Что такое кохлеарная имплантация и кому она необходима. Плюсы и минусы имплантируемых слуховых аппаратов среднего уха Кохлеарный имплант для восстановления слуха

Кохлеарная имплантация - это размещение особого устройства, которое позволяет страдающему от потери слуха или глухота субъекту лучше воспринимать звуки окружающей среды.

Рассмотрим методы имплантации кохлеарного имплантата, преимущества для слабослышащих и возможные риски, связанные с операцией.

Что такое кохлеарная имплантация

Кохлеарный имплант - это устройство, которое заменяет обычную функцию уха , и его следует рассматривать как «электронное» или «бионическое» ухо , так как после имплантации восстанавливается слуховая функция . В отличие от обычного слухового устройства, которое усиливает звуки, кохлеарный имплант передает электрические стимулы непосредственно на слуховой нерв.

Как работает кохлеарный имплант

На техническом уровне, кохлеарный имплант состоит из двух компонентов , внешнего и внутреннего:

  • Внутренний компонент называется «имплантат» и размещается подкожно на уровне слухового нерва с помощью хирургического вмешательства. Состоит из приемника, который принимает информацию от внешнего компонента, и электродов, введенных внутрь улитки, которые стимулируют слуховой нерв . Приемник может быть сделан из титана или керамики и включает в себя антенну, чтобы получать сигналы и чип, который имеет задачу расшифровать сигналы и передавать их на электроды в улитке в виде электрических импульсов.
  • Внешний компонент называется «процессор» и размещается за ухом. Он превращает звуковые волны в электрический сигнал. Состоит из принимающего микрофона и «обработчика звука», то есть является инструментом, который воспринимает звуковые сигналы, поступающие из внешней среды и передает их на внутренний компонент с помощью передающей антенны.

Действие кохлеарного имплантата может быть показано по шагам:

Кохлеарная имплантация может быть использована только в некоторых случаях потери слуха или глухоты . Отбор пациентов для кохлеарной имплантации очень жесткий и осуществляется посредством серии тестов.

  • Двусторонняя потеря слуха (то есть снижение слуха в обоих ушах), приобретенная после усвоения речевых навыков.
  • Двусторонняя тяжёлая и глубокая нейросенсорная потеря слуха, с нарушениями слуха более 80 дБ и способностью восприятия слов менее 35%.
  • Потеря слуха до получения речевых навыков или врожденная глухота у детей в возрасте до 6 лет.
  • Взрослые с умеренной или тяжелой потерей слуха или глухотой сроком не более 20 лет.
  • Субъекты с различными проблемами слуха , которые не получают результата от использования слуховых аппаратов.
  • Снижение слуха у всех тех лиц, которые могут воспринимать менее 50% слов.
  • Тем, кто имеет постоянные необратимые повреждения слухового нерва , который, будучи поврежденным, все равно не сможет передавать электрические импульсы в мозг.
  • У лиц с потерей слуха вследствие менингита , который вызвал окостенение лабиринта и физическую невозможность ввести электроды внутрь улитки.
  • В случаях агенезии слухового нерва , то есть когда от рождения отсутствует слуховой нерв или при аплазии (отсутствие развития) или гипоплазии (неполное развитие или развитие с пороками) улитки.

Отбор пациентов для кохлеарной имплантации

Отбор пациентов для установки кохлеарного имплантата состоит из серии клинических испытаний, анализов и нервно-психических тестов.

В этом процессе участвует команда специалистов:

  • Хирург
  • Отоларинголог
  • Технический системный контроллёр
  • Ортофонист
  • Логопед
  • Детский психиатр или психолог

После тщательного сбора анамнеза врач приступает к первым клиническим испытаниям , при которых оцениваются:

  • Преимущества или проблемы, возникшие от использования стандартных средств для тугоухих.
  • Аудиометрия состояния субъекта с помощью аудиологических испытаний.
  • Проводимость слухового нерва, чтобы определить, может ли нерв передавать нервные импульсы в мозг.
  • Проверка проходимости (т.е. слуховой канал должен быть свободным, что позволит ввести электроды) лабиринта и улитки с помощью КТ или МРТ.
  • Проверка состояния здоровья, направленное на проверку способности перенести хирургическое вмешательство и процедуру анестезии.

После выполнения этих тестов переходят ко второму уровню психоневрологических испытаний :

  • Понимание личности пациента.
  • Оценка когнитивных навыков (интеллект, логика и рассуждения).
  • Навыки восприятия, зрительные и двигательные функции.
  • Мотивация пациента.
  • Оценка психо-эмоциональной сферы (наличие или отсутствие тревожности, депрессии и способности поддерживать социальные отношения).

Наконец, третий уровень тестирования включает логопедические испытания :

  • Оценка слуха и памяти.
  • Умение читать по губам, и анализировать фонетические, морфосинтаксические и лексические особенности языка.

Как проходит кохлеарная имплантация

Теперь давайте посмотрим на некоторые практические сведения, которые касаются проведения операции по установки имплантата и последующие методы реабилитации, необходимые для нормального функционирования устройства.

Операция проводится на уровне височной кости и проходит под общим наркозом , и включает следующие этапы:

  • Разрез кожи над и за ухом , чтобы имплантировать устройство, которые хирург делает после тщательного сбривания волос.
  • Поиск и подготовка подходных путей к барабанной перепонке, с одновременным созданием круглых отверстий, через которые будут введены электроды.
  • Подготовка полости , в которой будет размещен приемник. В зависимости от типа кохлеарного имплантата, этот этап может включать бурение височной кости.
  • Установка электродов на уровне улитки и проверка стремянного эффекта (непроизвольный рефлекс стременной мышцы), чтобы проверить правильность работы внутренней части имплантата.
  • Установка приемника.
  • Ушивание раны.

Время операции меняется в каждом отдельном случае, но, как правило, никогда не превышает трех часов. Пациент остается в больнице около 2-3 дней, а шрам заживает в течение 3-5 недель.

После периода заживления устанавливается наружная часть имплантата. Следует отметить, что после операции и включения имплантата, пациент ещё не сможет слышать.

Методы калибрации и реабилитации

Через месяц после операции выполняется позиционирование внешнего компонента кохлеарной системы и осуществляется настройка и реабилитация пациента:

  • Калибрация - это время, когда включают электроды. Активация электродов происходит постепенно, сначала будут активированы электроды, расположенные на внутренней части улитки, затем электроды, расположенные на внешней части. Для каждого электрода ищется минимальный порог слышимости и порог максимальной переносимости пациентом, что позволит ему слышать звуки оптимально. Таким образом создают реальную карту электродов, которая будет храниться на уровне процессора.
  • Этап реабилитации служит для того, чтобы субъект мог постепенно привыкнуть слышать звуки и восстановить или создать свою речь. Этот этап реализуется с помощью логопеда, который проводит с пациентом упражнения для слуховой стимуляции (воздействие звуками и шумами, голосами разных людей и так далее). Регулярность реабилитации будет постепенно снижаться, по мере улучшения качества слуха.

Преимущества и риски электронного уха

Когда вы принимаете решение прибегнуть к кохлеарной имплантации - следует знать плюсы и минусы, которые могут возникнуть в результате использования этого устройства, чтобы понять, отвечает ли оно потребностям конкретного человека.

Преимущества кохлеарного импланта

Использование кохлеарного импланта, безусловно, имеет преимущества по сравнению с классическими слуховыми устройствами.

В частности, после установки:

  • Человек будет воспринимать гораздо больше звуков, исходящих из внешней среды, будет способен различать звуки животных, звуковые сигналы, сигналы тревоги и городского шума, достаточно четко и ясно.
  • Пациент сможет отчетливо слышать свой голос и так же ясно слышать голоса других людей, что позволит участвовать в разговорах без чтения по губам.
  • Можно будет использовать телефон.
  • Можно будет сосредоточиться на одном звуке, даже если находится в среде полной шума.
  • Устройство имплантируется сразу на всю жизнь или, по крайней мере, на достаточно долгое время.

Недостатки кохлеарного импланта

Несмотря на очевидные преимущества, вытекающие из использования кохлеарного имплантата, существуют также и недостатки, связанные с использованием такого устройства.

В частности, могут возникнуть следующие проблемы:

  • Имплант должен быть установлен с помощью хирургической операций, сопряженной со стандартными рисками операций и анестезии.
  • Отёк и боль после операции.
  • Возможность появления послеоперационной инфекции, которые могут поставить под угрозу успех операции.
  • Неправильное размещение или смещение имплантата после операции, что потребует повторной операции.
  • Воспаления, паралич или травмы лицевого нерва, вытекающие из позиционирования имплантата.
  • Возможно развитие отита или менингита , появление шума в ушах (шипение и треск).
  • Временное нарушение способности поддерживать равновесие (появление головокружения).
  • В случае отказа внутренней части, придется повторно проводить операции, чтобы починить или заменить имплантат.
  • В случае занятий спортом, в частности, контакт с водой, внешняя часть снимается, и, следовательно, объект не будет слышать.
  • Требуется периодическая замена батареи наружной части кохлеарной системы.

Исследования и инновации

В настоящее время они проводят многочисленные исследования для создания кохлеарной системы нового поколения.

В частности, исследования имеют два направления:

  • Исключение батареи , т.е. полная автономность устройства, без необходимости регулярной замены батареи.
  • Исключение внешнего оборудования , чтобы всё устройство полностью размещалось внутри уха и было невидимым, что позволяет повысить физический и психологический комфорт.

Как свидетельствует статистика, на каждую тысячу новорожденных приходится один с тотальной глухотой, а в первые 2-3 года жизни три малыша теряют слух. За этими сухими цифрами скрывается человеческая трагедия – самый дорогой человек в мире никогда не услышит не только звуки музыки или пение птиц, но и обычную речь. Передать отчаяние родителей словами невозможно. Так было до недавнего времени. Но сегодня существует кохлеарная имплантация.

Что такое кохлеарная имплантация?

При повреждении большей части рецепторов улитки помочь глухому не могут даже самые лучшие слуховые аппараты, человек слышит лишь низкочастотные звуки средней и большой громкости, но высокочастотные или тихие ему недоступны, речь звучит неразборчиво. Ребенок в такой ситуации не сможет научиться понимать речь на слух и тем более говорить. Помочь такому пациенту может только кохлеарная имплантация – система мероприятий с использованием высокотехнологичных средств, которая направлена на восстановление слуха.

История кохлеарной имплантации

Проблема усиления звука с помощью электростимуляции начала изучаться еще в XVIII веке, но лишь в 60-х годах прошлого столетия был впервые изготовлен аппарат, который смог бы носить глухой пациент. В 1978 г. пациенту впервые был вживлен кохлеарный имплант. Однако такие вмешательства проводились лишь взрослым с глубоким нарушением слуха, и только с 1990 года возраст пациентов постепенно снижается. При этом на смену одноканальным аналоговым устройствам, которые позволяли только определить наличие и громкость звука, но не дающие возможность воспринимать речь, пришла многоканальная система.

В России методика появилась в 1991 г., когда при участии Эрнста и Моники Ленхардт были произведены первые имплантации. В 1996 г. зарегистрирована система имплантации австрийской фирмы «Med-El», постепенно количество операций растет и в 2000 г. их число достигло 10. Если раньше финансирование производилось в качестве дорогостоящей медицинской помощи, то с 2003 г. подключаются Федеральные целевые программы. Активная деятельность сотрудников аудиологии и слухопротезирования способствовала тому, что к работе смогли подключиться многие учреждения. В 2006 г. была зарегистрирована система имплантации 4-го поколения и впервые операцию произвели 9-месячному ребенку. Сегодня большинство пациентов – дети с врожденной глухотой. Кохлеарная имплантация выполняется в нескольких ведущих клиниках России в рамках разных программ. В настоящее время осуществляется более 200 вмешательств ежегодно – как детям, так и взрослым.

Когда необходима операция?

Безусловно, достичь неплохих результатов в реабилитации не слышащих детей возможно при раннем протезировании и с помощью обычных слуховых аппаратов, применяя различные сурдопедагогические методики. Но кохлеарная имплантация открывает новые возможности – воспринимать такие звуковые частоты, услышать которые с помощью обычного аппарата невозможно. При сенсоневральной тугоухости наиболее часто поражены рецепторы улитки, волокна слухового нерва между тем сохранены. Но для возникновения слухового ощущения преобразовать акустический сигнал в электрический импульс поврежденные рецепторы (волосковые клетки) не способны. Эту роль берет на себя кохлеарный имплант. Но, в отличие от предыдущих лет, сегодня благодаря усовершенствованию методик и кохлеарных аппаратов изменились критерии отбора пациентов: сопутствующие нарушения зрения, ДЦП, умственная отсталость не являются препятствием к операции. Кохлеарная имплантация проводится пациентам с пограничной потерей слуха (75-90 дБ), если обычный слуховой аппарат не помогает.

Вмешательство можно проводить в любом возрасте, как правило, с 12 месяцев, хотя не исключено и раньше. У пациентов с врожденной патологией или потерявших слух на первом году жизни результаты могут быть достигнуты до трех лет. У детей старшего возраста вопрос решается, учитывая психологические и медицинские показатели. У взрослых решение об операции принимается с учетом состояния здоровья.

Люди с возникшей недавно нейросенсорной потерей слуха, а также при прогрессировании болезни, те, которые успешно использовали слуховой аппарат, а также социально адаптированные, говорящие – у таких пациентов кохлеарный имплантант наиболее эффективен.

Противопоказания к проведению операции

В некоторых случаях кохлеарный имплант может оказаться бесполезен.

  • Если патология вызвана поражением слухового нерва либо центральных отделов слухового анализатора, расположенных в височных долях коры и стволе мозга. Это может быть вызвано, например, невритом, в результате кровоизлияния в мозг.
  • При кальцификации или оссификации улитки, что затрудняет введение электрода в нее, повышая тем самым вероятность неудачного лечения.
  • Тугоухость на протяжении длительного времени, при этом пациент отказывался от пользования слуховым аппаратом, или тогда, когда компенсация от его использования недостаточна. В таких случаях наступает атрофия веточек слухового нерва.

Импланты – от простого к сложному

Кохлеарный аппарат, кодируя акустическую информацию в импульсные сигналы, передает ее непосредственно на нервные волокна, минуя поврежденное звено. Операция по его вживлению проводится более 30 лет. В далеких 60-х прошлого столетия кохлеарный имплант с одним электродом был создан в помощь глухим пациентам. И лишь в 1978 г. был разработан и вживлен многоканальный кохлеарный аппарат. До конца века размеры внешней части постепенно уменьшались, модернизировались и сегодняшние модели значительно отличаются от своих предшественников. Сегодня разработаны аппараты, предназначенные пациентам с аномалией развития или анатомическими особенностями строения внутреннего уха. Также впервые в России был внедрен передовой способ введения электрода, позволяющий снизить травматизацию и сохранить остатки естественного слуха. Разработан стволовой имплант для тех больных, тугоухость которых вызвана поражением на уровне слуховых нервов. В современных моделях используется 8-24 электрода, кроме того, ведутся исследования по установке двух имплантов: на сегодняшний день в мире проведено около 3000 билатеральных операций.

Реабилитация – неотъемлемая часть лечения

Кохлеарная имплантация состоит из нескольких этапов:

  • Обследование кандидатов
  • Хирургическое вмешательство
  • Реабилитация

Подготовка к операции состоит из углубленного аудиологического обследования. Кроме того, необходимо заключение отоларинголога. Сенсоневральная глухота должна быть подтверждена аудиометрией и исследованиями, которые свидетельствуют о поражении звуковоспринимающего аппарата. Также необходимо исключить патологию слухового нерва, при которой операция окажется неэффективной. Целостность барабанной перепонки является обязательным условием. Кроме того, рекомендуется выполнить компьютерную и магнитно-резонансную томографию.

Стандартная операция длится около 1,5 часа, в ходе которой кохлеарный имплантант помещается в заушной зоне, а электроды вводятся в улитку. Во время предоперационного обследования следует исключить патологии, препятствующие проведению общей анестезии.

Реабилитация является неотъемлемой частью кохлеарной имплантации. После кохлеарной имплантации при подключении речевого процессора и настройки необходимо научить пациента воспринимать, различать звуки и использовать эти знания для развития речи. По сути, реабилитация – самый длительный и трудный период.

Долгий процесс реабилитации

Реабилитация проводится командой специалистов, куда входят аудиологи, сурдопедагоги, отохирурги, психологи. Нужно быть готовым к занятиям по специальным методикам, к длительным настроечным сессиям, консультациям специалистов. На протяжении всей жизни необходимо наблюдение специалистов, а также периодическое перепрограммирование речевого процессора.

Отбор кандидатов

Отбору кандидатов уделяется пристальное внимание. При заведомо неэффективном вмешательстве последуют не только дискредитация метода, но и крушение надежд, что приведет к психологической травме. Показанием к имплантации может быть:

  • Двусторонняя сенсоневральная глухота
  • Отсутствие улучшения восприятия звуков при использовании правильно подобранных слуховых аппаратов в течение 3-6 месяцев
  • Отсутствие психологических и когнитивных проблем, а также серьезных сопутствующих патологий

Cколько стоит кохлеарная имплантация

Стоимость кохлеарной имплантации включает в себя диагностическое обследование, проведение операции и коррекцию после хирургического вмешательства. Однако возможно проведение операции за счет финансирования в рамках целевых программ из средств федерального бюджета. Направление пациентов в медучреждения федерального уровня можно получить в департаменте здравоохранения области.

Стоимость операции кохлеарная имплантация составляет порядка 1 200 000 - 1 300 000 руб (цена кохлеарной имплантации). Но для граждан РФ она оплачивается государством.

Проблемы кохлеарной имплантации в РФ

Одной из основных проблем является удаленность центров для пациентов, приводящая к недостатку полноценности послеоперационной реабилитации. Однако в последнее время в целях приближения высокотехнологической помощи населению появились кохлеарные имплантации выездной бригадой. В таком случае отбору кандидатов, их полноценному обследованию должно уделяться первостепенное значение. Также стоит вопрос о достаточности информированности как специалистов, так и родителей глухих детей о имплантации. Для этого предусмотрены конференции, существует форум по проблеме кохлеарной имплантации, освещение в СМИ. Но, несмотря на трудности, на счету специалистов по кохлеарной имплантации сотни пациентов, которые получили реальный шанс возвращения к активному образу жизни, при котором мир звуков – обычная вещь.


Операция кохлеарной имплантации является высокотехнологичной медицинской помощью и финансируется путем выделения квот за счет средств Федерального бюджета.

Снижение слуха — это болезнь цивилизованного мира. Сегодня около миллиарда людей на планете имеют проблемы со слухом. К счастью, польский Международный центр слуха и речи «Мединкус» сможет помочь практически каждому пациенту с нарушениями слуха — и ребенку, и пожилому человеку. Обратившись к специалистам Центра, вы гарантированно получите доступ к самым современным методам восстановления слуха при тугоухости , в том числе используя слуховые импланты, а также медицинским услугам европейского уровня.

На фото: Директор медицинского центра MEDINCUS, ведущий специалист в области оториноларингологии, национальный консультант в области оториноларингологии в Польше, доктор медицинских наук, профессор Хенрык Скаржиньски

Снижение слуха снижает успешность в жизни

В Европе не так много клиник, где действительно можно решить проблему слуха. А решать надо, ведь с увеличением числа пользователей гаджетов работы у отоларингологов все больше и больше. Сегодня эту актуальную тему мы обсуждаем с врачом мирового уровня — ведущим специалистом в области оториноларингологии, национальным консультантом в области оториноларингологии в Польше, доктором медицинских наук, профессором Хенрыком Скаржиньским.

И первый вопрос — почему тугоухость — это проблема, которую нельзя игнорировать?

«Сначала скажу просто: одним из главных движущих факторов развития современного общества является прогресс в системе коммуникации, доступ к информации и обмен ею, — отвечает профессор Скаржиньский. — Если в начале XX века жизнедеятельность человека и его положение в обществе на 95% зависели от ручного труда, то теперь успешность определяется способностью человека налаживать общение с другими людьми. А для этого очень важен хороший слух.

Паталогии слуха приводят ко многим заболеваниям и к общему ухудшению жизнедеятельности человека. Нарушения слуха у детей, даже если эти нарушения незначительные, могут оказать негативное влияние как на развитие речи, так и на общее развитие ребенка, а позже — и на его успеваемость в школе. Что касается пожилых людей, то проблемы со слухом вызывают невротические расстройства, эпизодические нарушения памяти, а также могут быть связаны с повышенным риском развития болезни Альцгеймера. Однако прежде всего они препятствуют повседневному общению или вообще исключают его возможность.

Польская технология восстановления слуха при тугоухости

Наш выбор доктора для интервью был не случаен. 25 лет назад, 16 июля 1992 года профессор Скаржиньский провел полностью глухому пациенту первую в Польше операцию по восстановлению слуха с использованием кохлеарного импланта . Днем позже имплант вживили глухому ребенку. Это событие не только стало прорывом в польской отохирургии, но и запустило программу лечения тугоухости и глухоты в стране, используя слуховые импланты.

В руках молодого хирурга оказалась судьба всех слабослышащих поляков. Неудача могла повлечь приостановку планов на ближайшие годы. Но благодаря тому, что первые операции по восстановлению слуха были успешными, началась реализация программы кохлеарных имплантов. Это и послужило толчком для развития современной отохирургии и аудиологии.

После ошеломляющего успеха первых операций профессор Хенрык Скаржиньский продолжил развивать свое дело в Центре MEDINCUS. И в настоящее время на попечении всемирно известного медицинского учреждения, которым он заведует, находится более 5 тысяч пользователей слуховых имплантов.

За 20 с лишним лет врачи Центра провели более 400 тысяч хирургических операций по восстановлению слуха при тугоухости, а в повседневную клиническую практику было введено около 200 различных новых клинических программ, в том числе практически все инновационные решения в области имплантологии и отохирургии. Таким образом, пациенты Центра в числе первых в мире имеют доступ к новейшим технологиям.

Метод восстановления слуха зависит от степени тугоухости

На сегодняшний день в Центре есть реальные возможности для лечения тугоухости и глухоты. Гордостью Центра является метод , который позволяет вернуть слух даже глухим от рождения людям.

Для лечения сложных патологий слуха врачи Центра используют слуховые импланты, такие как кохлеарные импланты, импланты среднего уха, устройства для костной проводимости, которые улучшают передачу звука во внутреннее ухо или непосредственно стимулируют внутреннее ухо, а также различные типы слуховых аппаратов.

Самый простой вид снижения слуха — кондуктивную тугоухость — можно преодолеть при помощи фармакологического лечения, хирургического вмешательства или физиотерапии, то куда более сложным видом является тугоухость сенсоневральная (развивающаяся в результате повреждения слуховых волосковых клеток во внутреннем ухе). Страдающим данным видом тугоухости в Центре помогут, грамотно подобрав слуховые аппараты.

Восстановление слуха с помощью слуховых имплантов

В случае, когда глухота не поддается лечению, а слуховой аппарат не в силах помочь, для восстановления слуха может быть применен слуховой имплант — электронный протез, преобразующий электрические импульсы от внешнего микрофона в сигналы, понятные нервной системе, тем самым заменяя собой поврежденные волосковые клетки улитки, которые в здоровом состоянии служат звуковыми рецепторами.

Для пациентов с односторонней глухотой, а также с кондуктивной либо смешанной тугоухостью предназначен имплант костной проводимости . Устройство этого слухового импланта передает звуковые волны через кости черепа непосредственно на внутреннее ухо, где они воспринимаются как естественный звук.

Имплант среднего уха Cochlear MET был создан прежде всего для людей старшего возраста. Он предназначен как для пациентов с тугоухостью уровня 60 дБ, которым уже не поможет слуховой аппарат, так и для тех, кому ранее не назначались другие слуховые импланты.

Устройство состоит из наружной и внутренней частей и совмещает в себе технические решения слуховых аппаратов и имплантов среднего уха. Наружная часть, включающая батарею, прилегает к поверхности головы в области уха и крепится магнитом к имплантированной под кожу катушке. Этот элемент посылает беспроводным путем закодированный электромагнитный сигнал к внутренней части устройства.

Не менее важна реабилитация после восстановления слуха

Установка слухового импланта при тугоухости, в особенности кохлеарного либо стволомозгового, — это только начало пути восстановления слуха. Все пациенты нуждаются в реабилитации и обучении, чтобы научиться слышать новым способом.

Стоит, однако, помнить, что никогда ранее не слышавшие пациенты с имплантом начинают слышать естественно, поскольку это единственный «звук», который они знают. При проведении такой операции на первом году жизни пациенты очень быстро и естественным образом учатся слышать, со временем развивают речь и осваивают язык.

Первое обследование пациента происходит через месяц после операции. Работа начинается с включения процессора (наружная часть импланта, принимающая звуковые сигналы) и установки его параметров, например, громкости.

Весь процесс настройки устройства на нужды пациента и обучение его слуху занимает около двух лет. Самый ответственный период восстановления слуха при тугоухости ожидает пациента в первые 6 месяцев после операции. Это время, когда пациент обучается слуху, учится распознавать звуки, понимать речь.

Иначе протекает процесс у пациентов, которые ранее слышали и потеряли слух: снова войти в мир звуков через слуховые импланты они могут довольно быстро. Более долгая реабилитация ждет людей, которые либо никогда не слышали, либо были поздно прооперированы; им потребуется дольше учиться слуху и речи.

Всем своим пациентам Центр MEDINCUS создает комфортные условия для реабилитации после восстановления слуха и оказывает квалифицированную послеоперационную помощь.

Дополнительные услуги MEDINCUS

В клинике пациентам могут быть оказаны на высшем уровне и дополнительные услуги:

  • Аденотомия
  • Аденотонзиллэктомия
  • Антромастоидектомия
  • Дренаж
  • Дренаж с местным обезболиванием
  • Хирургическое лечение эпитимпанита
  • Конхопластика и конхотомия
  • Микрохирургия гортани
  • Миринго-оссикулопластика
  • Мирингопластика
  • Хирургия носовых полипов
  • Радикальная хирургия уха
  • Хирургия челюстных пазух
  • Оссикулопластика
  • Пластика неба
  • Пластика наружного слухового прохода
  • Пластика уздечки языка
  • Септоконхопластика
  • Септопластика
  • Стапедотомия
  • Тонзилектомия
  • Тимпанопункция

Контакты

Здесь говорят по-русски!

Контактное лицо: Ирина Пежиньска

[email protected]

ул. Мокра 7, 05-830 Каетаны, Польша

тел. + 48 22 463 53 00

e-mail: [email protected]

Post Views: 2 150

Если ребенок носил слуховые аппараты, то после операции он продолжает носить аппарат на не имплантированном ухе. После включения процессора КИ ребенку следует продолжать носить слуховой аппарат вместе с КИ. Это обеспечивает бинауральный слух, что улучшает локализацию звука в пространстве, повышает помехоустойчивость восприятия речи в шуме. При этом необходима перенастройка слухового аппарата при включенном КИ по ощущениям ребенка (уменьшение уровня усиления, выключение высоких частот). Необходимо также соблюдать режим адаптации к использованию КИ и слухового аппарата. В течение месяца занятия должны проводиться только с КИ. При этом в остальное время ребенок часть времени должен носить только КИ (2/3), а часть времени КИ и слуховой аппарат. В отдельных случаях это соотношение может меняться. Позднее ребенок постоянно носит оба устройства, в том числе и на занятиях.

Однако, как показывает опыт, многие дети вскоре отказываются носить слуховой аппарат. Существует несколько факторов, определяющих это. Одним из основных является чувство дискомфорта от некачественно изготовленного или неподходящего по размеру вследствие роста ребенка вкладыша аппарата. Второй фактор - малые остатки слуха на не имплантированном ухе - при полном их отсутствии использование слухового аппарата нецелесообразно. Третий фактор - тип используемого ребенком слухового аппарата - звук от аналогового слухового аппарата, особенно некачественного, сильно отличается от сигнала, передаваемого КИ. Звук, передаваемый высококачественным цифровым аппаратом близок к сигналам, передаваемым КИ, и лучше интегрируется мозгом. Специалисты и родители должны приложить максимальные усилия для того, чтобы ребенок продолжал носить слуховой аппарат вместе с КИ.

Сейчас разработаны модели КИ, сочетающие использование КИ и слухового аппарата на одном ухе. Эти модели предназначены для людей с хорошими низкочастотными остатками слуха, обеспечивая им лучшее качество воспринимаемой речи.

3.3. Слухоречевая реабилитация детей с кохлеарным имплантом, потерявших слух после овладения речью Восстановление слухоречевого восприятия

Поскольку у постлингвальных или позднооглохших детей языковая система и собственная речь уже сформированы, то послеоперационная реабилитация, кроме настройки процессора КИ, у них, в основном включает восстановление слухового восприятия окружающих звуков и речи с КИ.

Речевые сигналы, передаваемые КИ, значительно искажены и отличаются от тех, которые хранятся в памяти позднооглохшего ребенка. Это определяет основные задачи программы слухоречевого тренинга:

Научить ребенка находить соответствие между звуковыми образами звуков речи и слов, передаваемых КИ, с теми, которые хранятся в его памяти;

Научить ребенка выделять в новых образах звуков речи акустические корреляты дифференциальных признаков фонем - «звонкость-глухость», место и способ артикуляции и др.

Накопить в памяти ребенка новые звуковые образы звуков речи, слов, фраз, звуков окружающей среды,

Занятия по развитию слухоречевого восприятия начинаются сразу после первой настройки КИ. В первый день проводятся 2 занятия продолжительностью по 30 мин. с перерывом 2-4 часа для адаптации и коррекции настройки речевого процессора. Как показала наша практика, оптимальная длительность курса слухо-речевой реабилитации для ПЛП составляет 3-4 недели, В первые две недели желательно проводить 2 занятия (по 45-60 мин. в день с разными педагогами, далее - 1-2 занятия в день. За этот период удается в достаточной степени восстановить слуховое восприятие и достичь стабильных значений параметров настройки процессора КИ, необходимых для хорошей разборчивости воспринимаемой речи и ее восприятия в различных коммуникативных ситуациях, провести коррекцию имеющихся нарушений речи. Исключением являются дети, потерявшие слух после менингита, и дети с ушным шумом, у которых способность воспринимать речь восстанавливается медленнее.

Тренинг развития слухоречевого восприятия с КИ у ПЛП включает:

1. Тренинг обнаружения, различения и узнавания неречевых (бытовых) звуков окружающей среды (задания 1-6 проводятся с 1-го занятия).

2. Тренинг узнавания слов с разной слоговой структурой (одно-, двух-, трехсложные слова, цифры) в закрытом (ограниченном) выборе.

3. Тренинг различения разных признаков неречевых и речевых звуков (количество звуков, длинный-короткий, громкий-тихий).

4. Тренинг различения и узнавания звуков музыкальных инструментов, звучащих игрушек.

5. Тренинг различения и узнавания изолированных низко- и высокочастотных звуков речи (изолированные фонемы [а], [и], [у], [с], [ш] и др.).

6. Тренинг узнавания слов с одинаковой слоговой структурой (трех-, двух- или односложных) и с разным/одинаковым положением ударного слога (многосложные слова) в закрытом выборе.

7. Тренинг восприятия надсегментных характеристик речевых сигналов (число слогов, положение ударного слога, положение выделенного слова во фразе, интонация предложения) (задания 7-10 проводятся со 2-го занятия).

8. Тренинг различения и узнавания изолированных гласных, а также гласных в составе слогов типа СГ в контексте различных согласных.

9. Тренинг узнавания слов в слитной речи при закрытом выборе.

10.Тренинг узнавания слов с одинаковой слоговой структурой (трех-, двух- или односложных), отличающихся гласными/согласными при закрытом выборе (с 3-го занятия).

11 .Тренинг различения и узнавания изолированных согласных, а также согласных в составе слогов типа согласный-гласный, гласный-согласный-гласный (с 3-го занятия).

12. Тренинг узнавания слов с разной слоговой структурой при открытом выборе (задания 13-18 проводятся с 4-го занятия).

13. Тренинг узнавания односложных слов при открытом выборе.

14. Тренинг различения фонетических характеристик (гласный-согласный, звонкость-глухость, место образования, сонорность, мягкость-твердость) в слогах и словах.

15. Тренинг различения слов в предложениях с хорошо предсказуемым последним словом в открытом выборе.

16. Тренинг восприятия просодической информации в речи (вопросительная/повествовательная/восклицательная интонация, положение смыслового ударения, эмоциональное состояние говорящего, определение мужских и женских голосов)

17. Тренинг понимания знакомых вопросов.

18. Тренинг различения слов в предложениях с плохо предсказуемым последним словом в открытом выборе (с 7-го занятия).

19. Тренинг восприятия слитной речи в ситуации открытого выбора (с 8-го занятия).

20. Тренинг узнавания слов с разной слоговой структурой (одно-, двух-, трехсложные) в закрытом выборе в условиях внешнего шума (20-25 задания с 10-го 40 занятия).

21. Тренинг узнавания слов с одинаковой слоговой структурой (трехсложные, двухсложные, односложные) в закрытом выборе в шумах.

22. Тренинг узнавания слов в слитной речи (предложения) в закрытом выборе в шумах.

23. Тренинг понимания знакомых вопросов в шумах.

24. Тренинг восприятия речи по телефону.

25. Тренинг локализации источника звука в пространстве.

Восстановление слухового восприятия с помощью КИ начинают с простых заданий, переходя последовательно к более сложным.

Самое простое задание - это обнаружить есть звук или нет. В этом задании ребенку предъявляют разные неречевые и речевые звуки, разной громкости, частоты и с разного расстояния. Ребенок должен сказать, слышит он этот звук или нет. Узнать этот звук от него не требуется.

Второе задание по сложности - это умение различать два звука. Для этого ребенку предъявляются два слова (или два неречевых звука, или две фонемы). Ребенок должен сказать, какое слово он услышал. Это задание ребенок может выполнять, даже если он узнает только одно слово. Например, при предъявлении слов «дом» и «машина» ребенок хорошо узнает слово «машина». Когда же ему предъявляют слово «дом», то он не слышит его четко, но он точно слышит, что это не «машина» и отвечает правильно.

Третье задание по сложности - это умение узнавать звуки (неречевые и речевые) в ситуации закрытого (ограниченного) выбора. В этой ситуации ребенок знает, какие именно сигналы (слова, слоги, предложения, фонемы, неречевые звуки) ему будут предъявляться . При этом список этих сигналов (или набор картинок) лежит на столе перед ребенком. Отвечая, ребенок показывает услышанное слово (звук, предложение и т.д.) в списке, лежащем перед ним или повторяет его. В таких заданиях ребенок может узнать слово, даже если слышит его не четко, исключая те, на которые то, что он слышит непохоже. При этом он должен постараться угадать, на какое слово, из лежащих перед ним в списке, похоже услышанное слово. Минимальное число сигналов, которое может предъявляться в этом задании - 3. Увеличение числа сигналов усложняет задание.

В качестве сигналов в этом задании можно предъявлять предложения. По сравнению с изолированными словами это более сложное задание, т.к. на начальном этапе пациенты с КИ очень медленно анализируют речь и не успевают узнавать слова в слитной речи.

Все эти задания начинаются с предъявления сигналов слухо-зрительно - ребенок видит лицо педагога, который указывает, какое слово из списка он произносит или видит предметы, которые издают звуки. После этого сигналы (звуки, слова, предложения) предъявляются только на слух.

В отличие от этого в заданиях с открытым выбором ребенок не знает, какие именно сигналы ему будут предъявляться и не может их предугадать. Поэтому он может полагаться только на свое умение слышать. Эти задания проводятся, когда ребенок достаточно хорошо будет выполнять задания по узнаванию речи в закрытом выборе из 10-12 слов.

Первое занятие начинается с восстановления способности обнаруживать различные неречевые и речевые звуки, выявлять разницу в их звучании и опознавать их. Для этой цели ребенку предлагают прослушивать разные бытовые звуки, в том числе, неречевые звуки, издаваемые человеком (шаги, скрип двери, бренчание ложки в стакане, звонок телефона, шуршание бумаги, свист, стук барабана, звук струи воды, кашель, сморкание и пр.), звуки музыкальных инструментов (барабан, дудка, свисток, трещотка, ксилофон и др.). При этом используют реальные ситуации и предметы с предварительным привлечением внимания ребенка к источнику звука.

На этом же занятии неречевые звуки, а также звуки речи, используют для восстановления способности различать определенные характеристики звуковых сигналов: "громкий-тихий", "один-много", "длинный-короткий", "высокий-низкий".

Тренинг восприятия речи начинается с различения и узнавания изолированных слов и звуков речи в ситуации закрытого выбора. Сначала предъявляют 3 слова. Предварительно ребенку предъявляют эти сигналы слухо-зрительно - ребенок видит лицо педагога, который указывает, какое слово из списка он произносит. Если ребенок не может узнать слово, надо попросить его постараться угадать, на какое слово из лежащих перед ним слов похоже услышанное слово. Некоторые дети отвечают, только когда они уверены в ответе. А для развития восприятия важно, чтобы они учились принимать решение о сигнале (например, слове) даже при наличии частичной информации. Это один из основных принципов обработки информации мозгом. Если ребенок узнает все 3 слова, число слов увеличивают до 6, 9,12. В число первых слов также должны входить имя ребенка, слова «мама», «папа», «бабушка», имена членов семьи. Дети, как правило, уже способны справиться с этим заданием, а осознание ими того, что они уже понимают слова, очень вдохновляет их и родителей.

Первые 1-2 дня дети могут сообщать, что они слышат речь с некоторой задержкой. При этом у них возникает впечатление, что звук голоса отстает от артикуляции. В течение 2-3 дней ребенок перестает замечать это несоответствие.

На первом занятии предлагается также различать (при парном сравнении) и узнавать (при выборе из 3-х и более) акустически сильно отличающиеся длительные звуки речи, например, [а], [у], [ш], [с]). Начинают с 2-х сигналов, по мере выполнения задания для разных пар звуков, число сигналов постепенно увеличивают.

В заданиях с закрытым выбором на первых занятиях речевой материал сначала предъявляется несколько раз со зрительным подкреплением. Затем то же задание выполняется без зрительного подкрепления только на слух. Если ребенок делает ошибки, то необходимо вернуться к аудио-визуальному способу подачи материала, а затем продолжить без зрительного подкрепления. По мере восстановления слухоречевого восприятия с КИ речевой материал можно предъявлять сразу только на слух. Сначала педагог произносит речевой материал в более медленном темпе и с четкой артикуляцией. При достижении устойчивого правильного узнавания материала, произносимого в медленном темпе, материал предъявляется с быстрым темпом произнесения.

Каждое занятие должно заканчиваться заданием, которое ребенок уже хорошо выполняет. Это поддерживает у него положительный настрой. Такой алгоритм используется при работе с разным речевым материалом. Педагог должен предварительно подобрать речевой материал и иметь напечатанные списки с разным числом сигналов разного типа (изолированные фонемы; группы фонем с общими фонеморазличительными признаками; слоги; слова с разной и одинаковой слоговой структурой; пары слов, различающиеся одной фонемой; односложные слова; предложения с хорошо предсказуемым и плохо предсказуемым составом слов; вопросы; тексты - Приложение 1).

При работе с подростками и детьми очень важно подобрать речевой материал, соответствующий возрасту ребенка и его интересам. Этот материал должен быть также разнообразным по темам, лингвистическому составу и пр.

Для домашних занятий можно рекомендовать также прослушивание песен, которые ребенок знал до потери слуха. Хотя КИ в определенной степени искажает мелодию песен, их ритмический рисунок передается точно, и многие дети любят слушать любимые песни, узнавая их текст.

В заданиях с открытым выбором на первых занятиях также сначала используют аудио-визуальный способ предъявления материала. Затем предъявляют сигналы только на слух. Если ребенок не понял сказанное слово (или фразу), его повторяют. Если он не понял и в этом случае, то следует объяснить ребенку, что было сказано, написав это слово или показав соответствующую картинку. После этого необходимо снова повторить это слово несколько раз, так чтобы ребенок воспринял его только на слух. Если ребенок назвал какое-то другое слово вместо предъявленного, то надо по очереди произнести эти два слова, давая ребенку возможность сравнить звучания этих двух слов, почувствовать разницу в их звучании.

При тренировке понимания слитной речи используется чтение коротких занимательных текстов (100-200 слов), при этом обучающийся должен повторять предложения, читаемые педагогом. Если обучающийся не понял какое-либо слово, то педагог повторяет предложение или его часть, приводит слова - синонимы и т.д., добиваясь узнавания этого слова ребенком. При затруднении узнавания слова его можно написать и показать ребенку. При этом можно использовать также другой подход: ребенок сначала самостоятельно читает текст, а затем педагог предъявляет предложения только на слух.

Важнейшую роль в восстановлении восприятия речи с помощью КИ играют занятия по развитию способности узнавать отдельные звуки речи, т.к. это определяет разборчивость речи. Вследствие особенностей кодирования акустической информации КИ отдельные звуки речи претерпевают существенные изменения. Для того чтобы ребенок научился хорошо узнавать отдельные фонемы, используются несколько типов упражнений:

Различение фонем при парном сравнении (при изолированном предъявлении, в составе слогов в окружении разных звуков речи, слов). Начинают с гласных звуков. (Приложение 1);

Узнавание фонем при выборе из 3, 4, 5 и более (при изолированном предъявлении, в составе слогов в окружении разных звуков речи);

Различение и выделение дифференциальных признаков (звонкость-глухость, мягкость-твердость, место образования, гласный-согласный, назальный-неназальный и др.); Это упражнение особенно эффективно, т.к. способствует быстрому развитию умения различать отдельные фонемы. Наибольшую трудность представляет различение взрывных согласных, отличающихся местом образования /б-д-г/, /п-т-к/.

Умение обнаруживать наличие-отсутствие звука в слове и определять его позицию в слове;

Определения корректного и некорректного произношения фонемы в слове и др. В результате у большинства детей, использующих КИ с быстрой стратегией кодирования, удается достичь 90-95% фонемной разборчивости в слогах.

Кохлеарная имплантация обычно проводится на одно ухо. При таком монауральном восприятии локализация звука в пространстве является непростой задачей для ПЛП. Для развития этой способности необходимы специальные занятия по локализации источников неречевых сигналов и речи, что улучшает ориентацию ребенка в пространстве и адаптацию в меняющейся акустической среде. Однако следует иметь в виду, что даже после тренировки, способность ребенка определять положение звука в пространстве с одним КИ ограничена, особенно в направлении «спереди-сзади» и в шумной обстановке (на улице, в шумном помещении). Как правило, ребенок сначала обнаруживает звук, начинает искать его источник, поворачивая голову в разные стороны, параллельно опознает звуковой образ (например, речь или гудок машины) и, прежде всего, по ситуации определяет, откуда идет звуковой сигнал.

Поскольку речевые сигналы, передаваемые КИ, искажены, то для их обработки детям требуется больше времени. Поэтому дети с КИ, особенно в первый год использования КИ, значительно медленнее понимают сказанное, им требуется несколько раз повторить, прежде чем они поймут услышанную речь. В связи с этим в процессе слухоречевой работы с ребенком необходимо предъявлять для опознавания речевой материал (слова, фразы), произнося его с разной скоростью - сначала чуть медленнее, с четкой артикуляцией, а затем, после того как ребенок точно повторил услышанное - в более быстром темпе.

Необходимо также проводить упражнения по развитию способности различать голоса людей. Сначала голоса разных людей звучат для ребенка одинаково, но постепенно этот навык развивается, хотя он будет делать это хуже, чем нормально слышащий ребенок. Начинать лучше с того, что, предъявляя ребенку речевой материал, нужно иногда произносить слова более высоким или более низким голосом. Ребенок должен при этом отметить изменение высоты голоса. Можно также привлечь родителей к этому упражнению. Они вместе с педагогом произносят по очереди в случайном порядке слова или предложения (уже проработанные), а ребенок должен узнать, кто это сказал. Используются также аудиозаписи с мужскими, женскими, детскими голосами. Родители проводят такие упражнения и дома. В процессе этих занятий у ребенка восстанавливается способность различать мужские-женские-детские голоса, способность различать знакомые голоса. Это способность важна и для восприятия речи одного диктора на фоне нескольких говорящих человек.

Для тренировки восприятия речи на фоне помех можно использовать аудиозаписи с зашумленным речевым материалом, восприятие речи на фоне музыки или включенного радио, а также разговор по телефону. При этом начинать также следует с восприятия в ситуации закрытого (ограниченного) списка, т.е. когда ребенок знает, какие именно сигналы ему будут предъявляться (при беседе по телефону нужно заранее написать текст диалога). Тренировка восприятия речи в шумах является важным этапом работы, поскольку ПЛП испытывают трудности восприятия в шумных условиях даже после длительного ношения КИ. Это обусловлено меньшей информационной избыточностью и, соответственно, помехоустойчивостью речевых сигналов, передаваемых КИ, а также нарушением центральных слуховых процессов у части ПЛП. В процессе таких занятий с ребенком и родителями обсуждаются проблемы восприятия речи в шумных условиях, приемы успешной реализации коммуникации с помощью альтернативных стратегий, способствующие психологической стабилизации ребенка в трудных ситуациях.

Следует помнить, что процесс слушания и восприятия речи с КИ требует от ребенка большого напряжения и энергии. Кроме того, у многих детей, потерявших слух после нейроинфекций, имеются различные неврологические нарушения (астения нервной системы), центральные расстройства слуха (нарушения слуховой памяти, внимания). Поэтому в первое время дети на занятиях быстро устают. В связи с этим в процессе занятия важно слухоречевую работу перемежать с другими видами коррекционной работы, опирающимися в большей степени на другие анализаторы.

Как правило, после 3-4 недель интенсивных занятий по развитию восприятия речи с КИ центре кохлеарной имплантации, позднооглохшие дети понимают речь в большинстве коммуникативных ситуаций. Однако, скорость обработки речи с КИ у них еще недостаточная, и ребенок нуждается в продолжении занятий с сурдопедагогом по месту жительства 1-2 раза в неделю в течение нескольких месяцев. Ребенок также нуждается в дополнительных занятиях по русскому языку. При этом на протяжении всего процесса слухо-речевой реабилитации родители ребенка активно участвуют в процессе слухо-речевой реабилитации - они ежедневно занимаются с ребенком по заданиям сурдопедагога.