерия

Воспаление почек (о. нефрит)

Острые и подострые заболевания (заразные и незаразные) кожи и слизистых оболочек, не вызывающие резких болезненных явлений, ограничения движений (чесотка, стригущий лишай)

Острое расширение сердца (вследствие спортивных или иных напряжений)

Отит (острый)

Плеврит сухой

Плеврит экссудативный

Ревматизм острый

скарлатина

Миокардит острый

Тонзиллоэктомия

Аденотомия

Вскрытие перитонзиллярного абсцесса

Резекция носовой перегородки

Радикальная операция на височной кости

грыжесечение

Сотрясение мозга

Примерное распределение на медицинские группы для выполнения программы по физическому воспитанию

Заболевания

Медицинские группы

Основная

Подготовительная

Специальная

Острая пневмония (бронхит)*

+ (на диспансерном наблюдении)

Хронический бронхит*

Бронхиальная астма*

+ (при стойкой ремиссии)

Туберкулез легких*

+(при снятии с диспансерного учета)

Перенесенный миокардит*

Врожденные пороки клапанного аппарата*

Приобретенные пороки клапанного аппарата

После хирургического лечения пороков сердца

Кардиотонзилогенный синдром*

Хронический гастрит, энтерит, колит

Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки

+ (при стойкой ремиссии)

Опущение внутренних органов

Хронический нефрит, пиелонефрит

Сахарный диабет

Ожирение

Грыжесечение, аппендэктомия, переломы опорно-двигательного аппарата

Сколиозы: Iст.

II, III, IV ст.

Параличи, парезы, гиперкинезы

Хронический тонзиллит компенсированный

декомпенсированный

Синуситы

Аномалии рефракции (миопия, гиперметрония)

Варикозное расширение вен нижних конечностей

* Для лиц с указанной патологией возможен переход в другую медицинскую группу с учетом результатов, полученных в ходе дополнительных и повторных углубленных обследований.

Положение

об организации занятий по предмету «Физическая культура»

обучающихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе или освобождённых от физических нагрузок на уроках

1. Общие положения.

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативными и правовыми актами:

    Федеральным Законом Российской Федерации от 04.12.2007 года №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

    Методическим письмом Министерства Просвещения РСФСР от15.06.1987 г. № 105/33-24 «О направлении методических рекомендаций «Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе»;

    Письмом Министерства образования Российской Федерации от 31.10.2003 г. № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»;

    Приказом Министерства образования Российской Федерации, Министерства Здравоохранения Российской Федерации, Госкомспорта Российской Федерации и Российской Академией образования от 16 июля 2002 года № 2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»;

1.2. В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся МБОУ лицей №4 в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую группу. Занятия в этих группах отличаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.

К основной медицинской группе относятся обучающиеся, имеющие удовлетворительное состояние здоровья.

К подготовительной медицинской группе относятся обучающиеся с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья. Этой категории обучающихся разрешается заниматься физической культурой по программе для основной группы с учетом некоторых ограничений в объеме и интенсивности физических нагрузок (в том числе временных).

К специальной медицинской группе относятся обучающиеся, которые на основании медицинского заключения о состоянии их здоровья не могут заниматься физической культурой по программе для основной группы.

Занятия по физической культуре в этой группе проводятся по специальным учебным программам. Перевод из специальной медицинской группы в подготовительную производится либо при ежегодном медицинском осмотре, либо после дополнительного медицинского обследования.

При определении медицинской группы для обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья необходимо предусматривать доступность физических нагрузок, а также создание оптимальных условий для выздоровления и предупреждения обострения заболеваний.

1.3. Работа в спецмедгруппе направлена на:

    укрепление здоровья, улучшение физического развития, закаливание организма;

    расширение диапазона функциональных возможностей основных физиологических систем организма, ответственных за энергообеспечение;

    повышение защитных сил организма и его сопротивляемости;

    освоение основных двигательных навыков и качеств;

    воспитание морально-волевых качеств и интереса к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой;

    разъяснения значения здорового образа жизни, принципов гигиены, правильного режима труда и отдыха, рационального питания, пребывания на воздухе;

    предупреждение дезадаптации обучающихся в условиях общеобразовательного учреждения.

2. Организация и функционирование специальных медицинских групп.

2.1. Спецмедгруппа наполняемостью 10 - 12 человек организуется для обучающихся 1 - 11 классов. Группы комплектуются либо по параллели, либо по заболеваемости. Если число обучающихся недостаточно для комплектования группы, то комплектуются разновозрастная группа.

Группы обучающихся, отнесенных к спецмедгруппе, комплектуются для занятий физической культурой по заключению врачебной комиссии и заявлению родителей (законных представителей), оформляются приказом директора МБОУ лицей №4 в начале учебного года.

В листе здоровья классного журнала медицинский работник образовательного учреждения совместно с преподавателем физической культуры напротив фамилии обучающегося делает отметку: «спецмедгруппа, приказ №…… от ……..г.».

2.2. Движение обучающихся по группам здоровья в течение учебного года (из специальной медицинской группы в подготовительную группу, далее в основную и наоборот) проводится на основании справки врачебной комиссии и заявления родителей (законных представителей). На основании этих документов директор МБОУ лицей №4 издает приказ о переводе обучающегося в другую группу здоровья. Медицинский работник лицея совместно с классным руководителем и преподавателем физической культуры в листе здоровья классного журнала напротив фамилии обучающегося делают отметку: «на основании приказа от…….№……. переведен в ….. группу».

2.3. Учет посещаемости и успеваемости обучающихся специальной медицинской группы здоровья и прохождение ими программного материала осуществляется в журнале для специальных медицинских групп, который заполняет преподаватель, ведущий занятия в спецмедгруппе. В классном журнале на предметной странице «Физическая культура» напротив фамилии обучающегося, отнесенного к специальной медицинской группе здоровья, из журнала специальной медицинской группы переносятся четвертные (полугодовые) и годовые оценки.

3. Организация образовательного процесса в специальной медицинской группе.

3.1. Образовательный процесс в специальной медицинской группе регламентируется расписанием занятий. Учебные занятия с обучающимися, отнесёнными к специальной медицинской группе, планируются отдельно от основного расписания.

3.2. Посещение занятий учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе здоровья, являются обязательными. Во время уроков физической культуры по расписанию учебных занятий данные обучающиеся находятся вместе с группой в спортивном зале лицея или на спортивной площадке.

3.3. Ответственность за посещение обучающимися уроков физической культуры и занятий специальной медицинской группы возлагается на учителя, ведущего занятия в группе, и классного руководителя, контролируется заместителем директора лицея по УВР и медицинским работником лицея.

4. Кадровое и финансовое обеспечение специальных медицинских групп.

В специальных медицинских группах работают учителя, имеющие опыт работы в образовательном учреждении.

Оплата труда учителей за работу в специальных медицинских группах осуществляется в пределах фонда оплаты труда образовательного учреждения.

5. Функции заместителя директора лицея по УВР, учителя, работающего в специальной медицинской группе.

5.1. Заместитель директора по УВР обеспечивает создание необходимых условий для работы специальных медицинских группы, осуществляет контроль за её работой, несет ответственность за её комплектование, оказывает систематическую организационно-методическую помощь учителю в определении направлений и планировании работы специальной медицинской группы, анализирует результаты обучения.

5.2. Учителя, работающие в специальных медицинских группах должны:

    знать анатомические и физиологические особенности обучающихся разных возрастных групп;

    знать методики проведения лечебной физкультуры с различными заболеваниями;

    знать показания и противопоказания к проведению лечебной физкультуры;

    знать санитарно-гигиенические нормы при проведении занятий и правила техники безопасности и охраны труда;

    проводить систематическую работу с обучающимися, с целью выявления их индивидуальных возможностей и определения направлений развивающей работы, фиксировать динамику развития обучающихся;

    Вести систематическое наблюдение за реакцией обучающихся на предлагаемые нагрузки по внешним признакам утомления;

    иметь следующую документацию: рабочую программу по предмету; календарно – тематическое планирование; расписание занятий; журнал учета успеваемости и посещаемости обучающихся.

6. Система оценивания достижений, обучающихся в специальных медицинских группах.

6.1. При выставлении текущей отметки обучающемуся, имеющему специальную группу здоровья, необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию и стимулировала на дальнейшие занятия физической культурой.

6.2. Итоговая отметка по физической культуре обучающимся специальной медицинской группы выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.

6.3. Обучающиеся подгрупп «А» и «Б» специальной медицинской группы здоровья по своим двигательным возможностям не могут сравниться со здоровыми детьми. Общий объем двигательной активности и интенсивность физических нагрузок, обучающихся специальных медицинских групп должны быть снижены по сравнению с объемом нагрузки для обучающихся основной и подготовительной групп. Кроме этого каждый обучающийся специальной медицинской группы имеет свой выбор ограничений двигательной активности, который обусловлен формой и тяжестью его заболевания. Такие ограничения неизбежно накладывают отпечаток на степень развития двигательных навыков и качеств.

6.4. Текущая отметка успеваемости обучающемуся специальной медицинской группы здоровья выставляется по пятибалльной системе.

6.5. Положительная отметка по физической культуре выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно - оздоровительную деятельность). Основной акцент должен быть сделан на стойкую мотивацию обучающихся к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей. Положительная отметка должна быть выставлена также обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной и корригирующей гимнастики, необходимыми знаниями в области физической культуры.

6.6. Обучающемуся выставляется:

Отметка «2» (неудовлетворительно), в зависимости от следующих конкретных условий:

    не имеет с собой спортивной формы в соответствии с погодными условиями;

    не выполняет требования техники безопасности и охраны труда на уроках физической культуры;

    обучающийся, не имеет выраженных отклонений в состоянии здоровья, при этом не имеет стойкой мотивации к занятиям физическими упражнениями, нет положительных изменений в физических возможностях обучающегося, которые должны быть замечены преподавателем физической культуры;

    не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и в развитии физических и морально-волевых качеств;

    не выполнял теоретические или иные задания учителя, не овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

Отметка «3» (удовлетворительно), в зависимости от следующих конкретных условий:

    выполняет все требования техники безопасности и правила поведения в спортивном зале, на стадионе. Соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении спортивных упражнений;

    обучающийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом старателен, мотивирован к занятиям физическими упражнениями, есть незначительные, но положительные изменения в физических возможностях обучающегося, которые могут быть замечены учителем физической культуры;

    продемонстрировал несущественные сдвиги в формировании навыков, умений и развития физических и морально-волевых качеств в течение полугодия;

    частично выполняет все теоретические и иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физкультуры.

Отметка «4» (хорошо), в зависимости от следующих конкретных условий:

    обучающийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены учителем;

    постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и развития физических и морально-волевых качеств в течение четверти или полугодия. Успешно сдает на уроках норматив по физкультуре, для своего возраста;

    выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, оказание посильной помощи в судействе или организации урока, а также необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

Отметка «5» (отлично), в зависимости от следующих конкретных условий:

    имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока;

    выполняет все требования техники безопасности и правила поведения в спортивном зале и на стадионе. Соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении спортивных упражнений на занятиях;

    обучающийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом стойко мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть существенные положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены учителем. Занимается самостоятельно в спортивной секции, имеет спортивные разряды или спортивные успехи на соревнованиях любого ранга;

    постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти или полугодия. Успешно сдает или подтверждает все требуемые на уроках нормативы по физической культуре, для своего возраста;

    выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, оказание посильной помощи в судействе школьных соревнований между классами или организации классных спортивных мероприятий, а также необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

6.7. При выставлении четвертной (полугодовой), годовой оценки по физической культуре учитывается прилежание, усердие в работе над собой и выполнение всех рекомендаций учителя физической культуры.

7. Организация учебного процесса обучающихся, освобождённых от физических нагрузок на уроках физической культуры.

7.1. В исключительных случаях по соответствующему медицинскому заключению обучающиеся освобождаются от физических нагрузок на уроках физической культуры.

7.2. Для освобождения, обучающегося от физических нагрузок на уроках физической культуры родители (законные представители) предоставляют в МБОУ лицей №4 заключение врачебной комиссии поликлиники (больницы) и заявление об освобождении обучающегося от физических нагрузок на уроках физической культуры.

Если обучающийся освобожден от физических нагрузок на уроках физической культуры более, чем на месяц:

    образовательное учреждение издает приказ об от физических нагрузок на уроках физической культуры к началу учебного года или во время учебного года незамедлительно после предоставления справки и заявления;

    в классном журнале медицинский работник школы совместно с учителем физической культуры напротив фамилии обучающегося делает отметку: «освобожден от физических нагрузок, приказ №……. от …….. г.»;

В том случае, если по медицинскому заключению пребывание в спортивном зале связано с опасностью для жизни и здоровья обучающегося, освобожденного от физических нагрузок, или по заявлению родителей (законных представителей), администрация образовательного учреждения определяет его местонахождение во время проведения учебных занятий по физической культуре (библиотека, столовая и др.).