Если на крестины пошли месячные. Можно ли крестить ребенка с месячными

О том, что существует определенный запрет на посещение церкви и молитвы женщине во время месячного очищения, я узнала недавно, и совершенно случайно от подруги. Сначала не поверила, ведь думала, что как можно запретить посещать церковь, молиться Богу, если в этом нуждаешься. Сразу в душе стало неспокойно, ведь случалось, что я посещала церковь в такие дни и даже ставила свечи. Последующее волнение было связанно с тем, что предстояло Крещение мой племянницы, и меня попросили быть крестной мамой и организовать это великое событие. Покрестить ребенка моя сестра хотела именно на родине в Риге, чтобы могли присутствовать родственники, у которых, к сожалению, нет возможности видеть ребенка часто и участвовать в его воспитании, и поэтому решили совершить Крестины во время приезда сестры с дочкой на родину из США. Это была неделя, когда у меня (крестной мамы) должны были быть дни месячного очищения. Я сообщила об этом сестре, но к сожалению не было возможности как-то значительно сменить день крестин из-за нехватки времени и свободных дней. Получилось так, что я осознанно пошла крестить ребенка, зная что мне грешно участвовать в церковных обрядах в такие дни. Из-за этого очень переживаю, и хотелось бы узнать, что нужно делать в таких случаях? Нужно ли говорить об этом на исповеди?

Виктория

студентка

Латвия, Рига

Уважаемая Виктория, хотелось бы немного уточнить: нет и не может быть запрета на молитву ни в какой период жизни человека, в том числе для женщины в период месячного очищения. Обращаться к Богу, читать Евангелие мы можем всегда, это естественная потребность человеческой души, и оставить ее без этого, как и тело без пищи, смертельно опасно.

В современной преобладающей практике Русской Православной Церкви женщине в период месячного очищения разрешается присутствовать в храме и, конечно же, молиться в храме, а не просто стоять. Но быть там с некоторыми разумными, вызванным благоговением к святыне, ограничениями. А именно: не приобщаться Святых Христовых Тайн, кроме ситуации исключительной, болезни, перед операцией, перед какой-либо иной смертной опасностью, еще в каких-то исключительных ситуациях, не прикладываться к святыням церковным, мощам, иконам, кресту напрестольному, который дает священник. Ограничить себя также в употреблении просфор и святой воды в период месячного очищения, если нет тому чрезвычайной нужды. Важно помнить, что за этим отношением, за этой практикой стоит не взгляд на женщину, как на нечистое существо в период ее жизни, а на памятование о том, что святыне приобщается всецелый человек, помнить о том, что наша вера не спиритуалистична, но и душа, и тело человека прикосновенны к святыне церковной, к Дарам Святого Духа. И так же, как священник в состоянии раны кровоточения не должен совершать Божественную Литургию, точно так же женщина удерживается от Причащения. Уже расширяя, распространяют это ограничение и на другие святыни церковные. Возможно, Ваше недоумение связано с тем, что руководство прежних веков предъявляет более строгие требования женщине. Но здесь важно помнить о том, что Церковь применяет свои уставы — не веру и догматы — но обряды и уставы, применительно к нуждам пастырского попечения. Тогда, в те века, когда вся жизнь общества была воцерковленной безусловно, тогда недельное воздержание от пребывания в храме, ограничение себя домашней молитвой, не могло вести к утратам, причем значительным, для души человека. Теперь же лишняя неделя, прожитая без посещения церкви, часто оборачивается таким засушиванием души, таким внутренним умалением, росточком, который к духовной жизни пробивается, что, безусловно, не следует к этому воздержанию прибегать.

По поводу происшедшего в Вашей ситуации, скажем, что, конечно, лучше приступать к Таинствам Церкви, в том числе в роли крестной. не с двоящейся совестью. Однако не сомневайтесь, что Таинство Крещения совершено действительно и действенно, и никаких мистических последствий ни для ребенка, ни для Вас тот факт, что Вы были в таком состоянии, иметь не может. Полагаю, следует сделать так: сказать на ближайшей исповеди примерно то же, что Вы написали в письме, и выслушать, что Вам скажет священник, помня о том, что традиции отношения к этому периоду жизни женщины в разных епархиях и даже разных приходах различаются.

Разумеется, мама с папой планируют окрестить малыша, определяются в выборе крестных. Подходит знаменательная дата, а у крестной мамы менструация. Можно ли крестить ребенка во время месячных? По данному вопросу суждения людей расходятся:

  • менструация не имеют значения;
  • крестить ребенка с месячными не допустимо.

Можно ли крестить ребенка с месячными у крестной?

Церковнослужители запрещают крестить ребенка во время месячных. Данное явление нарушает законы церкви.

Некоторые священники считают: «Не произойдет греховного деяния в крещенском обряде, если месячные у крестной возникли нежданно; крестная мама сильно согрешит, если она знала, что намеревается крестить ребенка с месячными.»

В сущности, какое духовное развитие она даст своему крестнику, если сама не чтит церковные законы?

Что предпринять при менструальном цикле у крестной?

  • Если случайно возникла менструация, крещение рекомендуется перенести.
  • Крестную маму следует заменить другой женщиной в случае невозможности изменения даты крестин.
  • Нужно поговорить со святым отцом, планирующим крестить младенца. Узнать его мнение. Он посоветует, что необходимо сделать в сложившейся ситуации.
  • Помнить, что в завершающий день менструации крестная также считается нечистой.
  • Не обманывать мать с отцом и священнослужителя по поводу начавшихся месячных.
  • Планировать дату крещения с учетом менструального цикла крестной.

Почему нежелательно посещать храм и крестить ребенка во время месячных?

Такое табу берет начало еще с возникновением Старого Завета. Во время менструального цикла женщина является нечистой и оскверняет храм своим пребыванием. Женщине запрещено ставить свечи, целовать распятие, посещать церковь. По такой причине крестить ребенка с месячными запрещено. А в Новом Завете не фигурирует запрет на женщин с менструацией. Поэтому, мнения церковнослужителей разных вероисповеданий расходятся по данной теме:

  1. Священники дают разрешение крестной с месячными не только зайти в Дом Божий, но и крестить ребенка во время месячных.
  2. Позволяют крестной зайти в храм, только забирать ребенка из чаши для омовения ей не дозволяется. Это должен делать кто-то другой.
  3. Вообще запрещают переступать порог церкви женщинам с месячными.

В случае если у крестной случаются месячные на дату крестин, ей следует вести себя честно касательно церкви, родителей и крестника. Ведь обряд крещения подчиняется семи таинствам Православной Церкви, когда человек вновь появляется на свет в угоду духовной жизни.

Крещение – одно из семи таинств, важное событие в жизни человека, духовное рождение. Поэтому понятно, что родители тщательно готовятся к этому мероприятию, узнают правила и порядки, стараются учитывать все тонкости.

Один из вопросов, с которым могут столкнуться родители: можно ли крестить ребенка, когда идут месячные. Большинство церковных служителей сходятся на мнении, что нельзя.

Отчего не разрешают крестить ребенка во время месячных?

Женщина в этот момент считается нечистой для совершения , ей не разрешено прикладываться к кресту, ставить свечки. Некоторые говорят о том, что в такие дни. Этим и объясняется, почему нельзя крестить ребенка во время месячных.

Часть священнослужителей подробно изучали этот вопрос и пришли к мнению, что данное ограничение тянется еще из Ветхого Завета. Но в Новом Завете уже ничего не сказано о том, что на женщину во время месячных накладываются какие-то ограничения, о том, что она считается нечистой. Наоборот, в Библии есть повествование о том, как Иисус Христос позволил прикоснуться к себе женщине, у которой была менструация.

Таким образом, священнослужители разделились на три группы. Первые считают, что доводы о нечистоте при кровотечении – это историческое недоразумение и говорят о том, что женщине с месячными можно крестить ребенка. Вторые – утверждают, что ни в коем случае нельзя даже входить в церковь. Третьи – придерживаются промежуточного мнения: разрешают входить в храм и молиться, но выступают против участия женщин в Таинствах.

За окончательным ответом на вопрос, можно ли с месячными крестить ребенка, нужно идти к своему духовному наставнику или к батюшке, который будет совершать Таинство. Он и расскажет вам свой взгляд на данную ситуацию. Дальше поступать так, как велит священнослужитель. Возможно, вам предложат перенести дату.

Важно понимать, что последний день менструации - это все еще месячные и лучше уточнить у батюшки, можно ли крестить ребенка в этот день.

Вопрос о том, можно ли крестить ребёнка во время месячных, связан с понятием о ритуальной нечистоте. Однозначного ответа на него просто нет. Ни на одном Православном Соборе он просто не рассматривался, поэтому нет какого-то единого принятого решения по этому вопросу.

То есть, те, кто ссылаются на какие-либо церковные «каноны» заблуждаются и вводят в заблуждение других, либо сознательно опираются на несуществующие доказательства, чтобы подтвердить свое мнение.

Каждая женщина, которая готовится стать крестной матерью или крестить своего ребенка должна решить его для себя сама, с помощью священника. В среде пожилых людей, исповедующих Православие, устоялось предубеждение, полностью запрещающее женщине во время менструации посещать храм. Самые главные церковные «специалисты» по всем вопросам, связанным с ритуалами - «бабушки» опираются на языческие традиции. Многие православные священники допускают, что женщина в этом состоянии может посещать богослужения, но не должна принимать участие в Таинствах и прикладываться к святыням. Откуда взялись такие мнения?

Таинство крещения имеет определенные правила

Ветхозаветное понимание ритуальной нечистоты

Во времена Ветхого Завета понятие о нечистоте было связано с состоянием организма человека. Все, что напоминало о смерти, в том числе болезни, связывалось со «скверной». Нечистотой считалось мертвое человеческое тело и все кто к нему прикасались. Каждый, кто имел какое-либо истечение из тела (кровоточащая рана, насморк и т. п.) считался «скверным». Это относилось и к женщинам во время менструации. Все предметы и люди, к которым она притрагивалась, становились «оскверненными». Тогда не было гигиенических средств, которые имеют под рукой современные девушки и женщины. Неприятный запах и риск того, что истечения из тела могут запачкать пол в храме, делали невозможным пребывание на церковных службах женщин в этом состоянии.


Понятие о женской нечистоте присутствует в Ветхом Завете

С тех пор и появилось среди верующих убеждение в том, что посещение храма и принятие участия в Таинствах, а значит и в Крещении ребенка во время менструации недопустимо.

Новый Завет о ритуальной чистоте

В Новом Завете понятие о чистоте человека уже связывается с состоянием духа, а не тела.

Самый яркий эпизод, подтверждающий это - исцеление кровоточивой. Эта женщина много лет страдала от страшной болезни, сопровождавшейся непрекращающимся кровотечением. Узнав о Христе, она решила, что одно прикосновение к краю его одежды поможет ей выздороветь. Если судить ее по ветхозаветному закону, то она совершила страшное преступление - осквернила многих людей, пока пробиралась сквозь толпу, а затем сделала «нечистым» и самого Христа. Но само сопоставление имени Иисуса и понятие «скверны» - нонсенс. Господь не только не осудил кровоточивую, но и похвалил за проявленную веру, поставил в пример другим. В этом эпизоде Христос подтвердил, что никакая человеческая нечистота не может быть препятствием на пути к Богу, не может осквернить Его.

Иисус спокойно прикасался к мертвым телам и возвращал в них души. Отпевание по православному обычаю происходит в храме, что тоже является доказательством полного разрушения древнего представления о «скверне».


В Новом Завете об этом ничего не сказано

Разница в ветхо- и новозаветном понимании ритуальной нечистоты заключается в том, что с Точки зрения Ветхого Завета, нечистый телом нечист и духом. Новый Завет не связывает духовную и телесную нечистоту между собой. Разумная женщина понимает, что если она не предпримет необходимых мер, то рискует испачкать пол или окружающие предметы, что не осквернит, но именно загрязнит церковь. Это не изгонит Святой Дух из храма, но верующая женщина с особым трепетом относится ко всему, что связано с Богом, церковью, а значит постарается этого избежать.

Святой Афанасий Великий и Святитель Григорий Великий о женской нечистоте

Первое письменное опровержение понятия о нечистоте женщины датируется четвертым веком. Это послание Святого Афанасия Великого к одному монаху.

В нем говорится о том, что Бог не создал ничего скверного, а значит, женщина в любое время может считаться чистой и посещать церковные службы.


Святой Афанасий Великий - мозаика

В начале седьмого века святитель Григорий Двоеслов на вопрос о женской нечистоте ответил, что менструация - не грех. Это естественное явление для женского организма, никак не связанное с ее волей. Нельзя считать человека нечистым за то, что от него не зависит. Далее он говорит о том, что если женщина в этом состоянии отваживается причаститься, она таким образом проявляет веру, достойную уважения и нельзя ее за это осуждать. Если же она напротив, воздерживается от Причастия во время месячных из благоговения, то достойна одобрения. Это можно сказать и об участии в Крещении ребенка.

Взгляд современной Церкви

Многие молодые священнослужители сейчас придерживаются мнения, что запрет на посещение женщиной храма при менструации является устаревшим церковным каноном и противоречит православному пониманию о чистоте человека. Внимание нужно обращать на духовную готовность, а не на телесную.

Но, из уважения к сложившимся церковным традициям, большинство священников все же не рекомендуют причащаться или крестить детей во время месячных.


Посещение церкви в критические дни не запрещено

Подобного мнения придерживается один из современных богословов - Патриарх Сербский Павел. Он пишет, что менструация не делает женщину ритуально нечистой, не оскверняет ее молитву. Нечистота физическая, по его мнению, никак не связана с духовной нечистотой. Предприняв все необходимые меры, с особой осторожностью женщина может приходить в храм, молиться, петь, принимать святую воду и антидор, но не должна причащаться или креститься (а значит и крестить). Впрочем, в смертельной болезни женщина может и принять Святое Причастие и креститься.

Индивидуальный подход

Многие священники по-прежнему придерживаются ветхозаветных взглядов на женскую нечистоту. Они рекомендуют либо вообще не посещать храм во время месячных, либо ограничиться присутствием на службе, но при этом не прикладываться к святыням, а значит и не принимать участия в Таинствах. Поэтому, прежде чем начать готовиться к Крещению ребенка, желательно спросить священнослужителя, который будет его совершать, о том, как именно он смотрит на этот вопрос. Священник, который придерживается старых взглядов, не услышав подобного вопроса может смущаться во время совершения Таинства, что нежелательно.


Крестильные вещи должна подготовить крестная мама

Если во время Крещения вместо того, чтобы всей душой помолиться за младенца, его родителей и восприемников, он будет мучиться вопросом, а не находится ли одна из присутствующих женщин в «нечистоте», это плохо скажется на всем Таинстве.

Настроение

Есть еще один аспект проблемы. В такой праздник, как и в любой памятный день, хочется, чтобы ничто не отвлекало от происходящего, чтобы приятные радостные воспоминания ничто не испортило. Вряд ли женщина во время месячных может легко избежать ощущения дискомфорта. Летом, несмотря на то, что используются гигиенические средства, велик риск испачкать пол в храме. Это неизбежно создаст лишнее беспокойство со стороны будущей крестной или мамы, что тоже неблагоприятно скажется на молитве и настроении.

Настоящие препятствия

Готовясь стать крестной, нужно все внимание уделить не телесной чистоте, а очищению души. Чистота тела имеет важное значение, но далеко не первостепенное.


Таинство крещения: особенности обряда, приметы и предостережения

Скверной женщину делает лишь грех. Важнее организовать время подготовки таким образом, чтобы по возможности избежать развлечений, суетных мыслей и расчетов, пустой болтовни, ссор.

Если будущая крестная или мама входят в храм перед совершением Таинства, а ум их при этом занят подсчетом гостей или новой юбкой свекрови, это гораздо хуже скажется на Крещении, чем женская нечистота одной из присутствующих. Поэтому хорошо, если есть возможность хотя бы на один - два дня ограничить общение и посещение общественных мест. Лучше всего побыть дома и почитать Евангелие, приготовиться к исповеди, внимательно рассмотреть себя изнутри.

Похожие материалы