Что такое обособление? Обособления в русском языке. Общее понятие об обособлении

  • Акты официального толкования норм права: понятие, признаки, классификация.
  • Акты применения норм права: понятие, классификация, эффектив-ность действия. Соотношение нормативно-правовых и правоприменительных актов.
  • Амнистия: понятие и признаки. Помилование: понятие, правовые последствия, отличие от амнистии.
  • Аппарат государства. Понятие органа аппарата государства.
  • В процессе определенного рассуждения всякое понятие и суждение должны быть тождественны самим себе.
  • Возникновение и прогнозирование зон АВПД, понятие о D-экспоненте.
  • Вопрос 1 Административно-правовой статус: понятие, особенности, структура, виды
  • Лекция № 20-21

    Обособленные члены предложения

    План

    1. Предложения с обособленными членами. Понятие об обособлении

    2. Общие условия обособления.

    3. Обособленные согласованные определения.

    4. Обособленные несогласованные определения.

    5. Обособленные приложения.

    6. Обособленные обстоятельства.

    а) Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными

    оборотам.

    б) Обособленные обстоятельства, выраженные именами существительными и

    наречиями.

    7. Уточняющие и пояснительные члены предложения.

    8. Присоединительные члены предложения.

    9. Обособленные обороты со значением включения, исключения и замещения.

    10. Сравнительные обороты

    Предложения с обособленными членами.

    Понятие об обособлении

    Обособление – это намеренное ритмико-интонационное и смысловое вычленение в составе конкретного предложе­ния второстепенных членов для придания им большей самостоятельности в сравнении с остальными членами. Цель обособления – выражение с помощью выделяемого члена некоего добавочного сообщения по поводу одного из слов или всего предложения. На письме обособленный член предложения выделяется знаками препинания.

    Средствами обособления являются изменения высоты тона произнесения, ритма, паузы, а также изменение расположе­ния членов, в частности вынесение обособляемого второсте­пенного члена в абсолютное начало или в конец предложения. Знаки препинания не являются средствами обособления, а лишь передают его в письменной форме речи.

    Приобретя относительную самостоятельность, эти члены получают большую, по сравнению с обычными членами, смысловую значимость. Обособляться могут только второстепенные члены предложения. С помощью добавочного характера сообщения оформляются полупредикативные отношения , которые возникают в предложении в дополнение к предикативным, передаваемым главными членами.

    Обособленные члены выполняют по отношению к предложению или к отдельным словам разнообразные функции. Основными из них можно считать следующие:

    1) выражение добавочного высказывания: Над бухтами стоял безмолвный штиль, затянутый вечерним дымом (Пауст.);

    2) пояснение, уточнение: Вдали налево, в углу садового вала , чернел ельник (Б.);

    3) выделение, ограничение: На пристани никого не было, кроме сторожа с фонарём (Пауст.);

    4) присоединение: Минутами я был близок к обмороку от счастья (Ст.);

    5) сравнение, уподобление: Скажу по правде, никогда мне не было так весело, как в этот вечер (Купр.).

    Группа обособленных членов предложения не однородна по степени проявления добавочной предикативности , которую называют также потенциальной, скрытой, свернутой и т. д. предикатив­ностью . В большей части случаев обороты с потенциальной преди­кативностью можно «развернуть» в предложения (заменить предло­жениями), и наоборот.

    По семантике обособленные члены предложения делятся на две группы: предложения с полупредикативными обособленными членами и предложения с уточняющими обособленными членами.

    В предложении Мой отец, тракторист , работает сегодня в поле. по смыслу и потому интонационно выделено слово тракторист , которое несет в себе дополнительный сообщительный смысл. Основное сообщение передано предикативной основой Мой отец работает сегодня в поле , но это основное сообщение осложняется другим: Мой отец тракторист. Когда оба сообщения объединяются в одно в пределах простого предложения, естественно, что одно из них становится основным, ведущим (рождаются предикативные отношения), а второе – дополнительным, осложняющим основное (рождаются полупредикативные отношения).

    В предложении На небе задумчиво замерли легкие облака, еще розовые от заката (М. Г.) также содержится два сообщения: одно основное – На небе задумчиво замерли легкие облака и дополнительное – еще розовые от заката . Ср. сложные предложения с двумя предикативными единицами: На небе задумчиво замерли легкие облака, они были еще розовые от заката; На небе задумчиво замерли легкие облака, которые были еще розовые (розовыми).

    Как видим, обособленные определения легко переходят в сказуемые, т.к. получают дополнительную предикативность. То же наблюдается и в обстоятельственных обособленных членах предложения. Особенно наглядно эта осложненность значения передается деепричастиями и деепричастными оборотами. Например: Встречая утро, со всех сторон перекликались фазаны (Л. Т.). Ср.: Фазаны встречали утро и перекликались со всех сторон. Обстоятельства, имеющие иной способ выражения, в обособленной позиции тоже передают полупредикативные значения: Не без усилия над собой, Фома продолжал (М. Г.); ср.: Фома сделал усилие над собой и продолжал . Даже одиночные обстоятельства, выраженные словоформами, не способными прямо переходить в сказуемые, будучи обособленными, явно тяготеют к сказуемому, осложняя его основное значение: Тогда, медленными шагами, мальчик, оглядываясь на сапожника, пошел по панели (М. Г.); ср.: Тогда мальчик, оглядываясь на сапожника, пошел по панели, пошел медленными шагами.

    Выясняя специфику обособления, нужно разграничивать условия и причину обособления, которые нередко отождествляются.


    1 | | | | | | |

    Парцелляция

    Эллиптические предложения

    Эллиптические предложения. Явление парцелляции.

    Эллиптические предложения - особый вид неполных предложений. В них всегда отсутствует глагол-сказуемое. Отличаются тем, что они понятны без контекста и без ситуации. В эллиптических предложениях не принято ставить тире на месте пропуска.

    Эллиптироваться могут глаголы:

    глаголы бытия, нахождения в пространстве. что? кто? → где? пример: Книга на столе.(лежит)

    глаголы движения. кто? → куда? откуда? примеры: Мы в школу. Мы из школы. Татьяна в лес, медведь за ней.(идём)

    глаголы речи, мысли. кто? → о чём? о ком? примеры: Кто о чём, а вшивый о бане. (мечтает, думает)

    глаголы энергичного, агрессивного действия. кого? → чем? за что? примеры: А вы бы его за волосы! Доской их, доской! Как пройдёт рыжий, я сразу в глаз ему!(схватите,ударьте)

    Парцелляция - разделение единого в языке предложения с помощью точки на ряд высказываний. Пример: Он обещал приехать. И приехал. (парцеллят, который не является самостоятельным предложением)

    Парцеллироваться могут:

    Однородные члены (в том числе сказуемые)

    Второстепенные члены

    Части сложного предложения

    Цели использования: ритмизация текста; выделение важных фрагментов информации;

    Здесь структура речи максимально приближается к процессу мысли. Мышление человека дискретно (прерывно) и ассоциативно (актуализирующая проза).

    основная причина (общее условие) обособления - это осложненность содержания, передаваемого обособленным членом предложения. Средствами обособления членов предложения являются выделительная интонация и порядок слов (инверсивное или дистантное расположение второстепенного члена предложения).

    Наряду с общим условием обособления, свойственным всем обособляемым членам предложения (большая смысловая нагрузка, выражающаяся в осложнённости содержания и дополнительной предикативности), существуют и частные условия, обнаруживаемые при обособлении тех или иных членов предложения. К ним относятся следующие.

    1. Уточняющий или поясняющий характер одного члена предложения по отношению к другому может способствовать его выделению. Члены предложения, осложненные значением уточнения или пояснения, стоят всегда непосредственно после уточняемого или поясняемого слова. Уточняющий член конкретизирует уточняемый, т.е. в содержательном плане они не равнозначны и соотносятся как род и вид, общее и частное, а поясняющий член равнозначен поясняемому, но называет поясняемое более понятно для данной ситуации. Например: Я иду к пруду, на свое любимое место, между шиповниковой клумбой и березовой аллеей, и ложусь спать (Л. Т.); Мы быстро собрались и отправились на Павелецкий вокзал, к ночному поезду (Паст.); Лето после государственных экзаменов я провел у родителей на даче в Молодях, близ станции Столбовой по Московско-Курской железной дороге (Паст.); Справа, у подножия сопок, расстилалось большое поле, покрытое высокой, в рост человека, травой (Чак.); Я... добрался наконец до большого села с каменной церковью в новом вкусе, т.е. с колоннами, и обширным господским домом (Т.).



    2. Степень распространенности члена предложения может влиять на обособление обстоятельств, приложений. Ср., например: Она вошла в зал не постучавшись (Шол.). Деепричастие не обособляется, поскольку имеет очень близкое к наречию значение, оно характеризует действие, обозначенное глаголом, - вошла не постучавшись. При распространении этого обстоятельства - Она вошла в зал, даже не постучавшись предварительно, - возникают условия для обособления, так как в таком случае усиливается самостоятельность обозначаемого деепричастием действия: Вошла и не постучалась предварительно. То же осложнение значения может появляться и у приложения. Ср.: Старик сторож дежурил на бахче. - Бодрый еще старик, сторож дежурил на бахче.

    3. Синтаксическая несочетаемость связанных по смыслу слов может выступать как дополнительное условие обособления при отнесенности к личному местоимению. Личное местоимение не способно сочетаться с определениями непосредственно, так как оно не обозначает лицо, а лишь указывает на него. Редкие случаи употребления необособленных определений при личных местоимениях лишь подтверждают их необычность и неестественность, например: «Моя „она“» - название одного из рассказов А.П. Чехова. Или: Красный директор и бледные мы глядели в упор на Ивана Петровича (Ч.); И воистину ты - столица для безумных и светлых нас (Ахм.). Лексическая несочетаемость личного местоимения (его бескачественность) и прилагательного приводит к обособлению, так как в таком случае непосредственность связи нарушается и появляется отнесенность к глаголу-сказуемому, например: Утомленный долгой речью, я закрыл глаза (Л. Т.); Бледный, с дрожащей нижней челюстью, он стоял над нею и умолял успокоиться (Л. Т.). Такие определения всегда осложнены дополнительным смыслом, они не способны передавать только определительное значение, так как связаны и со сказуемым: Лишенный природой дара слова, он [кот] ни в чем не мог оправдаться (Булг.) - Не мог оправдаться, так как был лишен дара слова.

    1. Обособление может быть вызвано соседством других обособленных групп слов. Например, в предложении Вправо, в нескольких саженях от меня, стоял какой-то незнакомый шалаш, влево - серый неуклюжий столб с широкою дощатою крышей, с кружкой и с доской (Кор.) несогласованное определение с широкою дощатою крышей, с кружкой и с доской не обособляется. Однако, если его поместить после другого определения - обособленного, оно становится обособленным: ...Влево - серый неуклюжий столб, совсем покосившийся, с широкою дощатою крышей...

    2. Сопутствующим условием обособления может явиться слабая синтаксическая связь той или иной словоформы с управляемым словом. Это обнаруживается, например, при отрыве слабоуправляемых словоформ от глаголов. Например: В кухне молодая женщина, в платочке и калошках на босу ногу, стояла на подоконнике и мыла окно (Пан.). В варианте предложения без обособленного несогласованного определения словоформы в платочке и калошках тяготеют к сказуемому: стояла в платочке и калошках

  • 5. Согласование как вид подчинительной связи. Разновидности согласования: полное и неполное.
  • 6. Управление как вид подчинительной связи. Сильное и слабое управление, именное примыкание.
  • 7. Примыкание как вид подчинительной связи.
  • 8. Предложение как основная ед. Синтаксиса. Основные признаки предложения.
  • 9. Актуальное членение предложения.
  • 11. Типы предложений по замещённости позиций главных и второстепенных членов предложения. Парцелляция.
  • 13. Простое глагольное сказуемое, осложнение простого глагольного предложения.
  • 14. Составное глагольное сказуемое
  • 15. Составное именное сказуемое.
  • 16. Определённо-личные предложения.
  • 17. Неопределённо-личные предложения
  • 18. Обобщённо-личные предложения.
  • 19. Безличные и инфинитивные предложения.
  • 20. Номинативные предложения и их типы. Вопрос о генитивных и вокативных предложениях.
  • 21. Синтаксически нечленимые предложения и их разновидности.
  • 22. Дополнение, его типы и способы выражения.
  • 23. Определение, его типы и способы выражения. Приложение как особая разновидность определения.
  • 24. Обстоятельство, его типы и способы выражения. Понятие о детерминантах.
  • Однородные и неоднородные определения
  • 26. Предложения с обособленными членами. Понятие об обособлении. Основные условия обособления второстепенных членов предложения.
  • 27. Обособленные определения и приложения.
  • Обособленные приложения
  • 28. Обособленные обстоятельства.
  • 29. Обособленные обороты со значением включения, исключения и замещения. Обособление уточняющих пояснительных и присоединительных членов предложения.
  • Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения
  • 30. Предложения с обращением. Способы выражения обращений. Знаки препинания при обращении.
  • 31. Вводные слова и словосочетания, их лексико-семантические разряды и грамматическое выражение.
  • 32. Вставные конструкции.
  • 33. Сложное предложение как единица синтаксиса. Средства выражения синтаксических отношений в сложном предл. Типы сл. Предл.
  • 34. Типы сложносочиненных предложений по количеству предикативных частей (открытой и закрытой структуры). Средства связи ссп.
  • 35. Сложносочинённые предложения с соединительными и присоединительными отношениями.
  • 36. Сложносочинённые предложения с разделительными и противительными отношениями.
  • 37. Сложноподчинённые предложения нерасчленённой и расчленённой структуры.
  • 43. Сложноподчинённые предложения с условными и причинными отношениями.
  • 44. Сложноподчинённые предложения с уступительными отношениями.
  • 45. Сложноподчинённые предложения с придаточными цели и следствия.
  • 46. Типы подчинения в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными.
  • 47. Бессоюзные сложные предложения. Смысловые отношения между частями бессоюзного сл. Предложения и средства их выражения.
  • 48. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
  • 52. Текст как высшая коммуникативная организация речи. Основные признаки текста: связность, цельность, законченность, членимость.
  • Порядок синтаксического разбора сложносочинённого предложения
  • Порядок синтаксического разбора сложноподчинённого предложения
  • Порядок синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения
  • Синтаксический разбор простого предложения:
  • Синтаксический разбор словосочетания:
  • 26. Предложения с обособленными членами. Понятие об обособлении. Основные условия обособления второстепенных членов предложения.

    Обособление - это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения для придания им большей самостоятельности в сравнении с остальными членами. То есть обособленными являются члены предложения, выделенные по смыслу и интонационно. Обособляться в прямом значении этого слова могут только второстепенные члены предложения, так как главные являются носителями основного сообщения, и они не могут быть выключены из состава предложения без нарушения его предикативной основы.

    Добавочный характер сообщения, передаваемого при помощи обособленных членов, оформляется через полупредикативные отношения, которые возникают в предложении в дополнение к предикативным, передаваемым главными членами. В предложении Мой отец, тракторист, работает сегодня в поле по смыслу и потому интонационно выделено слово тракторист , которое несет в себе дополнительный сообщительный смысл. Основное сообщение передано предикативной основой Мой отец работает сегодня в поле , но это основное сообщение осложняется другим: Мой отец - тракторист . Когда оба сообщения объединяются в одно в пределах простого предложения, естественно, что одно из них становится основным, ведущим (рождаются предикативные отношения), а второе - дополнительным, осложняющим основное (рождаются полупредикативные отношения).

    Обособленными могут быть любые члены предложения.

    Обособленные определения могут быть согласованными и несогласованными, распространенными и нераспространенными: Этот человек, тощий, с палочкой в руке , был мне неприятен.

    Наиболее часто встречаются обособленные определения, выраженные причастными оборотами, прилагательными с зависимыми словами и существительными в косвенных падежах.

    Обособленные обстоятельства чаще бывают выражены деепричастиями и деепричастными оборотами: Размахивая руками , он что-то быстро говорил .

    Обособляться могут также обстоятельства, выраженные существительным с предлогом несмотря на : Несмотря на все старания , я никак не мог уснуть .

    Обособление других обстоятельств зависит от намерения автора: они обычно обособляются, если им придают особое значение или, наоборот, рассматривают как попутное замечание. Особенно часто обособляются обстоятельства с предлогами благодаря, вследствие, ввиду, за неимением, согласно, по случаю, в силу, вопреки:

    Вопреки прогнозу , погода стояла солнечная.

    Из числа дополнений бывают обособленными очень немногие, а именно дополнения с предлогами кроме, помимо, исключая, сверх, помимо, включая:

    Кроме него , пришло еще пять человек.

    Некоторые обособленные члены могут иметь уточняющий, поясняющий или присоединительный характер.

    Условия обособления - это те факторы, которые благоприятствуют смысловому и интонационному выделению членов предложения.

    На обособление влияют синтаксические, морфологические и семантические условия.

    Синтаксические условия:

    1. Порядок слов : 1) инверсия (обратный порядок слов). Есть обычный (прямой) и необычный (обратный) порядок слов. Если второстеп. член предложения ставится на необычное для него место в предложении, то тем самым он выделяется, особо подчёркивается - усиливается его смысловая значимость. Ср.: Он, не останавливаясь, бежал и Он бежал не останавливаясь .

    2. Дистантное положение второстепенного чл. предл. по отношению к главному слову (оторванность второстепенного члена предл. от главного слова): И снова, отсечённая от танков огнём, залегла на голом склоне пехота .

    3. Объём обособляемого члена (распространённые члены предложения обособляются чаще, чем нераспространённые) или наличие двух или нескольких однородных второстепенных членов: Ср.: Ведёрко, полное росы, я из лесу принёс и Ведёрко полное набрать не пожалел я сил .

    4. , необычная для данного второстепенного члена предложения, когда второстепенный чл. поясняет не только то слово, которому непосредственно подчинён, но и какой-либо другой член предложения: Поглощённый своими мыслями, мальчик не замечал ничего вокруг (причастный оборот, стоящий перед определяемым словом, обособляется здесь потому, что имеет еще и обстоятельственное (причинное) значение).

    Морфологические условия обособления:

    Деепричастия, краткие формы прилагательных и причастий, выступающие в функции определения, сочетания со сравнительными союзами (сравнительные обороты), некоторые сочетания существительных с предлогами, наличие вводных слов обычно образуют обособленные второстепенные члены. Например: Когда письмо было готово и я собирался его заклеить, вошёл, видимо рассерженный, староста . В этом предложении одиночное (нераспространённое) согласованное определение рассерженный , стоящее перед определяемым существительным, обособляется, т.к. к нему относится вводное слово видимо (которое, кстати, не отделяется запятой от определения).

    Практически всегда (кроме отдельных особых случаев) обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами.

    Сравнительный союз, как правило, требует интонационного выделения оборота: Душный воздух неподвижен, как вода лесного озера (М. Горький).

    Семантические условия обособления:

    Чем конкретнее, определённее значение слова, тем менее оно нуждается в распространении, тем слабее связи с ним второстепенных членов, которые поэтому легко обособляются.

    Например, личные местоимения «не признают» обычных определений, нельзя сказать: внимательный я, сердитый он (ср.: внимательный ученик, сердитый человек). Поэтому определения, относящиеся к личному местоимению, всегда обособляются: А он, мятежный, просит бури... (М. Лермонтов).

    Если определяемое слово является именем собственным или относится к терминам родства (мать, отец, дедушка, бабушка и под.), то это тоже может способствовать обособлению определения: Дед, в бабушкиной кацавейке, в старом картузе без козырька, щурится, чему-то улыбается .

    С существительными, слишком общими по значению (человек, вещь, выражение, дело и т.п.), определения образуют единое целое, т.к. сущ-ое без определения не может участвовать в формировании высказывания: Это заблуждение свойственно даже людям умным и образованным; Случались дела смешные, трогательные и трагические - определения в этих предложениях необходимы для выражения основного (а не добавочного) сообщения.











    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели урока:

    • дать понятие об обособлении как о смысловом и интонационном выделении;
    • раскрыть роль обособленных членов в предложении;
    • формировать умение находить обособленные члены предложения и пунктуационно правильно оформлять их;
    • развивать мышление, речь, творческие способности учащихся.

    ХОД УРОКА

    1. Целеполагание

    – Знакома ли вам тема урока?
    – Какое место занимает она в разделе «синтаксис»?
    – Сложная ли это тема?

    2. Новая тема (СЛАЙДЫ 1, 2).

    – Что означает слово «Обособление»?
    Обособиться – как-то отделиться, выделиться. Они живут обособленно. В русском языке обособить – выделить по смыслу. (из «Толкового словаря» С. И. Ожегова).
    Однокоренные слова: особа, особенный, обособленный.

    Вывод: ОБОСОБЛЕНИЕ – это ВЫДЕЛЕНИЕ

    3. Продолжение новой темы, теория (СЛАЙДЫ 3-8).

    – Впервые термин «обособление» начал использоваться в русском языке в 1914 году, и был введен лингвистом А. Пешковским.
    Были выделены следующие признаки существования обособления в предложении:

    • Наличие слов, зависящих от обособления.
    • Инверсивный порядок слов.
    • Наличие дополняющих смысловых словесных оборотов.

    Обособления выполняют следующие функции:

    • Предоставление дополнительной характеристики лица, предмета или действия. Предложение наполняется уточняющим смысловым наполнением, т. к. детально объясняет то, о чем говорится в основной его части.
    • Насыщает предложение экспрессивным характером.

    – Какие же нам знакомы виды обособлений ? Вспомним, разберем примеры и запишем их.

    ОБОСОБЛЕННЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ.

    Выделенные падежные формы с предлогами или предложными сочетаниями (кроме, вместо и др.), имеющие значение включения, исключения, замещения.

    От сытного обеда все гости были веселые, кроме старой барыни. Многие из учеников, помимо лопаток, принесли еще и грабли.

    ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА.

    Члены предложения, выступающие в функции обстоятельств (деепричастия и деепричастные обороты, предложно-падежные формы существительных, наречия).

    Лисица, вздрогнув, стала прислушиваться. Поэтому, ввиду недостатка времени, не будем отклоняться от темы. У дома, летом, рано утром всегда кричит молочник.

    ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

    Члены предложения, выступающие в функции определения (согласованные и несогласованные).

    Петя, задумчивый, направился к отцу. Птицы, щебечущие рано утром, всегда раздражали его. Петр Ильич, без пальто, бежал впереди всех.

    ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ.

    Члены предложения, выступающие в функции приложения.

    Нравилась мне одна девушка, полька. Маленький седой батюшка, в миру Макарий, отличался особенным красноречием.

    4. Закрепление темы (СЛАЙД 9)

    – Объясните, какие члены предложения нужно обособить в данных предложениях.
    Муж ее рабочий завода был на все руки мастер. Жасминовый куст пестревший белыми цветами виднелся издалека. Запершись в своей комнате он горько плакал. Настроение экипажа сверх обыкновения было приподнятое. Я ничего не мог различить кроме еле виднеющегося огонька вдали. Он выехал из дома надеясь что погода не испортиться. Качающийся от ветра он едва не упал. А немцы дурни думают что мы их боимся. Около леса на поляне росли грибы.

    5. Творческое задание (СЛАЙД 10).

    Напишите сочинение-миниатюру на тему «Зимний лес» с использованием 7-8 простых или сложных предложений с обособлениями.

    6. Итоги урока

    – Что нового вы узнали об обособленных членах предложения?

    6. Домашнее задание: подготовить карточку: 10-12 предложений из худож. текстов с обособленными членами предложения (без знаков препинания).

    Условия обособления определений.

    1. Всегда обособляются определения, относящиеся к личным местоимениям. Чужой для всех, ничем не связан, я думал вольность и покой замена счастию.

    2. Определения в сочетаниях с местоимениями кто-то, что-то, все не обособляются, если трудно выделить главное слово, в этих случаях возникают комплетивные отношения, а все словосочетание является одним членом предложения. Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика.

    3. Обособленные согласованные определения, выраженные причастным и адъективным оборотом, стоящие после определяемого слова. Отец ее был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый.

    4. Обособляются определения, стоящие в препозиции, если имеют обстоятельственное значение. Привлеченные светом лампы, бабочки летят в комнату. Бабочки (какие?) привлеченные светом лампы. Летят (почему?) привлеченные светом лампы.

    5. Обособляются определения, относящиеся к отсутствующему в данном предложении, но воспринимаемому из контекста существительному. Смотри – вон, темный, бежит.

    6. Несогласованные определения обособляются, если подчеркивается их смысловая значимость или если они находятся в одном ряду с согласованными определениями. Офицеры, в новых сюртуках, белых перчатках и блестящих эполетах, щеголяли по бульвару.

    7. Обычно обособляются значимые несогласованные определения, если относятся к имени собственному. Из памяти не выходила Елизавета Киевна. В мужском платье, жалкой улыбкой и кроткими глазами.

    Они аналогичны условиям обособления определений.

    1. Обособляются приложения, если стоят после определяемого существительного. Но наше северное лето, карикатура южных зим, мелькнет.

    2. Обособляются приложения, относящиеся к нарицательному существительному, если оно имеет при себе пояснительные слова. Встретился им повар генерала Жукова, старичок.

    3. Обособляются приложения, относящиеся к личному местоимению. Как охотник, я чувствую больше жалости к убиваемым животным.

    4. В препозиции обособляется приложение с обстоятельственным значением. Прославленный разведчик, Травкин оставался человеком скромным.

    5. Обособляется приложение, присоединяемое при помощи союза «как» с причинным значением. Как поэт нового времени, Батюшков не мог не заплатить дань романтизму.

    Условия обособления обстоятельств . Обособленные обстоятельства часто называют дополнительными сказуемыми

    1. Обособляются обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом. В любви считаясь инвалидом , Онегин слушал с важным видом.

    2. Одиночное деепричастие обособляется, если указывает на время действия, причину, условие. Обычно такое деепричастие находится перед сказуемым. На столе, блистая , шипел вечерний самовар.


    3. Обособляется обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, если стоит после союза. Жизнь устроена так дьявольски, что, не умея ненавидеть , мы не умеем искренне любить.

    4. Обособляются обстоятельства, выраженные существительным с предлогом «несмотря на». Они любили друг друга, несмотря на различие характеров и вкусов.

    Не обособляются обстоятельства, если:

    1. Если выражены одиночным деепричастием, непосредственно примыкающим к сказуемому и близким по функции к наречию: читать лежа, делать шутя, живет смеясь. Она идет по жизни смеясь.

    2. Деепричастии, представляющие собой по смыслу фразеологические обороты: работать засучив рукава, работать спустя рукава, бежать сломя голову, кричать не переводя духа, ринуться очертя голову . Исключение: судя по всему, по совести говоря (вводные слова).

    3. Не обособляются выражения: начиная с, исходя с Начиная с утра льет дождь.

    4. Не обособляются деепричастные обороты, употребляющиеся в качестве ОЧП с необособленными обстоятельствами: Ребенок стоял с раскрытым от удивления ртом и не спуская глаз с собаки.

    К обособленным дополнениям относят субстантивные обороты с предлогами кроме, за исключением, помимо, сверх, вместо. Этим оборотам присуще значение включения, исключения, замещения. Как правило, они обособляются, если имеют дополнительное значение. Это дополнительное значение приписывается им говорящим. Например: Долго ничего не было видно, кроме дождя и длинного человека, лежащего на песке. На обособление данных конструкций влияет количественный фактор.

    Предложения с уточняющими членами отличаются от предложений с полупредикативными членами. Назовем основные отличительные черты:

    1. Семантика. Только полупредикативные члены содержат дополнительное сообщение. Уточняющие члены либо конкретизируют, либо поясняют сообщение.

    2. Структура. Уточняющими могут быть не только второстепенные, но и главные члены предложения.

    3. Союзы. Уточняющие члены могут присоединяться при помощи союзов то есть, иначе, или (= то есть). На лесных полянах цветет желтая пижма, или дикая рябинка . Некоторые медведи ложатся на зиму в утесах, то есть в щелях, гротах и пещерах .

    4. Характер связи. Уточняющие члены могут быть связаны с уточняемыми при помощи присоединительных слов: особенно, даже, главным образом, в частности, в том числе, например. Бабушка очень любила грибы, в особенности рыжики .

    В синтаксисе различаются уточняющие и поясняющие конструкции: при пояснении возникают отношения тождества, при уточнении – отношения части и целого.

    Часто позицию уточняемого члена занимают местоимения и наречия, для которых характерно наиболее абстрактное значение. Например: Вверху, на палубе, перекликались матросы.

    Уточнение может включать цепочку уточняющих членов, причем каждое последующее является уточняющим по отношению к предыдущему: Сейчас, ночью, после выхода из боя, казалась невероятной попытка японцев прорваться .